Аскольд Запашный: «Четверо детей — это максимум! Эдгард запашный - биография, информация, личная жизнь.
Цирковая династия Запашных берет своё начало с конца XIX века. Родоначальником династии принято считать выходца из прибалтийских немцев Карла Томсона. Работавший в жанре клоунады и музыкальной эксцентрики, он появлялся на манеже под псевдонимом Мильтон. Дочь Карла Лидия продолжила дело отца. С пятнадцати лет она выходила на публику в качестве гимнастки и цирковой наездницы. Её мужем стал человек, давший династии сегодняшнюю фамилию – Михаил Запашный.
В цирк Михаила пригласил легендарный борец Иван Поддубный. В городе Ейске он увидел портового грузчика недюжинной силы и предложил ему круто изменить свою жизнь. Цирковая карьера Михаила началась с французской борьбы, где он выступал под именем Орлёнок. Славу артисту принес созданный им позднее номер «Акробаты-снайперы», сочетающий в себе силовую акробатику и стрельбу из винтовки. В этом номере Запашный и его партнёр Георгий Мельченко выступали как братья Мильтонс.
Михаил хотел, чтобы его дети получили хорошее образование и выбрали для себя другую профессию. В нарушение традиций, он не брал их с собой на гастроли, и Сергей, Вальтер, Анна, Мстислав и Игорь провели детство с бабушкой, в маленьком доме в Ленинграде. Там их застала война. Домик сгорел при бомбёжке, и какое-то время бабушка с внуками жила в цирковой гримерной. Позже им повезло покинуть город по «Дороге жизни» и оказаться в Саратове, где дети наконец воссоединились с матерью Лидией Карловной, оказавшейся из-за блокады отрезанной от семьи. Именно в Саратовском цирке младшие Запашные начали свою цирковую карьеру. 16-летний Вальтер создал акробатический номер, в котором выступал вместе с 6-летним Мстиславом. Номер пользовался неизменным успехом, и это помогало прокормить семью. Среди жанров, которые пробовали Сергей, Вальтер, Мстислав и Игорь, были дрессура лошадей и хищников, воздушная гимнастика, джигитовка, клоунада и мотогонки.
В 1954 году к младшим Запашным пришел первый серьезный успех. Был подготовлен и выпущен номер «Акробаты-вольтижеры», в котором приняли участие все четверо братьев Запашных. Молодые артисты исполняли трюки, равных которым нет до сих пор, и это было отмечено четырьмя золотыми медалями на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов. Позже братья создали вошедший в историю цирка номер «Акробаты-вольтижеры на лошадях».
В 1958 году Вальтер решает оставить акробатику и посвятить себя дрессуре хищников. Аттракцион увидел свет в 1961 году, его премьера едва не закончилась трагедией – на дрессировщика набросилась тигрица Багира, оставив на его теле более ста рваных ран. После длительного лечения Вальтер вернулся в дрессуру и еще много лет проработал со строптивой хищницей.
«Среди хищников» стал триумфом дрессуры. В манеже с дрессировщиком одновременно находилось 38 животных – тигры, львы, пантеры и рыси. За выдающиеся заслуги в области циркового искусства Вальтеру Михайловичу были присвоены звания заслуженного артиста РСФСР (1969) и народного артиста РСФСР (1988). В 70 лет дрессировщик передал аттракцион своим сыновьям.
Первой женой Вальтера Запашного стала выступавшая в жанре «каучук» Марица, дочь эквилибристки на проволоке М.А. Якутской. Вальтер ввёл супругу в свой аттракцион. Впоследствии Марица Михайловна продолжила самостоятельно работать с тиграми и пантерами. Дочь Марицы и Вальтера, тоже Марица, стала дрессировщицей собак, а их внук Дан Запашный - жонглером и дрессировщиком шимпанзе.
Свою вторую жену, на тот момент студентку Политехнического института Татьяну Волохатову, Вальтер встретил в Твери. Девушка не сразу приняла ухаживания знаменитого дрессировщика, который был старше ее на 28 лет. Но наконец решение было принято, и в 1975 году Татьяна перебралась в Москву. Вальтер и Татьяна прожили вместе 32 года, вырастив и воспитав двоих сыновей – Эдгарда и Аскольда. Много лет Татьяна вместе с супругом работала в аттракционе с хищниками, а затем, получив второе высшее образование, занялась административной работой, возглавив Цирк братьев Запашных. В настоящее время Татьяна Васильевна Запашная является заместителем директора Большого Московского цирка.
Младший брат Вальтера, Мстислав, также со временем пришёл к дрессуре. Прорывом в этой области стал созданный в 1977 году аттракцион «Слоны и тигры», удостоенный Государственной премии РФ. В 1990 году М.М. Запашному было присвоено звание народного артиста СССР. Мстислав Михайлович выступал также в качестве режиссера цирковых программ. В 1992- 2003 годах он являлся директором и художественным руководителем Сочинского государственного цирка, а с 2003 по 2009 год возглавлял Росгосцирк.
Его сын, тоже Мстислав, народный артист РФ, наиболее известен благодаря аттракциону с хищниками «Триумф XXI века (тигры на зеркальных шарах на земле и в воздухе)».
Эдгард
Эдгард Вальтерович Запашный родился 11 июля 1976 года в Ялте. Вместе с родителями и своим младшим братом Аскольдом Эдгард часто переезжал из города в город: цирковые гастроли в одном городе обычно длятся около месяца. Поскольку братья пошли в школу одновременно, им было легче вдвоем находить в каждом новом городе общий язык с одноклассниками и учителями.
С самого раннего детства мальчики всё свободное время проводили в цирке. Отец строго следил, чтобы сыновья хорошо учились. Даже за «тройки» следовали наказания, самым страшным из которых был запрет на посещение цирка. Метод оправдал себя: братья не мыслили себе жизни без цирка, а учебные результаты тоже оказались впечатляющими, Эдгард закончил школу всего с одной «четверкой», Аскольд – круглым отличником.
Будучи детьми, Эдгард и Аскольд Запашные пробовали себя практически во всех цирковых жанрах. Вальтер Михайлович обучал сыновей акробатике, вольтижу, жонглированию и верховой езде. Первым выходом на публику братья называют участие в новогоднем спектакле, где братья исполнили роли принцев. В 12 лет в Прибалтике Эдгард впервые выступил перед зрителями с сольным номером, продемонстрировав элементы высшей школы верховой езды.
Родители считали, что детям необходимо гармоничное развитие. Поэтому помимо цирка братья по настоянию отца занимались музыкой, танцами и изучением иностранных языков, что несомненно пригодилось им в дальнейшей жизни.
Поскольку дети росли в семье дрессировщика, они много времени проводили с животными. Отец впервые завёл детей в клетку, когда им было 11-12 лет, но о том, чтобы работать с хищниками в этом возрасте, не могло быть и речи. Первыми животными, с которыми начали репетировать Эдгард и Аскольд, стали обезьяны и пони.
В конце 80-х в СССР начались серьёзные перемены, и семья переживала нелёгкие времена. Чтобы сохранить аттракцион животных, Запашные соглашаются на предложение китайской стороны о долгосрочных гастролях и в 1991 году уезжают работать в город Шэнь-Чжэнь, где специально для них был построен большой цирк в сафари-парке. Работающих в необычном для Китая жанре дрессуры хищников артистов хорошо принимала публика Поднебесной, и гастроли затянулись на три года.
В 1996 году Запашные возвращаются в Россию и начинают заново завоевывать отечественного зрителя. В это время братья работают в жанре «жонглеры на лошадях» и с этим номером в 1997 году одерживают свою первую победу в профессии – берут высшую награду на «Первом Всероссийском фестивале циркового искусства» в Ярославле. Чуть позже они начинают вместе с мамой работать с тиграми и львами, и в 1997 году Вальтер Михайлович передаёт сыновьям аттракцион «Среди хищников».
В 1999 году Эдгарду и Аскольду присваивается звание «Заслуженный артист РФ». Затем следуют премия Правительства Москвы, звание лауреата национальной премии «Цирк», победа на Международном конкурсе артистов цирка в г. Саратове и награда «Золотой лев» от Китайской ассоциации циркового искусства. В 2006 году Эдгард вместе с братом впервые попадает в Книгу рекордов Гиннесса, ассистируя ему при исполнении трюка «Прыжок верхом на льве». Второй раз это случится уже в 2011 году, когда Эдгард вместе с Александрой Блиновой и Кристиной Гриценко продемонстрирует трюк «Самая высокая колонна из 3-х человек на бегущей паре лошадей». На сегодняшний день в копилке братьев победы на пяти международных цирковых фестивалях.
С 2007 года братья Запашные представляют в Лужниках грандиозные цирковые шоу, где Эдгард выступает в качестве генерального продюсера, а также участвует в качестве артиста. Он демонстрирует высокое мастерство в различных цирковых жанрах, таких как дрессировка хищных животных, жонглирование на лошади, джигитовка, эквилибр на натянутой проволоке (канатоходец), групповой вольтиж.
С 2012 года Эдгард Вальтерович возглавляет Большой Московский цирк – самый большой стационарный цирк в Европе. Его манеж с 2013 года стал площадкой для Всемирного фестиваля циркового искусства «Идол», где Эдгард выступает как генеральный продюсер и ведущий.
Эдгард – участник многих телевизионных проектов. Он стал победителем шоу «Король ринга». Эдгард снимается в кино, к настоящему моменту в его послужном списке 9 фильмов и сериалов. Он является автором идеи и бессменным ведущим программы «Легенды цирка», в которой рассказывает о выдающихся людях своей профессии.
У Эдгарда Вальтеровича много планов на будущее. Он активно поддерживает и пропагандирует цирковое искусство в России и за рубежом и надеется, что его дочери Стефания и Глория и сын Даниэль продолжат дело отца.
Аскольд
Аскольд Вальтерович Запашный родился 27 сентября 1977 года в Харькове. Как все цирковые дети, братья меняли в год по несколько школ, и чтобы мальчикам было проще адаптироваться в новых коллективах, родители решили отдать их в один класс. Поэтому Аскольд стал первоклассником, когда ему не было и шести лет.
Впервые в качестве артиста Аскольд вышел в манеж в 1988 году в Риге, где они вдвоем с братом приняли участие в новогоднем представлении, исполняя роли принцев. В 1992 году семья уехала на долгосрочные гастроли в Китай, где для них был построен цирк недалеко от города Шэнь-Чжэнь. В Китае братья освоили большинство цирковых жанров и стали полноценными артистами. Чтобы отличаться от местных цирковых артистов, братья покрасили волосы и стали блондинами. За время гастролей в Поднебесной братья выучили разговорный китайский язык. Кроме того, Аскольд свободно владеет английским.
Через четыре года Запашные возвращаются в Россию и практически с нуля начинают завоёвывать отечественную публику. К этому моменту братья уже показали себя как жонглеры на лошадях и дрессировщики обезьян. В 1997 году их профессиональная деятельность была отмечена первой наградой – золотом на фестивале в Ярославле. В те же годы было принято решение, что братья продолжат дело отца и займутся дрессурой тигров и львов. В 1997 году Вальтер Михайлович передал детям свой аттракцион «Среди хищников».
В 1999 году за заслуги в области искусства 21-летний Аскольд получил почетное звание «Заслуженный артист РФ» и стал самым молодым обладателем этого звания в цирке.
В 2006 году Аскольд вместе с братом был занесен в Книгу рекордов Гиннесса с трюком «Самый длинный прыжок верхом на льве». Впервые трюк был исполнен их отцом, но Аскольд первым стал исполнять его без страховки. Лев по кличке Майкл перелетал с одного рейнского колеса на другое с дрессировщиком на спине, преодолевая расстояние 2,3 метра.
Несмотря на то, что братья Запашные известны в первую очередь как дрессировщики хищных животных, каждый из них владеет еще несколькими цирковыми жанрами, и в некоторых из них демонстрирует уникальные трюки. Так, Аскольд выходит в манеж как акробат-вольтижер, канатоходец, жонглер (в том числе на лошади и на сегвеях), акробат на роликах и т.д.
По образованию Аскольд – режиссер, он с отличием окончил Российскую академию театрального искусства (РАТИ - ГИТИС). Поэтому в тандеме «Братья Запашные», где Эдгард отвечает за администрирование, продюсирование и связи с общественностью, на плечах Аскольда лежит вся творческая часть.
В 2000-х годах братья объездили с гастролями практически всю Россию. География их зарубежной гастрольной деятельности на настоящий момент включает Китай, Японию, Венгрию, Монголию, Казахстан, Белоруссию, Монако, Италию, Финляндию, Латвию, Эстонию.
Начиная с 2007 года в дни зимних каникул московские Лужники встречают зрителей, спешащих увидеть новое шоу «Цирка братьев Запашных». Формат подобных зрелищных мероприятий, сочетающих в себе традиционный отечественный цирк с большим количеством животных и новейшие достижения индустрии шоу-бизнеса, захватывающий сюжет и спецэффекты, уникален и является воплощением идей его создателя Аскольда Запашного, который выступает в данных проектах в качестве автора сценария, режиссёра и исполнителя одной из главных ролей. Под его руководством и при его непосредственном участии на сегодняшний день вышло уже 11 таких шоу, на каждом из которых побывало более 300 тысяч человек.
С 2012 года Аскольд Вальтерович является художественным руководителем Большого московского цирка. Он является автором идеи и главным режиссером проходящего в БМЦ ежегодного Всемирного фестиваля циркового искусства «Идол», за несколько лет превратившегося в одно из самых престижных цирковых соревнований планеты. В 2012 году Аскольду было присвоено звание «Народный артист РФ».
Несмотря на колоссальную загрузку, Аскольд является постоянным участником различных телевизионных программ, шоу и проектов. Кроме того, совместно с братом им написано три книги: «Как мы дрессируем собак», «Камелот: осколки легенд» и «Камелот: наместник богов».
В 2008 году Аскольд женился на Элен Райхлин, израильтянке, с которой познакомился во время гастролей в Минске, где девушка училась в медицинском университете. У пары подрастают две дочери – Ева и Эльза, которые уже принимают активное участие в цирковых проектах отца.
, Украинская ССР , СССР
Россия Россия
Аско́льд Ва́льтерович Запа́шный (род. 27 сентября , Харьков) - представитель цирковой династии Запашных в четвертом поколении. Заслуженный артист России (1999) . Народный артист РФ (2012) .
Биография
Окончил с отличием Российскую академию театрального искусства (ГИТИС). Владеет английским и разговорным китайским языками.
Цирковую карьеру начал как жонглёр на лошадях и дрессировщик обезьян, с этими номерами вместе с Эдгардом Запашным в 1997 году был удостоен главного приза Первого всероссийского фестиваля‑конкурса циркового искусства в Ярославле - «Золотая тройка». В 1998 году, на праздновании юбилея, народный артист России Вальтер Запашный передал сыновьям аттракцион «Среди хищников».
Известен также как акробат-вольтижёр, канатоходец, жонглёр на сегвеях, акробат на роликах и т. п. Вошёл в Книгу рекордов Гиннесса с трюком «Самый длинный прыжок верхом на льве».
Вместе с братом создал «Цирк братьев Запашных», а также много цирковых шоу, среди которых «Камелот» (2008), «Садко» (2009), «Камелот-2: Наместник богов» (2010), «Легенда» (2011), «К. У.К. Л.А.» (2012), «Страшная сила» (2013), «Sиsтема» (2014), в которых выступил в качестве автора сценария и режиссёра-постановщика. Художественный руководитель Большого Московского государственного цирка.
Участие в телевизионных проектах
Политические взгляды
В 2011 году подписал вместе со своим братом Эдгардом Обращение представителей общественности против информационного подрыва доверия к судебной системе Российской Федерации , в котором осуждались давление на судебную систему на фоне второго процесса по делу руководителей НК «ЮКОС» .
11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму .
В сентябре 2016 года вместе с братом стал доверенным лицом партии «Единая Россия » на выборах в Государственную думу VII созыва .
Личная жизнь
Супруга - Элен Запашная (Райхлин). Дочери Ева и Эльза, с весны 2016 года выступают на манеже Большого Московского цирка .
Награды и звания
Напишите отзыв о статье "Запашный, Аскольд Вальтерович"
Примечания
Отрывок, характеризующий Запашный, Аскольд Вальтерович
– Извините меня, ваше превосходительство, – начал он (Пьер был хорошо знаком с этим сенатором, но считал здесь необходимым обращаться к нему официально), – хотя я не согласен с господином… (Пьер запнулся. Ему хотелось сказать mon tres honorable preopinant), [мой многоуважаемый оппонент,] – с господином… que je n"ai pas L"honneur de connaitre; [которого я не имею чести знать] но я полагаю, что сословие дворянства, кроме выражения своего сочувствия и восторга, призвано также для того, чтобы и обсудить те меры, которыми мы можем помочь отечеству. Я полагаю, – говорил он, воодушевляясь, – что государь был бы сам недоволен, ежели бы он нашел в нас только владельцев мужиков, которых мы отдаем ему, и… chair a canon [мясо для пушек], которую мы из себя делаем, но не нашел бы в нас со… со… совета.Многие поотошли от кружка, заметив презрительную улыбку сенатора и то, что Пьер говорит вольно; только Илья Андреич был доволен речью Пьера, как он был доволен речью моряка, сенатора и вообще всегда тою речью, которую он последнею слышал.
– Я полагаю, что прежде чем обсуждать эти вопросы, – продолжал Пьер, – мы должны спросить у государя, почтительнейше просить его величество коммюникировать нам, сколько у нас войска, в каком положении находятся наши войска и армии, и тогда…
Но Пьер не успел договорить этих слов, как с трех сторон вдруг напали на него. Сильнее всех напал на него давно знакомый ему, всегда хорошо расположенный к нему игрок в бостон, Степан Степанович Апраксин. Степан Степанович был в мундире, и, от мундира ли, или от других причин, Пьер увидал перед собой совсем другого человека. Степан Степанович, с вдруг проявившейся старческой злобой на лице, закричал на Пьера:
– Во первых, доложу вам, что мы не имеем права спрашивать об этом государя, а во вторых, ежели было бы такое право у российского дворянства, то государь не может нам ответить. Войска движутся сообразно с движениями неприятеля – войска убывают и прибывают…
Другой голос человека, среднего роста, лет сорока, которого Пьер в прежние времена видал у цыган и знал за нехорошего игрока в карты и который, тоже измененный в мундире, придвинулся к Пьеру, перебил Апраксина.
– Да и не время рассуждать, – говорил голос этого дворянина, – а нужно действовать: война в России. Враг наш идет, чтобы погубить Россию, чтобы поругать могилы наших отцов, чтоб увезти жен, детей. – Дворянин ударил себя в грудь. – Мы все встанем, все поголовно пойдем, все за царя батюшку! – кричал он, выкатывая кровью налившиеся глаза. Несколько одобряющих голосов послышалось из толпы. – Мы русские и не пожалеем крови своей для защиты веры, престола и отечества. А бредни надо оставить, ежели мы сыны отечества. Мы покажем Европе, как Россия восстает за Россию, – кричал дворянин.
Пьер хотел возражать, но не мог сказать ни слова. Он чувствовал, что звук его слов, независимо от того, какую они заключали мысль, был менее слышен, чем звук слов оживленного дворянина.
Илья Андреич одобривал сзади кружка; некоторые бойко поворачивались плечом к оратору при конце фразы и говорили:
– Вот так, так! Это так!
Пьер хотел сказать, что он не прочь ни от пожертвований ни деньгами, ни мужиками, ни собой, но что надо бы знать состояние дел, чтобы помогать ему, но он не мог говорить. Много голосов кричало и говорило вместе, так что Илья Андреич не успевал кивать всем; и группа увеличивалась, распадалась, опять сходилась и двинулась вся, гудя говором, в большую залу, к большому столу. Пьеру не только не удавалось говорить, но его грубо перебивали, отталкивали, отворачивались от него, как от общего врага. Это не оттого происходило, что недовольны были смыслом его речи, – ее и забыли после большого количества речей, последовавших за ней, – но для одушевления толпы нужно было иметь ощутительный предмет любви и ощутительный предмет ненависти. Пьер сделался последним. Много ораторов говорило после оживленного дворянина, и все говорили в том же тоне. Многие говорили прекрасно и оригинально.
Издатель Русского вестника Глинка, которого узнали («писатель, писатель! – послышалось в толпе), сказал, что ад должно отражать адом, что он видел ребенка, улыбающегося при блеске молнии и при раскатах грома, но что мы не будем этим ребенком.
– Да, да, при раскатах грома! – повторяли одобрительно в задних рядах.
Толпа подошла к большому столу, у которого, в мундирах, в лентах, седые, плешивые, сидели семидесятилетние вельможи старики, которых почти всех, по домам с шутами и в клубах за бостоном, видал Пьер. Толпа подошла к столу, не переставая гудеть. Один за другим, и иногда два вместе, прижатые сзади к высоким спинкам стульев налегающею толпой, говорили ораторы. Стоявшие сзади замечали, чего не досказал говоривший оратор, и торопились сказать это пропущенное. Другие, в этой жаре и тесноте, шарили в своей голове, не найдется ли какая мысль, и торопились говорить ее. Знакомые Пьеру старички вельможи сидели и оглядывались то на того, то на другого, и выражение большей части из них говорило только, что им очень жарко. Пьер, однако, чувствовал себя взволнованным, и общее чувство желания показать, что нам всё нипочем, выражавшееся больше в звуках и выражениях лиц, чем в смысле речей, сообщалось и ему. Он не отрекся от своих мыслей, но чувствовал себя в чем то виноватым и желал оправдаться.
Аскольд родился на год позже своего брата Эдгарда Запашного, но строгий папа — Вальтер Запашный не позволял младшему сыну отставать. Даже в школу братья пошли в один год, когда Аскольд был совсем маленьким. Дисциплины в силу возраста давались ему чуть тяжелей, но скатываться на плохие отметки папа не позволял, зорко следя за успеваемостью мальчишек.
Впрочем, открытый миру, жизнерадостный Аскольд с увлечением выполнял школьные задания, но с еще большем удовольствием занимался в цирке: папа тренировал сыновей с самого маленького возраста.
Китай
В 90-е, когда страна в миг поменялась, а семейное дело Запашных встало под угрозу из-за отсутствия средств к существованию, все вместе они уехали в Поднебесную. Китай встретил талантливых артистов радушно. Теперь в обязанности Запашного-старшего входило обучение китайских дрессировщиков. А мальчишкам ничего не оставалось, как учиться самим.
Аскольду нравились новые для него направления работы. В Китае он выучил сложный интонационный язык, учился жонглировать, стоя на лошадях, дрессировать обезьян. Лишь в конце 90-х, с возвращением в Россию Вальтер Запашный посвятил детей в сложные премудрости дрессуры хищных животных. Быстро переняв у отца хитрости, Аскольд попадет в Книгу рекордов Гиннесса со своим знаменитым «самым длинным прыжком верхом на льве».
Элен
Однако младший Запашный все же считается человеком гибким, внимательным, с более покладистым характером, чем у старшего брата. Даже его любимая узнала, каким он может быть строгим только прожив с Аскольдом некоторое время.
С супругой Элен знаменитый дрессировщик познакомился на гастролях в Минске. Студентку местного медуниверситета ему представили в общей компании. Девушка понравилась, но вот в кутерьме вечера он не сообразил попросить у нее телефон. Лишь на следующий день позвонил общему другу с просьбой договориться с девушкой о встрече. Однако Элен тут же отшила обоих.
Воспитанная в строгой еврейской семье девушка приехала учиться в Минск из Израиля, где много лет жила с родителями. Девушка была четко настроена получить хорошее образование и вернуться на родину — и никаких романов! Она из Хайфы-то сбежала потому, что там ей докучал назойливый кавалер.
Добился
Запашный не отступал и терроризировал друга на предмет телефона красавицы, друг наступал на Элен, уговаривая дать номерок прекрасному, доброму и сердечному, обаятельному и знаменитому Аскольду. Услышав, что Запашный еще и знаменит, она отказалась наотрез. Битва за телефон продолжалась несколько недель, пока ей, наконец, не надоело. Она разрешила дать номер, строго наказав, чтобы приятель передал Аскольду: рук не распускать!
Только потом окажется, что приятель ничего, кроме телефона, не передал, зато Запашный, очарованный такой настойчивостью девушки, и сам не собирался приставать к ней на первом свидании. Он сразу почувствовал, что отношение к Элен не будет поверхностным, а значит не нужно форсировать события.
Его девчонки
Отношения с девушкой шли своим чередом. Оба рассказывают, как тяжело принимали сначала Аскольда в строгой еврейской семье, потом — Элен — в большом и закрытом цирковом семействе. В какое ужасное положение ставили девушку поклонницы знаменитости, угрожающие избить ее, облить кислотой и даже убить. Влюбленным долго приходилось скрывать и отношения, и брак. Лишь с рождением первой дочери Аскольд решился представить Элен публике.
Теперь у них две дочери — Ева и Эльза. Восемь лет назад они впервые вышли на арену цирка. Дети Запашных, вероятнее всего, продолжат династию, которая сегодня насчитывает четыре поколения.
Аскольд Запашный – продюсер, Заслуженный и Народный артист РФ. Он является художественным руководителем Большого Московского цирка, который расположился на проспекте Вернадского. Чтобы увидеть грандиозные шоу легендарных дрессировщиков под названием «Садко», «Камелот» и «Легенда», «К.У.К.Л.А.» и «Sиsтема», регулярно приходят много зрителей, покидающих цирковое представление в состоянии полного восхищения.
Аскольд Вальтерович Запашный – младший представитель знаменитой цирковой династии Запашных. Династии, которая насчитывает четыре поколения. Цирковыми артистами были не только их родители, но бабушка с дедушкой, и прадед. Он – немец по происхождению, клоун-эксцентрик Карл Томпсон, выступал в России под сценическим псевдонимом Мильтон.
Сказать точно, кто по национальности Аскольд с братом, сложно, потому что в семье разные корни.
Пойти стопами знаменитых предков и продолжить славную цирковую династию было на роду написано правнукам Мильтона – и Аскольду Запашным. Даже имена детям родители дали яркие, чтобы красиво звучали под куполом цирка и хорошо запоминались.
Семья гастролировала по стране – такая уж «кочевая» судьба у цирковых артистов. Старший сын Эдгард родился в Ялте, а вот на год младший Аскольд появился на свет в сентябре 1977 года в украинском Харькове.
Запашные специализировались на дрессуре хищных зверей. Эта опаснейшая профессия не раз ставила жизнь родителей, Вальтера и Татьяны Запашных, на тонкую грань, за которой эта жизнь могла закончиться. Страшные раны остались на ногах матери после нападения тигра. А уж о травмах, полученных отцом, можно рассказывать часами: многочисленные переломы конечностей, рваные раны и даже перелом шеи, после которого Вальтер Запашный чудом вернулся к жизни.
Однако такая жизнь – всегда на грани – оказалась единственно-возможной и привычной для родителей. Такой же она стала для Аскольда Запашного и старшего брата.
Будущие дрессировщики учились в одном классе, хотя между ними и была разница в один год. Так решил отец, который видел будущее сыновей под куполом цирка. Семья исколесила множество крупных городов России, поэтому мальчики сменили несколько школ. Впрочем, это не давало им права учиться как-нибудь: за успеваемостью парней следил строгий отец. И хотя он страшно уставал после изматывающих дрессировок и сложных аттракционов, но всегда находил время для воспитания сыновей.
Цирковая биография Аскольда Запашного началась в раннем возрасте. На манеж он выходил ещё в детстве, но участие в первом цирковом номере мальчик принял, когда ему было 10 лет. Официальным дебютом считается выход на сцену в 11-летнем возрасте. Тогда, зимой 1988-89 годов, Запашные гастролировали в Риге. Аскольд и Эдгард участвовали в номере «Машина времени», который тепло принимали зрители.
Карьера
В 1991 году Аскольд Запашный вместе с семьёй отправился в Поднебесную. Наступившие «лихие 90-е» поставили их подопечных на грань голодной смерти, ведь требовавшаяся провизия для львов и тигров – это каждодневные немалые расходы. А в 90-е покупать провиант животным с каждым днём становилось всё трудней.
К счастью, выход был найден. Китайцы предложили родителям выгодный контракт. На тот момент сыновья окончили школу. Препятствий для выезда за границу не было.
В известном месте отдыха, Сафари-парке в пригороде Шэньчжэня, для Запашных возвели летний цирк. В обязанности Вальтера Запашного входило обучение китайских дрессировщиков. Сыновья тоже участвовали в процессе. А чтобы отличаться от китайцев, они стали блондинами.
Аскольд Запашный выучил сложный китайский язык, которым владеет и сегодня. В эти годы он научился жонглировать, стоя на лошадях, и дрессировать обезьян. Позже в этом виде дрессуры они с братом достигли таких высот, что получили главный приз «Золотая тройка» от Первого всероссийского фестиваля-конкурса циркового искусства, который проходил в Ярославле в 1997 году.
Кроме того, Аскольд Запашный прекрасный акробат-вольтижер, канатоходец, жонглер на сегвеях и акробат на роликах.
После окончания китайского контракта цирковое семейство вернулось в Москву. В эти годы они много гастролировали, объездив и все крупные города постсоветского пространства, и далёкие зарубежные страны. Побывали даже в Японии.
А ещё Аскольд и Эдгард Запашные в это время начали работать со львами и тиграми. В 1998 году отец передал сыновьям прославившийся аттракцион «Среди хищников». Аскольд с братом переняли от него премудрости дрессуры хищных животных и развили это опасное и красивое искусство. Аскольд Запашный с авторским трюком «Самый длинный прыжок верхом на льве» внесён в Книгу рекордов Гиннесса.
Вскоре братья создали свой цирк, назвав «Цирком братьев Запашных». Его отличает особый стиль, которого нет ни у кого из коллег ни в стране, ни за рубежом.
В 2012 году Аскольд Запашный стал художественным руководителем Большого Московского государственного цирка. Эдгард занял пост директора.
Аскольд Запашный в шоу «Ледниковый период»В 2013 году братья представили шоу «Эмоции…» в цирке на Фонтанке. Особенность этой программы в том, что каждое выступление можно считать главным. В том же году артист в интервью поделился, что они начали строить 5D-цирк. И к 2018, максимум к 2021 году, такой цирк будет создан в России.
Аскольд Запашный – настоящая звезда. Поэтому мужчину часто приглашают на телевизионные шоу. Он вместе с стал участником 4-го сезона телешоу «Ледниковый период» в 2013 году. А ещё появился в рейтинговых телепроектах «Братья Сафроновы», «Улица Весёлая», «Сто к одному» и «Званый ужин».
Аскольд Запашный в программе «Званый ужин»Аскольд Запашный активно участвует в социально-политической жизни страны. В 2011 году он вместе с братом подписал Обращение представителей общественности, в котором осуждалось давление на судебную систему по делу руководителей «ЮКОСа».
А весной 2014-го Запашный-младший подписал обращение деятелей культуры РФ, которые выразили поддержку политике президента в вопросе присоединения Крыма.
Аскольд Запашный в программе «Легенды цирка»В 2015 году Запашный стал героем проекта «Легенды цирка», где ведущим выступил брат дрессировщика.
В том же году артист участвовал в съемках сериала о жизни . На рабочей площадке на Аскольда неожиданно напала тигрица Шакира и ударом лапы рассекла артисту бедро. Запашного сразу же отправили в больницу.
Аскольд Запашный в программе «Кто хочет стать миллионером?»В январе 2016 года Аскольд Вальтерович участвовал в программе «Кто хочет стать миллионером?». В паре со знаменитым артистом играла актриса .
В сентябре Аскольд, как и брат, на выборах в Госдуму VII созыва стал доверенным лицом партии «Единая Россия».
Личная жизнь
Долгое время знаменитого дрессировщика считали завидным женихом. Красивый, знаменитый, богатый, видный (рост Аскольда 177 см) – за сердцем молодого человека охотились толпы красавиц. Но позже стало известно, что личная жизнь Аскольда Запашного устроена. Еще у него родились две очаровательных дочери со звучными именами, как у всех в этой славной цирковой династии, Ева и Эльза.
Со своей женой Элен Райхлин, у которой израильское гражданство, артист познакомился в Минске, на гастролях. По национальности девушка еврейка. На момент встречи ему исполнилось 27. За спиной остался 8-летний гражданский брак Еленой Бараненко, тоже артисткой цирка, с которой Аскольд так и не решился на свадьбу. Элен родилась в Белоруссии, но ещё ребёнком переехала вместе с родителями в Израиль. Высшее образование получала на своей малой родине.
Красавицу-студентку и ещё нескольких друзей привёл с собой в цирк друг Запашного – Андрей. Аскольду девушка сразу понравилась. Она оказалась не только обаятельной, но и умным собеседником, и интересной личностью. Но главное, что заинтриговало избалованного женским вниманием дрессировщика, - Элен ничего о нём не знала и не слышала до момента встречи.
Они встречались три года. Это были эпизодические встречи, потому что девушка не бросала учёбу, а Аскольд Запашный не мог отменить запланированные гастроли.
Преград на пути этой красивой пары оказалось больше, чем можно представить. Родные каждого из молодых людей оказались не слишком рады этому союзу. Родители Элен Райхлин мечтали о зяте-еврее, желательно враче. А семья циркового артиста видела супругой Аскольда девушку из «циркового» круга, которая бы понимала и разделяла специфический стиль жизни.
Однако любовь перешагнула через препятствия, а две очаровательные дочери только скрепили этот брак.
В одном интервью мать Аскольда, Татьяна Запашная, вспомнила, что сначала не очень хорошо отнеслась к невестке, а потом полюбила девушку. Упомянула женщина и загул сына от жены. Тогда Татьяна сказала Аскольду, что даже если тот расстанется с Элен, она останется в семье.
В 2016 году Ева и Эльза впервые выступили под куполом цирка вместе со знаменитыми папой и дядей. Если они свяжут будущую жизнь с цирком, то окажутся цирковыми артистами в 5-м поколении, продолжив славную династию Запашных.
Тысячи поклонников наблюдают за артистом в соцсети «Инстаграм », где Аскольд выкладывает личные и рабочие фото и видео. Часто активисты, выступающие за права животных, пишут в комментариях к снимкам, чтобы дрессировщики закрыли шоу.
Еще Запашный ведет «
На фотосессию, которая проходила в Большом Московском цирке, мы пригласили дочек Эдгарда - 6-летнюю Стефанию и 4-летнюю Глорию. Стоило им впорхнуть в кабинет отца, как тот буквально растаял на глазах. «Папочка, папулечка!» - защебетали сестры Запашные, залезая на руки к отцу. С детей мы и начали разговор.
Признаюсь честно: когда на свет появилась старшая дочь, я не изменился, не повзрослел, не ощутил себя мгновенно в новом статусе: «Я отец!» Нет… Возросла, конечно, ответственность, но глобальных перемен не заметил. Я ведь не хотел дочек, предполагал, что со временем женюсь, родятся сыновья. Но вышло иначе. Когда Ольга, мама моих детей, была беременна Стешей, нашей старшей дочерью, я разговорился со своим другом Камилом Гаджиевым и пожаловался, что, блин, будет девочка, а хотелось сына… Он посмотрел на меня с большим удивлением и сказал: «Эдгард, ты не представляешь, о чем говоришь. Дочки - это то, что надо сильному мужику». Он как раз воспитывает дочерей. Заговорил про них и расплылся в широкой улыбке. Я поразился такому преображению брутального мужчины. И вот когда Стеша чуть подросла и первый раз потянулась ко мне осознанно, обняла, прижалась, я тоже растаял. Теперь, как вижу своих девчонок, становлюсь нежным и ласковым. Если это только не касается их выхода на манеж, общения с животными, тогда я собран и строг.
Мы произвели ребрендинг - и вместо братьев Запашных теперь сестры Запашные (у Аскольда, как и у Эдгарда, тоже две дочери. - Прим. «ТН»).
- Отец девочек - я. Никто меня не упрекнет в том, что я как-то не так к ним отношусь. Фото: Андрея Салова
- Эдгард, много времени вам удается проводить с детьми?
У нас особая ситуация. Никогда не было традиционной семьи - мама, папа и дети, живущие под одной крышей. Мы с Олей не расписаны, но дочери, конечно же, носят мою фамилию, свое отцовство я сразу признал. Недавно их мама вышла замуж и родила еще одного ребенка. Поэтому видимся мы тогда, когда Оле удобно привести девочек ко мне, чаще всего сюда, в цирк. Хотя живу в цейтноте, гуляю с ними, вожу в парки, в кино, езжу к ним на тренировки по художественной гимнастике.
Мои дети в таком возрасте, что без мамы пока трудно обходиться. Особенно младшей, Глории, она очень скучает по Ольге. Со Стешей мне проще, она уже постарше и, думаю, с удовольствием поехала бы со мной даже в отпуск - мы с ней идеально ладим, - но не хочется разлучать сестер. Жду осени, Оля обещала перебраться с детьми в мою трехкомнатную квартиру недалеко от цирка, и тогда буду их чаще видеть. Пока они живут в Краснознаменске, в 40 км от Москвы.
- Вы подарите бывшей девушке квартиру?
Да. Она же мать моих детей. Не понимаю, как люди, некогда любившие друг друга, могут расставаться врагами и не общаться. Это же трагедия!
У нас отличные отношения с Олей, так же как и с ее мужем Димой. Как только они объявили себя парой, мы встретились с ним и поговорили с глазу на глаз. Мне было важно убедиться в адекватности человека, взявшего на себя ответственность…
- Когда Стеша чуть подросла и первый раз потянулась ко мне осознанно, обняла, прижалась, я растаял… Фото: Андрея Салова
- За чужих детей.
Да, но лишь моральную. Кормить моих дочерей ему не придется. Мы сразу договорились, что для Стефании и Глории он друг, а не папа. Я сразу обговорил этот деликатный вопрос, дабы не провоцировать ненужный конфликт. Отец девочек - я. Никто меня не упрекнет в том, что я как-то не так к ним отношусь. Полностью обеспечиваю и их, и Олю, она же не работает и не работала с тех пор, как мы стали встречаться.
- Вы не женились на Ольге, несмотря на наличие двоих детей. Почему? Наверняка девушка планировала создать с вами семью.
Так и я не предполагал, что у меня появятся внебрачные дети. Оля искренне меня любила и не понимала, что кое с чем я справиться не могу. Она по гороскопу - Овен. Упрямство Овнов - тяжелое качество. Плюс Оля ревнива. А я - свободолюбив. Ребенок не может исправить характеры родителей. Когда она сказала, что в положении, добавила: «Буду рожать». А я и не возражал, обеспечил ее всем необходимым, встречал их со Стешей из роддома. Но вместе мы так и не стали жить.
Через год пригласил Олю отдохнуть в Венецию, чтобы она пришла в себя, восстановилась, ведь все заботы о дочери лежали на ней. А когда вернулись, узнали, что станем родителями еще раз. Оля была счастлива больше, чем я, она мечтала о том, чтобы иметь детей от одного мужчины, пусть он и не муж.
С дочерьми Стефанией и Глорией. Фото: Андрея Салова
- Эдгард, вы можете назвать дни рождения дочек? Или вам для этого надо позвонить Оле?
Могу! Стеша родилась 24 февраля, Глория - 2 мая. Хотя мне эти знания тяжело дались (смеется), я с трудом запоминаю даты. Спросите меня, когда мы с Ольгой познакомились и когда разошлись, не скажу, потому что не помню даже приблизительно. А вот она, уверен, точно ответит на этот вопрос. Я не помню, не потому что тупой и цифры не в состоянии удержать в голове, а потому что не вижу в этой информации необходимости. Для меня история еще продолжается, мы же с Ольгой растим детей. И пусть у каждого из нас своя личная жизнь, мы - близкие люди и не теряем друг друга из виду. А даты… Я помню лишь одну: день, когда умер отец. Это понятно - история закончилась навсегда. Мы с Аскольдом в тот день стали другими.
- Хочется еще поговорить о ваших прекрасных детях. Кто из них больше похож на вас?
Стефания, старшая, мягкая, женственная, коммуникабельная, мне с ней очень легко. И внешне в нашу породу. Война пока идет с младшей. (С улыбкой.) Глория растет девочкой упрямой, к ней надо подобрать ключик.
С другой стороны, упертость может привести к успехам в профессии. Моей младшей важно отвоевать личное пространство, настоять на своем. В такие моменты я жалею, что она не мальчик, потому что огребла бы по полной программе.
Девочки подарили отцу рисунки, где изобразили свою семью: мама, папа и дети - все вместе. Фото: Андрея Салова
- Могли бы и шлепнуть?!
А почему нет? Папа, Вальтер Запашный, жестко наказывал нас с братом, и всегда за дело, за что мы с Аскольдом безумно ему благодарны. Выросли нормальными мужиками, а не мажорами. Нам не дозволялось даже тройку из школы принести, не то что двойку, запрещалось повысить голос на кого-то из старших в семье. К Аскольду это в меньшей степени относилось, он и учился хорошо, и с рождения более терпим и дипломатичен, чем я. Папа великолепный дрессировщик, мог морально задавить не только тигра, но и любого человека. Когда отчитывал, вдалбливая каждое слово, становилось дурно. Хотелось сказать: «Батя, да ударь уже наконец, хватит мучить!» Своих дочерей я все равно наказываю. Не так строго, как мой папа, конечно, но они знают, что такое угол, к примеру.
- Дочери - это любовь и нежность, а еще что?
Сильная головная боль. Стефании сейчас шесть, еще десять лет, и появятся парни. Мне на тот момент будет 51 год, значит, надо себя держать в хорошей физической форме, чтобы этим козлам бошки откручивать. (Смеется.) Нет, конечно, я еще не начал ревновать к семилетним мальчишкам, которые Стеше нравятся, но уже в предвкушении.
- Растите цирковых? Предполагаю, что девчонкам не избежать артистической карьеры.
Для меня главное, чтобы они полюбили цирк так же, как я люблю его, чтобы росли трудягами и я ими гордился.
- Между вашими детьми разница в два года, как у вас с братом. Они так же дружны, как вы, или есть проблемы?
- Главное, чтобы дочки полюбили цирк так же, как я люблю его, чтобы росли трудягами и я ими гордился. Фото: Андрея Салова
Они привязаны друг к другу. Хотя и дерутся. Глория может ни с того ни с сего стукнуть Стешу. Та крупнее физически, по идее, должна дать сдачу. Но нет, лишь с непониманием смотрит. Потом говорит мне: «Папа, вот зачем она так?» Призываю мелкую к ответу, заставляю извиниться перед сестрой. Очень не хочется, чтобы в семье повторилась страшная ситуация вражды между родными людьми. Папа с нашим дядей, своим родным братом, 15 лет не разговаривал. Потом вроде помирились, но общение было вялое, ругались и ссорились, так ни к чему хорошему и не пришли. У нас с Аскольдом иные отношения. Родители сумели внушить, что мы единое целое и отвечаем друг за друга. Брата отдали в школу в неполные шесть лет, чтобы нас не разлучать. Можете представить, как ему было тяжело!
Первые тройки или неуды, которые он получал в начальных классах, деморализовали его, мне приходилось помогать, успокаивать, я всегда чувствовал ответственность. Мы с Аскольдом действительно самые близкие люди.
- Ревнуют не только дети, но и взрослые. Как ваши девушки воспринимают ваших детей? Не борются за внимание?
Мне кажется, это глупые женщины так делают. Моя девушка - адекватная и доброжелательная и понимает ситуацию, в которой я живу. У меня уже есть дети, и это обстоятельство надо принять, а не бороться. А принять может только любящий человек.
- Стефания мягкая, женственная, мне с ней очень легко. А к Глории еще надо подобрать ключик. Фото: Андрея Салова
С ней я собираюсь переехать в дом, который достраиваю. И там есть большая детская спальня с четырьмя кроватями. Мне хочется, чтобы мои дочери приезжали ко мне в гости и жили вместе с моими новыми детьми. Надеюсь, они у меня когда-нибудь будут. Мальчика хочется. И не одного. Я вполне могу обеспечить всех своих детей.
Ну а если наследников больше не появится, пусть дочки приходят ко мне с подружками и бесятся в этой комнате - на здоровье.
- Эдгард, до Ольги у вас был серьезный опыт совместной жизни: с артисткой вашего цирка Еленой Петриковой вы прожили 13 лет. Но тоже не женились. Дело в вашем характере, в страхе перед браком?
С Леной у нас была семья, но без штампа в паспорте. Я был молод, мне все время чего-то не хватало, я эгоистично занимался карьерой. И считал, что для популярности мне нужен статус завидного жениха, это придавало интерес. Лена, надо отдать ей должное, с пониманием к этому относилась. В нашем окружении все знали, что мы - пара. Другое дело, что про это не догадывались люди со стороны. О том, что был гражданский брак, я объявил, когда мы с Леной расстались. Кстати, и с ней у нас также сохранились замечательные отношения, чем безумно горжусь. Меня пытаются упрекнуть: вот, развел вокруг себя гарем. А я считаю, что оставаться друзьями - это признак мудрости. У Лены, как и у Ольги, все хорошо в личной жизни, нет причин для обид и вражды. Она встречается с одним из ведущих клоунов мира, итальянцем Дэвидом Ларибле. Когда он прилетает в Москву, мы часто ужинаем втроем, и ни он, ни я не ревнуем. (С улыбкой.)
Со своей девушкой Любовью на отдыхе в Шри-Ланке (Зима 2017). Фото: Из личного архива Эдгарда Запашного
- Вы упомянули, что скоро справите новоселье вместе со своей новой девушкой. Кто она? И готовы ли вы к браку или статус холостяка по-прежнему для вас важен?
Психологически именно теперь, в 41 год, я хочу жениться и любить свою жену до конца жизни. Я созрел для моногамии, меня больше не привлекают романы на стороне. Я искал такую женщину, с которой мне захочется проводить вместе все вечера. Чтобы больше не искать приключений на свою голову, не заводить любовниц. Я хочу иметь дом, где мне уютно, комфортно, где меня ждет и отдых, и секс, и теплый ужин.
К чему приведут наши отношения, не готов ответить прямо сейчас. Но обещаю: как только мы определимся, дам вам эксклюзивное интервью.
- Ловлю на слове. Что вам важно видеть в женщине? Может быть, кого-то это заставит задуматься.
- Шучу, что мы с братом произвели ребрендинг - и вместо братьев Запашных теперь сестры Запашные. С дочерьми и племянницами Эльзой и Евой. Фото: Андрея Салова
Мне неинтересны лентяйки, которые садятся на головы обеспеченных мужчин и считают, что их работа - тратить на себя деньги своего возлюбленного. Нет, я таких ни капли не уважаю, даже если они красивы, как богини. Меня интересуют трудолюбивые женщины, те, кто в жизни делает что-то полезное и нужное и при этом успевает заботиться о муже, детях да еще и прекрасно выглядеть.
И еще женщина должна осознавать, что главный в доме - мужчина. И тогда одиночество ей не грозит.