Универсальные принципы организации. ООН – универсальная международная организация Универсальными организациями являются
Универсальными являются принципы цепной связи, ингрессии, подбора, подвижного равновесия, слабого звена.
Принцип цепной связи - всякое соединение комплексов происходит через общие звенья, образующие цепную связь.
Иначе, для образования единого целого из нескольких компонентов необходимо, чтобы эти компоненты имели нечто общее, т.е. совпадающие элементы. Например, что может объединять людей? Кого-то объединяют общие интересы или общие задачи. Кого-то объединяет общее горе и т.д. Цехи на промышленном предприятии объединены общим производственным процессом. Продавец и покупатель объединены товаром, который одному нужно продать, а другому - купить.
Принцип ингрессии (вхождения) - образование цепной связи осуществляется путем вхождения организующих комплексов между организуемыми.
Принцип ингрессии является логическим продолжением принципа цепной связи, так как он гласит, что образование связи между компонентами происходит потому, что активные организующие компоненты имеют общие элементы с организуемыми и «входят» между ними.
Принцип ингрессии проявляется и в природе, и в человеческой деятельности. Например, образование химической связи между элементами происходит путем движения электронов по орбитали, объ- единяющей химические элементы. В этом случае ядра химических элементов являются организуемыми комплексами, а электроны внешнего слоя - организующими.
Подобным образом в производстве объединение отдельных рабочих мест в поточную линию осуществляется посредством конвейера. При этом рабочие места являются организуемыми комплексами, а конвейер - организующим.
Следуя принципам цепной связи и ингрессии, для установления контакта с другим человеком необходимо говорить с ним о том, что его интересует. Это необходимо учитывать при установлении межличностных контактов, в частности при организации и ведении переговоров.
Принцип подбора - всякое событие или утверждение можно рассматривать как сохранение или умножение одних активностей и связей в том или ином комплексе или системе в целом, так и устранение, ослабление других.
В природе наиболее ярким проявлением этого принципа является естественный отбор, возникающий по причине борьбы за существование. Примеров разнообразных проявлений принципа подбора в человеческой деятельности можно привести множество. Человек осуществляет искусственный отбор, проводя селекцию животных и растений.
В процессе стратегического планирования происходит отбор наиболее благоприятной для организации программы перспективного развития. В ходе конкурентной борьбы происходит упрочение положения на рынке одних участников и ослабление других.
Любой кризис имеет не только негативные, но и позитивные последствия для экономики страны. Любая неприятность в жизни человека должна служить ему уроком в будущем. Как сказал кардинал де Рец: «Следует так обдумывать свои замыслы, чтобы даже неудача приносила нам известные выгоды».
Принцип подвижного равновесия - всякое сохранение форм нужно рассматривать как подвижное равновесие этих форм, а подвижное равновесие является относительным равенством процессов ассимиляции и дезассимиляции.
Этот принцип можно пояснить следующим образом: любая организация, как биологическая, так и социальная, устойчиво функционирует за счет процессов ассимиляции и дезассимиляции.
Ассимиляция - это усвоение системой элементов из внешней среды, которые при этом образуют группировки с другими ее элементами, т.е. употребляются системой.
Дезассимиляция - это потеря элементов системы во внешнюю среду. Далее эти элементы вступают в сочетания с элементами внешней среды.
Процессы ассимиляции и дезассимиляции протекают в биологических системах в ходе обмена веществ, а в социальных системах - как движение кадров, материалов, энергии. Кроме того, равновесие между отдельными формами организаций достигается за счет разрушения одних и зарождения других, подобных. Таким образом, обеспечивается определенная пропорциональность между крупными, средними и малыми организациями в регионе или стране, между людьми разного возраста, уровня образования, пола и т.д.
Принцип слабого звена - целостность любой системы определяется устойчивостью ее наиболее слабого звена.
Этот принцип непосредственно вытекает из закона наименьших. Руководствуясь этим принципом, можно решать важные задачи военной тактики, хозяйственной и политической деятельности. Например, в процессе проведения анализа хозяйственной деятельности выявляют резервы производства и разрабатывают направления их использования. Это могут быть мероприятия по повышению эффективности ресурсов:
- - оборудования - введение многосменного режима его работы, модернизация устаревшего оборудования;
- - материалов - ужесточение соблюдения норм расхода материалов и их пересмотр;
- - персонала - повышение норм выработки, исключение прогулов и опозданий на работу, совершенствование системы оплаты труда и т.д.
Аналогичным образом в процессе стратегического планирования выявляют слабые стороны конкурентов и учитывают их при разработке своей стратегии.
Международные организации относятся к числу наиболее развитых и разнообразных механизмов упорядочения международной жизни. В 1998 г. существовало 254 межгосударственных организации. Французский специалист Ш. Зоргбиб выделяет три основных черты, определяющие международные организации: это, во-первых, политическая воля к сотрудничеству, зафиксированная в учредительных документах; во-вторых, наличие постоянного аппарата, обеспечивающего преемственность в развитии организации; в-третьих, автономность компетенции и решений. Среди международных организаций можно выделить: 1. межправительственные организации (МПО - есть стабильные объединения государств, основанные на международных договорах, обладающие определенной согласованной компетенцией и постоянными органами), 2.неправительственные организации (НПО - нетерриториальные образования, ибо их члены не являются суверенными государствами.) МПО непосредственно политического характера возникают после Первой мировой войны (Лига Наций, Международная Организация Труда), а также в ходе и особенно после Второй мировой войны, когда в 1945 г. в Сан-Франциско была образована Организация Объединенных Наций, призванная служить гарантом коллективной безопасности и сотрудничества стран-членов в политической, экономической и социальной областях. Типологии Межправительственных организаций: Универсальные (ООН), Региональные (ОБСЕ), Межрегиональные (Организация Исламская Конферениция), Функциональные (Всемирный Почтовый Союз), Общецелевые (ООН), Экономические (ЕАСТ), Финансовые (ВТО, Всемирный Банк), Научные (Эврика), Комплексные.
Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них.Число международных организаций постоянно растёт.Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений.Они создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют определённые особенности и специфику.Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединённых Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов
Еще по теме проекты универсальной организации мира и международного сотрудничества:
- Шпаргалки. Универсальные Международные Организации, 2011
К универсальным международным экономическим организациям относятся:
1) Экономический и Социальный совет ООН (ЭКОСОС). Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) - один из главных органов Организации Объединённых Наций, который координирует сотрудничество в экономической, социальной областях ООН и её специализированных учреждений. В сферу деятельности Экономического и Социального Совета входят:
· Содействие экономическому и социальному прогрессу, в том числе повышению уровня жизни и полной занятости населения;
· Выработка способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения;
· Содействие международному сотрудничеству в сфере культуры и образования;
· Создание условий для всеобщего уважения прав человека и его основных свобод.
ЭКОСОС состоит из 54 государств, избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на три года.
2) Всемирная торговая организация (ВТО). 1 января 1995 г. начала свою деятельность Всемирная торговая организация, ВТО (World Trade Organization, WTO), учитывающая нормы действовавшего до 1994 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле, ГАТТ (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT). Основной целью ВТО является коммерческая и экономическая ориентация государств-членов на повышение уровня жизни путем: обеспечения полной занятости; роста производства и торгового обмена товарами и услугами; оптимального использования источников сырья в целях обеспечения долгосрочного развития, защиты и сохранения окружающей среды. ВТО имеет следующую структуру:
1. Конференция министров (раз в два года).
2. Всеобщий совет: Комитет по урегулированию разногласий, Комитет по пересмотру торговой политики (Trade Policy Review Mechanism, TPRM).
3. Вспомогательные органы: Совет по услугам, Совет по товарам, Совет по торговым аспектам защиты прав на интеллектуальную собственность; Комитет по торговле и развитию, Комитет по бюджетным вопросам. Согласно положениям ГАТТ и ВТО основным инструментом регулирования внешней торговли должен быть таможенный тариф. В соответствующих документах содержатся правовые нормы, определяющие условия таможенного тарифного регулирования. Например, допускается принятие следующих мер: административные ограничения внешней торговли по неэкономическим соображениям; административные ограничения внешней торговли в целях выхода из тяжелого экономического положения (серьезный ущерб, нанесенный национальной промышленности, нарушение равновесия
платежного баланса и др.); пресечение недобросовестной конкуренции поставщиков иностранных товаров; добровольные ограничения экспорта и импорта по взаимному согласию правительств или фирм стран - экспортеров и импортеров; ограничения, вводимые по неэкономическим соображениям (защита национальной безопасности, охрана окружающей среды и др.).
3) Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Организа́ция экономи́ческого сотру́дничества и разви́тия (сокр. ОЭСР, англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.
Создана в 1948 под названием Организа́ция европе́йского экономи́ческого сотру́дничества (англ. Organisation for European Economic Co-operation, OEEC) для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.
В 1960-е состав и географические рамки ОЭСР расширились, и сейчас в организацию входят 34 государства, в том числе большинство государств - членов ЕС. В работе организации также принимает участие на правах отдельного члена Европейская комиссия (орган Евросоюза). На долю государств-членов ОЭСР приходится около 60% мирового ВВП. Государства, для которых не указана дата вступления в ОЭСР, стали её членами в 1961.
4) Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) – межправительственный форум, объединяющий около 20 государств региона и формально имеющий консультативный статус. В его рамках вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в различных областях. Все решения принимаются на основе консенсуса. В состав рабочих органов, занимающихся экономическими вопросами, входят:
Комитет по торговле и инвестициям, включающий подкомитет по стандартизации и подкомитет по таможенным процедурам;
Экономический комитет и рабочие группы: по содействию торговле; по инвестициям; по научным разработкам в промышленности и технологиям; по телекоммуникациям; по транспорту; по энергетическому сотрудничеству; по торговой и инвестиционной статистике; по сохранению морских ресурсов; по рыболовству; по туризму, а также группа по малому и среднему предпринимательству;
5) Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Декларация о создании Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, АСЕАН (Association of South-East Asian Nations, ASEAN) была подписана 8 августа 1967 г. в Бангкоке представителями Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. Ее членами являются: Вьетнам (1995 г.), Бруней (1984 г.), Индонезия, Камбоджа (1999 г.), Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Секретариат АСЕАН был образован в 1976 г. и находится в Джакарте. Основные цели АСЕАН на основе Бангкокской декларации : содействие экономическому, социальному и культурному развитию посредством сотрудничества стран региона; обеспечение экономической и политической стабильности в регионе; разрешение внутрирегиональных проблем.
6) Европейская экономическая комиссия ООН. Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) - региональная организация Экономического и Социального совета ООН (ЭКОСОС).
Европейская Экономическая Комиссия ООН (ЕЭК ООН) была создана в 1947 г. для содействия развитию экономического сотрудничества между странами-членами этой комиссии. Является одной из пяти региональных комиссий Организации Экономического и Социального Развития ООН (ЭКОСОС). Организация насчитывает 56 государств-членов. Наряду с европейскими странами в состав организации входят Соединённые Штаты Америки, Канада, Турция, Израиль, бывшие советские республики Средней Азии. Штаб-квартира ЕЭК ООН находится в Женеве, Швейцария. Годовой бюджет составляет около 50 млн. долларов США.
7) Международная торговая палата. Международная торговая палата (International Chamber of Commerce, ICC) - всемирная предпринимательская организация, основными задачами которой являются выработка рекомендаций по экономической политике и практике на основе правил торговли и инвестирования, а также разработка стандартов коммерческой деятельности.
МТП создана в 1919 г. Членами МТП являются национальные комитеты и группы более чем из 60 стран. В 75 странах, где такие комитеты или группы не созданы, экономические субъекты (фирмы) осуществляют прямое членство в МТП. Местонахождение - Париж (Франция). Основными целями МТП являются:
Представлять торговлю, промышленность, финансы, транспорт, страхование и в целом все сектора международного предпринимательства;
Обобщать позиции отдельных лиц, фирм, корпораций и организаций, участвующих в международной торговле и родственной предпринимательской деятельности, и доводить их до соответствующих межправительственных учреждений и национальных правительств через национальные комитеты, группы и непосредственных членов;
Разрабатывать эффективные и последовательные меры в экономической и юридической областях в целях содействия гармоничному развитию и свободе международной торговли;
Предоставлять практические и экспертные услуги международному сообществу предпринимателей;
Поощрять эффективное сотрудничество между предпринимателями и их организациями в пределах их собственных стран.
8) Организация Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Организация Объединённых Наций по промышленному развитию, ЮНИДО (англ. UNIDO - United Nations Industrial Development Organization) - является специализированным учреждением Организации Объединённых Наций, усилия которого сосредоточены на борьбе с нищетой путем повышения производительности. ЮНИДО оказывает помощьразвивающимся странам и странам с переходной экономикой в их борьбе с маргинализацией в современных условиях глобализации. Организация мобилизует знания, опыт, информацию и технологии и тем самым содействует производительной занятости, развитию конкурентоспособной экономики и обеспечению экологической устойчивости. ЮНИДО была создана в 1966 году, а специализированным учреждением Организации Объединённых Наций стала в 1985 году. В рамках общей системы Организации Объединенных Наций ЮНИДО отвечает за содействие, в сотрудничестве со 174 государствами-членами, промышленному развитию всех развивающихся стран. Центральные учреждения Организации находятся в Вене, а на местах ЮНИДО ведет активную деятельность с помощью своих 34 страновых и региональных отделений, 19 отделений по содействию инвестированию и передаче технологии и 9 технологических центров.
9) Организация Черноморского экономического сотрудничества. Организация черноморского экономического сотрудничества - межправительственная организация, объединяющая 12 государств Причерноморья и Южных Балкан. ОЧЭС основана 1 мая 1999 на базе Договора о черноморском экономическом сотрудничестве от 25 июня 1992. Штаб-квартира организации расположена в Стамбуле.
Введение…………………………………………………………………………………….3
1.ООН универсальный международный орган……………………………………………..5
1.1 История возникновения ООН………………………………………………………….5
1.2 ООН: понятие, уели и задачи…………………………………………………………12
2. Система главных органов ООН ………………………………………………………….16
2.1 Структура ООН и направленность деятельности ее органов ……………………...16
2.2 Вспомогательные органы ООН………………………………………………………21
3. Пути дальнейшего развития ООН ……………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………………………...37
Список использованных источников …………………………………………………....39
Введение
Тема данной курсовой работы обусловлена тем что, Организация Объединенных Наций не только занимает центральное место в системе межгосударственных организаций, но и играет исключительную роль в современном международно-политическом развитии. Созданная в 1945 г. как универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и международной безопасности и развитие сотрудничества между государствами, ООН объединяет в настоящее время 192 страны мира.
Воздействие ООН на современные международные отношения весомо и многогранно. Оно определяется следующими основными факторами:
ООН является самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международного развития.
Устав ООН является фундаментом современного международного права, своего рода общепризнанным кодексом поведения государств и их взаимоотношений; по нему сверяют другие международные договоры и соглашения.
ООН сама стала важным механизмом международного нормотворчества и занимает совершенно особое место среди других организаций - источников международного права. По инициативе и в рамках ООН заключены сотни международных конвенций и договоров, регулирующих положение дел в самых разнообразных сферах общественной жизни.
В принципах построения ООН (прежде всего в предоставлении особого статуса постоянным членам Совета Безопасности) нашли свое отражение объективные реалии международно-политической системы, а их изменение стало главным стимулом для ведущейся работы по реформированию этой организации.
Под сенью ООН существует большое число межправительственных организаций, осуществляющих регулирование международной жизни в рамках своего функционального предназначения.
ООН наделена исключительно важной компетенцией решать вопросы войны и мира, в том числе и путем использования вооруженной силы.
Целью данной работы является анализ статуса ООН, компетенции его главных органов на соответствие отнесения ее к универсальной международной организации.
Задачей является показать особенность становления ООН как универсальной организации.
1 ООН универсальная международная организация
1.1История возникновения ООН
Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизм управления мировым сообществом. В середине девятнадцатого столетия появились первые международные межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократических революций, стремящихся суверенных государств, стремящихся к национальное независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности государств.
Как известно, лозунг неотъемлемости и незыблемости суверенитета народа и государства был одним из наиболее значимых во времена буржуазно-демократических революций во многих европейских странах. Новый правящий класс стремился закрепить свое господство при помощи сильного, независимого государства. В то же время развитие рыночных отношений стимулировало ускорение научно-технического прогресса, в том числе в сфере орудий производства.
Научно-технический прогресс, в свою очередь, привел к тому, что интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю связь наций друг с другом. Желание развиваться в рамках суверенного государства и невозможность делать это без широкого сотрудничества с другими независимыми государствами - и привела к появлению такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные межправительственные организации.
Вначале, главной целью межгосударственного сотрудничества в рамках международных организаций можно было считать контроль над интеграционными процессами. На первом этапе за межправительственными организациями закреплялась скорее техническо-организационная, чем политическая функция. Они были призваны развивать интеграционные тенденции с целью вовлечения государств-членов. Обычная сфера сотрудничества - связь, транспорт, отношения с колониями.
Вопрос о возникновении первой международной организации до сих пор остается спорным. Правоведы-международники чаще всего называют таковой Центральную комиссию судоходства по Рейну, возникшую в 1815 году. Кроме европейских и американских комиссий по международным рекам, характеризующихся строго специальной компетенцией, в 19 веке создавались так называемые квазиколониальные организации, такие как например Западный Ириан, который просуществовал недолго, а также административные союзы.
Именно административные союзы оказались наиболее подходящей формой развития межправительственных организаций.
По образу и подобию административных союзов, главной задачей которых было сотрудничество государств в специальных областях, межправительственные организации развивались в течении целого века.
Начало двадцатого столетия ознаменовало конец спокойного развития многих государств. Противоречия присущие началу развития капитализма породили мировую войну. Первая мировая война не только задержала развитие международных организаций, но и привела к роспуску многих из них. В то же время осознание губительности мировых войн для всей человеческой цивилизации оказало воздействие на на появление проектов создания международных организаций политической ориентации в целях предотвращения войн.
Идея создания глобальной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира занимала умы человечества с давних пор.
Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919) так и не ставшей эффективным инструментом политического и международного сотрудничества.
В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем организации международного мира и безопасности двигалась весьма медленно.
Вторая мировая война в силу ее масштабов, методов террора, применяемых фашистскими армиями, дала мощный толчок правительственной и общественной инициативе по организации мира и безопасности.
На правительственном уровне вопрос создания организации международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны.
В научной литературе существуют разногласия о том, кто из союзников и в каком документе первым предложил создание Организации Объединенных Наций. Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 04 декабря 1941 года.
Однако,14 августа 1941 г. президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчиль подписали документ, где обязались “работать вместе с другими свободными народами, как в войне, так и в мире”. Свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности получил впоследствии название Атлантической хартии. Первые контуры ООН были начерчены на конференции в Вашингтоне на заседаниях, проходивших в сентябре-октябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях будущей организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединенных Наций (название впервые предложено Рузвельтом) и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был ратифицирован 5-ю постоянными членами Совета Безопасности, большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября в международном календаре называется Днем ООН.
Важным этапом на пути создания ООН стала конференция союзных держав в Москве в 1943 году.
В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые».
Особенностями этой организации следует назвать ярко выраженный политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира, безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были свойственны прежним межправительственным организациям.
Дальнейший ход подготовки новой международной межправительственной структуры хорошо известен и подробно описан во многих историко-правовых исследованиях. Важнейшими этапами в создании ООН обоснованно называют конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации. Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех правительств - советского, британского и американского - обсудила предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его в ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 года.
Это решение реализовалось на конференции в Сан-Франциско, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся принятием учредительных документов Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года после передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в силу.
Появление новой международной организации, с созданием которой связывались ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального развития.
Следует отметить, что первоначально представления об объеме компетенции новой межправительственной организации у государств-союзников в значительной мере не совпадали. Советское правительство рассматривало ООН в первую очередь как организацию по поддержанию международного мира и безопасности, призванную уберечь человечество от новой мировой войны. И союзными государствами такая ориентация рассматривалась как одна из важнейших, что позволило достаточно бесконфликтно договориться о создании совета Безопасности - органа широкой компетенции в вопросах мира и безопасности. В то же время советский проект Устава ООН, предложенный в Думбартон-Оксе, предусматривал, что «организация должна быть именно организацией безопасности и к ее компетенции не следует относить вопросы экономические, социальные и вообще гуманитарные, для этих вопросов должны быть созданы специальные, особые организации».
Проблема классификации международных организаций имеет как теоретическое, так и классическое значение. Классификация призвана четко и безошибочно разбираться в характере и особенностях той или иной международной организации.
Классификация международных организаций может проводиться по следующим признакам:
юридическая природа организаций;
масштаб деятельности организации;
предмет деятельности организации;
Для определения юридической природы организации необходимо прежде всего рассмотреть природу учредительного акта организации. По этому признаку международные организации делятся на межгосударственные (межправительственные) организации и международные неправительственные организации .
Межгосударственные (межправительственные) организации, как правило, учреждаются на основе многосторонних соглашений (договоров). Учредителями и участниками таких организаций являются государства.
Международные неправительственные организации (МНПО) наоборот создаются не государствами, а отдельными физическими лицами и действуют на основе принятых ими уставов.
В последнее время роль неправительственных организаций возрастает, НПО по праву расценивается как выдающееся явление второй половины 20 века, отражающее усиление демократических преобразований в мире. Вместе с тем в науке международного права остается спорным вопрос о международной правосубъектности МНПО. К субъектам международного права безоговорочно относятся межгосударственные (межправительственные) организации, которые разделяются на универсальные и региональные.
Универсальные международные организации рассчитаны на участие всех государств мира. К универсальным международным организациям, прежде всего относится Организация Объединенных Наций, устав которой был принят на конференции в Сан-Франциско, 26 июня 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г. Основными целями ООН являются:
Поддержание международного мира и безопасности и с этой целью принятие эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проведение мирными средствами, с согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;
Развитие дружеских отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принятие других соответствующих мер для укрепления всеобщего мира;
Осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола языка и религии.
В соответствии с Уставом (ст.7) главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Совет по опеке, Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Международный суд и Секретариат.
Генеральная Ассамблея состоит из всех членов организации. Каждый член Организации имеет право направлять на сессии Генеральной Ассамблеи не более пяти представителей. Каждое государство имеет в Генеральной Ассамблее один голос.
Генеральная Ассамблея собирается на очередные ежегодные сессии и на такие специальные сессии, которых могут потребовать чрезвычайные обстоятельства. Специальные сессии созываются Генеральным секретарем по требованию Совета Безопасности или большинства членов Организации.
Совет Безопасности, на который возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности, состоит из пятнадцати государств, которые имеют статус постоянных и непостоянных членов Организации. КНР, Франция, СССР, Великобритания и США были определены Уставом ООН постоянными членами Совета безопасности. Десять других членов (непостоянных) избирают члены Генеральной Ассамблеи.
Непостоянные члены Совета Безопасности избираются на двухгодичный срок. При первых выборах непостоянных членов, после увеличения числа членов Совета Безопасности с одиннадцати до пятнадцати, два их четырех дополнительных членов избираются на срок один год. Выбывающий член Совета Безопасности не подлежит немедленному переизбранию.
Каждый член Совета Безопасности имеет одного представителя, Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Решения Совета Безопасности считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем, сторона участвующая в споре, должна воздержаться от голосования при принятии решения. Эта формула получила название принципа единогласия постоянных членов. Решение Совета считается отклоненным, если против него проголосовал бы один постоянный член (право вето).
К универсальным организациям относятся также специализированные учреждения ООН: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная организация здравоохранения и д.р. Специализированные учреждения ООН являются самостоятельными международными организациями. Они создаются межправительственными соглашениями и облечены широко международной ответственностью в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобных областях и находятся в постоянной связи с ООН. В соответствии с положениями Устава ООН их политика согласовывается. Экономический и социальный совет ООН уполномочивается вступать с любым из специализированных учреждений и в соглашения, определяющие условия, на которых соответствующие учреждения будут поставлены в связь с Организаций. Такие соглашения подлежат утверждению Генеральной Ассамблеей.
Региональные организации предполагают ограниченный состав и открыты в основном для государств определенного региона. Это- организация американских государств (ОАГ), Совет Европы, Европейский Союз и д.р.
Совет Европы учрежден 5 мая 1950 г. Целью Совета Европы, согласно устава организации является «осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействовать их экономическому и социальному прогрессу» . В рамках Совета Европы заключаются соглашения, проводятся совместные действия в экономической, социальной, культурной, научной, юридической и административной областях, в сфере защиты прав человека и основных свобод. Органами Совета Европы являются: Совет министров, Консультативная Ассамблея, а также Секретариат Совета Европы (вспомогательный орган). Место пребывания Совета Европы – Страсбург (Франция).
К региональным организациям относится Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). ОБСЕ имеет все признаки международной организации, за исключением одного, но весьма существенного. Она учреждена не международно- правовым а политическим соглашением. Этот факт дает основание рассматривать организацию как чисто политическое образование не обладающее правосубъекностью.
К региональным организациям относится и Европейский Союз. Договор о Европейском союзе, подписанный 7 февраля 1992 г., означает новый этап Европейской интеграции, начало которой было положено тремя договорами, (учреждающими Европейское сообщество угля и стали 1951г.), Европейское экономическое сообщество (1957г.), Европейское сообщество по атомной энергии (1957). Договор о Европейском союзе преобразовал Европейское сообщество, определил ориентиры проведения общей экономической политики на основе единой европейской валюты, принципы формирования общей внешней политики и безопасности, юстиции и внутренних дел, учреждения гражданского сою