Vii всемирный конгресс финно угорских народов. На живописных берегах Балатона
В Декларации об основных принципах, целях и задачах сотрудничества финно-угорских народов мира I Всемирный конгресс финно-угорских народов (Сыктывкар, 1992), осознавая свою ответственность за развитие своих народов, заявил о своих, целях и задачах. Последующие годы показали актуальность и конструктивность выбранного курса. Прошедшие еще три конгресса (Будапешт, 1996; Хельсинки, 2000; Таллинн, 2004) подтвердили, что нашей главной задачей является сохранение и развитие финно-угорских и самодийских народов и их культур как части достояния всего человечества. О значимости финно-угорского сотрудничества свидетельствует участие в конгрессе Президентов Венгрии, России, Финляндии и Эстонии.
Конгресс подтверждает, что защита прав человека, коренных народов и национальных меньшинств является вопросом не только внутренней политики стран, но и всего международного сообщества. Поэтому важно, наряду с включением международных стандартов прав человека и прав национальных меньшинств в национальное законодательство, использовать механизмы международно-правовых инструментов, не требующих ратификации государствами и обладающих прямой юридической силой.
Огромным достижением за последние четыре года в области защиты прав человека и коренных народов является принятие Генеральной Ассамблеей ООН 13 сентября 2007 года Декларации прав коренных народов мира, которая готовилась международным сообществом совместно с коренными народами более 20 лет. В подготовке этого исторического документа Консультативный комитет финно-угорских народов принимал участие с 1993 года в работе ежегодных сессий Рабочей группы ООН по коренному населению (Женева) и в составе Рабочей группы ООН по доработке проекта Декларации прав коренных народов мира (Женева, 1996 - 2006 гг.).
Очень важным при решении этих задач является международное сотрудничество, в первую очередь, общеевропейское сотрудничество. Финно-угорские народы обогащают культурную палитру Европы и содействуют культурному диалогу между Россией и Европейским Союзом.
Неправительственные организации, в том числе национальные организации финно-угорских и самодийских народов становятся одним из важных факторов построения гражданского общества в наших странах.
В то же время, несмотря на многие позитивные сдвиги, происшедшие за последний период, происходит сокращение численности большинства финно-угорских народов, наблюдается смена идентичности под влиянием внешней среды в современном мире.
Исходя из сложившейся ситуации, Конгресс считает необходимым принятие следующих мер:
В области этнополитики и права:
1. Конгресс обращается к Комиссару по правам человека Совета Европы с ходатайством о создании постоянного форума по вопросам коренных народов и национальных меньшинств Европы.
2. Конгресс поручает продолжить Консультативному комитету выступать в роли координатора по мониторингу выполнения международных обязательств по защите прав человека, коренных народов и национальных меньшинств в странах проживания финно-угорских и самодийских народов.
3. Конгресс призывает страны проживания коренных народов совершенствовать законодательство, опираясь на положение Декларации ООН о правах коренных народов.
4. Консультативному комитету необходимо стремиться к поддержке развития национальных общественных движений и объединений как активных и конструктивных элементов гражданского общества своих стран.
5. Конгресс поручает Консультативному комитету финно-угорских и самодийских народов организовать сотрудничество на постоянной основе с международными организациями, занимающимися правами человека, национальных меньшинств и коренных народов, регулярно информировать национальные организации о деятельности данных структур.
6. Конгресс обращается к Парламентам стран с предложением о выработке правовых механизмов, обеспечивающих достойное представительство коренных народов и национальных меньшинств в выборных органах власти и их участие в работе исполнительных органов власти на разных уровнях.
7. Конгресс поручает Консультативному комитету вести исследование в укрупненных субъектах, в которых традиционно проживают финно-угорские и самодийские народы (Пермский и Красноярские края) о современном социальном самочувствии коренных народов в составе нового субъекта.
8. Конгресс осуждает любые проявления расизма и ксенофобии.
В области языковых прав и образования:
1. Конгресс подчеркивает, что реализация языковых прав финно-угорских и самодийских народов должна основываться на международных нормах, включая Европейскую хартию о защите региональных языков и языков меньшинств, и призывает государства, еще не ратифицировавшие указанный документ, сделать это скорее.
2. Конгресс признателен Парламентам и Правительствам Венгрии, Российской Федерации, Финляндии, Эстонии и других государств, в которых традиционно проживают финно-угорские и самодийские народы, за поддержку на государственном уровне языков и культур финно-угорских и самодийских народов и призывает продолжить и развивать сотрудничество в данной сфере.
3. Конгресс призывает органы государственной власти создавать условия для формирования реального двуязычия с использованием при обучении детей финно-угорским и самодийским языкам современных информационных и образовательных технологий, а также содействовать расширению контактов между школами регионов и стран проживания финно-угорских и самодийских народов.
4. Конгресс поддерживает деятельность по подготовке кадров и повышению квалификации для финно-угорских и самодийских регионов, в соответствии с межправительственными соглашениями, ведущими образовательными центрами Венгрии, Российской Федерации, Финляндии, Эстонии и подчеркивает, что особое внимание при этом должно уделяться эффективности использования потенциала подготовленных при этом национальных кадров.
5. Конгресс выражает обеспокоенность продолжающимся понижением уровня владения родными языками финно-угорскими и самодийскими меньшинствами и сокращением их преподавания в системе школьного образования.
Конгресс призывает:
общественные организации и движения финно-угорских и самодийских народов
Проявлять инициативу по созданию системы работы с семьёй, основываясь на традициях этнопедагогики;
Формировать позитивное общественное мнение по использованию родного языка в семье;
органы власти
Создавать условия для реализации права каждого человека на изучение и использование родного языка;
Развивать сеть школ с обучением на родном языке или преподаванием родного языка как предмета, а также изучением истории и культуры финно-угорских и самодийских народов.
6. Конгресс выражает озабоченность закрытием так называемых малокомплектных школ на территориях проживания национальных меньшинств, особенно в местах проживания малочисленных народов.
7. Конгресс поручает Консультативному комитету изучать опыт ревитализации (восстановления) языков финно-угорских и самодийских меньшинств методами т.н. языкового гнезда, т.е. организации дошкольных группв детских садах,воспитательный процесс в которых проводится на финно-угорских и самодийских языках и способствовать его распространению.
8. Конгресс считает необходимым активизировать работу по развитию терминологии на языках финно-угорских и самодийских народов.
В области культуры:
1. Конгресс отмечает регулярное проведение в Венгрии, Российской Федерации, Финляндии и Эстонии международных фольклорных, этнофутуристических и театральных фестивалей, в том числе для детей и молодёжи, а также дней родственных народов, празднования юбилейных дат и рекомендует проведение их в дальнейшем.
2. Конгресс приветствует создание финно-угорского культурного центра Российской Федерации в Сыктывкаре и Поволжского межрегионального финно-угорского культурного центра в Саранске и призывает другие страны создавать учреждения для сотрудничества с ними.
3. Конгресс обращает внимание на важность развития книгоиздания на языках финно-угорских и самодийских меньшинств, переводов произведений на эти языки, а также переводов мировой классики на финно-угорские и самодийские языки.
4. Конгресс призывает Правительства стран с проживанием финно-угорских и самодийских народов оказывать содействие учреждениям науки, культуры и образования по переводу архивных материалов на цифровые носители и обеспечение доступа к ним.
5. Конгресс считает необходимым сохранение и развитие традиционной культуры и форм хозяйственной деятельности.
6. Конгресс считает необходимым способствовать развитию этнокультурного туризма в финно-угорских регионах и странах.
В области СМИ и информационных систем:
1. Конгресс поддерживает издание общероссийской газеты Ассоциации финно-угорских народов Российской Федерации, деятельность информационных сайтов Консультативного комитета и финно-угорских центров, организацию электронной библиотеки на языках финно-угорских и самодийских народов и поручает Консультативному комитету активизировать работу по обмену информацией с целью организации и функционирования единого информационного пространства по проблемам экологии, здравоохранения, образования и культуры финно-угорских и самодийских народов.
2. Конгресс призывает государственные структуры обеспечивать развитие современных СМИ на языках финно-угорских и самодийских меньшинств, освещающие все области жизни и доступные максимально широкой аудитории.
3. Конгресс поручает Консультативному комитету оказать содействие в реализации предложений по возможному внедрению языков финно-угорских народов в широко распространенное программное обеспечение компьютерных систем.
4. Конгресс, в целях ослабления последствий территориальной разобщенности в информационной среде финно-угорских и самодийских народов поручает Консультативному комитету содействовать созданию в интернете архива радио- и телепрограмм на родных языках, а также широкому использованию современных технологий в укреплении коммуникационных связей как внутри этнических сообществ, так и между финно-угорскими и самодийскими народами.
5. Конгресс призывает усилить внимание к выпуску детской литературы и детских периодических изданий на языках финно-угорских и самодийских народов.
В области демографии, здравоохранения и экологии:
1. Конгресс поддерживает продолжение научных исследований состояния здоровья населения в регионах проживания финно-угорских и самодийских народов, влияния факторов окружающей среды, исследований в области изменения климата и по обмену информацией в данной сфере, а также проблемам семьи, материнства и детства финно-угорских и самодийских народов.
2. Конгресс поддерживает регулярное проведение международных конференций по проблемам сохранения окружающей среды, демографии и здоровья и издание нучного журнала по этим проблемам.
3. Конгресс обращается к Правительствам стран с предложением проводить ежегодный статистический учет социально-зкономических и демографических показателей по малочисленным народам и этническим группам.
Конгресс рекомендует Консультативному комитету организовать в 2010 г. международную конференцию для анализа промежуточных результатов выполнения резолюции и рекомендаций настоящего Конгресса, с широким освещением ее итогов в средствах массовой информации.
Конгресс поручает Консультативному комитету рассмотреть обращения, замечания и предложения, поступившие в адрес Конгресса.
Конгресс выражает благодарность оргкомитетам Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по подготовке и проведению V Всемирного конгресса финно-угорских народов за прекрасное обеспечение условий работы Всемирного конгресса.
7-й Всемирный конгресс финно-угорских народов, который собирается раз в четыре года, недавно завершился в Лахти. 173 делегата и более 300 наблюдателей три дня обсуждали вопросы сохранения своих родных языков и культуры, отношения с властью и недропользователями, угасание старых и появление новых диаспор. В итоге всем стало очевидно, что форум нуждается в серьезных переменах.
Напряжение и настороженность некоторых делегатов проявились уже накануне конгресса. На вроде бы стандартный вопрос о планах и ожиданиях от Конгресса, заданный за десять дней до начала форума ни один из делегатов из Финляндии, Эстонии или Венгрии не ответил. Зато из Эстонии пришло письмо с сомнениями в объективности вообще всех российских журналистов. Впервые за 30-летнюю практику столкнулась с тем, что априори фактически в непрофессионализме обвиняют только потому, что ты из России. Захотелось понять, что за люди собираются на этот конгресс от имени целых народов и почему некоторые из них так политизированы?
Восторженный сосед
Погружение в этническую тематику началось еще в поезде "Москва-Хельсинки". В Твери в купе подсел 19-летний финский парень очень сносно говорящий по-русски.
Я, конечно, финн, но мама у меня русская, - слегка растягивая слова пояснил Микаэль, - во-от проведыва-ал бабушку и родственников в тверской деревне.
Оказалось, ежегодно "проведывающий" русскую родню молодой финн учится на строителя, восхищается современной архитектурой российской столицы, а весь его телефон забит фотографиями Москвы-Сити: "Этто очень сло-о-ожно постро-оить!". Однако о том, что весь финно-угорский мир съезжается нынче в финский городок Лахти, он не слышал, а кто там будет представлять его как финна – понятия не имеет. Это насторожило – а кого же тогда представляют люди, собирающиеся на Всемирный конгресс финно-угорских НАРОДОВ?
С вопросами про форум, имя и программу выбранного ими делегата я полдня приставала к местным финнам уже в Лахти – и в шумном торговом центре, и в тихом парке на берегу озера, но ответом было лишь недоумение.
Разные подходы
Из 23 финно-угорских народов только три – венгры, финны и эстонцы живут за пределами России, остальные – подавляющее большинство – в нашей стране. Несколько месяцев назад во всех финно-угорских республиках России состоялись съезды народов, где весьма эмоционально проходили выборы делегатов на Конгресс. Поэтому с той или иной долей достоверности можно сказать, что за каждым делегатом российских финно-угров стоит энное количество соплеменников. И каково же было мое удивление, когда выяснилось, что в других странах все было совершенно иначе.
Делегат от Эстонии Айвар Руккель увидел в интернете объявление, оставил заявку и вот он уже представляет эстонцев на Всемирном Конгрессе. Айвар уверен, в его родном Пярну мало кто знает про этот Конгресс.
– Я занимаюсь этническим туризмом и надеюсь найти здесь новые контакты прежде всего в России для развития бизнеса.
Жужа Шалански делегат от венгров тоже считает, что мало кто в Венгрии знает про Конгресс. Она звонко рассмеялась на мой вопрос о том, сколько именно венгров она представляет. Их делегация формировалась из узкого круга людей, которые профессионально занимаются финно-угроведением и правозащитной деятельностью в отношении нацменьшинств, причем преимущественно за пределами родной страны.
– У нас в делегации даже были пустые места, – признается Жужа. – Мы приехали познакомиться, завязать контакты, чтобы потом вместе работать по международным грантам.
Словом, происходящее в Лахти назвать Конгрессом народов можно лишь с очень большой натяжкой, правильнее было бы говорить о Конгрессе финно-угорских национальных активистов , а это все-таки не одно и то же.
Маленькое упёртое дерево
Статус Конгрессов традиционно поднимает присутствие президентов финно-угорских стран. Однако далеко не все из них ведут себя адекватно. Президенты Финляндии и Венгрии за рамки приличий не выходили, старались говорить об общих гуманитарных проблемах, например о глобализации, которая стала вызовом сохранению этнического многообразия. Но президент Эстонии Тоомас Ильвес , которому осталось быть на своем посту месяца полтора, пустился во все тяжкие и попытался политизировать культурный форум.
Ильвес вдруг заявил, что не может спокойно наблюдать, как сырьевая экономика теснит традиционную культуру, а "снег становится красным от страданий коренных народов Сибири из-за работы нефтяных компаний".
Под конец он сравнил финно-угорские народы с маленьким, но упорным деревом. Этот забавный персонаж участвует уже в третьем по счету финно-угорском конгрессе и неизменно с антироссийской риторикой. Все это тем более странно, что в самой Эстонии масса проблем с соблюдением прав нацменьшинств и в частности с правами сето, которых там в отличие от России просто не признают за народ.
О чем грустит Маяк?
– Мечтаю, чтобы малочисленные народы, особенно те, что живут на границе не использовали в политических целях, – Хелью Маяк – делегата от сето из Псковской области этот демарш эстонского лидера явно расстроил. – Мы ведь сюда приехали общаться, а если и есть у кого проблемы, то решаем их дома. Вот нас, к примеру, как признали коренным малочисленным народом в 2010 году, так сразу программу приняли областную: автобус рейсовый в наше село пустили, сельхозтехнику закупили, дома ремонтировать начали, музей-усадьбу в порядок привели.
Делегат от финнов публицист Вилли Роппонен много лет интересуется Россией, он член ассоциации финских художников и писателей, мечтает возродить в Финляндии интерес к России через этнический туризм. Сразу заговорчески сообщил, что неподалеку в ресторане скоро собирается альтернативный конгресс, где он тоже намерен принять участие, чтобы в кругу молодежи "дискутировать более открыто и критично". По слухам из соцсетей на альтернативные финно-угорские посиделки в ресторане собрались человек 20, и не случился он не столько по причине проливного дождя, помешавшего людям добраться, сколько из-за отсутствия интереса.
В поисках формата
Михаил Васютин – представитель марийской делегации, зампредседателя правительства республики Марий Эл был на всех семи конгрессах и считает, что нынешний переломный:
– Уже невозможно больше не замечать диссонанс в разности формирования делегаций от народов. Если в России проходят выборы на съездах народов, постоянно появляются новые лица и можно говорить о развитии движения и преемственности поколений, то наши зарубежные коллеги демонстрируют противоположный подход.
Уже 24 года от них приезжают одни и те же люди. Мы давно не только все их имена знаем, но и все их позиции выучили. Причем их активность почему-то всегда направлена не на общие для всех финно-угорские проблемы, а на попытки вмешаться в дела России, словно наши народы не самодостаточны. Хотя для обсуждения наших внутрироссийских дел у нас эффективно работает Ассоциация финно-угорских народов (АФУН).
Неоправданные менторские нотки вызывали недоумение и разочарование большинства российских делегатов. Странно выглядели зарубежные доклады о якобы вытеснении в России финно-угорского населения татарами и русскими. и напротив, самые любопытные и живые практики были как раз из российских регионов. Например, уникальный опыт работы в Петрозаводске издательства на карельском языке. Вопрос, стоило ли ехать за границу, чтобы услышать своих, звучал в кулуарах постоянно.
И все же стоило! Хотя бы для того, чтобы лишний раз убедиться, как мощно и по-разному развиваются сегодня финно-угорские народы в России, как сохраняют свою самобытность не на словах, а на деле. Почти все российские делегаты с гордостью надели национальные костюмы на открытие, а вот зарубежные финно-угры в большинстве своем словно стеснялись народной одежды, предпочитая дополнить обычный европейский костюм небольшими этническими деталями – брошками, платками, налобными ободками.
Смена лидера
6 сроков подряд – 24 года должность председателя консультативного комитета финно-угорских народов занимал ветеран национального движения коми Валерий Марков . Конгресс поблагодарил его за работу, а он после признался, что и не ожидал, до каких размеров разрастется скромная инициатива возникшая в далеком 1992 году в Сыктывкаре, когда опять же наши российские финно-угры впервые предложили собраться и посмотреть друг на друга родственным народам.
– Безусловно, сама форма конгресса должна меняться, – считает Марков.
Как именно – это большой вопрос, кто-то видит будущее конгресса, как консультативную площадку для профессиональных экспертов. Другие чуть ли не надпарламентской организацией. А вот воплощать задумки теперь уже будет новый председатель консультативного комитета финно-угорских народов – Татьяна Клеерова из Союза карельского народа. Она тоже ветеран движения, четверть века в национальном активе и настроена весьма оптимистично, считает, что самое главное для движения постоянно …меняться, а каждому народу сохранять самобытность в своей стране и не только беречь традиции, но и создавать на их основе что-то новое.
Насколько быстро и во что именно сможет модифицироваться конгресс сегодня сложно сказать, однако точно известно, что Восьмой по счету Всемирный конгресс финно-угорских народов соберется в 2020 году в эстонском Тарту.
Маргарита Лянге
Президент Гильдии межэтнической журналистки
В венгерском селе Искасентдёрдь завершилось заседание Консультативного комитета финно-угорских народов (ККФУН) в новом составе под руководством председателя Татьяны Клееровой . Этой информацией в своем аккаунте в социальной сети Facebook поделился саамский общественник Андрей Данилов .
VII Всемирный конгресс финно-угорских народов. Фото Ишкиной Натальи.
Встреча была организована при поддержке Венгерской национальной организации Всемирного конгресса финно-угорских народов и Министерства человеческих ресурсов Венгрии.
Повестка дня включала в себя обсуждение нескольких вопросов. Прежде всего были подведены итоги VII Всемирного конгресса финно-угорских народов, прошедшего с 15 по 17 июня в городе Лахти, в работе которого также принимала участие делегация саамов из Мурманской области. Итак, общее число участников Конгресса, включая экспертов, составило 550 человек. Это были представители 22 народов, из них 161 делегат, 270 наблюдателей, а также 27 переводчиков и волонтеры. В настоящее время идет верстка печатного финноязычного издания материалов Конгресса, далее будут изданы материалы на русском и английском языках. Всего будет подготовлено 1000 изданий, работа завершится до конца 2016 года.
Еще один вопрос, который рассмотрели участники, касался сотрудничества ККФУН с ООН и другими международными организациями. Проект концепции такого сотрудничества представил приглашённый эксперт Алексей Цыкарев
(Петрозаводск). На заседании было принято решение ее принять с поправками, была подчеркнута важность участия финно-угорских народов в мероприятиях, организуемых ООН. Так, среди них были особо отмечены экспертный семинар «Права коренных народов на культурное наследие, с фокусом на роль женщин в передаче языка и культуры» (март этого года в Финляндии), 10-я сессия Экспертного механизма ООН по правам коренных народов (июль, Женева). Кроме того, в сентябре будет отмечаться 10-летие Декларации ООН о правах коренных народов - к этой дате также возможна организация каких-либо событий в регионах.
Участники заседания также обсудили тему «Язык и культура финно-угорских народов в свете современных демографических процессов». С докладами выступили Алексей Конюхов
(Коми), Гизелла Сабомихай
(представитель венгерского народа, проживающая в Словакии), а также Янош Пустай
(Венгрия).
Особо было подчеркнуто, что язык может сохраняться и развиваться, только если всесторонне используется в быту, школе, магазине, культурной жизни, политике, на местах работы. Участники отметили следующую тенденцию: даже в национальных республиках требования народов к знанию своего родного языка снизилось, происходит переход на изучение облегченного варианта языка, национальные языки автоматически уходят на второй план. Важно создавать мотивацию внутри самого региона. «Под язык надо подкладывать мотив. Если, например, на работе люди будут вынуждены использовать национальный язык, то ситуация будет меняться. Необходимо перенастраивать народ, переключаться в отрасль экономики», - подчеркнул Алексей Конюхов. Татьяна Клеерова добавила, что в настоящее время одним из вариантов использования национального языка на рабочем месте может выступить такой вид отрасли, как этнотуризм.
Кстати, подобная ситуация наблюдается не только в финно-угорских регионах России. Представитель квенов отметил, что родители квенов также не говорят со своими детьми на родном языке, предпочитая язык титульной нации.
На встрече прозвучало еще одно важное предложение - вернуть национальный региональный компонент в государственные стандарты образования.
Кроме того, на заседании был рассмотрен план работы ККФУН на 2017 год. Предложено включить в план работы ККФУН минимум по одному проекту или мероприятию от каждого народа по развитию языка, культуры, населенного пункта. Предложения необходимо представить до 15 декабря.
Татьяна Клеерова представила информацию о сотрудничестве в области финно-угорских СМИ. 20‒21 сентября в Петрозаводске прошел Международный финно-угорский медиа-форум «Финно-угорский мир. Фокус Карелия». В рамках форума состоялась короткая встреча Татьяны Клееровой с группой журналистов из Республики Коми.
По ее итогам Генеральный директор АО «Коми республиканский телевизионный канал» А.Ю. Кузнецов обратился с письменным предложением к Консультативному комитету финно-угорских народов рассмотреть вопрос о возможности заключения соглашения между телеканалом и ККФУН, а также оказания содействия в направлении развития партнерских взаимоотношений с телерадиокомпаниями финно-угорских регионов России.
На заседании ККФУН была отмечена важность обмена телепрограммами на территории финно-угорского пространства.
Министерство образования Российской Федерации
Удмуртский государственный университет
Высший колледж социально-политических наук
Кафедра новой и новейшей истории и международных отношений
Дипломная работа
Всемирный конгресс финно-угорских народов
в системе региональных международных отношений.
Научный руководитель:
Работа допущена к защите ________________
Заведующий кафедрой ___________________
Ижевск 2001
Введение …………………………………………………………………………… | 3 |
Глава 1 I Всемирный конгресс финно-угорских народов..…………………….. | 6 |
1.1 Предпосылки создания конгресса финно-угорских народов ……………… | 6 |
1.2 I Всемирный конгресс финно-угорских народов …………………………… | 13 |
Глава 2 II Всемирный конгресс финно-угорских народов ……………………… | 16 |
2.1 Секция политика ………………………………………………………………. | 17 |
2.2 Секция экономики …………………………………………………………….. | 18 |
2.3 Секция культуры ………………………………………………………………. | 19 |
2.4 Секция здравоохранения, демографии, экологии и охраны детства,
молодежи и семьи ………………………………………………………………… |
20 |
2.5 Секция СМИ …………………………………………………………………… | 21 |
2.6 Секция молодежи ……………………………………………………………… | 21 |
Глава 3 III Всемирный конгресс финно-угорских народов …………………….. | 25 |
3.1 Секция – политика ……………………………………………………………. | 25 |
3.2. Секция - культура и образование ……………………………………………. | 31 |
3.3 Секция - экология и здравоохранение ……………………………………….. | 39 |
3.4. Секция - медна и информационные системы ……………………………... | 39 |
4 Заключение ………………………………………………………………………. | 42 |
5 Примечание к введению ………………………………………………………… | 45 |
6 Примечание к Главе 2 …………………………………………………………… | 46 |
7 Примечание к заключению …………………………………………...………… | 47 |
8 Библиография ………………………………………………………………….. | 48 |
9 Приложение 1 ………………………………………………………………….. | 49 |
10 Приложение 2 ………………………………………………………………… | 52 |
Введение
На рубеже веков и тысячелетий в жизни человечества происходит большая переоценка ценностей.
Что-то уходит в безвозвратное прошлое, а то, что раньше находилось в тени, было в забвении, выходит на первый план. Подобные слова относятся ко всем сферам жизни современного общества; это и личная жизнь отдельных людей и общественная жизнь целых народов. В быстро меняющемся мире каждый народ стремится и сохранить себя и в то же время ищет основу сближения с другими народами. Этой основой для финно-угорских общества является языковое родство, т.к. все эти народы входят в одну финно-угорскую языковую семью.
Почему именно финно-угорские народы? Прежде всего, потому что автор этого диплома живет в Удмуртии; потому что мне не раз приходилось бывать на международных слетах старшеклассников финно-угорских народов (1995, 1996 гг) и поэтому я видела воочию как устанавливаются связи между такими, на первый взгляд разными представителями народов, как венгры и коми, финны и удмурты.
Каждый человек имеет право на свой родной язык и собственную культуру . Это закреплено и гарантируется международными конвенциями, что особенно актуально для малочисленных народов, живущих разобщено, т.е. относится и финно-угорским народам.
Думаю, что ни для кого не является секретом, что финно-угорские народы проживающие на территории Российской Федерации в силу ряда исторических, социально-экономических, территориальных, психологических факторов находятся в достаточно тяжелом положении. Практически все имеют отрицательный коэффициент прироста населения; количество людей, говорящих на своем родном языке сокращается; забываются старые традиции . Этот список можно продолжить и далее, однако, я думаю, становится понятным, почему народы финно0угорской языковой общности, вполне осознавая угрозу для своей самобытности, сочли необходимым интегрировать и сообща противостоять угрозе забвения своих языка и культуры.
Начинались все эти процессы с международных конференций финно-угроведов в 1960 году. Они способствовали расширению взаимодействия между народами и углублению знаний окружающего мира об этих народах . Начиная с 1985 года прошли многочисленные научные и политические мероприятия и исследования, посвященные анализу положения финно-угорских народов – экономического положения, демографии, языковой ситуации, правового статуса этих народов . А с 1992 года финно-угорские общественные организации начали вести активную деятельность, что подтверждается созданием Ассоциации финно-угорских народов (АФУН), проведением I съезда финно-угорских народов РФ. Целями и задачами этих мероприятий являлось консолидация усилий и координация действий финно-угорских народов в борьбе за выживание, возрождение, дальнейшее развитие .
В наши дни финно-угорское движение вышло на международный уровень. Консультативный комитет финно-угорских народов принимает участие и проводит сам многие международные мероприятия с целью обсуждения языковых, культурных и иных проблем народов .
Хотелось бы отметить отсутствие каких-либо серьезных исследований на тему о финно-угорском движении, его влиянии на жизнь финно-угорского общества.
В основном печатаются сборники документов, принятых на тех или иных съездах, конференциях и прочих мероприятиях; декларации, резолюции, уставы, а также доклады и выступления участников этих мероприятий. В данной работе использовались также отчеты различных обществ и отчет консультативного Комитета финно-угорских народов о проделанной работе.
Методологическую основу работы составили доклады участников конгресса, сборники документов; отчеты различных обществ и Консультативного Комитета.
Первая глава базируется на исследованиях Куликова К.И., Перевозчикова Ю.А., а также сборнике документов о Первом Всемирном конгрессе финно-угорских народов и ряде статей-откликов об этом событии. В основу второй главы легли исследования д-ра Нановски Д., а также Отчет Консультативного Комитета финно-угорских народов за 1996-2000гг. А третья глава основывается на резолюции Ш конгресса финно-угорских народов, и различных документов с этого мероприятия.
Цель
В данной работе поставлены следующие задачи: проследить предпосылки формирования финно-угорского движения, создание, проведение и результаты всех трех Всемирных Конгрессов финно-угорских народов, а также роль и достижения этого мероприятия для современного финно-угорского общества. Поставленными задачами соответствует структура работы, состоящая из введения, трех глав и заключения.
1 Глава 1
I Всемирный конгресс финно-угорских народов
1.1 Предпосылки возникновения конгресса финно-угорских народов
Рубеж XX - XXI веков является периодом невиданных в истории России преобразований, которые по праву можно назвать чрезвычайными. Происходит смена одной общественно-политической и экономической формации другой, осуществляется острейшая борьба противоположностей, схватка нового со старым, прогресса с регрессом, революционного с контрреволюционным. В эту схватку помимо воли и желания вовлекаются огромные массы людей, целые народы. При этом не все народы, прежде всего относящиеся к финно-угорскому сообществу, обладают критической массой сопротивления, чтобы выстоять и оградить себя от этого разрушительного процесса.
Причиной этого своеобразия Финно-угорских народов России является то, что они имеют ряд специфических этнополитических и этнокультурных признаков, сложившихся в ходе исторического развития и обуславливающих их особое положение в российском обществе в современных условиях.
1. Эти народы входят в одну этноязыковую общность, имеют общие черты быта, культуры, одинаковый уровень социально-экономических;
2. В течение длительного периода они испытывали воздействие политических, военных, социально-экономических и других факторов со стороны внешних сил, прежде всего русского феодально-монархического колониального владычества (XVI-XX вв.). Естественный ход их общественно-политического развития был нарушен почти одновременно русской колонизацией, деформировавшей внутренние процессы зарождения раннеклассовых отношений и насильственно насадившей русский вариант феодализма;
3. В дореволюционной России они не имели собственных административно-политических и культурных центров, будучи совершенно отчужденными от системы власти, не накопили опыта государственного управления;
4. Эти народы в абсолютном большинстве своем до начала XX в. были земледельческими.
5. Общим для всех этих народов было то, что они не смогли выработать консолидирующую национальную идеологию, создать силы национальной интеллигенции и дворянства;
6. ПослеОктябрьской революции процесс самоопределения и создания государственности этих народов также имел специфические особенности: он был обусловлен в большей степени не самими народами, а внешними силами. Национально-государственное строительство этих народов с самого начала было направлено на создание недоразвитых государств в виде автономных областей и округов, которые по правовому статусу совершенно не отличались от других административно-территориальных образований. Программной целью государственных образований финно-угорских народов было не фактическое самоопределение, а возмещение ущерба, нанесенного их историческому развитию царским режимом, выравнивание культурного и экономического уровней развития коренного населения с русским. Разница уровня развития по сравнению с русским, также особо не отличающимся высокой степенью, у этих народов была настолько вопиюща, что являлась позором России перед цивилизованным миром.
В августе 1996 года в Будапеште, когда Венгрия отмечала 1100-летия обретения новой родины, состоялся II Всемирный конгресс финно-угорских народов. В работе конгресса принимало участие уже 18 делегаций народов . Атмосфера, царившая на этом конгрессе в те 4 дня (16-21 августа 1996 г), показала, что финно-угорское движение существует в организационной форме, что оно не только не потеряло своей актуальности, но приобрело новых сторонников и последователей (на II конгрессе приехало уже 18 делегаций, тогда как на I Конгрессе работало 16). Если дальше проводить параллели между двумя конгрессами, то, несомненно, надо отметить тот факт, что в Будапеште, помимо пленарного заседания была организована работа секций, для того, чтобы как можно большее количество участников смогло принять участие в работе конгресса.
Работу конгресса открыл президент Венгерской республики Арпад Генц, который в своем выступлении выпазил радость оттого, что видит на этом конгрессе такое количество старых знакомых, с которыми он встречался не только в Венгрии, ни и во время своего официального визита в Республики Мордовии, Марий Эл, Удмуртии, Коми, а также в Ханты-Мансийский автономный округ в июле 1993 года. Кроме того, Арпад Генц отметил, что время работает против малых культур, поэтому совершенно необходимо, используя новые возможности обновленной России, эти культуры сохранить. Президент заявил, что с одной стороны, является осуществление контроля над выполнением принятых соглашений и требования их полного осуществления. А с другой стороны, Россия должна сформулировать позитивные формы и способы сотрудничества для руководства республик и автономных округов, в которых проживают финно-угорские народы. Поприветствовав и пожелав успешной работы участникам конгресса Арпад Генц передал в дар ВУЗам, работающим в финно-угорских республиках в Российской Федерации, спутниковые антенны.
На следующий день, 17 августа, началась непосредственная работа конгресса. Всего было организовано 6 секций, где обсуждали различные проблемы, выслушивали предложения и принимали решения касающиеся политики, экономики, культуры и образования, СМИ, информационных систем, а также демографии, здравоохранения, охраны окружающей среды и сотрудничества молодежных движений и организаций.
Секция политика
В работе секции политики приняло участие около 100 человек. Выступили представители различных движений финно-угорских народов, различных политических и культурных организаций, депутаты парламента . Очень многие делегаты из Российской Федерации были представителями своих народов в различных органах власти. Они отчитывались о том, какие общественные движения действуют у них дома; какая взаимосвязь существует у них с другими движениям и как происходит диалог с местной верховной властью.
Говорилось на заседаниях секций также и о нынешних возможностях и перспективах жизни финно-угорских народов . Особенно учитывалось то, что процесс демократизации в России принял глобальный характер , поэтому в ходе перестройки необходимо в полной мере обеспечить государственный суверенитет и учитывать те правовые субъекты, которые представляют финно-угорские народы .
В своих докладах и отчетах выступавшие из Российской Федерации давали разные оценки различным явлениям. Однозначно позитивно оценивалось развитие национального самосознания и самоопределения, формирование общественный организаций различных финно-угорских народов, а также активное участие в разработке постановлений и других политических и экономических решений, которые определяют политическое, правовое и экономическое положение финно-угорских народов.. Однако не все появившиеся возможности воплотились в жизнь. На заседаниях секции говорилось о том, что финно-угорским народам придется и впредь сталкиваться с серьезными трудностями, потому что очень много вопросов осталось не решенными.
Прежде всего это то, что многим финно-угорским народам, поскольку они представляют меньшинства, не удалось самостоятельно и в нужной форме определить свой политический и правовой статус. Необходимо взять на себя ответственность за то, чтобы эти вопросы рассматривались и решались государством соответствующим образом.
Конституция РФ распространяется на все народы, но не детализирует этот вопрос. В то же время большинство финно-угорских народов создали свои конституции, в которых учитываются и международные правила и стандарты, говорилось о важности сохранения своего языка и культуры и отмечается, что должны быть обеспечены условия их сохранения и развития. Но на уровне РФ такого рода законодательства не действует, поэтому на заседаниях говорилось о том, чтобы подобного рода законодательства учитывались.
Кроме того, политическая секция обсудила проблемы финно-угорских диаспор и проблемы финно-угорских народов не имеющих ни автономных округов, ни республик.
Учитывая все эти сложности, в очередной раз говорилось, что очень важным для защиты политических интересов финно-угорских народов является такое сотрудничество и поддержка, каким являются проходящие конгрессы и деятельность Консультативного Комитета между ними.
Секция отметила серьезную помощь Финляндии и Эстонии в подготовке специалистов финно-угорских народов, живущих в РФ и диаспорах . В соответствии с просьбой их представителей секция предложила конгрессе обратить внимание на проблемы ингерманландских финнов .