Задания школьной олимпиады по экологии. Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии
Twitter WhatsApp Viber Google+ Facebook
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 2018-2019
Для тех, кто интересуется экологией и принимает участие в данной олимпиде, можете ознакомиться с заданиями и ответами всероссийской олимпиады.
7-8 классы (задания, за который дают максимальный балл):
№4. (3 балла) Прочитайте описание биологии вида. Верно ли утверждение, сделанное на основе данного описания? Обоснуйте его правильность/ неправильность.
Описание биологии вида. Борщевик Сосновского – опасное сорное растение, занесённое с Кавказа (вид-интродуцент). Агрессивно внедряется в природные биотопы, вытесняет местные виды растений, разрушает сложившиеся экосистемы. На первый год это двулетнее растение образует розетку листьев, на второй год обычно плодоносит и погибает. Неплодоносившее растение может жить ещё несколько лет, но погибает после образования семян. Незрелые плоды борщевика обладают способностью дозревать, уже упав в почву. Растение способно давать новые побеги из почек на главном корне. Утверждение. На участке национального парка появился очаг борщевика Сосновского, состоящий из растений второго года жизни с плодами. Для борьбы с опасным сорным растением хороший эффект даёт скашивание борщевика. Ответ: утверждение верное / утверждение неверное (обвести)
Правильный ответ: нет, утверждение неверное.
Обоснование: 1) зрелые плоды при кошении попадают в почву и становятся источником нового заражения; 2) незрелые плоды дозревают на поверхности почвы и способны к прорастанию.
Другой вариант ответа: да, эффективно, но только в том случае, если скашиваются растения с цветами или зелёными плодами.
Критерии оценивания: за правильный ответ – 1 балл, за правильное обоснование – 1–2 балла в зависимости от полноты обоснования
9 класс (задания, за который дают максимальный балл):
№18. (4 балла) Выберите правильный ответ, коротко опишите заслуги учёных из других пунктов. Кто из перечисленных учёных ввёл понятие «экосистема»?
а) В. Шелфорд
б) А. Тенсли
в) Э. Зюсс
г) В.И. Вернадский
Правильный ответ: б
В. Шелфорд (1913 г.) предложил закон толерантности.
В.И. Вернадский разработал учение о биосфере (1926) и обосновал понятие «ноосфера» (1944).
Э. Зюсс (1875 г.) ввёл понятие «биосфера».
Критерии оценивания: за правильный ответ – 1 балл, за каждое правильное описание заслуг учёных из других пунктов – по 1 баллу.
10-11 класс (задания, за который дают максимальный балл):
№18. (8 баллов) Обоснуйте все приведённые утверждения. Борщевик Сосновского – опасное сорное растение, занесённое с Кавказа (видинтродуцент). Он агрессивно внедряется в природные биотопы, вытесняет местные виды растений, разрушает сложившиеся экосистемы.
Объясните, как приведённые ниже биологические особенности борщевика Сосновского делают его трудноискоренимым интродуцентом (заносным видом) и придают устойчивость его популяциям.
а) При отсутствии возможности перекрёстного оплодотворения семена завязываются в результате самоопыления.
б) В среднем в одной популяции до 10 % растений цветут и завершают жизненный цикл, в то время как прочие сохраняются в вегетирующем состоянии до следующего года.
в) В популяции сохраняется 1–2 % особей, которые могут цвести более одного раза в течение жизни или вегетативно размножаться за счёт деления разросшегося растения на части.
г) В первый год прорастает основная масса (до 70 %) семян. 12 –15 % – на второй-третий год после посева. Некоторые плоды могут прорасти лишь через 5–6, в отдельных случаях даже через 12–15 лет.
Правильный ответ:
а) Благодаря этой способности одно изолированное растение борщевика, выросшее из одного семени может дать начало целой популяции.
б) За счёт неодновременности цветения растений одной популяции, популяции борщевика Сосновского способны переживать неблагоприятные для цветения и семенной продуктивности вегетационные сезоны.
в) Такая особенность увеличивает устойчивость популяции, поскольку даже в неблагоприятные для образования семян годы часть особей популяции может продолжить жить в данном биоценозе.
г) Благодаря этой особенности в почве надолго сохраняется банк семян, что может растянуть борьбу с борщевиком на определённом участке на многие годы.
Критерии оценивания: за правильное обоснование каждого пункта – 1–2 балла в зависимости от полноты обоснования.
Олимпиадные задания для 7 – 8 классов
по предмету экология (школьный тур)
Часть 1 . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
Экология - наука о взаимодействии живых существ, в том числе человека, между собой и с окружающей средой.
Охрана окружающей среды - комплекс мер по рациональному использованию природных ресурсов.
Альтернативная энергетика - производство энергии, основанное на использовании возобновляемых энергетических ресурсов.
Экологический туризм - это путешествия человека по охраняемым природным объектам.
Кунгурская ледяная пещера - памятник природы, находящийся на территории Пермского края.
Для сухопутных организмов лимитирующими факторами окружающей среды являются свет, температура и сила ветра.
Лососи, идя на нерест, совершают длительные миграции из верховий рек в море.
Борщевик Сосновского - зонтичное растение, достигающее 4-5 метров в высоту, контакт с которым у человека может вызвать отёк дыхательных путей и лёгких, ожёг кожных покровов.
В условиях Севера и высокогорья многие кустарники и даже деревья приобретают стланиковую форму, стремясь укрыться от морозов и ветра.
Недостаток растворённого в воде кислорода может привести к замору - массовой гибели рыб.
Часть 2. Вам предлагаются задания, в которых из четырёх предложенных организмов нужно вычеркнуть лишнее. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
Какие из перечисленных экологических проблем не относятся к глобальным:
загрязнение окружающей среды
сокращение генофонда биосферы
опустынивание
эвтрофикация
Какие из перечисленных бытовых отходов не относятся к опасным:
батарейки и аккумуляторы
лаки, краски и косметика
вещи из текстиля и шерсти
медицинские препараты
полиэтилена
целлюлозы
Территория, на которой запрещены какие-либо виды хозяйственной деятельности, называется:
заповедник
заказник
памятник природы
парковая зона
Заповедник, находящийся на территории Пермского края:
Кургальский
Вепсский лес
Баргузинский
Какую среду обитания большинство учёных считают заселённой живыми организмами первой:
наземную
воздушную
Какой из перечисленных факторов окружающей среды относится к антропогенным:
атмосферное давление
рельеф местности
чрезмерная охота
роза ветров
После пожара в средней полосе России лес может восстановиться через:
Модель «хищник-жертва» может быть применима при описании отношений:
заяц-беляк - тимофеевка луговая
серый (обыкновенный) волк - заяц-беляк
тасманийский волк - заяц-беляк
серый (обыкновенный) волк - тимофеевка луговая
Какие птицы распространяют семена сосны:
Взаимоотношения белки и лося относятся к типу:
конкуренции
хищник-жертва
нейтрализма
Способность живых организмов восстанавливать повреждённые участки тканей, органов, а иногда и целые органы называется:
трансформацией
рефлексией
регенерацией
мутацией
Для того чтобы пережить неблагоприятные условия, простейшие способны образовывать:
Подснежники, прострелы, крокусы относятся к группе:
суккуленты
эндемики
консументы
эфемеры и эфемероиды
Какое из перечисленных растений не занесено в Красную книгу Ленинградской области:
кувшинка белая
прострел весенний
ландыш майский
ветреница лесная
31 октября 2014 года завершилась всероссийская акция «Аллея России», где всем участникам предлагалось выбрать пять растений, которые будут являться «зелёными символами» каждого из регионов нашей страны. Какое из перечисленных растений вошло в пятёрку «символов» Пермского края и набрало больше всего голосов (52%):
гинкго Билоба (динозавровое дерево)
ольха чёрная
берёза бородавчатая
купальница европейская
Какое из этих растений относится к растительному сообществу «болото»:
фиалка опушённая
мышиный горошек
лещина обыкновенная
купальница европейская
Выберите вариант в котором растения принадлежат к одному ярусу:
хвощ, лещина, ель
сосна, ель, лещина
ландыш, лещина, хвощ
берёза, сосна, ель
Для спор бактерий наиболее губительно воздействие:
замораживания
кипячения
ультрафиолетового излучения
У насекомоопыляемых растений пыльца:
Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания, в котором нужно не просто выбрать ответ, но обосновать его. За каждый ответ максимум 3 балла. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
1. Весной одними из первых в родные края возвращаются грачи, скворцы, а ласточки прилетают позже. Чем вызвано это отставание во времени?
Дальностью перелёта.
Меньшим размером ласточек.
Недостатком корма.
Теплолюбивостью ласточек.
________________________________________________________________________________________
2. В современном городе люди борются с тараканами, поселяющимися в квартирах, с помощью различных ядов и химикатов. А в крестьянской Руси использовали более экологически чистый биофизический метод. Люди уходили из своих домов, оставляя их на несколько дней пустыми. Тараканы пропадали потому что:
им становилось нечего есть
они погибали от холода
их истребляли пришедшие мыши и крысы
они уходили в другой жилой дом
Правильный ответ (….), так как_____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
3. Почему высшие грибы считаются неотъемлемой частью биоценоза леса?
Шляпочные грибы используются в пищу животными и человеком.
Шляпочные грибы являются основой для образования плодородного слоя почвы.
Шляпочные грибы являются симбионтами для большинства высших растений.
Шляпочные грибы являются продуцентами органического вещества биоценоза.
Правильный ответ (….), так как_____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
4. Перевод автомобилей на газомоторное вместо бензинового топлива позволяет:
повысить экологичность транспортных средств
увеличить срок эксплуатации двигателей
повысить безопасность дорожного движения
повысить проходимость транспортных средств
Правильный ответ (….), так как_____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ:
Часть 1. 10 баллов (За каждое правильно подчёркнутое слово – 1 балл).
прав. "ДА" | ||||||||||
неправ "НЕТ" |
Часть 2. 2 0 баллов (За каждое правильное задание - 1 балл).
Часть 3. 1 2 баллов (3 балла за каждый ответ с пояснением: 1 балл за выбранный ответ и 2 балла за пояснение).
Правильный ответ | |||||||
Пояснение | Грачи и скворцы находят корм на земле, а ласточки ловят насекомых на лету. Летающие насекомые появляются позже. |
Правильный ответ | |||||||
Пояснение | Тараканы холоднокровны и теплолюбивы. При температуре ниже -5ºС они погибают за 30-40 минут. Люди уходили из домов в зимнее время, и избы промерзали. Уйти в другие дома насекомые не могли из-за низкой температуры на улице. |
Правильный ответ | |||||||
Пояснение | Грибы улучшают водный обмен и минеральное питание высших растений. |
Правильный ответ | |||||||
Пояснение | При сгорании газового топлива происходит значительно меньший выброс токсичных веществ в атмосферу (в 5-10 раз снижается выброс угарного газа и сажи, в 1,5-2 раза окислов азота, в 2-3 раза ароматических углеводородов) и снижения уровня шума работы двигателей. |
Максимум – 42 балла.
1 место – 34 – 42 балла
2 место – 27 – 33 балла
3 место – 21 – 26 баллов
«Один из четырёх»
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных
1. Экология – наука, изучающая:
А) влияние загрязнений на окружающую среду
Б) влияние загрязнений на здоровье человека
В) влияние деятельности человека на окружающую среду
Г) взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания, в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами
2. В непосредственной близости от автозаправочной станции лучше всего располагать:
А) зеленые растения в) дом отдыха
Б) школу г) военный склад
3.Атмосферный воздух наименее загрязнён:
А) возле котельных в) в лесу
Б) у автодорог г) возле промышленных предприятий
Предприятий
4. Из перечисленных деревьев хвойными являются:
А) берёза в) осина
Б) сосна г) тополь
5. Детский оздоровительный лагерь лучше всего располагать:
А) в лесу в) в центре города
Б) рядом с оживлённым шоссе г) на территории промышленного
Предприятия
6. Связь растений со средой их обитания проявляется:
А) в поглощении воды и минеральных солей из почвы
Б) в передвижении веществ в растении
В) в движении цитоплазмы в клетке
Г) в расположении органелл в клетке
«Собрать названия растений и животных»
«Вставь пропущенное слово»
Впишите пропущенное слово (или слова), исходя из содержания вопроса
8 . Издание, включающее список и характеристику видов растений, животных и грибов, которым угрожает уничтожение, называется …………………… ………………. .
9 . Особо охраняемая природная территория, на которой полностью запрещена любая хозяйственная деятельность в целях сохранения природных комплексов, охраны животных и растений, называется ……………………………. .
10. Определите доминантные (наиболее многочисленные) виды в следующих растительных сообществах:
А) ельник-
Б) березняк-
В) дубрава-
Г) сосновый бор-
Д) смешанный лес-
« Подбери пару»
11 . Известно, что многие отходы можно повторно использовать в быту, в промышленности:
1)Бумага и картон-
2)Пластиковые бутылки-
3)Полиэтиленовые пакеты-
4)Металлолом-
5)Пищевые отходы-
6)Стеклянные бутылки-
Напротив каждого напиши один возможный способ дальнейшего использования из перечисленных ниже (выбери букву):
«Задание с обоснованием»
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.
Обоснуйте развёрнуто выбор правильного ответа.
12. Перевод автомобилей на сжиженный газ обеспечивает:
А) снижение количества дорожно-транспортных происшествий
Б) улучшение работы дорожных служб
В) снижение выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта по сравнению с бензиновыми двигателями
Г) повышение выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта по сравнению с бензиновыми двигателями
Ответы на задания для 7 класса
В заключительном этапе обычно принимают участие учащиеся 9-11 классов, однако среди участников встречались и учащиеся 7-8 классов. Олимпиада является частью системы всероссийских олимпиад школьников .
Заключительный этап состязания проводится с 1994 года и проходит в различных российских городах. Победители и призёры Всероссийской олимпиады по экологии пользуются льготами при поступлении на биологические факультеты и на факультеты почвоведения различных университетов России.
Энциклопедичный YouTube
-
1 / 5
Олимпиада проводится в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний. Основными целями и задачами регионального этапа Олимпиады по экологии являются: выявление талантливых обучающихся в области экологии, прошедших школьный и муниципальные этапы олимпиады и формирование из них команды для участия в заключительном этапе олимпиады; а также: популяризация экологических знаний, формирование будущей интеллектуальной элиты государства, а также развитие экологической культуры юных граждан, становление экологического мировоззрения школьников; создание условий для самореализации школьников в сфере экологии; мотивации подрастающего поколения к будущей экологоориентированной профессиональной деятельности; поддержка экологического образования в регионах России.
История олимпиады
История Всероссийской олимпиады школьников по экологии неразрывно связана с историей экологического образования в России. А история экологического образования, в свою очередь, отражает мировые тенденции природоохранного движения.
В 90-е годы прошлого столетия мировое сообщество констатировало, что антропогенное давление на биосферу достигло той грани, за которой экологический кризис становится необратимым. В связи с этим в 1992 году в Рио-де-Жанейро был принят всемирный план действий - Повестка дня на 21 век, - направленный на решение экологических проблем, где особое внимание уделяется образованию, просвещению и информированию населения в области окружающей среды. Был декларирован принцип «sustainable development», переведенный как «устойчивое развитие».
Становление и развитие экологического образования в России было последовательным процессом, четко обусловленным, с одной стороны, уровнем развития науки экологии, трансформировавшейся в настоящее время в проблемно-ориентированный комплекс научных знаний, а с другой - запросами общества.
Всплеск интереса к экологическим проблемам не мог ни отразиться на системе образования России, и с 1994 года в перечень Всероссийских олимпиад вошла олимпиада по экологии, а учебный предмет «Экология» был введен в Федеральный компонент Базисного учебного плана для изучения в 9-х классах.
С 1994 и по 2002 годы Россия принимала участие и в Международной экологической олимпиаде, которая традиционно проводилась в Турции в г.Стамбуле.
В 1997 году этот предмет был изъят из Федерального компонента Базисного учебного плана и введен в Региональный компонент, причем, только в старших классах (10 и 11 классы), но на проведении олимпиады это не отразилось.
V заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии традиционно проводится в апреле. В первые годы ее существования количество участников не было большим - 80 человек из 25 - 30 регионов России. В 2011 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходил 10-15 мая в Республике Башкортостан (г. Уфа).
В 2012 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходил 6-12 апреля в Оренбургской области (г. Оренбург).
В 2013 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходил 1-7 апреля в Оренбургской области (г. Оренбург).
В 2014 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходил 10-15 мая в Республике Татарстан (г. Казань).
В 2015 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходил 30 марта-5 апреля в Смоленской области (г. Смоленск).
В 2016 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходил 11-17 апреля в Свердловской области (г. Екатеринбург).
В 2017 году заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проходил 24-30 апреля в Санкт-Петербурге.
Этапы проведения олимпиады
Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников, выделяются следующие этапы олимпиады:
- Школьный этап - организуется и проводится образовательными учреждениями в октябре; участие в нём могут принимать желающие учащиеся 5-11 классов образовательных учреждений.
- Муниципальный этап - проводится органами местного самоуправления или местными (муниципальными) органами управления образованием в ноябре-декабре; участие в нём могут принимать учащиеся - победители и призёры школьного этапа Олимпиады текущего учебного года.
- Региональный этап - организуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования; проводится в январе - феврале; участие в нём могут принимать учащиеся 9-11 классов образовательных учреждений, ставшие победителями и призёрами муниципального этапа текущего года и (или) призёры и победители регионального этапа предыдущего года.
- Заключительный этап - организуется Федеральным агентством по образованию; проводится в апреля; помимо победителей и призёров предыдущего этапа олимпиады, в заключительном этапе принимают участие победители и призёры заключительного этапа прошлого года, если они по-прежнему обучаются в образовательных учреждениях.
Школьный этап
Проводится в один письменный тур. Продолжительность составляет 60 минут.
Муниципальный этап
Проводится в один письменный тур. Продолжительность составляет 120 минут.
Региональный этап
Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии проводится в три тура:
- заочный отборочный конкурс рукописей экологических проектов
- теоретический тур;
Продолжительность составляет 180 минут.
- проектный тур (очный - защита экологических проектов).
На представление проекта во втором туре олимпиады каждому конкурсанту отводится до 7 минут.
Заключительный этап
Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии: проводится в два тура
- теоретический тур
Продолжительность составляет 240 минут.
- проектный тур
В установленные Оргкомитетом и Центральной предметно-методической комиссией по экологии сроки в адрес ЦПМК по экологии участники высылают электронный вариант тезисов экологического проекта. Оценка тезисов, присланных своевременно является частью оценки за проектный тур. Тезисы, присланные (привезённые) позже указанного в информационном письме срока, не оцениваются. Все участники заключительного этапа должны иметь при себе рукописи своих экологических проектов. Защита экологических проектов проводится в письменном виде по вопросам разработанным ЦПМК по экологии. На представление проекта в письменном виде конкурсантам отводится 120 минут.
Апелляция
Апелляция проводится в случае несогласия участника с результатами оценивания его работы или нарушения процедуры проведения Олимпиады. Участник может оспорить результаты только теоретического тура - результаты практического и тестового тура не апеллируются. Для проведения апелляции участник Олимпиады подает заявление на имя председателя жюри. После этого оргкомитет олимпиады формирует апелляционную комиссию, которая рассматривает работу участника. На рассмотрении апелляции имеет право присутствовать только участник Олимпиады, подавший заявление. По результатам рассмотрения апелляции о нарушении процедуры Олимпиады апелляционная комиссия выносит одно из следующих решений: либо удовлетворяет, либо отклоняет апелляцию. После апелляции на всеобщее обозрение в месте проведения Олимпиады вывешивается итоговая таблица результатов выполнения олимпиадных заданий, заверенная подписями председателя жюри школьного этапа Олимпиады, которая является официальным итогом заключительного этапа.