Челлендж жадная овца игра для детей greedy sheep toy challenge game. Факты про овец
«Нарисуй мне барашка!» - Маленький принц, Антуан де Сент-Экзюпери.
Физиология овец
Весьма интересным является тот факт, что овцы имеют такие же прямоугольные зрачки, как и осьминоги. Помимо этих животных прямоугольными окулярами ещё обладают мангуст и коза.
Физиологически овцы не способны воспринимать глубину и стараются избегать теней и резких контрастов между тёмным и светлым. Они всегда стараются двигаться в направлении света.
Бараньим горохом часто называют овечий помет, который имеет овальную форму и не слипается друг с другом.
Овцы обладают очень хорошей памятью и в состоянии планировать будущее.
Овцы имеют острый слух. Чрезвычайно сильно пугаются громких звуков. Треть своей жизни проводят в состоянии «задумчивости» и требуют покой и тишину. Убегая от опасности, овца может случайно упасть на спину, и если ей не помочь, подняться или перевернутся, то она, лежа долго на спине, может умереть.
Овцы не любят ходить в воде или проходить через узкие отверстия. Они предпочитают двигаться против ветра и в гору, чем по ветру и под гору.
Новорожденный ягненок узнаёт свою мать по голосу. Овцы очень часто производят близнецов.
Овца - стадное животное, она плохо чувствует себя и даже испытывает сильный стресс, если живет в одиночестве. Уровень тревоги проходит, если она видит поблизости других овец.
Овцы в мифологии и религии
Одним из персонажей древнегреческой мифологии является Крий - баран с золотым руном, который считался сыном Посейдона и Феофаны. Его принесли в жертву богу войны, Аресу. Из мифологии известно, что он имел способность летать. Именно на нём, Фрикс и Гелла отправились в Колхиду. По Гекатею, он обладал способностью говорить человеческим голосом, ободряя Фрикса, сам приказал принести себя в жертву богам.
Историческая интерпретация этого события, говорит о том, что Крий был наставником Фрикса, который на корабле сумел доставить Фрикса в Колхиду (Азию), а Гелла, не выжив, умерла в пути. Крия принесли в жертву богам, содрав с него кожу. Затем его кожу позолотили и повесили в храме. По Эратосфену, баран сам снял с себя золотую шкуру, отдал Фриксу и вознесясь на небо, стал одним из созвездий. Созвездие Овен названо греками именно в честь Крия, из шкуры которого было получено Золотое руно.
Рога барана считались у людей Древнего Азии сильным магическим артефактом. Так, в древнеегипетской иконографии в виде человека с бараньей головой изображались главные боги (Хнум - создатель людей, Амон - бог Солнца) и некоторые из правителей Египта. И хотя многие взрослые бараны выясняют отношения с помощью больших закрученных рогов, сталкиваясь друг с другом на большой скорости, снежные бараны этого делать, почему-то не хотят.
Частого упоминания заслужили овцы и в христианстве. Нередко паству католических священников сравнивают с покорными овцами. В тексте Библии овцы упоминаются не менее 200 раз. В Новом завете люди сравниваются с овцами, а Иисус с Пастухом и Пастырем. «Добрый Пастырь ведёт их домой И спасет их Господь Бог их в тот день, как овец, народ Свой». Некоторые христианские святые покровительствуют пастухам, а некоторые - овцам. Иисус Христос нередко изображается, как жертвенный Агнец Божий.
В славянской мифологии барана связывают со смертью. По древнему русскому поверью, после смерти самоубийцы превращаются в баранов, которых дьявол запрягает в свою повозку. Про самоубийц так и говорили: «Чёрту баран».
На Мадагаскаре и поныне овец не употребляют в пищу, так как верования аборигенов предполагает, что в них воплощаются души предков.
Овцы в предсказаниях
В гадании (скапулимантия), баранью лопатку используют, как основной инструмент для предсказания судьбы человека. В английском языке даже сохранилось специальное выражение, которое дословно означает: «читать по лопаточной кости». В процессе гадания, вываренную в воде и очищенную остатков мяса и хрящей правую баранью лопатку держат над открытым огнем до тех пор, пока кость не потрескается. После этого ведун приступает к «изучению» результатов. За основу выбирается самая длинная продольная трещина, обозначаемая как «линия жизни». Поперечные трещины, лежащие справа от основной линии, предвещают радостные события в жизни человека; слева - препятствия и дурные предзнаменования. Чёрное пятно является знаком смерти, и чем ближе она располагается к «линии жизни», тем быстрее человек можете умереть.
Овцы в астрономии
Овен является точкой весеннего равноденствия. Это один (21 марта) из самых значимых дней в году на Земле. Именно с этого дня в Северном полушарии начинается летнее время. Многие народы, в том числе и славяне, отмечали Новый год именно в этот день.
Одомашнивание овцы
Кажется, что люди и овцы неразрывно существуют ещё с незапамятных времен, однако это не так. Как и остальные виды домашних животных, овца, изначально была диким животным. Овца была одомашнена людьми примерно 6-8 тыс. лет назад, по предположениям ученых, на территории современной Турции.
После проведенных исследований ДНК стало, что равное количество хромосом одомашненные овцы имеют лишь с муфлоном. Полагают, что от муфлонов произошли короткотощехвостые овцы, от аргали - жирнохвостые и длиннотощехвостые породы, включая тонкорунные, от архара - современные курдючные овцы.
Из овец человек получает шерсть, мясо, шкуру, молоко и сыр (брынза). Овечье мясо называется бараниной. Кастрированных баранов называют валухами.
Овцеводство - одна из значимых отраслей животноводства. Разведение овец практикуется во многих странах и играет значимую роль в экономике многих стран. Наибольшее поголовье овец в настоящее время насчитывается в таких странах как Китай (144 млн. голов) и Австралия (98 млн.)
Многие любят по укутываться в теплые вещи, связанный из натуральной шерсти. И это неудивительно, ведь основным свойством шерсти является сохранение тепла. Ученые до сих пор не в состоянии воспроизвести синтетическим путем сырье в качестве замены натуральной шерсти мериноса. Каждый год на аукционе «Золотая кипа» из этой шерсти создаются элитные ткани. Особо ценится чрезвычайно тонкая (толщиной 18 -19 микрон) мериносовая шерсть.
В отличие от коз, они быстро привыкают к новым хозяевам и месту жительства.
Если овцы пасутся на открытой, ничем не огороженной территории, то они начинают сбиваться в кучу и не отходят друг от друга ни на шаг, а вот если они видят изгородь, то чувствуют себя в безопасности и безмятежно пасутся.
Животноводы классифицируют овец по типу их хвоста. Хвосты длинножирнохвостых овец весьма длинные и способны накапливать достаточный запас жира при хорошем питании. Поэтому фермеры иногда приделывают к такому хвосту маленькие тележки или салазки, чтобы он случайно не обдирался, волочась по земле и камням.
За одну стрижку со взрослой здоровой овцы состригают примерно 10 кг шерсти.
Бараны и овцы имеют интересную способность запоминать образ своего пастуха. Во время перемещения общего стада, подгоняемого к водопою, смешивается несколько отар овец. Однако если пастух позовёт своих овец, то его отара отходит от воды и идёт пастись на пастбище. Причиной того, что в стадо забрел чужой баран или овца является болезнь ушей или глаз. Овцы всегда идут вслед за пастухом, а не пастух их сзади погоняет.
В зимнее время, если овцы видят стоящего пастуха, то они окружают его плотным кольцом, однако лишь стоит ему присесть, как они начинают разбредаться и вполне вероятно, что они замерзнут и погибнут от переохлаждения.
У овец мало способов защиты от хищников, они могут лишь быстро убежать или сгруппироваться все вместе в одно стадо. Поэтому пастухи применяют собак, чтобы собрать всех овец в стадо. Овцы инстинктивно принимают собаку за хищника, и собираются для защиты, стараясь уберечься.
Породы овец
Средняя продолжительность жизни овец зависит от их породы. Самая непродолжительным сроком жизни обладает порода уриал (6 лет). Долгожителями среди овец можно назвать снежных баранов, которые в домашних условиях могут дожить и до 24 лет.
Муфлоны или горные бараны - одни из немногих крупных млекопитающих, которые обитают по горным склонам, и заходят на высоту до 5000 метров над уровнем моря. Они предпочитают скалы и каменистые осыпи. Хотя большую часть времени они пасутся на альпийских лугах, при любой малейшей опасности скрываются среди скал. Животные чрезвычайно пугливы и с лёгкостью бросает обжитые места, становясь бродячим, и меняют привычные тропы.
В горах Средней и Центральной Азии, в том числе и на юге Сибири, на высотах от 2400 до 2800 метров над уровнем моря, можно отыскать Архара или горного барана, или аргали (лат. Ovis ammon). Бараны этого вида обладают шикарными и очень тяжелыми рогами. Некоторые представители архара носят рога по весу до 35 кг. В нашей стране он живет в труднодоступных горных районах и занесен в Красную книгу.
Существуют достаточно дорогие породы овец, стоимость одного экземпляра которых доходит 2 000 000 долларов.
Гибриды овцы
Известны случаи скрещивания овец с другими видами животных. Речь идёт о гибридах, получаемых в результате скрещивания козы и барана. К примеру, в 2000 году в Ботсване в результате длительного совместного содержания были скрещены баран и коза. Животное было названо «Toast of Botswana». Баран и коза обладают разным количеством хромосом - 54 и 60. Поэтому, в большинстве случаев, их потомство чаще всего оказывается мертворожденным. Выживший же гибрид сумел унаследовать признаки сразу обеих своих родителей. Он имел длинную шерсть, как у овцы, а ноги были козьи. Животное имело тяжелое баранье тело. В возрасте пяти лет его вес составлял 93 килограмма (учитывая, что средний вес взрослого барана в 53±13,83 кг). Животное имело 57 хромосом. Гибрид был очень активным, обладал повышенным либидо, при этом был абсолютно бесплодным. В возрасте 10 месяцев его кастрировали.
В Новой Зеландии известен случай рождения гибрида женского пола, и тоже от козы и барана, количество хромосом было тоже равно 57. Этот гибрид также был бесплодным.
Наиболее интересным фактом является то что, во Франции подобный гибрид сумел дать новое потомство от барана. Один плод оказался мертворожденным, а второй - живой, мужского пола и имел 54 хромосомы.
В Нижегородской области, Ирина Михайловна Немеш в своём личном хозяйстве сумела получить потомство от козла и овцы. Она дала своим гибридам название - «базлы» (сочетание слов бараны и козлы). Гибриды вырастали несколько крупнее, чем овцы. Взрослые базлы по внешнему походили на овец, шерсть их была похожа на шерсть кавказских овчарок, подшёрстка тоньше, и линяли по весне, как у козы. Из двенадцати голов базлов, лишь три были самцами. Несмотря на бесплодие, у них было отмечено повышенное либидо.
Происшествия с овцами
В прибрежном городе Хельгойсунд, Норвегия, жители и туристы могли увидеть достаточно нелепое зрелище. Зацепившись рогом за электрический провод и таким образом, находясь в подвешенном состоянии, блеял, что есть мочи, баран. Это происходило на высоте 6 метров от земли, при этом он не получал разряды тока. Вероятной причиной того, как он сумел баран туда забраться следующая. Животное мирно щипало травку на вершине холма и случайно зацепилось за провод, а затем просто скатилось под собственной тяжестью, по проводу с горки. Свидетели принялись спасать бедолагу. Это оказалось непростой задачей. Брыкающийся в ужасе баран не давал накинуть на себя петли веревки. Только спустя час животное удалось опустить на землю в целости и сохранности.
Овцы в науке
Первым клонированным животным в мире является овца, по кличке Долли. Она была воспроизведена из клетки, взятой из её же молочной железы. Ян Вилмут, лидер исследовательской группы, в попытке придумать ассоциацию к молочным железам вспомнил грудь известной американской кантри-певицы, Долли Партон. Однако мало кто знает, что было уничтожено 277 дефектных клонов, прежде чем эксперимент по клонированию млекопитающего из соматических (неполовых) клеток завершился успешно.
Овцы в жизни людей
«О овцы, такие ручные и неприхотливые в еде. Они становятся настолько жадными и необузданными, что поглощают самих людей, опустошают и делают безлюдными поля, дома и города», так писал в своем произведении «Утопия» Томас Мор, описывая события которые произошли в Англии в XVII веке во времена становления капитализма. Массовый сгон беззащитных крестьян с насиженных земель из-за того, что овцам принадлежащих будущей буржуазии негде было пастись, привел к массовому истреблению населения. По оценкам историков, население «старой доброй» Англии сократилось от 7% до 30%.
Подсчет овец достаточно утомительное занятие как их много в стае. Монотонные подсчеты притупляют внимание человека и вгоняют его в медитативное состояние. Поэтому так часто нам говорят, чтобы мы считали овечек, если не можем заснуть.
Овцы в лингвистике
Крылатое выражение в нашем языке «уставился, как баран на новые ворота» относится вовсе не к овцам, как считают многие. В древности воины ассирийцев, а затем римлян, при штурмах вражеских городов и крепостей, разбивали створки ворот при помощи тяжёлого бревна с металлическим набалдашником в виде головы барана.
В нашей речи мы нередко употребляем асловосочетание «белая ворона», чтобы обозначит человека, который отличается поведением или по какому-то другому признаку от определенной обозначенной группы людей. В европейских же языках, аналогом этого выражения является идиоматическое выражение «чёрная овца». При этом европейцы, произнося эту фразу, к тому же указывают и на нежелательность нахождения такого индивидуума в этой группе. В этом аспекте, идиома очень близка к другим русскому выражению - «паршивая овца».
Средневековая французская комедия имеет эпизод, где богатый суконщик подаёт в суд на пастуха, укравшего у него овец. Во время заседания суконщик в порыве гнева забывает о пастухе и осыпает упрёками уже его адвоката, который не заплатил в прошлом ему за 6 локтей сукна. Судья прерывает его речь такими словами: «Вернёмся к нашим баранам». Впоследствии они стали крылатыми.
В русском языке есть немало поговорок с упоминанием овец. Примеры:
С паршивой овцы хоть шерсти клок. Паршивая овца всё стадо портит.
Овца в искусстве
Овца рассматривается как символ кротости и смиренности.
Памятник «Черный баран» в Савонлинне, в Лондоне расположена скульптура «Пастух и овцы».
«Овечья заправка» - так хочется назвать 25 статуй, возведенных на одной из заправочных станции в западной стороне Нью-Йорка, Челси, благодаря государственной художественной программе «Getty Station». Инсталляция из эпоксидного камня и бронзы была сотворена руками Майкла Шво и Павла Касмин, решивших переосмыслить мультипликационных героев французского художника Франсуа-Ксавье Лалана.
В мультфильме «Смешарики», баран (одна из рас мультфильма) обладает кудрявой светло-фиолетовой шерстью, фиолетовыми рогами и копытами.
Рекорды овец
Барану по кличке Шрек, однажды удалось сбежать с фермы, где он рос. На протяжении 6 лет он скитался по горам. Однако впоследствии его всё же нашли. Узнать его было непросто. Дело в том, что за эти годы странствий, он не на шутку оброс шерстью. После его поимки, фермер состриг с него 27 кг шерсти.
Однако рекорд по количеству настриженной шерсти принадлежит не Шреку. В совхозе «Красный чабан» Херсонской области (Украина) только лишь с одного барана было настрижено 31,7 кг за год. При этом вес баран достигал 130 кг.
Вернуться к списку животных >>> .Овца. Баран. Овен. В разных мифопоэтических системах символические значения Овена отличаются большой устойчивостью и единством - робость, стыдливость, кротость, безобидность, пассивность, терпение, простота, податливость, невинность, мягкость, нежность, любовь, жертвенность (жертва). Иногда эти значения «ухудшаются» - безынициативность, подражательность, глупость, упрямство, блуждание. В биологическом виде, представленном Овца, с мифопоэтической точки зрения существенны териоморфные образы, определяемые двумя парами противопоставлений: мужской - женский [соответственно (овен) и овца] и принадлежащий к родителям - принадлежащий к детям (соответственно - овца и баран, но ягнёнок или агнец, т. е. барашек). В целом образы Овцы и барана реализуют общий круг символических значений, хотя в ряде случаев подчёркиваются разные нюансы этих значений (что, в частности, определяется и различиями по полу). Так, в образе Овцы чаще выступает связь с мотивами кротости, нежности, невинности, а в образе барана подчёркивается плодовитость, связь с солнцем и отдельными божествами, но в отрицательном смысле говорится о глупости (баран - дурень) и бестол-ковости барана. Забитость Овцы, её открытость обидам и вражеским нападе-ниям - один из распространённых мотивов и в «языковой мифологии» (некоторые животные обозначаются по принципу «едящий овцу»), и в об-ширной овечьей паремиологии («не прикидывайся овцою: волк съест»; «не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел»), фольклоре, прежде всего в сказочных мотивах (многострадальная овца в обществе лисы и волка). На этих качествах Овцы основана её роль в ритуале. Именно Овца чаще всего выступает как образ жертвы, обычно чистой, богу солнца, огня и т. п. и наоборот, жертвоприношение чёрной Овцы - божествам подземного царства, злым духам для их умилостивления. Часто коза приравнивается к чёрной овце (чёрной Овцы нередко называют плохого человека; ср. «заблудшая Овца» - о грешнике). Однако характерно противопоставление Овцы как чистого животного козе как нечистому или, во всяком случае, малопочитаемому животному. Соотношение овца - человек подкрепляется и сказочными мотивами о превращении в Овцу, об овце-оборотне и т. п.; однако известны случаи, когда Овца превращаются в неодушевлённые предметы (напр., в грузинской сказке пастух и Овца обращены в камни за негостеприимство пастуха, отказавшего нищему в овечьем молоке и предложившему ему взамен козье). Образ Овцы часто встречается в сказочном фольклоре, раскрывающем различные качества Овцы. Есть сказки, в которых Овца доказывает, что она не хуже (не менее полезна), чем лошадь и корова (ср., например, амхарскую сказку о споре трёх этих животных), в других подчёркивается недостаточная престижность Овцы в иерархии мифопоэтических ценностей, иногда отчётливо выражается насмешливо-ироническое отношение к Овце, нередко обыгрываются «низкие» темы - овечий горох, блеяние и т. п. Вместе с тем Овца выступает как символ спасителя и искупительная жертва (ср. широко известную в христианском учении и искусстве тему «божий агнец»); Овца как мифологизированное животное, которое «перевозит» солнце через восьмой зодиакальный «дом» (Скорпион); Овца как страж юго-западного и западного направления (там же); Овца как животное тотемного типа (ср. почитание Овца у самосцев или «овечьи» роды у ряда алтайских наро-дов); Овца как животное, принадлежащее божеству (согласно «Ригведе» Х 26, 6, Пушан ткёт Овце одежды и чистит её), и т. п. Зато ритуальная роль Овцы бесспорна; так, образ Овцы у мирового дерева (в средней его части), у креста, с Иисусом Христом и т. п. Поскольку овцеводство играло большую роль у некоторых древних скотоводческих народов, наблюдается использование продуктов Овцы в ритуале - её молока, жира, особенно шерсти (причём шерсть и некоторые другие продукты Овцы иногда фигурально называются а VI, «овца»). Мотив овечьего руна как символа плодородия весьма част в ритуалах, приурочиваемых к образу мирового дерева. В хеттских ритуальных текстах шерсть также связана с вечнозелёным деревом елью. Белая овечья шерсть, как и сами Овцы, фигурирует в ивановских праздниках у славян и соответственно - у балтов. В хеттских текстах ритуального характера упоминаются люди в овечьей шкуре (между прочим, и т. н. «волчьи» люди; ср. образ волка в овечьей шкуре). Очень широко используется Овца в гаданиях (ср. способ гадания по лопатке Овцы), в заговорах-просьбах, в практике предсказания, в магии. У ряда сибирских и центральноазиатских народов Овца выступает как животное - «онгон», приносящее счастье.
Велика в ритуале и роль БАРАНА . Он постоянно выступает как жертвенное животное в Библии (ср. Исх. 29, 15- 16, 18; Лев. 8, 18, 20-22; 9, 2, 4; 14, 13; 2 Царств 29, 22, 32), которое подвергается закланию и сожжению. В Египте барана приносили в жертву богу Амону .
Заклание трёх баранов рассматривалось как очистительная жертва у ингушей. Не только экономический, но и определённый престиж-ный аспект можно видеть в ритуальных дарениях баранов, принимавших ино-гда огромные размеры (согласно 4 Царств 3, 4, израильский царь получил от моавитянского царя 100 тысяч овец и 100 тысяч баранов); в обменах баранами, ягнятами, козлами (Иезек. 27, 21), подготавливавших ту ситуацию, когда Овца или баран выступали в качестве единицы обмена. У древних евреев баран иногда выступает как тотемное животное. Особенно многообразно представлен культ барана в Древнем Египте. При ряде храмов содержались священные бараны, освобождённые от хозяйственных работ. Бараны подлежали закланию в зрелом возрасте; они бальзамировались и торжественно предавались погребению. Ряд божеств известен в овноголовом виде, ср. Хнума из Верхнего Египта, Херишеф из Гераклеополя и Осириса из Мендеса, слившихся в триединое божество (интересно, что название Мендес одновременно означает и барана; в этом городе к статуе Осирисе в виде барана приходили женщины желавшие потомства, и обнажались перед ней в надежде получить от Осириса плодовитость). В образе барана (иногда крылатого барана) почитался в Фивах и бог солнца Амон. Определённые элементы египетского влияния присутствуют в «овноподобии» Зевса . В греческой мифологической традиции баран был также одним из животных, посвящённых Афродите . Златорунный баран сбросил с себя в воды пролива Геллу спасавшуюся вместе с братом Фриксом от злой мачехи Ино. Злато-рунный баран - стержневой образ мифологического цикла об аргонав-тах. Следы барана как тотемного животного в названии аттического рода Криоидов - от др.-греч. «баран» (таково же название мифологизированного созвездия Овна). В барана может превращаться и божество (одна из аватар Агни - баран), и человек (нередки случаи сказочного пре-вращения в барана околдованного или заклятого героя; ср. обратный мотив в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес»: больному сознанию Передонова мерещится, что его друг - баран, чарами колдовства превращённый в человека). Из сказочных мотивов, связанных с бараном, лишь немногие сохраняют связь с мифами [ср. русские сказки типа - добыча бараном (и козлом) огня, превращение героя в барана]; большая часть мотивов относится к теме сообщества животных (баран и козёл, баран и кот, баран и птица, 12 баранов и т. п.), к теме барана и волка (причём глупый баран нередко выходит победителем), к комической трактовке образа барана [бараний лоб, баранье упорство (тупость), зажаренный баран и т. д.]. У ряда алтайских народов один из месяцев (июль) связан с бараном. Образ Овцы известен в западноевропейском животном эпосе (круг «Романа о Ренаре»), в его источниках и продолжениях - басня, аполог, фаблио и т. п. Он же часто используется в символике и эмблематике, в искусстве древнего мира и средневековья (нередко как аллегория). В мифологизированном изобразительном искусстве Овца часто заменяется облаком. Образ барана в этом отношении значительно уступает образу Овцы; зато, в отличие от Овцы, он появляется уже в верхнепалеолитическом искусстве, где на его долю (каменный баран) приходится приблизительно 7% всех изображений животных.
Баран или овен ¬ величественная дpeвневосточная эмблема солнца огня, божественный символ жизненной энергии и пламенной страсти, силы и мужества, импульсивности, настойчивости. Негативный образ овцы резко контрастирует с возвышенно¬ позитивной символикой овна. Уже B дpeвности овца рассматривалась как неразумное, хотя и безобидное, создание, нуждающееся в постоянной защите, опеке и руководстве. Овца ¬ символ духовной слепоты и беспомощности, аллегория стадной психологии толпы.
С течением времени древняя солнечная эмблема овна столь сильно деrpадировала, что практически сравнялась по значению с овцой. В самом деле, в современной европейской символике овца служит олицетворением глупости и трусости, а баран ¬ воплощением тупости и упрямства.
В мифолоmи овен ¬ священное животное многих богов Древнего мира: еrипетских Амона и Осириса, йеменских Алмакаха и Талаба, индуистскоrо Аrни и римскоrо Марса. Золотой баран, оставивший на память о себе драгоценное золотое руно ¬ атрибут rpеческоrо боrа Гepмeca.
Тибетская «Мать всех сабдаrов», моryщественная колдунья с восьмьюдесятью морщинами, разъезжает верхом на бара¬не, а скандинавский rромовержец Тор ¬ на бараньей упряжке.
Сами боrи не брезговали перевоплощаться в баранов. Так поступали: индуистский боr войны Bepeтparна, Хевиозо («Or¬ромный Баран») у народа фон (Даrомея), Фыры Дзуар «Святой Баран») у осетин и др.
Бараний облик принимали в народном эпосе и великие rерои древности: Александр Македонский, лахмидский царь Мунзир, зять Пророка ¬ Али. Арабские поэты, воспевая их славные подвиrи, рисовали обобщенный аллегорический образ дикого солнечного барана, поражающеrо вparoв смертоносными ударами poгов и копыт.
Примерить баранью шкуру были не прочь и некоторые философы. В древних китайских трактатах, посвященных леrендарному основателю даосизма Лао¬ Цзы, упоминается о том, как он при посещении овечьеrо базара обернулся черным бараном.
Мифолоrическая символика овна разнообразна, но всеrда позитивна. Oднороrий баран сечжай, ассистент первоrо китайскоrо судьи rао-яо, выrлядит воплощенным правосудием: если сам судья не мог решить, кто прав, а кто виноват, он обращался за помощью к своему мудрому барану. Прозорливый сечжай, неспешно обойдя всех подозреваемых, начинал бодать виновного, а невинноrо не троrал. Так вершился праведный бараний суд.
В ряде мифов овен символизирует защиту u убежище. Титанида Рея, мать rлавных олимпийских боrов, спасая По¬сейдона от прожорливого Кроноса, взявшеrо за правило поедать собственных дeтей, спрятала сына среди пасущеrося стада. Одиссей и ero товарищи спаслись из пещеры Полифема, превратившуюся для них в смертельную ловушку, тоже только блаrодаря баранам. Зная о том, что ужасный циклоп по утрам выпускает свое стадо на пастбище, они спрятались под брюхом баранов, вцепившись руками в ryстую шерсть животных и обрели, таким образом, свободу. В бараньей шерсти трижды пряталась от недостойных и Аши, иранская боrиня удачи.
Символом исключительности явились в rpеческих мифах златорунная овечка Атрея и золотой баран Гермеса. Блаrодаря последнему аргонавты испытали множество приключений и преодолели немыслимые препятствия. Поход античных repoeв за золотым руном сопоставим по значимости со странствиями рыцарей Круrлоrо стола, разыскивавших Святой rрааль, и с мноrовековыми исканиями алхимиков, пытавшихся получить мифический философский камень. Все их устремления, в сущности, означают одно: поиск высше20 идеала, попытку решения сверхзадачи и достижения сверхцелu.
Причудливая народная фантазия способна породить и не такое диво, как златорунный барашек. В книrе Томаса Брауна «Ходячие суеверия» (1646) приводится краткое описание забавноrо rибридноrо существа: «Превеликим чудом считается "баромец" , это странное растение ¬ животное, или растительный "татарский овен", которое с удовольствием пожирают волки; оно имеет форму овна, при надломе испускает кровавый сок и продолжает жить даже тоrда, коrда все растения вокруг нero поrибают».
Что же овцы? В мифолоrии эти беспомощные создания имеют своих небесных покровителей. О них троrательно за¬ботится шумерская «Матушка¬ Овца» Лахар, римский Палес, осетинский Фальвар, адыrейский Емыш, владеющий бесчис¬ленными отарами волшебных овец и Т.д.
Обереrают овец и земные пастыри ¬ последователи библейскоrо Авеля. Они вcerда готовы защитить своих жалобно блеющих подопечных от любой опасности.
Яркий тому при мер ¬ пастух Aнтarop, в борьбе за овцу из вверенного ему стада одолевший самоrо Геракла. Помимо боrов и людей у овец есть и природные покровители ¬ бараны. Власть барана над
отарой овец сродни власти вождя над толпой, недаром уже в Ветхом Завете под баранами подразумевались цари, а под овцами целые народы.
В древнееrипетской иконоrрафии в виде барана (или человека с rоловой барана) изображались мноrие великие боrи: создатель первых людей Хнум, боr солнца Амон, покровитель rераклеополя Хери¬шеф, властитель 11 ¬ro нома Верхнего Еrипта Меримутеф.
Особой символической мощью Haдeлены бараньи pora. Спиралевидные pora еrипетских боrов символизируют циклическое движение солнца через земной мир живых и заrробное Царство Мертвых. У иудеев священный por шофар ¬ символ защиты, а библейский баран с четырьмя роrами ¬ эмблема мудрости. В национальном орнаменте татар, калмыков, алтайцев, бурят и тувинцев узор в виде poroв барана олицетворяет настойчивость и целеустремленность.
В релиrиозном искусстве народов Востока барану принадлежит самая почетная роль. На Кавказе, например, изображение барана заменяет эмблему дocтатка и богатства. Еще более важное
значение придавалось этой эмблеме в Caсанидском искусстве Ирана, rде баран являлся воплощением фарна (божественной сущности), символизирующим вepховную власть, могущество и богатство.
В релиrии древних народов и баран, и овца выступают как уrодные боrам жертвенные животные, однако, совершая жертвоприношение, необходимо было учитывать вкусы привередливых боrов.
Дело в том, что Аларды, злобный дух оспы у осетин, предпочитал полакомиться белым барашком, тоrда как Нrаи, громовержцу масаев, баранину и на дух не переносил; ему подавай только овцу, и непременно черную. Труднее вcero было прокормить пучеrлазоrо китайскоrо водяного Эрлана, уплетавшеrо за один присест сотни баранов и овец любой pacцветки. И упаси Боr не уrодить божественным нурманам ¬ тоrда новый Потоп и оспа в придачу rарантированы.
Разорительные жертвоприношения ¬ неотъемлемая часть культа всех языческих релиrий, существовавших на заре человечества. Повзрослев, цивилизация сделала выбор в пользу более дешевоrо и практичноrо монотеизма (единобожия). В христианстве, например, никакие жертвы не нужны ¬ единственной искупительной жертвой за все rрехи мира выступает сам Сын Божий.
В христианской символике есть Mecто и овцам, и баранам, и пастырям. Овца здесь олицетворяет всю паству ¬ нepaзумное разношерстное стадо, не способное и шаry ступить без мудроrо руководителя. Смиренная и кроткая овечка, покорн о следующая указанной церковью тропой спасения, ассоциируется с основной массой благонамеренных верующих; «заблудшая овца» с невольным грешником, «черная овца» с закоренелым грешником, а «паршивая овца» с неиcпpaвимым еретиком. Наставлять паству на путь истинный, а главным образом обереrать божьих овeчек от происков волка рыщущеrо (дьявола), призваны духовные пастыри, поэтому белая шерстяная сутана митрополита и папы римскоrо служит знаком пacтыря, несущего овцу на своих плечах. Охрану символической отары несут и мноrочисленные подпаски ¬ клирики, и псы rocподни ¬ доминиканцы. Но поскольку rлавным, природным вождем стада является все ¬таки баран, то в ero шкуру нередко рядили самого Иисуса Христа.
Овен в астролоrии ¬ первый знак зодиакальноrо Kpyra, вступающий в силу в момент весенего равноденствия, а посе¬му он символизирует первопричину бытия, сакральный момент творения, нача¬ло природного цикла, весну и живительное солнечное тепло. Люди, рожденные в
период ero rосподства (21 марта ¬ 19 апреля), просто¬таки обречены стать лидерами, вождями, наставниками, чемпионами, первооткрывателями или первопроходцами. Овны отважны как львы, стремительны как молнии, воинственны, как дети Марса, их воля несокрушима, как скала, и все препятствия на пути к нa¬меченной цели они способны смести как yparaн. Вместе с тем им присущи: баранье упрямство, непомерная rордыня, caмовлюбленность Нарцисса и rрубость дикаря. По мнению астролоrов, в политике эти люди руководствуются иезуитским девизом: «Цель оправдывает средства», а в любви хранят верность лишь собственным прихотям.
Особый раздел мантики, именуемый скапулимантией, использует в качестве rлавноrо инструмента предсказания cyдьбы баранью лопатку. Скапулимантия ¬ один из древнейших видов rадания, практиковавшийся колдунами и шаманами мноrих народов мира. В анrлийском Языке сохранилось даже специальное выражение, означающее буквально: «читать по лопаточной кости». Нехитрый процесс rадания сводится к следующему. Вываренную и тщательно очищенную правую баранью лопатку дepжат над огнем до тех пор, пока кость не растрескается. Затем колдун приступает к изучению полученных результатов. За ocнову берется самая длинная продольная трещина, трактуемая как «линия жизни». Немаловажную роль иrрают в rадании и поперечные трещины: те из них, что лежат справа от основной линии, предвеща¬ют радостные и счастливые события в жизни человека; те, что слева, препятствия и дурные предзнаменования. Какие именно зависит только от фантазии колдуна. Хуже вcero, если на лопатке обнаружится черное пятно, так как это явный знак смерти, и чем ближе такая «черная метка» расположена к «линии жизни», тем скорее моrила распахнет вам свои жуткие объятия.
Здоровый как бык розовощекий детина, отродясь не страдавший даже икотой, Получив такое пророчество, моr удивленно воскликнуть словами Вещеrо Олеrа:
Так вот где таилась погибель
моя!
Мне смертию кость угрожала!
После чеrо либо уверовать в предсказание и помереть со страху, либо, вежливо поблаrодарив колдуна, пожелать старому черту, чтоб он треснул вместе со всеми своими rлупыми костями.
В истории Анrлии XVI века произошло кое¬что
похуже: там всеrда смирные и безобидные овечки вдруr показали волчий оскал.
Анrличане rоворили даже, что «овцы пожирают людей». Да что там простые
анrличане! Сам канцлер королевства, знаменитый Томас Мор (1478¬1535) писал,
обращаясь к лордам и новым дворянам:
«Ваши овцы, обычно такие кроткие, довольные очень немноrим, теперь,
говорят, стали такими прожорливыми и нeутолимыми, что поедают даже людей
и опустошают целые поля, дома и rорода».
Разумеется, приведенные слова не стоит понимать буквально, поскольку
все это метафора. Дело в том, что разведение овец ради торrовли шерстью
сделалось в означенном веке исключительно выrодным занятием. Настолько
выrодным, что родилась друrая метафора: «Koпыто овцы превращает песок в
золото».
Но для выпаса овец требовались обшир¬ные пастбища, и тоrда алчные феодалы
начали захватывать общинные земли, сrоняя крестьян с их наделов и снося
цe¬лые деревни, а лишенные средств к суще¬ствованию люди, умирая от rолода,
про¬клинали ни в чем не повинных овец вмec-те с их бессовестными
владельцами.
Экспорт шерсти приносил знати
такие баснословные барыши, что ее единоrласно признали «наиболее драrоценным
продуктом королевства». Именно тоrда в Анrлии и появился национальный символ
богатства мешок, доверху набитый овечьей шерстью. И по сей день этот
мешок стоит в палате лордов, а на нем, словно на троне, восседает лорд¬канцлер
королевства.
В средневековой эмблематике необычай¬ную популярность
приобрел орден Золотoro Руна, учрежденный в 1429 г. rерцоrом Бурryндии
Филиппом Добрым. На знаке ордена был изображен подвешенный на цепи золотой
барашек, а над ним ¬ золотой кремень с алыми языками пламени и девизом
на синей эмали: «Harpaдa не уступает подвиry». Вскоре по-добной эмблемой
обзавелись и дрyrие eвропейские властители, превратившие ее в высший знак
монаршей мощности, поэтому кавалерами ордена Золотоrо Руна станови¬лись
лишь высокопоставленные особы. Нижняя часть орденскоrо знака в виде золотоrо
барашка сохранилась во всех вариантах ордена, зато ero верхняя часть везде
выrлядела по¬ своему. Так, австрийскую разновидность ордена отличала золотая
пластина с изображением Ясона, поражающеrо дракона, а в испанском варианте
верхнюю планку знака украшали пять крупных бразильских топазов. А вот во
французском ордене «Трех Золотых Рун» коронованный императорский орел под¬цепил
коrrями целую связку из трех золотых барашков.
В наше время во мноrих странах
Азии эмблема бараньей rоловы на тoproвыx марках товаров является знаком
высшего качества. И не только там. Красная баранья rолова на эмблеме американской
автомобильной марки «Додж» имеет, по видимому, аналоrичное згачение.
В rералъдике эмблема овцы,
барана или бараньей rоловы указывает на реrионы развитоrо овцеводства.
Белая овца включена в rерб Фолклендских островов. Белый златороrий баран,
мирно пасущийся в rолубом поле, rосударственная эмблема Фарерских
островов, попавшая oттyда и в датский rерб. Голова барана изображена в
rербе Евпатории. В родовых rербах русских дворян Барановых, Баранецких,
Баранских и Барановских эмблема идуще¬ro барана не имеет символическоrо
значения, Т.е. является «rоворящей».
В современном бытовом фольклоре
отношение к нашим баранам и овцам резко неrативное. Столь славный на Востоке
овен у нас являет собой образец тупости «смотреть бараньими rлазами», «...как
баран на новые ворота»), тупого упрямства «прет, как баран») и полнейшей
нeкомпетентности «...разбирается, как баран в апельсинах»). Овца же выrлядит
как воплощенная трусость и слупость. Робкому человеку в шутку советуют
«позаимствовать у овцы храбрости», а про показноrо храбреца rоворят, что
он «молодец против овец, а против молодца ¬ и сам овца». Блеяние овцы ассоциируется
с глупейшим лепетом, с крайне неразумными речами. В коллективе самым вредным
существом считается «паршивая овца», которая «...все стадо портит», хотя
при
желании даже из нее можно извлечь некоторую пользу «с паршивой овцы
¬ хоть шерсти клок»). Qсобый смысл заключен в метафоре: «рядиться В овечью
шкуру», Т.е. скрывать агрессивные, враждебные намерения под личиной скромности
и миролюбия.
Орел, Алое перо и Мышь
У горного Орла была отметина – на груди алое пятно. Это было перо – необычное и красивое. Однажды Орел взлетел очень высоко, и так случилось, что во время битвы с сильным соперником, с груди Орла упало то самое красивое перо.
Перо нашла Мышь и принесла его в свою нору. Мышь соорудила хрустальную купель для драгоценной реликвии. Она стала так горда, что именно ей посчастливилось найти редкое перо горного Орла. «Я избранная, - думала Мышь. – Ведь именно мне удалось отыскать алое перо!»
Однажды подул сильный ветер, и алое перо вдруг исчезло из хрустальной купели. Ветер унес редкое сокровище в неизвестном направлении. И куда только делась мышиная гордость? Гордость тоже исчезла, потому что теперь Мыши нечем было гордиться. А у горного Орла выросло новое алое перо на груди, которым он и не думал гордиться.
Жадная овца
Овца ходила по зеленным склонам и жевала, жевала, жевала сочную траву. Ей бы впору уже остановится, но она так увлеклась поглощением зеленной травки, что никак не могла остановиться.
Когда Овца съела всю траву на склонах, то принялась кушать листики деревьев. С огромной жадностью Овца ела листики, хотя уже не была голодна.
После того, как закончились листья, Овца принялась обгладывать кору деревьев и жевать ветви. Ей уже вовсе не хотелось есть; желудок ее быстро переполнился. Но Овце претила сама мысль о том, что кто-то еще может прийти на эти склоны и начать кушать.
В конце концов, жадную Овцу зажарили и съели охотники. Они не были жадными, им просто хотелось есть.
Амфора
Ныряльщик доставал со дна моря драгоценные жемчужины. И однажды ему попалась запечатанная старинная Амфора. Вот истинное сокровище! Наконец-то я нашел настоящую ценность, - воскликнул Ныряльщик.
Амфора была, безусловно, ценная. Сам факт, что она пролежала на дне морском многие сони лет, говорил о ее большой стоимости. Вдобавок, сосуд был необычайно красив.
Однако когда Ныряльщик распечатал Амфору. В ней ничего не оказалось. Тогда Ныряльщик заправил сосуд редким и приятным благовонием и поставил его у себя в доме.
Через некоторое время дом Ныряльщика стал благоухать. Оказалось, что старинная Амфора обладала одним необыкновенным свойством, а именно, - усиливать и распространять приятное и полезное. Так в дом Ныряльщика стали притекать благие дары, а сам он избавился от тоски и печали, ибо раньше он жил в нужде. К ловцу жемчуга стали приходить хорошие и весьма умные люди. Так он обрел верных друзей. И во всем этом помогла ему Амфора.
Таинство Зеркала
Зеркало само по себе не может себя познать. Оно может лишь познавать тех, кто в него смотрит. Так будь же зеркалом, просто отображая в себе других. И ты поймешь себя через понимание других.
Дыхание Жизни
В дыхании можно узреть бесконечность красоты. Как мир бесконечен и не рухнет, так и дыхание свидетельствует о близости бесконечного и прекрасного Духа.
Дышит Человек Дышит Мир Дышит Дух
Единством Дыхания путь открыт.
Вдох и выдох есть суть желания жить.
Жизнь во Всех и Дыхание во Всем.
Птичка и Ветер
Птичка вылетела из клетки, где прожила много лет.
-Куда лететь, зачем лететь, к кому лететь? Да и вообще, что делать? Мне так страшно, - так думала птичка, отвыкшая от полета и вольного неба.
-Небо такое огромное и не за что удержаться, я непременно упаду! – думала в отчаянии птичка.
-Меня могут снова поймать птицеловы и вновь посадить в клетку. Меня могут заклевать коршуны, - и сердце бедной птички сжималось с новой силой.
-Мне никогда не узнать, зачем я родилась, в чем мое предназначение, и что я должна делать в этой жизни! – так сокрушалась маленькая птичка.
Но тут подул свежий Ветер, и он оживил воспоминания души. Птичка пригнула голову, закрыла глаза, чтобы ничего не видеть и бросилась в открытое небо. Крылья сами понесли птичку, и она летела, и вольный Ветер пел в ее маленькой, счастливой груди.
Спички и Колесницы
Спички спросили у Колесницы:
-В чем наше с вами сходство?
-Наше сходство не в форме, это очевидно. Наше сходство заключается в том, что мы и вы - всего лишь средство. Вы, спички – средство для разжигания Огня. А мы, колесницы предназначены для того, чтобы приводить к Цели.
-Тогда в чем наше различие?- спросили Спички.
Колесница отвечала:
-Конечно, мы сделаны из одного и того же вещества – древесины. И это не может лежать в основе нашего различия. Мы разнимся тем, что вы, спички – малые, но производите бесценное – Свет, Огонь и Тепло. А мы, колесницы, большие, бесценные, но ничего не производим.
Боль
Учитель сказал:
-Когда твое сердце насытится болью, ты станешь святым.
Будда и Любовь
В одной провинции жил юноша, который очень полюбил прекрасную девушку. Но она была богатая, а парень беден.
Каждый день с утра до вечера юноша думал о своей возлюбленной, о том, как они будут счастливы вместе, когда поженятся. В тоже время юноша понимал, что его мечты всего лишь мечты, и что реальность состоит в том, о как это больно!- что у него нет ничего за душой.
Тогда юноша всем своим сердцем обратился к Будде:
-О! Сияющий Ты перешел поток Бытия! Помоги! Ты видишь Вечность в едином размахе ее крыльев. Ты знаешь и видишь сердце каждого. Если наши сердца предназначены друг другу, если мы можем быть вместе, сделай мне одолжение, ниспошли мне богатство и достаток, чтобы мы могли пожениться и быть вместе!
И ответил Будда:
-Богатство твоей души Любовь. Люби и будь крепче. Мечта твоя непременно сбудется. Все осуществится, потому что в мире есть свой определенный порядок вещей.
Не прошло и полгода, как провинция отпраздновала свадьбу юноши и его любимой девушки. Девушка осознала свою любовь через осознанную любовь юноши. Через осознание приходит Истина.
Медведь, Йог и Охотник
В диких дебрях скалистых гор жил Медведь. Однажды его выследил Охотник, и, желая заполучить богатый улов, стал преследовать зверя.
Медведь спрятался в одной из пещер, где, как оказалось, медитировал Йог.
Увидев Медведя, Йог сказал ему спокойно:
-Медведь выйди из пещеры навстречу Охотнику и передай ему от меня этот мудрый свиток. Тогда Охотник не тронет тебя, и ты сможешь отправиться восвояси.
Медведь принял свиток, и переборов свой страх, вышел навстречу Охотнику.
Охотник сделал меткий выстрел, и Медведь упал замертво к его ногам. Так Охотник получил богатую добычу и духовный свиток Йога.
А Йог растворился в полном блаженстве Нирваны. Он знал, что нет ни Медведя, ни Охотника, а есть только он сам.
Аскет и мальчик
Аскет прожил немалое время отшельником высоко в горах. Он следовал Истине, шел ее путями, долго и прилежно медитировал, и, наконец, познал Причину всего Сущего. Поскольку Аскет исполнил свой долг, он решил пойти в мир и посмотреть, как живут люди. Стали ли они умнее и добрее или нет.
На одном из перевалов, на перекрестке дорог, он встретил Мальчика. И если Аскет спускался с горы, то Мальчик спешил на нее подняться.
Аскет вспомнил, как много лет назад он так же спешил подняться на эту гору, чтобы постичь Тайну мироздания.
-Куда ты идешь? – спросил он Мальчика.
-Я иду высоко в горы, чтобы предаться медитации и духовному созерцанию Истины. Внизу, где я жил, все люди давно испортились и совсем погрязли в мирской суете. Они не слышат голоса Дхармы. Они бегут прочь от своих Учителей, и легко подменяют Высокие принципы добродетели низкими идеалами.
Аскет убил Мальчика и продолжил свой путь. Ибо он знал, что только он может помочь людям, которые погрязли в мирском, и не смотрят на небо.
Почему Аскет убил Мальчика? Да потому что, Мальчик сам этого хотел.
Лиса и Белка
Лиса увидела Белку и говорит:
-Кумушка, давай будем вместе собирать пропитание. Ты будешь собирать орехи и лесные ягоды. Я же пойду и принесу свежих грибов и спелых плодов. Представь, сколько запасов мы соберем вместе!
Лиса продолжала:
-Пусть каждая из нас принесет под этот большой Дуб то, что ей удастся насобирать за день. Вечером же устроим пир, и будем вкушать плоды наших усилий.
Белка подумала и сказала:
-Лиса ты сестра обмана и тебе верить нельзя! Но если ты хочешь отведать то, чем я питаюсь, я тебе могу помочь!
И в тот час Белка, сидящая в ветвях большого Дуба, сбросила крепкий и увесистый орех на голову хитрой Лисе.
Двое Просветленных
Жил-был глупый человек и у него был умный сын. Глупец всегда поступал недальновидно и во всем искал корысти. В то время как мудрый сын отыскивал такие занятия, которые приводили его к пониманию естественного хода вещей и позволяли ему жить в гармонии с окружающим миром.
В один прекрасный день через деревню, где жили отец с сыном, проходили двое Просветленных. Один из них пел песни и радовался, а второй был печален и плакал.
Юноша спросил Просветленных, почему каждый из них выражает такие разные чувства. На что услышал следующий ответ:
-Мы познали Реальность, и теперь для нас нет никакой разницы между противоположностями. Мы знаем, что мир един. И поэтому, хотя мы видим одни и те же вещи, один из нас плачет, а другой - радуется.
Тогда глупый отец спросил:
-Все жители нашей деревни убеждены, что мой сын умнее меня. Но мне так не кажется. Потому что я считаю, что немудрое не может произвести на свет нечто мудрое. Скажите же мне, мудрецы, глуп ли я на самом деле или нет?
-Ты глуп от рождения, но твой отец был мудрым. И твой сын мудр. Он умнее тебя. А ты глуп, потому что ты принимаешь конечное за бесценное, дорогое же ты не замечаешь вовсе. Ты утратил себя, как соль утрачивает себя под струями летнего дождя.
В твоем сыне проявилась не твоя природа, а природа ума твоего отца. Ум твоего отца передался мальчику через поколение, минуя твой ограниченный ум.
Так говорили Просветленные, - и один из них плакал, а второй - смеялся.
Собака и кость
Собака нашла кость, - она была так сочна и приятна. Но у собаки тут же нашлись какие-то срочные неотложные дела. И она решила спрятать вкусную кость, а потом после выполнения всех своих дел прийти и съесть лакомство.
Так собака и поступила. Она зарыла кость, источающую весьма аппетитный аромат, и, глотая слюни, побежала выполнять свои дела.
Когда же собака освободилась, то усталая и голодная еле-еле добралась до тайника с аппетитной косточкой. «Сейчас я перекушу и отдохну!» - так думала собака. Но вскоре обнаружила, что кто-то другой уже съел вкусную кость.
Наверняка, здесь побывала другая голодная собака, у которой не было никаких неотложных дел.
Боевой Слон Раджи
Раджа очень любил своего боевого Слона. Повинуясь трепетному и нежному чувству, он окружил Слона заботой и вниманием.
Раджа приказал слугам каждый день приносить Слону самую лучшую отборную пищу. И слуги по приказу Раджи стали кормить Слона в три раза чаще свежими овощами и фруктами. Боевой Слон, потеряв прежде много сил на полях сражений, накинулся на угощение и все съел. Тогда ему принесли еще больше еды. Вскоре отягощенный Слон перестал даже вставать. Слуги сами стали его кормить и поить.
Когда внезапно началась битва, храбрый Слон Раджи не смог встать и выйти на поле боя. Противник, не встретив достойного сопротивления, захватил страну. Раджа еле спасся, укрывшись в соседнем государстве.
Деревья и Ветер
Ветер заботится о листьях. Ветер слышит каждое желание деревца. Он всегда близок. Он всегда рядом.
Иногда, когда порывов воздуха нет, кажется, что все замерло, а Ветер ослаб и исчез навсегда. Но он всегда рядом. Даже замирая, Ветер остается здесь. Таится смиренно, растворяясь в покое.
Иногда ветер крепчает и, срывая листву, кружит ею в осеннем танце. Но тогда благородное дерево обрастает прекрасными плодами и не сожалеет о потерянных листьях.
Ветер приносит новую свежесть и радость лишь тем деревьям, которые готовы к полезному продолжению и перерождению.
Мудрец, Истина и Дурак
Дурак вышел на площадь и стал орать:
-Истина умерла! Истина умерла!!
Сначала люди слушали Дурака с недоумением и подлинным негодованием.
Затем, когда из толпы стали доноситься голоса, что это Пророк, люди постепенно стали внимать речам этого полоумного. Теперь они стали кричать вместе с Дураком:
- Истина умерла! Истина умерла!!
Так происходило практически каждый день. Вокруг непутевого человека собирались взбудораженные поклонники. Постепенно все жители города уверовали в пророческий дар этого безумца. Люди поверили, что Истина умерла.
Лишь Мудрец покинул город. Он сказал: «В этом месте все люди умерли для Истины».
Мудрец и Осел
У Мудреца был Осел, которому было лень возить дрова в хижину. Он постоянно ленился и сопротивлялся своему хозяину.
Тогда Мудрец подошел к Ослу и ударил его палкой. Осел сделал пару шагов и замер. Мудрец снова ударил Осла палкой. Осел немного продвинулся вперед и снова остановился как вкопанный. Так прошел весь день: Мудрец бил Осла палкой, а Осел являл непонимание и упрямство.
Тогда мудрец взял немного денег, пошел на базар и купил ослицу. Та оказалась еще упрямее, чем Осел. Ее вообще нельзя было сдвинуть с места.
Мудрец, как и следует, поступать мудрецу, поступил мудро. Он не стал заставлять ослицу работать. А просто предоставил ей делать то, что она хотела. Он поставил ее на пригорке возле своей хижины.
О, как спешил, как летел к ней Осел, груженый хворостом.
Свет
Однажды в доме погас свет. Стало темно. Все говорили, что настал конец света. Все жители дома стали вести себя по-другому. В темноте ведь не видно кто есть кто, да вдобавок скоро конец света.
Кто-то стал есть пищу, добывая ее на кухне соседа. Кто-то стал наряжаться в соседские вещи. А кто-то просто забился в углу и глядел, как темнота пожирает все вокруг.
И лишь мальчик сбегал в бакалейную лавку и на деньги, которые ему удалось накопить, купил несколько больших свечей.
Придя в дом, он зажег свечи и раздал их соседям. Многие из них безуспешно пытались задуть эти свечи.
Цветок Кипариса
Однажды Монах сказал:
-Я покину свой удел и отправлюсь искать того, чего нет!
Долго он бродил по дорогам, которые освещали звезды и Солнце. Много он повидал и узнал. Однако он никак не мог найти того, чего никто и никогда не видел.
И где бы он ни был, ему не удавалось услышать о предмете своего поиска.
Монах почти отчаялся, но обещание, данное самому себе, заставляло его идти дальше. И вот он достиг высокой горы, которая купалась в лучах заката. Он взошел на эту гору и увидел маленький, необычайно красивый цветок, который рос на стройных ветвях кипариса.
-На кипарисе не бывает цветов. Я нашел то, что так долго и упорно искал!
Тогда из-за необычного дерева вышел Учитель, древний старик с бородою по самый пояс.
-Ты никогда не видел цветов кипариса. И поэтому решил, что уже нашел то, что искал. Я же живу в этой местности много лет подряд. Каждый день я вижу то, чего, по мнению других людей не существует.
Большой сосуд
Богатый вельможа пришел к горшечнику и сделал крупный заказ различной утвари и посуды. Среди прочего необходимо было изготовить большой глиняный сосуд для вина. Вельможа точно описал формы и размеры требуемых изделий, оставил залог и ушел.
Горшечник принялся изготавливать мелкие сосуды, среди которых были миски, чаши, вазы. Он лепил их из глины так тщательно и старательно, выводя правильные пропорции и соблюдая сложную симметрию. Работая увлеченно и аккуратно, горшечник позабыл о самом главном – о большом сосуде. Перед ним стояли только превосходные чаши и великолепные вазы.
Когда же вельможа пришел забрать готовый заказ, то среди красивой и изящной утвари не обнаружил большого винного сосуда. Он потребовал у горшечника объяснения.
-Я изготовил множество сосудов – и малых, и средних, но не вылепил большой. Представь себе, мой друг, если такой сосуд разобьется, то, сколько вина прольется даром. Не лучше ли хранить сей драгоценный напиток в нескольких кувшинах, размер которых не столь велик? Я изготовил для вина несколько надежных сосудов.
Этот ответ понравился вельможе. Он приказал щедро наградить горшечника, забрал утварь и довольный пошел домой.
Скорость
Скорость черепахи и слона не сравнить со скоростью ветра.
Не всякое движение можно измерить скоростью.
Быстрое и медленное есть во всем.
Активное и пассивное – причина скорости.
Медленное протекает, а быстрое устремлено.
Вращение и вибрация определяет истинную скорость, ибо у различных явлений и вещей она разная.
Скорость бывает губительной и полезной.
Всякое движение разворачивается во времени.
Своевременность нужна во всем.
Миг и Вечность
Мышь жила на склоне горы и однажды захворала. Лекарь посоветовал отыскать волшебную траву. Оказалось, что целебное растение можно встретить только на крутых склонах. Мышь отправилась на крутой склон и стала искать нужное ей лекарственное средство. Осматриваясь по сторонам, она увидела травку на самой круче. Преодолев страх, Мышь вскарабкалась на кручу и едва коснулась чудесной травинки, как камни под ее лапками стали осыпаться и течь стремительно вниз. Мышь ухватилась за тонкий стебель и повисла над высоким, пугающим обрывом.
Миг превратился в Вечность. Но это был всего лишь Миг.
Мимо пролетал Орел. Он увидел Мышь над обрывом и схватил ее сильными когтями. Орел понес добычу в гнездо, где его ждали птенцы. Тем временем Мышь очнулась и принялась щекотать Орла. Он разжал когти, и Мышь полетела с огромной высоты прямо вниз, туда, где сияло горное озеро. Полет был бесконечным, однако путь к освобождению показался Мыши всего лишь кратким мигом.
Вечность превратилась в Миг. Но это была всего лишь Вечность.
Лекарь
У одного Лекаря случился приступ боли. И когда он занемог, стал искать целебное средство.
За свою долгую жизнь этот добрый человек помог многим людям, спасая им жизни. В его распоряжении были все лекарства мира, все современные и древние медицинские препараты. Но так, как Лекарь досконально знал врачебную науку, что называется изнутри, то на чудодейственную пилюлю он не надеялся.
-Таких лекарств, которые способны вылечить меня, не существуют, их - нет! Все врачи, если разобраться, большие шарлатаны и притворщики. Люди в белых халатах околдовывают пациента различными рецептами и внушают им, что пришло выздоровление… Даже само слово «врач» не от слова ли «врать» происходит?
-Не лекарства лечат человека, - убежденно повторял Лекарь, - а его собственное желание стать здоровым, вера в себя, в свои силы.
Так повторял Лекарь и с каждым днем становился все здоровее и крепче. У него не было веры в волшебное средство от недуга, он просто верил в себя.