12 октября как назвать мальчика. Имена мальчиков рожденных в октябре
Тяжелые времена Гражданской войны в нашей стране выявили немало выдающихся женщин. Одни из них стали революционерками, другие ушли в банды, порой даже возглавив их. Особое место в этом списке занимает легендарная атаманша Маруся, чья жизнь достойна экранизации - может быть положена в основу остросюжетного боевика.
Из бобмисток в бандитки
Известность Мария Григорьевна Никифорова приобрела задолго до начала Гражданской войны в России. В 16 лет девушка ушла из дома, за короткое время сменила немало профессий - от няни до мойщицы бутылок на ликероводочном заводе. Разумеется, подобная судьба не была пределом ее мечтаний, и вскоре Марию закрутил водоворот анархического движения, причем в самом жестком его проявлении - безмотивников. Эти люди боролись против всех богатеев, исповедуя принцип: «Борьба ради борьбы». Безмотивники взрывали бомбы в магазинах, ресторанах, галантерейных лавках.
Отчаянная Мария Никифорова считалась лучшей из бомбисток. На ее счету было немало удачных терактов против властей на юге России. Ее не раз ловили. Однажды девушка попала в засаду, но не сдалась, а попыталась подорвать саму себя. Однако самодельная бомба не сработала. Марию приговорили к пожизненной каторге, хотя шлейф из трупов, тянувшийся за ней, был настолько длинным, что ей, по идее, грозило повешение.
Международный терроризм
С каторги Мария, которую к этому времени все окружающие звали просто Марусей, бежала в 1910 году. Однако в России она не осталась, благоразумно переправившись в Японию, а затем в США. В эмиграции у Маруси неожиданно раскрылся эпистолярный талант. Она поступила на работу журналисткой в русскую анархическую газету, одновременно став видным деятелем Союза русских рабочих США и Канады. Но спокойная жизнь была не для нее.
Вскоре она вновь переехала, на этот раз в Испанию. Ее появление в этой европейской стране ознаменовалось масштабными грабежами магазинов и домов богатых обывателей Мадрида. Мало этого, активистка анархического движения организовала курсы для начинающих бомбистов Испании. Но однажды Марусю ранили, и она была вынуждена бежать в Париж. Политэмигранты Франции приняли ее как родную. Маруся подружилась с революционером Владимиром Антоновым-Овсеенко и вышла замуж за польского анархиста Витольда Бжостека.
Здесь же у нее проснулась тяга к искусству. Маруся ни много ни мало начала брать уроки ваяния у самого Огюста Родена, который нашел ее талантливой ученицей. В этот момент как на беду грянула Первая мировая война. Маруся бросила мужа и пошла на курсы офицеров кавалерии. Самое невероятное, что она действительно в 1916 году получила звание французского офицера кавалерии и отбыла на Балканский фронт громить турок.
Под знаменем революции
Следующий крутой вираж судьба Марии Никифоровой сделала в феврале 1917 года, после того, как она узнала о буржуазной революции в России. Решив посчитаться с властями за бедное детство и каторгу, Маруся бросила службу во французской армии и чудом через линии фронтов и границы стран пробралась в революционный Петроград. Здесь ее как выдающегося оратора ждали многочисленные митинги с призывами идти брать штурмом Зимний дворец.
В какой-то момент Мария решила посетить свою родную Украину. И тут-то и взошла ее счастливая звезда. Созданная ею банда анархистов захватила Александров, а затем влилась в знаменитую армию батьки Махно. Началась разгульная жизнь с грабежами, расстрелами и кутежами. [С-BLOCK]
С помощью нагана и шашки атаман Маруся творила свой «справедливый» суд, в том виде, в каком его могла представлять профессиональная террористка. Однако прибывший из Петрограда комиссар Временного правительства каким-то чудом умудрился арестовать Марусю и заключить ее в местную тюрьму. Правда, ненадолго. Уже на следующий день тюрьма была взята анархистами штурмом, а легендарную атаманшу на свободу вынесли буквально на руках. После Октябрьской революции 1917 года дела Маруси резко пошли в гору. Ее номинальный начальник батька Махно , как известно, был в хороших отношениях с большевиками. От их имени вооруженными подразделениями красноармейцев на Украине командовал приятель Маруси по Парижу - Антонов-Овсеенко. Заручившись его поддержкой при одобрении батьки Махно, Мария Никифорова сформировала собственные анархические конные отряды, назвав их Вольной боевой дружиной атамана Маруси. Численность дружины составляла в разное время от 300 до 500 человек, в распоряжении которых кроме тачанок имелся даже собственный броневик.
Во время Гражданской войны на Украине среди немецких, австро-венгерских и украинских военных возникала настоящая паника, едва они слышали о приближении боевых отрядов атамана Маруси. Тем не менее жестокость Марии Никифоровой поднадоела даже ее соратникам. [С-BLOCK]
В 1918 году большевики арестовали ее за грабежи мирного населения и предали суду. Неизвестно сколько бы еще прожила на этом свете Маруся, если бы не ходатайство Нестора Махно. Он лично призвал большевиков освободить «старую революционерку», подкрепив свою просьбу силой отряда монархистов, отправленных на бронепоезде в Таганрог вызволять знаменитую атаманшу. Никифорову под давлением авторитета Махно оправдали. Еще около года Маруся грабила российские города, пока очередной арест и суд в Москве не запретил ей занимать командные должности в Красной Армии. На этот раз Махно не решился заступаться за Марусю.
Но неугомонная Никифорова решила все начать с начала и вместе с мужем отправилась в Севастополь готовить взрывы в белогвардейском тылу. В городе ее выследила контрразведка белых. После недолгого суда в 1919 году ее расстреляли. Последними словами 34-летней террористки-атаманши были «Да здравствует анархия!»
История экспроприаций и разбоя.Атаман Маруся January 3rd, 2014
Мария Никифорова родилась в 1885 году в городе Александровске (нынешнее Запорожье) в семье героя Русско-турецкой войны штабс-капитана Григория Никифорова. О ее детстве и юности достоверно известно лишь то, что в возрасте 18 лет Мария примкнула к боевой организации партии эсеров и приняла участие в многочисленных террористических актах. В 1908 году она была арестована и приговорена к двадцати годам каторги.
Фото: Бюст Марии Никифоровой работы Огюста Родена
Там она попала под влияние анархистов - эмигрантов из России, работала в редакциях анархистских газет «Вперед» и «Голос труда», издававшихся на русском языке. Под разными псевдонимами она публиковала статьи на злобу дня и острые фельетоны, в которых ярко проявился ее публицистический талант. Также Мария участвовала в организации «Союз русских рабочих США и Канады».
Через три года Марии Никифоровой надоела эта рутина. Будучи деятельной и решительной натурой, она отправилась в Испанию, где возглавила отряд испанских анархистов. Во время неудачного ограбления банка была ранена и по поддельным документам переправлена на лечение во Францию. В Париже Мария Никифорова, насколько известно, банки для нужд революции не экспроприировала. Зато она брала уроки у великого Огюста Родена, причем престарелый скульптор считал ее одной из наиболее талантливых своих учениц.
Анархист Артемий Гладких утверждал, что видел Марию Никифорову в Париже, одетую в мужской костюм. По тем временам женщинам, надевшим брюки без специального разрешения полиции (за весь XIX век во Франции было выдано девять таких разрешений, причем одно из них писательнице Жорж Санд), грозил крупный штраф за нарушение общественной нравственности. Женщинам дозволялось надевать мужской костюм лишь в двух случаях - если они ездят на велосипеде и занимаются конным спортом. Мария Никифорова имела право носить галифе, так как под чужим именем училась в офицерской кавалерийской школе. По некоторым сведениям, в Париже она вышла замуж за профессионального революционера-анархиста чеха Витольда Бжостека.
В конце 1916 года Мария Никифорова получила офицерское звание и в качестве военного инструктора была направлена на Балканы, где тогда разворачивались военные действия. Но узнав о том, что в России произошла революция, Мария поспешила вернуться на родину.
В апреле 1917 года она приехала в Петроград и вместе со своей подругой Александрой Коллонтай, с которой познакомилась еще в Париже, активно выступала на митингах, обличая Временное правительство, которое, по ее мнению, узурпировало власть в стране.
В начале июля она отправилась в Кронштадт, где призвала матросов пойти под черным знаменем анархии на штурм Зимнего дворца. Однако попытка большевиков и анархокоммунистов осуществить переворот закончилась провалом, Ленин скрылся в Разливе, Коллонтай попала в тюрьму, а Мария Никифорова вернулась в Александровск.
Считанные месяцы потребовались Марии Никифоровой для того, чтобы создать боеспособные «черные дружины» в Александровске, Екатеринославе (ныне Днепропетровск), Одессе, Николаеве, Херсоне, Мелитополе, Юзовке (ныне Донецк), Никополе и других городах. Осенью 1917 года она, по существу, контролировала весь юг Украины, который фактически стал независим от Петрограда и Киева. Сама Никифорова называла это «второй революцией», призванной демонтировать государство как аппарат насилия. Действовала она не только словом, демонстрируя незаурядный ораторский талант, но и делом.
Например, для того чтобы обеспечить оружием отряд Нестора Махно, она осуществила блестящую операцию по разоружению целого батальона Преображенского полка. Будучи обучена как французский офицер, Мария Никифорова понимала, что необходимо обеспечить бесперебойное снабжение отрядов «Черной гвардии» не только оружием, но также продовольствием и фуражом, иначе они примутся грабить мирное население. Пришлось наложить на банкиров, коммерсантов и землевладельцев большую контрибуцию. Известно, например, что у александровского заводчика Бадовского она экспроприировала миллион рублей.
В ответ пострадавшие обыватели засыпали Петроград и Киев жалобами, в которых живописали мнимые зверства распоясавшейся анархистки. В сентябре 1917 года по приказу комиссара Временного правительства в Александровске Мария Никифорова была арестована и заключена под стражу. На следующий же день все предприятия города остановили работу. Власти были вынуждены освободить Марию, и рабочие на руках донесли ее от тюрьмы до здания, где размещался городской совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Мария Никифорова на глазах превращалась в народную героиню, в символ борьбы за свободу и независимость. Даже ее враги признавали, что она легко находила общий язык не только с рабочими и представителями интеллигенции, но даже с белогвардейскими офицерами.
Особенно надо отметить, что, будучи идейной анархисткой, она избегала насилия. Сейчас в некоторых популярных изданиях можно прочесть о том, что во время похода в Крым отряд Марии Никифоровой отличился зверскими убийствами офицеров и даже разграбил Ливадийский дворец, но это всего лишь слухи, которые не подтверждены документально. Зато известно, что стоило Марии выступить на митинге в Феодосии, как она тут же была избрана в исполком уездного крестьянского совета. Кроме того, она создала в городе отряд «Черной гвардии». Столь же радушно Марию Никифорову встречали в других городах и селах Крыма, где она пропагандировала анархистские идеи.
В феврале 1918 года Мария Никифорова оставила руководство отрядами «Черной гвардии» и целиком посвятила себя пропагандистской работе, разъяснению населению принципов анархизма. Однако во второй половине февраля на Украину двинулись войска Германии и Австро-Венгрии. Мария вновь была вынуждена возглавить отряд, который насчитывал 580 человек, имел две пушки, семь пулеметов и броневик. Она и ее бойцы участвовали в тяжелых боях с немцами, но силы были неравными.
В апреле Мария Никифорова со своим отрядом оказалась в Ростове, где была арестована большевиками, обвинившими ее в грабежах мирного населения. Нестор Махно обратился за поддержкой к командующему советскими войсками юга России Владимиру Антонову-Овсеенко, и тот прислал телеграмму: «Отряд анархистки Марии Никифоровой, как и сама товарищ Никифорова, мне хорошо известны. Вместо того чтобы заниматься разоружением таких революционных боевых единиц, я советовал бы заняться созданием их».
Суд, состоявшийся в конце апреля, проходил при открытых дверях и назывался «судом революционной чести». Нестор Махно вспоминал: «Нужно сказать правду: большевики - хорошие мастера на измышление лжи и на всякие подлости против других. Они насобирали больше, чем нужно было, данных против Марии Никифоровой». Однако пять судей, среди которых не было ни одного анархиста, единодушно оправдали революционерку, все обвинения против нее были сняты.
«Чертовка была красива!»
Мария вновь возглавила свой отряд, успешно воевала против белоказаков у Брянска и Саратова, однако вела себя крайне независимо и вызывающе. Видный большевик C. Ракша вспоминал, как выглядела в ту пору Мария Никифорова: «Она сидела у стола и мяла в зубах папироску. Чертовка была красива: лет тридцати, цыганского типа, черноволосая, с пышной грудью, высоко поднимавшей гимнастерку». Другой современник описал в дневнике ее появление в Воронеже: «По улице с бешеной скоростью мчится экипаж. Небрежно сидит в нем молодая брюнетка в залихватски надетой набекрень кубанке».
К советской власти Мария Никифорова относилась критически, причем не скрывала этого. Неудивительно, что вскоре она вновь оказалась в тюрьме. Узнав об этом, группа бывших политических эмигрантов обратилась к большевикам с посланием: «Мы, бывшие политические эмигранты, возвратившиеся из Франции, возмущаемся злыми, гнусными слухами, распространявшимися буржуазной печатью, о товарище Марии Григорьевне Никифоровой. Зная ее по эмиграции, уверены в ее безусловной политической честности и личной бескорыстности: содержание ее в тюрьме в тяжелый момент считаем вредным и бесчеловечным».
Заседание Ревтрибунала по делу Никифоровой состоялось в январе 1919 года. За «дезорганизацию и дискредитацию советской власти» она была приговорена к лишению на шесть месяцев «права занимать ответственные командные посты в РСФСР».
Вскоре после суда Мария покинула Москву. «Теперь опять вынырнула на Украине, - написал белогвардейский журналист Амфитеатров-Кадашев, - опять совершает нечеловеческие жестокости: под Мелитополем, после нападения на поезд, ею собственноручно застрелены 34 офицера!» Это была очередная ложь: в Гуляйполе Мария Никифорова занималась воспитательной работой, организовывала школы, ясли и больницы. В конце апреля Антонов-Овсеенко посетил Гуляйполе и отослал в Москву телеграмму: «Никифорова к военным делам не допускается, находя, что ее место - дела милосердия».
Однако большевики, зная деятельный характер Никифоровой, ожидали от нее какой-нибудь очередной каверзы. Сейчас выдвигается версия, что она была причастна к взрыву здания Московского комитета РКП, в результате которого погибли 12 человек. Но это произошло 25 сентября, а Мария Никифорова еще в конце августа покинула Гуляйполе и вместе с мужем уехала в Крым. Причиной отъезда было ее несогласие с действиями Нестора Махно, который принялся заигрывать с украинскими националистами.
В Крыму она намеревалась организовать «третью революцию», создав на полуострове форпост анархизма, но в сентябре 1919 года Никифорова и ее муж были арестованы. Военно-полевой суд белой армии, который состоялся в Симферополе, обвинил ее в подготовке покушения на генерала Слащева и приговорил к смертной казни. Амфитеатров-Кадашев рассказывал: «На суде Никифорова держалась великолепно: совершенно спокойно приняла смертный приговор, заявив: «Да что вы можете еще со мной сделать - только вздернуть!» Прощаясь с мужем, она, правда, заплакала».
Смерть Марии Никифоровой вызвала новую волну самых разнообразных слухов и сплетен. По всей Украине появились лже-Маруси, выдававшие себя за Никифорову (Марусей ее называли ближайшие товарищи), а проделки этих Марусь позже стали приписывать великой анархистке. Ходили даже слухи о том, что ее видели в Париже, где она занималась подрывной работой по заданию ОГПУ.
А в 1926 году в журнале «Каторга и ссылка» был опубликован мерзкий пасквиль, повествующий о пребывании Никифоровой в Новинской тюрьме. Некая полусумасшедшая каторжанка неожиданно вспомнила, что Никифорова была вовсе не женщиной, так как никогда не снимала при других женщинах верхнюю рубашку и не ходила вместе со всеми в баню. Этот слух, несмотря не очевидную нелепость, широко распространился и до сих пор в ходу.
Как известно, Жанна д`Арк перед казнью была подвергнута медицинскому освидетельствованию, что позволило опровергнуть аналогичные слухи. Марию Никифорову перед казнью врач также осматривал, и, если бы были обнаружены какие-то патологии, об этом немедленно стало бы известно, тем более что власти опасались бунта.
Вероятнее всего, появление пасквиля было продиктовано желанием большевиков скомпрометировать анархистку, о которой на юге Украины еще долго ходили легенды. Были даже уничтожены все ее фотографии, за исключением тюремной. Однако до конца вытравить память об этой незаурядной женщине большевикам так и не удалось.
Никифорова Мария Григорьевна (? – 08 либо 09.1919). Анархист. Уроженка г. Александровска. Посудомойка водочного завода. За анархические террористические акты в 1904–1905 гг. присуждена к смертной казни, замененной бессрочной каторгой. Отбывала ее в Петропавловской крепости. В 1910 г. переведена в Сибирь, откуда бежала в Японию. Из Японии переехала в Америку, жила во Франции, Англии, Германии, Швейцарии. Свободно говорила на многих европейских языках. Активная участница социалистических конгрессов, строптивая, непокорная натура. По убеждению – анархо-террористка. Хороший оратор и организатор экспроприации и террора. В 1917г. вернулась на ст. Пологи Александровского уезда, где проживала ее мать. На развалинах анархической группы она создала крепкую террористическую организацию на юге России. В мае 1917 г. экспроприировала у Александровского заводчика Бадовского миллион рублей. Организатор и командир “Черной гвардии”. Идеолог “безмотивного” уничтожения государственных учреждений, не исключая и советских. На Украине известна до 1918 г. своими зверствами. Жена известного польского анархо-террориста Бжостека. Участница первых съездов Советов и махновского движения. Повешена в г. Симферополе (август – сентябрь 1919 г.) белым генералом. По другой информации: в августе или сентябре 1919 г. была опознана на улице в Симферополе и арестована белой контрразведкой. В сентябре или октябре 1919 г. Севастопольским военно-полевым судом приговорена к смертной казни. Повешена.
Использованы материалы сайта http://www.makhno.ru/
Далее читайте:
Махно Нестор Иванович (1888-1934), анархист-практик.
Махно и махновцы (биографический указатель).
Как выбрать мужское имя по Святцам.
Крещение малыша - важное событие в жизни каждой семьи. В русской православной традиции существовало несколько незыблемых правил именования детей, которым следовали все родители.
Православные имена для мальчиков по Святцам в октябре: происхождение, значение, Святой покровитель
Важно: обязательно прочтите жизнеописание Святого, чье имя носит ваш ребенок!
Александр
Этимология: от др.-греч. «александрос» - мужчина, который защищает. Имя «Александр» - самое популярное имя во всем мире.
Дата именин в октябре |
Покровитель по Святцам |
3 | Св. новомуч. Александр (в миру Александр Тетюев), пресвитер. |
4 |
Св. новомуч. Александр (в миру Александр Беляков), пресвитер. Св. новомуч. Александр (в миру Александр Федосеев), пресвитер. |
5 | Александр (жизнеописание не сохранилось). |
9 | Св. новомуч. Александр (в миру Александр Левитскй), пресвитер. |
11 | Мученик Александр Калутийский, кузнец. Мученик Александр (жизнеописание не сохранилось). |
13 | Св. новомуч. Александр Троице-Голенищевский (в миру Александр Орлов), исповедник. |
14 | Св. новомуч. Александр (в миру Александр Агафонников), пресвитер. |
24 | Св. новомуч. Александр (в миру Александр Гривский), пресвитер. |
25 | Св. новомуч. Александр (в миру Александр Поздеевский), пресвитер. |
30 | Святитель Александр Семипалатинский (в миру Александр Щукин), новомуч. |
Алексей
Этимология: от др.-греч. «алекс» - предотвращать, защищать, оберегать.
Андрей
Этимология: от др.-греч. «андреас» - мужественный.
Антон
Этимология: от латинского родового имени Антониев.
Аристарх
Этимология: от др.-греч. «аристархос» - тот, кто властвует.
Аркадий
Этимология: от др.-греч. «аркадосс»- тот, кто живет в Аркадии или пастух.
Афанасий
Этимология: от др.-греч. «афанасиос» - бессмертный.
Борис
Этимология: сокращенная форма древнеславянского имени Борислав - славный в борьбе, битве.
Василий
Этимология: от др.-греч. «басилиос» - тот, кто правит.
Дата именин в октябре | Покровитель по Святцам |
3 | Св. благоверн. князь Олег Романович (в иночестве Василий). |
4 |
Новомуч. Василий (в миру Василий Кондратьев). Св. новомуч. Василий (в миру Василий Крымкин), пресвитер. |
7 |
Новомуч. Василий (в миру Василий Виноградов). Св. новомуч. Василий (в миру Василий Воскресенский), диакон. |
13 | Св. новомуч. Василий (в миру Василий Гурьев), пресвитер. |
15 | Мученик Василий Казанский (в миру Василий Садыков). |
17 | Св. преп. новомуч. Василий (в миру Гавриил Цветков). |
21 | Св. новомуч. Василий (в миру Василий Озерецковский), пресвитер. |
23 | Св. преп. Вассиан (Василий), чудотворец Константинопольский. |
Валентин
Этимология: от латинского «валенс» - здоровый.
Вениамин
Этимология: от библейского имени Беньямин - сын моей любимой жены; сын моей десницы; счастливый сын.
Виктор
Этиология: от латинского «виктор» - победитель.
Виталий
Этимология: от латинского «виталис» - жизненный.
Владимир
Этимология: от древнерусского «владимир» - тот, кто владеет миром или от древнерусского «Володимер» - тот, кто владеет мерой.
Владислав
Этимология: имя славянского происхождения - тот, кто владеет славой.
Вячеслав
Этимология: от древнерусского словосочетания «вящее слава» - более славный.
Гавриил
Этимология: от библейского имени Гавриэль - Божий помощник; тот, кто поддерживает Бога.
Георгий / Егор
Этимология: от др.-греч. «георгиос» - тот, кто владеет землей.
Герман
Этимология: от латинского «германус» - родной.
Григорий
Этимология: от др.-греч. «грегорео» - тот, кто бдит, бодрствует.
Давид
Этимология: от «давил» (иврит) - любимый всеми.
Даниил
Этиология: от древнееврейского имени Даниэль - Бог мой судья.
Демьян
Этимология: от др.-греч. «дамасо» - покорять.
Денис
Этимология: от др.-греч. «диосиос» - тот, кто принадлежит Дионису.
Дмитрий
Этимология: от др.-греч. «деметриос» - тот, кто принадлежит богине Деметре.
Дата именин в октябре | Покровитель по Святцам |
4 | Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. |
9 | Св. новомуч. Димитрий (в миру Дмитрий Розанов), пресвитер. |
10 | Св. новомуч. Димитрий (в миру Дмитрий Шишокин), пресвитер. |
15 | Мученик Димитрий Казанский. |
17 | Св. новомуч. Димитрий (в миру Дмитрий Вознесенский), пресвитер. |
21 | Святитель Димитрий, архиепископ Можайский (в миру Иван Добросердов), новомуч. |
28 | Св. новомуч. Димитрий (в миру Дмитрий Касаткин), пресвитер. |
Дорофей
Этимология: от др.-греч. «доротеус» - Божий дар.
Евгений
Этимология: от др.-греч. «евгенос» - благородный.
Ерофей
Этимология: от др.-греч. словосочетания «иерос теос» - тот, кого освятил Бог.
Ефрем
Этимология: от древнееврейского имени Эвфраим - тот, кого оплодотворил Бог.
Иван /Ян
Этимология: от Йоханан (иврит) - Божественная Благодать, Яхве (Бог) был милостив или от библейского имени Иоанн.
Дата именин в октябре | Покровитель по Святцам |
1 | Св. новомуч. блаженный старец Иоанн Васильев, мирянин, исповедник. |
3 | Преп. Иоанн Прозорливый, пустынник и затворник Египетский. |
4 |
Св. новомуч. Иоанн (в миру Иоанн Быстров), пресвитер. Св. новомуч. Иоанн (в миру Иоанн Лазарев), пресвитер. Св. новомуч. Иоанн (в миру Иоанн Никольский), пресвитер. Св. новомуч. Иоанн (в миру Иоанн Флеров), пресвитер. |
6 |
Св. новомуч. Иоанн (в миру Иоанн Панкратович), пресвитер. Мученик Иоанн Предтеча. Мученик Иоанн Сиракузский. Мученик Иоанн. |
9 |
Новомуч. Иоанн (в миру Иоанн Золотов). Апостол Иоанн Богослов (Зеведеев), евангелист. |
12 | Св. новомуч. Иоанн Рижский (в миру Иван Поммер), архиепископ. |
14 |
Новомуч. Иоанн (в миру Иван Артемов). Преп. Иоанн Ангелогласный (Кукузель), песнотворец. |
15 | Мученик Иоанн Казанский. |
16 | Преп. Иоанн Хозевит, епископ Кесарии Палестинской, святитель. |
19 | Св. новомуч. Иоанн (в миру Иоанн Рыбин), пресвитер. |
21 |
Мученик Иоанн (с миру Иван Рыбин). Св. новомуч. Иоанн (в миру Иван Хренов), диакон. |
25 |
Новомуч. Иоанн (в миру Иван Летников), исповедник. Мученик Иоанн Предтеча. |
28 | Святитель Иоанн, епископ Суздальский и Нижегоодский. |
29 | Св. новомуч. Иоанн (в миру Иоанн Заседателев), пресвитер. |
Игнат
Этимология: от латинского «игнис» - огонь.
Игорь
Этимология: от скандинавского имени собственного Ингвар - воинственный. У славян имело несколько иное значение - «тот, кто охраняет имя Бога».
Илларион
Этимология: от греческого «иларос» - радостный.
Иосиф
Иннокентий
Этимология: от латинского «иннокентиус» - невинный.
Кирилл
Этимология: от др.-греч. «кириллос» - владыка.
Кондрат
Этимология: форма др.-греч. имени Кодр.
Козьма/Кузьма
Этимология: от греч. «космас» - вселенная.
Константин
Этимология: от латинского имени Констанций - стойкий.
Дата именин в октябре | Покровитель по Святцам |
1 | Св. новомуч. Константин (в миру Константин Твердислов), пресвитер. |
2 |
Св. новомуч. Константин (в миру Константин Голубев), пресвитер. Св. благоверн. князь Константин Всеволодович. |
4 | Св. новомуч. Константин (в миру Константин Широкинский), пресвитер. |
15 | Мученик Константин, князь Арагветский. |
22 |
Св. новомуч. Константин (в миру Константин Аксенов), пресвитер. Св. новомуч. Константин (в миру Константин Сухов), пресвитер. |
Лавр /Лаврентий
Этимология: от латинского «лаурус» - лавровое дерево (у римлян лавровый венок - символ победы).
Леонтий
Этимология: от др.-греч. «леонтиус» - львиный.
Лука
Этимология: от греч. имени Лукас.
Макар
Этимология: от др.-греч. «Макариос» - счастливчик.
Максим
Этимология: римское родовое имя от латинского «максимус» - величайший.
Марк
Этимология: от латинского «маркус» - молот.
Мартин/Мартын
Этимология: от латинского «мартиус» - тот, кто принадлежит Марсу.
Матвей
Этимология: от арамейского «матитъяху» - Божий дар.
Михаил
Этимология: от «ми кмо элохим» или «ми-ка-эль» (иврит) - подобный Богу.
Дата именин в октябре | Покровитель по Святцам |
1 | Св. новомуч. Михаил (в миру Михаил Скобелев), пресвитер. |
3 | Мученик Михаил Всеволодович Черный, князь Черниговский. |
10 | Св. новомуч. Михаил (в миру Михаил Платонов), пресвитер. |
13 | День памяти митрополита Киевского и всея Руси Михаила. |
14 |
Св. новомуч. Михаил (в миру Михаил Вологодский), пресвитер. Преп. мученик Михаил, игумен Зовийский (Севастийский). |
15 | Мученик Михаил Казанский. |
17 | Св. новомуч. Михаил (в миру Михаил Твердовский), пресвитер. |
27 | Св. новомуч. Михаил (в миру Михаил Лекторский), пресвитер. |
Нестор
Этимология: от др.-греч. «нестор» - странник.
Николай
Этимология: от др.-греч. «николаос» - тот, кто побеждает народы.
Дата именин в октябре | Покровитель по Святцам |
2 | Св. новомуч. Николай, пресвитер Искровский. |
5 | Мученик Николай. |
6 | День памяти мученика Николая Пандопола. |
8 |
Св. новомуч. Николай Петроградский (в миру Николай Розов), пресвитер. Св. преп. Николай Триккокит. |
14 | Св. новомуч. Николай (в миру Николай Кулигин), пресвитер. |
17 | Св. новомуч. Николай (в миру Николай Верещагин), пресвитер. |
20 | Св. новомуч. Николай (в миру Николай Казанский), пресвитер. |
21 |
Св. новомуч. Николай (в миру Николай Кузьмин), пресвитер. Св. новомуч. Николай (в миру Николай Рейн). |
25 | Святитель Николай Алма-Атинский (в миру Феодосий Могилевский), новомуч.. |
26 | Св. новомуч. Николай (в миру Николай Ермолов), пресвитер. |
31 | Св. новомуч. Николай (в миру Николай Соколов), пресвитер. |
Олег
Этимология: от древне скандинавского «хейлахр» - священный.
Остап
Этимология: народная форма каноничного имени Евстафий. Имя Евстафий происходит от др.-греч. слова «Евстахиос» - здоровый или уравновешенный.
Осип
Этимология: от библейского имени Йосеф - тот, кто будет добавлен.
Павел
Этимология: от латинского слова «паулус» - маленький или младший.
Петр
Этимология: от др.-греч. «петрос» - камень.
Дата именин в октябре | Покровитель по Святцам |
1 | Св. новомуч. Петр Верхнесалдинский (в миру Петр Дьяконов), пресвитер (новомуч.). |
4 | Св. новомуч. Петр (в миру Петр Сахаровский), пресвитер. |
5 | Св. праведный Петр Африканский. |
6 | Мученик Петр Сиракузский. |
10 | Св. новомуч. Петр, митрополит Крутицкий (в миру Петр Полянский). |
13 |
Св. новомуч. Петр (в миру Петр Пушкинский), пресвитер. Св. новомуч. Петр (в миру Петр Соловьев), пресвитер. |
14 | Святитель Петр. |
15 | Мученик Петр Казанский. |
16 | Мученик Петр. |
17 | Св. преп. мученик Петр Капетолийский, Дамасский, пресвитер. |
21 |
Св. новомуч. Петр (в миру Петр Никотин), пресвитер. Св. новомуч. Петр (в миру Петр Озерецковский), пресвитер. |
22 |
Св. новомуч. Петр (в миру Петр Вяткин), пресвитер. Св. преп. Петр Константинопольский (в миру Леонтий). |
27 | Св. новомуч. Петр (в миру Петр Лебедев), пресвитер. |
Прохор
Этимология: от др.-греч. «прохрус» - тот, кто идет перед хором.
Роман
Этимология: от латинского «романус» - римский.
Родион
Этимология: форма др.-греч. имени Иродион.
Савва
Этимология: от др.-евр. «сава» - мудрец.
Семен
Этимология: от библейского имени Шимон - Бог услышал.
Сергей
Этимология: от римского родового имени Сергиус (этрусское происхождение): тот, кого чтят или тот, кто совершает церемонию.
Дата именин в октябре | Покровитель по Святцам |
1 | Новомуч. Сергий (в миру Сергей Ведерников), мирянин. |
7 | Новомуч. Сергий (в миру Сергей Михайлов). |
8 | Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. |
20 |
Св. преп. Сергий Обнорский, чудотворец Вологодский, Нуромский. Св. преп. Сергий Послушливый, Печерский. Мученик Росафский Сергий Римлянин. |
23 | Св. преп. мученик Сергий Зографский, инок. |
31 |
Св. новомуч. Сергий (в миру Сергей Бажанов), пресвитер. Св. новомуч. Сергий (в миру Сергей Гусев), пресвитер. |
Степан
Этимология: от др.-греч. «стефанос» - венец.
Тарас
Этимология: от др.-греч. «тарассо» - волновать.
Терентий
Этимология: от латинского «теренус» - тот, кто живет на Земле.
Тихон
Этимология: от др.-греч. «тохн» - судьба.
Трофим
Этимология: от др.-греч. «трофимос» - тот, кто кормит или воспитанник.
Федор
Этимология: от др.-греч. «теодорус» - тот, кого подарил Бог.
Феодосий
Этимология: от др.-греч. «теодос» - тот, кого дал Бог. Славянская форма имени: Богдан .
Филипп
Этимология: от др.-греч. «филиппос» - тот, кто любит лошадей.
Фока
Этимология: от греческого «фокас» - тюлень.
Фома
Этимология: от др.-греч. «теомас» - близнец.
Эльдар
Этимология: от скандинавского словосочетания «элд арр» - огненный воин.
Юлиан/Юлий
Этимология: от греческого мужского имени Юл.
Яков
Этимология: от арамейского «яаков» - тот, кто следует.
Видео: Как имя ребенка влияет на его характер и судьбу? Борис Хигир. Психология
Очень сложно подобрать подходящее имя новорожденному мальчику. Тем более зная, что имя влияет на судьбу ребенка, в какой-то мере определяя черты его характера. Очень часто выбор имени зависит от традиции семьи, модных веянии, национальных, религиозных корней. При этом немаловажную роль играет и время года, когда родился мальчик. Например, детям, родившимся в октябре (осенью), нужно давать звучные, но мягкие имена, тогда вы сможете смягчить твердость или равнодушие, заложенное самой природой. Кроме этого осенние дети являются реалистами, они судят только по делам. Дети, рожденные осенью, отличаются ясным и уравновешенным умом, спокойствием и легким характером. Они очень бережливы и запасливы.
Перед тем как назвать ребенка каким-нибудь именем подумайте, будет ли оно сочетаться с отчеством. Ведь имя должно быть созвучным с отчеством и фамилией, иначе ребенок будет чувствовать дискомфорт. Но никогда не называйте ребенка в честь какого-нибудь события, ребенок не заслуживает такого неуважения к себе. Поймите, ему придется жить с таким именем до конца жизни. Самый лучший вариант - это выбор имени мальчиков по Святцам.
Святцы - это церковный календарь, где указаны имена всех православных Святых. Наделяя ребенка тем или иным именем, вы тем самым называете его в честь какого-нибудь Святого. По православным традициям, ребенку дают имя того Святого, кого почитают в день рождения ребенка. Если имя Святого совпадающего по дате с днем рождения вашего сына не подходит вам по звучанию или по смыслу, то вы можете выбрать для него имена соседних дат. К примеру, ваш ребенок родился 12 октября. По Святцам на 12 октября идет имя Иван, которое вам не по душе по тем или иным причинам. В этом случае вы можете выбрать имя от 13-й даты вплоть до 20 октября. В этот период, по православным традициям приводят мальчика на крещение, поэтому церковь разрешает брать имена ближайших дат.
Имена мальчиков по Святцам: октябрь
1. Илларион, Алексей, Петр, Иван, Борис, Михаил, Владимир, Вениамин, Константин, Сергей
2.Трофим, Федор, Давид, Константин, Алексей, Николай, Игорь
3. Михаил, Федор, Александр, Олег
4. Дмитрий, Александр, Алексей, Константин, Иван, Василий, Владимир, Валентин, Андрей, Петр, Даниил, Иосиф, Ипатий
5. Федор, Петр, Макар
6. Иван, Иннокентий, Андрей, Петр
7. Василий, Андрей, Павел, Виталий, Сергей, Спиридон, Никандр, Владислав
8. Сергей, Николай, Герман
9. Иван, Тихон, Афанасий, Николай, Владимир, Ефрем
10. Петр, Дмитрий, Федор, Марк, Аристарх, Игнатий
11. Харитон, Кирилл, Илларион, Александр, Марк, Никон, Вячеслав
13. Григорий, Михаил, Прокофий, Петр, Вячеслав, Семен, Алексей, Матвей, Леонид
14. Роман, Савва, Михаил, Александр, Георгий, Николай, Иван, Федор
15. Куприян, Андрей, Федор, Давид, Константин
16. Денис, Иван
17. Гурий, Дмитрий, Николай, Михаил, Яков, Тихон, Василий, Анисим, Петр, Павел, Степан
18. Петр, Алексей, Ион, Филипп, Гавриил, Матвей, Дионисий, Григорий
19. Фома, Иван
20. Сергей, Николай, Юлиан
21. Дмитрий, Иван, Пахом, Николай, Серафим, Петр, Василий, Павел, Владимир, Виктор, Трифон
22. Яков, Константин, Петр, Максим
23. Иннокентий, Андрей
24. Филипп, Лев, Александр
25. Пров, Иван, Александр, Николай
26. Карп, Иннокентий, Николай, Вениамин, Никита
27. Михаил, Петр, Максим, Никита
28. Ефим, Семен, Афанасий, Иван
29. Георгий, Евгений, Алексей, Иван
30. Андрей, Александр, Антон, Козьма, Демьян, Леонтий, Лазарь
31. Иосиф, Андрей, Сергей, Николай
- Мы диалектику учили не по гегелю Включение категории практики в диалектику
- Украинцы в СС и Вермахте или «Наши герои лежат под Бродами Котел под бродами
- Книга: Штейнберг Марк «Евреи в войнах тысячелетий Летопись военной доблести евреев
- Третья мировая война может начаться совсем скоро Возможность 3 мировой войны