Урок биологии 10 кл экскурсия многообразие видов. Отчет по практике: Многообразие живых организмов основа организации и устойчивости биосферы
Реферат
по дисциплине: «Концепции современного естествознания».
На тему: «Многообразие живых организмов –
основа организации и устойчивости биосферы».
Введение
1. Основа организации и устойчивости биосферы
2. Распределение живого вещества
3. Классификация живого вещества
4. Миграция и распределение живого вещества
5. Постоянство биомассы живого вещества
6. Функции живого вещества в биосфере Земли
Заключение
Список литературы
Введение
Огромное видовое разнообразие живых организмов обеспечивает постоянный режим биотического круговорота. Каждый из организмов вступает в специфические взаимоотношения со средой и играет свою роль в трансформации энергии. Это сформировало определенные природные комплексы, имеющие свою специфику в зависимости от условий среды в той или иной части биосферы. Живые организмы населяют биосферу и входят в тот или иной биоценоз - пространственно ограниченные части биосферы - не в любом сочетании, а образуют определенные сообщества из видов, приспособленных к совместному обитанию. Такие сообщества называются биоценозами.
Важное экологическое правило состоит в том, что чем разнороднее и сложнее биоценозы, тем выше устойчивость, способность противостоять различным внешним воздействиям. Биоценозы отличаются большой самостоятельностью. Одни из них сохраняются в течение длительного времени, другие закономерно изменяются. Озера превращаются в болота - идет образование торфа, а в итоге на месте озера вырастает лес.
Процесс закономерного изменения биоценоза называется сукцессией. Сукцессия - это последовательная смена одних сообществ организмов (биоценозов) другими на определенном участке среды. При естественном течении сукцессия заканчивается формированием устойчивой стадии сообщества. В ходе сукцессии увеличивается разнообразие входящих в состав биоценоза видов организмов, вследствие чего повышается его устойчивость.
Повышение видового разнообразия обусловлено тем, что каждый новый компонент биоценоза открывает новые возможности для вселения. Например, появление деревьев позволяет проникнуть в экосистему видам, живущим в подсистеме: на коре, под корой, строящим гнезда на ветвях, в дуплах.
В ходе естественного отбора в составе биоценоза неизбежно сохраняются лишь те виды организмов, которые могут наиболее успешно размножаться именно в данном сообществе. Формирование биоценозов имеет существенную сторону: «соревнование за место под солнцем» между различными биоценозами. В этом «соревновании» сохраняются лишь те биоценозы, которые характеризуются наиболее полным разделением труда между своими членами, а следовательно, более богатыми внутренними биотическими связями.
Так как каждый биоценоз включает в себя все основные экологические группы организмов, он по своим возможностям приравнивается биосфере. Биотический круговорот в пределах биоценоза - своеобразная уменьшенная модель биотического круговорота Земли.
1. Основа организации и устойчивости биосферы
Термин «биосфера» был введен для обозначения общего облика поверхности Земли, обусловленного наличием на ней всей массы живых организмов. Два главных компонента биосферы - живые организмы и среда их обитания (включая нижние слои атмосферы, водную среду) - сосуществуют в постоянном взаимодействии, образуя целостную систему. Отдельные популяции живых организмов не являются изолированными от окружения. В ходе эволюции образуются биоценозы - сообщества животных, растений, микроорганизмов, В совокупности со средой обитания биоценозы образуют биогеоценозы. В них происходит непрерывный обмен веществом и энергией, которые реализуются множеством трофических цепочек и биогеохимических циклов. Биогеоценозы служат элементарными ячейками биосферы, которые, взаимодействуя между собой, устанавливают динамическое равновесие в ней. Живое вещество выполняет системообразующую роль в суперсистеме жизни - биосфере. Высокая степень согласованности всех видов жизни в биосфере есть результат совместно протекающей эволюции взаимодействующих биологических систем - коэволюции. Коэволюционное развитие проявляется в тонкой взаимной приспособляемости видов, во взаимодополнении живых систем. В конечном итоге коэволюция приводит к увеличению разнообразия и сложности в природе. В этом представлении состоит суть концепции коэволюции. Согласно ей многообразие живых организмов - это основа организации и устойчивости биосферы. Каждый биологический вид выполняет свою функцию в биосферном циркулировании вещества, энергии, в обмене информацией и осуществлении обратных связей. В связи с этим очевидна опасность уменьшения численности видов живых организмов и сокращение генофонда, которые непрерывно происходят под давлением человеческой цивилизации на природу.
Таким образом
1. Устойчивость биосферы в целом, ее способность эволюционировать определяется тем, что она представляет собой систему относительно независимых биоценозов. Взаимосвязь между ними ограничивается связями посредством неживых компонентов биосферы: газов, атмосферы, минеральных солей, воды и т.д.
2. Биосфера представляет собой иерархически построенное единство, включающее следующие уровни жизни: особь, популяция, биоценоз, биогеоценоз. Каждый из этих уровней обладает относительной независимостью, и только это обеспечивает возможность эволюции всей большой макросистемы.
3. Многообразие форм жизни, относительная устойчивость биосферы как среды обитания и жизни отдельных видов создают предпосылки для морфологического процесса, важным элементом которого является совершенствование реакций поведения, связанных с прогрессивным развитием нервной системы. Сохранились лишь те виды организмов, которые в ходе борьбы за существование стали оставлять потомство, несмотря на внутренние перестройки биосферы и изменчивость космических и геологических факторов.
2. Распределение живого вещества
«Быть живым, - отмечал В.И. Вернадский, - значит, быть организованным». На протяжении миллиардов лет существования биосферы организованность создается и сохраняется благодаря деятельности живых организмов.
Живая природа является основной чертой проявления биосферы, она резко отличает ее тем самым от других земных оболочек. Строение биосферы прежде всего и больше всего характеризуется жизнью. Эта самая мощная геологическая сила, живое вещество планеты, представляет собой совокупность весьма хрупких и нежных живых организмов, по массе составляющих ничтожную часть созданной ими биосферы.
Если живое вещество равномерно распределить по поверхности нашей планеты, то оно покроет ее слоем всего в 2 см толщиной.
Химический состав элементов живого вещества нашей планеты характеризуется преобладанием немногих элементов: водород, углерод, кислород, азот являются главными элементами земного живого вещества и поэтому названы биофильными. Атомы их создают в живых организмах сложные молекулы в сочетании с водой и минеральными солями.
Живые вещества нашей планеты существуют в виде огромного множества организмов со своими индивидуальными признаками, разнообразных форм и размеров. Среди живых организмов встречаются мельчайшие по форме микроорганизмы и многоклеточные животные и растения крупных размеров. Размеры колеблются от микрометров (малые бактерии, инфузории) до десятков метров.
Население биосферы в видовом и морфологическом отношении так же чрезвычайно разнообразно. Подсчеты количества видов, населяющих нашу планету, проводились различными авторами, но их все же можно считать только приближенными.
Согласно современным оценкам, на Земле существует около 3 млн видов организмов, из которых на долю растений приходится 500 тысяч видов, а на долю животных - 2,5 млн видов. Весь органический мир нашей планеты со времен Аристотеля традиционно разделяется на растения и животных. В настоящее время, благодаря изучению структуры организации живых существ, можно провести более совершенную классификацию, чем это было раньше.
Живое вещество, по В.И. Вернадскому, «растекается по земной поверхности и оказывает определенное давление на окружающую среду, обходит препятствия, мешающие его продвижению, или ими овладевает, их покрывает». Внутренняя энергия, производимая жизнью, проявляется в переносе химических элементов и в создании из них новых тел. По мнению В.И. Вернадского, геохимическая энергия жизни выражается в движении живых организмов путем размножения, идущего в биосфере непрерывно. Размножение организмов производит «давление жизни», или «напор жизни». В этой связи между организмами возникает борьба за площадь, питание и в особенности «за газ», нужный для дыхания свободный кислород.
При этом происходит биогенная миграция атомов: атомы, захваченные растениями, переходят к травоядным животным, затем - к хищникам, которые питаются травоядными. Мертвые растения и животные служат пищей для микроорганизмов, а выделяемые микроорганизмами в результате жизнедеятельности минеральные вещества снова потребляются растениями. Из этого биологического круговорота выпадает лишь небольшой процент атомов. Эти вышедшие из жизненного процесса биогенные атомы попадают в косную (неживую) природы, тем самым играя огромную роль в истории биосферы.
Процесс размножения замирает только при недостатке кислорода в окружающей среде, действии низких температур и отсутствии места для обитания новых организмов.
В.И. Вернадский вычислил время, необходимое различным организмам для «захвата» поверхности планеты.
Таким образом, он сделал вывод о том, что мелкие организмы размножаются быстрее крупных, а домашние животные размножаются быстрее диких.
3. Классификация живого вещества
Весь мир живых существ в настоящее время подразделяют на две большие систематические группы: прокариоты и эукариоты.
Прокариоты (от лат. pro - вперед, вместо и греч. кагуоп - ядро) - организмы, не обладающие, в отличие от эукариотов, оформленным клеточным ядром и типичным хромосомным аппаратом. Наследственная информация у них реализуется и передается через ДНК, типичный половой процесс отсутствует. К ним относятся бактерии, например, сине-зеленые водоросли. В системе органического мира прокариоты составляют над-царство.
Эукариоты (от греч. еu - хорошо, полностью и karyon - ядро) - организмы, обладающие в отличие от прокариотов, оформленным клеточным ядром, отделенным от цитоплазмы ядерной оболочкой. Генетический материал у них заключается в хромосомах, характерен половой процесс. К ним относится все, кроме бактерий.
Самыми низкоорганизованными живыми организмами являются те, у которых отсутствует истинное ядро клетки, ДНК располагается в клетке свободно, не отделяясь от цитоплазмы ядерной мембраной. Эти организмы получили название прокариоты. Все остальные организмы называются эукариоты.
Именно прокариотам обязана наша планета появлением атмосферы. Прокариоты могли существовать в совершенно немыслимых условиях, которые сложились на нашей планете 3 млрд лет назад - интенсивная ультрафиолетовая радиация, не удерживаемая озоновым слоем, активнейший вулканизм - и были одними из самых приспособленных живых существ. Их потомки, например, сине-зеленые водоросли и сейчас обладают необыкновенной живучестью.
PAGE_BREAK--
Огромный шаг в эволюции живого вещества был сделан, когда появились эукариоты с их кислородным дыханием. На переход от прокариотов к эукариотам, вызвавшем грандиозную перестройку биосферы, ушло еще около миллиарда лет. За обретение кислородного голодания прокариоты заплатили тем, что они стали смертны в обычном смысле слова, в отличие от эукариотов, которые, по-видимому, не имели естественной смерти. Но вместе с этим они приобрели и значительно большую, чем у прокариотов, эффективность использования энергии, благодаря чему смогли гораздо быстрее эволюционировать и стали способны к самосовершенствованию.
4. Миграция и распределение живого вещества
В связи с действием солнечной энергии и внутренней энергии Земли в биосфере совершаются постоянные процессы движения и перераспределения вещества. В ней осуществляется массовый перенос твердых, жидких и газообразных тел при различных температурах и давлениях. На Земле ежегодно разрушатся 1012 тонн живого вещества из общего запаса 1013 тонн. Такой интенсивный круговорот веществ, создавший биосферу и определяющий ее устойчивость и целостность, связан с жизнедеятельностью биомассы планеты. В отличие от мертвой, материи живое вещество способно к аккумуляции энергии, размножению и обладает огромной скоростью реакций. На Земле нет силы более постоянно действующей, а поэтому и более могущественной по своим последствиям, чем живые организмы, взятые вместе. Жизнь на Земле невозможна без круговорота веществ. Аккумуляция и минерализация происходит в биоценозах. Основной круговорот углерода состоит в превращении СO2 в живое вещество, из которого при разложении бактериями и дыханием вновь образуется СО2
Круговорот азота связан с превращением в нитраты молекулярного азота атмосферы за счет деятельности некоторых бактерий и энергии грозовых разрядов. Нитраты усваиваются растениями. В составе их белков азот попадает к животным, а после отмирания растений и животных - в почву, где гнилостные бактерии разлагают органические остатки до аммиака, который затем окисляется бактериями в азотную кислоту. Таким образом, накопление химических элементов в живых организмах и освобождение их в результате разложения мертвых - характерная особенность биогенной миграции.
Обновление биомассы на суше происходит в среднем за 15 лет, причем для лесной растительности эта величина значительно больше, а для травянистой - значительно меньше. В океане общая масса живого вещества обновляется в среднем через каждые 25 дней. Обновление всей биомассы Земли осуществляется за 7-8 лет.
5. Постоянство биомассы живого вещества
Количество биомассы живого вещества приобретает тенденцию к определенному постоянству. Это достигается тем, что в природе есть противоположная направленность процессов.
Важнейшим звеном биохимического круговорота является фотосинтез - мощный естественный процесс, вовлекающий ежегодно в круговорот огромные массы вещества биосферы и определяющий ее высокий кислородный потенциал. Этот процесс выступает как регулятор основных геохимических процессов в биосфере и как фактор, определяющий наличие свободной энергии верхних оболочек земного шара. За счет углекислоты и воды синтезируется органическое вещество и выделяется свободный кислород. Фотосинтез происходит на всей поверхности Земли и создает огромный геохимический фактор, который может быть выражен количеством массы углерода, ежегодно вовлекаемой в построение органического живого вещества всей биосферы. Продуктивность планетарного фотосинтеза может быть выражена в количестве масс углекислоты и воды, потребляемых всеми растениями земного шара в течение года. Учитывая то, что воды мирового океана прошли через биогенный цикл, связанный с фотосинтезом, не менее 300 раз, свободный кислород атмосферы обновлялся не менее одного миллиона раз.
При гибели организма происходит обратный процесс - разложение органического вещества путем окисления, гниения и т.п. с образованием продуктов разложения.
Напряженность жизни выражается в росте и размножении организмов. За все время развития биосферы энергия Солнца превращалась в биохимическую энергию размножения живых организмов. При этом поглощенная энергия разделялась на два компонента: компонент роста, приводящий к определенной массе данного тела, и компонент размножения, определяющий увеличение числа организмов данного вида.
6. Функции живого вещества в биосфере Земли
Функции живого вещества в атмосфере Земли довольно разнообразны. В.И. Вернадский выделял пять таких функций:
1. Газовая функция. Осуществляется зелеными растениями. Для синтеза органических веществ растения используют углекислый газ, выделяя при этом в атмосферу кислород. Весь остальной органический мир использует кислород с процессе дыхания и пополняет при этом запасы углекислого газа в атмосфере. По мере увеличения биомассы зеленых растений изменяется газовый состав атмосферы: снижается содержание углекислого газа и увеличивается концентрация кислорода. Таким образом, живое вещество качественно изменило состав атмосферы - геологической оболочки Земли.
2. С газовой функцией тесно связана окислительно-восстановительная функция. В процессе своей жизнедеятельности и после своей гибели организмы, обитающие в разных водоемах, регулируют кислородный режим и тем самым создают условия, благоприятные для растворения ряда металлов, что приводит к образованию осадочных пород.
3. Концентрационная функция проявляется в способности живых организмов накапливать различные химические элементы, например, в таких растениях-накопителях, как осока, хвощ, содержится много кремния. Благодаря осуществлению концентрационной функции живые организмы создали многие осадочные породы: залежи мела, известняка и т.п.
4. Биохимическая функция связана с ростом, размножением и перемещением живых организмов в пространстве. Размножение приводит к быстрому распространению живых организмов и расползанию живого вещества в разные географические области.
5. Биохимическая деятельность охватывает все возрастающее количество вещества земной коры для нужд промышленности, транспорта, сельского хозяйства и бытовых потребностей человека.
Заключение
«Быть живым, - писал В.И. Вернадский, - значит, быть организованным». На протяжении миллиардов лет существования биосферы организованность создается и сохраняется благодаря деятельности живых организмов.
Список литературы
1. Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания. - М.: Изд. ИЭМПЭ, 2008.
2. Недельский Н.Ф., Олейников Б.И., Тулинов В.Ф. Концепции современного естествознания. – М: Изд. Мысль, 2006.
3. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания.- М.: Изд. ЮНИТИ, 2005.
3. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. – М.: Изд. ЮНИТИ, 2004.
Экскурсия «Разнообразие видов в сообществе»
Оборудование: блокнот, карандаш, линейка, фотоаппарат, 4 шнура длиной по 10 метров
I этап. Пробуждение энтузиазма
Первое наблюдение проводим на газоне перед зданием школы. Здесь много подорожников, цветущих одуванчиков и других обычных для газона сорняков.
На этом этапе можно провести подвижную игру
Класс делиться на две равные команды. Учащиеся придумывают названия команд. Условия: в названии использовать названия живых организмов, которые присутствуют в данном месте. Например, «жуки» и «муравьи». Команды выстраиваются лицом друг к другу на расстоянии не более метра. Позади каждой команды на расстоянии 5 метров проводим черту, обозначающую ДОМ.
Ведущий произносит фразу. Если она соответствует действительности, то жуки ловят муравьёв прежде чем они добегут до ДОМА. Если фраза не соответствует действительности, то муравьи ловят жуков. Кто пойман. Тот присоединяется к команде соперника.
Примеры вопросов:
1.По легенде папоротник расцветает на Ивана Купала. (да)
2.Бамбук растёт быстрее всех растений. (да)
3.Вьющийся по земле ползучий стебель называется хлыст. (нет плеть)
4.У берёзы перпендикулярный тип жилкования. (нет - такого жилкования вообще нет, бывает параллельное жилкование)
5. Кустарник сирень раньше звали синелью. (да)
6. Для поощрения победителей со времён Древнего Рима используют лавровый венок. (да)
7.растение тархун является разновидностью полыни. (да)
8.Лисохвост - это маленький зверёк. (нет - это трава семейства злаковые)
9.Спички делают из осины. (да)
10.Древние славяне считали, что на дубу растут молодильные яблочки. (да)
II этап. Концентрация внимания Данный этап экскурсиипроводится он за школой где имеется небольшой участок с обычным набором растений всех типов. Этот этап непродолжителен и если ученики готовы к восприятию, то можно обойтись и без него.
Незаметно подкралась к нам осень,
Как природа на краски щедра.
Все берёзы стоят золотые,
А рябина красна-прекрасна. (Л.Исайкина)
III этап. Приобретение опыта
В природе растения не живут поодиночке, т.е. обособленно или изолировано от других, а живут совместно с другими растениями. Если на определённой территории преобладают многолетние травы, то такое сообщество называется … ЛУГ
Беседа:
1.Как вы думаете, взаимодействуют ли между собой растения, обитающие совместно?
2.Но, если они взаимодействуют между собой, то могут ли они оказывать влияние друг на друга. Если да, то, какое?
Вывод : растения, произрастающие на одной территории, взаимодействуют между собой и оказывают влияние друг на друга и на среду обитания. Записать в тетрадь определение.
Беседа:
1.А только лишь популяции растений могут взаимодействовать между собой?
2.А популяции других живых организмов?
3.И могут ли популяции разных видов образовывать сообщество?
4.И как будет называться сообщество, в котором взаимодействуют разные виды живых организмов?
Постановка цели:
Поставьте перед собой цель и задачи нашей экскурсии, исходя из названия темы «Разнообразие видов в сообществе».
IV этап. Вдохновение, чувственный опыт
Сфотографируйте растения луга. Составьте природоохранную памятку-листовку «Как вести себя во время пребывания на природе». Этот этап, может быть реализован в классе или дома.
V этап. Рефлексия. Несколько учеников зачитывают свои отчеты. Совместно с учащимися сделать вывод о влиянии человека на жизнь биоценозов.
Домашнее задание : Составьте природоохранную памятку-листовку «Как вести себя во время пребывания на природе».
Литература:
2.Патрушева Л.И, Батлук Н.В."Экологические экскурсии"-Барнаул: АКДЭЦ. 2003.-40с.
3.Шваб Д. "Настольная книга для преподавателей биологии" перевод с англ. К.С. Бурдина и Л.М. Баскина. М., "Просвещение" -1994
Тема: Биологическое разнообразие вокруг нас.
Цель: познакомить обучающихся с биологическим разнообразием живых организмов, обитающих в непосредственной близости от школы, используя простейшие методики исследования, выявить биологические закономерности в природе.
Изучить разнообразие организмов разных групп на примере пришкольного участка;
Развивать практические умения и навыки учащихся в освоении простейших методик исследования, фиксации результатов;
Воспитывать бережное отношение к родной природе, экологическое сознание учащихся.
Оборудование: инструктивные карточки, бинокль, карандаш, блокнот, фотоаппарат (фотокамера).
Перед началом экскурсии необходимо провести инструктаж, распределить учащихся на группы, раздать задания.
Задание (1 группа).
2.Осмотрите растения пришкольного участка, узнайте у учителя их видовые названия, запишите в блокнот.
3.Сделайте фото различных видов деревьев, кустарников, трав для оформления отчета.
Характеристика состояния деревьев
Здоровье деревья без внешних признаков повреждения, величина прироста соответствует норме
Ослабленные деревья. Крона слабоажурная, отдельные ветви усохли. Листья с желтым оттенком. У хвойных деревьев на стволе сильное смолотечение и отмирание коры на отдельных участках
Сильно ослабленные деревья. Крона изрежена, со значительным усыханием ветвей, вершина сухая. Листья светло-зеленые, хвоя с бурым оттенком и держится 1-2 года. Листья мелкие, но бывают и увеличены. Прирост уменьшен или отсутствует. Смолотечение сильное. Значительные участки коры отмерли
Усыхающие деревья. Усыхание ветвей по всей кроне. Листья мелкие недоразвитые, бледно-зеленые с желтым оттенком; отмечается ранний листопад. Хвоя повреждена на 60% от общего количества. Прирост отсутствует. На стволах признаки заселения короедами и другими вредителями.
Сухие деревья. Крона сухая. Листьев нет, хвоя желтая или бурая (осыпается или осыпалась). Кора на стволах отслаивается или полностью опала. Стволы заселены потребителями древесины.
5.По результатам наблюдений сделайте вывод, в котором отметьте многообразие растений, произрастающих на пришкольном участке, систематические группы, к которым они относятся, их значение на участке, дайте оценку состояния древостоя, выскажите свое мнение о необходимости мероприятий по оздоровлению.
6. Оформите отчет.
Задание (2 группа).
1.Отметьте в дневнике дату наблюдений, погодные условия.
2.Осмотрите стволы деревьев и кустарников, найдите участки стволов, покрытые лишайниками.
3.Определите, используя рисунок, какие лишайники вам встретились.
4.Сфотографируйте лишайники для оформления отчета.
5.Оцените экологическое состояние среды методом лихеноиндикации (по А.Г.Озерову). Для этого выберите только отдельностоящие растущие вертикально взрослые деревья. Установите число видов лишайников на дереве. Лишайниковый покров следует изучать с 4-х сторон дерева, как у основания ствола, так и на высоте 1,3 м. Для определения лишайников используйте рисунок. Наиболее типичные лишайники: кустистые - цетрария, кладония; накипные - ксантория настенная; листовой - пармелия.
Степень загрязнения воздуха можно оценить по обилию лишайников различных групп.
Степень загрязнения
Кустистые лишайники
Листовые лишайники
Накипные лишайники
Загрязнения нет
встречаются
встречаются
встречаются
Слабое загрязнение
отсутствуют
встречаются
встречаются
Среднее загрязнение
отсутствуют
отсутствуют
встречаются
Сильное загрязнение
отсутствуют
отсутствуют
отсутствуют
6. Оформите отчет о проделанной работе.
Задание (3 группа).
1.Отметьте в дневнике дату наблюдений, погодные условия.
2.Осмотрите различные участки пришкольной территории, найдите насекомых, узнайте их названия, систематические группы, к которым они относятся. Наблюдения лучше проводить в обеденное время в ясные солнечные дни, т.к. в этих условиях насекомые обладают наибольшей активностью.
3.Найдите клопов-солдатиков. Наиболее часто их можно обнаружить, осматривая опавшие прошлогодние листья, травостой на хорошо прогреваемых солнцем местах. В этом случае удается не только обнаружить животных, но и наблюдать их питание, откладку яиц.
4.Выявите изменчивость внутри популяции (внутрипопуляционное разнообразие). Зафиксируйте разнообразные типы рисунков груди и надкрылий животных, используя шаблон.
5. Оформите отчет о проделанной работе.
Рис.1. Изменчивость рисунка груди клопа-солдатика (для ознакомления).
Шаблон для работы (на шаблоне: п - грудь, а - надкрылья)
После окончания проводится итоговая беседа по предварительным результатам по вопросам:
Какие организмы встречаются на территории школы? К каким систематическим группам они относятся?
Какие методы исследования и фиксации результатов использовались при работе в группах?
Какие закономерности были выявлены в ходе проводимых исследований? Какое значение они могут иметь для Вас?
Организационный момент. Инструктаж по Т.Б.
Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения во время неё. Распределение учащихся на группы.
Многообразие растений (деревьев, кустарников и трав)
Выявление осенних явлений в жизни растений.
Рассказ учителя по теме экскурсии во время обхода територрии школьного двора.
Самостоятельная работа учащихся по заданиям к экскурсии.
Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает карточку с заданием. В конце экскурсии каждая группа предоставляет устный отчет о проделанной работе. Полный письменный отчет по экскурсии каждый ученик предоставляет в виде домашнего задания к следущему уроку.
Группа № 1
1. Внимательно рассмотрите растения на территории школьного двора. Сколько культурных зон с преобладанием определенной растительности можно выделить? Дайте своё названия этим зонам.
Подсчитайте количество берёз на территории школьного двора.
Выясните, какие осенние явления можно наблюдать в жизни березы. Соберите по 5 листьев берёзы разной окраски.
Д/З.
2. Напишите небольшое сообщение о березе.
3. Высушите собранные во время экскурсии листья и приклейте их к отчету.
Карточка - задания к экскурсии № 1
Группа № 2.
Внимательно рассмотрите растения школьного двора. Подсчитайте сколько деревьев и сколько кустарников находится на его территории.
Найдите на территории школьного двора кустарник с плодами. Выясните название этого кустарника.
Соберите несколько листьев и плодов этого кустарника.
Д/З.
1. На листе формата А4 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.
2. Напишите небольшое сообщение о любом кустарнике, который растет на территории школьного двора.
3. Высушите собранные во время экскурсии листья, плоды и прикрепите их к отчету.
Карточка - задания к экскурсии № 1
Группа № 3.
Внимательно рассмотрите растения, растущие на школьной клумбе №1. Дайте название этой клумбе. Выясните название цветущих растений.
Соберите аккуратно несколько цветков и плодов (семян) растений.
Д/З.
1. На листе формата А4 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.
2. Зарисуйте несколько растений клумбы № 1 и подпишите названия этих растений.
3. Высушите цветки, собранные на экскурсии, прикрепите цветки и плоды (семена) к отчету.
Карточка - задания к экскурсии № 1
Группа № 4.
Внимательно рассмотрите растения, растущие на школьной клумбе №2. Дайте название этой клумбе. Выясните название цветущих растений.
Подсчитайте, сколько цветов растет на этой клумбе.
Соберите аккуратно несколько видов плодов (семян) растений на этой клумбе..
Д/З.
1. На листе формата А4 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.
2. Зарисуйте несколько растений клумбы № 2 и подпишите названия этих растений.
3. Высушите листья, собранные во время экскурсии. Прикрепите плоды (семена) и листья к отчету.
Карточка - задания к экскурсии № 1
Группа № 5.
1. Выясните, какие деревья растут на школьном дворе..
Подсчитайте, сколько сосен растет на территории школьного двора.
Соберите несколько листьев и плодов сосны.
Д/З .
1. На листе формата А 4 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.
2.Напишите небольшое сообщение о сосне.
3. Высушите листья сосны и прикрепите их к отчету. Зарисуйте шишку сосны.
4. Итоги экскурсии. Устный отчёт каждой группы.
Пояснение Д/З
МКОУ «Далматовская средняя общеобразовательная школа № 3»
Отчет по экскурсии
На тему: «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе
и приспособление к ним живых организмов»
Выполнил(а): ______________________,
учени___ 11 класса
учитель: Тропина О.С.
г. Далматово, _________год
Цель: _________________________________________________________
_
______________________________________________________________
Дата/температура воздуха: ______________________________________
Вид экскурсии: ________________________________________________
1. Изучение растительного мира
Ход экскурсии:
Выясните, какие растения высажены в парке. Укажите их
видовое название и принадлежность к отделу.
Видовое название
Название отдела
№
п/п
Сделайте вывод, ответив на вопрос – представители какого
отдела растений преобладают? Что позволило им занять
господствующее положение?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Какие жизненные формы растений видны в зимнее время
года? ________________________________________________
Перечислите черты приспособлений к низким температурам,
возникшие у растений.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________
2. Изучение животного мира
Перечислите представителей царства животных,
встретившихся во время экскурсии
Определите систематическое положение каждого.
Род
Отряд Класс Подтип
Тип Царство
Вид
№
п/
п
Семей
ство
Сделайте вывод, ответив на вопрос – представители
какого типа, класса животных встречаются зимой?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Перечислите черты приспособления млекопитающих к
распределив их по
зимнему времени года,
соответствующим столбцам.
Ароморфозы
Идиоадаптации
Предположите, каким образом произошло возникновение этих
приспособлений с позиции эволюционного учения.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
3. Общий вывод