Волнение перед выступлением на сцене. Как преодолеть волнение и страх перед публичным выступлением
Большинству людей различных возрастов и профессий приходится выступать перед аудиторией. Делать доклад на публике приходится и в школе, и в вузе, и на работе. При этом у человека не редко возникает проблема — как победить волнение перед выступлением. В учебном заведении необходимость произнести речь перед одноклассниками или однокурсниками часто вызывает дискомфорт. Но на работе страх выступления перед незнакомыми, критически оценивающими вас профессионалами иногда настолько сковывает, что не позволяет продемонстрировать свои знания и четко донести информацию. А вам знаком страх публичных выступлений? Тогда эта статья для вас!
Причины боязни публичных выступлений
Основная причина страха выступлений на публике – боязнь произносить громкую речь перед слушающей вас аудиторией. Такое поведение закладывается еще в детстве, когда родители заставляют замолчать ребенка, громко разговаривающего в публичном месте. В дальнейшем, такие запреты могут перерасти в фобию, и уже подсознательно человек начинает бояться громко излагать свои мысли на людях. Выступающий чувствуя, что его голос зажимается, начинает волноваться, еще больше зажимается, он может ощутить панику, страх. Способствуют развитию такого чувства и насмешливое, принижающее отношение учителей или одноклассников к относительной неудаче выступления. Такая реакция окружающих задевает чувства человека, и способствует развитию и закреплению боязни публичных выступлений.
Источник страха
Вы хорошо готовы к выступлению, твердо знаете, о чем будете говорить, готовы ответить на вопросы, но страх перед аудиторией не покидает вас. Так в чем причина этого? Страх может возникать из-за неопределенности, вероятности допустить ошибку, вызвать насмешку или осуждение слушателей. Поэтому перед выступлением необходимо подумать о том, что зрители собрались с намерением слушать вас, а не высмеивать и нападать. А может вас беспокоит что-то еще? Понимание источника страха является первым, очень важным шагом к решению проблемы.
Проявите себя
Люди успешно справляются с волнением, когда рассматривают свое выступление перед публикой как возможность проявить себя, показать свои знания, профессиональную подготовку, свое умение владеть вниманием аудитории. Перед публичной речью именно такой настрой позволяет снизить волнение.
Готовьтесь к выступлению перед публикой
Чтобы избежать сбоев в процессе выступления, которые могут вызвать усиление волнения, необходимо тщательно продумывать подробный план своей речи. Его можно составить на бумаге, снабдив тезисами выступления, а, при необходимости, графиками, иллюстрациями, другими вспомогательными материалами. План должен помочь плавному, логическому переходу от одной части доклада к другой и исключить остановки и заминки при изложении материала выступления.
Поставьте себя на место слушателей и постарайтесь понять, оправдывает ли информация, которую вы доводите до аудитории, её ожидания: понятно ли она изложена и будет ли интересно вас слушать. Проанализируйте текст и план выступления с этой точки зрения.
Проведите пробное выступление перед зеркалом или небольшой аудиторией, к которой вы испытываете доверие, и, при необходимости, дополните содержание речи. Можно записать выступление на видеокамеру и просмотреть его в поисках оптимальной подачи материала, подходящих жестов, мимики и т.п. Такая репетиция своей речи, позволит вам почувствовать уверенность и снизить волнение.
Настройтесь на выступление
Если вы тревожно ожидаете предстоящее публичное выступление, то можете почувствовать неуверенность в благополучном исходе дела и напряженность, которая провоцирует появление дополнительного волнения. Научитесь . Постарайтесь расслабиться и скинуть напряжение. Для этого можно сделать дыхательные упражнения с задержкой дыхания и медленными глубокими вдохами и выдохами. Или пройдитесь по коридору твердыми, уверенными шагами. Проделайте упражнения на позитивную визуализацию своего выступления. Представьте себе, как вы будете уверенно выглядеть и говорить во время своего доклада, как внимательно вас будут слушать. Почувствуйте удовлетворение от своего выступления.
Выступление на публике
Вам нужно понять, что зрители не знают о том, что вы, может быть, нервничаете, и не заметят ваше волнение, если только вы сами явно его не проявите. Не показывайте слушателям своего волнения. Выйдете к публике уверенно, станьте свободно, прямо, расправьте плечи. Говорите не торопясь, спокойно, по возможности и при необходимости с выражением и, если это уместно, — слегка улыбаясь.
Не думайте за зрителей
Постарайтесь не придавать большого значения тому, о чем думает публика во время вашей речи. Не старайтесь всматриваться в лица, анализировать мимику людей, ловить взгляды, потому что неопределенную реакцию слушателей вы можете ошибочно принять за негативную. Только если вы сами поняли, что допустили ошибку, спокойно скорректируйте своё выступление и продолжайте дальше.
Позаботьтесь о своем внешнем виде
Ваш внешний вид не должен вызывать у слушателей чувства раздражения, жалости или насмешки. Постарайтесь, что бы ваша одежда выглядела аккуратной, не была слишком яркой, предпочтение отдайте классическому стилю. Прическа и макияж не должны быть слишком броскими, а украшения должны учитывать социальный статус слушателей.
Вадим Курилов ведет тренинг «Голос», где учит говорить свободно, выразительно и бесстрашно. Сам он сильно боялся выступать лишь однажды - когда выступал на заседании кафедры сценической речи ГИТИСа. «В тот момент я убедился: то, чему я учу, - работает», - рассказал он ЧТД.
Когда я начинаю разговаривать с человеком, я сразу по голосу чувствую степень его напряжения. Тем, у кого много напряженности в теле, сложно произносить речи. Страх выступления перед аудиторией индивидуален, это как страх высоты - генетическая предрасположенность, обстоятельства жизни. От социального статуса этот страх не зависит: недавно я слушал выступления топов одной большой компании, и только один из всех умел свободно выступать перед публикой и не был зажат.
Расслабить тазовый пояс
Я работаю по методу великой Кристин Линклейтер, он называется «Freeing the natural voice». Это не постановка, а именно «освобождение естественного голоса», раскрытие ваших возможностей.
Очень важно, что ты говоришь сам себе. Научно доказано, что мозг одинаково верит и в реальность, и в образы. И формулировать нужно точно: не надо говорить себе «relax», нужно говорить «let go, release» - «отпусти себя», убери лишнее напряжение.
Конкретные приемы очень просты! Про меня шутят: «Ну вот, Курилов опять сейчас начнет советовать расслабить попу». Да, так и есть! А культурно мы говорим так:
1. Отпустите лишнее напряжение тазового пояса. «Расслабить попу» - это не метафора, а действительно самое важное. Обратите внимание на слово «лишнее» - не полностью расслабиться, а отпустить лишнее, но остаться в тонусе.
2. Отпустите лишнее напряжение нижней челюсти. У вас чуть-чуть раскрывается при этом рот, не надо этого бояться.
3. Расслабьте живот. Вот здесь именно расслабьте, прямо вывалите! Это для нас, конечно, совершенно непривычно. Если вам некомфортно от того, как это может выглядеть, оденьтесь свободно.
Когда вы убираете зажим этих 3 точек, воздух начинает заходить в нижнюю часть легких через рот, и вы начинаете автоматически дышать животом. Когда вы все это сделаете, вы глубоко вздохнете - Кристин Линклейтер называет это «вздох облегчения».
Не путайте «вздох облегчения» с понятием «вдохнуть полной грудью» - нет, отпускаем таз-живот-челюсть и впускаем в себя воздух.
Это не только помогает телу, но и эмоционально расслабляет. Конечно, сильный стресс такой прием сразу не снимет, но поможет успокоиться. Выполнять упражнение можно как перед выступлением, так и в процессе.
Поза и голос - это ваш выбор
Еще один секрет, чтобы не нервничать - устойчивая поза: ноги должны стоять на расстоянии 20-25 см друг от друга. Так, чтобы стопа находилась под тазобедренным суставом. Это меньше, чем на ширине плеч: когда ноги на ширине плеч, неудобно делать шаг вперед.
Колени должны быть мягкими - не согнутыми, как во фламенко, но слегка подвижными, как в аргентинском танго!
Дышать во время выступления нужно ртом. Физика тела, когда мы говорим о выступлении, - это, собственно, голос. Она реализуется звучанием. Нужно понимать свой диапазон, уметь включать и нижний, и верхний регистр и научиться понимать, когда какой оптимален. Сначала можно даже в плане речи указывать: вот здесь у меня доверительная информация, значит - нижний регистр. Потом это происходит автоматически.
Мужчины часто говорят - зачем мне верхи, для чего мне пищать?
Но проработанный верхний регистр дает богатство, звонкость, полетность вашему голосу. Интересно, что иногда ко мне приходят вокалисты, просят заняться с ними речевым голосом - а потом говорят, что даже петь стали по-другому.
Немцы и русские не умеют расслабляться
Начинал я именно с занятий голосом. Я учился в пединституте им. Ленина на факультете английского языка, и на последних курсах института начал заниматься с Лорой Ереминой, которая вела на всесоюзном радио программу «Поэтическая тетрадь».
Много лет я владею PR-агентством, и для меня сцена привычна: я организую презентации, провожу их и помогаю клиентам делать то же самое. У меня самого проблемы с выступлениями никогда не было - я занялся этим, потому что почувствовал «соцзаказ» от клиентов моего агентства.
У нас перенапряженная нижняя челюсть. А знаете почему? Потому что мы 70 лет жили «стиснув зубы».
Жизнь - боль: взять себя в руки и фигачить. У нас это генетически заложено, даже у тех, кто не застал этой идеологии. У американцев и англичан с этим получше. А вот у немцев, кстати, тоже непросто. Мой немецкий преподаватель так и говорит: «У нас большие проблемы с расслаблением челюсти».
Надо ли представлять, что все в зале голые?
Публика - это и 2 человека, и 10 человек совета директоров, и 500 человек на конференции. Один собеседник - тоже публика. Рекомендации «представьте, что в зале все без одежды» или «с большими ушами» - вот честно, не работают. После такого трудно вернуться к своей теме, это слишком.
Представить их маленькими беззащитными детьми? Может быть, еще куда ни шло. Но я бы не стал представлять кем-либо людей в зале. Я бы работал с собой. Это моя проблема, мои эмоции, и я хочу их поменять. Страх - это эмоция, и мне нужно поменять свое эмоциональное состояние.
Чем заняться мозгу, пока ты говоришь
Конечно, у техники выступления, как и у любого действия, есть две составляющие - мозг и тело. Тело, с моей точки зрения, тут первично. Но аналитику, конечно, никто не отменял.
Итак, мозг. Как мы обычно анализируем? Я же умный, я прошел тренинги, почитал книжки. Я составлю план, составлю конспект, сделаю презентацию, напишу текст к каждому слайду. И вроде бы в этот момент надо бы порепетировать. А выступление у меня когда? Завтра в 9 утра! А сейчас сколько времени? Два часа ночи. Репетиция будет? Нет. И вообще я не высплюсь и буду не в том состоянии. Получается, что вроде бы я понимаю, что надо делать, но информации и тревоги слишком много.
Найти несчастную жертву
Заучивать текст нельзя категорически! Никому. Подготовку нужно начинать с того, что я называю «поиском несчастной жертвы». Ею может быть и прекрасный тренер, конечно! Когда ко мне приходят топы, им референты обычно уже всю презентацию написали, и потом эти самые референты меня ненавидят. Потому что им приходится все переделывать.
В роли «жертвы» может выступить и друг. Главное, чтобы он был не в теме и задавал дурацкие вопросы. Садитесь за чашкой кофе и просто рассказываете, так выкристаллизовываются идеи и формулировки, так приходит понимание, что действительно важно, а что можно опустить. Самому это сделать сложнее, но тоже можно: перед зеркалом и с душем вместо микрофона.
Включить сценариста и режиссера
Потренировавшись на «жертве», ответьте себе на два вопроса. Первый обычно формулируют так: почему мое выступление интересно этим людям? Тут самое важное вот что: почему мое выступление интересно этим людям прямо сейчас? Что сейчас такого происходит, что делает мою речь важной? Может быть, какая-то экономическая ситуация или новый закон - то есть повестка в широком смысле. Об этом необязательно прямо говорить, но обязательно подумать. И скорее всего, если вы подумаете, вы захотите об этом сказать.
Второй вопрос - цель выступления. Я очень много работал с разными спикерами. И вот, например, я говорю бренд-менеджеру - какая у вас цель? 99% отвечает: «Рассказать про новый продукт». При том, что у них базовая цель, конечно же, продать, но они даже про это не говорят. А дело в том, что если ты продаешь, это одна цель; если ты пришел, например, к директору магазина и тебе нужно, чтоб он научился мотивировать продавцов, - другая; если к прессе - задача в том, чтоб они хорошо написали.
Знаменитый режиссер, тренер и педагог объясняет , как снять зажимы, правильно дышать и выступать публично с максимальным эффектом.
«О действенном анализе пьесы и роли» Марии Кнеббель
Народная артистка СССР и педагог излагает основы актерского анализа текста и работы с ним, которые пригодятся любому оратору.
«Убеждай и побеждай» Никиты Непряхина
Бизнес-тренер и радиоведущий предлагает техники аргументации и приемы, помогающие убедить в своей правоте любую аудиторию.
Цель зависит от аудитории. Чтобы ее сформулировать, надо поставить вопрос так: «Что я хочу, чтобы аудитория сделала после моего выступления?» А для того, чтобы они что-то сделали, они должны о чем-то узнать и что-то запомнить. Конечно, я расскажу про свойства продукта, но эта информация будет лишь средством достижения цели. Например, я рассказываю про свой канал в Instagram: цель - получить больше подписчиков. Аудитория должна узнать от меня, о чем мой канал и чем он интересен, а запомнить - как он называется.
Что делает режиссер, когда анализирует пьесу? Он смотрит, какие у него три основные события - исходное, основное и завершающее.
Исходное событие лежит вне территории «пьесы» - что привело героев туда, где они оказались. Что произошло до моего выступления такого, что я пришел выступать? Эта завязка может быть любой - от событий мирового значения до того, что мне сегодня ночью приснилось. Например, я посмотрел Instagram своего товарища, позавидовал, что у него уже 100 тысяч подписчиков, и решил расширять аудиторию. Можно в этом признаться, почему нет!
Основное событие (кульминация) может быть разной - основная идея или, например, какая-то цифра. Или драма - если вы не подпишетесь на мой канал, все, жизнь моя закончилась.
Завершающее событие аналогично цели. Что же сделают слушатели, если им понравилось мое выступление? Это должно быть совершенно ясно в финальной части.
Театр абсурда строится так же, как классический, просто события там другие, абсурдные. Поэтому любое выступление перед любой аудиторией должно строиться по этим принципам. Если вы мыслите в этих категориях, в категориях «событий» и «действия», если вы точно знаете, что «происходит» во время вашей речи, вы чувствуете уверенность и меньше боитесь выйти к публике.
Куда девать руки и как плакать на сцене
Если вы тот человек, который постоянно напряжен, - ничего, с опытом это изменится. Просто нужно постоянно практиковаться, использовать для этого каждую возможность: например, произносить тосты во время застолий или рассказывать при случае истории друзьям.
Все говорят, что нужно выйти из зоны комфорта? - не нужно! При выступлении и так стресса полно, куда уж тут выходить. Я предпочитаю формулировать так: «расширить зону комфорта». Если вам комфортно говорить с «жертвой» за чашкой чая, не надо сразу выбегать на миллионный стадион - надо двигаться по чуть-чуть. Сначала попробуйте выступить перед дружественной аудиторией, на следующем этапе добавьте еще что-то. Постепенно человек начинает привыкать, что сцена - это не то место, где ты постоянно думаешь, что делать с руками. Все спрашивают: а куда девать руки? Ни-ку-да! Если ты сфокусирован на теме своего выступления, ты об этом забываешь.
Никогда в жизни не говорите аудитории «я волнуюсь». У тех, кто полагает, что это подкупающая искренность, были плохие преподаватели.
После подобной фразы тебя перестают воспринимать всерьез, бессознательно квалифицируют как непрофессионала. Подобные приемы устроены тоньше. У меня была знакомая, которая так сильно переживала, что начинала плакать, выходя на сцену! Я ей сказал - когда это случится, надо сделать паузу и сказать: «Наша встреча для меня очень много значит, и я испытываю сильные эмоции просто от того, что я здесь». Она так и сделала. Потом к ней подошли зрители и сказали: «Мы рыдали вместе с вами!»
Справиться с боязнью и неуверенностью в себе можно, для этого существует множество достаточно эффективных приемов.
Начав борьбу со страхом перед публичными выступлениями, запомните, что в нем нет ничего предосудительного. Многие люди испытывают такой же страх, который состоит из множества мелких страхов: боязни плохой оценки выступления, опасения плохо выглядеть в глазах окружающих, переживаний по поводу возможной потери нити повествования и т.п. Эти волнения, как правило, беспочвенны, но они есть, и в этом нет ничего страшного, нужно лишь постараться минимизировать их.
Не зацикливаться на себе
Одним из действенных методов устранения страха перед публичным выступлением является снятие фокусировки внимания с собственной персоны. Сконцентрируйте внимание на вашей аудитории, посмотрите на собравшихся людей, ответьте себе на вопросы: кто эти люди? Зачем они собрались? Что они хотят от вас услышать? Что является важным для них? Сосредоточьтесь на интересах окружающих и вам некогда будет оценивать силу дрожи в коленках.
Страх публики основан на боязни быть раскритикованным. Уверенный человек не будет пугаться оценки окружающих. Как повысить твердость позиции? Смотрим видео!
Напомнить о реальности
Нейтрализовать волнение перед выступлением вам поможет и осознание вашей хорошей подготовленности. Несколько раз вслух или мысленно повторите следующие фразы: «Я все знаю. Я очень тщательно подготовился к докладу. У меня нет объективных причин для волнения». Содержание этих фраз можно изменять в зависимости от конкретной ситуации,
Освоиться
Чтобы все прошло успешно, тренируйтесь, репетируйте вашу речь в кругу близких и знакомых или перед зеркалом. Если есть такая возможность, немного привыкните к месту выступления: пройдитесь по аудитории (сцене, залу), в которой будет проходить ваше выступление, заранее определите вашу траекторию движений (если это необходимо).
Полюбить аудиторию
Внушайте себе мысль, что ваши слушатели - точно такие же люди, как и вы, они будут рады вашим успехам. Воспринимайте публику как преданных болельщиков, никто из них не настроен к вам враждебно. Не накручивайте себя, понаблюдайте за своими страхами-мыслями как бы со стороны, постарайтесь понять, откуда они приходят к вам. Помните о том, что это не ваши страхи, они приходят извне. Позвольте им идти дальше, оставив вас наедине с вашими положительными эмоциями. Если вы осознаете свои страхи, они теряют над вами власть.
Отказаться от плохих прогнозов
Не создавайте себе негативных сценариев, решайте проблемы по мере их поступления. Программирование на негативные события не принесет вам ничего, кроме волнения и разочарований.
Управлять дыханием
Если приступ паники овладел вами прямо во время выступления, вас . Сделайте глубокий спокойный вдох и такой же выдох, почувствуйте как напряглись и расслабились мышцы живота. Дышите так в течение всего выступления, это поможет обрести душевное спокойствие. Технику такого дыхания можно отрепетировать еще задолго до самой речи.
Всегда помните, что ваше волнение, как и все в этом мире, явление временное и закончится, как только пройдет ваше выступление.
Вопрос, как научиться выступать перед публикой, волнует людей разного возраста и профессий. Этот страх появляется еще в детстве и сопровождает потом всю жизнь, когда выступления становятся более объемными, а публика серьезней. Но от волнения во время публичного выступления можно легко избавиться, нужно только знать несколько несложных, но эффективных приемов.
Как научиться выступать одному перед публикой?
Обычно страх выступления перед многочисленной аудиторией связан с тем, что человек боится не оправдать ожиданий слушателей, забыть слова и получить осуждение. Чтобы побороть эту боязнь, нужно над этим работать.
- Сначала необходимо определить, что послужило источником страха. Некоторые прекрасно знают текст и готовы к выступлению, но все равно страх присутствует. Это боязнь показаться смешным, запнуться, оговориться, допустить ошибку, получить насмешку и пр. Здесь главное понимать, что зритель просто смотрит и слушает, он не готовится осуждать или нападать. Стоит только это осознать, и часть проблем будет решена.
- К выступлению следует готовиться заранее. Лучше составить подробный план, включив в него основные пункты выступления, схемы или даже зарисовки. Также необходимо несколько раз отрепетировать свою речь. Современная техника позволяет сделать запись, чтобы просмотреть пробное выступление и провести работу над ошибками.
- Находясь на сцене, не нужно думать о возможной реакции зрителей. Публика даже не догадывается о внутреннем состоянии докладчика, о его страхах. Если никак не проявить свое волнение, его никто и не заметит.
- Не нужно думать о том, чем заняты мысли зрителей. Они, безусловно, будут смотреть на человека, который говорит речь. Не стоит обращать внимание на их взгляды, жесты и мимику и пытаться проанализировать, что они значат.
Выступление тоже искусство: как научиться выступать перед публикой в любой ситуации?
От того, как подашь себя, зависит реакция публики.
Как научиться не волноваться перед публикой?
Самое главное, нужно постараться расслабиться. Не следует сжиматься в комок и напрягать все свои мышцы. Это только добавит волнение и усугубит ситуацию.
- Перед выходом на сцену нужно сделать небольшую дыхательную гимнастику: глубоко вдохнуть, сосчитать до четырех и выдохнуть. Желательно упражнение повторить десять раз.
- Стоя на сцене, нужно принять открытую позу, не скрещивая руки или ноги. Это создаст визуальную иллюзию открытости и уверенности в себе.
- Перед глазами лучше иметь план своего выступления, чтобы в случае заминки можно было подсмотреть и продолжить речь дальше.
Умение выступать публично играет большую роль в разных жизненных ситуациях.
Как научится выступать перед публикой и как быстро себя успокоить?
Бывает, получается так, что человек, который выступает перед аудиторией, внезапно оговаривается или запинается. В результате начинается внутренняя паника и все слова забываются. Как поступить?
Некоторым может помочь дыхательная гимнастика: нужно резко задержать дыхание – на секунду, а потом медленно выдохнуть. Повторить лучше 2−3 раза. Это займет пару минут, а результат будет заметен. Можно просто извиниться перед зрителями и выпить глоток воды, так как все равно необходима пауза. Наконец, можно просто прервать затянувшееся молчание удачной шуткой. Зрители по достоинству оценят чувство юмора оратора, ведь смех помогает людям расслабиться и стать немного ближе.
Здравствуйте, уважаемые читатели! Страх публичного выступления очень распространен сегодня. Презентации проходят в школах, институте, на работе. Мы сталкиваемся с этим в различных сферах жизни. Как выступать перед публикой и не волноваться? Можно ли побороть в себе неуверенность и стать искусным оратором? Можно. Давайте поговорим о том, как этого добиться.
За 10 минут до выступления
Как проявляется наш страх сцены? Лицо краснеет или бледнеет, сердце начинает биться сильнее, руки и ноги трясутся, к горлу подступает ком, челюсть перестает слушаться и так далее. Все это проявление выброса адреналина.
Человек заглядывает за кулисы, приоткрывает дверь аудитории и видит толпу народа. Это может быть зал на тысячу зрителей, а может быть, комната, рассчитанная на десять человек. Для нас это толпа, опасность, угроза и от нее нужно бежать как можно скорее и дальше.
Но выступление должно состояться, мы никуда не убегаем. Поймите одну простую вещь, ваши физиологические проявления не что-то неадекватное и плохое. Таким способом тело пытается справиться с выбросом того самого адреналина, высвободить лишнюю энергию.
Не думайте, что вы потерянный человек и никогда не сможете выступать перед большой аудиторией. С каждой проблемой можно и нужно работать. И волнение перед презентацией можно побороть.
Одна моя приятельница так боялась, что иногда падала в обморок за десять минут до выхода, как по часам. Но спустя несколько месяцев упорной работы она выходила в зал к тысячной аудитории и успешно проводила презентацию.
Важно понять причину.
Ищем причину
Для многих играет злую шутку первое неудачное выступление. Родители не похвалили, учитель сказал, что ты глупый неумеха и так далее.
Ведь впервые выход на публику может состояться даже в детском саду и очень важно чтобы дали оценку хорошо. Так как это влияет на все последующие выступления. Будьте бдительны со своим ребенком.
Смена роли. Мы не испытываем страха перед разговором с друзьями, мы просто болтаем, обсуждаем интересную тему и получаем удовольствие. Мы не чувствуем напряжения, нас ничто не волнует и не трогает. По большей части это происходит оттого, что мы понимаем - в любой неудобный момент можно прекратить разговор.
На публике такого не может случиться. Мы не можем посреди речи встать и уйти, если вдруг стало не комфортно или ситуация вышла из-под контроля. Оратор берет на себя ответственность за разговор. И он понимает, что ему надо держать аудиторию под контролем. Это давит и вызывает нервное напряжение. Не так то просто перестать бояться, особенно, когда на тебя смотрят несколько десятков пар глаз.
Во время разговора с подругой акцент внимания идет на информацию, которую передает человек. Во время публичной презентации многие люди акцентируют внимание на страхе неудачи, на провале. Это мешает сосредоточиться, вызывает в голове неприятные картинки, нервирует и отвлекает от сути выступления.
«Вдруг у меня ничего не получится», «Что если меня засмеют», «а если кто-то задаст вопрос, на который я не знаю ответ» — все эти фразы акцентируют внимание на предполагаемой будущей неудаче.
Смените вектор на подачу информации и заострите свое внимание здесь. Не притягивайте провал сами.
Оценка. Еще одна причина неуверенности выступающего - страх оценки. Аудитория будет пристально смотреть на все: одежда, манера поведения, мимика и жесты, речь, шутки, слайды презентации, раздаточный материал и так далее. Оратор словно под микроскопом.
Только вот многие люди не понимают, что многие оценки строятся по неадекватной системе. Кому-то может не понравиться ваша кофточка, потому что она хотела купить себе такую же, но у нее не хватило денег. Другому не понравится ваша шутка, потому что у него проблемы с чувством юмора.
Помните, как правильно знаете только вы. Не слушайте отрицательные оценки от тех людей, чье мнение не должно вас волновать.
Необходимо уметь прислушиваться к конструктивной критике. Когда вам указывают на возможные ошибки в произношении слова, дают полезные советы по мимике и жестам во время выступления. Умейте отсеивать шелуху от плевел.
Не бойтесь негативной оценки. Запомните, всегда найдутся недовольные. Такие товарищи есть даже на выступлениях самых именитых ораторов. Они придираются ко всему подряд. Презентация может быть идеальной, но им обязательно не понравится галстук выступающего.
В статье « » вы можете найти для себя много полезной информации, которая вам пригодится не только в личной жизни, но и для профессионального роста.
Несколько секретов успешного оратора
Что делать для того, чтобы выступление было интересным, запоминающимся и полезным?
Помните, ораторскому искусству, как и любому другому, можно научиться. Сегодня существует огромное количество школ, курсов, открытых лекций для тех, кто хочет научиться выступать. Не бойтесь брать подобные уроки.
Что вы можете сделать самостоятельно?
Проработать структуру презентации. Только от вас зависит насколько подготовленной будет ваша речь. Потратьте на это чуть больше времени и у вас могут быть заготовлены все вопросы, которые могут возникнуть по ходу презентации, вы поймете в каких местах плаваете и где нужно больше информации, что можно безболезненно убрать из речи, а что добавить.
Помните про внимание аудитории. Человек может сконцентрироваться на чем-то одном лишь на минут двадцать, дальше он переключает свое внимание на что-то другое. Делайте вставки с примерами из жизни, яркими картинками, шутками или историями из жизни. Вы управляете вниманием зала. Направляйте его туда, куда вам надо.
Разговаривайте с аудиторией. Не воспринимайте их как бездумных кукол. Просите советов, пусть расскажут подобные случаи из своей жизни, помогут вам нарисовать картинку на доске. Вовлекайте их в процесс. Человеку нравится чувствовать себя значимым и полезным. Используйте это в своей презентации.
Изучайте . Восемьдесят процентов успеха зависит от того, как вы будете себя вести во время речи. Ваша мимика и жесты намного важнее самой речи и информации, которую вы пытаетесь донести.
Посмотрите, как ведут себя именитые ораторы, как они держатся на сцене, какими жестами пользуются, какие эмоции выражает их лицо. Именно язык тела предоставляет вам способы понравиться аудитории, показаться уверенным, знающим.
Держитесь прямо, говорите спокойно, не используйте жесты зашиты, не опускайте голову.
Перед началом постойте в позе супергероя минут пять. Это придаст вам уверенности и зарядит положительной энергетикой. Не смейтесь, а просто попробуйте, это действительно работает. Испытано на себе.
Вы можете найти много полезной информации о выступлениях в книге Дейла Карнеги «Как выработать в себе уверенность и влиять на людей, выступая публично ». Учитесь, работайте над собой, практикуйтесь и вас ждет успех!
Всегда ли вы боялись выступать перед аудиторией? Как на физиологическом уровне это у вас проявляется? Как вы боретесь с этим и что вам помогает успокоиться?
Верьте в себя и ничего не бойтесь!