Законы диалектики в философии примеры из жизни. Исторические формы диалектики и альтернативы
1. Диалектика - признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.
Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:
Законы диалектики;
Принципы.
Главная проблема диалектики - что такое развитие?
Развитие - общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.
Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение - основа развития.
Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве - в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.
2. Среди способов понимания диалектики развития - законов, категорий, принципов - основополагающими являются законы диалектики.
Закон - это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.
Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:
Охватывают все сферы окружающей действительности;
Раскрывают глубинные основы движения и развития - их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.
Выделяются три базовых закона диалектики:
единства и борьбы противоположностей;
Переход количества в качество;
Отрицания отрицания.
3. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).
Единство и борьба противоположных начал - внутренний источник движения и развития всего сущего.
Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия - "тождество" и "различие" и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.
По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.
Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета - движению. Примеры: существует идея, тождественная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие - то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы - изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.
Можно также выделить различные виды борьбы:
Борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);
Борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражителями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
Антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.
Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:
Содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);
Солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);
Нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);
Мутуализм - полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).
4. Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.
Качество - тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.
Количество - исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).
Мера - единство количества и качества.
При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.
При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) - к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок".
Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.
Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры - температуру, то вода будет изменять свое качество - станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды - она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания - вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) - скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.
Если телу придавать все большую и большую скорость - 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества - мера, произойдет скачок).
В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:
Резко, одномоментно;
Незаметно, эволюционно.
Примеры первого случая были рассмотрены выше.
Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества - меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лысый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?". То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.
5. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Примеры:
Смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);
"эстафета поколений";
Смена вкусов в культуре, музыке;
Эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);
Ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.
Отрицание старых форм новыми - причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:
Развитие - только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;
Развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
Развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее
близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.
Примеры:
Организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);
Исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).
Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. 6. Основными принципами диалектики являются:
Принцип всеобщей связи;
Принцип системности;
Принцип причинности;
Принцип историзма.
Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов - предметов, явлений, процессов.
Связи могут быть:
Внешние и внутренние;
Непосредственные и опосредованные;
Генетические и функциональные;
Пространственные и временные;
Случайные и закономерные.
Наиболее распространенный вид связи - внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.
Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.
Причинность - наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.
Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:
Вечность, неуничтожимость истории, мира;
Его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
Сущность и явление;
Причина и следствие;
Единичное, особенное, всеобщее;
Возможность и действительность;
Необходимость и случайность.
1) Закон единства и борьбы противоположностей.
Этот закон является «ядром» диалектики, т.к. определяет источник развития, отвечает на вопрос, почему оно происходит.
Противоречие – это взаимодействие противоположных сторон, свойств и тенденций в составе той или иной системы или между системами. Диалектическое противоречие есть только там, где есть единство и развитие (*левая и правая стороны дома, черное и белое – это противоположности, которые не демонстрируют действие этого закона).
В развитии противоречий можно выделить несколько этапов: тождество – различие – противоположность – противоречие – разрешение противоречия – новое тождество - ...
Понятие «тождество» обозначает одинаковость предмета или явления по отношению к самому себе или к другому предмету или явлению. Действительность постоянно изменяется, поэтому тождество всегда относительно, оно порождает различия.
Различие – это первый этап развития противоречия, это отношение нетождественности объекта самому себе или другому объекту. Различия бывают внешними (между отдельными предметами или явлениями) и внутренними (данная вещь превращается во что-то иное, оставаясь на данном этапе самой собой), несущественными (не затрагивающими глубинные, определяющие связи) и существенными.
Следующая ступень развития противоречия – противоположность – это предельный случай существенных различий. Противоположность предполагает наличие двух взаимообусловленных сторон, которые по отношению друг к другу выступают как «свое иное» (Гегель). Противоположности образуют единое целое, понятие «единство противоположностей» обозначает устойчивость объекта. И в то же время они взаимоисключают друг друга (в этом их «борьба»). Поэтому наличие противоположностей делает неизбежным их столкновение, т.е. переход к следующему этапу – противоречию.
Чтобы стать источником развития, противоречие должно разрешиться.
Основные формы разрешения противоречий:
Компромисс борющихся сторон, их адаптация или взаимопереход друг в друга на более высоком уровне,
Победа одного и уничтожение другого,
Гибель обеих противоположностей и коренное преобразование системы.
[*Пример 1: появление нового вида в органической природе. Исходный вид приспособлен к среде. Существует гармония (тождество) между видом и средой, а также тождество данного вида самому себе, т.е. его устойчивость. Изменение среды ведет к появлению несоответствия между видом и средой (внешние различия), это вынуждает живую систему (вид) изменять свое качество (несоответствие своего нового состояния старому, т.е. внутреннее различие). При нарастании новых качеств они вступают в противоречие с исходными. С другой стороны, старые качества, оказавшись неприспособленными к измененной окружающей среде, вступают в противоречие с этой средой. Действие естественного отбора ликвидирует нежизнеспособную форму, продолжает существование новый вид, сложившийся в результате нарастания внутренних изменений. Этот же пример демонстрирует противоречие изменчивости и наследственности в живой природе: живой организм невозможен без единства этих противоположных тенденций, и в ходе эволюции разрешение данного противоречия согласуется с потребностями развития всей системы в целом.
Пример 2: социальные конфликты, их возникновение, развитие и разрешение].
Закон единства и борьбы противоположностей в медицинском познании проявляется в следующем:
На уровне взаимодействия организма и среды - это состояние относительного равновесия организма с окружающей средой, устойчивость состояния организма в постоянно изменяющейся внешней среде, которое выражается в одном из важнейших понятий теоретической медицины – «гомеостаз» (состояние равновесия организма, которое служит условием нормального режима жизнедеятельности, что клинически соответствует состоянию здоровья);
На уровне организма проявляется в таких явлениях, как ассимиляция (усвоение организмом внешних по отношению к нему веществ) и диссимиляция (распад веществ в организме), которые в единстве составляют обмен веществ, являющийся основным свойством жизнедеятельности организма; норма и аномалия, целостность и дискретность и др.;
На уровне психофизиологии - это все явления, связанные с социально-биологической дисгармонией.
2) Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
Этот закон определяет механизм развития, отвечает на вопрос, каким образом оно происходит.
Качество – это совокупность всех свойств объекта в их целостности, определяющая его функциональное назначение. Свойство – это способ проявления определенной стороны объекта по отношению к другим объектам, с которыми он взаимодействует. Качество указывает на единство свойств объекта, характеризует его относительную устойчивость. Качество дает возможность отличать один предмет от другого.
Количество – это совокупность однородных элементов, составляющих в своей целостности определенное качество. Количество выражает внешние взаимоотношения предметов, их частей, свойств или связей и проявляется как число (если их можно сосчитать), величина (если их можно измерить), объем, степень проявления свойств.
Качество и количество образуют неразделимое единство. Это единство выражается в понятии «мера». Мера – это границы, в пределах которых при количественных изменениях предмет или явление сохраняет свое качество.
[Идея меры интересовала философов с древности (Фалес: «Мера – наилучшее»; Демокрит: «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным», Платон: «Мера – середина между избытком и недостатком»; Августин: «Мера – это количественная граница данного качества, это то, больше чего или меньше чего оно не может быть»).]
Процесс развития представляет собой процесс взаимного перехода количественных и качественных изменений.
В системе происходит постепенное накопление количественных изменений (это может быть: -изменение числа элементов в системе,
Изменение скорости движения,
Изменение объема информации,
Изменение степени проявления какого-л. качества и т.д.)
В границах определенной меры качественная характеристика объекта сохраняется. Однако на определенном уровне изменений количественные изменения переходят границу меры – это приводит к возникновению нового качества. Процесс перехода от одной меры к другой, превращения старого качества в новое называется «скачок».
(Пример: в границах 0 - 1000 вода сохраняет свою качественную определенность; при нагревании изменяются некоторые свойства - температура и скорость движения молекул, но вода остается водой; при 1000 количественные показатели этих свойств переходят границу меры и происходит скачок – вода переходит из жидкого в парообразное состояние.)
Существуют различные виды скачков:
Постепенный - длительный во времени, его границы не имеют четкого выражения (*возникновение жизни на земле, *происхождение человека, образование новых видов растений и животных и т.д.);
Мгновенный - характеризуется быстрыми темпами, высокой интенсивностью и четко выраженными границами.
Процесс развития представляет собой единство прерывного и непрерывного. Непрерывные изменения – это постепенные количественные изменения и связанные с ними изменения отдельных свойств в рамках данного качества. Непрерывность в развитии выражает относительную устойчивость мира. Прерывность означает переход в новое качество и выражает изменчивость мира.
Закон перехода количественных изменений в качественные проявляется при изучении соотношения здоровья и болезни. Философское понятие «мера» соответствует медицинскому «норма» (в состоянии здоровья, в подборе лекарственных средств и др.).
3) Закон отрицания отрицания .
Этот закон определяет направленность развития, выражает преемственность в развитии, определяет связь нового и старого.
При метафизическом подходе отрицание понимается как простое уничтожение старого новым. В диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения объекта.
Отрицание отрицания, или двойное отрицание представляет собой снятие – т.е. сохранение некоторых элементов или свойств старого объекта в составе нового.
Впервые закон отрицания отрицания был сформулирован Гегелем, который представил его в виде триады: тезис – антитезис – синтез. Антитезис отрицает тезис, а синтез объединяет тезис и антитезис на более высоком уровне. Синтез является началом новой триады, т.е. становится новым тезисом.
(Пример Гегеля: почка исчезает, когда распускается цветок, т.е. цветок отрицает почку, в момент появления плода отрицается цветок. Эти формы развития вытесняют друг друга как несовместимые. В то же время они необходимы для существования друг друга, представляют собой элементы органического единства, их равная необходимость и составляет жизнь целого.)
Появление нового одновременно и отрицает старое, и утверждает его через снятие, т.е. сохранение положительного, необходимого для существования нового. В этом состоит преемственность в развитии. Мир в настоящем есть результат прошлого и основа для будущего. Социальная форма преемственности, форма передачи человеческого опыта называется традицией.
Закон отрицания отрицания в медицинском познании проявляется в нескольких аспектах:
Позволяет раскрыть тенденции развития болезни и выздоровления, последить взаимосвязь и преемственность различных этапов этих процессов. В этом аспекте философской триаде «тезис – антитезис – синтез» соответствуют понятия «здоровье – болезнь – выздоровление» или «естественная микрофлора человека – воздействие антибиотика – измененная микрофлора»;
Связан с наследованной обусловленностью патологических процессов и заболеваний;
Связан с процессом смены научных теорий.
Заключение
Диалектика представляет собой открытую целостную органическую систему, совокупность устойчивых связей и отношений между элементами которой образует структуру диалектики. Она внутренне субординирована, имеет свою иерархию и подразделяется на структурные слагаемые, которые в зависимости от гносеологических и мировоззренческих функций представляют собой принципы, законы и категории.
Принципы – это всеобщие и универсальные, основополагающие и смыслообразующие идеи и установки, которые определяют роль и участие, смысл и направление всех прочих форм в процессе познания. Они имеют статус философских аксиом, т.е. задают начальные условия познания, обусловливают его характер, пределы и теоретический потенциал.
В любом процессе развития законы диалектики выступают в органическом единстве, но в то же время каждый из них раскрывает определенную сторону в развитии.
Процесс развития предметов и явлений многомерен. Основные законы диалектики необходимым образом реализуются в нем, но не исчерпывают собой всех существенных характеристик развития. Поэтому помимо трех основных законов диалектика включает в себя и неосновные законы, содержание которых выражается через соотношение так называемых парных категорий.
Но представители старшего поколения, если их «напрячь», всё же способны вспомнить формулировки трёх законов диалектики, хотя: хороши эти формулировки либо плохи? для чего и как пользоваться ими так называемому «простому человеку» в повседневной жизни? либо следует пользоваться иными - лучшими - формулировками? - они и под пыткой в своём большинстве не скажут.
Соответственно этому опыту якобы никчёмности диалектики, выработанному старшими поколениями, молодёжь, выросшая в эпоху после краха системы насаждения марксизма в СССР, воспитана еще «лучше»: в своем большинстве она даже поверхностно не знает смысла слова «диалектика».
На незнание такого рода можно было бы признать право, если бы не одно обстоятельство: слишком многие ныне живущие не задумываются об их личностной культуре осмысления Жизни, вследствие чего по существу пытаются каждый в одиночку пройти весь путь «от обезьяны до человека». Но в самом начале этого пути они застревают в паутине создаваемой ими же суеты и погибают, поскольку, игнорируя прошлый опыт человечества, автоматически воспроизводят в своей жизни заблуждения и ошибки прошлых поколений, усугубляя тем самым жизненные обстоятельства как для самих себя, так и для последующих поколений…»
Несколько слов в защиту философии
Прежде чем мы перейдем к сути рассматриваемого вопроса, придется сделать три небольших, но важных замечания.
Замечание первое. Каждый человек в своей повседневной жизни сталкивается с философией, и каждый человек - немножко философ. В древности все ученые в первую очередь были философами, а философия (или метафизика) - прародительница всех других наук (недаром при поступлении в аспирантуру требуется сдавать экзамен по философии). Одна из основных задач философии - поиски истины. Однако большинство людей относится к этой науке скептически, а некоторые философию невзлюбили еще в вузе. Если бы студентам-технарям (да и гуманитариям тоже) дали волю, они исключили бы этот предмет из списка изучаемых дисциплин. Вина в этом во многом лежит на преподавателях философии, которые уже на первом же занятии должны объяснить важность понимания основ философии в будущей жизни каждого человека. Причем не просто сказать, но и показать на практических примерах. Одним словом, проблема заключается не в самой философии, а в тех, кто ее преподает. Сейчас, к сожалению, польза от ее изучения сведена к минимуму.
Замечание второе. Многие недолюбливают философию потому, что подвергают сомнению ее полезность. Сравним, для примера, работу философа и программиста. Результат деятельности программиста можно увидеть и сразу же начать использовать. Результат деятельности философа может никогда и не пригодиться. Однако программисты в своей работе используют не только труды предыдущих «поколений» программистов, но и труды философов (методы научного познания, законы логики и т.д.) - о чем программисты уже не помнят. Плохой программист виден сразу, плохой философ - нет (возможно, по этой причине, среди философов часто попадаются «имитаторы»). Программист - это почти всегда узкий специалист, разбирающийся только в своем круге вопросов, философ же - «птица другого полета», решающий «нематериальные» проблемы.
Замечание третье. Широко распространено мнение, что философия - очень трудная для изучения и понимания наука. Это не так: та философия, которая изучается в вузе, не сложнее других предметов (все зависит от прикладываемых усилий).
Что такое диалектика?
В древности диалектикой называли искусство вести диалог и спор. Ныне этот термин может звучать так - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Или, проще говоря, диалектика - это учение о развитии всего сущего. Существует два общих метода изучения окружающего нас мира: метафизический (господствовавший до середины XIX века) и диалектический. Диалектический метод, в отличие от метафизического (где объекты и явления рассматриваются отдельно друг от друга, без учета их взаимных связей), позволяет более точно представлять окружающий мир, так как учитывает не только все виды и формы взаимодействий между предметами/явлениями, но и то, что сами взаимодействия непрерывно изменяются.
Первый закон: единство и борьба противоречий
Единство и борьба противоположностей - всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением. Каждый объект содержит в себе противоположности, которые находятся в неразрывном единстве, взаимопроникают друг в друга и взаимоисключают друг друга не только в разных но и в одном и том же отношении. Их единство относительно, их борьба абсолютна. Борьба противоположностей означает, что противоречие непрерывно разрешается и столь же непрерывно воспроизводится, а это ведет к превращению старого предмета в новый. Этот закон объясняет тем самым объективный внутренний «источник» всякого движения (отвечает на вопрос «почему?»), позволяет понять движение как самодвижение.
На бытовом уровне этот закон хорошо иллюстрируется на примере человека, вся жизнь которого состоит из борьбы противоположностей. В каждом человеке сочетаются хорошие и плохие качества. В одной ситуации человек будет вести себя как «человек», в другой нет; сегодня он один, завтра - другой; окружающая среда постоянно меняет человека, но и он постоянно ее меняет…
Второй закон: переход количественных изменений в качественные
Качество - это существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других. Количество - это определенность вещи, благодаря которой (реально или мысленно) ее можно разделить на однородные части и собрать эти части воедино. Существуют и другие определения. Качество - это система определенных свойств и характеристик предметов, явлений. Количество - это исчисляемые параметры.
Мера - единство качества и количества. Нарушение меры приводит к изменению данного предмета/явления, к превращению его в другой предмет/явление. Это происходит тогда, когда количественные изменения достигают определенной границы и превращаются в качественные. Один человек, например, подчиняется одним законам, а вот толпа существует по несколько иным законам. Момент перехода из одного качественного состояния в другой называется скачок. Он может быть эволюционным или революционным. Кстати, смысл управления заключается в том, чтобы предвидеть, в каком направлении двигается управляемая система и предупреждать возможные изменения. Этот закон отвечает на вопрос «каким образом?» происходит движение и развитие.
Третий закон: отрицание отрицания.
Новое всегда заменяет старое, потом само старее и заменяется новым, которое, в свою очередь… (при этом в новой форме удерживаются ценностные качества старой формы). То есть отрицание само подвергается отрицанию.
Третий закон диалектики отвечает на вопрос «Куда? По какому пути?» все движется и развивается (графически это можно представить в виде спирали). Логическая схема закона: тезис (утверждение), антитезис (отрицание утверждение), синтез (отрицание отрицания). Смысл этого закона можно легко понять на следующем примере. Маркс (создатель современной материалистической диалектики), отрицал идеалистическую диалектику Гегеля. Но диалектика Маркса вряд ли бы появилась без диалектики Гегеля.
И еще один пример. В философском словаре, изданном в 1963 году (в отличие от издания 1955 года), статья «Сталин» исчезла (а он, замечу, был хорошим философом). В эти же годы освобождения от «культа личности» советский народ заодно «освободили» от сталинского наследия. В результате теоретическая база строительства социализма-коммунизма была отброшена к Марксу и Ленину, чьи теории к тому времени порядком устарели и требовали изменений. Сталин же понимал, что экономическая политика СССР должна измениться. Однако бюрократическая верхушка СССР предпочла «забыть» наработки Сталина и вернулась к марксизму-ленинизму (фактически, «откатившись» на несколько десятилетий назад). С тех пор, как известно, несмотря на постоянно изменяющиеся реалии, в Советском Союзе теоретическая база практически не подвергалась пересмотру.
P.S. Основные черты диалектического метода.
1. Диалектический материализм (д/м) рассматривает природу как единое целое, где предметы и явления зависят друг от друга, друг друга обусловливают - все находится в связи и взаимодействии.
2. Д/м рассматривает природу как непрерывность движения, изменения, обновления, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век - все находится в движении и изменении.
3. Д/м рассматривает природу как процесс, в котором в результате накопления незаметных и постепенных количественный изменений совершается скачкообразный переход от незначительных, скрытых количественных изменений к изменениям открытым, коренным, качественным - количественные изменения переходят в качественные. Развитие не есть простое повторение пройденного, а постепенное движение от низшей ступени к высшей, движение не по кругу, а по восходящей линии (по спирали).
4. Д/м исходит из того, что предметам и явлениям природы присущи внутренние противоречия, что все имеет свою отрицательную и положительную сторону, свое отживающее и развивающее и что борьба между ними составляет внутренне содержание процесса развития, превращения количественных изменений в изменения качественные - борьба противоположностей ведет вперед.
Примечания:
Отрывок из работы «Диалектика и атеизм: две сути несовместны».
www.dotu.ru/files/dialectica_book.zip
Вернее с теми вопросами, которые она изучает.
Философия (по Аристотелю) - умозрительное понимание первых основ и причин.
«Имитатор» - человек, имитирующий свою деятельность. Таких людей полно в бюрократических системах.
Развитие - закономерное качественное изменение объектов, результатом которого является переход этих объектов на иную (необязательно высшую) ступень организации.
См. его работу «Экономические проблемы социализма».
Из «Краткого философского словаря», год издания 1955.
80398 просмотров
Написал(а) Бобби Гонтарски
, в 2010-09-28 16:02:27
Очень интересная статья, спасибо. |
х
Написал(а) э , в 2010-10-07 16:33:21 |
Диалектический способ мышления в познании предполагает не только использование в качестве исходного общего методологического инструментария онтологических и гносеологических принципов диалектики, но и основных её законов. Закон есть существенный, устойчивый, повторяющийся и необходимый тип связи между явлениями, сформулированный в соответствии со спецификой человеческого познания. Законы выражают объективные процессы реальной действительности.
В действиях диалектических законов и закономерностей проявляются все основные общие особенности в развитии исследуемых явлений. Особую роль при этом играют три известных диалектических закона: закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания и закон единства и борьбы противоположностей.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
Рассмотрим основные понятия, через которые выражается сущность закона взаимного перехода количественных и качественных изменений.
Свойство. Свойство - это своеобразное проявление объекта в его отношениях с другими объектами; оно заключается в способности производить то или иное действие. Например, металлы обладают свойством электропроводности, заключающимся в способности пропускания через себя электрические заряды; живая клетка обладает свойством раздражимости, заключающимся в способности реагировать на внешние воздействия изменения формы, местоположения, химизма состава.
Любой объект обладает определенным набором свойств, среди которых имеются как существенные, так и несущественные. На основе свойств проявляются качественная и количественная определенность вещей окружающего мира.
Качество. Аристотель: «Качеством я называю то, благодаря чему предметы называются такими-то» (Аристотель. Соч., т.2.М., 1978. С.72).
Г. Гегель: «Качество есть вообще тождественная с бытием, непосредственная определенность. … Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть». (Г. Гегель. Наука логики. Соч., т.1. М - Л., 1929. С. 157).
Количество. Аристотель: «Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто. Всякое количество есть множество, если оно счислимо, а величина, если измеримо». (Аристотель. Соч., т.1.М., 1978. С.164).
Г.Гегель: «Количество … есть безразличная к бытию, внешняя ему определенность». (Г. Гегель. Наука логики. Соч., т.1. М.-Л., 1929. С.157).
Мера имеет границы (верхняя и нижняя). Выход количественных измерений за границы меры приводит к качественным изменениям. Например, мерой жидкого состояния воды является интервал количественных изменений температуры от 0 0 С до 100 0 С при нормальном атмосферном давлении. Границами меры являются 0 0 С и 100 0 С. Когда изменение температуры достигает нижней границы 0 0 С, вода переходит в другое качественное состояние - в лед. При достижении температурных изменений верхней границы меры 100 0 С вода превращается в третье качественное состояние - газообразное, в пар.
Ф. Энгельс: «Закон перехода количества в качество и обратно. Закон этот мы можем для наших целей выразить таким образом, что в природе качественные изменения - точно определенным для каждого отдельного случая способом - могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)» (Ф.Энгельс. Диалектика природы. К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т.20. С.385-390).
Сущность закона в современной интерпретации: в процессах развития количественные изменения, накапливаясь, рано или поздно, нарушают меру качественного состояния объекта, при этом объект переходит в новое качественное состояние с новыми количественными изменениями.
Переход от одного качества к другому осуществляется в виде скачка. Скачок - это момент качественного изменения объекта, критическая ситуация в развитии. При этом развитие осуществляется как эволюционно, так и революционно. Эволюция - это развитие, связанное с количественными и качественными изменениями несущественных свойств и признаков объекта. Объект эволюционирует - это значит, в нем количественные изменения приводят к качественным изменениям несущественных свойств, черт, признаков. Когда же количественные изменения приводят качественным изменениям существенных, основных свойств, сторон, признаков объекта, то такой качественный скачок называют революцией. В объекте совершаются революционные изменения тогда, когда в нём качественно изменяются коренные, существенные свойства, стороны, признаки. В процессах развития обычно эволюционные изменения постепенно приводят к революционным изменениям. При этом целостный объект предстает в новом качестве.
Закон единства и борьбы противоположностей. Сущность данного закона выражается через такие понятия, как тождество, различие, противоположности, противоречие.
Тождество. Если общие признаки, свойства, черты у объектов имеют одинаковую степень (интенсивность) проявления, то объекты тождественны по данному признаку, свойству, черте.
Например: Если мы имеем два проводника с током, через поперечное сечение каждого из них проходит за 1 сек. равное количество зарядов, то мы имеем тождественные потоки зарядов, или иначе, проводники с равными по силе токами.
Различие. Кроме общих свойств, черт, признаков, у объектов существуют свои специфические свойства, черты, признаки, не присущие другим объектам. В таком случае используется понятие различия.
Противоположности. В диалектике под противоположностями понимают такие черты, свойства, признаки, процессы в объектах, которые взаимно исключают друг друга и в то же время взаимно предполагают друг друга, не могут существовать друг без друга.
Примеры: В природе: притяжение - отталкивание, ассоциация (соединение) - диссоциация (разъединение) молекул. В живой природе: ассимиляция (усвоение элементов пищи) - диссимиляция (процесс распада элементов) в живом организме; изменчивость и наследственность. В общественной жизни: производство - потребление, рабы - рабовладельцы, добро - зло. В процессах мышления: анализ (мысленное расчленение объекта на составные части, элементы) - синтез (мысленное соединение частей, элементов в единое органическое целое).
Противоречие. Когда противоположности начинают воздействовать друг на друга, говорят, что они приходят в противоречие.
Виды противоречий: основные (на основных свойствах, определяют развитие объекта), не основные (на не основных свойствах, влияют на развитие объекта); внутренние (внутри объекта), внешние (между объектом и внешней средой); в обществе: антагонистические (враждебность сторон по коренным направлениям), неантагонистические (общность по коренным, несогласие по некоренным направлениям).
Всем вещам, явлениям, процессам внутренне присущи противоположности, которые обусловливают их целостность. Борьба противоположностей приводит к самодвижению, саморазвитию. Саморазвитие осуществляется следующим образом. В возникшей вещи (1) существуют свои противоположности, среди них и основные (А, В), которые вначале незаметны (находятся в состоянии относительного тождества), но, взаимодействуя, и взаимоисключая друг друга, приходят в состояние противоречия и борьбы. Под воздействием друг друга противоположности изменяются; противоречие, нарастая, доходит до высшей стадии - конфликта (1 1), при этом происходит разрешение противоречия заменой старого качества новым (2), с новыми, вначале скрытыми, противоположностями (А 1 , В 1), которые, затем приходят в состояние противоречия и борьбы. Противоречие, нарастая, достигает высшей фазы - конфликта (2 1) и разрешается заменой старого качества новым (3), с новыми, вначале скрытыми, противоположностями (А 2 , В 2) и т.д.. Образуется непрерывная цепь развития с переходами от низших ступеней организации к более высоким.
Проявление закона в различных сферах действительности.
а) Рассмотрим такую систему, как ядро атома дейтерия (тяжелого водорода). Ядро атома дейтерия состоит из двух частиц, протона (p) и нейтрона (n), которые обладают такими противоположными признаками, как «обладать электрическим зарядом» (протон) и «не обладать электрическим зарядом» (нейтрон). Взаимосвязь этих противоположностей обусловливает целостность ядра атома дейтерия. Процесс взаимодействия противоположностей и характер действия закона единства и борьбы противоположностей виден из следующей схемы:
![](https://i1.wp.com/studwood.ru/imag_/26/80055/image002.png)
Здесь протон p под воздействием нейтрона n испускает частицу П + - мезон и превращается в нейтрон n, а нейтрон n, поглотив П + - мезон, превращается в протон, который, в свою очередь, испустив П + - мезон, превращается в нейтрон и т.д., образуется последовательная цепь переходов от одного состояния к другому.
![](https://i1.wp.com/studwood.ru/imag_/26/80055/image003.png)
б) Движение планеты вокруг Солнца. Планета, движущаяся вокруг Солнца по орбите, сохраняет целостность данной системы в силу существующих в единстве двух противоположных тенденций, направлений движения. С одной стороны, под действием силы притяжения, к центру Солнца, с другой стороны, по инерции, в направлении АЗ от Солнца (см. рис.). Противодействие двух этих противоположных тенденций приводит к движению по круговой или эллиптической орбите вокруг Солнца как центра. Результатом разрешения противоречия в каждый момент времени является новое направление вектора скорости, новый элемент искривленного пути, как новое качественное состояние. Противоречия здесь разрешаются в каждый момент времени не полностью, они появляются в новых фазах, снова нарастая, затем снова частично разрешаясь и т.д.
Закон отрицания отрицания. Сущность данного закона выражается через такие понятия как «отрицание», «отрицание отрицания».
Категория отрицания. В обыденном сознании понятие отрицания часто связывают со словом «нет». Отрицать значит сказать «нет». Соответственно этому строятся отрицательные суждения. В них указывается на отсутствие чего-либо. Если такое понимание переносится в философскую теорию развития, то складывается метафизическое понимание.
В диалектике понятие отрицания приобретает другой смысл. Оно выражает момент связи между новым и старым в развитии, с указанием на преемственность между ними.
В процессе развития вещи, явления утрачивают одни черты, свойства, формы, качества и приобретают другие, новые, ранее им не присущие. На место старого состояния приходит новое качественное состояние. В этом случае говорят, что старое отрицается новым. Так, например, ребенок в возрасте до 1 года еще почти не может ходить и не владеет речью. В процессе дальнейшего развития, примерно к 2-3 годам, это его состояние отрицается новым, при котором качественно сохраняется его биофизиологическая структура, но, при этом, отпадают такие признаки, как неумение ходить и говорить и приобретаются новые особенности - способность ходить и овладевать элементами обыденной речи.
Отрицание - это такой момент связи в развитии, при котором новое, возникая на основе старого, преемственно сохраняет в своей структуре определенные черты, свойства, признаки старого. По характеру процессов, приводящих к отрицанию старого новым, можно выделить два вида отрицаний.
- а) Первый вид отрицания - это отрицание, обусловленное внутренними процессами в развитии объектов, когда предпосылки к появлению нового заключены в самом объекте и новое появляется в силу внутренней необходимости. Такое отрицание называют самоотрицанием. Например, посаженное весной зерно кукурузы прорастает и из него вырастает стебель. Зерно отрицается стеблем. Такое отрицание является самоотрицанием, поскольку предпосылки его заключены в самой природе зерна.
- б) Второй вид отрицания - это отрицание, обусловленное внешними по отношению к объекту процессами, в силу внешнего воздействия на объект. Такое отрицание можно произвести над зерном кукурузы, если его размолоть на муку. Это отрицание в силу внешней необходимости, оно не вытекает из внутренней сущности объекта и является для него случайным и может привести к прекращению процесса развития данного объекта, к его уничтожению, деградации.
Отрицание обладает всеобщностью; оно происходит во всех сферах действительности.
К. Маркс отмечал: «Всякое развитие, независимо от его содержания, можно представить как ряд различных ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой. Если, например, народ в своем развитии переходит от абсолютной монархии к монархии конституционной, то он отрицает свое прежнее политическое бытие. Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования». (К. Маркс. Морализирующая критика и критизирующая мораль. - К. Маркс, Ф. Энгельс Соч., т.4. С. 296-297).
Отрицание отрицания. Процесс развития не исчерпывается одним актом отрицания. Появившееся в результате отрицания новое содержит в себе предпосылки к появлению другого нового состояния, которое при определенных условиях появляется, отрицая новое прежнее состояние. То, что раньше отрицало, теперь само отрицается другим новым состоянием. Происходит отрицание отрицания.
Фактически любое развитие осуществляется через ряд последовательных отрицаний отрицания. Так, рост и развитие индивидуального человека представляет собой последовательную цепь отрицаний его возрастных периодов жизни: детский, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой, старческий.
При отрицании отрицания каждая новая ступень, приобретая новые черты и признаки и сохраняя в себе все положительное, что было в предыдущей ступени, оказывается богаче по содержанию предыдущей. Поэтому в последовательной цепи отрицаний в каждой новой ступени все более концентрируется богатство развития в целом; каждая новая ступень оказывается более высокой по степени развития. В силу этого, развитие, в целом, представляет собой поступательное движение от более низких ступеней организаций к более высоким, от менее совершенных к более совершенным.
Отсюда вытекает, что процесс развития является необратимым. Развитие не может быть движением вспять, от высоких форм к низшим.
В последовательной цепи отрицания отрицаний могут наступать такие моменты, когда в новом качестве повторяются черты, свойства, отброшенные на более ранних этапах отрицания. Современная наука обнаружила периодичность, повторяемость определенных свойств, черт, признаков, структур в развитии явлений во всех сферах действительности.
Повторяемость приводит к такой особенности, как развитие по спирали, причем расширяющейся спирали. Спираль эта состоит из циклов. Каждый цикл начинается с одной и той же черты, отрицавшейся ранее и вновь появившейся на новом качественном уровне.
В сущности, мы находимся в окружении множества взаимосвязанных циклических процессов: это ритмы нашей повседневной жизни, суточные изменения дня и ночи, смена сезонов года - лета, осени, зимы, весны; поддержание постоянного воспроизводства сельскохозяйственных культур: пшеницы, картофеля, арбузов и др., связано с циклами изменений, которые они претерпевают. Например, весной высаживаются семена кукурузы. Семена отрицаются стеблем, стебли, затем, отрицаются початками кукурузы, в которых, затем созревает много семян. Появление семян это повторение отрицающегося ранее состояния семени. На этом заканчивается один цикл. Взятые из кукурузных початков зерна и посаженные вновь весной, составляют начало нового цикла, из зерен, затем, появляются стебли, затем початки и т.д. Развитие здесь осуществляется циклами.
Исходя из выделенных особенностей отрицания отрицания, можно следующим образом выразить сущность закона отрицания отрицания: в процессе развития, при последовательном отрицании отрицания, каждая новая ступень оказывается богаче по содержанию предыдущей, концентрируя в себе все то, что было приобретено, как положительное, во всех предыдущих ступенях. Поэтому процесс развития представляет собой поступательное движение от более низких ступеней организации к более высоким. И в силу повторяемости черт, структур, признаков, это движение является циклическим, оно происходит как бы по расширяющейся спирали.
Законы диалектики имеют методологическое значение.
В настоящее время диалектика рассматривается как теория развития, которая основывается на противоречивом характере отношений всех форм бытия.
Понятие и принципы диалектики
Принципами называют основополагающие идеи, определяющие практическую или духовную активность человека, например в построении какой-либо системы знаний (теории). Для диалектики такими основополагающими идеями выступают:
- принцип всеобщей связи;
- принцип развития всех .
Говоря о принципе всеобщей связи , подразумевают, что любой объект нашего мира прямо или через другие объекты связан со всеми объектами. Например, каждый связан с планетой Земля. Наша планета связана с Солнцем. Солнечная система связана физическими зависимостями с другими системами нашей Галактики, та, в свою очередь, с другими галактиками. Если мы графически изобразим эту ситуацию в виде точек (объектов), соединенных друге другом линиями (связями), то увидим, что каждый человек состоит в связи со всеми космическими объектами, т. е. со всей Вселенной. Другое дело, что эти зависимости могут быть практически незаметными. Подобным образом можно проследить цепочки связей всех объектов на Земле.
Особое значение имеет понятие «закон ». Многие люди, тем более осваивающие юридическую специальность, применяют данное понятие слишком узко, забывая, что кроме юридических существуют другие законы. Понятием «закон» обозначают особый род связей. Это существенная, устойчивая, необходимая связь между объектами.
Связи между различными вещами и явлениями в природе имеют объективный характер. Независимо от того, знает или нет о них человек, понимает или не понимает суть событий, эти связи реализуются при наличии соответствующих условий. Такие устойчивые и необходимые естественные связи называют законами природы .
Диалектические отношения в духовной сфере
Духовная сфера общества по своей сути сходна с экономической сферой, только продуктами здесь являются не вещи, а идеи и образы. Она включает отношения, возникающие между людьми в процессе производства, освоения (потребления) и передачи (распределения и обмена) духовных ценностей. По аналогии с отраслями производства материальных благ в духовном производстве можно выделить , .
Еше в дописьменный период люди накапливали знания в области морали, религии, искусства и передавали их следующим поколениям. Эти знания формировались стихийно. Так же как владение материальными благами, владение духовными ценностями имело коллективный характер.
С развитием письменности, а позже с множественными процессами разделения общественного труда, усложнением социальной структуры, развитием государств некоторые специальные знания становятся товаром. Они приобретаются в процессе обучения за определенную плату, т. е. и здесь возникают своего рода отношения обмена. Появление философских школ, возглавляемых духовными авторитетами, борьба идейных течений свидетельствуют о явной частнособственнической претензии на определенные знания.
Античность характеризовалась множественностью учений о природе, об общественном устройстве, множественностью божеств. Средние века в Западной Европе — это господство единобожия, борьба христианства со всевозможными ересями. Такое единомыслие требовало однообразия в морали, праве, философии, искусстве, знаниях о природе. Эпоха Возрождения и Новое время представляют собой возврат к множественности в области духовного производства.
В настоящее время приходится говорить о двух противоположных тенденциях в развитии отношений в духовной сфере общества. С одной стороны, потребности гуманизации и демократизации общественных отношений диктуют необходимость терпимости к идейному плюрализму (множественности). С другой стороны, процессы глобализации во всех сферах общества ведут к пропаганде однообразных духовных ценностей.
Подводя итоги рассуждений об общественном развитии, можно заметить, что общество развивается под воздействием объективных и субъективных факторов. Объективные факторы действуют независимо от сознания людей. Это законы природы и естественные зависимости между социальными субъектами. Они реализуются в том числе в соответствии с законами диалектики, что было показано выше. Субъективные факторы - это осознанная активность и волевые усилия людей: творчество выдающихся личностей, наличие или отсутствие организаторских способностей и инициативы у лидеров общества, социальные институты, использование технических объектов и т. д.
История человечества показывает, что активность является способом существования общества. Только активное противостояние стихиям природы, стремление к преобразованию окружающей среды позволили разрозненным группам превратиться в общество. Дальнейшее развитие общества также зависит от упорной духовной и практической активности людей.
Возможность выбора тех или иных решений создает условие для альтернативности общественного развития, наличия вариантов эволюции, которые исключают друг друга. История человечества — это цепь уникальных событий, поскольку нет ни одного народа, государства с одинаковой исторической судьбой. Ступени человеческой истории характеризуются многообразием путей и форм общественного развития.