Веселые запорожцы. История создания картины Запорожцы пишут письмо турецкому султану
А вот персонаж, изображающий татарина, рисовался, действительно, со студента-татарина. Но, прошу обратить внимание, не все черты лица у него татарские. Прекрасные белые зубы были "позаимствованы" художником с черепа козака-запорожца, найденного на раскопках возле Сечи....
Ну, в эта обширная лысина и трехэтажный затылок - они, как не удивительно, тоже имеют "владельца". Это Георгий Петрович Алексеев. Личность, надо сказать, уникальная. Предводитель дворянства Екатеринославской губернии, Обер-гофмейстер двора его Величества, кавалер почти всех российских орденов, почетный гражданин города Екатеринослава (Днепропетровска), страстный нумизмат, автор научных трудов по русской нумизматике. Весьма анекдотична история, о том, как он позировал Репину. Тот, увидев его уникальные затылок и лысину, загорелся желанием запечатлеть их на картине. Однако Алексеев с негодованием отверг предложение художника позировать ему в столь неприглядной позиции. Здесь на помощь Репину пришел Яворницкий. Пригласив Алексеева посмотреть свою коллекцию монет, он втихаря посадил художника сзади, и пока доверчивый нумизмат любовался коллекцией, проворная рука мастера изобразила его в нужном ракурсе. Георгий Петрович, узнав себя уже в Третьяковке, был очень обижен на обоих, но делать было нечего...
Полуголый запорожский вояка (заодно и картежник) — это приятель Репина и Яворницкого, педагог народной школы, Константин Дмитриевич Белоновский. Впрочем, картежником он был лишь по сюжету картины, а вовсе не в жизни. Кстати, именно потому, что сей персонаж должен являть собой образ не только воина, но и любителя азартных игр, он изображен с голым торсом — при серьезной игре казаки снимали рубашки, чтобы не прятали карты за пазуху и в рукава.
Ну и, наконец, еще один центральный персонаж картины: писарь, он же Дмитрий Иванович Яворницкий , собственной персоной. Ну, не мог Репин не изобразить на картине своего друга! Ведь именно Яворницкий являлся главным вдохновителем и консультантом художника. Именно с экспонатов собрания Яворницкого Репин срисовал большую часть амуниции, оружия и прочей казацкой атрибутики. И, как уже было сказано, первый законченный эскиз картины Илья Ефимович подарил именно Дмитрию Ивановичу. Между прочим, усмешку, которая запечатлена на картине, Репину удалось выдавить из Яворницкого не сразу. Когда Яворницкий приехал в мастерскую художника позировать, он был весьма хмур. Но у Репина кстати нашелся журнал с карикатурами, который он подсунул Яворницкому. Тот, просмотрев несколько страниц, заулыбался, и в таком виде попал в окончательный вариант картины.
Так же Репину позировали для картины такие личности, как Гиляровский, и Мясоедов, и Мамин-Сибиряк, а может, и еще кто-либо из известных людей. Попали они в окончательный вариант картины, или нет — это вопрос, который еще ждет своего ответа. Кто его даст, и даст ли его кто-нибудь — время покажет...
Отражение картины в искусстве
Этой весной довелось мне побывать в Краснодаре. В числе прочего сфотографировался я с казаками, да не простыми, а теми самыми, которые пишут письмо турецкому султану. Вместе мы посидели за столом, ну и сочинили пару строк для Мухаммеда. Кто не верит, смотрите:
Сей памятник "Запорожцам, пишущим письмо турецкому султану был установлен не так давно, чуть более года назад.
Его автор - талантливый кубанский скульптор Валерий Пчелин , уже создавший для родного Краснодара памятник " ". У себя в ЖЖ автор написал, как он "лепил казаков" ().
Так же в великолепном фильме Владимира Бортко " " картина Репина буквально оживает. К сожелению я не обнаружил в интернете ни видео отрывка с этим эпизодом ни кадра из фильма.. Так что рекомендую посмотреть картину...
Художник: Илья Ефимович Репин
Холст, масло.
Размер: 203 × 358 см
Описание картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И.Репина
Художник: Илья Ефимович Репин
Название картины: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Картина написана: 1880-1891 г.
Холст, масло.
Размер: 203 × 358 см
Запорожская Сечь, казацкая вольница, которая веками не покорялась никому: ни царю, ни туркам и татарам, ни черту, ни Богу, без сомнений, не могла не привлечь к себе такого творческого человека, как И. Репина. О выдающемся российском портретисте, авторе бесчисленного количества гениальных картин, сказано и написано многое. Но о Сечи можно говорить бесконечно – она таит в себе величайшее число легенд, начиная со сказаний о характерниках и казацкой изворотливости, и заканчивая письмом запорожцев султану Турции.
Некоторые источники сообщают, что турецкий султан собирался пойти войной на Запорожье, но как истинный правоверный, решил неприятеля о своих намерениях предупредить, отправив им ультиматум с требованием покориться посланнику Аллаха на земле. Казаки его перечитали несколько раз и написали ответ, которому нет равных в истории.
Как только не величали они владыку Оттоманской империи: и вавилонским поваром, и иерусалимским пивоваром, и александрийским козолупом, и дураком всемирного масштаба, и внуком аспида… Дальнейшие эпитеты скрывала цензура, но, если вы обладаете желанием выяснить все до конца, то непременно узнаете, весь запас ненормативной лексики наших предков.
Легенда гласит, что написан ответ запорожцев был в 17 веке, но историк Д. Яворницкий утверждает, что есть несколько списков этого текста, датируемых 1600, 1620, 1667, 1713 и еще многими не то что годами, а целыми веками. Слухи и домыслы так же утверждают, что атаманом Сечи в то время был Иван Сирко.
Исторические факты, напротив, сообщают, что замысел картины пришел к Репину в 1878 году, когда был сделан первый эскиз, но окончательно композиция картины начала приобретать очертания в 1880 году и писалась долгих 9 лет.
Отдельно следует сказать о натурщиках: атаман Сирко, колоритный персонаж картины и истории, написан с киевского генерал-губернатора М. Драгомирова, старый казак в белой папахе – с «акулы пера» того времени Гиляровского, а вот образ писаря воплотил Д. Яворницкий.
А теперь о тех персонажах, которые напрямую перекликаются с гоголевским «Тарасом Бульбой»: красивый молодой человек на заднем плане племянник М. Глинки, его считают прототипом Андрия, а вот одессит Николай Кузнецов, с которого написан раненный в голову казак, считается Остапом. Напротив сыновей – сам Тарас, то есть, профессор консерватории Петербурга А. Рубец, кстати, шляхетского происхождения.
Если говорить о сюжете картины, то он и представляет собой ответ на ультиматум турков. Процесс данного «мозгового штурма» - поиск «ласкательных» обращений к султану и запечатлел Репин.
Несмотря на внешнюю уравновешенность композиции, произведение динамично, оно просто дышит энергетикой Запорожской вольницы. Передний план полотна – это казаки, собравшиеся за столом. Примечательно, что часть фигур кажется срезанной – так вы можете мысленно передвинуть пропорции и перспективу картины. Совмещение горизонтального и вертикального ритмов, движения в форме круга, сочные оттенки костров и палаточного городка на заднем плане – все это передает возбуждение казаков от своей идеи.
На переднем плане Репин презентует группу запорожцев, достигая при этом максимальной пластичности каждого образа, выразительности его эмоционального состояния. Группа кажется шумной толпой, которой присущ украинский национальный колорит: чубы-«оселедцы», усы, рубахи и шаровары, а писарь готов написать следующую порцию площадной брани, которая выплеснется на турецкого султана. Интересно, что художник не раз менял расположение фигур, пока не достиг того знакомого с детства построения образов в виде нескольких кругов.
В центральной части картины изображен писарь, вероятно, единственный среди людей в Запорожской Сечи, кто знал грамоту. Его одежда семинариста, очки на носу свидетельствуют о том, что он любит писать саркастические речи, а написание письма доставляет ему несказанное удовольствие. Как ученый человек, писарь сдержан в проявлении эмоций и лишь усмехается в усы.
В «ближнем» к зрителю кругу видна фигура казака с люлькой, нависшим над писарем. Можно сказать, что это один из генераторов идей письма. Он сосредоточенно думает о том, как бы «обласкать» Мухаммеда. Следующий по часовой стрелке – запорожец, который подавился смехом, потом – человек, который чуть ли не падает со стула от хохота, а полуголому казаку доставляет удовольствие «смаковать» нецензурный текст. Следующий персонаж – молодой человек, который принимает участие в процессе написания, внося в письмо юношеский креатив.
Однако не все персонажи репинского холста так веселы: запорожец рядом с юношей изображен мрачным, а Остап стоит с перемотанной головой и скептично смотрит на действо. Примечательно, что в картине мастер использует прием антитезы: он противопоставляет человека в красном жупане со взрывным хохотом старшему сыну Тараса Бульбы, во взгляде которого соединились скептицизм и тревога.
Но главное в картине не переживания. Основной ее мотив – побратимство, единый дух вольницы степей, ведь казаки смотрят друг на друга, весело перемигиваясь и выплескивают свое безудержное веселье на всякого, кто хоть раз увидит картину. Каждый персонаж справедливо считается олицетворением удали и независимого героического духа.
Многие искусствоведы замечают, что Репин в своем полотне передал физиологию смеха, а точнее – безудержного хохота. Увидев эту картину, вы понимаете, что перед глазами весь синонимический ряд слова «смех»: тут скалят зубы, хохочут, ухмыляются, покатываются от смеха, веселятся, заливаются, хихикают, усмехаются, пырскают… Смех не дает назвать картину «героическим эпосом», он, напротив, утверждает жизнь. А еще здесь нет границ между историей и нашим временем, ведь каждый человек невольно оказывается в самой гуще событий.
Немалый интерес исследователей, да и рядового человека, представляет и тот факт, что И. Репин изобразил здесь не отдельно взятую личность, а общество свободолюбивых запорожцев, сила которого – в единстве.
Для начала обратимся к фактам. Из выписки из истории Дмитрия Яворицкого, которая хранится в Государственной публичной библиотеке Санкт-Петербурга [стр. 69] можно, в частности, узнать, что конкретно побудило запорожцев взяться за бумагу. В выписке помещен подлинный текст предложения турецкого султана Магомета IV, царствовавшего в конце 17-го столетия, запорожцам и атаману Сирко, а также ответ запорожцев.
"Я, султан, – говорится в первом документе, – брат Солнца и Луны, повелеваю вам, запорожским казакам, сдаться мне добровольно безо всякого сопротивления" [привожу главную мысль письма]. "Ти, султан, проклятого чорта брат i товарищ, – ответили запорожцы [если опустить остальные эпитеты, которыми они наградили автора послания на Сечь]. – Твойого вiйска мы не боiмось, землею i водою будем биться з тобою".
Услышав однажды историю о переписке запорожцев с султаном, художник Илья Репин тут же сделал карандашный рисунок будущей картины. А весной 1880 года уехал в Украину [сам он, кстати, был уроженцем Харьковской губернии], где и начал серьезную работу над "Запорожцами, пишущими султану". Узнав о замысле художника, профессор Дмитрий Яворницкий предоставил ему в пользование собственную коллекцию оружия казацкой эпохи, курительные люльки, сафьяновые казацкие сапоги и даже кварту настоящей казацкой горилки [на картине она в центре стола находится].
"Наше Запорожье, – писал Илья Ефимович о своих "запорожцах", – меня восхищает свободой, подъемом рыцарского духа. Удалые силы народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших принципов веры православной и личности человеческой. И вот эта горсть удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума усиливается до того, что не только защищает Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием".
Ни убавить, ни прибавить.
Ну а теперь обратимся к вопросу, вынесенному в заголовок материала. Прошу не удивляться ему: флаги на картине "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" таки присутствуют. Они обнаружатся, как только мы обратим внимание на двух казаков, стоящих чуть левее от стола. Между этими казаками [у одного из них на голове окровавленная повязка, а у другого – шапка в форме горшка] втулился запорожец, очень похожий на фокусника Амаяка Акопяна.
За спинами этой колоритной троицы отчетливо просматриваются... сине-желтый флаг и пика, обернутая красно-черными лентами, тоже очень похожая на флаг. Получается, красно-черные цвета [говорю пока только о них] в качестве символа борьбы за свободу казаки-запорожцы использовали задолго до славных сечевых стрельцов и не менее славных воинов УПА.
Известно, что перед покупкой картины [за 35 тысяч рублей], император Александр Третий попросил сделать по ней экспертное заключение: все ли верно изображено художником – в духе времени ли? И вот какой получил ответ от филолога и историка Федора Корша:
"...знамена казацкие, изображенные художником Репиным на его картине, не содержат по своему цветовому набору никаких иностранных веяний, а отображают в себе извечную преемственность цветов золотых и небесных, постоянно присущих для всех знаков отличий в Южной Руси [Малороссии] еще со времен Великих князей Киевских, вплоть до роспуска запорожской вольницы. Сказанному имеется предостаточно письменных подтверждений в отечественных и иностранных сугубо исторических источниках, а равно – в ряде предметов материального искусства тех давних времен".
Услышали главное: "не содержат никаких иностранных веяний". Золотые и небесные цвета украинского флага – наши, родные, то есть.
Владимир ШАК
[Газета "МИГ", Запорожье]
Знаменитые запорожцы
Один из вариантов картины
Еще один вариант
Флаги запорожцев
Одним из самых удачных полотен гениального российского живописца можно по праву считать холст под красноречивым наименованием «Казаки пишут письмо турецкому султану». В ней отображено все: и веселый нрав казаков, и чувство оскорбленного достоинства, и уверенность в своих силах. А еще поражает удивительное мастерство художника, который скрупулёзно и очень тщательно выводил колоритные образы запорожцев.
Немного об авторе
Автором многих гениальных полотен был И. Е. Репин. «Казаки пишут письмо турецкому султану» - титаническая работа, которой он посвятил много усилий и времени. Многие считают его исконным русским художником, поскольку большую часть жизни он провел в Российской империи. Однако Репин родился на Украине, в деревне Чугуево, что в Харьковской губернии, в семье отставного военного.
Жил Репин в период 1844-1930 годов. Первое знакомство с красками и кистями произошло довольно рано: родной дядя Ильи привез их, когда приехал в гости. Увидев, как племянник с трепетом относится к ним, он подарил их ему. С тех пор юное дарование, перемазанное красками, не выпускало из рук кисть, за что нередко его ругали родители. Со временем увлечение переросло в страсть, работу и способ заработка. Репин покинул родной дом в поисках наставника, параллельно обучаясь у многих мастеров своего дела. Желание учиться привело его в Петербург, где он поступил в академию искусств. Он писал портреты, иконы, исторические и бытовые сцены. А в конце своей жизни, проведенной в Финляндии, знаменитый живописец создавал не только картины, но и мемуары.
Наиболее популярными произведениями считается картина «Казаки пишут письмо турецкому султану», а также «Садко» о былинном герое в подводном мире; «Иван Грозный убивает сына» - сложная работа, в которой показан суровый царь в безумной горечи; «Бурлаки на Волге», которая произвела фурор в международном художественном сообществе, и целый ряд портретов известных личностей того периода и друзей Репина.
Вдохновение от исторического наследия предков
Картина «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану» основана на реальных событиях далекого прошлого. Случилось это в семнадцатом столетии, когда Запорожская Сечь переживала пик своего расцвета. Двенадцать лет Иван Серко был кошевым атаманом. Он отличался удивительным талантом военачальника, был честным и отважным человеком. А еще он командовал почти 250 сражениями и ни разу не проиграл. Турки за это называли его русским чертом, а запорожцы обожали атамана.
Османский султан прислал казакам письмо, где требовал преклонить свои головы перед ним и не совершать набеги на их территорию. На что получил отказ, полный иронии, сарказма и откровенной насмешки. А ответ, текст которого сохранился, подписал лично атаман Иван Серко. Этот эпизод украинской истории вдохновил художника, который и написал удивительную картину под названием «Казаки пишут письмо турецкому султану».
Как все начиналось
Вдохновенный славным прошлым, И. Е. Репин приступил к написанию холста. «Казаки пишут письмо турецкому султану» в его воображении была сложной работой, однако и интересной. Первый эскиз появился в 1878 году, но до полного воплощения панно оставалось целых двенадцать лет. Гениальную работу размером 2,03×3,58 м мир увидел только в 1891 году на персональной выставке живописца.
Репин целиком и полностью погрузился в свою идею. Как потом вспоминала его дочь, вся семья жила казаками долгое время. Художник читал все подряд о Запорожской Сечи, изучал историю вместе с Д. И. Яворницким, дети играли в тематические игры и декламировали стихи. Также Илья Ефимович дважды посещал Украину, чтобы зарисовать многие этюды, которые могли бы понадобиться ему для картины.
Персонажей своего будущего холста «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану» живописец называл «весёлым народом», а натурщиков для них он искал среди всех своих знакомых.
Сюжет великого шедевра
На полотне Репин изобразил тот момент, когда казаки обдумывают свой ответ турецкому султану, некий мозговой штурм. Сочинение записывает молодой писарь белым гусиным пером. Персонажи собрались вокруг стола и дружно хохочут на каждую остроумную фразу.
Писарь расположился в центре. Очевидно, что он семинарист, который обучался грамоте. Задание доставляет ему удовольствие, но он улыбается сдержанно. Над ним застыл казак с трубкой - вдохновитель пламенной речи, Иван Серко. По кругу расположились другие казаки, среди которых - Тарас Бульба и его сыновья.
Однако внимательный зритель заметит, что не все радуются. Есть воины суровые, словно окаменевшие: они представляют себе опасность, какую может таить в себе дерзкий ответ запорожцев. Во взглядах некоторых читается тревога за будущее и даже осуждение. А вокруг стола кипит жизнь: те, кто не принимает участие в составлении ответа, чистят оружие и готовятся к дальнейшим походам.
Художественная выразительность картины
Картина «Казаки пишут письмо турецкому султану» очень красивая и содержательная. По задумке автора она отображает вольный и непокоренный дух украинского народа, его стремление к независимости. Обитатели Запорожской Сечи показывают свое отношение к происходящему с помощью позы и мимики. Многие персонажи полотна имеют длинные усы и чубы, они одеты в характерные одежды того времени и имеют оружие.
Натурщиками Репину, как известно, служили многие известные люди того времени. Атамана Серко художник писал с киевского генерал-губернатора Драгомирова М. И., Тараса Бульбу он увидел в облике журналиста Гиляровского, а в роли писаря выступал Яворницкий Д. И. Некоторых своих героев живописец рисовал тайком, со спины, что было довольно обидчивым для натурщиков. Полуобнаженный казак (то ли драматург Марк Кропивницкий, то ли педагог К. Белоновский) - это картежник, поскольку на Сечи был обычай снимать рубаху во время серьезной игры для того, чтобы не спрятать карты в рукаве.
Вместо заключения
Несомненно, что произведение «Казаки пишут письмо турецкому султану» уникальное и гениальное. Игра цвета, мастерские штрихи и интересный сюжет благоприятствовали успеху картины. Ее выставляли во многих городах России и Европы, и каждый раз она собирала большое количество зрителей. За рекордную для того времени сумму - 35 тысяч целковых - полотно было куплено царем Александром III. Сегодня оно украшает собою один из залов Русского музея. И увидеть его может каждый ценитель истории, искусства и живописи.
Существует предание, что, прежде чем отправить войска на запорожскую Сечь, турецкий султан Мухаммад IV послал запорожцам требование покориться ему как владыке всего мира и наместнику бога на земле. Запорожцы якобы ответили на это письмо своим письмом, не стесняясь в выражениях, отрицая всякую доблесть султана и жестоко насмехаясь над кичливостью «непобедимого рыцаря». Известно несколько вариантов текста этого письма. Подлинность их вызывает сомнения, однако, по мнению исследователя запорожских казаков Д. И. Яворницкого, их содержание вполне согласно с духом запорожского казачества.
Наиболее ранние русские рукописи «переписки турецкого султана с казаками» и немецкое листовое издание XVII века содержат краткий вариант текста без ненормативной лексики. В сочинении речь идёт не о запорожских казаках, а о чигиринских казаках. Обширные варианты послания, в которых письмо султана обращено к запорожцам, появляются только в рукописях середины XVIII в. В популярных публикациях (печатных и электронных) для того, чтобы повысить интерес к памятнику, часто совмещают тексты письма султана из рукописей XVII века и пространные, богатые ненормативной лексикой тексты середины - конца XVIII века.
Существует несколько вариантов текста письма, предложенный ниже считается каноническим по выписке из книги Дарвинского сборника истории Запорожской Сечи, хранящейся в Государственной публичной библиотеке (ныне Российская национальная библиотека) Санкт-Петербурга, послание относится к концу XVII века, в настоящее время такого сборника в фондах РНБ нет).
Письмо турецкого султана к казакам
“Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.”
Подписано: Султан турецкий Мухаммед IV
Ответ Запорожцев Магомету IV-му
“Запорожские казаки турецкому султану!
Ты - шайтан турецкий чёрт, проклятого чёрта брат и товарищ, и самого Люцифера секретарь! Какой же ты к чёрту рыцарь, когда голою сракой ежа не убьёшь? Чёрт высирает, а твоё войско пожирает. Не будешь ты, сукин ты сын, сыновей христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться с тобой, ** твою мать.
Вавилонский ты повар, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар, Александрийский козолуп, Великого и Малого Египта свинопас, Армянский свин, Подолянская злодеюка, Татарский сагайдак, Каменецкий палач, и всего света и подсвета шут, а для нашего Бога - дурак, самого аспида внук и нашего х*я крюк. Свинячья морда, лошадиная срака, мясника собака, некрещёный лоб, мать твою **!
Вот так тебе запорожцы ответили, никчёмный! Не годен ты и свиней христианских пасти! Числа не знаем, ибо календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, и за это целуй в сраку нас!”
Подписали: Кошевой атаман Иван Сирко со всем войском Запорожским.
История создания картин “Запорожцы”
По легенде, письмо было написано в 1676 году кошевым атаманом Иваном Сирко «со всем кошем Запорожским» в ответ на ультиматум султана Османской империи Магомета IV. Оригинал письма не сохранился, однако в 1870-х годах екатеринославским этнографом-любителем Я. П. Новицким была найдена копия, сделанная в XVIII веке. Он передал её известному историку Д. И. Яворницкому, который однажды зачитал её, как курьёз, своим гостям, среди которых был, в частности, И. Е. Репин. Художник заинтересовался сюжетом, и в 1880 году начал первую серию этюдов.
В обращении к теме запорожцев Репину, который и сам в достаточной мере знал историю Украины, помогал историк Д. И. Яворницкий. В письме В. Стасову Репин писал: «…никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства, как казаки ».
Предварительные зарисовки осуществлял во время путешествия по Запорожью в 1880-1881 годах («Малорусские типы»). Одна из зарисовок была помещена в журнале «Север» в 1886 году под названием «Хохол». Узнав об этом, И. Репин обратился с просьбой к граверу В. Мате передать заведующему редакцией журнала П. М. Гнедичу, чтобы тот не изменял подписей на те, которые неправильно отражают название народа и унижают его национальное достоинство.
После 1880 года Репин занимался неспешной и длительной серией эскизов и подбором моделей. Среди моделей, позировавших Репину для картины, были многие известные личности. В частности, для центральных персонажей художник выбрал историка Дмитрия Яворницкого - писарем, а атаманом Сирко - самого киевского генерал-губернатора Михаила Драгомирова. Для смеющегося казака в белой папахе позировал журналист и писатель Владимир Гиляровский. Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году. Репин подарил его Яворницкому. Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову и сейчас он находится в Третьяковской галерее. Основной (можно сказать, классический) вариант картины был завершён в 1891 году.
После первого публичного обозрения художника критиковали за то, что по мнению многих картина была «исторически недостоверной». Тем не менее, судьба полотна сложилась удачно. После шумного успеха на нескольких выставках в России и за рубежом (Чикаго, Будапешт, Мюнхен, Стокгольм) картину в 1892 году купил за 35 тыс. рублей император Александр III. Картина оставалась в царском собрании до 1917 года, а после революции оказалась в собрании Русского музея.
Ещё не завершив основной вариант, Репин в 1889 году начал работу над вторым, работу над которым он так и не закончил. Это полотно несколько уступает по размерам первоначальному варианту, и является, так сказать, кулуарным экземпляром. Второй вариант «Запорожцев» художник попытался сделать более «исторически достоверным». Хранится он сейчас в Харьковском художественном музее.
“Запорожцы” И. Репин, 1880-1891