Сравнительный анализ стихотворения С.Есенина «Поёт зима – аукает…» и А.А.Блока «Полный месяц встал над лугом…. Анализ стихотворения Есенина «Поет зима – аукает Анализ произведения поет зима аукает
3)Изобразительно выразительные средства (Эпитеты сравнения, метафоры и т.д.) и для чего используются.
4)Синтаксис и пунктуация предложений
5)Звукопись
6)Рифма, ритм, размер
Анализ стихотворения:
1) В.Лебедева-Кумача:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,-
Идет война народная,
Священная война!
Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они - за царство тьмы.
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Ты запой мне ту песню, что прежде
Напевала нам старая мать,
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать.
Я ведь знаю, и мне знакомо,
Потому и волнуй и тревожь,
Будто я из родимого дома
Слышу в голосе нежную дрожь.
Ты мне пой, ну а я с такою,
Вот с такою же песней, как ты,
Лишь немного глаза прикрою,
Вижу вновь дорогие черты.
Ты мне пой, ведь моя отрада -
Что вовек я любил не один
И калитку осеннего сада,
И опавшие листья с рябин.
2) Взгляды, убеждения
3) Состояние автора, который писал этот стих или героя этого стиха
СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО!!!
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ " АНЧАР " ПО ПЛАНУ, ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО, А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ
УСПЕВАЮ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И, ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ!!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!!
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит -
И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес - и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
(Иллюстрация: Сона Адалян )
Анализ стихотворения "Поет зима - аукает"
Мастерски владея словом, гениальный поэт Сергей Есенин передает в скупых, но красочных мазках всю прелесть и в то же время ужас суровой русской зимы. Ведь людям, жившим в России в то время, неоднократно приходилось слышать, как путники, заблудившись в метели, садились и засыпали, чтобы уже никогда не проснуться. Эту смертельную песню, которую вьюга, насвистывает зима, лирик передает мелодикой колыбельной, используя ритмику двухсложного четырехстопного ямба: «Поет зима - аукает, мохнатый лес баюкает…». Опасные объятия снегового покрывала передают звуки веток сосняка, которые карильоном звенят под порывами ледяного ветра. Драматический настрой подчеркивают тяжелые тучи, которые «с тоской глубокою» плывут в дальние края.
Но поэт показывает и иную, прекрасную, сторону буйства этой опасной для жизни стихии. Он сравнивает метель с шелковистым ковром, и всякий, кто хоть раз в жизни видел стелющуюся по земле порошу, может представить себе это подвижное, прям как змея, снежное покрывало. Чтобы еще больше «перенести» читателя в реалии произведения, Есенин добавляет: «Но больно холодна». Да, вьюгой лучше всего любоваться из окна теплого жилья. А вот и оно - жилье. Следующий образ Есенина - это именно окно. Наверняка из него льется ровный, теплый свет, за ним тепло и уютно.
Контраст холода природы и тепла человеческой жизни чувствуют воробышки, которые пытаются спрятаться от несущих гибель поцелуев зимы под защитой человеческого жилья. Нежность к пичужкам малым поэт передает, очеловечивая воробьев, сравнивая их и сиротками. Они устали, замерзли и голодны, в них едва теплится жизнь. То, что они «жмутся поплотней», только усиливает стремление к солидарности с этими живыми существами перед лицом злой вьюги.
Есенин, усиливая напряженность, придает стихиям человеческий образ. Вьюга не просто разгулялась - она пытается убить все живое, злится «с ревом бешеным». В своем стремлении добраться и до обитателей избы, она стучит по ставням, чуть ли не срывает крышу. Что могут противопоставить этой «Снежной королеве» люди и воробьи? Лишь надежду на скорый приход весны. Стихотворение заканчивается на оптимистической ноте: даже если пташки нежные и замерзнут насмерть под колыбельную песню вьюги, последнее, что им приснится, будет «прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна».
Мелодика этого произведения как будто просится, чтобы его положили на музыку. Наверное, именно по этой причине вдохновленный колыбельной, которую напевает вьюга, композитор Георгий Свиридов создал кантату «Поёт зима - аукает».
Анализ стихотворения «Поет зима – аукает»
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Одно из самых первых произведений Сергея Есенина, известное широкой публике под названием «Поет зима – аукает», было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его поэт гораздо позже, так как считал это стихотворение по-детски наивным и лишенным сюжета. Тем не менее, образ зимы, который удалось воссоздать Есенину, получился настолько многогранным и запоминающимся, что сегодня это произведение является одним из ключевых в пейзажной лирике поэта.
Действительно, образ зимы, появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя – в данном случае «мохнатый лес». Автор не случайно выбирает эпитет «мохнатый»: наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы. Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ – жестокой мачехи, которая наказывает нерадивых детей. Именно такими - несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые». Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками», которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.
Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется», но «больно холодна». А вьюга, которая «с ревом бешеным» стучит по ставням и «злится все сильней», своей суровостью противостоит «ясной красавице весне», снящейся пташкам, голодным и усталым.
Естественно, описывая русскую природу, поэт не мог не использовать олицетворения : «зима аукает и баюкает», «метелица ковром шелковым стелется», а «вьюга злится все сильней». Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной духами. Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.
Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение сиротливого одиночества, любования суровой красотой русской природы и тоски по светлому идеалу, безнадежности и надежды.
Ответы на вопросы, заданные ученику:
1. Вспомни главную особенность стихотворений Есенина - одушевление природы. Чей образ создаёт Есенин в стихотворении? (образ зимы)
2. Выпиши из стихотворения эпитеты, метафоры и олицетворения, которые характеризуют зиму.
Олицетворения : зима поёт, аукает, мохнатый лес баюкает, вьюга с рёвом бешеным стучит, злится всё сильней,
Эпитеты : вихри снежные, мёрзлое окно
Метафоры: метелица ковром шелковым стелется,
3. Меняется ли этот образ на протяжении стихотворения? (сначала зима предстаёт как ласковая мать, которая убаюкивает дитя, но постепенно она превращается в злую ведьму вьюгу).
4. В стихотворении Есенина используется приём противопоставления, когда один образ или явление противопоставляется другому по какому-либо признаку. Кому противопоставляется злая зима в стихотворении? Каким эпитетом характеризуется весна? (Красавица-весна)
5. Где часто встречаются использованные Есениным эпитеты:
шелковый ковер
седые облака
бешеный рев
ясная весна?
В народной поэзии.
6. Есть ли в этом стихотворении сравнения? Найди и выпиши их.
Сравнения:
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Русский по натуре, Сергей Есенин любит и понимает красоту зимы. В деревьях, покрытых инеем, он видит не меньше красоты, чем в цветах. Эпитеты: "мохнатый лес", "седые облака", "ковром шелковым", «"с рёвом бешеным", "пташки нежные", "вихри снежные" и метафоры: стозвон сосняка, плывут облака, метелица стелется, в улыбках солнца – помогают передать восхищение и любование зимней природой. Олицетворения: зима поёт, аукает, лес баюкает, вьюга стучит и злится – делают изображаемое живым, чувствующим, звучащим.
В стихотворении С.А.Есенина природа дышит, действует, живёт. Она звенит голосами птиц, шёпотом листьев, говором ручьёв. Природа может быть весёлой и грустной, радостной и печальной, она чувствует, переживает, злится. Поэт с помощью олицетворений изображает её живой, очеловеченной. Яркие эпитеты и метафоры делают пейзаж красочным, насыщенным, одухотворённым. Читая стихи Есенина, мы чувствуем его любовь и восхищение простой русской природой.
Природа для него – тот друг, чьё настроение совпадает с его собственным, он передаёт глубокие человеческие чувства через картины природы. Читая стихи С.А.Есенина, учишься выражать свои мысли красиво, образно, изящно, появляется желание сочинить стихотворение, передать в нём свои чувства.
Музыкально – теоретический анализ
Музыка эта вступает аttасса после предыдущего номера. Но между ними резкий контраст. Преобладание солирующего голоса сменяется господством хора и оркестра, нежнейшее истаивающее morendo - активным forte, тонкие акварельные звучания и краски, прозрачная фактура - плотной, массивной фактурой, раздумчиво-сосредоточенное Andantino - более активным Allegro non troppo; печально-любовное размышление о Родине отстраняется действенной картиной зимней вьюги - бешеной, злой, неистовой.
Наконец единству настроения первого номера с доминированием одной темы теперь противопоставлена резкая смена контрастных образов, хотя тематически и родственных. Главный из них - образ зимы, метелицы, злой вьюги. Сильный, грозный, он ассоциируется с образами расходившейся «силушки», разгулявшейся «волюшки», с богатырским образом русского народа. Музыка эта ярка и образна. Мелодию, состоящую из квартовых попевок в характере зовов, ведет в унисон мужской хор:
Оркестр поддерживает его, создавая картину разбушевавшейся зимней стихии. Следующие проведения еще динамичнее, сильнее. Включается в исполнение и женский хор.
Новый эпизод вкрапливается в композицию внезапно, образуя контрастную середину:
Жалобно звучит мелодия сопрановой партии хора, передающаяся затем тенорам, о сиротливых воробышках, голодных и озябших. При этом флейта-пикколо имитирует птичьи голоса, чириканье «пташек малых». Эпизод этот отстраняется новым проведением темы зимы, вьюги (росо ассеlеrаndо), образующей динамическую репризу первого раздела всего номера:
Тема звучит теперь fortissimo то у всего хора, усиленная еще более плотной и густой фактурой оркестра, и подводит к небольшому чисто оркестровому эпизоду - Allegro. Это картина метели, завывания ветра; завершая весь раздел, с особой грозной силой звучит тема зимы.
Заключительный раздел возвращает слушателя к среднему эпизоду. Опять сопрано ведут жалостно-сочувственную мелодию «И дремлют пташки нежные под эти вихри снежные у мерзлого окна»:
Но вскоре доминирующим мотивом становится мечта о весне, о счастье. Светлой надеждой на приход «красавицы весны» и заканчивается эта часть:
Завершает трехчастную композицию хоровая кода, звучащая на «ррр»:
Свиридова отличает особая концентрация музыкальных средств, при которой устраняются все детали и подробности, остается только самое типичное, самое существенное.
В хоровых эпизодах кварта близка своей «изначальной» семантике: возглас, клич, призыв. В данном хоре квартовая интонация дается в самом начале определенно и рельефно, как тезис. Эта интонация выступаетс как основная и наиболее яркая интонация части:
Выразительность ее раскрывается лишь в контексте целого. Включенная в изобразительный фон, она создает пейзажное настроение. Энергия ямба образует суровый «скелет» мелодии».
В этой части цикла квартовая (квинтовая) интонация играет и конструктивную роль. Ею начинается и завершается почти каждая фраза. Частота ее звучания возрастает к кульминации и спадает в конце, растворяясь в нежных весенних звучаниях.
Композитор глубоко проникает в мир поэзии и создает собственную музыкально – образную концепцию на основе оригинального «прочтения» текста.
Распределение музыкально-тематического материала между хоровыми партиями распределяется достаточно равномерно. На протяжении практически всей формы сочинения звучит тутти хора, либо хоровые партии чередуются в своих репликах:
Основной темп сочинения : Allegro non troppo. Агогика сочинения получает широкое развитие. На протяжении всей формы темп неоднократно изменяется в ту или иную сторону. Заканчивается произведение не спеша, как бы устанавливая характер всеобщего успокоения:
Рассмотрим теперь ладотональный план сочинения.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Анализ стихотворения С. А. Есенин «Поёт зима – аукает»
2 слайд
Описание слайда:
Поет зима - аукает, Озябли пташки малые, Голодные, усталые, Мохнатый лес баюкает И жмутся поплотней. Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою А вьюга с ревом бешеным Плывут в страну далекую Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. Седые облака. А по двору метелица И дремлют пташки нежные Ковром шелковым стелется, Под эти вихри снежные Но больно холодна. У мерзлого окна. Воробышки игривые, И снится им прекрасная, Как детки сиротливые, В улыбках солнца ясная Прижались у окна. Красавица весна
3 слайд
Описание слайда:
ЗИМА – суровое время года, особенно в умеренных широтах. Сильные морозы, метели, оттепели – каждый русский человек знаком со всеми «прелестями» этого времени года. Сколько пословиц связано с зимой, сколько наблюдений, примет. И все-таки в народе любили зиму за возможность отдохнуть от тяжелой работы на земле, за разгульное веселье на Рождество, Крещение, Масленицу. Не оставалась в стороне и русская литература, особенно поэзия. В стихах зиму чествовали как почетную и долгожданную гостью, сравнивали то с русской красавицей, то со злобной старухой.
4 слайд
Описание слайда:
Сергей Александрович Есенин Русский поэт еще в начале своего творчества написал стихотворение «Поет зима – аукает» , об анализе которого и пойдет речь далее. Тогда юноше исполнилось лишь 15 лет, он не думал, что станет поэтом. Когда же появились первые публикации, долго не решался напечатать это стихотворение, считая его слишком наивным, ученическим. Но именно за простоту восприятия и полюбилось читателям данное произведение впоследствии.
5 слайд
Описание слайда:
Действительно, образ зимы, появившийся в начале стихотворения, ассоциируется с ласковой матерью, которая баюкает свое дитя – в данном случае «мохнатый лес» . Автор не случайно выбирает эпитет «мохнатый»: наверняка, каждый может себе представить ветки деревьев, покрытые инеем, напоминающие именно мохнатые лапы. Но за этой кажущейся ласковостью скрывается и другой образ – жестокой мачехи, которая наказывает нерадивых детей. Именно такими - несчастными, жалкими – выглядят «воробышки игривые» . Недаром поэт сравнивает их с «сиротливыми детками» , которые прижались у окна, чтобы хоть как-то согреться.
6 слайд
Описание слайда:
Таким образом, зима у Есенина словно двуликий Янус: то одним лицом повернется, то другим. На этом противопоставлении и строится все стихотворение. Так метелица «ковром шелковым стелется» , но «больно холодна» . А вьюга, которая «с ревом бешеным» стучит по ставням и «злится все сильней» , своей суровостью противостоит «ясной красавице весне» , снящейся пташкам, голодным и усталым.
7 слайд
Описание слайда:
Конечно, в поэзии является уже неким штампом стремление сравнивать зиму со старухой, косматой, седой, (ведь именно с сединой чаще всего связано представление читателя о снегах и метелях), а весну – с девицей-красавицей. Но Есенину удается избежать слишком очевидного повтора с помощью мотива сна, который видят несчастные замерзшие воробышки.
8 слайд
Описание слайда:
Метафоры: зима поёт, аукает, баюкает лес; стозвон сосняка; облака плывут с тоской глубокою; метелица стелется шёлковым ковром; воробышки прижались; пташки озябли; вьюга стучит и злится; дремлют пташки; снится весна Эпитеты: мохнатый лес; глубокая тоска; седые облака; метелица холодна, воробышки игривые; пташки голодные, усталые; бешеный рёв; пташки нежные; вихри снежные; прекрасная, ясная красавица весна; шёлковым ковром Неологизм: стозвон Сравнение: как детки сиротливые Антитеза: пташки – вьюга; вихри - весна
9 слайд
Описание слайда:
Олицетворения: зима аукает и баюкает; метелица ковром шелковым стелется; а вьюга злится все сильней. Все это – отголосок народных представлений о природе, наделенной духами. Однако автор явно рассчитывал на сочувствие читателя к бедным замерзшим птичкам и в то же время на осознание величественности и беспощадности природы, так как все живое беспомощно перед ее всемогуществом.