Цель экскурсии по библиотеке. Экскурсии
Людмила Шперова
Если еще десять лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то теперь на смену книгам пришли компьютерные игры, телевизор и другие «блага» XXI века. Родители все чаще задаются вопросом, почему их дети не читают, забывая в первую очередь о том, что любовь к книге начинается с примера. Прививать любовь к слову печатному необходимо в самом раннем возрасте. Именно поэтому программа дошкольного образования включает в себя сотрудничество библиотеки и детского сада .
МДОУ ДС №4 активно сотрудничает с детской библиотекой . Цель сотрудничества - пропаганда детской литературы, воспитание уважительного отношения к книгам, привитие любви к чтению, объединение усилий ДОУ с детской библиотекой для образовательных отношений в условиях единого образовательного пространства.
Дружба библиотеки и дошкольного учреждения продолжается вот уже много лет. За это время в царстве книжек побывали сотни ребят.
Вот и 2015-2016 учебный год, начали с экскурсии по ознакомлению детей подготовительной группы с детской библиотекой в рамках Недели открытых дверей «Время читать» и Федерального проекта "PROчтение". В наше непростое время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Работа с дошкольниками – дело очень интересное, но в то же время, требующее дополнительных знаний и навыков. Ведь именно в этом нежном возрасте пробуждается интерес к книге и чтению, а вместе с тем в сознании ребенка закладываются такие важные понятия, как добро и зло, честь и совесть, милосердие и участие. И работники детского сада наряду с родителями и библиотекарями активно участвуют в требующем совместных усилий и многогранном процессе воспитания и формирования личности. Время, проведенное в библиотеке , хорошее подспорье для родителей и детей. На мероприятиях, организованных сотрудниками библиотеки , всегда рады каждому ребенку. При этом дети сами принимают активное участие в мероприятиях : рассказывают стихи, поют песни, получают подарки, дарят их сами. Очень важно, чтобы люди, которые учат детей любили книги, любили бы их сами. Здесь уважение к книгам чувствуется во всем : в аккуратно расставленных экземплярах, в доброжелательных сотрудниках, которые всегда подскажут произведения, подходящие по возрасту ребенку. Вот и сегодня в гости к детям пришли книжные герои Знайка и Незнайка и познакомили с библиотекой .
Дети познакомились с читальным и абонементным залом, о правилах поведения в библиотеке и о правилах обращения с книгой, узнали, что означает слово «формуляр» и как записаться в библиотеку . А Баба Яга принесла книги в дар библиотеке и поучила как обыгрывать прочитанные произведения.
Сказку «Репка» дети обыграли с удовольствием сами, а сказку «Теремок» показали с помощью кукол работники библиотеки .
Стала для детей открытием волшебного и необычно интересного мира.
Публикации по теме:
Человек, который понимает, какое счастье скрыто между двумя обложками – уже никогда не откажется от книги. В. И. Толстой. 2015 год объявлен.
Поход в библиотеку – это один из первых наших выходов за территорию детского сада. Мы обсудили правила движения пешеходов, правила поведения.
Рядом с нашим детским садом находится детская городская библиотека. И вот на протяжении многих лет мы сотрудничаем с ними. Нас приглашают.
29 января наша группа посетила библиотеку, где прошло заключительное мероприятие на тему А. П. Чехов- великий русский писатель. Дети узнали.
Дошкольники старше - подготовительной группы МБДОУ № 28 «Светлячок». 11 января 2014г. посетили Тепловскую (с) библиотеку. Экскурсию организовала.
В нашем саду проходила неделя посвященная книге. 20 Марта Воспитанники средних групп №3, №9. Детского сада №4 "Малыш" Посетили школьную.
пешеходные по Москве
Новое, совершенно необыкновенное путешествие в национальную сокровищницу знаний - экскурсия в знаменитую «Ленинку»! «День открытых дверей» в Российской Государственной библиотеке на Воздвиженке - самое подробное знакомство с главной библиотекой нашей страны, в которой хранится жизнь и душа целых народов, века истории и мегабайты информации на всех языках мира! Увлекательная прогулка по историческим читальным залам и каталогам «Ленинки», с эксклюзивным посещением 19-ти ярусного книжного хранилища , куда доступ «простым смертным» категорически запрещен!
Цена: от 1330 RUB
Всем книгочеям, книговедам и книголюбам посвящается! Новое, совершенно необыкновенное путешествие в национальную сокровищницу знаний - эксклюзивная экскурсия в знаменитую «Ленинку», с посещением уникального 19-ти ярусного книгохранилища , куда доступ «простым смертным» категорически запрещен!
За сто пятьдесят лет своей истории Российская Государственная библиотека превратилась из Румянцевского публичного «музеума» в самую крупную в континентальной Европе и крупнейшую в мире публичную библиотеку. Это колоссальное собрание (46 миллионов!) книг и документов, географических карт и нотных изданий, музыкальных пластинок, газет, журналов, гравюр, плакатов, фотографий, писем, графики, микроформ, дисков, экслибрисов… Здесь хранятся редчайшие раритеты от древнего кириллического «Евангелия» на пергаменте и первой Гуттенберговой Библии до подлинных писем Достоевского, рукописей Толстого и иконописных иллюстраций Андрея Рублева. Старинные сочинения Каббалы, персидские сборники поэзии, французские Книги Часов, славянские рукописи, пережившие монгольское нашествие, армянские священные книги, Псалтири, по которым молился Иван Грозный, и книги, которые держали в руках члены династии Романовых… Здесь обдумывал главы «Войны и мира» Лев Толстой, юный Константин Циолковский самостоятельно изучал высшую алгебру, астрономию и механику, получая книги из рук философа-космиста Николая Федорова, который работал здесь обычным библиотекарем…
Сегодня нам представится уникальная возможность изнутри познакомиться с удивительным, потрясающим миром главной библиотеки России, побывать в ее исторических читальных залах и залах каталогов, в реставрационных мастерских, и даже в огромном 19-ти ярусном книгохранилище, куда вход обычным читателям воспрещен! В ходе экскурсии по Главному зданию библиотеки вы сможете отследить механизм хранения и передачи книги в читальный зал библиотеки, к читателю. Почувствуете себя в роли читателя Ленинки: научитесь пользоваться карточным и электронным каталогами, оформлять заказ, а также сможете познакомиться с редчайшими коллекциями необычных книг и удивительных изданий. Вы сможете пройти по бесконечным лабиринтам книжного хранилища, научитесь расшифровывать «адрес книги» и искать ее на полках, отправлять на стол к читателю и очищать от пыли. Отличный выходной - нетривиальный, увлекательный, невероятный!
Стоимость программы:
взрослый -
1330 руб.
ребенок - 1330 руб.
Дети допускаются с 7 лет.
Сбор туристов в 10.35, ст.м. «Библиотека имени Ленина» у памятника Достоевскому. Отправление в 10.50. Сопровождающий с табличкой "Название экскурсии".
Продолжительность экскурсии: ~2 часа (ориентировочно). Внимание: В библиотеку просьба не брать с собой крупных сумок. Небольшие дамские сумочки разрешаются. Большие сумки можно сдать в гардероб, но камера хранения отсутствует. Категорически запрещено проносить на территорию библиотеки любую печатную продукцию.
Обратите также внимание на другие программы с посещением Библиотеки имени Ленина.
Классный час на тему: «Экскурсия в библиотеку»
Цель: Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге.
Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.
Содержание темы: Экскурсия по библиотеке, правила пользования библиотекой, знакомство с фондом, тематическими полками, книжными выставками, просмотр имеющихся в библиотеке периодических изданий.
Форма проведения: Рассказ о библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных изданий книг и журналов, игра-викторина для закрепления услышанного на уроке.
Ход урока
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся с вами на экскурсию в нашу школьную библиотеку.
Актуализация опорных знаний:
Прежде чем, мы отправимся на экскурсию, давайте вспомним, как следует себя вести в библиотеке?
Правила поведения в библиотеке
1. Заходя в библиотеку поздоровайся со всеми
2. Прочитанную книгу не бросай, а аккуратно положи на стол
3. Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.
4. Выбирая новую книгу всё делай аккуратно, книги не разбрасывай.
5. В библиотеке не шуми, не кричи, не бегай.
6. Книги сдавай вовремя, не позднее 14 дней.
7. С книгами обращайся аккуратно.
8. Уходя, обязательно попрощайся
Экскурсия:
Слово учителя:
В библиотеке хранится очень много книг. Сюда приходят и взрослые, и дети. Они могут взять книгу домой почитать и вернуть. А некоторые здесь, в читальном зале, читают.
Мы сегодня пришли с вами в гости к нашим друзьям. Друзья – это книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. И живут наши друзья-книги в доме, который называется библиотека.
Что же такое библиотека? Это книгохранилище (библио – книга, тека – хранить). Видите, много тут книг? Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом. Библиотека состоит из двух частей: абонемент и читальный зал. На абонементе ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Каждому из вас я заведу читательский формуляр (показать), в который будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения (показать стеллажи с книгами), у кого–то такие формуляры уже есть.
А вот эти книги и журналы на дом не выдаются, а читаются здесь. С этими книгами (показать полки со справочным фондом и отдельные наиболее красочные издания справочной литературы для учеников начальной школы) ребята работают, когда им дает задание учитель. Эти книги называются – справочный фонд.
Знаете ли вы, что представляет собой справочный фонд?
Справочный фонд – это энциклопедии и справочники. Это книги, которые знают все, они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка» (показать). А журналы ребята в основном приходят почитать на переменах (показать журналы). Эта часть библиотеки, где находится справочный фонд и журналы, называется – читальный зал.
Для того чтобы люди быстрее ознакомились книжным фондом, делаются книжные выставки (показать). В них могут быть представлены книги одного автора или книги на одну тему, а книги, которые чаще всего берут дети, представлены перед вами на выставке «По страницам любимых книг». Есть хорошие книги, которые почему долго не берут читать. Такие книги у нас помещены на выставке «Незаслуженно забытые книги».
Вам, наверное, дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой, давайте мы с вами вместе попытаемся их вспомнить и назвать:
· Не рисовать, не писать ничего в книгах;
· Не вырывать листы, не вырезать картинки;
· Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;
· Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;
· Пользоваться закладкой.
Заключетельная часть экскурсии:
Ребята, после того, как мы познакомились с библиотекой, посмотрели наши выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки?
Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы и посмотрим, какие сказки вы помните и знаете:
Беседа по вопросам:
Какие сказки вам читали ваши родители?
Кто ваш любимый сказочный герой?
Расскажите про сказку, которую любите больше всего?
Сейчас часто ли вы читаете сказки?
Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки.
Рефлексия:
Чему была посвящена наша экскурсия сегодня?
Что нового узнали?
Что было сложным?
И в заключении нашего нетрадиционного урока хочется проверить, как вы запомнили и усволи тему нашего урока:
Проводится викторина. Класс делится на две группы, перед каждой на столе листочки с вопросами, обе группы одновременно готовят коллективный ответ на все вопросы в письменной форме, договариваются, кому отвечать.
Вопросы для викторины:
Что такое библиотека?
Как нужно вести себя в библиотеке?
Как следует обращаться с книгой?
На какой срок выдается книга читателю?
Какие книг нельзя брать домой?
Где можно поработать и познакомиться с книгой, которую не разрешается брать домой?
Что такое справочный фонд и где он находится?
Что может составлять справочный фонд?
По какому принципу делаются книжные выставки в библиотеке? Что из них мы можем узнать?
Что такое читательский формуляр и какую функцию он выполняет?
Подведение итогов:
В заключение урока библиотекарь рассказывает, что и как должны делать ученики при посещении библиотеки. Дети подходят по несколько человек к полкам с книгами, выбирают себе для чтения и подходят к столу библиотекаря для записи.
Любовь Сергеевна Оськина
Сценарий досуга «Экскурсия в библиотеку»
Цели :
Дать представление о библиотеке ;
Создание интереса к работе в библиотеке ;
Знакомство с правилами пользования книгой.
Задачи :
Образовательная область «Познание» : обогащать знания детей о различных профессиях; расширять кругозор детей.
Образовательная область «Социализация» : воспитывать самостоятельность; чувство ответственности; уважение к труду взрослых.
Образовательная область «Коммуникация» : активизировать словарный запас; способствовать развитию речи.
Оборудование :
куклы : кот Ученый, мышонок Митька;
книги : сказки А. С. Пушкина, «Полезные советы» , «Кулиинария» , «Домашнему мастеру» , «Веселый час» .
Предварительная работа.
1. Беседа с библиотекарем , подготовка к встрече с детьми.
2. Тематические беседы с родителями : «Как воспитать у детей любовь к чтению» , «Семейная детская библиотека » .
Ход досуга
Дети заходят в библиотеку , садятся на стульчики перед ширмой. Появляется кот Ученый. Он поет песню «По щучьему велению» (муз. С. Савенкова, сл. Т. Тарасовой) .
Мы про то не знаем сами,
За морями, за лесами
Где-то сказка заблудилась
И никак к нам не придет.
На полянке спозаранку
Стелет скатерть-самобранку
И в сапожках-скороходах
Чинит коврик-самолет.
Припев :
По щучьему велению,
По моему хотению
Прискачет Сивка-Бурка
В распахнутую дверь,
Схвачу его за гриву я,
Помчимся мы в счастливую
И в ту страну волшебную
За тридевять земель.
Через горы и долины
В сказку путь лежит предлинный,
Лес дремучий, страх колючий,
С этим лучше не шуги!
Чудо-Юдо и Кащея,
И Ягу, и Бармалея,
И Кикимору в болоте
Повстречаем на пути.
Я возьму с собой в дорогу
Много шуток, смеха много.
С песней будет веселей,
И с улыбкой встретят нас
Чиполлино, Буратино,
Айболит, Пьеро, Мальвина
Очень много приключений
Ждет нас в сказке в этот час.
Кот. Здравствуйте, ребята! Это я, кот Ученый. Сейчас я налево иду и песни пою, а когда направо пойду, сказки сказывать стану. Ребята, вы любите сказки? Дети. Да!
Кот. А кто вам их читает, рассказывает?
Дети. Взрослые : наши родители, воспитатели.
Кот. Я люблю не только песни петь и сказки рассказывать, много загадок и пословиц мне ведомо. Попробуйте-ка мою загадку отгадать :
Не человек, а рассказывает,
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита.
Дети. Это книга.
Кот. Угадали! Есть такая пословица : «Хорошая книга - лучший друг» . У меня много таких друзей - замечательных интересных книг. Как вы думаете, ребята, для чего нужны книги?
(Ответы детей.)
Кот. Ребята, вы сегодня пришли в библиотеку . Библиотека - это такое место , где живут разные книги. Иногда они ходят в гости, но всегда возвращаются на свое место. Как вы думаете, где книжки гостят?
Дети. Ребята берут их к себе домой, читают, рассматривают картинки, а потом возвращают книжки в библиотеку .
Появляется мышонок Митька.
Мышонок. Ой, куда я попал? Искал кухню, а попал.
Кот.. в библиотеку . Ты кто?
Мышонок. Меня зовут мышонок Митька. Я хотел утащить что-нибудь вкусненькое, а теперь вот голодным останусь.
Кот. Как это некрасиво! Если проголодался, приготовь себе еду, а не ищи, чтобы стянуть. Видишь, на полках книги стоят? В них есть много полезных советов : как обед готовить, как квартиру убирать, как за цветами ухаживать.
Мышонок. Ну-ка, ну-ка, посмотрю! Нет ли у тебя книжечки, как дом построить?
Кот. Есть.
Мышонок. А книжечка о том, как повеселиться, поиграть, песенки попеть и потанцевать у тебя есть?
Кот достает и показывает мышонку и ребятам книги «Полезные советы» , «Кулинария» , «Домашнему мастеру» , «Веселый час» .
Кот. Есть. Вот эти книжки, возьми и почитай.
Мышонок. Ой, какие они все разные! Ребята, объясните мне, пожалуйста, чем эти книжки отличаются?
Дети. Одни книжки толстые, другие тонкие, одни тяжелые, другие легкие, у некоторых обложка твердая, картонная, а у других мягкая, бумажная. В одних книжках есть стихи, в других рассказы, сказки или какие-нибудь полезные советы.
Кот. Это дело поправимое. Главное, чтобы у тебя желание научиться читать было. Вот и ребята читать еще только учатся. Они знают, что книги могут многому научить.
Мышонок. Я и так все знаю!
Кот. Эх, Митька, Митька, что-то ты много хвастаешься. Ребята, давайте-ка его проверим, согласны?
Игра «Назови профессию»
Кот. Скажи, кто музыку сочиняет?
Мышонок. Повар!
Дети. Нет, это - композитор!
Кот. Кто картины рисует?
Мышонок. Повар?
Дети. Нет, это - художник!
Кот. Кто скульптуры лепит?
Мышонок. Думаю, это повар.
Дети. Нет, это - скульптор!
Кот. Кто книги пишет?
Мышонок. Ну, уж это точно повар.
Дети. Нет, это - писатель!
Кот. А почему ты все время повара называл?
Мышонок. Потому что мне кушать очень хочется, пи, пи, пи!
Мышонок плачет, ребята его успокаивают, угощают печеньем, конфеткой.
Мышонок. Ура! Вы меня пожалели, покормили. Теперь все вы, ребята, и ты, кот Ученый, - мои лучшие друзья!
Кот. И мне очень хочется с вами подружиться и чаще встречаться.
Мышонок. Кот Ученый, дай мне все эти книги, я их разом прочитаю, я быстренько читать научусь.
Кот. Не торопись, Митька. Эти книги тебе понадобятся, когда ты немного подрастешь. А сейчас лучше вместе с ребятами запишись в библиотеку . Здесь тебе будут давать книги, которые написали детские писатели.
Мышонок. Как интересно! Писатели пишут книги, а я кто буду?
Кот. Ты будешь читателем.
Мышонок. А кто книжки мне выдавать будет?
Кот. Сейчас я позову библиотекаря . Познакомитесь, это. (имя, отчество библиотекаря ) .
Выходит библиотекарь , здоровается со всеми.
Библиотекарь . Дорогие мои, как я вам рада! Приходите сюда почаще! Я предложу вам самые лучшие книги. Они научат вас веселым и интересным занятиям, разовьют вашу память, сделают речь красивой, и в школе вам будет учиться интересно, радостно. Кто больше всех знает - отличные отметки получает! Недаром говорят : «Испокон века книга растит человека» . Сейчас, ребята, я расскажу вам, из каких частей состоит книга. Постарайтесь их запомнить.
Библиотекарь берет с полки книгу и открывает ее.
Библиотекарь . Книга состоит из листов. Посмотрите на этот лист : у него есть цифры с одной и с другой стороны. Цифры эти разные, потому что они обозначают номера страниц. У каждого листа две страницы. Самый первый лист книги называется титульным. На нем обычно пишется название книги и фамилия ее автора. Чтобы листы не распадались, их сшивают или склеивают между собой и закрепляют в обложку (в переплет) . Обложка защищает книгу и украшает ее. На передней части обложки, как и на титульном листе, красивыми крупными буквами пишут название книги и фамилию писателя. Когда книга стоит на полке среди своих подруг, виден только ее корешок. По нему можно узнать, что это за книга. Кто запомнил, из каких частей состоит книга, и может повторить их названия?
Мышонок. Я!
Мышонок рассказывает, путается.
Библиотекарь . Подожди-ка, мышонок. Чтобы тебе было легче запомнить, ребята сейчас изобразят тебе «живые книги» . Вы согласны?
Динамическая пауза «Живая книга»
Дети делятся на несколько групп (по желанию) . Каждая группа представляет одну книгу. Несколько детей встают друг за другом вплотную - это листы. Впереди встает еще один ребенок - это титульный лист. С правой стороны от них становится ребенок, который разводит руки в стороны, как бы обнимая листочки, - это переплет.
Трое детей берутся за руки : первый ребенок встает перед титульным листом спиной к нему, второй ребенок становится спиной к переплету, третий ребенок становится за последним листом (это передняя часть обложки, корешок и задняя часть обложки) . Ребята называют Митьке одну за другой части, из которых состоит их «живая книжка» . По команде ведущего (воспитателя, библиотекаря ) дети разбегаются, образуют новые группы, которые составляют другие книги.
Игра повторяется два-три раза.
Библиотекарь . Молодцы! А знаете, ребята, книжки иногда болеют, если с ними обращаются не очень аккуратно. Они становятся грязными, их листы рвутся. Как можно им помочь?
Дети. Книги надо беречь, не бросать где попало, а класть на полочку. Нельзя брать книгу грязными руками. Если попадется «больная» книжка, то надо постараться ей помочь - починить, подклеить.
Библиотекарь . Я приготовила для вас мои самые любимые книги. Это сказки А. С. Пушкина. Попросите своих родителей, воспитателей, взрослых вам их почитать. Потом мы с вами снова встретимся и вы расскажете, что вам больше всего понравилось и запомнилось.
Мышонок. Мне, мне! Дайте мне книжку самому первому!
Кот. Ну что ты, Митька! Будь вежливым. Надо девочек вперед пропустить. Посмотри, какие они красивые и нарядные.
Библиотекарь выдает книги детям и прощается с ними. Дети благодарят библиотекаря и со всеми прощаются.
«Есть страна чудесная на свете,
Ее Библиотекою зовут.
Сюда приходят взрослые и дети
Потому что книги здесь живут».
Экскурсия, как форма обучения -это особый вид занятий, который дает возможность, в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Основное значение экскурсии в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.
Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД на тему «Экскурсия в библиотеку» для детей подготовительной группы.
Тип НОД: усвоение новых знаний.
Форма организации: экскурсия.
Основная образовательная область: «Познание»(формирование целостной картины мира, расширение кругозора, была в интеграции с обр. обл. «Коммуникация» (развитие речи) ; «Труд»(хозяйственно-бытовой труд) ; "Социализация"(развитие игровой деятельности) .
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Цель НОД: познакомить детей с профессией библиотекаря.
Образовательные: формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки.
Развивающие: обогащение новых слов: библиотекарь, стеллаж, книжные полки; активизация словаря: читатели, книги, журналы, иллюстрации; учить детей ремонтировать порванные книги.
Воспитывающие: воспитывать интерес к книге, бережное отношение и уважение к труду библиотекаря; воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.
Методы и приемы: вопросы, разъяснение, пояснение, эксперименты, игровые, наглядные, практические.
Предварительная работа: Чтение художественного произведения, беседа о труде библиотекаря. Заранее воспитатель договаривается о возможности проведения экскурсии, как с родителями воспитанников , так и с библиотекарем.
Оборудование: книги, стеллажи, все находящиеся в библиотеке, клей для подклейки книги, скотч, ножницы.
Литература: Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы » под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
ХОД НОД-ЭКСКУРСИИ:
1. Вводная часть:
За 2-3 дня до экскурсии предлагаю детям почитать сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» (подготавливаю детей к экскурсии). Ищем сказку в книжном уголке (мотивирую детей на предстоящую деятельность, ее у нас нет, предлагаю детям сходить за книгой в библиотеку. Но для начала мы с ребятами вспоминаем ПДД (правила дорожного движения, и правила поведения в общественных местах.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, а как надо вести себя в библиотеке?
(Дети рассказывают о правилах поведения в общественных местах)
2. Основной этап:
Дети и воспитатель пришли в библиотеку. Воспитатель говорит детям о том, что они пришли в библиотеку. Воспитатель дает детям время осмотреться, затем представляю библиотекаря, предлагаю библиотекарю рассказать об этой увлекательной профессии. Библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Слово библиотекарь происходит от слова «библия», что означает «книга». У многих людей есть домашние библиотеки, читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть еще огромные хранилища книг – библиотеки. Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг. Каждая библиотека – это целые города, длинные-длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи. В них собраны книги из разных стран. Найти нужную книгу в таком городе помогает библиотекарь. У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу. Читай и становись умнее. (библиотекарь показывает карточки, дети рассматривают) Библиотекарь выдаёт книги. Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей.
А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки.
Будьте внимательны!
2. Не куст, а с листочками, не рубаха, а сшита, не человек, а разговаривает.
3. Кто говорит молча?
4. Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней.
5. Мы стоим рядком на полке, нас немало – толстых, тонких,
Помогаем детям мы стать разумными людьми.
Нас ребята носят в класс, а лентяй не любит нас.
Молодцы! Все эти загадки были о книгах.
Воспитатель: Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? Ребята повторяют (прием словарной работы) .
Воспитатель и библиотекарь: Молодцы, ребята! Вы, так себя хорошо вели, а самое главное вы запомнили, как нужно вести себя в библиотеке, в читальном зале?
Дети: Тихо, не шуметь!
Затем воспитатель просит библиотек., записать в карточку книгу, за который пришли.
Воспитатель: Ребятки, ой посмотрите, книга немного порвана! Что мы можем сделать? Дети отвечают: подклеить! Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правы, давайте мы подклеим книгу. Теперь вы научились “лечить” книжки. И дома вы тоже сможете привести в порядок свою библиотеку. А если кто увидит в нашем детском саду потрёпанную книгу, то сможете сразу её отремонтировать. И наш книжный уголок будет всегда аккуратным.
Воспитатель: Ребятки, а что же вы узнали о профессии библиотекарь? (рефлексия) (обобщение) (дети отвечают)
Библиотекарь напоминает детям о том, что книгу нужно вернуть вовремя, так как другие детки придут и захотят почитать сказку о «Рыбаке и рыбке»
Воспитатель и дети благодарят библиотекаря за интересную, познавательную экскурсию и книгу и прощаются.
3. Заключительный этап: Во вторую половину дня предлагаю детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Библиотекарь».
www.maam.ru
Экскурсия в библиотеку
Дошкольники старше - подготовительной группы МБДОУ № 24 «Теремок»
25 января 2013г. посетили Буденновскую (с) библиотеку. Экскурсию организовала воспитатель Лысенко Наталья Владимировна и муз. руководитель Зайкова Ирина Васильевна.
Цель экскурсии: знакомство с библиотекой и правилами поведения в общественном месте.
В библиотеке детишек радушно встретили работники Гумель Наталья Григорьевна и Мотузникова Наталья Анатольевна. Они ознакомили воспитанников с ассортиментом книг, рассказали о правильном обращении с книгой.
Выставка произведений А. С. Пушкина, организованная к приходу детей, заворожила своим разнообразием, яркостью. Наталья Григорьевна рассказала о великом русском поэте, ознакомила с его творчеством, с произведениями, написанными для детей.
Дошкольники с большим интересом слушали рассказ о том, как правильно нужно обращаться с книгами, для чего нужны книги и как они создавались. Затем дети увлеченно рассматривали предложенные им новинки книг, выставку. Больше всего ребятам понравилась викторина «По страницам любимых сказок».
Сотрудники библиотеки провели игру: «Угадай по картинке героя сказки»
Экскурсия произвела на дошкольников огромное впечатление. Они теперь с нетерпением будут ждать, когда станут читателями этой библиотеки.
www.maam.ru
Презентация. Экскурсии в библиотеку. «В некотором царстве каталожном государстве»
Тема: «В некотором царстве, каталожном государстве» (экскурсия в библиотеку)
Цель: Формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка детей к жизни в современном обществе.
1. Формирование у дошкольников первоначальных навыков пользования библиотечным фондом.
2. Знакомство с элементарными библиотечно-библиографическими понятиями.
3. Воспитание культуры чтения.
Тип экскурсии: комбинированная экскурсия с применением наглядного метода демонстрации и практического задания.
Средства обучения: алфавитный каталог, картотека заглавий произведений художественной литературы, книги, видеоплеер, телевизор.
Наглядные материалы: схема алгоритма адресного поиска информации, каталожные карточки, формуляр, занимательная викторина в картинках, вопросы для закрепления новых знаний (в виде устного теста) .
Время проведения экскурсии: 30 минут
Место проведения экскурсии: читальный зал для детей дошкольного и младшего школьного возраста детской районной библиотеки.
В некотором царстве, в каталожном государстве
I. Организационный этап
Слайд 1. Здравствуйте, ребята! Я рада нашей новой встрече. Сегодня мы отправимся в новое увлекательное путешествие по Библиотечной стране, в Читай-город. Но, прежде чем наше с вами путешествие начнется, давайте вспомним, что мы уже знаем о библиотеке и ее «жителях».
II. Этап всесторонней проверки знаний
1. Если в этот зал зайдешь,
Домой без книги не уйдешь.
Есть у тебя читательский билет,
А зовется зал – (аБонемент)
2. Здесь покой и тишина,
И порядок идеальный.
А зовется зал – (чИтальный)
3. Таблетки и микстуру
Вам продаст аптекарь,
Учебники и книги
Выдаст (биБлиотекарь)
4. Словно грузчик на перроне
На себя, взвалив багаж,
Стоит и держит сотни книг
Металлический (стеЛлаж)
5. Если книгу написал,
Значит ты, писатель,
А если книгу прочитал,
То значит ты (чИтатель)
6. Все, что взял в библиотеке,
Даже старый экземпляр,
Все равно тебе запишут
В библиотечный (фОрмуляр)
7. Если книжки по теме похожи немножко
И глядят на тебя своей яркой обложкой,
Коль внимателен ты, догадаешься быстренько:
Эта книжная полка называется (высТавка)
8. Если что-то позабыл,
Нет большой трагедии,
На все вопросы ты ответы
Найдешь в (энциклопЕдии)
9. Много в журналах полезных статей,
Но лишь про компьютер нужна человеку.
Как же ее отыскать поскорей?
Время не трать, загляни в (картотеКу)
10. Друг за другом ровно в ряд
Дружно карточки стоят,
Чтоб помочь любому смог
Существует (кАталог)
Выделенные буквы в ответах на вопросы образуют слово «БИБЛИОТЕКА»
Давайте вспомним, что же такое библиотека? (ответы детей)
Правильно, ребята. Можно еще сказать, что библиотека - это книжная кладовая. И как всякая кладовая, она полна сокровищ, книжных сокровищ. Каждая книга рассказывает о чём-то очень важном и интересном. А как вы ребята, думаете из чего состоит книга?
Слайд 3. Каждая книга состоит из основных элементов:
1. Обложка.
2. Титульный лист.
Слайд 4. Первый элемент книги: «Встречают по одёжке» - гласит русская поговорка. А что можно назвать одёжкой книги? Конечно же ОБЛОЖКУ. Обложка у книги бывает твёрдой или мягкой. Обложку, которая обнимает книжку двумя толстыми корками посередине, называют ПЕРЕПЛЁТ (на этом корешке, обычно указывается фамилия автора и название книги) .
Слайд 5. Второй элемент книги: первый лист в книге, называется – ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ. Он очень важен для книги, на нём указываются все данные о ней. Прежде всего, самое главное – кто написал книгу, т. е. имя и фамилия автора этой книги. Ещё на титульном листе указывается имя книги или её заглавие. Внизу есть на титульном листе выходные данные, которые указывают, где и когда была издана книжка (издательство и год издания, а также фамилия художника, который рисовал иллюстрации для этой книжки.
Слайд 6. Третий элемент книги: содержание или оглавление, которое есть в каждой книге. Оно показывает на перечень глав и указание номеров страниц, где эти главы расположены. Этот элемент можно назвать планом книги.
Слайд 7 Как правильно сориентироваться в этом море книг, выбрать самое ценное из сокровищ?
Посмотрите, ребята перед нами - большой шкаф с длинными ящиками. А может, кто-то объяснит нам, что это за шкаф?
Этот большой шкаф называется КАТАЛОГ.
Но для чего же нужен библиотеке каталог? Каталоги содержат сведения о книгах, находящихся в библиотеке, по каталогам всегда можно легко и быстро найти нужную книгу.
III. Подготовка дошкольников к активному и осознанному усвоению материала
Адресный запрос-это вопрос о том, есть ли в библиотеке нужная вам книга, какие книги еще написал тот или другой писатель, где на какой полке библиотеки стоит нужная вам книга, т. е. адресный запрос определяет адрес книги в библиотеке, по которому ее легко найти.
Слайд 8. Посмотрите - это Читайка, он хочет получить ответ на свой вопрос:
На день рожденья друг Кирилл
Успенского мне подарил.
Я читал про крокодила
И старуху Шапокляк,
Но другие его книги
Не могу найти никак.
Что еще он написал?
Книги как свои назвал?
Как помочь Читайке найти новые книги? Куда мы пойдем? Может, в шкафу поискать? На верхней или нижней полке? Или просто бегать по библиотеке и ждать, когда книги сами на глаза попадутся? Так искать можно очень долго. Надоест Читайке ждать и перестанет он ходить в нашу библиотеку.
Какая польза от библиотеки, в которой не могут найти нужную книгу? Никакой!
Потому и устроили люди библиотеку похожей на город. У каждой книги - свое место, Каждая книга в библиотеке имеет свой "адрес". Книжные полки - словно "улицы" в "городских кварталах" - на стеллажах. И книги на полках стоят не как попало, а по порядку - как дома на улице. Вот в каталоге и собраны "адреса" всех книг. Прочитаешь на карточке "адрес" - и сразу узнаешь, на какой полке стоит нужная книга. Очень удобно! Ведь каталоги во всех библиотеках строятся по одинаковым правилам! И поэтому у одной и той же книги в любой библиотеке будет один и тот же "адрес".
Для выполнения адресного запроса нужно воспользоваться алфавитным каталогом библиотеки.
IV. Этап усвоения новых знаний
Слайд 9. В библиотеке собрано несколько тысяч книг разного содержания. Сведения о каждой из них записаны на специальной карточке. По этим записям одну книгу можно отличить от другой. Книги читатели берут домой, а карточки с их описаниями всегда хранятся в библиотеке
Каталожную карточку можно сравнить с паспортом. Такая карточка заводится на каждую библиотечную книгу. На каталожной карточке записывается вся информация о каждом жителе книжного царства. Где, на какой полке стоит, кто автор, как называется, когда издана книга, о чём в ней написано и множество других важных сведений.
Слайд 10. Для того чтобы можно было легко ориентироваться в каталоге, из многих сведений о книге отбираются главные. Они располагаются в определенном порядке: автор, название книги, сведения об издании, год и место издания, количество страниц и аннотация. В совокупности эти сведения, как мы уже знаем, называются библиографическим описанием.
Слайд 11. Каталожные карточки ставят в маленькие выдвижные ящики, делают на них пояснительные надписи и по порядку расставляют в большой каталожный ящик. Читатель по надписям определяет нужный ему ящичек, выдвигает его, просматривает описания на карточках и по ним отбирает необходимые книги.
Индексы на разделителях алфавитного каталога очень простые – только буквы алфавита: А, Б, В, Г, Д и т. д. За разделителями карточки на все библиотечные книги расставлены по алфавиту фамилий авторов или названий книг. Если знаешь автора и название книги, то достаточно вспомнить алфавит и найти карточку на нужную книгу в алфавитном каталоге. С помощью такого алфавитного каталога можно узнать: есть ли в библиотеке определённая книга, если нам известны название и автор книги; Можно уточнить название книги, если известен автор; какие произведения одного автора есть в данной библиотеке.
Слайд12. Посмотрите, ребята, у Читайки есть для нас вопрос: «Дядя Фёдор, кот и пёс».
Вот вопрос! (Успенский Э.)
А кто скажет на какую букву нужно искать карточку в каталоге, чтобы найти эту книгу? («У» отвечают дети)
Ребята! Сегодня для вас Читайка приготовил занимательную викторину, он хочет проверить, как хорошо вы знаете сказки.
Мы из сказки ты нас знаешь,
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж…
Сказку заново прочтёшь!
Слайд13. Носил шубу рыжую.
В чужой прокралась дом.
Из дома зайца выжила
Сражалась с петухом (Лиса) .
Слайд14. Кто работать не хотел
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребёнку
И называется… .(Три поросёнка) .
Слайд15. Подарит новое корыто,
И новый дом и слуг в придачу.
Но если уж она сердита
С ней вместе уплывёт удача!
Исчезнет всё, и в море зыбком
Растает (Золотая рыбка) .
Слайд16. Он хозяина любил.
Верно он ему служил,
Сапоги носил, и злого
Людоеда победил (Кот в сапогах) .
Слайд17. «Было яичко у нас золотое
А осталось лукошко простое
Плачет дед, плачет баба,
Но их утешает (Курочка ряба) .
Слайд18. Всех он любит неизменно
Кто б к нему не приходил,
Догадались? Это Гена,
Это Гена - (Крокодил) .
Слайд19. Унесла его лиса, за далёкие леса,
Но придёт на помощь кот.
Своего дружка спасёт!
Открывай лиса мешок –
Ты свободен петушок!
Петя, Петя, петушок,
Золотой… (Гребешок) .
Слайд20. Она по полю пошла
В поле денежку нашла
Самовар себе купила
И гостей чайком поила
Веселились все вокруг
Но вмешался злой паук…
Пауков боится (Муха-Цокотуха) .
Слайд21. Знают куколки: Мальвина
И весёлый Буратино:
Если враг со всех сторон
Победит в бою неравном
Верный друг – надёжный, славный,
Храбрый пудель (Артемон) .
Слайд22. Прямо в болото упала стрела,
А в этом болоте царевна жила.
Как звали царевну, скажи мне на ушко.
Я знаю, ты помнишь – царевна (Лягушка) .
Слайд23. Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку,
Он поймал их не сачком
А поймал он их бочком (Бычок-смоляной бочёк) .
Молодцы ребята, вы правильно отвечали на вопросы, мы увидели, что вы очень хорошо знаете сказки.
V. Закрепление новых знаний
Слайд 24. А теперь наш друг Читайка, хочет узнать как хорошо вы
запомнили то, что вы сегодня узнали, попробуйте ответить на
Пожалуйста, подумай и ответь!
1. Как располагаются карточки в алфавитном каталоге:
o по размеру
2. В состав библиографического описания включаются:
o заглавие
o место издания
o количество страниц
o по алфавитному каталогу
o по тематической картотеке
o по алфавитному каталогу
o по систематическому каталогу
o по картотеке заглавий произведений художественной литературы
Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо отвечали, наша экскурсия в библиотеку закончилась.
www.maam.ru
Экскурсия в библиотеку (старшая группа) » Челябинский Дошкольный
Экскурсия в библиотеку (старшая группа) В закладки
Цель.
Познакомить детей с общественными зданиями микрорайона, их назначением; расширять знания о профес-сиях работников социальной сферы, содержании и значимо-сти труда для жителей города; воспитывать правила культуры поведения на улице и в общественных местах; стимулировать у детей интерес и любовь к своему городу, заботу о его красоте и чистоте.
Предварительная работа .
Чтение художественной литера-туры, рассматривание книг.
Ход занятия
Немного из истории библиотек.
Давным-давно, когда люди еще не знали бумаги, но хотели передавать свои знания другим, слова записывали на чем при-дется: они высекали значки на камне, позже буквы изобража-ли тиснением на глиняных дощечках. В Древнем Египте пи-сали на папирусе - материале, сделанном из многолетнего растения с таким же названием. А в России выделывали тон-кую кожу и писали на пергаменте, на березовой коре.
Тогда люди научились делать бумагу и печатать книги. Люди, которые пишут книги, называются писателями. Писа-тели писали о том, что видели, слышали.
Писали стихи и придумывали рассказы, сказки. Появилось очень много книг, которые нужны нам всем, чтобы узнать наше прошлое, насто-ящее и будущее. Узнать обо всем, что творится в мире, происходит на Земле. Где мы можем взять книги? (В магазине купить, в библиотеке.)
Работники библиотеки собирают разные книги. В библио-теке найдутся книги по математике, географии, истории и многие другие.
Вторая остановка - каталог. В небольших ящичках собра-ны карточки на все имеющиеся в библиотеке книги. На каж-дой карточке мы найдем фамилию автора книги, ее название; фамилию художника, оформлявшего книгу, а также город, где она издана, год издания, количество страниц.
Остановка - читальный зал. В читальном зале можно полистать последние номера детских газет и журналов, по-знакомиться с новыми названиями детских периодических изданий.
ПРАВИЛА ЮНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ
С любым вопросом можно обратиться к работникам биб-лиотеки, но и сами юные читатели должны соблюдать пра-вила:
От ручина.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
- Библиотечный портал
Книжная страна: дошкольникам о библиотеке
Книжная страна: дошкольникам о библиотеке
24 мая в библиотечном отделе, к Общероссийскому дню библиотек прошёл День открытых дверей, на которомдля дошкольников состоялся библиотечный урок «Книжная страна: дошкольникам о библиотеке».
Малыши узнали о понятии «библиотека», о том, как стать читателем библиотеки, что такое читательский формуляр. Библиотекарь по работе с детьми Карпова Татьяна Александровна рассказала об условиях выдачи литературы на дом, правилах пользования книгой и поведения в библиотеке.
Библиотекарь познакомила дошколят с фондом книг, с порядком его расстановки, а также с детскими журналами. Для них была проведена викторина на знание сказок, и прошло посвящение малышей в читатели. Каждому были вручены небольшие медальки «Юный читатель».
В конце библиотечного урока дети совершили экскурсию-знакомство по библиотеке, и каждый ребенок выбрал с полочки книгу, которая его привлекла.
Добавить комментарий, используя социальные сети
Имя (обязательное)
Материал portal.pskovlib.ru
Воспитатель проводит с детьми предварительную беседу.
Немного из истории библиотек.
Давным-давно, когда люди еще не знали бумаги, но хотели передавать свои знания другим, слова записывали на чем придется: они высекали значки на камне, позже буквы изображали тиснением на глиняных дощечках. В Древнем Египте писали на папирусе - материале, сделанном из многолетнего растения с таким же названием. А в России выделывали тонкую кожу и писали на пергаменте, на березовой коре.
Люди, которые пишут книги, называются писателями. Писатели писали о том, что видели, слышали. Писали стихи и придумывали рассказы, сказки.
Появилось очень много книг, которые нужны нам всем, чтобы узнать наше прошлое, настоящее и будущее. Узнать обо всем, что творится в мире, происходит на Земле. Где мы можем взять книги? (В магазине купить, в библиотеке.)
Воспитатель подводит детей к зданию библиотеки.
В о с п и т а т е л ь. Справа от нас здание, где хранятся книги, - детская библиотека. (Обратить внимание детей на здание, на вывеску, на порядок территории.)
Работники библиотеки собирают разные книги. В библиотеке найдутся книги по математике, географии, истории и многие другие.
Здесь у нас первая остановка - абонемент. В абонементе на полках, открытых для доступа читателей, можно выбрать любую книгу, но обязательно вернуть ее в определенный срок. Книги стоят на полке в определенном порядке, по разделам, относящимся к разным наукам и темам.
Вторая остановка - каталог. В небольших ящичках собраны карточки на все имеющиеся в библиотеке книги. На каждой карточке мы найдем фамилию автора книги, ее название; фамилию художника, оформлявшего книгу, а также город, где она издана, год издания, количество страниц.
Карточки расположены в таком же порядке, как и книги на полках. Найти нужную книгу вам поможет библиограф.
Остановка - читальный зал. В читальном зале можно полистать последние номера детских газет и журналов, познакомиться с новыми названиями детских периодических изданий.
ПРАВИЛА ЮНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ
С любым вопросом можно обратиться к работникам библиотеки, но и сами юные читатели должны соблюдать правила:
аккуратно обращаться с библиотечными книгами;
вовремя возвращать книгу в библиотеку;
подклеить страницы или корешок книги, если в этом есть необходимость.
Во второй половине дня детям предлагается подклеить книги в группе. Предложить родителям принести книги для пополнения библиотечного фонда группы.
По теме:
Источник nsportal.ru
Пружанская ЦРБ - Работа с дошкольниками РДБ
«…Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, нам приятно быть с ними, в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, весёлого смеха, первых бодрых усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей».
Я. Корчак.
Приоритетную группу читателей Детской библиотеки составляют дошкольники (примерно 250 человек) . Вместе с родителями, со старшими братьями и сёстрами, они посещают библиотеку. Детство - радужная страна, в которой все события воспринимаются ярко и оставляют глубокий след на всю жизнь. Детский сад и библиотека - два звена, которые помогут ребёнку проложить тропинку к знаниям.
Мы, библиотекари, стараемся привить любовь к книге с самого раннего возраста, поэтому видеть в библиотеке мальчиков и девочек 3-5 летнего возраста доставляет радость и налагает ответственность.
Для малышей в библиотеке оформлен детский уголок с ярким заголовком «Выбирай и почитай!»: невысокие стеллажи с книжками для дошкольников, игровой столик «Почитай-ка, поиграй-ка!» с книжками-раскрасками, игрушками и карандашами. Здесь ребят встречает сказочный Кот (самодельная фигура из картона) и просит заглянуть в его кармашек с самыми маленькими книжками. На стене - «Просьба книги», которая познакомит с правилами пользования книгой, а рядом - «Таямн і чы куфэрак», в котором помещена литература для малышей, расположенная по жанрам: стихи, рассказы и сказки.
Чтобы наглядно знакомить детей с книгами, для них оформляются книжные выставки и тематические полки.
Библиотекари регулярно знакомят малышей с библиотекой, приглашая их на экскурсии.
Так как малыши обожают регулярное чтение с родителями, учатся слушать книгу, переворачивать страницы, запоминать слова, которые видят и слышат, для них очень важно, чтобы взрослые читали вслух. В помощь родителям маленьких посетителей была составлена памятка «Читайте детям вслух».
Чтобы работа с дошкольниками была систематической, был разработан цикл мероприятий «Развивающее чтение» на 2007 -2009г.г. Массовая работа была продолжена и в 2010-2012г.г.согласно вновь составленной программе литературного развития «Малышок».
Основные задачи программы:
? расширять представление об окружающем мире;
? приобщать к прекрасному;
? способствовать формированию нравственных качеств и духовному развитию через книгу.
Массовые мероприятия знакомят ребят с лучшими произведениями детской художественной литературы: сказками, рассказами и стихами. Они сопровождаются показом кукольных спектаклей, сказки разыгрываются с помощью рисованных кукол, демонстрируются мультфильмы.
Литературный час«Народная мудрость в пересказе Льва Толстого» познакомил малышей с жизнью и творчеством русского писателя. Все активно участвовали в игре «Челночок».
На уроке нравственности «Любишь ли ты дарить подарки?» дети узнали, как правильно дарить и принимать подарки, и все мастерили украшения на ёлку.
Урок вежливости «Хорошие манеры служат вам примером» помог ребятам усвоить правила вежливости.
Познавательная игра «Нашей армии герои» посвящена Дню защитника Отечества. Малыши участвовали в конкурсах, читали стихи и смотрели сказку Альберта Иванова «Меткий стрелок».
Дню Победы - 9 мая был посвящён урок мужества «Солнце мая». Звучали стихи, песни, была проведена викторина.
Выразительность стихов, чарующие звуки музыки и сценка «Бабушки и внуки» создали тёплую атмосферу на детском утреннике «Бабушки и внуки».
На уроке творчества «Рисунки на асфальте» ребята рисовали мелками сказочный город и селили в домики любимых сказочных героев.
Детский час «Не жалейте труда - впереди холода» был посвящён щедрой осени. Кот Муркис загадал ребятам свои загадки.
Экологическое путешествие «Пушистые и пернатые» помогло ребятам узнать много интересного о мамах-животных и их детёнышах.
Театрализованный урок здоровья «На зарядку становись!»
Познавательная беседа «Огонь и человек» помогла малышам усвоить правила пожарной безопасности. Дети посмотрели мультфильм «Ну, погоди!»
На уроках здоровья «Вход неряхам запрещён» и
«Витаминная семья» ребята узнали, что нужно делать, чтобы быть здоровыми.
Познавательный час«Мы жили вместе сотни лет, деля и хлеб и кров» был посвящён Дню единения Беларуси и России.
Дорогие наши маленькие читатели! Уважаемые родители! Помните, что вы желанные гости в Детской библиотеке.
Пружанская районная детская библиотека
Библиотечный урок "Путешествие в Книгоград" (ознакомительная экскурсия для учащихся начальных классов)
Разделы: Организация школьной библиотеки
Цели:
- Дать учащимся начальных классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности (ББГ) - "библиотека", "книжный фонд", "читальный зал", "абонемент", "каталоги", "энциклопедии".
- Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.
- Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг - попросить подобрать себе книгу.
- В воспитательных целях повторить и ознакомить детей с "Правилами поведения в библиотеке".
- Закрепить материал урока в игровой форме.
Оборудование:презентация
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята!
Я думаю, вы не против того, чтобы отправиться в увлекательное путешествие и познакомиться с жителями и устройством города Книгоград.
Есть такой город на свете, в котором собраны для вас путеводители по жизни. Город этот бывает большой или маленький, но всегда удивительный, называется он "библиотекой".
В библиотеке тишина В ней слышен зов далеких стран, В ней скрыты тайны океанов. Вот, слышишь, - Немо-капитан О чем-то спорит с Д*Артаньяном. Послушный зову твоему, Здесь Дон Кихот на помощь мчится, Ответ на сотни почему На книжных прячется страницах.
"Библио" по-гречески - книга, а "тека" - хранилище. А знаете, сколько лет существуют в мире библиотеки? Почти 5 тысяч лет!
Слайд 1,2
Вся история развития человеческого разума связана с книгами и библиотеками. Это не совсем спокойная история! За них сражались, их сжигали, теряли, находили, спасали от вражеского нашествия, как самое дорогое.
Сегодняшняя библиотека кажется воплощением тишины, покоя и порядка.
Слайд 3
А знаете ли вы, что слово "Книга" происходит от церковно-славянского "КЪНИГЫ", что означает буквы или письмо.
В разные времена помещения для книг имели самые различные названия. В Египте при раскопках археологи над входом в одно помещение обнаружили надпись "Аптека для души". Этот вход вел в библиотеку.
По мнению древних египтян, книгу можно сравнить с лекарством, только не от гриппа и ангины, - это лекарство делает сильным ум человека, облагораживает его душу.
Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте - написанные на папирусе, в Междуречье - выцарапанные на глиняных табличках. В Индии - составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае - свитки из шелка.
Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.
Слайд 4
Итак, библиотека - это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется книжным фондом.
В нашей библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал .
Слайд 5
У слова "абонемент" много значений. Если хотите знать все значения, загляните в словарь. В библиотеке же оно означает место, где выдают книги на дом.
На несколько дней книга твоя, можно рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку - ведь она нужна другим ребятам. А если не успели прочитать?
Не беда, придите в библиотеку, и попросите продлить срок чтения книги. В библиотеке есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература - энциклопедии, словари.
Слайд 6
Энциклопедии и словари заслуженно называют спутниками цивилизации. Они помогают не только правильно писать слова, но и расширяют кругозор, дают новые сведения из разных областей знания, науки, техники, литературы и искусства, развивают культуру речи.
Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале .
А еще в читальном зале можно написать доклад, посмотреть книжную выставку, узнать много интересного из газет и журналов для детей.
Слайд 7,8
День дошкольника в городских библиотеках. Централизованная библиотечная система города Пскова. Псков. - Централизованная библиотечная система города Пскова
С 6 по 8 сентября 2011 года библиотека «Родник» проводит Дни дошкольника «Книжкин дом – библиотека».
В эти дни библиотеку посетят воспитанники старших и подготовительных групп детских садов №9, 21, 27.
В программе тематических дней: экскурсии по удивительному дому - библиотеке, заочное путешествие в историю библиотек, беседа-игра «Как нужно вести себя в библиотеке», литературные викторины, игры.
Для воспитателей библиотека подготовила информационные материалы: «Каталог Интернет-ресурсов...», «Электронные периодические издания для воспитателя дошкольного образовательного учреждения», «Рекомендации по организации детского чтения» и др., такой пакет материалов в помощь работе получит каждый воспитатель, посетивший библиотеку в Дни дошкольника.
Неделя 5 - 8 сентября в Библиотеке Семейного чтения была посвящена знакомству дошкольников с библиотекой. Прошло два мероприятия, которые включали в себя показ презентации "Волшебная страна Читалия", обзор тематической книжной выставки и экскурсию по библиотеке.
Участниками события стали две подготовительные группы ДОУ № 28. Детей встретили герои их любимых сказок, все вместе поучаствовали в небольшой книжной викторине, затем маленькие путешественники отправились в "Детскую гостиную", где долго играли, рисовали и рассматривали книжки и журналы.
Ребята остались очень довольны экскурсией, больше всего им понравился детский абонемент.
6 сентября 2011 года в библиотеке общественный центр микрорайона Псковкирпич в рамках Недели Знаний прошла игровая программа для дошкольников «Стань читателем, дружок».
Для детей стала сюрпризом лотерея «Школьные мелочи». Любознательные ребята познакомились с книжной выставкой «Научи, страница, хорошо учиться». На память о встрече старшей и подготовительной группам МДОУ №2 вручили комплекты новых книг.
Подробней bibliopskov.ru
Знакомство дошкольников с библиотекой.
учитель - логопед
"Знакомство дошкольников с библиотекой"
Чаще всего знакомство с книгой начинается в раннем детстве: родители приобщают своё чадо к красочным детским книжкам, манящим своей яркостью и картинками. При чтении книг вслух внимание ребенка завораживает ритмичный слог стихов или же внимание к себе приковывают события, происходящие в сказке. С взрослением в жизни ребенка наступает момент, когда приходит время знакомства с библиотекой.
Знакомство с библиотекой для дошколят – это открытие нового, волшебного и необычайно интересного мира. Дети – самые благодарные и внимательные слушатели, активные читатели. Знакомство с библиотекой должно произойти в дошкольном возрасте, когда еще нет обязательного чтения.
В нашем детском саду в ноябре 2013 года в старших группах с целью ознакомления с библиотекой и формирования интереса к книге были организованны экскурсии в библиотеку имени Т. Г. Шевченко.
Цель была реализована через решение ряда задач: вызвать у дошкольников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.
В каждой из групп была организованаподготовительная работа:проведены беседы о библиотеке, о сотрудниках библиотеки, объяснены права и обязанности читателя, действующие правила.
С 19 по 21 ноября2013г. дети посетили библиотеку. Используя имеющиеся в детской библиотеке ресурсы, библиотекари создали оптимальные условия для культурного развития, удовлетворения образовательных, коммуникативных и других потребностей детей, создали при этом необходимую среду развития ребенка через книгу ичтение.
Во время экскурсии детям рассказали, что зал, в котором можно почитать книги, называется читальным. Здесь уютно, тихо и спокойно. В этом зале много не только книг, а журналов и газет.
Выбранную из огромного разнообразия книгу, можно взять только после записи в формуляр читателя. После прочтения книга должна быть возвращена в нужный срок в целости и сохранности.
Библиотекарь познакомила ребят с разнообразными книгами: книга с окошечками, книга с пуговицей, книга со шнурком, фотокнига, математическая книга и журналами.
Детям было предложено посмотреть поучительный мультфильм о правилах повеления в библиотеке и поучаствовать в интерактивной красочной викторине по сказкам.
А в конце экскурсии каждая группа получилана память о библиотеке прекрасную познавательную книгу.
На прощание работники библиотеки предложили детям прийти в библиотеку с родителями и выбрать понравившуюся им книгу на дом для чтения.
Для закрепления увиденного и услышанного материала в каждой из групп воспитателями были организованы беседы «Впечатления от посещения библиотеки», предложены детям познавательно-развлекательные игры.
дата последнего обновления 18.11.15 г.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов ".
Материал с сайта
Материал с сайта ds-498.nios.ru
Чем отличается книга от газеты и журнала? - Чем отличается книжный магазин от библиотеки? И т.д. Так называемую подготовку можно растянуть на неделю. А заодно еще почитать прекрасные стихи С. Маршака «Книжки про книжки» и «Как печатали вашу книгу».
Поучительный стих для детей, любящих грызть книжки есть у В. Ходасевича: «Разговор человека с мышкой, которая ест его книги». Зимой в библиотеку удобно брать сменную обувь, тогда можно задержаться там подольше. На первый раз не планируйте много.
Запись в библиотеку и посещение читального зала – для начала вполне достаточно.
Объясните права и обязанности читателя, действующие правила.
Ребенок должен понять, что в библиотеке книги не покупаются, а берутся во временное пользование. Выбранную из огромного разнообразия книгу, можно взять только после записи в формуляр читателя. После прочтения книга должна быть возвращена в нужный срок в целости и сохранности.
При выборе книг воспользуйтесь помощью библиотекаря. Он укажет на расположение книг по тематике и возрастным группам читателей. Позвольте ребенку первую свою книжку выбрать самостоятельно.
Ненавязчиво предлагайте ребенку книги, которые на ваш взгляд соответствуют возрасту и интересам ребенка. Можно заинтересовать книжками, которые вы сами читали в детстве. Постарайтесь выбирать литературу разных жанров и разных авторов...
Дополнительно в библиотеке проводятся различные тематические мероприятия, направленные на развитие детей. Поучаствуйте в конкурсах, викторинах, спектаклях, это очень нравится детям любого возраста. Чтобы стать настоящим читателем, надо знать правила пользования
библиотекой.
Как же должен вести себя читатель в библиотеке?
Книги возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели.
С библиотечными книгами надо обращаться бережно, чтобы их смогло прочесть
как можно больше ребят.
Книги, взятые с полки, нужно ставить на место.
Нельзя книги перегибать.
Нельзя загибать книжные страницы,
Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? ЗАКЛАДКА.
Нельзя писать и рисовать в книгах.
Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.
С миру по нитке
Во всем мире детские библиотеки – это культурно-просветительские центры для детей и их родителей. Что только не придумывают библиотекари, чтобы дети интересовались книгой, любили чтение и приходили в библиотеку почаще.
В одной американской библиотеке над стойкой выдачи книг висит такой плакат: «Прочти книжку, вот родители обалдеют!». В Германии проводят тематические «Ночи чтения» для подростков. Как это происходит?
Например, в этом месяце будет проходить «Ночь вампиров». К девяти вечера родители приводят детей в библиотеку, дети переодеваются в карнавальные костюмы ведьм, вампиров, чертей. Родители уходят домой.
Библиотекари (которые тоже в костюмах) собирают детей в несколько групп и начинают читать им страшные истории, потом дети сами рассказывают свои придуманные истории. Также проводятся разные игры, показываются фильмы-сказки, рисуются рисунки.
Примерно в полночь дети укладываются спать прямо на полу, на ковровое покрытие. Рано утром за детьми приходят родители, и они вместе завтракают в библиотечном кафе и обсуждают прошедшую «Ночь чтения». Во Франции существует практика «уличных библиотек».
Один раз в неделю в каком-то определенном месте, часто неподалеку от детской площадки, разворачивается «библиотека без стен». Библиотекари привозят несколько коробок книг. Едва завидев их, дети бросают игру и, сама собой, возникает библиотека.
Одни просто рассматривают книги, другие читают, третьи слушают, как один из библиотекарей читает вслух или что-то рассказывает. Ребята и сами рассказывают разные истории, делятся впечатлениями о прочитанном.
Французы считают, что такая маленькая «библиотека без стен» станет своеобразным мостиком в большую библиотеку. В Японии каждый посетитель библиотеки бесплатно получает книжку «Ты уже прочитал?».
Таких изданий несколько, каждое рассчитано на свой возраст. Перечень рекомендуемых книг небольшой, но к каждой дана аннотация и картинка. Правила обращения с книгой:
1. Книга не должна мокнуть – от этого коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплет. Идешь в библиотеку – положи книгу в пакет, который защитит ее от дождя и снега.
2. Не читай во время еды. Если класть книгу рядом с тарелкой, на страницах появятся жирные пятна, которые невозможно очистить.
4. Книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросай раскрытую книгу вверх переплетом, не загибай страниц. Пользуйся закладкой.
5. Если хочешь нарисовать что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в альбоме или специальной тетради.
6. Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять, их может погрызть собака, разорвет страницы котенок.
- Мы диалектику учили не по гегелю Включение категории практики в диалектику
- Украинцы в СС и Вермахте или «Наши герои лежат под Бродами Котел под бродами
- Книга: Штейнберг Марк «Евреи в войнах тысячелетий Летопись военной доблести евреев
- Третья мировая война может начаться совсем скоро Возможность 3 мировой войны