Бункер правила игры. Игра «Подводная лодка
Немногие пользователи Windows слышали о технологии Wake-On-Lan (или сокращенно WOL), а тем более пользовались ей когда-либо. Большинство читателей нашего сайта уже на этой фразе зевнут, и поспешат переключить своё внимание на что-то другое, более понятное и интересное к прочтению. Но не спешите этого делать, т.к. технология WOL, на самом деле, достаточно понятна, проста и востребована в настоящее время.
Рассмотрим поэтапно, что из себя представляет технология Wake-On-Lan, какие требования у этой технологии к комплектующим компьютера, каковы особенности её настроек в Windows 10, а также в каких случаях она может понадобиться, когда и как может быть применена в повседневной жизни.
Что представляет собой Wake-ON-LAN?
WOL, придуманная и введённая в функционал сетевых устройств достаточно давно, но не слишком изначально востребованная (только в узких кругах – сетевые бизнес-решения) Wake-On-LAN позволяет включать ПК дистанционно, посредством подачи специальной команды через локальную сеть, или даже через интернет. Сразу становится понятно, что это удобная функция – “разбудить” свою “машину” удаленно, чтобы получить доступ к своим файлам, операционной системе и установленному в ОС программному обеспечению.
Таким образом, используя связку Wake-On-Lan + (TeamViewer, Radmin, и прочие) – любой человек может контролировать свой ПК, работать в нём, настраивать его компоненты из любой точки мира, обращаясь к ПК через интернет. При этом никакой помощи, присутствия кого-либо еще непосредственно возле компьютера не требуется.
Так же, вкратце стоит отметить, что на базе WOL возможно реализовать Wake-on-Wireless LAN – это технология беспроводного включения компьютера, на основе работы WiFi роутеров и других подобных устройств. Конечно же, подобные устройства беспроводной передачи данных должны включать в свой программно-аппаратный функционал поддержку удалённого включения.
Требования технологии WOL
Чтобы реализовать такую схемы работы ПК, необходимо соблюдение следующих технических условий:
- В материнскую плату ПК (в которую, как правило, и интегрирована сетевая карта) должна быть встроена функция поддержки Wake-On-Lan. Успокоим Вас сразу – в современных материнских платах такая функция присутствует всегда, т.е. есть практически по умолчанию.
- Блок питания ПК должен поддерживать известный стандарт ATX. Этой технологии более 1,5 десятка лет, он популярен и используется и стандарт ATX поддерживается практически всеми блоками питания, имеющимся на рынке компьютерных комплектующих.
- Сам компьютер должен быть постоянно подключен к источнику питания – будь это электросеть, аккумулятор (если это ноутбук или другой вид портативного ПК), либо источник бесперебойного питания (ИБП).
В силу того, что работа технологии WOL реализована на аппаратном уровне компьютера, то данная технология работает в большинстве видов операционных систем, будь то Windows, Mac или Linux.
Удобство технологии Wake-On-Lan в том и заключается, что, когда компьютер не востребован Вами (а Вы удалены от компьютера) – ПК может находиться в любом из рабочих состояний, которые экономят электроэнергию. Будь то режим гибернации, спящий режим, да что там – ПК даже может быть выключен (но, естественно, не отсоединён физически от электропитания)! Ну а в случае, если Вам понадобятся какие-либо файлы на этом ПК, или же нужно будет запустить определенную программу на нём – Вы с лёгкостью можете “разбудить” свой компьютер, включить удалённо и начать работу с ним. И это, согласитесь, очень удобно, очень эффективно.
Итак, если технические условия соблюдены, стандарты и формат WOL поддерживаются – перейдем к разделу настроек Wake-On-Lan, чтобы реализовать данный функционал.
Настройка и включение Wake-On-Lan в Windows 10
Находясь непосредственно в Windows 10, нажимаем комбинацию кнопок клавиатуры “WIN” + “I”, откроется окно “Параметры”, в нём выберите раздел “Сеть и Интернет”:
В появившемся окне кликните мышью в его правой части по разделу “Ehernet” (сетевой адаптер), и затем в левой части окна нажмите мышью на пункт “Настройка параметров адаптера”:
Откроется окно “Сетевые подключения”. Найдите ярлык с названием “Ethernet”, нажмите на нём правой кнопкой мыши, и выберите во всплывшем меню пункт “Свойства”:
Откроются настройки сетевой карты ПК. Вверху справа, сразу под названием сетевой карты нажмите на кнопку “Настроить”.
В открывшемся окне выберите мышью вкладку “Дополнительно”. Далее, в появившемся окне настроек свойств сетевой карты – пролистайте список параметров до пункта “Wake on Magic Packet”, выделите его кликом мыши, и в правой части окна переключите параметр в состоянии “Enabled” – “включено”, если состояние будет “Disabled” – “выключено”:
Далее, не нажимая кнопку “Ок”, и не закрывая текущего окна – выберите закладку “Управление электропитанием”. В данном окне проверьте наличие галочек на пунктах (включите их):
Выполнив все эти действия, нажмите кнопку “Ок”, окно настроек закроется, новые параметры вступили с этого момента в силу. Закройте и все остальные окна, открытые для совершения данных настроек WOL.
“Магический” пакет Wake-On-Lan
Как Вы заметили, в предыдущем разделе упоминался такой термин, как “магический” пакет, его ещё называют “волшебный” пакет. О чем идёт речь в данном случае, о какой магии, если суть тематики сугубо техническая – настройка ПК?
Дело в том, что “магическим” пакетом была названа та самая команда, передаваемая по сети, которая заставляет компьютер “проснуться”, включиться по “приказу” владельца.
Как выглядит “магический” пакет? Всё достаточно просто – это незамысловатая комбинация чисел, эдакий числовой блок, который отправляется по сети от устройства пользователя к его удаленному компьютеру, находящемуся в режиме сна. Данный блок состоит из следующих частей:
- шестнадцатеричный код “0xFF”, повторённый 6 раз подряд;
- MAC-адрес сетевой карты компьютера, повторённый 16 раз.
В силу того, что MAC-адрес любого сетевого устройства в мире – уникален, и не повторяется, то “магический” пакет, содержащий этот MAC-адрес, может предназначаться вполне конкретному, одному, сетевому устройству. Что и позволяет удалённо, находясь в любой точке планеты, и имея доступ в сеть Интернет – адресно обратиться именно к своему устройству. Все другие ПК, роутеры и прочие сетевые устройства – соответственно, никак не среагируют на появление такого пакета данных, т.к. у них уже свои, также абсолютно уникальные, MAC-адреса.
Сетевой адаптер, благодаря включенной технологии Wake-On-Lan, постоянно сканирует сеть на появление как раз этой команды, чтобы инициировать в то же мгновение процесс включения персонального компьютера – будет подано питание, ПК включится, инициируется запуск операционной системы Windows.
Для всего этого нужно перевести сетевую карту в режим управления питанием ПК, то есть разрешающий ей включать компьютер при появлении сигнала – “магического” пакета, что мы и сделали в предыдущем разделе.
Настройка режима удалённого пробуждения компьютера в BIOS
Для успешной работы компьютера в режиме Wake-On-Lan, помимо соблюдения технических требований поддерживаемых стандартов, и соответствующей настройки сетевой карты – необходимо также включить соответствующий режим работы в BIOS компьютера.
Перезагрузите (включите) компьютер, и с первых секунд начала загрузки непрерывно нажимайте клавишу “F2” или “DEL”, в зависимости от версии BIOS. Далее нам нужно найти соответствующую настройку BIOS, которая позволяет включить режим Wake-On-Lan. Как правило, данная опция находится в разделе BIOS “Конфигурация” (Configuration) или “Управление питанием” (Power management). Но в силу того, что на рынке персональных компьютеров версий BIOS достаточно большое количество, и между собой они сильно различаются в плане построения интерфейса, то однозначно написать, где находится опция включена WOL – затруднительная задача.
Даже само название технологии удалённого включения может называться по-разному, в зависимости от модели и версии BIOS, платформы ПК (MAC, Windows, Linux). Помимо исходного названия “Wake-On-Lan”, посмотрите примеры возможных альтернативных вариантов названий, из списка:
После того, как опция найдена, выберите вариант её режима работы как “Включено” или “Enabled”, если BIOS на английском языке. Всё, настройки BIOS на этом закончены. Для сохранения изменений нажмите клавишу “F10”, или в пункте меню BIOS найдите пункт “Сохранить и выйти”, подтвердите в открывшемся окне правильность выбора варианта выхода (с сохранением), нажав ОК. Компьютер уйдёт в перезагрузку с уже новым заданным параметром BIOS.
Безопасность и Wake-ON-LAN
Суть работы технологии WOL такова, что каждый из пользователей той локальной (глобальной) сети, в которой находится и сам компьютер с включенным WOL, может осуществить запуск этого компьютера, зная MAC-адрес сетевой карты ПК. Соответственно, вопрос безопасности данных остаётся открытым.
Проблема актуальна лишь для компьютеров с включенной технология пробуждения, которые подключены к какой-либо общественной сети. Для компьютеров домашней сети – уровень безопасности находится на высоком уровне.
С другой стороны, даже осуществив включение удалённого ПК путём посылки ему “волшебного” пакета – злоумышленник не сможет обойти настройки безопасности ПК. Пароль на вход в учётную запись, пароль при старте BIOS (если установлена эта опция), персональные настройки безопасности брандмауэра внутри Windows и прочие моменты, связанные с безопасностью – злоумышленнику придётся как-то обходить, ведь технология Wake-ON-Lan позволяет как раз лишь включить компьютер удалённо, но никак не даёт прямого доступа к информации на компьютере.
Бывали случаи, когда хакеры, используя связку серверных технологий, таких как PXE и DHCP, всё-таки получали доступ к операционной системе Windows на удалённом ПК, используя для обхода защиты установочный образ Windows, специальным образом настроенным “под себя”, под свои корыстные цели. Но это удел узкого круга IT-специалистов с высоким уровнем знаний, которые вряд ли позарятся на обычный домашний ПК рядового пользователя.
Резюмируя. Практическое использование Wake-ON-LAN
Итак, мы узнали, что такое технология удалённого включения компьютера под название Wake-ON-Lan. Технология, сама по себе, не нова. Но несмотря на это, у неё появляется всё больше вариантов применения – уже не только в каких-либо бизнес-решениях с применением обширных локальных сетей, управляемых серверов, работающих по различным сетевым технологиям и т.п., но WOL уже возможно применить и в повседневной, домашней жизни, или в пределах задач малого офиса.
Как пример – можно использовать WOL при создании технологичного эко-пространства “умный дом”. И правда, очень лаконичное, грамотное, и удобное решение. Не нужно приобретать что-либо дополнительное из оборудования или программного обеспечения, чтобы организовать у себя на дому локальный сервер с удалённым доступом, которым уже можно управлять домашними устройствами, получать статистику их работы и т.п.
Применяете ли Вы данную функцию ПК в своей жизни, работе? Поделитесь опытом и впечатлениями об использовании технологии Wake-ON-Lan в комментариях под данной статьёй!
Ещё на сайте:
Настройка Wake-On-Lan в Windows 10 обновлено: Февраль 25, 2018 автором: Vladimir
Современные технологии становятся все более удобными, так к примеру, включение нужного нам компьютера, находясь при этом за километры от него не нажимая на кнопку. Функция пробуждения по сети (Wake-on-LAN) существует уже давно, поэтому рассмотрим как она работает и как ее включить.
Что такое Wake-on-LAN?
Wake-on-LAN — это индустриальный стандартный протокол для включения (пробуждения) компьютеров удаленно, в которых есть дежурное питание. Под определением дежурного питания понимается такой режим при котором компьютер выключен, но индикация на материнской плате свидетельствует что на ней есть питание и при этом она имеет возможность запустить блок питания. Этот же протокол позволяет организовать дополнительную возможность: Wake-on-Wireless-LAN — пробуждение от беспроводной сети.
Wake-on-LAN зависит от двух вещей: вашей материнской платы и сетевой карты. Ваша материнская плата должна быть подключена к ATX-совместимому источнику питания, что встречается в большинстве случаев. Ваша сетевая или беспроводная сетевая карта также должна поддерживать эту функциональность. Поскольку эта возможность настраивается в BIOS и в сетевой карте, то нет необходимости в дополнительном специальном софте для ее включении. Поддержка компьютерами функции Wake-on-LAN — это очень распространенное явление даже для более старых моделей. Однако в более новых моделях компьютеров вы сможете отыскать в BIOS дополнительные опции, которые помогут включить компьютер по определенному расписанию или времени. Это конечно же технически не Wake-on-LAN, но дополнительно расширяет функциональность компьютера.
Если собирали компьютер сами, то знайте, что дискретная сетевая карта требует еще подключения специального 3-х пинового кабеля к материнской плате для поддержки функции Wake-on-LAN.
Магический пакет.
Компьютеры с включенной функцией Wake-on-LAN, для того чтобы включиться, ожидают на специальный «магический пакет» из сети, в котором будет сдержаться их собственные МАС-адреса. Этот магический пакет может быть отправлен как с операционной системы на различной платформе, так и из веб-сайта или маршрутизатора. Типичные порты, которые используются для Wake-on-LAN это UDP 7 и 9. Поскольку компьютер «слушает» сеть на факт появления магического пакета, то он потребляет энергию, хоть мало, но потребляет, что может негативно сказаться на уровне заряда батареи в ноутбуке. Поэтому если вы где-то в дороге и вам не нужна в этот момент эта функция, то необходимо следить за тем чтобы она была отключена.
Магический пакет обычно отправляется в саму сеть и содержит в себе разную под-сетевую информацию, сетевой широковещательный адрес и МАС-адрес сетевого адаптера нужного компьютера. Причем нет разницы какой это адаптер, проводной или беспроводной. На изображенном выше рисунке показан результат работы утилиты по «отлову» пакетов, которую применили для того чтобы поймать магический пакет. Этот пример отображает на сколько безопасно пользоваться небезопасными сетями и интернетом. Многие производители материнских плат на ряду с функцией Wake-on-LAN предоставляют специализированный софт для упрощения настройки и использования этой функции.
Как включить Wake-on-LAN.
BIOS
Большинство компьютеров по-старше, а также много современных содержат настройку Wake-on-LAN в биосе. В зависимости от типа или модели материнской платы попасть в BIOS возможно, если при загрузке нажимать на клавишу F2 или Del. Настройки Wake-on-LAN должны находиться в следующих меню биоса: Power Management или Advanced Options, или что-то вроде того.
Хотя и встречаются компьютеры, в которых в биосе отсутствует настройка Wake-on-LAN, но это не всегда означает что они ее не поддерживают. Бывает что просто необходимо подключить эту функцию в самой операционной системе.
Windows
Нажмите клавишу Пуск и в поиске задайте «Управление компьютером». Найдите из списка устройств ваш сетевой адаптер.
Правой кнопкой мышки на нем выберите из меню «Свойства» (Properties), а затем найдите закладку «Дополнительно» (Advanced).
Прокрутите список и найдите в нем следующий пункт «Пробуждение от Магического Пакета» (Wake on Magic Packet) или что-то вроде того, и установите значение в положение «Включено» (Enabled). Нажмите на клавишу ОК когда закончите.
OS X
Откройте окно «Системные настройки» (System Settings) и выберите Energy Saver.
На вкладке «Опции» (Options) вы должны увидеть фразу «Пробуждение от Ethernet» или что-то похожее. Эта опция включает функцию Wake-on-LAN.
Linux
В Ubuntu есть прекрасная утилита, которая поможет определить поддерживает ли ваша материнская плата функцию Wake-on-LAN и если да — то включить ее. Запустите терминал и установите утилиту «ethtool» с помощью следующей команды:
sudo apt-get install ethtool
Вы сможете проверить возможность включения Wake-on-LAN с помощью команды:
sudo ethtool eth0
Где eth0 — это имя вашего сетевого интерфейса, который вы используете по-умолчанию.
Посмотрите на раздел под именем «Supports Wake-on» (он 3-й снизу). Если напротив вы увидите букву «g», то это значит что вы сможете использовать Магический Пакет для функции Wake-on-LAN. Чтобы включить ее используйте следующую команду:
sudo ethtool -s eth0 wol g
После этого введите предыдущую команду чтобы проверить подключилась ли теперь возможность Wake-on-LAN. Посмотрите на раздел «Wake on» (он 2-й снизу), теперь вы должны увидеть букву «g» вместо «d».
Отправка Магического Пакета.
Чтобы отправить запрос на побуждение необходимо знать некоторые параметры.
А именно: это непосредственно МАС-адрес компьютера, его интернет адрес или имя хоста, а также маску под-сети, где находиться этот компьютер. И необходимо обязательно знать и ввести номер порта, который «слушает» выключенный удаленный компьютер.
Скачать программу для отправки Магического Пакета можно по следующей ссылке:
А Вы знали, что компьютер можно включить удалённо через lan сеть или даже через интернет. Технология Wake-On-LAN существует уже довольно давно, и сейчас мы рассмотрим, как она работает.
Wake-On-LAN (иногда сокращенно WoL) является стандартным протоколом для пробуждения компьютеров дистанционно. Естественно компьютер должен быть подключен физически и к электричеству и к роутеру с помощью проводного или даже по Wi-Fi соединения. Протокол Wake-on-Wireless-LAN позволяет включить компьютер и без проводного сетевого соединения.
Включение Wake-On-LAN зависит от двух вещей: материнской платы и сетевой карты. Ваша материнская плата должна быть подключена к ATX-совместимому блоку питания, т.е. практически к любому блоку питания, который выпускается уже лет 17 как. Сетевая карта или беспроводная карта также должны поддерживать эту функцию. Поскольку включение протокола WoL устанавливается либо через BIOS, либо через прошивку Вашей сетевой карты. В последнем случае понадобится специальное программное обеспечение, чтобы включать компьютер.
Поддержка Wake-On-LAN является довольно обычной возможностью встраиваемой в материнские и сетевые карты по умолчанию. Причём среди перечисленных характеристик в магазинах уже и не встретишь упоминания о поддержке Wake-On-LAN.
Magic Packet: Как работает Wake-on-LAN
Wake-On-LAN включает компьютер, посылая на его сетевую карту «волшебные пакеты», которые включают в себя сетевой широковещательный адрес, широковещательный адрес, MAC-адрес сетевой карты, и специальную последовательность байтов - пакет данных. Эти магические пакеты абсолютно идентичные для любой платформы будь то Intel или AMD или Apple. Типичные порты, используемые для WoL и магических пакетов - UDP 7 и 9. Поскольку каждый компьютер активно прослушивает канал передачи данных, то такой волшебный пакет, имеющий в себе уникальный идентификатор компьютера (MAC-адрес сетевой карты), без труда будет пойман и обработан.
На рисунке выше показаны результаты анализатора пакетов. Здесь возникает резонный вопрос: а безопасна ли передача волшебного пакета? Ведь перехватить незащищённый трафик не составит труда. На сколько безопасна передача Wake-On-LAN при использовании в небезопасных сетях и через Интернет? В защищенной сети или при домашнем использовании не должно быть повода для беспокойства. А в открытой сети, лучше не использовать Wake-On-LAN или по меньше мере заботиться о профиле соединения вашей сетевой карты, выбирая хотя бы варианты с минимальной открытостью ресурсов наружу.
Как включить Wake-On-LAN
Для того, чтобы начать использовать Wake-On-LAN, существует несколько вариантов его включения. Самый простой - через BIOS материнской платы. Другой вариант через специальную утилиту от производителя вашей материнской платы или сетевой карты.
В BIOS
Большинство старых компьютеров и многие современные имеют собственные настройки Wake-On-LAN, зашитые в BIOS. Для того, чтобы войти в BIOS, Вам нужно нажать на кнопку DEL или F1 или F2 при загрузке компьютера, После входа в BIOS перейдите в настройки питания (Power) или Дополнительные настройки (Advanced Options).
Award BIOS
В UEFI BIOS настройка включения Wake-On-LAN обычно находится в дополнительных опциях, иногда - в разделе Включение питания PCIE / PCI.
Также производители материнских плат называют технологию иначе: Aggresslive Link от ASRock, ErP от Gigabyte, PME от ASUS.
UEFI BIOS
В операционной системе Windows
Вы также можете включить Wake-On-LAN в операционной системе. Как это сделать в Windows. Откройте меню ПУСК и введите Диспетчер устройств . После открытия Диспетчера устройств разверните раздел Сетевые адаптеры . Щелкните правой кнопкой мыши на сетевой карте и выберите Свойства , затем перейдите на вкладку Дополнительно .
Прокрутите список, и найдите Wake on Magic Packet , Wake on LAN - каждый производитель называет эту настройку на свой лад. Измените значение на Enabled , если оно выключено.
Теперь перейдите на вкладку Управление электропитанием , и убедитесь, что опция Разрешить устройству будить компьютер включена. Дополнительно можно установить галку напротив Разрешить только волшебному пакету будить компьютер .
В macOS
Откройте системные настройки и выберите Энергосбережение . Отметьте опцию Wake for Network Access или что-то подобное. Это позволит включить Wake-on-LAN.
В Linux
У Ubuntu есть отличный инструмент, который может проверить, поддерживает ли сетевая карта Wake-on-LAN и можно ли его включить. Откройте терминал и установите ethtool, используя следующую команду:
Sudo apt-get install ethtool
А поддержку Wake-on-LAN можно, запустив:
Если у Вас сетевой интерфейс другой eth1, eth2, eth3 и так далее, замените его.
Найдите пункт Wake-on . Чтобы включить эту опцию, используйте следующую команду:
Sudo ethtool -s eth0 wol g
Повторно запустите команду , чтобы убедиться во включении. Должно быть Wake-on: g .
Как включить компьютер с помощью Wake-on-LAN
Чтобы отправлять запросы Wake-on-LAN, есть несколько доступных вариантов:
Depicus для Windows, Apple и Android
У Depicus есть отличная серия легких инструментов для выполнения этой работы, включая графический интерфейс для Windows и командную строку для Windows и MacOS. Кроме того доступно отдельное приложение на Android, iPhone и Windows Mobile.
МЕСТО ДЛЯ ЗНАКОМСТВА Описание упражнения Сначала каждый участник придумывает, с каким челове- ком ему было бы интересно познакомиться – какого он пола и возраста, какими качествами обладает, чем занимается и т. п. (3 – 5 мин). Это должен быть именно обобщенный образ того, с кем интересно завести знакомство, но не конкретный персо- наж типа эстрадной звезды и т. п. À потом нужно предложить и записать как можно больше мест, где есть шанс встретить такого человека. Это должны быть реальные места, куда участ- ники могут попасть, а не нечто из области фантастики. Упраж- нение завершается тем, что участники представляют свои пред- положения о местах встречи. Смысл упражнения Упражнение позволяет перевести фокус внимания участ- ников от намерения познакомиться с кем-то «вообще» к кон- кретике: поиску тех мест, где больше всего шансов встретить- ся с интересным человеком. Это способствует преодолению социальной изоляции, повышает уверенность в ситуациях меж- личностного взаимодействия. Обсуждение Очевидно, что для того, чтобы встретить интересных лю- дей, нужно бывать в местах, где бывают такие люди. Что же побуждает некоторых людей вместо этого пассив- но ждать, когда в их поле зрения такие собеседники окажутся сами? В какое из мест, предложенных вами, вы действитель- но пойдете, когда именно? «Хочешь отыскать гриб – значит, сначала найди лес, где водятся грибы, а там он сам найдется. À хочешь познакомить- ся с интересными людьми – найди места, где «водятся» такие люди!». 41 ИГРА «БОМБОУБЕЖИЩЕ» РОЛЕВАЯ ИГРА «БОМБОУБЕЖИЩЕ» Описание ролевой игры Участникам дается инструкция: «Представьте себе, что на Земле разразилась ядерная война. Однако вам повезло, и в момент бомбардировки вы оказались в специальном бомбоу- бежище - герметичном бункере. Взрыв произошел совсем не- далеко от вас, сверху все разрушено, в живых там никого не осталось и уровень радиации таков, что человек гибнет в тече- ние несколько минут. Однако ваш бункер уцелел, и в нем есть запасы воздуха, пищи, воды и топлива, достаточные для того, чтобы прожить целый год. Есть надежда, что за это время уровень радиации на поверхности уменьшится настолько, что можно будет покинуть бункер и начать жить, как и раньше. Однако, что происходит в других частях Земли, вы не знаете. Вполне возможно, что погибло все человечество, а значит, именно вам, выйдя через год из бункера, предстоит основать новую цивилизацию». После этого участникам дают перечень ролей тех, кто ока- зался в бункере, и предлагают распределить их (лучше, если участники сделают это самостоятельно, однако если в течение 2 - 3 минут это не удастся, придется прибегнуть к жеребьевке). Примерный перечень ролей: 1. Девочка-подросток, 14 лет, восьмиклассница. Хоро- шо учится, спортивная, красивая. Но обладает неустойчивой нервной системой, и история с атомной бомбардировкой при- вела ее в такой шок, что она только плачет и ничего толком не может сказать. Влюблена в оказавшегося в бункере мальчика (см. роль 2). 2. Мальчик-подросток, 16 лет, десятиклассник. В школе имеет репутацию двоечника и балбеса, однако физически здо- ровый, сильный и ловкий, занимается легкой атлетикой. Влюб- лен в девочку, тоже оказавшуюся в бункере (см. роль 1). 3. Девушка, 19 лет, студентка Университета физической культуры по специальности «Художественная гимнастика». Ловкая, обаятельная и привлекательная, но, кроме спортив- ных выступлений, делать ничего не умеет. Ждет ребенка, на- 42 ходится на пятом месяце беременности. 4. Девушка, 21 год, студентка выпускного курса меди- цинского института. Однако училась она так себе, и не вполне понятно, готова ли она к тому, чтобы самостоятельно лечить людей. Увлекается шитьем. 5. Мужчина, 22 года, студент института физической куль- туры, мастер спорта по альпинизму. Совершенно здоров, фи- зически очень крепкий. Имеет опыт службы в МЧС. Однако склонен к конфликтному поведению, из МЧС был уволен за драку на рабочем месте. 6. Женщина, 25 лет, тренер по ОФП. Занимается иссле- дованиями, готовилась защитить диссертацию. Имеет опыт ра- боты школьным учителем и инструктором по туризму. Сво- бодно владеет английским и французским языками. 7. Мужчина, 30 лет, боевой офицер. Служил в стратеги- ческих ракетных войсках, знает, как вести себя, чтобы выжить после атомной бомбардировки, имеет хорошую физическую подготовку, занимается единоборствами. Склонен к злоупот- реблению спиртным. 8. Женщина, 45 лет, агроном. Знает, как наладить про- изводство сельскохозяйственной продукции даже в неблагоп- риятных условиях. Хорошо владеет химией, геологией и гео- графией. Увлекается кулинарией, шитьем. 9. Мужчина, 47 год, профессор, физик-ядерщик. Поми- мо своей специальности, компетентен в ряде других связан- ных с техникой областей (электроника, строительство, систе- мы связи). В последнее время жаловался на сильные боли в области сердца. 10. Мужчина, 55 лет, академик Российской академии наук. Очень образованный человек, имеет обширные знания в области гуманитарных дисциплин (история, философия, пси- хология) и огромный опыт преподавательской работы, напи- сал и опубликовал несколько книг. Если ведущий желает видоизменить или расширить дан- ный перечень, то следует помнить, что здесь не должно быть слабых, очевидно «проигрышных» ролей. Для каждой роли следует предусмотреть какое-то качество, ценное для ситуа- 43 ции, обозначенной в игре. Таким «козырем» может быть мо- лодость и здоровье, ожидание ребенка, наличие важных для выживания знаний и умений, высокая степень владения куль- турным и техническим наследием человечества. В то же вре- мя, чем ценнее это качество, тем важнее предусмотреть и ка- кое-нибудь «слабое звено», уравновешивающее достоинство первого (проблемы со здоровьем, склонность к алкоголизму, неуживчивый характер и т. п.). Когда роли распределены, дается вторая часть инструк- ции: «Но вдруг обнаружилось, что дела в вашем бункере не так уж хороши - вы почувствовали резкую нехватку кисло- рода, стало тяжело дышать. Оказывается, система обеспече- ния воздухом в бомбоубежище рассчитана на меньшее число людей, чем в нем оказались! Значит, кем-то придется пожерт- вовать, иначе задохнутся и мучительно погибнут все… Выбе- рете тех, кому придется выйти из бункера на поверхность, на верную смерть. Помните, что в бункере должны, в конечном итоге, остаться именно те, кто важнее всего для того, чтобы человечество, в вашем лице, смогло построить новую цивили- зацию. Однако каждый из вас, естественно, хочет выжить сам, и добровольно предлагать свою кандидатуру на выход из бун- кера не станет, а наоборот, попытается доказать, что именно он важен для будущей цивилизации и достоин выжить! Одна- ко если убедить в этом группу не удастся - он будет вынуж- ден покинуть бункер и погибнуть. У вас в запасе 5 минут для принятия решения, потом запасы кислорода исчерпаются и вы начнете задыхаться». При определении того, сколько мест будет в бункере и, соответственно, сколько человек должны быть исключены, ре- комендуется руководствоваться следующей таблицей. Когда в игре больше 12 - 13 Число участников игры Количество мест в «бункере» участников, то 6 4 7–8 5 лучше не добав- 9–10 6 лять новые роли, 11–12 7 а разбить груп- пу на две под- 44 группы и провести в них игру параллельно, предложив им оди- наковый перечень ролей. На стадии обсуждения будет интерес- но сравнить, кого выбрали представители разных подгрупп и чем они при этом руководствовались. Участникам дается 5 минут на обсуждение и принятие решения. В это время ведущий может дополнительно «нагне- тать обстановку» - например, выключить свет («В убежище возникли проблемы с электроснабжением»), неожиданно гром- ко стукнуть кулаком по столу («На поверхности что-то взор- валось») и т. п. Если через 5 минут группа так и не определи- лась, кому следует покинуть бункер. Ведущий напоминает, что дышать становится все труднее, потому что воздух в убежище заканчивается, и дает еще полторы-две минуты на обсужде- ние. Если и после этого группа не пришла к консенсусу, то дискуссия останавливается, и участники, которые должны по- кинуть бункер, определяются путем открытого голосования. Смысл ролевой игры Тренировка умения общаться в ситуации оценки и жест- кого выбора (от того, как именно ты выстроишь взаимодей- ствие, зависит решение о том, попадешь ли ты в число из- бранных), отстаивать свои интересы, прибегая к различным способам влияния, а также навыков группового взаимодей- ствия. Кроме того, игра побуждает участников задуматься над своими ценностными ориентациями, дает повод для обсужде- ния, что насколько важно для людей. Обсуждение Какие эмоции и чувства возникали в ходе этой игры? Весьма вероятно, что среди них были и негативные. Чем именно они вызваны? От чего, в первую очередь, зависело то, кого участники решили оставить в бомбоубежище, а кому предло- жили покинуть его? Что за способы влияния были использо- ваны участниками (аргументация, просьба, требования, мани- пуляция и т. д.), какие из этих способов оказались более ре- зультативными? Каким реальным ситуациям из жизни и из спорта можно уподобить эту ролевую игру? 45 НАША ГРУППА НА ЗАНЯТИЯХ Описание упражнения Участники сидят в кругу. Каждый из них получает лист бумаги, задумывает какой-либо целостный рисунок на тему «Наша группа на занятиях» и изображает его - но не полно- стью, а только какую-то одну главную деталь, по которой мож- но было бы догадаться, что за рисунок планируется (2 – 3 мин). Потом каждый человек передает свой рисунок соседу справа, а сам, соответственно, получает рисунок того, кто си- дит слева от него. На полученных изображениях быстро до- рисовывается еще по одной детали на эту же тему (30 сек), после чего по команде ведущего листы опять передаются пра- вым соседям и т. д. Так продолжается до тех пор, пока каждый рисунок не пройдет полный круг и вновь вернется к тому, кто его начал. Смысл упражнения Одна из техник получения обратной связи по прошед- шим занятиям, а также развития навыков взаимопонимания. Кроме того, упражнение позволяет продемонстрировать, на- сколько по-разному люди представляют в образной форме одно и то же событие и как необычно могут быть интерпретирова- ны замыслы первоначальных авторов рисунков. Даже те ри- сунки, сюжет которых вроде бы вполне ясен, порой продол- жаются очень неожиданно. Обсуждение Участники демонстрируют рисунки и комментируют, ка- кие мысли и чувства о занятии они изначально хотели выра- зить с их помощью, насколько получившееся в итоге изобра- жение отвечает их исходным замыслам и что оно, с их точки зрения, выражает в окончательном варианте. 46 ЧЕПУХА Шуточный вариант обратной связи по прошедшим занятиям, в основу которого положена одноименная детская игра. Описание упражнения Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нем ответ на вопрос ведущего (отвечать нужно не «вообще», а при- менительно к прошедшему занятию), после чего загибает лист таким образом, чтобы его ответ не был виден, и передает сво- ему соседу. Тот письменно отвечает на следующий вопрос, вновь загибает лист и передает дальше. Когда вопросы закон- чились, каждый участник разворачивает лист, оказавшийся у него в руках, и вслух, читает записанные на нем ответы. Примерный перечень вопросов: Кто? Где? С кем? Чем занимались? Как это происходило? Что запомнилось? И что в итоге получилось? Смысл упражнения Поиск ответов побуждает подростков более осмысленно отнестись к занятиям, а ведущему дает информацию о том, что в проделанной работе оказалось для участников «эмоцио- нальными доминантами» и легче всего вспоминается ими. Обсуждение Достаточно попросить участников высказаться, какой из получившихся текстов показался им наиболее интересным. Рекомендуемая литература: Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. - СПб., 2001. Большаков В. Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. - СПб., 1996. Васильев Н. Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. – СПб., 2005. Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. – СПб., 2005. Джонсон Д. У. Тренинг общения и развития. - М., 2000. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е. А. Левановой. – СПб., 2006. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. - М., 2001. Марасанов Г. И. Социально психологический тренинг. - М., 1998. Монина Г. Б., Лютова Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб., 2005. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под ред. М. Р. Битяно вой. - СПб., 2002. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. - СПб., 1999. Фопель К. Игры для детских вечеринок. – М., 2004. Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста. – М., 2005. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. - М., 1988. 47 СОДЕРЖАНИЕ Передай апельсин.......................................................................................... 5 Кошки-мышки.................................................................................................. 6 Отбери шарик................................................................................................... 7 Эстафета с шариками.................................................................................. 8 Кальмар................................................................................................................. 8 Охота на антилоп........................................................................................... 9 Бездомный кролик........................................................................................ 10 Кошки и собаки.............................................................................................. 11 Передай мяч....................................................................................................... 12 Запоминание позы........................................................................................ 13 Почта...................................................................................................................... 14 Привет себе любимому.............................................................................. 15 Иностранец........................................................................................................ 16 Вопрос-ответ..................................................................................................... 17 Кодовая фраза.................................................................................................. 18 Странные отгадки.......................................................................................... 20 Интересные вопросы.................................................................................. 21 Синонимы и антонимы............................................................................. 22 Другими словами........................................................................................... 23 Чтение с эхом................................................................................................... 24 Два подсказчика............................................................................................. 25 Угадай рифму................................................................................................... 26 Один поднос на четверых........................................................................ 27 Испорченный телефон............................................................................... 28 Испорченный массажер............................................................................. 29 Поиск предметов вслепую....................................................................... 30 Угадывание цветов....................................................................................... 31 Только для спортсменов........................................................................... 32 Вслепую через лабиринт........................................................................... 33 Отгадай предмет............................................................................................. 34 Моя прелесть.................................................................................................... 35 Наблюдательные марсиане...................................................................... 36 Общение в рисунках................................................................................... 38 У кого предмет?............................................................................................. 39 Симпатия группы.......................................................................................... 40 Место для знакомства................................................................................ 41 Ролевая игра «Бомбоубежище»........................................................... 42 Наша группа на занятиях........................................................................ 46 Чепуха................................................................................................................... 47 Рекомендуемая литература.............................................................. 47
Одним из центральных и судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодёжи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся не соответствуют потребностям общества в кадрах определённой профессии.
Актуальность профориентации как общественной проблемы вызвана необходимостью преодоления противоречия между потребностями общества и сложившимися профессиональными устремлениями молодёжи.
Современная социально-экономическая ситуация характеризуется разрушением связей между профессиональным обучением и профессиональным трудом. Изменилось психологическое отношение к труду, как взрослого населения, так и молодёжи. Значительно возросло ощущение личностной и ситуативной неопределенности, снизилась уверенность в завтрашнем дне. Таким образом, профессиональное самоопределение является серьёзной жизненной проблемой для большинства людей.
Мы убеждены: чтобы вызвать активную готовность к профессиональному самоопределению, необходимо ставить школьников в определённые условия, организовывать их активную деятельность, индивидуальную и коллективную. Ведь воспитание – процесс двусторонний, соединяющий в себе деятельность педагога и деятельность учащегося.
В воспитательный компонент работы по профориентации школьников входят:
- беседы о выборе профессии,
- читательские конференции,
- обзорные экскурсии на предприятия города,
- тематические экскурсии в учреждения профессионального образования города,
- участие в конкурсах мастерства,
- родительские собрания по проблемам профессиональной ориентации школьников,
- индивидуальные консультации учащихся и их родителей по оказанию помощи в формировании обоснованных профпланов.
Игра «Выжившие профессии»
За основу взята ролевая игра «Бункер» Грецова А.Г. Смотреть Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2007. С. 147-150
Психологический смысл игры заключается в отработке умений отстаивать свои интересы, развитии навыков группового взаимодействия. Кроме этого, данная игра побуждает участников задуматься над своими ценностными ориентациями, осуществляя своё профессиональное и личностное самоопределение.
Оснащение: компьютер, проектор, экран, стулья по кругу, столик, в центре которого карточки ролей, бейджи, булавки, реквизит для создания сценического образа.
Ход сценария
Включается музыка (Приложение 1 ). Участникам игры предлагается сесть на стульчики, стоящие кругом. Выключается музыка и свет.
Включается видеозапись (Приложение 2 ): «Передаём специальный выпуск новостей. На планете Земля разразилась ядерная война. Произошёл мощный взрыв. Всё разрушено. В живых никого не осталось. Уровень радиации на Земле таков, что человек гибнет в течение нескольких минут. Есть версия учёных, что только через год уровень радиации на поверхности уменьшится настолько, что жизнь на Земле возобновится».
Ведущий даёт участникам следующую инструкцию: «Вам повезло. В момент бомбардировки вы случайно оказались в бомбоубежище – герметичном бункере. Взрыв произошёл совсем недалеко от вас. Однако ваш бункер уцелел и в нём есть запасы воздуха, пищи, воды и топлива, достаточные для того, чтобы прожить целый год. Вполне возможно, что погибло всё человечество, а значит именно вам, выйдя через год из бункера, предстоит основать новую цивилизацию».
Участникам раздаются карточки (Приложение 3 ): «Получите перечень ролей тех, кто оказался рядом с вами. Самостоятельно распределите их».
Затем участникам предлагается создать сценический образ и выступить с самопрезентацией.
Звучит музыка (Приложение 1 ), участники расходятся за ширмы, переодеваются. После этого каждый выходит на сцену, выступает с самопрезентацией и садится в круг на стульчик.
Теперь даётся вторая часть инструкции: «Вы чувствуете резкую нехватку кислорода? Вам становится тяжело дышать? Дела в вашем бункере не так уж хороши. Система обеспечения воздухом в бомбоубежище рассчитана на меньшее число людей, чем в нём оказались! Значит, кем-то придётся пожертвовать, иначе задохнутся и мучительно погибнут все… Выберите тех, кому придётся выйти из бункера на поверхность, на верную смерть. Помните, что в бункере должны в конечном итоге остаться именно те, кто важнее всего для того, чтобы человечество в вашем лице смогло построить новую цивилизацию. Однако, каждый из вас, естественно, хочет выжить сам и добровольно предлагать свою кандидатуру на выход из бункера не станет, а, наоборот, попытается доказать, что именно он важен для будущей цивилизации и достоин выжить! Однако, если убедить в этом группу не удастся – он будет вынужден покинуть бункер и погибнуть. У вас в запасе 15 минут для принятия решения, потом запасы кислорода исчерпаются, и вы начнёте задыхаться»…
При определении того, сколько мест будет в бункере и соответственно сколько человек должны быть исключены, следует руководствоваться таблицей.
Во время обсуждения и принятия решения ведущий дополнительно «нагнетает обстановку», например, выключить свет («В убежище возникли проблемы с электроснабжением»), неожиданно громко стукнуть кулаком по столу («На поверхности что-то взорвалось»).
Примерный диалог участников
Профессор: Я, как самый старший здесь мужчина, к тому же профессор ядерной физики – этим всё сказано – считаю, что нас должна покинуть женщина в возрасте, (обращаясь к ней) извините.
Агроном: Позвольте, вы так просто от меня не отказывайтесь. Подумайте, чем вы будете питаться, выйдя на землю после радиации. А я единственная среди вас знаю, как подобрать и вырастить устойчивые сорта культурных растений, применить безопасные биологические средства их защиты. Чтобы вырастить урожай, надо знать, когда рыхлить почву, когда поливать, когда применять химикаты. Кроме того, я хорошо готовлю и буду кормить вас кулинарными изысками. На мой взгляд, именно Вам, профессор, надо нас покинуть, поскольку Ваше сердце долго не выдержит экстремальных условий.
Механик: Я согласен с мнением агронома. Сам же я техник – новатор. Хоть ещё и не достиг учёных степеней, всё впереди. Могу придумать новые типы инструментов, приспособлений, улучшить технологию обработки изделий.
Психолог: Так, необходимо помнить, что у тебя неуживчивый характер…
Дизайнер: Хочу обратить внимание, что нельзя придумывать такие технические объекты, которые бы очень изматывали, изнашивали человека, были бы для него очень неудобны, опасны. (Обращаясь к механику и подсаживаясь к нему) Конструкторы-механики должны сотрудничать с дизайнерами и стремиться, чтобы техника была как можно удобнее, безопаснее, комфортнее.
Спортсмен: Пожалуйста, не отказывайтесь и от меня. У меня отменное здоровье. Я молодой, сильный, ловкий. Я вам пригожусь в новой цивилизации везде, где нужна сила.
Пожарный: Так я тоже силён. К тому же умею справляться с пожарами любой степени сложности, готов экстренно отвечать на внезапные сигналы.
Психолог (обращаясь к пожарному ): Да, но у тебя конфликтный характер. Здесь в условиях закрытого пространства твоя неуравновешенность способна провоцировать драки.
Боевой офицер (обращаясь к пожарному ): А с пожарами и я умею справляться. Кроме того, знаю сам и научу вас всех приёмам выживания в экстремальных ситуациях.
Врач: Но не забывайте, что наш боевой офицер скрытый алкоголик!
Боевой офицер: А где в этом бункере алкоголь? И вообще, в сложившейся ситуации я готов отказаться от своей вредной привычки.
Актриса (обращаясь к врачу ): А вот вы, уважаемый врач, плохо учились в мединституте, и нам не понятно, можете ли Вы оказывать медицинскую помощь? Я обеспокоена, потому что жду ребёнка. К тому же я актриса. А искусство тесно сплетается с миром труда, проникает в быт, вносит в общее дело эстетические ценности. Значительная доля моих трудовых затрат остаётся скрытой от посторонних. Я ежедневно работаю над совершенствованием уровня своего мастерства, строго соблюдаю специальный режим…
Психолог (обращаясь к актрисе и подсаживаясь к ней ): Чтобы такой напряжённый труд приносил удовлетворение, важно воспитывать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание. Этого нелегко достигнуть, но я буду помогать.
Врач: Я плохо училась в мединституте. Больше мечтала о крахмальном халате, открытии новых лекарств (достаёт из карманов лекарства и даёт их актрисе) . А тут пролежни лежачего больного, неукротимая рвота, необходимость успокоить больного, объяснить родным безысходность положения близкого им человека, выслушивать справедливые жалобы больных. Но я не потеряла человеколюбия, душевной щедрости, бескорыстия!
Учительница: А я буду воспитывать, и учить подрастающее поколение!
Психолог: Следует учесть, что наша учительница по состоянию здоровья не может продолжить человеческий род. А я тоже педагог, плюс обладаю знаниями детской и возрастной психологии…
Ведущий напоминает, что дышать становится всё труднее, потому что воздух в убежище заканчивается. «Вы определились, кому следует покинуть бункер?» Если группа так и не определилась, даётся ещё 2–3 минуты на обсуждение. Если и после этого группа не пришла к консенсусу, то дискуссия останавливается и участники, которые должны покинуть бункер, определяются путём открытого голосования.
Боевой офицер: Давайте подведём итог. Наверное, я выскажу мнение большинства, что нас должны покинуть пожарный, у которого конфликтный характер и которого смогу заменить я, профессор, страдающий сердечным заболеванием, и учительница по состоянию здоровья, её сможет заменить психолог.
Профессор (и другие ): Нам неприятно, но мы вынуждены подчиниться общему решению (покидают бункер) .
Обсуждение
Ведущий: Наша игра завершена. Я прошу вернуться покинувших нас игроков. Теперь Вы вновь ученики. Выскажите свои впечатления об игре, мнение о своём герое. Какие обитатели бункера остались в живых, а какие «отправлены на тот свет»? Каждый из выборов нужно аргументировать.
Следует делать акцент на том, что в игре оценивается не личность участников, а умение отстаивать свою позицию на примере абстрактных ролей и «обрекаются на гибель» не участвующие в игре подростки, а придуманные персонажи, интересы которых они представляют.
Пожарный: Мне жаль, что мой герой вынужден был покинуть бункер только из-за конфликтного характера. На будущее надо иметь в виду, что всем необходимо быть доброжелательными.
Профессор: Надо следить за своим здоровьем. Не допускать перегрузок организма.
Боевой офицер: Я согласен с этим мнением. И из опыта моего героя хочу добавить, что надо отказываться от вредных привычек.
Врач: Следует всегда и везде хорошо учиться!
Фото Марии Абросимовой,
ученицы 10-го «А» класса
МБОУ «СОШ № 37»