Средневековый бестиарий. Для всех и обо всем
Сегодня вас ждет подборка наиболее странных представлений о животных, которые описываются в средневековых бестиариях.
Что интересно, лично для меня, то как художники изображают данных тварей
1. Боннакон
.
"Таковой в Азии обретается. Голова у него и тулово бычачьи, а на шее грива, яко у коня. Имеет рога, однако столь закругленные и так сильно назад выгнутые, что никому ими вреда причинить не может. Однако же защиту, коей природа поскупилась дать ему в рогах, она щедро восполнила в кишках. Видя себя преследуемым, боканон тылом к преследователям оборачивается и, громко пуская ветры, поражает оных вонию и испражнениями столь страшными, что очи на лоб вылазят, а волосы в завитки закручиваются, и к тому же на три мили вокруг. Упорнейший охотник от такового убегает и боканона преследовать более не решается."
2. Барсук
Барсук — грязное животное, обитающее в горных норах. Один барсук копает, глотая землю, а двое других держат зубами палку. Когда землекоп наполняется «доверху», он цепляется за эту палку, и остальные барсуки вытаскивают его из норы для опорожнения.
3. Бобер
«О животном бобре.
Есть животное, называемое бобр. Кроток весьма и молчалив. Нужнейшее его используют в лечении. И когда его преследуют охотники и он понимает, что его поймают, то, отсекая у себя нужнейшее (то есть тестикулы, примечание мое)
бросает охотнику. Если же снова попадется другому охотнику и преследуется, бросается бобр навзничь, и охотник, узнав, что нужнейшего у него нет, уходит от него.
Толкование. И ты, житель града, отдай охотнику то, что его. Охотник — это дьявол, а то, что его, — это в тебе блуд, прелюбодеяние, убийства. Отсеки это и отдай дьяволу, и оставит тебя охотник, дьявол, чтобы и ты сказал: „Душа наша, как птица, освободилась из сети охотящихся“».
«Физиолог», с. 139—140
4. Волк
если волк первым увидит человека, то человек потеряет голос.
Если человек увидит волка раньше, то волк никогда не нападет.
Чтобы отпугнуть волка, нужно снять с себя одежду и бить камнем об камень.
5. Гадюка
Гадюка
- змея, которую невозможно зачаровать музыкой, так как она прижимается одним ухом к земле, а другое затыкает кончиком хвоста. В голове имеет драгоценный камень карбункул.
Самка беременеет, когда самец засовывает ей свою голову в рот. Она ее откусывает и проглатывает. Созрев, детеныш гадюки прогрызает чрево матери и выбирается наружу, тем самым убив ее. Укус гадюки очень ядовит — от него человек потеет кровью и вскоре умирает.
"Зовется так, поелику ее молодь через силу рождается (vi iriat). Не дожидаясь очередности хода вейщей натуральной, молодые змеята прогрызают матери живот и тем самым убивают оную. Когда же гадюка с самцом спаривается, то последний должен голову свою в пасть ей всунуть, дабы семя вовнутрь выплюнуть. Гадюка , от вожделения ошалевшая, тут голову ему отгрызает. Так они и гибнут, оба два: самец во время копуляции, самица при родах. А для глупцов отсюда предупреждение: похоть — дело человеческое, но всякий раз гляди, куда голову суешь"
A snake-like fabulous animal (Vipera) swallows a dragon" (France, c. 1450), kb.nl
6. Ибис
Ибис птица с реки Нил, которая сама очищает себе желудок, клювом вливая воду в задний проход. Питается ибис змеиными яйцами и дохлой рыбой.
Ибис — символ плотского желания, нечистоты, лености. Раннехристианский
текст "Физиологус
", так же как и средневековый "Бестиарий", отмечает, что ибис не умеет плавать и посему пожирает у берега дохлых
рыб. Последних
, приносит он в пищу и своим детенышам.
"Словно ибисы те плотоядно мыслящие люди, что в пищу алчно потребляют смертоносные плоды деяний, да еще и детей своих, к их порче и погибели, оными питают" (Унтеркирхер
). "Хуже всех этот ибис, ибо от грешников и побеги греховны" ("Физиологус
").
7. Гидрус
Гидрус заклятый враг крокодила и его природа и свойства таковы, что когда он видит крокодила спящим на берегу, то входит в него через открытый рот, сперва катаясь в грязи, чтобы легче было проникнуть через глотку
. Крокодил немедленно его заглатывает живым. Однако тот, разодрав все внутренности крокодилу, выходит из него невредимым. Так и смерть и ад означает крокодила, чей враг наш господь Иисус Христос. Приняв человеческую плоть он спустился в ад и, разорвав его внутренности, вывел оттуда тех, кого несправедливо держали там. Он победил саму смерть, восстав из мёртвых, как об этом насмехается пророк: Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?"
Абердинский бестиарий (626: fol. 68v-69r)
Стандарта изображения крокодила в виду отсутствия наблюдения этого существа в Европе тех времён не было, но иллюстратор всё равно смог удивить, изобразив крокодила похожим на льва с пышной гривой и ирокезом по последней моде
. Гидрус крокодилу попался достаточно злобный. Он не только выходит из крокодила в неподобающем месте, а ещё и злобно кусает его за спину.
Гидрус убивает крокодила. Рукопись музея Гетти в Лос-Анджелесе (MS. Ludwig XV 4, fol.88v.)
Кажется парадоксальным, что одним из источников современного жанра энциклопедии является жанр богословский, мифотворческий - в общем, средневековый во всех смыслах этого слова. Причиной этого, вероятно, является сама противоречивая природа бестиария, в котором удивительным образом переплелись античная догматика и средневековое метафорическое сознание.
Истоки: античность
Одним из отцов бестиария можно считать Аристотеля с его знаковым трудом “Historia animalium”, который не являлся бестиарием в полном смысле этого слова (данный жанр предполагает специфическую структуру, о которой речь пойдет ниже), но послужил источником сведений для средневековых авторов. Обширными сведениями как о реальных, так и о мифологических существах располагает “История” Геродота - к примеру, в ней мы видим одно из первых в истории упоминание грифона. В Александрии во 2 в. н. э. был составлен анонимный “Физиолог” (позднее это слово становится нарицательным и обозначает отдельный литературный жанр), содержащий подробное описание и реальных, и мифических животных.
До нас “Физиолог” дошел уже в средневековой, исправленной версии, в которую была добавлена “мораль”- урок, который мы можем вынести из наблюдения за данным существом. Стилистический анализ позволяет нам предполагать, что в первоначальной версии этих вставок не было. Так или иначе, “Физиолог” оказал значительное влияние на представление о мире фауны - текст был переведен на многие языки и считался авторитетным источником во многих культурах, в том числе в православном мире.
Вообще физиолог как жанр развивается параллельно с бестиарием. Принципиально важно не путать эти два понятия: физиолог является прямым предком современных энциклопедий, так как содержит исключительно научные (по крайней мере, на тот момент) факты и служит прежде всего просветительским целям.
Бестиарий же имеет гораздо более сложную и специфическую функцию. В статье мы постараемся проследить судьбу и бестиария, и физиолога, держа в голове это принципиальное различие.
Античную традицию нельзя считать в полном смысле идейной основой жанра бестиария, но именно она придала этому жанру законченность и особенный, во многом противоречивый характер, сочетающий в себе авторитетность и претензию на научность и творческую составляющую, связанную с метафорической природой содержания бестиария.
Отцы церкви и аллегория
Сам жанр бестиария как таковой зародился уже в средневековой Европе, причем из источника, казалось бы, далекого от научных изысканий античных ученых, - проповеди. Первые проповедники использовали аллегории, чтобы более наглядно донести до паствы свою мысль, и опирались они как на античные ученые труды (подавляющее число служителей церкви были грамотны, и многие знали и даже восхищались сочинениями великих язычников - свидетельства это можно найти даже в “Исповеди” Блаженного Августина), так и на Ветхий Завет, источник описания многих животных, как реальных, так и вымышленных. Средневековая культура учит нас тому, что из любой закономерности окружающей нас природы человек может вынести полезный для себя урок- иначе и быть не может, ведь все, что мы видим вокруг себя, создано Богом, и цель нашей жизни - внимать Его слову и повсюду находить следы Его воли.
Неграмотность подавляющей части населения Европы оказала огромное влияние на формирование не только средневековой культуры, но и средневекового сознания вообще. Среди доступных форм донесения информации были возможны только зрительные образы (поэтому мы встречаем в старых католических церквях так много изображений, иллюстрирующих Священное Писание: подобная форма позволяла любому прихожанину, не умевшему читать, быть знакомым с основными библейскими сюжетами и историями из жизни святых) или устные жанры.
Пеликан. Иллюстрация к манускрипту MS. Ashmole 1511 (XII-XIII вв.)
Очевидно, что богословие - не самая простая наука, поскольку оно занимается, в числе прочего, смыслом жизни, добром и злом и другими вопросами, однозначный ответ на которые принципиально невозможен. Донесение сложной мысли до масс в максимально доступной форме - целое искусство, которому частично была посвящена работа отцов Церкви. Именно эта необходимость породила невероятную популярность аллегорий - устойчивых иносказаний, значение которых каждый средневековый человек буквально впитывал с молоком матери. Любой крестьянин, видя изображение двух архангелов, точно знал, кто из них Гавриил, а кто Михаил (первый всегда изображается с лилией в руке, а второй - с мечом) и легко мог прочитать по фрескам на церковных стенах целую историю, из которой он непременно извлек бы для себя нравственный урок. То же и с устными проповедями: как мы с самого детства привыкли к тому, что лиса хитрая, а заяц трусливый, так и для средневекового сознания было очевидно, что единорог учит нас благочестию, а волк - осторожности. Поэтому бестиарий выполнял, с одной стороны, функцию справочника проповедника, а с другой стороны, был своеобразным авторитетным источником, исключающим разногласия между служителями церкви в данных вопросах.
В структуре бестиария отчетливо видна двойственная сущность происхождения этого жанра. Каждая статья состоит из двух частей: первая подробно описывает внешность, свойства и повадки животного, а вторая часть является своеобразным выводом, моралью, которую можно вынести из особенностей или поведения этого существа. Интересно, что речь идет не только о реальных свойствах, но и тех, которым современная наука не находит подтверждения. Например, в знаменитом “Физиологе” епископа Теобальда, одном из первых и самых авторитетных представителей жанра, говорится, что пантера во время охоты испускает из пасти аромат, привлекающий жертву. Такое представление о пантере нашло большой отклик и перекочевало во многие другие бестиарии, об этом свойстве упоминал даже Данте Алигьери в своем трактате “О народном красноречии”.
Донесение сложной мысли до масс в максимально доступной форме - целое искусство, которому частично была посвящена работа отцов Церкви.
Более того, речь не всегда идет о действительно существующих животных: наряду с реальными существами вроде льва, лисы, кита или ягненка, составители бестиариев могут рассматривать единорога, дракона или сирену, подробно описывая их внешность и повадки.
Интересно также то, как причудливо составители выстраивают отношения в животном мире: ни одно из животных не рассматривается само по себе, оно всегда взаимодействует тем или иным образом с другими животными или с человеком. В любой статье можно узнать, что привлекает это существо, кого оно боится (или кто боится его) и как можно использовать его шерсть, слюну или чешую.
Для наглядности рассмотрим отрывок из “Физиолога” епископа Теобальда (перевод мой):
Наблюдения за слоном
Воистину велики слоны, что родятся в далекой Индии,
Размером сравнимы они с высокими горами,
И подобны плывущим ладьям, когда бродят в поиске пищи -
Этим они никогда не заняты в одиночку.
Слон живет триста лет, принося лишь однажды потомство.
Мать выносит дитя сроком ровно два года.
Когда же приходит время явить миру чудо рожденья,
Мать ищет воды поглубже и разрождается стоя,
Дитя же падает в воды, ибо твердь сулит ему гибель.
Когда же слон утомлен, он ищет высокое древо
И дремлет в его тени, в прохладе и в сонной неге.
Однако не может лечь - не гнутся его колени,
И вынужден век свой длинный стоя он коротать.
Когда же лукавый охотник, приметив заветное древо,
Подрежет его незаметно, ловушку слону готовя,
И тот, уснув по привычке, придавлен деревом будет,
Трубить станет, чтобы на помощь пришли его кровные братья,
И те, почуяв опасность, с собой приведут слоненка,
Что мал, но собратьев умнее, и справиться сможет с бедою.
Один он придумает способ, как дерево можно поднять,
И братья, его послушав, спасут несчастного брата.
А если удастся волос слоновий зажечь, то дымом
Прогонишь и змей, и гадов других ядовитых навечно.
С тех пор, как Адам был изгнан из сада Господнего Рая,
Ни Моисей, ни пророки греха его не искупили.
Лишь Иисус, пришедший в мир наш из всех последний,
Малый и плотью слабый, - таким Господь его создал -
Смог нам спасенье дать, и слово Его так велико,
Что, словно дивный запах, гонит прочь грех и тьму.
Конечно, для проповедника реальность или вымышленность животного не имеет большого значения - ему важна именно аллегория, но известно также, что на протяжение нескольких столетий бестиарии имели большой авторитет и за пределами церковной среды и считались достаточно надежными источниками. Понадобилось много времени, прежде чем у науки выработался здоровый скептицизм по отношению к христианским сочинениям и появилась возможность четко разделять научный факт и религиозное мифотворчество.
История и дальнейшее развитие жанра
Один из известнейших на сегодняшний бестиариев - так называемый Абердинский бестиарий, английский документ, датированный 12 веком.
Интересно также то, как причудливо составители выстраивают отношения в животном мире: ни одно из животных не рассматривается само по себе, оно всегда взаимодействует тем или иным образом с другими животными или с человеком.
Этот бестиарий интересен прежде всего тем, что мы можем не просто изучать его текст, но и работать с иллюстрациями - манускрипт выложен в оцифрованной версии на сайте Абердинского университета.
В середине 13 века во Франции был написан “Бестиарий любви” неким Ришаром де Фуринвалем, являющийся весьма своеобразным литературным памятником: во-первых, статьи в нем объединены общей сюжетной канвой и логично вплетены в нее; во-вторых, аллегорическая часть каждой статьи отсылает нас не к христианской морали, а к отношениям между возлюбленными. Таким образом, "Бестиарий любви", хоть и является формально полноценным представителем жанра, на деле уходит от его основной функции.
Элементы жанра можно найти не только в европейской традиции. Широко известен древнекитайский трактат Шан Хай Цзинь, или "Каталог гор и морей". Это своеобразный географический справочник, описывающий территорию Китая и ее особенности, в том числе ее фауну. Здесь мы видим характерное для средневековых бестиариев сочетание реализма и фантастики: наравне с привычными нам животными мы встречаем девятихвостую лису, плачущую, как дитя, собаку с человеческим лицом и даже тигра с собачьей головой и лошадиным хвостом.
Своеобразный ренессанс бестиарий пережил в эпоху Великих Путешествий. Так, например, элементы жанра можно найти в записках Марко Поло.
Впрочем, очевидно, что основная функция бестиария умирает вместе со Средневековьем, поэтому большинство исследователей приходят к выводу, что последующие подражания и стилизации уже нельзя в полной мере считать представителями жанра.
Понадобилось много времени, прежде чем у науки выработался здоровый скептицизм по отношению к христианским сочинениям и появилась возможность четко разделять научный факт и религиозное мифотворчество.
В современной литературе всплеск интереса к мифологии (связанного, прежде всего, с популярностью жанра фэнтези) возродил также и интерес к бестиариям, особенно к их фантастической составляющей. Когда же на волне популярности Средиземья Толкиена начали появляться целые фентезийные миры со своей культурой, историей и географией, жанр бестиария получил свое очередное воплощение именно в рамках этих миров. Так появился “Бестиарий” Анджея Сапковского и книга “Волшебные твари и где их искать” Джоан Роулинг. В очередной раз сделаем оговорку, что данные произведения нельзя в полной мере считать бестиариями, поскольку основная функция бестиариев устарела. Если говорить точнее, эти произведения (по крайней мере, по своей форме) больше подходят под определение физиолога, хотя и его черты наследуют лишь частично (не будем забывать, что физиологи воспринимались как научная литература, а не как художественное чтиво).
Так или иначе, жанр бестиария, хоть и оказывается нежизнеспособным в современном мире, является интереснейшим литературным феноменом, открывающим перед нами еще одну из сторон удивительного, безграничного, таинственного мифа о Средневековье. ■
Александра Левина
Ярко и весело окрашенные животные - явление вполне обычное в иллюминированных рукописях "мрачного" и "темного" Средневековья, как его до сих пор иногда обзывают клеветники.
20 миниатюр из манускриптов с изображением лошадей и других копытных созданий Божьих в сопровождении коротких цитат из перевода одного средневекового бестиария . Картинки не из бестариев, а из богослужебных книг: Часословов, Псалтири, Евангелия.
Выдержки из бестиария - из книги Теренса Уайта "Средневековый бестиарий. Что думали наши предки об окружающем их мире." Переведенный манускрипт - это латинский бестиарий, переписанный в XII веке. Сегодня она хранится в Кембриджской университетской библиотеке под шифром Ii.4.26: Cambridge University Library, MS Ii. 4. 26. Bestiary.
"Олень-самец .
Назван по своей привычке нюхать гадюку, имеющую или носящую рога, по аналогии с греческим «cerata»." "Олени восхищенно слушают музыку свирели."
"Заметим, что почти все сведения, которые приводит автор-составитель бестиария, не более чем его предположения, причем, похоже, он вряд ли толком понимает свои объяснения. Он устает от своей писанины" и часто делает ошибки. Здесь и далее - примечания Теренса Уайта.
3.
Мужчина на голубом в горох коне, дама - на красно-бордовом в розовый горох - всё как положено. "Маастрихтский Часослов". Первая четверть XIV века. Нидерланды, Льеж. Британская библиотека. Stowe MS 17, f.106r / Book of Hours, Use of Maastricht ("The Maastricht Hours"), Netherlands (Liège), 1st quarter of the 14th century, Stowe MS 17, f.106r. The British Library. Language: Latin, French. Parchment. Dimensions: 95 x 70 mm (text space: 50 x 30 mm). Foliation: ff. 273.
"Лошади .
Называются так (equi) потому, что обучаются работать вчетвером или парой, «выравниваясь» (equabantur) по образу и соответствуя по шагу, соединяются вместе. Слово caballus происходит от названия полого следа копыта (a cavo pede), ибо при ходьбе оно оставляет в земле нечто вроде выемки, что не наблюдается у других животных.
4.
Голубой и розовый - оба в горох. Маастрихтский Часослов /The Maastricht Hours, f.243r
Славятся своей скоростью. Радуются сражениям, побуждаются к бою звуками трубы.
Возбуждаясь военными звуками, устремляются на битву. Несчастны, когда их побеждают, и радуются, если выигрывают.
5.
Красный в горох. Маастрихтский Часослов /The Maastricht Hours, f.80r
Настолько чувствуют своих врагов в сражении, что рвутся к противнику, чтобы укусить его. Более того, некоторые признают только одного хозяина, становятся ручными, если тому удается укротить их. Некоторые не позволяют другим сесть себе на спину."
6.
Волхвы все на конях в горошек. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.87v
"Существует распространенное поверье, что хорошо воспитанная лошадь отличается четырьмя качествами: внешний вид, красота, поведение и цвет.
Внешний вид. Круп мощный и крепкий, высота удобная для езды, бока длинные и узкие, бедра крупные и круглые, копыта сухие и прочные, грудь вперед. В целом животное представляет собой груду мускулов.
7.
Две из четырех - голубые в горошек. По клику-четрверка лошадей. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.182r
Красота. Голова маленькая и выступающая, кожа плотно прилегает к костям, уши короткие и подвижные, глаза большие, ноздри широкие, шея прямая, у мужской особи густой хвост имеет явный изгиб к копытам.
Поведение. По идее отважная духом, быстрая в беге и трепещущая в конечностях. Последнее указывает на проявления храбрости, она легко пускается в бег и без труда достигает нужной скорости.
8.
Обычная коричневая кобыла(?) в яблоках. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.53r
Соответственно, скорость лошади определяется по подергиваниям ушей, а дух - по сокращениям конечностей.
Для этих животных предпочтительны гнедой, золотистый, красноватый, каштановый, рыжеватый, бледно-желтый, серый, серебристый, белый, черный цвета. Затем, по порядку, смешанные цвета на черной или каштановой основе. Пегий или полосатый считаются наихудшими.
9.
Соколиная охота на голубом коне. Или лошади, но голубой конь - красивее звучит. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.159r
В свое время у древних лучшим цветом считали каштановый, поскольку он лучше соотносился с другими животными. Цвет известен также как «ореховый» (spadix), иначе говоря, темно-красный, от красителя (из финиковой пальмы, которую сирийцы называли Spadix). Серовато-голубой (glaucus) ассоциировался с цветом глаз человека с особым блеском.
"Прочтение рукописи в данном месте затруднено в силу того, что цвета редко описываются посредством других цветов, особенно в мертвом языке. Переписчик явно напутал и ошибся. Вскоре он начинает писать «contubitum» вместо «concubitum», иными словами, предлагает «aquarum», имея в виду «equorum». Однако общий смысл уловить можно."
10.
Голубой. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.43v
Бледно-желтый (gilvus) расценивали наиболее подходящим для белесой лошади. Пегий (guttatus) - белый с разбросанными черными пятнами. Серебристый (candidus) и белый (albus) отличаются друг от друга, поскольку белый тяготеет к некой бледности, в то время как серебристый - снежный и сияет чистым светом.
Седой (canus) называется так потому, что состоит из серебристого и черного. «Scutulatus» (пестрый или чалый?) от «щита», но перед нами игра слов scutulatus - scutum, поскольку между пурпурными частями вкраплены серебристые.
11.
Голубой конь в крапинку. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.63v
Пегий имеет пятна разных оттенков. У лошадей с белыми ногами они слабые, правда, те, у кого есть белые отметины (белая звездочка на лбу), отличаются свирепостью. Красноватый цвет (cervinus) присущ лошадям, именуемым на народной латыни garrons (буланые). Dosinus - лошади пепельно-коричневого цвета, ибо asino означает «пепельный». Последние произошли от простого племени, мы называем их «дикими лошадьми», соответственно, им не приходится мечтать о высшем ранге.
12.
Мавр. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.83v
Moor (арабская кобыла) темного цвета по аналогии с маврами. Mannus (галльская порода коренастых верховых лошадей) - низкорослые лошади, как правило «коричневые». Древние называли упряжных лошадей veredus, те использовались для перевозки (veherent) телеги, то есть тащили. Возможно, потому такие лошади часто использовались на публичных дорогах, где традиционно проходили телеги.
Встречаются три основные разновидности лошадей. Благородные используются в сражениях и для верховой езды. Демократические - для перевозки грузов. Третья разновидность - смесь различных племен (видов), по идее гибрид (bigener), наподобие мула."
13.
Голубой ослик. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.296r
"Осел и ишак .
Asinus et asellus получили свои названия, поскольку их седлали, латинское название вроде бы происходит от слов «сиденье» или «седло» (a sede). Возможно, имя, которое более подходит лошадям, им присвоили потому, что одомашнили раньше."
"Слово «осел» вошло в обиход лишь в XVII веке. Первоначально рифмовалось с «обезьяной»."
14.
Голубой ослик. Бегство в Египет Марии с младенцем и Иосифа. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.88v
"Поймать осла несложно. Поскольку животное медлительно и неразумно, оно сдается сразу же, как только люди окружают его.
Аркадские ослы называются так, потому что они большие. Высоких животных впервые приспособили для езды в Аркадии.
Ишак, хотя и меньше дикого осла, более полезен, охотнее выполняет работу, не пренебрегает ею."
15.
Христос на молодом ослике въезжает в Иерусалим. Здесь - на голубом осле . Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.90r
Комментарий: Все одомашненные ослы имеют африканские корни, поскольку попытки приручить куланов (азиатских ослов) не имели успеха. Ослы стали первыми животными, которых древний человек использовал для перевозки грузов. Уже около 4000 года до н. э. в дельте Нила держали одомашненных нубийских особей. Чуть позже их приручили в Месопотамии. Известно, что этруски использовали ослов из Малой Азии. В Грецию они попали около 1000 года до н. э., а севернее Альп появились благодаря римлянам. Осел превосходит лошадь выносливостью и способностью дольше обходиться без воды и пищи.
16.
Голубой козел. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.76r
"Козел .
Похотливое и ограниченное животное, стремящееся только к совокуплению. Его глаза широко
открыты и выпуклы, шерсть жесткая и лохматая, потому что он постоянно сексуально возбужден. Видимо, как отмечает Светоний, он получил свое имя от этой лохматости, свойственной жителям Гиркании."
"Кажется, филологи считают, что гирки - это монголы, обитающие в Гиркании. Но ссылка на Светония никак не связана с самим козлом."
"По своей сущности настолько горячи, что камень адамант , который не меняется ни под воздействием огня, ни железа, растворяется всего лишь от крови одного из этих существ."
"А д а м а н т (adamant, άδάμας) - старинное обозначение алмаза, бриллианта, у древних греков, а также металл, сталь. Символ твердости."
17.
Красный бык. Псалтирь Латрелла /The Luttrell Psalter, f.296r
"Вол - 1 .
Кастрированный самец крупного рогатого скота (juventus). Используется как рабочее
животное и идет на мясо. Благодаря отсутствию половых желез волы не испытывают влечения к самкам, ведут себя намного спокойнее, и их поведение более контролируемо. У них, как и у прародителя тура, очень большие рога, ибо после кастрации у бычков усиливается рост рогов. Волы используются и использовались в первую очередь как тягловые животные, при распашке земли и в качестве источника энергии, помогая человеку."
"Вол - 2 .
Или бык, буйвол, бизон (bos, ох). Греки называют его boaen, на латыни triones, ибо они ступают по земле ногами, как одноименные звезды .
Дружелюбность к своим товарищам необычайна, ибо каждый из них нуждается в обществе другого, с которым приучен тащить плуг, прикрепленный к ярму. Так что, если второй случайно отсутствует, дружеское расположение подтверждается постоянным мычанием."
" Большая и Малая Медведицы называют Упряжкой, поскольку эти созвездия напоминают повозку или тележку (Карлова колесница) с запряженными в нее быками."
18.
Желтый баран. Жертвоприношение Авраама. Евангелие. Около 1455 года / Gospels, Walters Ms. W.543, f. 4r, c. 1455, The Walters Art Museum. God commands Abraham to offer his son Isaac as a sacrifice. (Genesis 22:5 and 22:8).
"…Овен, запутавшийся в чаще рогами своими". [Книга Бытие 22:13] Желтый овен в сцене жертвоприношения Авраама и Исаак в одеждах того же цвета. Хотя, цвет передан, очевидно, золотой, но все-равно - ярко-желтый баран - это красиво.
"Овен .
Возможно, его название (aries) - сокращение (аферезой) от Ареса, бога войны. Вот почему мужские особи в стае иногда зовутся латинским именем mares (Марс). Выскажем и другое предположение. Животное первоначально приносилось в жертву на алтаре (aries) aris (с алтарем)."
19.
Единорог. Маастрихтский Часослов /The Maastricht Hours, f.84v
"Единорог .
Фантастическое животное, которое греки называли носорогом.
Впервые о единороге упоминает греческий историк Ктесий. Он описал фантастическое животное, которое якобы водилось в Индии: «Ростом больше лошади. Тело белое, голова темно-красная, глаза голубые. На лбу рог. Основание рога белоснежное, острие ярко-красное, середина черная. Порошок, соскобленный с этого рога, может спасти от смертоносного яда»."
"Единорог - небольшое животное, будто детеныш с одним рогом в середине лба, необычайно подвижное, так что ни один охотник не способен поймать его. Все же его можно заманить по
следующей схеме.
Девственницу подводят к тому месту, где прячется единорог, и оставляют одну в лесу. Увидев девушку, он вскоре прыгает к ней на колени и обнимает. Так удается его поймать."
20.
Гибридный коне-что-то в горох с копытами только на передних ногах. Маастрихтский Часослов /The Maastricht Hours, f.229r
Естественно, далеко не все лошади и прочие животные в манускриптах весело-цветные, большая часть - нормальные. Хотя, вряд ли кто-то считал каких больше, каких меньше.
Цитаты - из книги
:
Теренс Хэнбери Уайт. Средневековый бестиарий. Что думали наши предки об окружающем их мире / Перевод с англ. С. Федорова. - Москва, Центрполиграф, 2013.
Слоны всегда изображаются меньшими, чем они есть; блохи же - всегда большими.
Джонатан Свифт
Мы коллекционируем всех мыслимых и немыслимых тварей. Охотимся на оборотней во всех концах света. Наблюдаем за драконами из разных стран. Однако еще ни разу не рассказывали о существах из средневековых бестиариев. Давайте взглянем на них именно в том составе, в котором они преподносились любознательным европейским книгочеям.
Мистическая зоология
Вот мы говорим - «бестиарий». А что это такое? Древний комикс про животных с изобретательным враньем путешественников и мудрыми комментариями духовных лиц? Совершенно верно. Но здесь есть несколько существенных нюансов.
Добродетель пеликана. Рельеф с Notre Dame des Neiges - крупнейшего кладбища Канады (Монреаль).
Классические бестиарии назывались Bestiarum vocabulum , что буквально означает «Слово о животных». Однако их реальное содержание было самым разным, зачастую даже не связанным с животными. В одной и той же книге встречались описания как вымышленных, так и реальных тварей. Там же попадались тексты о птицах, камнях и даже рецепты целительных зелий. Трактаты по естественной истории обычно сопровождались какой-либо поучительной христианской притчей. Все имена и названия обязательно имели некий священный смысл. Таким образом, бестиарии были еще и словарями символического «языка животных».
Считалось, что если пеликан не мог найти корма для птенцов, то он разрывал клювом свою грудь и кормил потомство кровью. Логично, что в бестиариях эта птица служила аллегорией самопожертвования Христа. Похожим смыслом образ пеликана наделяется и в геральдике.
Страница из Рочестерского бестиария (XIII век).
Еще одной интересной особенностью бестиариев было то, что иллюстрации рисовались художниками, большинство из которых ни разу в жизни не видело таких животных. Кто-то, конечно, мог заявить, что однажды встретил ночью у своего дома василиска, однако смертельный взгляд монстра не подействовал из-за темноты. Но это сильное преувеличение - в большинстве случаев облик представителей волшебной фауны воссоздавался по их смутному текстовому описанию.
С течением времени у иллюстраторов выработался определенный канон. Изображения животных слегка «стандартизировались», однако от разнообразия их внешнего вида избавиться уже не удалось.
Произнося слово «бестиарий», мы представляем себе солидный средневековый фолиант в потрескавшемся кожаном переплете. Бестиарии такого вида появились в 12 веке (Франция, Англия) и быстро завоевали популярность благодаря богатым иллюстрациям и интересным статьям. Однако по своей сути они являлись компиляцией древних текстов.
Из чего составлялись бестиарии? Первоначальный материал брался из греческого сборника «Физиолог » (автор неизвестен, 2-3 век нашей эры). Этот труд в свою очередь основывался на более ранних книгах. Прежде всего - на Historia Animalium («История животных») Аристотеля, написанной им во время визита на остров Лесбос в 343 году до нашей эры. Местные рыбаки регулярно приносили великому ученому всякую морскую живность, которая и вдохновила его на создание зоологического справочника.
«Физиолог» хоть и основывался на трактатах Аристотеля, Геродота, Плиния Старшего, Солина и Элиана, но был стопроцентно христианским и очень далеким от истины. Именно с него пошла традиция «зоологической аллегории». Сообщалось, например, что львята рождаются мертвыми, и лишь на третий день лев - очередной образ Христа - оживляет их дуновением в ноздри (аналогично, человек рождается мертвым, покуда не крещен).
Бобер
Боннакон
Амфисбена
Немалый вклад в содержание бестиариев был сделан крупными церковными деятелями - архиепископом Исидором Севильским и епископом Амбросом. Приблизительно с 13 века основной функцией «Слова о животных» стало нравоучение. На правдивость излагаемых сведений уже никто не обращал внимания, ведь ценность христианских притч заключается отнюдь не в достоверности. Подавляющее большинство читателей искренне верило в то, что где-то на юге живет единорог, теряющий волю при виде обнаженной женской груди.
Но зерно истины в бестиариях все же было. Чисто научные наблюдения, попавшие в эти тексты (например, исследование сезонной миграции птиц), затерялись среди выдумок и были заново «открыты» лишь сотни лет спустя.
Волк
Верблюд
Василиск
Прогулка с монстрами
Сохранилось около 50 средневековых бестиариев. Самым преклонным возрастом может похвастаться бестиарий из шотландского города Абердин (предположительно 12 век, возможно, даже старше), впервые упомянутый в книжной описи 1542 года.
Ниже представлено краткое описание свойств некоторых обитателей бестиариев 12-15 века (большинство книг доступно для изучения лишь ограниченному кругу лиц, так что массовому читателю эта информация неизвестна). О морали этих басен вы можете судить сами.
Гадюка
Гиена
Гусь
Агат - минерал, с помощью которого можно искать жемчуг в море. Нужно лишь привязать этот камень к веревке и опустить в воду. Агат «притягивается» к жемчужным раковинам, облегчая работу ныряльщикам.
Алерион - птица вроде орла, только крупнее, ярко-огненного цвета и с крыльями острыми, как бритвы. В мире существуют только два алериона - самец и самка. В возрасте 66 лет они производят два яйца, а когда птенцы вылупляются, родители топятся в море. Их потомство воспитывают другие птицы.
Амфисбена - двуглавая змея, одна голова которой нормальная, а другая растет из хвоста. Может ползти в двух направлениях. Глаза сияют, как лампы. Амфисбена не боится холода и обладает целебными свойствами.
Барсук - грязное животное, обитающее в горных норах. Один барсук копает, глотая землю, а двое других держат зубами палку. Когда землекоп наполняется «доверху», он цепляется за эту палку, и остальные барсуки вытаскивают его из норы для опорожнения.
Бобер - существо, половые органы которого используются в медицине. Если бобер не может убежать от охотника, он откусывает себе яички и бросает их преследователям. Если он уже потерял свое хозяйство, то лишь показывает охотникам пустой зад, и они от него тут же отстают.
Казарки
Каладриус
Журавли
Боннакон - зверь, подобный быку, однако рога его не годны для защиты. Охотиться на боннакона не следует. Он способен выстреливать из-под хвоста поток экскрементов, летящих вдаль на большое расстояние и сжигающих все живое.
Бриллиант - если держать его в доме, то вас не потревожат демоны. Уничтожить бриллиант можно, только растворив его в крови козла.
Верблюд - пьет только грязную воду, способен терпеть жажду 3 дня и может жить до 100 лет, если его не увезти в другую страну, где он умрет от перемены воздуха.
Василиск - помесь петуха и змеи, вырастающая из петушиного яйца. Любит тепло и сухость. Своим запахом убивает змей, дыханием - птиц, а взглядом - людей. Может умереть только от укуса горностая.
Волк - если волк первым увидит человека, то человек потеряет голос. Если человек увидит волка раньше, то волк никогда не нападет. Чтобы отпугнуть волка, нужно снять с себя одежду и бить камнем об камень.
Гадюка - змея, которую невозможно зачаровать музыкой, так как она прижимается одним ухом к земле, а другое затыкает кончиком хвоста. В голове имеет драгоценный камень карбункул. Самка беременеет, когда самец засовывает ей свою голову в рот. Она ее откусывает и проглатывает. Созрев, детеныш гадюки прогрызает чрево матери и выбирается наружу, тем самым убив ее. Укус гадюки очень ядовит - от него человек потеет кровью и вскоре умирает. Царица Клеопатра покончила жизнь самоубийством, укусив себя гадюкой.
Крокодил
Ласточки
Лев
Гиена - двуполая тварь, которая разрывает могилы и пожирает трупы. В ее глазу спрятан камень - если положить его под язык, то можно предсказывать будущее. Собака, наступившая на тень гиены, теряет голос.
Гуси - способны чуять запах человека лучше, чем любые другие животные. Именно гуси спасли Рим от нашествия галлов.
Жемчуг - растет в камнях, называемых устрицами. Иногда они открываются и впитывают свет Солнца, звезд и Луны. Из всего этого образуются жемчужины, которые, будучи растворены в росе, лечат любую болезнь.
Журавли - воюют с пигмеями и набивают себе желудки песком, чтобы быть устойчивее в полете. Когда вся стая спит, сторожевой журавль держит в лапе камень. Если он задремлет, то уронит его и тут же проснется.
Заяц - очень быстрое животное, способное менять свой пол. Зимой едят снег и становятся белыми.
Казарка - дикий гусь, растущий на деревьях. Когда птица достигает достаточных размеров, она отваливается от ветки и падает. Если дерево растет над водой, казарка уплывает в целости, а если над землей - разбивается насмерть.
Медведь
Левкрота
Мандрагора
Каладриус - белая птица, предвестник смерти. Если она смотрит вам в лицо, то вы выздоровеете, а если повернулась задом - умрете.
Катоблепас - четырехногий бык, голова которого так тяжела, что он может смотреть лишь в землю. От этого его глаза налиты кровью. Каждый, кто посмотрит в них, умрет.
Крокодил - чудовище, которое горько плачет всегда после того, как съест человека.
Ласточки - покидают здания непосредственно перед тем, как они рухнут.
Лев - царь зверей. Спит с открытыми глазами, заметает следы хвостом, боится белого петуха, ест в один день, а пьет в другой. Заболев, пожирает в качестве лекарства обезьяну. Самец и самка совокупляются не как животные, а как люди - лицом к лицу.
Левкрота - помесь львицы и гиены, имеющая лошадиную голову и широкий рот от уха до уха. Вместо отдельных зубов у левкроты на каждой челюсти растет цельная кость.
Летучая мышь - нечистая птица с зубами, производящая птенцов не из яиц, а прямо из своего чрева.
Лягушки - мелкие водные твари. Особи, живущие на суше, погибают, едва попав под дождь.
Мандрагора - целебный корень, похожий по форме на человека и растущий на востоке, рядом с раем. Верещит, когда его вытаскивают из земли. Каждый, кто услышит этот крик, умирает или сходит с ума. Поэтому мандрагору выкапывают следующим образом - привязывают к ней голодную собаку и манят ее издалека куском мяса. Слонихам, чтобы забеременеть, необходимо отведать этого корня.
Обезьяны
Попугай
Попугай
Медведь - свирепый зверь, спящий зимой так крепко, что его можно ранить до крови, а он все равно не пробудится. Медвежата рождаются бесформенными кусками мяса, но мать вылизывает их, придавая нужный вид. Самец и самка спят в берлогах раздельно, выкопав меж собою борозду.
Муравьи - насекомые, выступающие стройными рядами и несущие в своих ртах зерно (если у одного муравья нет зерна, он попытается отнять его у другого), которое потом складывают про запас на зиму. Эфиопские муравьи имеют вид собак и копают песок, добывая оттуда золото.
Мышь - самозарождается в земле, из гумуса, отсюда и ее имя (mus).
Обезьяна - тварь, которую еще зовут simia, поскольку она очень похожа (англ. - similar) на человека. Любимых детенышей носит в руках, нелюбимых - на спине. Однако если ее преследует охотник, она бросает любимое чадо, чтобы освободить руки, а нелюбимое, таким образом, спасается.
Слон
Онагр - осел, кричащий 12 раз во время равноденствия. Вожак стада откусывает половые органы молодым онаграм, чтобы те, повзрослев, не составили ему конкуренцию.
Попугай - птица, которую можно научить говорить по-человечески в юном возрасте. Старую, впрочем, тоже - для обучения ее следует бить по голове железным прутом.
Пчелы - мельчайшие из птиц. Развиваются из червей, живущих в падали (особенно - в телах крупного рогатого скота).
Рысь - пятнистый волк, моча которого затвердевает в драгоценный камень наподобие карбункула. Рысь засыпает ее песком, чтобы человек не мог найти сокровище.
Ящерица, которая так холодна, что может спокойно находиться в огне и даже потушить его. Из ее шкуры делают огнестойкую одежду.
Скорпион - червь с ядовитым жалом на хвосте. Ранит человека куда угодно, но только не в ладонь.
Слоны - их ноги лишены колен, поэтому, упав на землю, слоны больше не могут подняться. По той же причине они спят, прислонившись к дереву. Чтобы поймать слона, охотнику нужно лишь подпилить ствол.
Сова - грязная птица, которая гадит в своих собственных гнездах и летает задом наперед.
Сова
Ящерица
Удав
Удав - огромная змея, живущая в Италии. Для питания ей нужен скот. Она не проглатывает коров, а обвивает их кольцами и доит, причем иногда отнимает так много молока, что жертвы умирают.
Хорек - грязное животное, зачинающееся подобно гадюке (через голову во рту) и рождающееся из ушей матери: справа выходит самец, слева - самка.
Ящерица - если слепнет от старости, то выползает из норы и смотрит на солнце, которое быстро сжигает пелену на ее глазах.
- На самом деле «Физиолог» - не название книги. Этот сборник вообще был безымянным. Но так как каждая история начиналась с фразы: «Физиолог утверждает, что…» (под физиологом понимался некий анонимный натуралист), подобное название закрепилось за всем текстом.
- Бестиарий Dicta Chrysostomi (авторство приписывается Иоанну Златоусту, одному из величайших отцов церкви) хранится в Государственной публичной библиотеке в Санкт-Петербурге.
- Миф об огненной саламандре мог появиться из-за настоящих саламандр, которые обитали в гниющих стволах деревьев. Если эти бревна клали в костер, то ящерицы «волшебным образом» выскакивали из огня.
Настоящие саламандры с характерной «огненной» окраской.
* * *
Парадная разукрашенность бестиариев и изысканные посвящения, сохранившиеся на первых страницах, свидетельствуют о том, что это чтиво предназначалось для высших слоев знати и духовенства. Лишь они были образованы в достаточной степени, чтобы оценить предлагаемые им «звериные» аллегории.
В наше время бестиарии стали общедоступными. Их созданием занимались совершенно разные люди: сумасшедший карлик Тулуз-Лотрек, слепой гений Борхес… Многие фэнтези-вселенные имеют собственные бестиарии.
Вымышленные звери почти не изменились, но их функция уже другая. Теперь они не наставляют читателя на путь истинный, а предлагают ему культурные деликатесы, прочный строительный материал для гуманитарного кругозора и, в конце концов, солидное интеллектуальное развлечение.
Наша жизнь неразрывно связана с животными. В средние века для людей животные были главным средством передвижения, тягловой силой, источником питания, одежды, материалов для повседневного использования, ремесел, и даже для занятий искусством. Манускрипты писали гусиными перьями, кисточки делали из меха куницы, страницы манускриптов - из кожи ягнят и коз. - источник шелка, ценной ткани для знатных и облачений религиозных деятелей, овцы - шерсти, мяса и даже мочи (из которой добывали селитру, использовали для шлифовки мрамора и дубления кожи. добывали из моллюсков murex, малиновую из ракушек kermes, а коричневую из божьих коровок. Бивни слонов привозили из Африки и Востока, моржовые клыки с Севера- все шло в дело.
Для людей Бог создал разнообразных животных, и в молитвах они не переставали благодарить его за это.
В средние века установились тесные связи между человеком и природой - не только физиологические, но и аллегорические.
Как человек в средние века воспринимал животных? Как к ним относился?
Средние века — это практически период с конца V века до отрытия Америки - до конца XV века, целое тысячелетие. Конечно, за это время люди по разному воспринимали животных, относились к ним и изображали также по разному.
С раннего средневековья люди ассоциировали животных со временем в символах зодиака и в цикле Месяцев года.
Животных часто связывали со Святыми, и они становились их неотъемлимыми символами. В Апокалипсисе Евангелистов связывают с символами животных - львом, быком и орлом . Мозаики Равенны IV века и Мавзолей Галлы Плачидии V века полны изображений животных.
Многие имена людей связаны с животными - Леоне - лев, Орсо - медведь, Агнесса - ягненок, Коломбано - голубь. Символы раннего христианства в катакомбах, связанные со спасением души, тоже животные - рыба, голубь, павлин, овца, олень . Часто оленя и рыб изображали на крестильных купелях, потому что ассоциировали их с водой и очищением. Олень, укушенный змеей-дьяволом, спасается от смертельного яда, когда три дня пьет из чистого источника. Связь воскрешения с крещением усилила позитивное отношение к этим животным.
Животные в Библии
Источником понимания и изображения животных были библейские истории. Тема Сотворения мира изображена на мозаиках в Равенне в IV веке.
Часто животных изображали на саркофагах, самое раннее известное нам - на саркофаге Джунио Бассо 359 года в Музеях Ватикана. На Сцене первородного греха - змей-искуситель, но есть и лошади, и овечка, и львы. На пластине из слоновой кости в Музее Барджелло во Флоренции, где Адам наделяет животных именами , изображены разные звери, но неизвестный скульптор подчеркивает превосходство человека.
С XII века изображения разных животных используют на фасадах церквей, архитравах, воротах и на капителях колонн и пилястров. Разные животные должны были охранять церковь, приблизить к богу, напомнить о праведной жизни мучеников, бороться со злом, научить правильному поведению, предупредить об искушениях, кознях дьявола и опасностях или даже напугать, Верующие, не умевшие читать в то время, могли рассматривать изображения и делать выводы. Изображения животных несли огромную смысловую нагрузку.
Капитель в Базилике Св.Зенона — борьба добра и зла, лев здесь олицетворяет Добро
С XII века лев - царь зверей занимает главные позиции, смещая с трона медведя - царя зверей в северной мифологии. Как символ власти и силы лев сопровождает и земных королей. Знаменит бронзовый лев, созданный в 1166 году по велению Энрико иль Леоне, Герцога-Дуки Бавьеры.
В VII веке Иссидоро из Севильи связывает природу разных зверей с их названиями, основанными на латинских созвучиях корней слов, например, происхождение слова ЛИСА - от того, что она никогда не бежит прямо. В IX веке на его труде основана работа Рабано Мауро.
Прекрасный экземпляр его трактата, созданный в Скрипториуме монастыря Монтекассино в XI веке, сохранился. Его красочные иллюстрации-миниатюры с изображениями зверей стали моделью для художников и скульпторов средних веков.
Монахиня Ильдегарда из Бингема — загадочная фигура, ученый и мистик XII века написала труд Physica , имевший огромный успех. В начале XIII века Бестиарий Speculum naturale Винченцо из Бовайса с описанием животных и их значений становится источником вдохновения для скульпторов . В Англии пишут Бестиарии с яркими миниатюрами полные «морализирования» животных и их поведения.
Например, ослик — положительное животное, он помог Святому Семейству попасть в Египет . В средние века его стали изобража ть как музыканта с лирой или тамбуром. Почему? В Бестиариях осел описывается как лишенный слуха , но упорно желающий музицировать. Поэтому изображения осла-музыканта в средневековье соответствовали людям упрямым и тщеславным. Сатирические изображения деятелей церкви и преподавателей с ослиными ушами возникли именно по этому средневековому представлению об ослах.
Аист победил зло — змею, на очереди жаба и улитка, 1225 год, крипта Святого Зенона, Верона
Басни в средневековье
Роман Де Ренарт написал сатирические «сказки» с моралью, основанные на историях Эзопа и Федро (Для нас с вами они более известны как басни Крылова, его перевод Лафонтена). Персонажи-животные лиса-обманщица и петухи, ворона, волк и цапля . Прекрасные барельефы с такими моралями для верующих сохранились на многих церквях романской эпохи. Показательны Кафедральный собор Модены и веронская Базилика Святого Зенона, где мы видим барельефы начала XII века с такими назидательными сценами на фасадах. На знаменитом гобелен е Байекса 1070 года (длиной 70 метров) вышиты по верхнему и нижнему краям много животных. В том числе, сцен а лисица и ворона.
Череда животных, 1225 год, скульптор Адамино, крипта Св.Зенона, Верона
Откуда знали как выглядят звери?
Средневековые художники и скульпторы редко работали с натурой, да и где они могли видеть экзотических или фантастических животных? Конечно, они смотрели на старые мозаики, миниатюры Бестиариев или читали описания таких животных, чтобы самим их изобразить. В первой половине XIII века архитектор Виллард де Хонекурт свидетельствует об огромном количестве зооморфных украшений, которые используют при постройке Соборов. С XI века Соборы полны изображениями животных - реальных, вымышленных или экзотических — о диночные, парные, черед а зверей на фризах , мозаичные полы и архитектурные элементы - стилофоры-животные поддерживают колонны, капители колонн в виде разных животных. Сцены борьбы зла с добром изображали в виде борьбы зверей.
Месяцы Апрель и май, под ними внизу — дракон, 1139 год, скульптор Николо, протир базилики Св.Зенона, Верона
Фантастические звери
В начале XII века Сан Бернардо выступает против таких украшений в монастырях. Он противопоставляет обезьян, львов и тигров — кентаврам и полулюдям . В средние века разницы между животными реально существующими и фантастическими не понимали, Для людей все животные обладали разными ценностями, то есть были символическими.
Самый известный нам гибрид - сирена , она известна с античных времен, своим пением обольщает мореплавателей, и корабли сбиваются с курса.
Сирена постоянно встречается и в искусстве романского периода с XI века. Сначала считали, что это женщина-птица, но в Бестиариях ей приписывали еще и рыбий хвост. Там С ирены представляли богатство морей, корабли - тело человека, а моряки были его душой.
К огда богатство заставляет человека грешить, то его душа засыпает.
Сирена на Баптистерии-Крестильне Пармы
Наряду с реальными животными Бестиарии полны фантастических созданий - сфинксов, химер, сирен, грифонов, василисков, к ентавров, гарпий, единорогов и драконов . Баптистерий Пармы полон барельефами с таки ми создани ями . В Базилике Святого Зенона в Вероне в первой половине XII века скульпторы используют и реально существующих животных, и фантастических драконов.
Люнет в Соборе Пармы — лошади, волы, символы Евангелистов — лев и бык, вместе с ними — крылатый дракон.
Барельеф Николо Пизано, фрагмент, верблюды, лошади и собаки очень похожи на реальных
С XIII века больше реальных зверей
В XIII веке изображения животных приближаются к реальным изображениям. В Италии скульпторы Николо и Джованни Пизано на кафедрах-пульпитах в соборах Пизы и Сиены создают реальных животны х , соответствующи х религиозным схемам.
Прекрасные изображения птиц есть в трактате о соколиной охоте, созданном при дворе Федерико II (в Библиотеке Ватикана).
В середине XIII века английский монах Мэтью Парис впервые с натуры изобразил слона , которого Король Франции Луи IX подарил Королю Англии Энрико III.
XIV век - животные похожи на настоящих
В XIV веке прекрасные сцены охоты и рыбной ловли украшают стены Папского Дворца в Авиньоне. Здесь изображения разных птиц, белок, зайцев и других зверей сделаны умело и ясно.
В конце века прекрасные рисунки Джованнино де Грасси в санитарном трактате Тарквино ди Бергамо начали новый тип иллюстраций животных, который довели до совершенства Пизанелло и Дюрер в XV веке.
Фрески в папском дворце в Авиньоне — охота и рыбалка (в бассейне!)
Животные стали частью повседневной жизни в сценах на фресках Джотто в Падуе и Ассизи и позднее в цикле фресок в Кастелло Буонконсильо в Тренто. Большое влияние на отношение к животным в средневековье с XIII века оказал Святой Франциск. Его отношения с животными скаладывались на обоюдном понимании и доброжелательстве, его понимали птицы, и он понимал их — диалог человека и животных . Джотто эту историю из жизни Святого Франциска из Ассизи оставил нам на фреске Проповедь птицам. Читайте на сайте статьи про символы в искусстве
— что бы это значило?