Змейка для определения движения теплого воздуха. Движение воздуха
2. Гигиена воздушной среды в практике занятий по физической культуре и спорту
Цель:
анализ свойств воздушной среды как факторов, определяющих
физическую работоспособность человека.
Задачи:
- перечислить физические свойства воздуха, важные в практике спорта
и физической культуры;
- уточнить их гигиеническое нормирование;
- определить влияние каждого фактора на состояние организма и его физическую
работоспособность;
- освоить устройство и принцип работы приборов, определяющих соответствующее
свойство воздуха (термометр, психрометр, анемометр и др.);
- освоить методику, определить фактическое состояние параметров воздушной
среды на момент исследования;
- сопоставить с нормативами, сделать вывод о воздействии вышеуказанных
факторов на состояние человека и его работоспособность;
- сделать рекомендации по коррекции занятий физической культурой и спортом
при аналогичных параметрах воздушной среды.
Необходимы:
термометры ртутный и спиртовый, термограф, психрометры
стационарный и аспирационный, гигрометры, гигрограф, анемометр чашечный
и крыльчатый, барометр-анероид, барограф.
Порядок выполнения задания:
ознакомиться с теоретическими положениями
по теме, получить задание, освоить устройство, принцип работы прибора,
методику определения показателя, сделать необходимые измерения и расчеты,
сравнить результат с нормативным, сделать вывод.
Теоретическое обоснование темы
. Физические свойства воздуха оказывают
существенное влияние на температурный гомеостаз организма, его психостатус,
на функциональную активность органов и систем и, в конечном итоге, на
работоспособность человека.
Температура, влажность и движение воздуха активно воздействуют на тепловой
обмен организма, который регулируется ЦНС. Термовзаимодействие организма
с внешней средой изменяет тонус сосудов, мышц. Низкие параметры внешнесредовых
факторов (при повышенной скорости движения воздуха) стимулируют теплообразование
в организме (сократительный и несократительный термогенез), увеличивая
энергозатраты на поддержание температуры тела в нормальных пределах.
При этом значительно сокращается выделение тепловой энергии путем излучения
и конвекции.
При значениях показателей воздушной среды выше рекомендуемых для спортивных
занятий при минимальной подвижности воздуха организм стимулирует теплоотдачу,
степень которой определяется состоянием воздуха (его влажностью, температурой,
скоростью движения). При этом активизируются потоиспарение, конвекция
или радиация тепловой энергии из организма.
При длительном воздействии негативных средовых воздействий (холодный
сырой воздух, горячий сырой и другие варианты) возможен срыв терморегуляции,
развитие патологических состояний, переохлаждение (замерзание), перегревание
(тепловой, солнечный удар), требующих оказания неотложной помощи.
Следовательно, при изменении микроклиматических факторов необходимо
видоизменять объем и интенсивность мышечных усилий, так как адаптационные
возможности организма испытывают определенное напряжение, вплоть до
стрессового.
2.1.1. Определение температуры воздуха
Необходимы:
термометры, штативы, секундомер.
Для измерения температуры воздуха и ее динамической регистрации используются
ртутные и спиртовые термометры, а также термографы. Спиртовые приборы
способны измерять температуру воздуха до -130 °С. При этом следует соблюдать
следующие правила:
- прибор не держать в руках, фиксировать в специальном штативе, на расстоянии
от стены не менее 20 см;
- значение показателя регистрировать через 10 минут;
- не следует размещать приборы вблизи источников тепла (в том числе
человека);
- измерения проводятся в горизонтальной и вертикальной плоскотях, при
этом допускаются колебания температуры по горизонтали в пределах 2-3
°С, а по вертикали - 2,5 °С на 1 м высоты;
- измерение производится на высоте 0,1; 0,5 и 1,5 м от пола и по диагонали
помещения (противоположные углы и середина).
Оценка ведется по разнице показаний.
В Тульском регионе для жилых и учебных помещений оптимальной температурой
воздуха следует считать 20-22 °С, для спортивных - 14-20 °С, в зависимости
от вида деятельности (табл. 19).
2.1.2. Определение влажности воздуха
Необходимы
: психрометры, секундомер, вода дистиллированная.
Влажность - содержание водяных паров в воздухе, обладающих упругостью.
Влияет на работоспособность человека, изменяя тепловой баланс организма:
низкая влажность (менее 30 %) приводит к потере жидкости и минералов
через кожу и слизистые, а высокая (более 60 %) - к избыточному потовыделению
(для предупреждения перегревания), но низкому потоиспарению. Следовательно,
подобные условия затрудняют мышечную деятельность человека, создают
дополнительную нагрузку на адаптационные системы организма, снижают
работоспособность и, значит, требуют уменьшения объема и интенсивности
физической нагрузки.
Разновидности влажности воздуха: максимальная, абсолютная, относительная,
физиологический дефицит насыщения.
В практике спорта чаще используется относительная влажность. Для ее
определения существует специальная аппаратура: гигрометр, гигрограф
(работа этих приборов основана на изменении длины высушенного пучка
волос при различной влажности), стационарный и аспирационный психрометры
(определение проводится по разнице показаний ртутных термометров, один
из которых регистрирует температуру сухого воздуха, другой - увлажненного).
Измерение осуществляется в трех точках зала (по диагонали). Время работы
прибора: 4 мин в летнее время и 15 мин - в зимнее.
Методика измерения влажности воздуха. На ткань одного из термометров
в аспирационном психрометре наносятся 1-2 капли дистиллированной воды
из специальной пипетки за 4 мин летом и за 15 мин зимой до исследования.
Прибор фиксируют на высоте 2 м от поверхности пола (почвы). Заводят
вентилятор, просасывающий воздух через прибор. Снимают показания с обоих
термометров через 4 мин летом и через 15 мин зимой от начала работы
вентиляторов. По специальной таблице находят значение относительной
влажности, сравнивают с нормативными показателями, делают вывод о влиянии
конкретного значения температуры и влажности на состояние организма,
дают рекомендации об оптимизации величины и интенсивности двигательной
нагрузки в конкретных условиях среды.
Нормативное значение влажности воздуха значительно варьирует (30-60
%) в зависимости от состояния человека (покой, нагрузка) и микроклиматических
условий. В покое в обычной одежде при t° = 18-20 °С и слабом движении
воздуха оптимальной для человека является 40-60 % относительной влажности;
при нагрузке и t° выше 15 °С - 30-40 %, выше 25 °С - 20-25 %.
2.1.3. Определение скорости и направления движения воздуха
Необходимы
: анемометры, секундомер, кататермометр (для закрытых
спортсооружений).
Для работоспособности человека определенное значение имеют не только
температура, влажность, но и скорость, и направление движения воздуха,
которые воздействуют как на температурный баланс организма, так и на
его психологическое состояние (сильные по скорости потоки (более 6-7
м/с) раздражают, слабые - успокаивают), на частоту и глубину дыхания,
частоту пульса, на скорость передвижения человека.
Установлено, что оптимальными значениями скорости движения воздуха при
спортивной деятельности являются 0,3-0,5 м/с в большинстве закрытых
спортобъектов (в плавательном бассейне - 0,2 м/с), 1-4 м/с (легкий ветер)
- в спортобъектах открытого типа; в раздевалке, душевой - 0,15 м/с;
в жилых помещениях - 0,1-0,3 м/с. При скорости движения воздуха более
2 м/с не засчитывается результат при проведении легкоатлетических соревнований,
если ветер попутный.
Для определения скорости движения существует специальная аппаратура:
анемометры ручные крыльчатые и чашечные (для открытых объектов) и кататермометр
(для закрытых).
Направление движения воздушного потока в момент исследования можно определить
по флюгеру, по направлению дымовой струи, по движению веток, листьев
(табл. 20).
В спортивной гигиене чаще используется понятие "роза ветров",
т. е. графическое изображение господствующих ветров в данной местности.
Роза ветров помогает правильно ориентировать спортивные объекты по отношению
к фабрикам, заводам, крупным автомагистралям для создания экологически
чистой воздушной среды в зоне открытого спортсооружения. Спортобъект
должен располагаться с наветренной стороны по отношению к промышленным
объектам, крупным автомагистралям.
Методика определения скорости движения воздуха. На трех циферблатах
анемометра (чашечного или крыльчатого) по показаниям стрелок фиксируют
(в протоколе исследования) цифровые значения. Прибор располагают навстречу
воздушному потоку. Включают в работу на 1-2 мин (по секундомеру). Выключают
прибор, вновь записывают показания трех шкал. Находят разницу между
первоначальным и последующим показаниями прибора, которую делят затем
на время работы прибора в секундах. Полученное число делений в 1 сек
находят на вертикальной оси графика, приданного прибору, соединяют эту
точку с диагональю графика, опускают перпендикуляр на ось абсцисс графика
и находят искомую скорость движения воздуха.
Затем необходимо сопоставить значение показателя с нормативным, указать
влияние фактора на состояние организма в период занятий физической культурой
и спортом, сделать рекомендации по корректировке нагрузки для оптимизации
работоспособности организма.
2.1.4. Определение атмосферного давления
Необходимы
: барометр, калькулятор.
Нормальным считается давление атмосферы, равное 760 мм рт. ст. при температуре
воздуха 0 °С, на уровне моря и широте 45°. При этих условиях на 1 см
поверхности Земли атмосфера давит с силой 1033 г. Суточные колебания
давления у поверхности Земли составляют 4-5 мм, а годовые - 20-30 мм
рт. ст. Эти колебания ощущаются метеочувствительными людьми, что является
признаком ослабления защитных сил организма.
Атмосферное давление в 1 миллибар соответствует давлению тела массой
в 1 г на поверхность в 1 см: 1 мб = 0,7501 мм рт. ст.
Низкое (пониженное) барометрическое давление воздействует на человека,
работающего в условиях среднегорья (более 2000 м над уровнем моря) и,
особенно, высокогорья (более 3000 м). В этих условиях снижается парциальное
давление кислорода в атмосфере, создаются условия относительной гипоксии,
лимитирующие двигательную активность человека. Адаптация организма может
продолжаться от 7-10 дней до месяца в зависимости от высоты над уровнем
моря и функционального состояния органов и систем человека. В этом периоде
физическая работоспособность снижена, что подразумевает сознательное
уменьшение объема и интенсивности двигательной нагрузки спортсмена.
При резком подъеме в горы (горнолыжный спорт) у ослабленного человека
(перетренированность, после- или предболезненное состояние, нарушение
режима и пр.) развивается горная (высотная) болезнь, при которой основным
патогенетическим признаком является гипоксия мозга и гипоксия тканей
(одышка, изменение АД, ЧСС, слабость вплоть до потери сознания).
Неблагоприятным для человека может быть и резкое повышение атмосферного
давления (подводные виды спорта и трудовой деятельности). Известно,
что на каждые 10 м погружения давление повышается на 1 атмосферу. При
этом за счет значительной разницы между внешним и внутренним (в полостных
органах) давлением возможен разрыв органов, крупных сосудов. Это последствия
кессонной болезни.
В практике спорта пониженное атмосферное давление используется как фактор
стимуляции физической работоспособности в аэробных видах спортивной
деятельности.
Методика определения атмосферного давления. Показатель определяется
с помощью барометра-анероида, который регистрирует изменения в атмосферном
давлении через деформацию стенок металлической анероидной коробки. Значения
показателя могут быть выражены в мм рт. ст., атмосферах, паскалях, барах.
Для пересчета из одних единиц измерения в другие существуют поправочные
коэффициенты:
1 гПа = 1 г/см = 0,75 мм рт. ст.
Полученное значение сопоставляется с нормативным, делается вывод о влиянии
показателя на состояние человека и даются рекомендации по корректировке
объема и интенсивности мышечной нагрузки.
С помощью барометра можно также определить высоту местности над уровнем моря при подъеме в горы. Для этого фиксируют показания прибора перед подъемом и на необходимой высоте (спортивная или туристическая база). Каждой высоте соответствует определенное атмосферное давление. В среднем на каждые 10,5 м высоты давление уменьшается на 1 мм рт. ст. При отсутствии барометра высоту местности над уровнем моря можно определить с помощью высокочувствительного термометра. Необходимо измерить температуру кипящей воды и по таблице уточнить соответствующую этому значению показатель высоты местности (табл. 21).
2.2. Исследование реакций организма на комплексное воздействие микроклиматических факторов
Цель
: определить степень адаптации организма к конкретным условиям
микроклимата.
Задачи
:
- провести определение параметров микроклимата учебной аудитории (температура,
влажность, движение воздуха, барометрическое давление);
- провести оценку микроклимата методом субъективных теплоощущений;
- провести измерение кожной температуры (лоб, спина) с помощью электротермометра
в состоянии покоя и после стандартной нагрузки (15-секундный бег на
месте в максимальном темпе или 3-минутный (2-минутный - для женщин)
бег на месте в темпе 180 шагов в минуту);
- определить характер адаптационных процессов по длительности восстановительного
периода и степени изменения кожной температуры;
- сделать заключение об устойчивости организма к воздействию микроклиматических
условий в покое и при мышечной деятельности.
Необходимы
: протокол исследования, секундомер, электротермометр,
барометр, термометр, психрометр, анемометр, калькулятор.
Порядок выполнения задания
: получить задание от преподавателя,
провести необходимые измерения, результаты сопоставить с нормативными,
сделать вывод о характере адаптационных изменений организма, дать рекомендации
испытуемому по оптимизации адаптационных возможностей.
Человеческий организм - высокоорганизованная саморегулирующаяся система,
способная адаптироваться к постоянно меняющимся погодным и экологическим
условиям. Вместе с тем ослабленные люди, страдающие хроническими заболеваниями,
в 30-70 % случаев чувствительны к резким изменениям метеоусловий. У
них могут появляться симптомы легкого недомогания, в редких случаях
- нарушение сердечной и мозговой деятельности.
При гигиенической оценке внешней среды необходимо учитывать характер физиологических реакций, которые происходят в организме под влиянием комплекса микроклиматических и метеорологических факторов. Подобные реакции можно изучить с помощью различных методов (определение температуры тела, изменение ЧСС, АД, данных газообмена и других). В гигиенической спортивной практике для изучения влияния условий микроклимата на состояние организма применяются следующие методы: оценка теплового ощущения (субъективный метод), определение температуры кожи, холодовая проба (объективные методы).
2.2.1. Определение скорости и направления движения воздуха
Метод оценки тепловых ощущений заключается в опросе испытуемого в соответствии со шкалой субъективных ощущений: холодно (1 балл), прохладно (2 балла), комфортно (3 балла), тепло (4 балла), жарко (5 баллов). Важно определить динамику этих ощущений в конкретных условиях среды до занятия, в середине и в конце. Наиболее оптимальны для человека ощущения теплового комфорта. Здоровый закаленный человек относительно легко адаптируется к небольшим изменениям микроклимата. Вместе с тем, значительная субъективность этого метода требует подкрепления данными объективных методов оценки.
2.2.2. Метод определения кожной температуры
Колебания микроклиматических факторов влияют на тонус и просвет кровеносных
сосудов, изменяя тем самым температуру кожи. Наиболее высокая и относительно
постоянная температура кожи лба и груди (примерно 31-34 °С). Конечности
- основные теплообменники организма, их температура колеблется в пределах
27-30 °С.
Для определения температуры кожи применяется электротермометр, датчиком
которого производятся измерения в симметричных точках:
- на лбу (на 3-4 см от средней линии);
- на груди (на уровне 4-го межреберья);
- на плече (середина наружной поверхности);
- на кисти (на тыле в средине между большим и указательным пальцами).
Затем испытуемому дается стандартная нагрузка (3-минутный бег на месте
в темпе 180 шагов в 1 мин) и вновь измеряется температура кожи в тех
же точках. Динамика температуры свидетельствует о степени адаптации
к нагрузке. При неадекватной адаптации к нагрузке, температура кожи
может снизиться значительно (на 2,5-3 °С).
2.2.3. Исследование потоотделения
В жарком микроклимате и при физической работе напряженность терморегуляции
можно определить по интенсивности потоотделения. Испарение 1 мл пота
соответствует потере организмом 560 кал тепла. При этом, чем выше температура
среды, тем интенсивнее потоотделение. С целью оценки напряженности терморегуляционных
процессов применяется йодкрахмальный метод Минора для определения интенсивности
потоотделения.
Участок кожи (лоб, спина) припудривается крахмалом. Испытуемый выполняет
двигательную нагрузку: 15-секундный бег на месте в максимальном темпе
или 3-минутный бег на месте в темпе 180 шагов в минуту (для женщин -
2-минутный). Затем к этим участкам прикладывается фильтровальная бумага,
обработанная смесью касторового масла, 10 %-ной йодной настойки и этилового
спирта. При увлажнении бумага окрашивается в темно-синий цвет из-за
реакции йода с крахмалом.
В комфортном микроклимате образуются равномерные маленькие окрашенные
точки, при сильном потоотделении - крупные пятна, что говорит о напряженности
терморегуляции.
Комплексное изучение условий микроклимата в спортзале. Показатели микроклимата фиксируются до и после тренировочного занятия. Это позволяет выявить изменение данных показателей в динамике занятия и на этом основании разработать рекомендации по оптимизации санитарно-гигиенических условий в конкретном зале.
2.3. Контрольные вопросы по разделу
Цель
: контроль знаний в рамках указанной темы, в том числе -
выполненной при самостоятельном изучении.
Перечень контрольных вопросов:
- значение воздушной среды в жизнедеятельности человека;
- гигиеническая оценка температуры воздуха в спортивной практике, нормирование;
- гигиеническая оценка влажности воздуха в практике физвоспитания, нормирование;
- гигиеническая оценка скорости и направления движения воздуха, нормирование;
- гигиеническая роль атмосферного давления в практике физвоспитания
и спорта;
- гигиеническая оценка солнечной радиации, радиоактивности воздушной
среды;
- химический состав воздуха, гигиеническая оценка в практике физвоспитания,
нормирование;
- загрязнения воздушной среды (механические, микробные), их предупреждение
в закрытых спортобъектах, связь с заболеваемостью занимающихся;
- понятие о погоде, климате, акклиматизации;
- исследование реакций организма на комплексное воздействие микроклиматических
факторов.
2.4. Литература по разделу
1. Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья: Методическое пособие. - Липецк:
Изд-во ЛГПИ, 2000. - С.10-26.
2. Лаптев А.П. Гигиена массового спорта. - М.: ФиС, 1984. - С.131-136.
3. Лаптев А.П., Малышева И.Н. Практикум по гигиене. - М.: ФиС, 1987.
4. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена: Учебник для ин-тов физич. культ.
- М.: ФиС, 1990. - С.41-61.
5. Минх А.А. Общая гигиена. - М.: Медицина, 1984. - С.18-76.
6. Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи. - М.: Медицина,
1989. - С.87-89.
«Атмосферное давление» - Стандартное давление. Изменчивость и влияние на погоду. Барометр. Барометр-анероид. Торричелли. Нормальное давление. Барическая ступень. Изменения атмосферного давления. Атмосферное давление. История. Тяжесть столба воздуха. Атмосфера. Приведение к уровню моря. Луна. Что произошло бы на Земле, если бы воздушная атмосфера вдруг исчезла.
«Движение воздуха» - Теплый легкий воздух, поднимается наверх. Как движется воздух по вертикали в центре циклона? Какая погода связана с антициклоном? Влияние соседних территорий на климат России. Как происходит круговое движение воздуха в антициклоне? Азорский максимум. Ливни, грозы. Медленное потепление. Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.
«Смерчи и торнадо» - Центробежные силы отгоняют к перефирии воронки тяжелые капли воды и града. Форма смерчей может быть многообразной - колонна, конус, бокал, бочка, бичеподобная веревка. Могут быть разрушены дома, фермы, могут погибнуть люди. Смерч - сильнейший атмосферный вихрь в центральной части циклона. Смерчи имеют форму вращающегося хобота, трубы или воронки, свисающей из материнского облака.
«Атмосферные фронты» - Антициклон – это вихрь с высоким давлением в центре. Сравнительная характеристика циклона и антициклона. На гребне волны масса теплого воздуха окружена холодным. Гроза. Зимнее расположение атмосферных фронтов. Арктический АФ. Циклон – это вихрь с низким давлением в центре. Теплый фронт. Антарктические ВМ.
«Атмосферное давление география» - Задачи: Еванджелиста Торричелли. Сколько весит воздух? Оборудование: Письменная проверочная работа. С высоты 2000м на 150 м подъема -10мм рт.ст.; 6000 м на 200 м подъема – 10 мм.рт.ст. Где содержится 80% массы воздуха? ПОВТОРЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА (фронтальный опрос). Подведение итогов. На 100 м подъема давление падает на 10 мм рт.ст.
«Урок Ветер» - Приборы. Скорость. Роза ветров. Характеристика ветра. Муссон. Засвистит- по речке дрожь. «Женатый» -на оз. Флюгер –прибор для определения направления. Анемометр –прибор для определения силы ветра. Налетит- деревья гнёт. Штормовой ветер дует со скоростью 19- 22 м/с. По полю рыщет, Поёт да свищет, Деревья ломает, К земле приклоняет.
Всего в теме 12 презентаций
7.2. Приборы для определения направления и скорости движения воздуха
Флюгер Вильде (рисунок 19). Данный прибор предназначен для использования на метеорологических станциях с целью многолетних постоянных наблюдений в различных регионах за направлениями и скорости ветров. Следует учитывать, что фиксируемые данные на метеорологических станциях, расположенных в различных местностях, должны быть сравнимыми. Это условие предполагает использование только серийно выпускаемых флюгеров, имеющих строго однотипное устройство.
Рис. 19. Флюгер Вильде |
Устройство серийного флюгера представлено на рисунке. Как видно из рисунка, направление движения воздушных потоков определяется с помощью флюгарки – пластинки клиновидной формы с противовесом. Направление ветра фиксируется с помощью муфты с жестко закрепленными прутиками (штифтиками) – указателями румбов. При вращении флюгарки доска для определения скорости ветра всегда принимает положение, перпендикулярное направлению ветра, и под давлением последнего отклоняется от отвесного положения на тот или иной угол. По положению отклонения доски, пользуясь отградуированными штифтиками-указателями, определяют скорость ветра. В приборе имеются две доски: легкая (200 г) для измерения скоростей, не превышающих 20 м/с и тяжелая (800 г) для скоростей до 40 м/с. Приближенную скорость ветра можно определить, помножив размер штифтика на 2 (при пользовании легкой доской) или на 4 (при пользовании тяжелой доской). Флюгер для наблюдений устанавливают в открытом месте на столбе высотой 8 – 10 м. штифтик с буквой С (N) должен быть установлен на север по компасу или полуденной линии, то есть по меридиану данного места. На основании многолетних наблюдений выводятся закономерности направлений и скоростей воздушных потоков, составляющие особенности климато-погодных условий в той или иной местности. Эти справочные данные широко используются для различных, частью указанных выше целей, в том числе и в гигиенической практике, в частности, когда имеет место необходимость гигиенического контроля за планировкой и застройкой населенных мест. |
Анемометры. В санитарно-гигиенической практике наиболее широко используются портативные анемометры –чашечный анемометр икрыльчатый анемометр (рисунок 20). Воспринимающая часть чашечного анемометра представляет собой вертушку из 4 полых полушарий (чашечек), закрепленную на металлической оси, нижний конец которой связан со счетным механизмом (тахометром). Стрелки на циферблате прибора показывают число оборотов полушарий вокруг оси: большая – число единиц и десятков, а две маленькие – число сотен и тысяч. Для включения и выключения счетчика оборотов на коробке прибора имеются рычаг и два кольца. В случае, если имеет место необходимость измерение движения воздуха на какой-либо высоте, прибор можно закрепить на шесте с помощью винта в нижней части. При этом для дистанционного включения и выключения счетчика на рычаге включения жестко закрепляется шнур и пропускается через кольца. Пометив концы шнура, можно включать и выключать счетчик.
Порядок измерения скорости движения воздуха (ветра). Записывают показания всех стрелок (на малых циферблатах учитывают только целые деления). Устанавливают прибор на шесте или держат в вытянутых руках в зависимости от конкретных задач. При этом прибор должен находиться в строго вертикальном положении. Далее, выжидают 1 – 2 минуты, пока не наступит полное вращение вертушки, после чего шнуром или непосредственно ручками включают одновременно счетчик прибора и секундомер. Наблюдение ведется в течение 10 минут. После данной экспозиции включают счетчик и секундомер и вновь записывают показания стрелок счетчика. Затем вычисляют разность между двумя показаниями счетчика, делят эту величину на время наблюдения, выраженное в секундах, и получают число оборотов в 1 секунду. |
Рис. 20. Анемометры чашечный (а ) и крыльчатый (б ) |
Эта величина приблизительно соответствует искомой скорости движения воздушного потока. Для получения более точной величины пользуются таблицей или графиком перевода числа оборотов в скорость. Таблица или график прилагаются к прибору.
Чашечный анемометр служит для определения средних скоростей ветра в пределах 1,0 – 2,0 м/с. с помощью данного прибора можно производить не только метеорологические наблюдения в открытой атмосфере, но и определять скорость движения воздушных потоков в вентиляционных системах, в частности, с целью гигиенической оценки эффективности вентиляции в помещениях и устройствах различного назначения.
Крыльчатый анемометр по принципу работы идентичен предыдущему прибору. Однако в данном приборе имеются некоторые конструктивные особенности, повышающие его чувствительность и нижние пределы определения скорости движения воздушных потоков. Воспринимающей частью в крыльчатом анемометре служит мельничка (крыльчатка) из легких металлических лопастей, посаженных на соединенную со счетчиком оборотов горизонтальную ось.
При работе прибор ориентируется по потоку так, чтобы счетный механизм был позади потока относительно крыльчатки. Для преодоления инерции сопротивления прибора крыльчатке достаточно вращаться в холостую всего 0,5 минуты. Продолжительность наблюдения ограничивается 2 минутами. Порядок расчета скорости потока воздуха такой же, как у чашечного анемометра. С помощью крыльчатого анемометра представляется возможность измерять скорость воздушных потоков от 0,3 до 5,0 м/с.
Пример определения скорости движения воздуха чашечного анемометра. На открытой рабочей площадке с целью изучения условий труда рабочих-строителей проведено одно из исследований скорости ветра в ряду намеченных программой многочисленных регулярных наблюдений. Снимаем исходные показания счетчика прибора. При этом стрелка, указывающая тысячи, находилась между цифрами 3 и 4 соответствующего циферблата. То есть, в данном случае записываем число целых тысяч – 3. Стрелка, показывающая сотни, находилась между цифрами соответствующего циферблата 5 и 6. Записываем за цифрой 3 следующую цифру, обозначающую число целых сотен, - 5. Большая стрелка показывала 76 делений. Записываем вслед за предыдущими двумя цифрами цифру 76, показывающую число отдельных оборотов оси прибора. Таким образом, исходная величина на счетчике составила 3576.
Далее в течение 10 минут производилось определение скорости ветра с одновременным включением счетчика прибора и секундомера. Через указанное время счетчик и секундомер были выключены. С помощью указанной выше методики снимаем новые показания прибора, которые составили 6123. время наблюдения в секундах – 1060 = 600 с. таким образом, за 600 секунд ось прибора сделала 6123 оборота. Для определения количества оборотов за 1 с делим разность показаний счетчика на 600: (6123 – 3576) : 600 = 2547: 600 = 4,245 об./с. Если в исследованиях нет необходимости в чрезвычайной точности исследования, что имеет место в большинстве случаев, то найденную величину принимают за скорость движения воздуха в м/с. То есть, скорость движения воздуха в данном примере была равной 4,245 м/с. Если же, появилась необходимость в очень точном исследовании, то переводят по графику или таблице, прилагаемых к прибору, об./с. м/с.
Кататермометр. Данный прибор представляет собой особый спиртовый термометр со шкалой 35-38С или 33-40С. Поначалу кататермометр был сконструирован для измерения охлаждающего влияния температуры воздуха на тело человека. В дальнейшем было показано, что кататермометр не производит потери тепла с поверхности кожи человека, не учитывает влияния теплового излучения, которое оказывает значительное действие на тепловой обмен организма. В настоящее время применяется практически исключительно для измерения малых скоростей движения воздуха, хотя, пользуясь кататермометром, можно ориентировочно определить, с какими его показаниями при различных условиях производственной деятельности совпадает оптимальное самочувствие людей, и оценить охлаждающую способность метеорологических факторов (температуры и скорости движения воздуха).
Рис. 21. Кататермометры шаровой (а ) и цилиндрический (кататермометр Хилла) (б ) |
В зависимости от конструкции кататермометры бывают цилиндрические (кататермометр Хилла) или шаровые (рисунок 21), представляют собой термометр, в котором верхний конец капиллярной трубки имеет расширение, которое частично заполняется спиртом при нагревании. Принцип того и другого кататермометров заключается в том, что скорость снижения температуры приборов зависит кроме температуры воздуха от скорости его движения. При работе с цилиндрическим кататермометром измеряют время снижения температуры с 38 до 35С, с шаровым – с 38 до 35С, 39 до 34С, 40 до 38С. причем нетрудно заметить, что средне значение указанных температурных перепадов всегда равно 36,5С, то есть средней температуре человека. Это позволяло при первоначальном назначении приборов в какой-то степени имитировать охлаждающее воздействие воздуха на организм человека («охлаждающая способность воздуха»). В процессе охлаждения с 1 см 2 поверхности резервуара кататермометров теряется постоянное количество тепла. Эта величина (катафактор) является константой (постоянной величиной) прибора и обозначается на каждом кататермометре в виде его постоянного фактора, выраженного в мкал/см 2 . Порядок работы с кататермометрами. Перед измерением кататермометр опускают в воду при температуре 65–80С и держат, пока спирт заполнит не менее половины расширения капилляра. После этого кататермометр тщательно вытирают, вешают на штатив в точке измерения и по секундомеру устанавливают время охлаждения в указанных выше интервалах температур. Очень важно, чтобы кататермометр в период наблюдения находился в неподвижном состоянии, в противном случае будет имитироваться дополнительное движение воздуха. Измерения в одной точке повторяют несколько раз, отбрасывают первый результат, а из последующих выводят среднее значение величины охлаждения (Н ). Вычисление величины охлаждения по цилиндрическому кататермометру производит по формуле: |
Н
F – катафактор, мкал/см 2 ;
а – число секунд, в течение которых столбик спирта опустился с 38 до 35С.
При работе с шаровым кататермометром, если наблюдения проводятся в температурном интервале 38-35С, вычисление величиныН производят по той же формуле, что и для цилиндрического кататермометра. При наблюдениях в других интервалах для вычисленияН пользуются формулой:
Н – искомая величина охлаждения, мкал;
– константа, мкал/см 2 град.);
Т 1 –Т 2 – интервалы температур вС (40-33 или 39-34);
а – число секунд, в течение которых столбик спирта опустился в соответствующих температурных интервалах. с 38 до 35С.
По величине охлаждения (Н ) и значению температуры воздуха в период исследования скорость движения воздуха вычисляют по формулам:
для скорости движения воздуха < 1 м/с (до 0,6)
для скорости движения воздуха > 1 м/с (> 0,6)
В приведенных формулах приняты следующие условные обозначения:
V – искомая скорость движения воздуха, м/с;
Н – величина охлаждения сухого кататермометра, мкал;
Q – разность между средней температурой тела (36,5С) и температурой окружающего воздуха,С;
0,20 и 0,40; 0,13 и 0,47 – эмпирические коэффициенты.
Пример определения скорости движения воздуха с помощью шарового кататермометра. Исследователем проводилось определение скорости движения воздуха в учебной аудитории №2 кафедры гигиены ГОУ ВПО «ВГМУ Росздрава» с помощью шарового кататермометра при температуре воздуха в период наблюдения 20С. катафактор (F ) прибора – 573 мкал/см 2 . Первый результат измерения времени падения температуры прибора с 40 до 33С, как указывалось выше, был отброшен. Последующие три измерения показали соответственно время 210, 221 и 205 секунд. При расчете среднего времени получается результат: (210 + 221 + 205) : 3 = 636: 3 = 212 с.
мкал.
Находим величину , которая будет равна:
Скорость движения воздуха в учебной аудитории < 1 м/с, так как H/Q< 0,6. Подставляем найденные величины в соответствующую, указанную выше формулу, и рассчитываем скорость движения воздуха:
Для ускоренных и приближенных расчетов скорости движения воздуха можно пользоваться специальными таблицами (таблицы 10 и 11). Если исследования проводились в условиях, представленных в предыдущем примере, где величина H / Q была равной 0,38, то на пересечении горизонтальной прямой, соответствующей указанной величине, с колонкой, соответствующей 20С, находим результат по таблице – 0,239 м/с.
Таблица 10
Ветер может создавать и разрушать, может помогать, а может и уничтожать. Беспрерывно на Земле дуют ветры. На этом уроке мы узнаем, почему дует ветер, как определить силу ветра, его направление при помощи флюгера и анемометра. Какова роль ветра в жизни и хозяйственной деятельности человека, какие виды ветров существуют.
Тема: Неживая природа
Движение теплого и холодного воздуха на Земле беспрерывно.
Рис. 2. Схема образования постоянных ветров ()
Ветер - это явление природы, но такое движение воздуха можно наблюдать даже в помещении. Если открыть дверь комнаты и поднести к проему зажженную свечу, ее пламя будет отклоняться в сторону коридора. Этот опыт доказывает, что теплый воздух комнаты поднялся вверх и выходит в коридор, вытесняемый холодным воздухом, который находился внизу. Поэтому если свечу поставить на пол, пламя свечи будет отклоняться в сторону комнаты, указывая направление движения холодного воздуха.
Рис. 3. Опыт по определению направления ветра в помещении ()
В течение дня суша нагревается быстрее и сильнее, чем вода. Но она и остывает быстрее. Поэтому температура над морем и сушей бывает различной: днём воздух теплее над сушей, а ночью он теплее над морем.
Поэтому днем холодный воздух со стороны моря перемещается на сушу (этот ветер называется дневным бризом), а ночью ветер дует в обратном направлении - с суши на море (это ночной бриз).
Рис. 4. А - Дневной бриз, В - Ночной бриз ()
Чем больше разница температур в различных областях земного шара, тем быстрее перемещаются воздушные массы, тем сильнее дует ветер. Для безопасности жизни и облегчения ведения хозяйства человеку важно знать направление ветра. Если ветер дует из арктической зоны, то приносит холод, а если из экваториальной - тепло.
Существует специальный прибор, с помощью которого определяется направление ветра - флюгер .
На метеорологических станциях за направлением ветра следят с помощью флюгера, который устанавливается на высоте 10 м. Он состоит из легкой металлической пластины, которая вращается вокруг своей оси в определенную сторону, указывающую направление ветра. Ветер получает название по той стороне света, откуда он дует: с севера - северный, с юга - южный.
Рис. 6. Определение направления ветра ()
Для определения силы ветра тоже есть специальный прибор - анемометр : чем сильнее дует ветер, тем быстрее крутится вертушка прибора.
Ветер бывает разной силы: слабый, умеренный, сильный.
Рис. 8. Определение силы ветра ()
Если ветер слабый, то на деревьях качаются только листья.
Умеренный ветер покачивает и ветви деревьев.
А сильный ветер гнет деревья, срывает из ветви и верхушки.
Это явление природы, но он очень помогает человеку. Ветер гонит облака над землей, и в разных местах выпадают дождь, снег, град. От городов ветер уносит загрязненный воздух, а приносит свежий воздух с полей, лесов и лугов. Высушивает дороги, надувает паруса кораблей, вращает крылья ветряных мельниц, разносит семена и пыльцу растений.
Рис. 14. Ветер разносит семена растений ()
Рис. 15. Принесенный ветром снег ()
Рис. 16. Поднятые ветром волны ()
Рис. 17. Наполненные ветром паруса ()
Человек давно научился использовать энергию ветра: ветряная мельница - это пример преобразования энергии ветра в механическую энергию. Но сейчас хозяйственная и бытовая деятельность человека тесно связана с электричеством, поэтому для получения электрической энергии из энергии ветра был создан ветрогенератор. Энергия ветра - это возобновляемый вид энергии, так как она является следствием деятельности Солнца. Ветроэнергетика является бурно развивающейся отраслью.
Рис. 19. Строение ветрогенератора ()
Но временами ветер достигает огромной силы, он называется ураганом. Такой ветер ломает деревья, сносит крыши домов, обрывает провода, поднимает высокие волны. Сильный ветер на море называется штормовым.
Смерч или торнадо- чрезвычайно сильный атмосферный вихрь, где ветер обращается вокруг оси по спирали. Принимает форму столба диаметром от десятков до нескольких сотен метров и существует от нескольких минут до нескольких часов.
Наиболее часто (несколько десятков случаев в год) смерчи наблюдаются в Аллее торнадо в США - в полосе от северного Техаса до Айовы. Здесь наиболее значительна разница температур между холодными и тёплыми воздушными массами. В России смерчи чаще наблюдаются в европейской части, особенно в центральной полосе и на юге, однако не более 1-2 раз за несколько лет. Серия смерчей в августе 2002 года в районе Новороссийска вызвала гибель около 60 человек и нанесла значительный материальный ущерб.
Это сильный ветер с большим количеством снежных масс, сопровождающийся плохой видимостью на дорогах и на любой другой местности.
Ветер с высокой температурой и низкой относительной влажностью воздуха в степях, полупустынях и пустынях.
Итак, ветер может и созидать, и разрушать.
На следующем уроке мы вспомним, какие свойства воздуха нам уже известны из предыдущих уроков. Рассмотрим ряд экспериментов, которые познакомят нас с новыми свойствами воздуха: его объемом, весом и упругостью. А также узнаем, где люди используют свои знания о свойствах воздуха в обычной жизни.
- Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
- Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.
- Академик ().
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ().
- Методический кружок ().
- Составьте тест (4 вопроса с тремя вариантами ответов) на тему «Ветер».
- Подготовьте сообщение о смерчах на территории нашей страны.
- Проведите опыты по доказательству движения теплого и холодного воздуха. Опишите свои действия, наблюдения, результаты.
- *Напишите сказку или фантастический рассказ на тему «Подхватил меня теплый ветер».
Приборы для определения направления и скорости движения воздуха
Флюгер Вильде (рисунок 19). Данный прибор предназначен для использования на метеорологических станциях с целью многолетних постоянных наблюдений в различных регионах за направлениями и скорости ветров. Следует учитывать, что фиксируемые данные на метеорологических станциях, расположенных в различных местностях, должны быть сравнимыми. Это условие предполагает использование только серийно выпускаемых флюгеров, имеющих строго однотипное устройство.
Рис. 19. Флюгер Вильде | Устройство серийного флюгера представлено на рисунке. Как видно из рисунка, направление движения воздушных потоков определяется с помощью флюгарки – пластинки клиновидной формы с противовесом. Направление ветра фиксируется с помощью муфты с жестко закрепленными прутиками (штифтиками) – указателями румбов. При вращении флюгарки доска для определения скорости ветра всегда принимает положение, перпендикулярное направлению ветра, и под давлением последнего отклоняется от отвесного положения на тот или иной угол. По положению отклонения доски, пользуясь отградуированными штифтиками-указателями, определяют скорость ветра. В приборе имеются две доски: легкая (200 г) для измерения скоростей, не превышающих 20 м/с и тяжелая (800 г) для скоростей до 40 м/с. Приближенную скорость ветра можно определить, помножив размер штифтика на 2 (при пользовании легкой доской) или на 4 (при пользовании тяжелой доской). Флюгер для наблюдений устанавливают в открытом месте на столбе высотой 8 – 10 м. штифтик с буквой С (N) должен быть установлен на север по компасу или полуденной линии, то есть по меридиану данного места. На основании многолетних наблюдений выводятся закономерности направлений и скоростей воздушных потоков, составляющие особенности климато-погодных условий в той или иной местности. Эти справочные данные широко используются для различных, частью указанных выше целей, в том числе и в гигиенической практике, в частности, когда имеет место необходимость гигиенического контроля за планировкой и застройкой населенных мест. |
Анемометры. В санитарно-гигиенической практике наиболее широко используются портативные анемометры – чашечный анемометр и крыльчатый анемометр (рисунок 20). Воспринимающая часть чашечного анемометра представляет собой вертушку из 4 полых полушарий (чашечек), закрепленную на металлической оси, нижний конец которой связан со счетным механизмом (тахометром). Стрелки на циферблате прибора показывают число оборотов полушарий вокруг оси: большая – число единиц и десятков, а две маленькие – число сотен и тысяч. Для включения и выключения счетчика оборотов на коробке прибора имеются рычаг и два кольца. В случае, если имеет место необходимость измерение движения воздуха на какой-либо высоте, прибор можно закрепить на шесте с помощью винта в нижней части. При этом для дистанционного включения и выключения счетчика на рычаге включения жестко закрепляется шнур и пропускается через кольца. Пометив концы шнура, можно включать и выключать счетчик.
Порядок измерения скорости движения воздуха (ветра). Записывают показания всех стрелок (на малых циферблатах учитывают только целые деления). Устанавливают прибор на шесте или держат в вытянутых руках в зависимости от конкретных задач. При этом прибор должен находиться в строго вертикальном положении. Далее, выжидают 1 – 2 минуты, пока не наступит полное вращение вертушки, после чего шнуром или непосредственно ручками включают одновременно счетчик прибора и секундомер. Наблюдение ведется в течение 10 минут. После данной экспозиции включают счетчик и секундомер и вновь записывают показания стрелок счетчика. Затем вычисляют разность между двумя показаниями счетчика, делят эту величину на время наблюдения, выраженное в секундах, и получают число оборотов в 1 секунду. | Рис. 20. Анемометры чашечный (а ) и крыльчатый (б ) |
Эта величина приблизительно соответствует искомой скорости движения воздушного потока. Для получения более точной величины пользуются таблицей или графиком перевода числа оборотов в скорость. Таблица или график прилагаются к прибору.
Чашечный анемометр служит для определения средних скоростей ветра в пределах 1,0 – 2,0 м/с. с помощью данного прибора можно производить не только метеорологические наблюдения в открытой атмосфере, но и определять скорость движения воздушных потоков в вентиляционных системах, в частности, с целью гигиенической оценки эффективности вентиляции в помещениях и устройствах различного назначения.
Крыльчатый анемометр по принципу работы идентичен предыдущему прибору. Однако в данном приборе имеются некоторые конструктивные особенности, повышающие его чувствительность и нижние пределы определения скорости движения воздушных потоков. Воспринимающей частью в крыльчатом анемометре служит мельничка (крыльчатка) из легких металлических лопастей, посаженных на соединенную со счетчиком оборотов горизонтальную ось.
При работе прибор ориентируется по потоку так, чтобы счетный механизм был позади потока относительно крыльчатки. Для преодоления инерции сопротивления прибора крыльчатке достаточно вращаться в холостую всего 0,5 минуты. Продолжительность наблюдения ограничивается 2 минутами. Порядок расчета скорости потока воздуха такой же, как у чашечного анемометра. С помощью крыльчатого анемометра представляется возможность измерять скорость воздушных потоков от 0,3 до 5,0 м/с.
Пример определения скорости движения воздуха чашечного анемометра. На открытой рабочей площадке с целью изучения условий труда рабочих-строителей проведено одно из исследований скорости ветра в ряду намеченных программой многочисленных регулярных наблюдений. Снимаем исходные показания счетчика прибора. При этом стрелка, указывающая тысячи, находилась между цифрами 3 и 4 соответствующего циферблата. То есть, в данном случае записываем число целых тысяч – 3. Стрелка, показывающая сотни, находилась между цифрами соответствующего циферблата 5 и 6. Записываем за цифрой 3 следующую цифру, обозначающую число целых сотен, - 5. Большая стрелка показывала 76 делений. Записываем вслед за предыдущими двумя цифрами цифру 76, показывающую число отдельных оборотов оси прибора. Таким образом, исходная величина на счетчике составила 3576.
Далее в течение 10 минут производилось определение скорости ветра с одновременным включением счетчика прибора и секундомера. Через указанное время счетчик и секундомер были выключены. С помощью указанной выше методики снимаем новые показания прибора, которые составили 6123. время наблюдения в секундах – 10´60 = 600 с. таким образом, за 600 секунд ось прибора сделала 6123 оборота. Для определения количества оборотов за 1 с делим разность показаний счетчика на 600: (6123 – 3576) : 600 = 2547: 600 = 4,245 об./с. Если в исследованиях нет необходимости в чрезвычайной точности исследования, что имеет место в большинстве случаев, то найденную величину принимают за скорость движения воздуха в м/с. То есть, скорость движения воздуха в данном примере была равной 4,245 м/с. Если же, появилась необходимость в очень точном исследовании, то переводят по графику или таблице, прилагаемых к прибору, об./с. м/с.
Кататермометр. Данный прибор представляет собой особый спиртовый термометр со шкалой 35-38°С или 33-40°С. Поначалу кататермометр был сконструирован для измерения охлаждающего влияния температуры воздуха на тело человека. В дальнейшем было показано, что кататермометр не производит потери тепла с поверхности кожи человека, не учитывает влияния теплового излучения, которое оказывает значительное действие на тепловой обмен организма. В настоящее время применяется практически исключительно для измерения малых скоростей движения воздуха, хотя, пользуясь кататермометром, можно ориентировочно определить, с какими его показаниями при различных условиях производственной деятельности совпадает оптимальное самочувствие людей, и оценить охлаждающую способность метеорологических факторов (температуры и скорости движения воздуха).
Рис. 21. Кататермометры шаровой (а ) и цилиндрический (кататермометр Хилла) (б ) | В зависимости от конструкции кататермометры бывают цилиндрические (кататермометр Хилла) или шаровые (рисунок 21), представляют собой термометр, в котором верхний конец капиллярной трубки имеет расширение, которое частично заполняется спиртом при нагревании. Принцип того и другого кататермометров заключается в том, что скорость снижения температуры приборов зависит кроме температуры воздуха от скорости его движения. При работе с цилиндрическим кататермометром измеряют время снижения температуры с 38 до 35°С, с шаровым – с 38 до 35°С, 39 до 34°С, 40 до 38°С. причем нетрудно заметить, что средне значение указанных температурных перепадов всегда равно 36,5°С, то есть средней температуре человека. Это позволяло при первоначальном назначении приборов в какой-то степени имитировать охлаждающее воздействие воздуха на организм человека («охлаждающая способность воздуха»). В процессе охлаждения с 1 см 2 поверхности резервуара кататермометров теряется постоянное количество тепла. Эта величина (катафактор) является константой (постоянной величиной) прибора и обозначается на каждом кататермометре в виде его постоянного фактора, выраженного в мкал/см 2 . Порядок работы с кататермометрами. Перед измерением кататермометр опускают в воду при температуре 65–80°С и держат, пока спирт заполнит не менее половины расширения капилляра. После этого кататермометр тщательно вытирают, вешают на штатив в точке измерения и по секундомеру устанавливают время охлаждения в указанных выше интервалах температур. Очень важно, чтобы кататермометр в период наблюдения находился в неподвижном состоянии, в противном случае будет имитироваться дополнительное движение воздуха. Измерения в одной точке повторяют несколько раз, отбрасывают первый результат, а из последующих выводят среднее значение величины охлаждения (Н ). Вычисление величины охлаждения по цилиндрическому кататермометру производит по формуле: |
Н
F – катафактор, мкал/см 2 ;
а – число секунд, в течение которых столбик спирта опустился с 38 до 35°С.
При работе с шаровым кататермометром, если наблюдения проводятся в температурном интервале 38-35°С, вычисление величины Н производят по той же формуле, что и для цилиндрического кататермометра. При наблюдениях в других интервалах для вычисления Н пользуются формулой:
где (7)
Н – искомая величина охлаждения, мкал;
– константа, мкал/см 2 ´град.);
Т 1 – Т 2 – интервалы температур в °С (40-33 или 39-34);
а – число секунд, в течение которых столбик спирта опустился в соответствующих температурных интервалах. с 38 до 35°С.
По величине охлаждения (Н ) и значению температуры воздуха в период исследования скорость движения воздуха вычисляют по формулам:
для скорости движения воздуха < 1 м/с ( до 0,6)
(8)
для скорости движения воздуха > 1 м/с ( > 0,6)
(9)
В приведенных формулах приняты следующие условные обозначения:
V – искомая скорость движения воздуха, м/с;
Н – величина охлаждения сухого кататермометра, мкал;
Q – разность между средней температурой тела (36,5°С) и температурой окружающего воздуха, °С;
0,20 и 0,40; 0,13 и 0,47 – эмпирические коэффициенты.
Пример определения скорости движения воздуха с помощью шарового кататермометра. Исследователем проводилось определение скорости движения воздуха в учебной аудитории №2 кафедры гигиены ГОУ ВПО «ВГМУ Росздрава» с помощью шарового кататермометра при температуре воздуха в период наблюдения 20°С. катафактор (F ) прибора – 573 мкал/см 2 . Первый результат измерения времени падения температуры прибора с 40 до 33°С, как указывалось выше, был отброшен. Последующие три измерения показали соответственно время 210, 221 и 205 секунд. При расчете среднего времени получается результат: (210 + 221 + 205) : 3 = 636: 3 = 212 с.
мкал.
Находим величину , которая будет равна:
Скорость движения воздуха в учебной аудитории < 1 м/с, так как H/Q < 0,6. Подставляем найденные величины в соответствующую, указанную выше формулу, и рассчитываем скорость движения воздуха:
Для ускоренных и приближенных расчетов скорости движения воздуха можно пользоваться специальными таблицами (таблицы 10 и 11). Если исследования проводились в условиях, представленных в предыдущем примере, где величина H/Q была равной 0,38, то на пересечении горизонтальной прямой, соответствующей указанной величине, с колонкой, соответствующей 20°С, находим результат по таблице – 0,239 м/с.