Священные звери китая. Пять священных животных древнего китая
Мифы, религии, исторические предания Китая. Еще с V в. до н.э. в Китае начинает свой путь конфуцианство, в I веке н.э. приходит буддизм, приносит свои представления и мифы. Тогда же в Китае начинает распространяться даосизм. В первые столетия н.э. древняя мифология была окончательно вытеснена назидательно-исторической традицией этих учений и религий. В результате появилось около 500-600 божеств, официальных и народных. Особую группу среди них составляли божества природы, в представлениях о которых отчасти вошли древние мифы. Но чаще всего персонажи первобытных мифов получали новую жизнь добродетельных или плохих царей, сановников, ученых магов.
А сами мифы не были записаны целиком, не получили продолжения в каких-либо циклах сказаний, как у других народов. Мифические мотивы были вытеснены на дальний план традиции и остались больше всего в фольклоре.
Из письменных источников, где сохранились следы мифов, следует назвать «Книгу гор и морей», где есть сведения о мифических горах и существах, и поэму «Вопросы и ответы», которая содержит перечень вопросов, касающихся разных персонажей древних мифов.
Поклонение Небу, Солнцу, Луне, Земле. Главным объектом императорского культа стало Небо. Оно мыслилось как божество, которое карало за проступки и награждало за добрые дела. Глашатаем воли Неба объявлялся народ. В крупных городах строились алтари Неба. Их форма всегда должна была быть круглой, а храмы, находиться в южной части императорского города-усадьбы. Эти храмы обязательно покрывались черепицей цвета небесной лазури. Такого же цвета должны были шить одежду сановникам, участвовавшим в поклонении Небу. К храму вела лестница с девятью ступенями. Формы остальных алтарей должны были быть квадратными, и размещаться в других строго определенных сторонах от дворца.
Солнцу приносили жертвы в день весеннего равноденствия, его храм и алтарь были красными, такого же цвета была одежда участников жертвоприношения, и украшалась она кораллами. Луне поклонялись на алтаре из белых камней, и делали это в одеяниях «лунно-белого» цвета, украшенных бирюзой.
Парадные одежды императоров украшались изображениями солнца и луны. На императорском халате светлый солнечный диск украшал правое плечо, темный лунный диск - левое.
Поклонение Небу и Земле входило издавна и в свадебный ритуал. Молодые в доме жениха начинали праздник у семейного алтаря, где по очереди отвешивали поклоны духам Неба и Земли, Солнцу и Луне. Эта традиция в деревнях существует и до сих пор. Обряд поклонения Небу и Земле, а также предкам жениха считается официальным уведомлением о состоявшемся браке.
Мифологические существа (животные) в поверьях. Китайцы сохранили и даже дополнили мифологические представления о разных фантастических существах и особых свойствах многих реальных животных.
Дракон. Главный «герой» мифологии - дракон. Он и доныне остается олицетворением водной стихии. Считается, что в виде личинки он зимует в замерзших водах. А весной взмывает в небеса, и его дыхание проливается оттуда обильным дождем.
Его доныне представляют и изображают как существо фантастическое: он имеет тело змеи, которое покрыто золотистой чешуей карпа. По поверьям, 117 драконьих чешуй обладают благой силой, а 36 способны причинить вред. Брюхо у дракона лягушечье. Он имеет тигриные с четырьмя или пятью когтями лапы и волосатый хвост. Еще диковинней выглядит голова дракона: у него уши коровы, глаза зайца, усы и длинная борода. В бороде скрыта «волшебная жемчужина» - символ солнечного сияния. Дракон любит драгоценные камни и не любит железо.
Драконы прочно вошли в китайскую символику. Так, два дракона, возносящийся и низвергающийся, которые борются между собой за «огненную жемчужину», олицетворяют императорскую власть. По преданию первые цари мира обладали парой драконов, на которых они могли возноситься на небо. Парадные одежды императоров также украшались вышивками, изображавшими драконов.
Фигурки драконов находят в раскопках, относящихся к древних китайских царствах 1 тысячелетия до н.э.
Единорог. Согласно поверью, именно единорог принес на своей спине и передал основателю цивилизации и культуры Фуси знаки, от которых произошли письмена. Сам единорог имеет тело оленя, конские копыта, хвост быка и большой рог, растущий из лба. Его голос сильный и красивый напоминает колокольный звон. Питается единорог только сухой травой, отличается очень нежным нравом, и его невозможно поймать. Он появляется пред людьми только во времена всеобщего счастья и благоденствия. В последний раз единорога видели незадолго до смерти древнего мудреца VI-V вв. до н.э. Конфуция, и он сетовал, что явление чудесного зверя было напрасным, потому что добрые нравы древности не удастся воскресить.
Птица фэнхуан. Как и единорог, она показывается людям только во времена великого умиротворения. Питается семенами бамбука. Думают, что у нее зоб ласточки, клюв цыпленка, шея змеи и хвост рыбы. Ее оперение очень красиво, в нем пять счастливых цветов - белый, красный, желтый, голубой, черный. Она считалась в средние века эмблемой императрицы.
Черепаха. Как помним, черепаха была важным персонажем древних китайских мифов, связанных с созданием мира. Изображение сплетенных черепах издавна символизировало сотворение мира. Она превратилась в символ долголетия, силы и выносливости. Ее изваяние часто служило основанием для каменных стел-памятников на могилах.
До сих пор бытует уходящее в миф объяснение того, почему у черепахи такой необычный панцырь: мудрая черепаха помогла Фуси догнть убегавшую от него Нюйву, за что та разбила панцирь черепахе. Фуси вновь пришлось собирать его из отдельных кусков.
Рыбы в Китае до сих пор символизируют изобилие и согласие. А птицы - свободу и радость.
Мифологические персонажи в рельефах, росписях, на лубочных рисунках. Больше всего темы и герои мифологических сказаний представлены именно в художественном творчестве китайцев. Их можно обнаружить на древних глиняных и бронзовых сосудах, которые использовались в ритуалах жертвоприношений богам.
В древности по обоим сторонам дороги, которая вела к гробнице знатного человека, могли стоять каменные изваяния мифических животных. В первые века нашей эры фигурами Фуси в паре с Нюйвой стали украшать рельефы могильных сооружений. Они представлены там в виде пары сходных существ с туловищами человека и переплетенными змеиными (драконьими) хвостами, что символизирует супружество.
Фигурки мифических существ устанавливали (и до сих пор это делают) на коньках и карнизах крыш домов. А на юге Китая дома одного клана или фамилии образуют сплошные концентрические круги, напоминающие свернувшегося дракона.
Использовали вещи и украшения с мифологической тематикой и на свадьбах. Скажем, семьи жениха и невесты выдавали друг другу брачные поручительства, которые писались на листках счастливого красного цвета, украшенных изображениями дракона и волшебной птицы. В особых красных коробках высылались подарки. Обычно лицо невесты скрывала вуаль из красного шелка с изображением дракона, чтобы уберечь новобрачную от дурного глаза. Переезжала невеста в дом жениха в особом красном паланкине. Так, в одной из провинций сохранился свадебный паланкин. Его украсили деревянной резьбой с изображением 20 пар волшебных птиц-фениксов, 36 драконов, 54 журавлей (символов долголетия), 250 других мифологических персонажей.
Фигурками мифических персонажей расшивали шелковые одежды. В Китае с древности до наших дней каждую девочку обучают искусству вышивания по шелку.
Мифологические драгоценные камни. Из всех драгоценных и полудрагоценных камней китайские мастера до сих пор отдают предпочтение яшме - воплощению творческой силы Неба и всех человеческих добродетелей. В глубокой древности яшму считали столь священной, что ограничивались минимальной обработкой камня, придавая ему круглую (символ Неба) или квадратную (символ Земли) форму. Такие яшмовые диски и пластины использовались в религиозных церемониях. Кусочек яшмы в виде цикады вкладывали в рот покойнику, поскольку цикада, оживающая после зимней спячки, была для древних китайцев олицетворением вечной жизни. Кроме того, одежду покойного скрепляли яшмовыми застежками в виде драконов или рыб.
Яшмовая печать была обязательной принадлежностью китайского императора и его сановников. До сих пор личная печать остается обязательной принадлежностью каждого китайца. Ныне их делают из яшмы для любого человека. Но по-прежнему они украшаются фигурками мифических зверей или божеств.
В свое время только император мог пользоваться предметами из белой яшмы, или «яшмы как бараний жир» - самой красивой и ценной. От средних веков сохранился рассказ о том, как один император приобрел кусок белой яшмы, в котором увидел фигуру дракона, борющегося с двумя псами. Он позвал мастера, а тот заявил, что ему видится образ карпа, плавающего в зеленых водах Небесного дворца. Через некоторое время мастер поднес императору готовое изделие, и оказалось, что опилки, оставшиеся от обработки этого куска, едва покрывают тонким слоем одну монету.
Из яшмы с древности делают фигурки мифических существ, животных - драконов, птиц, черепах, единорогов, пары рыбок. И ныне китайцы хранят любовь к этому камню. А если человека сравнивают с яшмой, значит, видят в нем большого ученого и мудреца.
Современные народные представления о мифологических персонажах. Изустно некоторые мифы бытуют среди населения китайских провинций и ныне. Так, специалисты в экспедиции записали предание о Фуси и Нюйве. Они превратились в мифах в брата и сестру, которые спаслись от потопа, затем вступили в брак, чтобы возродить погибшее человечество. Думают, что Нюйва породила ровно сто бесформенных комочков плоти, от которых пошел человеческий род, именуемый по-китайски «сто фамилий».
Кроме того, считается, что Фуси впервые изобрел музыкальный инструмент сэ, или лютню. У инструмента была квадратная нижняя часть, символизирующая Землю, и округлый верх - символ Неба. Цитра имела пять струн, символизировавших пять мировых стихий, большую голову, символизировавшую правителя, и тонкую шею - народ. Звук больших струн обозначал голос правителя, а малых - глас народа. Прекрасная музыка могла родиться, если большие и малые струны находились в полной гармонии.
Музыкальные приемы до сих пор носят названия, напоминающие о мифологических существах: «дракон парит в небесах», «черепаха выходит из воды».
Наконец, тот же Фуси изобрел кулинарное искусство в Китае. И в названиях некоторых из 5000 блюд можно услышать отголоски мифов. Например, «Борьба дракона с тигром» приготовляется из ядовитых змей трех видов, дикой кошки и множества пряностей.
Мифологические сюжеты в литературе. Древние мифы не нашли большого отражения в китайской литературе. Их темы встречаются лишь в отдельных небольших поэмах эпохи средневековья, а также в «Сказании о начале мира», возникшем в ХУI в., где есть сюжеты о Паньгу и Нюйве.
Самым замечательным примером современного использования подобных сюжетов является сочинение Лу Синя «Старые истории в новом изложении». Автор перелагает в них историю Небесного стрелка И и его жены Чанъэ, повествование об усмирителе потопа Юе и другие.
Итак, мифы в Китае продолжают жить больше всего в народных представлениях, обрядах и традициях. Они показывают вековое уважение китайцев к древним истокам собственной истории и культуры.
Пять священных животных древнего Китая Дракон С древних времён драконы в китайской культуре символизируют уровни иерархии царствующих особ. Легенда гласит, что у Дракона девять сыновей: старший сын Цю Ню увлекается музыкой, второй сын Яй Цзы любит убивать, третий сын Чао Фен любит риск, четвёртый сын Ба Ся способен нести тяжкое бремя, пятый сын Би Хан любит судебные процессы и правосудие, шестой сын Чи Вэнь любит уничтожать, седьмой сын Тао Те - обжора, восьмой сын Цзинь Ни любит фейерверки и девятый сын Пу Лао любит звон и эхо. Четвёртый сын имеет внешность черепахи с головой дракона, и люди называют его дракон-черепаха. Богиня Нюй Ва когда-то поддержала рушившееся небо с помощью Ба Ся. Как дракон, несущий тяжкое бремя, он защищает людей от бедствий и несчастий, охраняет жильё, приносит счастье в дом, благословляет людей на удачу и счастье. Дракон связан с мужским началом и является у китайцев наиболее священным существом. Он также символизирует энергию, силу, мастерство и изобилие. Феникс Феникс означает «Король птиц» - это самая известная священная птица древнего Китая. Курица в китайском гороскопе, состоящем из 12 животных, это, на самом деле, Феникс. Первоначально Феникс, также известный как Птица-Солнце или Огненный Феникс, олицетворял мужское начало, а Дракон был связан с женским, символизирующим водные существа. Однако император Лю Бан династии Хань утверждал, что он перевоплотился из белого дракона. Поскольку император является Сыном Неба, то Дракон и Феникс поменялись ролями, и ассоциация с женским полом поменялась на мужской. Затем Феникс усвоил женские особенности и стал символом императрицы. На протяжении нескольких тысяч лет Феникс символизирует красоту, счастье, доброту, спокойствие, силу, природу, а также, следуя Божьей воле, выступает за развитие гуманитарных наук, которые ведут к миру и ясности. Иногда Феникс используется в качестве метафоры для выражения преданной любви между мужем и женой, или людей, которые благословенны счастливым браком. Черепаха Китайцы были глубоко убеждены, что из-за сложных узоров и линий на панцире Черепаха хранит многие тайны неба и земли. Таким образом, Черепаха стала символом таинственности и богатства национальной культуры. Она также символизирует долгую жизнь. Обычно люди используют метафору «возраст черепахи» или «возраст журавля», когда говорят о долголетии. С давних времён люди с почтением относились к Черепахе, она стала пророком, духовным существом. Если в доме поставить нефритовую статуэтку черепахи, она сможет приводить в равновесие Инь и Ян, регулировать магнитные поля и действовать, как магнит удачи. Черепаха из нефрита может также служить для охраны дома, чтобы обеспечить его безопасность и благополучие. Ци-Линь Самцов называют Ци, а самок Линь. Ци Линь выглядит очень необычно: голова дракона, рога оленя, копыта лошади, хвост быка, лоб волка и тело, покрытое разноцветной чешуйчатой кожей. Легенда гласит, что любой Ци Линь может принести удачу. В традиционной китайской культуре это благоприятный знак, который показывает, что «Ци Линь вступает в цветущий возраст». Люди верят, что Ци Линь считается священным существом, которое может уберечь от бед, развеять зло, охранять дом и приносить удачу, а также помогать в продвижении по службе. Статуэтки Ци Линь дарят в знак признательности, дружбы, благословения, а также, когда хотят показать силу и компетентность. Пи Сю Пи Сю - существо из китайской мифологии. Также его называют Би Се, что означает «отвести зло», Пи Сю охраняет северную часть Китая. Есть несколько разновидностей этого зверя. Животное с одним рогом называется Тянь Лу, а зверь с двумя рогами известен как Би Се. У него есть маленькие крылья, вьющийся хвост, грива и бородка. Считается, что Пи Сю священное животное, потому что чем больше он открывает пасть, тем больше ты получишь денег. Чем больше становится его живот, тем больше денег в нём содержится. Людям нравится Пи Сю, поскольку у него необычный рот, символизирующий сохранность денег. Люди стремятся быть похожими на Пи Сю, не тратить много денег, не быть расточительными, стремятся к успешности. Считается, что Пи Сю интересуется обменом иностранных валют, акциями, финансами, лошадиными скачками, фьючерсами и другими видами денежных каналов, которые регулируются удачей. Следовательно, работая в сфере бизнеса, люди ставят статуэтки Пи Сю в офисе компании или на рабочем месте. Тем не менее, Пи Сю не работает для тех, кто нарушает закон или совершает преступления, так как он является духовным существом.
Самым известным культовым животным Китая является дракон, который внешне не отличается от своего европейского сородича: он также напоминает гигантскую крылатую ящерицу, обладающую огромной силой. Однако если в мифах европейцев и индийцев дракон - воплощение зла, страшного хтонического мира, а сражение с ним - главное испытание, которое проходят все истинные боги и герои от Аполлона и Сигурда до Святого Георгия, то у китайцев дракон воплощает, прежде всего, стихию воды. Драконы формировали дождевые облака, которые приносили столь необходимые для посевов дожди, многочисленные божества рек и озер тоже представлялись в виде этого животного. В древности, чтобы сдержать ярость рек, их владыкам приносили многочисленные жертвы, в том числе и человеческие. У драконов есть свой царь Лун-ван, который однажды заболел и был вылечен знаменитым целителем (ему за чешую на пояснице заползла сколопедра, которую удалил врач, а затем смазал поврежденную рану мазью). В благодарность за исцеление царь драконов обещал посылать людям по их просьбе хорошую погоду и полное благополучие, поэтому каждый год в этот день (День исцеления) в Китае исполняется танец дракона. Дракон символизирует не только силу и мощь, но и счастье, благополучие и императорскую власть. Дракон - знак правителя. Его изображение в качестве геральдической эмблемы встречалось только на знаменах самых знатных родов. Императоры и великие герои могли даже повелевать драконами: так Хуан-ди побеждает врагов с их помощью, а усмирителю потопа Юю дракон своим хвостом намечает расположение каналов. В Китае существовал культ царя драконов Лун-вана, ему строились храмы, его заступничества просили все, кто зависим от стихии воды: моряки, рыбаки, земледельцы, водоносы. Другой знаменитый дракон Чжулун - Дракон со Свечой с горы Чжуншань - в одном из космогонических мифов называется создателем Вселенной, но особо подчеркивается, что он - разгоняющий мрак. Итак, китайский дракон - символ вечно движущейся и эволюционирующей природы, которая не враждебна человеку, но требует особого отношения и понимания.
Другим популярным мифологическим существом Китая является феникс (китайское название «фенхуан») - царь птиц. Согласно одному из описаний, он напоминает египетского сфинкса: у него шея змеи, хвост рыбы, окраска дракона, туловище черепахи, горло ласточки и петушиный клюв, но другие же представляют его лебедем со спиной единорога. Однако чаще всего загадочный феникс походит на царскую птицу - павлина. Первоначально чудесная птица была олицетворением божества ветра, затем - восходящего солнца. Появление ее считалось знаком наступления мира и процветания. Феникс - символ императрицы-государыни, связанный со светлым началом янь.
Но, несомненно, самым загадочным животным был единорог (цилинь). Его изображали лошадью или быком с единственным рогом в центре лба. Согласно китайским представлениям, он являлся людям лишь раз в несколько столетий, символизировал процветание и возвещал о рождении великого мудреца. Легенда гласит, что он появился незадолго до рождения Конфуция. Часто единорога изображали с младенцем на спине.
Культ великой черепахи связан с представлениями о долголетии, силе и выносливости. Ее панцирь был надежным материалом для гадания, т.е. для общения с сверхъестественным миром. Каменные изваяния черепах можно было встретить у берегов рек, поскольку они почитались как покровители дамб.
Царем зверей в Китае считался тигр. Его почитали как укротителя демонов, поэтому все маги - покорители злодеев - изображались сидящими на тигре. Его клыки и когти, обрамленные в серебро, служили ценными амулетами, сберегающими здоровье, а многих богов сопровождали эти могучие животные. Тигр в Китае не воплощение злобы и коварства (европейское представление об этом хищнике, доставшееся в наследство от Киплинга), но олицетворение силы природы, достойное подражания и восхищения, но, что самое удивительное, прекрасно сосуществующее с человеком.
Культ кота, этого прирученного домашнего тигра, был очень распространен. Он, как и его дикий собрат, отгонял демонов, поэтому потеря кота считалась огромным несчастьем. Кроме того, главным врагом шелководства были крысы, а кот как гроза коварных грызунов стал покровителем этого национального ремесла. Видящий в темноте кот был, по мнению китайцев, связан с потусторонним миром; сохранилась даже легенда о возможности перерождения человека после смерти в кота для отмщения своим врагам.
Петух стал объектом почитания как символ солнца, глашатай прихода дня, Нового года (изображение красного петуха на щите выставлялось перед домом в канун Нового года), защитник от огня и пожара. Как и тигр с котом, петух - гроза демонов, живого петуха или хотя бы его изображения часто дарят во время брачной церемонии.
Главным враждебным существом животного мира в Китае была лиса. Лиса - царь демонов, она может явиться человеку в любом облике, посулив многое и, конечно, обманув, она его погубит. Главные свойства лисы коварство и умение перевоплощаться: в возрасте 50 лет - в женщину, в 500лет - в прекрасную девушку, в 1000 лет - в небесного лиса, бессмертного существа, владеющего всеми тайнами мира. Любая встреча с лисой плохо заканчивается для человека, поэтому существовало множество амулетов, призванных охранить от влияния злого демона. Проделкам лис, влиянием лисьих чар на человека посвящена в Китае специальная литература, возглавляемая «лисьим эпосом» Ляо Чжая. Отчасти он напоминает французский «Роман о Лисе», но отличия достаточно существенные: европейский Ренар никогда не демонизировался в сознании средневекового читателя, а воспринимался скорее как пикаро, приключения которого вызывали смех, но не страх.
Китай из некогда загадочной и таинственной страны в 20 веке превратился, для большинства из нас, во всемирного поставщика дешевых потребительских товаров. Мы стали немного забывать, что это древняя цивилизация, наполненная сказками и мифами. Теперь, когда китайские туристы заполонили крупнейшие города мира, а высокобюджетные фильмы показали на большом экране, в мире вновь проснулся интерес к китайской культуре, а китайские символы стали частью обыденной жизни.
Священная четверка
За предыдущие тысячелетия китайцы придумали много сказочных историй, героями которых стали таинственные создания и герои. В древних мифах всегда особое место занимали четыре священных животных Китая: дракон, черепаха, феникс и тигр. В эпоху зарождения мифов все народы мира связывали природные явления с влиянием духов и таинственных существ. Для местных жителей гром, порывистый ветер, дождь, приливы, отливы и многие другие климатические катаклизмы, объяснялись как часть жизни этих священных животных Китая. Конечно пантеон мифических животных намного больше и символами разных явлений становились и другие животные, а также растения, фрукты и цветы.
Зоны ответственности
Традиционно дракон является символом востока и весны, феникс - юга и лета, тигр - запада и осени, черепаха олицетворяет север и зиму.
Самым почитаемым китайским символом является дракон, который также олицетворяет водную стихию и может быть практически любого вида и цвета.
Тигр отвечает за подземный мир и запад, потому что там заходит солнце, и являлся символом военной доблести. В древнем Китае тигр считался женским началом, в противоположность мужского начала -зеленого дракона.
Феникса связывают с огнем и солнцем, также птица олицетворяет тепло дающее хороший урожай.
Черепаха, которая жила по китайским поверьям очень долго, стала символом вечности, с этим же связывают возможность предсказывать будущее. Иногда ее назвали черным воином севера.
Главный миф
Любимым священным животным Китая является дракон. В народе выделяется четыре основных его вида:
- небесный, охраняющий обитель богов;
- божественный, в ведении которого находится ветер и дождь;
- земляной дракон, управляющий реками и ручьями, в том числе, он решает куда они потекут и насколько будут полноводны;
- дракон, охраняющий сокровища.
Драконы в древнем Китае отвечали практически за все природные явления. Например, гроза - это звук схватки белого и черного драконов, ветер появляется от взмахов крыльев священного дракона, а северное сияние приносит дракон чжу-лун, который несет свечу в пасти, чтобы время от времени дарить свет людям. Но главной причиной почитания являлось то, что дракон был водным священным животным Китая, и управлял морями, реками и озерами. Считалось, что драконы формируют облака, и от них зависело наличие дождя, а соответственно обильность урожая или засуха, которая могла привести к голоду.
Изображения самых разных драконов можно встретить в Китае повсюду: от храмов и дворцов до крестьянских домов. По фен-шуй, изображение зеленого дракона символизирует защиту дома.
Восток и Запад
В мифах и сказаниях многих народов мира живут драконы, на которых охотятся европейские рыцари и русские богатыри. На западе это мифическое существо, в большей части, символ жестокости и коварства, на востоке дракона связывают с мудростью и благополучием.
Русский Змей Горыныч живет в горах, имеет три головы и извергает пламя, иногда и летает. В западной культуре это тоже довольно распространенный образ, начиная с древнегреческих мифов и заканчивая иудейскими и христианскими текстами. Герои древних книг, от Аполлона до Святого Георгия, не считая персонажей многочисленных рыцарских романов, прославились благодаря победам над драконами.
Это мифическое животное обычно имеет ящероподобное тело и передвигается на двух или четырех лапах. Китая имеет самый причудливый образ, собранный из частей различных животных, например, глаза, как у кролика, тело змеи, тигровые лапы с орлиными когтями. Есть и другие варианты, иногда дракона изображают в виде большой змеи с головой похожей на голову тигра или лошади. В любом случае, это всегда могучее и благородное существо.
Национальный символ
Во многих государствах дракон считается символом страны, на самом деле это священное животное Китая олицетворяет императорскую власть. В современной китайской культуре, дракон используется, как символ власти, силы и удачи. Легендарные основатели страны связаны с драконом Хуанди, который увековечен в летописях, и Яньди - сыном дракона и земной женщины. Многими китайцами они рассматриваются как прародители нации "потомков драконов". Символом императора с древних времен, а именно с 7 века до нашей эры, считался золотисто-желтый дракон. Это священное животное Китая изображалось на императорской церемониальной одежде, на многих предметах интерьера (ширмы, стены, трон) и деталях дворца (ступени, постаменты, крыши). На флаге китайской империи, во времена правления (1644-1911), также красовался дракон.
Царь птиц
Феникс является почти столь же важным существом, как и дракон, в пантеоне священных животных Китая ему отведено особое место. Царя пернатых собрали из частей десятка различных птиц и животных, даже хвост состоит из перьев пяти цветов, которые символизируют пять добродетелей: долг, верность, человеколюбие, сдержанность и знание обрядов.
Священная птица - вегетарианка, питается только семенами бамбука и пьет чистую ключевую воду. Феникса связывают с солнцем и огнем, он олицетворяет стихию огня. Священная птица дает тепло, которое неотделимо от лета и хорошего урожая. Феникс отличается невероятной красотой и благородным нравом, с прилетом которого китайцы связывали наступление мира и спокойствия, приход к власти в империи высоконравственного и справедливого правителя.
В древнем Китае феникс вместе с драконом был символом императорской власти, в более позднюю эпоху стал символом только императрицы. В современном китайском искусстве изображениями мифической птицы украшаются предметы приданного невесты и женской одежды. Считается, что статуэтка красного феникса приносит в дом процветание и благополучие, дает успех во всех делах и начинаниях, дает стимул к вдохновению.
Царь зверей
Хотя китайцы тоже почитают льва, но у них считается тигр. Это священное животное Китая является воплощением природной силы, мужественности и воинской доблести, которым можно восхищаться и подражать. В древней мифологии, тигры мирно сосуществовали с людьми, а многие боги и герои сопровождались этими священными животными. Китайцы почитали тигров как победителей демонов, когти и клыки в серебряной оправе служили ценными амулетами, отгоняющими нечистую силу и сберегающими здоровье. Вход во многие храмы, дворцы и богатые дома охраняли парные изображения этих могучих хищников.
Поскольку тигр - символ воинственности и доблести, его изображение очень любили китайские военные. Изображение этого священного животного Китая, вышитое на одежде, служило знаком различия, нарисованное на щитах и военных укреплениях, должно было устрашать врагов. И в совсем уж в самые древние времена китайские воины в тигровых шкурах атаковали врагов с криками, имитирующими рев тигра. Китая - белый тигр, свирепый и сильный, он считается лучшим талисманом, отгоняющим зло.
Черепаха
В этом медлительном животном китайцы сумели разглядеть много положительных качеств. Это священное животное Китая символизирует долголетие, силу, выносливость. С ней ассоциировалось устройство мира, где верхняя часть панциря олицетворяла небесный свод, а брюхо - землю. Священной черепахе придали голову змеи, а шею дракона. Древние китайцы считали, что черепаха живет три тысячи лет, и такое долголетие почиталось за вечность.
Самое мудрое животное, по открыло народу магическое значение цифр. По легенде, более двух тысяч лет назад к мудрецу Фу Си, который отдыхал на берегу реки Хуанхэ, выползла черепаха с панцирем, разделенным на девять квадратов, в центре которых были изображены цифры. Ее долго изучали китайские ученые, что и привело к созданию нумерологии и астрологии.
Изображения черепахи украшали императорские дворцы, ее статуэтки и сейчас используются как символ карьерного роста и приносят удачу в делах. Черная черепаха является символом защищенности, крепкого тыла и долголетия.
Немаловажно было и то, что полный оборот за 12 лет совершает огромная планета - Юпитер. Учитывалось и движение планеты-гиганта, Сатурна, - полный оборот его примерно 30 лет. Поэтому цепь созвездий, где двигались солнце и планеты (пояс зодиака), делили на 12 частей, что было очень удобно.
В лунном календаре годы обозначались сочетанием названий из двух циклов (гань-чжи), 10 «небесных стволов» (гань) и 12 «земных ветвей» (чжи). Священные животные Китая использовались для обозначения 12-ти зодиакальных знаков. В число этих животных входили: Крыса, Буйвол, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Петух, Собака, Свинья. Чаще встречаются китайские названия: цзы, чоу, инь, мао, чэнь, сы, у, вэй, шэнь, ю, сюй, хай. Каждому году раз и навсегда определено имя животного и задолго до его наступления известно, под какой стихией он будет проходить.
Священные животные Китая
1.
Крыса
(цзы). Крыса - знак Воды. Человеку-Крысе свойственна
живость поведения, свежесть и бодрость духа, суетность, спорость в
работе, умение своим незаметным, но упорным трудом «точить камни»,
подобно воде.
Вода в то же время темна и способна скрыть любые тайны.
Человек, родившийся в год Крысы, в глазах окружающих выглядит симпатичным, общительным и веселым. Однако такое впечатление обманчиво. За очаровательной внешностью и раскованностью характера скрывается суетливая, беспокойная натура. Недостаток этот человек-Крыса большим усилием воли всячески старается подавить. Он тщательно скрывает от людей свои заботы, умело хранит личные тайны от посторонних глаз.
Годы Крысы будут суетливыми и беспокойными, будут состоять из сплошного прибирания и копошения, из попыток сделать все точно, четко и аккуратно.
В зависимости от стихии различают «разных» Крыс: Земляная Крыса (у-цзы, 1948) - практичность и разум; Железная Крыса (гэньцзы, 1960) - воля и обаяние; Водяная Крыса (жэнь-цзы, 1972) - расчет и артистизм; Деревянная Крыса (цзя-цзы, 1984) - задор и трудолюбие.
2. Буйвол (чоу). Человеку-Буйволу свойственна скрытность, склонность таить переживания в себе и т.п. Впрочем, отсюда и сила, она проникает во все, отсюда и ум, мудрость.
Родившийся под знаком Быка отличается терпением, сдержанностью. Молчалив и медлителен, педантичен. Под его немного деревенской внешностью скрывается оригинальный и острый ум. Имеет дар вызывать людей на откровенность, и это одно из орудий его успеха. Созерцатель, любит одиночество. В нем до фанатизма развит дух сектантства. Несмотря на спокойный нрав, бывает вспыльчив и неистов. Поэтому с ним трудно спорить. Очень упрям, ненавидит неудачи в достижении задуманного.
Каждый человек-Буйвол довольно отличен от другого рожденного в такой же год: Земляной Буйвол (цзи-чоу, 1949) - долг и упорство; Железный Буйвол (синь-чоу, 1961) - жесткость и своенравие Водяной Буйвол (гуй-чоу, 1973) - напор и мягкость; Деревянный Буйвол (и-чоу, 1985) - твердость и терпение. Огненный Буйвол (дин-чоу) - неистовый труд, горячие стремления.
В годы Буйвола дела будут вершиться медленно, но неуклонно, будет много труда и тяжких раздумий.
3. Тигр (инь). Человеку-Тигру приписывают любопытство, жажду приключений, поиск чего-либо нового.
Ему свойственно упрямство, иногда неразборчивость. Человек-Тигр легко возбудим, гибок, силен. Тигр всегда идет впереди, презирает установленную власть, иерархию и консерваторские умы. Парадоксально, но он может отступить перед принятием важного решения, вплоть до того момента, когда принимать его уже поздно. Он может быть военачальником или руководителем предприятия. Любит все виды деятельности, в которых есть риск...
Тигр - франт со вспыльчивым характером, всегда восстает против старшего по чину. Резкий вспыльчивый борец, Тигр способен пожертвовать собой ради задуманного. Упрямый и упорный, поэтому часто находится с кем-то в конфликте. Эгоист в мелочах, он часто способен на бескорыстие в великих делах.
Тигры различаются по цвету и характеру: Железный Тигр (гэнь-инь, 1950) - мятежность и холодность; Водяной Тигр (жэнь-инь, 1962) - страсть и ловкость; Деревянный Тигр (цзя-инь, 1974) - отвага и увлеченность; Огненный Тигр (бин-инь, 1986) - решимость и несогласие. В год Тигра бывает немало рисковых, но ярких и решающих дел, появятся всевозможные новинки моды, техники, искусства, проявится благородство и величие.
4. Заяц (мао). Человеку-Зайцу свойственны мудрость и уверенность. Стихия Дерева гибка и устойчива, с глубокими корнями, отсюда происходит спокойствие и проницательность человека-Зайца.
Он одарен, честолюбив в меру. Приятный компаньон, скромный, сдержанный, утонченный, добросовестный, умеет хорошо говорить. Однако в этом потоке достоинств имеется и прореха, хотя и небольшая - о многом он судит поверхностно.
Он любит общество, и оно отвечает ему тем же. Любит светсткие собрания и охотно иногда сплетничает. Но делает это тонко, тактично, осторожно. Он редко выходит из равновесия. Это спокойный человек...
В зависимости от стихии Зайцы отличаются характером: Железный Заяц (гуй-мао, 1951) - тонкость и настойчивость; Водяной Заяц (и-мао, 1963) - мудрость и обходительность; Деревянный Заяц (цзи-мао, 1975) - уклончивость и твердость; Огненный Заяц (дин-мао, 1987) - движение и осторожность.
В годы Зайца дела будут вершиться мягко и незаметно, будет много дипломатичности, мудреные разговоры и т.п.
5. Дракон (чэнь). Человеку-Дракону приписывают спокойствие и размеренность, опытность и силу. Однако ему, кроме того, присущи гибкость и ранимость. В Драконе избыток здоровья, жизненной силы, активности. Он открыт, честен, но способен к мелочности, лицемерию, злословию. Доверчив, чувствителен. Часто беспокоится по ложным причинам.
Его стремление к совершенствованию делает
его требовательным к себе и к другим. Много требует, но дает намного
больше. Упрямый энтузиаст. Легко увлекается. Его слушают, он влиятелен.
Всю жизнь не будет нуждаться ни в чем. Сможет преуспеть в любом
начинании, везде будет блистать; согласится пойти и на плохое дело, но
выйдет из
игры победителем.
Согласно отличиям стихий различаются и Драконы: Водяной Дракон (жэнь-чэнь, 1952) - сила и терпение; Древесный Дракон (цзя-чэнь, 1964) - мощь и милосердие; Огненный Дракон (бин-чэнь, 1976) - гнев и благородство; Земляной Дракон (у-чэнь, 1988) - храбрость и лидерство;
В годы Дракона дела будут идти с переменным успехом: то взлетать вверх, как Дракон к небу, то падать вниз, как Дракон в пучины океана. Но все будет очень живо и энергично, хотя и довольно беспокойно.
6. Змея (сы). Человеку-Змее, несмотря на любовь к приключениям, приписывают осторожность, осмотрительность, постепенность и тщательность, глубокий ум. Змея неболтлива. Она много и глубоко размышляет. Это интеллектуал-философ. Змея мудра, у нее замечательная интуиция. Если она образованна, ее интуиция может стать ясновидением.
Больше доверяет своим впечатлениям, ощущениям, симпатиям, чем фактам; собственному опыту и опыту других, чем суждениям и советам. Решительно доводит дело до конца. В любви, если выбирает себе партнера, нетерпелива и ревнива, даже если уже не любит.
В зависимости от стихии года, различают разных Змей: Водяная Змея (гуй-сы, 1953) - интрига и расчет; Древесная Змея (и-сы, 1965) - мудрость и тонкость; Огненная Змея (дин-сы, 1977) - ум и нетерпение; Земляная Змея (цзи-сы, 1989) - разум и хладнокровие.
В год Змеи (год «стальной», утонченный, неуступчивый и суровый, острый и опасный, как отравленное копье) будет много раздумий и мало болтовни, все будет вершиться тихо, «ползком», втайне.
7. Лошадь (у). Огонь - главный элемент этого знака, и человеку-Лошади свойственны приветливость, дружелюбие, яркие эмоции.
В то же время разгоревшийся оставленный без присмотра огонь способен сжечь все, отсюда астрологи производили «силу» человека-Лошади, необходимость «самоконтроля» и т. п. Человек этого знака любит зрелище: театр, концерты, собрания, спортивные состязания. Он красуется там, где есть толпа.
Успешно занимается каким-либо видом культуры. Весел, симпатичен, болтлив, умеет сделать комплименты. Блистателен в этом. У него большая легкость управлять толпой. Его ум быстро схватывает мысли людей до того, как они успели их высказать. У Лошади горячая кровь. С успехом может завоевать доверие многих людей, оставаясь в то же время чрезвычайно критичной к себе, к своим поступкам.
Согласно различию стихий различают и разных лошадей: Деревянная Лошадь (цзя-у) - бодрость и оптимизм; Огненная Лошадь (бин-у, 1966) - гнев и трудолюбие; Земляная Лошадь (у-у, 1978) - спокойствие и сила; Железная Лошадь (гэн-у, 1990) - мастерство й нетерпение.
Годы Лошади обычно бывают трудовыми, почти без передышек, довольно бурными, с активностью, перехлестывающей через край, но без каких-либо жестокостей.
8. Овца (вэй). Огненное животное. Человеку-Овце свойственны горячность, капризность, непостоянство, жизнерадостность и озорство. Овце свойственны любовь к уюту, домашность и т.п.
Элегантная, влюбленная в природу Овца - по японскому календарю могла бы быть самым очаровательным знаком, если бы не была колеблющейся, беспокойной, надоедливой, недовольной своей участью. Умеет нравиться, когда это в ее интересах, стремится использовать других и жить за их счет.
Легко приспосабливается к любому образу жизни с того момента, когда ей обеспечивают минимум безопасности. Робкая, женственная, иногда изменчивая. Нравится, когда о ней говорят, руководят ею, советуют ей. Полагается на других, не зная, что выбрать самой. Безмятежный пессимист... отсутствует чувство ответственности.
Так как годы различаются по стихиям, то различаются и люди-Овцы: Деревянная Овца (и-вэй, 1955) - шаткость и откровенность; Огненная Овца (дин-вэй, 1967) - азарт и чувственность; Земляная Овца (цзи-вэй, 1979) - аккуратность и недовольство; Железная Овца (синь-вэй, 1991) - элегантность и холодность.
В годы Овцы все будет очень подвижно, утонченно и беспокойно, много нервов, немало капризов и ненужных требований как от низов, так и от верхов. Ничего особо толкового в этот год сделано не будет.
9. Обезьяна (шэнь). Человеку-Обезьяне свойственны крикливость, веселость, эмоциональность, но и поспешное отступление в случае поражения.
Стихия Металла передала ей остроумие, иронию и ехидство, подчас чрезмерную грубость и наглость, этому человеку свойственно непостоянство, любовь к перемене внешности.
Рожденные под этим знаком отличаются взбалмошным характером. Обезьяна хитра, лукава. Создается впечатление, что она ладит со всеми. Но это лишь тактика. Она корыстна.
Игривая, любезная, даже услужливая, она презирает все другие знаки.
Обезьяна интеллектуальна. У нее большая тяга к знаниям. В курсе всего, что происходит в мире. Обладает прекрасной памятью, может вспомнить малейшие детали того, что услышано.
По стихиям «разные» Обезьяны ведут себя по-разному. Согласно астрологическим принципам это Огненная Обезьяна (бин-шэнь, 1956) - уловки и энергия; Земляная Обезьяна (у-шэнь, 1968) - сноровка и ненасытность; Железная Обезьяна (1980, гэнь-шэнь) - твердость и эгоизм; Водяная Обезьяна (жэнь-шэнь, 1992) - блеск и интрига.
Год Обезьяны будет «вести себя» по-обезьяньи, хаотично, взбалмошно, иногда весело, но чаще совершенно бестолково, что проявится и в политике, и в экономике, и в личной жизни каждого.
10. Петух (ю). Рожденному под влиянием металлической стихии, человеку-Петуху приписывают негибкость, отсутствие дипломатичности, резкость, прямолинейность, упрямство.
У него присутствует потребность в саморекламе, любовь к речам и звучным высказываниям, пестрым одеждам, громкой музыке и т.п. Петух принимает себя всерьез. Не стесняется в выражениях и иногда проявляет себя резко и агрессивно, говорит то, что думает, без обиняков... Он всерьез полагает, что он всегда прав, не доверяет другим и надеется только на себя. Вместе с тем щедро раздает советы.
Его распирает от абсурдных и неосуществимых проектов. Воображает себя героем, однако сам мечтает прозябать в уюте, облачившись в домашние одежды. Это философ с несколько близоруким взглядом... Он бывает смел до такой степени, что может рисковать жизнью с улыбкой на устах. Это безрассудство.
В зависимости от цвета (стихии) Петухи бывают разные: Огненный Петух (дин-ю, 1957) - трудолюбие и безрассудство; Земляной Петух (цзи-ю, 1969) - гордость и благородство; Железный Петух (синь-ю, 1981) - цель и благородство; Водяной Петух (гуй-ю, 1993) - напор и честолюбие.
«Петушиные» годы достаточно кропотливы, «крикливы» (в политике и в домашних делах), но довольно мирные, хотя и не слишком благодарные на удачи, их приходится «выцарапывать» буквально «по зернышку».
11. Собака (сюй). Рожденному в стихие Металла, человеку-Собаке приписывают хотя жесткость, но разумность, честность, ему можно доверять.
Так же, как и любому металлическому предмету, свойственна прямолинейность, неуступчивость, резкость, сила, бойцовские качества и т. п. Собака всегда беспокойна, всегда на страже, никогда не отдыхает. Замкнута, упряма до крайности. Знает, чего хочет.
Ее боятся за резкие и неприятные замечания. Критикует по поводу и без повода, систематически ищет какой-либо повод для разрыва отношений с партнером, заподозренным в неприглядном поступке.
Смело действует против несправедливости. Скептик, но чувство юмора и неоспоримое величие души спасает от мелочности. Не любит сборищ и толпы. Лояльна, честна, верна. Сильно развито чувство долга. Можно рассчитывать на нее - не предаст.
В годы Собаки дела вершатся серьезно, уверенно и жестко, бывает много лая, рычанья, грызни и собачьей возни, виляния хвостом перед сильными и облаивания более слабых. И все будет предельно честно и открыто, хотя подступиться к чему-либо собаки могут не дать.
Земляная Собака (цзи-сюй, 1958) - усердие и четкость; Железная Собака (гэн-сюй, 1970) - преданность и хваткость; Водяная Собака (жэнь-сюй, 1982) - верность и исполнительность; Деревянная Собака (цзя-сюй, 1994) - стойкость и вера. Ближайший собачий год - 2006-й, Красной Собаки (бин-сюй), по астрологическим меркам ничего хорошего не несет: скандалы, склоки, войны и недоверие, «поскольку» собака эта - «огненная», почти бешеная.
12. Свинья (хай). Рожденному в стихии Воды человеку-Свинье свойственны искренность, доверчивость, раскованность и нерешительность.
Ему присущи жадность к знаниям, любопытство. Человек, рожденный в год Свиньи, обладает рыцарским характером.
Талантлив, услужлив, щепетилен до крайности, доверчив. В то же время японцы считают, что Свинья - очень противоречивая натура. Она наивна, беззащитна. Можно сказать: Свинья - «шляпа». В самом деле, она легко позволяет одурачить себя, принимает неудачи безмятежно, а недостатки других - терпимо. Хотя она умна, но в ней хитрости нет ни на йену. Строга и редко идет на компромисс. Всегда верит в то, что ей говорят. Верный товарищ в сообществе. Раскованна. Говорит редко, но если на это решится, то высказывает все разом.
Различают и пять разновидностей характера: Огненная Свинья (дин-хай, 1947) - искренность и сила; Земляная Свинья (цзи-хай, 1959) - уравновешенность и честность; Железная Свинья (синь-хай, 1971) - наивность и стойкость; Водяная Свинья (гуй-хай, 1983) - такт и дружелюбие.
Годы Свиньи бывают относительно спокойными; в этот период не обращают внимания на существующие недостатки. Время проходит в мирном похрюкивании, чавканье и лежании в грязи (читай - в решении бесконечных и надоевших мелких бытовых проблем). Возможны, конечно, и «взвизгивания» (то есть эксцессы) по разному поводу, но для астрологической Свиньи это не слишком характерно.