Изгнания бесов из немки аннелизы михель. Опубликованы фото девочки, по чьей истории сняли ужастик, и они гораздо страшнее
... И пришел на смену Солнцу Туман. И как ночь
сменяет день
, так и он занял отведенное ему место
.
И привел он демонов, что стали вторым проклятием рода человеческого. И воцарилась Тишина
.
Редгрейн Лебовски
Где пролегает грань между безумием и одержимостью? Начнём сразу же со сложных вопрос. И с толкования деталей. Потому что не разобравшись в леталях, специфике и особенностях мы просто не сможем работать и воспринимать всё то, что будет твориться сегодня в "Лабиринтах" далее по тексту. Ведь для кого-то из вас одержимость, я уверен, связана с какими-то странными религиозными играми и понятиями и абсолютно не жизнеспособна как определение. Мы привыкли, что одержимость - один из вкусных и интересных элементов неких фильмов ужасов, не имеющих ничего общего с жизнью обыденной. И люди, которые привыкли оперировать понятиями "шизофрения" и "сумасшествие" кидают в одну корзину всё, что выходит за рамки их понимания о нормальности. До сих пор не существует какого-то общепринятого и красиво уложившегося определения одержимости в современном мире, потому многие считают это явление очередным проявлением избитого до потери последней капли крови понятия шизофрении. Но где пролегает эта скользкая грань, эта черта? Если разобраться более чётко и заняться даже не столько буквоедством, сколько разбором смыслов, то мы придём к тому факту, что безумие - это некий неконтролируемый даже самим человеком процесс, не имеющий логики. И что безумие для одного, то является нормой жизни для другого. Аскетизм - безумие для преуспевающего бизнесмена. Одиночество - безумие для зацикленной на быте и работе домохозяйки-наседки, занятой кормлением трёх детей и мужа, в коих она видит смысл жизни. Но заметьте, как замечательно эти понятия меняют свою форму, цвет и оттенок, если встать на противоположную сторону вопроса. Для монаха-отшельника безумие в преумножении зацепок в этом мире, накоплении ради накопления. Для одиночки, который не хочет быть зависимым от кого-либо или чего-либо, безумием может являтся выкармливание своей второй половины и организация его/её действий по собственным представлениям, образу и подобию некого "идеального супруга". Когда речь заходит о шизофрении, многие высоколобые психологи объяснят вам, что некая логика у шизофреника всё-таки присутствует, что в своих неподдающихся пониманию действиях он всё же склонен руководствоваться определёнными обстоятельствами, которые связаны с определёнными "помешательствами". Шизофрения, как правило, характеризуется уверенностью в собственной правоте и отсутствием критического взгляда на собственные поступки. Истинный шизофреник никогда не скажет вам, что он не прав в собственных действиях. Он в них глубоко убеждён и зачастую становится комнатным мессией, экстрасенсом или магом, который настолько хитро одурачил себя, что может утащить в бездну собственной неадекватности и нас с вами, потому что уверенность в собственном ритуальном поведении настолько сильна, что начинает распространяться на окружающих. И любой слишком уверенный в своей линии поведения человек имеет шанс свалиться в бездну подобных мрачных состояний, доказывая с пеной у рта, что его эксперименты с магическими ритуалами, или неконтролируемое мочеиспускание в собственные штаны - знак божий. И что эта система идеальна, что лишь она, с поправками на любой известный ему социальный процесс верна и везде работает правильно. Но то, что мы называем одержимостью демонами - свойство совсем другого рода. И если шизофреник сам топит себя в собственных заблуждениях, то одержимость - процесс, который контролируется извне. И настолько ясно и отчётливо, что лежащий в кровати с виду спокойный человек, связанный по рукам и ногам, либо просто спокойно сидящий на кухне и попивающий чаёк семьянин просто не должен ничего доказывать - его поведение, которое диктуется извне и подчинено не его личной логике, а определённым наущениям от некого спонсора становится очевидным. Шизофреник обманулся настолько, что верит в собственный самообман. Он непогрешим. Одержимый зачастую хочет избавиться от своих уверенностей, надиктованных ему существами, в реальность которых он верит. Так где же эта тонкая грань? Будем разбираться. Аннелиза Михель в "Лабиринтах".
/>
И сегодня с самого начала перед нами уже стоят полочки с этими препаратами: противоэпилептический фенитоин, нейролептик аолепт, в России чаще заменяемый перециозином или неулептилом, а также карбамазепин, естественно. И не то, чтобы это был необходимый набор для уэикэнда. Просто когда начинаешь лечить пациента ситуационно, становится уже трудно остановиться. Но зачастую, как вы понимаете, медики вынуждены делать именно так. Потому что не Боги горшки обжигают. И если перелом кости, например, очевиден, то перелом сознания - более тонкая вещь. И забираться в чужую голову, чтобы ковыряться в ней - достаточно рисковый номер. Прежде чем мы отправимся в нашу сегодняшнюю историю, хочется также уяснить для всех, что называть кого-то безумцем, сумасшедшим или, исходя из личных всегда необъективных взглядов, обвинять в том, что у человека "поехала крыша", никто никого не в праве. Потому что если вы не можете принять для себя логику чужой мотивации, то проблемы с крышей скорее всего у вас. Потому что не бывает таких мнений или состояний, которые невозможно понять. Бывают свойственные любому полу "женские истерики", которые связаны с тем, что Джокер в очередной раз растянулся перед вами в улыбке. И задал кому-то абсолютно другие ориентиры, эффектно разбив прямо перед вашим носом хрустальный шар желаний и надежд. И если в подобную ситуацию попадёт мудрый человек, то он испробует все возможности диалога, не прибегая к психологическому насилию или прочему неконструктивному регрессу. Потому что зрелость человека в первую очередь проявляется через его возможность принимать факты, а не совершать пирровы победы. Но мы немного отвлеклись от темы. И переключились на объективно больных...
Наша сегодняшняя история - история скромной католической семьи, которая изначально проживала в баварской деревушке Лайбльфинг. Родители Анны-Элизабет будут очень набожными людьми с простыми приземлёнными человеческими профессиями. Несмотря на определённый уровень религиозности, первый ребёнок у них родится за два года до заключения официального брака. Марта будет на четыре года старше Аннелизы и сам факт такого достаточно неусмотрительного процесса, как внебрачное зачатие, будет несколько смущать Аннелизу по достижении определённого возраста. Она часто будет молиться за своих родителей и старшую сестру даже после того, как Марту в возрасте восьми лет сожрёт рак почки. Так Марта Михель навсегда останется молодой, а Аннелиза обретёт статус старшей дочери Анны Фюрг и Йозефа Михель. Ещё до поступления Аннелизы в школу в семье Михель успеют появиться на свет ещё три девочки: Гертруд, Барбара и Росвита. На протяжении всего детства наша сегодняшняя героиня была достаточно прилежной девочкой и более чем прилежной прихожанкой, что потом отзовётся в множестве критических заключений относительно её диагноза. Аннелиза посещает мессы, читает молитвы при помощи розария. Зачастую её мир оформляется красивыми, но достаточно странными жестами доброй воли. Например для того, чтобы отмолить грехи заблудших католических душ наркоманов и бывших священников, свернувших на скользкую дорожку, несколько раз она осознанно засыпает прямо на полу. И многие могут сказать, что сумасшествие уже проявляется в этом. Ведь можно ли кого-то поймать, если врываешься на заседание МАССОЛИТа со свечкой в руках и в одном исподнем ? И можно действительно согласиться, что канва поведения несколько схожа. Но кто из детей не придумывал для себя миры, в которых своими поступками он мог что-то изменить? И Аннелизе, ещё относительно маленькой девочке, к тому же достаточно религиозной, несомненно хочется помочь кому-то. Она верит. И вера эта поддерживает её. Однако с 13-ти лет её всё чаще начинают мучать какие-то странные подозрения и опасения. И причин для них нет никаких, всё идёт как идёт, нет никаких домашних скандалов, всё гармонично. В тихой семье Михель просто не о чем волноваться, как кажется. Но то ли голоса, то ли некие смутные предчувствия не дают покоя...
В апреле 1949-го года экзорцизму подвергся молодой человек из штата Вашингтон, проживавший недалеко от Сиэттла. История эта по сей момент достаточно расплывчата и во всемирную сеть просочилось лишь несколько фактов, непосредственно изложенных одним из иезуитов, непосредственно проводивших сеанс экзорцизма при помощи "Римского Ритуала". Несмотря на множественные необъективные и откровенно странные заявления церкви, эта книга, написанная в 1614-ом году, с хирургической точностью и максимальными предосторожностями касается вопросов изгнания демонов и определяет три непосредственные "причины подозревать одержимость": сверхъестественные явления, связанные с предположительно одержимым, появление у него феноменальной силы, свободное общение на ранее неизвестных языках. Эти три пункта и являются отличительными чертами одержимости от той же шизофрении, например. И они конечно же не могут быть объяснены психиатрией как относящиеся к помутнению рассудка. Другой вопрос касается того, что фактически ни один из них до сих пор не был официально признан как судами и профессионалами, так и церковью. Ведь благославляя на обряд экзорцизма своих лучших священников церковь фактически передаёт их в руки "Римского ритуала", который хоть и является чётким сводом законов, но и предупреждает от беспричинного проведения обряда, а также настоятельно рекомендует провести тщательную дифференциацию между помешательством и одержимостью. К тому же "Ритуал" не даёт даже определённой структуры изгнания беса или демона. Он представляет собой лишь "костяк" обряда, большинство литаний которого можно заменить на любимые и самые действенные по мнению экзорциста отрывки "Библии". В неоспоримые элементы обряда входит лишь вручение одержимому креста, манипуляции с распятием и святой водой, а также финальный вопрос к демону о природе его сущности и тех вратах, которыми он проник в свою жертву.
Сеанс экзорцизма 49-го года закончился уверенной победой священника. Демон был изгнан, а молодой человек, чья история легла в основу фильма "Изгоняющий Дьявола", сейчас находится под программой защиты свидетелей католической церкви. Нашей сегодняшней героине повезло в разы меньше.
Скептики привыкли ассоциировать происходившие с Аннелизой события с её достаточно религиозной семьёй и шизофренией с примесью эпилепсии, которые на фоне бурного религиозного воображения вылились в события, которые мы с вами увидим ниже. К тому же многие утверждали, что первые признаки заболевания девочки совпали с выходом на экраны фильма "Изгоняющий Дьявола", историю коего мы только что услышали. И мы сейчас не будем рассуждать о том могла ли девочка видеть этот фильм, либо случайность, как всегда, оказалась не случайной. Но факт остаётся фактом и вот вполне послушная и покладистая Аннелиза, которая занималась музыкой и мечтала стать школьным учителем, на скорости несущегося паровоза вдруг сталкивается с чем-то абсолютно необъяснимым, что уже навсегда перечеркнёт и изуродует её жизнь и её мечты. И если быть честным и объективным, связывать первый приступ Аннелизы с "впечатлением от выхода фильма", который она возможно даже и не смотрела по определённым религиозным причинам, было бы неверно, потому что ещё за пять лет до выхода на экраны вышеобозначенной картины девочка переживает достаточно пугающую историю со спазмом языковой мышцы, в следствии которой впервые потеряет над собой контроль и по чистой случайности прикусит язык. Через год девушка испытала первый ночной приступ тяжкого удушья, во время которого все её мышцы были напряжены настолько, что невозможно было не только пошевелиться, но и позвать кого-то на помощь. Раньше, когда в народе ещё ходила вера в нечистую силу, обитающую непосредственно в человеческих жилищах, функция удавления человека во сне приписывалась различным мифологическим существам. На Востоке это были джины, в славянской мифологии целый ряд низших домашних духов, в числе которых был домовой, Кикимора, а также специализирующийся на подобных проказах тяжёлый и неповоротливый демон Шерстнатый. Эмоциональное напряжение было настолько сильным, что семнадцатилетняя девушка, за которой раньше не наблюдалось отлынивания от уроков, на следующее утро не смогла пойти в школу, однако восстановилась и, через определённое время придя в себя, снова смогла вернуться к активному образу жизни и некоторое время даже активно участвовала в игре в теннис.
Впрочем просветление наступает ненадолго. Паралич и затруднение дыхания ночью продолжают пугать Аннелизу и семья Михель обращается к своему лечащему врачу, который, не обнаружив никаких серьёзных отклонений в самочувствии пациентки только разводит руками и предлагает девочке обратиться к психиатру. Психиатр также не заметит никаких патологий и аномалий, перепроверив свои догадки при помощи ЭЭГ, не выявившей никаких измений в мозге. Однако, как вы понимаете, патология выскакивает не сразу. Процесс качественного изменения требует времени. А также требует определённую причину, которая и начнёт раскручивать колесо подобных изменений. И зачастую официальная современная медицина (особенно в контексте психиатрии) всё же делает упор на попытки симптоматического лечения, лишь связывая ниточками симптоматику с возможными причинами возникновения определённых состояний. И не стоит забывать о том, что огромное значение, конечно же, имеет определение причин заболевания. Зачастую настолько огромное, что при детальном препарировании подобных причин лечение может свестись к блокировке нескольких ненужных воспоминаний или "болевых точек" в прошлом. Только идиоты могут говорить о том, что человеку плохо, потому что он слабый, сам не справляется. Когда ты уличаешь человека в слабости и даёшь ему верёвку, чтобы он сам выбрался из ущелья, он, непонятый и уставший от собственных призраков, скорее затянет эту верёвку на своей шее. Только ненормальный дилетант будет без должной подготовки давить на пациента, преследуя идею шокового перелома, который всё исправит. И не забывай, что если ты врач - ты должен лечить. И если ты кого-то "лечишь", ты автоматически должен принять на себя бремя врача. И при грамотной систематизации, а также наличии некой "карты причин определённых состояний", психиатрия могла бы превратиться всего лишь в процесс нажатия определённых кнопок и отнюдь не на приборах относящихся к электросудорожной терапии. Но то ли уровень психиатрии не тот, то ли мы просто не нуждаемся в подобных подходах.
Классическая мудрость в греческом её понимании заключается не в том, чтобы давать ответы, но в том, чтобы задавать вопросы. И многие из нас об этом забывают. Но сегодня мы с вами должны задавать вопросы, это как никогда нужно, чтобы понять, что же действительно случилось с нашей героиней. И от правильного заданного, а также сформулированного вопроса зависит не только ответ. От него зависит намного больше... И вот, например, странный, но либо недоозвученный, либо действительно необъяснимый факт - до 73-го года, до самого момента обострения состояния, Аннелизе регулярно делали ЭЭГ. Почему же их перестали делать после 73-го года? И даже если принять во внимание тот факт, что священники действительно не рекомендовали принимать девушке определённые лекарства, то почему было забыто ЭЭГ? Забыто ли сознательно врачами, чтобы вдруг не обнаружилось, что мозг в порядке? Забыто ли сознательно церковниками, чтобы не обнаружилось, что мозг не в порядке? Или халатно забыто родителями, окончательно поверившими лишь в один метод лечения? Последнее из этих ЭЭГ, кстати, будет снято в июне 73-го года, хотя уже с весны девушка начинает слышать странные стуки. Обследование у отолога не выявило никаких патологий, как и все ранее проведённые исследования. Фенитоин можно было смело выкидывать в мусорное ведро - он не принёс никаких результатов, хотя был назначен ещё в 70-ом году. Причём, опять же, назначен симптоматически. И какими бы классными методиками, каким бы обширным опытом лечения не обладала медицина, обосновывать диагноз лишь на симптоматике, без прочих "патологических" (насколько они могут быть патологическими в данном случае) изменений и утверждать лечение, основываясь лишь на статистической общей картине - достаточно рискованно. К этому моменту врачи уже не могли определить какое конкретно лекарство оказало бы на пациентку лучшее действие. Аолепт, сходный с аминозином и использующийся для лечения психических расстройств, не помогал. Аннелиза начала слышать голоса, которые пророчили ей "гнить в Аду", в испуге она всё чаще рассказывала, что время от времени видит "лицо Дьявола". И всё-таки достаточно трудно толковать подобные заявления, исходящие из уст человека религиозного. Всё непонятное и пугающее он может охарактеризовать как Дьявола. Но в промежутках между ночными ступорами, галлюцинациями и приступами она слёзно просила избавить её от этого, искала помощи, действительно хотела побороть эти странные навязчивые состояния. После очередного посещения церкви в компании с подругой Аннелиза понимает, что не может прикоснуться к кресту, что больше не может пить святую воду. Четыре года лечения в больнице не привели абсолютно ни к каким результатам. Самочувствие девушки только лишь ухудшалось. Помимо ощущений начали появляться видения, началось саморазрушение сознания и отрицание собственного жизненного уклада.
Именно в этот момент родители девочки пытаются обратиться к католическим священникам. Однако те предупреждают, что невозможно проводить экзорцизм, пока не доказан факт одержимости. А доказать подобный факт в наше прагматичное время более чем сложно... В перерывах между помешательством сознание Аннелизы не только проясняется - в 73-ем она окончит Вюрцбургский университет, в 75-ом успешносдаст экзамены на получение специального разрешения на образовательные функции от имени церкви. Фактически девушка добьётся того, чего она всегда и хотела - будет готова преподавать... Но к этому моменту за ней уже год как наблюдает священник Эрнст Альт. Он будет первым, кто действительно заподозрит у девушки одержимость, после чего напишет письмо епископу Вюрцбурга с просьбой разрешить проведение обряда. В письме будет маленькая приписка Аннелизы: "Я никто, всё тщетно, что мне делать, я должна поправиться, молитесь за меня." В проведении ритуала епископ откажет.
Церковь призывает ненавидеть не грешников, но грех. Однако в случаях определённой опасности для своей репутации пасует. Медики как правило уверяют нас в излечении широкого ряда заболеваний. Но в особо тяжких случаях ловко изворачиваются, перебрасываясь больными из отделения в отделение и в итоге находя виновных в своей несостоятельности. И самая главная трагедия заключается в том, что официальная церковь, документально запретившая контакт экзорцистов и Аннелизы боялась уронить в грязь свою репутацию, которая могла пострадать из-за самого факта проведения подобных ритуалов. И самая главная трагедия заключается в том, что даже европейские врачи не нашли сил, чтобы признать абсолютную неспособность помочь девочке и вовремя не провели ряд исследований, которые могли бы выявить патологии, если таковые были. Или, по результатам исследований, признать своё бессилие. И в центре этого страха больная и абсолютно несчастная девушка, которую вынесли за меловой круг исходя из законов социального рукобития и круговой поруки.
А самые страшные дни для семьи Михель уже наступают. Аннелиза окончательно теряет контроль над собой в моменты приступов. Она ломает кресты и распятия, срывает с себя одежду, часами кричит и воет в своей комнате без видимо на то причины. Родители и сёстры ничего не могут сделать с этим, однако они безумно боятся не только оставлять её одну, но и оставаться с ней наедине. И безумное одиночество, пребывание со своими демонами один на один очень сильно давит на психику девушки. Позже Эрнст Альт и его помощник сальваторианин Арнольд Ренц выяснят опытным путём, что в голове девочки сидит не один, а шесть демонов, в числе которых Люцифер, Иуда Искариот, Каин и три существа, которые уже овладевали умами великих этого мира, а потому назвались их именами - Нерон, Гитлер и священник-убийца Валентин Флейшман. К этому времени, увидев плачевную ситуацию происходящую с девушкой, Альт повторно консультируется с епископом Вюрцбурга Йозефом Штанглем. Тот же обращается к иезуиту Адольфу Родевику и после консультации с ним разрешает Ренцу и Альту провести обряд экзорцизма, первый сеанс которого священники запланируют на 24 сентября 1975-го. Состояние девочки уже было критическим. Самоконтроль и сознание в определённые моменты полностью покидали её. Она слизывала с пола собственную мочу, калечила себя, проявляла особый гастрономический интерес к насекомым и углю для растопки печей, пыталась покончить с собой по велению демонов. Тогда её еле успеют стащить с моста над Майном. Примечательный случай домашней отчитки священникам рассказали родственники Аннелизы: по их уверению, когда та забилась под стол и несколько дней лаяла как собака, ей помогла подруга, которая пришла к ним домой и несколько раз прочитала молитву, призывающую демонов покинуть тело девушки во имя Святой Троицы. Впрочем в подобных случаях, будь то истерия или действительная одержимость, не всегда помогают лишь священники. Требуется сила, уверенность и псалтырь под рукой. Только не нужно бояться выбитых пробок, изменений голоса измученного человека и проклятий, которые летят в твой адрес.
В последствии на сеансе экзорцизма молодую девушку не могли удержать и трое взрослых мужчин, потому её всё чаще начали связывать крепкой металлической цепью. Она проклинала всех находящихся, говорила на нескольких иностранных языках, в числе которых была латынь, вопила чужими голосами. И даже если разбираться в возможности изменения речи пусть и безнадёжно больным человеком, нужно обратить внимание на то, что для задействования второй пары голосовых связок, нужно максимально расслабить мышцы. Но посмотрите... Как может расслабиться человек, извивающийся перед священниками как уж, скованный цепями и сильный настолько, что сил на сдерживание у окружающих просто не хватает? 30 мая на обряде поприсутствовал доктор медицины Ричард Рот, который позже на просьбу отца Альта о возможной медицинской поддержки Аннелизы ответит: "Против Дьявола нет инъекций."
И сегодняшняя наша история не о том даже кто прав, а кто виноват. Это мелкие размышления. Просто если ты врач и к тебе приводят подобного больного, ты внезапно осознаёшь, что рабочий день кончается в пять часов вечера. А потом - хоть синим пламенем гори. И проще скинуть его на чужие плечи. Если ты - церковный служитель и сталкиваешься с тем, что может подорвать твою репутацию, ты просто стараешься замять это. Потому что твой день тоже регламентирован. Не регламентирован только день той девочки, которой сейчас плохо прямо здесь перед тобой. И это, видимо, только её проблема. 1 июля 1976-го года проблема разрешилась. Перед сном Аннелиза позвала к себе маму и попросила немного побыть с ней. Она сказала, что ей очень страшно и хотела, чтобы кто-нибудь составил ей компанию. В 8 часов утра девушка умерла. Долгие судебные тяжбы, доказательства и факты, вымысел, перекатываемые от медицинского к католическому лагерю и обратно бочки ещё долго гремели по всей Германии. В следствии резонанса был откорректирован "Римский Ритуал". Священники были признаны виновными в смерти девочки, хотя существовал и вариант с пагубным действием карбамазепина, который Аннелиза употребляла в течении нескольких последних лет. Причиной смерти назвали истощение. Девушка уже давно отказывалась от еды - сперва по причинам того, что якобы демоны не разрешали ей питаться нормальной человеческой пищей, а после - для соблюдения определённой чистоты во время обрядов экзорцизма. К этому мнению, по заявлению многих очевидцев, она пришла сама.
Через два года после смерти Аннелизы одной монашке приснился сон, в котором ей было сказано, что девушка победила демонов и тело её, находящееся сейчас в могиле, нетленно. В вопросе неожиданно оказались заинтересованы все - даже скептики. Родители Аннелизы дали разрешение на эксгумацию, прикрыв свою просьбу желанием перезахоронить дочь. Подруга погибшей Теа Хайн будет вспоминать этот день так: "Собралось много людей - мужчины, женщины. Все они жаждали увидеть труп, но всем им запретили подходить туда. Затем огласили приказ запрещающий подходить к телу. Мы поговорили и решили что, наверное, пустят священника, но ему почему-то тоже запретили входить. Никого не пускали, даже нашему священнику отказали." Полицейские не пустили к телу никого и сказали, что оно сгнило и смотреть там уже не на что. Впрочем, разумно ли верить видениям монашки?
Один из самых известных ныне экзорцистов Габриэль Аморт, который за свои девяносто лет провёл около десятка тысяч ритуалов экзорцизма, позже скажет относительно словившейся в Германии ситуации: "Даже в те дни экзорцизма в Германии не хватало, и ответственны за это епископы и священники, ведь они ни во что подобное никогда не верили. А ведь тот, кто не верит в дьявола и одержимость, не верит в Слово Божие." Впрочем теперь каждый из вас сам волен делать выводы во что верить, а во что не верить. Неправильно лишь то, что за верой и погоней за мистическими историями люди зачастую теряют нить человеческой жизни. Важной, бесценной человеческой жизни, окончательную ответственность за спасение которой так никто и не взял.
Аннелиза Михель родилась в баварской коммуне лайбльфинг с населением чуть больше 3 тысяч человек. Её отец Йозеф Михель в верующей семье вырос. Три сестры его матери были монахинями, и она желала, чтобы сын продолжил семейную традицию и стал священнослужителем. Йозеф карьеру плотника предпочёл. Позднее он прошёл трудовою повинность в имперской службе труда, затем в составе вермахта ушёл на западный фронт
Был военнопленным США, в 1945 году вернулся на родину и вскоре снова стал работать плотником. Мать Аннелизы Анна закончила женскую гимназию и школу торговли. Работала в офисе своего отца, где и встретила Йозефа. Они поженились в 1950 году. К этому времени у Анны уже была дочь марта 1948 года рождения. Она умерла в 1956 году от рака почки и была похоронена вне семейного склепа. Впоследствии Аннелиза считала появление незаконнорождённого ребёнка грехом своей матери и постоянно совершала покаяния за неё.
Аннелиза воспитывалась в строгости и была предана католической вере. Детство Аннелизы было счастливым, хотя она и росла слабым и болезненным ребёнком. В 1968 году из-за спазма Михель укусила язык. Уже через год начали твориться странные ночные приступы: Аннелиза из-за дизартрии не могла шевелиться, чувствовала тяжесть в груди, иногда теряла дар речи и не могла позвать никого из близких. В 1969 году девушка проснулась из-за затруднённого дыхания и с полным параличом тела. Семейный доктор Герхард фогт посоветовал родителям обратиться в больницу. Была произведена электроэнцефалограмма, которая не показала какие-либо изменения в мозгу Михель. Тем не менее, у неё была диагностирована височная эпилепсия. Девушку госпитализировали в начале февраля 1970 года с диагнозом туберкулёз. В июне 1970 года Михель пережила третий припадок в больнице, где она на тот момент находилась. Ей были назначены противосудорожные препараты, в том числе фенитоин, которые не принесли должного результата. Тогда же она начала утверждать, что порой перед ней предстаёт "Лицо Дьявола". В 1973 году она начала галлюцинировать во время молитвы, ей слышались голоса, говорившие ей, что она проклята и будет "Гнить в аду".
Лечение Михель в психиатрической больнице не помогало, и она все больше сомневалась в эффективности медицины. Будучи ревностной католичкой, она предположила, что стала жертвой одержимости. Позднее она совершила с другом семьи теой Хайн паломничество в сан - Джорджо - пьячентино. Там Хайн пришла к выводу, что Михель одержима, потому как она не могла прикоснуться к распятию и отказывалась пить воду из святого лурдского источника. Вместе со своей семьёй Михель обратилась к нескольким священникам с просьбой провести изгнание демонов. Все они отказались и порекомендовали продолжать лечение. Состояние Михель всё сильнее ухудшалось. Она разрывала одежду на теле, ела пауков и уголь, откусила голову мёртвой птице, слизывала собственную мочу с пола. Во время припадков она говорила на разных языках и называла себя Люцифером, каином, Иудой, Нероном и Адольфом Гитлером. В ноябре 1973 года ей был назначен карбамазепин.
Первый обряд был проведён 24 сентября. После этого Михель прекратила приём медицинских средств и полностью доверилась экзорцизму. Было совершено 67 обрядов за 10 месяцев. Они проводились с периодичностью один или два раза в неделю и длились до четырёх часов. 42 обряда были запечатлены на кинокамеру и позднее продемонстрированы в суде по делу о гибели Михель. Как показало вскрытие, гибель Михель не была напрямую вызвана экзорцизмом. В какой-то момент она решила, что её смерть неизбежна, и добровольно отказывалась от еды и питья. Михель считала, что её смерть будет искуплением за грехи молодого поколения и отступающих от канонов священнослужителей. Она надеялась, что люди, узнав об её судьбе, поверят в бога. На момент смерти Михель весила всего около 30 кг при росте 166 см, страдала пневмонией, её коленные суставы были разорваны от постоянных коленопреклонений, а всё тело было в синяках и открытых ранах. В последние месяцы Михель даже не могла передвигаться без посторонней помощи. Её приходилось привязывать к кровати, чтобы она не наносила себе увечья.
Судебный процесс, последовавший за этим, вызвал широкий резонанс в обществе. Двум священникам и родителям Аннелизы были предъявлены обвинения в причинении смерти по неосторожности. По версии обвинения, они воспользовались доверием девушки и побудили её к отказу от лечения, что и привело к смерти. В свою очередь защита ссылалась на конституцию Германии, гарантирующую гражданам свободу вероисповедания. В итоге все обвиняемые были признаны виновными и приговорены к 3 годам условного заключения.
История Михель легла в основу многих произведений искусства, в том числе знаменитого фильма ужасов "Шесть Демонов Эмили Роуз".
Анна Элизабет Михель, более известная как Аннелиза, родилась в баварской деревушке в 1952 году в большой семье консервативных католиков. Девочка, воспитанная в строгой вере, с раннего детства посещала все службы и пела в церковном хоре. Она отличалась религиозным фанатизмом и даже спала на холодном полу во время зимнего поста.
С 16 лет девушка страдает нервными заболеваниями. У Аннелизы Михель случается первый припадок, сопровождаемый судорогами. По уверениям врачей, ее эпилепсия была отягощена психическим расстройством. Подросток прикусывает язык из-за сильного спазма, иногда даже случается полный паралич тела, а из-за нарушений речи девочка не может никого позвать на помощь. Одновременно происходят странные вещи: она перестает пить святую воду, отворачивается от распятия, ругается с родными. Вскоре приступы терзают ее как днем, так и ночью. В это время она не может разговаривать, чувствует себя опустошенной и усталой, а тело теряет былую гибкость. Девушку, пропускающую занятия в школе, мучает постоянное чувство тяжести в области груди. У нее начинается депрессия, а также посещают мысли о самоубийстве.
История этой девушки, ставшая основой двух художественных фильмов, произошла более тридцати лет назад, но не перестает вызывать интерес и сегодня. Главный вопрос, которым задается каждый, кто знаком с этой драмой: что же на самом деле произошло с Аннелизе - действительно ли она была одержима или же ее смерть стала результатом тяжелой болезни. Вряд ли мы сейчас ответим на этот вопрос, но это не мешает нам услышать правдивую историю короткой жизни Аннелизе Михель из Германии.
События, о которых пойдет речь, стали предметом внимания в 1976 году. Общественность пристально следила за беспрецедентным судебным процессом над двумя католическими священниками, которые обвинялись в смерти молодой женщины Аннелизе Михель.
Она родилась в 1952 году в небольшой баварской деревушке в католической семье. Ее имя - сочетание двух имен, Анны и Элизабет. Родители Аннелизе, Анна Фюрг и Йозеф Михель, были верующими католиками, весьма консервативными, если не сказать, ортодоксальными. Они отвергали реформы Второго Ватиканского Собора, 13-го числа каждого месяца устраивали праздник Девы Марии Фатимской, а соседка Барбара Вейганд, шедшая пять часов пешком в капуцинскую церковь для получения облатки, в семье Михель слыла образцом.
Аннелизе исправно по несколько раз в неделю посещала мессы, произносила розарии и даже старалась делать больше, чем предписывалось, например спала на полу в середине зимы. В 1968 г. произошел первый приступ: Аннелизе из-за спазма прикусила себе язык. Через год начались ночные припадки, во время которых тело девушки теряло гибкость, появлялось ощущение тяжести в груди, утрата способности говорить - девушка не могла позвать ни родителей, ни одну из трех своих сестер. После первого же приступа Аннелизе почувствовала себя такой измотанной и опустошенной, что не нашла в себе сил пойти в школу. Приступы сменялись периодами затишья и Аннелизе даже иногда даже удавалось поиграть в теннис.
В 1969-ом девушка проснулась ночью из-за затруднений с дыханием и онемения тела. Семейный врач Герхард Фогт посоветовал обратиться к психиатру. 27 августа 1969 г. электроэнцефалограмма Аннелизе не выявила никаких изменений в мозге. Правда позже девушку сразили плеврит и туберкулез. В начале февраля 1970 г. она была помещена в госпиталь в Ашаффенбурге. 28-го числа Аннелизе перевели в Миттельберг. В ночь на 3 июня того же года начался очередной приступ. Новая ЭЭГ опять не выявила ничего подозрительного, однако доктор Вольфганг фон Галлер порекомендовал медикаментозное лечение. Решение не было отменено даже когда тот же результат показали третья и четвертая ЭЭГ, снятые 11 августа 1970 г. и 4 июня 1973 г. В Миттельберге Аннелизе во время розария начала видеть демонические лица. Весной Аннелизе стала слышать некий стук. Фогт, осмотрев девушку и ничего не обнаружив, направил девушку к отологу, но тот тоже ничего не выявил, а стук стали слышать и сестры девушки.
По словам самой Аннелизе, ей стало казаться, что она одержима с 13 лет. Первой, кто поняла, что с Аннелизе что-то не так, была Теа Хайн, сопроваждавшая ее во время паломничества в итальянский Сан-Дамиано. Она заметила, что Аннелизе обошла стороной изображение Христа и отказалась пить воду из священного лурдского источника.
Четыре года лечения ничего не дали и летом 1973 г. родители Аннелизы обратились к нескольким священникам, но им объяснили, что до тех пор, пока не доказаны все признаки одержимости, экзорцизм не может быть проведен. В следующем году пастор Эрнст Альт, понаблюдав за Аннелизой некоторое время, запросил разрешение у епископа Вюрцбурга Йозефа Штангля провести обряд экзорцизма, но получил отказ. В это время поведение Аннелизе изменилось: она отказалась есть, начала ломать в доме распятия и изображения Христа, срывать с себя одежду, часами кричать, кусать членов семьи, наносить себе увечья, есть пауков, мух и уголь. Однажды Аннелизе забралась в кухне под стол и два дня лаяла как собака. Приехавшая Теа трижды во имя Троицы призвала демонов покинуть девушку и только тогда Аннелизе вышла из-под стола как ни в чем ни бывало.
16 сентября 1975 г. Штангль, проконсультировавшись с иезуитом Адольфом Родевиком, назначил Альта и сальваторианина Арнольда Ренца для проведения обряда экзорцизма. Его основой тогда был, так называемый Римский Ритуал («Rituale Romanum»), разработанный еще в 1614 г. и расширенный в 1954 г.
Йозеф Михель. Память и значение
Гибель Михель вызвала широкий резонанс в Германии и подняла вопрос о границах религиозной свободы. Многие немцы были обескуражены тем, что подобный случай мог произойти в современной европейской стране. Журналист Франц Бартель, освещавший инцидент в прессе, три десятилетия спустя сказал в интервью газете The Washington Post , что он все ещё поражён гибелью Михель и суеверностью её окружения. The Washington Post в статье от 2005 года отметила, что в настоящее время экзорцизм распространён шире, чем принято считать. Так, по данным профессора Клеменса Рихтера во Франции насчитывается до 70 практикующих экзорцистов. В прошедшем в 2005 году польском конгрессе, как сообщается, приняли участие 350 экзорцистов. Германия в этом плане составляет исключение: здесь действуют лишь два или три экзорциста, и они вынуждены совершать свои действия в тайне, пусть и с согласия епископов. Как пишет в своей статье известный скептик Брайан Даннинг, в настоящее время известны множества подобных случаев смертей после изгнания демонов.
Видео Аннелиза Михель - РЕАЛЬНЫЙ ЭКЗОРЦИЗМ
Каждый сходит с ума по своему. В каждом населенном пункте обязательно должен быть городской сумасшедший. Например, в Харькове жил некий Олег Митасов.
Олег Митасов - экономист, директор магазина, впоследствии заболевший шизофренией и покрывающий надписями все попадающиеся ему поверхности, начиная от стен собственной квартиры и заканчивая улицами города. Умер Митасов в 1999 году, но его настенные послания до сих пор помнят харьковчане старше 35 лет.
Что примечательно, никогда не видя Интернета, блаженный все писал через точку. Люди воспринимали надписи по-разному, многие считали его культовой фигурой, чуть ли не пророком, и видели в его текстах нечто большее, чем просто буквы.
Биографии Митасова практически никто не знал. Родился в Чехословакии. Получил высшее экономическое образование. П роживал в коммунальной 7-комнатной квартире в центре Харькова по адресу: переулок Краснознаменный, дом № 18 (напротив Худпрома).
По одной из легенд, он сошёл с ума после того, как забыл в трамвае докторскую диссертацию по дороге в Высшую аттестационную комиссию и из-за этого не стал доктором наук. Подтверждением этого может служить многочисленное упоминание слова ВАК (высшая аттестационная комиссия) в его надписях.
В свою квартиру он никого не допускал и, тем не менее, откуда-то было известно, что все пространство коммуналки, из которой практически выехали остальные жильцы, также заполнено надписями. В городе, где в свое время жил и преподавал Григорий Сковорода, известный своими философскими высказываниями-парадоксами («Мир ловил меня, но не поймал»), фигура Митасова выглядела знаковой, продолжающей некую традицию поиска космической гармонии человека и окружающего мира. Из этой же серии представление о Митасове-шамане, кружившемся и выкрикивающим слова-символы под проливным дождем.
Заболев, покрыл все поверхности своей квартиры надписями, часто в несколько слоев.
Умер в конце 1999 года от туберкулёза в одной из психиатрических больниц Харькова. После смерти его матери в квартире был сделан ремонт, и все надписи внутри квартиры были утрачены. В настоящее время в бывшей квартире Митасова находится офис. Судьба пианино и холодильника, покрытых в несколько слоёв надписями и рисунками Митасова, неизвестна.
АННЕЛИЗА МИХЕЛЬ. ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА
История этой девушки, ставшая основой двух художественных фильмов, произошла сорок лет назад, но не перестаёт вызывать интерес и сегодня. Главный вопрос, которым задаётся каждый, кто знаком с этой драмой: что же на самом деле произошло с Аннелизе Михель – действительно ли она была одержима или же её смерть стала результатом тяжёлой болезни. За девять месяцев Аннелиза прошла через 67 ритуалов по изгнанию. Когда это не помогло, девушка предпочла уморить себя голодом. В 1976 году она заставляла себя отказаться от пищи, думая, что голод поможет ей избавиться от дьявола. Когда она умерла, её вес составлял всего 31 килограмм. «Мама, – сказала она перед самым концом, – я боюсь». Вряд ли мы сейчас ответим на вопрос, действительно ли она была одержима, или же это был всего лишь плод её воображения? Но это не мешает нам услышать правдивую историю короткой жизни Аннелизы Михель из Германии.
События, о которых пойдёт речь, стали предметом внимания в 1976 году. Общественность пристально следила за беспрецедентным судебным процессом над двумя католическими священниками, которые обвинялись в смерти молодой девушки Аннелизы Михель.
Анна-Элизабет Михель родилась в 1952 году в небольшой баварской деревушке Лайбльфинг в Баварии - Германия, в католической семье. Её имя – сочетание двух имён, Анны и Элизабет. Родители Аннелизе, Анна Фюрг и Йозеф Михель, были верующими католиками, весьма консервативным и, если не сказать ортодоксальными. Мать Аннелизы Анна закончила женскую гимназию и школу торговли. Работала в офисе своего отца, где и встретила Йозефа. Они поженились в 1950 году. К этому времени у Анны уже была дочь Марта 1948 года рождения. Она умерла в 1956 году от рака почки и была похоронена вне семейного склепа. Впоследствии Аннелиза считала появление незаконнорождённого ребёнка грехом своей матери и постоянно совершала покаяния за неё. Они отвергали реформы Второго Ватиканского Собора, 13-го числа каждого месяца устраивали праздник Девы Марии Фатимской, а соседка Барбара Вейганд, шедшая пять часов пешком в капуцинскую церковь для получения облатки, в семье Михель слыла образцом.
Аннелиза несколько раз в неделю посещала мессы, произносила розарии и даже старалась делать больше, чем предписывалось, например, пытаясь искупить грехи наркоманов и сбившихся с пути истинных священников спала на голом полу в середине зимы. Детство Аннелизы было счастливым, хотя она и росла слабым и болезненным ребёнком. Аннелиза любила играть на лесопилке отца, брала уроки игры на фортепиано и аккордеоне, хорошо училась и мечтала стать учительницей начальной школы. Помимо Марты, у неё были ещё три сестры: Гертруд (род.1954), Барбара (род.1956), и Росвита (род.1957). В 1959 году Аннелиза поступила в начальную школу в Клингенберге, затем в шестом классе перешла в гимназию имени Карла Теодора Дальберга в Ашаффенбурге. В 1968 году произошёл в общем-то безобидный инцидент: Аннелиза из-за спазма прикусила себе язык. Через год начались ночные припадки, во время которых тело девушки теряло гибкость, появлялось ощущение тяжести на груди, а из-за дизартрии – утраты способности говорить, не удавалось позвать ни родителей, ни одну из трёх своих сестёр. После первого же приступа Аннелиза почувствовала себя такой измотанной и опустошённой, что не нашла в себе сил пойти в школу. Однако подобное какое-то время не повторялось и Аннелиза даже иногда играла в теннис.
В 1969 году девушка проснулась ночью из-за затруднений с дыханием и паралича рук и всего тела. Семейный врач Герхард Фогт посоветовал обратиться к психиатру. 27 августа 1969 года электроэнцефалограмма (ЭЭГ) Аннелизы не выявила никаких изменений в мозге. Правда, позже девушку сразили плеврит и туберкулёз и в начале февраля 1970 года она была помещена в госпиталь в Ашаффенбурге. 28 августа Аннелизу перевели в Миттельберг. В ночь на 3 июня того же года начался очередной приступ. Новая ЭЭГ опять не выявила ничего подозрительного, однако, доктор Вольфганг фон Галлер порекомендовал медикаментозное лечение. В июне 1970 года Михель пережила третий припадок в больнице, где она на тот момент находилась. Ей были назначены противосудорожные препараты, в том числе фенитоин, которые не принесли должного результата. (Фенитоин - противоэпилептическое лекарственное средство из группы производных гидантоина, оказывает противосудорожное действие без выраженного снотворного эффекта, также используется как антиаритмическое средство и мышечный релаксант). Тогда же она начала утверждать, что порой перед ней предстаёт «лицо Дьявола». В том же месяце ей был назначен аолепт, схожий по составу с аминазином и использующийся в лечении шизофрении и других психических расстройств. Несмотря на это, она продолжала пребывать в депрессивном состоянии. Решение не было отменено даже когда тот же результат показали третья и четвёртая ЭЭГ, снятые 11 августа 1970 года и 4 июня 1973 года. Весной Аннелиза стала слышать некий стук. Фогт, осмотрев девушку и ничего не найдя направил девушку к отологу, но тот ничего не выявил, а стук, который раздавался над или под свидетелем, стали слышать и сёстры девушки. В 1973 году она начала галлюцинировать во время молитвы, ей слышались голоса, говорившие ей, что она проклята и будет «гнить в аду».
По словам самой Аннелизы, ей стало казаться, что она одержима с 13 лет. Лечение Аннелизы Михель в психиатрической больнице не помогало, и она всё больше сомневалась в эффективности медицины. Будучи ревностной католичкой, она предположила, что стала
жертвой одержимости.Первой, или, по крайней мере, одной из первых, кто понял, что с Аннелизой что-то не так была Теа Хайн, друг семьи, сопровождавшая девушку во время паломничества в итальянский Сан Джорджио-Пьячентино. Там Хайн пришла к выводу, что Аннелиза одержима, потому как она не могла прикоснуться к распятию и отказывалась пить воду из святого лурдского источника. Четыре года лечения, куда входило принятие антиконвульсантов типа центропила и тегретала, ничего не дали. К слову, 15 ноября 1972 года на генеральной аудиенции, посвящённой духовной борьбе Церкви с дьяволом, Папа Павел VI заметил: «…присутствие Лукавого иногда бывает весьма очевидным. Мы можем предположить, что его злодеяние – там, где…ложь становится сильной и лицемерной в обличии очевидной правды (…) Легко задаться… вопросом “какое средство, какую меру мы должны использовать против действий дьявола?”, однако на практике всё сложнее». Летом 1973 года родители Аннелизы обратились к нескольким священникам, но им объяснили, что до тех пор, пока не доказаны все признаки одержимости (лат. infestatio ), экзорцизм не может быть проведён.
В период между приступами Аннелиза Михель не подавала признаков психического расстройства и вела обычную жизнь. В 1973 году она окончила Вюрцбургский университет. Позднее однокурсники описали её как: «замкнутую и крайне религиозную». В ноябре 1975 года она успешно прошла экзамены для получения
Missio canonica – специального разрешения на выполнение образовательных функций от имени церкви. Первым священником откликнувшемся на просьбы Аннелизы, был Эрнст Альт. В 1974 году пастор Эрнст Альт, понаблюдав за Аннелизой некоторое время, запросил разрешение у епископа Вюрцбурга Йозефа Штангля провести обряд экзорцизма, на что получил отказ. Он сказал, что девушка не похожа на страдающую эпилепсией и посчитал, что она в действительности одержима.Аннелиза Михель надеялась на его помощь. В письме ему от 1975 года она писала: “Я никто, всё тщетно, что мне делать, я должна поправиться, молитесь за меня ”. Состояние Аннелизы ухудшалось всё сильнее: она отказалась есть, начала ломать в доме распятие и изображения Христа, срывать с себя одежду, часами кричать, кусать членов семьи, слизывать собственную мочу с пола, наносить себе увечья, есть пауков, мух и уголь, ежедневно до 400 раз в час преклоняла колени, отчего они у неё посинели. Однажды Аннелиза забралась в кухне под стол и два дня лаяла как собака. Приехавшая Теа трижды во имя Троицы призвала демонов покинуть девушку и только тогда Аннелиза вышла из-под стола как ни в чём не бывало. Однако это оказалось временным и позже Аннелизу нашли над Майном, готовую броситься в воду из-за неоднократных призывов демонов к самоубийству.
16 сентября 1975 года епископ Йозеф Штангль проконсультировавшись с иезуитом Адольфом Родевиком, на основании 1-го параграфа 1151-й главы Кодекса канонического права, назначил Альта и сальваторианина Арнольда Ренца для проведения обряда экзорцизма, но велел держать обряды в тайне. Его основой тогда был так называемый Римский ритуал (« Rituale Romanum »), разработанный ещё в 1614 году и расширенный в 1954 году.
Первый обряд был проведён 24 сентября 1975 года в 16:00 и продлился 5 часов. Когда священники касались Аннелизы, она кричала: “Убери свою лапу, она жжёт как огонь ”. После этого Аннелиза прекратила приём медицинских средств и полностью доверилась экзорцизму. Приступы были такими сильными, что Аннелизу или держали три человека или связывали цепью, она говорила разными языками. Аннелиза указала, что ею командуют шесть демонов, которые называли себя Люцифер, Каин, Иуда Искариот, Нерон, Флейшман и Гитлер. Валентин Флейшман был франксонским священником в 1552-1575 годах, позже его разжаловали, обвинив в сожительстве с женщиной и пристрастии к вину. Флейшман к тому совершил убийство в своём приходском доме. По сообщениям окружения Аннелизы Михель, иногда демоны даже вступали в пререкания друг с другом, и казалось, что она говорит двумя разными голосами. В ноябре 1973 года ей был назначен карбамазепин.
30 мая 1976 года побывав на одном из ритуалов, доктор Ричард Рот якобы парировал отцу Альту в ответ на просьбу о помощи: “Против дьявола нет инъекции ”. 30 июня того же года лихорадившая от пневмонии Аннелиза, ложась спать, сказала: “ Mutter bleib da, ich habe Angst ” (“Мама, останься, я боюсь ”). Это были её последние слова. 1 июля 1976 года, в возрасте 23 лет, около 8 часов утра была констатирована смерть Анны. Вскрытие показало, что причиной смерти послужили обезвоживание и недоедание, от которых девушка страдала в течение многомесячных циклов изгнания бесов. Предлагалась ещё одна гипотеза, согласно которой смерть была вызвана побочным действием препарата карбамазепина, который она предпринимала в течение нескольких лет. Точный диагноз Аннелизы так и не был установлен. Хотя психиатрия того времени была не в состоянии излечить девушку, но в какой-то степени контролировала заболевание. Аннелиза умерла после того как отказалась от лечения. Католический священник и исследователь паранормальных явлений Джон Даффи опубликовал в 2011 году книгу о Аннелизе. Он написал, что на основе имеющихся данных можно с уверенностью сказать, что Аннелиза не была одержима. Священник-иезуит и врач-психиатр Ульрих Ниман сказал по поводу инцидента следующее: «Как врач я говорю, что не существует такого явления, как “одержимость”. На мой взгляд, эти пациенты душевнобольны. Я молюсь за них, но само по себе это не поможет. Вы должны работать с ними как психиатр. Но в то же время, когда пациент поступает из Восточной Европы и считает, что он одержим дьяволом, было бы ошибкой игнорировать его систему взглядов».
Тем не менее, некоторые исследователи придерживались мнения, что Аннелиза в действительности была одержима. Эту точку зрения отстаивала антрополог и протестантка по вероисповеданию Ф. Гудман, опубликовавшая об Аннелизе Михель книгу «Аннелиза Михель и её демоны». Там же она подвергла критике судебный процесс.
Когда Альту сообщили о смерти Аннелизы, он сказал её родителям: “Очистившаяся от сатанинской силы душа Аннелизы понеслась к престолу Всевышнего ”. Как показало вскрытие, гибель Аннелизы не была напрямую вызвана экзорцизмом. В какой-то момент она решила, что её смерть неизбежна, и добровольно отказывалась от еды и питья. На момент смерти Аннелиза весила всего 31 килограмм.
21 апреля 1978 года окружной суд Ашаффенбурга, где училась в гимназиуме Аннелиза, посадил на скамью подсудимых родителей девушки и двух священников проводивших обряд экзорцизма – отца Эрнста Альта и священника Арнольда Ренца. Позже родителей не допустили к эксгумации, а Ренц потом говорил, что его даже не пустили в морг. Глава немецкой епископальной конференции, заявившей, что Аннелиза не была одержима, кардинал Йозеф Хёффнер 28 апреля 1978 года признал, что верит в существование демонов. Впрочем, в 1974 году исследование фрайбургского Института маргинальной психологии показало, что только 66 процентов католических теологов в Германии верило в существование дьявола.
По словам судьи Эймара Болендера, который вёл дело Аннелизы, её смерть можно было предотвратить лечением даже за 10 дней до случившегося.
В 1976 году немецкое пресс-агентство показало, что из 22 немецких католических диоцезов только 3 практиковали обряд экзорцизма, причём все находились в Баварии – в Вюрцбурге, Аугсбурге и Пассау.
Могилу Аннелизы в Клингенберге посещают группы католиков. Некоторые из них верят, что после многолетней борьбы душа Аннелизы победила демонов. В 1999 году кардинал Медина Эстевез впервые за 385 лет представил журналистам в Ватикане новую версию Римского ритуала, работа над которым шла более 10 лет.
История Аннелизы Михель легла в основу многих произведений искусства, в том числе знаменитого фильма ужасов «Шесть демонов Эмили Роуз» .
Габриэль Аморт – традиционалист, говорит в противовес модернизаторской ветви церкви: «Иисус хотел, чтобы мы практиковали экзорцизм, он даже призывал нас к этому. Святое Благовествование от Марка, глава 16, стих 17: “Уверовавшие именем Моим будут изгонять бесов”. Человеку достаточно иметь веру во Христа, чтобы иметь силу изгонять демонов во имя Его».
Петер Хайн «Всё длилось часа полтора. Помню, когда мы закончили отец Арнольд сказал: “ Хватит. А теперь давайте сделаем перерыв, чтобы Аннелиза могла немного отдохнуть”, и в этот самый момент она вдруг закричала: “Отдохнуть?! Нет мне покоя! Это никогда не кончится!” . Меня пробрал такой холод, что аж мурашки пошли по всему телу» .
Через два года после смерти девушки немецкая монахиня заявила что видела удивительный сон, она сказала, что труп Аннелизы Михель до сих пор находится в идеальном состоянии, а значит она правда умерла за грехи мира. Родители пожелавшие убедиться что их дочь умерла не напрасно, попросили провести эксгумацию. Это жуткое событие вызвало огромный интерес как среди верующих так и среди скептиков. Толпа жаждала чуда. Но внимания официальных кругов случай не привлёк.
Теа Хайн говорит: «Собралось много людей – мужчины, женщины. Все они жаждали увидеть труп, но всем им запретили подходить туда. Затем огласили приказ запрещающий подходить к телу. Мы поговорили и решили что, наверное, пустят священника, но ему почему-то тоже запретили входить. Никого не пускали, даже нашему священнику отказали» .
Родители так и не увидели тело дочери. Полиция заявила, что труп разложился и его лучше никому не видеть.
Позже Йозеф Михель – отец Аннелизы показал адвокату Карлу Штенгеру фотографию, на которой можно усмотреть руку дьявола, что, по его мнению, свидетельствует о роли участия дьявола в деле Аннелизы.
Священник Габриэль Аморт говорит: «Даже в те дни экзорцизма в Германии не хватало, и ответственны за это епископы и священники, ведь они ни во что подобное никогда не верили. А ведь тот, кто не верит в дьявола и одержимость, не верит в Слово Божие» .
Тридцать лет назад Анна так вспоминала о дочери: «Наша дочь даже в детстве… она была очень набожной, мы так её воспитали, из-за болезни она была очень близка к Богу и часто говорила: “Господь в моей жизни всегда будет на первом месте” . Да, всегда» .
Победа Архангела Михаила над дьяволом подтверждала, что девушка оказалась в западне длительной битвы Добра и Зла. Однажды ей явилась Дева Мария и объяснила, что её болезнь пришла от Бога с высшей целью – искупить грехи всех пропащих душ на Земле. Поверив в эти Божественные наставления Аннелиза бросила принимать лекарства и позволила болезни развиваться.
Священники решили, что это редкий случай одержимости во искупление. Аннелиза говорила голосами дьяволов, но дьяволов посланных Богом, который таким образом проявлял свой гнев в отношении Ватиканского Собора и неугодной либерализации церкви. Если бы они смогли это доказать, это стало бы триумфом для них и серьёзным препятствием для римских модернизаторов.
Из звуковой записи обряда экзорцизма: говорит Аннелиза – “Эта дыра там внизу настоящая!”
Аннелиза: “Не скажу!”
В периодах между обрядами она говорила нормально. Записи разошлись по всему миру. Страдания Аннелизы стали веским доказательством ущерба наносимыми Ватиканскими Реформами Германии и Церкви. Отец Ренц пропагандировал эту идею.
Говорит священник Арнольд Ренц при демонстрации звуковой записи: «Появляются Люцифер, Иуда, изредка Нерон, несколько раз появлялся даже Гитлер» .
Вопрос из-за кадра: «Гитлер принадлежит демонам? Это демон во плоти?»
Арнольд Ренц: «Да. Гитлер сказал, что представлял как кричит “Спасение, спасение, спасение”. Больше он ничего не говорил. Другие демоны сказали о нём, что он делает много шума, но не может рассказать ничего интересного».
Арнольд Ренц: «Это случилось 31 октября 1975 года. Шесть демонов давших себе имена вышли, весь этот процесс занял у шести демонов около сорока минут. Они защищались и начали заикаться, особенно когда говорили “Радуйся Мария, благодати полная”. У них получалось: “Р…ра…радуйся Мария…”, им с большим трудом давались эти слова. Но затем шесть демонов вышли из неё, и на короткое время она освободилась».
Петер Хайн , свидетель обряда экзорцизма: «Мы все были так счастливы, что начали, что начали петь хвалу Господу, но на последнем четверостишии это началось (рычит), Аннелиза снова начала кричать» .
Теа Хайн: «Дьявол очень сильно её избивал. У Аннелизы были замечательные зубы, но он выбил их все до единого. Дьявол брал её за голову и стучал ею о стену пока её лицо не опухало» .
Потом дьявол запретил ей пить и есть.
Теа Хайн: «Аннелизе уже не разрешалось есть то, что она хочет, потому что, когда она была голодна, ей запрещалось есть. Так ей сказал дьявол “не ешь, голодай!”. И она не ела и теряла сознание от голода» .
1 июля Аннелиза Михель умерла. Измождение и недоедание сыграли свою роль. Ей было всего 23 года. Экзорцисты восприняли это как святую смерть, искупление за ошибки современной церкви. Душа девушки была спасена.
Март 1978 года. Родители Аннелизы, а также отца Ренца и отца Альта обвинили в пренебрежении и содействии суициду. Почему они отказались пустить врачей к умиравшей девушке?
Анетта Орлова, психолог (мужчина): «Родители открыто заявили – привлечение врачей, в особенности психиатра, привело бы к тому, что Аннелизу определили бы в психиатрическую лечебницу, и тогда она наверняка лишилась бы возможности стать учителем. Это и была одна из причин их запрета на медицинское вмешательство» .
Судьба Аннелизы шокировала весь мир и церковь. Через два года после её смерти немецкие епископы учредили комиссию по вопросу экзорцизма. Они послали в Ватикан срочный запрос об изменении обряда. Епископы не ожидали, что он будет отменён вообще, но понимали, подобные случаи вредят современной церкви. В 1999 году, почти через 400 лет после создания был издан новый римский ритуал: одержимость бесами рекомендовалось лечить современным путём – церкви предписывалось обращаться за помощью к психиатрам. Но консерваторы не сдавались. Дон Габриэль Аморт - ветеран многих ватиканских сражений, никогда не менял своего мнения об экзорцизме. Он считает, что сейчас церковь снова с ним.
Габриэль Аморт, священник: «Папа провёл два обряда экзорцизма, о которых впоследствии стало широко известно в общественных кругах. Я думаю, он хотел назначить новых экзорцистов и призвал священников встать на этот путь» .
Папа Иоанн Павел II придерживался традиционных воззрений католических догматов и жизни. Когда он был приходским священником в Польше, он провёл два обряда изгнания бесов. Такие люди как Дон Аморт считают, что он понимает реальность зла и опасность игнорирования его проявлений.
Габриэль Аморт: «Это не моё высказывание, а папы Иоанна Павла II . Когда я сообщил ему, что буду встречаться с епископами, которые не верят в дьявола, он резко ответил : “Тот, кто не верит в дьявола, не верит в Слово Божие” ».
Родители построили усыпальницу для своей дочери в
Клингенберге, городе, где она провела свою короткую жизнь. Возможно её смерть
действительно стала жертвой во благо других. После её смерти ни один католик в
Германии не подвергался ужасам, которые испытала она. Никто больше не умер в
таких мучениях.
Имя этой девушки стало известно во всем мире после того, как на экраны вышел нашумевший фильм ужасов «Шесть демонов Эмили Роуз». История одержимой бесами немки Аннелиз Мишель вызвала большой ажиотаж у любителей мистики. Кем на самом деле была эта девушка и можно ли верить многочисленным рассказам о ее одержимости?
Биография
Настоящее имя - Анна-Элизабет Михель. Родилась 21 сентября 1952 года в баварской коммуне Лайбльфинг. Отец Йозеф был набожным плотником, а мать Анна - офисной служащей. У Аннелиз была старшая сестра Марта, которая умерла в 8 лет от рака. Она была незаконнорожденным ребенком, и мать стеснялась своего греха. Семья была очень верующей, и дочь воспитывалась в строгости и преданности католическим канонам. Девочка росла слабой и болезненной, но это не мешало ей отлично учиться и заниматься музыкой. Помимо нее в семье было еще три ребенка - младшие сестры Аннелиз - Гертруда, Барбара и Росвита.
Первые симптомы
В 1968 году случился первый спазм, в результате которого Аннелиз Мишель Тогда это не вызвало никаких подозрений, но спустя год начались настоящие мучения. Девушка просыпалась среди ночи и не могла пошевелить конечностями. Ее грудь сдавливала непонятная тяжесть. Семейный врач назначил обследование, которое не выявило отклонений в мозге, но показал, что у больной височная эпилепсия. Следом поставлен еще один диагноз - туберкулез.
В 1970 году она впервые говорит о том, что видит лицо Дьявола. Таблетки и курс лечения от шизофрении не дали никакого результата. Состояние Аннелиз между приступами было совершенно нормальным, что позволило ей окончить университет. Но в 1975 году наступил момент, когда родные уже не могли закрывать глаза на странное поведение девушки. Она больше не могла контролировать себя во время приступов и совершала безумные поступки.
Одержимость
За несколько лет до этих событий семья уже обращалась к духовенству с просьбой провести обряд экзорцизма над Аннелиз. Но тогда их прошение было отвергнуто - требовалось разрешение эпископа и доказательства. Сейчас их было более чем достаточно - девушка говорила на нескольких языках, ела пауков и даже слизывала мочу с пола. При этом она отказывалась откликаться на собственное имя и называла себя то Гитлером, то Люцифером, то Иудой. Во время приступов демоны даже переговаривались между собой, что было записано на магнитофонную пленку. Голоса, которыми говорила Аннелиз, ничем не напоминали человеческие, а содержание ее разговоров говорило о том, что она рассказывает вещи, о которых не могла знать.
Просьбы о помощи
После того как медицина была вынуждена признать поражение, девушка поняла, что она обречена. В том же 1975 году она пишет письмо священнику Эрнсту Альту. В нем она просит молиться за нее, ведь помочь ей уже никто не может. После совета епископа Йозефа Штангля с иезуитами было решено дать разрешение на проведение тайных обрядов. Альт и Вильгельм Ренц отправились в дом страдалицы.
Экзорцизм Аннелиз Мишель
24 сентября священники провели первый обряд. Неизвестно, принесло ли это облегчение одержимой девушке, но с этого момента она перестает принимать медицинские препараты. Начинается тяжелый период - целых 10 месяцев измученная бесами немка еженедельно подвергалась двум обрядам экзорцизма, которые длились по 4 часа. В это время она остро реагировала на прикосновения священников и раскрыла имена всех шести демонов, владеющих ее телом и душой. Она отказывается от еды и воды, что приводит к быстрому истощению организма.
Фото Аннелиз Мишель подтверждают ее плохое физическое состояние. Все ее тело было покрыто синяками и незаживающим ранами. Ее привязывали к кровати цепями, и держали три человека во время обрядов, так как в эти моменты в ней просыпалась невероятная сила. При весе 30 кг и плохом самочувствии она демонстрировала нечеловеческую мощь. В июне 1976 года ослабленный организм поразила пневмония. Девушка уже не могла передвигаться самостоятельно - ее сухожилия были разорваны от постоянных коленопреклонений. 1 июля 1976 года ранним утром она умерла.
Суд
Отвечать за смерть Аннелиз предстояло ее родителям и двум священникам. Сам процесс был признан одним из самых спорных за всю историю судебной практики в Германии. При вскрытии обнаружилось, что она погибла от истощения, и доказать вину священников было невероятно трудно, ведь она сама приняла решение отказаться от пищи. Этим она хотела искупить вину всей молодежи, которая отступала от канонов и теряла интерес к религии.
Два года длилось следствие. На суде были показаны пленки и прослушаны записи. Но это не спасло от наказания обвиняемых. Было установлено, что никаких демонов не было, а у девушки была психиатрическая болезнь в запущенной форме. Родители и священники способствовали развитию заболевания и были признаны виновными. Все они получили 6 месяцев заключения условно. Испытательный срок составил 3 года.
До сих пор не утихают споры о том, что все-таки произошло с Аннелиз, и можно ли было спасти девушку от смерти. Несмотря на то, что современная медицина уже поставила четкий диагноз, находится немалое количество людей, которые не готовы признать факт болезни. Шесть демонов и мучительная смерть немки нашли много откликов в художественных фильмах и книгах.
Обычно обряд экзорцизма
ассоциируется с непросвещенным Средневековьем. Однако известны случаи, когда представители католической церкви изгоняли дьявола из человеческого тела даже во второй половине 20 века. Девушка, которую считали одержимой, в 1976 году подвергалась обряду экзорцизма целых 65 раз.
Аннелиз Михель (Аnneliese Мichel ) родилась в 1952 году в баварском городке в семье верующих католиков. Поначалу ее жизнь ничем не отличалась от сверстников: девочка ходила в школу, играла с друзьями, посещала церковь. В первый раз с ней случилось «что-то не то» в 1968 году. Из-за спазма Аннелиз прикусила себе язык. Через год стали повторяться приступы, во время которых девочка не могла разговаривать, тело теряло гибкость, а в районе груди возникало ощущение сдавленности.
Аннелиз отправили к психиатру. Многочисленные проводимые электроэнцефалограммы не показывали никаких изменений в области мозга. Девочку поместили в больницу. Во время приступов она корчила рожи, рычала, вырывалась, а в моменты затишья умоляла врачей помочь ей. Те, кто ее лечил, связывали состояние Аннелиз с эпилепсией, но прописанные антиконвульсанты за 4 года лечения совершенно не улучшили состояния девушки.
Тогда родители, верующие католики, обратились к церкви в мольбе избавить их дочь от Нечистого. В 1975 году нашлись два монаха, которые согласились на обряд экзорцизма, базировавшийся на указаниях Римского Ритуала, описанного еще в 1614 году.
Во время обряда изгнания дьявола Аннелиз настолько корчилась и вырывалась, что ее приходилось удерживать трех мужчинам. Девушка говорила, что ею овладели шесть демонов, а когда священник пытался прикасаться к ней, кричала о том, что его руки жгут как огонь.
В период с сентября 1975 по июнь 1976 с Аннелиз 65 раз пытались изгнать дьявола. 42 проведенных обряда были записаны на видеокамеру. Девушка отказывалась есть, говоря, что Сатана запрещает ей это делать, спала на холодном полу. 30 июня 1976 года Аннелиз лежала в постели с воспалением легких. У нее начались судороги, после чего девушка скончалась. На момент смерти она была сильно истощена, вес 24-летней девушки составлял всего 31 кг.
После кончины Аннелиз Михель началось громкое судебное разбирательство, за которым следила вся страна. Прокурор выдвинул обвинения двум священникам и родителям Аннелиз, основываясь на том, что врачи ставили диагноз: психотик и эпилепсия. Обвиняемые получили по 6 месяцев тюрьмы.
Жуткая история Аннелиз Михель легла в основу сюжета фильма «Шесть демонов Эмили Роуз» 2005 года, и документальной книги «Изгнание дьявола из Аннелиз Михель» Фелиситас Гудман. На вопрос: что же на самом деле произошло с бедной девушкой – неизлечимая болезнь или одержимость дьяволом, вот уже 40 лет точно ответить не может никто.
Ну а кинорежиссеры продолжают снимать приковывая зрителей к экранам и заставляя их дрожать от ужаса.