Структура и основные институты гражданского общества. Ограничение государственной власти институтами гражданского общества
Определение понятия "гражданское общество" возможно лишь через систему общественных институтов. По мнению А.И. Подберезкина, под гражданским обществом было бы правильным понимать совокупность негосударственных общественных институтов и отношений, которые позволяют личностям и их группам реализовывать частные и групповые интересы, которые им гарантированы и защищены Конституцией. С другой стороны, гражданское общество - это общество экономически и духовно свободных граждан и их объединений, которые кроме прав имеют и обязанности перед государством, четко определенные в Основном Законе страны. Подберезкин, А.И. Гражданское общество и будущее Российского государства: в поиске эффективного алгоритма развития / А.И.Подберезкин, С.А. Абакумов. - М.: Имидж-Пресс, 2004. - С. 15.
Структура -- это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.
Важным и неотъемлемым элементом гражданского общества является развитая система общественных объединений, с помощью которых люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни. Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и ограждать людей от необоснованного вмешательства последних в общественную жизнь. Объединения, составляющие гражданское общество, отражают широкую палитру хозяйственных, семейных, правовых, культурных и других интересов граждан и организаций.
Анализ современной литературы, посвященной феномену гражданского общества, позволяет выделить три подхода к классификации структуры гражданского общества:
1) характеристика по группам интересов Гражданское общество в России: структуры и сознание. - М.: наука, 1998. - С. 41-48.;
2) характеристика по потребностям и видам социальных отношений;
3) характеристика по основным сферам жизнедеятельности общества.
По нашему мнению, классификация гражданского общества посредством групп интересов и социальных потребностей более точно отражает его структуру, потому что в основе объединения граждан лежат именно интересы и потребности. Характеристика же по сферам жизнедеятельности общества носит условный характер, так как все эти сферы (социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная) тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.
Итак, рассмотрим эти три подхода более подробно.
Понятие «группы интересов» характеризует совокупность политических интересов и последовательные отношения граждан с государством. Теоретически место и роль групп интересов были обоснованы в ХIХ - начале ХХ века в трудах английских философов и экономистов, которые рассматривали группу как специальную единицу общества. Американский ученый А.Бентли в книге «Процесс управления» (1908 г.) уточнил эти представления, трактуя группы интересов уже как определенные объединения «количество которых ограничено одним показателем - интересами, ради которых они создаются и действуют». Гражданское общество в России: структуры и сознание. - М.: наука, 1998. - С. 41-48.
Можно выделить четыре типа групп интересов - политические, экономические, социальные, региональные.
К первому, политическому, типу относятся группы, которые в числе приоритетов деятельности выдвигают обеспечение воздействия на политические процессы (в том числе путем участия в выборах), напрямую вовлечены в политическую борьбу и характеризуются высокой степенью самоорганизации. Это - политизированные лоббисты, в первую очередь группировки бизнеса и их политические представители. Например, Гражданский союз, союз «Обновление», Ассоциация товаропроизводителей. В качестве других потенциальных или реальных лоббистов можно выделить ряд организаций бизнеса, представляющих:
Определенные формы экономической деятельности (Конгресс бирж, Гильдия риэлторов, Всероссийский союз страховщиков и др.);
Отрасли или группы отраслей (Лига содействия оборонным предприятиям, Зерновой союз, Национальная рекламная ассоциация);
Региональные объединения предпринимателей (Поволжский союз деловых кругов, Ассоциация предпринимателей РТ).
Экономические группы интересов представлены структурами, которые являются хозяйствующими субъектами и обладают реальной экономической мощью. Это - финансово-промышленные группы, корпорации, комплексы. При этом успехов в продвижении своих интересов добиваются как «слабые» комплексы, защищающие свои бывшие привилегии, так и «новые», диктующие свои требования с позиции экономической силы.
Социальная составляющая в иерархии групп интересов является наиболее слабым и уязвимым ее компонентом. Становление чувства социальной общности и выдвижение общих требований происходит крайне медленно. Социальным интересам труднее самоорганизоваться и развернуть широкое движение в поддержку своих требований, если у них нет прочной материальной базы и поддержки готовых работать безвозмездно значительного числа активистов.
Региональные группы интересов представлены пока в первую очередь не организованными структурами, а отдельными влиятельными лидерами, как близкими к центральной власти, так и противостоящими ей, или производителями-монополистами, имеющими производственную базу в регионах. Например, Сибирское соглашение, Ассоциация «Северо-Запад».
Поскольку повседневные интересы граждан не равнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую условно можно выразить следующим образом (рис. 1).
Рис.1.
Третий подход, как уже написано выше, характеризует структуру гражданского общества по основным сферам жизнедеятельности общества. Грудцына, Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России / Л.Ю. Грудцына. - М.: Деловой двор, 2008. - 352 стр.
Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.
В экономической сфере функционирует широкая сеть организаций гражданского общества, образованных индивидами и негосударственными предприятиями (промышленными, торговыми, финансовыми и другими), которые в современных демократических государствах составляют абсолютное большинство. Особо следует подчеркнуть, что гражданское общество составляют объединения и ассоциации, которые носят как коммерческий, так и некоммерческий характер. Такими организациями могут выступать как сами экономические субъекты (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, иные хозяйственные общества и товарищества), так и их объединения, являющиеся по законодательству некоммерческими организациями, а потому ставящими задачу не извлечения прибыли, а защиты интересов экономических субъектов.
Социальная сфера гражданского общества включает объединения граждан, созданные для реализации их социально-экономических прав: профсоюзы, благотворительные организации, общества взаимопомощи, общества инвалидов, трудовые коллективы и т.д.
В политической сфере гражданского общества действуют такие объединения индивидов, как общественно-политические организации и движения; различные формы общественной активности граждан (митинги, собрания, демонстрации, забастовки); органы общественного самоуправления по месту жительства; негосударственные средства массовой информации. Среди общественных объединений в данной сфере особо следует отметить политические партии. Конституционный Суд РФ относит все политические партии к гражданскому обществу в силу добровольности их формирования и того, что деятельность политических партий непосредственно связана с организацией и функционированием публичной (политической) власти. По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой общественно-политической организации «Балтийская республиканская партия» [Электронный ресурс]: Постановление Конституционного Суда РФ от 1.02.2005 № 1-П // http://www.garant.ru/hotlaw/federal/114576/.
Некоторые авторы (например, В.А. Рыжков) к числу элементов системы гражданского общества относят местное самоуправление. Рыжков, В.А. Четвертая республика. Очерк политической истории современной России / В.А. Рыжков. - М.: Ad Marginem, 2000. - С. 73. Местное самоуправление в научной литературе понимается, как способность местного сообщества управлять собственными делами. В силу этого местное самоуправление - институт публичной власти, через который местное сообщество осуществляет разнообразную деятельность по решению вопросов местного значения на основе принципов самоорганизации и ответственности. Однако первичным элементом гражданского общества все-таки следует признать человека, вторичным - объединение людей, сообщество (группу). В таком случае неотъемлемым элементом, подсистемой гражданского общества является местное сообщество, а не местное самоуправление, как полагает В.А. Рыжков. Вместе с тем местное самоуправление - необходимый элемент формирования гражданского общества, поскольку он позволяет местному сообществу самоорганизоваться и самостоятельно нести ответственность за решение своих дел. Таким образом, развиваются внутренние связи между членами сообщества, повышается их ответственность за состояние дел сообщества. Так, например, объединение граждан в территориальные самоуправляющиеся общины, объединения по месту жительства имеют своей целью защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду. Данные объединения защищают лесопарки, отстаивают необходимость соблюдения санитарных норм при строительстве, требуют повышения качества коммунальных услуг и т.д.
Духовная сфера гражданского общества призвана обеспечить свободу мысли, слова, реальную возможность публично высказать свое мнение, самостоятельность и независимость творческих объединений. Она непосредственно связана с образом жизни людей, их нравственностью, научным творчеством, духовным совершенствованием. В этой сфере действуют общественные объединения деятелей культуры, образовательные, творческие союзы, объединения по интересам, религиозные организации.
Особо следует отметить информационную систему гражданского общества. Она возникла и сформировалась только во второй половине XX в. вместе с формированием, так называемого информационного общества и бурным развитием СМИ и средств передачи информации на расстояние. Посредством возникновения сети Интернет происходит глобализация проникновения информации и в определенной мере переплетение институтов гражданского общества различных государств, их взаимопроникновение и взаимовлияние. Субъектами гражданского общества, действующими в информационной сфере, являются негосударственные средства массовой информации. Их роль в государстве и гражданском обществе чрезвычайно важна. Средства массовой информации - это практически "глаза и уши" гражданского общества. СМИ призваны информировать гражданское общество о деятельности власти, о попытках ограничить права индивидов и общества, о незаконных действиях представителей власти. Именно через них гражданское общество осуществляет контроль за деятельностью государства. И именно они осуществляют обратную связь между государством и гражданским обществом, информируя органы власти об отношении населения к действиям власти и проблемах индивидов и их объединений, нуждающихся в помощи со стороны государства.
В целях наиболее эффективного и полного исследования институтов гражданского общества, Л.Ю. Грудцына Грудцына, Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России / Л.Ю. Грудцына. - М.: Деловой двор, 2008. - 352 стр. предлагает классифицировать институты гражданского общества по сфере и специфике осуществляемой ими деятельности на три вида:
а) институты гражданского общества в сфере оказания квалифицированной юридической помощи: - адвокатура; - общественные объединения адвокатов; - нотариат;
б) институты гражданского общества в политической сфере: политические партии;
в) институты гражданского общества в социально-экономической и культурной сферах:
Некоммерческие общественные организации; - общественные движения;
Общественные фонды, учреждения, профессиональные союзы; - средства массовой информации;
Церковь (религиозные организации, конфессиональные объединения).
Помимо данной классификации в качестве отдельной категории институтов, напрямую (по своей правовой природе) не относящихся к гражданскому обществу, но действующих на его поле, следует выделить государственные образования, содействующие формированию и поддержке институтов гражданского общества: институт Уполномоченного по правам человека в РФ, Общественная палата РФ, Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия, Совет при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями, Общественный совет при МВД России.
Суммируя все изложенное и учитывая высказанные в литературе мнения, можно кратко определить гражданское общество как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений. Внегосударственные и внеполитические отношения в данном случае следует понимать как относительно самостоятельные, автономные, застрахованные от произвольного вмешательства государства. Это такие отношения, которые могут существовать и развиваться в известной независимости от властных структур.
Гражданское общество появляется на высшем этапе развития буржуазного общества и представляет собой особое социальное образование между индивидом и правовым государством.
Главным действующим субъектом гражданского общества является суверенная личность, свободно ставящая цели своей деятельности и определяющая способы их достижения. Это один из основных признаков гражданского общества.
Особенностью общественных отношений в гражданском обществе являются горизонтальные, невластные связи, в отличие от иерархических и вертикальных властных государственных отношений.
Основу гражданского общества составляют экономические отношения, базирующиеся на многообразии форм собственности. Гражданское общество жизнеспособно, если его члены обладают собственностью и пользуются правом распоряжаться ею по своему усмотрению. Защищенная законом экономическая независимость придает человеку определенную самостоятельность в отношениях с государством. Наличие собственности служит главным условием свободы личности в любом обществе. Многоукладная экономика в гражданском обществе в интересах улучшения социального положения людей регулируется экономическими методами государством. Поэтому полной экономической независимости индивида в таком обществе нет.
Существуют и другие признаки, характеризующие гражданское общество.
Прежде всего, - это сфера общественной жизни, не регулируемая государством и включающая в себя партии, общественные движения и организации, религию, искусство и т. д. Это наиболее активные образования, отражающие разнообразные интересы множества социальных слоев и групп населения. Отношения людей в данной сфере общественной жизни характеризуются индивидуальным выбором, определенными целостными ориентациями. Спецификой этих организаций является то, что они создаются на добровольной основе не государством, а самим гражданином.
В сферу частной повседневной жизни входят социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические и другие прочные устойчивые связи. Развитие подобных отношений носит динамичный характер. Вертикальные и горизонтальные связи при этом часто изменяются, обновляются.
Из вышеизложенного следует такое определение: гражданское общество - это негосударственная сфера общественной жизни, совокупность социокультурных отношений, которые развиваются в обществе на добровольной основе, без непосредственного вмешательства государства и обеспечивают условия для удовлетворения потребностей индивидов и коллективов.
Таким образом, основной функцией гражданского общества является наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов.
В рамках выполнения этой основной задачи гражданское общество осуществляет важные социальные функции:
1. Юридическое обеспечение защиты прав граждан и их объединений, их интересов от необоснованного вмешательства со стороны государства.
2. Осуществление на основе гражданского общества широкого самоуправления на различных уровнях общественной жизни.
3. Законное обеспечение частных сфер жизни людей от часто жесткой регламентации со стороны государственных структур.
4. Реальное обеспечение прав и свобод человека, равный доступ граждан к участию в государственных и общественных делах.
5. Гражданское общество выполняет функции социального контроля по отношению к своим членам. Независимо от государства общественность своими средствами может заставить человека соблюдать нормы поведения, оказать на него воспитывающее воздействие.
6. Гражданское общество выполняет коммуникационную функцию. В условиях демократии правовое государство обязано добиваться удовлетворения основных прав и интересов своих граждан. Однако в условиях многоукладной экономики интересы различных групп населения столь разнообразны и дифференцированны, что государственные структуры часто не могут своевременно и квалифицированно их удовлетворить. Поэтому задачи организаций гражданского общества информировать государство о возникших потребностях граждан, удовлетворение которых возможно только с помощью государства. Контакты государственных структур с организациями гражданского общества позволяют властям знать настроение различных групп населения, в том числе и по отношению к себе. В условиях демократии именно гражданское общество является источником легитимности государственной власти.
7. Деятельность организаций гражданского общества стабилизирует государственную власть. В сложных ситуациях, особенно в периоды кризисов, депрессией, социальных волнений, войн, на помощь ослабевшей государственной власти в состоянии прийти прочные структуры гражданского общества. Однако такую помощь власть может получить лишь в том случае, если правящая элита уважительно относилась к органам гражданского общества, поддерживала общественную самодеятельность граждан, пыталась убеждать граждан в позитивном характере деятельности режима, защищала их социальные права и интересы.
8. Гражданское общество в условиях правового государства выполняет функцию обеспечения минимального жизненного уровня всем членам общества. Особенно это относится к слабо защищенным группам - инвалиды, престарелые, дети. Активную роль в этом благородном деле должны играть благотворительные организации, церковь и др.
Еще по теме 30. Гражданское общество: признаки, институты, характер взаимодействия с государством.:
- Понятие политики, ее сущность и функции. Власть и властные отношения в политике.К.Маркс и М. Вебер о политике и политических отношениях в обществе.Политическая социология и политология - науки, изучающие политическую сферу жизни общества.Государство как основной политический институт. Признаки государства, характеристики государства, функции государства.Гражданское общество и правовое государство.
Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления . Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической . Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, призвано обеспечивать условия для реализации и групп.
— это совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы.
Понятие гражданское общество» было введено Дж. Локка, А. Смитом для отражения исторического развития , перехода его от дикого природного состояния к цивилизованному.
Это понятие анализировали многие великие умы общественной мысли: от Аристотеля, Гегеля, Маркса до современных авторов XXI в. Под гражданским обществом они понимали общество на определенной стадии его развития, включающее добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, социально-политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.
Дж. Локк сформулировал основные принципы цивилизованных отношений в обществе :
- интересы личности стоят выше интересов общества и государства; свобода — наивысшая ценность; основа свободы индивида, гарантия его политической самостоятельности — ;
- свобода означает невмешательство кого бы то ни было в частную жизнь личности;
- индивиды заключают между собой общественный договор, т. е. создают гражданское общество; оно образует защитные структуры между индивидом и государством.
Таким образом, по Локку, гражданское общество — люди, добровольно объединенные в различные группы и самоуправляющиеся институты, огражденные законом от прямого вмешательства государства. Правовое государство призвано отрегулировать эти гражданские отношения. Если гражданское общество обеспечивает (права на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.), то государство — права гражданина (политические права, т. е. права на участие в управлении обществом). В том и другом случае речь идет о праве личности на самореализацию.
Разнообразие интересов граждан, их реализация через различные институты, диапазон используемых при этом прав и свобод составляют основные черты гражданского общества.
Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Это организации, в которых индивид:
- получает средства к удовлетворению жизненных в пище, одежде, жилье и т. д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т. 11.;
- удовлетворяет потребности в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют , церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;
- удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений.
Способность отдельных граждан, различных организаций граждан отстаивать свои частные интересы, возможность их удовлетворения по собственному усмотрению, не нарушая при этом чужих частных и общественных интересов, характеризует зрелость гражданского общества.
Современное гражданское общество
В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности . В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: кооперативы, компании, ассоциации и другие добровольные хозяйственные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.
Социально-политическая сфера гражданского общества включает:- семью как определяющую социальную ячейку гражданского общества, в которой пересекаются индивидуальные и общественные интересы;
- общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных групп гражданского общества;
- органы общественного самоуправления по месту жительства и работы;
- механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов;
- негосударственные средства массовой информации.
В этой сфере складывается практика институционального оформления интересов, возникающих в обществе, и выражения их в ненасильственной, цивилизованной форме, в рамках конституции и законов государства.
Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу мысли, слова, реальные возможности публично высказывать свое мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.
В целом гражданское общество отдает приоритет правам и свободам человека, повышению качества его жизни. Это предполагает:
- признание естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье;
- признание равенства граждан в единых рамках для всех законов;
- утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону;
- создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности.
Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействует с правовым государством, основные функции которого сводятся к следующему:
- выработка общей стратегии общественного развития;
- определение и обоснование приоритетов, темпов, пропорций развития экономических и социальных сфер общества;
- стимулирование общественно полезной деятельности граждан и защита их прав, собственности и личного достоинства;
- демократизация всех сфер жизнедеятельности общества;
- зашита границ и обеспечение общественного порядка.
За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества . Приватизация собственности, политический плюрализм, утверждение свободомыслия — все это позволило создать необходимую инфраструктуру гражданского общества. Однако ее качественные характеристики во многом имеют низкий уровень. Некоторые отечественные социологи приходят к выводу, что существующие в России политические партии не способны эффективно выполнять функцию посредника между властью и обществом, уровень социальной ответственности бизнеса невысок, степень защищенности трудовых прав наемных работников сопоставима с временами первоначального капиталистического накопления и т. д.
В итоге исследователи констатируют наличие значительных трудностей на пути построения гражданского общества в России, имеющих как объективный, так и субъективный характер. Одна из них связана с отсутствием традиций гражданской жизни в российском обществе, другая — с упрощенными представлениями о природе и механизмах формирования гражданского общества в постсоциалистических странах, с недооценкой роли государства в этом процессе.
Можно согласиться с мнением ряда социологов, считающих, что движение к гражданскому обществу сегодня невозможно без институционализации российского социума, наведения элементарного порядка, правовых норм жизни.
Негосударственные предприятия, учреждения и организации : частные, акционерные и иные негосударственные производственные, посреднические и торговые предприятия, банки, школы, вузы, учреждения культуры, здравоохранения, отдыха, физкультуры и спорта и т.д.
2. Общественно-политические организации и движения:
политические партии – основные институты гражданского общества, главные «посредники» между государством и обществом (подробно об этом см. лекцию № 8 настоящего курса);
общественные самодеятельные организации (профессиональные, молодёжные, женские, ветеранские, экологические и т.д.), создаваемые гражданами преимущественно для защиты социально-экономических интересов соответствующих групп населения и природной среды обитания;
религиозные организации, стремящиеся внести в государственно-политическую и общественную жизнь духовно-нравственные начала.
3. Негосударственные средства массовой информации («четвёртая власть»), аналитические центры, фонды, объединения учёных, журналистов, деятелей культуры и искусства. Например, независимые СМИ, общественные академии, институты, занимающиеся информационной, исследовательской и просветительской деятельностью, или самодеятельные творческие союзы кинематографистов, театральных деятелей, художников и т.д.
4. Институты и организации непосредственной демократии и, прежде всего, органы местного самоуправления, не входящие в систему государственной власти, а также общественные организации отдельных групп населения (например, организации солдатских матерей, обманутых вкладчиков, воинов-афганцев и т.д.).
В отличие от государственных структур, в которых преобладают вертикальные связи (подчинённости и единообразия сверху донизу), для взаимоотношений между институтами гражданского общества характерны горизонтальные связи – свободные отношения «конкуренции-солидарности» юридически равноправных партнёров.
Справочно
Не все мыслители, в том числе выдающиеся, высоко ценили гражданское общество. Так, Гегель считал его средоточием частных интересов и худших сторон общественной жизни – торгашества, спекуляции, безнравственности, а государство, представляющее общий интерес, – благом, единственно способным искоренить общественное зло. Поэтому, по Гегелю, гражданское общество должно уступить место законам и интересам государства, быть ему подчинено. Гегелю возражали многие мыслители, в том числе К. Маркс, утверждавший, что государство не может быть движущей силой гражданского общества, так как само является его продуктом.
Между государством и различными институтами гражданского общества могут устанавливаться отношения либо сотрудничества, согласия, поддержки, либо соперничества, противодействия, вражды. Подобные же разнонаправленные отношения складываются и внутри самого гражданского общества между его различными институтами. Гражданское общество – это стихия неуправляемых из одного центра политических воль, преследующих различные, порой взаимоисключающие интересы. Государство же призвано играть роль заинтересованного «посредника», арбитра в противоборстве различных социально-политических сил, выражать и проводить в жизнь общую, общенациональную волю всего общества, ориентируясь (в идеале) на интересы большинства граждан. Такая сложная и противоречивая диалектика многочисленных свободных воль, представляющих гражданское общество, и единой воли государства как раз и составляет процесс функционирования эффективной демократии. Ослабление гражданского общества неизбежно приводит к возобладанию авторитарных тенденций в деятельности государственной власти, а ослабление государства приводит к квазидемократии – охлократии, политическому и социальному хаосу.
Характер взаимоотношений между государством и гражданским обществом всегда был и остаётся предметом исследований, дискуссий в общественной науке. Эта проблема занимала умы людей, была причиной многих народных движений, основным вопросом политических переворотов и социальных революций. Все старались найти пути гармонизации государственной власти и общества, ибо это главное условие свободы человека, его духовного состояния и социальной справедливости.
Наиболее действенным регулятором отношений между государством и гражданским обществом является право.
Чернявский А. Г.
доктор юридических наук, профессор
Демократическое государство призвано удовлетворять интересы и потребности своих граждан, для чего необходимо информировать государство об интересах граждан, удовлетворить которые можно лишь силами и средствами самого государства. А это эффективно лишь при действии через институты гражданского общества. В то же время удовлетворение интересов и потребностей зачастую возможно и без вмешательства государства, силами самих людей, объединившихся для реализации своих интересов. Это важнейшая функция объединений в рамках гражданского общества.
Экономический компонент гражданского общества определяется наличием различных форм собственности - частной, государственной, муниципальной и т.д., которые, согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, «признаются и защищаются равным образом». В соответствии с этим за каждым членом общества признается право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Важной гарантией права частной собственности является конституционное положение о том, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда» (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ). Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения .
Рыночные отношения - основа современной экономики - невозможны без плюрализма форм собственности и широкого класса частных собственников. Именно рыночные отношения составляют экономическую базу гражданского общества, стимулируя развитие инициативности, предпринимательства граждан. Рыночные отношения - наиболее приспособленная к функционированию в рамках гражданского общества экономическая система. Только экономически состоятельный индивид способен в полной мере осознать и реализовать свои права и свободы, действовать в рамках объединений гражданского общества в защиту своих прав и свобод, оказывать влияние на государственную политику, осознанно участвуя в политической жизни, деятельности политических партий, выборах и референдумах.
В экономической сфере функционирует широкая сеть организаций гражданского общества, образованных индивидами и негосударственными предприятиями (промышленными, торговыми, финансовыми и др.), которые в современных демократических государствах составляют большинство. Особо следует подчеркнуть, что гражданское общество составляют объединения и ассоциации, которые носят как коммерческий, так и некоммерческий характер. Такими организациями могут быть и сами экономические субъекты (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, иные хозяйственные общества), и их объединения, являющиеся по российскому законодательству некоммерческими организациями, а потому ставящими задачу не извлекать прибыль, а защищать интересы экономических субъектов.
Социальная сфера гражданского общества включает объединения граждан, созданные для реализации их социально-экономических прав: профсоюзы, благотворительные организации, общества взаимопомощи, общества инвалидов, трудовые коллективы и т.д.
Семья - один из важнейших институтов социальной системы гражданского общества, та сфера отношений, где человек проводит большую часть своей жизни. Семья, ее цели, степень материального благополучия, духовные отношения ее членов во многом определяют жизнь человека, его общественную активность, влияют на успехи и достижения всего гражданского общества. Семья - основа демографической политики общества и государства и, следовательно, залог существования государства. Семью можно рассматривать как первичную социальную структуру, в которой происходит воспитание будущих членов общества, закладываются основы общественного поведения человека.
В политической сфере гражданского общества действуют такие его институты, как общественно-политические организации и движения, различные формы общественной активности граждан (митинги, собрания, демонстрации, забастовки), органы общественного самоуправления по месту жительства, негосударственные средства массовой информации. Среди общественных объединений в данной сфере следует выделить политические партии 2 ™. Конституционный Суд РФ относит все политические партии к гражданскому обществу в силу добровольности их формирования и того, что их деятельность тесно связана с организацией и функционированием публичной (политической) власти .
Однако это не совсем так. Партии ставят одной из своих основных целей завоевание и осуществление политической власти. При этом политическая партия, получившая и осуществляющая власть в государстве, автоматически становится его частью, поскольку она формирует из своих членов органы государственной власти, проводит через них свою политику, на время нахождения у власти становящуюся государственной политикой. Действительно, в условиях многопартийности только политические партии (а иногда их десятки), не находящиеся у власти, в полной мере отвечают критериям субъектов гражданского общества. Однако в демократических государствах нередка ситуация, когда законодательную и исполнительную власть осуществляют разные партии. В любом случае, к субъектам гражданского общества могут быть отнесены лишь партии, не находящиеся у власти.
Гражданское общество может существовать только в государстве, в котором создана многопартийность. Интересно, что в той или иной степени выпадение политической партии из сферы гражданского общества пока не грозит России, с ее несформированной партийной системой. Для России характерно образование партий из лиц, уже осуществляющих власть, и создание «партий власти», которые существуют до тех пор, пока их лидеры находятся у власти, и распадаются по мере ослабления «административного ресурса».
Некоторые авторы (например, В.А. Рыжков) к числу элементов системы гражданского общества относят местное самоуправление 202 , которое в научной литературе понимается как способность местного сообщества управлять собственными делами. В силу этого местное самоуправление - институт публичной власти, через который местное сообщество осуществляет разнообразную деятельность по решению вопросов местного значения на основе принципов самоорганизации и ответственности. Однако первичным элементом гражданского общества следует признать человека, вторичным - объединение людей, сообщество (группу).
Процесс образования местного сообщества в России характеризуется особенностями. Чаще всего он связан с протестом против действий государственной власти. Когда внешнего давления на граждан нет, не происходит и их объединения. Такие процессы в большей мере характерны для крупных городов, где разобщенность жителей выше, чем в деревнях.
Духовная сфера гражданского общества призвана обеспечить свободу мысли, слова, реальную возможность публично высказать свое мнение, самостоятельность и независимость творческих объединений. Она тесно связана с образом жизни людей, их нравственностью, творчеством, духовным совершенствованием. В этой сфере существуют общественные объединения деятелей культуры, образовательные, творческие союзы, объединения по интересам, религиозные организации.
Значительную роль в этом процессе сыграло принятие в 1993 г. Конституции РФ, согласно ст. 14 которой Российская Федерация является светским 202 государством. Никакая религия 2114 не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделе-
ны от государства и равны перед законом. Через четыре года конституционная норма о светском государстве практически дословно была воспроизведена в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» с дополнением, касающимся того, что не должно и вправе делать государство в лице своих органов:
- - не вмешиваться в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
- - не возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
- - не вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Федеральному закону от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
- - обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируется (государством посредством законодательного установления определенных гарантий) свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Следует особо отметить, что в преамбуле Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры; указывается, что в равной степени уважаются христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Действительно, Россия - государство многонациональное, что предопределило наличие в нем нескольких конфессий, в духовной жизни его общества представлены практически все мировые религии и ряд менее известных религиозных учений. Вместе с тем, исторически православие, заимствованное князем Владимиром в Восточной Византии, являлось, по сути своей, ведущей религией на территории России. В настоящее время эта тенденция хотя и ослаблена (в России свою роль и значение для верующих обрели ислам, буддизм, иудаизм и др. религии), но продолжает существовать. Православие (христианство кафолическое, восточного исповедания) было направлено на создание Русского централизованного государства и объединение народа вокруг великокняжеской власти, в силу чего православие превратилось в доминирующую религию преимущественно славянского и иного населения России, атрибутивно связанную с правящей властью.
В последние годы можно отметить положительную тенденцию пристального внимания Русской Православной Церкви к вопросам, связанным с правами человека. По мнению Уполномоченного по правам человека в РФ В. Лукина, «в России далеко не все благополучно с правами человека, и здесь открывается очень широкое поле для единства и сотрудничества Церкви и общества. Необходимо обсуждать эту серьезную проблему с таким расчетом, чтобы Русская православная церковь с ее великими традициями глубокого духовного размышления привнесла свой вклад в этот процесс». 2(16 Вместе с тем ценности веры, святынь, Отечества для большинства православных христиан стоят выше, чем права человека, даже право на жизнь.
Гражданское общество наиболее успешно формируется в светском государстве, в котором ни одна религия не провозглашается в качестве официальной или обязательной. Отделение церкви от государства должно предусматривать нейтралитет государства в вопросах веры, невмешательство органов государственной власти во внутрицерковные дела и соответственно невмешательство церкви в дела государства. Свобода религии как элемент свободы совести подразумевает право человека выбирать и исповедовать любую религию.
Особо следует отметить информационную систему гражданского общества. Она возникла во второй половине XX в. вместе с формированием так называемого информационного общества и бурным развитием СМИ и средств передачи информации на расстояние. Посредством сети «Интернет» происходит глобализация проникновения информации и в определенной мере переплетение институтов гражданского общества различных государств, их взаимопроникновение и взаимовлияние.
Субъектами гражданского общества, действующими в информационной сфере, являются негосударственные средства массовой информации. Их роль в государстве и гражданском обществе чрезвычайно важна. Средства массовой информации - это «глаза и уши» гражданского общества. СМИ призваны информировать гражданское общество о деятельности власти, о попытках ограничить права индивидов и общества, о незаконных действиях представителей власти. Именно через них гражданское общество осуществляет контроль над деятельностью государства. И именно они поддерживают «обратную связь» между государством и гражданским обществом, информируя органы власти об отношении населения к действиям власти и проблемах индивидов и их объединений, нуждающихся в помощи государства.
Различие структур гражданского общества и государства предопределяет разные способы правового регулирования частных и публичных отношений. В гражданском обществе действует принцип «разрешено все, что не запрещено», вмешательство государства в его сферу строго ограничено, 21)6 См.: Официальный сайт Московского патриархата Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru, «Владимир Лукин приветствует внимание Православной Церкви к проблеме прав человека» / По материалам конференции «Права человека и достоинство личности. Церковно-общественный взгляд», 28 февраля 2006 г.
закон может устанавливать правила только на будущее время, он не имеет обратной силы.
В публичной сфере действует принцип «все, что не разрешено, запрещено», поэтому статус органов государственной власти и должностных лиц, их компетенция подробно урегулированы законом. В публичном праве закон может иметь обратную силу, если государство в чем-то улучшает правовое положение лиц; закон должен иметь обратную силу, если он смягчает наказание за какое-либо правонарушение либо устраняет противоправность этого деяния. Взаимоотношения гражданского общества и государства сложились так, что первенствует государство, у которого сосредоточена политическая власть. Вместе с тем гражданское общество есть крупнейшая общественная сила, с которой государство не может не считаться.
Гражданское общество и правовое государство должны взять на себя функцию обеспечения прав человека и гражданина, разделив ее следующим образом: государство обеспечивает права гражданина (т.е. политические права), а гражданское общество - права человека (т.е. личные и социальные права) 21 ’ 7 . Важное условие функционирования гражданского общества предполагает наличие в менталитете граждан такой ценности, как свобода. Применительно к гражданскому обществу свобода понимается как невмешательство государства в частную жизнь граждан.
В связи с этим напрашивается выработка понятной и принимаемой обществом концепции российского конституционализма с учетом конечно российских особенностей и традиций. И конечно разработка на этой основе соответствующей сегодняшней реальности догмы российского права, которая будет способна надлежащим образом конкретизировать конституционно-правовые принципы и нормы, переводя их в плоскость практической правовой деятельности.
С ценностью свободы тесно связан принцип уважения к закону. Свобода одного человека, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Свобода, не подкрепленная законом, - это вседозволенность, способная породить, скорее, «войну всех против всех», нежели цивилизованные отношения гражданского общества.
Для развития гражданского общества необходима активная позиция россиян. К.С. Гаджиев по этому поводу заметил: «...о возникновении гражданского общества можно говорить, когда появился гражданин как самостоятельный, сознающий себя таким, индивидуальный член общества, наделенный правами и несущий ответственность» . Свидетельством реально существующего гражданского общества будет действительная выборность представителей власти, информационная прозрачность расходования бюджетных средств, а также сокращение числа государственных служащих и ослабление их роли в управлении страной, в том числе передача их функций общественным организациям 204 . А.Г. Троегубов видит в гражданском обществе структурированную систему межличностных отношений и порожденных ими частных интересов .
Другие авторы полагают, что гражданское общество - это сумма инициатив, которые выступают в качестве не только проблем, но и вариантов их разрешения . Гражданское общество можно также представить как способ устранения проблем путем использования инициатив, талантов, возможностей людей - в индивидуальном смысле, или в виде сообществ, предприятий, общественных организаций. Общество становится гражданским лишь тогда, когда в нем признается самоценность гражданина, личности, а государство становится средством всестороннего развития человека .
Данное теоретическое разнообразие в определении системных качеств гражданского общества объясняется постепенностью процесса укрепления демократических структур в их долгом противоборстве с абсолютизмом и утверждения правового государства. Гражданское общество есть важнейшая составляющая демократического государства. Степень развития гражданского общества отражает уровень развития демократии. Уровень развития демократии зависит от того, в какой мере развито гражданское общество, а стабильность демократического процесса - от того, в какой мере политические институты отражают потребности гражданского общества, своевременно реагируя на протекающие в нем процессы.
В современной России идея гражданского общества стала парадигмой, определяющей направление общественных реформ. При этом совокупность общественных отношений может быть условно подразделена на три сферы: политическую (государственную) сферу, сферу отношений в рамках гражданского общества, сферу отношений частной (личной) жизни.
Если первые две сферы подлежат правовому регулированию, то сфера частной (личной) жизни правовому регулированию не подлежит и подвергается ему только в части установления норм о ее охране. Сфера частной (личной) жизни не входит в общественные отношения в рамках гражданского общества, поскольку она должна быть свободна от любого вмешательства извне, как государственного, так и общественного: это сфера личностных дел и отношений индивида. Таким образом, гражданское общество можно определить как совокупность общественных отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, религиозных) между индивидами и их объединениями, возникающих по поводу реализации гражданами своих прав и свобод и находящихся вне рамок политических (государственных) и частных (личных) отношений .
Термин «гражданское общество» во многом условен и происходит от слова «гражданин», хотя состав участников гражданского общества не исчерпывается гражданами конкретного государства. Возникновение этого термина часто связывают с противопоставлением слов «гражданин» и «подданный». Отношения гражданина и государства - это отношения равных субъектов, в отличие от этого отношения государства и подданного - это отношения власти и подчинения, причем власти почти абсолютной. Здесь государство имеет по отношению к подданному только права, а подданный по отношению к государству - лишь обязанности. Гражданское общество возникает там и тогда, где и когда подданные становятся гражданами, когда они осознают свой реальный статус и особенности своих отношений с государством, наличие неотъемлемых прав и свобод, которое государство обязано соблюдать и охранять, наличие не только обязанностей, но и прав гражданина перед государством и государства перед гражданином.
Например, В.Е. Чиркин вообще считает неудачным термин «гражданское общество», в качестве одного из основных аргументов своего суждения приводя примеры отсутствия этого понятия в современных конституциях 214 . Вместе с тем, как отмечают В.В. Бойцова и Л.В. Бойцова, вряд ли этот аргумент можно признать бесспорным, поскольку создатели современных конституций могут быть привержены традиционным представлениям и юридической (конституционно-правовой) терминологии 215 .
Как верно отмечает С.В. Калашников, несмотря на различные концепции и подходы к пониманию гражданского общества и раскрытию его сущности, в их теориях наблюдаются некоторые общие критерии, выражающиеся в отождествлении государства и гражданского общества, необходимости заключения общественного договора между людьми в целях установления порядка и развития цивилизованного общества. Многие ученые- философы считают его важнейшим условием формирования гражданского общества 216 . Между понятиями «общество» и «гражданское общество» нельзя ставить знак равенства: второе значительно уже первого и «моложе» на много сотен лет 217 .
Анализ литературы по проблеме гражданского общества свидетельствует о том, что должного исследовательского внимания она еще не получила 218 . Возможно, это связано с тем, что заявленная идея не имела надлежа-
- 2.4 См.: Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М, 1999. С. 135.
- 2.5 См.: Бойцова В.В, Бойцова Л.В. Конституционное право в российской правовой системе / Общественные науки и современность. М.: Наука, 1993. Серия 6.
- 2.6 См.: Калашников С.В. Конституционные основы формирования гражданского общества в Российской Федерации: Дисс.... докт. юрид. наук. М., 2001. С. 20-22.
- 2.7 См.: Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1981. С. 3,4.
- 2.8 См., напр.: Гражданское общество: теория, история, современность. М., 1999; Канетти Э.
Масса и власть. М., 1997; Кассирер Э. Избранное: Опыт о человеке. М., 1998; Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998; Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996; Будь лицом: ценности гражданского общества. В 2-х томах. Томск, 1993; Гаджиев К. Гражданское общество и правовое государство // Мировая
экономика и международные отношения. 1991. № 9; Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 1992. № 6; Одинцова А.В. Гражданское общество: щего концептуального оформления, а значит, не сложился уровень метатеории, принимаемый в юриспруденции как аксиома . До сих пор отсутствует онтологический статус гражданского общества.
Есть авторы, которые менее уверенно высказывают мысль о том, что феномен гражданского общества, как творчество и продукт эпохи Нового времени, продолжает существовать и ныне . Иные полагают, что идея гражданского общества никогда не обретала своего опредмеченного состояния, не выходила за рамки идеала . Другие пытаются рассматривать феномен гражданского общества в отрыве от института государства, определяя гражданское общество как «ту ткань нашей совместной с другими жизни, которая для своего поддержания не нуждается в государстве, поскольку создается за счет низовых инициатив, опираясь на рынок и обществен-
Появление гражданского общества, как отмечает Э. Геллнер, размыкает связь социальной жизни н авторитета власти. В отличие от государства, гражданское общество не претендует на статус священного института; оно изначально аморфно и плюралистично, самоиронично и самокритично .
Гражданское общество - это объединение свободных, независимых индивидов, обладающих определенными правами и способных эти права защитить . Для гражданского общества характерны три особенности. Во- первых, наличие множества ассоциаций, центров социальной власти. В этом смысле гражданское общество несовместимо с жесткой, единовластной государственной машиной. Во-вторых, относительная независимость этих центров социальной власти. В силу способности к самоорганизации они противятся контролю со стороны государства. И, в-третьих, чувство гражданской ответственности, а также правовое поведение и активная гражданская позиция - все это необходимые элементы подлинно гражданского общества .
Говоря о гражданском обществе, следует исходить из понятия человека и гражданина, т.е. его прав и свобод, как из основной детерминанты политической системы общества, которое стремится быть демократическим. В этих условиях многократно возрастает ответственность каждого члена общества за принимаемые им решения, усиливается значение гражданской культуры. Без гражданской культуры говорить о гражданине как самоценной личности в современном значении этого слова, а значит и о гражданском обществе, бессмысленно. Гражданская культура является отражением всего многообразия общественной жизни, гражданских прав и оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина. Это понятие передает уровень осознания индивидом общественных задач, социальных проблем, его активности в деле претворения их в жизнь .
В целях наиболее эффективного и полного исследования институтов гражданского общества, а также основных направлений государственноправового механизма их формирования и поддержки в России классифицируем институты гражданского общества по сфере и специфике осуществляемой ими деятельности на три вида:
- 1) институты гражданского общества в сфере оказания квалифицированной юридической помощи - адвокатура, общественные объединения адвокатов, нотариат;
- 2) институты гражданского общества в политической сфере - политические партии;
- 3) институты гражданского общества в социально-экономической и культурной сферах - некоммерческие общественные организации, общественные движения, общественные фонды, учреждения, профессиональные союзы, средства массовой информации, институты собственности, образования, местного самоуправления (сообщества), а также церковь (религиозные организации, конфессиональные объединения).
Однако помимо данной классификации в качестве отдельной категории институтов, по своей правовой природе не относящихся к гражданскому обществу, но действующих на его «поле», следует выделить государственные образования, содействующие формированию и поддержке институтов гражданского общества: 22Н институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Совет при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования правосудия, Совет при Президенте Российской Федерации по взаимодействию с религиозными объединениями, Общественный Совет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации .
Если эта классификация и не полна, то все же довольно представительна, чтобы показать, что теоретически у власти есть из чего выбирать и есть из кого вербовать себе партнеров.
Важно заметить, что строительство гражданского общества, демократического, правового государства - это не только внутриполитическая потребность, но и внешняя необходимость, которая диктуется развитием России в условиях глобализации мира . В сущности, при всем разнообразии мир един в том, что подлинный прогресс существует только там, где созданы общественные условия для раскрытия главного ресурса цивилизации - человека. Мир в настоящее время более взаимосвязан, чем в прежние времена. Поэтому Россия, как верно отмечает В.Н. Влазнев, может стать равноправным партнером в мировом прогрессивном сообществе только тогда, когда станет страной демократической, правовой, с развитыми экономическими отношениями, высоким культурным и духовным потенциалом гражданского общества .
Гражданское общество в условиях современного индустриального развития представляет собой сферу «организованного» экономического, политического и идеологического плюрализма. Организованный плюрализм означает, что общество складывается не столько из деятельности индивидов, сколько из взаимодействия организованных по интересам объединений, малых и средних социальных групп и иных естественно складывающихся ассоциаций. Таким образом, возникает «корпоративноструктурированное общество», в котором основной ячейкой и наиболее узкой группой является семья, а на более высоких структурных уровнях функционируют более широкие группы и объединения и, наконец, наиболее высоким уровнем объединения по интересам выступает «государственно организованное сообщество».
Современное государство, выступающее как защитник общего интереса, учитывает в своей управленческой деятельности интересы этих «безвластных» групп. В то же время модель «коллективно-либерального общества», если бы она соответствовала действительности, исключала бы возможность представительства интересов этих групп в общем интересе, понимаемом как результат естественного взаимодействия сталкивающихся групповых интересов. Таким образом, как верно отмечает В.Н. Влазнев, существует определенное противоречие между «коллективно-либеральной моделью саморегулирования», в соответствии с которой всеобщий интерес включает в себя интересы отнюдь не всех, а главным образом наиболее активных социальных сил, и государственным регулированием в соответствии с таким пониманием всеобщего интереса, которое предполагает необходимость учитывать, хотя бы минимально, интересы всех .
Система гражданского общества отличается развитой структурой. В эту систему входят следующие основные компоненты: 1) гуманитарный (человеческий состав общества - свободные индивиды); 2) социальный (социальное деление общества на социальные группы, слои, классы); 3) экономический (экономический строй общества - формы и отношения собственности, производства, обмена, потребления и т.д.); 4) духовный (наука, образованне, культура, религия и т.д.); 5) информационный (средства и формы информации, общественное мнение и т.д.); 6) территориальноуправленческий (местное самоуправление); 7) организационный (разнообразные формы общественных объединений).
На основании изложенного сделаем следующие выводы.
Во-первых, гражданское общество является источником легитимности политических сил, стоящих у власти; контакты с организациями гражданского общества представляют для государства крупномасштабный источник информации о состоянии общества, его интересах, настроениях, об отношении к господствующей политической власти; в сложные исторические периоды (экономические кризисы, войны) гражданское общество, как правило, становится мощной силой, поддерживающей государство.
Во-вторых, особенностью гражданского общества является заложенное в его институтах внутреннее противоречие: доминирующий в них частный интерес, развивая социальную и экономическую активность индивидов, осознание ими своих прав и интересов, личностной индивидуальности, неизбежно порождает их конкуренцию и противостояние в различных негосударственных сферах (экономической, социальной, культурной). Это внутреннее противоречие становится движущей силой развития гражданского общества, прогресса общества и государства.