Армения входит в состав снг. Какие страны входят в СНГ: ликбез для незнающих
Содружество Независимых Государств (СНГ), также называемое «Русским содружеством» является региональной организацией, чьи страны-участницы - бывшие советские республики, образовавшиеся во время распада Советского Союза.
СНГ является свободным объединением государств. Хотя СНГ имеет мало наднациональных полномочий, оно представляет из себя нечто большее, чем чисто символическая организация, и номинально обладает координационными полномочиями в области торговли, финансов, законотворчества и безопасности. СНГ также содействует развитию сотрудничества по трансграничному предупреждению преступности. Некоторые из членов СНГ образовали Евразийское экономическое сообщество с целью создания полноценного общего рынка.
История СНГ
Организация была основана 8 декабря 1991 года Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Украиной, когда лидеры трех стран встретились в природном заповеднике Беловежская пуща, расположенном в 50 км к северу от Бреста в Беларуси и подписали соглашение о роспуске Советского Союза и создании СНГ как правопреемника СССР.
В то же время они объявили, что новый альянс будет открыт для всех республик бывшего Советского Союза, и других стран, разделяющих те же цели. В Уставе СНГ сказано, что все его члены являются суверенными и независимыми государствами, и тем самым по сути был упразднен Советский Союз.
21 декабря 1991 года лидеры восьми других бывших советских республик - Армении, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана - подписали алма-атинский протокол и вошли в состав СНГ, в результате чего количество стран-участниц увеличилось до 11. Грузия присоединилась к СНГ два года спустя в декабре 1993 года.
Между 2003 и 2005 годами в трех государствах-участниках СНГ произошла смена правительств в результате серии цветных революций: Эдуард Шеварднадзе был свергнут в Грузии; Виктор Ющенко был избран в Украине; а Аскар Акаев был свергнут в Кыргызстане. В феврале 2006 года Грузия вышла из Совета министров обороны СНГ в связи с тем, что "Грузия взяла курс на вступление в НАТО, и она не может быть частью двух военных структур одновременно", но она по-прежнему являлась полноправным членом СНГ до августа 2009 года, и вышла из СНГ через год после официального заявления о выходе сразу же после войны в Южной Осетии в 2008 году. В марте 2007 года Игорь Иванов, секретарь Совета безопасности России, выразил сомнения по поводу полезности СНГ, подчеркнув, что Евразийское экономическое сообщество становится более компетентной организацией, объединяющей крупнейшие страны СНГ. После выхода Грузии из СНГ, президенты Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана пропустил заседание СНГ в октябре 2009 года, при этом каждый из них имел свои собственные проблемы и разногласия с Российской Федерацией на тот момент.
В мае 2009 года Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина присоединились к Восточному партнерству - проекту, который был инициирован Европейским Союзом (ЕС).
Членство в СНГ
Соглашение о Создании оставалось главным учредительным документом СНГ до января 1993 года, когда был принят Устав СНГ. Устав закрепил понятие членства: страна-член определяется как страна, которая ратифицирует Устав СНГ. Туркменистан не ратифицировал Хартию и изменил свой статус в СНГ на ассоциированного члена по состоянию на 26 августа 2005 для того, чтобы соответствовать признанному ООН статусу международного нейтралитета. Хотя Украина была одной из трех стран-учредителей и ратифицировала Соглашение о Создании СНГ в декабре 1991 года, эта страна также не ратифицировала Устав СНГ, поскольку она была не согласна с тем, что Россия является единственным правопреемником Советского Союза. При этом официально Украина не считается членом СНГ, хотя фактически в нем состоит.
Официальные участники СНГ
Страна | Подписанный | Ратифицированный | Устав ратифицирован | Статус участника |
Армения | 21 декабря 1991 | 18 февраля 1992 | 16 марта 1994 | Официальный участник |
Азербайджан | 21 декабря 1991 | 24 сентября 1993 | 14 декабря 1993 | Официальный участник |
Беларусь | 8 декабря 1991 | 10 декабря 1991 | 18 января 1994 | Официальный участник |
Казахстан | 21 декабря 1991 | 23 декабря 1991 | 20 апреля 1994 | Официальный участник |
Киргизия | 21 декабря 1991 | 6 марта 1992 | 12 апреля 1994 | Официальный участник |
Молдова | 21 декабря 1991 | 8 апреля 1994 | 27 июня 1994 | Официальный участник |
Россия | 8 декабря 1991 | 12 декабря 1991 | 20 июля 1993 | Официальный участник |
Таджикистан | 21 декабря 1991 | 26 июня 1993 | 4 августа 1993 | Официальный участник |
Узбекистан | 21 декабря 1991 | 1 апреля 1992 | 9 февраля 1994 | Официальный участник |
Государства, не ратифицировавшие Устав СНГ
14 марта 2014 года был внесен в парламент Украины законопроект о выходе из СНГ после присоединения Крыма к России.
Хотя Украина была одной из трех стран-учредителей и ратифицировала Соглашение о создании СНГ в декабре 1991 года, Украина действительно не провела ратификацию Устава СНГ. В 1993 году Украина стала "Ассоциированным членом" СНГ.
Бывшие страны-члены СНГ
Исполнительные секретари СНГ
Права человека в СНГ
С момента своего создания, одна из основных задач СНГ состояла в том, чтобы служить форумом для обсуждения вопросов, связанных с социально-экономическим развитием новых независимых государств. Для достижения этой цели государства-члены цель договорились о поощрении и защите прав человека. Первоначально усилия по достижению этой цели состояли лишь из заявлений доброй воли, но 26 мая 1995 года, СНГ принял Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах человека и основных свободах.
Еще до 1995 года защита прав человека гарантировалась статьей 33 Устава СНГ, который был принят в 1991 году, а созданная Комиссия по правам человека находилась в Минске, Беларусь. Это было подтверждено решением Совета глав государств СНГ в 1993 году. В 1995 году, СНГ принял договор в области прав человека, который включает в себя гражданские и политические, а также социальные и экономические права человека. Этот договор вступил в силу в 1998 году. Договор СНГ был составлен по образцу Европейской конвенции по правам человека, однако в нем не хватает сильных механизмов реализации прав человека. В договоре СНГ очень смутно определены полномочия Комиссии по правам человека. Устав Комиссии по правам человека, однако, используется в государствах-участниках СНГ в качестве решения проблем, что дает Комиссию право на межгосударственные, а также индивидуальные коммуникации.
Договор СНГ предлагает ряд ценных новшеств, которые не встречаются в других организациях. Особенно региональные договоры по правам человека, такие, как Европейская конвенция о защите прав человека с точки зрения прав человека, которые он защищает и средства защиты. Он включают в себя сочетание социальных и экономических прав и прав в профессиональном образовании и гражданстве. Он также предлагает в странах бывшего Советского Союза возможность иметь дело с вопросами прав человека в более привычной культурной среде.
Тем не менее, члены СНГ, особенно в Центральной Азии, по-прежнему находятся среди самых отсталых стран в области прав человека в мире. Многие активисты указывают на андижанские события 2005 года в Узбекистане, или культ личности Президента Гурбангулы Бердымухамедова в Туркменистане, чтобы показать, что не произошло практически никаких улучшений в области прав человека с момента распада Советского Союза в Центральной Азии. Консолидация власти президентом Владимиром Путиным привела к устойчивому снижению скромного прогресса прошлых лет в России. Содружество Независимых Государств продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в достижении даже основных международных стандартов.
Военные структуры СНГ
Устав СНГ определяет деятельность Совета министров обороны, который наделен полномочиями по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ. С этой целью Совет разрабатывает концептуальные подходы к вопросам военной и оборонной политики государств-участников СНГ; разрабатывает предложения, направленные на предотвращение вооруженных конфликтов на территории государств-членов или с их участием; дает экспертные заключения по проектам договоров и соглашений, связанных с вопросами обороны и военных разработок; доводит вопросы, связанные с предложениями и инициативами до сведения Совета глав государств СНГ. Также важной является работа Совета по сближению правовых актов в области обороны и военного строительства.
Важным проявлением интеграционных процессов в области военного и оборонного сотрудничества государств-участников СНГ является создание в 1995 году совместной системы ПВО СНГ. На протяжении многих лет, численность военнослужащих совместной системы ПВО СНГ выросла в два раза вдоль западной европейской границы СНГ и в 1,5 раза на южных границах.
Связанные с СНГ организации
Зона свободной торговли СНГ (CISFTA)
В 1994 году страны СНГ "договорились" создать зону свободной торговли (ЗСТ), однако так и не подписали соответствующие соглашения. Соглашение о ЗСТ СНГ объединило бы всех членов, кроме Туркменистана.
В 2009 было подписано новое соглашение о начале создания ЗСТ СНГ (CISFTA). В октябре 2011 года новое соглашение о свободной торговле подписали восемь премьер-министров стран СНГ из одиннадцати: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина на встрече в Санкт-Петербурге. По состоянию на 2013 год, она была ратифицирована Украиной, Россией, Беларусью, Молдовой и Арменией, и действует только между этими государствами.
Соглашение о свободной торговле устраняет экспортные и импортные пошлины на ряд товаров, но и содержит ряд исключений, которые в конечном итоге будут удалены. Также было подписано соглашение об основных принципах валютного регулирования и валютного контроля в странах СНГ на той же самой встрече в октябре 2011 года.
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) возникло из таможенного союза между Беларуси, России и Казахстана 29 марта 1996 года. Оно было названо ЕврАзЭС 10 октября 2000 года, когда Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан подписали соответствующий договор. ЕврАзЭС был официально создан, когда договор был наконец ратифицирован всеми пятью государствами-членами в мае 2001 года. Армения, Молдова и Украина имеют статус наблюдателей. ЕврАзЭС работает над созданием общего энергетического рынка и изучением более эффективного использования воды в Центральной Азии.
Организация Центрально-Азиатского сотрудничества (ЦАС)
Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан сформировали ОЦАС в 1991 году как Центрально-Азиатское Содружество (ЦAC). Организация продолжила работу в 1994 году как Центрально-Азиатский экономический союз (ЦАЭС), в котором Таджикистан и Туркменистан не участвовали. В 1998 году он стал называться Центрально-Азиатское экономическое сотрудничество (ЦАЭС), которое ознаменовало возвращение Таджикистана. 28 февраля 2002 года он был переименован в свое нынешнее название. Россия присоединилась к ОЦАС 28 мая 2004 года. 7 октября 2005 года было принято решение между государствами-членами, что Узбекистан присоединится к Евразийскому экономическому сообществу и что организации будут объединены.
Организации присоединились 25 января 2006 года. Пока не ясно, что произойдет со статусом текущих наблюдателей ЦАС, которые не являются наблюдателями в ЕврАзЭС (Грузия и Турция).
Единое экономическое пространство (ЕЭП)
После дискуссии о создании единого экономического пространства, между странами Содружества Независимых Государств (СНГ) Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном, была достигнута принципиальная договоренность о создании этого пространства после встречи в подмосковном Ново-Огарево 23 февраля 2003 года. Единое экономическое пространство предполагало создание наднациональной комиссии по торговле и тарифам, которая базируется в Киеве, первоначально будет возглавляться представителем Казахстана и не будет в подчинении правительствами четырех стран. Конечная целью станет региональная организация, которая будет открыта к присоединению для других стран, а также, и в конечном счете может привести даже к единой валюте.
22 мая 2003 года Верховная Рада (украинский парламент) проголосовала 266 голосами при 51 «против» за создание совместного экономического пространства. Тем не менее, большинство считают, что победа Виктора Ющенко на украинских президентских выборах 2004 года стала значительным ударом по организации: Ющенко показал возрождение интереса к членству Украины в Европейском Союзе и такое членство было бы несовместимо с членством в едином экономическом пространстве. Преемник Ющенко Виктор Янукович заявил 27 апреля 2010 года "Вступление Украины в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана не возможно сегодня, так как экономические принципы и законы ВТО не позволяют сделать это, а мы разрабатываем нашу политику в соответствии с принципами ВТО». Украина на тот момент уже являлась членом ВТО, а остальные страны СНГ - нет.
Таким образом в 2010 году был создан Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России, а создание единого рынка было предусмотрено в 2012 году.
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) или просто Ташкентский договор впервые стартовала как Договор о коллективной безопасности СНГ, который был подписан 15 мая 1992 года Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Российской Федерацией, Таджикистаном и Узбекистаном в городе Ташкенте. Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия - 9 декабря 1993 года, а Беларусь - 31 декабря 1993 года. Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года.
Договор о коллективной безопасности был подписан сроком на 5 лет. 2 апреля 1999 года только шесть членов ОДКБ подписали протокол о продлении договора еще на один пятилетний период, в то время как Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались подписать его, и вышли из договора; вместе с Молдовой и Украиной, они сформировали более прозападную проамериканскую группу, известный как «ГУАМ» (Georgia, Uzbekistan / Ukraine, Azerbaijan, Moldova). Организация была названа ОДКБ 7 октября 2002 года в Ташкенте. Николай Бордюжа был назначен генеральным секретарем новой организации. В течение 2005 года партнеры по ОДКБ провели несколько общих военных учений. В 2005 году Узбекистан вышел из ГУАМ, и 23 июня 2006 года Узбекистан стал полноправным участником ОДКБ, а его членство было официально ратифицировано парламентом 28 марта 2008 года. ОДКБ является организацией - наблюдателем на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций.
Устав ОДКБ подтвердил стремление всех государств-участников воздерживаться от использования силы или угрозы силой. Подписавшие не могут присоединяться к другим военным союзам или другим группам государств, в то время как агрессия против одного подписавшего будет восприниматься как агрессия против всех. С этой целью, ОДКБ ежегодно проводит военные командные учения членов ОДКБ, чтобы иметь возможность улучшить сотрудничество внутри организации. Широкомасштабные военные учения ОДКБ были проведены в Армении и назывались "Рубеж-2008". В них было задействовано в общей сложности 4000 военнослужащих из всех 7 стран-членов ОДКБ для проведения оперативных, стратегических и тактических учений с акцентом в сторону дальнейшего повышения эффективности работы элементов коллективной защиты партнеров по ОДКБ.
В мае 2007 года генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа предложил Ирану присоединиться к ОДКБ, "ОДКБ является открытой организацией. Если Иран готов действовать в соответствии с нашей хартией, мы будем рассматривать его присоединение". Если бы Иран присоединился к ОДКБ, он было бы первым государством за пределами бывшего Советского Союза, которое стало членом организации.
6 октября 2007 года члены ОДКБ договорились значительно расширить организацию, в частности ввести возможность создавать миротворческие силы ОДКБ, которые могли бы быть развернуты по мандату ООН или без него в государствах-членах ОДКБ. Расширение также позволит всем членам приобретать российское оружие по той же цене, как и в России. ОДКБ подписала соглашение с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) в столице Таджикистана Душанбе, чтобы расширить сотрудничество по таким вопросам, как безопасность, преступность и незаконный оборот наркотиков.
29 августа 2008 года Россия объявила о своем намерении добиваться признания ОДКБ независимости Абхазии и Южной Осетии, через три дня после официального признания этих республик Россией. 5 сентября 2008 года Армения взяла на себя председательство в ОДКБ в ходе встречи ОДКБ в Москве, Россия.
В октябре 2009 года Украина отказалась разрешить Антитеррористическому центру СНГ провести антитеррористические учения на своей территории, потому что Конституция Украины запрещает размещение иностранных военных подразделений на своей территории.
Крупнейшие военные учения, когда-либо проводимые ОДКБ с участием до 12 тысяч военных, были проведены в период с 19 по 27 сентября 2011 года с целью повышения готовности и координации в области методов анти-дестабилизации, чтобы противостоять любым попыткам народных восстаний, таких как арабская весна.
Миссия наблюдателей СНГ
Организация СНГ по наблюдению за выборами является органом по наблюдению за выборами, который был сформирован в октябре 2002 года, после совещания глав государств Содружества Независимых Государств, на котором была принята Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств. CIS-EMO отправляла наблюдателей за выборами в страны-члены СНГ; наблюдатели СНГ одобрили многие выборы, которые были подвергнуты резкой критике со стороны независимых наблюдателей.
Демократический характер заключительного тура украинских президентских выборов 2004 года, который последовал за оранжевой революцией и привел к власти бывшую оппозицию, изобиловал нарушениями, по мнению наблюдателей СНГ, в то время как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) не обнаружила существенных проблем. Это был первый случай, когда команда наблюдателей от СНГ оспаривала законность выборов, заявив, что их следует считать нелегитимными. 15 марта 2005 года, в связи с этим фактом, Украина приостановила свое участие в организации по наблюдению за выборами СНГ.
СНГ высоко оценил парламентские выборы в Узбекистане в 2005 году как "легитимные, свободные и прозрачные", а ОБСЕ отозвался об узбекских выборах как о выборах в "значительной степени не соответствующих обязательствам ОБСЕ и другим международным стандартам демократических выборов".
Молдавские власти отказались пригласить наблюдателей от СНГ на молдавские парламентские выборы 2005 года – действие, которое подверглось резкой критике в России. Многие десятки наблюдателей из Беларуси и России были остановлены на границе Молдовы.
Наблюдатели от СНГ следили за парламентскими выборами в Таджикистане в 2005 году и в конце концов объявили их "законными, свободными и прозрачными". Те же выборы были охарактеризованы ОБСЕ как не соответствующие международным стандартам демократических выборов.
Вскоре после того, как Наблюдатели от СНГ приветствовали киргизские парламентские выборы 2005 года как "хорошо организованные, свободные и справедливые", по всей стране в знак протеста вспыхнули крупномасштабные и зачастую жестокие демонстрации, на которых оппозиция объявила о фальсификациях на парламентских выборах. В ОБСЕ сообщили, что выборы не соответствовали международным стандартам во многих областях.
Международные наблюдатели из Межпарламентской ассамблеи СНГ заявили, что местные выборы 2010 года в Украине были организованы хорошо, в то время как Совет Европы выявил целый ряд проблем в связи с новым законом о выборах, утвержденным непосредственно перед выборами, а Администрация Президента США Барака Обамы раскритиковала проведение выборов, заявив, что они "не соответствовали стандартам открытости и справедливости".
Межпарламентская Ассамблея СНГ
Межпарламентская Ассамблея СНГ, начавшая работу в марте 1995 года, является консультативным парламентским крылом СНГ, созданным для обсуждения проблем парламентского сотрудничества. Ассамблея провела свое 32-е пленарное заседание в Санкт-Петербурге 14 мая 2009 года. Украина участвует в Межпарламентской Ассамблее СНГ, а Узбекистан и Туркменистан не участвуют.
Статус русского языка в СНГ
Россия неоднократно призывала к тому, чтобы русский язык получил официальный статус во всех государствах-участниках СНГ. До сих пор русский язык является официальным языком только в четырех из этих государств: Россия, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан. Русский язык также считается официальным языком в регионе Приднестровья, а также в автономной области Гагаузия в Молдове. Виктор Янукович, поддерживаемый Москвой кандидат в президенты в 2004 году на украинских президентских выборах, заявил о своем намерении сделать русский вторым официальным языком в Украине. Тем не менее, Виктор Ющенко, победитель, не сделал этого. В начале 2010 года в связи с избранием на пост президента Янукович заявил (9 марта 2010 года), что "Украина будет продолжать рассматривать украинский язык в качестве единственного государственного языка".
Спортивные мероприятия СНГ
На момент распада Советского Союза в декабре 1991 года, его спортивные команды были приглашены или участвовали в квалификации в различных спортивных мероприятиях 1992 года. Объединенная команда СНГ соревновалась на зимних Олимпийских играх и летних Олимпийских играх 1992 года, а футбольная команда СНГ участвовала в Евро 1992. Сборная СНГ по хоккею с мячом сыграла несколько товарищеских в январе 1992 года и в последний раз появилась на публике в 1992 году на Кубке Правительства России, где она также играла против новой сборной России по хоккею с мячом. Чемпионат Советского Союза по хоккею с мячом 1991-1992 годов был переименован в чемпионат СНГ. С тех пор члены СНГ соревновались друг с другом отдельно в международном спорте.
Экономические показатели стран СНГ
Страна | Население (2012) | ВВП 2007 (USD) | ВВП 2012 (USD) | Рост ВВП (2012) | ВВП на душу населения (2007) | ВВП на душу населения (2012) |
Беларусь | 9460000 | 45275738770 | 58215000000 | 4,3% | 4656 | 6710 |
Казахстан | 16856000 | 104849915344 | 196642000000 | 5,2% | 6805 | 11700 |
Киргизия | 5654800 | 3802570572 | 6197000000 | 0,8% | 711 | 1100 |
Россия | 143369806 | 1.294.381.844.081 | 2.022.000.000.000 | 3,4% | 9119 | 14240 |
Таджикистан | 8010000 | 2265340888 | 7263000000 | 2,1% | 337 | 900 |
Узбекистан | 29874600 | 22355214805 | 51622000000 | 4,1% | 831 | 1800 |
Общая ЕврАзЭС | 213223782 | 1.465.256.182.498 | 2.339.852.000.000 | - | 7077 | 9700 |
Азербайджан | 9235100 | 33049426816 | 71043000000 | 3,8% | 3829 | 7500 |
Грузия | 4585000 | 10172920422 | 15803000000 | 5,0% | 2334 | 3400 |
Молдова | 3559500 | 4401137824 | 7589000000 | 4,4% | 1200 | 2100 |
Украина | 45553000 | 142719009901 | 175174000000 | 0,2% | 3083 | 3870 |
Общая ГУАМ | 62932500 | 186996463870 | 269609000000 | - | 2975 | 4200 |
Армения | 3274300 | 9204496419 | 10551000000 | 2,1% | 2996 | 3500 |
Туркменистан | 5169660 | 7940143236 | 33466000000 | 6,9% | 1595 | 6100 |
Общий итог | 284598122 | 1.668.683.151.661 | 2.598.572.000.000 | - | 6005 | 7800 |
Данные Статистического отдела Организации Объединенных Наций и ЦРУ
СНГ возникло в результате распада СССР на постсоюзном экономическом пространстве. Соглашение об образовании СНГ было подписано руководителями Белоруссии, РСФСР и Украины в декабре 1991 г., к которому впоследствии присоединились другие республики бывшего СССР, за исключением Латвии, Литвы и Эстонии. В состав СНГ входят 11 стран: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина (Грузия вышла из состава). Доля стран СНГ в мировом ВВП составляет менее 5%.
При создании СНГ государства - учредители этой организации ставили следующие задачи:
Провести процедуру ликвидации СССР, раздела союзного наследства, обретения каждым участником полного суверенитета и международного признания с наименьшими издержками,
Создать на базе бывших союзных республик общее экономическое, научно-техническое, информационное и гуманитарное пространство, учитывая тот факт, что все члены СНГ длительное время составляли единый народнохозяйственный комплекс в рамках единого государства.
Сегодня, в результате непоследовательностичцействий некоторых стран-членов и сохраняющихся существенных различий в их интересах, СНГ переживает сложные времена. Содружество достаточно успешно решило первую задачу: с минимальными политическими издержками произошло становление суверенитета союзных республик. Однако вторая задача - создание действующего экономического содружества - пока не решена. Поэтому одной из характерных особенностей сегодняшнего сотрудничества в рамках СНГ является «разноуровневая» интеграция.
Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) Договор об учреждении ЕврАзЭС был заключен в октябре 2000 г. Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном. 25 января 2006 г. на саммите ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге в Сообщество был принят Узбекистан. Задачами объединения являются:
Завершение оформления в полном объеме режима свободной торговли,
Формирование единых таможенных тарифов и единой системы мер нетарифного регулирования,
Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки,
Выработка согласованной позиции государств - членов Сообщества во взаимоотношениях с ВТО (Всемирной Торговой Организацией) и другими международными экономическими организациями,
Создание унифицированной системы таможенного регулирования.
Основная цель ЕврАзЭС - создание единого экономического пространства на территории шести указанных государств.
Высшим органом ЕврАзЭС является Межгосударственный совет, который собирается не реже одного раза в год на уровне глав государств и не реже двух раз в год - на уровне глав правительств. Постоянно действующими органами ЕврАзЭС являются: Интеграционный комитет, Межпарламентская ассамблея,
Суд сообщества. По решению Межгосударственного совета в странах - членах Сообщества могут открываться представительства Интеграционного комитета.
Союз Беларуси и России
Является наиболее продвинутой формой интеграции стран СНГ. Договор о создании союза был подписан в декабре 1999 г., которому предшествовало подписание:
В 1995 г. Соглашения о Таможенном союзе, к которому в 1995-1999 гг. присоединились Казахстан, Киргизия и Таджикистан, "
В апреле 1996 г. Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России,
В апреле 1997 г. Договора о Союзе Беларуси и России.
В декабре 1999 г. был подписан договор о создании Союзного государства Российской федерации и Республики Беларусь. При этом сохранялся национальный суверенитет стран-участников с одновременным формированием союзных государственных органов и наднациональных органов управления. Россия и Беларусь остаются полноправными членами международного сообщества и сохраняют свое членство в международных организациях. Каждая из сторон сохраняет и свои обязательства и права по международным договорам.
Целями Союзного государства являются:
Формирование единого экономического пространства,
Осуществление единой социальной политики,
Проведение согласованной оборонной и внешней политики.
6.3. Европейский Союз: этапы эволюции, механизм функционирования
Европейский Союз образовался как европейское экономическое сообщество (ЕЭС) в 1967 г. после слияния региональных организаций: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, 1951 г.); Римского договора 1957 г. опоздании ЕЭС; Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ).
С 1 января 1994 г. на основе Маастрихтского 1 договора 1992 г. ЕЭС стало называться Европейским Союзом. В настоящее время ЕС представляет собой крупнейшее экономическое и политическое интеграционное объединение, в состав которого входят 27 европейских государств с территорией более 4,2 млн кв. км и населением более 484 млн человек. Это: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция-страны-родоначальницы ЕС; Великобритания, Ирландия и Дания, присоединившиеся к сообществу в 1973 г.; Греция, вступившая в Сообщество в 1981 г.; Испания и Португалия, имеющие членство в Сообществе с 1986 г.; Финляндия, Швеция и Австрия, вошедшие в состав Сообщества в 1995 г,; Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Мальта и Кипр, вошедшие в состав ЕС в мае 2004 г.; Болгария и Румыния, вступившие в ЕС с 1 января 2007 г.
Одной из основных задач Маастрихтского договора явилось завершение экономической интеграции путем создания" Экономического и валютного союза (ЭВС). При этом подчеркивалось, что ЭВС с единой для стран-участниц валютой (Евро) будет включать в свой состав только те страны, которые выполнят требования взаимной адаптации экономических систем. К таким требованиям относятся:
Дефицит государственного бюджета вступающих в ЭВС стран не должен превышать 3% ВВП,
Накопленный государственный долг не должен превышать 60% ВВП,
Уровень инфляции в стране за предшествующие ее вступлению в ЭВС 12 месяцев не должен превышать более чем на 1,5 процентных пункта средний уровень инфляции трех стран ЕС, добившихся самой низкой инфляции,
Соблюдение, по крайней мере, в Течение двух лет установленных пределов курсовых колебаний, обеспечиваемых механизмом валютных курсов Европейской валютной системы (страны, вступающие в ЭВС, в этот период не должны девальвировать по собственной инициативе курс национальной валюты по отношению к валюте любого другого государства - члена ЕС),
Долгосрочные процентные ставки (измеряемые по их уровню за последние 12 месяцев) во вступающей в ЭВС стране не должны более чем на два процентных пункта отличаться от среднего уровня этих ставок по крайней мере трех стран ЕС, добившихся наибольшей стабильности этого показателя.
Сегодня 16 стран ЕС соответствуют вышеуказанным стандартам и имеют общую валюту - евро: Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия и Франция, Греция, Словения, Кипр, Мальта и Словакия.
В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз,
Процесс начался 9 мая 1950 г. речью министра иностранных дел Франции Роберта Шумана, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Федеративной Республики Германии. Эта концепция была реализована в 1951 г. Парижским Договором о создании Европейского сообщества угля и стали, членами которого стали: Бельгия, Франция, ФРГ, Италия, Люксембург и Нидерланды.
В 1957 г. Римский Договор установил Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Они, соответственно, были нацелены на создание таможенного союза и ломку внутренних торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие ядерной энергии в мирных целях. Этот этап характеризовался созданием зоны свободной торговли (1958-1966 гг.).
В 1967 г. произошло слияние исполнительных органов трех Сообществ (Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии, Европейского экономического сообщества), в результате чего была создана интеграционная группировка - Европейское сообщество с такими основными институтами, как Европейская Комиссия, Совет, Парламент и Суд. Происходит формирование таможенного союза (1968-1986 гг.) и дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС.
В 1971 г. заключено Соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕС и ЕАСТ. К этому же этапу относится и начало интеграции в валютно-финансовой сфере. В 1972 г. было введено совместное плавание валют некоторых стран - членов ЕС в определенных пределах (+2,25 - «валютная змея»), а с 1979 г. -начала функционировать европейская валютная система.
Следующий этап - создание общего рынка (1987-1992 гг.). На основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 г. документа «White Рарег» о программе создания внутреннего рынка страны ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства.
Последним этапом в процессе европейской интеграции стал Маастрихтский Договор 1992 г. Это этап создания экономического союза (с 1993 г. по настоящее время).
Механизм функционирования ЕС основывается, прежде всего, на политико-правовой системе управления, в которую входят как общие или межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования. В качестве межгосударственных органов управления ЕС выступают:
1. Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне различных министров (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). 1
2. Комиссия ЕС (КЕС) - исполнительный орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС.
3. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге. Избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех странах - членах ЕС.
4. Европейский суд, обеспечивающий правильную интерпретацию и реализацию нормативных актов (законодательства) ЕС.
5. Европейский социальный фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА), т который приходится большая часть бюджета ЕС
6. Европейский социальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве.
7. Европейский фонд регионального развития, содействующий структурной перестройке слабо индустриально развитых или депрессивных регионов.
8. Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия стран - членов ЕС в его основном капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты государственным структурам стран - членов ЕС.
Крупнейшие международные торговые объединения
Европа:
ЕАСТ (европейская ассоциация свободной торговли)
Америка:
НАФТА (североамериканское объединение свободной торговли)
МЕРКОСУР (южноамериканский общественный рынок)
КАРИКОМ (карибское сообщество)
Азия:
АТЭС (азиатско-тихоокеанское экономическое содружество)
АСЕАН (ассоциация государств юго-восточной Азии)
СААРК (ассоциация регионального содружества южной Азии)
Африка:
САДК (южно-африканский комитет развития)
ЭКОВАС (экономическое сообщество стран западной Африки)
КОМЕСА (общий рынок)
Основные региональные интеграционные объединения
ЕС – 27 стран (на 2011 г.)В Европейский союз входят 27 государств.doc
Не хотят вступать в ЕС:
Швейцария, Лихтенштейн, Норвегия, Исландия
Стремятся вступить в ЕС:
Хорватия, Македония, Сербия, Албания, Босния, Черногория
Для того, чтобы войти в Европейский валютный союз (16 стран на 2009 год) необходимо удовлетворять следующим критериям:
низкие темпы инфляции;
низкий уровень процентных ставок;
бюджетная дисциплина;
стабильная валюта.
Великобритания, Швеция, Дания не согласились на введение евро.
ЕАСТ – создан в 1960г. как альтернатива ЕС. Входило 7 государств, теперь – 4 (Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн).
НАФТА – США, Канада, Мексика. Причины создания:
влияние транснациональных компаний;
противодействие ЕС;
сохранение конкурентоспособности.
АТЭС – создан в 1989г. Штаб-квартира – Сингапур, входит 21 государство.
СНГ – создан в 1991г. Входило 12 государств, сейчас – 11. (11 бывших союзных республик: Азербайджана , Армении , Белоруссии , Казахстана , Киргизии , Молдавии , России , Таджикистана , Туркменистана , Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия , Литва , Эстония и Грузия ).(СНГ было основано главами БССР.doc )
На просторах СНГ существует несколько альтернативных интеграционных объединений :
ОДКБ (организация договора о коллективной безопасности) – 7 государств.ОДКБ.doc
ЕврАзЭС (евразийское экономическое сообщество) – 6 государств. Евразийское экономическое сообщество.doc
ШОС (шанхайское организационное сотрудничество) ШОС.doc
ЕЭП (единое экономическое пространство). ТС и ЕЭП.doc
ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова).
СДВ (содружество демократического выбора).Содружество демократического выбора.doc
МЕРКОСУР (южно-американский общественный рынок): Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Венесуэла). МЕРКОСУР.doc
Образование Содружества Независимых Государств (СНГ) произошло 8 декабря 1991 года в результате подписания в Вискулях (Бресткая область, Белоруссия) главами России, Украины и Белоруссии соответствующего соглашения
Список стран-членов СНГ (2016 год)
- Азербайджан
- Армения
- Белоруссия
- Казахстан
- Киргизия
- Молдавия
- Россия
- Таджикистан
- Узбекистан
Членами СНГ являются те государства, которые в течение 1 года (с 22 января 1993 по 22 января 1994 года) приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, принятого 22 января 1993 года Советом глав государств. Украиной и Туркменией Устав не подписан
Кроме того, в Уставе СНГ существует понятие государства-учредителя СНГ. Государством-учредителем СНГ считается то государство, праламент которого ратифицировал Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Туркмения эти документы ратифицировала. Украина ратифицировала только Соглашение. Таким образом, Украина и Туркмения являются учредителями СНГ, но не его членами
Протокол от 21 декабря 1991 года не ратифицирован так же парламентами России и Украины и 5 марта 2003 года комитет Госдумы Федерального собрания РФ по делам СНГ пришёл к заключению, что Российская Федерация де-юре не является государством - учредителем СНГ и государством - членом
История создания СНГ
- 1991, 8 декабря — главами Украины, России и Белоруссии Кравчуком, Ельциным и Шушкевичем подписано соглашение о и создании СНГ (Беловешское Соглашение)
- 1991, 10 декабря — Соглашение ратифицировано парламентами Белоруссии и Украины
Ратификация — это придание юридической силы документу (например, договору) утверждением его соответствующим органом каждой из сторон. То есть ратификация — это согласие государства выполнять условия договора
- 1991, 12 декабря — Соглашение ратифицировано Верховным Советом РФ
- 1991, 13 декабря — встреча в Ашхабаде (Туркмения) глав Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. которые выразили согласие на вхождение их стран в СНГ
- 1991, 21 декабря — в Алма-Ате руководители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины приняли Декларацию о целях и принципах СНГ и подписали Протокол к соглашению о создании СНГ
Протокол
к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанному 8 декабря 1991 года в г. Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украиной
Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств.
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств вступает в силу для каждой из Высоких Договаривающихся Сторон с момента его ратификации.
На основе Соглашения о создании Содружества Независимых Государств и с учетом оговорок, сделанных при его ратификации, будут выработаны документы, регламентирующие сотрудничество в рамках Содружества.
Настоящий Протокол является составной частью Соглашения о создании Содружества Независимых Государств.
Совершено в г. Алма-Ате 21 декабря 1991 года в одном экземпляре на азербайджанском, армянском, белорусском, казахском, кыргызском, молдавском, русском, таджикском, туркменском, узбекском и украинском языках. Все тексты имеют одинаковую силу. Подлинный экземпляр хранится в архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит Высоким Договаривающимся Сторонам заверенную копию настоящего Протокола
- 1991, 30 декабря — в Минске на ещё одной встрече глав государств СНГ учрежден высший орган СНГ — Совет глав государств
- 1992, 9 октября — создан телеканал СНГ «Мир»
- 1993, 22 января — в Минске принят Устав СНГ
- 1993, 15 марта — Казахстан первым из пост-советских республик ратифицировал Устав СНГ
- 1993, 9 декабря — Устав СНГ ратифицировала Грузия
- 1994, 26 апреля — Молдавия последней из пост-советских республик ратифицировала Устав СНГ
- 1999, 2 апреля — создан Исполнительный комитет СНГ
- 2000, 21 июня — создан Антитеррористический центр СНГ
- 2008, 14 августа — Парламент Грузии принял решение о выходе страны из СНГ
- 2009, 18 августа — Грузия официально перестала быть членом СНГ
Цели СНГ
- Сотрудничество в экономике
- Сотрудничество в сфере экологии
- Сотрудничество в сфере обеспечения прав и свобод граждан СНГ
- Сотрудничество в военной области
Сохранилось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, сообща решаются вопросы обороны и охраны внешних границ
- Сотрудничество в развитии систем транспорта, связи, энергетики
- Сотрудничество в борьбе с преступностью
- Сотрудничество в миграционной политике
Руководящие органы СНГ
- Совет глав государств СНГ
- Совет глав правительств СНГ
- Исполнительный комитет СНГ
- Совет министров иностранных дел СНГ
- Совет министров обороны СНГ
- Совет министров внутренних дел стран СНГ
- Совет объединенных вооруженных сил стран СНГ
- Совет командующих пограничными войсками стран СНГ
- Совет руководителей органов безопасности стран СНГ
- Межгосударственный экономический совет СНГ
- Межпарламентская ассамблея СНГ
28 октября 2016 года в Минске состоялось заседание Совета глав правительств стран-участниц Содружества Независимых Государств (СНГ). Лидер Белоруссии Лукашенко: «…критическая масса накопившихся вопросов вызывает у нас в Белоруссии тревожные настроения по поводу перспектив …СНГ…Усилилась обоснованная критика в наших странах в связи с неудовлетворенностью как темпами, так и практическими результатами развития интеграции. Слышны тревожные сигналы от бизнеса… стоит критически посмотреть и на правовую базу СНГ. За 25 лет мы подписали немыслимый объем решений, договоров и соглашений. Все ли они сегодня актуальны и нужны? Мне очень хочется, чтобы в период председательства России в 2017 году мы смогли получить четкие ответы: во имя чего все эти годы велась интеграция и какая цель в конечном итоге преследуется?»
25 лет назад в мире произошло одно из важнейших геополитических событий: распад Советского Союза с одновременным образованием Содружества Независимых Государств (СНГ).
2016-й год стал юбилейным для Содружества Независимых Государств (СНГ). К 25-летию объединения ТАСС собрал основные факты об организации, которая не является ни государством, ни надгосударственным образованием.
Как появилось СНГ?
- 8 декабря 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин, председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич и президент Украины Леонид Кравчук в резиденции в Вискулях (Беловежская пуща, Белоруссия) констатировали распад СССР и подписали Соглашение о создании СНГ. В преамбуле документа подчеркивалось, что с этого момента СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил свое существование.
- 13 декабря о своем желании присоединиться к СНГ заявили лидеры других республик бывшего Союза.
- 21 декабря 1991 года в Алма-Ате на встрече глав Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины была принята Алма-Атинская декларация и Протокол к Соглашению о создании СНГ.
- Алма-Атинская встреча завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства. В Декларации подтверждалось взаимное признание суверенитета и нерушимости границ, подчеркивалось, что взаимодействие участников СНГ будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты.
Кого объединяет СНГ?
СНГ – это региональная межгосударственная организация, объединяющая 11 стран постсоветского пространства
- Азербайджан (1991)
- Армения (1991)
- Белоруссия (1991)
- Казахстан (1991)
- Киргизия (1991)
- Молдавия (1991)
- Россия (1991)
- Таджикистан (1991)
- Узбекистан (1991)
- Украина (в статусе государства-участника - 1991)
- Туркмения (в статусе ассоциированного члена - 2005)
Что значит "государство-член", "государство-участник" и "ассоциированный член"?
- Государствами-членами Содружества, согласно Уставу, являются только государства-участники, присоединившиеся к Уставу СНГ в течение одного года после его принятия.
- Устав Содружества был принят 22 января 1993 г., тогда же его подписали Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В том же году к Уставу присоединились Азербайджан и Грузия, в 1994 г. - Молдавия.
- Украина и Туркменистан не являются полноправными членами, поскольку не ратифицировали Устав СНГ.
- С декабря 1991 г. Украина имеет статус государства-участника.
- Туркменистан являлся государством-участником с декабря 1991 г. до августа 2005 г., с августа 2005 г. – ассоциированный член. Статус ассоциированного члена предоставляется государству, желающему участвовать лишь в отдельных видах деятельности организации.
- Ни в одном документе СНГ не проводится различие между статусом членов и участников Содружества.
Какой орган является высшим в СНГ?
- Совет глав государств, в котором представлены все 11 стран.
Для решения каких задач существует объединение?
- сотрудничество в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях
- создание общего экономического пространства
- обеспечение прав и свобод человека, мира и безопасности
- борьба с организованной преступностью
- сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ и т.д.
Где находится штаб-квартира Исполнительного комитета объединения?
- в Минске (Белоруссия)
Какой язык в СНГ является рабочим?
- русский.
По какому принципу осуществляется председательство в организации?
- Председательство в органах СНГ осуществляется поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года.
- 1 января 2016 г. председательство в СНГ перешло к Киргизии.
- Россия будет председательствовать в 2017 г.
Как вступить в объединение и выйти из него?
- Устав Содружества предусматривает, что членом СНГ может стать любое государство, разделяющее цели и принципы организации и принимающее на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.
- Согласно статье 9 Устава, государство-член вправе выйти из Содружества. Для этого необходимо за 12 месяцев до предполагаемого выхода письменно известить о своем намерении депозитария Устава СНГ (Белоруссия). При этом все обязательства данного государства, возникшие в период его участия в организации, должны быть полностью им выполнены.
Какие страны и при каких обстоятельствах пользовались правом выхода из СНГ?
- Правом выхода из СНГ воспользовалась лишь одна страна - Грузия.
- Решение о выходе Грузии из Содружества было принято руководством этой страны после грузино-югоосетинского конфликта в августе 2008 г.
- 12 августа 2008 г. президент Грузии Михаил Саакашвили сделал заявление о выходе страны из СНГ.
- 14 августа парламент республики принял постановление о выходе Грузии из трех соглашений: Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., Устава СНГ от 22 января 1993 г. и Договора о создании Экономического союза СНГ от 24 сентября 1993 г.
- 18 августа МИД Грузии направил соответствующую ноту в Исполком СНГ. Решение вступило в силу спустя год.
- С 18 августа 2009 г. Грузия не является государством - участником СНГ.
Какие страны и при каких обстоятельствах делали заявления о выходе из СНГ?
- 19 марта 2014 г. директор департамента информационной политики украинского МИД Евгений Перебейнос сообщил , что Украина приостанавливает председательство в СНГ. Кроме того, "Украина оставляет за собой право рассмотреть целесообразность дальнейшего участия в деятельности СНГ".
- Решение украинской стороной принято после проведения 16 марта референдума о статусе Крыма и Севастополя и вхождении их в состав России.
- В 2014 г. неоднократно появлялись сообщения о возможности выхода Украины из СНГ, однако официальную заявку страна не подавала.
Согласно информации из действующего устава организации, ее членами являются страны-учредители, которые подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к нему (21 декабря того же года) к моменту подписания устава. А действующими членами организации называются те страны, которые в дальнейшем приняли на себя обязательства, прописанные в этом уставе.
Каждое новое членство в СНГ должно получить одобрение всех остальных государств, уже являющихся частью организации.
В настоящее время членами Содружества являются 10 государств:
- Азербайджан;
- Армения;
- Белоруссия;
- Казахстан;
- Молдавия;
- Россия;
- Таджикистан;
- Туркменистан (но в особом статусе);
- Узбекистан.
Другие государства, ранее входившие в состав СССР, имеют следующие отношения с Содружеством:
- на саммите 26 августа 2005 года Туркменистан заявил о своем участии в СНГ в качестве ассоциированного члена;
- Украина с 19 марта 2014 года, по решению РНБО, больше не является членом Содружества;
- Грузия, ранее бывшая членом СНГ, вышла из организации 14 августа 2008 года, тогда (во времена президента Михаила Саакашвили) грузинский парламент единогласно принял решение о выходе из Содружества;
- Монголия в настоящее время участвует в СНГ в качестве независимого наблюдателя.
Афганистан, никогда не являвшийся частью СССР, в 2008 году заявил о своем желании вступить в СНГ и в настоящее время числится в Содружестве в качестве наблюдателя.
Цели, которые преследует образование организации
Самым важным принципом организации Содружества является то, что все его страны-члены являются полностью самостоятельными и независимыми. СНГ не представляет собой отдельное государства и не владеет наднациональными полномочиями.
К организационным целям СНГ относятся:
- более плотное государств в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и прочих областях;
- обеспечение гарантированных прав и свобод людей, живущих в СНГ;
- сотрудничество в области мира и безопасности на планете, а также достижение всеобщего полного разоружения;
- оказание правовой помощи;
- разрешение споров на мирной основе.
Высшим органом, регулирующим деятельность СНГ, является Совет глав государств, в котором у каждой страны-участника есть свой представитель. Его заседание проходит два раза в год, при этом члены Совета координируют будущее сотрудничество и деятельность.
(СНГ) – основанная в 1991 году международная организация, не обладающая наднациональными полномочиями. В СНГ в качестве участников входят 11 из 15 вывших союзных республик СССР.
Инструкция
Причиной появление этой организация в международном правовом поле является распад СССР и на его пространстве 15 новых суверенных государств, теснейшим образом связанных в политической, экономической, гуманитарной сферах, вследствие существования столетиями в рамках одной . Глубокая интеграция республик и предопределила объективную заинтересованность новых субъектов международного права в сотрудничестве в различных областях , политики, культуры на основе равноправного сотрудничества и уважении суверенитета друг друга.
СНГ было основано 8 1991 года, когда главами России, Украины и Белоруссии было подписано т.н. «Беловежское соглашение», в тексте которого было констатировано упразднение Советского Союза и образование на его базе новой формы межгосударственного сотрудничества бывших советских республик. Этот документ «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств», и к 1994 году его ратифицировали и вошли в СНГ ещё 8 государств – Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
21 декабря 1991 года главами 11 бывших на саммите Алма-Ате были подписаны декларация о целях и принципах СНГ и протокол к соглашению о создании СНГ. В 1993 году в Минске был принят устав СНГ, основной нормативно-правовой документ организации, регламентирующий её . Согласно ст. 7. данного устава -участники СНГ подразделяются на государства-учредители и государства-члены Содружества. Учредителями СНГ являются страны, ратифицировавшие соглашение о его создании от 8 декабря 1991 года и протокол к соглашению от 21 декабря 1991 года. Государствами-членами СНГ являются те его учредители, что приняли на себя обязательства устава. Устав был ратифицирован 10 из 12 участниками СНГ, за исключением Украины и Туркменистана.
Эстония, Латвия и Литва отказались от участия в СНГ изначально, выбрав интеграции. Украина, являясь одним из соучредителей и участником СНГ, отказалась ратифицировать устав СНГ, и юридически членом содружества не является. В 2009 году, под влиянием событий в Абхазии и Южной Осетии, из членства в СНГ вышла Грузия.
Таким образом, по состоянию на 2014 год, участниками СНГ являются 11 государств: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина и Узбекистан. Членами СНГ являются все вышеперечисленные государства, кроме Туркменистана и Украины.