Биография. История компании Kodak: Джордж Истман Управление и благотворительность
В вестибюле концертного зала музыкальной школы, основанной Истманом в Рочестере (штат Нью-Йорк), висит мемориальная доска, увековечившая память Марии Килбурн, матери Джорджа Истмана.
И это очень символично. Человек, создавший компанию "Кодак", очень любил свою мать, которая разделяла с ним все невзгоды и в детстве и в юности. Радостью его жизни была музыка. Он верил всем сердцем, что прогресс общества почти всецело зависит от образования.
Основание музыкальной школы и постройка театра, колыбели филармонического оркестра в Рочестере, позволили Истману претворить мечты в жизнь.
Его щедрость оказывала огромное влияние на жизнь сотен людей и на весь город Рочестер в целом, и эта филантропическая акция - еще одно тому подтверждение.
Создание многонациональной компании и ее становление как важного промышленного центра требовало огромных усилий и жертв. Все было очень непросто.
Детство
Джордж Истман родился у Марии Килбурн и Джорджа Вашингтона Истмана 12 июля 1854 года в деревне Уотервиль, в 20 милях на юго-запад от г. Ютики (штат Нью-Йорк). Он был самым младшим из троих детей. Их старый дом, где родился не только Истман, но и его отец, дом, где Истман провел свое детство, был перевезен в Музей графства Джинеси в г. Мамфорд (штат Нью-Йорк) близ Рочестера. Когда Джорджу было 5 лет, его отец продал хозяйство и семья переехала в Рочестер. Отец отдал все свои силы основанию торгового колледжа. Но случилось непоправимое - отец Джорджа умер. Строительство колледжа прекратилось, и семья попала в трудное финансовое положение.
Джордж бросил школу в 14 лет, чтобы пойти работать и поддерживать семью. Сначала он работал посыльным в страховой компании с окладом 3 доллара в неделю, годом позже - клерком в другой страховой фирме. По собственной инициативе он принял на себя дополнительные обязанности и стал заполнять страховые полисы, а иногда даже сам их готовил. Его жалованье увеличилось до 5 долларов в неделю.
Но даже это повышение не способно было покрыть все семейные расходы. И поэтому по вечерам он изучал бухгалтерское дело, надеясь получить более высокооплачиваемую должность.
В 1874 году после пятилетней работы в страховой компании его назначили на должность младшего клерка в Сберегательном банке Рочестера. Жалованье Джорджа составляло уже 15 долларов в неделю.
Лучшие дня
В возрасте 24 лет Джордж Истман решил отдохнуть в Санто Доминго. Когда его товарищ посоветовал ему зафиксировать свои впечатления об этой поездке, Джордж купил себе фотоаппарат с принадлежностями для приготовления и обработки влажных стеклянных фотографических пластин. Фотоаппараты по размерам напоминали современные микроволновые печи, а для их установки необходимы были тяжелые треножные штативы. Кроме того, с собой надо было носить палатку. Эта палатка предназначалась для нанесения фотоэмульсии на пластины перед экспонированием, проявления и высушивания. Кроме этого, с собой необходимо было носить химикаты, стеклянные емкости, тяжелый держатель для пластин и кувшин с водой. Только лошадь, по словам Истмана, была в силах донести до места съемки всю эту экипировку. Наконец, инструктаж по пользованию всем этим оборудованием для фотографирования стоил 5 долларов.
Однако Истман так и не поехал в Санто Доминго, но очень заинтересовался фотографией и задумался над тем, как упростить сложный процесс фотографирования. "Автопортрет", сделанный на экспериментальной пленке
Из английских журналов Истаман узнал, что фотографы сами готовят фотоэмульсию из желатины. Стеклянные пластины, на которые наносилась эмульсия, оставались чувствительными к свету и после высыхания и могли экспонироваться позже. Воспользовавшись рецептом, взятым из этих журналов, Истман приступил к самостоятельному приготовлению желатиновой фотоэмульсии.
Днем он работал в банке, а ночью экспериментировал на кухне. Его мама вспоминает, что иногда он так уставал, что не раздевшись, спал на полу, на одеяле около кухонной плиты.
После трех лет экспериментов ему, наконец, удалось разработать рецепт новой фотоэмульсии. В 1880 году Истман не только изобрел сухую фотопластину, но и создал машину для массового изготовления таких пластин. Он быстро понял перспективность бизнеса, связанного с изготовлением сухих фотопластин и продажей их фотографам.
Рождение компании
В апреле 1880 года Истман взял в аренду третий этаж здания на улице Стейт в Рочестере и приступил к производству сухих пластин на продажу. Одной из его первых покупок был подержанный двигатель стоимостью 125 долларов.
Позднее Истман вспоминал: "Мне нужна была только одна лошадиная сила, а эта установка тянула на две. Но я верил, что мой бизнес от этого только выиграет. Стоило рискнуть, и я решился".
В период становления молодой компании Истману пришлось однажды испытать полное крушение его надежд, когда в руки покупателей попали некачественные пластины. Истман заменил их хорошими. "Мы потратили на это последние деньги", - вспоминал он, - "но приобрели нечто более важное - репутацию".
"Фотография полностью нас поглотила, и мы не только выпускали сухие пластины, но и каждый день стали заниматься фотографией. Мы хотели так упростить процесс фотографирования, чтобы фотоаппаратом можно было пользоваться так же легко, как и обычным карандашом".
Эксперименты Истмана были направлены на поиск более легкой и гибкой основы для эмульсии, чем стекло. Он начал наносить фотографическую эмульсию на бумагу, а затем скручивал ее и помещал в круглую кассету. Эта кассета использовалась в фотоаппарате вместо кассеты для стеклянных пластин.
В 1885 году в газете появилась следующая реклама: "Вскоре вам будет представлена новая светочувствительная пленка - более экономичный и удобный заменитель сухих стеклянных пластин для фотографирования в студии и на улице".
Эта фотографическая система с использованием круглых кассет рулонной бумаги, покрытой фотоэмульсией, имела громадный успех. Однако использование бумаги в качестве подложки для эмульсии имело свои недостатки. Зернистая структура бумаги проявлялась в повышении зернистости фотографического изображения.
Истман решил покрыть бумагу слоем обычной растворимой желатины, а затем слоем нерастворимой светочувствительной желатины. После экспонирования и проявления слой желатины с изображением снимался с бумаги и переносился на лист прозрачной желатины. Далее этот слой покрывался коллодиевым лаком - раствором целлюлозы, образующим при высыхании прочную гибкую пленку.
Совершенствуя технологию изготовления прозрачной рулонной пленки и конструкцию круглой кассеты, Истман полностью изменил направление своей деятельности и создал базу, на основе которой можно было достичь успеха в любительской фотографии.
Позднее Истман вспоминал: "Когда мы начали работать над созданием пленки, мы думали, что фотографы, использующие стеклянные пластины, с большим энтузиазмом воспримут наше изобретение и перейдут на применение пленки. К сожалению, выяснилось, что лишь немногие воспользовались нашим изобретением. Для того чтобы достичь больших успехов в этом бизнесе, мы должны были сделать так, чтобы фотография стала доступной всем".
Истман сам придумал слоган для рекламы своего фотоаппарата в 1888 году: "Вы нажимаете кнопку затвора, а мы делаем все остальное". Эта фраза стала знаменитой. Позднее идеи Истмана в области рекламы стали воплощаться менеджерами по рекламе во всех рекламных материалах компании.
Изображение "кодаковской девушки", держащей фотоаппарат и улыбающейся фотографам, стало популярным. В 1987 году слово "Kodak", освещенное лампочками на Трафальгарской площади, стало одним из первых логотипов, используемых в рекламе.
Сегодня торговую марку фирмы "Kodak," придуманную Истманом, знает практически каждый.
Впервые слово "Kodak" было зарегистрировано как торговая марка в 1888 году. Создавалось множество красивых теорий по поводу происхождения этого слова. Но оказалось, что Истман просто его придумал.
Джордж Истман так объяснял происхождение этого слова: "Я сам придумал это слово. Буква "К" - моя любимая буква алфавита. Она мне кажется сильной и запоминающейся. Мне пришлось перепробовать множество комбинаций букв, прежде чем получилось слово, начинающееся и заканчивающееся на букву "К". И слово "КОДАК" - результат моих попыток". Слово "КОДАК" окружено контрастным желтым фоном. Этот логотип теперь стал неотъемлемой частью оформления продукции компании Kodak и известен по всему миру.
Благодаря изобретательскому гению Истмана, любой может фотографировать, просто нажимая кнопку затвора компактного фотоаппарата. Он всех нас сделал фотографами.
Помощь служащим
Личные качества, изобретательность и демократизм Истмана помогли ему предвидеть очень многое в создании своего собственного дела. Он смотрел далеко вперед и считал, что служащие должны получать, кроме зарплаты, нечто большее.
С самого начала он стал подумывать о дивидендах на зарплату для своих служащих. Так, в 1899 году Истман распределил между своими служащими довольно большую сумму денег. Позже он создал фонд "дивидендов на зарплату", из которого каждый служащий, помимо зарплаты, получал ежегодные дивиденды, пропорциональные ежегодной прибыли компании. Таким образом, чистая прибыль от доходов компании распределялась между служащими компаниями.
Процветание любой компании, по мнению Истмана, зависит не только от изобретений и их оригинальности, но и в большей мере от доброжелательности и лояльности служащих, которые, в свою очередь, должны участвовать в распределении прибыли предприятий.
В 1919 году Истман пожертвовал служащим одну треть своих личных средств из фонда компании - 10 млн. долларов. Затем последовало введение пособия по уходу на пенсию, страхования жизни и пособия по нетрудоспособности. Со всеми этими льготами и дивидендами служащие спокойно смотрели в будущее, верили в стабильность своего положения.
Карл Акерман, автор его биографии, писал в 1932 году: "Мистер Истман был гигантом своего времени. Потребовались годы для осознания и принятия его социальной философии. А он уже тогда использовал ее для строительства своей компании".
Филантропия
Истман известен не только как пионер в фотографии, но и как филантроп. И здесь, как и во всем остальном, он был страстным энтузиастом.
Он начал помогать некоммерческим институтам, когда его собственный доход составлял 50 долларов в неделю - он оказывал денежную помощь молодому, борющемуся за выживание Механическому институту в Рочестере (сейчас - Рочестерский технологический институт).
Его любимцем стал Массачусетский технологический институт, так как многие выпускники этого института стали лучшими помощниками Истмана. Его суммарный безвозмедный вклад в бюджет института составил почти 20 млн. долларов. Все вклады он делал анонимно под именем "Мистер Смит", и слухи о таинственном мистере Смите быстро распространились среди студентов и преподавателей. Это имя даже попало в популярную песенку института.
Особый интерес Дж. Истман проявлял к стоматологическим клиникам. Был разработан комплексный план по финансированию стоматологической клиники в Рочестере (сумма составляла 2,5 млн. долларов). Он финансировал массовое производство лекарственных стоматологических препаратов для детей. Стоматологические клиники также были созданы в Лондоне, Париже, Риме, Брюсселе и Стокгольме.
Когда Дж. Истмана спросили, почему он так любит стоматологические клиники, он ответил: "В этой области я лучше ощущаю результаты от своей благотворительности. Медициной установлено, что за зубами, горлом и носом детей нужно следить с раннего детства. Если они будут здоровые, веселые и красивые, у них больше шансов достичь успехов в жизни".
Истман очень любил музыку и хотел, чтобы другие также почувствовали всю ее красоту и наслаждались ей. Он основал и взял на попечение музыкальную школу, театр и симфонический оркестр. Истман говорил: "Очень легко нанять профессиональных музыкантов, но невозможно купить любовь к музыке. Все попытки вызвать эту любовь у людей обречены на провал, если большинство людей не получают от нее удовольствие". Его план преследовал практическую цель - приучить людей к музыке, и результат был таков, что жители Рочестера десятилетиями поддерживали свой собственный филармонический оркестр.
Благодаря Истману процентная ставка на капитал, вложенный в стоматологические клиники, увеличилась. Истман был инициатором и способствовал принятию программы развития медицинской школы и больницы в Рочестерском университете.
Истман внес большой вклад в улучшение жизни населения Рочестера. Он проявлял заботу и о чернокожем населении - об этом свидетельствуют многочисленные подарки институтам Хэмптон и Таксидж. Однажды он выписал чек на 30 млн. долларов Рочестерскому технологическому университету и институтам Хэмптон и Такскидж. "Мировой прогресс полностью зависит от уровня образования. Я выбрал именно эти институты, так как хотел вложить деньги в определенные области образования. Я чувствовал, что именно здесь смогу получить результаты быстрее всего". Без преувеличения можно сказать, что Истман служил людям.
Часы отдыха
Джордж Истман был очень скромным человеком и избегал выставлять свою личную жизнь напоказ. Парадоксально, но человек, чье имя ассоциируется с фотографией, сам фотографировался очень редко. По сравнению с другими известными людьми своего времени, сохранилось лишь немного фотографий самого Истмана. Когда он прогуливался по главной улице Рочестера, прохожие его не узнавали. Его увлечениями стали музыка, цветы, картины и природа.
Он жил в соответствии со своей собственной философией. "То, что мы делаем во время работы, определяет наше материальное положение, а то, что мы делаем во время отдыха, - нашу сущность". С ним никто не мог сравниться по способности трудиться без устали. Он был высоким профессионалом в своем деле, а дома и во время отдыха становился нежным и любящим человеком.
Как мастер на все руки, Истман любил столярничать в своем простом охотничьем домике в Северной Каролине. Он увлекался охотой и рыбалкой, тщательно готовил свое охотничье снаряжение - каждый предмет у него имел свой номер и место в багаже в зависимости от веса и размера. Собирая снаряжение, он руководствовался принципом, что любой взятый предмет должен использоваться на охоте минимум два раза. Истман был отличным кулинаром: его рецепты были точными и во всех походах его назначали главным поваром.
Во время своих ранних поездок по Европе он посещал картинные галереи, следуя определенной системе. Когда у него появилась возможность приобретать шедевры живописи, он говорил: "Я никогда не покупаю картину, пока она не побудет некоторое время у меня в доме". И результат был налицо: в его доме была собрана прекрасная коллекция картин.
Мечта первооткрывателя
Истман был скромным человеком, изобреталем, специалистом, организатором, человеком с богатым воображением, патриотом и филантропом.
В некрологе, посвященном кончине Истмана, газета "Нью-Йорк Таймс" писала: "Истман внес огромный вклад в развитие системы образования современного мира. Он помогал учебным и научным учреждениям, поддерживал музыкальную культуру, содействовал укреплению здоровья людей, помогал беднякам и, превратив свой родной город в центр культуры, прославил свою страну в глазах всего мирового сообщества".
Американский изобретатель сухой фотографической пленки, Истмен изобрел камеру «Кодак» в 1884 году. Когда в 1928 году появился «Кодакколор», мультимиллионер уже добился монопольного контроля над всей фотографической индустрией Америки.
Филантропия Истмена была общеизвестна: он роздал при жизни 80 миллионов долларов, что составило более половины заработанного им капитала, покровительствовал, в частности, Университету Рочестера и Массачусетскому технологическому университету. Он прожил со своей матерью вплоть до ее смерти в 1907 году и никогда не был женат.
В конце 1930 года Истмен, будучи в возрасте восьмидесяти шести лет, заметил первые признаки дегенерации нижнего отдела спинного мозга. Вскоре он стал приволакивать ноги при ходьбе. Специалисты подтвердили самые страшные предположения: болезнь прогрессировала. Служащие Истмена заметили, что теперь, подходя к лифту своего офиса в Рочестере, он прислонялся к стене, чтобы не упасть. Однажды Истмен сказал своему врачу, доктору О. А. Стюарту: «Одли, ты тут все время крутишься со своим стетоскопом. Я что-то не чувствую, где именно мое сердце. Найди-ка его для меня». Врач проделал это, профессионально простучав грудную клетку Истмена.
В марте 1932 года миллионер-филантроп пересмотрел свое завещание, закрепив свое решение передать практически все оставшееся достояние Рочестерскому университету. Во время описи имущества, которая заняла несколько дней, он спрятал один пистолет в ящик своего стола в спальне, а второй среди книг.
В субботу, 12 марта, Истмен вышел из своего особняка по теперешней Ист-Авеню, чтобы в последний раз проехать по университетскому городку и огромному парку фирмы «Кодак». Через два дня свидетели и сотрудники компании «Кодак» пришли к нему домой для подписания завещания. Истмен был очень весел, шутил по поводу сломавшейся авторучки. Свидетели ушли, и секретарь Алис Хатчисон получил распоряжение взять в банке двадцатидолларовые золотые, чтобы наградить их за услуги. Секретарь был удивлен столь щедрому вознаграждению и в недоумении вернулся назад - обычные чаевые хозяина составляли десять долларов. Когда Хатчисон приоткрыл дверь в спальню, Истмен резко обернулся. «В чем дело?» - резко крикнул он, но смягчился, когда мистер Хатчисон объяснил причину своего возвращения. «Все правильно, - ответил Истмен, - но в этот раз я плачу двадцать долларов». Когда Истмен остался один, он черкнул записку не желавшей слушаться рукой:
«Моим друзьям. Работа окончена. Зачем ждать? Д. И.»
Затем Истмен достал пистолет из письменного стола, лег на постель, накрыл грудь мокрым полотенцем (очевидно, чтобы избежать ожога), приставил дуло пистолета к виску и нажал на курок.
Услышав звук выстрела, Стюарт и медсестры прибежали в спальню и нашли хозяина мертвым. Записка лежала на ночном столике.
Было около полудня 14 марта 1932 года. В течение следующего часа, когда известие о смерти Истмена дошло до Уолл-стрит, акции «Истмен Кодак» упали в цене, хотя факт самоубийства не оглашался до закрытия торгов.
Похоронная служба прошла без чтения панегириков, как того желал покойный, в Епископальной церкви Св. Павла в Рочестере. Громкоговорители передали службу Iля пятитысячной толпы людей, стоявших на улице, одновременно велась радиотрансляция. Производство на заводе «Кодак» было приостановлено, прекращены занятия в университете и музыкальной школе Истмена. Прославившегося филантропа похоронили рядом с его родителями в родном Уотервилле, рядом с Утикой, шт. Нью-Йорк.
См. Роджер Баттерфилд. «Удивительная жизнь Джорджа Истмена», журнал «Лайф», 26 апреля 1954 года.
Джордж Истмен родился в 1854 году в американском городке Уотервилле в семье небогатого бизнесмена. Его отец умер, когда мальчику исполнилось семь лет, и мать, чтобы хоть как-то содержать семью, вынуждена была сдавать комнаты постояльцам. Проучившись всего 7 лет, Истмен бросил школу и устроился работать в страховую компанию с окладом всего 3 доллара в неделю. Этого едва хватало, чтобы прокормить семью, и тогда Джордж взялся за дополнительную работу в банке Рочестера, а по вечерам самостоятельно стал изучать бухгалтерию.
Рождение компании
В возрасте 24 лет Истмен решил отдохнуть в Санто-Доминго и запечатлеть на фотоплёнку все красоты города. Однако купленный фотоаппарат оказался настолько громоздким и неудобным в транспортировке и эксплуатации, что он решил отказаться от этой идеи. Но с этого момента все его мысли были заняты фотографией: он поставил перед собой цель максимально упростить этот трудоёмкий процесс.
В 1879 году Истмен построил машину для изготовления сухих броможелатиновых фотографических пластинок, а с сентября 1880 года начал выпускать сами фотопластинки. 1 июня 1881 года была зарегистрирована «Компания сухих пластинок Истмена» (англ. Eastman Dry Plate Company). В 1883 году его фирма выпустила рулонную плёнку, которая подходила практически ко всем фотоаппаратам со стеклянными пластинками. В 1884 году партнерство Истмен-Стронг дало начало новой фирме - «Компании по производству сухих пластинок и фотопленки» (англ. Eastman Dry Plate and Film Company).
Летом 1888 года был выпущен первый фотоаппарат под маркой Kodak. Он представлял собой небольшую ящичную камеру: затвор был с одной выдержкой, объектив с постоянной диафрагмой давал резкое изображение от 2,5 м до бесконечности, а заряжался фотоаппарат плёнкой на 100 кадров. Его полная стоимость составляла 25 долларов.
4 сентября 1888 года Kodak был зарегистрирован как товарный знак. В 1889 году был создан концерн Eastman Company, а с момента регистрации в Нью-Йорке в 1892 году компания стала носить имя Eastman Kodak Company. В 1901 году компания была зарегистрирована в американском штате Нью-Джерси под названием Eastman Kodak Company of New Jersey, под которым она существует и по сей день.
Маркетинг
Истмен уделял особое внимание рекламе компании и лично сам писал рекламные тексты для первой продукции Kodak. В 1888 году он придумал лозунг: «Вы нажимаете кнопку - мы делаем остальное», который красовался на фасаде фабрики в Рочестере, а также в многочисленных рекламных проспектах.
Ещё одной его находкой стало само название компании - Кодак.
Социальные преобразования
Истмен всегда уделял особое внимание сотрудникам своей компании, причём акцентировался не только на жаловании. Так, он стал первым, кто ввёл пособия по уходу на пенсию, страхования жизни и пособия по нетрудоспособности для своих работников.
Культурная деятельность
Истмен является основателем Истменовской школы музыки. Был широко известен своей благотворительной деятельностью, в особенности помощью стоматологическим клиникам. Также располагал крупной частной коллекцией картин.
Поздние годы
В последние 2 года жизни здоровье Истмена резко ухудшилось, и вскоре он узнал от врача, что неизлечимо болен. 14 марта 1932 года он покончил жизнь самоубийством, выстрелив из пистолета себе в сердце. Джордж Истмен, который так и не женился, был похоронен на территории основанной им компании Kodak в Рочестере.
Джордж Истмен родился в 1854 году в небольшом американском городе Уотервилл (по некоторым данным на тот момент эта была маленькая деревня). Детство Истмена сложно назвать хорошим. Семья была небогатой, а жизнь в то время тяжелой. Отец Истмена достаточно рано умер, а потом семье приходилось постоянно сдавать комнаты в своем доме постояльцам. Это было неприятно, опасно, но необходимо. Джордж не был единственным ребенком в семье, кроме него было еще двое.
Молодой Истмен так и не смог окончить школу, отучившись в ней 7 лет он отправился работать.(интересно, что в школе ему дали характеристику «без особых способностей») Первая работа Джорджа была грязной. Он устроился в страховую компанию. В его обязанности входило чистить плевательницы, выносить мусор, а также выполнять работу посыльного. Впрочем, Джордж не испытывал неприязни к своей работе, так как понимал, что это временные неудобства.
Истмен думал, что если он старательно будет выполнять свою работу в страховой компании, то рано или поздно его повысят. Он ошибался. В итоге Джордж перешел в конкурирующую страховую компанию, где и начался его карьерный рост. Когда Джорджу Истмену было только 17 лет, его месячный заработок составлял 42 доллара. К тому же он подрабатывал в пожарной команде в некоторые дни, получая 8 долларов в месяц за эту работу.
Первый успех пришел к Истмену в 20 лет. Тогда он устроился в банк Рочестера. В крупный банк. На эту должность пыталось попасть много людей. Истмен смог пройти жесткий отбор, несмотря на свою стеснительность. Во многом этому поспособствовало и то, что Истмен интересовался инвестициями. И разбирался в них. Ему было немногим больше 20 лет, а он уже имел несколько закладных, которые приносили небольшие деньги. Кроме того, часть денег Джордж инвестировал в недвижимость. Занимаясь инвестициями в недвижимость, Истмен часто ездил в другие города.
Однажды он отправился на Карибы, чтобы посмотреть, как обстоят там дела с недвижимостью. Он хотел сразу же продать пару домов на Карибах, а потому решил взять с собой фотоаппарат. Впрочем, поездка не состоялась. Это был 19 век, и чтобы сфотографировать места на Карибах Истмену потребовалось бы нанимать целую повозку только для принадлежностей к фотоаппарату. Интересно то, что это только одна из двух основных версий, о том, почему Джордж решил создать свой фотоаппарат. Исходя из второй, он просто намеревался отправиться отдыхать в город Санто-Доминго. Его лучший друг посоветовал ему сделать фотографии тех мест. Истмен купил фотоаппарат и все необходимые для него на тот момент принадлежности. После чего понял, что придется нанимать повозку для всего этого и отказался от отдыха…
Однако Джордж Истмен не был расстроен, что сорвалась его поездка. Он просто загорелся идей создания нового фотоаппарата, компактного, такого чтобы им могли пользоваться простые люди. Работая днем на заводе General Electric, вечерами Истмен читал литературу, посвященную фотоделу. Он забыл о том, что такое нормальная жизнь.(да и не было у него ее никогда) Джордж засыпал прямо на своем рабочем столе, чтобы утром проснувшись направиться на завод GE. Ключевым стал 1878 год, в котором Истмен прочитал статью англичанина Чарльза Беннета, посвященную приготовлению эмульсии для сухих пластин. В будущем Истмен часто будет говорить, что эта статья направила его в правильную сторону.
После многих бессонных ночей Джордж Истмен представил миру новую технологию производства сухих пластин. Недолго думаю, он запатентовал ее. После этого Джордж представил машину для промышленного выпуска пластин. А уже в 1888 году Истмен арендует целый этаж здания на улице Стей-Стрит. (в городе Рочестер) В этот момент Джордж решает покинуть банк, в котором занимал позицию главного бухгалтера. Интересно то, что не только бизнес побудил его к этому. Джордж Истмен был разочарован тем, что его не назначали руководителем банка, хотя он явно того заслуживал. Вместо него выбрали одного из родственников хозяина. Это было несправедливо, но кто знает, как повернулась бы судьба Истмена останься он в банке?
В итоге благодаря финансовой поддержке старого друга отца Гарри Стронга Истмен основал свою компанию, в которой занял место главного бухгалтера. Президентом стал более опытный Стронг. Компанию назвали «Eastman Kodak Company». Правда, в народе она более известна, как просто Kodak. Название придумал сам Истмен. Вот что он сказал по этому поводу: «Я сам придумал это слово. Буква «К» - моя любимая буква алфавита. Она мне кажется сильной и запоминающейся. Мне пришлось перепробовать множество комбинаций букв, прежде чем получилось слово, начинающееся и заканчивающееся на букву «К». И слово «КОДАК» - результат моих попыток».
Когда Джордж только начинал свой бизнес случались и катастрофические ЧП. В один из дней многими клиентами были куплены откровенно низкокачественные пластины. Kodak заменил их на хорошие. Это стоило компании последних денег. Впоследствии Джордж Истмен скажет по этому поводу следующие слова: «Мы потратили на это последние деньги, но приобрели нечто более важное - репутацию».
В 1885 году в некоторых газетах появилась реклама Kodak, которая гласила: «Вскоре вам будет представлена новая светочувствительная пленка - более экономичный и удобный заменитель сухих стеклянных пластин для фотографирования в студии и на улице». Так и произошло. Правда, вскоре оказалось, что у такого метода фотографирования есть и свои минусы. Зернистая бумага способствовала появлению зернистости и на самих фотографиях. Несмотря на этот неприятный момент, такой вид фотографирования стал пользоваться огромным успехом. Истман понимал недостатки текущей пленки, а потому компания постоянно совершенствовала ее. Очень важным аспектом стало то, что пленка не пользовалась особой популярностью у профессионалов в то время. А потому Джордж Истмен решил, что для успеха компания должна сделать фотографию доступной для обычных людей. Нужно было серьезно упростить сам процесс фотографирования, фотоаппараты.
Так в 1888 году началась знаменитая рекламная кампания Kodak, слоганом который было «Вы нажимаете кнопку затвора, а мы делаем все остальное». Интересно то, что его придумал сам основатель компании, Джордж Истмен. Пленочная фотографии стала набирать популярность. Простые люди использовали ее повсеместно. Марку Kodak стали узнавать. А ее логотип, надпись на желтом фоне не претерпел никаких изменений до сих пор, и при этом является одним из самых узнаваемых брендов мира.
Для многих остается загадкой тот факт, что, несмотря на то, что Истмен стоял у истоков появления массовой фотографии, сам он очень редко появлялся на каких-либо снимках. Из-за этого Джорджа нельзя назвать известной личностью своего времени. При встречах мало кто узнавал гения Kodak. Впрочем, это никогда не задевало его, так как он никогда не стремился к известности. Он просто делал то, что считал нужным. Кроме деятельности в Kodak Джордж Истмен активно участвовал в благотворительности. Конечно, особое внимание он уделял университетам, ведь именно они растили новые кадры для компании Kodak. Также Истмен тратил много денег на поддержание зубоврачебных клиник, которые в то время находились в не очень хорошей ситуации. И конечно музыка. Джордж страстно любил слушать хорошую классическую музыку. Он даже спонсировал филармонический оркестр Рочестера. Вообще, его вклад в улучшение жизни города сложно переоценить.
Что касается личной жизни Истмена, то известно, что он был одиноким человеком. Отдавая всего себя обществу у него не было времени на то, чтобы устроить свою личную жизнь. Известно лишь, что он очень увлекался кулинарией и столярным делом. Причем достиг определенных успехов в обоих видах деятельности.
В 30-е годы Джордж Истмен узнал о том, что неизлечимо болен. Но перспектива умереть в мучениях от болезни не прельщала Джорджа, а потому в 32 года он написал записку своим друзьям, в которой говорилось: «Моим друзьям. Мое дело завершено - зачем еще чего-то ждать?». Сразу же после этого Истмен прострелили себе сердце из пистолета. Герой, отдавший всего себя обществу, заслужил мировую известность. Спустя десятки лет его биографию изучают в университетах, а в городе Рочестер до сих пор считают Истмена лучшим деятелем за всю историю.
Надо отметить, что не все так просто и в смерти Джорджа. Некоторые утверждают, что ее причиной стала вовсе не болезнь, а одиночество. Кто-то говорит, что на тот момент Истмен добился всего чего хотел, и реализовал все свои планы, а потому просто не понимал, зачем жить дальше. Так или иначе, людям никогда не узнать настоящую причину этого поступка, вокруг которого ходит немало легенд. Стойте, а может Джордж Истмен именного этого и хотел?
Раздел:Навигация по записям
(George Eastman; 1854 - 1932) - американский предприниматель и изобретатель, основатель транснациональной корпорации Eastman Kodak, которая изменила жизнь людей и их мировосприятие. Он изобрел катушечную фотопленку, дав тем самым толчок развитию фотографии.
Истмен родился 12 июля 1854 года в городе Уотервилле, штат Нью-Йорк, США в семье Джорджа Вашингтона Истмена и Марии Килборн, на старой семейной ферме, которую его родители купили в 1849 году. У Джорджа было две старших сестры - Эллен Мария и Кейти. Его отец посвятил всю свою энергию созданию Школы коммерции Истмена. Но здоровье Истмена-старшего быстро начало ухудшаться и семья решила бросить свою ферму и переехать в город Рочестер в 1860 году. В мае 1862 года отец умирает от заболевания мозга. Мать Джорджа, чтобы прокормить семью и оплатить обучение сына устраивается на работу. Вторая сестра Истмена, Кейти, заболевает полиомиелитом, и умирает в молодом возрасте в 1870 году. Молодой Истмен был вынужден покинуть школу и устроиться на работу. Его первым рабочим опытом стала должность посыльного в страховой компании с заработной платой в 3 долл. в неделю. Год спустя он переходит на ту же должность в другую страховую компанию, где в результате собственной инициативы он берет на себя ответственность за привлечение новых клиентов и зарплата поднимается до 5 долл. в неделю. Но несмотря на все это, его дохода по прежнему не хватало чтобы покрыть семейные расходы. Истмен решается посещать вечерние курсы по бухгалтерскому учету, для того чтобы найти более высокооплачиваемую работу. И, наконец, в 1874 году, после пяти лет в страховом бизнесе, он находит работу младшего клерка в Сберегательном банке Рочестера, где его заработная плата утроилась и стала чуть более 15 долл. в неделю.
Рождение компании
Когда Исмену исполнилось 24 года, он запланировал на время отпуска поехать в Санто-Доминго и для этого решил взять с собой в поездку фотоаппарат. Представить, что представлял из себя фотоаппарат того времени, нам, современным людям, довольно трудно, но по описаниям Истмена, он был настолько тяжелый и неудобный, что ходить с ним было невозможно. Для него требовалась тяжелая и устойчивая тренога. А оборудование, которое к нему прилагалось - пластины фотопленки, различные химикаты и реактивы, стеклянные колбы, держатель для пластин, весили не меньше чем сам аппарат. Истмен так и не поехал в Сан-Доминго, но для себя решил и поставил цель, чтобы максимально упростить весь процесс фотосъемки. Именно этот момент стал в его биографии переломным.
Истмен начал пристально изучать все, что связано с фотографией. Однажды, читая один из британских научных журналов он наталкивается на статью, где описывается, что фотографы сами изготавливают собственные эмульсии броможелатина, которая идет на пропитывание пластин, которые в свою очередь, благодаря данному способу, оставались чувствительными и после высыхания. Взяв себе на примету формулу броможелатина из этого журнала, Истмен начал делать собственную эмульсию. Он все еще работал в банке, а после работы дома на кухне эксперементировал с фотографией. Как утверждала его мать, однажды Джордж так и уснул одетый на полу возле кухонной печи.
После трех лет экспериментов у Истмена наконец то была полностью подходящая формула. К 1880 году он не только изобрел сухую формулу пластин, но и построил и запантетовал машину для изготовления сухих фотопластин. Таким образом, он быстро осознал, что это может принести ощутимый доход и стал продавать их, зарегестрировав свою компанию под названием «Eastman Dry Plate Company» в 1881 году. Для этого он арендовал третий этаж одного из зданий Рочестера.
Молодая компания Истмена росла, но как многие предприятия, сталкивалась с проблемами, а однажды была на грани банкротства. Случилось это из-за того, что по какой-то причине сухие пластины, которые продавала его компания стали разлагаться прямо в руках тех, кто их купил. Истмену пришлось возмещать ущерб, причиненный покупателям и обменивать испорившийся продукт на более качественный. «Компенсирование ущерба отняло у нас последний доллар, но важнее всего для нас была репутация» - вспоминал впоследствии Истмен. С этого момента эксперименты Истмена были направлены на улучшение фотопластин. «Камера должна стать столь же удобной, как карандаш» - говорил он. Наконец, после длительных трудов, в 1883 году, Истмен изобрел рулонную пленку, сразу же поступившая в производство. Данное изобретение Истмена изменило целое направление в фотоиндустрии и дало толчок к развитию любительской фотографии.
Истмен искренне верил в важность рекламы как инстремент действующий на мнение общественности. Самые первые продукты Kodak рекламировались в ведущих газетах и периодических изданиях, в виде объявлений, написанных самим Истменом. Он выдумал лозунг: «Вы нажимаете на кнопку, мы делаем остальное», который впоследствии стал известной фразой. Впервые слово «Kodak» было зарегестрировано как торговая марка в 1888 году. Что означало это слово никто не знал, пока сам Истмен не раскрыл секрет, который многих волновал. Все очень просто: буква «K» больше всего нравилась Истмену, и он, используя ее в качестве заглавной, путем подстваления в цепочку новых букв, выискивал подходящую комбинацию, для того, чтобы получилось более звучное слово. И, наконец, как результат, мы теперь имеем известную во всем мире корпорацию под названием «Kodak». В этом же году был выпущен первый фотоаппарат «Kodak» с рулонной пленкой на 100 кадров.
Летом 1888 года был выпущен первый фотоаппарат под маркой Kodak. Он представлял собой небольшую ящичную камеру: затвор был с одной выдержкой, объектив с постоянной диафрагмой давал резкое изображение от 2,5 м до бесконечности, а заряжался фотоаппарат плёнкой на 100 кадров. Его полная стоимость составляла 25 долларов.
Благодаря изобретательскому гению Истмена любой мог теперь без особых проблем, с которыми он когда то столкнулся, запечатлеть момент своей жизни на пленку при помощи удобного в использовании и легкого фотоаппарата при помощи одного нажатия кнопки. Он сделал фотографов из всех желающих.
Управление и благотворительность
В свободное от изобретательских дел время, Истмен, особое внимание уделял управлению компанией, проявляя демократические и человеческие качества. Он полагал, что у служащих должно быть больше чем просто заработная плата , которую они получают. Мнение, которое было далеко от умов предпринимателей того времени.
Еще в ранней стадии развития своего бизнеса он начал планировать премию к заработной плате для своих рабочих. Случай дикий и не встречающийся в то время. В 1899 году Исмен впервые распределил существенную сумму собственных средств между своими рабочими в качестве премии. Позже он установил, так называемую «плату за оказанные услуги», благодаря которой каждый рабочий его компании мог получить дополнительный доход к заработной плате, что давало неплохую мотивацию к плодотворному труду. «Плата за оказанные услуги» была новшеством и представляла собой распределение значительной части чистого дохода компании.
Истмен чувствовал, что процветание фирмы в не меньшей степени зависит от доброго расположения, хорошего настроения и лояльности рабочих, нежели от изобретений и патентов.
В 1919 году Истмен дал одну треть своих собственных акций компании на сумму 10 млн. долл. рабочим своей компании. Он также впервые стал выплачивать пособия по нетрудоспособности, ухода на пенсию, а также страхование жизни своих рабочих.
Истмен известен не только как человек изменивший фотографию, но и как щедрый филантроп, начавший свои благотворительные дела, еще когда его заработная плата составляла всего 60 долл. в неделю. Он начал давать пожертвования различным некоммерческим организациям, ав также Институту механики Рочестера, ныне Технологический университет Рочестера. Он также был поклонником Массачусетского технологического института, некоторые выпускники которого стали впоследствии работать в его компании личными помощниками. Истмен и сюда анонимно, пожертвовал целых 20 млн. долл., назвавшись «мистером Смитом». И это всего лишь малая часть его великих дел.
Истмен умер 14 марта 1932 года в возрасте 77 лет, покончив жизнь самоубийством. К этому поступку его сподвигла неспособность справиться с неизлечимой болезнью спинного мозга, из-за которой он все больше приходил в уныние.
- Мы диалектику учили не по гегелю Включение категории практики в диалектику
- Украинцы в СС и Вермахте или «Наши герои лежат под Бродами Котел под бродами
- Книга: Штейнберг Марк «Евреи в войнах тысячелетий Летопись военной доблести евреев
- Третья мировая война может начаться совсем скоро Возможность 3 мировой войны