Биография прокофьева александра андреевича кратко. Прокофьев александр андреевич - биография
Прокофьев Александр Андреевич (19.11.1900-18.09.1971), поэт. Родился в с. Кобона, ныне Волховского р-на Ленинградской обл. в семье крестьянина-рыбака.
Начал литературную деятельность в сер. 20-х. В первых сборниках Прокофьева - «Полдень» (1931), «Улица Красных Зорь» (1931), «Победа» (1932) - автор открыл для читателя мир приозерной ладожской деревни с ее особым укладом быта, приходящим в столкновение с новыми формами жизни. Герои Прокофьева - «тяжелые парни», «сосновые кряжи». В 30-х Прокофьев выпускает сборники лирических стихов и песен: «Дорога через мост» (1933), «Временник» (1934), «Прямые стихи» (1936), «В защиту влюбленных» (1939).
Во время Великой Отечественной войны Прокофьев активно работает в армейской печати, выступает перед бойцами Ленинградского, Волховского и Северного фронтов. Пишет агитстихи, стихотворные фельетоны, песни, частушки. Заметным явлением советской поэзии военных лет стала поэма «Россия» (1944; Сталинская премия, 1946) - рассказ о братьях Шумовых, добровольно приехавших из Сибири на защиту Ленинграда и составивших расчет тяжелого миномета. В своих невыдуманных героях автор увидел огромную нравственную силу и любовь к Родине. Вся поэма как бы состоит из песен-веснянок, величальных, маршевых, которые и воссоздают величавый образ России. В первые послевоенные годы Прокофьев опубликовал цикл стихов о мире, о радости оживающей земли («Нынче удались цветы повсюду…», «Ты по сердцу мне, русская природа», «Пополам с тобою, дорогая…» и др.). Новый этап в творчестве Прокофьева начинается с книги «Заречье» (1955); в 1960 вышел сборник «Приглашение к путешествию», отличающийся широтой замысла и содержания, ясностью и глубиной формы. Впечатления от многочисленных поездок по стране и за рубеж нашли отражение в книгах «Яблоня над морем» (1958), «Стихи с дороги» (1963), «Под солнцем и под ливнями» (1964) и др. Отличительные черты поэзии Прокофьева - близость к народному слову, фольклору, яркая образность и эмоциональность, склонность к шутке, иронии, верность «рядовому» герою. Многокрасочная, звенящая и гремящая поэзия Прокофьева с годами становится более сдержанной. От «веселого косноязычья» первых стихов («Тырли-бутырли, дуй тебя горой») поэт пришел к более строгой и лаконичной манере письма.
Биография
Александр Андреевич Прокофьев (19 ноября (2 декабря) 1900 года в деревне Кобона (ныне Ленинградская область) - 18 сентября 1971 года, Ленинград) - русский советский поэт. Герой Социалистического Труда (1970). Лауреат Ленинской (1961) и Сталинской премии второй степени (1946).
Родился в семье крестьянина-рыбака и землепашца.
В 1919 году вступил в РКП(б). Окончил Петроградский учительский институт РККА (1920). В 1922-1930 годах сотрудник полпредства ВЧК-ОГПУ по Ленинградскому ВО. С 1923 года учился в литературной студии ленинградского Пролеткульта. Печататься начал с 1927 года. В 1931 году выпустил первую книгу стихов.
В 1922-1930 служил оперуполномоченным в органах ВЧК-ОГПУ. Все последующие годы находился в действующем резерве органов госбезопасности.
Во время Советско-финляндской войны (1939-1940) и Великой Отечественной войны (1941-1945) Прокофьев - военный журналист, член писательской группы при политуправлении Ленинградского фронта. В 1945-1948 годах и 1955-1965 годах был ответственным секретарём Ленинградского отделения СП РСФСР.
Член Центральной ревизионной комиссии КПСС в 1956-1966 годах. Делегат XX и XXII съездов КПСС.
Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.
Произведения
На стихи Прокофьева композитор Георгий Свиридов написал хоровую поэму «Ладога».
В 2003 году в честь празднования 1250-летия Старой Ладоги петербургский композитор Владислава Малаховская написала 3 хора на стихи А. А. Прокофьева.
Память
Награды и премии
Указом Президиума ВС СССР от 1 декабря 1970 года за выдающиеся заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельности и в связи с семидесятилетием со дня рождения Прокофьеву Александру Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
четыре ордена Ленина (1957, 1960, 1967, 1970).
орден Красной Звезды.
орден «Знак Почёта» (1939).
На встрече с Хрущёвым поэт Смирнов сказал:
«Вы знаете, Никита Сергеевич, мы были сейчас в Италии, многие принимали Прокофьева Александра Андреевича за Вас». Хрущёв посмотрел на Прокофьева, как на свой шарж, на карикатуру; Прокофьев того же роста, с такой же грубой физиономией, толстый, мордатый, нос приплюснут… Посмотрел Хрущёв на эту карикатуру, нахмурился и отошёл, ничего не сказав. (По воспоминаниям Д. Гранина)
Сочинения
Собрание сочинений в 4-х томах. М., 1978-1980
Собрание сочинений в 4-х томах. Л., 1965-1966
Собрание стихотворений в 2-х томах. Л., 1961
Сочинения в 2-х томах. Л., 1957
Избранное в 2-х томах. Л., 1972
Полдень, 1931
Победа, 1932
Стихотворения. Л., 1932
Дорога через мост, Л., изд. писателей, 1933
Сборник стихов. Л., 1934
Избранное. Л., ГИХЛ, 1935, - 208 с., 6 300 экз.
Прямые стихи. Л., 1936
Крылья. М.-Л., 1937
Стихотворения 1927-1937. Л., 1938
Знамя. Л., 1940
Гармонь. Л., ГИХЛ, 1944
Россия. Л., 1944
Россия, М., 1946 (поэма)
Простор. Л., 1945
Стихотворения. 1927-1947. - Гослитиздат, 1947. - 590 с., 25 000 экз.
Избранное. - М., Сов. писатель, 1947, - 300 с., 25 000 экз.
Стихотворения. М.-Л., 1950
В пути. - М., 1953
Стихотворения. М., 1954
Заречье. Л., 1955
Лирика. Л., 1956
Стихотворения и поэмы. М., 1959
Приглашение к путешествию.- Л., 1960
Присяга. - Л., 1960
Стихи с дороги, Л., Советский писатель, 1963
Горислава. М, 1963
Под солнцем и под ливнями. Л., 1964
Чудесная тревога. 1965
Гроздья, Л., Советский писатель,1967
Пристрастия. Л., 1967
Прощание с приморьем. Л., 1969
Бессмертие, Л., 1970.
Избранные стихи. Л., 1970
Величальная песня России. М., 1971
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды
Биография, история жизни Прокофьева Александра Андреевича
Александр Андреевич Прокофьев – литературный деятель ХХ-го столетия, признанный мастер стихотворной лирики.Ранние годы
Жизненный путь поэта начался в Петербургской губернии. Александр Андреевич появился на свет 19 ноября (2 декабря по новому стилю) 1900 года в деревне Кобона, расположенной на территории Волховского уезда. Отец обрабатывал землю и ловил рыбу, тем и зарабатывал на жизнь. Мальчик, родившийся в простой крестьянской семье, помогал родителям по хозяйству. Кроме того, частенько пропадал с удочкой на реке, а также собирал в лесу ягоды. Небольшой заработок, полученный таким образом, тратил на печатные издания, которые покупал у коробейников.
Сашу сначала охватила страсть к чтению, а затем он попытался сочинять тексты самостоятельно. Свое первое произведение мальчик написал во время учебы в сельской школе.
Будучи в пятнадцатилетнем возрасте, юноша поступил в земскую учительскую школу, срок обучения в которой составлял пять лет. Но это заведение окончить ему было не суждено: отец ушел солдатом на фронт (дело было в период Первой мировой войны), поэтому семья осталась без кормильца. Александр бросил учебу и пошел работать на почту.
Убежденный коммунист
После революции молодой человек примкнул к большевикам и записался в ряды Красной Армии. Александр Прокофьев активно участвовал в самых настоящих боях, в частности, мужественно сражался с подразделениями белогвардейского генерала Николая Юденича.
Свои фронтовые впечатления начинающий поэт запечатлевал на бумаге. Литературный дебют Прокофьева пришелся на 1919 год, когда появились его первые произведения в газете «Новоладожская коммуна». Стихотворения Александра были проникнуты патриотическим и пролетарским духом. Поэт не витал в некоей виртуальной реальности, а описывал именно те события, очевидцем которых он был.
ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Александру Прокофьеву часто доводилось сочинять по ночам, ведь все дневное время у него отнимала работа. Поэт работал заведующим клубом гарнизона, в военном комиссариате, органах госбезопасности. И всегда находил время для творчества. Слова его четверостишия можно увидеть в здании управления КГБ по Ленинградской области. В комнате Боевой славы запечатлены строки о вечной памяти отважным чекистам, павших от рук врагов.
Литературное творчество
В 30-х годах прошлого столетия поэт получил всенародное признание и начал купаться в лучах славы. Один за другим вышли несколько сборников его стихов.
В годы финской войны Александр Андреевич вновь оказался на передовой, но уже в качестве военного журналиста. Не забывал он и о поэзии, ежедневно сочиняя стихи. Правда, в тот период они были лишены лирических оттенков: шли ожесточенные сражения, и поэт акцентировал внимание своих читателей на героических подвигах красноармейцев.
С началом Великой Отечественной войны поэт-патриот вновь отправился на фронт опять-таки качестве военного корреспондента. Прокофьев был рядом с защитниками блокадного Ленинграда и подбадривал их своими стихами прямо в окопах.
Послевоенная деятельность
Долгие годы Александр Прокофьев стоял у руля писательской организации Ленинграда. Выполнял свои функции не формально, а реально пытался приблизить творческих людей к простому народу. С тем, чтобы они смогли понять, чем «дышат» обыкновенные люди. Не чурался оказывать помощь писателям и поэтам в решении различных житейских проблем.
Тяжелая болезнь послужила причиной ухода из жизни поэта. Александр Прокофьев скончался в своем любимом городе Ленинграде 18 сентября 1971 года.
Прокофьев Александр Андреевич родился 19 ноября (2 декабря) 1900 года в деревне Кобона (ныне Ленинградская область) в семье крестьянина - рыбака и землепашца.
Окончил сельскую школу и с 1913 по 1917 годы учился в Петербургской учительской семинарии.
В 1919 году вступил в РККА и в РКП(б). Окончил Петроградский учительский институт РККА (1920). В 1922-1930 годах сотрудник полпредства ВЧК-ОГПУ по Ленинградскому ВО. С 1923 учился в литературной студии ленинградского Пролеткульта. Печататься начал с 1927 года. В 1931 году выпустил первую книгу стихов.
Во время советско-финляндской войны (1939-1940) и Великой Отечественной войны (1941-1945) Прокофьев - военный журналист, член писательской группы при политуправлении Ленинградского фронта. В 1945-1948 и 1955-1965 годах был ответственным секретарём Ленинградского отделения СП РСФСР.
Член Центральной Ревизионной Комиссии КПСС в 1956-1966 годах. Делегат XX и XXII съездов КПСС.
Память
- На стихи Прокофьева были написаны песни, среди которых наиболее известные - «Товарищ» (музыка О. Б. Иванова, первая его песня), ставшая неофициальным гимном молодёжи, и «Тайга золотая» (музыка В. В. Пушкова) из одноимённого кинофильма.
- На стихи Прокофьева композитор Георгий Свиридов написал хоровую поэму "Ладога".
- В 2003 году в честь празднования 1250-летия Старой Ладоги петербургский композитор Владислава Малаховская написала 3 хора на стихи А. А. Прокофьева.
- Именем Прокофьева А А. названа улица на северо-западе Санкт-Петербурга.
Награды и премии
- Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 декабря 1970 года за выдащиеся заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельности и в связи с семидесятилетием со дня рождения Прокофьеву Александру Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
- четыре ордена Ленина.
- орден Отечественной войны II степени (1944).
- орден Красной Звезды.
- орден «Знак Почёта».
- знак «Почётный сотрудник ВЧК-ГПУ (V)».
- Сталинская премия второй степени (1946) - за поэму «Россия» и стихотворения: «Не отдадим!», «За тебя, Ленинград!», «Застольная», «Клятва» и другие.
- Ленинская премия (1961) - за сборник стихов «Приглашение к путешествию» (1960).
Сочинения
- Полдень, 1931
- Победа, 1932
- Дорога через мост, 1933
- Россия, 1944 (поэма)
- Стихотворения, 1947
- Стихи с дороги, 1963
- Гроздья, 1967
- Бессмертие, 1970.
Александр Андреевич Прокофьев
Прокофьев Александр Андреевич (19.11.1900-18.09.1971), поэт. Родился в с. Кобона, ныне Волховского р-на Ленинградской обл. в семье крестьянина-рыбака. Начал литературную деятельность в сер. 20-х. В первых сборниках Прокофьева - «Полдень» (1931), «Улица Красных Зорь» (1931), «Победа» (1932) - автор открыл для читателя мир приозерной ладожской деревни с ее особым укладом быта, приходящим в столкновение с новыми формами жизни. Герои Прокофьева - «тяжелые парни», «сосновые кряжи». В 30-х Прокофьев выпускает сборники лирических стихов и песен: «Дорога через мост» (1933), «Временник» (1934), «Прямые стихи» (1936), «В защиту влюбленных» (1939).
Во время Великой Отечественной войны Прокофьев активно работает в армейской печати, выступает перед бойцами Ленинградского, Волховского и Северного фронтов. Пишет агитстихи, стихотворные фельетоны, песни, частушки. Заметным явлением советской поэзии военных лет стала поэма «Россия» (1944; Сталинская премия, 1946) - рассказ о братьях Шумовых, добровольно приехавших из Сибири на защиту Ленинграда и составивших расчет тяжелого миномета. В своих невыдуманных героях автор увидел огромную нравственную силу и любовь к Родине. Вся поэма как бы состоит из песен-веснянок, величальных, маршевых, которые и воссоздают величавый образ России. В первые послевоенные годы Прокофьев опубликовал цикл стихов о мире, о радости оживающей земли («Нынче удались цветы повсюду…», «Ты по сердцу мне, русская природа», «Пополам с тобою, дорогая…» и др.). Новый этап в творчестве Прокофьева начинается с книги «Заречье» (1955); в 1960 вышел сборник «Приглашение к путешествию», отличающийся широтой замысла и содержания, ясностью и глубиной формы. Впечатления от многочисленных поездок по стране и за рубеж нашли отражение в книгах «Яблоня над морем» (1958), «Стихи с дороги» (1963), «Под солнцем и под ливнями» (1964) и др. Отличительные черты поэзии Прокофьева - близость к народному слову, фольклору, яркая образность и эмоциональность, склонность к шутке, иронии, верность «рядовому» герою. Многокрасочная, звенящая и гремящая поэзия Прокофьева с годами становится более сдержанной. От «веселого косноязычья» первых стихов («Тырли-бутырли, дуй тебя горой») поэт пришел к более строгой и лаконичной манере письма.
Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru
Прокофьев Александр Андреевич - поэт.
Родился в семье ладожского крестьянина-рыбака. Отец, вернувшись с действительной военной службы в унтер-офицерском звании, работал на лесопильном заводе и рыбачил. «Я был старшим, - писал Прокофьев в автобиографии (1948), - и поэтому, как водится в крестьянстве, рано встал на трудовую дорогу. В 9 лет я уже крестьянствовал». В автобиографическом очерке «О себе» (1964) Прокофьев отмечал:
«Отец мой любил читать, любил песню. "Коробушку", "Хорошо было детинушке", "Варяга", "Ермака" и даже "Не бил барабан перед смутным полком" я услышал от отца». Мать тоже любила петь. В сельскую школу Прокофьев поступил в 1907, там же пристрастился к чтению, к школьным годам относятся и первые стихотворные опыты Прокофьева. В 1913 «по большому конкурсу» Прокофьев поступил в Петроградскую учительскую семинарию, окончить которую ему не удалось (ушел из 4-го класса) по семейным обстоятельствам: отец был призван в армию, и Прокофьев, как старший в семье, стал полноправным хозяином «немудреного, да еще пошатнувшегося, крестьянского хозяйства» («О себе»).
В 1918 Прокофьев и его отец вступают в волостной комитет сочувствующих большевикам. Через год Прокофьев по партийной мобилизации уходит на фронт воевать против армии генерала Юденича, которая стояла под Петроградом, попадает в плен, откуда ему удалось бежать.
В 1920 Прокофьев окончил Учительский институт Красной Армии, стал политработником.
С 1921 по 1922 Прокофьев - военный цензор.
С 1922 по 1930 - сотрудник полномочного представительства ВЧК-ОГПУ в Ленинградском военном округе; янв.-апр. 1930 - секретарь редакции газеты «Крестьянская правда по радио» в Ленинградском радиоцентре; апр.-окт. 1930 - секретарь управления Государственным народным домом; дек. 1939 - март 1940 - корреспондент газеты «Героический поход» 9-й армии. В годы Великой Отечественной войны (июль 1941 - авг. 1945) - военный корреспондент Политуправления Ленинградского, Волховского и Заполярного фронтов.
В 1945-48 и 1955-65 - первый секретарь правления Ленинградской писательской организации.
В юношеских стихах Прокофьев (1916) (не публиковавшихся при жизни поэта) звучит мотив противопоставления города («мрачного и скучного») деревне, которая, по словам автора, готового слиться с крестьянской землей, «просто рай. / Богатство, нищета - / Все мизерно, невзрачно, / И кажется - ложись и умирай...» (СС. Т.1. С.392). Первая публикация Прокофьева состоялась 13 июля 1919 в местной газете «Новоладожская коммуна» - стихи «На могиле героя», в которых уже чувствуется поэтический почерк будущего Прокофьева: взаимодействие разных лексических пластов - высокого и просторечного («ясна, прозрачна небес лазурь» - «А живоглотам придет "каюк"»); яркость красок, запахов, неожиданность метафор («И под напором пурпурных льдин / Враги бежали...»). С этого времени Прокофьев - постоянный автор «Новоладожской коммуны», где впоследствии будут печататься Д.Бедный, И.Садофьев, В.Князев, Я.Бердников, Н.Клюев и др. Социальная определенность, бескомпромиссность Прокофьева видны как из названий стихов («Читайте газету», «Пролетарская поэзия», «Новому исполкому», все - 1919), так и из псевдонимов Прокофьева (Ладожский, Красный рыбак, Александр Рабочий, Дед Ермил, Мобилизованный новоладожец А.Прокофьев).
С 1922 Прокофьев живет в Петрограде.
В 1923. Прокофьев «нашел Пролеткульт», где в литературной студии, руководимой А.П.Крайским, стал овладевать поэтической техникой.
С 1923 по 1927 Прокофьев почти не публикует своих стихов, сам он так говорил об этом периоде: «У меня отсутствовала вовсе поэтическая культура. Я считал, что стихи можно писать залпом, авось что-нибудь и выйдет. У меня не было чутья ни к слову, ни к ритму, ни к теме, ни к образу. Слова умирали в моих стихах, как говорится, на ходу» («О себе»). Между тем это было время активного творческого становления Прокофьева. В стихах тех лет явно ощутимо влияние таких несхожих поэтов, как А.Блок и С.Есенин, Д.Бедный и В.Маяковский. По-своему обобщая их опыт, Прокофьев в своих стих, приходит к своеобразному синтезу тем и мотивов, которые связаны в читательском сознании с этими именами. Ранний Прокофьев ищет поэтические средства прежде всего для воплощения образа своего героя - вчерашнего красноармейца, матроса, крестьянского парня, покидающего родные места. При этом поэт рисует трудность перехода от деревенской жизни к городской; пейзаж помогает в стихах Прокофьева передать переживания героя: «Я пришел от вытянутых Ладог / И, преодолев тоску и боль, / Принял я цветы электрорадуг / В глаз, окрашенный под гоноболь» («Уход», 1925). В эти же годы Прокофьев находит свой лад и интонацию, свой характерный синтаксис: едва ли не в каждом стих, встречаются эмфатические конструкции: «(Раньше - гирька или нож, /Ив любую драку гож!) / И не жалко мне развязывать / Старых дум тяжелый тюк... / Девочки голубоглазые, / Тютю!» («Уход»).
Особой вехой в творческой биографии поэта стал 1927, когда в «Комсомольской правде» были опубликованы «Песни о Ладоге» (4 из 6 написанных). «Песни о Ладоге», как отмечал впоследствии Прокофьев, стали для него началом «радостной творческой работы». Поэт наконец нашел то, что искал, - тему родной ладожской деревни. В отличие от новокрестьянских поэтов в стихах Прокофьева (как позже у А.Твардовского) не было идиллической грусти по уходящей деревне, наоборот, он восхищается ее силой, удалью (в чем-то анархической) своих героев: «Мы, рядовые парни (Сосновые кряжи), / Ломали в Красной Армии / Отчаянную жизнь» («Третья песня о Ладоге»). Более того, в первых редакциях были строки, говорящие о притязании лирического героя Прокофьева на мировое господство: «Чтобы греметь над Римом, / Над Лондоном греметь. / И каждый парень - Разин: (Иначе не суметь), / Чтоб прогремев над Азией, / В Америке греметь» (Другие редакции и варианты // Стихотворения и поэмы. С.829). «Песни о Ладоге» стали своеобразным прологом не только к вышедшим в 1931 нескольким сборникам Прокофьева («Полдень», «Улица Красных Зорь» 2 изд.), «Сотворение мира. Избранные стихи» и «Победа»), но и широким вхождением Прокофьева в литературу (стихи его появляются в журнале «Залп», «Ленинград», «Звезда», «Резец», в альманахе «Земля и фабрика» и других периодических изданиях). Принятие революции, уверенность в правоте дела, отстаиваемого с оружием на фронтах Гражданской войны и послереволюционной действительности у Прокофьев были безоговорочными, яростными и на редкость беспощадными («Октябрь», 1930; «Два разговора с С.П.Быковым», 1930 и др.). В стихах Прокофьева начала 1930-х отсутствует рефлексия, полутона: «...ненависть ставь сначала, а после веди любовь» («Разговор по душам», 1930).
С начала 1930-х поэзия Прокофьева развивается в основном в двух жанровых направлениях - лирике и балладе (границы которых в поэзии тех лет, впрочем, весьма условны). Лирика Прокофьева, как правило, развивала темы родного Приладожья, поэт смело осваивает фольклорные традиции. Особое место Прокофьев уделяет зачину стихотворения: пейзажно-психологическая зарисовка чаще всего разрывается прямой речью. Лексика Прокофьева наполнена самыми разнообразными слоями живого языка («Шли над морем буревестники», 1930; «Ой, какая звонкая погода...», 1930; «Одиночество», 1932; «Здесь тишина. Возьми ее и трогай...», 1933 и др.). Прокофьев в лирике стремится к моментальности, своего рода ки-нематографичности. Сюжет, даже в балладе, играет второстепенную роль: все внимание автора направлено на смену психологических рядов - «кадров» («Смерть пулеметчика Евлампия Бачурина», 1931; «Бой под Белорецком», 1931; «Измена Енборисова и Каюкова», 1931), где основное эмоциональное воздействие заложено в проклятии изменникам: «Будьте прокляты псы - Енборисов и Каюков! / В это самое время / Мы зубами скрипели от злости, / Расстреляли заложников. / Разработали план отступления вновь / (Жаба вас родила / На каком-нибудь старом погосте. / Медно-глазая жаба, у которой зеленая кровь!..)». В «Повести о двух братьях» (1932), которая не понравилась М.Горькому за «гиперболизм» (см. об этом: СС. Т.4. С.362, 443), Прокофьев удалось показать не только ненависть и противостояние сторон в Гражданской войне, но и трагедию семьи; финальная сцена посвящена матери, потерявшей на войне обоих сыновей, идущей в слезах по полынному полю.
Рядом с Н.Тихоновым, Н.Асеевым, Б.Корниловым и даже П.Васильевым Прокофьев действительно наиболее гиперболичен, совершенно непредсказуем в ассоциациях, наиболее субъективен в романтическом изображении революции. Традиции Маяковского, особенно сильно которым он следовал в 1930-е, наполнили многие лирико-патетические монологи Прокофьева (Маяковскому Прокофьев посвятил стихи «Смерть поэта», 1931; «Слово Владимиру Маяковскому», 1931). Прокофьев коснулся в своей поэзии темы коллективизации внешне, этнографически (стихотворный очерк «Вступление в колхоз», 1933; из книги «Временник», 1934, и др.). Сборник стихов «Дорога через мост» (1933), «Прямые стихи» (1936) и другие, включая обобщающую книгу «Стихотворения» (1938), показывают эпическую сторону художественного дарования Прокофьева (как это часто наблюдается с поэтами, вышедшими «от земли», начиная с Н.Клюева и Есенина до П.Васильева и Твардовского). Однако эпос Прокофьев в отличие от старших современников и ровесников более интуитивен. Самодостаточный в лирико-революционных стихах и романтических балладах («Перечень профессий», 1931-32; «Революция», 1931; «Три песни о Громовое», «Матрос в Октябре», 1933; «Баллада о трех бравых парнях», 1933) эпический характер стихов, тяготевший к поэмному воплощению, находил свое место в сборниках, центростремительно стягивающих отдельные произведения в некое целое. Прокофьев приветствует вхождение новых, советских, реалий в устоявшуюся систему деревенского мира, но при этом вековое поглощает новое: «черноглазый, краснозвездный, молодой командир», пригрезившийся девушке, приобретает в лирике Прокофьев своего рода «палеховские», олеографические черты, что вполне соответствовало народным представлениям. Вместе с тем Прокофьев иронически подмечает вхождение этого «нового»: «Как во нашей во деревне, / Возмужалый от побед, / В голубом поповском доме / Заседает сельсовет» («Как во нашей во деревне», 1933).
В 1930-е Прокофьев приходит к песенному творчеству. И хотя элементы лирической песни, частушки сопутствовали всей его поэзии, с середины 1930-х поэт усиленно обращается к этому жанру в «чистом виде» («Плясовая», 1934; «Песенка Тони», 1934; «Походная песня геологов», 1934; «Коль жить да любить - все печали растают», 1937, и др.). В 1937 выходит сборник Прокофьева «Песни». К творчеству Прокофьева обращались композиторы В.Соловьев-Седой, Д.Прицкер, Ю.Левитан, Э.Денисов, Г.Свиридов, С.Прокофьев. Одно из «программных» стихотворений Прокофьева 1930-х «Товарищ» (1930), положенное на музыку О.Ивановым, стало популярной песней.
Выход сборника «В защиту влюбленных» (1939) ознаменовал своего рода итог достигнутого Прокофьевым в предвоенное десятилетие. К этому времени стихи Прокофьева стали строже, классичнее. Яркость красок, ритмическое разнообразие становятся сдержаннее, усиливается психологизм в лирическом восприятии мира. Показателен весьма строгий отбор автором произведений в этой книге. Одним из вершинных стих, книги (и в творчестве поэта в целом) стал цикл «Сольвейг» (1939), по-своему развивающий блоковские традиции («Кармен»).
1939-45 ознаменовали новый этап в творчестве поэта. В период советско-финляндской войны Прокофьев создает несколько десятков песен, частушек, лирических стихотворений, стихотворных фельетонов, подписей к сатирическим рисункам. В отличие от стихов о Гражданской войне с их метафорической неожиданностью, интонационным разнообразием стихи периода финской кампании не стали большой удачей поэта: в них превалировала агитационная направленность («Споемте, ребята», 1939; «Береги комиссара в бою», 1939; «Мы закончили со славой героический поход», 1940). В содружестве с А.Сурковым и А.Безыменским Прокофьев пишет ряд стихотворных фельетонов, подписанных именем Васи Гранаткина - «родственника» Васи Теркина (см.: Твардовский А.Т. Как был написан «Василий Теркин» (Ответ читателям) // Твардовский А.Т. СС: в 6 т. М., 1980. Т.5. С.103-107).
В годы Великой Отечественной войны вышли сборник Прокофьева «За Родину» (1941), «Огонь» (1942), «Таран» (1942), «Атака» (1943), «Гармонь» (1943), «Фронтовые стихи» (1943) и др., проникнутые верой в победу и ненавистью к врагу; в них Прокофьев обращается к национальной преемственности, неразрывности отечественной истории: «гром Бородино», «свет немеркнущей Полтавы», «Измаила гром» - «Песня» (1942). Стихотворение «Встань, ненависть, тебя поем» (1942) по силе чувства созвучно строкам К.Симонова «Если дорог тебе твой дом». Военная публицистика Прокофьева в прозе была издана в двух книжках карманного формата - «Разгромить врага под Ленинградом» (1941) и «Дмитрий Донской» (1942). Так же как и в период финской войны, Прокофьев работает в жанре стихотворного фельетона (цикл «Говорит Вася Теркин», в котором принимал участие Прокофьев, в газете «На страже Родины»).
Поэма «Россия» (1943-44) (Сталинская премия - 1946) стала одним из самых ярких произведений советской литературы военных лет. Так же как и А.Твардовский, автор «Книги про бойца», П. публикует ее главы в периодике (газеты «Отважный воин», «Ленинградская правда», «Красная звезда», «На страже Родины», журнала «Звезда», «Ленинград» и др.). Герои поэмы - братья Шумовы, минометный расчет, прославившийся на Ленинградском фронте. С Шумовыми поэт познакомился в мае 1943. Поэтическая структура «России» скорее относится к плотно сведенному автором лирическому циклу, объединившему 30 стихотворений, каждое из которых вполне могло бы жить самостоятельной жизнью (что впоследствии и было сделано Прокофьевым в сборнике «Стихотворения», 1954; «Заречье», 1955; «Лирика», 1956; «Хороши малыши», 1963, и др.).
Написанные разными стихотворными размерами, стихи эти тем не менее воспринимаются как единое поэмное целое в силу символического обобщения образов героев и образа самой Родины. Лирическое звучание мирных мотивов векового величия России стало основой замысла этого произведения: «Да на ветке соловей, / Да без счету версточки, / Да отважных сыновей / На погонах звездочки!» В лирических же поэмах, построенных по опыту «России» («Сад», 1948; «Юность», 1954), Прокофьев не удалось достичь того художественного обобщения, которым была отмечена поэма «Россия».
С новой силой лиризм Прокофьева раскрылся в сравнительно небольших по объему стих. 1945, в которых (как это было в поэме «Россия») соединились песенность и философичность («Там, где мною куст любой опознан», «На гвардейский корпус пал наш выбор...», «В заречной долине, на старом дорог перекрестке...», «У края дороги, от милых подружек в сторонке...» и др.). Впервые к Прокофьеву приходит элегическое ощущение краткости бытия - изменения в природе чутко схватываются поэтом, становятся сокровенной страницей лирического дневника. В лучших стихах этого времени свойственный Прокофьеву оптимизм ненадолго уступает место мотивам неясной грусти и тревоги: «Вдали гроза, а здесь еще в покое...», «Пал первый снег. Его не ждали долы...».
Послевоенная действительность, впрочем, без намека на трагические противоречия нашла свое отражение в сборнике Прокофьева «Заречье» (1955, 1957), «Лирика» (1956), «Признания» (1957). Итальянские впечатления (после поездки группы советских писателей в эту страну) легли в основу цикла «Яблоня над морем» (1958). Во второй половине 1950-х выходят книжки Прокофьева для детей: «Днем весенним» (1956), «Шел кот-скороход» (1956), «Синички-невелички» (1958), «Галя-Галинка» (1966). Детские стихи Прокофьева отличают простота композиции, мягкие интонации, юмор и виртуозное использование фольклорных мотивов: «Кот Макар» (1938), «Сказка о том, как котенок стал котом» (1938), «Сказочка для маленьких про комара-комарика» (1939), «Загадки-шутки» (1962), «Еще про жука» (1965).
Новым взлетом таланта Прокофьева стала книга «Приглашение к путешествию» (1960) (Ленинская премия - 1961). Создавая обобщенный образ России, Прокофьев приглашает своего читателя к путешествию во времени и по неповторимым просторам Родины: «Вы видали Севера красу? / Костянику ели вы в лесу? / Гоноболь, чернику, землянику, / Ежевику? / Мяли повилику? / Зверобой, трилистник, медуницу?» Прокофьев обращается к воспоминаниям детства и юности: «Все хорошо, / Оградно смолоду, / Когда плечам не страшен груз. / Вошла, и губы пахнут холодом, / Дождинкой, сладкою на вкус!» К ритму «Песен о Ладоге» возвращает Прокофьев читателя в стихотворении «Это я прошу иметь в виду». Прокофьев до конца дней остался верен им же высказанной формуле: «Я только то и делаю, что славлю самозабвенно Родину мою».
В стихах последнего десятилетия, вошедших в сборниках «Радуга» (1966), «Пристрастия» (1967), «Гроздья» (1967), «Величальная песня России» (1971) и «Звенья» (1972), вышедших после смерти поэта, вновь появляются образы юности: «От отца научился, / Работал он лучше и чище: / Оброни на прокосе иголку - / Отыщешь» («Я умею пахать, и косить, и рыбачить», 1965). В цикле стих. «Годы» (1966) П. снова возвращается к своему ритму конца 1920-х - начала 1930-х: «Я иду, / У всего-то мира на виду / Прохожу - / Солдат и Комиссар - / И кидаю вызов небесам». Не забывал Прокофьев и тех, кто был когда-то рядом с ним. Так, в стихотворении «Песня» (1969) Прокофьев обращается к П.Васильеву, погибшему в 1937: «Ты потом пошел на Беломорье, / Вешним днем пошел, / После Егорья. / Беломорье - ветер гулевой! / Не один там распростился с головой». Незадолго перед смертью Прокофьев пишет стихотворение, ставшее одним из самых совершенных по своей трагической сущности в его творчестве: «А ведь было - / Завивались в кольца волосы мои» (1970).
Большое значение Прокофьев как общественный деятель и поэт придавал взаимообщениям русской литературы с литературами других народов. Прокофьев переводил произведения поэтов Украины и Белоруссии - Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинки, Павло Тычины, Максима Рыльского, Владимира Сосюры, Андрея Малышко, Янки Купалы, Якуба Коласа, Максима Танка, Петруся Бровки.
В.А.Прокофьев
Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 136-140.
Далее читайте:
Русские писатели и поэты (биографический справочник).
Сочинения:
Собр. соч. Т. 1-4. М.; Л., 1965-1966;
Собр. соч. в 4 т. Л., 1978-1980;
Стихотворения и поэмы / вступ. статья Б.И.Соловьева; сост., подгот. текста и примеч. В.В.Базанова и В.В.Бузник. Л., 1976. (Б-ка поэта. Б. серия).
Стихотворения. 1927-1937. Л., 1938;
Стихотворения. 1927-1947. М.; Л., 1947;
Соч. Т. 1-2. М., 1957;
Собр. стихотворений. Т. 1-2. С., 1961;
Гроздья: Стихи. Л., 1967;
Пристрастия: Книга стихов. [Л.], 1967;
Прощание с Приморьем. Л., 1969;
Бессмертие. Л., 1970;
Литература:
Бахтин В.С. Александр Прокофьев. М.; Л., 1963;
Шошин В.А. Поэт Александр Прокофьев. Л., 1965;
Молдавский Д.М. Александр Прокофьев. Л., 1985;
Александр Прокофьев: Вспоминают друзья: сб. Л., 1977;
Нестеров А. Саженцы для венка сонетов. П., 1987.
Прокофьев Сергей Сергеевич родился 11 (23) апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Любовь к музыке привила мальчику мать, которая была хорошей пианисткой, часто играла сыну Шопена и Бетховена . Начальное образование Прокофьев получил дома.
С раннего возраста Сергей Сергеевич увлекся музыкой и уже в пять лет сочинил свое первое произведение – маленькую пьесу «Индийский галоп» для фортепиано. В 1902 году произведения Прокофьева услышал композитор С. Танеев. Он был настолько впечатлен способностями мальчика, что сам попросил Р. Глиэра давать Сергею уроки по теории композиции.
Обучение в консерватории. Мировые гастроли
В 1903 Прокофьев поступает в Петербургскую консерваторию. Среди преподавателей Сергея Сергеевича были такие известные музыканты как Н. Римский-Корсаков, Я. Витола, А. Лядова, А. Есипова, Н. Черепнина. В 1909 году Прокофьев оканчивает консерваторию как композитор, в 1914 – как пианист, в 1917 – как органист. В этот период Сергей Сергеевич создает оперы «Маддалена», «Игрок».
Впервые со своими произведениями Прокофьев, биография которого уже была известна в музыкальной среде Петербурга, выступил в 1908 году. После окончания консерватории, с 1918 года Сергей Сергеевич много гастролировал, посетил Японию, США, Лондон Париж. В 1927 году Прокофьев создает оперу «Огненный ангел» В 1932 году записывает свой Третий концерт в Лондоне.
Зрелое творчество
В 1936 году Сергей Сергеевич переезжает в Москву, начинает преподавать в консерватории. В 1938 году завершает работу над балетом «Ромео и Джульетта» . В годы Великой Отечественной войны создает балет «Золушка», оперу «Война и мир» , музыку к кинолентам «Иван Грозный» и «Александр Невский».
В 1944 году композитор получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1947 – звание народного артиста РСФСР.
В 1948 году Прокофьев завершает работу над оперой «Повесть о настоящем человеке» .
Последние годы
В 1948 году вышло постановление ЦК ВКП(б), в котором Прокофьев подвергался резкой критике за «формализм». В 1949 году на Первом Съезде Союза композиторов СССР Асафьев, Хренников и Ярустовский с осуждением высказывались об опере «Повесть о настоящем человеке».
С 1949 года Прокофьев практически не выезжал со своей дачи, продолжая активно творить. Композитор создал балет «Сказ о каменном цветке», симфонию-концерт «На страже мира».
Жизнь композитора Прокофьева оборвалась 5 марта 1953 года. Великий музыкант умер от гипертонического криза в коммунальной квартире в Москве. Похоронили Прокофьева на Новодевичьем кладбище в Москве.
Личная жизнь
В 1919 году Прокофьев познакомился со своей первой женой – испанской певицей Линой Кодиной. В 1923 году они поженились, вскоре у них родилось два сына.
В 1948 году Прокофьев женится на Мире Мендельсон – студентке Литературного института, с которой познакомился в 1938 году. Сергей Сергеевич не оформлял развод с Линой Кодиной, так как в СССР браки, заключенные за границей, считались недействительными.
Другие варианты биографии
- Первые оперы будущий композитор создал в девятилетнем возрасте.
- Одним из увлечений Прокофьева была игра в шахматы. Великий композитор говорил, что игра в шахматы помогает ему создавать музыку.
- Последнее произведение, которое Прокофьеву удалось услышать в концертном зале, была его Седьмая симфония (1952).
- Прокофьев умер в день кончины
Прокофьев Александр Андреевич – русский поэт, город Ленинград.
Родился 19 ноября (2 декабря) 1900 года в деревне Кобона ныне Волховского района Ленинградской области в семье рыбака и землепашца. Русский. Член РКП(б)/ВКП(б)/КПСС с 1919 года. Окончил сельскую школу, в 1913-1917 годах учился в Петербургской учительской семинарии.
В 1919 году вступил в ряды Красной Армии. Участник Гражданской войны, боёв с Н.Н.Юденичем под Петроградом, был в плену, бежал. В 1922-1930 годах работал в органах ВЧК-ОГПУ. Во время советско-финляндской (1939-1940) и Великой Отечественной (1941-1945) войн был военным журналистом, членом писательской группы при политическом управлении Ленинградского фронта.
Печататься начал в 1919 году. В первых сборниках А.А.Прокофьева – «Полдень» (1931), «Улица Красных Зорь» (1931), «Победа» (1932) – автор открыл для читателя мир приозёрной ладожской деревни с её особым укладом быта, приходящим в столкновение с новыми формами жизни. Герои А.А.Прокофьева – «тяжёлые парни», «сосновые кряжи». В 1930-х годах А.А.Прокофьев выпустил сборники лирических стихов и песен: «Дорога через мост» (1933), «Временник» (1934), «Прямые стихи» (1936), «В защиту влюблённых» (1939).
Во время Великой Отечественной войны активно работал в армейской печати, выступал перед бойцами Ленинградского, Волховского и Северного фронтов. Писал агитационные стихи, стихотворные фельетоны, песни и частушки. Заметным явлением советской поэзии военных лет стала поэма «Россия» (1944; Сталинская премия 2-й степени, 1946) – рассказ о братьях Шумовых, добровольно приехавших из Сибири на защиту Ленинграда (ныне – Санкт-Петербург) и составивших расчёт тяжёлого миномёта. В своих невыдуманных героях автор увидел огромную нравственную силу и любовь к Родине. Вся поэма как бы состоит из песен-веснянок, величальных, маршевых, которые и воссоздают величавый образ России.
В первые послевоенные годы А.А.Прокофьев опубликовал цикл стихов о мире, о радости оживающей земли («Нынче удались цветы повсюду…», «Ты по сердцу мне, русская природа», «Пополам с тобою, дорогая…»). Новый этап в творчестве А.А.Прокофьева начался с книги «Заречье» (1955); в 1960 году вышел сборник «Приглашение к путешествию» (Ленинская премия, 1961), отличающийся широтой замысла и содержания, ясностью и глубиной формы. Впечатления от многочисленных поездок по стране и за рубеж нашли отражение в книгах «Яблоня над морем» (1958), «Стихи с дороги» (1963), «Под солнцем и под ливнями» (1964).
В 1945-1948 и 1955-1965 годах ответственный секретарь Ленинградского отделения Союза писателей РСФСР.
Отличительные черты поэзии А.А.Прокофьева – близость к народному слову, фольклору, яркая образность и эмоциональность, склонность к шутке, иронии, верность «рядовому» герою. Многокрасочная, звенящая и гремящая поэзия А.А.Прокофьева с годами становилась более сдержанной. От «весёлого косноязычья» первых стихов («Тырли-бутырли, дуй тебя горой») поэт пришёл к более строгой и лаконичной манере письма.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 декабря 1970 года за выдащиеся заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельности и в связи с семидесятилетием со дня рождения писателю Прокофьеву Александру Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Жил в Ленинграде. Скончался 18 сентября 1971 года. Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.
Награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», двумя другими орденами, медалями, знаком «Почётный сотрудник ВЧК-ГПУ (V)» (№ 179).
Лауреат Ленинской премии (1961), Сталинской премии 2-й степени (1946).
Его именем названа улица на северо-западе Санкт-Петербурга.
Прокофьев Александр Андреевич родился в 1900 году в семье крестьянина - рыбака и землепашца. Окончил сельскую школу и с 1913 по 1917 годы учился в Петербургской учительской семинарии. В 1919 году стал членом РКП(б) и вступил в Красную Армию и находился в ней до 1930 года. Печататься начал с 1927 года.
Александр Прокофьев настойчиво искал пути лирического воспроизведения характера русского человека новой эпохи. Этому способствовало соединение в его собственном жизненном опыте традиционно-крестьянского и пролетарско-революционного начал. Сила уже ранних стихов Прокофьева заключалась в том, что они всегда создавались на конкретном материале жизни, на основе трепетно живого восприятия мира. «Я считаю,- заявлял он,- что любому автору необходимо найти своего героя. Лично я нашел его в лице трудового крестьянского парня и провел его почти по всем страницам книг». Но этот прокофьевскип «крестьянский парень», его жизнь и мировоззрение несли на себе печать новой эпохи. Он выступал как преобразователь мира не только в деревне, но и в городе.
В 1931 г. Александр Прокофьев издал свои первые книги стихов «Полдень» и «Улица Красных зорь», в которых основное место заняли жители ладожской деревни и герои гражданской войны. Он вошел в советскую литературу как поэт новой, революционной России, как поэт Октябрьской революции, ее идей и героев.
В 30-х Прокофьев выпускает сборники лирических стихов и песен: «Победа» (1932), «Дорога через мост» (1933), «Временник» (1934), «Прямые стихи» (1936), «В защиту влюбленных» (1939). Творчество Прокофьева завоевало общее признание. Наряду с творчеством, Б. Ручьева и других писателей поэзия Александра Прокофьева углубляла связи искусства с жизнью, поэта с миллионными массами тружеников и истолинии, развития советской поэзии. Правда, в первых книгах порой сказывалось чрезмерное увлечение Прокофьева диалектизмами и некоторыми фольклорными приемами.
Во время советско-финляндской войны (1939-1940) и Великой Отечественной войны (1941-1945) Александр Прокофьев - военный журналист, член писательской группы при политуправлении Ленинградского фронта. Прокофьев активно работает в армейской печати, выступает перед бойцами Ленинградского, Волховского и Северного фронтов. Пишет агитстихи, стихотворные фельетоны, песни, частушки. Заметным явлением советской поэзии военных лет стала поэма (1944; Сталинская премия, 1946) - рассказ о братьях Шумовых, добровольно приехавших из Сибири на защиту Ленинграда и составивших расчет тяжелого миномета.
В 1945-1948 и 1955-1965 г.г. Александр Прокофьев был ответственным секретарём Ленинградского отделения СП РСФСР. В первые послевоенные годы Прокофьев опубликовал цикл стихов о мире, о радости оживающей земли (, «Ты по сердцу мне, русская природа», «Пополам с тобою, дорогая…» и др.). Новый этап в творчестве Прокофьева начинается с книги «Заречье» (1955); в 1960 вышел сборник «Приглашение к путешествию», отличающийся широтой замысла и содержания, ясностью и глубиной формы. Впечатления от многочисленных поездок по стране и за рубеж нашли отражение в книгах «Яблоня над морем» (1958), «Стихи с дороги» (1963), «Под солнцем и под ливнями» (1964) и др. Отличительные черты поэзии Прокофьева - близость к народному слову, фольклору, яркая образность и эмоциональность, склонность к шутке, иронии, верность «рядовому» герою. Многокрасочная, звенящая и гремящая поэзия Прокофьева с годами становится более сдержанной. От «веселого косноязычья» первых стихов («Тырли-бутырли, дуй тебя горой») поэт пришел к более строгой и лаконичной манере письма.
На стихи Прокофьева были написаны песни, среди которых наиболее известные - (музыка О. Иванова, первая его песня), ставшая неофициальным гимном молодёжи, и «Тайга золотая» (музыка В. Пушкова) из одноимённого кинофильма.
Умер Александр Прокофьев в 1971 году, похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде.
Александр Андреевич Прокофьев родился 19 ноября (2 декабря) 1900 года в с. Кобона Петербургской губернии в семье ладожского крестьянина-рыбака. Отец, вернувшись с действительной военной службы в унтер-офицерском звании, работал на лесопильном заводе и рыбачил.
В сельскую школу Прокофьев поступил в 1907 , там же пристрастился к чтению, к школьным годам относятся и первые стихотворные опыты Прокофьева. В 1913 «по большому конкурсу» Прокофьев поступил в Петроградскую учительскую семинарию, окончить которую ему не удалось (ушел из 4-го класса) по семейным обстоятельствам: отец был призван в армию, и Прокофьев, как старший в семье, стал полноправным хозяином.
В 1918 Прокофьев и его отец вступают в волостной комитет сочувствующих большевикам. Через год Прокофьев по партийной мобилизации уходит на фронт воевать против армии генерала Юденича, которая стояла под Петроградом, попадает в плен, откуда ему удалось бежать.
В 1920 Прокофьев окончил Учительский институт Красной Армии, стал политработником. С 1921 по 1922 работает военным цензором. С 1922 по 1930 - сотрудник полномочного представительства ВЧК-ОГПУ в Ленинградском военном округе; январь-апрель 1930 - секретарь редакции газеты «Крестьянская правда по радио» в Ленинградском радиоцентре; апреле-октябре 1930 - секретарь управления Государственным народным домом; декабрь 1939 - март 1940 - корреспондент газеты «Героический поход» 9-й армии. В годы Великой Отечественной войны (июль 1941 - авг. 1945 ) - военный корреспондент Политуправления Ленинградского, Волховского и Заполярного фронтов. В 1945-48 и 1955-65 - первый секретарь правления Ленинградской писательской организации.
В юношеских стихах Прокофьев (1916 ) (не публиковавшихся при жизни поэта) звучит мотив противопоставления города («мрачного и скучного») деревне, которая, по словам автора, готового слиться с крестьянской землей. Первая публикация Прокофьева состоялась 13 июля 1919 в местной газете «Новоладожская коммуна» - стихи «На могиле героя», в которых уже чувствуется поэтический почерк будущего Прокофьева: взаимодействие разных лексических пластов - высокого и просторечного; яркость красок, запахов, неожиданность метафор. С этого времени Прокофьев - постоянный автор «Новоладожской коммуны», где впоследствии будут печататься Д. Бедный, И. Садофьев, В. Князев, Я. Бердников, Н. Клюев и др.
С 1922 Прокофьев живет в Петрограде. В 1923 году Прокофьев «нашел Пролеткульт», где в литературной студии, руководимой А.П. Крайским, стал овладевать поэтической техникой. С 1923 по 1927 Прокофьев почти не публикует своих стихов, сам он так говорил об этом периоде: «У меня отсутствовала вовсе поэтическая культура. Я считал, что стихи можно писать залпом, авось что-нибудь и выйдет. У меня не было чутья ни к слову, ни к ритму, ни к теме, ни к образу. Слова умирали в моих стихах, как говорится, на ходу» («О себе»). Между тем это было время активного творческого становления Прокофьева. В стихах тех лет явно ощутимо влияние таких несхожих поэтов, как А. Блок и С. Есенин, Д. Бедный и В. Маяковский. По-своему обобщая их опыт, Прокофьев приходит к своеобразному синтезу тем и мотивов, которые связаны в читательском сознании с этими именами. Ранний Прокофьев ищет поэтические средства прежде всего для воплощения образа своего героя - вчерашнего красноармейца, матроса, крестьянского парня, покидающего родные места. При этом поэт рисует трудность перехода от деревенской жизни к городской.
Особой вехой в творческой биографии поэта стал 1927 , когда в «Комсомольской правде» были опубликованы «Песни о Ладоге» (4 из 6 написанных). «Песни о Ладоге», как отмечал впоследствии Прокофьев, стали для него началом «радостной творческой работы». Поэт наконец нашел то, что искал, - тему родной ладожской деревни.
Принятие революции, уверенность в правоте дела, отстаиваемого с оружием на фронтах Гражданской войны и послереволюционной действительности у Прокофьев были безоговорочными, яростными и на редкость беспощадными («Октябрь», 1930 ; «Два разговора с С.П. Быковым», 1930 и др.). В стихах Прокофьева начала 1930-х отсутствует рефлексия, полутона.
С начала 1930-х поэзия Прокофьева развивается в основном в двух жанровых направлениях - лирике и балладе (границы которых в поэзии тех лет, впрочем, весьма условны). Лирика Прокофьева, как правило, развивала темы родного Приладожья, поэт смело осваивает фольклорные традиции. Особое место Прокофьев уделяет зачину стихотворения: пейзажно-психологическая зарисовка чаще всего разрывается прямой речью. Лексика Прокофьева наполнена самыми разнообразными слоями живого языка («Шли над морем буревестники», 1930 ; «Ой, какая звонкая погода...», 1930 ; «Одиночество», 1932 ; «Здесь тишина. Возьми ее и трогай...», 1933 и др.). Прокофьев в лирике стремится к моментальности, своего рода кинематографичности. Сюжет, даже в балладе, играет второстепенную роль: все внимание автора направлено на смену психологических рядов - «кадров» («Смерть пулеметчика Евлампия Бачурина», 1931 ; «Бой под Белорецком», 1931 ; «Измена Енборисова и Каюкова», 1931 ).
Сборник стихов «Дорога через мост» (1933 ), «Прямые стихи» (1936 ) и другие, включая обобщающую книгу «Стихотворения» (1938 ), показывают эпическую сторону художественного дарования Прокофьева (как это часто наблюдается с поэтами, вышедшими «от земли», начиная с Н. Клюева и Есенина до П. Васильева и Твардовского). Однако эпос Прокофьев в отличие от старших современников и ровесников более интуитивен.
В 1930-е Прокофьев приходит к песенному творчеству. И хотя элементы лирической песни, частушки сопутствовали всей его поэзии, с середины 1930-х поэт усиленно обращается к этому жанру в «чистом виде» («Плясовая», 1934 ; «Песенка Тони», 1934 ; «Походная песня геологов», 1934 ; «Коль жить да любить - все печали растают», 1937 , и др.). В 193 7 выходит сборник Прокофьева «Песни». К творчеству Прокофьева обращались композиторы В. Соловьев-Седой, Д. Прицкер, Ю. Левитан, Э. Денисов, Г. Свиридов, С. Прокофьев. Одно из «программных» стихотворений Прокофьева 1930-х «Товарищ» (1930 ), положенное на музыку О. Ивановым, стало популярной песней.
Выход сборника «В защиту влюбленных» (1939 ) ознаменовал своего рода итог достигнутого Прокофьевым в предвоенное десятилетие. К этому времени стихи Прокофьева стали строже, классичнее.
1939-1945 ознаменовали новый этап в творчестве поэта. В период советско-финляндской войны Прокофьев создает несколько десятков песен, частушек, лирических стихотворений, стихотворных фельетонов, подписей к сатирическим рисункам. В годы Великой Отечественной войны вышли сборник Прокофьева «За Родину» (1941 ), «Огонь» (1942) , «Таран» (1942 ), «Атака» (1943 ), «Гармонь» (1943 ), «Фронтовые стихи» (1943 ) и др., проникнутые верой в победу и ненавистью к врагу; в них Прокофьев обращается к национальной преемственности, неразрывности отечественной истории: «гром Бородино», «свет немеркнущей Полтавы», «Измаила гром» - «Песня» (1942 ).
Послевоенная действительность, впрочем, без намека на трагические противоречия нашла свое отражение в сборнике Прокофьева «Заречье» (1955, 1957 ), «Лирика» (1956 ), «Признания» (1957 ). Итальянские впечатления (после поездки группы советских писателей в эту страну) легли в основу цикла «Яблоня над морем» (1958 ). Во второй половине 1950-х выходят книжки Прокофьева для детей: «Днем весенним» (1956 ), «Шел кот-скороход» (1956 ), «Синички-невелички» (1958 ), «Галя-Галинка» (1966 ). Детские стихи Прокофьева отличают простота композиции, мягкие интонации, юмор и виртуозное использование фольклорных мотивов: «Кот Макар» (1938 ), «Сказка о том, как котенок стал котом» (1938 ), «Сказочка для маленьких про комара-комарика» (1939 ), «Загадки-шутки» (1962 ), «Еще про жука» (1965 ).
Новым взлетом таланта Прокофьева стала книга «Приглашение к путешествию» (1960 ) (Ленинская премия - 1961 ).
В стихах последнего десятилетия, вошедших в сборниках «Радуга» (1966 ), «Пристрастия» (1967 ), «Гроздья» (1967 ), «Величальная песня России» (1971 ) и «Звенья» (1972 ), вышедших после смерти поэта, вновь появляются образы юности. В цикле стих. «Годы» (1966 ) А. Прокофьев снова возвращается к своему ритму конца 1920-х - начала 1930-х. Не забывал Прокофьев и тех, кто был когда-то рядом с ним. Так, в стихотворении «Песня» (1969 ) Прокофьев обращается к П. Васильеву, погибшему в 1937: «Ты потом пошел на Беломорье, / Вешним днем пошел, / После Егорья. / Беломорье - ветер гулевой! / Не один там распростился с головой». Незадолго перед смертью Прокофьев пишет стихотворение, ставшее одним из самых совершенных по своей трагической сущности в его творчестве: «А ведь было - / Завивались в кольца волосы мои» (1970 ).
Александр Андреевич Прокофьев (1900 - 1971 гг.)
Александр Андреевич Прокофьев знаменитый русский и советский поэт, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, член Союза писателей СССР - один из наиболее видных литературных деятелей двадцатого столетия, воспевающих Россию в самом широком её понимании.
Место рождения Прокофьев Александр Андреевич родился 19 ноября (2 декабря) 1900 года в ладожском селе Кобона Волховского уезда Петербургской губернии, в семье землепашца и рыбака. С детства был приучен к самому разному, во многом тяжёлому крестьянскому труду
Учёба Прокофьева Окончил сельскую школу, где пристрастился к чтению. Дешёвые издания Сытина проникали в село через коробейников, и маленький Саша покупал их на свой мальчишеский заработок, полученный от рыбной ловли и сбора ягод. В третьем классе было написано и его первое стихотворение: Вот и дождики прошли, Лёд размыли, отнесли. А пришла к нам весна - Снег пушистый унесла Вот и всё зазвенело - Травка даже, и цветы. В лист зелёный нарядились И безлистые кусты.
Учёба Прокофьева В 1915 году, пройдя большой конкурс, Александр Прокофьев поступает учиться в пятиклассную Петроградскую земскую учительскую школу. Однако это учебное заведение Александр не закончил, покинув её по семейным обстоятельствам: отца - Прокофьева Андрея Прокофьевича призвали на фронт первой мировой войны, и семье без кормильца стало очень трудно. Вернувшись домой из Петрограда, юноша некоторое время работал на почте и рыбачил.
1917 год Грянула Октябрьская социалистическая революция, а вскоре забушевала гражданская война. Вместе с отцом, вернувшимся с фронта, Александр в 1918 году вступил в сельский комитет сочувствующих коммунистам-большевикам, а вскоре встал в ряды Красной Армии. Служил в караульной роте в Новой Ладоге (3-й запасный полк, 7-я армия), участвовал в боях против отрядов Юденича. Все эти грозные события вдохновили его на создание первых литературных произведений
Творческое восхождение В 1919 году в печать вышли дебютные сочинения, опубликованные на страницах газеты « Новоладожская коммуна» стихотворения: «Свободная женщина», «Резервы есть», «Красный звон», «Песня сильных», «Беспартийным», «Пролетарской молодёжи» и многие другие.
30-е годы Выходят сборники его стихов гражданской и лирической тематики: «Полдень» и «Улица Красных зорь» (1931 год), «Победа» (1932 год), «Дорога через мост» (1933 год), «Временник» (1934 год), «Прямые стихи» (1936 год), «В защиту влюблённых» (1939 год). В этот период поэт приобретает всесоюзную известность.
Период Великой Отечественной войны: Вышли сборники стихов Александра Прокофьева: «За Родину» (1941 год), «Огонь» (1942 год), «Таран» (1942 год), «Атака» (1943 год), «Гармонь» (1943 год), «Фронтовые стихи» (1943 год). Появилась поэма «Россия» (1944 год).
В послевоенный период изданы книги: «Заречье» (1955 год), «Лирика» (1956 год), «Признания» (1957 год), «Яблоня над морем» (1958 год), «Стихи с дороги» (1963 год), «Под солнцем и под ливнями» (1964 год), «Приглашение к путешествию» (1960 год), «Радуга» (1966 год), «Пристрастия» (1967 год), «Гроздья» (1967 год), «Величальная песня России» (1971 год) и «Звенья» (1972 год), последний цикл был опубликован уже после смерти поэта.
Трудовая деятельность Во время советско-финляндской войны (1939-1940) и Великой Отечественной войны (1941-1945) Прокофьев - военный журналист, член писательской группы при политуправлении Ленинградского фронта. В 1945-1948 и 1955-1965 годах был ответственным секретарём Ленинградского отделения писательской организации РСФСР. Член Центральной Ревизионной Комиссии КПСС в 1956-1966 годах. Делегат XX и XXII съездов КПСС.
А. Прокофьев (1-й слева) на III съезде писателей БССР
Награды За самоотверженный солдатский и репортёрский труд в годы Великой Отечественной войны Александр Прокофьев награждён орденом Красной Звезды. В 1946 году поэт был удостоен Сталинской премии за поэму «Россия». В 1960 году за книгу «Приглашение к путешествию» был удостоен Ленинской премии В 1970 году за многолетний писательский труд и неоценимый вклад в культурное наследие Прокофьеву А.А. было присвоено высокое звание Героя социалистического труда.
Смерть А.А. Прокофьева Александр Андреевич Прокофьев умер после тяжёлой болезни 18 сентября 1971 года в городе Ленинграде, в котором он прожил с 1922 года. Похоронен на Богословском городском кладбище. «Я, как сокол, крылья расправляю И, к высотам ревностью томим, Каждый день горю и не сгораю, Защищённый именем твоим! Соколиной доле нет предела, Я совсем немногого хочу: Выше головы чтоб было дела, Остальное всё мне по плечу!»
Интернет – ресурсы: http://www.biografguru.ru/about/prokofev/?q=5224 http://lexicon.dobrohot.org/images/thumb/9/92/00003729.jpg/413px-00003729.jpg http://er3ed.qrz.ru/prokofyev/prokofyev6.jpg http://gspl.by/images/krapiva/7.jpg
Прокофьев Сергей Сергеевич родился 11 (23) апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Любовь к музыке привила мальчику мать, которая была хорошей пианисткой, часто играла сыну Шопена и Бетховена. Начальное образование Прокофьев получил дома.
С раннего возраста Сергей Сергеевич увлекся музыкой и уже в пять лет сочинил свое первое произведение – маленькую пьесу «Индийский галоп» для фортепиано. В 1902 году произведения Прокофьева услышал композитор С. Танеев. Он был настолько впечатлен способностями мальчика, что сам попросил Р. Глиэра давать Сергею уроки по теории композиции.
Обучение в консерватории. Мировые гастроли
В 1903 Прокофьев поступает в Петербургскую консерваторию. Среди преподавателей Сергея Сергеевича были такие известные музыканты как Н. Римский-Корсаков, Я. Витола, А. Лядова, А. Есипова, Н. Черепнина. В 1909 году Прокофьев оканчивает консерваторию как композитор, в 1914 – как пианист, в 1917 – как органист. В этот период Сергей Сергеевич создает оперы «Маддалена», «Игрок».
Впервые со своими произведениями Прокофьев, биография которого уже была известна в музыкальной среде Петербурга, выступил в 1908 году. После окончания консерватории, с 1918 года Сергей Сергеевич много гастролировал, посетил Японию, США, Лондон Париж. В 1927 году Прокофьев создает оперу «Огненный ангел» В 1932 году записывает свой Третий концерт в Лондоне.
Зрелое творчество
В 1936 году Сергей Сергеевич переезжает в Москву, начинает преподавать в консерватории. В 1938 году завершает работу над балетом «Ромео и Джульетта» . В годы Великой Отечественной войны создает балет «Золушка», оперу «Война и мир» , музыку к кинолентам «Иван Грозный» и «Александр Невский».
В 1944 году композитор получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1947 – звание народного артиста РСФСР.
В 1948 году Прокофьев завершает работу над оперой «Повесть о настоящем человеке» .
Последние годы
В 1948 году вышло постановление ЦК ВКП(б), в котором Прокофьев подвергался резкой критике за «формализм». В 1949 году на Первом Съезде Союза композиторов СССР Асафьев, Хренников и Ярустовский с осуждением высказывались об опере «Повесть о настоящем человеке».
С 1949 года Прокофьев практически не выезжал со своей дачи, продолжая активно творить. Композитор создал балет «Сказ о каменном цветке», симфонию-концерт «На страже мира».
Жизнь композитора Прокофьева оборвалась 5 марта 1953 года. Великий музыкант умер от гипертонического криза в коммунальной квартире в Москве. Похоронили Прокофьева на Новодевичьем кладбище в Москве.
Личная жизнь
В 1919 году Прокофьев познакомился со своей первой женой – испанской певицей Линой Кодиной. В 1923 году они поженились, вскоре у них родилось два сына.
В 1948 году Прокофьев женится на Мире Мендельсон – студентке Литературного института, с которой познакомился в 1938 году. Сергей Сергеевич не оформлял развод с Линой Кодиной, так как в СССР браки, заключенные за границей, считались недействительными.
Другие варианты биографии
- Первые оперы будущий композитор создал в девятилетнем возрасте.
- Одним из увлечений Прокофьева была игра в шахматы. Великий композитор говорил, что игра в шахматы помогает ему создавать музыку.
- Последнее произведение, которое Прокофьеву удалось услышать в концертном зале, была его Седьмая симфония (1952).
- Прокофьев умер в день кончины Иосифа Сталина, поэтому смерть композитора осталась почти незамеченной.
- Краткая биография Прокофьева для детей нашла отражение в книге «Детство», написанной самим композитором.
Александр Андреевич Прокофьев (1900-1971) - русский советский поэт, Герой Социалистического Труда (1970).
Прокофьев Александр Андреевич родился в 1900 году в семье крестьянина - рыбака и землепашца. Окончил сельскую школу и с 1913 по 1917г. годы учился в Петербургской учительской семинарии. В 1919 году стал членом РКП(б) и вступил в Красную Армию и находился в ней до 1930 года. Печататься начал с 1927 года.
В 1931 г. Александр Прокофьев издал свои первые книги стихов «Полдень» и «Улица Красных зорь», в которых основное место заняли жители ладожской деревни и герои гражданской войны.
В 30-х Прокофьев выпускает сборники лирических стихов и песен: «Победа» (1932), «Дорога через мост» (1933), «Временник» (1934), «Прямые стихи» (1936), «В защиту влюбленных» (1939). Творчество Прокофьева завоевало общее признание.
Во время советско-финляндской войны (1939-1940) и Великой Отечественной войны (1941-1945) Александр Прокофьев - военный журналист, член писательской группы при политуправлении Ленинградского фронта. Прокофьев активно работал в армейской печати, выступал перед бойцами Ленинградского, Волховского и Северного фронтов. Писал агитационные стихи, стихотворные фельетоны, песни, частушки. Заметным явлением советской поэзии военных лет стала поэма «Россия» (1944; Сталинская премия, 1946) - рассказ о братьях Шумовых, добровольно приехавших из Сибири на защиту Ленинграда и составивших расчет тяжелого миномета.
В 1945-1948 и 1955-1965 .г. Александр Прокофьев был ответственным секретарём Ленинградского отделения СП РСФСР. В первые послевоенные годы Прокофьев опубликовал цикл стихов о мире, о радости оживающей земли («Нынче удались цветы повсюду…», «Ты по сердцу мне, русская природа», «Пополам с тобою, дорогая…» и др.). Новый этап в творчестве Прокофьева начинается с книги «Заречье» (1955); в 1960 вышел сборник «Приглашение к путешествию», отличающийся широтой замысла и содержания, ясностью и глубиной формы. Впечатления от многочисленных поездок по стране и за рубеж нашли отражение в книгах «Яблоня над морем» (1958), «Стихи с дороги» (1963), «Под солнцем и под ливнями» (1964) и др.
Отличительные черты поэзии Прокофьева - близость к народному слову, фольклору, яркая образность и эмоциональность, склонность к шутке, иронии, верность «рядовому» герою. Многокрасочная, звенящая и гремящая поэзия Прокофьева с годами становится более сдержанной. От «веселого косноязычья» первых стихов («Тырли-бутырли, дуй тебя горой») поэт пришел к более строгой и лаконичной манере письма.
На стихи Прокофьева были написаны песни, среди которых наиболее известные - «Товарищ» (музыка О. Иванова, первая его песня), ставшая неофициальным гимном молодёжи, и «Тайга золотая» (музыка В. Пушкова) из одноимённого кинофильма.
Умер Александр Прокофьев в 1971 году. Похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде.
Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля (11 апреля по старому стилю) 1891 года в имении Сонцовка Екатеринославской губернии (ныне село Красное Донецкой области Украины) в семье агронома.
Его мать была хорошей пианисткой и под ее руководством Сергей рано начал заниматься музыкой. В детстве сочинял циклы маленьких фортепианных пьес, сочинил и записал оперы "Великан" и "На пустынных островах". В течение летних месяцев 1902-1903 годов Сергей Прокофьев брал частные уроки теории и композиции у известного в дальнейшем дирижера и композитора Рейнгольда Глиэра, что помогло ему в создании оперы "Пир во время чумы", симфонии и нескольких пьес.
В 1904 году Сергей Прокофьев, будучи автором четырех опер, симфонии, двух сонат и нескольких пьес, поступил в Петербургскую консерваторию. Его учителями были известные композиторы Анатолий Лядов (композиция), Николай Римский-Корсаков (инструментовка) и Николай Черепнин (дирижирование), пианистка Анна Есипова (фортепиано), композитор и музыкальный критик Язеп Витол (музыкальная форма) и другие.
В 1909 году Прокофьев окончил консерваторию по классу композиции и классу инструментовки, в 1914 году — по классу дирижирования и фортепиано.
На выпускном экзамене он исполнил свой Первый концерт для фортепьяно с оркестром, за что был удостоен премии имени Антона Рубинштейна.
С 1908 года Прокофьев выступал как пианист с исполнением собственных произведений, с 1913 года гастролировал за рубежом.
С первых шагов на музыкальном поприще Прокофьев зарекомендовал себя как сторонник дерзко-новаторских (по меркам начала XX века) средств выразительности; критика 1910-х годов часто называла его музыкальным футуристом. Среди фортепианных произведений консерваторского периода выделяются "Наваждение", "Токката", Соната № 2 для фортепиано (все — 1912), два Концерта для фортепиано с оркестром (1912, 1913), цикл "Сарказмы" (1914).
В 1913-1918 годах композитором созданы оперы "Маддалена" (1913) и "Игрок" по Федору Достоевскому (1915-1916), сказка "Гадкий утенок" для голоса и фортепиано (1914), оркестровая "Скифская сюита" (1914-1915), балет "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" (1915), "Классическая" (первая) симфония (1916-1917), романсы на слова Анны Ахматовой (1916) и др.
В 1918 году Прокофьев уехал на гастроли в США, где в 1919 завершил комическую оперу "Любовь к трем апельсинам" (поставлена в 1921 году Чикагским оперным театром).
К этому времени относится также Третий фортепианный концерт. В 1922 году композитор переселился в Германию, а в 1923 году перебрался в Париж, выезжая в длительные концертные турне по странам Европы и по Америке, где он выступал как пианист и как дирижер. В Париже антрепризой Сергея Дягилева "Русский балет" были поставлены его балеты "Стальной скок" (1927) и "Блудный сын" (1928). В 1925-1931 годах Прокофьев написал Вторую, Третью и Четвертую симфонии и Четвертый и Пятый фортепианные концерты.
В 1927 и 1929 годах Прокофьев с большим успехом выступал в Советском Союзе. В 1933 году вернулся на Родину.
В последующие годы Прокофьев много работал в разных жанрах. Он создал один из своих шедевров — балет "Ромео и Джульетта" (1936), лирико-комическую оперу "Обручение в монастыре" (1940), кантаты "Александр Невский" (1939) и "Здравица" (1939), Шестую сонату для фортепиано (1940), цикл фортепианных пьес "Детская музыка" (1935), симфоническую сказку "Петя и волк" (1936).
Летом 1941 года на даче под Москвой Прокофьев написал заказанный ему Ленинградским театром оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский театр) балет-сказку "Золушка".
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) он создал оперу-эпопею "Война и мир" по роману Льва Толстого (1943), написал Седьмую сонату для фортепиано (1942) и Пятую симфонию (1944).
В послевоенное время композитором были созданы Шестая (1947) и Седьмая (1952) симфонии, Девятая фортепианная соната (1947), виолончельная Соната (1949) и Симфония-концерт для виолончели с оркестром (1952).
Он также вел занятия по композиции в Школе высшего мастерства при Московской консерватории.
Прокофьев написал музыку к кинофильму "Поручик Киже" (1934) Александра Файнциммера, историческим драмам Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" (1938) и "Иван Грозный" (1942). Им также была создана музыка к спектаклю режиссера Александра Таирова "Египетские ночи" (1934) в Камерном театре.
Композитор был членом римской академии "Сайта Чечилия" (1934), Шведской королевской музыкальной академии (1947), почетным членом художественного общества "Умелецка беседа" в Праге (1946).
В 1948 году музыка Прокофьева, наряду с произведениями других крупнейших советских композиторов, была объявлена "формалистической".
5 марта 1953 года Сергей Прокофьев скончался в Москве от гипертонического криза. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Композитор оставил огромное творческое наследие — восемь опер; семь балетов; семь симфоний; девять фортепианных сонат; пять фортепианных концертов (из них Четвертый — для одной левой руки); два скрипичных и два виолончельных концерта (Второй — Симфония-концерт); шесть кантат; ораторию; камерные сочинения; ряд вокальных сочинений на слова Анны Ахматовой, Константина Бальмонта, Александра Пушкина и др.
Творчество Прокофьева было отмечено различными наградами. В 1947 году ему было присвоено звание народного артиста РСФСР. Он был лауреатом шести Сталинских премий (1943, 1946 (три), 1947, 1951). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1943). В 1944 году ему была присуждена золотая медаль Лондонской филармонии.
В 1957 году композитор был удостоен Ленинской премии (посмертно).
Сергей Прокофьев был женат дважды. С первой женой — певицей Каролиной (Линой) Кодиной (1897-1989), имевшей российско-испанское происхождение, они поженились в 1923 году в Германии. В 1948 году Лина была арестована по обвинению в шпионаже и приговорена к 20 годам лагерей строгого режима. В 1956 году она была реабилитирована и вернулась в Москву, в 1974 году выехала из СССР. За рубежом она основала Фонд Прокофьева, который затем разросся до Архива и Ассоциации Прокофьева. В первом браке у композитора родились два сына — Святослав (1924) и Олег (1928), ставший художником. Оба сына эмигрировали из СССР в Париж и Лондон.
Олег Порокофьев перевел и издал дневник и другие сочинения отца, занимался популяризацией его творчества. Сын Олега и внук Прокофьева — Габриэль стал композитором, является владельцем компании звукозаписи Nonclassical, занимающейся продвижением молодых музыкантов и исполнителей современной классической музыки.
В 1948 году без оформления развода Прокофьев официально женился на Мире Мендельсон (1915-1968). В 1957 году Лина Кодина восстановила через суд права жены композитора.
Имя Прокофьева было присвоено детской музыкальной школе № 1 в Москве, в которой в 1968 году открыт музей Прокофьева, а во дворе школы установлен памятник.
В 1991 году в здании бывшей сельской школы, где преподавала мать композитора, был открыт Музей Сергея Прокофьева на его родине — в селе Красном Красноармейского района Донецкой области (Украина). Там же был установлен памятник композитору.
В 2008 году был открыт Музей-квартира Сергея Прокофьева в Камергерском переулке Москвы, где он провел последние годы жизни.
В 1991 году , в ознаменование 100-летия со дня рождения композитора, был учрежден Международный конкурс имени С.С. Прокофьева, который проводится в Санкт-Петербурге по специальностям: симфоническое дирижирование, композиция и фортепиано.
Год 125-летия композитора, по предложению президента РФ объявлен в России Годом Прокофьева.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
- Мы диалектику учили не по гегелю Включение категории практики в диалектику
- Украинцы в СС и Вермахте или «Наши герои лежат под Бродами Котел под бродами
- Книга: Штейнберг Марк «Евреи в войнах тысячелетий Летопись военной доблести евреев
- Третья мировая война может начаться совсем скоро Возможность 3 мировой войны