Татьяна доронина сейчас работает. Татьяна Доронина: личная жизнь и мужья актрисы
Сегодня, 12 сентября, свой 84-ый день рождения отмечает выдающаяся актриса и руководитель МХАТ им. Горького Татьяна Доронина.
Ее имя - легенда и кинематографа, и театрального мира. Она практически не дает интервью, не появляется на светских мероприятиях.
Главное предательство ее жизни
Впрочем, актеры возглавляемого ею на протяжении последних 30 лет театра затворницей ее не считают. Татьяна Васильевна по-прежнему активно включена в творческий процесс. Театр давно заменил ей и мужей, и детей. Новый театральный сезон МХАТа им. Горького открывается 15 сентября, Доронина по-прежнему на сцене. По-прежнему в режиссерском кресле. В день открытия театрального сезона Татьяна Васильевна выйдет к зрителям в возобновленном спектакле по пьесе М. Горького «Васса Железнова». Конечно, выйдет в качестве исполнительницы главной роли. Потому что никаких иных ролей, кроме главных, она никогда себе не представляла - ни в личной жизни, ни в творческой.
О тяжелом, почти невыносимом характере Дорониной слагают настоящие легенды. Кто-то говорит, что это следствие звездной болезни. На самом же деле Татьяна Васильевна всегда была максималисткой, всегда диктовала свои условия, даже будучи студенткой. Она по природе - лидер. Привыкла, чтобы следовали за ней. Доронина до сих пор не понимает, как она решилась сразу после окончания Школы-студии МХАТ последовать за своим первым мужем Олегом Басилашвили в Волгоград. Олег Валерьянович тогда еще не проявил себя в актерской профессии и в отличие от Дорониной его больше никуда, кроме труппы регионального театра, не звали. Неизвестно, как бы сложилась судьба актрисы, если бы однажды на сцене Волгоградского драматического театра Доронину случайно не увидел худрук БДТ Георгий Товстоногов. Он решил во что бы то ни стало переманить Татьяну Васильевну в свою труппу. Доронина была согласна, но на своих - и достаточно жестких - условиях. Она потребовала, чтобы вместе с ней в труппу взяли и супруга. Кроме того, взяла с Товстоногова слово, что тот сразу же введет Басилашвили в новые постановки. Товстоногов не просто согласился, он весь репертуар театра подстроил исключительно под Доронину. Однако, в отличие от Басилашвили, Татьяна Васильевна через несколько лет в качестве единственной примы Большого драматического театра перебежала в МХАТ. Впоследствии она жалела об этом поступке. Признавалась, что считает свой уход предательством по отношению к Товстоногову.
«Была с теми, в кого влюблялась»
Театр для Дорониной всегда был и остается важнее кино. Ей никогда не нравилось, что для кинорежиссеров важнее визуальный ряд, нежели личностный талант артиста. Поэтому фильмография у актрисы довольно небольшая, несмотря на многочисленные предложения, которыми ее заваливали режиссеры. Впрочем, даже если бы она сыграла только в картине «Три тополя на Плющихе», ее имя уже вошло бы в учебники кино. Сама Доронина категорически не хотела сниматься в этой картине. Ей совершенно не понравился сценарий. История, рассказанная в нем, показалась ей слишком местечковой, частной и граничащей с пошлостью. Однако режиссер фильма Татьяна Лиознова, также известная своим железным характером, была очень настойчивой и сумела уговорить Доронину встретиться буквально на 10 минут. Татьяна Васильевна неохотно согласилась. После встречи Лиознова убедила актрису сделать фотопробы. Дорониной «сбили» прическу, уложив волосы в трогательный хвост. Стерли макияж с лица. И в таком виде запечатлели. «Лиознова позвонила буквально через несколько дней после фотопроб, - вспоминает Татьяна Васильевна. - Сказала: „Приезжайте. Просто посмотрите на себя“. Я приехала. Было очень много моих портретов хорошего формата, они лежали просто на полу и, что было очень непривычно для меня, не были кинематографическим пробами. Очень живые. Полное отсутствие какого-либо украшательства было обаятельно и неожиданно».
Сегодня Татьяна Васильевна с большой теплотой и благодарностью вспоминает Лиознову. Говорит, что без ее чуткости к актерам, без ее пронзительного чувства правды картины не получилось бы. Также с благодарностью она вспоминает всех своих мужей, а их у актрисы было пять, и все театры, в которых она когда-то работала. «Я всегда была только с теми, в кого влюблялась. И делала только то, что люблю. Это дорогого стоит», - говорит Доронина.
Имя: Татьяна Доронина (Tatyana Doronina)
Возраст: 84 года
Место рождения: Санкт-Петербург
Рост: 173 см
Вес: 65 кг
Деятельность: актриса театра и кино, режиссер
Семейное положение: разведена
Татьяна Доронина - биография
Татьяна Доронина - любимая всеми актриса до сих пор покоряет сердца восторженных зрителей сохранившейся женственностью. Именно эта её черта, невероятная нежность и кажущаяся беззащитность навсегда заворожили сердца мужчин и женщин, наблюдающих за актрисой на сцене театра или на экране кинотеатров и телевизоров.
Детские годы, семья Татьяны Дорониной
Родилась Таня в Ленинграде, но вместе с семьёй вынуждена была из-за военных действий проживать в Ярославской области. Дедушка у Тани Дорониной был церковным старостой и душой всего села. Мама и папа были простыми рабочими людьми, выходцы из старообрядческой общины. После войны семья вернулась в родной город, и девочка пошла учиться в первый класс. Денег семья не имела, костюмы для сцены готовили своими руками, потому что во всех спектаклях школьного самодеятельного театрального кружка Таня всегда принимала участие.
Биография будущей актрисы складывалась очень удачно. Девочка отлично училась и была от природы наделена красивой внешностью. Ещё не окончив школу, Татьяна тайком от родителей уезжает в столицу. В Москве ей удаётся воспроизвести впечатление на членов приёмной комиссии школы-студии МХАТ, продемонстрировав им хорошие актёрские способности. Конечно, несмотря на прекрасное дарование, Таню без документа об образовании не приняли. Вернувшись домой и завершив образование в школе, девушка твёрдо решила стать актрисой.
Татьяна Доронина - театральное образование
Имея на руках диплом, Выпускница школы подаёт документы сразу в несколько училищ театрального направления. Все четыре училища рады были принять в качестве своей студентки Татьяну Доронину. Выбор пал на школу МХАТ. В ряду обучающихся были Евгений Евстигнеев , Олег Басилашвили . У Татьяны получалось абсолютно всё, она стала примером для многих студентов, её хвалили преподаватели. Талант будущей актрисы был очевиден. Посещая лекции, Татьяна одновременно успевает сняться в фильме «Первый эшелон» с Олегом Ефремовым . Мечта осуществилась, диплом уже в руках, многие театры хотят сотрудничать с новой, подающей надежды актрисой.
Татьяна Доронина - театр
Однокурсник Басилашвили сделал Татьяне предложение, и они поженились. Оба молодые, только что окончившие студию-школу МХАТ. Олега приглашают играть на сцене театра Волгограда. Жена уезжает вслед за мужем, но уже через год их позвали в северную культурную столицу в Театр имени Ленинского комсомола. Постановка пьесы «Варвары» окончательно решила судьбу актрисы и вписала новую страницу в её биографию невероятной популярности. Теперь все театры хотят видеть у себя в спектаклях Татьяну Доронину. Все главные роли отдают ей.
Она безупречно справляется с ролью Софьи в «Горе от ума», может изобразить характер Лушки в «Поднятой целине». На первом пике своей славы актриса уезжает в Москву, выйдя замуж за другого мужчину. МХАТ ждал её возвращения, и она остаётся верна ему довольно долго. Но заманчивых ролей было много, и режиссёры и художественные руководители буквально разворачивают борьбу за актрису. После МХАТа был театр имени Маяковского, потом снова МХАТ. Сейчас Доронина уже является руководителем и директором этого театра.
Татьяна Доронина - фильмы
Впервые Татьяна Доронина появилась в кинематографе в 50-х годах. Затем последовал большой перерыв в ее актерском творчестве. Вернулась в кино Доронина в 1967 году. Сначала это был фильм "Старшая сестра", через год она снялась с Олегом Ефремовым в фильме "Три тополя на плющихе". Снималась она не часто, но поклонники ее очень любили. В последний раз зрители видели актрису на экранах в 1987 году.
Татьяна Доронина - биография личной жизни
Биография браков актрисы также обширна, как и её творческая. Пять официальных мужей обладали очаровательной женщиной. Олег Басилашвили отметил, что за восемь лет их брака у жены изменился характер. Он знал юную с мягким характером девушку, но театр её сделал из простой милой девушки волевую сильную женщину. Она многому научилась у своих героинь.
Татьяна испытывает судьбу ещё раз, выбрав в мужья театрального критика Анатолия Юфита. Длился этот брак три года, распался скорее всего из-за большой, в десять лет, разницы в возрасте.
Красотой, талантом и женственностью актрисы на некоторое время покорён Эдвард Радзинский . Между Дорониной и актёром Борисом Химичевым сначала о любви даже не было и речи. Она – звезда на сцене и в кино, а он играет только в эпизодах. Но совместные съёмки над фильмом сумели сплотить две сильных личности. Они расписались, но на этом история любовных романов не заканчивается, нефтепромышленник Роберт Тихоненко пока в их числе последний. Муж относился к Татьяне с невероятной нежностью и любовью, но актрисе чего-то не хватало в их отношениях.
В настоящий момент она находится в разводе. Сколько бы не было мужчин в жизни Татьяны Дорониной, со всеми она умудрилась остаться друзьями. Слишком много времени занимает в жизни актрисы её творчество и общественная нагрузка. За свою работу Татьяна Доронина имеет много заслуженных наград: Народная артистка Российской республики и Советского Союза, имеет несколько орденов и медалей, является лауреатом премии Всесоюзного театрального конкурса. Но, пожалуй, самая необычная награда среди всех – астероид с именем невероятной любимой актрисы.
Это актриса особенной судьбы. Ей довелось купаться в славе и переживать забвение. Ее личная жизнь - судьба русской женщины, страдающей и мятежной, непреклонной и любящей. Этот год для Татьяны Васильевны юбилейный - она отметит свое 70-летие. И, значит, самое время пролистать ее семейный альбом, в котором так много любви и слез, бесконечных встреч и разочарований. А мы ждем от вас новых предложений: чей еще альбом вы хотели бы полистать?
В Питер - с козой
В крохотном ярославском городе Данилов , откуда пошел род Дорониных, эта фамилия - одна из самых распространенных. Первое, о чем мне здесь рассказали, что недавно Доронина с труппой приезжала в ярославский драмтеатр со спектаклем «Без вины виноватые». А в этом году к 70-летию народной артистки в Данилове планируют открыть музей в ее честь!
Хоть Татьяна Васильевна и родилась в Ленинграде , она часто приезжает в Данилов - здесь корни ее предков, ее военное детство.
Ее двоюродная сестра Галина Корешкова вспоминает, что родные подтрунивали над Таниным отцом: «Василий, твоя-то младшая, глядишь, артисткой станет!»
Возвращаясь после войны из Данилова в Ленинград, семья Дорониной везла с собой в эшелоне козу - страх голода еще долго не отпускал. Таня продолжила учебу в питерской школе. А в восьмом классе она тайно от родителей подалась в Москву поступать в Школу-студию МХАТ . Ее уже собирались зачислять, но, выяснив реальный Танин возраст, отправили доучиваться. Получив аттестат, настырная Доронина поступила... во все театральные училища столицы. Но выбрала все ту же Школу-студию МХАТ.
На одном курсе с Дорониной учились Евстигнеев , Козаков , Басилашвили . Татьяна сразу поразила мужские сердца красотой. Но была независима и горда.
Однокурсник Виктор Сергачев вспоминает, как на студийном собрании разбирали Доронину за примадонство. «Предлагали ее даже стипендии лишить и дать выговор по комсомольской части».
С Олегом Басилашвили у Тани сразу же закрутился роман, который завершился свадьбой.
Скромную свадьбу Таня и Олег праздновали в его квартире, - вспоминает педагог Иван Тарханов. - Свадебного платья и обмена кольцами не было. Шел 55-й год, а они были комсомольцами!
«Тогда Таня была простой девочкой из рабочей семьи, мало знающей, но безумно любящей театр, у нее был мягкий характер и очень большой талант. К сожалению, Танин характер постепенно стал меняться; под влиянием театра в том числе. Наш брак длился восемь лет», - рассказывает Олег Басилашвили. Он отмечает, что его поразила совсем не красота Дорониной: «Нас объединяло что-то другое, более глубокое... Когда мы разошлись, я вдруг понял, что освободился от этого гнета... Я очень благодарен Татьяне Васильевне, что она была инициатором развода».
Второй муж
В Театре Товстоногова Доронина получала в спектаклях главные роли, на нее публика ломилась. Однажды в театр пришел известный в те годы театральный критик Анатолий Юфит и был сражен красотой актрисы. В биографии Дорониной о Юфите не сказано ничего, однако питерский бомонд да и предпоследний муж Дорониной актер Борис Химичев подтверждают, что Татьяна Васильевна жила в гражданском браке с Юфитом около трех лет. Юфит был старше нее почти на десять лет (сегодня его нет в живых). Он заведовал кафедрой истории русского театра в Ленинградском театральном институте. Его обожали студентки и сотрудницы за остроумие, веселость, импозантность.
Точку в отношениях Дорониной и Юфита поставил случай. Юфит не смог встретить Татьяну с гастролей, и королева сильно осерчала. Зато встретил звезду молодой драматург Эдвард Радзинский (он прибыл в Ленинград на репетиции в БДТ своей пьесы и ради Дорониной). Актриса взяла Радзинского под ручку и уехала с ним в Москву, бросив Театр Товстоногова (где, кстати, ее недолюбливали дамы и плели против нее интриги). Радзинский написал жене множество пьес, причем страницы про любовь рождались и после их развода.
Четвертый муж
С актером Борисом Химичевым Доронина познакомилась в театре.
Я был под прессингом уже состоявшейся личности, - признается Борис Петрович. - В наших отношениях доминировала она. Меня это держало в напряжении... Скорее всего, я был не в состоянии обеспечить ей ни душевный комфорт, ни профессиональный масштаб... «Оторваться» было трудно. Когда на спектакле, в котором мы вместе играли, в момент поклона она мне шепнула: «Зайди ко мне», - я подумал, что мне грозит очередное примирение. А когда вошел, она со всей прямолинейностью и откровенностью - поскольку мы не виделись в тот период месяца два или три, я уезжал на съемки, - сказала: «Боречка, я замуж выхожу». «Ну, вот и все, наконец-то мы можем расстаться».
Я не только предлагал, я десять лет их делал! И они даже получались... Уверен, что сегодня Татьяна Васильевна сожалеет о том, что у нее нет детей.
- Она рассказывала вам о бывших мужьях?
Я не спрашивал. Знал, что она сохраняет с ними добрые отношения. Меня это абсолютно устраивало. Эта черта говорит о щедрости женской души Дорониной. Мне подобного рода щедрость несвойственна. Вот с ее последним мужем Робертом Тохненко мы дружим. Как по Лермонтову , «бойцы вспоминают минувшие дни». Помню, в период их ссоры он оказался у меня дома в гостях и делился своими мужскими горестями. Не удержался и позвонил ей. Тушуясь, сказал: «Таня, это я. Я у Бориса». Она спросила, у какого Бориса. Он ответил: «У нашего»... В общем, будем надеяться, что Доронина от каждого мужа уходила к следующему по большой любви.
А был ли у Дорониной роман с Ефремовым? Ходили слухи, что именно на почве любовного разлада они поделили МХАТ.
Вы думаете, они делили МХАТ в постели, что ли? Нет, я считаю, к расколу привели шаги, которые предпринимал Ефремов . А заслуга Дорониной в том, что она сохранила часть труппы и люди смогли работать по профессии. Но, вероятно, здесь превалировал и какой-то личностный мотив. Были затронуты и амбиции, и самолюбие такой талантливой артистки, как Доронина...
- Говорят, Татьяна Васильевна - просто необыкновенная женщина...
Мы находимся в том замечательном возрасте, когда подчеркивать особую сексуальность уже грешно,- пора Богу молиться. Но, закрыв глаза и уйдя в дале-е-екие лирические воспоминания, могу сказать одно: само ОЧАРОВАНИЕ! В быту и еде сдержанна. Ни малейшей слабости к алкоголю. Она любит книги. Читает запоями каждый день. Она человек исключительной самодостаточности и самообразования! Абсолютно не выносит пыли. Она ее трет. Любит старинную мебель - она украшала ею квартиру на Арбате . Естественно, купила! От папы-повара и мамы-билетерши рассчитывать на получение гарнитура из карельской березы не приходилось.
- Говорят, у Дорониной всегда было много известных воздыхателей?
Были. И очень известные! Один писал ей письма и рисовал схемы, как к нему проехать, чтобы встреча прошла в конспирации. Эти письма читал я... Вообще изменял я. Женщине это сложнее...
Пятый муж
С Робертом Тохненко, работавшим в Главке нефтепромышленности и в ЦК комсомола, Татьяна Васильевна познакомилась в садоводческом товариществе «Актер». Здесь Тохненко купил участок, а Доронина стала председателем. Роберт Дмитриевич рассказывает, что, когда увидел блистательную Доронину в простеньком ситцевом платье, плотно облегающем фигуру, он ее просто... возжелал. А потом они вместе вели дачные дела и сами не заметили, как стали друг в друге нуждаться. Все десять лет супружества Тохненко жил для Дорониной, забросив свою карьеру. Но она не замечала его жертвенности, и их отношения постепенно пошли на спад.
Роберт Дмитриевич во всем слушался жены, - рассказывает соседка по даче Евгения Васильевна. - Знаете, я даже его голоса не слышала. Он всегда молчал. Помню, после спектаклей к Татьяне Васильевне шла череда мужчин с цветами, а Роберт Дмитриевич послушно и долго ждал ее в машине у театра... Доронина вообще любила повелевать мужчинами. Был такой случай. Из-за большой занятости Татьяна Васильевна решила оставить пост председателя нашего товарищества. И вот наши мужчины собрали делегацию и пошли к ней просить остаться. Она их выслушала и вдруг приказала: «На колени». И все мужчины покорно встали перед ней на колени!»...
Мечта
Сегодня Татьяна Васильевна по-прежнему руководит «горьковским» МХАТом. Режиссирует, играет на сцене. Вопреки созданному в прессе образу Дорониной как скандальной и резкой особы, все люди, с кем я общалась, нарисовали другой портрет Татьяны Васильевны: «Женственная, ранимая, беззащитная. Напускает на себя властность и агрессивность для того, чтобы отстоять свое имя Актрисы, свои несовременные взгляды на искусство».
«Мама Тани скончалась пять лет назад. После ее смерти от тоски умерла Танина любимая собака, - рассказывает двоюродная сестра Галина Корешкова. - И сегодня Татьяна совсем одна. Домой приходит ночью только поспать. Личная жизнь у нее не сложилась, но театр ей все заменяет. Письма в Данилов присылает мне каждый месяц - рассказывает о работе, новых постановках. В прошлом году новую планету назвали в честь Дорониной. Весь наш Данилов за Танечку радовался!»
Сегодняшняя мечта Татьяны Дорониной - создать школу-студию при «горьковском» МХАТе и готовить актеров. Мы верим: она и это сможет!
Имя Татьяны Дорониной давно стало легендарным и в театральном, и в кинематографическом мире. Она практически не дает интервью, не появляется на светских мероприятиях.
Главное предательство ее жизни
Впрочем, актеры возглавляемого ею на протяжении последних 30 лет театра затворницей ее не считают. Татьяна Васильевна по-прежнему активно включена в творческий процесс. Театр давно заменил ей и мужей, и детей. Новый театральный сезон МХАТа им. Горького открывается 15 сентября, Доронина по-прежнему на сцене. По-прежнему в режиссерском кресле. В день открытия театрального сезона Татьяна Васильевна выйдет к зрителям в возобновленном спектакле по пьесе М. Горького «Васса Железнова». Конечно, выйдет в качестве исполнительницы главной роли. Потому что никаких иных ролей, кроме главных, она никогда себе не представляла — ни в личной жизни, ни в творческой.
О тяжелом, почти невыносимом характере Дорониной слагают настоящие легенды. Кто-то говорит, что это следствие звездной болезни. На самом же деле Татьяна Васильевна всегда была максималисткой, всегда диктовала свои условия, даже будучи студенткой. Она по природе — лидер. Привыкла, чтобы следовали за ней. Доронина до сих пор не понимает, как она решилась сразу после окончания Школы-студии МХАТ последовать за своим первым мужем Олегом Басилашвили в Волгоград. Олег Валерьянович тогда еще не проявил себя в актерской профессии и в отличие от Дорониной его больше никуда, кроме труппы регионального театра, не звали. Неизвестно, как бы сложилась судьба актрисы, если бы однажды на сцене Волгоградского драматического театра Доронину случайно не увидел худрук БДТ Георгий Товстоногов . Он решил во что бы то ни стало переманить Татьяну Васильевну в свою труппу. Доронина была согласна, но на своих — и достаточно жестких — условиях. Она потребовала, чтобы вместе с ней в труппу взяли и супруга. Кроме того, взяла с Товстоногова слово, что тот сразу же введет Басилашвили в новые постановки. Товстоногов не просто согласился, он весь репертуар театра подстроил исключительно под Доронину. Однако, в отличие от Басилашвили, Татьяна Васильевна через несколько лет в качестве единственной примы Большого драматического театра перебежала в МХАТ. Впоследствии она жалела об этом поступке. Признавалась, что считает свой уход предательством по отношению к Товстоногову.
«Была с теми, в кого влюблялась»
Театр для Дорониной всегда был и остается важнее кино. Ей никогда не нравилось, что для кинорежиссеров важнее визуальный ряд, нежели личностный талант артиста. Поэтому фильмография у актрисы довольно небольшая, несмотря на многочисленные предложения, которыми ее заваливали режиссеры. Впрочем, даже если бы она сыграла только в картине «Три тополя на Плющихе», ее имя уже вошло бы в учебники кино. Сама Доронина категорически не хотела сниматься в этой картине. Ей совершенно не понравился сценарий. История, рассказанная в нем, показалась ей слишком местечковой, частной и граничащей с пошлостью. Однако режиссер фильма Татьяна Лиознова , также известная своим железным характером, была очень настойчивой и сумела уговорить Доронину встретиться буквально на 10 минут. Татьяна Васильевна неохотно согласилась. После встречи Лиознова убедила актрису сделать фотопробы. Дорониной «сбили» прическу, уложив волосы в трогательный хвост. Стерли макияж с лица. И в таком виде запечатлели. «Лиознова позвонила буквально через несколько дней после фотопроб, — вспоминает Татьяна Васильевна. — Сказала: „Приезжайте. Просто посмотрите на себя“. Я приехала. Было очень много моих портретов хорошего формата, они лежали просто на полу и, что было очень непривычно для меня, не были кинематографическим пробами. Очень живые. Полное отсутствие какого-либо украшательства было обаятельно и неожиданно».
Татьяна Доронина Фото: РИА Новости / Екатерина Чеснокова
Сегодня Татьяна Васильевна с большой теплотой и благодарностью вспоминает Лиознову. Говорит, что без ее чуткости к актерам, без ее пронзительного чувства правды картины не получилось бы. Также с благодарностью она вспоминает всех своих мужей, а их у актрисы было пять, и все театры, в которых она когда-то работала. «Я всегда была только с теми, в кого влюблялась. И делала только то, что люблю. Это дорогого стоит», — говорит Доронина.