Взаимодействие с институтами гражданского общества (общественными организациями). Взаимодействие с институтами гражданского общества (общественными организациями) Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества
Главным управлением МЧС России по Кировской области проводится активная работа по взаимодействию с институтами гражданского общества и общественными организациями.
Для представителей бизнес-сообществ разработана справочная и методическая литература, направленная на оказание помощи по выполнению требований законодательства в осуществляемой сфере надзора. Данные методические материалы распространяются на всех официальных встречах с представителями бизнес сообществ.
В рамках реализации Соглашения о взаимодействии между Главным управлением и Ассоциацией «Совет муниципальных образований Кировской области» в феврале 2019 года совместно с управлением защиты населения и территорий администрации Правительства области разработаны Методические рекомендации по подготовке к проверкам по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На постоянной основе организовано взаимодействие Главного управления с . Ежегодно проводятся совместные семинары-занятия в организуемой «Школе садоводов», участниками которой являются непосредственно руководители садоводческих некоммерческих объединений граждан.
Организовано взаимодействие с 5 общественными организациями и 42 учреждениями по вопросам создания ДПО.
Ежегодно разрабатывается комплексный план совместных противопожарных мероприятий по организационно-массовой деятельности Главного управления и , что позволяет согласованно действовать и систематизировать профилактическую работу с детьми.
Совместно с Кировским областным отделением ВДПО проводятся мероприятия: лично-командные первенства по пожарно-прикладному спорту «Серебряная штурмовка» среди школьников, командные соревнования «Школа безопасности» среди учащихся общеобразовательных учреждений г. Кирова, «Месяц безопасности» во всех образовательным учреждениям области, «День открытых дверей» в подразделениях ФПС и ВДПО области, учебные эвакуации в образовательных учреждениях области, соревнования по ППС среди членов ДЮП, творческий конкурс «Безопасная елка» на лучшую памятку, плакат и презентацию по правилам и мерам пожарной безопасности среди дошкольников и школьников области, мероприятия месячника по пожарной безопасности. Проводятся также муниципальные и региональные этапы: Всероссийского конкурса детско-юношеского творчества по пожарной безопасности; Всероссийского полевого лагеря «Юный спасатель (пожарный)».
Организовано взаимодействие с . При содействии Главного управления и Международной полицейской ассоциации организован обмен опытом юных пожарных России и Германии.
Организовано взаимодействие с . На базе гимназии им. А. Грина создан кадетский класс Казачьего войска и МЧС России.
Утверждено
распоряжением Председателя
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 1 декабря 2015 года
№ 222рп-СФ
Положение о Совете при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества
I. Общие положения
1. Совет при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества (далее - Совет) является постоянно действующим экспертно-консультативным органом при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Председатель Совета Федерации).
2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, решениями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации) и решениями Совета палаты, распоряжениями Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – распоряжения Председателя Совета Федерации), а также настоящим Положением.
II. Основные задачи Совета
3. Основными задачами Совета являются:
1) обеспечение взаимодействия Совета Федерации с институтами гражданского общества;
2) мониторинг практики применения федерального законодательства по вопросам развития гражданского общества;
4) анализ мер государственной поддержки некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества, подготовка предложений о дополнительных мерах государственной поддержки этих организаций, включая предоставление субсидий из федерального бюджета;
5) участие в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам развития гражданского общества;
6) подготовка предложений по совершенствованию механизмов общественного контроля;
7) взаимодействие с российскими, иностранными и международными организациями по вопросам, связанным с реализацией своих основных задач и функций;
8) взаимодействие со средствами массовой информации с целью популяризации деятельности институтов гражданского общества, организации общественного обсуждения законодательных инициатив Совета Федерации, направленных на развитие гражданского общества;
9) выработка рекомендаций по вопросам координации деятельности институтов гражданского общества и их взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
10) экспертный анализ социально значимых проектов федеральных законов;
11) организация общественных обсуждений социально значимых направлений развития законодательства Российской Федерации;
12) взаимодействие с консультативными и совещательными органами при Президенте Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации, иных федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также с Общественной палатой Российской Федерации, общественными палатами субъектов Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации по вопросам, связанным с реализацией своих основных задач и функций;
13) привлечение институтов гражданского общества к участию в законодательном процессе путем проведения независимых антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
14) укрепление международного сотрудничества в области развития гражданского общества.
III. Функции Совета
4. В соответствии с возложенными на него основными задачами Совет осуществляет следующие функции:
1) осуществляет анализ, экспертизу и прогностическую оценку проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов, долгосрочных и среднесрочных государственных программ по вопросам развития гражданского общества;
2) взаимодействует с научными и иными организациями, консультативными и экспертными советами;
3) обеспечивает Председателя Совета Федерации информацией и материалами, содержащими научно-экспертную оценку общественно-политических процессов в области развития гражданского общества, проходящих в стране и мире, а также информацией и материалами по ключевым направлениям деятельности институтов гражданского общества;
4) участвует совместно с комитетами Совета Федерации в подготовке и проведении парламентских слушаний, «круглых столов», иных мероприятий по вопросам развития гражданского общества;
5) готовит по поручению Председателя Совета Федерации заключения по социально значимым проектам федеральных законов.
IV. Права Совета
5. Совет имеет право:
1) привлекать к работе на общественных началах специалистовв качестве экспертов;
2) осуществлять взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями, другими организациями в Российской Федерации и за рубежом по вопросам, связанным с реализацией своих основных задач и функций;
3) запрашивать у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций материалы по вопросам, связанным с реализацией своих основных задач и функций;
4) приглашать на свои заседания должностных лиц федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представителей Общественной палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов Российской Федерации, общественных объединений, других организаций и средств массовой информации;
5) создавать из числа своих членов рабочие группы для подготовки конкретных вопросов для рассмотрения на заседании Совета, подготовки и проведения мероприятий.
V. Состав Совета
6. Совет состоит из председателя Совета, его заместителя, ответственного секретаря Совета и членов Совета.
7. Исполнение обязанностей председателя Совета, его заместителя, ответственного секретаря Совета и членов Совета осуществляется на общественных началах.
8. Председателем Совета является Председатель Совета Федерации.
9. Состав Совета утверждается распоряжением Председателя Совета Федерации.
10. В состав Совета входят члены Совета Федерации, а также по согласованию представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов Российской Федерации, руководители научных и образовательных организаций, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, независимые эксперты. В состав Совета могут входить сотрудники Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Аппарат Совета Федерации).
11. В целях повышения эффективности выполнения задач, возложенных на Совет, по решению председателя Совета создаются секции по основным направлениям деятельности Совета.
VI. Организация деятельности Совета
12. Совет создается, реорганизуется и упраздняется распоряжениями Председателя Совета Федерации.
13. Положение о Совете утверждается распоряжением Председателя Совета Федерации.
14. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
15. Заседание Совета правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа его членов.
16. Решения Совета принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета. При равенстве голосов голос председателя Совета является решающим. Решения Совета носят рекомендательный характер.
17. Председатель Совета:
1) определяет основные направления деятельности Совета;
2) проводит заседания Совета;
3) утверждает руководителей и персональные составы секций Совета, направления деятельности секций Совета;
4) определяет материалы Совета для публикации;
5) представляет Совет во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами и должностными лицами по вопросам, связанным с реализацией основных задач и функций Совета;
6) утверждает планы работы Совета и отчеты об их выполнении.
18. Заместитель председателя Совета:
1) председательствует в отсутствие председателя Совета и по его поручению на заседаниях Совета;
2) участвует в подготовке заседаний Совета;
3) взаимодействует по поручению председателя Совета с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами и должностными лицами по вопросам, связанным с реализацией основных задач и функций Совета;
4) осуществляет по поручению председателя Совета иные функции по вопросам, связанным с реализацией основных задач и функций Совета.
19. Ответственный секретарь Совета:
1) осуществляет организационное обеспечение деятельности Совета, оформляет протоколы заседаний Совета, готовит рабочие материалы к заседаниям Совета;
2) обеспечивает взаимодействие с комитетами Совета Федерации, структурными подразделениями Аппарата Совета Федерации, должностными лицами Совета Федерации и Аппарата Совета Федерации по вопросам, связанным с реализацией основных задач и функций Совета;
3) взаимодействует по поручению председателя Совета, заместителя председателя Совета с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, Общественной палатой Российской Федерации, общественными палатами субъектов Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, научными и экспертными организациями, общественными объединениями, иными некоммерческими организациями по вопросам, планируемым для рассмотрения на заседаниях Совета.
20. Член Совета вправе:
1) участвовать во всех формах деятельности Совета;
2) вносить предложения, свободно выражать свои взгляды по вопросам, связанным с реализацией основных задач и функций Совета;
3) пользоваться в установленном порядке базами данных Совета Федерации по вопросам, связанным с реализацией основных задач и функций Совета.
21. Работа Совета осуществляется на основании текущих и перспективных планов.
22. Совет взаимодействует по вопросам, связанным с реализацией своих основных задач и функций, с постоянно действующими экспертно-консультативными органами при Совете Федерации, другими постоянно действующими экспертно-консультативными органами при Председателе Совета Федерации, со структурными подразделениями Аппарата Совета Федерации.
23. Председатель Совета может привлекать в установленном порядке для аналитических и экспертных работ, а также для работы, проводимой в соответствии с планами работы Совета, сторонние организации и специалистов, в том числе на договорной основе.
24. Материалы, подготавливаемые Советом, могут быть направлены председателем Совета в Совет палаты, комитеты Совета Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, а также в другие органы и организации.
25. По итогам работы Совета за год готовится отчет, который утверждается председателем Совета.
26. Совет имеет бланк установленного образца.
27. Обеспечение деятельности Совета осуществляет Аппарат Совета Федерации.
Для того, чтобы гражданское общество сформировалось и эффективно отстаивало свои интересы необходимо создавать благоприятные условия для деятельности некоммерческих организаций.
В последнее время особое внимание уделяется взаимодействию органов власти с различными институтами гражданского общества, общественными организациями или, как принято их называть «третьим сектором», включая в себя взаимодействие на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Примером активной совместной работы органов власти и институтов гражданского общества на федеральном уровне является создание Общественной Палаты Российской Федерации, Общероссийского народного фронта, Общественных Советов при Главе государства, посредством которых осуществляется тесное взаимодействие с общественностью.
Одной из форм открытости власти для взаимодействия с институтами гражданского общества является Указ Президента Российской Федерации по формированию рабочей группы по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы «открытого правительства», одной из целей которого заключается в анализе эффективности взаимодействия органов исполнительной власти с общественными движениями и объединениями, подготовкой предложений по созданию современной системы взаимодействия органов власти с общественными движениями на этапах выработки решений.
Гражданское общество наиболее эффективно действует на региональном уровне. Именно на региональном уровне граждане решают насущные задачи организации своего жизненного пространства. Здесь вырабатываются отношения региональных и муниципальных властей и граждан.
Нынешнее состояние третьего сектора имеет ряд особенностей:
Имеет слабый административно-правовой ресурс, что сказывается на процессе принятия решений;
Имеет поддержку граждан, но не имеет кадрового потенциала;
Велика неоднородность политических институтов, которые имеют серьезные различия по социальной ориентации, экономическому развитию, взаимодействию с заинтересованными сторонами, что затрудняет выработку определенной позиции, а соответственно и принятие решений.
Произошла формализация отношений как на федеральном, так и на региональном уровне. Примером тому могут быть следующие факты.
В 2004г. сформирован Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества, с 2011 г. Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, создана Общественная Палата, действующая с 2006 года.
В эти годы приняты федеральные законы и программы, поддерживающие развитие некоммерческих организаций, поддержку социально-ориентированных НКО.
Были созданы механизмы учета мнения граждан на региональных уровнях:
Общественные Палаты субъектов РФ, муниципальных образований;
Общественные консультативные советы при Министерствах и ведомствах;
Попечительские, экспертные советы и многочисленные рабочие группы.
Происходит организация граждан по месту жительства, имеется практика организации территориальных общественных самоуправлений (ТОС) и товариществ собственников жилья.
Местная власть является тем звеном, которое обеспечивает выполнение любой стратегии федеральной и региональной власти, доводя её до людей. Муниципальные руководители, хорошо знающие особенности и проблемы территории, населяющих её людей, способны предложить наиболее эффективную тактику реализации стратегий и проектов, разработанных на федеральном уровне. Органы местного самоуправления могут обеспечить для руководителей государства непрерывную и достоверную обратную связь, предоставляя информацию о ходе выполнения важнейших социальных задач на местах, об отношении граждан к различным инициативам органов власти, а при необходимости - и предложения по корректировке принятых решений.
В настоящее время ресурсы местного самоуправления используются недостаточно. Эффективной работе местных властей мешает целый ряд факторов, важнейшим из которых является слабая ресурсная база органов местного самоуправления, и в первую очередь низкий уровень собственных доходов местных бюджетов.
Не менее остро стоит проблема низкой социальной активности граждан, устраняющихся от участия в решении вопросов местного значения. Одной из причин является сформировавшиеся социально-психологические установки граждан, заключающиеся в тотальной зависимости от власти, неумении и нежелании принимать на себя ответственность за решение проблем своего дома, улицы, поселения, а также низкая правовая культура и неинформированность. Большая часть населения слабо осведомлена о полномочиях и сфере ответственности местных властей, о собственных правах и возможностях влияния на ситуацию по определенному вопросу. Активность в участии вопросов местного значения определена уровнем образованности, правовой грамотности, желании принимать участие в решении обозначенных вопросов.
В результате взаимодействия органов власти и представителей общественности со стороны граждан имеют место следующие факторы:
Решение индивидуальных проблем;
Неверие и отсутствие понимания как можно повлиять на принятие решений;
Слабая правовая грамотность, низкий уровень осведомленности в решении вопросов местного значения.
Со стороны общественных объединений:
Нестабильность источников финансирования;
Небольшой опыт отстаивания собственных интересов;
Недостаточный профессионализм, а также уровень экспертной оценки в самой организации.
Для гражданского общества являются актуальными проблемы самоорганизации, развития общественного контроля, выстраивания диалога и взаимодействия с органами власти.
Только благодаря совместным усилиям федеральных, региональных, местных властей и институтов гражданского общества возможно эффективно выстраивать работу по взаимодействию органов власти и общественных институтов для решения задач в части повышения качества жизни населения.