Биография скульптора веры мухиной. Забытая история: гравидан Советская скульптор миклашевская ученица мухиной
В булгаковских персонажах могли бы узнать себя многие интеллигенты его эпохи. Но в жизни одного из художников того времени "булгаковщина" достигает небывалой концентрации: дружба с сильными мира сего, грандиозное открытие, слава, травля, попытка побега... И где-то в конце — покой, участок земли в тихом городе. Имя художника — Вера Мухина, а автором открытия был ее муж доктор Алексей Замков.
Бег
На первый взгляд эта история походила на правду. В любой биографии Мухиной говорилось, что ее дед сколотил крупное состояние на торговле льном, пенькой и хлебом. В Риге ему принадлежали торговая фирма "Кузьма Мухин", десятки складов и немалая часть Гостиного двора. Имел он и другую крупную недвижимость — несколько поместий, дома в Рославле и Риге. Его сыновья тоже ворочали немалыми деньгами — имели заводы, доходные дома. После революции потомки Кузьмы Мухина продолжали жить в независимой буржуазной Латвии. Заводы, принадлежавшие им, работали и приносили прибыль. А старшая сестра Мухиной в начале 20-х навсегда покинула Россию и жила в Венгрии. Так что Мухиной было куда и зачем бежать.
С другой стороны, в 20-е годы Мухина была одним из самых видных членов Ассоциации художников революционной России. Она создала эскизы памятников российскому просветителю Николаю Новикову и секретарю Московского комитета партии Загорскому, скульптуру "Пламя революции" посвятила Якову Свердлову. Мухина участвовала в конкурсе на памятник "Освобожденному труду", а к десятилетию Октября Мухина создала "Крестьянку", сделавшую ее очень известным скульптором. Так что искать добра от добра вроде бы не было смысла.
Однако самым загадочным казалось то, что в уголовном деле ученого не было никаких данных о проверке информации о побеге. Почему на Лубянке не заинтересовались этой историей?
Дьяволиада
Не без труда удалось выяснить, что дело по обвинению Замкова А. А. и Мухиной В. И. действительно существует, но доступ к нему закрыт по распоряжению их сына Всеволода Замкова. Он же закрыл доступ к фонду родителей в одном из московских архивов. Уговорить его сменить гнев на милость я не смог. Оставалось собирать информацию по крупицам.
В биографиях Мухиной упоминалось, что ее муж работал в Институте экспериментальной биологии (ИЭБ) Наркомата здравоохранения. В 20-е годы ИЭБ, руководимый выдающимся биологом профессором Николаем Константиновичем Кольцовым, был самым настоящим оазисом для тех, кто не мог или не желал считаться с генеральной линией партии. Среди нескольких десятков его сотрудников не было ни одного члена ВКП(б). Соответственно, в институте отсутствовала не только партийная, но даже профсоюзная организация.
Все кончилось в середине 1929 года. В результате очередных чисток в партии без руководящих мест оказалось немало старых большевиков. И некоторые из них, вспомнив, что в молодости числились студентами, двинулись в большую науку. Обстановка в ИЭБ изменилась как по мановению волшебной палочки. Судя по протоколам общих собраний института, с тех пор темы исследований обсуждались и утверждались с участием всех сотрудников, включая истопников и дворников. Причем длились эти мероприятия по шесть--восемь, а иногда и по десять часов. А затем представители партии в институте принялись искоренять социальное неравенство. Профессоров вынуждали отказываться от совместительства, а доктора Замкова — от весьма выгодной, как считали коллеги, частной медицинской практики. Его принялись выдавливать из института, несколько раз обсуждали на собраниях. И 18 мая 1930 года он написал заявление об уходе.
Последней бумагой в его деле был запрос из воронежской поликлиники имени 10-й годовщины Октября с просьбой о высылке трудового списка доктора Замкова А. А. от 13 декабря 1930 года. О побеге в личном деле не было ни слова. Однако в бумагах института нашлось упоминание о некоем ходатайстве профессора Кольцова в ГПУ.
Записка врача
Искать ходатайство в архиве ФСБ я не стал — умный в гору не пойдет. Помогла правильная мысль: обычно копии таких писем направлялись первым лицам страны. По картотеке "жалобщиков" ходатайство нашлось в считанные дни. Точнее — "Отзыв о работе доктора А. А. Замкова в Институте экспериментальной биологии НКЗ в 1929-1930 годах". Вот что писал профессор Кольцов.
"В 1929 году немецкие ученые Ангейм и Зондек опубликовали работу, в которой доказали наличие в моче беременных женщин вещества (гормона), способного при инъекции под кожу мышонка вызвать у него в 4 дня созревание половых органов. Они предложили применять этот метод... для точного установления беременности у женщин...
Когда в 1929 году я предложил доктору Замкову заняться проверкой работы Ангейма и Зондека, он быстро овладел техникой воздействия мочой на молодых мышей и немедленно поставил определение беременности женщин по этому методу. Моча пациенток присылалась из клиник и больниц в ИЭБ, и доктор Замков на основании опытов с мышами ставил через 4 дня диагноз на наличие или отсутствие беременности. Почти во всех без исключения случаях диагноз в дальнейшем оправдывался...
Поставить в широких размерах эту диагностику институту удалось только благодаря любезному содействию А. М. Пешкова (Максима Горького), который с большим интересом отнесся к работам А. А. Замкова. Благодаря А. М. Пешкову и М. Ф. Андреевой удалось быстро получить из-за границы большое количество белых мышей, необходимых для диагноза.
Ввиду ясного действия гормонов мочи беременных женщин на половые органы грызунов, для врача был естественным переход в применении этой мочи в качестве терапевтического средства пациентам, страдавшим от недостаточной активности половых желез. Но в отличие от немецких исследователей А. А. Замков не пытался извлекать гормон из мочи спиртом и другими реагентами и решил вводить под кожу пациентов непосредственно мочу беременных, конечно стерильную. В этом изобретательство самого Замкова... Препарату нами дано имя "гравидан"...
В особенности яркие результаты дает применение гравидана... при психических расстройствах... Блестящий пример такого целебного действия гравидана пришлось наблюдать несколько месяцев тому назад у жены сотрудника ИЭБ проф. Складовского. У пациентки после операции, повлекшей за собой прекращение менструации, обнаружились симптомы буйного помешательства. Психиатры (проф. Ганнушкин) определили у нее неизлечимую психическую болезнь... Проф. Складовский... в тяжелую для себя минуту вспомнил о гравидане, достал стерильную мочу беременных и после трех инъекций добился полного "внезапного" излечения больной...
Среди ученых и врачей зависть к чужим успехам нередко вызывает интриги и склоки. Против А. А. Замкова поднялась настоящая травля... Травля... подействовала так сильно на него, что побудила его к безумной попытке выехать за границу без разрешения. Но незначительность наказания за такое тяжелое преступление — высылка в Воронеж — показывает, что ГПУ приняло во внимание наличие аффекта под влиянием несправедливой травли.
С отъездом А. А. Замкова работа по приготовлению гравидана в ИЭБ почти прекратилась... Ввиду огромного интереса, который представляет собой возможность терапевтического применения гравидана и диагностики беременности по анализу мочи, я считал бы весьма желательным предоставление доктору Замкову возможности продолжить свои исследования в правильной клинической обстановке..."
Роковые яйца
Под давлением фактов сын доктора Замкова — Всеволод Алексеевич — стал чуть более разговорчивым. Он подтвердил, что попытка побега в мае 1930 года имела место. Мухина с мужем собирались через южную границу Азербайджана перебраться в Иран, а затем решить, куда ехать — в Латвию, Венгрию или Алжир, где жил учитель Замкова доктор Алексинский. Решение о побеге было принято под влиянием некоего пациента Замкова, который оказался агентом-провокатором ОГПУ. Мухину с мужем и сыном арестовали по пути на вокзал.
Всеволод Замков также сообщил, что Горький сыграл немалую роль в возвращении его родителей из ссылки. Но основными ходатаями за Замкова были его давние пациенты — начальник оперотдела ОГПУ Карл Паукер и начальник разведупра Красной армии Ян Берзин. Замков-младший считает, что они нуждались в его отце как блестящем диагносте. Но не меньше, видимо, руководящие товарищи нуждались в гравидане. Вот ведь что писал в одном из отчетов доктор Замков:
"Истощенному 20-летнему жеребцу, который от слабости едва стоял на ногах и уже не принимал корма, 10 раз был впрыснут гравидан по 50 см 3 . Жеребец после уколов стал есть, понос у него прошел, появилась мышечная сила. На нем снова стали работать — боронить, пахать и запрягать для езды. У жеребца проявилось яркое половое влечение. Чувство привязанности к одной кобыле стало так велико, что на ее призывный зов он несся к ней во всю мочь, даже будучи в упряжке, через все преграды — каналы, изгороди. Жеребец дал потомство".
Виагра того времени пользовалась бешеной популярностью. Требования выслать гравидан шли во все инстанции. Секретарь Горького Крючков, от мнения которого зависело возвращение Мухиной и Замкова, теперь с подобострастием просил врача выделить чудодейственный препарат тому или иному старому большевику. Сам "буревестник революции" тоже пользовался услугами Замкова.
Волна популярности мужа подняла Мухину на вершину советского искусства. Горький, фактически советский министр литературы, аудиенции у которого известнейшие писатели, ученые и художники ожидают многие месяцы, принимает Мухину вместе с другими видными скульпторами по первой же просьбе. После этой встречи в июле 1933 года он пишет письмо в ЦК, Молотову, и ходатайствует о помощи скульпторам — о передаче под мастерские закрываемых церквей, выделении огромных стипендий молодым ваятелям. А также передает Молотову просьбу скульпторов об обеспечении материалами: "Можно было бы предложить им мрамор памятников на кладбищах Москвы". В 1934 году Мухина получает заказ на скульптурное оформление строящейся гостиницы "Москва" (правда, потом Сталин утвердил проект без этих излишеств).
А дела Замкова шли в гору. По постановлению ЦК ВКП(б) в мае 1932 года под руководством Замкова начала работать научно-исследовательская лаборатория гравиданотерапии. В нескольких московских больницах создаются "гравидановые точки", где пациентов лечат этим препаратом. Поначалу результаты превосходят все ожидания. К примеру, главврач нервно-психической лечебницы для острого алкоголизма профессор Стрельчук сообщает Замкову о результатах лечения 11 наркоманов и 23 алкоголиков: "Еще никто из выписанных пациентов после лечения гравиданом не рецидивировал". Судя по отчетам Замкова, "гравидановые точки" открылись в 250 больницах во всех уголках страны. В 1933 году его лабораторию переименовывают в институт. А два года спустя он выступает на съезде советских эндокринологов едва ли не в качестве главного докладчика.
И вот тут у Замкова началось головокружение от успехов. В пятилетний план своего института он вносит обязательство излечивать практически все: эпилепсию, шизофрению, астму, пороки сердца, тиф, сифилис, туберкулез, язву желудка, рак и т. д. и т. п. Однако гравидан подвел своего создателя. А возможно, у высокопоставленных пользователей просто наступил эффект привыкания. Всеволод Замков, правда, считает, что новая волна травли началась из-за того, что отец слишком хорошо лечил Горького. Как бы то ни было, в 1938 году Институт гравиданотерапии был закрыт.
В принципе история этой семьи должна была завершиться тогда же — их просто обязаны были репрессировать, как ранее осужденных за контрреволюционное преступление. Но Мухину и ее семью по давней просьбе Горького взял под свое крыло председатель Совнаркома Вячеслав Молотов. Не без участия последнего в 1937 году Веру Игнатьевну допустили к участию в конкурсе на украшение советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Ее проект — монумент "Рабочий и колхозница" — был признан лучшим.
Мухину не просто отпустили в Париж на монтаж статуи, ее выпустили из СССР вместе с сыном. Это был высший знак доверия. Мало того, ей разрешили заехать в Латвию. Как рассказал Всеволод Замков, подходил последний срок принятия дедовского наследства и Мухиной порекомендовали от него отказаться.
Зойкина квартира
В Риге Мухина громогласно отказалась от наследства и вернулась в Москву, где у ее мужа продолжались неприятности, закончившиеся инфарктом. Вернуться к активной исследовательской работе он не смог (в начале войны Замков бесплатно работал в Институте имени Склифосовского). Но в 1942 году его настиг еще один инфаркт. Пришедшая по вызову молодая женщина-врач, не зная фамилии пациента, рекомендовала покой и, главное, "никаких глупостей вроде препаратов Замкова". Основоположник закричал: "Вон!" — и умер.
Супруга пережила его на одиннадцать лет. Много творила и считалась главным официальным скульптором страны. Пять раз получала Сталинскую премию, не обходили ее и другими наградами. Незадолго до смерти она написала письмо Молотову, которое завещала отправить после своей смерти. 6 октября 1953 года сын выполнил ее просьбу.
"Дорогой Вячеслав Михайлович,
Вы получите это письмо, когда меня уже не будет в живых... Мои последние просьбы по искусству.
1. Не забывайте изобразительное искусство, оно может дать народу не меньше, чем кино или литература. Не бойтесь рисковать в искусстве: без непрерывных, часто ошибочных поисков у нас не вырастет свое новое советское искусство.
2. Прочистите аппарат управления искусств — многие его руководители вместо помощи художникам загоняют их до смерти; иногда берут взятки.
3. Поставьте моего Чайковского в Москве... Я Вам ручаюсь, что эта моя работа достойна Москвы, поверьте мне, ведь за всю мою жизнь я ни разу не подвела доверия партии и правительства...
5. Отдайте распоряжение отлить в бронзе остающиеся после меня небольшие вещи; главное — распорядитесь отпустить на это бронзу.
Еще последняя моя просьба: квартира-мастерская, в которой я жила, до сих пор из-за юридических формальностей не принадлежит ни Министерству культуры, ни Моссовету, ни мне. Очень прошу сделать так, чтобы она осталась за моими ребятами...
И в смерти как и в жизни всегда Ваша,
В. Мухина".
Уже 8 октября Молотов разослал копии письма Мухиной членам президиума ЦК с предложением обсудить записку на секретариате ЦК. Чайковского установили, квартиру оставили. Прочистить аппарат управления не удалось.
Молотов так и не узнал, что Мухина его обманула. В 1937 году она не подписала ни единой бумаги об отказе от наследства. И после возвращения Латвии независимости ее сын отсудил причитавшееся теперь уже ему имущество. Правда, из шести гектаров в центре Риги он получил только один. Но и этого вполне хватит на безбедную старость.
ЕВГЕНИЙ ЖИРНОВ
При содействии издательства ВАГРИУС "Власть" представляет серию исторических материалов в рубрике АРХИВ
Вера Мухина родилась 1 июля 1889 года в Риге в купеческой семье. В детстве жила в Феодосии (1892-1904 гг.), куда ее привез отец после смерти матери.
Переехав в Москву, Вера Мухина училась в частной художественной студии Константина Юона и Ивана Дудина (1908-1911 г.), работала в скульптурной мастерской Нины Синициной (1911 г.). Затем перешла в студию живописца Ильи Машкова, одного из лидеров группы художников-новаторов "Бубновый валет".
Продолжила образование в Париже в частной студии Ф. Коларосси (1912-1914 гг.). Также посещала академию Гранд-Шомьер (Acadmie de la Grande Chaumire), где училась у известного французского скульптора-монументалиста Эмиля-Антуана Бурделя. Одновременно в Академии изящных искусств слушала курс анатомии. В 1914 году совершила поездку по Италии, где изучала искусство эпохи Ренессанса.
В 1915-1917 годах, во время Первой мировой войны, была сестрой милосердия в госпитале в Москве. Одновременно, с 1916 года работала помощником художника-постановщика Александры Экстер в Камерном Театре под руководством Александра Таирова.
После Октябрьской революции в стране был принят план так называемой "монументальной пропаганды", в рамках которого скульпторы получали от государства заказы на городские монументы. Вера Мухина в 1918 году выполнила проект памятника Новикову - русскому общественному деятелю XVIII века, который был одобрен Наркомпросом. Однако выполненный из глины макет, который хранился в неотапливаемой мастерской, растрескался от холода.
В 1919 году вступила в объединение "Монолит". В 1924 году стала членом объединения "4 искусства", а в 1926 году - Общества русских скульпторов.
В 1923 году участвовала в оформлении павильона газеты "Известия" для первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве.
В 1926-27 годах преподавала в классе лепки Художественно-промышленного техникума при музее игрушки, с 1927 года по 1930 год - в Высшем художественно-техническом институте в Москве.
К концу 1920-х годов были созданы станковые скульптуры "Юлия", "Ветер", "Крестьянка". В 1927 году "Крестьянка" на выставке к 10-летию Октября была удостоена первой премии. В 1934 году скульптура экспонировалась на Международной выставке в Венеции, после чего была куплена музеем Триеста (Италия). После второй мировой войны перешла в собственность музея Ватикана в Риме. Бронзовой отлив скульптуры был установлен в Третьяковской галерее.
В 1937 году на Всемирной выставке в Париже за композицию "Рабочий и колхозница" Вера Мухина была награждена золотой медалью Гран-при. Скульптура венчала советский павильон, спроектированный архитектором Борисом Иофаном. В 1939 году монумент был установлен в Москве недалеко от северного входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ныне ВДНХ). С 1947 года скульптура является эмблемой киностудии "Мосфильм".
С 1938 года по 1939 год художница работала над скульптурами для Москворецкого моста архитектора Алексея Щусева. Однако эскизы остались не воплощенными. Только одна из композиций - "Хлеб" - была исполнена автором в большом размере для выставки "Пищевая индустрия" в 1939 году.
В 1942 году ей было присвоено звание "Заслуженный деятель искусств РСФСР", в 1943 году - Народный художник СССР.
В годы Отечественной войны Мухина создала портреты полковника Хижняка, полковника Юсупова, скульптуру "Партизанка" (1942), а также ряд скульптурных портретов гражданских лиц: русской балерины Галины Улановой (1941), хирурга Николая Бурденко (1942-43), кораблестроителя Алексея Крылова (1945).
С 1947 года Вера Мухина являлась действительным членом Академии Художеств СССР, членом президиума академии.
Среди известных работ Веры Мухиной скульптуры "Революция", "Юлия", "Наука" (установлена у здания МГУ), "Земля" и "Вода" (в Лужниках), памятники писателю Максиму Горькому, композитору Петру Чайковскому (установлен у Московской консерватории) и многие другие. Художница участвовала в оформлении станции Московского метро "Семеновская" (открыта в 1944 г.), занималась промышленной графикой, проектированием одежды, оформительской работой.
Вера Игнатьевна Мухина - лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1951, 1952), награждена орденами Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", "За гражданские заслуги".
Имя скульптора было присвоено Ленинградскому высшему художественно-промышленному училищу. В Москве, в районе Ново-Переделкино, в ее честь названа улица.
Ровно 60 лет назад перестало биться сердце знаменитого скульптора XX века, автора главного монумента советской эпохи — «Рабочий и колхозница»
Монумент «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной стоит в одном ряду с «Давидом» Микеланджело и «Мыслителем» Родена. 24-метровая скульптура была создана для всемирной выставки в Париже, проходившей в 1937 году. В столицу Франции разобранное на фрагменты 75-тонное произведение искусства доставили по железной дороге 28 (!) вагонами.
Успех монумента был триумфальным. Французы даже хотели выкупить его и оставить у себя.
Но скульптура была возвращена на родину и установлена в Москве недалеко от входа на ВДНХ, где находится и по сей день. А с 1947 года «Рабочий и колхозница» стали эмблемой киностудии «Мосфильм».
*Алексей Веселовский: «Прабабушка с прадедом познакомились в госпитале, на месте которого позже был роддом, где на свет появились моя мама и я» (фото автора)
Судьба Веры Мухиной не менее интересна, чем ее творчество. Знаменитый советский скульптор родилась в Риге в семье богатого купца. Когда девочке было полтора года, от туберкулеза умерла ее мать, а в 14 лет Вера осталась круглой сиротой. Толчком к серьезным занятиям искусством стала травма лица, полученная ею в 22 года во время катания на санках. А в 1930 году Вера Игнатьевна и ее муж пытались бежать из СССР…
Обо всем этом «ФАКТАМ» рассказал ее правнук — художник-типограф Алексей Веселовский .
— Алексей, что в вашем доме напоминает о знаменитой прабабушке?
— Сам дом, в котором я живу, был построен Верой Игнатьевной. Она вселилась в него в 1947-м, но прожила недолго — шесть лет: в 1953 году Веры Игнатьевны не стало. В доме осталось много ее вещей. К примеру, посуда, которой мы всегда пользовались и до сих пор пользуемся.
Сохранилась и дача в Абрамцево, которую прабабушка построила перед войной — в 1935 году. В этом доме она создавала эскизы к монументу «Рабочий и колхозница». Мы ничего не перестраивали. В современном понимании это совсем не фешенебельный дом, но для семьи он очень дорог. В нем мебель, созданная по эскизам Веры Игнатьевны, — очень лаконичная и простая, но в то же время нигде больше такой не увидишь. В этом доме особая аура. Например, на подоконнике до сих пор лежит кусок переплавленного горного хрусталя, которого касались руки моей прабабушки.
— Какой была Вера Игнатьевна по воспоминаниям ваших близких?
— Маме моей — внучке Веры Игнатьевны, когда прабабушка умерла, было четыре года. Остались воспоминания ее отца — единственного сына Веры Мухиной Всеволода Замкова. Какой была Вера Мухина? На публике держалась достаточно строго, а дома была очень мягкой. На ее долю выпало много испытаний. В полтора года прабабушка потеряла мать, в 14 лет — отца. Но трагического мироощущения у нее не было. Она отличалась жизнелюбием, открытостью, общительностью, активностью. Много значила поддержка большой дружной семьи с хорошим достатком. Заботу о Вере взяли на себя родственники.
*Вера Игнатьевна, по словам ее правнука, на публике держалась достаточно строго, а дома была очень мягкой
А когда ей было 22 года, произошел несчастный случай. Катаясь на санках, она врезалась в дерево и очень повредила нос. Ее отправили в Париж для пластической операции. Но их пришлось сделать несколько. Вера Игнатьевна провела в Париже целый год. О светской жизни, которую в юности Вера Мухина очень любила, заставила забыть травма. Интерес переключился на занятия скульптурой, она училась у известного мастера-монументалиста Бурделя. Позже побывала в Италии, где познакомилась с мировыми шедеврами искусства. А в 1914 году вернулась в Москву.
Это было непростое время — началась Первая мировая война. Вера Игнатьевна приняла решение работать сестрой милосердия в госпитале, где встретила свою большую любовь. Хирург Алексей Замков, который стал ее мужем, лежал с тифом. Интересно, что прабабушка с прадедом познакомились в госпитале, на месте которого позже был роддом, где на свет появились моя мама и я. Мистика ли? Думаю, просто совпадение. Не знаю, была ли прабабушка верующим человеком, но в доме у нас праздновались и празднуются Рождество и Пасха. На Рождество всегда пеклись пироги, на Пасху — куличи.
— Правда, что в 1920 годах слава вашего прадеда была гораздо громче известности Веры Мухиной?
— Да, это так. Вера Игнатьевна в это время сама говорила, что в семье она «вторая скрипка». Алексей Замков был модным в Москве врачом. И даже, по легенде, стал прообразом профессора Преображенского в повести Булгакова «Собачье сердце». Среди пациентов Алексея Андреевича была и кремлевская элита. Он консультировал Орджоникидзе, Горького… Работая в институте экспериментальной биологии, прадед изобрел препарат «гравидан» на основе мочи беременных женщин, оказывающий омолаживающее и укрепляющее психику действие, повышающий мужскую потенцию. Правда, потом обнаружилось, что «гравидан» может вызывать привыкание. Прадеда обвинили в шарлатанстве и из института уволили.
— Чтобы продолжить работы по экспериментальной медицине, он вместе с Верой Мухиной пытался бежать из Советского Союза за границу?
— В 1930 году они действительно решились на побег из СССР, но в Харькове были сняты с поезда. Потом выяснилось, что это была спланированная провокация. Прадеду предложил уехать его знакомый, пообещав снабдить за границей нужными адресами. На самом деле этот человек оказался агентом НКВД. Семью отправили в ссылку. Алексей Андреевич с Верой Игнатьевной уехали в Воронеж и прожили там два года. Прадед работал в амбулатории железнодорожного депо. Но и там травля продолжалась. Когда Алексея Андреевича решили уволить, рабочие депо устроили сходку в его защиту. По одной из версий, вернуться в Москву Алексею Замкову и Вере Мухиной удалось благодаря ходатайству Максима Горького. Ведь Вера Мухина уже в 1927 году была достаточно известным человеком, получив Гран-при Венецианской биенале. По возвращении из ссылки прадеда назначили научным руководителем Института урогравиданотерапии. Несколько лет Алексей Замков плодотворно работал. А когда начались гонения на Николая Вавилова, институт закрыли. Алексей Андреевич был сломлен и в результате тяжело заболел. Умер в 1942 году — сердце не выдержало. Прабабушка тяжело пережила смерть мужа, с которым прожила 24 года и которого очень любила.
— Рассказывают, что ваш прадед поставил на ноги своего сына, который был обречен.
— Да. У моего деда Всеволода в детстве был костный туберкулез. Врачи давали неутешительные прогнозы. И тогда Замков решился сам сделать сыну операцию. Она прошла успешно. Дед прожил долгую жизнь.
— Как был создан монумент «Рабочий и колхозница»?
— Идея принадлежала архитектору Борису Иофану. Для ее воплощения скульпторов отбирали на конкурсной основе. Вариант пластического решения Веры Мухиной понравился комиссии больше всего. Конечно, создать из стали монумент высотой 24 метра — задача не из простых. А когда он уже был готов, неожиданно кто-то заметил, что в очертаниях складок юбки колхозницы будто бы угадывается… профиль Троцкого. Говорят, осматривать статую ночью при свете прожекторов приехали Ворошилов и Молотов. Но ничего сомнительного не обнаружили. Ворошилову и Молотову монумент очень понравился. Ну, а дальше, как известно, был триумф в Париже.
*Монумент «Рабочий и колхозница» установлен в Москве недалеко от входа на ВДНХ
— Вера Мухина была знакома со Сталиным?
— Будучи депутатом Верховного Совета СССР, она наверняка сталкивалась с ним в официальной обстановке. Но личных встреч не было. Когда Вера Игнатьевна стала уже заслуженным мастером, сталинская свита настаивала, чтобы она сделала скульптурный портрет вождя. Но прабабушка создавать его желанием не горела. Хитря, поясняла, что любит работать только с натуры. Но у Сталина для позирования времени не оказалось. Я видел записку в архиве Академии художеств, в которой его рукой синим карандашом на альбомном листе написано: мол, уважаемая Вера Игнатьевна, в ответ на вашу просьбу поработать, могу сказать, что я готов не раньше чем весной. Датировано письмо зимой 1951 года. Однако, как известно, из этого так ничего и не получилось. Видимо, ни ей, ни Сталину это не было нужно. Да и жить обоим оставалось уже недолго.
— До сих пор ведутся споры, является ли Вера Мухина автором граненого стакана?
— Нет, это легенда. После войны Вера Игнатьевна стала художественным руководителем Ленинградского экспериментального завода художественного стекла. Ее интересовали пластические особенности этого материала. Она придумала знаменитую вазу-"лотос", «кремлевский» и «рубиновый» сервизы… А что касается граненого стакана, лет пятнадцать назад журналистка одной из центральных газет пустила «утку», что его придумали Мухина и Малевич. Хотя стакан появился лет за 200 до них! А с Малевичем Вера Игнатьевна вообще не была знакома.
— Ваша знаменитая прабабушка получила пять Сталинских премий. Как она ими распорядилась?
— Построила дом-мастерскую в Москве и подмосковную дачу в Абрамцево.
— Каким человеком Вера Мухина была в быту, как одевалась?
— У нее был свой «фирменный» стиль. Она любила носить так называемые скульптурные блузы и юбки — вещи достаточно объемные и очень выразительные. Сказывалось художественное мышление. Вместе с модельером (одевавшей в свое время царскую семью) Надеждой Ламановой, которую называли Русская Шанель, они делали выставки русского костюма. К слову, Вера Игнатьевна, происходя из купеческой семьи, была человеком очень практичным: покупала дорогие вещи, когда они дешево продавались. И это касалось не только одежды и украшений. Так же приобретались вещи в дом. Прабабушка была очень земным человеком.
— По дому сама все успевала делать?
— После женитьбы сына хозяйством занималась в основном мать невестки, и, конечно, была домработница. Дом ведь был большой, стол часто накрывался не только на членов семьи, но и на тех, кто работал с Верой Игнатьевной в мастерской.
— Став знаменитой, Вера Игнатьевна много ездила по миру?
— Нет. Тогда неохотно отпускали. Значимой была поездка во Францию в 1937 году. Когда монтировали «Рабочего и колхозницу», она провела в Париже несколько месяцев. А после войны побывала в Румынии, Финляндии…
— Вера Игнатьевна умерла в возрасте 64 лет. Что стало причиной смерти?
— Ишемическая болезнь сердца. Прабабушка надорвалась, работая над созданием памятника Горькому. Это произведение комиссия не хотела принимать, так как писатель в интерпретации Веры Игнатьевны казался им слишком старым и трагичным. А поскольку открытие монумента планировалось к празднику — очередной годовщине Великой Октябрьской революции, требовался оптимизм. Обычно, согласно технологии создания больших памятников, сначала делается небольшая модель, а потом масштабируется мастерами под авторским надзором. В данном же случае из-за того, что сроки поджимали, пришлось переделывать лицо Горького на установленном памятнике.
Вера Игнатьевна работала на лесах. Чтобы оценить каждую внесенную поправку, нужно было спуститься вниз, отойти на расстояние, посмотреть и опять подняться на леса для работы. Высота была немаленькая — метров семь. А Вере Игнатьевне в ту пору было уже за шестьдесят. После тяжелого труда она слегла и вскоре умерла. Похоронили ее на Новодевичьем кладбище рядом с мужем. На памятнике супругам начертаны слова Алексея Замкова: «Я сделал для людей все, что мог». А под ними — слова Веры Мухиной: «И я тоже»…
Вера Мухина – известный скульптор советского времени, работы которого помнят и в наши дни. Она во многом повлияла на российскую культуру. Самой известной ее работой является монумент «Рабочий и колхозница», также она прославилась созданием граненого стакана.
Личная жизнь
Вера Игнатьевна Мухина родилась в 1889 году в Риге. Ее семья принадлежала к известному купеческому роду. Отец, Игнатий Мухин, был крупным торговцем и покровителем наук и искусств. Родительский дом выдающегося деятеля искусств можно увидеть и в наши дни.
В 1891 году, в возрасте двух лет, девочка теряет мать – женщина умирает от туберкулеза. Отец начинает беспокоиться за свою дочь и ее здоровье, поэтому перевозит ее в Феодосию, где они вместе проживают до 1904 года – в этот год умирает ее отец. После этого Вера с родной сестрой переезжает в Курск к своим родственникам.
Уже в детстве Вера Мухина начинает увлеченно заниматься рисованием и понимает, что искусство вдохновляет ее. Она поступает в гимназию и оканчивает ее с отличием. После Вера переезжает в Москву. Девушка отдает все время своему увлечению: она становится ученицей таких известных скульпторов, как Константин Федорович Юон, Иван Осипович Дудин и Илья Иванович Машков.
На Рождество 1912 года Вера едет в Смоленск к своему дяде, и там с ней происходит несчастный случай. 23-летняя девушка едет на санях с горы и врезается в дерево, ветка сильно травмирует ей нос. Врачи оперативно пришивают его в смоленской больнице, в дальнейшем Вера переносит несколько пластических операций во Франции. После всех манипуляций лицо известного скульптора приобретает грубые мужские формы, это смущает девушку, и она принимает решение забыть о танцах в именитых домах, которые обожала в юности.
С 1912 года Вера активно изучает живопись, учится во Франции и Италии. Больше всего её интересует направление Ренессанса. Девушка проходит такие школы, как студия Коларосси, Академия Гранд Шомьер.
Вера возвращается домой спустя два года, и Москва принимает ее совсем не радушно: начинается Первая мировая война. Девушка не боится тяжелых времен, быстро осваивает профессию медсестры и работает в военном госпитале. Именно в это трагичное время в жизни Веры происходит счастливое событие – она встречает своего будущего мужа Алексея Замкова, военного врача. Кстати, именно он стал для Булгакова прообразом профессора Преображенского в повести «Собачье сердце». После в семье появится сын Всеволод, который станет известным физиком.
В дальнейшем до самой смерти Вера Игнатьевна занимается скульптурой и раскрытием молодых талантов. 6 октября 1953 года Вера Мухина умерла от стенокардии, которая чаще всего является следствием тяжелой физической работы и больших эмоциональных стрессов. И первого, и второго в жизни скульптора было много. Такова краткая биография известной советской женщины.
Творчество и работа
В 1918 году Вера Мухина впервые получает государственный заказ на создание памятника Николаю Ивановичу Новикову, известному публицисту и просветителю. Макет памятника был изготовлен и даже одобрен, однако он был сделан из глины и простоял некоторое время в холодной мастерской, вследствие чего растрескался, поэтому проект так и не был реализован.
В это же время Мухина Вера Игнатьевна создает эскизы следующих памятников:
- Владимиру Михайловичу Загорскому (революционеру).
- Якову Михайловичу Свердлову (политическому и государственному деятелю).
- Монумент «Освобожденный труд».
- Монумент «Революция».
В 1923 году Веру Мухину и Александру Александровну Экстер приглашают декорировать зал для газеты «Известия» на Сельскохозяйственной выставке. Женщины своей работой производят фурор: они поражают публику своим творчеством и богатой фантазией.
Однако Вера известна не только как скульптор, ей принадлежат и другие работы. В 1925 году она создала во Франции коллекцию одежды для женщин совместно с модельером Надеждой Ламановой. Особенностью данной одежды было то, что создавалась она из необычных материалов: сукна, гороха, холста, бязи, рогожки, дерева.
С 1926 года скульптор Вера Мухина начинает вносить свой вклад не только в развитие искусства, но и в просвещение, работая как педагог. Женщина преподавала в Художественном техникуме и в Высшем художественно-техническом институте. Вера Мухина дала толчок творческой судьбе многих российских скульпторов.
В 1927 году была создана всемирно известная скульптура «Крестьянка». После получения первого места на выставке, посвященной Октябрю, начинается путешествие монумента по миру: сначала скульптура едет в музей Триеста, а после Второй мировой «переезжает» в Ватикан.
Наверное, можно сказать, что на это время приходится расцвет творчества скульптора. У многих людей существует прямая ассоциация: «Вера Мухина – «Рабочий и колхозница» – и это не случайно. Это самый известный монумент не только Мухиной, но и в принципе в России. Французы писали, что он является величайшим произведением мировой скульптуры XX века.
В высоту статуя достигает 24 метров, и в ее конструкции просчитаны определенные световые эффекты. По замыслу скульптора, солнце должно спереди освещать фигуры и создавать свечение, что визуально воспринимается, будто рабочий и колхозница парят в воздухе. В 1937 году скульптура была представлена на Всемирной выставке во Франции, а через два года вернулась на Родину, и Москва приняла монумент обратно. В настоящее время его можно увидеть на ВДНХ, а также в качестве знака киностудии «Мосфильм».
В 1945 году Вера Мухина спасает Памятник Свободы в Риге от сноса – ее мнение было одним из решающих в комиссии экспертов. В послевоенные годы Вера увлекается созданием портретов из глины и камня. Она создает целую галерею, в которую входят скульптуры военных, ученых, врачей, писателей, балерин и композиторов. С 1947 года до конца своей жизни Вера Мухина являлась членом президиума и академиком Академии художеств СССР. Автор: Екатерина Липатова
В ера Мухина, ученица французского скульптора Бурделя, прославилась благодаря скульптурной группе «Рабочий и колхозница» . На фоне царившего в 1930–40-е годы бытового, иллюстративного понимания реализма художница боролась за язык образов и символов в искусстве. Она занималась не только монументальными проектами, но и прикладным творчеством: разрабатывала узоры для тканей, сервизы и вазы, много экспериментировала со стеклом. В 1940–50-х годах Вера Мухина пять раз стала лауреатом Сталинской премии.
Наследница «Рижского медичи»
Вера Мухина родилась в Риге в 1889 году. Ее дед Кузьма Мухин заработал многомиллионное состояние на продаже пеньки, льна и хлеба. На свои средства он построил гимназию, больницу, реальное училище и в шутку сравнивал себя с Козимо Медичи - основателем знаменитой флорентийской династии меценатов. Сын Кузьмы Мухина Игнатий женился по любви на дочке аптекаря. Молодой супруги не стало в 1891 году, когда старшей дочери Маше шел пятый год, а младшая Вера была совсем маленькой. В 1904 году девочки потеряли отца, и сирот приняли в свой дом родственники из Курска.
Спустя три года сестры переехали в Москву . Здесь Вера Мухина начала учиться рисунку и живописи. Это было время модных творческих объединений. Первым учителем Мухиной стал Константин Юон , член «Союза русских художников».
Вера Мухина. Фотография: domochag.net
Вера Мухина. Фотография: vishegorod.ru
Вера Мухина. Фотография: russkiymir.ru
«Порой думалось, что он учил совмещать несовместимое. С одной стороны, рациональное, чуть ли не арифметическое исчисление элементов рисунка и живописи, с другой - требование постоянной работы воображения. Однажды была задана композиция на тему «Сон». Мухина нарисовала заснувшего у ворот дворника. Константин Федорович недовольно поморщился: «Нет фантастики сна».
Искусствовед Ольга Воронова
В какой-то момент Вера Мухина поняла, что не хочет писать картины. В 1911 году она впервые попробовала работать с глиной в мастерской скульптора Нины Синицыной. И почти сразу загорелась идеей учиться скульптуре в Париже - художественной столице мира. Опекуны не пустили. Тогда в поисках нового опыта Мухина перешла в класс к авангардисту Илье Машкову, одному из основателей объединения «Бубновый валет».
В рождественские праздники 1912 года случилась беда. Катаясь с горки на санях в имении под Смоленском, юная художница врезалась в дерево. Веткой отрезало часть носа. Истекающую кровью девушку привезли в больницу - здесь ей сделали девять пластических операций. «Живут и хуже», - сказала Мухина, впервые сняв бинты.
Чтобы отвлечь ее, родственники разрешили поездку в Париж. Вера Мухина поселилась в пансионе и стала брать уроки у Эмиля Антуана Бурделя - известнейшего скульптора эпохи, ученика самого Родена. У Бурделя она научилась всем основам ремесла: «крепко схватывать форму», думать об объекте как о целом, но уметь выделять нужные детали.
Художник широкого профиля
«Рабочий и колхозница». Фотография: voschod.ru
«Рабочий и колхозница». Фотография: mos.ru
«Рабочий и колхозница». Фотография: dreamstime.com
Из Парижа Мухина с другими молодыми художниками отправилась в Италию - изучать искусство Возрождения. Заехала в Москву, планируя затем вернуться в Париж, но грянула Первая мировая война. Художница стала медсестрой в госпитале. В 1914 году она познакомилась с отбывавшим на фронт молодым доктором - Алексеем Замковым. Вскоре судьба свела их вновь. Замкова, умирающего от тифа, привезли в госпиталь, Мухина его выходила. Вскоре молодые люди поженились, у них родился сын Всеволод.
В 1916 году художница стала сотрудничать с Камерным театром Александра Таирова . Сперва лепила скульптурные части декораций к спектаклю «Фамира-кифарэд», затем взялась за моделирование сценических костюмов. В 1920-е годы Вера Мухина работала с Надеждой Ламановой - звездой русской моды, которая прежде одевала царскую семью, а теперь шила наряды для советских женщин. В 1925 году Ламанова и Мухина издали альбом моделей «Искусство в быту». В тот же год их пригласили представлять холщовые и льняные платья с деревянными пуговицами на Всемирной выставке в Париже, где «крестьянская» коллекция получила Гран-при.
Как дизайнер Мухина оформляла советские павильоны на меховой и книжной международных выставках. Но не забывала и о скульптуре. В 1920-е годы она создала несколько известных работ: «Пламя революции», «Юлию», «Ветер». Особых восторгов удостоилась «Крестьянка» - «сделанная из чернозема» баба, «вросшая» ногами в землю, с мужскими руками (Мухина лепила их с рук своего мужа). В 1934 году «Крестьянку» экспонировали в Венеции, после чего продали в музей Триеста, а после Второй мировой войны скульптура попала в Ватикан. Для Третьяковской галереи - первого места хранения «Крестьянки» - отлили копию.
В это же время супруг Мухиной Алексей Замков создал первый промышленный гормональный препарат - «Гравидан». У врача появились завистники и противники, началась травля. Весной 1930 года Мухина, Замков и их сын были задержаны при попытке выехать из Советского Союза. Этот факт был обнародован лишь в 2000-е годы, когда в руки журналистов попал донос бывшего коллеги Замкова. За доктора вступились высокопоставленные пациенты и друзья, среди которых были Буденный и Горький . Замкова «всего лишь» выслали на три года в Воронеж. Мухина отправилась в ссылку вместе с мужем, хотя ей было позволено остаться в столице. В Москву супруги вернулись досрочно - в 1932 году.
«Не бойтесь рисковать в искусстве»
В 1937 году Вера Мухина выиграла конкурс на скульптуру для павильона, который планировалось построить на Всемирной выставке в Париже. Первоначальная идея принадлежала архитектору Борису Иофану , проектировавшему советский павильон:
«Советский Союз - государство рабочих и крестьян, на этом основан герб. Павильон должна была завершать двухфигурная скульптурная группа: рабочий и крестьянка, скрестившие серп и молот, - меня всю жизнь увлекала проблема синтеза архитектуры и скульптуры».
Мухина предложила решение в античном духе: обнаженные фигуры, устремленные ввысь. Рабочего и колхозницу приказали «одеть». Но главные идеи автора - много воздуха между фигурами, чтобы создать легкость, и развевающийся шарф, подчеркивающий динамичность, - остались без изменений. Однако согласования заняли много времени. В итоге первую в СССР статую из стальных пластин создавали в авральном режиме всего за три недели. Мухина лепила уменьшенный макет частями и тут же передавала для увеличения в Институт машиностроения (ЦНИИМАШ). Здесь фрагменты скульптуры вырезали из дерева. Затем рабочие забирались внутрь деталей и обстукивали их, подложив лист металла толщиной всего 0,5 миллиметра. Когда деревянное «корыто» разбивали, получался фрагмент из стали. После сборки «Рабочего и колхозницу» разрезали и, погрузив в вагоны, отправили в Париж. Там - тоже в спешке - 24-метровую статую вновь собрали и водрузили на постамент высотой 34 метра. Пресса наперебой публиковала снимки расположенных друг напротив друга советского и германского павильонов. Сегодня эти фотографии кажутся символичными.
ВДНХ). Постамент - «пенек», как его называла Мухина, - сделали высотой чуть более 10 метров. Из-за этого исчезло ощущение полета. Лишь в 2009 году после реконструкции «Рабочего и колхозницу» установили на специально возведенный павильон, похожий на павильон Иофана.
В 1942 году от инфаркта умер Алексей Замков, которого с конца 1930-х обвиняли в знахарстве и ненаучных методах лечения. В это же время не стало лучшей подруги Мухиной - Надежды Ламановой. Спасала работа и новое творческое увлечение - стекло. С 1940 года скульптор сотрудничала с экспериментальным цехом при зеркальной фабрике в Ленинграде. По ее эскизам и ею же придуманным методикам лучшие стеклодувы создавали вазы, статуэтки и даже скульптурные портреты. Мухина разработала дизайн полулитровой пивной кружки для советского общепита. Легенда приписывает ей и авторство созданного для первых посудомоечных машин граненого стакана.
В 1941–1952 годах Мухина пять раз становилась лауреатом Сталинской премии. Одной из последних ее работ был памятник Чайковскому перед зданием Московской консерватории. Установили его уже после смерти скульптора. Веры Мухиной не стало 6 октября 1953 года. После ее смерти министру Вячеславу Молотову было передано письмо, в котором Мухина просила:
«Не забывайте изобразительное искусство, оно может дать народу не меньше, чем кино или литература. Не бойтесь рисковать в искусстве: без непрерывных, часто ошибочных поисков у нас не вырастет свое новое советское искусство».
- Чебуреки с картошкой и грибами Картофельные чебуреки
- Блины роти. Блины тайские с бананом. “Роти клуай” или тайские блинчики с бананом: рецепт традиционный
- Рецепт: Чебуреки с картофелем - "экономные" Рецепт как приготовить чебуреки с картошкой
- Рецепт: чебуреки с картошкой Чебуреки с картошкой на сковороде