В каком году был создан первый танк. Первый Танк — Кто придумал? Германия, Россия и прочая Антанта
Покровский собор, построен в Москве в 1555 60 в ознаменование присоединения Казани к Рус гос ву рус. мастерами Бармой и Постником (в наст время Н. P. Калининым выдвинута гипотеза, что это одно лицо). В. Б. х. представляет композицию из 9… … Советская историческая энциклопедия
- (более позднее и более распространённое название Покровского собора что на рву), в Москве, на Красной площади. Выдающийся памятник русской архитектуры. Ныне филиал ГИМа. Построен из кирпича (фундаменты, цоколь и ряд деталей из белого… … Художественная энциклопедия
В Москве, выдающийся памятник русской архитектуры. Построен в 1555 60 зодчими Бармой и Постником (по некоторым предположениям, одно и то же лицо) в ознаменование победы над Казанским ханством. В. Б. х. (первоначально Покровский собор что… … Большая советская энциклопедия
Покровский собор, также называемый храмом Василия Блаженного Собор Покрова, что на Рву, также называемый Храм Василия Блаженного православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII … Википедия
Василия Блаженного Храм - (Покровский Собор) храм, расположенный на Красной площади в Москве. Построен в середине XVI в. по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства. 1 октября 1552 г., в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, начался штурм Казани, который … Православие. Словарь-справочник
ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО ХРАМ (Покровский собор что на рву) в Москве на Красной пл., памятник русской архитектуры, ныне филиал Исторического музея. Построен в 1555 61 зодчими Бармой и Постником (по некоторым предположениям, одно и то же лицо) в… … Большой Энциклопедический словарь
Василия Блаженного храм - Храм Василия Блаженного. ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО ХРАМ (Покровский собор что на Рву) в Москве, на Красной площади, памятник русского зодчества. Построен в 1555 60 зодчими Бармой и Постником (по некоторым предположениям, одно и то же лицо) в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
- (Покровский собор что на Рву) в Москве, на Красной площади, памятник русской архитектуры, ныне филиал Исторического музея. Построен в 1555 1561 зодчими Бармой и Постником (по некоторым предположениям, одно и то же лицо) в ознаменование покорения… … Энциклопедический словарь
Или Покровский собор в Москве. На месте, где ныне стоит этот храм, первоначально находились церковь во имя св. Троицы и кладбище, на котором в 1552 г. был похоронен св. В. Блаженный. Царь Иоанн Васильевич Грозный, после покорения Казани, выстроил … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Книги
- Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади (подарочное издание) , Елена Юхименко. Прекрасно иллюстрированное подарочное издание большого формата в футляре. Эта книга будет прекрасным подарком. Настоящее издание впервые дает широкому читателю возможность подробно…
- Покровский Собор (Храм Василия Блаженного) на Красной площади , Юхименко Е.. Прекрасно иллюстрированное подарочное издание большого формата в футляре. Эта книга будет прекрасным подарком. . Настоящее издание впервые дает широкому читателювозможность подробно…
Собор, носящий имя Василия Блаженного, в столице России городе Москве расположился на её главной площади - Красной. Во всём мире он считается символом России, подобно тому как символом для жителей США является Статуя Свободы, для бразильцев - статуя Христа с раскинутыми руками, а для французов - Эйфелева башня, находящаяся в Париже. В наши дни храм является одним из подразделений российского Исторического музея. В 1990 году он был внесён в список архитектурного наследия ЮНЕСКО.
Описание внешнего вида
Собор представляет собой уникальный архитектурный ансамбль, состоящий из девяти церквей, которые расположены на едином основании. Он достигает 65 метров в высоту и имеет 11 куполов - это девять куполов церквей, один купол, венчающий колокольню, и один, возвышающийся над приделом. В соборе объединены десять приделов (церквей), некоторые из них освящены в честь почитаемых святых. Дни, в которые отмечалось празднование их памяти, совпали со временем решающих боёв за Казань.
Вокруг храма построены церкви, посвящённые:
- Пресвятой Троице.
- Входу Господню в пределы Иерусалима.
- Святому Николаю Чудотворцу.
- Григорию Армянскому - просветителю, Католикосу всех армян.
- Святым мученикам Киприану и Устинии.
- Александру Свирскому - преподобному православному святому, игумену.
- Варлааму Хутынскому - новгородскому чудотворцу.
- Патриархам константинопольским, святителям Павлу, Иоанну и Александру.
- Василию Блаженному - московскому юродивому, святому.
Строительство собора
на Красной площади города Москвы по указу Ивана Грозного начали в 1555 г., продлилось оно до 1561 г. По одной версии, он был воздвигнут в честь взятия Казани и окончательного завоевания Казанского ханства, а по другой - в связи с православным праздником - Покровы Пресвятой Богородицы.
Имеется целый ряд версий возведения этого красивого и уникального собора. В одной из них говорится, что архитекторами храма были известный зодчий Постник Яковлев из Пскова и мастер Иван Барма. Имена этих зодчих узнали в 1895 году благодаря найденному рукописному сборнику XVII в. в архивах Румянцевского музея, где о мастерах имелись записи. Эта версия является общепризнанной, но ставится под сомнение некоторыми историками.
По другой версии, архитектором собора, как и большей части строений Московского Кремля, которые возвели ранее, был неизвестный мастер из Западной Европы, предположительно из Италии. Считается, что именно поэтому появился неповторимый архитектурный стиль, в котором сочетается зодчество эпохи Возрождения и изысканный Русский стиль. Однако на сегодняшний день никаких свидетельств, подтверждённых документами, у такой версии не существует.
Легенда об ослеплении и второе название храма
Бытует мнение, что зодчие Постник и Барма, построившие собор по приказу Иоанна Грозного, были ослеплены по завершении
строительства, чтобы ничего похожего они больше не смогли возвести. Но эта версия не выдерживает критики, так как Постник после завершения возведения Покровского собора в течение нескольких лет занимался постройкой Казанского кремля.
Как уже говорилось, Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву - это правильное наименование храма, а церковь Василия Блаженного - это разговорное название, которое постепенно заменило официальное. В названии храма Покровов Пресвятой Богородицы упоминается ров, который в то время проходил вдоль всей Кремлёвской стены и служил для обороны. Назывался он Алевизов ров, глубина его составляла около 13 м, а ширина - около 36 м. Своё название он получил по имени архитектора Алоизио да Карезано, работавшего в России в конце XV - начале XVI в. Русские звали его Алевизом Фрязиным.
Этапы строительства собора
К концу XVI в. появляются новые фигурные купола собора, так как первоначальные были уничтожены пожаром. В 1672 г. на юго-восточной стороне храма достраивается небольшая церковь прямо над местом захоронения Иоанна Блаженного (юродивый, чтимый московскими жителями). Во 2-й половине XVII в. вносятся существенные изменения во внешний облик собора. Деревянные
навесы над галереями церквей (гульбищами), которые постоянно сгорали при пожарах, были заменены кровлей, поддерживаемой арочными кирпичными столбами.
Над папертью (крыльцо пред главным входом в церковь) надстраивается церковь в честь святой Феодосии Девы. Над белокаменными лестницами, которые ведут на верхний ярус собора, строятся сводчатые шатровые крыльца, сооружённые на «ползучих» арках. В это же время на стенах и сводах появляется орнаментальная полихромная роспись. А также она наносится на опорные колонны, на стены галерей, находящиеся снаружи, на парапеты. На фасадах церквей остаётся роспись, которая имитирует кладку из кирпича.
В 1683 г. по верхнему карнизу всего собора создаётся изразцовая надпись, которая опоясывает храм. Жёлтые буквы большого размера на тёмно-синем фоне изразцов вещали об истории создания и обновления храма во 2-й половине XVII в. К сожалению, через сто лет надпись уничтожили во время ремонтных работ. В восьмидесятые годы XVII в. перестраивается звонница. На месте старой звонницы возводится новая, двухуровневая колокольня с открытой площадкой для звонарей на втором ярусе. В 1737 г. во время сильного пожара собор значительно пострадал, особенно его южная часть и находившаяся там церковь.
Значительные изменения при ремонте собора в 1770-1780 гг. затронули и программу росписей. Под своды собора и на его территорию переместили престолы из деревянных церквей, располагавшихся на Красной площади. Эти церкви были разобраны во избежание пожаров, которые случались очень часто в то время. В тот же период престол Трёх Константинопольских патриархов переименовывают в честь Иоанна Милостивого, а храм Киприана и Иустины называют именем святых Адриана и Наталии. Изначальные названия храмов были им возвращены с наступлением ХХ в.
С начала XIX в. в храме проводились следующие улучшения:
- Внутри церкви были расписаны «сюжетным» масляным письмом, изображающим лики святых и сцены из их жизни. Роспись обновлялась в середине и в конце XIX в.
- С фасадной стороны стены были украшены рисунком, похожим на кладку из крупного дикого камня.
- Арки нежилого нижнего яруса (подклета) заложили, а в западной его части устроили жильё для служителей храма (причта).
- Здание собора и колокольню объединили пристройкой.
- Церковь Феодосии Девы, являющуюся верхней частью придела собора, переделали в ризницу - место, в котором хранились святыни и церковные ценности.
Во время войны в 1812 г. солдаты французской армии, занявшие Москву и Кремль, в подклете Покровского храма держали лошадей. Позже Наполеон Бонапарт, поразившись необыкновенной красотой собора, хотел перевезти его в Париж, но убедившись, что это невозможно, французское командование отдало приказ своим артиллеристам взорвать собор.
Освящение после войны 1812 года
Но войска Наполеона лишь разграбили собор, взорвать его не получилось, а сразу по окончании войны его отремонтировали и освятили. Территорию вокруг собора благоустроили и окружили чугунным решетчатым забором, созданным по проекту знаменитого зодчего Осипа Бове.
В конце XIX в. в первый раз был поднят вопрос о воссоздании собора в его первоначальном виде. Была назначена специальная комиссия по реставрации уникального архитектурного и культурного памятника. В неё входили знаменитые архитекторы, талантливые живописцы и известные учёные, которые и разработали план исследования и дальнейшего восстановления собора. Однако из-за отсутствия финансирования, Первой мировой войны и Октябрьской революции не получилось осуществить разработанный план по восстановлению.
Собор в начале ХХ века
В 1918 году собор практически первым был взят под государственную охрану как памятник мирового и национального значения. А с мая 1923 года собор открыли для всех желающих его посетить как исторический архитектурный музей. Богослужения в церкви Св. Василия Блаженного проводились вплоть до 1929 года . В 1928 году собор стал филиалом исторического музея, которым является и в наше время.
После Октябрьской революции новые власти находят средства и начинаются масштабные работы, которые носили характер не только реставрационных, но и научных. Благодаря этому становится возможным восстановление первозданного образа собора и воспроизведение в некоторых церквях интерьеров и убранства XVI-XVII вв.
С того момента и до нашего времени были осуществлены четыре масштабные реставрации, которые включали в себя как архитектурные, так живописные работы. Была воссоздана изначальная роспись, стилизованная под кирпичную кладку, с наружных сторон Покровского храма и церкви Александра Свирского.
Реставрационные работы в середине ХХ века
В середине ХХ века был проведён ряд уникальнейших реставрационных работ:
- В одном из интерьеров центрального храма была открыта «храмозданная летопись», именно в ней зодчими была указана точная дата завершения возведения Покровского собора, ею является дата 12.07.1561 (в православном календаре - день равноапостольных Св. Петра и Св. Павла).
- Впервые листовое железное покрытие на куполах заменяется на медное. Как показало время, выбор материала для замены оказался очень удачным, это покрытие куполов сохранилось до настоящего времени и находится в очень хорошем состоянии.
- В интерьерах четырёх храмов проведена реконструкция иконостасов, которые почти полностью состояли из уникальных старинных икон XVI - XVII вв. Среди них имеются настоящие шедевры школы иконописи Древней Руси, например, «Троица», написанная в XVI в. Особой гордостью считаются собрания икон эпохи XVI - XVII вв. - «Никола Великорецкий в житии», «Видения пономаря Тарасия», «Александр Невский в житии».
Завершение реставрации
В 1970 годы на обходной внешней галерее под более поздними надписями обнаружили фреску, датируемую XVII в. Найденная роспись явилась основой для воспроизведения изначальной орнаментальной живописи на фасадах собора Василия Блаженного. Последние годы ХХ в. стали очень важными в истории музея. Как говорилось ранее, собор включили в перечень наследия ЮНЕСКО. После значительного перерыва в храме возобновляются богослужения.
В 1997 году в храме, который был закрыт в 1929-м, завершена реставрация всех внутренних помещений, станковой и монументальной росписи. Храм вводится в общую экспозицию собора на рву и в нём начинаются богослужения. В начале XXI в. семь соборных церквей полностью отреставрированы, обновлены и фасадные росписи, а также частично воссоздана темперная живопись.
Оказавшись в Москве, следует обязательно посетить Красную площадь и насладиться необычайной красотой собора Василия Блаженного: как внешними изысканными архитектурными элементами, так и его внутренним убранством. А также сделать фото на память на фоне этого прекрасного старинного сооружения, запечатлев его во всей величественной красоте.
Всего 62 фото
В Москве на Красной Площади стоит собор Василия Блаженного. Для множества жителей мира храм символизирует Россию, точно также как в Англии - Биг-Бен или в Китае - китайская стена.
Храм построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного.
Это были годы большого Казанского похода, которому придавалось колоссальное значение: до сих пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом.
Во время походов на Казань Иван Грозный приказал ставить вокруг белокаменного храма во имя Живоначальной Троицы обетные деревянные храмы в честь тех святых, в дни памяти которых были одержаны победы в битве с неприятелем. Так, 30 августа, в день трех Патриархов Константинопольских - Александра, Иоанна и Павла - был разбит отряд татарской конницы князя Епанчи. 30 сентября, в день памяти Григория Армянского, была взята крепостная стена Казани вместе с Арской башней.
1 октября, в праздник Покрова, начался штурм города, победоносно закончившийся на следующий день, 2 октября, в праздник Киприана и Устиньи. Старинная московская легенда гласит, что когда в походной церкви под Казанью на обеденной службе диакон возгласил евангельские строфы: «Да будет едино стадо и один пастырь», часть крепостной стены неприятельского города, под которую был сделан подкоп, взлетела на воздух, и русские войска вошли в Казань
Другие храмы были связаны с царствующей династией или с местными московскими событиями: например, Василий III в декабре 1533 года перед смертью принял постриг под именем Варлаам, являющийся покровителем царского рода. Храм Входа Господня в Иерусалим основан, вероятно, в честь победного возвращения Ивана Грозного с войском в Москву. А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца.
Когда русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную − на векá. Все престолы первоначально находились в составе девяти глав-церквей Покровского собора, когда святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить здесь один собор в камне. Он же явился автором гениальной идеи нового храма. Сначала предполагалось поставить оставить семь храмов вокруг центрального восьмого, однако в процессе строительства «ради симметрии» был добавлен девятый южный придел, позднее освященный в честь Николы Великорецкого. Через два года в Москве на Красной площади на месте Троицкой церкви был заложен храм Покрова Богородицы.
02
Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (а возможно, это был один мастер - Иван Яковлевич Барма). На самом деле имя архитектора до сих пор неизвестно. В летописях и документах, современных строительству храма, нет упоминаний о Барме и Постнике. Их имена значатся лишь в более поздних источниках XVI-XVII веков: «Житии митрополита Ионы», «Пискаревском летописце» и «Сказании о великорецкой иконе чудотворца Николы». До постройки колокольни Иоанна Великого Покровский храм считался самым высоким зданием в Москве, высота его 65 метров.
Изначально собор не был таким пёстрым: судя по описаниям, стены церкви были белого цвета. Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятую — самую высокую, — увенчанную шатром. Центральная церковь посвящена празднику Покрова Богоматери — именно в этот день Казань была взята приступом.
03
У дизайна сооружения нет аналогов в российской архитектуре, и ничего подобного не может быть найдено в истории византийских традиций строительства соборов. Храм Василия Блаженного содержит 9 лукообразных куполов. Этот тип вскоре стал преобладающим для церковных куполов в России.
Только в XVII в. все купола были украшены керамическими изразцами. В это же время к храму были пристроены асимметричные постройки. Затем появились шатры над крылечками и затейливая роспись стен и потолка. В тот же период на стенах и потолке появилась изящная роспись. В 1931 г. перед храмом был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому.
04
![](https://i0.wp.com/ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/1149392/1149392_900.jpg)
Возводили храм, учитывая стороны света: ориентируясь на них, соорудили четыре церкви, и столько же построили по диагонали. Четыре большие церкви сориентированы по сторонам света. Северный храм выходит на Красную площадь, южный - на Москва-реку, западный - на Кремль. Четыре большие церкви: церковь Входа Господня в Иерусалим (западная), церковь Киприана и Иустины (северная), церковь Николы Великорецкого (южная), церковь Святой Троицы (восточная).
Покровский собор насчитывает девять церквей: в центре - основной храм Покрова Божьей Матери, окружённый четырьмя большими (от 20 до 30 м) и четырьмя малыми церквами (около 15 м).Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Возле этих церквей находится колокольня и придел Василия Блаженного, которого венчает луковичная глава
![](https://i2.wp.com/ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/1149502/1149502_900.jpg)
Куполов всего 11. Девять куполов над храмом (по числу престолов):
1.Покрова Богородицы (центр.), 2.Св. Троицы (вост.), 3.Входа Господня в Иерусалим (зап.), 4.Григория Армянского (сев.-зап.), 5.Александра Свирского (юго-вост.), 6.Варлаама Хутынского (юго-зап.), 7.Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (сев.-вост.), 8.Николая Чудотворца Великорецкого (юж.), 9.Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (сев.) 10 Купол над церковью Василия Блаженного 11.Купол над колокольней.
06
![](https://i2.wp.com/ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/1149859/1149859_900.jpg)
07
Миниатюры куполов храма
01 Колокольня 02 Центральна церковь Покрова Богородицы 03 Церковь Святой Троицы. 04 Церковь Трех Патриархов (Иоанна Милостивого) 05 Церковь Василия Блаженного
Луковицевидные купола ростово-суздальского (русского) типа. Уже с середины купола его верхушка оттянута, поверхность куполов неровная: ребристая или ячеистая
06 Церковь Киприана и Иустины (Андриана и Ниталии) 07Церковь Григория Армянского 08 Церковь Входа Господня в Иерусалим 09 Варлаама Хутынского 10 Церковь Николы Великорецкого 11Церковь Александрв Свирского
09
План церквей собора
10
11
Пропорции храма Василия Блаженного
Пропорции храма Василия Блаженного в Москве определяются восемью членами ряда золотого сечения:1, ф, ф2 ,ф3 ,ф4 ,ф5 ,ф6 ,ф7. Многие из членов ряда неоднократно повторяются в пропорциях храма, но всегда благодаря свойству золотого сечения, части сойдутся в целое, т.е. ф +ф2=1,ф2+ф3=ф и т.д.
12
Храм глазами художника Аристарха Лентулова.
Художник помогает увидеть Храм сразу со всех сторон. Напоминает калейдоскоп, остановившийся на мгновение
13 Аристарх Лентулов «Собор Василия Блаженного», 1913 г.
14 Собор Василия Блаженного. 1961-1962 г.
15 Покровский собор, 1895 г.
16 Покровский собор, 1870 г.
Главы Покровского собора
Завершения церквей, которые называем куполом, на самом деле именуется главой. Купол - это перекрытие церкви. Его видно изнутри храма. Над купольным сводом есть обрешётка, на которой закреплена металлическая обшивка.
По одной из версий, в старину на Покровском соборе главы были не луковичные, как сейчас, а шлемовидные. Другие исследователи утверждают, что на таких тоненьких барабанах, как у собора Василия Блаженного, шлемовидных куполов быть не могло. Поэтому, исходя из архитектуры собора, купола были луковичные, хотя доподлинно это не известно.
Луковичные купола отличаются друг от друга размером, декором и цветом. Первоначальная их форма нам также неизвестна, так как самые ранние изображения Покровского собора на миниатюрах Лицевого летописного свода (1560-е гг.) достаточно условны.Древние летописи сообщают о появлении фигурных глав из луженого железа после опустошительного пожара 1595 г.: «во дни благочестивого царя Федора Иоанновича зделаны верхи у Троицы и у Покрова на Рву розными образцы и железом немецким обиты».Зато совершенно точно установлено, что изначально главы были гладкими и монохромными. В XVII веке их ненадолго раскрасили в разные цвета.
17 Церковь Святой Троицы, церковь Киприана и Иустины (Андриана и Ниталии), церковь Покрова Богородицы, церковь Григория Армянского,церковь Входа Господня в Иерусалим
Главы были покрыты железом, покрашенным в синий или зелёный цвета. Такое железо, если не было пожаров, выдерживало лет 10. Зелёные или синие краски получали на основе окислов меди. Если же главы покрывали немецким лужёным железом, то они могли быть серебристого цвета. Немецкое железо жило лет 20, но не более.
В XVII веке в житии митрополита Ионы упоминаются «фигурные главы разны образцы». Однако все они были монохромными. Пёстрыми они стали с XIX века, может быть чуть раньше. Иностранные путешественники с восхищением подчеркивали неповторимую красоту куполов собора, усматривая в них «чешую кедровой шишки, ананаса и артишока». Судя по их запискам, главы были расцвечены уже в первой половине XVII в.(как упоминалось выше, на короткий срок). Почему главы разноцветные и разной формы, по какому принципу их раскрашивали, сейчас никто не может сказать, это одна из загадок собора.
18 Церковь Покрова Богородицы.
![](https://i2.wp.com/ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/1164128/1164128_900.jpg)
В 60-е годы ХХ века при масштабной реставрации хотели вернуть собору первоначальный вид и сделать главы монохромными, но кремлёвские чиновники приказали оставить их цветными. Собор узнаваем, в первую очередь, по своим полихромным главам.
Во время войны Красную площадь охраняло сплошное поле аэростатов, чтобы защитить её от бомбёжек. При разрывах зенитных снарядов осколки, падая вниз, портили обшивку глав. Повреждённые главы немедленно ремонтировали, ведь если оставить пробоины, то сильный ветер мог бы полностью «раздеть» купол за 20 минут.
В 1967-1969 гг. состоялась капитальная реставрация глав собора: вместо железа металлические каркасы покрыли более долговечным и устойчивым к воздействию непогоды материалом — медью. Если железные купола требовали ремонта каждые 10-20 лет, то новые покрытия сохраняются до сих пор.Мастера израсходовали на купола около 32 т медного листа толщиной 1мм. Они вручную придавали листу необходимую форму, в точности повторяя предыдущую. Это была поистине ювелирная работа. Общая площадь листов, не считая маленькой главки центральной церкви, составляет около 1900 квадратных метров.
Во время недавней реставрации обнаружили, что главы находятся в идеальном состоянии. Их всего лишь пришлось перекрасить. Центральная глава на Покровской церкви всегда была позолочена.
В каждую главу, даже в центральную, можно войти. К центральной главе ведёт особая лестница. В боковые главы можно войти через наружные люки. Между перекрытием и обрешёткой есть пространство высотой в человеческий рост, там можно свободно ходить.
Пышное разноцветие причудливых глав делает Покровский собор неповторимым и узнаваемым во всем мире.
19 Церковь Покрова Богородицы
![](https://i0.wp.com/ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/1156212/1156212_900.jpg)
Праздник Покрова Богородицы обязан своим появлениям чудесному событию, которое произошло в 910 году в Константинополе, во время царствования императора Льва Vl Философа, который получил свое прозвание за любовь к книжной мудрости.
Столицу осаждали полчища врагов, в любой момент способных ворваться в город, разрушить, сжечь его. Единственным прибежищем жителей осажденного города стал храм, где люди в молитве просили у Бога спасения от варваров. В то время в храме был и святой юродивый Андрей со своим учеником Епифанием. И вот святой Андрей видит, как Сама Божья Матерь коленопреклоненно молится перед Господом о спасении народа. После чего подходит к Престолу и еще раз помолившись, снимает со Своей головы покрывало и простирает его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Покров в руках Пречистой Матери, окруженной ангелами и сонмом святых, сиял "паче лучей солнечных", а рядом стояли святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов. Тогда святой Андрей спрашивает у своего ученика Епифания: "Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?". "Вижу, святой отче, и ужасаюся", - отвечал ему Епифаний. Так Богородица спасла Константинополь от разорения и гибели людей.
Несмотря на то, что событие это произошло на Византийской земле, в греческий календарь этот праздник не вошел, но зато был принят и утвержден на Руси, благодаря святому князю Андрею Боголюбскому, сыну Юрия Долгорукого.Этот праздник имеет большое миссионерское значение. Он говорит о том, что единство в вере стоит выше любых человеческих конфликтов, любых национальных стереотипов и антипатий. Именно понимание этой истины позволило русскому народу в последствии воспринять этот праздник и сделать его частью своей православной традиции.
20 Церковь Покрова Богородицы.
![](https://i0.wp.com/ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/1164299/1164299_900.jpg)
21
22
23 Церковь Киприана и Иустины (Андриана и Ниталии)
24
25
26
27 Церковь Григория Армянского
28
29
30 Церковь Входа Господня в Иерусалим
31
32
33 Церковь Варлаама Хутынского
34
35
36
37 Церковь Николая Чудотворца Великорецкого
38
39
40
41 Церковь Александрв Свирского
42
43
44
45
46
47 Церковь Святой Троицы
48
49
Церковь Василия Блаженного
Собор состоит из девяти церквей на едином основании. Однако, над храмом возвышается десять разноцветных глав, не считая луковицы над колокольней. Десятая зелёная с красными шипами глава находится ниже уровня глав всех остальных церквей и венчает северо-восточный угол храма.Эту церковь пристроили к собору после окончания строительства в 1588 г. Её возвели над могилой очень известного и почитаемого юродивого того времени, Василия Блаженного.
50
Собор изначально являлся в большей степени мемориальным: не отапливался, службы зимой не проводились.Церковь Василия Блаженного оказалась единственной зимней из всего храма, она была открыта для прихожан и паломников круглый год, даже в ночные часы. Таким образом название церкви Василия Блаженного стало «народным» именем всего собора.
51
52
53
54 Церковь Трех Патриархов (Иоанна Милостивого)
55
56
57
Шатровая колокольня построена в 1670 -х годах.
58 Колокольня
59
60
Завершения кремлёвских башен были надстроены в XVII веке, их надстраивали с оглядкой на Покровский собор
61 Фрагмент Спасской башни Кремля. Вид со стороны церкви Киприана и Иустины
62 Храм будто бы парит в воздухе!
Источники
www.pravoslavie.ru Храм Покрова Божией Матери/ Православие.Ru Елена Лебедева
globeofrussia.ru Храм Василия Блаженного: 9 церквей на одном фундаменте- Глобус России
Одним из самых ярких, величественных и таинственных памятников архитектуры столицы является Василия Блаженного. Еще в 16-м веке странники и заезжие люди, посещая этот собор, навсегда оставались очарованы его статностью и красотой. Но до сих пор в мире существует несколько легенд о том, кто построил храм Василия Блаженного.
История храма Василия Блаженного
Строительство собора, и именно так его именуют в народе, началось в 1555 году. И всего за 6 лет строители возвели невиданной красоты дворец из камня. Распоряжение о заложении храма поступило от царя всея Руси Иоанна Грозного в честь победы, которую одержали русские войска над казанским ханом. Случилось это событие в один из православных праздников - Покрова Пресвятой Богородицы, поэтому этот собор часто называют Храм Покрова Божьей Матери.
История храма Василия Блаженного до сих пор загадочна и неясна.
Легенда первая
Храм построил архитектор, настоящее имя которого Постник Яковлев. Такое прозвище он получил за то, что тщательно и долго постился. Это был один из самых искусных мастеров Пскова. Позднее он был отправлен в Казань, чтобы руководить строительством каменного города. Интересна притча, которая рассказывает о сборе денег на строительство прихода. В Москве жил и побирался Василий Блаженный. Собранные монеты он бросал через правое плечо в одно место, и никто не осмеливался взять хотя бы одну. Со временем, когда денег оказалось достаточно, Василий отдал их Иоанну Грозному.
Но факты говорят о том, что это всего лишь красивая сказка, так как юродивый скончался еще до того, как было решено возводить собор. Тем не менее именно на месте постройки здания был захоронен Василий Блаженный.
Легенда вторая
Над возведением собора колдовали сразу два мастера - Постник и Барма. Легенда гласит, что как только Иван Грозный увидел построенное здание, то был поражен его необычностью и ансамблем. Чтобы зодчие больше не смогли повторить такую красоту, царь приказал выколоть архитекторам глаза. Но эта версия не находит подтверждения, так как имя Постника встречается в более поздних летописях. Получается, что мастер мог заниматься строительством других построек.
Легенда третья
Самой реалистичной версией считается следующая: храм возводили под руководством зодчего, который приехал из Западной Европы. Доказательством этого факта считается необычный стиль, в котором переплетены узоры русского и западноевропейского зодчества. Но официально эта версия нигде не подтверждена.
За всю свою долгую историю храм мог быть подвергнут уничтожению или разорению. Но всегда какое-то чудо спасало эту гордость России.
В 18-м веке во время пожара в Москве здание было охвачено пламенем, но мужественные москвичи как могли спасали храм. В результате строение пострадало, но выстояло. Позже его воссоздали практически в том же виде, как и до пожарища.
В 19-м веке, когда Наполеон вошел в столицу России, в соборе были сооружены сараи для лошадей. Позже, при уходе из Москвы, император в ярости приказал не оставить и камня в этом соборе. Замечательное строение должно было быть взорвано. И опять героические москвичи и Господь Бог помогли отстоять храм. Когда французские солдаты стали зажигать фитили, которые шли к бочкам с порохом, люди стали ценой своей жизни гасить огонь. И тут им на помощь пришел дождь. Ливень хлынул с такой сокрушительной силой, что затушил все искры.
Уже в 20-м веке Каганович, показывая макет обновления и перестройки Красной площади Иосифу Сталину, убрал фигурку храма, решив снести его навсегда. Но верховный главнокомандующий грозно сказал: «Лазарь, поставь на место!».
В 1936 году при строительстве автомобильных дорог было решено уничтожить храм, так как он мешал движению. Но на его защиту встал московский реставратор Барановский. В Кремль от него поступила телеграмма: «Если решите взорвать храм, взрывайте вместе со мной!».
По виду это живописное сооружение представляет собой ансамбль церквей. В самом центре стоит Покровская церковь, самая высокая среди всех. Вокруг неё расположены еще 8 приделов. Каждый храм венчает купол. Если посмотреть на собор с высоты птичьего полета, это здание представляет собой пятиконечную звезду. Это символ небесного Иерусалима.
Каждая церковка по своей сути уникальна и неповторима. Свои имена они получали по названию праздников, на которые выпадали решающие битвы за Казань.
- В честь праздника Троицы.
- Николая Чудотворца (в честь Великорецкого образа).
- Вербного воскресенья, или Входа Господня в Иерусалим.
- Мучеников Киприана и Устины. В дальнейшем Адриана и Натальи.
- Святителей Павла, Александра и Иоанна Константинопольских - до 18-го века, затем Иоанна Милостивого.
- Александра Свирского.
- Варлаама Хутынского;
- Григория Армянского.
Позднее был пристроен еще один придел в честь юродивого Василия Блаженного.
Каждый купол имеет свои разнообразные украшения - кокошники, карнизы, окна и ниши. Все храмы соединены перекрытиями и сводами.
Особое место отводится картинам, на которых изображены портреты именитых особ и красочные пейзажные зарисовки. Все желающие могут прочувствовать атмосферу времен Ивана Грозного, если внимательно изучат церковную утварь того времени.
В самом низу находится подклет, который образует основание собора. Он состоит из отдельных комнат, в которых раньше прятали казну, а богатые горожане приносили сюда нажитое добро.
Рассказать о красоте этого храма невозможно. Для того чтобы навсегда полюбить это место, нужно обязательно его посетить. Тогда в сердце любого человека появится гордость за то, что этот уникальный и таинственный собор находится у нас в России. И неважно, кто построил храм Василия Блаженного, этот фантастический и потрясающе красивый символ нашей Родины.
Храм Василия Блаженного – самая красивая и загадочная церковь во всей России. Считается, что зодчих, создавших ее лишили зрения, постройку не позволил снести сам Сталин, а во время войны храм прятали от обстрелов. Верхний ярус собора напоминает лабиринт, а основание – восьмиконечную звезду. Мы собрали все самое важное о храме, по которому иностранцы безошибочно опознают Россию.
Храм Василия Блаженного – настоящее название
Храм Василия Блаженного – культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Это – самый узнаваемый русский храм. Мало кто знает его истинное название – Собор Покрова Богородицы, что на Рву. 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года когда-то освятили центральную Покровскую церковь собора. Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь.
Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы. Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком.
Храм Василия Блаженного – история
Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, – так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились. Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.
В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке – храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название – храм Василия Блаженного.
Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал , ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.
Очевидцы рассказывали:
«По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу».
Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: “Лазарь, поставь на место!”. Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.
Храм Василия Блаженного – архитектура
Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую – девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.
Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг – символ вечности, треугольник – символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка – начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.
Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду – символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.
Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого – Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца – Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.
В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.
Храм Василия Блаженного – задумка
Такой выбор зодчих связан с тем, что по задумке Храм Василия Блаженного должен был символизировать собой рай, град Господень. Идея принадлежала митрополиту Макарию, зодчие постарались воплотить ее в жизнь. Эпохи менялись, вместе с ними менялось представление людей о том, как должен выглядеть рай, поэтому и собор претерпевал изменения. Неизменной оставалась основная задумка: храм Василия Блаженного – прообраз рая небесного, расцветшего сада. В его оформлении виноградные листья, прекрасные цветы, растения, которые не растут на земле…