Боткин как семейный врач царской семьи. Царский лейб-медик евгений боткин
Вопрос задает nickname – Almaty, Казахстан
Я сделала аборт. Не было другого выхода. Уже есть дети и ситуация была очень сложной, чтобы родить. Сама ненавижу аборты и только за жизнь. Но когда это коснулось меня, не смогла - решилась на аборт на очень маленьком сроке - 2 недели.
Я не спала всю ночь, и конечно же я не могла об этом молиться и не могла осмелиться обратиться к Богу, потому что как можно говорить с Богом на тему убийства собственного дитя..То, что я чувствую - не передать - это полное осознание совершившегося как в обычном так и в библейском ракурсе. Я все понимаю, но не могла иначе, на самом деле..
Мне очень плохо, я не могу смотреть в небо и не знаю, могу ли я вообще начать снова молиться и как мне вообще на эту тему можно говорить с Богом? Не могу решиться попросить прощения за это, только на кресле у гинеколога во время абортирования шептала, "прости, Господи", каждое слово сейчас - это рана,я во всем виновата.
Есть ли хоть какая-то возможность обратиться теперь к Богу и получить Его прощение? Есть ли такой шанс у меня? Ведь я все знала, я не мирская...никогда не могла подумать что такое может произойти в моей жизни. Помогите!
Отвечает Денис Подорожный:
Дорогая сестра,
Время не повернуть, грех совершен! Мне незачем объяснять вам, что аборт это убийство, вы и сами знаете серьезность и ужастность того, что вы совершили. Ваше сердце и совесть сегодня говорят громче всякой отповеди и постоянные мысли осуждения свидетельствуют против вас сильнее, чем мог бы кто-либо это сделать.
То, что вы сделали ужасно. И письмо ваше пусть будет свидетельством для всех других, собирающихся пойти на такой шаг.
Теперь же стоит вопрос: что делать? Как жить дальше? Сможет ли Бог простить? Можно ли примириться с Ним?
Я убежден, что милость Господа есть ко всем искренне кающимся в своих грехах. «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно, с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его» (Пс.17:26,27).
Когда человек грешит, заведомо и легкомысленно полагая: «Ничего, сейчас согрешу, а после покаюсь!», то в данном случае, он проявляет лукавство, и неискренность. И не мудрено, что после, человек должен понести на себе наказание от Бога.
Читая же ваше письмо, насколько я понял, вы не мыслили так. В вашем сердце было борение и упадок духа, чувство безысходности и состояние вины… но никак не лукавый расчет на легкое прощение. Правильно ли я понял вас?
Я не знаю вашу ситуацию, но все выглядит так, что, будучи стесненная обстоятельствами, узнав, что беременна, вы допустили страх в свое сердце. Забыли, что Бог вашу жизнь держит под контролем, и посчитали, что те трудности, которые вы и без того имеете в жизни, усугубятся от данного рожденного ребенка. Страх парализовал ваш здравый смысл. Вы начали мыслить неверно, полагать, что ситуация тупиковая, и единственным решением будет – аборт. Но это грех…. Внутри вас возникла раздвоенность, переходящая в панический поиск решения. Вы не нашли в себе мужества сказать «нет» своим страхам, и в конечном итоге поддались ему, и, дав место диаволу, согласились на такой шаг, который вам самой отвратителен, мерзок и никак не желанный.
При этом, грех ли это? Да – это грех и грех серьезный, влекущий серьезные последствия в жизнь человека, ибо вы забрали жизнь другого.
Но есть ли милость Господа к вам? Я уверен есть. Не для повторения злодеяния, а для восстановления и извлечения уроков из произошедшего.
Я хочу напомнить вам одну библейскую историю, которая, возможно, поможет разобраться в том, что же делать вам дальше
Это история падения царя Давида.
Был момент в его жизни, когда он духовно перестал бодрствовать, и в его жизнь пришла праздность. Все цари в то время устраивали военные походы, а он остался дома, и прогуливаясь по крыше увидел обнаженную женщину. Это и стало его началом падения. Царь вначале просто поддался похоти, похоть же привела ко блуду (2 Цар.11:1-4)
Один совершенный грех затем породил другой, и Давид оказался в жутчайшей для него колее: через время он узнает, что Вирсавия, замужняя женщина, с которой он согрешил, беременна. (2 Цар.11:5)
Тогда виновник происшедшего пытается замазать этот грех тем, что на время демобилизует ее мужа Урию, с тем, чтобы беременность не вскрыла совершенного царем прелюбодеяния. Но верный ему солдат отказывается входить к супруге, не представляя, как можно предаться утехам со своей женой, когда его друзья на поле брани. (2 Цар.11:6-13)
Такой поступок Урии смешивает все планы Давида, и ставит его в тупиковую ситуацию. Теперь царь ВЫНУЖДЕН (как он полагал в тот момент) сделать так, чтобы руками других этот солдат умер.
Царь шлет секретное письмо, и по его заданию, в момент сражения мужа Вирсавии оставляют одного с врагами, и те убивают несчастного. Вскоре, царь узнает о поражении в той битве, а также о смерти Урии Хеттеянина (ставшего таким нежеланным царю), и утешается этим: ведь теперь все можно скрыть!
Давид берет в жены, овдовевшую женщину, и … дело сделано! Никто ничего не узнает! Она родит сына, и что сделан грех – сокрыто! (2 Цар.11:14-27)
…Сокрыто от всех, но не от Бога! Не проходит много времени, как приходит пророк и тайное становится явным! А после и жизнь царя наполняется множеством весьма печальных последствий. (2 Цар.12 и далее).
Такая вот история!
Обратите внимание, что последние события в жизни Давида совершились, с одной стороны по его воле, с другой стороны, это не то, что он хотел изначально. Он был против убийства, но, поддавшись страху, находясь уже в неправильном духовном состоянии, не раскаялся, но напротив - с малодушествовал, и согрешил, послав человека на верную смерть.
Что же сделал он после того, как обличил его пророк? Ожесточился, подобно Саулу? Нет. Он сокрушился и смирил себя перед Господом!
В смирении он понес на себе все последствия совершенного им греха, ища только одного – общения с его Господом. Почитайте Псалмы Давида, и вы обнаружите, насколько глубоко его желание восстановить отношения с Богом (Пс. 50, Пс. 31 и много других примеров в его Псалмах).
Извлеките ряд уроков из истории Давида и думаю, вы найдете выход в своем положении:
1. Нет ничего явного, что ни сделалось бы явным. Что мы стараемся скрыть, Бог вскроет своей силой. Что мы вскрываем через покаяние и исповедание греха, то Бог покроет Кровью Иисуса Христа. Давид обрел много проблем, т.к. грех он исповедал не сам, будучи обличаем совестью, а «подпертый к стене» пророческим откровением Нафана. Вам же надо самой признать и исповедать свой грех.
2. Давид искренне покаялся, и Бог простил его. Писание говорит: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан.1:9). Покайтесь перед Богом и исповедуйте свой грех. Я верю, что если в Ветхом Завете, Господь простил царя, то тем более Господь может дать милость и вам!
3. Он открылся человеку, а не только Богу. То, что вы написали мне письмо – это очень хорошо. Но я советую найти Божьего служителя, которому вы могли бы прийти и исповедаться лично. Ведь анонимно делать это всегда легче. Но именно такой шаг и более трудный, и более верный. Исповедь даст вам уверенность в прощении.
4. Давид получил прощение и в смирении понес на себе определенные последствия совершенного греха. Мы должны отличать эти две вещи: вина и последствия. Когда мы искренне раскаиваемся перед Богом, то Господь прощает нас. Но порой наши грехи могут порождать определенные последствия в нашей жизни.
К примеру, если служитель согрешил серьезным грехом, но раскаялся, он может быть прощен, но как минимум на какое-то время (ненадолго или навсегда) лишен служения.
Вполне возможно, что в той церкви, где вы находитесь, вам придется понести определенное церковное наказание. Скорее всего, вам какое-то время не допустят участвовать в евхаристии (вечере Господней), и если вы несли какое служение, возможно, вас отстранят от него. С готовностью и смирением примите всякое подобное наказание. Именно искреннее раскаяние и сокрушенность помогут вам как можно быстрее обрести мир в сердце и уверенность в прощении.
Церковное наказание за умышленное детоубийство существовало в церкви еще с древних времен, и оно прописано даже в Канонах Василия Великого, но и даже там, наказание – не для погибели, а (!) для прощения и восстановления.
Помните, что ни смотря на наказание или последствия совершенного вами греха, но при этом, вы можете уже в момент раскаяния и исповедания греха получить уверенность в Божьей милости и прощении.
5. Он никого не винил. Не надо искать виноватых. Именно взятие ответственности на себя и помогает нам полностью восстановиться, как духовно, так и в сферах, где диавол нанес нам урон, через совершенный нами грех.
6. Примите решение никогда не повторить содеянного. Покаяние означает обращение от мертвых дел к вере в Бога (Евр.6:1), оно выражено в сотворении достойного плода покаяния (Мф.3:8) и связано с изменением поведения. К примеру: «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф.4:28).
Поэтому, придя в нормальное духовное состояние, и помолившись, размыслите вот на какую тему: «Что бы вы теперь сделали, если бы опять оказались в таком положении?» Если внутри вас вы опять приходите к решению сделать аборт, то скорее всего вы ничему не научились из произошедшего, и ваше раскаяние не искренне.
Если же вы, смиренно склоняетесь перед волей Божьей в решении не убивать зачатого ребенка, и это ваше внутреннее и глубокое убеждение, построенное на том печальном и болезненном уроке, то в вашем сердце – действительно есть раскаяние, а следовательно, вы можете рассчитывать на Божье прощение.
7. Согрешив, лучше идите к Богу, а не уходите еще дальше от Него. Не прилагайте грех ко греху, и согрешив против Бога и человеческой жизни, не впадайте в еще большее богоборчество. Не повторяйте ошибок падавших в грех Саула, Семея, Иуды, которые сделав один грех, и поняв это, в ожесточении, впадали в большее отступничество. Уподобьтесь Давиду, который упал, но решил встать и идти дальше за Богом. НЕ СДАВАЙТЕСЬ!
Напоследок, хочу дать вам одно место Писания. Оно из Ветхого Завета и показывает очень хорошую позицию, которую должен иметь человек, попавший в подобное положение, и все же чающий надежду на восстановление. Возьмите его, как обетование, заучите наизусть и ни в коем случае, не отступите от Господа, сломавшись под чувством вины.
Мих.7:7 А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня. 8 Не радуйся ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня. 9 Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его.
Бог да даст вам свою милость и прощение, и восстановит вас! Я верю, что вы восстановитесь и сможете дальше идти за Христом! Господь простил Петра, трижды отрекшегося в страхе от Христа, помилует и вас!
Бог прощает грехи человека. Нужна ли исповедь священнику?
Сегодня в некоторых христианских церквях с исповеданием грехов принято идти к священникам. В католичестве и православии покаяние даже является одним из таинств. Согласно их вероучению, неисповеданный в церкви грех может остаться не прощенным на небесах. Власть священства принимать исповедь и прощать от имени Бога грехи теологи исторически распространенных конфессий основывают на следующих стихах Нового Завета:
«Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23).
«Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18 , см. также Мф. 16:19).
С этими словами Иисус обращался к апостолам. Давайте теперь разберемся, о чем именно здесь говорил Христос своим ученикам. Мы уже отмечали, что для верного понимания Библии нельзя рассматривать отдельные стихи с их отрывом от контекста. В значительной части случаев каждый текст нужно толковать исключительно в свете повествования всей главы или даже всего послания. Если это сложно, то нужно искать в Священном Писании места, где более полно изложена та же мысль. И конечно, всегда нужно помнить, что ни один текст Библии не может противоречить остальному Ее учению.
С первого взгляда, кажется, что Христос в приведенных стихах разрешил своим ученикам прощать грехи простых людей и устанавливать для них правила духовной жизни. Однако, кроме этих текстов о власти апостолов над паствой Иисус больше никогда не говорил. Более того, как мы увидели в предыдущей главе, Христос призывал всех обращаться с молитвами напрямую к Богу Отцу. Этому же учили пророки и апостолы. В чем же дело? О чем тогда говорят данные тексты?
«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе » (Мф. 18:15-18).
Иисус здесь обращается к ученикам, как к представителям Его церкви на земле. Он говорит о необходимости внимательного отношения к каждому из ее членов в отдельности. Христос объясняет им подробно, как нужно вразумлять согрешающих христиан: прежде всего – лично, затем с помощью двух-трех братьев, ну а после прибегать к авторитету церкви. При этом, при разбирательстве каждого конфликтного случая христиане должны искать Божьей воли, так как принятое ими решение может оказать влияние , как на их земное существова¬ние, так и на небесное . То есть в рассматриваемых текстах говорится о внутрицерковном разрешении спорных вопросов между братьями .
Впоследствии апостол Павел не раз говорил о необходимости применения справедливого христианского суда. Он учил все конфликты и моральные проступки братьев рассматривать внутри церкви, не прибегая к помощи мирской власти:
«Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых ? … Вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными » (1 Кор. 6:1,4-6).
Так было и во времена Ветхого Завета. Дела среди народа Божьего открыто судили начальники в народе, священники и специально поставляемые судьи: «Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить … и будут несогласные мнения … приди к священникам левитам и к судье , который будет в те дни, и спроси их, и они скажут тебе, как рассудить» (Втор. 17:8,9 , см. также Исх. 18:19-22 , 2 Пар. 19:8). Суд, производимый в соответствии с законом Божьим, благословлялся Создателем: «Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их» (Суд. 2:18).
Но право разрешать спорные ситуации между людьми никоим образом не позволяло ранее и не позволяет сегодня духовным учителям вносить изменения в закон Божий и отпускать от имени Творца грехи людей. К сожалению, популярные церкви словами Господа о разрешении, связываении и прощении, пользуются для подтверждения Богоугодности и законности принимаемых ими различных решений. Христианские священники даже не хотят задуматься, что на всем протяжении Священного Писания Бог никогда и никому не давал похожих полномочий. Наоборот, Творец всегда ждал от Своих служителей поиска и исполнения Его воли . Так, Моисей и Аарон не вошли в Землю обетованную за неверное выполнение Божьего повеления у вод Меривы (см. Чис. 20:11,12,24). Практически все герои веры ошибались (см. главу «Понятия святости и праведности» ), за что получали воздаяние, потому что являлись лишь людьми. Весь Божий народ, включая священство (см. главу «Обманчивость времен» ), периодически наказывался Творцом за отступление от Его закона, и в конце концов не признал и казнил Его Сына. Апостолы тоже оступались. Таким образом, Библия нам показывает, что в значительной части случаев избранные Богом люди нарушали Его волю, всегда не без последствий для себя и окружающих:
«От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут » (Лук. 12:48).
Естественно, просто невозможно, чтобы неизменный, мудрый, справедливый Бог, вдруг забыл об этом, и передал христианским служителям столь весомые права действовать от Его имени: прощать или не прощать грехи людей, да еще и руководить небесами. Наоборот, в Новом Завете Бог акцентирует внимание на том, что судия всех - только Он:
«Посему не судите никак прежде времени , пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5).
«Един Законодатель и Судия , могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4:12).
Желание руководить Богом и небесами, видимо было почерпнуто христианской церковью из язычества после смешения с ним. В большинстве языческих религий считается, что жрецы, знахари и шаманы могут навязывать богам свою волю. При хорошем посреднике и щедрой оплате языческие боги послушно идут на поводу у заказчиков. Видимо плохое знание Библии, но высокое самомнение церкви, ведь она стала государственной религией Римской империи - огромнейшего государства на земле, сыграло свою роль. Христианские священники, видя в Новом Завете упомянутые тексты, действительно поверили в исключительность и безгрешность церкви и авансовое благословление Богом всего, чтобы ни делали ее представители. В католичестве это выразилось в учении о непогрешимости Папы, а в православии – о непогрешимости их церкви. Однако такая вероучительная система предрасполагает к заблуждениям. Ошибки ряда Пап относительно проводимой ими в церкви и в мире политики для многих людей стали теперь очевидны. И в православии, с главенством Соборов, ситуация не менее проблематична. Ведь если ошибался один уважаемый христианин и находил поддержку своих современников, то введенная теологическая концепция, «прижившись» в церкви, воспринималась последующими поколениями уже как канон «святой» церкви, который нельзя было поставить под сомнение, так как это означало бы подвержение сомнению учение о непогрешимости церкви. То есть заблуждение, однажды войдя в православную церковь, уже не могло покинуть ее лоно. Поэтому ошибки со временем могли только множиться.
Библейский Создатель неба, Земли и Вселенной не таков, как Его хотят Себе представить многие верующие, – послушно внимающий гласу своих служителей. Творец всегда исполняет только то, что является справедливым и необходимым в данном конкретном случае, не внимая даже просьбам великих пророков:
Несмотря на самовозвышение и кажущуюся силу власть имущих людей, и на то, что они вроде добиваются своих целей, как бы получая благословение Свыше своим деяниям, в конце концов, рано или поздно во всех случаях на Земле свершается воля Божья:
«Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших » (Ис. 55:8,9).
«С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится, ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта, - и кто отвратит ее?» (Ис. 14:24,27 , см. также Пс. 32:16 , Пс. 36:12-15 , Пр. 16:9 , Пр. 19:21).
Поэтому Творец желает, чтобы Его дети всегда во всех своих делах искали именно Его волю:
«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:9,10).
«Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2).
«Научи меня исполнять волю Твою , потому что Ты Бог мой» (Пс. 142:10 , см. также Ин. 7:17 , Ин. 9:31 , Кол. 1:9,10 , Мф. 7:21 , Ездр. 10:11 , Пс. 39:9).
Как мы уже говорили в предыдущей главе, согласно Священному Писанию, человеку не нужны посредники для общения с Богом. Поэтому Библия никогда не учила за прощением грехов и с исповедью обращаться к Божьим служителям. С исповедью и раскаянием в своих грехах Священное Писание всегда направляло людей напрямую к Творцу, ведь только у Него прощение.
Ветхий Завет:
«Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего » (Пс. 31:5).
«Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть» (Пс. 64:3).
«Обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле» (Дан. 9:3).
«Итак молитесь Богу, чтобы помиловал нас» (Мал. 1:9).
«Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу , и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис. 55:7).
«Господи! услышь голос мой… у Тебя прощение , да благоговеют пред Тобою» (Пс. 129:2,4 , см. также Ездр. 10:11 , Пс. 41:9 , Пс. 50:3-6,11 , Пс. 78:10 , Пс. 102:12 , Ис. 1:18 , Иез. 18:30 , Иов 33:26 , Мих. 7:18,19).
«Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне … прости нам долги (в Лук. 11:4 - грехи) наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:6,12).
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).
«Покайся в сем грехе твоем, и молись Богу : может быть, опустится тебе помысел сердца твоего» (Деян. 8:22).
«Всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом » (Филип. 4:6).
«Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося , но от Бога милующего » (Рим. 9:16 , см. также Деян. 20:21 , Еф. 1:16 , Иак. 1:5 , 1 Тим. 5:5 , 2 Тим. 1:3 , Филип. 1:4).
В Писании имеется масса примеров покаянных молитв и других просьб Господу. Все они были обращены напрямую к Создателю: Ездра (Ездр. 9:5,6), Неемея (Неем. 1:4-6 , Неем. 4:9), Давид (2 Цар. 24:10 , Пс. 24:12), Даниил (Дан. 9:4,19), Маной (Суд. 13:8,9), Исаия (Ис. 33:2), Иеремия (Иер. 14:7,20), Манассия (2 Пар. 33:13 , 2 Пар. 36:24), Мардохей и Есфирь (Есф. 4:17), Анна (1 Цар. 1:10,27), Иов (Иов 7:20) и др.
При этом, в Священном Писании не описывается, что евреи по одному или группами ходили бы с исповедью, покаянием или за молитвенной поддержкой к какому-нибудь патриарху, пророку или священнику. Хотя, читатели, знакомые с Библией могут в виде возражения привести тексты Писания, где одни люди заступались перед Богом за других. Действительно, в Библии есть примеры, когда герои веры, впрочем, как и простые верующие, молились за других людей: Авраам просил за царя Авимелеха, пожелавшего его жену Сарру (см. Быт. 20:7), фараон через Моисея и Аарона взывал к Богу об избавлении Египта от язв (см. Исх. 8:8), Моисей просил Бога пощадить народ, когда тот после заключения завета вновь впал в идолопоклонство (см. Исх. 32:11), Иов молился за своих друзей (см. Иов 42:8), царь Езекия молился за свой народ (см. 2 Пар. 30:18-20), по слову Илии пошел дождь на землю (см. 3 Цар. 17:1 , 3 Цар. 18:41-45) и несколько других. Однако все эти примеры объединяют общие черты: во всех этих случаях, молящиеся не были постоянными просителями Бога за людей и они на момент обращения к ним были живы (вопрос о состоянии человека после смерти мы рассмотрим позднее). Описанные ситуации являются частными всегда абсолютно индивидуальными примерами, как просьб, так и ответов Творца на молитвы верующих.
Выше мы уже упомянули, что Создатель не всегда удовлетворяет просьбы даже Своих избранников (см. выше Иер. 15:1), будь их молитвы за себя или за кого-то другого. Ведь Создатель в отличие от просящего видит всю ситуацию как изнутри, так и снаружи. Поэтому если необходимо человека вразумить, то Господь это сделает в интересах самого человека:
«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо , а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер. 29:11 , см. также Ис. 48:17,18).
Если же человека нужно наказать, то наказания нельзя полностью избегнуть. Конечно, благодаря искренним молитвам, при условии наступившего раскаяния, наказание может существенно смягчиться, но грех не пройдет бесследно (см. Евр. 9:22). Как мы уже отмечали в главе «История грехопадения. Если можно изменить закон» , любой грех всегда будет иметь последствия. Посмотрите, Создатель по молитве Моисея отменил истребление народа Израилева, роптавшего на Него множество раз, но все же не дал войти отступникам в Землю обетованную (см. Чис. 14:11-23). Создатель, как врач, иногда вынужден удалять очаг заражения, чтобы обезопасить остальное тело. Творец, являясь любящим Отцом, хочет воспитать нас - своих детей - праведными и, главное, спасти для вечной жизни, поэтому зачастую Он просто вынужден вразумлять нас через наказания:
«Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячиродов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания » (Исх. 34:6,7).
«Я буду наказывать тебя в мере, но ненаказанным не оставлю тебя . Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились » (Иер. 30:11,15).
«Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания » (Наум. 1:3).
«Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему » (
на что Спаситель ответил: «...Не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти раз» (Евангелие от Матфея 18:21,22). Другими словами - бесконечно.Именно так готов нас прощать наш Небесный Отец. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Послание Иоанна 1:9).
Даже самая пропащая по человеческим меркам душа не лишена надежды получить от Иисуса Христа оправдание и обрести вечность.
Бывает, что человек совершает в своей жизни много ужасного, но затем искренне в этом раскаивается и приходит к Богу. Тот, кто действительно осознает тяжесть своих грехов, в состоянии понять, как велика и бесконечна любовь Спасителя и, в свою очередь, отвечает Ему благодарной любовью.
Однако Иисус говорил и о том, что существует определенная черта, переступив через которую, грешник навсегда лишается Божьей милости и спасения:
«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Еванге лие от Матфея 12:31,32).
Что же это за страшный грех - хула на Духа?
ХУЛА НА СВЯТОГО ДУХА
Чтобы понять, что Библия называет грехом против Святого Духа, после совершения которого уже невозможно получить прощение от Бога, вспомним, какая роль отведена Ему на земле.
Незадолго до Своего распятия Иисус сказал ученикам о Духе Святом:
«…пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде... Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину… Он будет свидетельствовать о Мне» (Евангелие от Иоанна 16:7,8,13; 15:26).
Итак, цель Святого Духа заключается в том, чтобы, свидетельствуя об Искупителе мира, утешать скорбящих, обличать человека в грехах и наставлять его на всякую правду. Без Духа Божьего невозможно было бы наше спасение. Он не только указывает нам на нашу греховность, но и дарует силы жить новой жизнью, день за днем одерживая победу над злом. Без Него мы никогда не смогли бы принять Христа и идти дорогой, освещенной светом библейской истины.
Что представляет собой грех хулы на Святого Духа, становится ясным на примере исцеления Иисусом бесноватого (Евангелие от Матфея, глава 12) . Слова предостережения об этом грехе Иисус обратил к фарисеям. В своей нравственной слепоте они дошли до того, что обвинили Иисуса в связи с нечистыми духами.
«Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие , сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Потому говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (Евангелие от Матфея 12:22-31).
В своем отвержении Божьего дара спасения фарисеи уподобились тому безумцу, который, сидя на верхней ветке высокого дерева, неистово отрубал ее от ствола. Отказавшись прислушиваться к голосу Истины, взывавшей к их сердцам, они пытались обмануть свою совесть, приписывая Иисусу бесовскую силу.
Итак, самый страшный грех заключается в упорном сопротивлении человека действию Бога. Мы совершаем этот грех, если настойчиво отвергаем призыв Утешителя, говорящего к нам
Для любого человека существует опасность совершения этого греха, если он не желает слышать голос собственной совести. Каждый отвергнутый луч света, каждое неуслышанное предостережение, каждое осознанное нарушение закона Божьего являются теми семенами, которые, если им позволить укорениться, рано или поздно принесут печальный урожай. Лишь одно греховное устремление, лелеемое несмотря на внутренние и внешние обличения, может свести на нет всю силу, даруемую Евангелием.
Совесть притупляется постепенно, как притупляется чувствительность кожи на ступнях деревенского мальчика, бегающего босиком: мягкие в начале лета, они становятся жесткими и совершенно нечувствительными, когда лето подходит к концу.
Этот грех называют непростительным не потому, что Бог не хотел бы его простить. Дело в том, что грешник уже не чувствует нужды в прощении, а значит, не может его получить.
Подобно тому, кто решил замуровать себя в пещере, где, как ему кажется, есть все необходимое для жизни, человек, отказываясь следовать водительству Духа Божьего, возводит между собой и Богом непроницаемую стену. Постепенно он все меньше и меньше слышит зов Святого Духа, пока тихий и нежный голос любви не умолкает для него окончательно. И вот уже ничто не несет спасительного обличения успокоившейся в своих беззакониях душе.
Если Бог силой Святого Духа не может достучаться до его сердца, Небеса бессильны что-либо еще сделать для него, и «в узах греха своего он содержится» (Притчи 5:22).
«Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Евангелие от Иоанна 3:19,20).
Тихий внутренний голос, призывающий нас к правде и добру, останавливающий на пути совершения зла, является голосом совести, открытой для Святого Духа. Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский назвал его глазом Божьим внутри человека.
«Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Псалтирь 138:7-10).
«И уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: «вот
путь, идите по нему», если бы вы уклонились направо, и если бы вы уклонились налево
» (Книга пророка Исаии 30:21).
Если совесть не позволяет нам что-либо делать, а мы сознательно идем наперекор, то тем самым ослабляем ее. Поступая так постоянно, мы в конце концов лишаем ее способности обличать и предупреждать нас о грехе, и «совесть… будучи немощна, оскверняется » (1 Послание к Коринфянам 8:7). «Совесть, с которой легко можно договориться, - писал известный поэт Евгений Евтушенко, - уже не является совестью».
Опасно доверять ослабленной совести, успокаивающей нас. Ее голос может быть и фальшивым. Нельзя впадать и в другую крайность - постоянно казнить себя за совершенные грехи, в которых уже искренне раскаялся и получил прощение от Бога.
Часто бывает, что человек, заглушив в себе внутренний протестующий голос, уже не может отличить красный, запрещающий свет от зеленого, разрешающего. В таком состоянии ему практически невозможно реально оценить ситуацию, и нарушение нравственных законов представляется уже чем-то вполне естественным и даже единственно правильным.
«Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Послание к Титу 1:15).
«Горе тем, которые зло называют добром и добро - злом, тьму почитают светом и свет - тьмою, горькое почитают сладким и сладкое - горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! » (Книга пророка Исаии 5:20,21)
«Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере » (1 Послание к Тимофею 1:18,19).
Истинный путь находится в единстве и гармонии со Словом Божьим. Он соответствует советам умудренных людей, пребывающих в вере долгое время. Он учитывает то, двери каких обстоятельств Бог открывает, а каких - закрывает.
Возможно ли, что сатана успешно обольщает Вас, что Вы находите оправдания собственным неправедным поступкам? С какой горячностью восстает наше эгоистичное «я» против Божьих заповедей, если они хотя бы немного ограничивают наши желания! Как часто мы боимся отдать себя Богу, успокаиваясь мыслью, что будем служить Ему по своим собственным правилам! Но такой путь Ему неугоден!
«Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками», - говорит Он (Бытие 6:3).
Посему, как говорит апостол Павел:
«…не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Послание к Ефесянам 4:30).
Чутко внимающего и повинующегося словам истины Господь не покинет никогда. Не будем же испытывать Божественное терпение, отвергая наставления Святого Духа, а лучше возьмем пример с пророка Самуила, который всегда готов был сказать Богу:
«Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1 Книга Царств 3:10).
СПАСИТЕЛЬНЫЙ ДАР ПОКАЯНИЯ
Иисус пришел на землю, чтобы призвать грешников к покаянию. Весть
«Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов… и язычникам дал Бог покаяние в жизнь » (Деяния святых Апостолов 5:31; 11:18).
«Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю » (2 Послание к Тимофею 2:24-26).
В нашей греховной природе нет никакого стремления к Божьей праведности и чистоте. Оно приходит к нам как отклик наших духовных исканий на призыв любящего Господа. Только «благость Божия ведет… к покаянию » (Послание к Римлянам 2:4). Это единственный путь, открывающий двери спасения для грешной души. Другого нам не дано, и, как предупреждает Сам Христос, «если не покаетесь, все… погибнете » (Евангелие от Луки 13:3).
Без Духа Святого мы вообще никогда не стали бы задумываться над вопросами добра и зла. Поэтому, когда человек пренебрегает Его призывами и советами, он тем самым отвергает Его облагораживающее воздействие, ведущее к покаянию.
Ярким библейским примером такого неуважительного отношения к Богу является случай с Исавом, из-за миски чечевичной похлебки продавшим свое первородство младшему брату. Собственными руками он отвел от себя высокое достоинство и честь стать прародителем обетованного Мессии. Вкусная еда в момент, когда он был голоден, оказалась для него дороже.
«…Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца , хотя и просил о том со слезами » (Послание к Евреям 12:16,17).
Утрата благословения не заставила его опечалиться о собственной бездуховности. Он понял только, что поступил опрометчиво, и сожалел о результатах своего неосмотрительного действия. Его разум и сердце остались закрытыми. Голос совести не звал его вернуться к Господу. И Дух Божий, скорбя, оставил его.
Многие из людей пробудятся однажды от смертного сна, чтобы увидеть, какое великое богатство они потеряли, постоянно заглушая в себе голос совести. Но в тот день уже слишком поздно будет просить Бога о прощении. Все, что они смогут тогда сказать:
«Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены» ( Книга пророка Иеремии 8:20).
Главное, чтобы, осознав свою греховность, человек оказался способным на покаяние. Тогда Господь спасет его.
«Ибо Ты, Господи, благ, и милосерд, и многомилостив ко всем, призывающим Тебя » (Псалтирь 85:5);
«Не медлит Господь исполнением
обетования, как некоторые
почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию»
(2 Послание Петра 3:9).
Всякий грех, в котором мы искренне раскаиваемся, будет нам прощен. Однако не всякое раскаяние является истинным. Нередко случается так, что вслед за признанием собственной вины в жизни человека не происходит никаких перемен.
Маленькая девочка, нарушив запрет мамы, открыла коробку с леденцами. Когда мама застала ее за этим занятием, девочка смутилась и попросила прощения. Но отдать зажатые в ручонке конфеты не смогла. Так же зачастую поступаем и мы, взрослые.
Господь ждет честных сердцем, готовых не только признать свои грехи, но и навсегда оставить их. Иисус принял смерть за все человечество, чтобы подарить нам радость прощения и свободу от угрызений совести. Но Он не может за нас прийти к Богу с твердым решением начать новую жизнь. Такое решение можем принять только мы сами. Поэтому единственное, что может навсегда разлучить нас с Богом, - это наше упорное нежелание признать свою вину и отказаться от зла.
ЧТО ОЗНАЧАЕТ «ГРЕХ К СМЕРТИ»?
Библия говорит о «грехе к смерти» и о «грехе не к смерти»:
«Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех, но есть грех не к смерти» (1 Послание Иоанна 5:16,17).
Грехом не к смерти считается всякий грех, который человек исповедует своему Создателю и от которого отказывается:
«И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет» (Книга пророка Иезекииля 18:21,22).
Каким бы большим ни было наше преступление против Божьего Закона, как бы долго ни оставались мы привязанными к своим грехам, как только мы даем духу покаяния наполнить наше сердце, Иисус сразу же принимает и очищает нас.
«Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи
ваши как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю
» (Книга пророка Исаии 1:18).
«Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Псалтирь 102:8-13).
Некоторые верующие причисляют к смертным грехам убийство и прелюбодеяние. Но это не так. Бог простил Давиду оба этих преступления, совершенные им почти одновременно. Когда пророк Нафан обличил израильского царя, указав ему на его вину, Давид искренне покаялся в содеянном и в глубокой скорби отвратился от своего греха. Его молитва покаяния записана в Псалме 50:
«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» ( Псалтирь 50:3-6,9-14).
Но если человек, несмотря на обличение Духа Святого, упорно не признает свой грех и отказывается от покаяния, он ожесточает свое сердце. Это постепенно приводит его к духовной смерти, а впоследствии - к смерти вечной.
Также грехом к смерти является осознанный, но неисповеданный грех. Библия называет его произвольным, то есть совершаемым сознательно, с пониманием того, что это значит в глазах Бога:
«Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи» (Послание к Евреям 10:26).
Спасительная жертва Иисуса Христа, принесенная за каждого грешника на Голгофе, становится для нас напрасной. О том, кто, познав всю глубину Божьей любви, возвращается к греховному образу жизни и делает себя недосягаемым для действия Святого Духа, апостол Павел говорит очень горькие слова:
«Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и
вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему
. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы - негодна и близка к проклятию, которого конец - сожжение… Если
отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Послание к Евреям 6:4-8; 10:28-29)
Что может сделать Бог для тех, кто сознательно отвергает Его милость, предпочитая оставаться со своими «любимыми» грехами?
«Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: “возненавидели Меня напрасно”» (Евангелие от Иоанна 15:22-25).
Можно ли насильно заставить человека полюбить жизнь, если он рвется к смерти? Духовно слепой, он упрямо идет к гибели, не давая Господу возможности для спасения своей души.
Ни с чем не сравнима великая скорбь, переполняющая Божье сердце, о детях, потерянных навсегда.
«И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! но это сокрыто ныне от глаз твоих… Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: “благословен Грядый во имя Господне!”» (Евангелие от Луки 19:41,42; 13:34,35).
ПРОСТИТЕЛЬНО ЛИ НЕЗНАНИЕ?
Грех, совершенный по неведению, Бог не вменяет в вину. Но, как только человек, благодаря обличению Духа Святого, приходит, наконец, к осознанию греховности того или иного поведения, мыслей, поступков, необходимо исповедать Господу этот грех. Нужно постоянно просить Духа Божьего, чтобы Он вел нас к истине, как это делал царь Давид:
«Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца. Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем… Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Псалтирь 118:33,34; 138:23,24).
Увидев неправедность своих действий, мы должны раскаяться и перестать поступать подобным образом. И даже если совершенный грех имеет очень серьезные последствия, Бог всегда силен обратить сложившиеся обстоятельства во благо.
Так случилось с апостолом Павлом, который, благодаря откровению свыше и Божественному прощению, из яростного гонителя учеников Христа превратился в их заботливого пастыря и наставника.
«Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии» (1 Послание к Тимофею 1:12,13).
Если бы Савл, впоследствии апостол Павел, отказался признать ошибочность первоначально избранного им пути, это привело бы его ко «греху к смерти».
«Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» (Евангелие от Иоанна 15:22);
«Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя» ( Книга пророка Осии 4:6) ;
«Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Послание Иакова 4:17).
СЕГОДНЯ - ДЕНЬ СПАСЕНИЯ
Те, кто грешит против Духа Святого, не осознают плачевности своего положения. Многие из них даже считают себя праведниками. Однажды позволив сатане обмануть себя, заглушив в себе голос Святого Духа, они затем продолжают уверенно идти путем беззакония, закрывая глаза на библейские истины и успокаивая совесть ложными доводами и умозаключениями. Однако в день суда им придется горько пожалеть о самообмане. Из уст Христа они услышат страшный приговор:
«Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»
Есть и такие люди, которые на словах не отвергают обращенную к ним благую весть. Тем не менее на деле они не спешат с принятием самого важного решения в жизни - склониться перед Богом в покаянии, принять Его прощение и спасение. Боясь что-то менять в своей жизни, они думают, что всегда успеют это сделать, что примут решение прийти к Иисусу не сегодня, а в будущем, когда будут больше к этому готовы.
Подобной позицией человек огорчает Святого Духа. Привычка откладывать свое покаяние приводит к постепенному очерствению сердца. Очень опасно переносить дату своего спасения на завтра, так как оно может не наступить.
Дух Святой не сразу покидает человека, отвергающего Его призыв. Он дает ему все новый и новый шанс, пока, наконец, не становится очевидным, что все дальнейшие усилия бесполезны. И тогда дверь благодати, приглашающая в мир света и любви, закрывается. Душа остается в кромешной тьме со своими неисповеданными грехами.
Из библейских пророчеств мы узнаем о том, что придет время, когда Дух Божий отступит от нашей земли. Он останется только с теми, кто избрал следовать Его голосу и отказался от своих неправедных путей. Тогда уже ничто не станет удерживать грешников от зла. Они будут полностью предоставлены самим себе и ангелам сатаны. Невыразимая тревога, ужас и мрак наполнят тогда их сердца. Они захотят вновь услышать весть о
«Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Книга пророка Амоса 8:11,12).
Пока это страшное время еще не наступило. И сегодня всякий, искренне призывающий Господа, может обрести спасение. Дух Божий продолжает трудиться в нашем мире, каждый день приводя ко Христу десятки, сотни и тысячи кающихся душ.
Если вы испытываете тревогу о спасении души - своей или ближнего, это значит, что Святой Дух не оставил Вас, что Он по-прежнему обращается к Вашей совести и разуму. Если Вы сейчас слышите Его тихий и нежный голос, зовущий прийти к Иисусу, не медлите с ответом на этот призыв!
«Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон… Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их;
и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего»
(Евангелие от Иоанна 6:37; 10:27-29).
«Дорогой мой Небесный Отец! Благодарю Тебя за Твой чудный дар - Духа Святого, за то, что благодаря Его водительству я могу осознать свои грехи, прийти к Тебе с искренним покаянием и получить прощение! Дорогой Утешитель, помоги мне быть всегда чутким и внимательным к Твоему голосу и не огорчать Тебя своим упорным непослушанием. Боже, обличай и очищай меня от всякой неправды, наставляй и веди за Собой к вечности! Во имя Иисуса Христа. Аминь».
Прощение грехов, прощение истинное и несомненное, имеет четыре признака. Каждый последующий выше предыдущего.
а) первым признаком является то, чтобы человек от всего сердца ненавидел грех при одном лишь воспоминании о нем от страха, чтобы не случилось ему еще раз впасть в него. При этом человек не наслаждается им и не склоняется к нему.
б) выше этого то, чтобы человек бесстрастно вспоминал о своих грехах, то есть без услаждения, скорби или ненависти.
в) еще выше то, чтобы, вспоминая о своих грехах, он радовался и славил Бога за то множество добродетелей, которое он стяжал по причине своих грехов, стяжал при помощи благодати Божией и покаяния.
г) признаком, который выше всех прочих, является то, когда человек исторгнет совершенно из своего сердца страстные помыслы греха, и столь крепко забудет о них, что они уже и не приступают к нему.
О первом признаке нам говорит Великий Василий. Когда его спросили, как узнать душе, что Бог простил ей грехи, он ответил, что узнает об этом, «если кающийся усмотрит себя в расположении сказавшего: неправду возненавидех и омерзих» (Правила, кратко изложенныя в вопросах и ответах; ответ 12). Спрошенный о том же самом, авва Исаак ответил, что тогда узнает кто-либо, что получил прощение грехов, «когда восчувствует в душе своей, что совершенно и от сердца возненавидел их» (Слово 84).
О втором признаке нас уверяет Никита Ираклийский, Серрон. Он сделал схолию на сказанное Григорием Богословом из слова на Пасху: «Если как Фома не будешь вместе с собранными учениками... уверься язвами гвоздинными». На это он говорит: «Если не ими, то памятью о прежних грехах, памятью, запечатлившейся в уме бесстрастно, уверься (что воскресло в тебе слово добродетели). Бесстрастным же воспоминанием является отпечаток бывшего, без сладости и скорби, отпечаток, не имеющий ноющих от боли ран по причине пришедшего бесстрастия, как будто человек и не имел страстей. Как Фома, иному ничему не верь. Потому что воспоминания о грехах – это раны, а сами грехи – это гвозди, пронзающие падающих. Итак, когда сможешь вспомнить о них бесстрастно, тогда поверь, что воскресло в тебе это слово».
Третий признак мы находим в Лавсаике, в житии Макария Юнейшего. Он, быв спрошен как-то раз о том, скорбит ли он, когда вспоминает невольное убийство, сделанное им в юности, ответил, что не скорбит, а даже радуется, не по причине самого греха убийства, но потому что убийство стало причиной покаяния и стяжания столь великого множества добродетелей. Он сказал, что прославляет и благодарит благость Божию, потому что она и злое по природе часто превращает и делает причиной блага. Так благость Божия превратила убийство, соделанное Моисеем в Египте, и сделало его причиной блага. Моисей, ушедший по причине убийства в пустыню, удостоился стать Богозрителем. Поэтому и сказал Апостол: «любящим Бога все содействует ко благу» (Рим. 8, 28). Истолковывая это, священный Августин сказал, что любящим Бога часто в добродетели содействуют даже зло и грехи: «Написанные же в книге жизни не могут погибнуть. Им все содействует ко благу, даже сами грехи. Когда падут, они не проклинаются» (Молитва 28).
О четвертом признаке нам рассказывает святой Феодор Эдесский. Он в 11 главе говорит: «Воспоминание о страстных делах, сотворенных нами, мучают душу. Когда же в сердце изгладятся совершенно страстные воспоминания и уже не будут приражаться ему, то это – знамение прощения прежних грехов» (Добротолюбие). Почти тоже самое говорит и преподобный Максим: «Лжепророки – это помыслы, умаляющие прегрешения и предрекающие их прощение. Помыслы эти – хищные волки в овечьих одеждах, которых мы познаем по плодам. Ибо доколе ум наш подвержен досаждению грехов, мы еще не сподобились прощения их, и не сотворили достойных плодов покаяния, потому что плодом покаяния является бесстрастие души. Бесстрастие же есть изглаждение греха. Не имея же совершенного бесстрастия, но иногда обуреваемые страстями, а иногда – нет, не будем терпеть помыслов, прорекающих нам прощение» (На Евангелиста Матфея, глава 7).
Видишь, брате, как приобретается истинное покаяние? Видишь каким трудом, потом и кровью заслуживается истинное прощение грехов? Как же ты говоришь: «Согрешу, а потом поисповедаюсь и покаюсь», - как будто истинное покаяние – легкое дело? Посему отныне и впредь смотри, ради любви Божией, когда диавол будет побуждать тебя к тому, чтобы низвергнуться в какой-либо грех, ты не облегчай себя это низвержение и не говори: «Я поисповедуюсь, я покаюсь». Утверди в своей душе недвижимую крепость и скажи: «Кто знает, хорошо ли я поисповедуюсь? Кто знает, этот грех, о котором я думаю, не последний ли мой грех, который Бог не станет терпеть, чтобы меня простить, но пресечет нить своего терпения и попустит мне впасть в гибель? Кто знает, даст ли мне Бог дар истинного покаяния, которого Он не дал подобным мне грешникам, горящим теперь в аду? Кто знает, благодаря своему навыку бесстрашия пред Богом не предам ли я себя понемногу греховной жизни и последнему отчаянию?». «Сердце разумиваго уразумеет притчу» (Сирах 3, 29). И ты, возлюбленный, если разумен и мудр сердцем, не предавай дело своего спасения столь явной опасности. Не уповай на бесплодную исповедь и ложное покаяние. Имея возможность повесить надежду своего спасения на крепкий канат, не вешай ее на гнилую нить. Если она порвется, ты погрузишься в море безграничного и вечного огня. Крепкий канат – это воздержание от греховного дела, сражение за то, чтобы при помощи действенной боли искоренить в своем сердце злые наклонности, стяжать истинное покаяние и прощение своих грехов при помощи дел добродетели и исполнения заповедей Божиих. Потому что не воздерживаться от грехов – это все равно, что глотать зло, не прожевывая. Этим человек показывает, что он совершенно безумен подобно тому человеку, который сознательно совершает огромное зло, предполагая для самого себя то, что состоит лишь в руке Божией, то есть предполагает время для покаяния и помощи Божией в том, чтобы истинно покаяться. Как будто Бог – друг грешников, а не самый большой и страшный их Враг, могущий отомстить им, как будто Он не Тот, Кто безмерно ненавидит любое зло".
По материалам: иером. Даниила
> "Я просто не могу себя простить. И забыть не могу. Как мне избавиться от чувства вины после этого греха?"
> "Я знаю, что мы с моим парнем слишком далеко зашли в сексуальном плане. Может ли Бог меня простить?"
> "Можно ли когда-нибудь смыть пятно этого греха?"
> "Если я грешил в прошлом, повлияет ли это на будущее?"
> "Можно ли по-настоящему восстановить нарушенную девственность?"
> "Я всегда приношу вред себе и другим, когда захожу слишком далеко в физическом плане. Я не понимаю, почему всё это делаю; ведь я же знаю, что потом мне будет плохо. Что мне делать с этим постоянным чувством вины?"
> "Что делать, если кого-то все время преследует страх и неуверенность после изнасилования?"
> "Аборты среди подростков в Ноттингеме достигли рекордного уровня... Согласно статистическим данным, еженедельно совершается два аборта у пациенток моложе 16 лет; некоторым из девушек всего 12 или 13 лет".
> Такая статистика появилась в газете "Nottingham Trader" летом 1987 г. Спустя два месяца журнал "Independent" нарисовал столь же тревожную картину: "Значительная часть наиболее образованных молодых людей Британии продолжает вести беспорядочную половую жизнь". Этот вывод был сделан на основании опроса, проведенного профессорами Эштонского университета Гаем Кумберкрэтчем и Лорной Дебни. Из 200 опрошенных студентов 33 % признались, что за прошедший год у них было больше одного сексуального партнера, у 23 % студентов были партнеры на одну ночь. "В большинстве случаев во время таких случайных сношений студенты не пользовались презервативами, хотя прекрасно знали об опасности заражения СПИДом" ("Independent", 28 августа 1987 г.).
> За два года до этого, в 1985 г., был проведен опрос среди студентов в Ливерпульском университете, который показал, что три из пяти женщин в прошлом были изнасилованы, 31 % из них в возрасте до 14 лет. Каждая десятая женщина рассказала, что ее принудили к половому сношению еще до 14 лет. Христиане не застрахованы ни от сексуального насилия, ни от самого греха. При этой мысли мне становится страшновато, потому что (как вам скажет любой психолог-христианин) чувство вины, возникающее после подобных случаев, обычно остается с человеком надолго и наносит ему большой ущерб. Именно поэтому многие христиане просят меня ответить на преследующий их вопрос: "Может ли Бог простить сексуальный грех?"
> Мирская точка зрения
> Если вы прочитали три первые главы этой книги, вам уже ясно, как мир ответит на такой вопрос. Для неверующего человека это вообще не вопрос. В миру случайные половые сношения, эротические фильмы, порнографическая литература и сексуальные фантазии вообще считаются не грехом, а средствами приятного времяпрепровождения. Одним из рьяных защитников такого образа жизни является Ричард Невилл, редактор журнала "Oz". В прошлом его привлекали к суду в Лондоне за попытки совращения несовершеннолетних с помощью журнала "Children"s Oz". Согласно его свидетельству в Лонгфордском суде, он полагает, что некоторые из наиболее откровенных журналов с красочными описаниями группового секса и необычных сексуальных приемов оказывают на молодежь "освобождающее действие".
> "Оргия это исключительно здоровая терапевтическая деятельность", утверждал Невилл. "Предположим, у вас была бы пятнадцатилетняя дочь, спросили его. Вы разрешили бы ей читать такой журнал?" Невилл ответил, что безусловно разрешил бы. "Разве это не привело бы ее к беспорядочной сексуальной жизни?" "Конечно, привело бы, ответил Невилл, в этом и есть смысл всех подобных журналов..." Он считал, что через некоторое время общество должно изменить свою структуру, избавиться от ненавистной ему семьи (мама, папа и дети), которая (за редким исключением) сосредоточена исключительно на себе и, в общем и целом, является саморазрушающим образованием (цитируется в книге Джона X. Корта "Порнография: христианская критика", IVP, США, 1980 г., с. 124).
> Что говорит об этом Библия
> Взглянув на так называемый "свободный" подход к вопросу, давайте теперь посмотрим на библейское учение о сексуальной близости, грехе и прощении.
> Библия признает существующую проблему.
> Секс вне брака является тяжким грехом. Он даже оставляет неизгладимый след:
> "Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела" (1 Коринфянам 6:18).
> Грех отделяет нас от Бога. "Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать" (Исайя 59:12).
> Это весьма печально, и, если бы учение Библии на этом останавливалось, многим из нас грозила бы верная духовная смерть. Однажды ко мне пришли двое отчаявшихся влюбленных: они слишком много позволяли себе в своих отношениях. "Мы знаем, где надо было остановиться в сексуальном плане. Мы знаем, что правильно, а что нет. Но у нас никак не получается перевести теорию в практику. Почему мы такие недисциплинированные? Почему Бог не освобождает нас от этого сильного искушения?"
> Но Библия на этом не останавливается. В одном из самых волнующих отрывков она рассказывает о том, как Иисус отнесся к одной такой грешнице.
> "Иисус же пошел на гору Елеонскую, а утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему; Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
> ... Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле.
> Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоявшая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? Никто не осудил тебя?
> Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши"
(Иоанна 8:111).
> Служение Иисуса по отношению к роду прелюбодейному и распутному было исполнено власти, силы и сострадания. В этом служении было пять аспектов:
> 1. Он прощал.
> 2. Он исцелял.
> 3. Он освобождал.
> 4. Он восстанавливал.
> 5. Он призывал к покаянию.
> Фарисеи требовали исполнить иудейский закон и забросать женщину камнями. Однако Иисус не только отказывается осудить ее ("и Я не осуждаю тебя"), но и защищает ее от заслуженного наказания это иесть настоящее прощение. Нет, Иисус не одобрял ее греха. Он никогда не поощряет грех. Однако Он любит грешников. Настолько любит, что освобождает женщину от ее падения, от ее вины, от ее прошлого, чтобы она могла начать новую, полезную жизнь. Но Он на этом не останавливается. Он призывает ее покаяться, жить по-другому, отвернуться от прежней греховной жизни: "иди и впредь не греши".
> Как Иисус служил "падшим"
> <...> Иисус всё Тот же вчера, сегодня и вовеки. А значит, если когда-то Его служение освободило падшую женщину, то и сегодня оно может освободить тех, кто совершил грех в сексуальном отношении. Давайте посмотрим, что для этого нужно.
> 1. Покаяться
> Я помню, как ко мне пришла девушка, чтобы рассказать о своей беде. Уже некоторое время она грешила в своем сердце, регулярно занимаясь мастурбацией, при этом воображая, что занимается сексом с человеком, в которого была влюблена.
> "Я так хотела его. Я хотела почувствовать, как его тело входит в мое. Я хотела, чтобы он доказал мне, что он мужчина моей мечты, совершенный в любви. Поэтому вместо того чтобы привести свою волю в согласие с Божьей волей, я поступала как раз наоборот. Я смотрела на своего любимого с вожделением и воображала, как он приходит ко мне и мы занимаемся сексом. Наверно, в физическом плане это было только самовозбуждением, но для меня это стало прелюбодеянием. Да. Прелюбодеянием. В Божьих глазах я блудница, а Его Слово ясно говорит, что прелюбодейцы не наследуют Царствия Божьего (см. 1 Коринфянам 6:9)".
> Эта девушка прямо при мне произнесла простые слова покаяния:
> "Дорогой Господь, со стыдом и страхом я думаю о том, что делала. О том, что часть меня жаждет освобождения, но другая часть меня хочет и дальше следовать за манящими огнями греха. Я на самом деле хочу освободиться. Помоги мне освободиться по-настоящему, освободиться внутренне, быть свободной пред лицом искушения. Ты дал мне свободу, Господи Иисус, помоги же мне принять ее и пользоваться ею. Сегодня я отдаю этого человека в Твои руки и прошу Тебя простить и очистить меня".
> В тот вечер не произошло ничего необычного. Девушка отправилась домой, не чувствуя никакого освобождения, без всякого ощущения эйфории. Но в ту ночь она спала спокойно. И проснулась утром с особенным чувством того, что Бог услышал ее молитву и ответил ей. Вот что она написала Богу:
> "Господи, спасибо Тебе за освежающий сон. Спасибо Тебе за то, что я проснулась и чувствую, что бремени больше нет. Я свободна. Свободна от прошлого, свободна любить Тебя и принимать Твою любовь, свободна снова служить Тебе всеми силами. Храни меня в чистоте. Помоги мне любить Твоей чистой, преданной любовью, а не моей собственной, которая только оскверняет и искажает все, к чему прикасается. Спасибо за ту свежесть, которая приходит с Твоим прощением".
> Через несколько дней она рассказала мне, что с тех пор как она решила прекратить свои греховные фантазии, ее дружба с молодым человеком стала намного глубже. Она училась любить его за то, каким он был чудесным человеком, жаждущим служить живому Богу, а не за то, какие сексуальные восторги могла принести ей физическая близость с ним. Он всё так же привлекал ее в сексуальном смысле. Время от времени к ней еще приходили мысли о близости с ним, но всякий раз, когда подступали фантазии и желания, она беспощадно выбрасывала их вон.
> Такое безусловное прощение, силу и решительность может получить каждый, кто знает, что его жизнь осквернена и запачкана прелюбодеянием в словах, мыслях или делах. Слова Иоанна всё так же истинны сегодня, как и в первом столетии, когда он впервые их написал:
> "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, топредставляем Его лживым, и слова Его нет в нас" (1 Иоанна 1:9-10).
> 2. Принять Божье прощение
> Каждый, кого преследует чувство вины и вопрос "Может ли Бог простить сексуальный грех?", знает, что это чувство вины иногда вызывает настоящее мучение. Одна девушка записала свои переживания после такого греха, память о котором преследовала ее повсюду:
> "Отец, я ни о чем не могу думать, кроме того, насколько я недостойна. Я стою пред Тобой в разодранных лохмотьях в стыде, страхе и смятении. Неужели все это действительно со мной происходит? Да. Это со мной происходит. Я стою перед Тобой уродливая, обнищавшая, в полном смятении. Как я могла так огорчить Тебя? Как я могла увлечься этими манящими огнями, отвернуться от Твоей любви и последовать за ними?
> Мне так больно, я ничего не понимаю, я полна гнева и очень несчастна. Я хочу попробовать расчистить с пути мусор и придти к Тебе, чтобы найти и принять прощение,очищение и покой, но я не знаю, как это сделать.
> Я предстаю сегодня перед Тобой как свернувшийся, твердый клубок, который невозможно простить. Я только могу сказать: "Выйди от меня, Господи, ибо я грешница". Прости меня, прости меня!"
> Девять месяцев спустя:
> "Я прихожу к Тебе потрясенная этим новым напоминанием о том, как страшно мое падение и как долго живет память о нем. Я прихожу к Тебе с тупой болью в незаживших ранах и шрамах. Неужели ничем нельзя утешить эту боль и никак нельзя избавиться от тяжкого бремени вины?
> Ты видел, к каким ужасным результатам привело хождение по тонкому льду. Ты видишь, как я разбита. Какой глупой я была! Прости меня за эту глупость. Обман не приносит удовлетворения.
> Я не могу служить Тебе, пока я в таком состоянии. Я чувствую, что должна отказаться от всего, чем занимаюсь. Я так недостойна".
> Больше года эта девушка была погружена в жалость к себе, отчаяние и страх того, чтоей никогда не освободиться от этого греха, постоянно разъедавшего ее душу. Но однажды она решила покончить с этим внутренним смятением, пришла ко мне и спросила: "Как вы думаете, Бог может меня простить?"
> Из своего опыта работы с христианами я знаю, что, когда чувство вины уходит корнями глубоко в прошлое, мало будет просто поговорить о прощении или привести несколько отрывков Писания. Таким отчаявшимся людям нужно, чтобы на раны, которые всё еще кровоточат у них внутри, пролился бальзам Божьей любви.
> "Давай спросим Бога, что Он о тебе думает", предложила я после того, как мы поговорили о совершенном ею грехе. Мы помолились. И я попросила Бога коснуться воображения этой девушки, помочь ей увидеть, услышать, почувствовать и самой узнать, насколько истинна и реальна сила Божьей любви, несущей освобождение.
> В течение нескольких минут мы молчали пред Господом. Потом я попросила ее рассказать, о чём она думает. "Странно, сказала она, я вижу себя и Иисуса. Он показал мне, что все это время я тащила на себе огромную ношу, слишком тяжелую и громоздкую для меня. Он показал мне Свои сильные руки и попросил меня отдать эту ношу Ему. Я так и сделала. Он взял ношу на Себя. А потом сказал: "Ну что ж, пойдем погуляем". Мы пошли рядом по тропинке к озеру. Мы немного постояли на берегу, посмотрели на озеро, а потом Иисус сказал: "Смотри!" И швырнул мою ношу в озеро. Я услышала всплеск, увидела круги, бегущие по воде, и всё.
> "Всё!" Он так и сказал. "Бремени твоего греха больше нет. Я никогда о нем не вспомню. Ты свободна". Это было такое облегчение! Я знала, что это произошло на самом деле. Я почувствовала огромную благодарность. Я бы что угодно для Него сделала что угодно! Но это был не просто разговор с обычным человеком. Он был такой святой. Я знаю, что моя жизнь теперь будет совсем иной".
> Девушка ушла, прощенная, исцеленная, освобожденная, возрожденная к жизни и осознающая необходимость перемен. Это было прекрасно. Такие встречи со Христом вовсе не являются редкостью, они происходят часто. Иисус всё еще страдает вместе с теми, кого мучает грех прелюбодеяния. Он всё еще хочет освободить их. Он даже способен восстановить утерянную девственность.
> Если вам или близкому вам человеку необходимо, чтобы Святой Дух произвел в вашей жизни такие глубокие перемены, нужно найти человека, который мог бы оказать вам квалифицированную помощь. Практиковаться на чьей-то жизни неразумно и недобро. Лучше попросить уважаемого члена церкви или старейшину дать мудрый и тактичный совет и служить вам молитвой.
> Призыв к переменам
> Если кто-нибудь и может предстать перед Асланом без дрожи в коленках, этот человек либо смелее всех остальных, либо просто глуп.
> Значит, он опасен? спросила Люси.
> Конечно, опасен. Но он благ. Говорю же я тебе, он царь.
> 3. Принять Его <исцеление>
> А как быть тем, против кого согрешили, жертвам изнасилования и кровосмешения? Всё возрастающее число христиан может свидетельствовать о том, что способность Иисуса исцелять не исчезла в момент Его вознесения. Его исцеляющая любовь всё еще изливается на те раны сердца, которые приводят к глубоко сидящему страху перед людьми противоположного пола или к страху перед даром сексуальной близости, данным нам Богом. Я помню, как, приехав на христианскую конференцию, одна девушка отчаянно испугалась, узнав, что я буду говорить на тему о половой близости. Ее изнасиловали, когда ей было шесть лет, и она не могла даже думать ни о чём, связанном с сексом и сексуальностью.
> Полная страха, она написала такое стихотворение:
> Страх,
напряженность в мозгу,
силюсь вдохнуть,
бежать,
убежать и спрятаться
в яму позора,
выключить
смех,
тянусь к свободе,
боюсь потеряться,Кошмары
в моем сознании
бьются, как великаны,
в полночь фантазии,
обиды,
боли,
что просачиваются
в здание,
сокрушая его
в прах
миллиона греховОтцов
против своих детей...Спрятаться,
спрятаться за маску
оправданий,
которые рассыпаются,
если к ним прикасается
боль
маленького человека
в слезах...
> Она пришла на собрание. Потом она попросила меня помочь ей справиться с воспоминаниями и страхами, которые мучили ее уже долгие годы. И Иисус пришел к ней, исцелил ее и освободил от прошлого. Она вернулась в свою комнату и закончила стихотворение:
> Я взглянула в Твое лицо
и воззвала к Тебе.Ты услышал меня,
поймал меня, когда я убегала,
протянул руки
с нежностью.Ты растопил страх
Своей любовью
и прижал меня к Себе.Ты больше, чем слезы,
больше, чем годы
неотступной боли.
Ты Господь.
"Элизабет"
> Этот случай говорит нам, что надежда есть и для тех, кто совершил грех, и для тех, кто стал жертвой чужого греха. И тем и другим, скорее всего, понадобится помощь опытного психолога для того, чтобы почувствовать Божье очищающее, прощающее, исцеляющее прикосновение. Но в этом прикосновении все еще заключена его древняя сила. Мы с радостью узнаем, что сексуальный грех может быть прощен. Более того, многие сегодняшние христиане радуются, потому что знают, что благодаря Иисусу и Его служению с их прошлым покончено. Они свободны.
- Жизнь и смерть Веры Хоружей
- Акт инвентаризации наличных денежных средств и его заполнение Инвентаризация банка бланк инв 15 образец заполнения
- Понятие высказывания. Виды высказываний. Высказывание (логика) Можно ли что-то изменять в цитируемом отрывке
- Что такое мировоззрение человека - его формы, виды и принципы формирования Мировоззрение в вк что написать