В чем сущность скаутского движения. Чем занимаются скауты
«Турция для турков»
После падения Константинополя от рук османов в начале XIII века количество греков на территории Понта сильно сократилось. К концу XIX века их условия проживания в окружении турецкого населения были вполне терпимыми, в руках греков была сосредоточена значительная часть богатства, они активно занимались торговлей. Большинству из них удалось сохранить свою культуру и религию, лишь некоторые перешли в ислам.
Рабочие батальоны греков историки считают прототипом концлагерей
С приходом к власти младотурков все изменилось. Первые разговоры о свободах и правах человека сменились жесткими высказывания в адрес национальных меньшинств. Именно тогда появился лозунг: «Турция для турков». По задумке османов местное население должно было окончательно ассимилироваться с мусульманским. Воспользовавшись борьбой греков за присоединение Крита, турки перешли к решительным действиям. В 1909 немецкие послы докладывали, что турки ведут войну против христиан в империи. В июле того же года на встрече в Константинополе турецкий премьер-министр Шефкет-паша заявил патриарху Иоакиму III: «Мы отрежем вам головы, мы вас уничтожим. Выживем либо мы, либо вы».
Начало геноцида
Поначалу истребление греков не было повсеместным. Однако вскоре турки совсем перестали контролировать ситуацию, и со всех сторон доносились жалобы. Людей выселяли из домов, насиловали женщин, отбирали скот. По всей Турции негласно запретили покупать греческие товары, греческим кораблям запретили причаливать в турецких портах. Греков заставляли вступать в члены младотурецкого комитета и высказываться друг против друга.
Греческий священник смотрит на свою истребленную паству wikipedia.org
Среди турецкого народа специальные агенты распространяли слухи о надвигающейся войне против христиан. В газетах начали появляться откровенно провокационные статьи, настраивавшие население против меньшинств. Когда в 1913 Крит официально присоединили к Греции, это стало поводом для начала настоящей войны. По ночам организованные банды грабили села и города, нередко по утрам греков находили мертвыми. Когда в 1914 в Османской империи была объявлена всеобщая мобилизация, по всем городам расклеили объявления о том, что не явившиеся мужчины будут считаться дезертирами. Под этим предлогом всех неугодных обвиняли в дезертирстве и приговаривали к смертной казни. Англичане, французы и русские были по другую сторону баррикад и не могли повлиять на турок. Первая мировая развязала османам руки.
Рабочие батальоныГреков начали собирать в рабочие батальоны. Нередко их сравнивают с концентрационными лагерями времен Второй мировой. В донесениях, отправленных в министерство иностранных дел Греции, значилось: «Христиане в турецкой армии подвергаются таким лишениям и злодеяниям, и их положение настолько плачевно, что ничем не отличается от положения злодеев, приговоренных к принудительным работам» и «…Ужасно положение солдат-христиан. Они рискуют умереть от голода. Якобы в связи с тем, что к ним нет никакого доверия, христианам приказано сформировать рабочие батальоны для строительства дорог… Они умирают тысячами, заражаясь болезнями, лихорадками, сыпным тифом, холерой».
В маршах смерти люди погибали в пути от холода, голода и болезней
Несмотря на то, что правительство Германии официально не высказывалось против действий турков, многие жители страны были возмущены их поведением. Немецкий священник Лепсиус писал: «Гонения на греков и армян представляют собой два этапа одной и той же программы уничтожения христианского элемента в Турции». Послы сообщали в Берлин: «Из достоверных источников мне стало известно, что все греки высланы оттуда. Высылка и уничтожение по-турецки одно и то же понятие, так как те, кто не был убит, в большинстве своем умирают от болезней и голода».
Погромы и насилие
В 1916 посольство Греции в Петербурге сообщало о положении дел на Понте. Жителей 16 деревень Трапезундского округа заставили покинуть свои дома, и они, испугавшись, что их убьют по дороге, решили спрятаться в монастырях, пещерах и лесах. 26 женщин и девушек в страхе перед изнасилованиями бросились в реку и утонули. «Признаюсь, что я не в силах описать то, что мы там увидели. Все было разрушено как в деревнях, так и в монастыре… Во дворе монастыря лежали незахороненными пять разлагавшихся трупов греков, а в самом монастыре в том же положении еще пять. В одной из комнат монастыря лежало навзничь голое, с отрубленной головой и сквозной штыковой раной в груди, тело двадцатилетней девушки из деревни Терса по имени Кирьяки, в позе, которая свидетельствовала о том, что она подверглась надругательству».
Понтийский партизанский командир Вангелис Иоаннидис wikipedia.org
Греки не были готовы сдаться без боя. Местное население собиралось в партизанские отряды, которые оказывали сопротивление туркам. Но сделать это было, конечно, непросто. Вооруженные копьями греки вряд ли могли тягаться с организованной армией османов. К тому же, партизанам часто приходилось бороться с ужасным голодом и болезнями.
Марши смерти
Выселяя греков из их домов, их нередко депортировали в другие места так называемыми «маршами смерти». Например, жителей города Триполи отправили в «место назначения» Пирк. По свидетельствам выживших, из 13 тыс. понтийцев, отправленных в Пирк, остались в живых только 800 человек. Люди в пути умирали от голода, холода и болезней. О другой ситуации писали: «Женщины и дети пешими, под снегом и дождем, были отправлены в Сивасский и Анкарский вилайеты. Младенцы, юные девушки, роженицы, беременные, больные и старики, гонимые с места на место, тысячами ночуют на постоялых дворах, где они остаются ба хлеба или какой-либо иной пищи… Многие дети, потеряв родителей, рассеиваются по горам или по турецким деревням. Гонимые умирают в дороге от голода, холода, страданий, их хоронят прямо в горах или оставляют на растерзание диким животным…»
Резня в Смирне
От рук турецких солдат погиб митрополит Хризостом Смирнский
Одним из самых кровавых моментов геноцида понтийских греков стала резня в Смирне. В сентябре 1922 турецкие войска вошли в город и устроили погромы. Сначала турки облили бензином и подожгли дома в армянских кварталах, затем перешли к христианской части города. Греки бежали к морю, пытаясь спасти от пожара, но турецкие солдаты оцепили набережную, оставив людей без пищи и воды. Людей зверски истязали, девушек насиловали и отрезали им груди. От рук турков погиб митрополит Хризостом Смирнский. Его избивали, кололи ножами, отрезали бороду, выкололи глаза, отрезали даже уши и нос, пока он не умер в мучениях. В конце XX века он был канонизирован. В ходе резни и из-за ее последствий погибли около 200 тысяч человек.
Жертвы геноцида, Гиресун, 1921 wikipedia.org
Юридические результаты геноцида понтийских греков закрепило соглашение об обмене населением 1923 года. Многие православные к тому времени и так уже сбежали из Турции, и страна отказывалась принимать их назад. В результате насильственного обмена, по разным оценкам, с территории Понта были высланы около 1,5 миллионов православных, в Турцию же отправились около полумиллиона мусульман.
Память о геноциде
19 мая считается в Греции днем памяти жертв понтийского геноцида. В этот день в 1919 Мустафа Кемаль, известный под именем Ататюрка, прибыл в Самсун для переговоров с митрополитом Германом. В Турции 19 мая рассматривают как начало войны за независимость Турции. Страна до сегодняшнего дня не признает событиях тех лет геноцидом и 19 мая празднует День памяти Ататюрка и День молодежи и спорта.
Источники:
Костас Фотиадис «Понт. Право на память"
Антон Попов «Понтийские греки"
Михалис Харалампидис, Костас Фотиадис «Понтийцы, право на память»
Фото главная: iefimerida. grФото лид: alfavita. gr
Россия и Греция - государства, не имеющие общей границы, но в то же время духовно и исторические близкие друг другу. Православие, преемственность «Третьего Рима» Москвы от «Рима Второго» Константинополя стали важнейшей духовной скрепой, объединяющей наши народы. Сегодня, когда сказать «НЕТ!» Европейскому Союзу, именно Москва и Евразийский Экономический Союз рассматривается ими в качестве главного Центра внимания и интеграции. На Россию современные эллины возлагают свою надежду в деле возвращения Константинополя/Стамбула и установления православного креста над Собором Святой Софии. И не зря. Для нас греки остаются не только братским народом, но и входящим в многонациональную семью народов российской нации.
Понтийские греки (или понтийцы) являются этнической группой греков, происходящих из исторической области Понт, в России наиболее крупная диаспора сложилась на юге Крыма, Приазовье и Северо-Западе Кавказа. Подчеркивая своё историческое правопреемство Византийской империи, они употребляют самоназвание «ромеи». Большая часть понтийцев говорит на понтийском диалекте новогреческого языка, часть тюркоязычна (бафрали) или использует турецкий язык. В конце XIX в. в с. Кяряк проживали «греко-армяне» - понтийские греки, говорившие на армянском языке. Сегодня для многих понтийских греков в России родным языком стал русский.
Массовое принятие понтийскими греками российского подданства произошло в достаточно недавний исторический период конец XVIII в. - начало XX в. Первая волна греческой эмиграции началась после русско-турецкой войны 1768-1774 гг. В тот период Российская империя выступила в качестве защитницы христианских народов, и греки рассчитывали благодаря ей восстановить государственность. Вторая волна переселения произошла с 1801 по 1856 гг. В 1810 г. в Тифлисе создается «Комитет по переселению христиан из Турции на Кавказ». Порядка 100 тысяч понтийцев перешли русскую границу и обосновались в Грузии. Как отмечал прославленный генерал А.П. Ермолов «Греки нашли у нас убежище от злодеев и убийств». Третья волна начинается в 1862 г. на основании закона о переселении турецких христиан в Российскую империю. В 1878 г. после присоединения Карсской области её обитателями стали 75 тысяч понтийских греков, многие из которых переселились на Кубань и Терек. Так, среди первых сел в Пятигорском уезде, где греки-переселенцы обустроили свои жилища, были Нагут, Крымгирей, Султан. К 1883 г. в Терской области проживало 130 греков, преимущественно в г. Владикавказе. Четвертая волна переселения началась в 1915 г., когда правительство Османской империи начало геноцид греческого населения Малой Азии.
Среди основных этнотерриториальных групп понтийских греков на Северо-Западном Кавказе стоит выделить следующие группы:
1) сочинская (с. Высокое, с. Голицыно, с. Лесное, с. Липники, п. Красная Поляна, с. Вишневка);
2) туапсинская (с. Гунайское, х. Греческий, с. Макопсе, с. Калиновка, х. Гойтх, п. Месаджай);
3) крымская (х. Новокрымск (Греческий), х. Ново-Украинский, с. Мерчанское);
4) абинско-северская (х. Карсский, ст. Северская, ст. Азовская, ст. Ново-Дмитриевская, ст. Калужская, ст. Крепостная, ст. Смоленская, ст. Григорьевская, п. Холмский, п. Ильский, г. Абинск);
5) горячеключевская (с. Фанагорийское);
6) апшеронская (ст. Куринская, х. Кура-Цеце, х. Папазов, х. Акритасов);
8) ставропольско-пятигорская (с. Хасаут-Греческое, п. Греческий, с. Бекешевка, с. Суворовка, с. Нагут).
История демонстрирует наглядный пример вхождения исторического Понта в состав Российской империи, когда в период Первой мировой войны российские войска заняли Трапезунд, а во главе региона стал греческий митрополит Хрисанф. Примечательно, что после Февральской революции в Понте находились три полка, сформированные греками Кавказа (1). В 1917 г. понтийцы организовывают два съезда в г. Тифлисе и г. Таганроге. По результатам их работы была поставлена задача финансовой поддержки «столицы понтийского эллинизма» Трапезунда, который, как представлялось тогда, после войны вместе с Понтом должен был стать частью Российской империи. В этот период понтийские греки получили 6 епископских кафедр в лоне Русской Православной Церкви. Идея вхождения Понта и Греции в состав России просуществовала до Брест-Литовского мира, когда Турция получила Карскую область и русские войска покинули Трапезунд. В наше время Трабзон является городом-побратимом Сочи и, и в случае дальнейшего развития имеющихся торгово-экономических связей он может образовать совместный «треугольник экономической эффективности» либо войти в состав возглавляемого Большим Сочи Черноморского экополиса.
Лишённые возможности создать свое государство, понтийские греки, благодаря позиции советских властей, получили национальный район с центром в ст. Крымской. С 1932 г. район имел статус республиканского значения. Но период его существования был короткий, всего 9 лет. В этот период открылись педагогические техникумы, готовящие учителей для греческих школ, издавались учебники и литература на греческом языке (2). В 1938 г. греческий национальный район упразднён, и на его месте создан Крымский район Краснодарского края.
![](https://i0.wp.com/ic.pics.livejournal.com/bredikhinav/20230044/144625/144625_600.jpg)
В процессе интеграции понтийских греков в семью российских народов, достаточно любопытной стоит признать теорию Я.Ф. Фальмерайера о том, что современные жители Греции обладают славянским происхождением, в то время как понтийские греки, живущие на Кавказе, являются потомками древних эллинов. Подобный подход, хотя и опровергнут учеными, но все же способствует пониманию неразрывной кровно-родственной связи наших народов и государств. При этом, на основании дактилоскопических характеристик, проанализированных Ю. Тамбовцевым, доказано, что греки не имеют близкого родства с народами Кавказа, но их ближайшими родственниками выступают иранцы Прикаспия (3).
Проживая в условиях Северо-Западного Кавказа, понтийские (закубанские) греки не ассимилировались с другими кавказскими народами, за исключением единоверных армян. Длительность совместного проживания, общность торгово-экономических интересов дополнялись значимым фактором Православной веры, которая преобладала над этничностью, особенно в условиях окружения мусульманскими племенами адыгов. При этом с точки зрения традиций, понтийскими греками были переняты у адыгов элементы домашнего быта, национальная одежда, институты гостеприимства, аталычества, куначества и кровной мести (4). Вплоть до начала XX в. греки, особенно женщины, имели двуименность, при этом адыгейское имя было бытовым. Подобные аспекты позволяют выделять горских греков отдельно от общего массива понтийцев, как субэтнос имеющие сильно выраженные адыгские черты (5), часть представителей которого использует в качестве разговорного адыгский язык.
Сегодня понтийские греки объединены посредством Федеральной национально-культурной автономии греков России. Ее возглавляет известный меценат и ростовский бизнесмен Иван Игнатьевич Саввиди. Он же руководит и обществом греков России и стран СНГ. Среди приоритетных направлений работы ФНКА греков России стоит отметить проведение этнокультурных мероприятий, организацию программ по паломничеству на , программы обмена студенческой молодежи и другие. Кроме того, выделим ряд греческих национальных объединений на российском Кавказе: Региональная национально-культурная автономия греков Ставропольского края, Региональная национально-культурная автономия греков Краснодарского края, Геленджикская городская «Национально-культурная автономия греков», местная национально-культурная автономия греков г. Белореченска, местная национально-культурная автономия греков г. Тимашевска, местная национально-культурная автономия греков Енисейкого городского поселения, местная национально-культурная автономия греков Муниципального образования Абинский район, местная национально-культурная автономия греков Муниципального образования Крымский район и др.
После возвращения Крыма в состав России был принят Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2014 года № 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития». В соответствии с положениями документа понтийские греки получили значимую финансовую поддержку в рамках сохранения своей самобытной культуры и в то же время возможность внести свой вклад в развитие многонациональной культуры российской нации.
На наш взгляд, процесс развития российско-греческих связей, как и обеспечение интеграции понтийских греков в российскую гражданскую нацию, был бы эффективнее в случае признания Российской Федерации геноцида понтийских греков турецкими властями в 1916-1922 гг. На сегодняшний день он признан Арменией, Грецией, Кипром, Швецией, Новым Южным Уэльсом (Австралия), Нью-Йорком (США). Принципиальная позиция Москвы по данному вопросу обеспечит ей не только поддержку со стороны понтийских греков Кавказа, но и Греции как потенциального члена Евразийского Экономического Союза.
Антон Бредихин, кандидат исторических наук, научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова
Примечания
(2) Кокаева А.В. История появления греков на территории Центральной части Северного Кавказа (Северная Осетия, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария)// Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. Общественные науки, 2009. № 3. С. 25-37.
(3) Тамбовцев Ю., Тамбовцева Л., Тамбовцева А. Насколько греки близки другим народам их дактилоскопическим характеристикам?// / ΣΧΟΛΗ. 2013. № 7. 2. С. 354-372
(4) Адзинова З.Ю. Этнокультурные аспекты взаимовлияния народов Северо-Западного Кавказа в XIX в.// Вестник Майкопского государственного технологического университета, 2014. № 4. С.
(5) Колесов В.И. Трансформация идентичности горских греков Северо-Западного Кавказа (XIX-XX вв.)// Культурная жизнь Юга России, 2009. № 2 (31). С. 52-54
Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов , «Этнокультурная идентичность в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве», при реализации которого используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Союз пенсионеров России»
понтийцы в россии, понтийцыВсего: около 3 000 000
* Греция Греция: 2 млн чел
- США США: 200 тыс. чел
- Германия Германия: 100 тыс. чел
- Украина Украина: 91,5 тыс. чел
- Россия Россия: 63 тыс. чел
- Австралия Австралия: 56 тыс. чел
- Канада Канада: 20 тыс. чел
- Грузия Грузия: 15 166 чел
- Казахстан Казахстан: 12 703 чел
- Узбекистан Узбекистан: 9,5 тыс. чел
- Армения Армения: 4 тыс. чел
- Сирия Сирия: 1 тыс. чел
Понти́йцы (понтийские греки; греч. Πόντιοι, Ποντιακός Ελληνισμός, Έλληνες του Πόντου, Ρωμαίοι; тур. Pontus Rumları) - этническая группа греков, потомки выходцев из исторической области Понт на северо-востоке Малой Азии (современная Турция).
Живут на Украине, в Грузии (подавляющее большинство уже покинуло страну), в Армении, России (на Северном Кавказе), Казахстане, Греции, Турции, на Кипре. Самоназвание - ромеи (так называли себя византийцы - «греческие римляне»); ныне принята форма «понтиос» (понтиец), данная им греками метрополии. Говорили на понтийском языке, который ныне практически исчез. течение XX века в основном перешли на русский или новогреческий.
Заселение греками черноморского побережья
Трапезундская империя в 1265 году Традиционный деревенский понтийский дом Понтийский грек в традиционной одеждеПервые намеки греческого присутствия в Черноморской области могут быть прослежены в греческой мифологии. Это - область, куда Ясон и аргонавты приплыли в поисках Золотого Руна. Миф был записан Аполлонием Родосским в его работе, «Аргонавтика». Современные историки датируют экспедицию Арго приблизительно в 1200 до н. э., основываясь на описании, данном Аполлонием.
Первой засвидетельствованной греческой колонией был Синоп, основанный на северных берегах древней Анатолии приблизительно в 800 году до н. э. Поселенцы Синопа были торговцами от Ионийского греческого города-государства Милета. После колонизации берегов Чёрного моря, известного до того времени греческому миру как Pontos Axeinos (Неприветливое Море), название было измененно на Pontos Euxeinos (Гостеприимное Море). Вдоль всей Черноморской береговой линии на территории сегодняшних государств Турции, Болгарии, Грузии, России, Украины и Румынии число греческих колоний росло. Область Trapezus, позже названная Трапезундом, теперь Трабзоном, была упомянута Ксенофоном в его известном Анабасисе, где описывается, как он и другие 10 000 греческих наемников прибыли к берегам Понта и высадились там. Ксенофонт упоминает, что когда при виде моря они кричали "Thalassa! Thalassa! («Море! Море!»), местные жители поняли их. Целый диапазон торговли процветал среди различных греческих колоний, но также и с местными племенами, которые населяли Понт внутри страны. скором времени Трапезунд занял ведущую роль среди других колоний, и область поблизости стала сердцем греческой культуры и цивилизации Понтийцев.
Эта область была собрана в царство в 281 до н. э. Митридатом I Понтийским, линия родословной которого восходила ко времени Ариобарзана I, правителя греческого города Киоса. Самым видным потомком Митридата I был Митридат VI Понтийский, который между 90 и 65 до н. э. вел Митридатовы войны - три горьких войны против римской республики, перед тем как в конечном счете стать побежденным. Митридат VI расширил свое царство к Вифинии, Крыму и Пропотосу перед его падением после Третьей Митридатовой войны.
Однако царство всё же выжило как вассальное Риму государство, теперь называемое Боспорским царством и находящееся в Крыму до IV столетия нашей эры, когда эти территории были захвачены гуннами. Остальная часть Понта стала частью Римской империи, в то время как гористая территория (Халдия) была полностью включена в Византийскую Империю в течение VI столетия. Понт был местом рождения династии Комнинов, которая управляла империей с 1082 до 1185 - время, в которое империя возрождалась из пепла, отвоевав большую часть Анатолии у турок-сельджуков.
См. также
- Геноцид понтийских греков
- Депортация понтийских греков
- Греки в Египте
- Урумы
- Румеи
Ссылки
- Понтийские греки. Кто они? Геленджикское общество греков (Сайт gelengreek.ru)
- Понтийский геноцид (сайт pravmir.ru)
- ГРЕЧЕСКИЙ МАРТИРОЛОГ
- Michel Bruneau (ed.), Grecs pontiques: Diaspora, identité, territoires, Centre National de la Recherche Scientifique (Cnrs) Éditions, Paris, 1998
- Nikos Doukas, The Pontian muslims at the target of Turkey
- About Pontic Culture of Anatolia
- The official web site of the Pontian Federation of Greece
- Web site of everything Pontian
- World wide Pontian Forum
- Pontian Federation of Australia
- Pontian Association in Stuttgart, Germany
- Pontian Association in South Russia
- Pontian web site catalogue
- Pontian Association in Frankfurt, Germany / Verein der Griechen aus Pontos in Frankfurt
- Pontian International site
- Internet Radio «Akrites tou Pontou»
- Pontian folk music
- Tsiambasin, traditional Pontic song
- Trebizond Greek: A language without a tongue
- All about Pontic culture
- Website with map showing colonization of the Black Sea by Greek
- The Incredible Odyssey of the Black Sea Greeks
- Greek Penetration of the Black Sea
- Кузнецов И. В. Pontica Caucasica Ethnica. Центр понтийско-кавказских исследований. Краснодар, 1995
- http://genocide-greeks.ru/ Геноцид греков Понта
понтийцы, понтийцы в россии
ПОНТИЙСКИЕ ГРЕКИ - понтийцы, причерноморские греки, этническая группа греков исторической области Понт.
В ши-ро-ком смыс-ле - так-же гре-ки Кап-па-до-кии и Восточной Ана-то-лии, За-кав-ка-зья и Кав-ка-за (восточные понтийские греки), Северного При-чер-но-мо-рья и При-азо-вья (северные Понтийские греки) и их по-том-ки. Жи-вут на се-ве-ре Гре-ции (свыше 400 тысяч человек), се-ве-ро-вос-то-ке Тур-ции (до 10 тысяч человек, го-во-ря-щих на пон-тий-ском ди-а-лек-те, в основном в ок-рест-но-стях Траб-зо-на; ча-сто на-зы-ва-ют се-бя ла-за-ми, а так-же, вме-сте с пон-тий-ски-ми тур-ка-ми, хе-мши-ла-ми и ла-за-ми, - ка-ра-де-низ-ли, то есть при-чер-но-мор-ца-ми), на юге Ук-раи-ны (91,5 тысяча человек; из них ука-за-ли греческий язык как род-ной 5,8 тысяч человек - 2001 год, пе-ре-пись) и Рос-сии (85,6 тысяч человек, в том числе в Став-ро-поль-ском крае 33,6 тысячи человек, Крас-но-дар-ском крае 22,6 тысячи человек - 2010 год, пе-ре-пись; в Кры-му 2 тысячи человек - 2001 год), на юге Гру-зии (Цалк-ский, Дма-нис-ский, Тет-риц-ка-рой-ский, Мар-неуль-ский рай-оны края Кве-мо-Карт-ли; Ахал-цих-ский и Бор-жом-ский рай-оны края Самц-хе-Джа-ва-хе-ти; Ад-жа-рия; 15,2 тысяч человек - 2002 год, пе-ре-пись), в Аб-ха-зии (в основном в Су-хум-ском районе; 1,4 тысяча человек - 2011 год, пе-ре-пись), Ар-ме-нии (0,9 тысячи человек - 2011 год, пе-ре-пись) и На-гор-ном Ка-ра-ба-хе, а так-же в Ка-зах-ста-не, США, Гер-ма-нии и других. Го-во-рят на пон-тий-ском и на близ-ком к не-му при-азов-ском (тав-ро-ру-мей-ском) диа-лек-тах гре-че-ско-го язы-ка (ро-меи, ру-меи) и диа-лек-те турецкого языка (уру-мы), так-же на но-во-гре-чес-ком (ди-мо-ти-ка), русском, грузинском, армянском и других язы-ках. Пра-во-слав-ные, в Тур-ции в основном му-суль-ма-не-сун-ни-ты.
Греческое на-се-ле-ние При-чер-но-мо-рья и Ма-лой Азии фор-ми-ро-ва-лось с VIII века до нашей эры. Понт вхо-дил в Пон-тий-ское цар-ст-во , Рим-скую и Ви-зан-тий-скую им-пе-рии; в 1204- 1461 годы центр Тра-пе-зунд-ской им-пе-рии, со-здан-ной при под-держ-ке грузинской ца-ри-цы Та-ма-ры. Пра-вив-шие в ней Ком-ни-ны Ве-ли-кие име-ли мно-го-численные ди-на-стические свя-зи с грузинской ари-сто-кра-ти-ей. Понтийские греки спе-циа-ли-зи-ро-ва-лись на вы-ра-щи-ва-нии та-ба-ка, лес-но-го оре-ха. В Ос-ман-ской им-пе-рии они от-ли-ча-лись вы-со-ким уров-нем об-ра-зо-ва-ния (важ-ней-ший центр об-ра-зо-ва-ния - институт «Фрон-ти-сте-рий» в Траб-зо-не, дей-ст-во-вав-ший в 1682-1921 годы), сре-ди них бы-ло мно-го пред-при-ни-ма-те-лей; мно-гие понтийские греки на-ни-ма-лись строи-те-ля-ми и ка-ме-но-тё-са-ми, в райо-не города Гю-мюш-ха-не (греческая Хал-дия) за-ни-ма-лись до-бы-чей се-реб-ра. Хри-стиа-не под-вер-га-лись дис-кри-ми-на-ции и пе-рио-дическим го-не-ни-ям. Свя-ты-ней понтийских греков и сим-во-лом их куль-тур-но-го воз-рож-де-ния ста-ла ико-на Бо-го-ро-ди-цы Па-на-гия Су-ме-ла, по пре-да-нию хра-нив-шая-ся с IV века в монастыре. Су-ме-ла близ Тра-пе-зун-да, в 1923 году вы-ве-зен-ная в Гре-цию и с 1930 года на-хо-дя-щая-ся в Ве-рий-ском монастыре. Часть понтийских греков при-ня-ла ис-лам, при-чём не-ко-то-рые из них час-тич-но со-хра-ня-ли хри-сти-ан-ские об-ря-ды (так называемые крип-тох-ри-стиа-не, кри-фи, кром-ли, став-рио-ты; в начале XX века боль-шин-ст-во их офи-ци-аль-но пе-ре-шло в пра-во-сла-вие).
С конца XVIII века, осо-бен-но по-сле рус-ско-ту-рец-ких войн 1768-1774 и 1828-1829 годов, Гре-че-ской на-цио-наль-но-ос-во-бо-ди-тель-ной ре-во-лю-ции 1821-1829 годов, Кав-каз-ской вой-ны 1817-1864 годов, понтийские греки пе-ре-се-ля-лись на Кав-каз и юг Российской им-пе-рии, по-сле 1877 года - в Карс-скую об-ласть. Понтийские греки пе-ре-не-сли на Кав-каз та-ба-ко-вод-ст-во; со-хра-ня-ли тра-ди-ции руд-но-го и строи-тель-но-го де-ла, про-мыс-ла дель-фи-нов, эле-мен-ты тра-диционной куль-ту-ры (об-щин-ные празд-ни-ки па-на-ир, кру-го-вые тан-цы хо-рон и другие). По пе-ре-пи-си 1897 года, в Российской им-пе-рии гре-коя-зыч-ных на-счи-ты-ва-лось 186,9 тысяч человек, в том числе 48,7 тысяч человек в Ека-те-ри-но-слав-ской губернии, 32,6 тысячи человек в Карс-ской области, 27,1 тысяч человек в Тиф-лис-ской, 18 тысяч человек в Тав-ри-че-ской, 14,5 тысяч человек в Ку-та-ис-ской губернии. В пе-ри-од 1-й ми-ро-вой вой-ны , ко-гда боль-шин-ст-во понтийских греков от-кры-то под-дер-жи-ва-ли Рос-сию, в 1916-1918 годы за-ни-мав-шую Тра-пе-зунд, и гре-ко-ту-рец-кой вой-ны 1919-1922 годы сот-ни ты-сяч понтийских греков под-вер-га-лись де-пор-та-ци-ям и ис-треб-ле-нию (так называемая ма-ло-азий-ская ка-та-ст-ро-фа ря-дом стран при-зна-на ге-но-ци-дом; день па-мя-ти - 19 мая). Воз-ник-ли по-ли-тические ор-га-ни-за-ции понтийских греков, пред-при-ни-ма-лись по-пыт-ки со-зда-ния Пон-тий-ской рес-пуб-ли-ки или Пон-тий-ско-Ар-мян-ской кон-фе-де-ра-ции; в Пон-те су-ще-ст-во-ва-ло пар-ти-зан-ское дви-же-ние. По гре-ко-ту-рец-кой кон-вен-ции 1923 года, около 400 тысяч понтийских греков бы-ло пе-ре-се-ле-но в Северную Гре-цию, 135 тысяч человек тог-да же вы-еха-ли на Кав-каз; об-щи-ны понтийских греков об-ра-зо-ва-лись в стра-нах Аме-ри-ки и Ев-ро-пы. В СССР бы-ла пред-при-ня-та по-пыт-ка соз-да-ния литературного язы-ка на ос-но-ве тра-пе-зунд-ско-го го-во-ра пон-тий-ско-го диа-лек-та; в 1930-1938 годы на тер-ри-то-рии современного Крас-но-дар-ско-го края су-ще-ст-во-вал Греческий национальный район. В 1937-1938 годы в хо-де так называемой греческой опе-ра-ции НКВД мно-гие понтийские греки бы-ли рас-стре-ля-ны (смотреть так-же в статье Ма-риу-поль-ские гре-ки); в 1930-1940-е годы свыше 60 тысяч понтийских греков (часть их име-ла греческое, турецкое и иранское гра-ж-дан-ст-во) бы-ло де-пор-ти-ро-ва-но на Урал, в Си-бирь, Северный Ка-зах-стан и на Даль-ний Вос-ток (в част-но-сти, в 1944 году бы-ло вы-се-ле-но всё греческое на-се-ле-ние Кры-ма - свыше 15 тысяч человек). По-сле 1956 года часть их вер-ну-лась на преж-ние мес-та, в Гру-зии во-зоб-но-ви-лось пре-по-да-ва-ние на греческом языке. По пе-репи-си 1989 года, понтийские греки со-став-ля-ли в Гру-зии 100,3 тысяч человек, Ка-зах-ста-не 46,7 тысяч человек, Ар-ме-нии 4,7 тысячи человек. С 1920-х годов по конец XX века мно-гие понтийские греки СССР и пост-совет-ских го-су-дарств эмиг-ри-ро-ва-ли в Гре-цию.
Эллинцы - люди, чтящие и сохраняющие традиции древней Эллады. Это государство, которое дало начало Греции и неразрывно связано с античной, средневековой и современной культурой страны олив. Эллины - древние греки. Эллинцы - их потомки. Иными словами - коренные греки. Они гордятся своей многовековой историей и отдают ей дань, стараются сохранить обычаи и традиции и щедро делятся с туристами информацией о бесценных архитектурных и литературных памятниках, философах - жителях древней Эллады. Широко и повсеместно изучаются и греческие предания и сказки. Они известны на весь мир под названием «Мифы древней Греции».
Кто же такие понтийские греки? Это представители Юго-Востока Черноморского побережья. Их кличут еще «ромеи» или «ромеос». Раньше эти места у Черного моря называли местечком Понт. Ныне тут живут представители Грузии, Армении и других стран. Понт простирался от Синопа до Батуми ровно по берегу Черного моря.
Коренные и пришлые
Сегодня доподлинно уже нельзя различить, кто из греков эллиниец, а кто истинный понтиец. Все греки считают себя эллинцами. Они гордятся своими корнями. В то же время, считается, что современные греки не привыкли трудиться на собственных землях. Они нанимают для этого болгар, пакистанцев, албанцев и даже арабов.
Сами же эллинцы шумными компаниями рассиживают в пригородных кафетериях, ведут шумные беседы, не думая о том, что в стране практически не промышленности, а государство процветает за счет сельхозпроизводства.
Греков-фермеров немного, и они привыкли трудиться, разводя животных, выращивая виноградники и оливковые роощи. Они живут в сельской местности, не привыкли жаловаться на жизнь, расхаживать по барам и беседовать о нелегкой жизни с соседями. В города они приезжают лишь за тем, чтобы продать товары натурального хозяйства и купить что-нибудь нужное для дома или детей.
То и дело на дорогах и даже федеральных автотрассах можно видеть до отказа груженые фруктами и овощами колымаги, стремительно несущиеся в направлениях городов и крупных поселений. Лучше держаться от таких машин подальше, рекомендуют местные. «Агротисы» - так именуют сельскохозяйственнков, часто совершают небывалые маневры на дорогах, что приводит к непредвиденным последствиям. Таковы эллинцы, посмеиваются островные и городские греки.
Коренное население уже привыкло собираться вечерком с таверне или кафе и баловаться винами. Вечер фермера проходит примерно также, если все работы по хозяйству уже позади. При этом за столом принято вспоминать и приятелей, и неприятелей. Ругают эллинцы понтийцев? Вряд ли!
Женщины собираются и днем выпить кофе у соседей, а понтийцы то и дело работают. Такие шутки ходят среди представителей разных сословий греков. На самом же деле женщины обсуждают более «важные» новости и события, нежели их вторые половинки. У эллинских дам на устах готовка, возможности правильно и рачительно вести домашнее хозяйство. В конце концов - что приготовить на ужин для любимой семьи?
Кстати, в Греции уже немало семей, муж или жена в которых коренные греки, а вторые половинки - из числа приезжих или понтийцы. Эти категории населения уж очень похожими стали за долгие столетия, что прожили в одной стране и построили единое государство.
Молодежь уезжает из сел в города. Они не желают работать на земле, потеть, добывать ценою здоровья плоды собственных трудов. Работу греки ищут полегче, почище и поприбыльнее. Кстати, некоторым коренным молодым людям доводится учиться в ВУЗах до 10 лет к ряду или даже более. Почему? Платят стипендию, да и законы не запрещают коренным учиться чуть ли не всю жизнь.
Что же до приезжих, им в этой стране довольно трудно получить образование. Важно не только хорошо знать язык, но и историю, культуру, придерживаться основных традиций. В этом случае наипростейший путь к успеху у понтийцев или приезжих - это брак с коренным греком.
Молодые греки из коренных с удовольствием нанимаются на работы в сектор государственного обеспечения, идут в политику. От этого они не только имеют стабильные доходы, но и высокий статус, связи. Заработок и приличная пенсия гарантированы. При этом соблюдаются все социальные нормы: отпуск, страховка, в том числе и медицинская. К тому же не только на работающего, но и на всю его семью, какая бы по численности она не была. Госслужащие получают и еще массу льгот, всех не перечислить. При этом обязанности по работе у них далеко не обременительные, а уволить такого трудягу по закону практически невозможно.
Эллинцы считают своих отпрысков детьми чуть ли не до 30-летнего возраста. Даже если сын или дочь живут отдельно, как правило раз или даже дважды в неделю «маманя» навещает, принося еды в огромных количествах, наготавливая, как на Маланину свадьбу. Великовозрастные детки получают все радости жизни в виде горячих и холодных закусок от мам, полную заботу и обслуживание. Это длится даже если человек уже женат или замужем. «Заботятся» о своих детях примерно до 40-45 лет. Кстати, считается, что именно от такой заботы и любви, которая идет с пеленок и до зрелости, греки-эллинцы такие чуткие и добрые со всеми окружающими. В них нет ни капли злобы, зависти. Они вдохновенны, спокойны, мудры, терпеливы, учтивы и даже не запирают дверей в сельской местности.
Истинные эллинец или эллинка воспитываются в ортодоксальных традициях, т.е. в сугубо древних, коренных, истинных, настоящих, исконных. Дети с пеленок посещают праздничные гуляния религиозного толка, ходят в церковь. Некоторые христианские праздники, кстати - это и дополнительные выходные для греков. Если малыша крестят или венчают пару, такие события проходят шумно, многолюдно. Собираются все, даже самые дальние родственники семьи. Эти мероприятия в жизни коренных греков считаются знаковыми и наиболее важными. Особенно это касается эллинцев.
Государственные учреждения, банки и даже магазины в большинстве местностей Греции закрываются уже к 14:00. После все служащие и представители иных профессий, кому доводится трудиться до полудня, отправляются по домам на отдых. Однако ужинать у греков принято не ранее 21:00. На улицах шумно до поздней ночи. Греки не ложатся спать раньше полуночи, несмотря на то, что ранним утром надо будет подниматься на работу.
Магазины и аптеки открываются вечером лишь трижды в неделю. А вот крупные сетевые супермаркеты работают практически круглосуточно. Что же до сельской местности, там в лавках в период выходных даже хлеба не купить. Но это не проблема для эллинцев. Они проводят уик-энд а барах и тавернах, или запаслись продуктами и встречаются с многочисленными родственниками, закатывая пышные застолья с гуляньями.
Даму сердца греки приглашают в ресторан не менее 2 раз в неделю. Это считается образцово-показательным поведением при ухаживании за женщиной. Кстати, в таверны ходят целыми семьями с детьми. Греки при этом съедают такое огромное количество пищи, что туристам и приезжим и не снилось. За раз - почти недельная норма еды. Дети резвятся и с шумом и криками носятся между столами, а если устали, спят прямо тут же, на диванчиках или даже стульях.
Много у эллинцев древних национальных праздников, которые отмечают шумно и собирая многолюдные компании. Это «День Охи» - ознаменование отвергнутого греками ультиматума Муссолини. Также бурно проходят парады и карнавалы, приуроченные к рождественским и новогодним гуляниям, пасхальным традициям, а также в преддверии Великого поста.
Считается, что в такие дни сам Дионисий - бог виноделия и покровитель возлияний, приходит к грекам, чтобы насладиться их чудесными напитками, возглавляя карнавальные шествия.
Этнографы уже давно не в шоке
Изучая древние греческие традиции и сам этот этнос, историки и археологи пришли к выводу, что в данное время в стране олив проживают не только коренные греки - эллинцы, но и выходцы из Армении, Турции, Грузии и даже России. Многие из них считают себя коренными, несмотря на то, что поистине они - понтийцы.
У переселенцев традиции немногим схожи с эллинскими. Они привыкли жить так, как это делали их предки, населяющие Кавказ, Крым, Балканский полуостров. Это просто мигранты, в традиционном понимании. Несмотря на то, что они стараются соблюдать традиции эллинцев, отличают их пристрастия к собственным национальным праздникам и язык. Он видоизменен, пусть даже и очень похож на греческий. В язык добавлено много слов армянских, грузинских и даже русских.
Понтийцы сохранили черты своего народа. Этим все сказано, говорят исследователи. Кстати, греки-понтийцы не отождествляют себя с эллинцами, их культурой и наследием. Впрочем, численность понтийцев сейчас назвать нельзя. В ходе переписи 1989 г., статисты собирали общие данные о жителях страны, не разделяя коренных и мигрантов, задержавшихся в Греции на всю оставшуюся жизнь. Больше всего среди понтийцев - выходцев из России и государств бывшего Советского союза. Вторые по численности среди понтийцев - турки. Еще меньше представителей Канады, Германии, Америки. Кстати, не все понтийские греки сейчас проживают в стране олив. Многие, считая себя греками, переехали в другие государства и страны мира.