Весна поурочный план. Открытый урок по тема "Весна
Цель: на основе наблюдения и представления раскрывать и распознавать признаки
начала весны.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять и систематизировать знания детей об изменениях в природе с приходом весны.
- Закреплять умения отвечать на вопросы распространёнными предложениями.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать навыки связной монологической и диалогической речи, активизировать словарь по теме «Весна»; работать над интонационной выразительностью речи; развивать эмоциональную сферу через игровые моменты;
- Коррегировать память, логическое мышление, зрительное внимание.
- Развивать креативные способности через оживление весенней картины; развивать умения работать в парах и самостоятельно; корригировать слуховое и зрительное восприятие при работе с иллюстрациями, при составлении осколочной картинки.
Воспитательные:
- Прививать эстетические чувства, учить замечать красоту ранней весны.
- Воспитывать интерес и любовь к родной природе, бережное и внимательное отношение к ней.
Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.
Оборудование: презентация, детские рисунки и иллюстрации на тему «Весна», плакат «Образ Весны», аудиозапись «Звуки весны», конверты с заданиями, карточки с напечатанными предложениями, осколочные картинки, картина, изображения солнца, неба, ручья, птиц, букет вербы, разноцветные ленточки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1) Вводный момент.
Мы урок начнём с разминки,
Выпрямляем свои спинки.
На носочках потянулись,
Вправо-влево повернулись
И друг другу улыбнулись,
Раз, два, три, четыре, пять -
Урок пора нам начинать.
- Ребята, вы заметили, что у нас сегодня урок не совсем обычный. У нас - гости. Давайте посмотрим на наших гостей, поздороваемся с ними…
- И начнём дружно и плодотворно работать. Готовы? Тогда тихонько занимаем свои места.
Какое сегодня число?
Какой день недели?
Какой урок? Какой урок по счёту? (ответы детей)
2) Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.
Рассмотрите картинку.
Запомните, что на ней изображено. (Картинка убирается.)
Кто изображен на картинке?
Где сидела птичка? Сколько было птичек?
Что было нарисовано рядом с ёжиком?
Что было нарисовано на голове снеговика?
Снеговик весёлый или грустный? И т. д.
II. Введение в тему.
Как вы думаете, картинка, которую вы рассматривали, к какому времени года относится? Почему? Кто считает по-другому?
Какие времена года вы знаете?
Какое сейчас время года?
Какое время года было до весны?
Какое время года наступит после весны?
Перечислите все времена года по порядку, начиная с весны.
Какой месяц начинает весну?
А какой месяц завершает?
Назовите весенние месяцы.
Назовите самые заметные признаки наступления весны (ответы детей).
Кто догадался, о чём сегодня будем говорить на уроке?
Верно, сегодня мы с вами будем говорить о весне, замечательном и прекрасном времени года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна.
II
I
. Сообщение темы урока.
1. Тема нашего урока: «Весна наступает»
(Включается аудиозапись «Звуки весны».)
Весна приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт -
В лесу подснежник расцветёт.
Шагает красавица.
Легко земли касается.
Идёт на поле, на реку
И по снежку, и по цветку.
- Какие звуки весны вы услышали? (голоса птиц, шум ручья)
(Вывешивается плакат «Образ весны».)
- Посмотрите, какая она красавица!
- Весна пришла к нам не с пустыми руками, она приготовила для вас много разных сюрпризов и интересных заданий. Готовы к весенним испытаниям? Ну что, тогда вперёд - за сюрпризами и новыми знаниями!
2. Речевая разминка.
Ра-ра-ра - нам весну встречать пора.
На-на-на - в гости к нам идёт весна.
Не-не-не - очень рады мы весне.
3. Наблюдение над интонацией.
Ребята, а вы рады весне? Покажите, как вы рады весне. Сообщите мне эту новость радостно!
Весна наступает
Как произнесёт это предложение медведь-лежебока, который только что пробудился от долгого зимнего сна и не верит, что пришла весна?
- Какой знак вы поставите в конце предложения?
Как произнесут эту фразу цветочки, которые соскучились по яркому тёплому солнышку?
- Какой знак поставим?
А как произнесёт человек, которому безразличен приход весны?
- Какой знак поставим?
- Итак, в конце одного и того же предложения можно поставить разные знаки, в зависимости от того, с какой интонацией мы его произнесем.
- А какой, ребята, знак вы хотите, чтобы я оставила? Почему?
- А вы весну с зимой не перепутаете? Проверим.
4. Игра.
Зима ушла, весна…
Зима холодная, весна…
Зимой сугробы высокие, весной…
Зимой солнце морозит, весной…
Зимой снег чистый, весной…
I
V
. Изучение нового материала.
1. Вступительная беседа.
- Наступила весна. Три долга у весны, три завета. Первый - тьму зимнюю одолеть, с этим март справляется. Второй - снег согнать, землю разбудить и отогреть, для этого апрель ее из ручьев теплой водой отпаивает. Третий долг - теплую землю в зелень убрать - достается маю, который лес наряжает, лето в гости ожидает.
2. Знакомство с весенними месяцами.
- Март
- первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, потихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна.
- Апрель
- второй месяц весны, месяц последнего снега. Про апрель говорят, что это пора большой воды. Кругом появляются лужи и первая молодая травка.
- Май
-
третий месяц весны, месяц зелени. Зеленеет, цветёт и веселится всё в природе. Прилетают последние птицы, вьют гнёзда и высиживают птенцов.
3. Весенняя физкультминутка (под музыку).
4. Работа в парах.
Мы с вами говорили о весенних признаках.
А теперь попробуем выделить основные признаки весны и расставить их в нужном порядке.
Возьмите карточки. Прочитайте и зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.
(Дети работают по карточкам в парах)
Карточка № 1.
Стало холоднее. Стало теплее
Образовались проталины. Земля покрылась снегом.
День уменьшается. День прибавляется.
Река замерзает. Лёд на реке тает.
Листья распускаются. Листья желтеют.
Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.
Тает снег и лёд.
Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2?
Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День прибавляется и становится теплее)
А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)
Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны - проталины; снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твёрдая плотная корка - наст; начинает таять снег - половодье: река переполняется водой, выходит из берегов - наводнение, которое приносит много бед)
Скажите, как наступление весны влияет на живую природу: птиц, растения и т. д. (прилетают первые птицы, на деревьях набухают почки).
А какие птицы прилетают первыми? Отгадайте.
По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица.
Взад-вперёд по полю вскачь,
А зовётся птица ……………(ГРАЧ).
Грачи - перелётные птицы. Грачи возвращаются в родные места первыми, едва начинает таять снег. С громкими и радостными криками «гра-гра-гра» осматривают старые гнёзда, ремонтируют их и вьют новые по несколько на одном дереве. Грачи - самые дружные и общительные птицы.
Какую пользу приносят грачи?
Эти птицы очень полезны человеку, так как они уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах. Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей.
А что же происходит с деревьями?
Деревья пробуждаются от зимнего сна, разогретые солнышком, наполняются соками. Почки на деревьях набухают, становятся больше, толще. Появляются первые клейкие зелёные листочки.
(Наблюдения за веточками берёзы).
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа по восстановлению деформированного текста.
- А сейчас ещё один весенний сюрприз. У вас на партах лежат конверты. Эти конверты для вас. Откройте их.
- Подул тёплый весенний ветер и разбросал все слова в предложениях, спутал картинки.
Ваша задача собрать их в первоначальный вид.
2 класс. Составить «весеннюю» осколочную картинку.
4 класс. Восстановить деформированные предложения.
Светит яркое солнце. По небу бегут голубые облака. На деревьях набухают почки. Из тёплых стран прилетают птицы.
Вырос высокий цветок на поляне,
(запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(развести пальцы рук)
Всем лепесткам красоту и питанье
(ритмично двигать пальцами вместе-врозь)
Дружно дают под землей корешки.
(ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)
3. Работа в тетрадях.
4 класс. Запись рассказа о весне.
2 класс. Работа по оживлению картины.
Лексическое упражнение «Подберём подходящие слова»
- Весне очень понравилось, что вы так много о ней знаете. Теперь весна уверена, что вы сможете помочь ей оживить картину. Разбудить ее после зимней спячки.
Посмотрите, что вы видите на картине? (Деревья, кусты, скворечник).
(Учитель выставляет картину. По ходу урока после ответов детей на картине появляются изображения солнца, неба, ручья, птиц).
- Чего, ребята, не хватает на нашей картине? (Неба. Ответы детей полным предложением).
Небо какое? (Чистое, голубое, ясное, высокое)
Чего ещё не хватает на нашей картине? (Солнца)
Солнышко какое? (Подбор детьми эпитетов: яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, оранжевое, доброе, весеннее)
- Вот сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко».
- Весной солнце что делает? (Светит и греет).
- Засияло солнышко, одарило нашу землю теплом. А что же стало со снегом? Какой стал снег? Давайте подберем слова-определения к слову снег (Грязный, серый, рыхлый, липкий, холодный).
- Тяжко находиться снегу под теплыми лучами солнца.
- Снег что делает? (Тает и превращается…) Во что же превратился снег?
- И побежал весенний ручеек.
- А что можно сказать про ручеек, какой он? (Быстрый, журчащий, голубой, разговорчивый, холодный, бурлящий, звонкий, прозрачный, глубокий.)
- Что делает ручеек? (Бежит, радуется и приговаривает: «Весна пришла!»)
- Ребята, мне кажется, что нашей весенней картине кого-то не хватает. А кого - не могу понять! Может вы подскажете? (Птиц)
Птицы какие? (Заботливые, весёлые, поющие, радостные)
Птицы что делают? (Возвращаются, радуются, поют, летают, вьют гнёзда)
А как называется эти кустики? (Верба)
Верба
- один из самых древних символов весеннего возрождения природы, жизненной силы, здоровья и быстрого роста. Верба считается оберегом от стихийных бедствий, от града, вихря, грома, бури. В славянском фольклоре вербу очень ценят, из нее делали музыкальный инструмент, дудочку, по приданию который мог развеселить самого грустного человека, заставить его танцевать.
VI. Рефлексия
. Подведение итогов.
- Сегодня, у нас состоялся настоящий праздник.
- О каком времени года говорили?
- Назовите весенние месяцы.
- Посмотрите, какая красивая у нас ваза с веточками вербы. Давайте нарядим нашу вербу ленточками, если вам все понравилось, у вас все удалось, украсьте веточку красной
ленточкой. А если нет, считаете, что нужно еще работать, у вас были какие - то трудности во время ответов, то завяжите зелёную
ленточку. (Дети выполняют задание) - Я вижу, что веточки стали очень нарядными.
- Вы все молодцы! Активно работали на уроке, не ленились, отвечали на все вопросы, справились со всеми весенними заданиями.
За вас весна сегодня рада!
За труд вас всех благодарит!
И днями солнечными, тёплыми
Вас непременно одарит.
Открытый урок по тема "Весна. Приметы ранней весны."
Цель: создание благоприятных условий для целостного восприятия, представления о явлениях ранней весны и повышения речевой активности детей в различных видах деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное специальное /коррекционное/ образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Рубцовская специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа-интернат №1 VIII вида»
Урок по предмету
« »
Тема: Весна. Приметы ранней весны.
Составила учитель
Мокрякова Татьяна Яковлевна
Рубцовск – 2014
План урока по предмету
« Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности »
в классе для детей со сложной структурой дефекта четвёртого года обучения
Тема: Весна. Приметы ранней весны.
Цель:
Создание благоприятных условий для целостного восприятия, представления о явлениях ранней весны и повышения речевой активности детей в различных видах деятельности.
Образовательные задачи:
Расширять представления детей о характерных признаках ранней весны;
Учить связно и последовательно составлять рассказ по наглядной модели-схеме.
Коррекционные задачи:
Развивать устную связную речь, слуховое внимание;
Обогащать чувственный опыт ребёнка;
Развивать мелкую моторику, выразительность движений.
Воспитательные задачи:
Воспитывать инициативность, самостоятельность, эмоциональный отклик на увиденное, услышанное.
Словарь: проталины, капель, почки – набухают, лопаются.
Методы и приемы:
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;
Беседа с элементами изобразительной деятельности;
Использование дидактических пособий и наглядного материала;
Практическая деятельность;
Использование литературных произведений в динамических паузах, физминутках, пальчиковых играх;
Имитация игры, связанная с игровой передачей настроения;
Оборудование:
У учителя:
Запись «звуки весны»,
Сосуд с питьевой водой,
Пластиковые одноразовые стаканчики,
Поднос с тающим снегом, землей и растением с почками,
Модель-схема,
Сюжетные картинки «капель», «проталинки», «ручей»,
У детей:
Солнышко,
Прищепки,
Разрезная картинка «Весна» (индивидуальная работа)
Предварительная работа:
Наблюдение за изменениями в природе на экскурсии,
Сравнение происходящего в природе зимой и ранней весной.
Литература:
- Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида/ под ред. В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2010 – 191с.
Методическая литература
- Кудрина С.В. Программно-методическое обеспечение к уроками «Окружающий мир» 1-4 классы коррекционной школы VIII вида.
Ход урока
I. Организационный момент
Какой по счёту урок мы начинаем?
Как называется наш урок? (Наш урок называется развитие речи.)
Чему вы учитесь на уроках развития речи? (Мы учим наблюдать за погодой, правильно составлять предложения, рассказы.)
Какое время года идёт? (Время года весна.)
Какой месяц весны идёт? (Месяц весны март.)
Речь с движением
Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы весну встречать. (дети шагают на месте)
Весна – красна, иди скорей! (хлопают в ладоши)
Землю солнцем обогрей!
От времени года зависит погода. (поднимают вверх указательный палец, произносят с назидательной интонацией)
Какая сегодня погода? (Сегодня солнечная, тёплая погода.)
II. Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке мы повторим приметы ранней весны.
Будем учиться составлять рассказ о весне.
III. Работа по теме
На доске модель- схема «Зима»
1 . Работа по сюжетной картине (модель-схема)«Зима»
Какое время года изображено? (Изображено время года зима)
Почему? (На земле лежит снег, деревья стоят без листьев.)
2. Составление весенней картинки.
Мы сейчас с вами зимнюю картинку превратим в весеннюю.
Учитель на картину (модель-схему) вешает солнце.
Что происходит весной, когда пригревает солнышко? (Когда пригревает солнышко тает снег, бегут ручьи.)
Учитель вешает проталины, ручей.
А ещё, что происходит, когда пригревает солнышко? (появляются сосульки на ветках деревьев, на крышах домов)
Учитель вешает картинку «дом, с крыши дома свесилась сосулька».
Физминутка «Сосулька»
Кап-кап-кап, - капель звенит,
(Ритмично хлопают в ладоши)
Словно с нами говорит.
(Ритмично хлопают ладоням по ногам)
Плачут от тепла сосульки,
И на крышах талый снег.
(Собирают «слёзы» в ладошку)
А у всех людей весною
Это вызывает смех
(Поворачиваются вокруг себя).
Но что я слышу? Мне кажется, подул весенний ветер.
Логоритмика «Ветер»
Мы подуем высоко: ш-ш-ш встать на носочки, поднять руки вверх
Мы подуем низко: ш-ш-ш присесть
Мы подуем далеко: ш-ш-ш вытянуть руки вперед
Мы подуем близко: ш-ш-ш поднести ладони ко рту
На нашей картине ещё прохладно.
Но солнышко будет греть и что станет с деревьями? (На деревьях набухнут почки.)
Учитель на приготовленных веточках показывает почки.
Какие почки? (Почки маленькие, клейкие)
Учитель предлагает детям на картине из клейкой бумаги к веткам дерева прикрепить «почки».
Посмотрите, какая весенняя картина у нас получилась.
Если бы картина могла пахнуть, какие запахи мы бы почувствовали?
(Учитель предлагает детям закрыть глаза, и подносит к лицу каждого ребенка поднос с тающим снегом, влажной землей, цветущим растением (листочками). Дети нюхают снег, землю, цветы. Учитель предлагает детям открыть глаза и рассказать о своих ощущениях).
Вы почувствовали, чем пахнет весна? (Почувствовали запах тающего снега, мокрой земли, свежести) .
А какие звуки у весны?
Учитель предлагает детям послушать на записи звуки весны.
Что вы услышали?
(Журчание ручья, капель, треск льда в лужах, щебет птиц…)
Учитель предлагает детям попить воду из ручейка
Дети подходят к столу, где стоит кувшин с водой и стаканчики. Учитель поясняет, что эту воду он зачерпнул из ручейка. Раздаёт детям стаканчики и наливает в них воду. Дети пьют ее.
Расскажите, какая вода в весеннем ручейке. (Вода в ручейке холодная, свежая, вкусная).
Верно. Только запомните, что пить воду можно только из волшебного ручья. В лесу воду из ручья нужно сначала кипятить.
3. Составление рассказа по получившейся картине
Послушайте, какой рассказ у нас получился о весне.
Запомните, чтобы повторить его.
Наступила весна. Солнце ярко светит. Снег стал таять. Появились лужи, ручейки. На крышах висят сосульки. На деревьях набухают почки. Радостно весной!
Свой рассказ учитель сопровождает показом на картине (модели-схеме).
Кто из вас попробует составить рассказ по картине?
Ответы детей.
IV. Закрепление
О каком времени года мы составляли рассказ? (Мы составляли рассказ о весне)
Сейчас проверим, все ли дети запомнили приметы весны.
4. Игра «Подскажи словечко»
Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу… (проталинки)
Что такое проталинки? (оттаявшие от снега участки земли)
Рад весне братишка Саша
И собака рада Жулька.
На припёке, с крыши нашей
Утром свесилась … (сосулька)
Что такое сосульки? (Замёрзшая вода, которая свисает с крыш домов, с веток деревьев в виде морковки)
Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает … (капель)
Что такое капель? (Тают сосульки и капают)
Когда бывают проталинки, сосульки, капель? (Проталинки, сосульки, капель бывают весной)
5. Стихотворение с движениями «Весна»
Дети встают из – за парт, строятся в круг.
Улыбаются все люди
(Идут по кругу).
Весна, весна, весна!
Она везде, она повсюду
Красна, красна, красна!
(Поднимают руки над головой и ритмично хлопают в ладоши)
По лугу, лесу и полянке
(Ритмично шагают на месте.)
Идет, идет, идет!
На солнышке скорей погреться
(Взмахивают обеими руками к себе.)
Зовет, зовет, зовет!
И в ручейке лесном задорно
(Ритмично щелкают пальцами.)
Звенит, звенит, звенит!
По камушкам в реке широкой
(Потирают ладони.)
Журчит, журчит, журчит!
Разносит запахи повсюду
(Делают из пальцев «бутон».)
Цветов, цветов, цветов!
И все живое сразу слышит
(Прикладывают руку к уху.)
Весенний звон!
(Хлопают в ладоши.)
V. Итог
О чём мы говорили на уроке? (Мы на уроке говорили о весне.)
На память об этом уроке мы с вами что-то сделаем.
Что у вас лежит на парте? (На парте лежит солнышко.)
Чего у него не хватает? (У него нет лучиков.)
Сделайте лучики из прищепок.
Учитель показывает.
Какое солнышко у вас получилось? (Солнышко получилось весеннее, весёлое).
О каком времени года вы учились составлять рассказ? (Мы учились составлять рассказ о весне.)
1-класс.Познание мира.
Тема урока: Весна .
Цель урока: Познакомить с причиной сезонных изменений весной, приметами весны.
Задачи :
1. Обобщить жизненные наблюдения детей об изменениях в окружающей их природе с приходом весны.
2. Развивать наблюдательность, устную речь, творческие и познавательные способности.
3. Воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: карточки к схемам «Зима» и «Весна», картинки с изображением животных, детёнышей, природы (зима, весна), первоцветов, диск с музыкой (щебетание птиц), схемы сезонных изменений «Зима» и «Весна».
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы урока: частично – поисковый, наглядный, словесный.
Ход урока :
I. Организационный момент.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не скучать,
А работать, отвечать!
II Основная часть:
1.Артикулияционные упражнение: а) «Маляр» б) «Лошадка» 2.Дыхательные упражнение: «Подуй на кораблик»
III.Повторение пройденного:
Показ слайдов.(Осень,зима)
Осень-дождь,холодно,ветер.
Зима-снег,мороз,метель(с опорой на наглядность)
Физкультминутка.
Утром солнышко проснулось,
Потянулось, улыбнулось.
Дождиком умылось,
Облаком утёрлось.
А когда умылось,
Ярче засветилось.
IV. Изучение нового: (показ слайдов.Весна)
Рассказ учителя:
Весной тепло,снег расстает,прилетают птицы, появляются первая травка и цветы,
Работа по учебнику:
Работа по картинкам.
– Это какое время года?
Работа с картинками
Физкультминутка.
Мы потопаем ногами
Топ, топ, топ.
Мы похлопаем руками
Хлоп, хлоп, хлоп.
Покачаем головой
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки разведем
И побежим кругом.
V . Закрепление изученного
Игра «Найди и назови»
VI . Итог урока:
– Это какое время года?
-Весна
V II . Оценивание. Домашнее задание.
Серия уроков по развитию речи.
Тема «Весна»
Задачи:
Образовательные:
Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
Развивающие:
1. Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.
2. Развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями.
3. Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами: что, когда, какая, потому что.
4.Развитие интереса к театрализованным играм.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.
2. Способствовать формированию интереса детей к природе.
Занятие №1.
Тема: «Март».
Весна в поговорках и пословицах предстаёт разной. Она то весёлая - солнцем радует, то грустная - дождями плачет, то тепло дарит, то снежок кидает. В поговорках и пословицах подмечается, что весна может покапризничать. Весной оживает природа, прилетают птицы, распускаются деревья. Весна - пробуждение ото сна
.
Много сложено пословиц и поговорок о весенних месяцах. Март - солнцу рад, апрель - откроет дверь, май - сколько хочешь гуляй!
Март - первый весенний месяц. В поговорках и пословицах март именуется капельником, протальником. Это месяц пробуждения природы, время первых оттепелей. Мартовский снежок - нележок
. У марта одна нога в валенке, другая - в сапоге, в левой руке метель, в правой - дождь, за плечами - мороз, под полой - туман. В поговорках и пословицах с мартом связывают прилёт грачей, пение жаворонка, говорится о весеннем солнцестоянии и первых, ещё молодых, ручейках. Март хлопотун - с гор потоки
.
По народному обычаю весну на Руси встречали не один раз, а трижды. Даль пишет: «Первая весна на Евдокию
(14 марта по новому стилю).
Вторая весна – на сорок мучеников Севастийских или на сóроки святые (22 марта), когда пекут жаворонки; тут уже прилетел кулик из заморья, принёс весну из неволья.
И, наконец, на Благовещенье (7 апреля) третья встреча, весна зиму поборола… Прилёт ласточек; птиц на волю отпущенье».
Но красна весна, да голодна. Закрома пустеют, приходится семье вешнять, перемогаться, доедая последние запасы. Говорят: вешний пир щами взял, то есть ничего нет, кроме пустых капустных щей.
А крестьянину весна и в радость, и в заботу. Не хотят дочки работать, лень им прясть, манит их вешнее солнышко. Смеются: весною дни долгие, да нитка короткая. Высыпают на лбу, на носу, на щеках у них смешные, весёлые веснушки. Водят девушки хороводы, распевают весенние песни – веснянки.
М.Садовский.
Март
.
Всю зиму
Белый снег
Белел,
А в марте взял
И почернел.
Почернел с досады,
Что люди
Солнцу рады!
-Раскрась рисунок
-Игра «Весна».
Идут по кругу. | |
Она везде, она повсюду Красна, красна, красна! | Поднимают руки над головой и рит-мично хлопают в ладоши. |
По лугу, лесу и полянке Идет, идет, идет! | Ритмично шагают на месте. |
На солнышке скорей погреться Зовет, зовет, зовет! | Взмахивают обеими руками к себе. |
И в ручейке лесном задорно Звенит, звенит, звенит! | Ритмично щелкают пальцами. |
По камушкам в реке широкой Журчит, журчит, журчит! | Потирают ладони. |
Разносит запахи по всюду Цветов, цветов, цветов! | Делают из пальцев «бутон». |
И все живое сразу слышит Весенний звон! | Прикладывают руку к уху. Хлопают в ладоши. |
-Прочтите и подготовьтесь пересказывать рассказ.
Пришла весна
Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.
В садах пухнули почки деревьев. Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню.
Шоколадные чешуйки лопаются, как будто выстреливают, и показываются зеленые хвостики. И лес, и сад по-особому пахнут - зеленью, оттаявшей землей, чем-то свежим. Это почки с разных деревьев разными запахами перекликаются. Понюхаешь черемуховую почку - горьковато-вкусный запах напоминает тебе белые кисточки ее цветов. А у березы свой особый аромат, нежный и легкий.
Запахи наполняют весь лес. В весеннем лесу дышится легко и свободно. И уже зазвенела короткая, но такая нежная и радостная песня малиновки. Если прислушаться к ней, то можно разобрать знакомые слова: «Славься, славься все кругом!» Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес.
Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.
-Игра «Весенние слова»
Все играющие становятся в круг и перебрасывают ДРУГ другу мяч. Поймавший мяч должен назвать что-либо весеннее (солнечное) и тут же бросить мяч другу. Кто запнется или ошибется, должен остаться в том же положении, которое он принял при ловле мяча, и может сменить позу лишь когда вновь поймает брошенный мяч.
ИТОГ.
«Сказочное дерево (поляна)»
Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне). Учитель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов. Можно использовать характеристику цветов Макса Люшера.
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера: Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение, красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; синий – грустное настроение, пассивность, усталость; зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность); жёлтый – приятное, спокойное настроение; фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; серый – замкнутость, огорчение; чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Занятие №2
Тема: «Апрель».
Апрель - весны середина. В поговорках и пословицах апрель рисуется обманщиком, шутником. А всё потому, что в апреле погода переменчива: то тепло и солнечно, то пасмурно и дождило, а то и вовсе снег и заморозки. В апреле обильно тают снега. Апрель - это месяц половодья, ледохода. Апрель - месяц большой воды . Это пора массового прилёта птиц, пробуждения насекомых, набухших почек, дыхания земли. В апреле земля преет .
С.Михалков
Апрель.
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
— Послушайте сказку. Выполните задание в читательском дневнике.
Сказка про весну.
Жили-были в лесу гномики. Всю зиму они трудились, помогая зверушкам искать еду, очищали веточки от снега, помогали лучикам солнца пробиться сквозь сосульки на деревьях. Гномики любили зиму, но в конце февраля соскучились они по теплу, по ягодам и грибам. Решили гномики Весну позвать, чтобы быстрее пришла.
Собрались они все вместе, стали думать, как лучше Весну позвать. Один говорить – надо всем вместе выйти и закричать: «Весна! Весна!», и тогда она услышит и сразу придет. Другой гномик по-другому говорит: «Надо тихо песенку запеть, как весной хорошо, какая она красивая. Услышит Весна, что ее хвалят, захочет посмотреть, кто-то поет, и она поторопится к нам».
И так, и этак решали, как же Весну побыстрее позвать. Ничего решить не смогли, вышли из своих домиков помощи просить у леса. Попросили у речки, которая далеко бежит, позвать Весну. Речка им говорит:
— Чтобы мне Весну позвать, надо лед сломать, который меня сковал. Вот сломается лед, я сразу Весну позову!
Попросили у деревьев, которые выше всех в лесу, чтобы они Весну позвали. Говорят деревья:
— Чтобы Весну позвать, надо нам в новые одежки нарядиться из зеленых листочков. Увидит Весна, какие мы красивые, сразу придет!
Попросили гномики у птичек, которые поют, чтобы они Весну позвали. Говорят птички:
— Мало нас зимой в лесу. Вот вернуться те, которые на юг улетели, вы вместе как запоем, сразу услышит нас Весна и придет!
И вот настал день, когда речка сломала свой лед, прилетели птички, а на деревьях стали набухать почки, чтобы превратиться в новые зеленые листочки. Обрадовались гномики, что теперь весь лес будет весну звать, и она обязательно услышит. Вышли они на солнышко, греются, ждут, когда же настанет час Весну приглашать. Спрашивают у речки:
— Речка, ты теперь без льда, когда будешь Весну звать?
Отвечает речка:
— Не сама я лед сломала, пришла прекрасная девушка, разбила его!
Спрашивают у деревьев:
— Деревья, скоро будут у вас новые наряды, когда будете Весну звать?
Отвечают деревья:
— Приходила в лес девушка, провела по нашим стволам, и стали наши листочки готовиться выйти из почек!
Спрашивают у птичек:
— Птички, все уже прилетели, когда же будете Весну звать?
Отвечают птички:
— Мы домой дорогу найти не могли, привела нас в лес прекрасная девушка, за ней мы летели!
И вышел вперед самый мудрый гномик и сказал:
— Зачем же звать Весну, если она уже пришла? Пока мы ее звать собирались, она уже и лед растопила, и птичек привела, и деревья в зелень одела. Мудрая Весна сама знает, что мы ее ждем и приходит в тот час, когда нужно.
И только молвил он эти слова, как вышла на поляну прекрасная девушка в платье из цветов и улыбнулась гномикам. Это и была юная Весна.
Название……………………
О чём эта сказка? …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Нарисуй иллюстрацию к понравившемуся эпизоду из сказки
Чему научила тебя эта сказка? ……………………………………………………………………
-Весна в изображении художников (описательный рассказ по пейзажной картине).
Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Большая вода».
Подбери предметы к признакам.
ВЕСЕННИЙ – …(ГРОМ, ВЕТЕР, ЛИСТ, ДОЖДЬ)
ВЕСЕННЯЯ — …(ПОГОДА, ГРОЗА, КАПЕЛЬ)
ВЕСЕННЕЕ — …(НАСТРОЕНИЕ, СОЛНЦЕ, НЕБО)
ВЕСЕННИЕ – …(ДНИ, ЦВЕТЫ, КАНИКУЛЫ)
-Апрельские приметы.
— Как называют апрель в народе? (снегогон)
— как понимаете значение этого слова?
На доске: Апрель- снегогон всех напоит.
Апрель с водой, май с травой.
Объясните эти пословицы.
С давних времен люди наблюдали за природой и что заметили:
Еще одна пословица:
Апрельский цветок ломает ледок.
Эта пословица подвела нас к следующему пункту плана.
Первоцветы.
— какие первые цветы вы знаете?
Тает снег, бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел……(подснежник).
Звучит пьеса П. И. Чайковского « Подснежник»
-Как встречают весну лесные жители.
С прИходом весны становится больше корма не только для птиц, но и для зверей. Поэтому именно весной у большинства зверей появляются детеныши. Ведь чем больше корма, тем легче животным прокормить своих детенышей. Таким образом, у всех зверей в эту пору есть детеныши, которые не умеют еще самостоятельно добывать корм.Поэтому в это время года запрещена охота на зверей.
Сценка .(медведь, лиса, белка и еж).
Здравствуйте, давно не виделись. Как провели зиму?
Еж. Я спал, похудел.
Белка. У меня запасов полно было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было холодной зимы.
Лиса. А я голодала. Одними мышами питалась.
Белка . Брось, лиса. Ты каждый день в деревню бегала за курами.Один раз еле живая ушла.
Еж. Точно-точно. Про тебя даже загадка есть: « Пришла рыжая птичница кур пересчитать». И еще пословица: « Лиса семерых волков проведет».
Лиса. Ну, неправда. Меня все обманывают. Вот прошлым летом стали мы с братом раком наперегонки бегать. Он уцепился за мой хвост. А когда я пибежала, он спрыгнул, и сказал: « А я уже тут».
Еж. Миша, расскажи как ты весну чуть не проспал.
Медведь .
Без забот и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны
(И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый,
Слышит, каплет—)
Вот беда. В темноте пошарил лапой
И вскочил- кругом вода.
(Заспешил медведь наружу.)
Заливает- не до сна!
(Вылез он и видит лужи,
Тает снег… Пришла Весна!)
«Музыкальный тест»
По окончании урока детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибальной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотки дети могут прикреплять на своих нотных стонах или на общеклассном. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого палочка нотки смотрит вниз (минорное) или вверх (мажорное).
Занятие №3
Тема: «Май
Май - красавец! Май блещет красками, звуками и запахами. Май дарит нам раннюю грозу и первый гром, аромат свежих цветов и полёт гудящих жуков. Май - месяц сирени, ландышей. Часто это подмечается в поговорках. Месяц май - пой да гуляй .
М.Митлина
Май
.Деревья в мае зеленеют,
И все вокруг вдруг зацвело.
А солнце с каждым днем сильнее
Нам дарит летнее тепло.
-Весенние загадки.
Зеленоглаза, весела,
Девица- красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень — листьям,
Нам — тепло,
Волшебство
— Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
— Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица — …
(Весна)
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы …
(Скворечник)
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут …
(Гнездо)
— Представление театра кукол
Сказка “Как колобок весну встречал”.
— Дети, вы все знаете сказку “Колобок”? – Да.
— А сейчас мы разыграем сказку про колобка на весенний лад. А называется она “Как колобок весну встречал”. (Дети, участвующие в постановке одевают костюмы)
Инсценировка по сказке “ КАК КОЛОБОК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЛ” Татьяны ЕВТЮКОВОЙ
Бабушка: Ой, а это что такое?
Колобок: Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости? Как здорово, будет весёлый праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне.
Бабушка (обращаясь к детям): Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке. Катится-катится, а навстречу ему Заяц.
Заяц: Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.
Колобок: Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)
Я весёлый Колобок,
У меня румяный бок,
А качусь я по дорожке
Весну красную встречать
Будет мы тогда все дружно
Песни петь и танцевать
Заяц: Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку-отпущу подобру-поздорову.
Колобок (обращаясь к ребятам): Ребята, вы мне поможете?
Ну, слушайте загадку от зайца:
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
Дети: Март!
Волк: Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой голодный…
Колобок: Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку)
Волк: Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку — оставлю в покое.
Бабушка: Слушайте загадку от Волка:
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
Дети: Апрель!
Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою, хочешь?
Поёт ещё раз песенку.
Медведь: Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый.Отгадаешь загадку мою — отпущу.
Бабушка: Загадка от медведя:
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
Дети: Май!
Медведь (удивлённо): Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Весне привет передавай!
Бабушка: Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. Катится-катится, а навстречу ему Лиса.
Лиса: Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя!
Колобок: Да что же это такое, Весну встретить не дадут! Лиса, ты такая хитрая и умная, много премудростей знаешь! Давай так: не отгадаю твою загадку — съешь меня, а отгадаю — отпустишь подобру-поздорову. Хорошо?
Лиса: Ладно, попробуй отгадать.
Бабушка: Загадка от лисы:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт.
Колобок (задумчиво):
Дети, помогите мне ещё раз!
Дети: Весна!
Лиса: Верно, Весна. Эх, без обеда я осталась. Но слово своё не буду нарушать, не трону тебя. Привет Весне передавай! (Лиса убегает)
-Пальчиковая гимнастика. «Волк и лиса».
ИТОГ.
«Каким было общение на уроке?.
Вот варианты ответов.
— занимательным
— познавательным
— интересным
— игровым
— необычным
— скучным
-радостным
-дружелюбным
Используемая литература:
Л.А.Введенская «Наш родной язык»
М.Л.Грызлова «Внеклассная работа по русскому языку»
Э.Вартаньян «Из жизни слов»
Я.Козловский «У буквы – невелички волшебные привычки»
Б.Казанский «В мире слов»
М.А.Корчиц «Грамматические игры»
А.И.Зарецкий «Материалы по занимательной грамматике русского языка»
Н.В.Клевцова «Как организовывать рефлексию на уроке».
Л.Осипова «Рефлексия в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Пришла весна», 1 класс
Цели:
способствовать формированию знаний учащихся о признаках весны в неживой и живой природе, о связях и отношениях этих признаков, создать условия для формирования УУД
1) личностных: мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);
2) познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;
3) коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;
4) регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии; воспитание интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.
Оборудование : проектор, экран, картинки на тему «Птицы», листики для записей, дополнительный текст, схема.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
Давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку:
Пойми живой язык природы
И скажешь ты: «Прекрасен мир!»
Человек и природа неразделимы. Скучной была бы жизнь человека без пения птиц, без шелеста листьев, без журчания ручьёв, без животных. Но природа не всегда одинакова. Она изменяется по временам года.
Какие времена года вы знаете?
II. Постановка учебной задачи. Определение целей урока.
Учитель: - А, вот о каком времени года мы будем говорить сегодня, отгадаете сами.
Кто прошел так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла…(Весна).
Итак, тема нашего урока….(на доске) «Пришла весна».
Как вы думаете, какой же будет цель нашего урока?
Цель урока: узнать, какие изменения произошли с приходом весны в неживой природе и как они повлияли на живую природу.
III . Планирование.
Давайте спланируем наш урок (на доске записан план урока в произвольном порядке, учащиеся выбирают и составляют план урока.)
План урока.
1. Изменения в неживой природе.
2. Изменения в живой природе.
3. Взаимосвязь между неживой природой и живой.
4. Итог урока.
IV. Изучение нового материала.
Учитель: Как изменилась природа с приходом весны? Давайте рассмотрим рисунки на страницах учебника 46-47. (В поисках ответа на вопрос, как изменилась природа с приходом весны, дети рассматривают рисунки левой и правой полосы (слева-«Зима» рис. 1, справа-«Весна» рис. 2). Валерий Перов (художник этих картин) изобразил одну и ту же местность зимой и весной. Благодаря прекрасной иллюстрации дети найдут изменения в поведении птиц, в окрасе зайца, обратят внимание на перемены, которые произошли с деревьями, с водоёмом, со снегом. Учитель дополняет рассказы детей.)
Что же происходит со снегом с приходом весны? (Снег весной оседает, становится тяжёлым, грязным)
А почему весной снег становится грязным? (Всю зиму на снежное покрывало падают обломки веток, маленькие кусочки коры и другой мелкий мусор. Новый снег прикрывает мусор, и всё вокруг опять становится белоснежным. А весной начинаются оттепели. Снег тает и оседает. Вода от тающего снега просачивается вниз, а мусор словно ползёт из оседающего снега кверху.)
Физминутка.
Отдых наш — физкультминутка.
Занимай свои места!
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два. (Ходьба на месте.)
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу. (Поднять руки вверх и покачать вправо-влево, опустить вниз.)
Руками взмахнули,
Кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу. (Круг руками, встряхивания кистями.)
Плавно руками, дети, помашем,
Это к нам птицы летят,
(Руки плавно в стороны, руки плавно опустить вниз.)
Как они сядут, мы тоже покажем, (Сесть за парту.)
Крылышки сложим назад. (Руки за спину, свести лопатки.)
V. Закрепление изученного материала.
Ребята,сейчас вы будете работать в паре с соседом по парте. Составьте рассказ, придумайте название и сделайте самостоятельно вывод: что происходит в природе весной. (Весной к нам прилетают грачи. (А ещё кто?) Ласточки строят гнёзда из глины, пушинок, соломинок, веточек. (Зачем?) Под кучей старых листьев кто-то шуршит. (Ой! Кто же это?)
Работа в группах.
Сейчас я каждой группе раздам конверты с рисунками птиц. Ваша задача разделить их на 2 группы.
(1-я группа-это те птицы, которые прилетают к нам весной- грач, скворец, ласточка, жаворонок, журавль; 2-я группа-это те птицы, которые прилетают к нам зимой - клёст, снегири, синица.
Учитель:
А сейчас продолжаем работать и поиграем в игру “Выбери правильный ответ”. Внимание на экран.
1. После какого времени года наступает весна?
Зима.
2. Как в народе называют весну?
День года.
Утро года.
Ночь года.
3. Кто плачет только весной?
Сосульки.
Взрослые.
4. Что происходит со льдом на реке весной?
Ледопрыг.
Ледоход.
5. Какие птицы прилетают весной первыми?
Ласточки.
Грачи.
6.Что появляется на полях, когда тает снег?
Проталинки.
Заталинки.
Обталинки.
Ответьте, почему произошли такие изменения в живой природе, что на это повлияло? (Ответы детей, установление взаимосвязей в схеме при помощи стрелок) Солнце выше, чем зимой Дни стали длиннее: потепление - небо голубое, высокое; - набухание почек; - облака белые, легкие; - появление листьев; - таяние снега, льда; - цветение растений; - ледоход; - появление насекомых; - половодье; - возвращение перелётных - осадки: снег и дождь птиц; - оттаивание почвы - изменения в жизни зверей
VI. Рефлексия учащихся.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Возникли затруднения в ходе выполнения заданий, почему?
Как вы думаете, всё ли мы узнали о весне?
Да, ребята, мы ещё не всё узнали. Нам предстоит ещё многое узнать и многому научиться.
(на уроке я работал активно или нет
своей работой на уроке я доволен или нет
урок для меня показался коротким или длинным
мое настроение стало лучше или хуже).
Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок.
Используемая литература:
1. Федотова, О. Н. Окружающий мир: методическое пособие 1 класс / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов.-М: Академкнига /Учебник,2011.-99 с.
2. Федотова, О. Н. Окружающий мир: учебник 1 класс / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов.-М: Академкнига/Учебник,2011.-79 с.
3. Федотова, О. Н. Окружающий мир: тетрадь для самостоятельной работы 1 класс / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов.-М: Академкнига/Учебник,2011.-47 с.
4. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.