Танзимат (реформы Османской империи). Танзиматские реформы в османской империи Смотреть что такое "танзимат" в других словарях
Министерство образования Российской Федерации
Омский государственный педагогический университет
Реферат
ЭПОХА ТАНЗИМАТА
Введение
Для ряда стран Востока - Турции и Ирана, Китая и Японии - XIX век прошел под знаком реформ. Их изучение представляется сегодня важным и актуальным. Такой опыт мог бы стать инструментом анализа реформаторских устремлений современного человечества, что особенно ценно для тех ситуаций, которые определяются тенденцией быстрого экономического и научно-технического прогресса. Отсюда заметное усиление в последнее время интереса исследователей-тюркологов к углубленному изучению реформаторских преобразований в Турции, особенно к периоду так называемых «благодетельных реформ» («Танзимат - и хайрийе»), длившегося более тридцати лет - с 1839 г. по 1876 г. Пристальное внимание специалистов к реформам Танзимата, к широкому кругу вопросов, связанных с этой темой, определено той большой ролью, которую играл в новой истории Турции этот особый период. Анализ опыта взаимодействия правительства и общества в Османской империи XIX в. дает возможность извлечь уроки и предотвратить возможные ошибки в аналогичных ситуациях в современной обстановке. В настоящий период, когда российское государство переживает трудности внутреннего и внешнего порядка, связанные с экономическими, политическими и социальными проблемами, как нельзя остро стоит вопрос отношений России со странами Ближнего Востока. Не последнюю роль в выработке стратегии общения с ними играет знание истории восточной культуры и просветительства. Реформы Танзимата ознаменовали и обусловили важнейшие экономические, политические, социальные, культурные преобразования в жизни османского общества. Они явились одними из значимых результатов пусть медленного, подчас незаметного, но поступательного социально-экономического и политического развития Турции по буржуазному пути на поворотном этапе его истории и одновременно активным источником и фактором противоборства старого и нового. «Весь мир заговорил о декларации, провозглашенной 3 ноября 1839 года известной повсюду под названием Гюльханейского хатт-и шерифа, - писал русский путешественник по Малой Азии в 40-х-50-х гг. XIX в. Петр Чихачев. - Этот манифест... казалось сулил Турции новую эру и время полного возрождения». Реформы Танзимата были вызваны объективными потребностями развития страны. Наиболее дальновидные деятели из правящей элиты Османской империи, особенно те, которые побывали в Западной Европе и ознакомились с политической системой, условиями экономической и культурной жизни, пришли к мысли, что без реформ по западному образцу Османское государство не будет в состоянии развиваться по пути прогресса. Осуществлявшиеся сверху немногочисленными государственными деятелями, реформы несли в себе новые, непривычные для османского общества представления о ценности человеческой личности, неприкосновенности жизни и имущества, равенстве перед законом мусульман и не мусульман - подданных империи, что наложило отпечаток на специфику развития просвещения и культуры страны. Буржуазные идеи, заимствованные у Запада, трансформировались в различных областях: в праве, государственном управлении, просвещении. Но активность идей султанского хатта, их необходимость для успешного развития государства и для создания условий функционирования буржуазных институтов понимали немногие представители правящих кругов Османской империи. Сами они, очевидно, так же не имели четкого представления о путях развития традиционного восточного общества при условии его успешного сосуществования с передовыми капиталистическими государствами Европы. Деятели Танзимата искали возможность безболезненной перестройки традиционных мусульманских институтов. Однако реформы не были безболезненными. Они задевали социальные, национальные, религиозные интересы различных слоев османского общества и вызывали широкое противодействие, в том числе и среди сановников, имевших непосредственное отношение к руководству осуществлением реформ. События тех лет положили начало процессу, который в современней российской и зарубежной историографии определяется как «европеизации» Турции, и суть которого, в конечном счете, состояла в затянувшиеся на долгие десятилетия интеграции Османского государства в мировую капиталистическую систему. Основной целью исследования является изучение проблемы реформаторского движения эпохи Танзимата как важнейшего условия преобразований и, анализ влияния танзиматских реформ на сферы общественной жизни османского общества.
Глава I . Предпосылки к возникновению реформ в Османской империи
Англо-турецкая конвенция 1838г., а также торговые договоры, заключенные Портой позже с другими европейскими державами, заметно ускорили вовлечение Османской империи в мировую экономическую систему. Это обстоятельство имело важные последствия, как для турецкого, так и для других народов империи, чей дальнейший прогресс во все большей степени стал зависеть от хода развития мирового капитализма. В силу своей социально-экономической отсталости Турецкая империя вынуждена была превращаться в аграрно-сырьевой придаток Европы. Основными предметами вывоза Англии, Франции, Австрии и других европейских государств из Османской империи были шелк-сырец, шерсть, невыделанные кожи, масличные семена, натуральные красители, оливковое масло, табак в листьях, зерно, орехи, опиум. Среди ввозимых товаров преобладали хлопчатобумажные и шерстяные ткани, металлы, изделия из металла и стекла, лекарства, готовая одежда и обработанные кожи. Превращение султанских владений в источник сырья и рынок сбыта для капиталистических стран привело к увеличению роли сельского хозяйства и падению значимости промышленного производства в экономике империи. Вплоть до конца XVIII в. местные ремесленники в целом удовлетворяли медленно возраставший внутренний спрос. Более того, создались возможности для развития мануфактурного производства - усилился процесс разложения цеховой организации ремесла» все большие масштабы приобретали скупка, авансирование и другие простейшие формы подчинения ремесленного производства торговому капиталу. Однако в первой половине XIX в., особенно после завершения промышленной революции в Европе, условия функционирования городского ремесла, как в азиатских, так и европейских провинциях резко ухудшились, многие отрасли пришли в упадок. В Анатолии особенно пострадали центры наиболее развитых отраслей производства - хлопчатобумажной, суконной, шелковой промышленности, металлообработки - Бурса, Анкара, Диарбакыр, Амасья, Токат. Русский путешественник М.П. Вронченко, внимательно изучавший экономическое положение Малой Азии в 30-х годах XIX в., отмечал, что число шерстяных станков в Анкаре сократилось с 2000 до 100, поскольку европейские изделия из ангорской шерсти стоят гораздо дешевле. Другие отрасли, не ощутившие в такой же степени воздействия иностранной конкуренции, вынуждены были сокращать производство из-за значительного сужения сырьевой базы в связи со снятием ограничений на экспорт местной сельскохозяйственной продукции. Сельское хозяйство, в котором было занято до 90 % населения страны, реагировало на изменение экономической ситуации значительно слабее. Растущий спрос на продукты земледелия и скотоводства способствовал некоторому увеличению товарности сельскохозяйственного производства, но он не изменил общего положения в деревне. Задавленные тяжелым бременем налогов и повинностей, отрезанные от рынка в одних случаях бездорожьем, неразвитостью транспортных средств, а в других - наличием посредников-скупщиков урожая, крестьянские хозяйства сохраняли свой натуральный характер. Меры правительства, направленные на обеспечение спокойствия в столице и провинциях, отмена государственной монополии на закупку шерсти и ряда других товаров после 1838г., ликвидация внутренних барьеров и правительственных регламентации способствовали оживлению внутренней торговли, что проявилось в увеличении товарообмена между отдельными районами страны, оживлении ежегодных ярмарок и еженедельных базаров. Описывая Малую Азию, М.П. Вронченко отмечал: "Жители деревень продают свои произведения и покупают нужные им вещи на торгах, бывающих в известные дни недели. Почти каждый город и местечко имеют такие дни базара; в некоторых местах стечение народа бывает очень велико. Кроме того, по деревням развозятся и разносятся товары особым сословием торгашей из разных мест". Дальнейшему развитию торговли и складыванию единого внутреннего рынка препятствовали господство феодальных порядков и неустойчивость экономического положения в империи. Однобокое и замедленное развитие османской экономики оказало большое влияние на социальные процессы. Постепенное превращение империи в периферийный компонент мировой экономической системы затрудняло складывание местной буржуазии, но помогало трансформации наиболее предприимчивой части купечества в посредников европейских компаний. Из них сложился особый класс "левантийцев" - лиц, пользовавшихся покровительством европейских посольств и получавших от них особый документ - берат, благо; которому они могли пользоваться капитуляционными привилегии. Основную массу "бератлы" составляли представители различных турецких народностей, сосредоточившие в своих руках основные доходы от предпринимательства. Появление капиталистических элемента в османском обществе тормозилось и тем обстоятельством, что правящая верхушка предпочитала не вкладывать крупных средств в хозяйственные начинания. Трудности накопления богатства и передачи его по наследству создали сильнейший стимул для непомерного и расточительного потребления. Поэтому в руках высшего слоя не аккумулировались большие капиталы, а постоянные войны препятствовали накоплению значительных сумм в государственной казне.
Реформы танзимата (первый и второй периоды)
Реформы 20—30-х годов мало изменили положение в государстве, и дальновидные политики турецкого султана хорошо понимали это. Одним из таких политиков, завоевавших доверие султана, был Мустафа Решид паша (1800—1858). Долгие годы он находился на дипломатической службе во Франции и Англии, работал министром иностранных дел. Под руководством М. Решида был разработан план новых реформ. Их целью было укрепление власти султана, прекращение национально-освободительного движения на Балканах и давления европейских держав на Турцию, реформация государственного устройства страны по образцу западных держав.
Xотя указ о реформах был подготовлен в годы правления султана Махмуда II, он вступил в действие при правлении его сына Абдулы Меджида. В ноябре 1839 г. перед летним дворцом султана Гюльхане народу торжественно объявили Священный указ — “Гюльхане хатт-и шериф”. Это послужило началом нового исторического периода в Турции реформаторской эпохи — танзимата — реорганизации. “Гюльхане хатт-и шериф” содержал три основные идеи обновления: обеспечение безопасности жизни и собственности каждого гражданина империи независимо от вероисповедания, правильное взимание налогов с граждан, сокращение сроков военной службы.
В связи с постоянным сопротивлением правящих кругов возможно было реализовать лишь часть мер. Были приняты кодексы о земле, уголовных и гражданских делах. После официального восхождения на престол правителем была дана клятва — не нарушать принятых законов. Была проведена денежная реформа, на заработную плату служащих наложены строгие ограничения. Были открыты средние школы, в пределах империи построены железные дороги и проведена связь. Появились первые промышленные предприятия.
Начавшаяся в 1853 г. Крымская война затормозила ход реформ. В первый период танзимата (1839—1853) осуществились реформы в административной отрасли, управлении государством, экономике и культуре. Однако они не повлияли на жизнь городской и сельской бедноты. В отношении иностранцев не было введено ограничений, в том числе и на право их вмешательства в государственные вопросы.
В середине XIX в. обострилась проблема под названием восточный вопрос, касающаяся судеб государств, превратившихся в колонии Османской империи. Россия, Франция, Англия развернули борьбу друг с другом за право владения ближневосточным рынком. Русский царь Николай I направил турецкому султану ультиматум, в котором требовал признания прав всех православных народов, находящихся в составе Османской империи. Это требование турецкий султан посчитал вмешательством во внутренние дела государства. Заручившись поддержкой Англии и Франции, он отказался удовлетворить требования России, вследствие чего в 1853 г. развязалась Русско-турецкая, или Крымская война. Рассчитывавшие на легкую победу в войне русские просчитались. С помощью англичан и французов турки разгромили русскую армию.
В 1856 г. в Париже был подписан договор между Россией и Турцией, согласно которому Россия отдала Турции Бессарабию. Россия согласилась “нейтрализовать” Черное море. В Сербии, Молдавии и Валахии сохранилась султанская власть. Одновременно Англия и Франция подписали особый договор, в котором подтверждалось сохранение целостности и независимости Османской империи в рамках Парижского трактата. Турция получила огромный кредит от этих стран, попав тем самым в их кабалу.
В 1856 г. правительство султана разрешило иностранцам приобретать в частную собственность земли и недвижимость. Это открыло путь для поступления в экономику империи большого количества иностранной валюты. Для претворения реформ в жизнь правительство султана было вынуждено несколько раз взять кредит у иностранных держав.
Во второй половине XIX в. в целях укрепления империи турецкое правительство пошло на уступки в отношении национальных движений. Были предоставлены равные права 40% жителей империи немусульманской веры: армянам, болгарам, грекам, румынам, сербам. В результате этой политики все народы, подчиненные султану, назывались теперь османами, и все они обладали равными правами.
В 1856 г. Абдул Меджид издал манифест, в котором впервые в истории Османской империи было провозглашено равенство всех граждан, равенство прав мусульман и немусульман перед законом. Государство узаконило право на существование немусульманских религиозных объединений. Система высшего образования перешла из мусульманского религиозного направления в светское русло. Xристиане получили разрешение служить в государственных учреждениях.
Реформы танзимата 1839—1870 гг. были направлены на обновление государства. Благодаря изменениям, произошедшим в стране, были предприняты меры, направленные на избавление от иностранной зависимости, выведение страны из кризиса, ослабление национальных движений. Реформаторство, передав право частного владения землей, открыло возможности для развития промышленности и торговли. Особую пользу это принесло горожанам. Городскими жителями Османской империи были в основном немусульманские народы — греки, армяне, евреи. Большинство турок проживало в сельской местности, поэтому в результате реформы налоги были увеличены. Введение частной собственности на землю лишило крестьян права передачи ее по наследству, потому что теперь земля принадлежала сипахам. Новый хозяин мог выгнать со своей земли осевших на ней крестьян.
До реформ танзимата немусульманские народности платили дополнительные налоги и не допускались к государственной службе. Уравнивание прав немусульман и турков вызвало у последних недовольство, так как они считали, что этим были попраны их многовековые традиции.
К группе приветствующих реформы относились торговцы, промышленники, получившие европейское образование служащие и военные. В 1865 г. было организовано тайное общество под названием “Новые османы”. Их руководителем стал молодой, но уже известный писатель Намык Кемаль. В 1876 г. это либеральное общество свергло с престола султана Абдула Азиза. К власти пришел султан Абдул Хамид II, который в декабре 1876 г. утвердил двухпалатный парламент и объявил основные права, обязанности и свободы граждан.
Конституция провозгласила государственным турецкий язык, государственной религией — ислам. Султан Абдул Хамид II понял, что строгое соблюдение конституционных прав по рукам и ногам связывало его, поэтому решил воспользоваться результатами Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Поражение Османской империи в этой войне султан использовал для борьбы с движением “Новые-османы” и для аннулирования Конституции. В январе 1878 г. он распустил парламент и объявил о своем единоличном правлении. Конституция продолжала существовать формально, на деле же ни одна ее статья не выполнялась.
Установление равноправия между мусульманами и немусульманами осталось фикцией. Правительство подавило национально-освободительные движения. В 1894 г. для подавления армянского выступления султан направил в восточный район Малой Азии карательный отряд. Каратели уничтожили жителей целой области, поэтому период правления султана Абдула Xамида II (1876—1908) называют “зулум” (“зло, угнетение, давление”). Деятельность “Новых османов”, стремившихся по-новому перестроить империю, осталась безрезультатной.
Движение “Новые османы” имело важное значение в истории Турции. Они добились развития просвещения в стране, препятствовали абсолютизации феодальной власти, угнетению страны иностранным капиталом, формированию политического сознания в турецком обществе. Вместе с тем “Новые османы” были далеки от истинных интересов народа. Выдвигая идею османизма, они предложили все население Османской империи считать единым народом, несмотря на вероисповедание, язык, национальность. Из-за этого нетурецкие национальности не поддержали это движение.
Танзиматские реформы в Османской империи, их итоги
Танзимат = «преобразования», «реформы». Принятое в литературе название преобразований с 1839 г. до 1870-х гг. Танзимат быль вызван кризисом Порты, возникшим в конце XVIII в., экономическим и политическим упадком страны, поражением в войнах, сепаратизмом феодалов, недовольством народных масс и их восстаниями. Вся ситуация породила стремление спасти империю от распада и гибели НЕ затрагивая основ системы.
Первые попытки преобразований – еще до танзимата. Попытки султана Селима III : низам‑и-джедид (1789-1807) (обновленное устройство) – укрепление центральной власти, прежде всего – создание регулярной обученной армии a ‑ la Европа. В к. 18 в. (1792‑93) он создает военные школы, приглашает фр инструкторов и т.д., но янычары ^ новых войск, а д/реформ нужны средства Þ налогов Þ восстаний Þ все свернули.
Затем – Махмуд II (1808-1839).
1826 г . – уничтожил янычарское и создал регулярное войско под рук‑вом египетских офицеров, янычары взбунтовались Þ их корпус ¯ , т-рь можно реорганизовать армию.
1830-е гг.: - реформы в разл сферах Þ уничтожение сипахийской системы (ленников, получавших от султана землю за службу), установление господства крупного частного феод землевладения. Администр. реформа: страну разделили на вилайеты (губернии) и санджаки (уезды), во главе – назначаемые чиновники. Госаппарат: созданы министерства, возобновляется функционирование посольств в Европе, туда же – молодежь д/обучения, светское образование. В Стамбуле – 1-я правит‑я газета с 1831 г.
Но кризис развивался – национально-освободительные революции балканских народов (независимость Греции, автономия Сербии, волнения курдов). Иностранный капитал сильнее проник в экономику курдов.
Поражение от Египта в 1839 г. – плевок в лицо Турции. Нац. унижение.
Танзимат . Некоторые члены 2 высших госсоветов (созд в 1838 г. из высшей бюрократии) понимают ограниченность преобразований Þ Мустафа Решид‑паша (был послом в Англии и Франции, потом – мин‑р ИД) занимается проектами новых реформ. Их цель: власть султана, чтобы ¯ нац-освободит движения и ослабить зависимость Порты от Европы. Работа закончена уже при новом султане Абдул‑Меджиде. Þ
1-й этап танзимата. (1839-1853)
Гюльханейский хатт‑и‑шериф 1839 г . – осн принципы реформ (чиновники мешали Þ реформы проводились непоследовательно):
а) обеспечение безопасности жизни, чести и имущества д/всех подданных империи невзирая на религиозную принадлежность Þ принято уголовное законодательство, создан коммерческий кодекс, учреждаются Государственный и провинциальные консультативные советы (меджлисы) из представителей мусульманской и немусульманской общины. Но прав у немусульманского населения не прибавилось.
б) правильное распределение и взимание налогов Þ отменены чрезвычайные налоги, барщина, упорядочено взимание подушного налога с немусульман – джизьи. Провалились попытки отменить откупную систему, организовать ряд металлообрабатывающих, текстильных, бумажных предприятий в Стамбуле, Измире, Бурсе, улучшить с/х и стабилизировать экономику ч/з создание госбанка и устойчивой денежной системы. Не было протекционистских действий. Отмена ильтизама (откупной системы).
в) упорядочение рекрутского набора и сокращение срока воинской службы. Введен обязательный д/всех мусульман рекрутский набор, срок службы уже не 15, а 5‑7 лет.
Попытка светское образование: создаются начальные и средние школы, педагогические и проч училища. Но университет открыть не смогли.
1-й этап танзимата – max эффективный. В теории эти меры д.б. способствовать буржуазному развитию страны. На практике же это были лишь частные изменения, не влияющие на собственно феодально‑абсолютистский строй.
1853 г .: начало Крымской войны Þ не до реформ. Парижский мир = зависимость Османской империи от Европы.
Поражение в Синопской бухте показало, как слаба Порта. Турция, благодаря Англии и Франции, одна из победительниц. Но крайне ослабла за войну. Обратилась за займами к английским и французским банкам.
2-й этап танзимата (1853-1856) - с издания указа (хатт‑и-хумаюна) от 18 февраля 1856 г., в к-м подтверждаются положения Гюльханейского хатт‑и‑шерифа об обеспечении б/опасности жизни, чести и имущества граждан б/различий религии и равенстве граждан перед законом б/различий религии и национальности; декларируется допуск немусульман к гос. и военной службе, равное налогообложение, постепенную отмену откупной системы, введение гос. банковской системы, улучшение путей сообщения. Почти все это осталось на бумаге, т.к. приходилось учитывать интересы европейских держав.
Иностранцы добились права пробретать землю в Турции.
1856 г .: открыт 1‑1 иностранный банк – Оттоманский; создан с участием англ, а затем фр. капитала. Стр‑во ж/д и осуществление морских перевозок – дело иностранцев. Осн вывод по танзиматским реформам: хотели как лучше, а получилось как всегда.
1858 г . – уголовный и земельный закон
1864 г . – закон о виллаетах (административно-территориальное деление)
1869 г . – гражданский кодекс.
Благоприятные условия для развития буржуазии, новой интеллигенции. Толчок к появлению «новых османов». Танзимат прекращает существование с «зулюмом» Абдул-Хамида II .
Первые административные и финансовые реформы под названием «но-вый порядок» были предприняты под впечатлением военных поражений на рубеже XVIII—XIX вв. Следующие шаги по пути преобразований были пред-приняты в разгар Греческого восстания и после Русско-турецкой войны 1828—1829 гг., которые принесли Османской империи новые неудачи. Но наиболее сильным импульсом для реформ стало поражение турок в борьбе со своим могущественным вассалом пашой Египта. Ситуацию осложняла растущая зависимость страны от внешней торговли, которая издавна велась на основе «капитуляций», то есть специальных соглашений, предоставляв-ших иностранным купцам широкие привилегии. Торговый договор, навязан-ный англичанами в 1838 г., и подобные соглашения с другими державами ещё шире открыли турецкие рынки для иностранных товаров.
3 ноября 1839 г., после начала второй войны с Египтом, падишах Абдул-Меджид (1839-1861) издал указ о реформах, открывший эпо-ху преобразований — танзимат-и-хайрийе («благодетельные ре-формы»).
Первый период (1839-1853 годы)
Было решено, говорилось в этом историческом документе, «посредством новых установлений доставить областям, состав-ляющим Османскую империю, выгоды хорошего управления. Ус-тановления эти должны особенно касаться трёх сторон: 1) обеспе-чения подданным нашим полной безопасности их жизни , чести и имущества; 2) правильности в распределении и взимании пода-тей; 3) равно правильности набора в военную службу и её продол-жительности». В Турции была проведена денежная реформа и при-нято новое торговое законодательство. Провозглашалось формаль-ное равенство прав немусульманского населения, но в реальности для решения национального вопроса, который имел огромное зна-чение для судеб страны, ничего не делалось. Мало что изменилось и в других сферах. Из всех обещанных преобразований только во-енные реформы были наиболее близки к осуществлению, хотя и в этой сфере сохранялись старые злоупотребления.
Второй период (1856-1876 годы)
Следующий этап преобразований был связан с Крымской вой-ной. Хотя формально Османская империя входила в число побе-дителей, в действительности война серьёзно потрясла её устои и усилила зависимость от западных держав. Под их давлением обе-щание продолжить реформы было закреплено в Парижском мир-ном договоре как международное обязательство Турции.
С февраля 1856 г. начался второй период танзимата. В новом указе Абдул-Меджида говорилось: «Полагая ныне возобновить и ещё более расши-рить новые установления, введённые с целью достигнуть порядка вещей, согласного с достоинством империи», что «должно быть для неё началом новой эры, я желаю увеличить её благосостояние и внутреннее благоденствие» и «упрочить средства к ежедневному возрастанию процветания моей империи». Падишах обещал «дать всем мирным подданным империи самое полное обеспечение их личности и имущества». «Всё, что вредит торговле и земледелию, будет уничтожено», говорилось далее, а «иностранцам будет дозво-лено владеть недвижимостью в моих государствах». Для достиже-ния поставленных целей предполагалось воспользоваться «наука-ми, искусствами и капиталами Европы». Материал с сайта
Благодаря займам, взятым во время Крымской войны, турецкое правительство попало в финансовую зависимость от западных дер-жав. Выплаты по займам поглощали большую часть государственно-го бюджета и неоднократно доводили Османское правительство до банкротства. В 1861-1862 гг. были заключены новые торговые договоры с державами, которые сделали турецкое производство беззащитным перед иностранной конкуренцией. Наплыв загранич-ных товаров подрывал традиционное ремесленное производство и сопровождался ростом цен. Основная отрасль экономики — сель-ское хозяйство — пришла в глубокий упадок; население страдало от постоянного голода. Сами реформаторы стали считать манифест 1856 г. разрушительным для Турции. С приходом к власти Абдул-Азиза (1862-1876 гг.) реформы приостановились. Несмотря на то, что в последующие годы предпринимались отдельные частичные преобразования, в целом политика танзимата провалилась и Ос-манская империя вступила в период общего кризиса.
§ 71. реформы в государственном и правовом строе османской империи в период танзимата
Предпосылки преобразований
Эпоха постепенного государственно-политического и военного упадка Османского государства, обозначившаяся с XVIII в. (см. § 45), завершилась к концу XVIII – началу XIX в. всесторонним государственным и политическим кризисом империи. Основными проявлениями кризиса стали фактическая неспособность государства противостоять внешнеполитическому и военному давлению европейских держав и России, территориальный распад империи, внутренняя военная и административная дезорганизация.
Владения Османского государства к началу XIX в. неуклонно сокращались. Значительные утраты на Балканах, в Трансильвании и на Кавказе были следствием русско-турецких войн второй половины XVIII в. В итоге франко-турецкой войны конца XVIII в. фактически отделился Египет под властью вполне самостоятельной династии пашей (хедивов) Мухаммеда Али (1805 г.), только номинально признававшая единство империи*. Политически обособились берберские княжества Аравии. Самыми чувствительными потерями империи было провозглашение независимости Греции в ходе революционно-освободительной войны, поддержанной крупнейшими европейскими державами (1829 г.), признание автономии Сербии (1830 г.), а также установление Францией протектората над Алжиром (1829 г.) – одной из богатейших частей османских владений.
* В правление Мухаммеда Али (1805-1849 гг.) в Египте были проведены масштабные государственные реформы, создана регулярная армия, сложилась централизованная администрация. С середине XIX в., сохраняя автономный статус (до провозглашения независимости в 1922 г.) в Османской империи, Египет превращался в конституционную монархию.
На протяжении второй половины XVIII – первой половины XIX в. Османская империя почти постоянно вела войны со средиземноморскими государствами, Австрией, Россией, Ираном, позднее с Египтом, которые неизменно оканчивались поражениями. Турецкая армия оказалась небоеспособной в условиях применения новой военной техники. Старая военно-ленная система не позволяла сформировать достаточно многочисленную и по-новому организованную армию. Значительным препятствием к военному усилению стала административная децентрализация, опиравшаяся на клановые и полуфеодальные привилегии местных правителей, по-особому влиявших на политику центрального правительства.
Еще одним фактором политической и, шире, социально-правовой модернизации Османского государства стало возраставшее давление европейских государств в интересах морской торговли, продвижения европейской коммерции далее на Восток, в перспективе – полуколониального подчинения империи. Модернизация наталкивалась в Османском государстве на резкое правовое неравенство мусульман и иноверческого населения (причем последнее в первой половине XIX в. стало составлять наиболее активную часть общества). Урегулирование отношений с Западом, в том числе в целях использования военного и технического опыта, стало для империи невозможным без государственной секуляризации, предполагавшей переосмысление отношений государственной политики и мусульманских догматов.
Первой попыткой реорганизации государственной системы стали реформы Селима III (1789-1807 гг.). Важнейшей было переустройство армии на началах нового порядка (низам-ы джедид). Создавалось новое постоянное войско с унифицированным вооружением на основе рекрутских наборов и государственным обеспечением; для этих целей создавалась особая казначейская касса. Перемены коснулись и военно-ленной системы: по новому закону (1792 г.) можно было отказываться от тимаров и, соответственно, от военной службы. Было усилено централизованное подчинение новых правителей провинций – вали – только султану, введен определенный срок их деятельности на местах.
После свержения Селима III в результате восстания, неудачной новой русско-турецкой войны и временной уступки консервативным кругам преобразования были продолжены. Главным шагом по пути военного и административного обновления стала ликвидация корпуса янычар (1826 г.), а вслед за разгромом последовавшего восстания гвардейцев, мусульманских фанатиков и столичных низов, роспуск мусульманского ордена дервишей-бекташи. Эти мероприятия были поддержаны шейх-уль-исламом, что дало власти мощное идеологическое обоснование проводимых преобразований. По принципам низам-ы джедида была вновь создана постоянная армия (в составе 8 полков) со сроком службы в 12 лет, ленное ополчение преобразовано в территориальную милицию (1834 г.). Началось регулярное военное обучение. Частичная модернизация армии позволила в итоге провести ликвидацию военно-ленной системы (1831-1839 гг.): земли были переданы в распоряжение государства, бывшие ленники переведены на выплаты из бюджета, на пенсии. В ходе административных преобразований (1834 г.) местное управление было унифицировано и сделано более дробным; новые паши (возглавлявшие пашалыки) располагали теперь только гражданской властью. В конце 1830-х гг. по европейскому образцу было преобразовано центральное правительство: великий визирь стал премьер-министром, появились несколько правительственных советов, система министерств.
Эти преобразования стали непосредственной предпосылкой широких реформ, проведенных в течение нескольких десятилетий (1840-1870-е гг.) на основе новой политической и правовой программы. Период обновления получил название танзимат («реформы», «преобразование»). Реформы проходили трудно, вызывали мощное сопротивление консервативных религиозных кругов, ортодоксов султанского двора. Поэтому исторически обозначились два этапа преобразований: 1) 1839-1850 гг., 2) 1856-1870 гг. Единство двум этапам придавало общее направление административной и правовой модернизации, придавшей Османскому государству новый политический облик.
Политические и правовые принципы реформ
Переход к целенаправленным и всесторонним государственным реформам стал возможным благодаря сосредоточению в османском правительстве группы европейски ориентированных государственных деятелей. Лидером нового курса выступил бывший посол империи во Франции, министр иностранных дел Мустафа Решид-паша (1800-1858 гг.). В специальных проектах на имя султана он обосновывал неразрывность желаемого уровня отношений с европейскими державами с важными для внутриполитического состояния преобразованиями. С восшествием на престол нового султана Абдул-Меджида программа Решид-паши получила одобрение высших правительственных советов Порты, а затем обнародована в виде государственного манифеста.
Принципы нового административного и правового уклада были провозглашены в Гюльханейском хатт-и-шерифе 3 ноября 1839 г. (манифесте). Это был первый документ правительственной политики, принципы которого подразумевали отказ от феодальных привилегий, гражданского неравенства и правового произвола. Объявление манифеста превратилось в Стамбуле в народный праздник, инициированный, правда, властями.
Упадок Османского государства был связан, говорилось в хатт-и-шерифе, с нарушением «божественных законов», а возможное обновление – с осуществлением новых законов, которые должны по-новому определить отношения властей и граждан в государстве. Впервые в мусульманско-восточной традиции, здесь была выражена идея гражданского равенства и обеспечения естественных прав человека. Важнейшими из естественных прав провозглашались безопасность жизни, охрана чести и достоинства, неприкосновенность и охрана имущества. Подразумевалось, что эти права касаются всех «без различия их вероисповеданий и национальной принадлежности». В обеспечение прав гарантировался правильный суд, с предварительным расследованием и процессуальными правами. Особо декларирована была свобода собственности: «Каждый будет владеть своим имуществом и распоряжаться им с полной свободой, не встречая ни с чьей стороны препятствий».
В конкретных предположениях преобразований манифест был скромнее. Предусматривалось запрещение конфискаций имущества, введение соразмерных налогов и ликвидация налоговых злоупотреблений (связанных с системой налоговых откупов – ильтезим), введение правильной военной организации (из регулярной армии и запаса, по прусскому образцу), ужесточение преследований взяточничества. Соблюдение принципов новой политики, опираясь на праведный суд, должно было, по декларации хатт-и-шерифа, обеспечить «цветущее состояние религии, правительств, народа и государства».
После первого этапа преобразований и некоторого застоя, связанного с Крымской войной 1853-1856 гг., реформы были продолжены. Принципы обновленного политического курса были заново провозглашены в особом султанском указе – хатт-и-хумаюне от 18 февраля 1856 г.
Важнейшим новшеством указа 1856 г. было провозглашение полного равенства мусульман и немусульман, включая политические, личные и имущественные права. Иностранцы получали право на недвижимость в империи, уравнивались в налоговом отношении (упразднялись особые налоги на немусульман). Немусульман можно было впредь принимать на государственную службу, однако они так же равно должны были подлежать воинской повинности. Указ вновь подтвердил основные положения хатт-и-ше-рифа 1839 г. об охране гражданских прав. В связи с этим была предусмотрена дальнейшая реорганизация юстиции, тюрем, полное упразднение следственных пыток. Судебная реформа предполагала и создание новых уголовного и коммерческого кодексов. В местных делах следовало провести реформу провинциальных советов, предоставить им свободу высказывания. Реорганизация государственного хозяйства предполагала создание банков, установление правильного бюджета, благоустройство путей сообщения.
Административные преобразования
Реформы эпохи танзимата не коснулись системы политической власти: султан по-прежнему сохранял за собой номинально всю полноту государственной власти. Секуляризация государственной организации, администрации, культуры даже усилии ее. Значение и влияние шейх-уль-исламов в XIX в. сократились, за ними остались только собственно духовное управление и духовно-культурные дела.
Центральная администрация была перестроена по общеевропейскому образцу. С 1839 г. великого визиря (садразама) стали именовать премьер-министром, хотя позднее прежний титул неоднократно возвращался. Подчиненные ему высшие должностные лица стали составлять Совет министров. Совет министров постепенно воспринял функции и аппарат терявшего с XVIII в. свой организационно-политический статус Дивана. С организацией правильных ведомств-министерств к Совету министров (меджлису) реально перешли полномочия высшего правительственного органа. Традиционно в его состав входили, помимо глав министерств, высшие военачальники, руководители особых дворцовых служб, шейх-уль-ислам. В силу традиции меджлис не имел самостоятельной исполнительной власти, и его решения подлежали одобрению султана. Назначались члены меджлиса также указами монарха по представлению великого визиря.
Министерства были учреждены в разное время, следуя назревшим потребностям управления той или другой отраслью. Первыми появились министерства внутренних дел (как бывшее ведомство великого визиря) и министерство иностранных дел (1836-1837 гг.). В связи с началом военных реформ обособились военное министерство и ведомство военно-морских дел. При этом верховное командование армией и флотом осталось за великим визирем, а реальные полномочия ведомств свелись к организации войсковых частей, их вооружению и содержанию. К концу танзимата насчитывалось уже свыше десятка новых министерств: финансов, торговли и земледелия, полиции, юстиции, просвещения, общественных работ, церковных имуществ-вакуфов и др. В системе центральных ведомств несомненно было влияние французского административного опыта начала XIX в. Однако внутренняя организация министерств, их взаимоотношения с высшим правительством – Портой остались традиционными.
Наиболее существенным новым элементом организации высшей правительственной власти было образование целого ряда правительственных советов – как общеимперского, так и специального значения. Одним из наиболее значимых и самым первым стал Высший совет юридических установлений (1838 г., реорганизован в 1840 г.). В него входили 10 высших сановников во главе с председателем. В задачу совета входило главным образом предварительное обсуждение законопроектов и султанских указов. Это был чисто гражданский и светский орган, поэтому влияния на военные дела он не имел. Согласно Уставу о совете 1840 г. обсужденные и одобренные советом проекты должны были почти автоматически получать одобрение султана, и после его указа и, при необходимости, фетвы шейх-уль-ислама становились законами. При реорганизации в 1840 г. на совет была также возложена обязанность высшего суда по государственным и крупным должностным преступлениям. Министры обязаны были отвечать на запросы членов совета.
На Высший совет танзимата (1853 г.) была специально возложена задача обсуждать и разрабатывать методы государственного преобразования – как путем разработки проектов, так и конкретных мероприятий исполнительной власти, включая подбор кадров. Он также полномочен был судить министров за злоупотребления должностью. До известной степени функции и полномочия Высшего совета танзимата переплетались с правами Совета юридических установлений (в такой двойственности отразилась и борьба придворных группировок). Поэтому в 1861 г. функции Совета юридических установлений были уточнены, и за ним главным образом остались законопроектные вопросы.
Военным законодательством и разработкой военной политики занимался Высший военный совет (1836 г.). Первоначально учрежденный лишь как совещательный орган при главнокомандующем – сераскире, позднее совет стал самостоятельным ведомством. Состоял он из 15 военных сановников, а также духовного и гражданского чиновников. Одной из важных его специальных задач было перенимание в османской армии европейских военных установлений, военного и технического опыта. С реорганизацией в 1863 г. на совет были возложены контролирующие обязанности в отношении военных кадров и финансов.
Кроме Высшего военного, было еще несколько специализированных советов практически при каждом министерстве: Совет артиллерийского интендантства. Совет народного просвещения, Совет публичных работ и др. Все они до известной степени были органами правительственного надзора за обычными ведомствами. В некоторые из них входили и представители европейских стран с совещательными голосами, для того чтобы активнее перенимался иностранный опыт. Неоднократно создавались и особые советы при великом визире для контроля за высшей правительственной деятельностью, но они были недолговечны.
Самым важным из административных советов стал Государственный совет (1868 г.). В него был преобразован Высший совет юридических установлений. При открытии султан даже декларировал связь нового учреждения с принципом «разделения властей» (правда, не ясно, какой властью наделялся совет). Состав и функции его были определены особыми уставами. Самым существенным в организационном принципе было участие представителей как мусульманских, так и немусульманских общин империи (в соотношении 28: 13). Президиум совета назначался султаном. В составе совета было создано 5 исполнительных отделов, руководивших соответствующими ведомствами (правда, без особого успеха). На совет были возложены также законопроектные, судебные и даже консультативные функции. В целом это была еще одна организационная структура, подотчетная премьер-министру. Но благодаря представителям общин, она как бы выражала и мнения о правительственной политике элиты местной администрации.
Местное управление также было реорганизовано и унифицировано. Устанавливалось дробное и единое административно-территориальное деление: вилайет – санджак – каза – нахийэ. Каждая из единиц возглавлялась чиновником с чисто гражданской властью – без финансовых и военных полномочий (наподобие французских префектов). Низшие сельские администраторы избирались населением, но вместе с тем подчинялись начальнику (мудиру) нахийэ. Основной единицей местного управления стали вилайеты (1864-1871 гг.). Возглавлял его вали, назначаемый султаном. Вали был главой всех административных учреждений, управлял полицией, приводил в действие судебные решения (но не имел собственной судебной власти). В вилайетской управе были отделы, представлявшие практически все центральные ведомства, даже иностранный. Сходную организацию имели и управы нижестоящих административных округов.
На всех уровнях управления создавались органы представительства местного населения – советы (меджлисы). Главной их задачей было привлечь к обсуждению дел управления немусульманское население (и тем выполнить требования европейских держав по Парижскому трактату 1856 г.). В вилайетах создавалось по два меджлиса: один – общедепартаментский, второй – как бы муниципалитет вилайетского города. Правами представительства в советах обладали только собственники, причем с большим числом других цензов. Меджлисы разных типов обладали совещательными правами, а также контролировали дела благоустройства на местном уровне.
Военные реформы
Намеченные в 1830-е гг. военные преобразования (нацеленные главным образом на создание значительной по размерам регулярной армии и обученного резерва, как это вызывалось потребностями общемирового уровня военной организации и военного дела) долгое время наталкивались на нехватку офицерских кадров и несовершенство мобилизационной системы. Последнюю невозможно было модернизировать без реформ местного управления и без реорганизации налоговой системы.
Первые преобразования в новом духе (следуя Гюльханейскому хатт-и-шерифу 1839 г.) были проведены в 1843 г. Отменялась пожизненная служба рекрутов. Срок действительной службы устанавливался в 5 лет. После отбытия действительной службы рекруты отправлялись в свои районы, где, оставаясь еще 7 лет в резерве, проходили ежегодное военное обучение – переподготовку по типу милиционной службы. Кроме основной армии (примерно в 280 тыс. чел., включая резерв), к середине XIX в. Османская империя располагала почти таким же количеством иррегулярных и вспомогательных войск, набиравшихся по жребию из населения нетурецких провинций. Служить в основной армии немусульманскому населению не разрешалось. Впрочем, в большинстве христианские подданные предпочитали откупаться от всех видов повинности, внося особый налог-выкуп, введенный в 1855 г. вместо древнего хараджа.
После уроков Крымской войны правительство распространило военную обязанность и на немусульманское население, с тем чтобы сделать имперскую армию более многочисленной. Общему увеличению численности армии способствовали и новые принципы прохождения службы.
По новому закону (1869 г.), она стала более длительной и иначе организованной. Общий срок службы устанавливался в 20 лет, в том числе 4-5 лет (для разных видов войск) – в регулярной армии, 2 года – в особом активном запасе и по 6-8 лет в разных видах резерва и милиционной охраны. Реформа позволила довести численность армии до 700 тыс. чел. Помимо сухопутной армии, реорганизован был и военный флот, также основанный на регулярной службе. К концу XIX в. турецкий флот по своей боевой силе занимал третье место среди европейских государств.
Судебно-правовые реформы
Основным направлением модернизаций юстиции и права в период танзимата стало постепенное вытеснение шариатских судов и права из сферы юстиции. Организация новых светских судебных учреждений была взаимосвязана с обновлением и кодификацией права на новых принципах, провозглашенных основополагающими для политики таизимата актами. Восстановление новой юстиции было тем более легким, что фактически она создавалась путем наделения судебными правами разного рода административных инстанций, что было традиционно для исторического собственного османского судоустройства.
С изданием Уголовного кодекса 1840 г. в столице, а затем в некоторых провинциях были сформированы особые уголовные суды под председательством вали; членами их назначались представители провинциальных собраний. Новые суды главным образом должны были разбирать дела иностранных поданных, дела смешанной юрисдикции, дела немусульман, и поэтому право шариата здесь не применялось. Для решения торговых и финансовых споров с участием иностранцев стали создаваться смешанные коммерческие суды (1840-1847 гг.). Вначале они действовали при министерстве торговли, затем – при местных властях. В их составе было по 7-10 выборных от иностранных купеческих общин и столько же от турок. Иностранцы и немусульмане в этих судах оказались в значительно более благоприятном положении. Практика смешанных судов была распространена (в 1847-1854 гг.) и на уголовное судопроизводство. Единственным контролером новой юстиции стала исключительно светская власть.
В 1865 г. на всех уровнях местных округов были учреждены особые гражданские и уголовные суды, в которых предписывалось на равных основаниях разбирать дела и мусульман и немусульман (в нахийэ – мировой суд, в вилайете – гражданская и уголовная кассационные палаты). Согласно специальному указу 1875 г., помимо профессиональных судей в состав судов всех уровней включались «выборные» от мусульман и немусульман (фактически назначавшиеся из местных активистов). За шариатскими судами сохранялось только право на разбор бракоразводных и наследственных дел.
В связи с реорганизацией Высшего совета юридических установлений в Государственный совет создан (1868 г.) Верховный суд, воспринявший судебные права первого. Он стал высшей судебной инстанцией для всех безусловно судов империи, позднее разделившись на 2 специализированных – Кассационный и Апелляционный – суда. В этих реорганизациях в значительной мере сказался французский опыт.
Модернизация права в наибольшей степени коснулась уголовных законов. Одним из первых был составлен новый для империи Уголовный кодекс 1840 г. Впервые в нем декларировалось равенство всех перед законом, гарантировалось правильное судебное разбирательство, вводились жесткие запреты на произвольные расправы со стороны должностных лиц. Все тяжкие уголовные процессы (где могла быть назначена смертная казнь) должны были идти под особым контролем общинных властей или шейх-уль-ислама. Довольно скоро кодекс был дополнен и переработан. Новое Уголовное уложение 1858 г. значительно более последовательно воплотило правовые принципы танзимата. Значительное влияние на общие принципы уложения, на систематизацию преступлений оказал французский Уголовный кодекс 1810 г. В Уложении были твердо проведены начала законности и формального гражданского равенства. Неизмеримо большими гарантиями были обставлены частные имущественные права. Классификация преступлений и система наказаний строились по французскому образцу: 1) преступления карались тяжкими наказаниями – смертной казнью, каторгой, заключением в крепость, ссылкой, лишением прав, 2) проступки – арестом (до нескольких месяцев), штрафами, должностными наказаниями; 3) полицейские нарушения – арестом от 1 до 7 дней, небольшими штрафами. Вместе с тем в ряде случаев сохранились наказания традиционного права: выплата родственникам за убийство, право на месть. В случае тяжких преступлений к обвиненным также применялись позорящие наказания (выставление у столба). По отдельным преступлениям допускалось и применение болезненных телесных наказаний (битье палками). Значительное число правоположений УК было направлено на пресечений взяточничества (соответственно провозглашенным целям политики танзимата). Причем в отличие от традиционного права (где каралось только получение взятки) в новом уложении наказание равно касалось и взяткодателей, и посредников.
Значительные новшества, связанные с проводившейся правительством земельной реформой, были закреплены в Земельном кодексе 1858 г. (едва ли не первом памятнике такого рода в то время вообще). Реформа проводилась с 1845 г. и в главном была связана, во-первых, с созданием единого государственного фонда земель и ликвидацией разного рода ленных прав, во-вторых – с установлением полноценного права частной собственности за светскими владельцами.
Согласно Земельному кодексу, земли разделялись на 5 категорий: частная собственность (мюльк), государственная собственность на хозяйственно используемые земли (мирийе), собственность духовных объединений (вакуфы), земли общего пользования и земли заброшенные. Номинально собственником двух последних считалось государство, но владение ими было обставлено разными ограничениями. Основная часть вакфов не подлежала светским законам и регулировалась шариатом. Права индивидуального владения государственными землями были регламентированы: без разрешения чиновников земельных ведомств нельзя было ее застраивать, засаживать деревьями, виноградниками и т. п. Частные земли (мюльк) могли свободно продаваться, дариться; запрещалась продажа земель за долги. Еще законами 1847 г. было значительно расширено право наследования мюльков: теперь и женщинам были предоставлены равные с мужчинами наследственные права; а по характеру распоряжения мюльки были практически приравнены к движимому имуществу.
На втором этапе реформ танзимата была сделана попытка создать и новое гражданское уложение. Однако систематизировано было только обязательственное право, свод которого был обнародован в 1869-1876 гг. под наименованием Гражданского кодекса. В кодексе (в 16. кн.) было кодифицировано в основном традиционное мусульманское право в отношении сделок. Многие институты, присущие новым финансовым и торговым отношениям, в ГК развития не получили. Поэтому несравненно большее значение, в том числе в правоотношениях с участием иностранцев, имел Коммерческий кодекс 1848 г., построенный по французскому образцу 1807 г.
Несмотря на ограниченные во многих отношениях результаты, кодификация турецкого права в эпоху танзимата имела большое значение именно для общей государственной модернизации: она закрепляла секуляризацию юстиции, практически вытесняла религиозное право (возобладавшее было в Османской империи в XVII-XVIII вв.) из многих сфер регулирования правовых отношений. Только брачно-семейное право и наследственное по-прежнему оставались вполне под влиянием шариата (до отмены шариатских законов в 1920 г.).
Реформы танзимата в значительной степени имели те же исторические источники и политический смысл, что и преобразования «просвещенного абсолютизма» в Европе. Однако то, что они пришлись на период безусловного возобладания стремлений конституционализма, предопределило политическую эволюцию реформ в направлении конституционной монархии. Важную роль здесь сыграло и политическое давление европейских государств, особенно в условиях очередного балканского кризиса и последовавшей затем войны империи с Россией.
Конституция 1876 года
Носителем новых конституционных идей в государственной политике стало движение «новых османов», возникшее в 1865 г. первоначально в виде тайного общества. Вокруг движения сосредоточились политические силы, социально выигравшие от модернизации танзимата. Особенностью политической программы стала идеология османизма, под знаменем которого должны были объединиться все подданные султана независимо от вероисповедания. «Новые османы» пользовались поддержкой в правительственных кругах, в том числе великого визиря Мидхат-паши. Он, в частности, считал, что конституционная османская монархия лучше сможет противостоять Российской империи, опираясь на поддержку европейских держав.
В мае 1876 г. во время внутриполитического кризиса и народных выступлений в империи прежний монарх был низложен. Новый султан Абдул-Хамид гарантировал издание конституции.
Разработанная при активном участии Мидхат-паши конституция (обнародована 23 декабря 1876 г.) провозглашала Османскую империю конституционной монархией. За подданными султана конституционно признавались неотъемлемые гражданские права независимо от вероисповедания и национальности – на личную свободу, собственность, право заниматься любой промышленной деятельностью согласно законам, свободу печати, право на занятие любых административных должностей. Создавался двухпалатный парламент. Однако члены верхней – Сената – назначались султаном пожизненно, а избирательное право во вторую было ограничено имущественным и другими цензами. Хотя законодательная власть была уступлена парламенту, за султаном сохранялись значительные полномочия: назначение правительства, право роспуска парламента в случае законопроектных разногласий с правительством, право объявлять военное положение, ограничивать гражданские права и свободы, включая право произвольной выселки из страны «вредных для безопасности» подданных. За султаном сохранялись все внешнеполитические прерогативы, он утверждал и обнародовал принятые палатами законы. Личность и власть султана по-прежнему оставались в сфере религиозно-священных законов, султан сохранял права и власть халифа.
Существование османской конституционной монархии оказалось недолговечным. Хотя парламент был созван в начале 1877 г., его первые акции вызвали всплеск клерикально-дворцовой оппозиции. Новый парламент, избранный в июне 1877 г., также не нашел взаимопонимания с султанским двором, сохранившим всю полноту правительственной власти. По обвинению в заговоре были репрессированы многие из «новых османов», включая Мидхат-пашу. Само движение конституционализма с исключительно националистическими оттенками стало испытывать кризис. В феврале 1878 г. новый парламент был окончательно распущен, и Конституция 1876 г. прекратила свое действие. В Османской империи, постепенно подпадавшей под все большее финансовое давление европейских держав, установился вновь режим неограниченной монархии и политической диктатуры.