Авиационная пушка гш 30. Свинцовый ураган
ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Комплекс П-800 / 3К55 "Оникс", ракета 3М55 / К-310 "Оникс" - SS-NX-26 / SS-N-26 STROBILE
Комплекс 3К55Э "Яхонт", ракета 3М55Э "Яхонт" - SS-N-26 STROBILE
Комплекс 3К55Э "Яшма" (экспортный вариант для ПЛ)
Комплекс "Яхонт-А" (авиационный)
Противокорабельная крылатая ракета / унифицированная противокорабельная крылатая ракета. Постановление СМ СССР о начале работ по разработке ракеты принято 05.06.1981 г. Эскизный проект разработан и принят НПО "Машиностроение" (ОКБ-52 В.Н.Челомея) 10.03.1982 г. Генеральный конструктор - Г.А.Ефремов, главный конструктор - В.А.Модестов (). С 1991 г. группу разработчиков ракеты возглавил главный конструктор направления Вадим Меркулов (). В 2011 г. организована группа ведущих конструкторов по теме 3М55 (с Сергеем Бунаковым, Денисом Витушкиным, Юрием Воротынцевым и Алексеем Найденовым).
Испытания ПКР предполагалось начать в 1987 г., но в 1987 г. провден лишь бросковый пуск ракеты 3М55 с МРК "Накат" пр.1234.7, после чего МРК принят на вооружение. В 1991 г. выпущена техническая документация, освоено производство, проведены наземные испытания ракет. В период с 1992 по 1998 г.г. вероятно проводились испытания подводного варианта ПКР "Оникс" на ПЛАРК К-452 пр.06704 (модернизированная ПЛАРК пр.670М), но по состоянию на 2000 г. испытания не завершены и ракета не принята на вооружение. В надводном варианте испытания проводились на МРК "Накат" пр.1234.7 (см.ниже), в 1996 г. комплекс принят в опытную эксплуатацию ВМФ России. В феврале 1998 г. подписано соглашение с Индией на совместное создание ракетного комплекса .
После длительных перерывов, государственные испытания на МРК "Накат" пр.1234.7 завершены к концу 2002 г. и Постановлением правительства России от 23.09.2002 г. ПКР 3М55 "Оникс" была принята на вооружение ВМФ. Производство ракет ведется на ПО "Стрела" (г.Оренбург). Отличается от других разработок ОКБ-52 выполнением принципа "выстрелил и забыл", "lo-hi-lo" профилем полета и универсальностью применения с любых стартовых платформ (вода, воздух, земля).
Ракета и комплекс "Оникс" предназначены для размещения на надводных (экспортный вариант "Яхонт") и подводных (экспортный вариант "Яшма") судах. Встречалось так же названия комплекса П-800 и П-100.
Испытания ПКР "Оникс" на МРК "Накат" пр.1234.7 (http://www.atrinaflot.narod.ru)
Испытания ПКР "Оникс" на МРК "Накат" пр.1234.7 (фото из буклета НПО Машиностроения, http://www.npomash.ru)
Поздний вариант ракеты "Яхонт" ("Военная тайна", ТВ-передача, РенТВ, 23.10.2010 г.)
Пусковая установка - транспортно-пусковой контейнер (ТПК) - корпус транспортно-пусковой системы. ТПК / транспортно-пусковой стакан К341Н для ракет комплекса серийно производятся (на 2010 г.) ОАО "Авангард" (г.Сафроново). Корпус ТПС является основной силовой конструкцией и предназначен для защиты изделия от воздействия внешних неблагоприятных факторов (механических, метеорологических, термических, газодинамических, биологических и т.п.) и восприятия силовых воздействий при транспортировании и такелажных работах.
Угол запуска - от 15 до 90 градусов (т.е. в т.ч. установки вертикального пуска)
Для применения с подводных лодок в ПО Специального машиностроения (бывш. ЦКБ-34) разработана ПУ СМ-315 (3 ТПК "Оникс" в едином контейнере).
ПКР "Яхонт" на выставке (Царев В., Мельников В., Яхонт - новое поколение противокорабельных ракет. // Военный парад ., 1998 г.)
Для применения с МРК (для МРК "Накат" пр.1234.7, середина 1990-х годов) разработаны наклонные ферменные ложементы-ПУ СМ-403 (пакет 6 ТПК с каждого борта МРК).
Для применения на подводных лодках и кораблях разработано несколько вариантов ПУ вертикального пуска. На экспортном варианте для Индонезии использована ПУ с одиночными ТПК.
Заряжание ПКР 3М55Э "Яхонт" в пусковые установки вертикального пуска на индонезийском эсминце Oswald Siahaan 354, Индонезия, апрель 2011 г. (http://alutsista.blogspot.com
).
Одиночные пусковые установки вертикального пуска на индонезийском эсминце Oswald Siahaan 354, Индонезия, апрель 2011 г. (фото - Antara-Yudhi Mahatma,http://www.militaryphotos.net).
Пусковая установка вертикального пуска корабельной стрельбовой универсальной системы (КСУС):
ТТХ установки (на примере 3С-14Э):
Длина - 3760 мм
Ширина - 1970 мм
Высота - 9580 мм
Масса - 14700 кг
Время открывания крышки ПУ - 2.5 с
- - 3Р-14В -
2 ряда по 4 модуля - установлена на ПЛАРК
- - 3С-14Э -
2 ряда по 4 модуля - установлена на
фрегатах , СУО 3Р14Н-11356 разработки НПО "Агат"
, а так же на фрегатах .
Макет установки вертикального пуска 3С14Э на одном из салонов МВМС в Санкт-Петербурге (http://paralay.com).
ПУ вертикального пуска 3С14Э на СКР пр.11356 (http://alternathistory.org.ua).
Установка вертикального пуска 3С14Э на СКР пр.11356 - Mod.KRIVAK-III (фильм "Корабль нового поколения", http://www.youtube.com).
Установка вертикального пуска 3С14 на испытаниях (http://paralay.com).
Рисунок установки вертикального пуска 3С14Э на одном из салонов МВМС в Санкт-Петербурге, реконструкция по фотографиям (с) 2012 г. http://сайт
- самоходная пусковая установка берегового ракетного комплекса .
Ракета 3М55 "Оникс" / "Яхонт"
:
Конструкция
- крылатая ракета нормальной аэродинамической схемы с лобовым воздухозаборником с центральным телом. Тип старта - минометный. Крылья и стабилизаторы раскладываются после старта. Стартовый РДТТ находится в сопле маршевого ПВРД. Головной обтекатель отстреливается после старта.
Конструкция корпуса ракеты состоит из отсеков Ф1, Ф2 и Ф3 ().
Принципиальное устройство ракеты 3М55 "Оникс" / "Яхонт" (http://tula-mpf.narod.ru).
Технология изготовления корпуса воздухозаборника ПКР "Яхонт" разработана на кафедре механики пластического формоизменения им.Н.Демидова Тульского Государственного Университета. Оболочка отсека выполняется из термостойких композиционных материалов на основе полимидного связующего СП-97 и эпоксидного связующего ЭДТ-10.
Элементы конструкции ПКР "Яхонт". 1 - корпус воздухозаборника, 2 - конус воздухозаборника (http://tula-mpf.narod.ru).
Отработка наземной системы охлаждения для ракеты К310 "Оникс" в отделе 08-11 "НПО машиностроения" ().
Система управления и наведение - система управления ракеты с бортовой ЭВМ, инерциальным измерительным блоком, блоком датчиков угловой скорости и активной радиолокационной ГСН разработки ОАО "Концерн "Гранит-Электрон". Инерциальный измерительный блок и блок датчиков угловой скоростидля системы управления ракеты созданы в НПО электромеханики (г.Миасс). ГСН обеспечивает наведение ракеты на радиоконтрастные цели с селекцией целей по заданным параметрам, в обстановке помех и волнения моря.
Масса ГСН - 85 кг
Дальность обнаружения цели ГСН в активном режиме - 50 км (по одним данным)
Дальность обнаружения цели класса "крейсер" ГСН в активном режиме - 75-77 км
Дальность обнаружения цели ГСН в активном режиме минимальная - 1 км
Сектор обнаружения целей ГСН по азимуту - +-45 градусов
Предельный уровень волнения моря - 7 баллов
Время готовности к работе с момента включения - не более 2 мин
ГСН ПКР "Яхонт" в экспозиции МВМС-2007 в Санкт-Петербурге (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net).
ГСН ПКР "Яхонт" (http://granit.air.spb.ru , обработано).
ГСН ПКР "Яхонт" представляет собой бортовой двухканальный активно-пассивный радиолокатор со сложным широкополосным когерентным сигналом с фазо-кодовой манипуляцией по случайному закону как в режиме обзора, так и в режиме сопровождения цели при работе в активном режиме. ГСН осуществляет перестройку частотно-временных параметров, обладает высокой помехозащищенностью по отношению к различным видам активных помех, уводящих по дальности и угловым координатам, и пассивных помех типа дипольных облаков и уголковых отражателей, адаптивна к помеховой обстановке и условиям применения. ГСН построена по модульному принципу: антенна, передатчик, приемник, устройство обработки информации. ГСН оснащена средствами встроенного самоконтроля.
(http://granit.air.spb.ru).
После обнаружения и захвата цели ГСН с большой высоты, ГСН выключается и ракета "ныряет" под нижнюю границу зоны ПВО цели и летит под управлением инерциальной системы. После выхода на линию радиогоризонта первоначально обнаруженной цели ГСН вновь включается. Распределение целей в группе ракет происходит на первом этапе работы ГСН (на большой высоте). При групповом старте ПКР на первом этапе группа ракет перераспределяет цели по определенному алгоритму, исключая возможность поражения одной цели несколькими ракетами (если это не главная цель). Ракеты запрограммированы на совершение противоракетных маневров. В память бортовой БЦВМ заложены электронные "портреты" основных кораблей потенциальных противников и логика определения построения корабельных ордеров для выбора главной цели.
Корабельная аппаратура системы управления (КАСУ) комплекса ракетного обружия "Яхонт" создана и производится ОАО "Концерн "Гранит-Электрон". КАСУ обеспечивает:
- прием обработку информации от корабельных систем - БИУС, гиростабилизации, целеуказания, обеспечения безопасного применения оружия и ЛАГа;
- отображение на пульте КАСУ информации о состоянии комплекса и наличии ракет;
- выработку данных стрельбы по одной или нескольким целям;
- одиночную или залповую стрельбу;
- аварийный выброс ракет;
- тренировку личного состава без фактических пусков ракет;
- эксплуатационый контроль комплекса.
Состав и основные характеристики комлекса оборудования:
1) прибор К163Ц - центральный прибор управления - предназначен для управления предстартовой подготовкой и стартом ПКР;
- габариты - 500x600x600 мм
- масса - не более 80 кг
- количество - 1 экз
2) прибор К163 - периферийный прибор управления - предназначен для выработки напряжений электропитания ПКР, контроля его параметров и кодового обмена с ПКР, обеспечивает взаимодействие с двумя ПКР.
- габариты - 1025x500x500 мм
- масса - не более 100 кг
- количество - равно количеству пар ракет
3) прибор К231 - прибор управления электропитанием - предназначен для контроля параметров трехфазной сети, сопротивления изоляции и рапределения электропитания по приборам КАСУ.
- габариты - 500x530x250 мм
- масса - не более 30 кг
- количество - 1 шт
Электропитание:
- основное - трехфазное 400 Гц 220 В
- аварийное от аккумуляторныз батарей для аварийного выброса ПРК - 27 В
Охлаждение систем КАСУ естественное.
Двигатели
:
Стартово-разгонный РДТТ размещен в сопле маршевого двигателя. Разработан НПО "Искра" (г.Пермь), главный конструктор - М.И.Соколовский.
Масса РДТТ - около 500 кг
2 х РДТТ отделения и увода носового обтекателя разработки НПО "Искра" (г.Пермь).
РДТТ отделения носового обтекателя (Ракетно-космическая техника разработки НПО "Искра". Презентация. 2008 г.).
ПВРД 3Д55 на маршевой ступени - разработан КБ "Пламя" (закрыто в 2004 г.), главный конструктор И.Б.Леванов. Разработка двигателя начата в 1982 г. Эскизный проект - 1983 г. Испытания двигателя начаты в 1987 г. 3Д55 - первый отечественный многорежимный прямоточный воздушно-реактивный двигатель с полностью регулируемым соплом. Производство двигателя ведется ПО "Стрела" (г.Оренбург). По состоянию на 2010 г. работы по ПВРД для ракет НПО машиностроения ведет отделение 08 "НПО Машиностроения" - именно здесь выпущен полный пакет конструкторской документации на экспортный вариант ПВРД 3Д55 (). Сопло двигателя разрезное с регулирующими диаметр сопла поворотными створками - диаметр меняется в зависимости от расчетной скорости на данном участке траектормм полета ().
Тяга - 4000 кг
Диаметр камеры сгорания - 640 мм
Масса сухая - 200 кг
Двигатель 3Д55 в экспозиции НПО машиностроения на авиасалоне МАКС-2003 (фото - Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru).
Работы с двигателем 3Д55 для ракет BrahMos / "Оникс" в отделении 08 "НПО Машиностроение" (Трибуна ВПК, №11 / 2010 г.).
"Яхонт-А" - разгонный РДТТ варианта ракеты авиационного базирования разработан НПО "Искра" (г.Пермь), главный конструктор - М.И.Соколовский.
Длина ТПК - 8900 мм
Диаметр ТПК - 710-720 мм
Размах крыла - 1700 мм
Масса ракеты - 3000 кг
Масса ракеты с ТПК - 3900 кг
Масса БЧ - 200-250 кг
Скорость полета:
750 м/с (2.5 М, на высоте 14000м)
680 м/с (2 М, на малой высоте)
2.5-2.8 М / до 3500 км/ч (Brahmos)
Скорость к моменту окончания работы стартового РДТТ - 2 М
Дальность действия:
На малой высоте - 120 км
При полете по смешанному профилю - 300 км
Высота полета по смешанному профилю - до 14000 м
Высота полета на конечном этапе - 5-15 м
Максимальный угол атаки при маневрировании - до 15 град.
Время готовности комплекса к стрельбе из выключенного состояния:
КАСУ - 4 мин
- бортовая аппаратура системы управления (БАСУ) - 2 мин
Временной интервал между пусками ракет - 2-5 с
Гарантированный срок хранения в ТПК - 10 лет (7 лет по др.данным)
Межрегламентный период ТПК - 3 года
Ракета может использовать несколько профилей полета:
Lo-Hi-Lo (смешанный профиль) - после старта ракета набирает высоту 14000 м м перед поражением цели снижается до высоты 5-15 м.
Lo-Lo-Lo (низковысотный профиль) - высота полета - несколько десятков метров, скорость ниже, дальность меньше.
Тип БЧ
- проникающая (кумулятивная?)
Комплекс 3К55 "Оникс", ракета 3М55 "Оникс" - SS-NX-26 / SS-N-26 STROBILE - вариант комплекса и ракеты для ВМФ России.
Комплекс 3К55Э "Яхонт", ракета 3М55Э "Яхонт" - экспортный вариант комплекса и ракеты, ракета вероятно отличается несколько упрощенной системой управления и наведения.
Ракета "Яхонт-А" / "Яхонт-М" - вариант ПКР "Яхонт" для воздушного старта показанный на выставке МАКС-2003,
Вариант ПКР "Яхонт-М" для авиационных носителей на авиасалоне МАКС-2003 (фото А.Соколов)
- в упоминаются так же варианты комплектации или ракеты разного назначения - К310ТДР, К310СТ, экспортный вариант ракеты - СК310.
Носители :
ПЛАРК К-452 пр.06704 - переоборудованная для испытаний ПКР "Оникс" ПЛАРК пр.670М. 03.09.1992 г. лодка переименована в Б-452, а 22.12.1997 г. в "Новгород Великий". Переоборудование ПЛАРК велось на СРЗ №10 в Полярном с 1986 по 1992 г.г. Установлены ПУ СМ-315 для ТПК "Оникс" (три ТПК в одной ПУ, всего 8 ПУ на место ПУ ракет "Малахит"). ГАК "Рубикон" заменен на ГАК "Скат-М". Лодка исключена из состава флота и передана на долговременное хранение ОРВИ в бухту Ара (пос.Видяево) 30.05.1998 г. Испытания ПКР проводились в период между 1992 и 1998 г.г.
ПЛАРК пр.885 - 8 ПУ СМ-315 (24 ПКР "Оникс"), первая ПЛАРК пр.885 (К-329 "Северодвинск", заводской №160) заложена 21.12.1993 г., вторая - в 1996 г. Ввод ПЛАРК в состав флота планировался на 2004 и 2006 годы. По состоянию на 2008 г. первая лодка прошла перепроектирование и находится в достройке на ФГУП "ПО "Севмаш" (г.Северодвинск). Судьба второй не ясна.
ГШ-6-23 (АО-19, ТКБ-613, Индекс УВ ВВС - 9-А-620) - шестиствольная авиационная 23-мм автоматическая пушка схемы Гатлинга.
В СССР работы по созданию многоствольных авиационных пушек шли еще до Великой Отечественной войны. Правда, закончились безрезультатно. К идее системы со стволами, сведенными в один блок, который бы вращался электродвигателем, советские оружейники пришли одновременно с американскими конструкторами, но тут нас постигла неудача.
В 1959 году к работам подключились Аркадий Шипунов и Василий Грязев, работавшие в Климовском НИИ-61. Как оказалось, работы надо было начинать фактически с нуля. Конструкторы обладали информацией о том, что в США создается «Вулкан», но при этом не только применяемые американцами технические решения, а и тактико-технические характеристики новой западной системы оставались секретными.
Правда, сам Аркадий Шипунов позже признался, что даже если бы ему и Василию Грязеву стали бы тогда известны американские технические решения, применить их в СССР все равно вряд ли удалось бы. Как уже было сказано, конструкторы «Дженерал электрик» подключали к «Вулкану» внешний электрический привод мощностью 26 кВт, в то время как советские авиастроители могли предложить всего лишь, как выразился сам Василий Грязев, «24 вольта и ни грамма больше». Поэтому надо было создавать систему, работающую не от внешнего источника, а с использованием внутренней энергетики выстрела.
Примечательно, что схожие схемы были предложены в свое время другими американскими фирмами – участницами конкурса по созданию перспективной авиационной пушки. Правда, западные конструкторы реализовать такое решение не смогли. В отличие от них Аркадий Шипунов и Василий Грязев создали так называемый газоотводный двигатель, который, по словам второго участника тандема, работал наподобие двигателя внутреннего сгорания – отбирал часть порохового газа из стволов при выстреле.
Но, несмотря на изящное решение, возникла другая проблема: как сделать первый выстрел, ведь газоотводный двигатель, а значит, и сам механизм пушки еще не работает. Для начального импульса требовался стартер, после использования которого с первого выстрела пушка работала бы на собственном газе. В дальнейшем были предложены два варианта стартера: пневматический и пиротехнический (со специальным пиропатроном).
В своих мемуарах Аркадий Шипунов вспоминает, что еще в начале работ над новой авиационной пушкой он смог увидеть одну из немногих фотографий готовящегося к испытаниям американского «Вулкана», где его поразило то, что снаряженная боеприпасами лента стелилась по полу, потолку и стенкам отсека, но не была сведена в единый патронный ящик.
Позже стало понятно, что при скорострельности в 6000 выстр/мин в патронном ящике в считанные секунды образуется пустота и лента начинает «гулять». При этом боеприпасы выпадают, а сама лента разрывается. Шипунов и Грязев разработали специальный пневматический лентоподтяг, не позволяющий смещаться ленте. В отличие от американского решения, эта идея обеспечивала гораздо более компактное размещение пушки и боекомплекта, что особенно важно для авиационной техники, где конструкторы сражаются за каждый сантиметр.
Несмотря на то, что изделие, получившее индекс АО-19, практически было готово, в советских Военно-воздушных силах ему места не нашлось, так как сами военные считали: стрелковое оружие – пережиток прошлого, а будущее за ракетами. Незадолго до отказа ВВС от новой пушки Василий Грязев был переведен на другое предприятие. Казалось бы, АО-19, несмотря на все уникальные технические решения, так и останется невостребованным.
Но в 1966 году после обобщения опыта действий северовьетнамских и американских ВВС в СССР было принято решение возобновить работы по созданию перспективных авиационных пушек. Правда, к тому времени почти все предприятия и конструкторские бюро, ранее работавшие по данной тематике, уже переориентировались на другие направления. Более того, желающих возвращаться к этому направлению работ в военно-промышленной отрасли не находилось!
Как ни удивительно, несмотря на все сложности Аркадий Шипунов, возглавивший к этому времени ЦКБ-14, решил возродить на своем предприятии пушечную тематику. После утверждения Военно-промышленной комиссией этого решения ее руководство согласилось вернуть на тульское предприятие Василия Грязева, а также нескольких других специалистов, принимавших участие в работе над «изделием АО-19».
Как вспоминал Аркадий Шипунов, проблема с возобновлением работ по пушечному авиационному вооружению встала не только в СССР, но и на Западе. Фактически на тот момент из многоствольных пушек в мире была только американская – «Вулкан».
Стоит отметить, что, несмотря на отказ от «объекта АО-19» Военно-воздушных сил, изделие заинтересовало Военно-морской флот, для которого были разработаны несколько пушечных комплексов.
К началу 70-х годов КБП предложило две шестиствольные пушки: 30-мм АО-18, использовавшую патрон АО-18, и АО-19 под 23-мм боеприпас АМ-23. Примечательно, что изделия различались не только применяемыми снарядами, но и стартерами для предварительного разгона блока стволов. На АО-18 стоял пневматический, а на АО-19 – пиротехнический с 10 пиропатронами.
Изначально к АО-19 представители ВВС, рассматривавшие новую пушку как вооружение перспективных истребителей и истребителей-бомбардировщиков, предъявляли повышенные требования по отстрелу боеприпасов – не менее 500 снарядов одной очередью. Пришлось серьезно поработать над живучестью пушки. Наиболее нагруженную деталь, газовый шток, сделали из особых термостойких материалов. Изменили конструкцию. Подвергся доработке газовый двигатель, куда были установлены так называемые плавающие поршни.
Проведенные предварительные испытания показали, что доработанная АО-19 может показать гораздо лучшие характеристики, чем заявлялось изначально. В результате проведенных в КБП работ 23-мм пушка смогла вести огонь с темпом стрельбы 10–12 тысяч выстрелов в минуту. А масса АО-19 после всех доводок составила чуть более 70 кг.
Для сравнения: доработанный к этому времени американский «Вулкан», получивший индекс М61А1, весил 136 кг, делал 6000 выстрелов в минуту, залп был почти в 2,5 раза меньше чем у АО-19, при этом американским авиаконструкторам требовалось также разместить на борту самолета еще и 25-киловаттный внешний электропривод.
И даже на М61А2, стоящей на борту истребителя пятого поколения F-22, американские конструкторы при меньших калибре и скорострельности их пушки так и не смогли добиться тех уникальных показателей по массе и компактности, как у пушки, разработанной Василием Грязевым и Аркадием Шипуновым.
Первым заказчиком новой пушки АО-19 стало Опытное конструкторское бюро Сухого, которое в то время возглавлял сам Павел Осипович. «Сухие» планировали, что новая пушка станет вооружением для разрабатываемого ими тогда перспективного фронтового бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Т-6, позже ставшего легендарным Су-24.
Сроки работ по новой машине были достаточно сжатые: совершивший первый полет 17 января 1970 года летом 1973-го Т-6 уже был готов к передаче военным испытателям. При доводке АО-19 под требования авиастроителей возникли определенные трудности. Хорошо стрелявшая на стенде, пушка не могла дать очередь более 150 выстрелов – стволы перегревались, их требовалось охлаждать, на что зачастую уходило порядка 10–15 минут, в зависимости от температуры окружающей среды.
Еще одной проблемой стало то, что пушка не хотела, как шутили конструкторы Тульского КБ приборостроения, «прекращать стрелять». Уже после отпускания кнопки пуска АО-19 ухитрялась самопроизвольно выпустить три-четыре снаряда. Но за отведенные сроки все недостатки и технические проблемы были устранены, и в ГЛИЦ ВВС на испытания Т-6 был представлен с полностью интегрированной в новый фронтовой бомбардировщик пушкой.
В ходе начавшихся в Ахтубинске испытаний проводился отстрел изделия, получившего к тому времени индекс ГШ (Грязев – Шипунов)-6-23, по различным мишеням. При контрольном применении новейшей системы менее чем за одну секунду пилот смог полностью накрыть все мишени, выпустив около 200 снарядов!
Павел Сухой был настолько удовлетворен ГШ-6-23, что наряду со штатно установленной в боекомплект Су-24 были включены так называемые подвесные пушечные контейнеры СППУ-6 с подвижными пушечными установками ГШ-6-23М, способными отклоняться по горизонтали и вертикали на 45 градусов. Предполагалось, что с таким вооружением, а всего на фронтовом бомбардировщике планировалось размещать две такие установки, он сможет за один заход полностью вывести из строя взлетно-посадочную полосу, а также уничтожить колонну мотопехоты в боевых машинах протяженностью до одного километра.
Разработанная на заводе «Дзержинец» СППУ-6 стала одной из самых больших подвижных пушечных установок. Ее длина превышала пять метров, а масса с боекомплектом из 400 снарядов – 525 кг. Проведенные испытания показали, что при ведении огня новой установкой на каждый погонный метр приходилось минимум одно попадание снаряда.
Примечательно, что сразу после «Сухого» пушкой заинтересовались в ОКБ имени Микояна, предполагавшем использовать ГШ-6-23 на новейшем сверхзвуковом перехватчике МиГ-31. Несмотря на его большие размеры, авиастроителям требовалась достаточно малогабаритная пушка с высокой скорострельностью, так как МиГ-31 должен был уничтожать сверхзвуковые цели. В КБП помогли «Микояну», разработав уникальную легкую бесконвейерную систему беззвеньевого питания, благодаря чему массу пушки удалось уменьшить еще на несколько килограммов и выиграть дополнительные сантиметры пространства на борту перехватчика.
Разработанная выдающимися оружейниками Аркадием Шипуновым и Василием Грязевым автоматическая авиационная пушка ГШ-6-23 до сих пор остается на вооружении отечественных ВВС. Более того, во многом ее характеристики, несмотря на более чем 40-летний срок службы, остаются уникальными.
Проблемы при регистрации на сайте? НАЖМИТЕ СЮДА ! Не проходите мимо весьма интересного раздела нашего сайта - проекты посетителей . Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов , самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий , самые оригинальные и удивительные картинки из интернета , большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках , информативные . Раздел обновляется ежедневно. Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы . Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .
Транспортно-боевой вертолет Ми-24. Часть III
Вооружение вертолетов Ми-24
Пулеметы
Пулемет А-12,7
В 1949 году Н.М.Афанасьев предложил проект пулемёта ТКБ-481, который был признан лучшим среди предложенных. На испытаниях опытных образцов ТКБ-481 выявился перегрев ствола, что приводило к снижению живучести. Попытка увеличить живучесть за счёт применения тугоплавких лейнеров не удалась. Тогда пришлось снизить темп стрельбы с 1400 до 900-1100 выстрелов в минуту (применена специальная схема включения электроспуска, разработанная И.Г.Диваковым). 8 сентября 1953 года пулемёт был принят на вооружение под обозначением А-12,7.
Автоматика А-12,7 основана на принципе отвода пороховых газов и закрытия канала ствола вертикально перемещающимся клином. Досылатель патрона соединён с затворной рамой посредством рычажно-кулачкового ускорителя. Ствол длиной 1005 мм по конструкции аналогичен пулемёту ДШК и имеет 8 нарезов глубиной 0,17 мм и шириной 2,8 мм. Пулемёт оснащён пневматическим механизмом перезарядки, электроспуском, пружинным буфером затворной рамы (смонтирован в затыльнике) и инерционным противоотскоком. Питание ленточное, двухстороннее. В установке крепится за ствольную коробку с помощью амортизаторов. В состав боекомплекта входили штатные патроны УБ с пулями БЗТ-44, Б-32 и МДЗ.
Пулемет ЯкБ-12,7 (9А-624)
Темп стрельбы пулемета А-12,7 был невысок, поэтому для вооружения вертолетов требовался более скорострельный крупнокалиберный пулемет. Согласно Постановления СМ СССР № 1044-381 от 26 декабря 1968 г. для вертолета Ми-24 было начато проектирование нового 12,7 мм скорострельного пулемета.
Разработка его велась в ЦКИБ под руководством П.Г. Якушева и Б. А. Борзова. Заводской индекс пулемета ТКБ-063, в рекламных изданиях он получил обозначение ЯкБ-12,7 (Якушев - Борзов - 12,7-мм), а в ГРАУ - индекс 9А-624. Заводские испытания пулемета ТКБ-063 были проведены в конце 1969 г. Однако на вооружение пулемет поступил только в 1977 г., т.е. спустя почти девять лет после начала проектирования.
Поскольку темп стрельбы А-12,7 близок к предельному для 12,7 мм пулемета, построенного по классической одноствольной схеме, ЯкБ сделан четырехствольным с вращающимся блоком стволов. Пулемет ЯкБ имел газовый двигатель кулачкового типа, в котором возвратно-поступательное движение поршня превращается во вращательное движение блока - ведущего звена автоматики, за счет взаимодействия роликов продольно скользящего в блоке движка с криволинейными копирными пазами неподвижной коробки, независимо от внешнего источника энергии. То есть начало стрельбы - раскрутка блока стволов - осуществляется при каждой очереди выстрелов от пружинного стартерного устройства, которое запасает энергию в конце очереди выстрелов при торможении блока и достреле в этот момент двух последних патронов в очереди выстрелов.
Пулемет ЯкБ-12,7 на вертолетах Ми-24 устанавливался в дистанционной подвижной стрелковой установке УСПУ-24 с боекомплектом 1470 патронов. УСПУ-24 позволяет обстреливать цели под углом ±60° от продольной оси в горизонтальной плоскости, до 20° вверх и до 40° вниз. Пулеметом управляет штурман-оператор с помощью прицельной станции КПС-53АВ с коллиматорным прицелом КС-53. Дублированные спусковые гашетки пулемета расположены на рукоятках перемещения прицела.
Для наращивания огневой мощи Ми-24 в ГосМКБ "Вымпел" в конце 70-х годов под руководством Г.А.Соколовского была разработана универсальная вертолётная гондола ГУВ-8700 (9А669) с одним высокотемпным 12,7-мм пулеметом ЯкБ-12,7, с боекомплектом 750 патронов, и двумя высокотемпными 7,62-мм пулеметами ГШГ-7,62, с боекомплектом по 1800 патронов.
Пушки
Авиационная пушка ГШ-30 (ГШ-2-30)
После войны отечественные авиаконструкторы довольно быстро перешли от пулеметного к пушечному вооружению самолетов. Исключение составляли лишь учебно-тренировочные машины и вертолеты. Несмотря на высокие удельные характеристики пулемета ЯкБ-12,7, он все же предназначался для поражения живой силы и небронированной техники противника. Бороться же с мало-мальски защищенными укрытиями противника, а тем более с его бронетехникой было бесполезно и без пушки здесь не обойтись. В 1974 г. ОКБ им. Миля приступило к работе по оснащению Ми-24 автоматической пушкой. Выбор пал на авиационную 30-мм пушку ГШ-30К (Грязева-Шипунова). Трудность заключалась в ее установке на боевую машину, поскольку ее вес и сила отдачи при стрельбе не допускали размещения на старой подвижной установке. Орудие устанавливали как на истребителе - неподвижно, а боевую кнопку вывели на ручку управления машиной на рабочем месте летчика. Так же пришлось конструкторам оружия удлинить стволы пушки и оснастить их специальными насадками, выводящими очаг образования дульной волны за габариты вертолета.
Пушку ГШ-30К разместили на установке У-280 по правому борту вертолета и в 1975 году начали испытания, которые из-за доводки оружия затянулись более чем на пять лет. Лишь в апреле 1981-го Ми-24П запустили в серийное производство. На экспорт вертолет поставлялся под обозначением Ми-35П.
На Ми-24П монтируется ГШ-30К с удлиненными стволами в правом фюзеляжном обтекателе выполняющим своего рода роль защитного кожуха, уберегающего пушку от попаданий осколков и пуль.
Авиационная пушка ГШ-23
Как показало реальное применение Ми-24П, в ряде случаев мощь ГШ-30К оказалась чрезмерной, для выполнения некоторых операций вполне достаточной была бы пушка калибра 23 мм.
23-мм двухствольная пушка ГШ-23 (конструкции Грязева-Шипунова) предназначена для установки на вертолеты Ми-24ВМ, Ми-35М.На вертолете Ми-24ВМ установлена несъемная подвижная установка НППУ-23 с пушкой ГШ-23 вместо пулеметной ЯкБ-12.7.
Пушка может эксплуатироваться на левом или на правом питании.
С введением ГШ-23 боевая эффективность стрелкового оружия Ми-24ВМ стала на порядок выше чем у Ми-24П с 30 мм пушкой ГШ-30.
Кроме стационарного размещения, пушка ГШ-23 используется в подвесном контейнере УПК-23-250. Пушечный контейнер УПК-23-250 разработан в Тульском КБП. Содержит двухствольную пушку ГШ-23Л с боекомплектом 250 снарядов.
Авиационная пушка GI-2
При модернизации Ми-24 южноафриканской компанией Advanced Technologies and Engineering (ATE) на вертолет была установлена южноафриканская 20 мм автоматическая пушка GI-2 (копия французской Giat M621) на турели Vektor F2. Питание пушки производится из двух магазинов (возможно использование различного типа боеприпасы) суммарной емкостью 840 снарядов. Пушка может наводиться на цель с использованием тепловизионной системы переднего обзора, телевизионного прицела, нашлемной системы целеуказания или системы отображения информации на лобовом стекле.
В качестве дальнейшего развития артиллерийского вооружения вертолетов семейства Ми-24 возможны установки:
Французских турелей THL 20, с пушкой 20 мм Giat M621, или THL 30, с пушкой 30 мм Giat M781. Турели обеспечивают сектор обстрела ± 90° по азимуту и от -25° до + 28° по углу места;
Подвесного контейнера НЦ-621 с 30 мм пушкой.
Кроме того, в 2001 г на авиасалоне в Ле Бурже был представлен модернизированный Ми-24 (Ми-35M) с артиллерийской установкой, размещенной в транспортном отделении.
Гранатомет
АГ-17А (213П-А)
Универсальная вертолётная гондола 213П-А (слева) и универсальный пушечный контейнер УПК-23-250 с пушкой ГШ-23
Авиационный вариант гранатомёта АГС-17 "Пламя" принят на вооружение в 1980 г. АГ-17А размещается в подвесной закрытой гондоле ГУВ (гондола универсальная вертолетная) с боекомплектом 300 патронов в единой ленте и используется для вооружения боевых вертолетов. В отличие от пехотного, авиационный вариант гранатомета снабжен электроспуском, имеет счетчик выстрелов, темп стрельбы увеличен до 420-500 выстр/м. Ствол снабжен массивным радиатором, способствующим охлаждению ствола при более интенсивном темпе стрельбы. Поскольку при стрельбе с летящего носителя (вертолета) граната приобретает дополнительную скорость, шаг нарезов ствола уменьшен с 715 мм до 600 мм для увеличения скорости вращения гранаты и обеспечения ее стабилизации в полете. Вес тела АГ-17А - 22 кг.
Неуправляемые ракеты
Неуправляемая авиационная ракета С-5 состоит из твердотопливного двигателя с топливной шашкой, размещенной в точеном стальном корпусе, к передней части которого крепится боевая часть со взрывателем, а к задней - сопло с узлами навески оперения. Лепестки стабилизатора шарнирно складываются вперед по полету, охватывая в сложенном виде сопло. Их форма в точности повторяет наружный контур сопла, а потребная площадь оперения набрана за счет количества лепестков. При хранении С-5 и снаряжении пусковых блоков лепестки удерживаются в сложенном положении кольцом из плотной бумаги или пластика, а при пуске и выходе из направляющей они раскрываются под действием пружины и набегающего потока воздуха.
Ракеты С-5М и С-5М1 предназначены для борьбы с живой силой противника и слабозащищенными целями (автомобилями), артиллерийскими и ракетными позициями, самолетами на аэродромах и др. Их боевая часть комбинированная - фугасного действия с осколочной оболочкой, которая при разрыве образует около 75 осколков весом 0,5-1 г. Длина ракеты С-5М составляет 882 мм.
Ракета С-5МО оснащена боевой частью весом 2,1 кг усиленного осколочного действия, состоящей из двадцати стальных колец с надрезами для регулярности дробления. Боевая часть при взрыве дает 360 осколков-сегментов весом по 2 г.
Для борьбы с бронеобъектами создана С-5К с механическим взрывателем В-586. Вес снаряда со взрывателем 3,65 кг. Вес боевой части 1,13 кг. Вес ВВ 287 г.
В 1971 г. была принята на вооружение многоцелевая ракета С-5КО с боевой частью комбинированного кумулятивно-осколочного действия. Вес ракеты 4,45 кг, вес боевой части 1,6 кг.
Ракеты С-5С и С-5СБ оснащены боевой частью, начиненной 1000-1100 стреловидными поражающими элементами для уничтожения живой силы.
Запуск ракеты С-5 осуществляется с помощью 32-ствольных унифицированных блоков УБ-32.
Неуправляемые авиационные ракеты С-8 предназначены для поражения наземных целей различного типа: от живой силы до бронетанковой техники.
Ракета С-8 сохранила принципиальную схему и компоновку ракеты С-5.
На основе базовой конструкции С-8 с универсальной кумулятивно-осколочной боевой частью было разработано несколько модификаций ракеты: С-8М и С-8КОМ с модернизированной боевой частью усиленного осколочного действия и твердотопливным двигателем, имеющим увеличенное время работы.
Ракета С-8С имеет боевую часть, несущую 2000 стреловидных поражающих элементов для поражения живой силы.
Ракета С-8БМ имеет бетонобойную боевую часть проникающего действия, пробивающую слой железобетона толщиной до 0,8 м.
Ракеты С-8Д и С-8ДМ имеют боевую часть с объемно детонирующей смесью; 2,15 кг жидких компонентов взрывчатого вещества смешиваются и образуют аэрозольное облако объемно детонирующей смеси. Взрыв по фугасному действию эквивалентен 5,5–6 кг тротила.
Для пуска С-8 используются двадцатизарядные блоки Б-8В20А.
Неуправляемые авиационные ракеты С-13 относятся к ракетам класса «воздух - земля». Базовой ракетой системы является бетонобойная неуправляемая авиационная ракета С-13, состоящая из высокоэнергетичного ракетного двигателя твердого топлива большого удлинения и проникающей боевой части.
Ракета С-13Т имеет проникающую 2-х модульную боевую часть, срабатывающую внутри атакуемого объекта после пробития его защитного слоя (до 6 м земли или 1 м железобетона). При попадании во взлетно-посадочную полосу из строя выводится до 20 м? поверхности.
Ракета С-13-ОФ имеет осколочно-фугасную боевую часть, дающую при разрыве 450 осколков весом 25–35 г, способных пробить броню БТР и БМП.
Ракеты С-13 и С-13Т имеют боевую часть уменьшенного диаметра (90 мм против 122 мм основной части ракеты).
Проектирование тяжелой неуправляемой ракеты АРС-240 началась в НИИ-1 в соответствии с Постановлением СМ СССР №2469–1022 от 19 марта 1953 года. Ракета предназначалась для поражения наземных целей. Боевая часть осколочно-фугасная, содержит 23,5 кг ВВ. В качестве силовой установки используется твердотопливный ракетный двигатель (время работы 1,1 с), состоящий из 7 шашек (72 кг) со звездообразным каналом. Двигатель имеет 7 сопел, расположенных по окружности. Скос сопел относительно продольной оси обеспечивает раскрутку ракеты до 450 об/мин.
Для регулярного дробления корпус БЧ имеет проточки и сетчатую закалку токами СВЧ. При взрыве образует до 4000 осколков. Для усиления поражающего действия применен неконтактный радиовзрыватель РВ-24 "Жук", срабатывающий на высоте 30 м над целью. Для поражения защищенных объектов применяется контактный взрыватель В-575, имеющий три степени замедления (в зависимости от типа цели). Покрытие атакуемого сооружения пробивается заключенной в прочный корпус БЧ, подрываемой после заглубления внутрь объекта.
Управляемые ракеты
9М17П "Фаланга-ПВ"
Авиационный противотанковый ракетный комплекс "Фаланга-ПВ" предназначен для поражения бронетанковой техники противника при полуавтоматическом и ручном способе управления в условиях прямой оптической видимости.
Создан в КБ точного машиностроения (гл.конструктор А.Э.Нудельман) на базе комплекса "Фаланга-М". Принят на вооружение в 1969 году, с 1973 года в серию пошли боевые вертолеты Ми-24Д с четырьмя ПТУР 9М17П.
«Фаланга-М» в транспортном положении:
1 - обтекатель; 2 - кумулятивный заряд; 3 - приборный отсек; 4 - проводка;
5 - сопло; 6 - трассёр; 7 - разъём подключения к носителю
Ракета 9М17П выполнена по нормальной аэродинамической схеме и, в целом, аналогична ракете 9М17М комплекса "Фаланга-М". Основное отличие заключается в использовании новой радиокомандной системы полуавтоматического управления, сопряженной с аппаратурой "Радуга-Ф" на вертолете-носителе. Наведение ракеты на цель осуществляется по методу трех точек. Органы управления - аэродинамические рули.
9М114 "Штурм-В"
Комплекс «Штурм-В» предназначен для поражения современных танков, боевых машин пехоты, пусковых установок ПТУР и ЗУР, долговременных огневых точек типа ДОТ и ДЗОТ, низколетящих малоскоростных воздушных целей, а также живой силы противника в укрытиях.
Ракета комплекса «Штурм-В» (всех модификаций) выполнена по схеме «утка». Ракета - двухступенчатая. Аппаратура управления и наведения - оптический прицел со встроенным пеленгаторным каналом, баллистическим вычислителем, аппаратурой радиокомандной связи «Радуга-Ш». Тип старта - из транспортно-пускового контейнера с помощью вышибного заряда.
Система наведения ракет - полуавтоматическая, радиокомандная, с инфракрасным сигналом слежения. Она имеет высокую помехоустойчивость за счет использования при наведении ракеты двух специальных кодов и пяти фиксированных частот. Для управления стрельбой разработаны специальные программы, которые позволяют ракете на первоначальном этапе лететь по траектории выше линии визирования, а при подлете к танку на расстояние 500–700 метров она опускается и поражает цель. Это дает возможность оператору независимо от погодных условий и работы двигателей ракеты всегда видеть поражаемый объект. При максимальной дальности стрельбы точность системы управления ПТУР не превышает 0,6 угловой минуты. Это позволяет обстреливать любые малоразмерные бронированные цели и даже вертолеты в режиме зависания и подлета. Максимальная высота поражения воздушных целей (пуск на уровне моря) составляет 3000 метров.
9М120 "Атака"
Ракета авиационного ракетного комплекса «Атака-В» создана на базе ракеты 9М114 комплекса «Штурм-В» с использованием более мощного двигателя, который позволил увеличить дальность стрельбы комплекса, а также новой более мощной боевой части, обладающей большей бронепробиваемостью.
Ракета комплекса имеет аэродинамическую схему «утка» и оснащена полуавтоматической системой наведения по радиолинии. Аппаратура управления - «Радуга-III». Для обеспечения возможности ведения боевых действий круглосуточно в КБ Красногорского механического завода («Зенит») для вертолета Ми-24Н разработана обзорно-прицельная система «Тор» с лазерным дальномером, с оптическим, телевизионным и тепловизионным каналами. Система «Тор» используется и для наведения ПТУР.
Наибольшая эффективность использования УР «Атака» на дальностях от 800 до 4000м. При этом вертолет находится на малой высоте в зоне наименьшей уязвимости. Вероятность поражения танка (расстояние = 4 км) 0,65-0,9. Пусковая труба служит направляющей для запускаемой ракеты, а также контейнером для транспортировки и хранения ракеты. Тип старта - из ТПК с помощью вышибного заряда.
9М39 "Игла-В"
Ракета «Игла-В» предназначена для поражения медленно и среднелетящих воздушных целей. Вес ракеты равен 10.8 кг. Скорость полета достигает 570–600 метров в секунду. Дальность применения ограничена пятью километрами. Игла оснащается довольно мощной боеголовкой весом в 2 кг. Игла способна выдерживать большие перегрузки и имеет отличные характеристики по помехозащите. Является средством типа «пустил-забыл» то есть полностью автоматическим комплексом слежения за целью.
В «Игле» используется двухспектральная ГСН 9Э410 разработки АО «ЛОМО» с логической селекцией, способная различать истинные и ложные цели в условиях искусственных помех в инфракрасном диапазоне. В головке самонаведения имеется и защита от воздействия станций модулирования помех. По сравнению с предыдущими моделями УР существенно увеличилась и дальность стрельбы по реактивным целям на встречных курсах за счет значительного повышения чувствительности головки. «Игла» имеет радиолокационный запросчик «свой - чужой». Вихревой датчик во взрывателе обеспечивает заглубленный подрыв осколочно-фугасной боевой части и остатков детонационноспособного топлива маршевого двигателя. «Игла» эффективно поражает воздушного противника при применении им тепловых ловушек с темпом сброса до 0,3 сек. и мощностью излучения, превышающей излучение самой цели. Вероятность поражения реактивного самолета типа «Фантом» на встречном курсе - 0,48, а на догонном - 0,33. В случае применения тепловых ловушек эта вероятность снижается только на 30 %. По сравнению с переносным зенитно-ракетным комплексом «Стрела-2М» вероятность поражения цели ракетой нового комплекса Игла и Игла-В выросла более чем в 8 раз.
Р-2В "Барьер-В"
Противотанковый ракетный комплекс "Барьер-В" разработан украинским КБ «Луч». Максимальная дальность стрельбы используемых комплексом ПТУР Р-2В составляет 7500 м, бронепробиваемость за динамической защитой – не менее 800 мм.
Вертолеты семейства Ми-24 могут брать до 4 авиабомб калибром по 50, 100 или 250 кг. На внутренних пилонах возможна подвеска двух бомб ФАБ-500 или зажигательных баков ЗБ-500, либо контейнеров КМГУ-2 с кассетными боеприпасами.
Возможна комбинация бомб и блоков НАР (при этом НАР - только на внутренних пилонах).
Состоит на вооружении:
Азербайджан (10 шт)
Алжир (30 шт)
Ангола (30 шт)
Армения (12 шт)
Афганистан (60 шт)
Беларусь (80 шт)
Болгария (44 шт)
Бразилия (3 шт)
Венгрия (32 шт)
Венесуэла
Вьетнам (30 шт)
Германия (50 шт)
Грузия (4 шт)
Зимбабве (5 шт)
Индия (Ми-25Д - ?. 15 шт Ми-35)
) и вертолётов Ми-24П (модификация «пушечный»).
ГШ-2-30 (ГШ-2-30K) | |
---|---|
Носители | |
Су-25 , Су-39 , Ми-24П | |
Размеры, мм | |
Длина | 1978 |
Ширина | 156 |
Высота | 185 |
Масса | |
Масса снаряда, г | 390 |
Масса патрона, г | 832 |
Масса пушки, кг | 105 (126) |
Характеристики | |
Калибр, мм | 30 |
Число стволов | 2 |
Боекомплект, патронов | 250 (750) |
Скорострельность | |
Темп стрельбы, выст/мин | 3000 (300-2600) |
Начальная скорость, м/с | 900 (940) |
Длина непрерывной очереди, выст |
250 |
Пушка ГШ-2-30 предназначена для уничтожения открыто расположенной живой силы противника, для борьбы с легко и среднебронированными наземными целями и для уничтожения медленно летящих воздушных целей (в том числе и бронированных) на близких и средних дистанциях.
Описание
К началу 1980-х годов по настоянию Управления вооружений Министерства обороны СССР с целью унификации принят единый для ВВС , ВМФ и армии калибр артиллерийских систем 30 мм. К этому времени на основе отработанной конструкции П11-23 в Конструкторском бюро приборостроения (КБП) создана двухствольная авиационная пушка ГШ-2-30 (ГШ-30, ГШ-302), сохранившая основные конструктивные решения и принцип работы автоматики предыдущей системы. Работа над её прототипом АО-10 начата в НИИ-61 В. Д. Кузнецовым ещё в 1956 году. В дальнейшем орудие переработали в зенитный автомат АО-17 с жидкостным охлаждением стволов, и лишь описав «полный круг», двустволка вновь прошла отработку в авиационном варианте. Этим направлением в КБП занималась конструкторская группа В. П. Карасёва.
Конструктивно ГШ-2-30 выполнена по схеме двухствольной пушки Гаста . Как и ГШ-23 , пушка ГШ-2-30 использует газоотводный привод автоматики, имеет два затвора и два ползуна, работающие при стрельбе в противофазе, когда накат одного с подачей и запиранием патрона порождается откатом другого, отпиранием ствола и извлечением стреляной гильзы. Для перезарядки при осечках и отказах на пушках ранних выпусков использовался механизм с дополнительным запалом (по одному на каждый ствол). При отказе стрельбы запал стальным бойком пробивал гильзу и факелом пламени поджигал пороховой заряд осечного патрона. Однако такая система не гарантировала надёжного срабатывания во всех возможных случаях, к тому же устройство было достаточно сложным. На пушках выпуска после 1985 года вернулись к проверенной системе перезарядки с помощью пиропатрона ППЛ, выступающего резервным источником энергии. Пиропатрон (один на оба ствола) при срабатывании своего порохового заряда подаёт газы с давлением порядка нескольких десятков атмосфер в механизм перезарядки, выбрасывая осечный патрон из пушки.
В 1978 году пушка ГШ-2-30 принята на вооружение штурмовика Су-25 во встроенной пушечной установке ВПУ-17А. С появлением ГШ-2-30 достигнуто значительное усиление огневой мощи: небольшое снижение скорострельности (3000 против 3200 выстр./мин у ГШ-23) с лихвой окупается увеличением начальной скорости и массы снаряда, позволившим в 2,2 раза поднять массу секундного залпа .
В варианте ГШ-2-30К пушка с 1981 года устанавливается в неподвижной установке на вертолёте Ми-24П . Смонтированная на боку фюзеляжа пушка отличается удлиненными на 900 мм стволами (с 1500 до 2400 мм), как с целью улучшения баллистики , так и по компоновочным соображениям - для отвода ударной дульной волны вперёд, подальше от борта вертолёта. Повышенная баллистика ГШ-2-З0К диктуется существенно меньшими полётными скоростями вертолётов, из-за чего суммарная скорость снарядов при стрельбе (а, соответственно, точность и бронепробиваемость) на 20-25 % ниже, чем у пушек самолётов-штурмовиков. Удлинение стволов позволило улучшить точностные характеристики, кучность огня и пробивное действие снарядов: их начальная скорость возросла почти на 10 % (940 м/с против 870 м/с у прототипа). Поскольку возросла и отдача , в управление огнём ввели два режима стрельбы: с высоким темпом - 2000–2600 выстр./мин и малым темпом - 300–400 выстр./мин, предпочтительным по точности (вертолёт при этом меньше уводит по курсу и тангажу из-за воздействия отдачи). В случае израсходования боеприпасов Ми-24П может совершить посадку и перезарядить пушку новым боекомплектом, находящимся в десантной кабине.
Стволы ГШ-2-З0К оснастили пламегасителями , уменьшающими воздействие температуры дульных газов на борт машины. Пушка получила также систему жидкостного охлаждения, куда заливается обычная вода, а зимой - спиртовой раствор 40°-й концентрации с добавлением глицерина. Благодаря охладительной системе повысилась живучесть стволов, и орудие получило возможность ведения огня продолжительными очередями с отстрелом всего боекомплекта. В варианте 9А623К2 системой охлаждения оснащена и пушка Су-25.
ГШ-6-23 (АО-19, ТКБ-613, Индекс УВ ВВС - 9-А-620) - шестиствольная авиационная 23-мм автоматическая пушка схемы Гатлинга.
В СССР работы по созданию многоствольных авиационных пушек шли еще до Великой Отечественной войны. Правда, закончились безрезультатно. К идее системы со стволами, сведенными в один блок, который бы вращался электродвигателем, советские оружейники пришли одновременно с американскими конструкторами, но тут нас постигла неудача.
В 1959 году к работам подключились Аркадий Шипунов и Василий Грязев, работавшие в Климовском НИИ-61. Как оказалось, работы надо было начинать фактически с нуля. Конструкторы обладали информацией о том, что в США создается «Вулкан», но при этом не только применяемые американцами технические решения, а и тактико-технические характеристики новой западной системы оставались секретными.
Правда, сам Аркадий Шипунов позже признался, что даже если бы ему и Василию Грязеву стали бы тогда известны американские технические решения, применить их в СССР все равно вряд ли удалось бы. Как уже было сказано, конструкторы «Дженерал электрик» подключали к «Вулкану» внешний электрический привод мощностью 26 кВт, в то время как советские авиастроители могли предложить всего лишь, как выразился сам Василий Грязев, «24 вольта и ни грамма больше». Поэтому надо было создавать систему, работающую не от внешнего источника, а с использованием внутренней энергетики выстрела.
Примечательно, что схожие схемы были предложены в свое время другими американскими фирмами – участницами конкурса по созданию перспективной авиационной пушки. Правда, западные конструкторы реализовать такое решение не смогли. В отличие от них Аркадий Шипунов и Василий Грязев создали так называемый газоотводный двигатель, который, по словам второго участника тандема, работал наподобие двигателя внутреннего сгорания – отбирал часть порохового газа из стволов при выстреле.
Но, несмотря на изящное решение, возникла другая проблема: как сделать первый выстрел, ведь газоотводный двигатель, а значит, и сам механизм пушки еще не работает. Для начального импульса требовался стартер, после использования которого с первого выстрела пушка работала бы на собственном газе. В дальнейшем были предложены два варианта стартера: пневматический и пиротехнический (со специальным пиропатроном).
В своих мемуарах Аркадий Шипунов вспоминает, что еще в начале работ над новой авиационной пушкой он смог увидеть одну из немногих фотографий готовящегося к испытаниям американского «Вулкана», где его поразило то, что снаряженная боеприпасами лента стелилась по полу, потолку и стенкам отсека, но не была сведена в единый патронный ящик.
Позже стало понятно, что при скорострельности в 6000 выстр/мин в патронном ящике в считанные секунды образуется пустота и лента начинает «гулять». При этом боеприпасы выпадают, а сама лента разрывается. Шипунов и Грязев разработали специальный пневматический лентоподтяг, не позволяющий смещаться ленте. В отличие от американского решения, эта идея обеспечивала гораздо более компактное размещение пушки и боекомплекта, что особенно важно для авиационной техники, где конструкторы сражаются за каждый сантиметр.
Несмотря на то, что изделие, получившее индекс АО-19, практически было готово, в советских Военно-воздушных силах ему места не нашлось, так как сами военные считали: стрелковое оружие – пережиток прошлого, а будущее за ракетами. Незадолго до отказа ВВС от новой пушки Василий Грязев был переведен на другое предприятие. Казалось бы, АО-19, несмотря на все уникальные технические решения, так и останется невостребованным.
Но в 1966 году после обобщения опыта действий северовьетнамских и американских ВВС в СССР было принято решение возобновить работы по созданию перспективных авиационных пушек. Правда, к тому времени почти все предприятия и конструкторские бюро, ранее работавшие по данной тематике, уже переориентировались на другие направления. Более того, желающих возвращаться к этому направлению работ в военно-промышленной отрасли не находилось!
Как ни удивительно, несмотря на все сложности Аркадий Шипунов, возглавивший к этому времени ЦКБ-14, решил возродить на своем предприятии пушечную тематику. После утверждения Военно-промышленной комиссией этого решения ее руководство согласилось вернуть на тульское предприятие Василия Грязева, а также нескольких других специалистов, принимавших участие в работе над «изделием АО-19».
Как вспоминал Аркадий Шипунов, проблема с возобновлением работ по пушечному авиационному вооружению встала не только в СССР, но и на Западе. Фактически на тот момент из многоствольных пушек в мире была только американская – «Вулкан».
Стоит отметить, что, несмотря на отказ от «объекта АО-19» Военно-воздушных сил, изделие заинтересовало Военно-морской флот, для которого были разработаны несколько пушечных комплексов.
К началу 70-х годов КБП предложило две шестиствольные пушки: 30-мм АО-18, использовавшую патрон АО-18, и АО-19 под 23-мм боеприпас АМ-23. Примечательно, что изделия различались не только применяемыми снарядами, но и стартерами для предварительного разгона блока стволов. На АО-18 стоял пневматический, а на АО-19 – пиротехнический с 10 пиропатронами.
Изначально к АО-19 представители ВВС, рассматривавшие новую пушку как вооружение перспективных истребителей и истребителей-бомбардировщиков, предъявляли повышенные требования по отстрелу боеприпасов – не менее 500 снарядов одной очередью. Пришлось серьезно поработать над живучестью пушки. Наиболее нагруженную деталь, газовый шток, сделали из особых термостойких материалов. Изменили конструкцию. Подвергся доработке газовый двигатель, куда были установлены так называемые плавающие поршни.
Проведенные предварительные испытания показали, что доработанная АО-19 может показать гораздо лучшие характеристики, чем заявлялось изначально. В результате проведенных в КБП работ 23-мм пушка смогла вести огонь с темпом стрельбы 10–12 тысяч выстрелов в минуту. А масса АО-19 после всех доводок составила чуть более 70 кг.
Для сравнения: доработанный к этому времени американский «Вулкан», получивший индекс М61А1, весил 136 кг, делал 6000 выстрелов в минуту, залп был почти в 2,5 раза меньше чем у АО-19, при этом американским авиаконструкторам требовалось также разместить на борту самолета еще и 25-киловаттный внешний электропривод.
И даже на М61А2, стоящей на борту истребителя пятого поколения F-22, американские конструкторы при меньших калибре и скорострельности их пушки так и не смогли добиться тех уникальных показателей по массе и компактности, как у пушки, разработанной Василием Грязевым и Аркадием Шипуновым.
Первым заказчиком новой пушки АО-19 стало Опытное конструкторское бюро Сухого, которое в то время возглавлял сам Павел Осипович. «Сухие» планировали, что новая пушка станет вооружением для разрабатываемого ими тогда перспективного фронтового бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Т-6, позже ставшего легендарным Су-24.
Сроки работ по новой машине были достаточно сжатые: совершивший первый полет 17 января 1970 года летом 1973-го Т-6 уже был готов к передаче военным испытателям. При доводке АО-19 под требования авиастроителей возникли определенные трудности. Хорошо стрелявшая на стенде, пушка не могла дать очередь более 150 выстрелов – стволы перегревались, их требовалось охлаждать, на что зачастую уходило порядка 10–15 минут, в зависимости от температуры окружающей среды.
Еще одной проблемой стало то, что пушка не хотела, как шутили конструкторы Тульского КБ приборостроения, «прекращать стрелять». Уже после отпускания кнопки пуска АО-19 ухитрялась самопроизвольно выпустить три-четыре снаряда. Но за отведенные сроки все недостатки и технические проблемы были устранены, и в ГЛИЦ ВВС на испытания Т-6 был представлен с полностью интегрированной в новый фронтовой бомбардировщик пушкой.
В ходе начавшихся в Ахтубинске испытаний проводился отстрел изделия, получившего к тому времени индекс ГШ (Грязев – Шипунов)-6-23, по различным мишеням. При контрольном применении новейшей системы менее чем за одну секунду пилот смог полностью накрыть все мишени, выпустив около 200 снарядов!
Павел Сухой был настолько удовлетворен ГШ-6-23, что наряду со штатно установленной в боекомплект Су-24 были включены так называемые подвесные пушечные контейнеры СППУ-6 с подвижными пушечными установками ГШ-6-23М, способными отклоняться по горизонтали и вертикали на 45 градусов. Предполагалось, что с таким вооружением, а всего на фронтовом бомбардировщике планировалось размещать две такие установки, он сможет за один заход полностью вывести из строя взлетно-посадочную полосу, а также уничтожить колонну мотопехоты в боевых машинах протяженностью до одного километра.
Разработанная на заводе «Дзержинец» СППУ-6 стала одной из самых больших подвижных пушечных установок. Ее длина превышала пять метров, а масса с боекомплектом из 400 снарядов – 525 кг. Проведенные испытания показали, что при ведении огня новой установкой на каждый погонный метр приходилось минимум одно попадание снаряда.
Примечательно, что сразу после «Сухого» пушкой заинтересовались в ОКБ имени Микояна, предполагавшем использовать ГШ-6-23 на новейшем сверхзвуковом перехватчике МиГ-31. Несмотря на его большие размеры, авиастроителям требовалась достаточно малогабаритная пушка с высокой скорострельностью, так как МиГ-31 должен был уничтожать сверхзвуковые цели. В КБП помогли «Микояну», разработав уникальную легкую бесконвейерную систему беззвеньевого питания, благодаря чему массу пушки удалось уменьшить еще на несколько килограммов и выиграть дополнительные сантиметры пространства на борту перехватчика.
Разработанная выдающимися оружейниками Аркадием Шипуновым и Василием Грязевым автоматическая авиационная пушка ГШ-6-23 до сих пор остается на вооружении отечественных ВВС. Более того, во многом ее характеристики, несмотря на более чем 40-летний срок службы, остаются уникальными.