Викторина на тему редкие исчезающие виды животных. Всероссийская занимательная викторина «Животные и растения Красной Книги» к Году экологии
Сценарий праздника
«Эти забавные животные».
Цели:
1. Познакомить с видовым разнообразием животных, особенностями их поведения.
2. Воспитывать гуманное отношения к животным.
Оформление, оборудование и реквизит:
Столы и стулья для учащихся;
Мультимедийный проектор
Ноутбук;
Видеофильм о животных;
Аудиозапись передачи «В мире животных»
Мультимедийные приложения;
Выставка рисунков о животных;
- «волшебный ящик»
Фото - выставка животных.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости! Приглашаю всех принять участие в конкурсно - развлекательном мероприятии. «Эти забавные животные»
Заставка «В мире животных»
Ведущий: Почти всюду на Земле обитают животные: в знойной пустыне и болотной тундре, в могучей тайге и широкой степи, высоко в горах и в глубинах вод. Небесную синеву разрезают крылья птиц. На сегодняшний день известно около полутора миллионов видов животных. Но история открытия новых видов животных на Земле не окончена и сегодня. Каждый год этот список пополняется новыми названиями. А сколько интересного и забавного можно увидеть, наблюдая за ними. Вот и на нашем празднике вы узнаете для себя что-то новое, а кто-то блеснет своими знаниями о мире животных. Начинаем нашу конкурсную программу «Эти забавные животные». На нашем празднике работает жюри, которое поможет оценить ваши знания.
Богат и разнообразен животный мир нашего родного края. Здесь можно встретить лесных животных, обитателей степей и полупустынь. Давайте, ребята вспомним названия этих животных.
Есть одна игра для вас
Я начну стихи сейчас,
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте
Ребята, загадки дослушиваем до конца, потом хором дружно отвечаем.
Хоровые загадки:
Клубок, да не пушистый,
Колючий, да ершистый
Когда дотронешься – поймешь
Что это не клубок, а … (ЕЖ)
Возле дуба, острым рылом
Деловито землю рыл он
Видно желуди искал
Я пугать его не стал
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был …(КАБАН)
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги
С ним тягается трудно в беге,
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это … (ЛОСЬ)
В яме спит зимой длинной
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется … (МЕДВЕДЬ)
Белый был зимою снежной,
Летом он сменил одежду,
Серым стал косой зверек
Кто узнал, пусть назовет… (ЗАЯЦ)
Загородил он вход плотинкой
На нем добротный мех с сединкой
Трудолюбив он, но хитер
Его вы знаете … (БОБЕР)
На овчарку он похож
Что не зуб, то острый нож
Он бежит, оскалив пасть
На овцу готов напасть … (ВОЛК)
Подход ее к жертвам обманчиво прост:
Я курочки ваша сестрица…
Блестят ее зубы и огненный хвост
Да это же это… (ЛИСИЦА)
Он роет норы, он слепой
Зубов острейший полон рот
Ответ, конечно же, простой
Вы догадались это … (КРОТ)
Молодцы ребятки,
Отгадали все загадки,
Загадки мудреные, но вы ребята смышленые.
А сейчас я предлагаю вашему вниманию викторину «Удивительные животные».
Внимание на экран. Вам предлагается вопрос и три варианта ответа, ваша задача с помощью цифр показать номер правильного ответа.
Почему медведь сосет лапу зимой?
1 высасывает жир
2 Чтобы спокойно спать
3 помогает удалить старую кожу с подошвы лап
Почему зайцу легче в гору бежать, чем с горы?
1 у него задние лапы длиннее передних
2 потому что он прыгает
3 уши мешают
Для чего еж накалывает яблоки осенью?
1 делает запасы на зиму
3 чтобы кормить ежат
Для чего лось сбрасывает свои тяжелые рога на зиму?
1 чтобы не цепляться за ветки
2 чтобы легче было передвигаться по глубокому снегу
3 они ему больше не нужны
Что является основной пищей для лисы в зимний период?
3 мыши полевки
Кому в первую очередь волк отдает добычу?
1 волчатам
2 волчице
Для чего нужны полоски дикому поросенку?
1 чтобы лучше спрятаться
2 чтобы отличаться друг от друга
3 чтобы мама издали видела
Для чего бобры строят плотины?
1 чтобы было красиво
2 чтобы хатка всегда находилась в воде
3 чтобы переходить с берега на берег
Как называются зайчата, которые родились осенью?
1 настовички
2 листопаднички
3 колосовички
Какие грибы ест лось, когда болеет?
1 лисички
2 белые грибы
3 мухоморы
А знаете ли вы, что ежи могут спокойно есть гадюк: их яд на них не действует. Кроме того, ежи питаются жуками, червями, улитками, лягушками, жабами, мышатами и яйцами и птенцами из гнезд, которые находятся на земле.
Сейчас вас ждет сюрприз.
Звучит мелодия игры «Что, Где, Когда», выносят «Волшебный ящик».
В этом волшебном ящике находится живое существо. По моим подсказкам
угадайте, кто спрятался в волшебном ящике.
«Живой гость»
1. В мифах индейцах это животное подобно Прометею похищает огонь у «огненных людей» и передает его людям.
2. Это тихое животное, но, ни в коем случае не немое. Оно пищит и храпит.
3. Это миролюбивое, забавное и подвижное животное.
4. Средняя продолжительность жизни 8-10 лет.
5. Оно может бегать со скоростью 35 км/ч, как известно - это хороший прыгун. Это животное может спокойно подпрыгнуть на метр и даже выше, так, как у него очень сильные задние ноги.
6. Это быстро размножающееся животные, плодовитость от 2- до 12 детенышей.
7. У этого животного, очень чувствительные уши, которыми они вертят в любом направлением, а также регулирует температуру тела.
8. Хищник может напугать их до смерти (в буквально смысле).
9. Это травоядное животное, питается древесной корой, травой, а лакомый корм: морковь и капуста.
10. В сказке этот хитроумный, изворотливый герой противостоит братцу Лису.
11. В домашнем хозяйстве содержится, как домашнее животное, мясо используется в пищу, ценится мех, из пуха вяжут вещи.
Молодцы ребята, угадали. Это кролик его зовут Хрустик. Наш Хрустик не простой кролик, он умеет угадывать мысли. Хотите проверить? Сейчас мы узнаем о чем думает этот мальчик. Я буду подносить микрофон к голове и все мы о чем думает этот человек (подходит, звучит песня).
Вам понравился Хрустик? (Да). Сейчас ему пора в дорогу, пожелаем ему доброго пути. Давайте проводим его аплодисментами.
А знаете ли вы, что в Австралии дикие кролики являются одними из самых опасных вредителей в 19 веке их завезли с собой колонисты. Кролики заселили всю Австралию. Причиной чему послужила кроличья плодовитость и отсутствие естественных врагов. Кролики съели растительность, которой питались местные виды животных, и выселили их из нор, что привело к исчезновению многих представителей местной фауны, а также лесов, поскольку они поедали молодые побеги, не давая деревьям вырасти. Правительство Австралии было вынуждено выделить значительные средства на борьбу с этими животными.
Мы переходим к следующему конкурсу.
Закончилась зима, было много снега, свежий снег со следами зверей принято, называть белой книгой. Издается она один раз в году, когда падает первая пороша и первые звери, большие и малые, отпечатают на ней строчки своих следов. Новый снегопад - новая страница, новые рассказы о потаенных лесных делах пишут на ней лесные жители. Но не только на зимнем снегу можно увидеть следы животных, их можно встретить на песке, и на влажной земле.
Для участия в конкурсе «Найди мой след» я приглашаю по одному представиветелю от каждой школы.
Каждый по очереди берет со столика карточку с изображение животного.
Задача игрока определить под каким номером находятся следы этого животного. И со столика взять соответсвующий номер.
Следы животных:
Медведь 1; Ондатра 5; Рысь 9;
Косуля 2; Волк 6; Бобр 10.
Заяц 3; Хорек 7;
Белка 4; Лось 8;
Знаете ли вы, что животные, как дети любят играть, веселится, я предлагаю повеселиться вместе с ними. Внимание на экран.
Вместе, хором, дружно поем песню «Чунга - чанга».
Давайте подарим друг другу аплодисменты!
Следующий конкурс «Очумелые ручки.»
Вам необходимо за 3 минуты сделать аппликацию «Кошечка».
Каждой команде дается лист и конверт с деталями. Оценивается быстрота, аккуратность, законченность работы.
Не забудте подписать номер школы.
По команде 1,2,3 начинаем работать.
Следующий конкурс «Волшебное слово».
Из букв предложенного слова вам необходимо за 1 минуту составить как можно больше слов. Слова в И. п., ед. числе. Имена собственные не называть..
Подпишите номер школы.
Кто знает, кто такой аллигатор.
Аллига́тор - род крокодилов.
В мире есть только две страны, где обитают представители этого рода – это Соединённые Штаты Америки и Китай.
Играть и веселится животные умеют, но где же живут животные?
Живым существам очень трудно без дома.
Жилье нужно птицам, зверям, насекомым. . .
Для шустрых и быстрых лесных муравьев
В большом муравейнике пища и кров.
Лиса и барсук в темных норах живут,
А птицы уютные гнездышки вьют.
Живым существам без жилища – беда,
И людям без дома - совсем никуда.
Жилище - это место, в котором живут люди или животные.
Какую функцию выполняют жилища? Кто знает?
(Ответы детей)
Обычно жилище служит для укрытия от неблагоприятной погоды, сна, выращивания потомства, хранения припасов, отдыха.
Я предлагаю следующей конкурс, который называется: «Кто в домике живет?»
Каждой школе будет предложено изображение жилища. Ваша задача из списка животных выбрать хозяина и дать название жилищу.
Проводим жеребьевку команд.
Внимание на экран.
У кого первый номер?
Как называется жилище и кто в нем живет?
Ле́жбище - береговые пляжи, на которых формируются большие скопления животных. Как правило, этот термин применяется к описанию биологии морских млекопитающих. Например, береговые лежбища формируют северные морские котики.
Самое простое строение, которое сооружают, вернее, копают млекопитающие,- нора . Норы роют утконос и лиса, сурок и тушканчик, хомяк и барсук и многие другие звери, обитатели всех континентов.
Самый выдающийся строитель среди млекопитающих - бобр. Многим известны знаменитые его хатки, плотины, запруды . Хатку бобр строит из ветвей, кусков стволов молодых деревьев, скрепленных илом. Бобровые хатки достигают солидных размеров - они бывают диаметром до 10 метров и высотой до 3 метров. Обычно бобры устраивают их на неглубоком месте реки или озера.
Наиболее примитивный тип убежища - логово . Оно устраивается в небольшом углублении почвы среди опавшей листвы, в яме, в буреломе , под вывернутыми из земли корнями деревьев, пнями.
Зайцы и копытные вообще не устраивают постоянных жилищ, у них одноразовые лежки .
А знате ли вы, где живут белки? (В дупле).
· Давате посмотрим видеосюжет о том, где живут эти зверьки.
· Как называется жилище белки? (дупло, гайно)
Свои жилища есть и у зверей, и у людей. Но для всех живых существ есть общий дом. Что это за дом? (Наша планета Земля).
Ты можешь удивиться,
Узнав, - Земля наш дом!
Живут в нем звери, птиц,
И мы с тобой живем.
Земля- наш дом огромный,
В нем много этажей
Для жителей подводных
И для лесных ужей.
Для всех квартир хватило:
Для буйволов и коз,
Для сов и крокодилов,
Для зайцев и стрекоз.
Земля- наш дом огромный
И пусть сооружен
Он не из плит бетонных,
Но суть совсем не в том,
А в том, что мы соседи,
И мы должны сберечь
Оленей и медведей.
Об этом наша речь!
Планета Земля общий дом для всех живых существ. Но мы не всегда знаем, что хорошо, а что плохо для братьев наших меньших. Сейчас мы с вами поговорим о том как нужно вести себя, чтобы не навредить друг другу.
Звучит песня, появляется Дюдюка.
Здравствуйте, ребята! Я смотрю здесь собрались веселые, добрые дети, которые любят животных. У меня тоже была кошка, однажды она заболела, у нее стала вылазить шерстка, на коже появились болячки, я ее срочно отнесла подальше от дома, чтобы она не заразила меня.
· У меня была собачка и она стала грызть и портить мебель, я ее выгнала из дома.
· Правильно поступила Дюдюка?
· А как правильно?
Однажды я была в лесу и увидела под кустом ежика, ему было холодно и одиноко, и я забрала его к себе домой.
· Правильно поступила Дюдюка?
· А как правильно?
· Зайцу понравилось бывать на моей даче зимой, когда там никого нет, он грыз молодые деревца, я поставила капкан чтобы поймать его.
· Правильно поступила Дюдюка?
· А как правильно?
В лесу на прогулке я стараюсь громко смеяться, кричать, чтобы увидеть много зверей и птиц.
· Правильно поступила Дюдюка?
· А как правильно?
После обеда в лесу я всегда оставляю консервные банки и разбитые бутылки, чтобы волк наколол себе лапу.
· Правильно поступила Дюдюка?
· А как правильно?
· Дюдюка, ты поняла, как нужно вести себя с братьями нашими меньшими? До свидания.
Слово жюри.
Следующий конкурс «Забавная белочка».
За минуту найдите сколько белочек спряталиси на этой картинке. Обведите каждую белочку кружком.
Пока жюри подводит итоги мы савми немного поиграем.
Слово жюри.
В заключении нашей встречи я хочу напомнить вам слова Маленького принца
«Мы в ответе за тех, кого приручили».
Данная викторина: "По страницам красной книги", может использоваться для работы с учащимися с 1 - 4 классы. Работа велась по презентации, по этому к презентации прилагается лишь крткий план викторины. Этот материал поможет развить, повторить закрепить знания о животных и о животных Красной книги.
Презентация разбита на две части, для удобства размещения на сайте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
викторина «По страницам красной книги России»
О чем пишут в Красной книге? О редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растениях и грибах. О животных и растениях, которых уже нет на Земле. О животных и растениях, количество которых быстро уменьшается. О животных, которые мало изучены.
На чёрных страницах списки животных, которые вымерли. Их уже нет, мы их никогда не увидим. Вымершие виды Странствующий голубь Тарпан Туранский тигр
Красные страницы показывают нам исчезающих и очень редких животных. Исчезающие виды Коала Снежный барс Морская выдра
Желтые страницы – те, животные количество которых быстро уменьшается. Быстро уменьшающиеся виды Розовая чайка Джейран
Белые страницы - это те животные, которых всегда было немного. Редкие виды животных Северный олень Скопа
Зелёные страницы - животные, которых нам удалось сохранить, и спасти их от вымирания. Восстановленные виды Лось Речной бобр
Серые страницы – животные, которые очень мало изучены, и места их обитания малодоступны. Малоизученные виды Малая косатка Японский крот
Каких животных уже нет на Земле? Вымершие животные: зебра Квагга и Морская корова 1 2 3
Каких животных уже нет на Земле? Вымершие животные: Слоновая черепаха и Дрон. 4 5 6
Каких животных уже нет на Земле? Вымершее животное: Сумчатый волк. 7 8
Каких животных уже нет на Земле? Вымершее животное: Китайский речной дельфин. 9 10
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Соедини картинку с названием животного. Снежный барс Красный волк Амурский тигр
Соедини картинку с названием животного. Чёрный аист Гренадский голубь Кулан Палласов кот
Здесь должна быть весёлая видео – физ -минутка. Но! Для сайта она слишком тяжёлая.
Отгадайте загадки. Есть, ребята, у лягушки, П учеглазая подружка. На болоте среди мхов, М ошек ест и комаров. ЖАБА
Отгадайте загадки. 2. Когда он в клетке, то приятен. На шкуре много черных пятен. Он хищный зверь, хотя немножко, К ак лев и тигр, похож на кошку. ЛЕОПАРД
Отгадайте загадки. 3. Этот зверь почти как кот. Играть же с ним опасно. В природе он живет, Большой он и клыкастый! Он огромен и усат, Мех роскошный полосат. Все движенья очень ловки, Поддается дрессировки. АМУРСКИЙ ТИГР
с о б о л ь б е л ы й м е д в е д ь ж у р а в л ь л е б е д ь т и г р? Лебедь Фламинго Гусь Кукушка Журавль
Фламинго
Молодцы!!! с о Б о л ь б Е л ы й м е д в е д ь ж у Р а в л ь л Е б е д ь т и Г р ф л а м И н г о
Предварительный просмотр:
Ребята сегодня у нас с вами викторина «По страницам Красной книги России».
Прежде, чем мы начнем играть, нам нужно разделиться на команды.
Ребята, у которых на груди красный знак, подойдите к этому столу. У кого зеленый знак- вот ваш стол. А у кого желтый знак, подойдите вот сюда.
Давайте выберем капитана в каждой команде.
Хотим вам представить жюри: …..
Вы готовы к викторине?
Да, я готов(а).
Я готов(а) поиграть.
Если вы готовы, то вам нужно поднять карточку льва. Если вы не готовы, то поднимать карточку раньше времени не надо. (У капитанов карточки с изображением льва – сигна о готовности ответить).
Понятно?
+ (поднимают карточку)
О чем пишут в Красной книге? (слайд 2) Поднимите номер верного ответа.
А сейчас мы хотим вам рассказать о Красной книге. В Красной книге есть страницы разных цветов, всего 6 цветов. Есть черные страницы………………… (работа по слайдам)
Начинаем играть, но помните, вы- команда. Вы должны думать вместе, советоваться друг с другом, помогать своим товарищам и отвечать вместе. Понятно?
+ (карточка льва)
Первое задание «Каких животных уже нет на земле»?
Следующее задание: соедини картинки животных с названием. У вас на столе есть синий фломастер, выполните задание. (для проверки раздать красный фломастер)
Физ.мин.
Загадки.
Напоминаем, что если вы готовы дать ответ, то поднимаете карточку.
Собери картинку.
Капитаны команд подойдите к нам. Команда красных, вы собираете вот эту картинку. Команда зелёных- вы вот эту, а жёлтые- вам достается вот эта картинка.
Помоги животным найти свой дом.
Кроссворд
Будем разгадывать кроссворд. В кроссворд вам нужно вписать названия животных, картинки которых мы будем вам показывать. 1 слово- ….
Какое слово получилось в кроссворде?
+ «Береги».
Что нужно беречь? Зачем нужно беречь животных?
Итоги жюри.
Цель:
природе ко всему живому.
Эпиграф к викторине:
2. Люди! Задумайтесь!
Оборудование:
Красного - заповедные места
Синий - о животных
Желтый - о птицах
Просмотр содержимого документа
«Викторина по экологии на тему «По страницам Красной книги» 11(класс)»
ГБПОУ «Краевой многопрофильный техникум»
Викторина по экологии
« По страницам Красной книги »
Составитель: Ветрова Нина Петровна,
преподаватель химии и биологии
Пермь, 2017
Цель: формирование знаний студентов о природе родного края, её охраны,
развитие коммуникативных умений, воспитание бережного отношения к
природе ко всему живому.
Эпиграф к викторине:
1. Люди! Не оставляйте в лесу мусор, он загрязняет лес! Бумага разлагается 2 года, консервные банки - 70 лет, полиэтиленовые пакеты - 100лет.
2. Люди! Задумайтесь!
Сегодня каждому 5 виду зверей, каждому 4 виду растений, каждому 6 виду птиц угрожает опасность.
25 тысяч видов растений планеты на грани полного уничтожения
За последние 60 лет на планете исчезли 77 видов животных и несколько видов растений, 26 видов птиц.
Оборудование:
Карточками разных цветов с вопросами для 4-х секторов. В каждом секторе по 10 вопросов.
Зеленые - о растениях и грибах
Красного - заповедные места
Синий - о животных
Желтый - о птицах
Слово преподавателя :
Сегодня мы с вами поиграем и совершим путешествие по страницам Красной книги. Узнаем и вспомним много интересного о растениях, о животных, птицах. И проверим ваши знания в области биологии.
В 1949 году была создана одна очень важная организация - Международный Союз Охраны Природы И Природных Ресурсов. В который вступил многие государства мира. И буквально с первого дня учреждения начался сбор информации для так называемой Красной книги о животных и растениях, находящиеся под угрозой исчезновения. Сегодня многие страны имеют национальные Красные книги. В их числе Австралия, Германия, Россия, США, Швеция, Эстония, Япония. Красная книга состоит из 2 частей: первая часть представляет собой список животных, нуждающиеся в охране, вторая часть - список растений.
Международная красная книга постоянно пополняется новыми данными. Уже вышли в свет следующие тома: "Млекопитающие", "Земноводные", "Рыбы", "Птицы". Сегодня в Красную книгу России включены следующие 6 категорий животных:
1. вероятно исчезнувшие (были но, исчезли)
2. находятся под угрозой исчезновения
3. сокращаются в численности
5. неопределенные по статусу (нет сведений)
6. восстанавливаемые и восстанавливающиеся
В Германии от неосторожной езды автомобилей погибли около 3 000оленей, 80 000 косуль, 120 000 зайцев.
СПАСИТЕ НАШИ ДУШИ!!! Эти сигналы SOS подают всем нам животные и растения, нуждающиеся в помощи человека.
Вопросы желтого сектора:
1.Какую птицу называют пернатой кошкой? (сова)
3.Эта птица занесена в Красную книгу. Это семейство включает 62 вида. Длина 40 см, в брачный период на голове появляется ярко-рыжий хохолок. Питается рыбой, насекомыми. Может даже сидеть на спинах домашних животных. Жила в Египте? (Египетская цапля)
5.Это насекомое занесено в Красную книгу, но обитает в каждом доме, и лечит нас от простуды? (пчела)
6.Наука о птицах? (орнитология)
7.Эта птица изображена на гербе США? (орлан-белохвост)
8.Какой птице в кормушку надо положить сало? (синице)
9.Как называют человека, переживающего подъем активности в утренние часы? (жаворонок)
10.Какими кровососущими существами когда-то пользовались врачи? (пиявки)
Вопросы красного сектора:
1.Чем отличается национальный парк от заповедника? (в Парке турист может заходить, в заповеднике нельзя)
2.В каком заповеднике охраняют бобров?
3 С какой целью был создан Хоперский заповедник? (охрана выхухоля)
4.Кого вместо собак заводили японцы, чтобы быть предупрежден ночью о приближения чужака? (сверчков)
5.У кого уши на ногах? (кузнечик)
6.Эта наука изучает организмы и окружающую среду? (экология)
7.Эта наука о земле, которая описывает материки, океаны? (география)
8.Это место, где предписано ничего не нарушать, и сохранять все в неприкосновенности? (заповедник)
9.Сколько заповедников в настоящее время известно в России? (100)
10.Перечислите заповедники Воронежской области
Вопросы зеленого сектора:
1.Почему цветков, которые распускаются ночью белая окраска?
2.Наука о растения?
3.Какой дикорастущий кустарник до самых заморозок остается зеленым? (сирень)
4.Что можно узнать по свежеспиленному стволу дерева? (возраст дерева)
5.Какое болотное растение способно поглощать вредные химические вещества? (камыш)
6.Какое растение, судя по названию, обладает хорошей памятью? (незабудка)
7.Почему грибник никогда не заденет, даже поганку?
8.В каком году была создана Красная книга? (1949)
9.Этот куст занесен в Красную книгу. Невысокого роста 4-5м. Цветки алого цвета. Плоды красно-коричнево цвета, имеют форму шара. Его название встречается в военном деле? (гранат)
10.Какой сок собирают в нашем лесу весной? (березовый)
Вопросы синего сектора:
1.Самое хищное животное семейства кошачьих? (рысь)
2.Самый маленький хищник на Земле? (ласка, длина 13см, масса-100гр)
3.Впадает в спячку зимой и спит 220 дней в году? (сурок)
4.Это животное занесено в Красную книгу. В России живет 3 вида: Бурый, Белогрудый, Белый
5.Это животное занесено в Красную книгу, обитае в морях и океанах. Вес 20 тонн, длина - 25м (синий кит)
6.Это животное занесено в Красную книгу, очень редкий зверь не только в Росси, но и по всему миру, внешне напоминает лису, но не лиса, шерсть - красного цвета. Крайне осторожен, прекрасно плавает, прыгает, отличный слух? (красный волк)
7.Наука о животных?
8.Это животное занесено в Красную книгу, живет 40 лет. плавает со скоростью 25км в час. Бывает Атлантическим и Лаптевский? (морж)
9.Это животное живет в Графском заповеднике (бобр)
10.След, какого зверя похож на след человека? (медведь)
11.Силой, какого животного до сих пор измеряют мощность двигателя? (лошадь)
12.Мехом, какого животного отделана шапка Мономаха? (соболь)
13.Что отбрасывает ящерица при опасности? (хвост)
Подведение итогов, награждение победителей.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА «ПО СТРАНИЦАМ КРАСНОЙ КНИГИ»
Тема:
«По страницам Красной книги».
Цели:
1)познакомить учащихся с Красной книгой; показать взаимосвязь человека с природой.
2) развивать память и смекалку; чувство жалости, прекрасного. Сочувствия; расширить кругозор учащихся.
3) привить любовь к природе; воспитывать у детей хорошее отношение к животным.
Ход мероприятия:
Мы живём на планете, где много цветов,
Полей безграничных, зелёных лугов.
Мы живём на планете, где много зверей,
Но что-то забыли все люди на ней.
Они позабыли что нужно народу
Беречь и любить всю нашу природу.
Но люди жестоки: зверей убивают,
В лесу очень много деревьев срубают.
Поэтому помощь природе нужна.
Ведь справиться с ними не в силах она.
И многие, многие, многие виды
Народы внесли в свои Красные книги.
- И сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по страницам Красной книги.
Красная книга – это книга, специально созданная учеными.
Полностью она называется так: «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений»
-Красная книга. Её обложка красного цвета. И выбран он не случайно. Ведь красный цвет – сигнал опасности и тревоги. Книга предупреждает об опасности исчезновения с лица земли многих видов животных и растений. В неё внесены и те животные, которых на земле осталось очень мало. Как и в каждой книге в этой книге есть страницы. Но они не простые. А цветные. И сейчас вы в этом сами убедитесь.
Мы полетим на самолёте в чудные места,
В этом путешествие ждут вас чудеса.
Встретят вас животные, много вам покажут.
Познакомят с миром, о себе расскажут.
Все, что вы увидите, пусть запоминается,
Итак, наше путешествие начинается.
-Мы с вами попали на чёрную страницу. Здесь списки тех животных, которых мы уже никогда не увидим, кого уже нет. От них остались одни чучела и скелеты. А то и совсем ничего. Например, разноклювая гайа, квага, стелеров баклан.
Ты их не увидишь – они умирают.
Ведь помощь людскую не получают.
Страницы лишь книги о них вам расскажут,
Но только, увы, ничего не покажут.
Черный сектор:
Кроссворд по картинкам.
Участникам будут показаны фото вымерших животных, надо будет угадать что за животное изображено.
Фото дронта.
Фото тилацина – тасманский сумчатый тигр.
Фото байцзи – китайский речной дельфин.
Фото зебры квагга.
А вот и Красная страница. Она совпала с цветом самой книги. Здесь списки тех животных, которые находятся под угрозой полного исчезновения. Это амурский тигр, атлантический морж, розовый фламинго, степной орел.
-Это розовый фламинго. Чудная птица. Создаётся впечатление, будто она изготовлена из фарфора и настолько нежна, хрупка, что и в руках её держать опасно: чуть посильнее придавить – и рассыплется на мелкие кусочки. И, действительно, розовые фламинго изящны, нежны, стройны и необычны своим внешним обликом. А их оперение сочетает в себе яркие цвета – красный и розовый.
А у этой птицы чудная краса.
А у этой птицы огромных два крыла.
Розовый фламинго красотой блистает,
Розового фламинго народ оберегает.
Вопросы красного сектора:
1.Чем отличается национальный парк от заповедника? (в Парке турист может заходить, в заповеднике нельзя)
2.В каком заповеднике охраняют бобров?
3. С какой целью был создан Хоперский заповедник? (охрана выхухоля)
4.Кого вместо собак заводили японцы, чтобы быть предупрежден ночью о приближения чужака? (сверчков)
5.У кого уши на ногах? (кузнечик)
6.Эта наука изучает организмы и окружающую среду? (экология)
7.Эта наука о земле, которая описывает материки, океаны? (география)
8.Это место, где предписано ничего не нарушать, и сохранять все в неприкосновенности? (заповедник)
9.Сколько заповедников в настоящее время известно в России? (100)
-Продолжаем наше путешествие. Вот мы попали на желтую страницу. Здесь списки тех животных, численность которых велика, но сокращается. К таким животным относятся: бурый тянь-шаньский медведь, белый медведь, снежный барс.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А, проснувшись, стал реветь.
Этот зверь – большой…
-Бурый медведь. Этот зверь стародавний объект охоты, так как прок от него был большой: шкура, мясо, жир – всё идёт в дело.
Бурый медведь – зверь крупный и могучий. Только хвост у него маленький, почти не видно, так как он скрыт шерстью. Медведь - хищный зверь, и зубы у него мощные. «Меню» бурого медведя состоит из многочисленных блюд: ягоды, орехи, корни растений, насекомые, мелкие зверьки. В Красную книгу занесен тянь-шаньский бурый медведь.
-И сейчас мы услышим разговор двух медведей.
Старые медведи встретились в лесу,
Разговор затеяли, глядя на луну.
Медведь 1:
Здравствуй, друг мой бурый мишка.
Медведь 2:
Здравствуй, милый мой братишка.
Медведь 1:
Как дела твои, скажи?
Медведь 2:
Плохо. Криком хоть кричи.
Медведь 1:
Расскажи мне о беде,
Легче станет вдруг тебе.
Медведь 2:
Жил спокойно я в лесу,
Быстро лазил на сосну.
Но пришел злой человек,
Не забыть его вовек,
Начал из ружья стрелять,
С медведей шкуры стал снимать.
Всех медведей он убил,
Никого не пощадил.
Я слышал крики медвежат.
Как же жалобно кричат.
Лишь остался я живой,
Не вернусь теперь домой.
Медведь 1:
Да, жестокая судьба, пощадила хоть тебя.
Медведь 2:
Люди, не губите зверя.
Медведь1:
Это огромная потеря.
Медведь 2:
Люди, нас не убивайте,
Медведь1:
Люди, нас вы охраняйте.
Люди эти все ж нашлись,
За зверей они взялись.
Медведям выжить помогли,
От беды зверей спасли.
И, конечно, не для виду,
Занесли медведей в Книгу.
-А это снежный барс – житель высокогорий. Стройная, изящная, дикая кошка. Пластичная, ловкая, красиво одетая, выразительный взгляд. Снежный барс отличается мягким, пышным мехом и длинным хвостом. А вот маленькие барсята подвижны, забавны, игривы. И один снежный барс решил нас встретить.
Помогите мне, ребята,
Защитите вы меня,
Окажите помощь, люди,
Помогите мне, друзья.
Высоко я жил в горах.
Средь снегов и скал,
Любил валяться я в снегу,
Горя я не знал.
Но пришли охотники,
Начали стрелять.
И в меня попали
Не смог я убежать.
И теперь один я,
Нет дома у меня.
Вот такая грустная
История моя.
Вопросы желтого сектора:
1.Какую птицу называют пернатой кошкой? (сова)
3.Эта птица занесена в Красную книгу. Это семейство включает 62 вида. Длина 40 см, в брачный период на голове появляется ярко-рыжий хохолок. Питается рыбой, насекомыми. Может даже сидеть на спинах домашних животных. Жила в Египте? (Египетская цапля)
4.Эта птица способна подделывать голоса различных птиц, и даже мяуканье кошки? (скворец)
5.Это насекомое занесено в Красную книгу, но обитает в каждом доме, и лечит нас от простуды? (пчела)
6.Наука о птицах? (орнитология)
7.Эта птица изображена на гербе США? (орлан-белохвост)
8.Какой птице в кормушку надо положить сало? (синице)
9.Как называют человека, переживающего подъем активности в утренние часы? (жаворонок)
10.Какими кровососущими существами когда-то пользовались врачи? (пиявки)
-А мы продолжаем наше путешествие. И вот следующая страница – белая. Здесь те животные, численность которых всегда была не велика. Они обитают на небольших территориях. Это азиатский бобр, красный волк, японский журавль.
Клюв его хоть и большой,
Но совсем он не смешной.
Вырос у него с пелёнок,
Кто же это - …
-Журавли – это курлыкающие в голубых небесах птицы, образующие в полете клинья, устремленные в теплые края. На них два раза в год любуются и стар, и мал, задушевные доносятся голоса из заоблачных высот.
Потянулись журавли в небо плавно,
Догонял их листопад за селом.
А один, как сирота, горько плакал
С перебитым в локте крылом.
-Вот мы с вами и на серой странице. Здесь написаны те животные, которые до сих пор мало изучены, их местонахождение точно не установлено. Сюда относятся кумай, саджа, белогрудый голубь.
Автор: Все конечно знают люди
Эту птицу небольшую.
Голубь – это символ мира,
Птицу превзойдёт любую.
Голубь: Я голубь белогрудый,
Красивей нет меня.
Но мало я изучен,
Не знают про меня.
Люблю я жить украдкой,
Чтобы никто не знал,
И, чтобы человек меня
Надежно охранял.
- Об этой птице ничего не известно, лишь то, что живёт голубь в горах на юге Азии на высоте от 3 до 4,5 тысяч метров.
Кумай, саджа и разные птицы.
Их поместили на серой странице.
Эти животные мало изучены,
Поэтому к людям совсем не приучены.
Но в Красную книгу они все ж попали,
Чтоб люди животных не истребляли.
-Последняя наша остановка на зелёной странице. Здесь списки животных, которых удалось спасти от вымирания. Это ладожская нерпа, зубр, северный олень и другие.
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасется весь день.
Кто же это?...
-Олень – суровый житель севера. В нём все замечательно. Но особенно - рога – огромные, ветвистые. Занимательны и копытца: в розовых башмачках все четыре копытца. Олени хорошо плавают. За раз они переплывают огромные реки.
А это – зубр. Очень крупный зверь, массой до 1 т. Когда зубр идёт медленно, с опушенной головой, кажется, что он неповоротлив, неуклюж. Но он способен бегать стремительно быстро и ловко. Зубры – привлекательные экспонаты в отечественных зоопарках. Они национальная гордость и свидетельство того, что мы, люди, в состоянии спасти от исчезновения тех животных, которые в прошлом были на грани гибели.
Похож немного на быка,
На лбу огромные рога,
Ему не страшны холода,
Ведь шерсть у зверя так длинна.
На лугу тот зверь пасется.
Потому что зубр зовётся.
Вопросы зеленого сектора:
1..Наука о растения? (ботаника)
2.Какой дикорастущий кустарник до самых заморозок остается зеленым? (сирень)
3.Что можно узнать по свежеспиленному стволу дерева? (возраст дерева)
4.Какое болотное растение способно поглощать вредные химические вещества? (камыш)
5.Какое растение, судя по названию, обладает хорошей памятью? (незабудка)
6.Этот куст занесен в Красную книгу. Невысокого роста 4-5м. Цветки алого цвета. Плоды красно-коричнево цвета, имеют форму шара. Его название встречается в военном деле? (гранат)
7.Какой сок собирают в нашем лесу весной? (березовый)
- На этой последней странице наше путешествие подошло к концу. И я хочу вас спросить: какой вы сделали для себя вывод?
-Главные наши заботы, чтобы ни одно животное не попало на черные страницы этой книги. Идея Красной книги – спасти животный мир. Давайте же и мы с вами будем беречь зверей и птиц, окружающих нас, чтобы войдя в лес мы смогли услышать их голоса. Пусть вы не принимаете участия в спасении усурийского тигра и белого медведя. Это делают взрослые люди. Но и ты можешь многое сделать для сохранения окружающего мира. А что именно?
Нас много, ребята!
Везде, где живем,
Деревья посадим,
Сады разведём!
На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес. По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой.
Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться,
Нам с этим не расстаться.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель : привлечь внимание учащихся к проблемам охраны животных и растительных объектов Алтайского края, занесенных в Красную книгу.
Задачи:
- научить работать с Красной книгой, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях и животных России, Алтайского края;
- развивать умение осуществлять поиск информации в учебниках, справочниках, словарях, анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать свое мнение, убеждать;
- воспитывать бережное отношение к природе, активную жизненную позицию по охране природных богатств.
Подготовка к игре. Эту игру можно провести как большое финальное мероприятие предметной недели экологии в школе, но ребята должны заранее знать тему игры. Предполагаются музыкальные паузы (исполняют дети из других классов). Помимо музыкальных заставок можно использовать другие номера художественной самодеятельности для того, чтобы игра стала более зрелищной, а команда знатоков получила возможность отдохнуть.
Вопросы для игры по заранее объявленному тематическому конкурсу подбирают учащиеся, не попавшие в команду эрудитов. Задача учителя будет состоять в проверке подобранных заданий, а также в подборке недостающих вопросов.
Оборудование : игровое поле, волчок, черный ящик, конверты с номерами вопросов, музыкальный знак “скрипичный ключ”, слайд-презентация.
Ведущий 1 : В 1949 году при Международном союзе охраны природы и природных ресурсов во Франции была создана “паспортная” комиссия по редким видам. Считали 14 лет. Выяснили, что с 1600 по 1800 годы с лица земли исчезло 33 вида млекопитающих, с 1880 по 1900гг. – еще 33, а с 1900 по 1913гг. – 52. За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека.
Ведущий 2: Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими или совсем исчезли. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так, потому что красный цвет – сигнал опасности. Первая Красная книга вышла в 1966 году, организатором ее создания был Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Красная книга РСФСР – Животные была издана в 1985 г., Растения – в 1988 г.
Ведущий 1: Со временем стало ясно, что в такой огромной стране недостаточно единой национальной Красной книги. На основании Закона российской Федерации “Об охране окружающей среды” Алтайской краевой администрацией была учреждена Красная книга Алтайского края в двух томах: Животные и Растения. В 2002 году издан третий том – “Особо охраняемые природные территории”. В 2006 году вышло второе издание Красной книги: том 1 – растения, том 2 – животные.
Ведущий 2:
Охраняется “Красною книгой”
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Ведущий 1:
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы
(Б. Дубровин)
Учитель: Ребята, сегодня здесь собралась команда знатоков, которая попытается ответить на самые трудные вопросы нашей игры: “По страницам Красной книги Алтайского края”.
Встречаем! Капитан команды знатоков (Ф.И.). Слайд №1.
Правила игры просты: игроки вращают волчок, стрелка указывает на вопрос, и команда ровно через одну минуту обсуждений дает на него ответ. За каждый правильно названный ответ команда зарабатывает одно очко. Если команда знатоков ответила неправильно, то очко присуждается команде зрителей. Команде для победы необходимо набрать 6 очков, опередив при этом команду зрителей. В конце игры подводятся итоги и награждаются победители.
Примерные вопросы для игры по теме: “По страницам Красной книги Алтайского края”.
РАСТЕНИЯ
В народе этот цветок называют русалочьим цветком. Имеет большие плавающие листья и крупные, полуоткрытые белые цветки. На ночь и в дождливую погоду цветок прячется под воду. Встречается это растение в чистых, пресных, хорошо прогреваемых водоемах.
(Ответ: Кувшинка чисто-белая ). Слайд №2.
2. Это растение выбирает вид на жительство в степях и на степных каменистых склонах. Является многолетним луковичным растением. Цветет в мае. Окраска и форма цветков разнообразная. Название его происходит от персидского слова “дюльбанд” - тюрбан. За красивую разнообразную окраску околоцветника его выращивают в теплицах для продажи к первым весенним праздникам.
(Ответ: Тюльпан алтайский ). Слайд № 3.
3. Это растение встречается в горных лесах, в альпийском поясе по берегам рек и ручьев. Цветет через 13–18 дней после схода снега. Цветки собраны в плотные щитковидные соцветия желтого цвета. Корневище используют как лекарственное сырье, оно обладает стимулирующим действием, придает силы, повышает иммунитет организма. Свежее корневище на изломе розовое, отсюда и название растения.
(Ответ: Родиола розовая ). Слайд №4.
4. Из того, что находится в черном ящике, изготавливают разнообразные сувениры. Это растение – индикатор чистой воды в водоемах, а также является реликтом во флоре Алтайского края. Его плоды похожи на голову сказочного героя (нечистой силы). Вопрос: что находится в черном ящике?
[Ответ: водяной орех (чилим плавающий) ]. Слайд № 5.
5. Многолетнее растение 15-50 см высотой. Обитает на луговых степях, по склонам холмов и сопок. Имеет ценные лекарственные свойства и замечательно цветёт, поэтому поплатилось за свою красоту и пользу - в природе сейчас встречается крайне редко. В народе это целебное растение имеет много названий: “Жгун-корень”, “Марья-коревна”, и др. Прекрасны его изящные, тонко разрезанные листья и многочисленные яркие цветки, поэтому в последние годы растение всё чаще выращивается в садах.
(Ответ: Пион гибридный или степной ). Слайд № 6.
6. Одно из самых высокорослых растений, достигает высоты до 1 м. Цветет в мае – июне. Предпочитает влажные луга, высокогорья. Удивительно живописное растение! У растения красиво все: и звездчато-раздельные, крупные, рассеченные листья, и тугие, изгибающиеся под напором ветра стебли, и навсегда запоминающиеся бубенчики ярко-оранжевых цветков! В народе их называют: “Огоньки”, “Жарки”.Очень часто большими букетами школьники рвут эти цветы на последний звонок.
(Ответ: Купальница азиатская ). Слайд № 7.
ЖИВОТНЫЕ
7. Этот зверек предпочитает открытые биотопы: окраины ленточных боров, березовых колков, огороды. Имеет подвижные и большие, отогнутые вперед ушные раковины. Питается насекомыми, их личинками, пауками, моллюсками, может разорять наземные гнезда птиц. Охотится обычно в сумерках и ночью. С ноября по март впадает в спячку.
(Ответ: Ушастый ёж. ). Слайд № 8.
Длина тела этого млекопитающего из отряда Хищные - 60–90 см, масса 6–10 кг. Тело вытянутое, гибкое, подвижное. Окраска меха темно-бурая, низ несколько светлее. Ценный пушной зверек. Ее мех пользуется повышенным спросом, особенно среди коренного населения Республики Алтай как обязательный элемент при пошиве национальных головных уборов. Живет около лесных рек. Прекрасно плавает и ныряет. Питается рыбой, лягушками, грызунами.
(Ответ: Выдра. ). Слайд № 9.
9. Облик данного представителя типичен для осетровых рыб. Имеет удлиненное рыло, рот небольшой. Возле рта имеется две пары усиков. Чешуя отсутствует, вдоль тела проходят пять рядов костных бляшек. Окраска спины от сероватой до темно-коричневой, брюхо светлое. Размер до 2 м и более, вес до 200 кг. В Оби данный вид был промысловой рыбой в довоенное время и в период Великой Отечественной войны. В настоящее время стал редким.
(Ответ: Осётр сибирский. ). Слайд № 10.
10. Крупная стрекоза с длинным черным брюшком. Грудь зеленая со светлыми полосами. На сегментах брюшка желтые пятна. Размеры самца 47–50 мм, крылья 41–43 мм. Очень редкий южно-сибирский вид восточного происхождения, распространенный от Приморья до Алтая и города Новосибирска на западе. Локальное распространение, особенно на территориях мало подвергшихся влиянию ледникового периода, позволяет считать его третичным реликтом.
(Ответ: Макромия сибирская. ). Слайд № 11.
11. Крупная ночная хищная птица с мягким рыхлым оперением массой 3–4 кг. Населяет лесные и горные районы Алтая. Гнезда устраивают на земле, в нишах скал, птенцы появляются весной. Время активной охоты пернатого хищника длится от заката до рассвета, а отыскивать добычу в ночной темноте ему помогают необычайно острое зрение и слух. Продолжительность жизни: 20 лет.
(Ответ: Филин. ). Слайд № 12.
12. В последние десятилетия достоверных данных о пребывании зверька в крае нет; возможны единичные особи. Живет в норах. Питается мышевидными грызунами. При испуге скалит зубы и рычит как собака. Окраска его короткого и довольно жесткого меха очень пестрая: на рыжевато-бурой спине и боках отчетливо вырисовывается своеобразный пятнистый рисунок в желтых и белых тонах. Между ушами и глазами поперек темно-бурой головы проходит белая полоса, которая напоминает собой перевязанную голову.
(Ответ: Перевязка. ). Слайд № 13.
Блиц-вопросы. Вставьте пропущенные буквы в слова и вы получите названия животных, занесенных в Красную книгу Алтайского края:
1. Ч-рн-й - - ст.
2 . Р-ж- - в-ч-рн-ц-.
3 . Кр-сн-з-б- - к-з-р- -.
4 . -к-п-.
5 . -рл-н – б-л-х- -ст.
6 . Б-л-б-н.
Слайд № 14.
Литература.
1. Жизнь животных. Т.5 (Птицы). Т.6 (Млекопитающие). М.: Просвещение, 1971.
2. Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. Том 2. – Барнаул: ОАО “ИПП “Алтай”, 2006.
3. Землянова О.В. По страницам Красной книги Алтайского края. Барнаул. АКДЭЦ, 2006.
4. Наумов. Н.П. Зоология позвоночных. Часть 2. М.: “Высшая школа”. 1979.
5. Погудина Н.А. Патрушева Л.И. Знакомые незнакомцы – звери. Барнаул. АКДЭЦ, 2002.