Страшные пауки. Фото и описание самых больших и страшных пауков в мире
Разговаривая про достопримечательности Египта обычно вспоминают Пирамиды Гизы, Сфинкса ну возможно еще долину Царей, музей в Каире.. А вот про этот знаменитый памятник ушедшей цивилизации лично я слышу первый раз. Буду исправлять свой пробел в знаниях, а кому интересно - присоединяйтесь
Пещерный храм в Абу-Симбеле относится к числу самых известных памятников древнеегипетской культуры. Громадные, 20-метровой высоты изваяния фараона Рамсеса II Великого, обрамляющие вход в храм, стали сегодня такими же символами Египта, как пирамиды и сфинкс. Строительство пещерных храмов получило во время правления Рамсеса II широкое развитие, но Абу-Симбел превосходит собой все другие подобные сооружения.
Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный фараону Рамсесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II Нефертари-Меренмут.
Сегодня Абу-Симбел, вероятно, наиболее исследованный памятник Древнего Египта. Дело в том, что в конце 1950-х годов, во время строительства Асуанской гидроэлектростанции, Абу-Симбел оказался на территории будущего водохранилища. Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника, включая создания подводного стеклянного купола над храмом. Но в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Эта беспримерная акция, проводившаяся под эгидой ЮНЕСКО, была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран мира.
Вплоть до начала XIX века храмы Абу-Симбел были затеряны в песках пустыни. Только 22 марта 1813 года швейцарский историк Иоганн Людвиг Буркхардт, высадившись на берегу Нила, натолкнулся на храмовый комплекс.
Свои впечатления от увиденного историк выразил в своих записях так: “Моему взору открылись статуи вытесанные в скале. Все они были наполовину занесены песком… Однако Рамзес увековечил не только себя, но и свою любимую жену Нефертари. Черты лица его супруги запечатлены на статуях у входа в её храм”.
Исследователи, во время этих работ тщательно изучившие памятник, были поражены тем огромным комплексом знаний, которыми обладали древнеегипетские зодчие. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта - слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки: от красного до розового и лилового.
Абу-Симбел построен во вторую половину эпохи Нового царства и в нем уже чувствуется начало упадка древнеегипетского искусства. Затевая в 1260-х годах до н. э. строительство храма, зодчие исходили из принятых традиций оформления гробниц, но гигантские размеры храма порождали свои трудности.
Вход в Большой храм Абу-Симбела ориентирован на восток. Первые лучи солнца, освещая фасад, проникают во внутреннее пространство - сначала в первый зал, с четырехгранными колоннами-столбами и статуями фараона в образе бога Осириса, затем во второй зал, и далее - в святилище. В его самом дальнем конце располагались статуи богов и фигура фараона Рамсеса II. Два раза в год лучи восходящего солнца падали на статуи Рамсеса, Амона и Ра-Хорахте; четвертая фигура, бога Птаха, не освещалась никогда: Птах - владыка подземного мира, и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.
Несмотря на то что Большой храм, помимо обожествленного фараона, был посвящен еще трем богам, вся идея сооружения состояла в возвеличивании Рамсеса II всеми возможными средствами. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона, только невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамсеса II. Эти изображения сидящего фараона портретны! Как мастерам удалось при таких масштабах статуй, высеченных из твердого песчаника, умудриться сохранить портретное сходство? Это же поразительно! И дело не столько в том, насколько похож или не похож изображенный ими фараон на себя - восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их можно было, только в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.
Громадные статуи Рамсеса были издалека видны всем плывущим по Нилу. А когда над горизонтом появлялись первые лучи солнца, колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссиня-черных отбрасываемых ими теней.
Образ великого фараона господствует в храме Абу-Симбел. Сразу же за дверями, в первом помещении храма, посетителя встречают восемь фигур фараона Рамсеса в облике бога Осириса. Они стоят по четыре с каждой стороны. Стены и потолки внутренних помещений храма покрывают росписи и раскрашенные рельефы, относящиеся к лучшим образцам искусства Древнего Египта позднего периода.
Рельефы храма Абу-Симбел выделяются своей динамикой, экспрессией движений и поз. Их авторами были фиванские скульпторы Пиаи, Панефер и Хеви. Сюжеты рельефов посвящены жизни и подвигам Рамсеса II: вот фараон повергает к стопам богов толпы пленников - белокожих ливийцев и темнокожих нубийцев, вот он безжалостно убивает их перед лицом богов… Грандиозные картины повествуют о войне Рамсеса II с хеттами. Замечателен рельеф, изображающий сцены битвы при Кадеше: мчащийся на колеснице фараон резким движением натягивает лук, целясь в перепуганных врагов; на стенах вражеской крепости кипит бой, со стен валятся поверженные воины; пастух поспешно угоняет скот, боясь, что он станет добычей египтян. Беспомощно поднятой рукой пастух как бы пытается загородиться от грозящей опасности…
Ярусом выше находится композиция «Фараон Рамсес предстоит перед богами». Она резко отличается от «Битвы при Кадеше» - здесь все подчинено вечности. Вся композиция картины подчинена сложной ритуальной символике, фигуры подчеркнуто торжественны и неподвижны.
Малый храм Абу-Симбела посвящен богине Хатор. Он намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, выполненных в полный рост. Между статуями фараона Рамсеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут. Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему в лучах солнца создается игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал это божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари».
В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед ней был изображен фараон Рамсес II, находившийся как бы под защитой богини.
Сегодня спасенный усилиями всего человечества от затопления храм Абу-Симбел стал местом паломничества туристов со всего мира. Это чудо древнеегипетского искусства сегодня одновременно является и памятником тем гигантским усилиям, которые предприняли люди из пятидесяти стран, чтобы спасти Абу-Симбел. Что ж, как сказал по этому поводу президент Египта Анвар Садат, «народы способны творить чудеса, когда они объединяются с добрыми намерениями».
Фасад храмов высечен в скале, высотой 31 метр и шириной в 38 метров. Колоннами фасаду служат четыре статуи фараона, изображённого сидячим на троне. Высота этих статуй около 20 метров, а голова каждой из этих скульптур достигает 4 метров! Над фасадом высечен орнамент в виде бабуинов.
Всего обезьян насчитывается 22 штуки, каждая ростом под 2,5 метра.
Войдя в храм, мы окажемся в погруженном во тьму зале, который предшествует святилищу. Зал имеет размеры сторон в 18 и 16,7 метров. В центре помещения расположено 10 колонн изображающих бога Осириса, но с чертами лица фараона Рамзеса II.
Почти весь год помещения храма погружены в полумрак, но дважды в год (22 февраля и 22 октября - день рождения фараона и день его коронации), на рассвете, лучи солнца всё таки разрезают тьму храмов и освещают статую самого Рамзеса II. Солнечный луч всего на несколько минут задерживается на лице фараона, но по словам многочисленных туристов, наплыв которых Абу-Симбела переживает в эти дни, каменное лицо фараона озаряет улыбка…
Подобный оптический эффект возможен благодаря невероятно точным расчетам древнеегипетских звездочётов и жрецов, которые занимались проектированием и строительством храмов 33 века тому назад. Всего два дня в году, всего на несколько минут!
Несмотря на то что храмовый комплекс Абу-Симбел не такой древний, как египетские пирамиды, интерес со стороны туристов к нему нисколько не меньше. Например, в вышеупомянутые два дня в году, перед входом в храм может наблюдаться очереди до пяти тысяч человек!
Кликабельно,
Панорама
Хотя храмы Абу-Симбел и простояли в песках больше 3000 лет, в 60-е годы прошлого века над ними нависла реальная угроза в виде затопления. После революции 1952 года начались работы по проектированию второй плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. В 1959 году началась кампания по спасению исторического наследия. Благодаря международной поддержке руины храмов удалось спасти путём перемещения на новое место.
Во избежание затопления культурного наследия было решено разобрать Абу-Симбел по частям и собрать заново в новом месте. Для этого храмы были распилены на 1036 блоков, вес которых достигал от 5 до 20 тонн. Все они были пронумерованы и перевезены на новое место.
Далее блоки были заново просверлены, а в отверстия был закачан смолистый состав, который призван был укрепить каменистую структуру блоков. Часть за частью, как мозаику, храмы снова были собраны и накрыты полым железобетонным колпаком, на который был насыпан холм. Получилось настолько гармонично, что казалось что Абу-Симбел на этом месте и находился всё это время. Вся операция по переносу храмов заняла три года в период с 1965 по 68 годы.
Исследователи, изучая памятник во время этих работ, были поражены огромным объемом знаний, которые использовали древнеегипетские мастера для создания столь грандиозного сооружения. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта — слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки.
Новое местоположение храмов — в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций.
Согласитесь, на стенах довольно прикольные картинки если учесть времена их написания.
Фотографии в альбоме «Ранакпур » h ttp://мастер ок.жж.рф на Яндекс.Фотках
Рамзес побеждает врагов
Монументальные храмы Абу-Симбела - яркое свидетельство того, насколько искусными строителями были древние египтяне и какими колоссальными знаниями в области архитектуры и астрономии они обладали. Расположенные на западном берегу озера Насера, эти архитектурные памятники являются одной из визитных карточек Египта.
Небольшая деревня
Эта небольшая деревня расположилась на границе Египта с Суданом. Здесь не найти множества развлекательных заведений, но это не мешает тысячам туристов ежедневно посещать Абу-Симбел. Именно на его территории расположились два уникальных, высеченных в скале храма первой половины XII века, построенных Рамзесом II; один - в честь своей победы над хеттами, другой - в знак нежных чувств к своей жене Нефертари. Они называются, соответственно, «Большой» и «Малый».
Этот уникальный комплекс не менее популярен среди туристов, чем знаменитые пирамиды Гизы и Луксор.
Где находится
Памятник архитектуры расположен вблизи границы Египта и Судана, в исторической области Нубии, в 285 южнее административного центра мухафазы (провинции) Асуан.
Карта Абу-Симбела
Как добраться
Существует несколько способов увидеть эту достопримечательность:
- Самолетом . Для этого предназначены ежедневные очень ранние рейсы ЕgyptAir из Каира и Асуана.
- Автобусом. На него или на маршрутку можно сесть в Асуане. Длительность поездки не менее четырех часов, поэтому проверить исправность кондиционера в транспорте будет не лишним.
- Речной транспорт. Из Асуана курсирует круизный кораблик, на котором по Нилу можно добраться до места назначения.
Египет открыт для туристов круглый год. А для поездки в Абу-Симбел оптимально подходят все сезоны, кроме летнего. В сорокаградусную жару знакомство с этими великолепными сооружениями может превратиться в настоящую муку.
Когда лучше ехать: о погоде
Пик интереса к храмам со стороны туристов приходится на март и сентябрь. Это не случайно. Фараон родился 20 октября, а коронован был 20 февраля. Именно в эти дни без двух минут шесть луч восходящего солнца творит со статуями настоящие чудеса. Он проникает сквозь все комнаты храма и на несколько минут задерживается на лице фараона в последнем зале, создавая впечатление, будто бы Рамзес II улыбается.
Лучшие достопримечательности и экскурсии
Ежедневно, чтобы увидеть этот величественный памятник могуществу Рамзеса II, сюда приезжают сотни туристов. Множество турфирм предлагают однодневные экскурсии в этом направлении или более продолжительные туры по достопримечательностям Египта с обязательным посещением Абу-Симбела.
В 1960-е годы уникальные сооружения на берегу Нила могли быть подвержены затоплению из-за строительства второй плотины вблизи Асуана. Международные организации не могли допустить разрушения всемирного культурного наследия. В период с 1965 по 1968 год они были распилены на отдельные блоки и перенесены на новое, возвышенное место дальше от реки. Специалисты, работающие над этим масштабным проектом, позаботились о том, чтобы новое расположение архитектурного памятника в точности повторяло старое. Таким образом, увидеть уникальный солнечный феномен можно все так же дважды в год.
Этот храм называется Большим. Возводя это масштабное строение, Рамзес II посвятил его не только собственной персоне, но и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху. Но, несмотря на это, центральная фигура всего сооружения - сам фараон. Все, начиная с фасада храма, где восседают четыре двадцатиметровых фигуры Рамзеса II, и заканчивая самым дальним помещением, где также размещена его статуя, свидетельствует о его могуществе и величии.
Стены всех четырех залов храма покрыты рельефами, изображающими сцены победоносных сражений Рамзеса II, и исписаны текстами, восхваляющими фараона. Потолок поддерживают ряды величественных колонн, образуя так называемый гипостиль, типичный для древнеегипетской архитектуры.
Нефертари - единственная жена фараона, которой выпала честь быть изображенной на фасаде храма. В Древнем Египте это был уникальный случай.
В ста метрах севернее от Большого храма построен символ любви фараона к своей прекрасной жене Нефертари - Малый храм. Также это сооружение призвано возвеличивать Богиню Неба Хатор, изображавшуюся в виде женщины с головой коровы.
На фасаде здания расположены шесть скульптур жены фараона. Ее фигура расположена по центру в каждой тройке.
Малый храм также выполнен в гипостильном виде. В его глубине расположено святилище со статуей Богини Неба. Все скульптурные сооружения храма Нефертари вдвое меньше, чем скульптуры Большого Храма.
Как насчет ночной жизни и развлечений
Главное развлечение в этой небольшой деревне связано с его основной достопримечательностью - храмами Рамзеса и Нефертари. С 2000 года здесь проводится невероятное представление под названием «Звук и свет». Шоу сопровождается не только световыми эффектами, но и текстом. Туристы получают в аренду наушники и, выбирая понятный им язык, наслаждаются шоу.
Где жить и что поесть
Абу-Симбел - небольшая деревня, на территории которой расположена всего одна, хоть и такая значимая, достопримечательность. Именно поэтому здесь не встретишь большого разнообразия отелей и ресторанов.
Если вы планируете увидеть светозвуковое шоу, вам придется позаботиться о ночлеге в Абу-Симбеле. Представление начинается поздно вечером, так что в рамках однодневной экскурсии посетить его не удастся.
Отели
Чтобы туристы могли остановиться на ночь рядом с храмами, есть два отеля разной ценовой категории. Nefertari Hotel Abu Simbleотносится к классу 4 звезды и расположен почти в четырех километрах от центра населенного пункта. Здесь можно снять номер для некурящих и заказать трансфер от/до аэропорта.
Также туристы могут пользоваться услугами ресторана и парковки. На территории комплекса есть возможность арендовать конференц-зал. Отдыхающим предоставлен безлимитный интернет. Стоимость номера в сутки составляет около 100 у. е.
Tuya hotel предлагает апартаменты на порядок дешевле, ночь в отеле обойдется туристу в 60 у. е. За эти деньги отель предлагает следующие услуги: свободный интернет, стоянка, ресторан, аренда конференц-зала, возможность заказать трансфер до/из аэропорта, вечерняя развлекательная программа.
Рестораны и кафе
Кроме ресторанов в отелях, желающие вкусно поесть могут посетить ресторан Eskaleh Eco Lodge. Это заведение предлагает меню из традиционных блюд африканской кухни по привлекательным ценам.
Вкусная еда и уютная атмосфера ждут туристов в Alaa al-Rahman Restaurant, а поклонники изысканной кухни найдут для себя много интересных блюд в меню ресторана Ramsis.
Flower Nubia Cafe - единственное кафе в деревушке. Здесь туристам предложат огромный выбор всевозможных сортов чая, кофе и вкусную еду. Также это место славится своим отменным кальяном.
Перенос Абу-Симбела остается самым дорогостоящим проектом ЮНЕСКО.
Несмотря на то что добраться до Абу-Симбела непросто, это место вполне заслуживает затраченных усилий и времени. Уникальные скальные храмы Нубии не могут не очаровать путешественника своим величием. Они призваны не только напомнить людям о могуществе фараона и о его любви к своей жене. Храмы - живое свидетельство того, какими грандиозными знаниями и умениями обладали люди того времени.
Храмы в Абу Симбеле относятся к числу наиболее выдающихся памятников древнеегипетской архитектуры. Громадные, 20-метровой высоты изваяния фараона Рамсеса II, обрамляющие вход в храм, стали сегодня такими же символами Египта, как пирамиды и сфинкс. Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный фараону Рамсесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху; и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II Нефертари-Меренмут.
Место расположения храмов в Абу Симбеле
Абу Симбел - небольшой городок в середине Нубии, расположенный почти на границе с , в 280 км южнее Асуана. Нубия - историческая область в среднем , от первого нильского порога у Асуана на севере и почти до суданской столицы Хартум на юге. Подлинная жемчужина Нубии - храмы Абу Симбела.
История храмов в Абу Симбеле
Абу Симбел сооружен во вторую половину эпохи Нового царства и является историческим культурным свидетельством начала упадка древнеегипетского искусства. Затевая в 1260-х годах до н. э. строительство храма, зодчие исходили из принятых традиций оформления гробниц, однако гигантские размеры храма порождали определенные трудности.
Большой храм, фараона Рамсеса II, и малый, его жены Нефертари, были вырублены в скале в XIII веке до н. э. Рамсес приказал соорудить большой храм в Абу Симбеле в ознаменование его победы над хеттами. Поскольку войскам фараона покровительствовали три бога - Амон, Ра и Птах, Рамсес велел изобразить их, а заодно и себя, в фасадных статуях. Несмотря на то, что Большой храм, помимо обожествленного фараона, был посвящен трем богам, вся идея сооружения - это, прежде всего, возвеличивание самого Рамсеса II. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона - только невообразимых размеров. Вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты, фигуры Рамсеса II. Мастерам удалось при этих масштабах статуй сидящего фараона, высеченных из твердого песчаника, сохранить портретное сходство. Поражает и восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь сделать их можно было, только в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.
Фронтон храма находится во власти четырех гигантских статуй, каждая из которых высотой в 20 метров, в то время как фасад - более 35 метров в ширину и 30 метров в высоту. Все эти 4 статуи изображают фараона. Изумляет абсолютная схожесть этих изваяний, они идентичны и расположены на удалении в 4 метра одна от другой.
Короля сопровождают несколько его жен, сыновей и дочерей (их у фараона было более 200), которые имеют намного меньший размер и располагаются у его ног.
Прямо над входом в храм, в маленькой нише - изваяние бога Ра. Вершина фасада коронована барельефом во всю ширину фасада. Центральный вход ведет в большой зал с массивными колоннами в виде статуй по бокам.
Внутри храм представляет собой четыре последовательно уменьшающихся прямоугольных зала с подсобными боковыми помещениями. В первый зал впускали всех, во второй - только «благородных», в третий - жрецов. В последний маленький зал входил лишь сам фараон со свитой. Там установлены четыре скульптуры, выполненные по тому же принципу, что и у входа в храм: боги Амон, Ра и Птах с лицами Рамсеса II и, конечно, сам фараон. Большой зал просторен и высок. Все его стены и колонны от пола до потолка покрыты цветными и текстами.
В 60-х годах была проведена уникальная операция - храмы в Абу Симбеле были аккуратно распилены и перенесены на новое более высокое место - сейчас они стоят на 64 м выше и на 180 м дальше от берега, иначе их поглотило бы Насера, появившееся после возведения .
22 сентября 1968 года храмы в Абу Симбеле вновь были открыты для всеобщего обозрения. Всё до последней мелочи здесь было таким же, как и на старом месте.
(араб. أبو سمبل; англ. Abu Simbel temples)
Объект ЮНЕСКО
Часы работы: ежедневно с 6.00 до 17.00.
Как добраться: до Абу-Симбел, проще всего, добраться из Асуана, надо сесть на автобус (ехать около 3-ёх часов). Чтобы попасть на этот автобус (он ежедневно совершает по этому рейсу около 5 поездок), нужно доехать до автовокзала в Асуане, на севере города.
До Абу-Симбел можно добраться и на круизном кораблике по Нилу, самостоятельно или в составе экскурсий. Также, экскурсионные туры по Нилу проводятся из Луксора и Каира (занимают несколько дней).
Из Луксора можно добраться по железной дороге до Асуана (ежедневно ходят поезда со спальными вагонами), а далее из Асуана до Абу-Симбел на автобусе. Можно до Абу-Симбел добраться и из Хургады на автобусе. Но, дорога длинная и утомительная, придётся провести в пути не менее 13-ти часов в одну сторону.
Вариант с арендой автомобиля до Абу-Симбел – невозможен. С появлением правил о конвоях в Египте, иностранцы могут передвигаться по этой дороге, исключительно, в составе конвоя. Кроме того, иностранца на автомобиле не пропустят через блок-посты.
Абу-Симбел – это скала на западном берегу Нила, примерно, в 300 км от Асуана, в сердце нубийской территории, почти, на границе с Суданом. Именно здесь находится самая красивая и грандиозная постройка величайшего египетского фараона – два удивительных храмовых комплекса, вырезанных прямо в скале.
Храмы Абу-Симбел были посвящены трём египетским богам – Амону-Ра, Хармакису и Птаху. Но, на самом деле версий постройки этих храмов великое множество. Одни предполагают, что эти храмы были воздвигнуты, исключительно, для прославления в веках его строителя – фараона Рамсеса II Великого. Другие утверждают, что храмы были построены в честь победы фараона над хеттами и его необыкновенной любви к своей единственной жене – красавице Нефертари.
Версий много, но суть одна – Храмы Абу-Симбел претворяют в жизнь самые смелые фантазии архитекторов. Они уступают Египетским пирамидам по древности, но по красоте и интересу со стороны туристов, скорее превосходят. Это самые знаменитые и масштабные нубийские храмы.
Храмы вырублены в скале из мелкозернистого песчаника. Один из храмов, большой, воздвигнутый в честь самого царя Рамсеса II, другой, малый, был воздвигнут в честь его жены, царицы Нефертари. Оба храма гармонично вписываются в окружающий ландшафт и смотрятся, как единый архитектурный ансамбль.
Большой Храм Абу-Симбел производит самое сильно впечатление. Колоннами фасаду служат четыре исполинских статуи фараона, изображённого сидящим на троне. Высота этих статуй около 20 метров (!!!), а голова каждой из этих скульптур достигает 4 метров! Громадные статуи Рамсеса II издалека видны всем плывущим по Нилу. Над фасадом высечен орнамент в виде обезьян, которых насчитывается 22 штуки, каждая ростом под 2,5 метра (!).
Вход в Большой Храм Абу-Симбел ориентирован на восток. Войдя в храм, посетители оказываются погружёнными во тьму зала, который предшествует святилищу. В первом помещении храма посетителя встречают восемь фигур фараона Рамсеса в облике бога Осириса. Они стоят по четыре с каждой стороны. Примечательно, что лица статуй богов копируют изображения лиц царственной семьи.
В Большом Храме Абу-Симбел хорошо сохранились исторические изображения и надписи, на которых изображён фараон, поклоняющийся самому себе, как божественный образ, которому поклоняется фараон-человек. Интересен сюжет рельефа, в котором фараон Рамсес II повергает толпы пленников – белокожих ливийцев и темнокожих нубийцев, и безжалостно убивает их перед богами. Композиция подчинена сложной ритуальной символике.
Весь год помещения храма погружены в полумрак, но два раза в год (22 февраля – в день рождения фараона и 22 октября – в день его коронации), на рассвете, лучи солнца разрезают тьму храмов и освещают статую самого Рамсеса II. Солнечный луч на несколько минут задерживается на его лице, и в эти минуты каменное лицо фараона словно озаряет улыбка…
В эти дни в Большом Храме Абу-Симбел собирается до несколько тысяч (!) человек, чтобы собственными глазами увидеть удивительный оптический эффект, полученный в результате точнейших расчётов древнеегипетских звездочётов и жрецов, спроектировавших храм 33 века тому назад (!!!) так, что луч солнца светит точно на лицо фараона Рамсеса II.
Интересен и тот факт, что статуя Птаха никогда не освещается солнечными лучами. И, действительно, Птах, это – Бог Тьмы, поэтому, он всегда в тени.
Рамсес II, яро заботившийся о собственном прославлении, приказал построить рядом со своим храмом, другой храм, гораздо меньших размеров (длиной не более 10 метров), посвящённый своей супруге Нефертари. Надо сказать, что ранее в Египте, ни одна супруга фараона никогда не была изображена на фасаде храма, и только жена Рамсеса II удостоилась этой чести.
Малый Храм Абу-Симбел находится, всего, в 100 метрах к северу от Большого Храма и посвящён он богине Неба – Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II – Нефертари. Он значительно проще и скромнее Большого храма, и состоит из колонного зала и святилища с тремя нишами.
Фасад Малого храма украшают шесть статуй, высеченных горельефом. С каждой стороны расположены по два изображения царя и по одному – царицы. Скульптуры стоят в глубоких затенённых нишах, из-за чего, в лучах солнца создаётся игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур.
На одной из колонн Малого Храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал этой божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари». Внутри Малого храма, в центральной нише, стояла статуя богини Хатор, в образе священной коровы.
Храмы Абу-Симбел пережили много за свои долгие века. В 1960 году власти Египта начали строительство плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление.
Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника. В результате решили разобрать храмы по частям и перенести их на более высокое место. Процесс переноса храмов занял 4 года – с 1964 по 1968 год.
Храмы были распилены на 1 036 блоков, каждый весом от 5 до 20 тонн, пронумерованы, перевезены и собраны на новом месте, в 200 метрах дальше от реки. Также, сюда привезли 1 112 блоков, вырезанных из скал, которые окружали храмы. В просверленные, в блоках, отверстия, закачали смолистый состав для укрепления структуры камня. Храмы были воспроизведены с точностью до малейших деталей на новом месте.
Исследователи, тщательно изучавшие Храмы Абу-Симбел, в процессе распиливания и их переноса, заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте, а самые твёрдые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй.
Спасённые усилиями всего человечества от затопления, Храмы Абу-Симбел одновременно являются и памятником тем гигантским усилиям, которые предприняли люди из пятидесяти стран. Президент Египта Анвар Садат сказал по этому поводу: «Народы способны творить чудеса, когда они объединяются с добрыми намерениями». Спасение Абу-Симбел – это самый дорогой проект ЮНЕСКО за всё время существования организации.
Храмы Абу-Симбел – чудо древнеегипетского искусства, один из самых красивых архитектурных шедевров своего времени. Мастерство и грация, хрупкость форм и мощь объёмов – это поистине шедевр пустыни и место паломничества туристов со всего мира. Увидеть Абу-Симбел должен каждый, хотя бы раз в жизни….
Туры в Египет – спецпредложения дня
Абу-Симбел – относительно недавно появившееся название древнеегипетского храмового комплекса, удаленного от устья Нила на юг, к границам Египта и Судана. В картах прошлых веков храмовые сооружения, хорошо видные с реки, обозначались как «крепость Рамзесополис»; сами же египтяне пользовались словами «священная гора» - и обходили храмы стороной… Отчасти потому, что интерес к сооружению, подвергшемуся в прошлом неоднократному разграблению, был невелик. Отчасти по причине занесения комплекса песками.
Необоримое наступление пустыни на храмы началось вскоре после завершения строительства. Шесть столетий понадобилось ветру, чтобы засыпать величественные статуи Рамзеса до колен – об этом свидетельствуют надписи греческих солдат, воевавших по найму у фараона Псамметиха II.
Всего двести лет назад над песком едва возвышались несколько рельефных изображений верхнего фриза, обрамляющего вход. Большую часть трех тысячелетий, прошедших с момента постройки Абу-Симбела, святилище пробыло погребенным под толщей песчаных наносов – что и спасло его от разрушения.
Открытие Абу-Симбела
Молодой швейцарец, в Европе носивший имя Иоганна Людвига Буркхардта, а на Востоке известный как Ибрагим ибн Абдалла, в начале ХIХ века предпринял несколько путешествий по Сирии и Египту. Поднаторев в языке и основательно изучив ислам, он выдавал себя за небогатого торговца, скупающего диковинные товары, и беспрепятственно перемещался по арабскому миру.Именно Буркхардт обратил внимание на статуи Священной горы – но откопать подножие строения и попасть в храм исследователю не удалось. Утратив надежду проникнуть внутрь, путешественник записал в дневнике: «Я увидел изваяния, высеченные в каменном монолите утеса. Песок, нанесенный пустынными ветрами, закрывал их более чем наполовину. У одного из храмов высятся статуи Рамзеса. Лик Нефертари, любимой жены фараона, запечатлен на изваяниях другого святилища».
Случилось это в 1813-м году. После посещения Абу-Симбела Буркхарт направился далее на восток, где вскоре заболел и умер, и честь полноценного открытия досталась другому.
Бельцони впускает в Абу-Симбел солнце
Через четыре года после Буркхарта к статуям Абу-Симбела прибыл Джованни Бельцони, неугомонный итальянский авантюрист, кладоискатель и невольный зачинатель египтологии. Бельцони удалось освободить от песка фасады храмов Абу-Симбела.Самолично простучав все стены храма, Бельцони остался недоволен: кладов не нашлось, все драгоценности, если таковые когда-то имелись, были унесены грабителями древних времен. Об открытии сам Бельцони писал так: «Мы попали в большой и отлично выделанный склеп. Это самое красивое произведение древних египтян из тех, что мне довелось встретить в Нубии. Почтение внушала и величина храма, и обилие его скульптурных и расписных украшений».
Раскопки, начатые Бельцони, продлились несколько лет. Вскоре стало ясно: высеченный в скале храм – не просто святилище, но место единения фараона и Солнца…
Два храма Абу-Симбела
Прижившееся в арабском (да и всем остальном) мире наименование храмового комплекса – Абу-Симбел, «отец хлеба» – не имеет ничего общего с назначением строений. Абу-Симбелом скалу песчаника назвали нильские судоводители, усмотревшие в одной из статуй божественного покровителя хлебных злаков.Вырубленный в скале храмовый комплекс увековечивает память о фараоне Рамзесе II, которому посвящено большее сооружение, и его жене Нефертари – «хозяйке» меньшего храма. Рамзес II – весьма популярный персонаж древнеегипетской истории. Он вел победоносные войны, в промежутках между сражениями придерживался прогрессивной внешней политики, много строил, мудро управлял государством – чем еще при жизни завоевал право именоваться Великим.
Грандиозная затея древнеегипетских зодчих удалась как нельзя лучше. Стометровая скала песчаника вместила храмы. Помещения Большого храма углублены в массив камня на 60 метров. Высота залов достигает восьми метров. Полтора десятка помещений наполнены изваяниями и рельефными картинами, повествующими о славной жизни фараона.
Принято считать, что день рождения Рамзеса Великого приходится на 22-е февраля. В этот день солнечный луч проникает в глубины храма и освещает божественные воплощения фараона. Дату коронации Рамзеса египтологи соотносят с моментом осеннего озарения внутренних храмовых статуй: 20-го октября солнце освещает корону египетского правителя, изваянного из песчаника. По свидетельству очевидцев, освещенный солнцем лик фараона улыбается…
Второй, меньший храм Абу-Симбела, посвящен Нефертари-Меренмут, первой из законных жен правителя. На стене святилища начертано: «Рамзес возвел храм в вечной горе Нубии во имя великой своей супруги, возлюбленной фараоном Нефертари Мут. Нефертари угодна богам, для нее светит солнце».
В храме царицы Нефертари пять помещений. Среди скульптурных изображений – Рамзес в нескольких божественных ипостасях, богиня Хатхор, сама Нефертари в образе Изиды.
Новая жизнь храмов Абу-Симбела
Храмы, высеченные в нубийских в ХIII столетии до нашей эры, вновь увидели свет в первой половине ХIХ века. Относительный покой памятников старины продлился всего полтораста лет: египетские правители середины ХХ столетия решили перегородить Нил плотиной. По плану храмы скалы Абу-Симбел уходили под воду…
Мировое сообщество не могло позволить жемчужине древнего зодчества погибнуть в пучинах местечковых амбиций. Почти одновременно с началом строительных работ началась и кампания по переносу храмового комплекса за пределы зоны затопления.
Мнения организаторов разделились. Одни эксперты предлагали храмовый комплекс перенести. Другие – оставить на месте, защитив от затопления стеной. Третьи говорили о толстом стеклянном куполе, способном укрыть и строение, и туристов от воды.
Наиболее интересным признавалось предложение итальянских специалистов. Они предлагали подсечь основание скалы, подвести под массив домкраты и поднять гору на безопасную высоту. Однако стоимость выполнения этого плана оказалась запредельной…
В конечном итоге победил шведский проект, предусматривавший распиловку сооружения на 1036 блоков весом от 5-ти до 40-ка тонн каждый, перевозку полученных деталей и сборку строения заново на новом месте.
Площадку для возведения восстановленного храма удалили от старого места на 65 метров вверх и на 210 метров в сторону от прежнего русла Нила. В процессе работ исследователи подивились уровню осведомленности древнеегипетских мастеров. Место первоначального сооружения храмов было выбрано, во-первых, с учетом направления трещин в скальной породе; во-вторых, с пониманием роли , и других окислов железа, загрязняющей песчаник.
Египетские скульпторы и архитекторы – история сохранила их имена, это Панефер; Пиай, сын Ха-Нефера; и Хеви из города Фивы – знали о разнообразии теплых окрасок железосодержащего песчаника, и об увеличении прочности камня, пропитанного раствором окиси железа.
Грандиозный проект нового Абу-Симбела
Согласования, утряски и проектирование отняли немало времени. К разборке храмов приступили в 1964-м, с существенным отставанием от темпов строительства плотины. В результате пришлось возводить вокруг стройплощадки стену водозащитной дамбы: уровень Нила, заполняющего водохранилище, рос, а распиловка и перевозка храмов еще продолжалась. К моменту завершения разборки уровень воды превышал отметку храмового пола на 12 метров.Против опасений, обошлось без аварий. Верхнюю часть скалы удалили, лишив храмовые помещения потолков и обеспечив доступ подъемных кранов к древним святыням.
Песчаник хорошо поддавался распиловке тонкими твердосплавными пилами, применяемыми при добыче , а закачанный в толщу камня раствор быстротвердеющих полимеров скрепил трещиноватые участки. Пронумерованные блоки – разные по размеру и массе – бережно поднимали, перевозили, сгружали и собирали воедино на новом месте возведения храма.
Над полученным строением возвели железобетонный купол, а сверху насыпали грунтовый холм. Работы заняли три года и завершились в 1968-м году – хотя доработка ландшафта вокруг нового храма продлилась до 1972-го года. Всего же на проектирование и осуществление проекта переноса храмового комплекса Абу-Симбел ушло 13 лет.
При перемещении храмового комплекса удалось сохранить важнейшую особенность древней святыни. Ныне, как и три тысячи лет назад, солнце проникает в дальний зал Большого храма два раза в год, ненадолго озаряя статуи фараона.
Хотите увидеть дополнительные фото переноса Абу-Симбел?! Жмите сюда .