Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в семье. Трудовое воспитание ребёнка в семье
Особое значение для формирования личности имеет раннее трудовое воспитание дошкольников в семье . Интерес к труду у детей появляется очень рано. Даже очень маленькие дети с интересом смотрят, как мать готовит обед, как она шьет. Дети повседневно наблюдают труд взрослых и за пределами своей квартиры. Во время прогулок они видят, как в их районе строятся дома, озеленяются улицы и разбиваются скверы, как трудятся люди различных профессий: строители, шоферы, кондукторы, вагоновожатые, милиционеры, дворники, продавцы.
1. Знакомство с профессиями
О труде дети узнают из детских рассказов, стихов, картинок. Знакомство с какой-нибудь новой профессией - это для ребенка открытие целого мира, необычного и поэтому чрезвычайно занимательного.
2. Посильные поручения и помощь по дому
Мало-помалу у ребенка складывается представление о том, что трудятся все. Но если ваш ребенок будет только созерцать, как трудятся другие, то полноценный, действенный интерес к труду у него не будет воспитан. Так можно воспитать лишь пассивный интерес, барское отношение к труду. Пусть ребенок сам принимает в труде посильное участие.
Стремление действовать самому, подражая труду взрослого,- важная черта поведения дошкольника. Конечно, в отношении к труду у младшего и старшего дошкольника есть существенные различия. Если первого увлекает само обращение с простейшими орудиями труда и выполнение отдельных трудовых операций (малыш счастлив, когда ему разрешают повертеть ручку мясорубки или швейной машины), то второй больше интересуется результатом труда, а также теми изменениями, превращениями, которые происходят с вещами в процессе труда.
Дошкольники с большой охотой делают то, что им поручают взрослые. Но, к сожалению, нередко родители вообще отстраняют детей от всяких дел, даже от самообслуживания. В результате могут вырасти барчуки, которые живут на всем готовом, а сами ничего не хотят делать.
А ведь и помимо самообслуживания для ребенка можно найти посильные и интересные трудовые задания. Попробуйте поручить своему пяти-шестилетнему ребенку, скажем, выращивать овощи на грядке или ухаживать за комнатными цветами. Ему придется преодолеть немало препятствий - с тем большим интересом он будет ждать результатов своей работы. А когда он их увидит, его интерес к совершению полезных дел укрепится.
3. Похвала
Немаловажное значение имеет также моральная и эстетическая сторона трудового воспитания дошкольника в семье . Дайте почувствовать ребенку, что и его труд приносит окружающим облегчение, радость, вносит красоту в быт.
«Вот умница, как ты мне помогла! Посмотри, как у нас стало чисто, красиво, уютно» , - говорит мать пятилетней дочери, помогавшей ей в уборке. Пусть эта помощь пока условна, но мать вызвала у девочки радость, укрепила в ней интерес к работе и таким образом сделала шаг в воспитании трудолюбия у ребенка.
Анна Храмова
Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду
Дети будут ходить в детский сад , учиться в школе, и все это время они будут приобретать определенные трудовые навыки .
А начинать надо с раннего детства , с того периода, когда закладываются основные моральные качества ребенка, когда сердце его открыто для добра, честности и справедливости, когда он учится уважать, любить, беречь.
Василий Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» отмечал, что трудовая жизнь в годы детства - одно из важных условий формирования гармоничного человека. Необходимо, чтобы, живя с детства в труде и с трудом , маленький человек чувствовал потребность в другом человеке именно для совместной работы, для творчества. Выдающийся педагог советовал не бояться затмить солнце золотого детства тем , что ребенку будет трудно , что он, напрягая свои усилия, сделает больше, чем казалось, может. Сделав более, ребенок впервые переживает гордость за себя, словно открывает в себе новые возможности, видит себя глазами других людей.
Итак, главная задача семьи - так организовать свой уклад жизни и деятельность ребенка в семье , чтобы самостоятельный труд имел на него максимальное воспитательное воздействие .
Что значит подготовить ребенка к жизни?
В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем : главное - научить любить труд и находить в нем источник радости. Без этого не может быть успехов ни в учении, ни в будущей деятельности; без этого нет ни уважения окружающих, ни чувства собственного достоинства. Иными словами, без этого нет счастья.
Главными качествами, которые мы должны воспитывать у детей , должны быть любовь к труду , уважение к труженикам, готовность выполнять любую нужную для общества работу. Труд должен стать жизненной потребностью маленького гражданина.
Самым оптимальным возрастом для приучения ребенка к труду является период от 2,5 – 3 лет. В это время малыш активно осваивает окружающий мир. Ребенок этого возраста с огромным удовольствие подражает действиям взрослых. Поэтому ребенок стремится «помыть пол» , «приготовить обед» , «вымыть посуду» . Не стоит отказываться от помощи ребенка, даже если он на данном этапе мешает, а не помогает. Если в этом возрасте Вы не оттолкнете ребенке и не отправите его играть, вместо помощи по дому, то лет в 5 Ваша дочь сможет приготовить несложное блюдо, а четырехлетний малыш будет в состоянии пропылесосить комнату.
В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда .
Самообслуживание – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены (туалетом, носовым платком, полотенцем, зубной щеткой, расческой, щеткой для одежды и обуви и пр.); воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.
В детсаду - дежурство по столовой, в зеленом уголке т. д. И важно не заставлять, а приучать ребенка к трудовому усилию . Терпеливо, напористо, постепенно. Принуждение к труду может вызвать у него протест. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.
Хозяйственно-бытовой труд – Именно бытовой труд закладывает основу трудового воспитания . Развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту (протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели , стирка кукольного и детского (носочки, платочки и т. д) белья, уборка игрушек и наведение порядка в комнате, помощь родителям по кухне.
Обратите внимание, как, понаблюдав за мамой на кухне, девочки в игре начинают и сами «варить борщ» , а мальчики старательно «делают ремонт автомобиля» . Такая игра - первая школа приобретения трудовых умений и навыков , которые впоследствии будут усовершенствоваться.
Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку работать , а вместе с ним приучаем заботиться о других людях, формируя благородные желания. Приучать детей к выполнению любых бытовых дел нужно не только потому, что мы должны готовить их к будущей самостоятельной жизни. Привычка и умение делать что-то своими руками пригодятся ребенку, какую бы профессию он не выбрал, и, кроме того, они в значительной степени способствуют его умственному развитию.
Почтительность, доброе слово или поощрительная улыбка пробуждает в душах малышей внимательное и благодарное отношение к труду . Поэтому так важно позитивно оценивать даже незначительные успехи в определенной работе ребенка, показывать малышу эстетику труда .
Труд в природе – Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям , которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней . Любить природу - это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к результатам труда .
Наряду с наблюдениями труда окружающих , большое место занимает собственная трудовая деятельность ребенка. Детские сады имеют природные уголки, огороды, цветники, плодово-ягодные участки, где дети могут освоить трудовые навыки . Дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. В уголках природы живут морские свинки, птички, имеются аквариумы с рыбками. Все это предоставляет возможность для ознакомления детей с жизнью животных и освоения навыков по уходу за ними.
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде , как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.
Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей.
Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость.
Ручной труд – «Мастерство рук - это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел». «Источник способностей и дарований детей - на кончиках их пальчиков.» «Чем больше мастерства в детской руке , тем умнее ребенок.» (Василий Сухомлинский)
Самостоятельное и с помощью взрослых изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов, необходимых в быту и для игр ребенка. (Из пустых спичечных коробков, пачек из под конфет, из под чая можно сделать домики, шкатулки, машинки; обклеив их цветной или оберточной бумагой, фольгой и пр.).
Различные поделки из пластилина и глины. Разнообразие материала многообразно в наше время. В магазинах есть готовые наборы для творчества детей.
Значительный интерес и заинтересованность у старших дошкольников вызывает ажурное вырезание из бумаги. Дети с удовольствием учатся вырезать из бумаги, сложенной в несколько раз, радуются созданным собственными руками салфеткам и снежинкам. С помощью специальных инструментов (ножницы с фигурными краями, дыроколы вырезающие готовые цветочки, листочки, фигурки и т. д.) можно сделать заготовки для аппликаций.
Какую бы работу мы не организовывали с детьми, главная наша цель - заинтересовать детей, показать посильность ее выполнения, постепенность действий, эстетическую и практическую ценность изготовленной собственноручно вещи. Должны формировать чувство ответственности за качество своей работы и желание порадовать ею других (например, подарить кому-нибудь изделие) .
(Просмотр слайдов «Трудовое воспитание детей в детском саду » ).
Что же происходит у детей в процессе трудовой деятельности ?
1. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий, производить корректировку цели.)
2. Участие в трудовой деятельности способствует общению детей со сверстниками и взрослыми, развиваются индивидуальные способности.
3. Проявляется уважение к труду и людям труда , трудолюбие необходимо воспитывать с детства .
В среднем дошкольном возрасте совершенствуются навыки, которыми дети овладевали в младшем возрасте. Но большое внимание уделяется исполнительности, умение доводить начатое дело до конца : одеваться, раздеваться, есть не отвлекаясь. Эти задачи решаются успешнее при использовании игровых приемов и систематическом контролем за действиями детей со стороны взрослых. В этом возрасте у ребенка появляется стремление научить товарища тому, что умеет сам.
Задачи трудового воспитания , родителей и воспитателей .
Ваше чадо не любит трудиться ?
Как приобщить ребёнка к труду .
Воспитание трудолюбия у ребенка – это сложная и многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудностями . Привычка к труду делает ребенка ответственным, значимым, самостоятельным. А вот отсутствие желания и умения что-то делать по дому являются признаком инфантильности и эгоизма.
Самые частые ошибки родителей :
– Ироническое, пренебрежительное отношение к труду ребенка . «Отойди, ты все испортишь» , – постоянно слышит малыш. Ирония и пренебрежение отобьет охоту даже у взрослого, что же говорить о малыше
Стремление родителей все сделать самим. Нехватка времени и нежелание переделывать работу за ребенком приводит к тому, что родители делают все сами – даже то, что малыш в состоянии сделать сам.
– Приучение к труду силой . Не часто, но все же случается, что родители слишком требовательны к ребенку. Они не только дают ему слишком много работы, но и заставляют его делать все идеально. У многих детей в данной ситуации возникает вполне объяснимое отвращение к труду .
– Нежелание родителей помогать. Некоторые родители считают, что малыш должен до всего доходить «своим умом» . Возможно, иногда это полезно, однако в большинстве случаев ребенок лишается поддержки в виде опыта и мудрости взрослых. Это ведет к отставанию от сверстников.
Что делать?
1. Не запрещайте ребенку помогать вам.
Наоборот, выразите радость и дайте понять ребенку, что без его помощи вам не обойтись. Если вы опасаетесь, что ваша квартира сильно пострадает после такой помощи, то давайте задания сами. Можно попросить собрать игрушки, протереть пыль, полить цветы или дать другие несложные задания. Когда ребенок справится, обязательно похвалите его, даже если что-то получилось не так. Понятно, что взрослым проще и быстрее сделать все самим, но дайте ребенку возможность ощутить свою полезность.
2. Превратите домашнюю работу в игру.
Если вы не хотите напрочь отбить желание ребенка вам помогать – не заставляйте его. А просто превратите домашнюю работу в игру. Вариантов много. Можно устроить соревнование : кто быстрее соберет игрушки, кто чище вымоет тарелку и т. д. Можно приобщать к выполнению работы игрушки : мама с зайцем моет посуду, а дочка с мишкой протирают пыль. Еще вариант – придумать небольшую сказку про мытье посуды или вытирание пыли. Возможно, вы придумаете свою игру. Самое главное, чтобы ребенку было интересно.
3. Еще одно очень важное правило – доверьте ребенку выполнять определенные вещи.
Пусть у каждого в семье будут распределены обязанности. Дайте малышу почувствовать себя полноценным помощником. Пусть в его обязанности будет входить уборка игрушек, полив цветов и т. д. Когда ребенок увидит, что каждый в семье выполняет свои обязанности, то он осознает свою важность и не будет отказываться от работы.
4. Объясняйте ребенку, что вы от него хотите.
Многие взрослые привыкли, что их понимают с полуслова. Не ждите этого от детей. Если вы тяжело вздыхаете и говорите, что вам тяжело одной все делать по дому, не ждите, что ребенок сам догадается вам помочь. Нужно четко сформулировать, какую помощь вы хотите получить от ребенка. Не ругайте ребенка, если он не понимает, что вы хотите. Попробуйте объяснить еще раз. Очень важно не повышать голос, не говорить приказным тоном, а спокойно просить ребенка о конкретной помощи. Очень хорошо, если вы предложите ребенку сделать что-то вместе. Можно предлагать ребенку выбор : «Ты будешь мыть посуду или вытирать пыль?» Чтобы ребенок понимал обязательность домашней работы, но имел право выбора.
5. Самое главное – не забываем хвалить ребенка!
Многие родители совершают ошибку, обещая за выполненную работу материальные поощрения : вымоешь посуду – куплю мороженое, польешь цветы – пойдем на аттракционы.
Ребенок быстро привыкнет к такой схеме и будет вам помогать только за определенное вознаграждение.
Надо приучать малыша к тому, что помогая вам, он приносит пользу близким людям. Он должен испытывать гордость за то, что может самостоятельно выполнять какое-то задание. Постарайтесь малышу давать задания, которые у него лучше получаются.
6. И последнее – не забывайте, что родители всегда являются примером для детей.
Обратите внимание, с какими эмоциями, словами, настроением вы выполняете домашнюю работу. Если она вызывает у вас отвращение, раздражение, вы всем своим видом показываете, как ненавидите мыть пол или посуду…. Я сомневаюсь, что ребенок захочет делать домашние дела, увидев, как они напрягают вас. Старайтесь всем своим видом и поведением вызвать у ребенка желание вам помочь. Он должен понять, что это интересно.
Знакомить с профессиями взрослых
Задачи трудового воспитания ребенка настолько разносторонни, что для их успешного решения необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и дошкольного учреждения , родителей и воспитателей .
Одним из путей духовного обогащения личности ребенка является ознакомление с трудом взрослых .
Именно в дошкольном возрасте формируется интерес к труду и желание делать полезное дело. Поэтому так важно, чтобы в этот период ребенок перевоплощался в строителя, учителя, доктора, архитектора … И, пожалуй, наилучший тот врач, который еще в детстве заботливо лечил котенка, птенца или дерево.
Открывая детям мир взрослых профессий, желательно формировать полноценные понятия о содержании, особенности, общественной значимости работы людей различных специальностей.
Например, рассматривая тему «Мой детский сад » , расскажите детям о профессии педагога, помощника воспитателя , повара, дворника, медсестры, прачки, отметьте : если кого-то из этих людей не будет, то и другие не смогут нормально выполнять свою работу, отметьте, что труд каждого человека тесно связан с работой других.
А при изучении темы в детском саду «Тихо осень ходит рощей» предоставьте детям сведения о профессиях сельского хозяйства - животновода, овощевода, земледельца, садовника, водителя, тракториста, комбайнера. Когда изучается тема «В мире транспорта» , дети узнают о профессии транспортников - автомобилистов, железнодорожников, авиаторов. При этом обращайте внимание на устойчивость, выносливость представителей этих профессий.
Накануне Новогодних праздников (тема «Новый год шагает по планете» , рассказывайте малышам о профессии работников почты - почтальонов, операторов, сортировщиков, телефонистов, подчеркивая, сколько радости люди получают от принесенных вовремя писем и телеграмм.
Тема «Золотые руки мастеров» знакомит с народными ремеслами - гончарство, вышивка, ткачество и соответствующие профессии. Дошкольники узнают , что народные ремесла чрезвычайно разнообразные, многогранные, и свидетельствуют о высокой духовной культуре народа, который изначально стремится к красоте.
Народные ремесла - это часть истории народа, доля тех традиций, которые передавались из поколения в поколения, и к которым мы должны привлекать наших детей. Одним из таких примеров для воспитанников будет рассказ об одном из традиционных ремесел - гончарство. Дети узнают, что гончары изготовляют разнообразную посуду для хранения, приготовления и подачи пищи - горшки, миски, кувшины, бочонки, а также декоративную посуду, детские игрушки , кирпичи, дымоходные трубы, скульптуру. Детей, конечно, повезти на гончарное производство сложно, а вот рассказать, показать характерные изделия и их изображения может каждый взрослый. При этом обращая внимание девочек и мальчиков на высокий профессионализм мастеров, на особенности формы изделий, цветовой гаммы, элементов и композиций узора.
Советуем родителям поддержать усилия педагогов и обсуждать дома с ребенком то, о чем он узнает в детсаду . А при случае показывать ему труд взрослых (в магазине, поликлинике, парикмахерских и т. д.) .
Во время ознакомления детей с трудом взрослых , применяются различные методы и приемы :
беседы о профессии;
чтение художественной литературы;
рассматривание картин, альбомов, наборов открыток о труде взрослых ;
встречи с людьми разных профессий;
экскурсии (на почту, библиотеку, школу, магазин, аптеку и т. д.) ;
изготовление подарков друзьям, родителям, знакомым;
изготовления коллективных работ по определенной тематике (для украшения коридоров, групповой комнаты, раздевалки) ;
придумывания узоров для украшения плоскостных изображений одежды, посуды и т. д. ;
изучение пословиц и поговорок о труде ;
проведения викторин вроде 2Что? Где? Когда?» (О труде взрослых , «Поле чудес» (о разных профессиях) ;
использование различных дидактических игр.
Дидактические игры
Для уточнения и закрепления представлений, полученных малышами в наблюдениях за трудовыми действиями представителей разных профессий, предлагаем родителям поиграть со своими детьми. Это можно сделать в транспорте или по дороге в детский сад , в магазине, или даже на кухне, готовя ужин или просто в любую свободную минуту.
«Что делает?»
Цель : Формировать понятия о действиях людей разных профессий.
Продавец что делает? (продает)
Воспитатель что делает (воспитывает )
Повар что делает (готовит еду)
«Домашние дела»
Цель : Формировать понятия ребенка о домашних обязанностях. Воспитывать ответственное отношение к труду .
С какой работой по дому папа лучше всех справляется (Повесить картину, наточить нож, выбить ковер)
Что у мамы получается лучше всех? (Приготовить еде, погладить белье)
Что ребенок делает лучше всех (Собрать игрушки, протереть пыль, полить цветы)
«Кем работают?»
Цель : Знакомить детей с профессиями своих родных.
Кем работает мама? Папа? Бабушка? и т. д.
«Кто больше назовет?»
Цель : Закреплять названия профессий.
Присутствующие поочереди называют профессию, не повторяя за другими.
«Угадай кто это?»
Цель : формировать представления детей о многих профессиях, учить различать их. Определять, чем они полезны?
Сказала нить : «Могу Я сшить все, что душе угодно!
Могу - жилет, могу - пальто, могу - костюмчик модный!»
Иголка запротестовала : «И много б ты понашивала,
когда б тебя Я не таскала?
Ты только следуешь за Мной!»
С улыбкой слушал их … (Портной)
Еще до восхода просыпаться привык.
Первым встречает он солнце в дворе :
Чтоб наши улицы были чисты!
Трудится с утра … (Дворник)
Есть палочка у него в руках волшебная,
Через мгновение все машины остановит она!
Вот палочку вверх он быстро поднял
Сразу «Москвич» как вкопанный стал! (Регулировщик)
Где шла сотня косарей - вышло пять богатырей :
Косят, вяжут заодно и молотят на зерно. (Комбайнер)
«Угадай профессию»
Цель : расширять представление детей о профессии; выяснить о какой профессии идет речь.
Этот человек - хозяйка замечательного дворца книг. Каждому, кто приедет к ней в гости, она искренне рада. А главное, гости никогда не уйдут от нее с пустыми руками. Она дает им домой интересные книги. Прочитав, их можно обменять на другие. Она всегда поможет маленьким и взрослым читателям найти нужную книгу. (Библиотекарша) .
Когда вы голодны и прибегаете на обед в группу, там уже вкусно пахнет. Кто же это так потрудился ? Кто приготовил это вкусное и ароматное блюдо? Это ее любимое занятие, делает она это с большой любовью, потому и еда всем так нравится. Ибо то, что человек делает с удовольствием и любовью, приносит радость не только ей самой, но и всем остальным. Кто это? (Повар) .
А этот человек встречает улыбкой своего пациента, быстро прогоняет невыносимую боль, лечит всевозможные болезни. Когда-то в детстве этот человек приходил на помощь больным животным и близким, потому что очень их любил и старался отвергнуть боль. А потом понял, что без этого жить не может, поэтому долго учился и стал (врачом) .
Когда вы приходите в детский сад , кругом чистота, уют, свежий воздух. Нигде ни пылинки. Пол вымыт, стекло на окнах такое прозрачное, что его почти не видно. Этот человек очень любит чистоту и выполняет свою работу с удовольствием. У нее к этому большой талант. Чьих это рук работа? (Уборщицы, помощника воспитателя ) .
«Названия профессии от А до Я»
Цель : совершенствовать умение детей подбирать слова (названия профессий) на заданный звук.
Например : А - агроном; Б – библиотекарь; В - водитель, воспитатель ; Д - дворник; М - музруководитель, массажист, медсестра; С - сторож, стюардесса, садовник и т. п.
«Что б случилось, если бы не работал (электрик, водитель, врач и др. ?»
Цель : подвести детей к пониманию ценностей любого труда людей .
«Что делают этим предметом?»
Цель : учить детей подбирать слова, указывающие на выполняемое предметом действие и кто использует этот предмет :
Кисточкой - (что делают) - Рисуют, (кто) - Художники, дети.
Ножницами - (что делают) - Режут, (кто) - Закройщики, парикмахеры.
Иглой - (что делают) - Шьют, (кто) - Швеи, вышивальщицы.
Лопатой - (что делают) - Копают, (кто) - Садоводы.
Ручкой - (что делают) - Пишут, (кто) - Учителя, писатели, бухгалтеры.
Топором - (что делают) - Рубят (кто) - Плотники, лесники.
Термометром - (что делают) - Измеряют температуру, (кто) - Врачи, синоптики.
Линейкой - (что делают) - Измеряют, (кто) - Инженеры, конструкторы, школьники.
Веником - (что делают) - Заметают, (кто) - Дворники и др.
«Что предмет расскажет о себе?»
Цель : на основе знаний о содержании и особенностях работы взрослых, которые производят вещи и предметы повседневного обихода, учить оценивать ее результаты; воспитывать у детей чувство благодарности тем, кто создал такие необходимые вещи.
Правила игры. Ребенок берет соответствующий предмет и от имени предмета пытается интересно рассказать, что это, из чего сделан, кто его сделал, для чего этот предмет предназначен.
Уважаемые родители, помните, что только труд поможет детям вырасти самостоятельными, дисциплинированными, ответственными членами нашего общества.
Успехов Вам в воспитании ваших детей !
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 90 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга
Воспитатель: Шкилёва Маргарита Григорьевна Санкт-Петербург 2015год
Значение труда
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.
Виды труда
Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным.
Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.
Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.
Труд детей в природе
Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней.
Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее) .
В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.
Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство.
В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений.
"Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства"
Работа с семьей
Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.
Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие. Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что – то для всех. Таким образом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе.
Как ребенка приобщить к труду?
В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут соправаждать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.
Необходимо помнить и родителям и о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям; например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей.
В процессе трудом взрослых у ребенка воспитают уважение к труду всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто вымяты улицы. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в школу в детский сад, уже кончает свою работу. Покупая хлеб. Рабочие хлеб завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале. Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, иллюстрации, картины.
В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом труде.
Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна
Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на распоряжениях: >, >, >, то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая, не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им пользоваться.
Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет его с интересом.
Для того дети могли овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида работы, чтобы они охотно трудились, необходимо иметь дома соответствующий инвентарь.
Труд детей семье; организуемый взрослыми, сближает ребенка, способствует влиянию взрослого, но его интересы и потребности. Особенно ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для младшего брата, подарок маме, товарищу и т.д.
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию.. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль в разностороннем развитии личности ребенка.
Главная цель трудового воспитания детей дошкольного возраста - это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.
Будущее ребенка, его эмоционально-нравственное становление во многом определяется содержанием трудового воспитания в дошкольных учреждениях и в семье. Для семейного воспитания прогрессивным считается демократический стиль взаимоотношений между взрослыми, между взрослыми и детьми. Он основан на взаимном уважении и взаимопонимании, уважении к личности ребенка.
Важнейшим в процессе формирования личности является воспитание трудолюбия.
В осуществлении трудового воспитания дошкольников выделяют наиболее типичные ошибки:
- 1. Недооценка возможностей дошкольника в выполнении и несении определенных трудовых поручений и обязанностей, лишение ребят самостоятельности.
- 2. Эпизодичность, кратковременный характер труда детей, отсутствие должной системы в организации детского труда.
- 3. Чрезмерное увлечение словесными методами воздействия на личность ребенка: рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, назидания.
- 4. Отсутствие или недостаток у родителей соответствующих психолого-педагогических знаний.
Часто можно наблюдать как, например, воспитатель старшей группы в совместной трудовой деятельности с детьми берет на себя самую важную часть работы: поливает растения, чистит клетки, готовит корм животным, убирает на место игрушки, личные вещи детей и пр. Ребята же при этом выполняют лишь отдельные мелкие поручения, что, естественно, не вызывает у них интереса к трудовому процессу. Иногда воспитатели дают поручения тем детям, которые владеют некоторыми навыками и с охотой берутся за работу. Ребятам же, которые не умеют работать и категорически, под разными предлогами, отказываются от труда («Не умею», «Мама не позволяет», «Не хочу»), стараются давать поручения реже.
Такую же картину часто можно наблюдать и в семье.
…Утро. Кто торопится на работу, кто - в школу, а кто - в детский сад. Маленькая Настенька разделяет общее настроение. У нее своя забота: застрял чулок на ножке, не поддается ее усилиям. Настя пыхтит от усердия. Еще бы, это дело не легкое. Маме жаль дочку, да и ждать некогда. Она бросает свои дела и приходит малышке на помощь: «Давай помогу, побыстрей управимся». Но дочь возражает: «Я сама».
Ребенок заявляет о своих возросших возможностях, он осознает свою силу, самостоятельность. Родителям радоваться бы только и использовать этот момент в воспитательных целях, а они порой сердятся, принимая стремление ребенка к самостоятельности за упрямство. «Ты еще маленький»,- заявляют они. Иногда бывает и так: без всяких церемоний отшлепала, отняла чулок, насильно натянула его на ножку малыша. А в результате конфликт: слезы ребенка, раздражение матери.
Самостоятельность - великое «завоевание» ребенка. У него рано просыпается желание все делать самому. Ребенок маленький, но за три года своей жизни у него уже накопился определенный опыт. Он постоянно видит, как взрослые что-то делают, как проворны руки мамы, как становится чисто и красиво после того, как эти руки прикоснулись к чему-то. Теперь пришел и его день делать что-то самостоятельно. И нужно поддержать это желание маленького ребенка, помочь освоить то, что ему еще дается нелегко.
Научить малыша обслуживать себя - значит приохотить его к трудовым усилиям. И главное - ребенок почувствует свою причастность к общим семейным делам и заботам.
Каждому педагогу необходимо помнить, что никакие беседы с детьми о необходимости трудиться, никакие примеры самоотверженного труда взрослых не сделают ребенка трудолюбивым, если он сам не участвует в работе и не испытывает радости и удовлетворения от нее. Таким образом, стремление ребенка сделать что-то самостоятельно является важным фактором в целом и в формировании его трудолюбия, в частности.
Не менее важно в выработке трудовых навыков повседневное, регулярное участие детей в труде. Работа, выполняемая от случая к случаю, не может сформировать привычку трудиться. Дети, не приученные к систематическому труду, неаккуратны, не хотят участвовать в работе («Не умею», «Не хочется», «Надоело»). Воспитатели и родители должны стараться побуждать ребенка к самообслуживанию и делать это не от случая к случаю, а постоянно, постепенно, усложняя требования к ребенку («Не жди, чтобы тебе помогли. Делай сам.» - «Ты уже большой и потому умеешь одеваться сам» - «Смотри, все дети гуляют, а ты еще не одет. Ну-ка, поторапливайся»). Это мобилизует ребенка. Он старается побыстрее одеться, чтобы играть.
Лень приходит туда, где нет ей сопротивления, где родители и воспитатели не прививали ребенку трудолюбия.
Очень важно, чтобы те несложные трудовые поручения, которые ребенок выполняет в детском саду, стали бы и дома повседневной обязанностью. Интерес к трудовой деятельности взрослых и желание в нем участвовать появляется у ребенка очень рано, в два-три года. И если взрослые учитывают возросшие возможности малыша, то возникает гармония взаимоотношений.
Какие же трудовые обязанности могут нести по дому дети-дошкольники?
В раннем возрасте эта помощь лишь символическая, но и здесь главное - рабочее усилие, положительная эмоциональная окрашенность действий, формирующиеся трудовые навыки. Ребенка можно приучать убирать на место игрушки после игры, перед обедом поставить на стол тарелку, положить ложки. Трех-, четырехлетний малыш может помочь маме накрыть на стол к ужину, убрать со стола, полить цветы.
Обязанности пяти-, шестилетних детей значительно возрастают. Они могут помочь мыть посуду, убрать постель, свою комнату, игровой уголок, присмотреть за младшими детьми и др.
Участвуя в общих работах по дому, ребенок на практике познает, что каждый член семьи имеет свои обязанности. Постоянные обязанности воспитывают важное нравственное качество - ответственность. С годами перечень обязанностей растет, они усложняются. Вот шестилетний ребенок подметает пол, поливает цветы, убирает постель. С каждым днем он делает это лучше, гордится своими умениями и радуется, когда мама называет своим помощником. Необходимо, чтобы ребенок был приучен к тому, что какой-то вид домашней работы обязан выполнять именно он.
В детском саду ребята могут следить за порядком в раздевальной комнате, в игровом уголке, ухаживать за комнатными растениями и др.
Дошкольник должен трудиться не только потому, что его труд приносит ему радость и удовлетворение, но и постепенно постигать истину о том, что его труд нужен другим. Если в доме и в детском саду всегда порядок, чистота, если каждая вещь имеет свое определенное место, то и ребенок приучается к аккуратности: не сорит, не разбрасывает игрушки и вещи, кладет их на место.
Трудовой настрой, аккуратный и привлекательный внешний вид взрослых, своевременное устранение беспорядка окажут благоприятное влияние на воспитание трудолюбия у детей.
Трудовое воспитание в семье.
Учитель начальных классов Кирсанова В.Л.
МБОУ школы – интерната №8 г. Саяногорска
"Самое воспитание, если оно желает счастья человеку,
должно воспитывать его не для счастья,
а приговорить его к труду жизни".
К.Д. Ушинский
Постоянная занятость ребенка, увлечённость его трудом – надежная гарантия того, что он не станет пустым, никчемным человеком.
Трудовое воспитание в семье закладывает у детей основу их будущей праведной жизни. У человека, неприученного трудиться, один путь – поиск «лёгкой» жизни. Оканчивает он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.
Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень опрятные», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети такие трудолюбивые». Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети отдавали предпочтение спорту, а не сигарете, труду, а не алкоголю, напряженному самообразованию, а не растранжириванию времени. Но для этого нужно долго и упорно трудится на ниве воспитания. Важнейшее место в семейном воспитании занимает – трудовое воспитание.
Задачей трудовой деятельности ребёнка в семье является развитие в нём нравственных, физических и умственных качеств, развитие его личности, приобщение к труду.
Одним из важных качеств которое должно быть развито и сформировано у ребёнка является трудолюбие.
Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности и старании. Труд - одно из средств самоутверждения личности. Заниматься спортом – это тоже труд, и просто физический труд, связанный с движениями и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы и здоровье, повышает жизненную энергию. Неправильно думать, что в трудовом воспитании развиваются только мускулы или внешние качества – зрение, осязание, развиваются пальцы и т.д. Физическое развитие в труде, конечно, тоже имеет большое значение, являясь важным и совершенно необходимым элементом. Но главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии ребёнка. Труд развивает умственные способности, его сообразительность, творческую смекалку.
Одним из важных условий трудового воспитания в современной семье является систематическая трудовая деятельность ребёнка дома. Она будет способствовать развитию в нём самом, такие личностные качества, как ответственность, аккуратность, уважение к чужому труду, которые разовьют в нём трудовое сознание, будут способствовать появлению трудолюбия, и как следствие, умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой деятельности.
Макаренко А.С. о трудовом воспитании детей в семье считал, что следует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы для того, чтобы они длительное время несли ответственность за порученную им работу, а как они это будут делать – предоставьте решать и отвечать за решение им самим. Этим вы поставите перед детьми задачу организационную. Следовательно, чем сложнее и самостоятельнее будет трудовая задача, тем лучше она будет в педагогическом отношении. Например: можно на долгое время поручить ребёнку следить за чистотой в определённой комнате, поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т. п.
Большую воспитательную роль играет коллективные трудовые дни семьи и совместная деятельность. Во время труда происходит интенсивное общение, дети становятся откровеннее, а это помогает родителям лучше понять и помочь им. Труд вместе с взрослыми позволяет детям усвоить навыки правильной организации своего рабочего места, рациональные приёмы работы, правило техники безопасности. Можно привлекать детей к благоустройству квартиры, созданию условий для наиболее полноценного отдыха. Наконец, всегда есть потребность в благоустройстве своей улицы, своего квартала, где можно организовать коллективные дела совместно с соседями. Нет совместной деятельности – нет ни повода, ни возможности для общения.
Родители должны помнить, что ребёнок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность как гражданина будет зависеть исключительно от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он к этому труду будет подготовлен. От природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие - к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни и, особенно, с раннего детства, когда ребёнка приучают убирать свои игрушки, вещи, книжки; прививают навыки самообслуживания, ведь это тоже труд. Всё нужно делать с удовольствием, правильно относиться к труду и получать радость от него – это тоже зависит от родителей. Любой труд способствует нравственному и духовному воспитанию.
Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь ребёнку увидеть в нём источник развития своих способностей, подготовить его к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии (сюжетно-ролевые игры, наблюдения за работой врача, продавца, кондуктора и т.д.). В процессе трудового воспитания, познаёт окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, он расширяет свой кругозор, становится в будущем более прилежным в учёбе, которая тоже является трудом.
Труд всегда был источником красоты, а трудовое воспитание в семье позволит ребёнку непосредственно воспринять красоту труда, почувствовать его преобразующую силу, его привлекательность. Задача трудового воспитания в семье – сделать труд ребёнка нравственно значимым.
Очень важна подготовка ребёнка к труду в коллективе, объединяющего интересы, где развиваются нравственные черты: дружба, взаимопомощь, коллективное творчество в труде, устанавливать взаимозависимость и согласованность в труде, атмосфера высокой моральной и материальной ответственности, критики и самокритики.
Таким образом, трудовое воспитание ребёнка в семье должно быть правильно и педагогически целесообразно организовано.
- А.С. Макаренко. «Лекции о воспитании детей» пед. сочинения в 8т.,т.4.
- А.С. Макаренко. «Семья и воспитание детей». Учебное пособие. М. Педагогика, 1984, 200с
- А.С. Макаренко. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания. Учебное пособие / А.С.Макаренко – М. Знание 1984. 400с.
- Л.А. Кулик. Семейное воспитание: Учебное пособие, М. Просвещение, 2003.