Тема 7 внутренние воды и водные ресурсы. Внутренние воды и водные ресурсы россии
Управление образования администрации
Уренского муниципального района Нижегородской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Устанская средняя общеобразовательная школа
Учебный исследовательский проект по предмету как способ формирования опыта исследовательской деятельности
8-9 классов
Учебный проект
Тема: «Внутренние воды и водные ресурсы России»
Творческое название проекта: «Вода, вода, кругом вода!»
Руководитель проекта: учитель географии
Краева Юлия Михайловна
п. Уста
2014 год
Пояснительная записка……………………………………………………2
Визитная карточка проекта……………………………………………….7
Учебный проект «Вода, вода, кругом вода!»……………………………9
Список используемой литературы……………………………………....15
Пояснительная записка
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе.
Главная цель данного курса - формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Моя работа посвящена методической разработке проекта для учащихся 8 класса по теме « Внутренние воды и водные ресурсы России » учебной программы по географии для образовательных учреждений. По этой учебной программе я работаю уже несколько лет. Программа является составной частью учебно-методического комплекта по географии для 8 класса, изданного в издательстве «Просвещение»: В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина «География. Программы для образовательных учреждений» – Москва: Просвещение 2010; Учебник «География. Россия» – Москва: «Просвещение» 2010; География: Мой тренажер: 8 класс: Пособие для учащихся образовательных учреждений (Полярная звезда), В.В. Николина, Москва, «Просвещение», 2008.
Актуальность и значение темы в курсе географии
Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России» изучается после разделов о рельефе и климате России. Главное преимущество России в «постнефтяной» период - водные ресурсы, по запасам которых она занимает второе место в мире. В современном мире необходимо знать не только зависимость водных ресурсов от рельефа и климата, но также определить потребности населения и промышленности в водных ресурсах.
Водные ресурсы занимают одно из важнейших мест среди природных богатств России. Основной объем вод составляют их вековые запасы, заключенные в ледниках, подземных водах, озерах и водохранилищах, которые остаются неизменными на протяжении многих столетий. Большие запасы воды содержатся в озерах, среди которых особенно выделяются уникальное озеро Байкал и крупнейшее в Европе Ладожское озеро.
Однако важнейшим источником удовлетворения разнообразных
потребностей человека в водных ресурсах являются не вековые запасы, а
ежегодно возобновляемые поверхностные пресные воды, в существенно
меньших размерах подземные пресные воды, используемые
преимущественно для коммунально-бытового и питьевого водоснабжения и частично - в промышленности (пищевой и медицинской), а также в сельском хозяйстве.
Изучение темы «Внутренние воды и водные ресурсы России» способствует:
формированию целостного мировоззрения учащихся;
развитию географических умений и навыков;
имеет огромное воспитательное влияние.
На раздел «Природа России» по программе выделено 17 часов. Из них на тему «Внутренние воды и водные ресурсы России» - 5 часов, 3 практические работы.
Тематическое планирование раздела «Природа»
по географии для 8 класса
№ п/п
Тема урока
Практические работы
Дата
Природа – 17 часов
Рельеф: тектоническая основа
1. Описание рельефа России по плану.
Рельеф: скульптура поверхности
Как осваивают россияне свой участок земной поверхности
2. Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых.
Солнечная радиация
Атмосферная циркуляция
Зима и лето в нашей северной стране
3. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, ср. t января и июля, год. кол-ва осадков по территории России.
Изучаем карту климатических поясов России
4 .Подготовка прогноза погоды на определенный период (день, неделю, месяц).
Как мы живем и работаем в нашем климате
5. Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хоз.деятельности населения.
6. Анализ агроклиматических ресурсов своей местности для развития с/х.
Наши моря
7. Обозначение на к/к морей, омывающих берега России.
8. Описание одного из российских морей по типовому плану.
Наши реки
9. Обозначение на к/к крупнейших рек России.
Как «измерить» реку?
10. Определение падения и уклона одной из российских рек (по выбору).
11. Описание одной из российских рек с использованием тематических карт по типовому плану.
Где спрятана вода
Водные дороги и перекрестки
Учимся с «Полярной звездой»
Почва – особое природное тело
12. Ознакомление с образцами почв своей местности.
Почва – основа сельского хозяйства
13. Анализ земельных и почвенных ресурсов по картам атласа.
Актуальность проекта заключается в том, что в ходе проектной деятельности учащиеся учатся самостоятельно планировать задачи, этапы работы, находить оптимальный путь решения, оценивать и выбирать имеющиеся и недостающие ресурсы. Работа над проектом позволяет проводить поиск, сбор, систематизацию информации и, в результате анализа своей работы, делать соответствующие выводы. Важным моментом проектной деятельности является работа в малой группе, где учащиеся не только высказывают свое мнение, но и прислушиваются к мнению других членов группы. Такой вид деятельности неизменно приводит к развитию метапредметных умений и навыков, которые и отражают умение самостоятельной деятельности в тесном сотрудничестве со сверстниками и учителем, а также осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата. Проект позволяет формировать и развивать географическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Исходя из изложенной выше цели программы, а также в соответствии общему её смыслу, главной целью моей методической разработки является раскрытие форм, средств, методов обучения, элементов современных педагогических технологий в ходе реализации проектной деятельности учащихся применительно к теме «Внутренние воды и водные ресурсы России» учебной программы по географии России для 8-го класса.
Ожидаемый результат данной работы – это формирование опыта исследовательской деятельности учащихся 8 класса, а также моё профессионально-педагогическое совершенствование как учителя, распространение моего практического опыта, который может быть полезен другим преподавателям географии.
Визитная карточка проекта
Предметная область – география
Тема учебного проекта «Внутренние воды и водные ресурсы России»
Класс – 8
Преподаваемые учебные темы, охватываемые проектом:
Реки, озера, ледники, искусственные водоемы России, загрязнение внутренних вод России.
Дидактические цели проекта:
формирование географических компетенций как системы знаний об особенностях внутренних вод России, закономерностях их размещения и использовании человеком;
формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами) так и современными (ресурсы Интернет);
привитие интереса к предмету посредством исследовательской деятельности, умения решать проблемные вопросы;
воспитание социально-ответственного поведения в природе, гражданственности на основе формирования географического образа своей страны.
Методические задачи проекта:
В результате изучения курса темы «Внутренние воды России»
ученики научатся называть и показывать крупнейшие реки и озера России и обозначать их на контурной карте;
ученики поймут и смогут объяснить закономерности размещения водных объектов на территории России;
ученики научатся определять карты, статистические показатели, схемы, таблицы для получения географической информации;
ученики овладеют навыком составления таблиц, схем, диаграмм, использования программ PowerPoint , Publisher ;
ученики научатся лаконично и информационно-ценностно представлять в отчётной работе результаты своего труда.
Проект формирует у учащихся компетентности:
В сфере самостоятельной деятельности.
В бытовой сфере.
В сфере культурно-досуговой деятельности.
Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
Связь с другими предметами:
биология
экология
химия
Основополагающий вопрос учебной темы проекта:
Зачем нужна вода?
Вопросы учебной темы (проблемные) проекта:
Что такое «кровеносная система» Земли и как она работает?
Какие «глаза» у красавицы-Земли?
Утолим ли мы жажду?
Творческое название учебного проекта: «Вода, вода, кругом вода!»
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами.
А.Сент-Экзюпери
Как устроен организм живых существ? Из чего состоит организм человека или животного? (клетки, ткани, органы, системы органов).
Наша планета, подобно живому организму, тоже имеет собственные органы: «легкие», «глаза», «почки», а также «кровеносную систему» и др.
Класс делится на несколько групп. Каждая группа получает задание.
1 группаучащихсядолжна ответить на вопрос: «Что такое «кровеносная система» Земли и как она работает?» и оформить свою работу виде презентации в программе PowerPoint (см. Приложение №1);
2 группа отвечает на вопрос: «Какие «глаза» у красавицы-Земли?» и выполняет буклет про озеро Байкал (см. Приложение №2);
3 группа находит ответ на вопрос: «Утолим ли мы жажду?» и выполняет буклет «Вода, ты жизнь!» (см. Приложение №3).
Важно, чтобы дети смогли по аналогии определить: «кровеносная система» - это реки, «глаза» - это озера, а «жажда» утоляется только пресной водой.
К каждой работе прилагаются критерии оценивания. (см. Приложение №4)
В ходе реализации проектной деятельности учащиеся под руководством учителя выполняют практические работы (см. Приложение №5)
Тема урока | Задачи | Этапы проекта | Деятельность учащихся | Продукт деятельности ученика | Дидактические инструменты/средства обучения | |
Наши реки | Определение темы. Выявление одной или нескольких проблем. Анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез. Выбор рабочих групп. | 1-3 этапы проектирования: предпроектное исследование (диагностика ситуации) проблематизация (определение проблемы проекта и причин, приводящих к ее появлению) целеполагание (определение цели и задач проекта) | Определяют количество водных объектов России. Уточняют информацию, обсуждают задание, выявляют проблему с помощью основополагающего проблемного вопроса: Зачем нужна вода? и анализируют зависимость человека от водных ресурсов. С помощью учителя формулируют цель проекта. Выдвигают гипотезы, формулируют задачи проекта. | Практическая работа «10 крупнейших рек России» (см.. приложение №5) | Учебники, атласы, физическая карта России, контурная карта России, компьютер, доступ в интернет | Заполнить контурную карту «Крупнейшие реки России» |
Как «измерить» реку? | Выбор методов проверки принятых гипотез. Обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации. | 4 этап проектирования: концептуализация-создание концепции объекта проектирования или прогностического модельного представления | Обсуждают методы проверки, выбирают оптимальный вариант, определяют источники информации. | Кроссворд «Внутренние воды России» (см. приложение №6) | С. 120 задания 2-6 |
|
Где спрятана вода | Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта. | 5 этап проектирования: конструирование-получение продукта по свойствам, соответствующими диапазону его применения | Работают с информацией, синтезируют и анализируют идеи. Проводят исследование, учитывая разные мнения, оформляют проект. | Таблица «Озера России» (см. приложение №7) | Учебники, атласы, физическая карта России, компьютер, доступ в интернет | С. 125 задания 8-9 |
Водные дороги и перекрестки | Представление результатов проектирования. Оценка результатов. | 6 этап проектирования: презентация полученного проекта | Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов деятельности. | Презентация «Как живут реки?» (см. приложение №1), буклет «Байкал-жемчужина Сибири»(см. приложение №»), буклет «Вода,ты жизнь!» (см. приложение №3) | Учебники, атласы, физическая карта России, компьютер, доступ в интернет | |
Учимся с «Полярной звездой» | Создание условий для самооценки деятельности школьников. | 7 этап проектирования: рефлексивная фаза проекта, предполагающая оценку качества проектного продукта и рефлексию собственных действий в проекте его создателей. | Оценивают качество работ по проекту, анализируют и оценивают свои действия в проекте. | Анкета (см. приложение №8) |
Список используемой литературы
Заграничная Н.А. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. Учебно-методическое пособие./Н.А. Заграничная, И.Г. Добротина. - Москва: «Интеллект-центр», 2013.-196 с.
География. Россия, 8 класс: учебник для образовательных учреждений/[А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др.]; под редакцией А.И. Алексеева; Российская академия образования, издательство «Просвещение».-2-е изд. - Москва «Просвещение», 2010.-271 с.:ил., карт.-(Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
Максимов Н.А. За страницами учебника географии [Текст, фото]: Кн. для чтения учащихся 5 кл. сред. шк. - 3 изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с.: ил.
Палькин Н.Е. О, Волга! [Текст, фото]: - М.: Мол. Гвардия, 1985. - 288 с., ил. - (Отечество).
Пивоварова Г.П. За страницами учебника географии [Текст]: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1997. - 192 с.: ил.
Интернет-ресурсы:
Видеоурок 2:
Озера, водохранилища, болота
Видеоурок 3:
Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота
Видеоурок 4:
Воды и человек. Водные ресурсы
Лекция:
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории России
Внутренние воды
Внутренние воды включают реки, озера, подземные воды, ледники, болота, вечную мерзлоту, а также искусственные водоемы.
На территории России расположены бассейны больших речных систем. Наличие рек обусловило места расселения первых людей.
Реки
России относятся к бассейнам трех океанов. Климато-образующий фактор и рельеф определяют характер течения рек. К равнинным рекам относятся Волга, Дон, Нева, Печора, Обь. В горной местности реки отличаются большой скоростью течения, наличием порогов: Терек, Зея, Анадырь, Кубань. Некоторые большие равнинные реки берут начало в горных системах и нагорьях, отличаются бурным течением: Енисей, Лена. Направление течения рек соответствует направлению понижения уровня земной поверхности. Такие реки, как Обь, Лена, Амур имеют протяженность более 1000 км.
На формирование географии рек большое влияние оказывает рельеф местности, который формировался под влиянием ледника, а также температурный режим, годовое количество выпавших осадков. Климатические условия определяют способ и режим питания рек. Большинство рек имеют смешанное питание. Половодье – явление, присущее рекам со снеговым питанием. Это явление характерно для рек Сибири. Во время половодья могут происходить стихийные явления – наводнения.
Озера
Россия – обладательница самого большого и самого глубокого озер в мире. Определяющие факторы географии рек - рельеф и геотектоническое строение местности, а также климат, уровень грунтовых вод. В южных районах рек становиться меньше, так как климат более засушливый. Озера подвержены метаморфозам: обмеление, зарастание растительностью, образование солончаков. Несмотря на то, что в озерах вода находиться в спокойном состоянии, они могут оказывать влияние на рельеф местности, Выходить из берегов, подмывать берега и т.д.
- Болота
- Подземные воды
Важнейшим компонентом внутренних вод для человечества являются подземные воды – источник питьевой воды: скважины, водонапорные башни, родники. Уровень воды в большинстве реках и озерах зависит от уровня подземных вод. Воды находятся под землей, но в итоге антропогенной деятельности они загрязняются, сокращается объем. По химическим свойствам бывают пресными и минеральными. Минеральные и термальные воды – источник рекреационных ресурсов. Большая их часть расположена на Кавказе и Камчатском полуострове.
- Ледники
Ледники занимают такую же площадь, что и болота. Многолетняя мерзлота покрывает 14% территории страны. Территории, занятые ледниками и мерзлотой не используются в хозяйственных целях, но играют большую роль в природе. Это запасники пресной воды, источники питания рек, рельефообразующие компоненты. Ледники расположены в горных системах Алтая, Кавказа, Урала, Саянах, на Камчатке. В горах ледники залегают выше снеговой линии.
- Многолетняя мерзлота
Само слово «многолетняя» определяет временные показатели мерзлоты. Десятки и сотни лет земля находится во власти льда. Сибирь, берега Северного океана заняты многолетней мерзлотой. Мерзлота затрудняет строительство, делает невозможным земледелие, приводит к образованию болот.
Водные ресурсы
Водные ресурсы – один из важнейших природных ресурсов. Жизнь человечества зависит от количества и состояния воды. Человек использует воду для питья, бытовых нужд, сельского хозяйства, промышленного производства. В основном используются пресные источники воды. Воды Мирового океана, ледников и мерзлоты не используются. Наша страна обладает большими запасами водных ресурсов, но их расположение не позволяет использовать их в полной мере. Так многоводные и большие реки расположены в основном в Западной Сибири, где меньше плотность населения, низкий уровень развития сельского хозяйства и промышленного производства. Неравномерность в распределении по времени – одна из черт Российских водных ресурсов. Таяние снегов и соответственно половодье приходиться на весенний период, в то время как пик потребности в водных ресурсах приходиться на лето. Для равномерного использования воды, на территории России созданы искусственные водные объекты: водохранилища, которые имеют как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны это запасы пресной воды, но в то же время их создание приводит к разрушению рельефа, затоплять леса и сельскохозяйственные угодья.
Для сохранения водных ресурсов необходимо бережное к ним отношение. Вода относится к не возобновляемым природным ресурсам.
Варварское и бездумное использование ведет к сокращению объемов чистой воды. Промышленные предприятия экономят на средствах для очистки. Чрезмерное увлечение удобрениями и пестицидами приводит к загрязнению подземных вод. Использование водных путей приводит к расползанию нефтяных пятен на многие километры.
| |
На территории России насчитывается более 2 миллионов рек. Каждая из них характеризуется длиной, площадью водосборного бассейна и годовым стоком.
Общая длина всех российских рек превышает 6,5 млн. км. Самой длинной рекой России считается Амур . Если его длину считать от истоков реки Шилки, то она составит 4416 км. На втором месте река Лена – 4400 км. Длина Оби также превышает 4 тыс. км и равняется 4070 км. На Европейской части страны такие длинные реки отсутствуют. Наиболее протяженной здесь является река Волга , длина которой 3690 км.
Другой характеристикой реки является площадь водосборного бассейна . По этому показателю лидирует Обь . Площадь ее бассейна составляет около 3 млн. кв. км. Площади бассейнов Лены и Енисея примерно равны 2,5 млн. кв. км. Бассейн Амура занимает меньшую площадь – около 1,8 млн. кв. км. Однако это почти на 0,5 млн. кв. км больше, чем у Волги (1,38 млн. кв. км).
Однако важнейшей характеристикой реки является ее водность или годовой сток . При прочих равных условиях годовой сток реки пропорционален площади ее бассейна. Однако природные условия (количество осадков, испаряемость, наличие или отсутствие многолетней мерзлоты и др.) никогда не бывают одинаковыми, и эта закономерность нередко нарушается. Так, первое место по водности принадлежит Енисею , который в среднем за год сбрасывает в Северный Ледовитый океан 600 куб. км воды. На втором месте Лена – 488 куб. км. Большие величины стока данных рек обусловлены главным образом широким распространением в их бассейнах многолетней мерзлоты. При этом Обь с ее самым большим бассейном занимает по водности лишь третье место – 400 куб. км. Далее Амур – 350 куб. км. Годовой сток Волги составляет около 250 куб. км. У Колымы, Печоры, Северной Двины величина годового стока превышает 100 куб. км. Интересна река Нева. При длине менее 100 км и относительно небольшой площади бассейна ее сток составляет 74 куб. км. Это больше, чем у Дона, Яны, Индигирки, Мезени, Онеги, Урала.
Питание реки – это пополнение ее водой из различных источников. Источниками питания реки могут быть дождевые или подземные воды, а также влага, образующаяся при таянии снега и ледников. В соответствии с этим выделяется дождевое, грунтовое, снеговое, и ледниковое питание. Питание большинства рек нашей страны смешанное, при этом тот или другой источник может быть основным. Большая часть территории России расположена в континентальных областях умеренного климатического пояса. Они характеризуются отрицательными зимними температурами и устойчивым снежным покровом. Поэтому основным источником питания подавляющего большинства рек являются талые снеговые воды . Кроме того, для большинства рек характерно дождевое питание , причем на реках Дальнего Востока этот источник питания является преобладающим. У всех рек в той, или иной степени, присутствует грунтовое питание , благодаря которому реки не пересыхают в сухие сезоны, а также при ледоставе. При этом данный источник питания не является основным. Наименее характерно для российских рек ледниковое питание . Из крупных рек оно присутствует лишь у Терека и Кубани, истоки которых расположены в пределах высокогорий Кавказа. Незначительную долю ледникового имеет Катунь (один из истоков Оби), начинающаяся на Алтае.
Питание рек определяет их режим – то есть поведение реки в течение года (колебания уровня воды, процессы замерзания и вскрытия и т.д.) Наивысшие уровни воды в реке отмечаются во время половодья. При этом подъемы уровня достаточно продолжительны и повторяются примерно в одно и тоже время. Период низких уровней воды в реке называется межень. Межень связана с уменьшением поступления воды в реку с водосборной площади из-за жаркого сухого лета, или в период ледостава, когда река питается в основном грунтовыми водами. Для некоторых рек характерны паводки. Паводок – внезапный кратковременный нерегулярный подъем уровня воды в реке, возникающий в результате обильных дождей, быстрого таяния снега, ледников. Паводки на реках из-за своей неожиданности могут явиться причиной наводнений. Режим большинства российских рек характеризуется следующими основными чертами. Весной начинается таяние снега, уровень воды в реке поднимается и наступает половодье. Река выходит из берегов, затопляя пойму. Летом река возвращается в русло, а иногда даже мелеет из-за увеличения испарения. Это – летняя межень. Осенью из-за уменьшения испарения на реке могут наблюдаться кратковременные паводки. В зимнее время река покрывается льдом. Иной тип режима характерен для рек юга Дальнего Востока. В условиях муссонного климата снега за зиму выпадает мало. По весне он не столько тает, сколько испаряется, поэтому подъемы уровня воды в реках незначительны. Зато во второй половине лета начинаются муссонные дожди, вызывающие половодья. Летнее половодье также свойственно и рекам Северо-Востока Сибири. В тех краях весной (апрель-май) еще холодно, и снеготаяние, вызывающее половодье, начинается лишь в начале лета. Истоки реки Кубань находятся на склонах Эльбруса у края ледника Уллукам. С летним таянием льда связано половодье.
Особенности речной сети определяются не только климатом, но и рельефом. Рельеф оказывает влияние на направление и характер течения рек. Вода в реке движется под воздействием силы тяжести, из более высоких мест в более низкие. Особенности рельефа России таковы, что большинство рек текут на север.
Скорость течения рек зависит от падения и уклона. Падение реки – это разность абсолютных высот между истоком и устьем. А уклон – это отношение падения к длине реки. Река считается горной, если ее уклон больше 20 см/км. Река считается равнинной, если ее уклон меньше 20 см/км. Например, уклон, равный 0,25 м/км, характерен для Ангары. Средний уклон у Волги – 7 см/км, а у Оби еще меньше – 4 см/км.
Движущаяся вода совершает определенную работу . Эта работа подразделяется на разрушительную и созидательную. Разрушительная работа реки называется эрозией, а созидательная – аккумуляцией.
В результате речной эрозии образуются речные долины. Если у реки горный характер течения (большие падения и уклоны), то преобладает глубинная эро зия и речная долина становится глубокой и узкой. Если по характеру течения река равнинная (маленькие падения и уклоны), то преобладает боковая эрозия , и речная долина становится широкой. Плоские равнины, созданные речной аккумуляцией (накоплением наносов рек), тянутся полосами вдоль русел рек.
Река откладывает вдоль своих берегов размытый материал. Наиболее мелкие частицы река доносит до устья. Здесь рыхлый материал накапливается, образуя островок, а река делится на два рукава. Затем появляются новые островки и новые рукава, и образуется дельта . Из российских рек наибольшие по площади дельты имеют реки Волга и Лена.
Программа курса «География России» разработана на основе содержания Стандарта основного общего образования. Кроме основного содержательного блока, представленного в Стандарте разделом «География России», в данную программу были частично включены знания из других разделов: «Источники географической информации», «Природопользование и геоэкология».
Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма. Важнейшим принципом построения курса является интеграция, которая проявляется в попытках объединения в единую систему физико-географических и социально-экономических составляющих. В реализации этого принципа особое место принадлежит комплексным природно-хозяйственным регионам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования, по делам молодежи и спорта
Администрации Сеченовского муниципального района
Методическая разработка раздела программы
« Внутренние воды и водные ресурсы. »
Работу выполнил(а):
Учитель филиала МБОУ
Верхне-Талызинской
СОШ
Алферьевской ООШ
Девяткина Мария
Владимировна
Сеченово
2013
- Пояснительная записка……………………………………………… 3
- Цели и задачи раздела………………………………………………. 6
- Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия
И освоения учебного материала учащимися в соответствии с
возрастными особенностями……………………………………….. 6
- Ожидаемые результаты……………………………………………… 8
- Обоснование используемых в образовательном процессе по
разделу программы образовательных технологий, методов,
Форм организации деятельности обучающихся………………….. 9
- Результаты применения методик и технологий…………………… 13
- Календарно-тематическое планирование по разделу
«Внутренние воды России.»……………………………………… 15
- Разработка урока…………………………………………………….. 16
Список литературы……………………………………………………… 31
Приложение……………………………………………………………… 32
1.Пояснительная записка
Программа курса «География России» разработана на основе содержания Стандарта основного общего образования. Кроме основного содержательного блока, представленного в Стандарте разделом «География России», в данную программу были частично включены знания из других разделов: «Источники географической информации », «Природопользование и геоэкология».
Содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма. Важнейшим принципом построения курса является интеграция, которая проявляется в попытках объединения в единую систему физико-географических и социально-экономических составляющих. В реализации этого принципа особое место принадлежит комплексным природно-хозяйственным регионам.
Курс «География России» занимает важное место в структуре школьных курсов географии, С одной стороны, он завершает базовое географическое образование школьников. С другой стороны, в данном курсе формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.
Тематическое планирование по курсу «Природа России» в 8 классе составлено в соответствии со стандартом основного общего образования и стандартом среднего (полного) общего образования по географии: программа 6-11 классы общеобразовательных учреждений под редакцией Л.И.Алексеева, М., «Просвещение», 2008г. и учебника «География. Россия. 8 класс», М., «Просвещение», 2008г.
Актуальность раздела
Раздел «Внутренние воды и водные ресурсы» изучается после разделов о рельефе и климате России. Главное преимущество России в «постнефтяной» период - водные ресурсы, по запасам которых она занимает второе место в мире. В современном мире необходимо знать не только зависимость водных ресурсов от рельефа и климата, но также определить потребности населения и промышленности в водных ресурсах.
Изучение географии России в 8 классах направлено в первую очередь на формирование личностных качеств учащихся:
Любви к Родине;
Уважения к населяющим её пародам, их культуре и
Национальным особенностям;
Овладение географической информацией и понимание её
Значимости в современной жизни.
Особенности внутренних вод рассматриваются как условия жизни, быта и хозяйственной деятельности. Внутренние воды России следует рассматривать как общественно-территориальные системы, где равнозначны знания природного и социально-экономического компонентов. Географические знания лежат в основе формирования эмоционально - ценностного отношения учащихся к природе, социально - культурному окружению, другим людям, понимания себя в географическом пространстве.
Важнейшими знаниями раздела являются знания о месте внутренних вод в современном мире:
- представления об их особенностях;
- изменение вод вследствие антропогенных воздействий;
- пути решения проблем связанных с антропогенным воздействием на внутренние воды России,
Значение темы в курсе географии
Водные ресурсы занимают одно из важнейших мест среди природных богатств России. Основной объем вод составляют их вековые запасы, заключенные в ледниках, подземных водах, озерах и водохранилищах, которые остаются неизменными на протяжении многих столетий. Большие запасы воды содержатся в озерах, среди которых особенно выделяются уникальное озеро Байкал и крупнейшее в Европе Ладожское озеро.
Однако важнейшим источником удовлетворения разнообразных
потребностей человека в водных ресурсах являются не вековые запасы, а ежегодно возобновляемые поверхностные пресные воды, в существенно меньших размерах подземные пресны воды, используемы преимущественно для коммунально-бытового и питьевого водоснабжения и частично - в промышленности (пищевой и медицинской), а также в сельском хозяйстве.
Реки, озера, искусственные водоемы используются для рыбоводства и рыборазведения, для рекреационных целей. Таким образом, значение внутренних вод велико и разнообразно.
Изучение темы «Внутренние воды и водные ресурсы» способствует:
- формированию целостного мировоззрения учащихся;
- развитию географических умений и навыков;
- имеет огромное воспитательное влияние;
- готовит учащихся к ГИА и Е
2. Цели и задачи раздела
Цель: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.
Задачи:
Образовательная : сформировать представление об особенностях внутренних вод на территории России; объяснять зависимость объекта от рельефа и климата
Развивающая: учить анализировать, уметь самостоятельно делать выводы, учить строить аналогию, развитие творческого воображения, самостоятельное обоснование учащихся удобства использования презентаций и работы с контурными картами.
Воспитательная : формировать научное мировоззрение, воспитывать чувство гордости за природу России, экологическое воспитание, формирование навыков работы в группе, стабилизация само и взаимооценки.
3 .Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия
и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями
Учащиеся школы - вполне сформировавшиеся взрослые люди со своим мировоззрением, жизненными ценностями. Житейские принципы значительной части осужденных просты: «освободился - украл - сел» и т.д. Уровень развития большинства из них достаточно низкий, а многие вообще педагогически запущенны. Причины этого следует искать, прежде всего, в нашем обществе, так как зона является зеркальным его отражением. Побудительные причины, толкнувшие этих людей на преступление, следует искать не только в обществе, но и в семье, школе, окружающей действительности. У большинства учащихся реакция на свою родную школу явно негативная, чаще всего вспоминается самое плохое (вызов к директору, исключение из школы и т. д.).
Значительный отпечаток на психологическое состояние учащихся оказывает сама зона строгого режима. Это проявляется в отсутствии у значительной части учеников взаимопонимания внутри класса, невысокая работоспособность и активность, связанная с учебным процессом в вечернее время. Часть учащихся – бывшие ученики вспомогательной школы. По уровню мотивации , развития памяти, мышления учащихся в классе можно разделить на две группы:
1-я группа - средний уровень развития (2-3 человека в классе);
2-я группа - низкий уровень развития (2-3 человека в классе).
Учащиеся первой группы осознают необходимость учебы и получения образования, но их познавательный интерес не стабилен. Они изучают материал тех предметов, которые считают интересными и важными для себя. Преобладает механическая память. Испытывают затруднения при анализе причинно - следственных связей. Способность их к абстрагированию небольшая. Они трудолюбивы и дисциплинированы , но не всегда.
Учащиеся второй группы почти не имеют познавательных мотивов. Преобладает кратковременная механическая память (запоминают яркие исторические события, и факты). Репродуктивный уровень мышления. Мало работоспособны. Речь устная и письменная плохо развита. Испытывают затруднения в изложении собственных мыслей.
Основной задачей учителя при работе с учащимися является создание психологического климата и настроя на учебу в классе, стимулирование учебной деятельности. Немаловажную роль играет здесь и воспитательный аспект педагогической деятельности учителя. Ведь недаром Л. Толстой сказал: «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно».
Значительную роль в процессе обучения играет личность учителя , его педагогические убеждения, мировоззрение, отношение к компьютерным технологиям.
4.Ожидаемые результаты
В результате изучения темы «Внутренние воды и водные ресурсы»
Ученик должен: знать/понимать
- содержание основных понятий и терминов: «болото», «губа», «густота речной сети», «ледник», «многолетняя мерзлота», «наводнение», «падение и уклон реки», «питание реки», «подземные воды», « режим реки», «речной бассейн», «речная долина», «снеговая линия», «снежная лавина»;
- состав внутренних вод на территории страны;
- главные особенности крупных рек и озер России, их зависимость от рельефа и климата;
- образование и распространение многолетней мерзлоты и ее влияние на природу и хозяйственную деятельность человека;
уметь:
- называть и показывать по карте крупнейшие водные объекты России, районы распространения горного и покровного оледенений, многолетней мерзлоты:
- определять по картам и другим источникам падение и уклон рек, особенности питания, режим, замерзаемость, величину годового стока;
- с помощью различных источников информации составлять краткую географическую характеристику водных объектов;
- приводить примеры опасных природных явлений, связанных с водами, мероприятий по охране и рациональному использованию водных ресурсов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
- для самостоятельного поиска географической информации водных объектах России
- для адекватного поведения в экстремальных ситуациях, связанных с водными объектами
- для оценки водных ресурсов своей местности в различных целях.
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании географии, активно использую новые информационные технологии.
Применяю основные формы работы с ИКТ на уроках географии, их непосредственное применение в учебном процессе . Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга называемого Землей. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности.
Собираю нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, выполненных в программе для создания презентаций Power Point. Презентации с помощью данной программы, при необходимости можно изменять и дополнять.
Приведу пример использования программы Power Point при изучении темы «Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота». В ходе урока ученики должны получить представления об основных видах внутренних вод, их особенностях и проблемах. Программа позволила мне в нужной последовательности составить план урока, используя материал учебника, ресурсы Интернет, мультимедийное пособие - виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Программа позволяет не повторять заданные вопросы учащимся, они выделены на слайдах, что экономит время урока. Кроме этого, она помогает слабым учащимся увидеть ответ на экране, прочитать, записать, а это психологически облегчает процесс усвоения. Все это сопровождается, по возможности, фотографиями, что позволяет получить представление о конкретных водных объектах. Да и сам процесс работы на уроке ускоряется, учащиеся быстрее ориентируются в тексте, с интересом ищут ответы, анализируют, высказывают свое мнение.
В результате - при правильном распределении внимания учащихся, задействуются три механизма восприятия:
- зрительно-образное, связанное с фотографиями,
- слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что говорю,
- дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала. Таким образом, все перечисленные функции соответствуют целям образовательного процесса и способствуют формированию верных географических представлений.
Информационно-коммуникативных средств, которые можно использовать в общеобразовательной школе, достаточно много.
Я использую на уроках мультимедийные учебники по географии для 6-9 классов, электронную энциклопедию и коллекцию мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия. Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения еще более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так что учебные материалы с этих дисков можно использовать и независимо от программы.
Вторая форма работы - это применение ИКТ для организации самостоятельной работы , проектной и исследовательской деятельности учащихся по географии.
Также провожу уроки с использованием Интернет, т.е. с непосредственным выходом в сеть. С применением Интернет на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной программы, в том числе и к географии, особенно это касается материала, изучаемого в старших классах, так как ученики открывают для себя мир в целом и каждой страны в отдельности.
Большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю учебно-исследовательской и реферативной работе с учащимися.
Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения географии и актуален при изучении региональной географии.
Этапами исследовательской деятельности является:
- Знакомство со статистическими данными переписи населения.
- Обсуждение социальных проблем.
- Обработка полученных результатов и их анализ. Построение
Графиков в программе Excel.
- Составление компьютерной презентации.
- Самостоятельное представление результатов исследования работы на конференции.
Итак, компьютерные технологии помогают мне сделать работу на уроке интересней, повышают мотивацию учеников, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой. По моему убеждению, внедрение новых информационных технологий и компьютерной техники в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему образования. Это относится и к географии, в которой наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий мультимедийных средств.
Следует отметить, что использование ИКТ дает мне широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний.
Ученики становятся более активными, заинтересованными, равноправными участниками процесса обучения. Они отходят от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. При сочетании ИКТ с традиционными и нетрадиционными методами и приемами обучения развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого подхода в преподавании географии является важным средством для формирования у учащихся гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.
6. Результаты применения методик и технологий
Уроки географии развивают ум и логическое мышление , высоконравственное поведение и ответственное отношение к жизни. На уроках много внимания уделяю формированию у учащихся положительной мотивации к процессу обучения, учитывая возрастные особенности, стимулирую познавательную деятельность учащихся. Стараюсь не допускать перегрузки учеников, добиваться благоприятного психологического климата.. Анализ уровня учебных достижений учащихся за последние 3 года остается стабильным по такому показателю, как «успеваемость» - 100%. Позитивная динамика качества знаний подтверждается повышением мотивации учащихся к учению и своевременным устранением пробелов в знаниях путем индивидуального подхода на уроках.
Современные учащиеся должны быть коммуникабельными в различных социальных группах, уметь работать в коллективе, работать над развитием собственной личности. Формирование такой личности возможно через совершенствование деятельности учащихся. Для развития познавательной деятельности использую приёмы игровых технологий, широко использую ИКТ. Основной формой выработки творческого мышления считаю постановку проблемных вопросов и умения устанавливать учащимися причинно-следственные связи. Наблюдения показывают, что решение проблемного задания даются многим учащимся нелегко, поэтому знакомлю их с этапами решения проблем.
При изучении темы «Где спрятана вода» предлагаю учащимся решить проблемную ситуацию(проблема чистой воды в России) и результат изобразить в виде презентации.
Для создания более яркого образа внутренних вод и водных ресурсов, учащиеся готовят доклады, презентации и здесь также выявляются их умения правильно проанализировать материал, выделить главную мысль. Выступая, учащиеся учатся логически выстраивать свою речь, отвечать на вопросы. Решение проблемных вопросов способствует развитию умений дискутировать.
При оценивании учащихся использую метод суммарной оценки, складывающейся из самооценки, оценки одноклассников и учителя.
В ходе работы над этим разделом программы были получены следующие
Результаты.
Результат изучения раздела по годам
7 . Календарно-тематическое планирование по разделу
«Внутренние воды России»
урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока |
Урок 24 | Наши реки | комбинированный |
|
Урок 25 | Где спрятана вода | комбинированный |
|
Урок 26 | Водные дороги и перекрестки | комбинированный |
|
Урок 27 | Внутренние воды Нижегородской области | комбинированный |
8. Разработка урока.
ТЕМА: Наши реки
Цель урока: сформировать представление об особенностях рек России
Задачи:
1)Образовательные:
- Углубить знания учащихся о российских реках
- Раскрыть понятия «режим реки», «расход воды», «годовой сток», «падение реки», «угол реки»
- Показать влияние климата и рельефа на реки
- Формировать умение определения уклона и падения рек
2)Воспитательные:
- Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе
3)Развивающие:
- Способствовать развитию логического мышления, умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы
Основное содержание: питание и режим реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.
Учебная деятельность учащихся:
- Актуализация опорных знаний: состав внутренних вод. Строение
Реки.
- Беседа с использованием презентации «Наши реки»
- Выполнение заданий учебника и презентации «Наши реки»
Практикум:
- Обозначение на контурной карте крупнейших рек России
- Определение падения и уклона одной из российских рек (по выбору)
- Описание одной из российских рек с использованием тематических карт на с.115-117
- Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России
Ценностный компонент урока: значение рек для хозяйства России и человека
Оборудование: физическая карта России, компьютер, проектор, атласы, контурные карты, тетради, учебник.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Стихотворение зачитывает учащийся (Приложение, слайд 1,2,3)
Течет река издалека...
Течет река..., течет река...
Как хорошо, когда река
И широка, и глубока!
Над ней - пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройней и выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей. (Борис Заходер)
Вступительное слово учителя:
Как вы догадались, поговорим мы сегодня о реках. Тема нашего урока «Наши реки» (Приложение 1, слайд 4 )
Сегодня на уроке мы вспомним, что такое внутренние воды, из каких частей состоит река, поговорим о том, как влияет климат и рельеф на характер рек, познакомимся с основными показателями жизни рек
и выясним, как используются речные воды в хозяйственной деятельности человека.
- Вода - один из важнейших видов ресурсов. Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале.
- В хозяйстве человек использует главным образом пресную воду. По запасам пресной воды Россия уступает только Дании, т. к. к ней относится остров Гренландия.
- Основные источники пресной воды - внутренние воды, или воды суши.
Давайте вспомним, какие внутренние воды вы уже знаете? (После устного ответа показать слайды 5,6 7, 8, 9)
Какие из них созданы человеком? (Пруды, водохранилища, каналы
)
- Главными компонентами, влияющими на воды, являются
рельеф и климат (приложение, слайд 10,)
- от климата зависят питание и режим рек, густота речной сети, установление ледового покрова
Питание реки обеспечивают дожди, тающие снега и ледники, а так же подземные воды (приложение, слайд 11)
Режим реки – изменение во времени состояние реки: уровня воды, скорости течения, расхода воды (объема стока в единицу времени), весеннее
половодье, замерзание, паводковый режим, твердый сток все это характеристики режима реки (приложение, слайд 12, 13).
Скорость течения реки и особенности горных пород, слагающих территорию по которой протекает река, определяет величину твердого стока реки
Твердый сток – это переносимый водами реки твердый материал, есть у рек и химический сток, и биологический сток (приложение, слайд 14)
Как можно измерить реку, каковы основные показатели рек?
Водоносность – количество воды в реке за определенный период времени. Водоносность зависит от увлажнения территории – соотношения количества осадков и испаряемости, а также от площади речного бассейна.
Расход воды – количество воды, проходящее через поперечное сечение русла за единицу времени.
Годовой сток – объем воды, который проходит в реке за год
- Россия - страна многочисленных рек. Длина рек измеряется тысячами километров, площадь бассейна - миллионами квадратных километров.
Каковы особенности российских рек?
Все реки относятся к бассейну трех океанов и внутренней бессточной области. (Приложение, слайд 15 – работа с картой, стр.117 учебника)
- Посмотрите на физическую карту России и скажите, как ограничиваются водоразделами эти бассейны (работа с атласом)
- Большая часть рек впадает в Северный Ледовитый океан. Он занимает 65% территории страны. Сюда относится самая длинная река Лена, самая полноводная река Енисей и река с крупнейшим по площади бассейном - Обь
- Назовите еще реки, которые относятся к бассейну Северного Ледовитого океана (работа с картой)
- Многие поэты посвящали свои стихи рекам, в них подчеркивается красота и могущество реки, влияние рек на эмоциональное состояние человека. (Приложение, слайды 16, 17, 18)
Коварная, лихая, сумасбродная,
Родная дочь Байкала - старика,
Ты по тайге меж гор течешь, свободная,
Могучая сибирская река. (Молчанов-Сибирский об Ангаре)
Обь родная - как еще теплее
О тебе в стихах сказать смогу?
Бьешься ты сквозь топи, сквозь тайгу,
Летом - вся блестя, зимой белея,
В твердом льду и в дымчатом снегу.
Лишь с весной освободятся воды,
Ты подъемлешь баржи, теплоходы,
Островами движутся плоты...
Города, поселки и заводы
На себе на север тащишь ты… (Пономаренко про Обь)
У тебя, краса - река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Нежное, девичье.
Ласковым тебя не зря
Окрестили словом,
Несмотря что родилась
Ты в краю суровом (Л.Попов оЛене)
- Почему крупнейшие реки текут на север? (Большая территория. России имеет уклон к северу)
- Какие еще особенности имеет бассейн Северного ледовитого океана
- К бассейну Тихого океана относится крупная река Амур, по которой проходит граница страны, а также река Анадырь (приложение, слайд 19)
- Назовите еще реки, которые относятся к бассейну Тихого океана (работа с картой)
- Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере? (На побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекаюшие с восточных склонов хребтов.)
- Какие еще особенности имеет бассейн Тихого океана (работа с текстом учебника, стр.118)
- Реки бассейна Каспийского моря относятся к областям внутреннего стока. Это великая русская река Волга, Терек, Урал (приложение, слайд 20, 21, 22) Много стихов написано о великой русской реке Волге:
Не приметен ничем, не широк,
По просторам Валдайского края
Еле слышно журчит ручеек,
Меж каменьями путь выбирая.
То он моет прибрежный песок,
То внезапно в кустах пропадает,
И не знает еше ручеек,
Что его впереди ожидает.
Сколько верст ему надо пройти,
Сквозь какие преграды пробиться,
Сколько рек с ним сольется в пути,
Сколько чаек над ним закружится.
Сколько долгих минует годов,
Сколько волн разойдется кругами,
Сколько встанет больших городов
Над крутыми его берегами (Якушев Н.)
- Что характерно для рек, относящихся к областям внутреннего стока (работа с текстом учебника, стр.119)
- Назовите еще реки, которые относятся к бассейну внутреннего стока (работа с картой)
К бассейну Атлантического океана относятся Дон. Кубань, Нева (приложение, слайд 23, 24, 25)
Откуда Дон берет начало,
Где скрыта вечная струя.
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?
Под невысокою березкой
Начало Дон свое берет;
Из-под травы земли Московской.
Ивана-озера берет.(А.Софронов о Доне)
- Назовите еще реки, которые относятся к бассейну Атлантического океана (работа с картой)
- Итак, мы можем сделать вывод – от рельефа зависит направление и характер течения реки. Речные воды текут в соответствии с особенностями рельефа, прокладывая русла в разных горных породах
- Каждая отдельно взятая река уникальна. Но у них всех есть общее - это части реки, назовите их (главное русло, исток, устье, приток)
- В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные (Приложение, слайд 26)
- Равнинных рек больше. Почему? (Большая часть территории России - равнина)
- Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение. Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады. Они мало пригодны для судоходства.
- Примером одной из горных рек является река Терек. Вот как описывает в своем стихотворении Терек М. Ю. Лермонтов:
«Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят».
Рельеф влияет еще на две величины: падение и уклон реки, знание которых очень важно для использования речных вод в хозяйстве
Падение реки – превышение истока над устьем, выраженное в метрах
Уклон реки – величина отношения падения реки к ее длине
Падение - это разница высот между истоком и устьем в метрах Н = HI - Н2, где HI - абсолютная высота истока Н2 - абсолютная высота устья.
Реки, впадающие в море, имеют высоту устья Ом. Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой устья. Если река вытекает из озера, то уровень поверхности воды является высотой истока реки.
Решение задач на определение падения реки
(Карточки с индивидуальным заданием на определение падения реки, уклона реки)
Учащиеся используют для определения раздаточный материал «Реки России». После выполнения задания проводится самопроверка.
Карточка №1
Определить падение реки Волги.
Исток - Валдайская возвышенность - 300 м
Устье - Каспийское море - (- 28 м)
300 - (- 28) = 328 м.
Карточка №2
Определить падение реки Ангары.
Исток - озеро Байкал - 456 м
Устье - река Енисей - 76 м
456-76 = 380 м.
Капрточка №3
Определить падение реки Невы.
Исток - Ладожское озеро -4м
Устье - Финский залив - 0 м.
4 - 0 - 4 м
Карточка №4
Определить падение реки Лены.
Исток - Байкальский хребет - 930 м
Устье - море Лаптевых - 0 м
930-0 = 930 м
Величина падения реки влияет на другую важную характеристику: уклон реки
уклон - отношение падения реки (в см) к ее длине (в км) I = Н: L, где I - уклон; Н - падение; L - длина.
Решение задач на определение уклона рек Учащиеся используют для определения раздаточный материал «Реки России». ». После выполнения задания проводится самопроверка.
Задание №1
Определить уклон реки Ангары.
Падение = 380 м = 38000 см
Длина реки 1826 км
Уклон = 38000: 1826 = 20,8 см/км
Задание №2
Определить уклон Волги.
Падение = 328 м = 32800 см
Длина реки = 3531 км
Уклон = 32800: 3531 =93 см/км
Задание №3
Определить уклон Невы.
Падение = 4 м = 400см
Длина = 74 км
Уклон = 400: 74 = 5,4 см/км
Задание №4
Определить уклон реки Лены.
Падение = 930 м - 93000 см
Длина реки = 4400
Уклон = 93 000: 4400 = 21,1 см/км
- Уклон реки в свою очередь, влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки.
- Как вы считаете, может ли измениться уклон реки?
- Однажды так случилось, что уклон реки в определил судьбу епископа Иоанна.
Зачитывается отрывок из летописи : В одной из новгородских летописей описано интересное событие, происшедшее в 12в. Население старинного Новгорода, не довольное неблаговидным поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, т. к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это «чудо» как «знаменье Господне», и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол. Объясняется это явление просто. Оказывается уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении.
А теперь поработаем с атласами и контурными картами
Задание: нанести на контурную карту крупные реки нашей страны: Волга, Ангара, Обь, Дон, Лена, Печора, Ока, Северная Двина, Иртыш, Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Яна, Вилюй, Алдан, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Шилка, Аргунь, Зея, Бурея, Нева, Терек, Кубань, Урал.
III. Закрепление изученного материала:
Установите соответствие:
Проверим ваши ответы (Приложение, слайд 27)
- (Если останется время) Используя карты атласа, давайте дадим географическую характеристику реки Лены по плану:
- Географическое положение,
- Длина, высота истока и устья
- Питание и режим
- Неблагоприятные явления на реке и их причины
- Хозяйственное использование
В заключение мне хочется показать вам еще несколько слайдов, которые свидетельствуют о красоте и неповторимости рек. Каждая река уникальна и неповторима (приложение, слайд 28, 29, 30, 31, 32)
Давайте вспомним, что нового мы узнали сегодня на уроке (приложение, слайд 33):
Речные реки текут в соответствии с особенностями рельефа, от рельефа зависит направление и характер течения
От климата зависят питание и режим рек, густота речной сети, установление ледового покрова.
Важные характеристики рек – расход воды, годовой сток, падение, уклон.
Расход воды – количество воды, проходящее через поперечное сечение русла за единицу времени.
Годовой сток – объем воды, который проходит в реке за год.
Падение реки - превышение истока над устьем, выраженное в метрах.
Уклон реки – величина отношения падения реки к ее длин.
Наши реки обладают значительными запасами воды, но неравномерным по сезонам стоком, неравномерно размещены по территориям, и большинство из них замерзает в зимний период.
Список литературы
1 . И.И. Баринова, В.Я Ром. География России. Методическое пособие 8-9классы.
2 .. География «Конструктор» текущего контроля. 8 класс: пособие для учителя (Е.Е.Гусева, М., Просвещение, 2012г.)
3 . География. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителя (В.В.Николина, М., Просвещение, 2009г.)
4 .Ю.К. Ефремов. Природа моей страны, М., Мысль, 2002 г.
5. Л.П. Каплева. Природные комплексы Таймыра, М., «Школьная пресса» 2004г.
6 . Н. Н. Петрова, Д. В. Новенко. Настольная книга учителя географии. 6-11 класс М., Эксмо, 2008г.
7 . Программы общеобразовательных учреждений по географии. Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, М., Просвещение, 2008г.
8 . А.В. Румянцев. «Север Русской равнины», М., «Школьная пресса» 2004г.
9. А.Г. Стадник. «Современный урок географии» - М: Просвещение, 2001г.
Приложение
Внутренние воды и водные ресурсы РФ.
Дорофеев Даниил. Аванта+ - «География». 2004 г.©
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Значительны запасы пресных вод России. На территории страны - 2,5 млн рек и около 3 млн озер, среди которых и самое большое в мире озеро - Каспийское (называемое из-за его размеров морем), и самое глубокое пресное - Байкал.
Реки России принадлежат к бассейнам трех океанов Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического, а также к бессточному внутреннему бассейну Каспия. Сток рек очень неравномерен по сезонам и по годам. Большинство рек зимой замерзает.
Крупнейшие реки Сибири и Дальнего Востока берут начало на юге страны в горах Алтая, Саян и Прибайкалья. Самая длинная река - Лена (4 400 км), самая полноводная - Енисей.
Питание сибирских рек бассейна Северного Ледовитого океана снеговое и дождевое. В верхнем течении реки Сибири стремительны и порожисты. На них построены крупнейшие в стране гидроэлектростанции. На северных равнинах течение сибирских рек спокойное, летом они используются для сплава леса и судоходства.
Реки европейской части бассейна Северного Ледовитого океана - Печора, Мезень, Северная Двина и Онега - значительно короче сибирских рек и имеют спокойное течение. Питание - снеговое и дождевое.
Большинство рек бассейна Тихого океана имеет преимущественно дождевое питание. Здесь значительны паводки в связи с летними муссонными дождями в начале осени, когда на дальневосточные районы обрушиваются ливни циклонов-тайфунов. Разливы рек наносят огромный ущерб хозяйству.
Амур (длина 4 416 км от истока, находящегося в Китае) - главная речная магистраль Дальнего Востока. По рекам Аргунь, Амур и Уссури проходит государственная граница России и Китая.
Реки европейской части России, которые относятся к бассейну Атлантического океана, текут на запад в Балтийское море (например, Нева) и на юг - в Азовское и Черное моря (Дон, Кубань, реки черноморского побережья Кавказа). Питание этих рек - снеговое, а летом также дождевое и грунтовое (подземные воды).
Значительную площадь занимает бессточный внутренний бассейн Каспийского моря. В него впадают многие известные реки: Волга (самая длинная река Европы -
3530 км), Урал, Терек, Сулак и другие.
Благодаря созданию искусственных водохранилищ по всей Волге возможно движение крупных речных судов. По берегам Реки выросли крупнейшие города с развитой промышленностью, здесь же расположены крупные гидроэлектростанции. Река соединена через Волго-Донской судоходный канал с Азовским и Черным морями, а Волго-Балтийский и Беломоро-Балтийский каналы соединяют ее с Балтийским и Белым морями.
Россия располагает также значительными запасами подземных вод (пресных и минеральных). Много пресной воды содержится в ледниках. Самые крупные из них находятся на островах Северного Ледовитого океана. Но значительно большее хозяйственное значение имеют горные ледники Кавказа и других гор страны (они питают реки).
На очень значительной части территории России (11 млн км2) распространена многолетняя мерзлота. Она охватывает северные районы европейской части России и Западной Сибири, а за Енисеем встречается на всей территории Сибири и Дальнего Востока - от северных морей до южных границ нашей страны.
Вечная мерзлота образовалась многие тысячелетия назад. Толщина мерзлотных слоев колеблется от нескольких сантиметров на юге до нескольких сотен метров на севере страны. Все сооружения в зоне вечной мерзлоты приходится строить с учетом свойств замерзших грунтов.
Значительные площади в России заняты болотами. Они распространены на плоских равнинах с избыточным увлажнением - в Западной Сибири, на севере европейской части России, в Центральной России (Мещера).