Западный ветер холодный или теплый. Местные ветры,причины их образования
5 220
В древней ненецкой легенде рассказывается о том, что один раз в год, когда Великое Солнце воцаряется на небосклоне, из-под мерзлой и безжизненной земли встает Солнечная Баба, которая носит в своем чреве младенца, коему суждено стать духом плодородия.
В другом предании, бытующем у народа манси, повествуется о том, как золотой идол перебрался через Уральский каменный пояс, но был остановлен стариком-шаманом, считавшим себя его хозяином. Разгневанный золотой истукан зарычал громовым голосом, от которого умерло все живое в округе, а сам дерзкий шаман превратился в камень.
Еще одно повествование, относящееся к якутскому героическому эпосу, рассказывает о медной статуе, стоящей посреди непроходимых болот, которая при приближении врагов начинала издавать звук, похожий на стрекот множества сверчков, и излучать в небо голубое сияние.
Эти предания, как и десятки других похожих легенд северных и сибирских народов, связаны с одним из самых загадочных явлений языческой культуры евразийского континента - Золотой Бабой.
Отряд так и не вернулся…
Первое официально дошедшее до наших дней упоминание о ней относится к Софийской летописи 1398 года. В летописи рассказывается о кончине преподобного Стефана Пермского, который нес свет православия народам, жившим в северных лесах и поклонявшимся огню, камню и Золотой Бабе. В следующий раз это название появляется двести лет спустя. В 1595 году была издана одна из карт средневекового картографа Г. Меркатера, на которой в районе устья реки Обь имеется надпись, звучащая в переводе как «Золотая Баба».
В XV веке новгородцы-ушкуйники, активно занимавшиеся торговлей, принесли на Русь сведения о «человецех незнаемых в Восточной стране, ростом малых, друг друга едяшех и молящихся идолу златому».
Уже в XVI веке в Московии хорошо были известны предания о загадочном золотом идоле. Об этом свидетельствуют воспоминания австрийского посла С. Герберштейна, датированные 1520 годом, в которых описаны слухи о том, что за» Уралом в каменном святилище стоит большой золотой истукан в виде беременной женщины, издающей оглушительный рев. В 1578 году итальянский писатель А. Гваньини упоминает о слышанных им рассказах про истукана, стоящего «за холодной и мрачной страной Московией», рев которого, наподобие трубного, бывает слышен среди гор.
Потому-то первые казачьи отряды Ермака, пересекшие в 1582 году Каменный пояс, которыми двигала и неистребимая, жажда обогащения, помимо освоения загадочных земель Зауралья, лелеяли мечту найти знаменитую Золотую Бабу.
Это косвенно подтверждает сосланный в Сибирь писатель и историк XVII века Ю. Крижанич в своей «Рукописи о Сибири и ее народах». Так, в частности, Ю. Крижанич пишет, что, доплыв до Иртыша, Ермак Тимофеевич снарядил отряд из двадцати казаков, которым велел двигаться на северо-восток за «златым истуканом».
Этот отряд так и не вернулся к своему атаману, который через три месяца, по рассказам местного населения, узнал, что его посланцы бесследно сгинули в Шаимских болотах.
Гипотезы, гипотезы, гипотезы
История происхождения Золотой Бабы столетиями волновала умы историков, географов и путешественников. В своем многотомном академическом труде «История Сибири» историк XVIII века Г. Миллер предполагает, что золотые языческие идолы изготавливались из разных материалов (золота, бронзы, кости, камня) многими народами Сибири, так как упоминания о них присутствуют у хантов, эвенков, якутов, бурятов и хакасов.
Уже в XX столетии в исследовании «Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей» М. Алексеев сделал предположение, что Золотая Баба есть статуя бодхисатвы милосердия Авалокитешвары, получившей в китайском буддизме женский образ богини Гуаньинь. В подтверждение своей гипотезы он упоминает о статуях Гуаньинь в Тибете, которые имеют белую раковину, под воздействием ветра издающую необычные звуки.
Новосибирский историк Н. Успенский не без основания считает, что языческий золотой истукан перекочевал в Сибирь из Италии. Когда в 410 году н. э. на Рим напали племена варваров, они вынесли из разграбленного и сожженного города золотую статую богини Юноны, с которой и вернулись на свою родину, к Северному Ледовитому океану. С тех времен античная статуя стала идолом северных народов.
Ряд же других исследователей выдвигают версию о том, что Золотая Баба есть не что иное, как тот самый гигантский золотой языческий идол, который до крещения Киевской Руси стоял на высоком берегу Днепра, а затем в X веке бесследно пропал. По одной из легенд, упорные язычники, спасая свою святыню от Великого князя Владимира, повелевшего пустить золотого истукана на украшение строившихся храмов, сумели тайно переправить его за Каменный пояс и схоронить священного идола для будущих потомков.
Некоторые из исследователей склоняются к мысли, что под Золотой Бабой следует понимать не изваяние женщины, выполненное из драгоценного металла, а самый обычный колокол, только гигантских размеров.
Инопланетный робот
Но, пожалуй, самой необычной является гипотеза, выдвигаемая рядом уфологов и утверждающая, что Золотая Баба на самом деле - объект внеземного происхождения, робот, изготовленный из неизвестного металла, внешне напоминающего золото, способный передвигаться и издавать звуки.
По мнению уфологов, этот объект мог быть оставлен представителями инопланетного разума в качестве некоего информационного автомата, который передавал «священные» знания представителям коренных народов Сибири, перемещаясь по ее огромной территории. Не случайно упоминания о Золотой Бабе встречаются в сказаниях практические всех коренных народностей Севера и Зауралья от верховий рек Камы, Вятки и Северной Двины до озера Байкал.
В подтверждение своей фантастической гипотезы уфологи ссылаются на легенды, связанные с небесной колесницей и спустившимся на ней Богом Солнца, который оставил на земле свою мудрую дочь. Когда же в священные земли пришли враги, дочь Бога Солнца превратилась в грозное изваяние, пугавшее своим страшным голосом незваных гостей.
Со временем, считают уфологи, механизм инопланетного робота вышел из строя и объект исчез под многовековыми наслоениями почвы. Однако и в наши дни есть шанс обнаружить этот таинственный объект, который, вполне возможно, посылает из-под земли на поверхность некие сигналы. Один из загадочных радиосигналов был зафиксирован в середине 70-х годов прошлого века во время геологоразведочных работ, проводившихся при помощи сверхчувствительной аппаратуры, установленной на вертолете, в районе города Салехард. Однако сигнал был настолько слаб, что установить место расположения его источника тогда не представилось возможным.
В середине 80-х годов группа томских ученых-энтузиастов выезжала в те глухие северные места и провела исследования при помощи эхо- и биолокационной аппаратуры. В результате двухмесячной работы ими было установлено наличие некоего массивного объекта, покоящегося в болотах у слияния рек Обь и Полуй. Однако из-за отсутствия необходимого финансирования исследования были прекращены.
До наших дней загадка таинственной Золотой Бабы так и не разгадана. Вполне возможно, что ее никогда и не существовало в том виде, в каком она предстает в многочисленных легендах и преданиях. Однако хочется верить в то, что наступит день, и этот языческий идол засияет перед нами во всем своем первозданном величии и самобытной красоте..
Так называемая Золотая баба, загадочная статуя, служащая культовым объектом коренных народов Западной Сибири, уже много лет является объектом разностороннего обсуждения в науке о народах Сибири, в популярной литературе об истории Сибири и среди сакральных тайн культуры ее народов.
Несмотря на то, что историки стремятся обсуждать достоверные факты, а археологи и этнографы предпочитают иметь дело с конкретными материальными объектами, рассказы о Золотой бабе требуют к себе серьезного отношения уж если в не в плане возможного отражения некоторой реалии, то во всяком случае в аспекте бытования некоего культурного концепта, изменяющегося во времени.
Как пишет И.Н.Ионина,
«Самое древнее упоминание о загадочной Золотой Бабе встречается в Новгородской (какой? – А.Б.) летописи за 1398 год. Записано оно было после миссионерской деятельности Стефана Пермского, который ходил по пермской земле: «Сей научи Пермьскую землю вере Христове, а прежде кланялися зверем и деревом, воде, огню и Золотой Бабе». Вслед за Стефаном шли стрельцы и разрушали языческие святилища пермяков, а на их месте ставили церкви.
О Золотой Бабе писали и иностранные ученые. В Западной Европе интерес к неведомой Югре (стране угров) возник благодаря сочинениям итальянца Юлия Помпония Лэта, который считал, что угры - предки современных венгров - участвовали в походе Алариха на Рим и в разграблении города. «На обратном пути, - пишет Помпоний Лэт, - часть их осела в Паннонии и образовала там могущественное государство; часть вернулась на родину к Ледовитому океану и до сих пор имеет какие-то медные статуи, принесенные из Рима, которым поклоняются как божествам». Итальянцы считали, что Золотую Бабу вывезли из Рима угры, которые в союзе с готами разрушили Римскую империю, а Золотая Баба - это будто бы статуя Юноны.
Рисунки Золотой Бабы у разных авторов различны. У М. Меховского, например, это статуя стоящей женщины, у А. Вида - женщина с рогом изобилия, а у С. Герберштейна она изображена в виде богини Минервы с копьем в руке. Через восемь лет его же Золотая Баба напоминает сидящую Мадонну с ребенком на руках. Итальянец Гваньини писал, что Золотая Баба была вытесана из камня и представляла собой женщину с двумя детьми, одного ребенка она держала на руках, другой стоял рядом и назывался ее внуком.
Золотую Бабу почитали и славянской богиней. По многочисленным сведениям ханты, манси и русских старожилов. Золотая Баба долгое время хранилась в Белогорье - местности на Оби близ впадения в нее Иртыша. Это подтверждает и Сибирская летопись, в которой повествуется о приключениях Богдана Брязгина (Брязги. – А.Б.), ближайшего друга и соратника Ермака. После взятия в 1583 году остяцкого городка Самар он посетил в Белогорье мольбище остяков «богыне древней; нага с сыном на стуле сидящая; приемлюще дары от своих, и дающе ей остатки во всяком промысле, а еже кто по обету не даст, мучит и томит; а хто принесет жалеючи к ней, тот пред ней пад умрет, имеща бо жрение и съезд великий. Егда же вниде им слух приезд Богдана, велела спрятатися и всем бежати; и многое собрание кумирское спрятаща и до сего дни».
Через некоторое время исчезнувшее из Белогорья божество объявилось в бассейне реки Конды. Его тайно перенесли туда белогорские ханты, но потом следы Золотой Бабы теряются. Православный миссионер Григорий Новицкий, проповедовавший в начале XVIII века христианское учение остякам, пытался найти спрятанную статую и уничтожить ее, но сделать это ему не удалось. Он смог собрать лишь много ценных сведений как о самом кумире, так и тайном святилище, в котором хранилась Золотая Баба» Ионина (Ионина, 2005, с. 273-275).
"Золотая Баба, т. е. Золотая старуха, есть идол у устьев Оби, в области Обдоре; он стоит на правом берегу. По берегам Оби и около соседних рек рассеяно много крепостей, которых владетели, как слышно, все подвластны князю Московии. Рассказывают, или, справедливее, баснословят, что этот идол Золотой Бабы есть статуя, представляющая старуху
Которая держит сына в утробе, и что там уже снова виден другой ребенок, который, говорят, ее внук. Кроме того уверяют, что там поставлены какие-то инструменты, которые издают постоянный звук вроде трубного. Если это и так, то, по моему мнению, это делался от того, что ветры сильно и постоянно дуют в эти инструменты.
Русские учёные XVIII в. (Г. Ф. Миллер, И. И. Лепехин) развивали мысль о том, что Золотая баба - древнее коми божество, статуя которого была увезена на Обь язычниками, не желающими креститься. В качестве персонификации Золотой бабы предполагались финно-угорская Йомала, Гуаньинь как одна из ипостасей Авалокитешвары, мансийская Сорни-Эква или Калтащ-Эква, изображение какого-то античного божества – Геры (Юноны) или Афины.
По-татарски слова «Золотая баба» должны были звучать как Алтын-Апа, где апа – общетюркский термин для обозначения матери или старшей родственницы. Известно. что у народов Сибири при помощи терминов родства для предков именуются священные, культовые, жертвенные места, связанные с культом предков или представлениях о духах-хозяевах местностей как о перевоплощенных предках. Что касается первой части такого именования, то его понимание как тюркского алтун, алтын «золото» может быть признано вторичным и рассматриваться как следствие несовершенного понимания татарского языка.
Таким образом, вполне возможно, что в основе онима Золотая баба лежит сочетание слов Ал Тым-апа или Ал Тын-апа – наименование священного места в низовьях реки Тым (реального правого притока Оби) или реки с похожим названием – Тын, Сын, Сым и т.п. Такое наименование, будучи неверно понятым или неправильно переведенным на русский язык с татарского, инициировало сначала в среде русских, а затем и в среде ученых европейцев представления о богине, в которой синтезировались черты Богородицы - девы Марии и образы богинь Древней Греции и Рима.