Специальные модификации. Гидросамолет для подводной лодки
Немецкий самолёт He.111 стал, наряду с истребителями Bf.109 и пикировщиками Ju.87 одним из символов блицкрига. «Хейнкель», конечно, не был ни единственным, ни лучшим средним бомбардировщиком авиации рейха. Зато его боевой путь оказался настолько долгим, что по известности с ним вряд ли сравнятся и «Юнкерсы», и «Дорнье», и более поздние «Хейнкели».
Разработанный ещё в середине 1930-х годов, он был снят с производства только в 1944 году. С учётом того, как быстро во время Второй Мировой развивалось самолётостроение, He.111 выпала очень продолжительная жизнь.
История создания
Специфика развития военной промышленности Германии 20-30-х годов определялась условиями Версальского договора. Не имея права даже разрабатывать боевые самолёты, немцы не собирались смиряться с этим запретом и старались найти лазейки.
He-111G - гражданская версияОт вполне очевидной идеи вооружать, в случае необходимости, транспортники, перешли к более хитрой. Конструкторам предлагалось разработать авиалайнеры, способные быть как пассажирскими, так и скоростными бомбардировщиками. Первые попытки создать такие машины, вроде бомбардировочной версии трёхмоторного Ju.52 особо удачными не были.
Самолет He.111 относился уже к следующему поколению бомбардировщиков.
Даже внешне он не походил на предшественников, не громоздкий угловатый «летающий гроб», а стремительный, обтекаемый моноплан с убирающимся шасси. Значительное сходство имелось с предыдущим пассажирским «Хейнкелем» He.70 “Молния”, но поскольку новый самолёт был двухмоторным, то ему досталось имя «Двойная молния».
Хотя первые полёты «Хейнкель» начал совершать в 1935 году, когда о существовании Люфтваффе объявили официально, завод успел подготовить и военную, и пассажирскую модификации. Друг от друга они отличались незначительно. У лайнера на месте бомболюка размещалась пассажирский отсек, вместо кабины штурмана оборудовали багажный отсек.
Основные модификации He.111
Серия А – предсерийные прототипы, оснащённые моторами BMWVI. Впоследствии проданы в Китай. Серия B – массовая модификация, в производстве с 1936 года. Оснащались двигателями DB600. Серия D – вариант с изменённой конструкцией крыла и моторами DB600Ga.
Поскольку все двигатели были затребованы для производства истребителей Bf.109 и Bf.110, постройку бомбардировщиков отменили.
Серия E – выпускалась с 1938 года, получила двигатели Jumo 211. Серия F – самолёты с изменённой конструкцией крыла, первоначально строились для экспорта в Турцию. Серия P – модель с серьёзно изменённым фюзеляжем. Традиционный кокпит пилота, размещённый за кабиной бомбардира, заменили полностью остекленной носовой кабиной. Применялись двигатели DB601.
Серия H – самая массовая и наиболее совершенная версия He.111. Моторы на данной серии – Jumo211. Бомбардировщики производились с 1939 до 1944 год. Достоин упоминания He.111 Z, созданный для буксировки планеров Me. 321. Фюзеляжи двух «Хейнкелей» соединялись центральной секцией крыла с пятым двигателем. Его так же пытались применять в качестве разведчика.
Гражданские варианты самолёта свелись к двум производственным сериям – C и G. Одновременно «Люфтганза» эксплуатировала не более двенадцати пассажирских He.111. После войны «Хейнкели» собирали в Испании под названием CASA 2.111. После переоснащения британскими двигателями «Роллс-Ройс» они служили до 1973 года.
Боевое применение
Первыми эксплуатантами «Хейнкеля» оказались китайцы. Эрнст Хейнкель смог продать шесть самолётов серии А фельдмаршалу Чан Кайши. В Китае карьера He.111 «не сложилась» – уже в первом вылете были потеряны три бомбардировщика из пяти (по другим данным – два из трёх). Оставшиеся машины некоторое время использовали, как транспорты.
В 1937 году He.111B проверил в боевых условиях и рейх.
Точнее, немецкие лётчики, воевавшие в составе «Легиона Кондор» в Испании. Испытания боем показали превосходство «Хейнкеля» над конкурентами – Ju.86 и Do.17. Из 94 бомбардировщиков испанскую кампанию пережили 58. Они остались в Испании, в качестве костяка авиации для бомбометания.
По-настоящему массовое применение He.111 стартовало с началом Второй Мировой. «Хейнкели» уничтожали польские войска, участвовали в стратегических налётах на британские морские базы. Они бомбили Францию и были основой бомбардировочных эскадр во время битвы за Британию. Немецкое вторжение на Балканы заняло немного времени, но He.111 сыграли ключевую роль и там.
После начала кампании против Советского Союза «Хейнкель» некоторое время применялся для уничтожения поездов, а зимой 1941-42 года использовался как транспортный для эвакуации раненых и обмороженных солдат в тыл.
В 1943 году He.111 всё ещё применялись для стратегических бомбардировок, но теперь их количество стабильно убывало.
Старый самолёт неохотно уступал место более совершенным Ju.88 и Do.217. He.111 H-22 пытались использовать в качестве ракетоносца, вооружённого , но без особого успеха. Характеристики “Хейнкеля” изменились незначительно, а вот британская ПВО была гораздо сильнее, чем в 1940 году.
В 1944 году бомбардировщик сняли с производства, а некоторое количество сохранившихся переделали в грузовые самолёты. Впрочем, боевой путь «Хейнкеля» на этом ещё не закончился. Последний случай применения старого самолёта – 1957 год. Испанские CASA 2.111 тогда наносили бомбовые удары по марокканским партизанам.
Лётно-технические характеристики в сравнении с аналогами
Для сравнения возьмём He.111 самой массовой серии, его более современного конкурента – Ju.88 и советский .
He.111 H | Ju.88 A4 | Ил-4 | |
---|---|---|---|
Длина, м | 16.6 | 14.3 | 14.8 |
Размах крыла, м | 22.6 | 20 | 21.4 |
Максимальная скорость, км/ч | 440 | 510 | 450 |
Практическая дальность, км | 2000 | 1790 | 3800 |
Оборонительное вооружение | 7 пулемётов калибра 7.92 мм, 1 пулемёт калибра 13.2 мм, 1 пушка калибра 20мм | 5 пулемётов калибра 7.92 мм | 2 пулемёта калибра 7.62мм, 1 пулемёт калибра 12.7 мм |
2000 кг в бомболюке, до 3600кг на внешних держателях | 1400 кг в бомболюках, до 3000 кг на внешних держателях | До 2500 кг |
Из цифр видно, что «Юнкерс» ранней модификации несколько уступал «Хейнкелю» по мощности бомбового вооружения, но сильно превосходил по скорости. Это не говоря о том, что «восемьдесят восьмой» мог метать бомбы с пикирования, мог служить тяжёлым либо ночным истребителем. Говоря иначе, Ju.88 был универсален. Ну а советский аналог оставлял немца далеко позади по дальности полёта. Впрочем, малые боевые радиусы были общей бедой большинства машин Люфтваффе.
He.111 был очень удачным самолётом для своего времени. И тем более удачным – для бомбардировщика, которого в случае необходимости можно было выдавать за пассажирский лайнер. Экипажи любили «Хейнкель» за надёжность и лёгкость в управлении, по боевой эффективности он не уступал конкурентам. Но вершины своего развития он достиг ещё до начала Второй Мировой – ей стала серия H.
Впоследствии конструкция самолёта значительно не изменялась, модернизации сводились к усилению оборонительного вооружения и установке бронезащиты.
Эти доводки повышали вес самолёта и, таким образом, «обнуляли» эффекты от прироста мощности двигателей.
Сохранение выпуска стремительно устаревающего «Хейнкеля» можно объяснить, в первую очередь, боязнью потерять темпы производства. Кроме того, «двойное назначение» самолёта позволяло довольно эффективно использовать его в транспортных целях.
Видео
Проектирование Не-111 началось в первые месяцы 1934 г.. Ведущую роль в проектировании играли дипломированные инженеры Зигфрид Гюнтер и Карл Швацлср. Не- 111 продолжал линию, начатую Нс-70: аэродинамически чистый, цельнометаллический с потайной клейкой обшивки моноплан с крылом и горизонтальным оперением эллиптической в плане формы, с убираемыми основными опорами шасси и фиксированной хвостовой стойкой. Фюзеляж начинался с прозрачною носа, где размешалась кабина штурмана. После многочисленных продувок моделей в аэродинамических трубах, в 1934 г. был изготовлен деревянный макет самолета. Макет произвел благоприятное впечатление на представителей только что созданною министерства авиации (RLM). Военные предложили Хсйнкслю переделать пассажирский самолет в бомбардировщик.
Не-111 в эксплуатации
Не-111 в эксплуатации
Боевое крещение бомбардировщик Не-111 получил в 1936-1939 г.г. в ходе Гражданской войны в Испании. Сначала немцы перебросили на контролируемую франкистами территорию четыре Не-111В-0, самолеты выполнили первый боевой вылет на бомбометание Мадрида 9 марта 1937 г. Самолеты Не-111 состояли на вооружении KG-88 легиона «Кондор».
С мая 1937 г. в Испании, помимо четырех Не-111В-0, действовали 40 Не-111В-1 и 25 Не-111В-2. После обучения испанских экипажей, в начале 1938 г. самолеты передали ВВС генерала Франко. К этому временив в составе легиона «Кондор» имелось 45 Не-111Е-1. С окончанием войны в мае 1939 г. все Не-111 были переданы испанцам.
На вооружении люфтваффе состояло 808 Не-111 на 1 сентября 1939 г., в том числе 749 Не-111P и Не-111Н в составе 21 группы и одного стаффеля. Остальные 59 Не-111 были старыми машинами модификаций Е, F и J. С первых минут войны бомбардировщики нанесли удар по польским аэродромам, уничтожив на земле значительное количество самолетов противника, разрушив ВПП, аэродромные строения, склады топлива и боеприпасов. В первую неделю войны люфтваффе завоевали тотальное господство в воздухе. Бомбардировщики Не-111 практически безнаказанно наносили удары по тылам и линиям коммуникаций польских войск, а также по населенным пунктам Польши. Большинство германских бомбардировщиков, разрушивших Варшаву, составляли как раз Не-111. Польша сложила оружие 6 октября 1939 г., после чего в действиях Не-111 на Востоке наступил промежуток.
Три бомбардировочных эскадры и разведывательная группа, вооруженные Не-111, приняли участие в операции против Норвегии, которая началась 9 апреля 1940 г. Не смотря на потери от истребителей и зениток союзников, Не-111 обеспечивали авиационную поддержку германских частей в Норвегии с первого до последнего дня кампании. Кампания в Норвегии завершилась триумфом немцев 10 июня 1940 г.
К 10 июня Германия успела оккупировать Бельгию, Голландию и часть Франции. До начала кампании на Западе бомбардировщики He-111 вели пропагандистскую войны, сбрасывая на противника листовки.
Начавшееся 10 мая 1940 г. вторжение на Запад поддерживал с воздуха 641 бомбардировщик Не-111. Объектами ударов стали транспортные узлы, аэродромы, места скопления войск. Хейнкели из KG-4 подвергли жестокому налету Роттердам 14 мая 1940 г., под бомбами погибло 850 мирных жителей Роттердам. Союзники назвали налет «бомбовым террором». Франция подписала позорное перемирие с Германией 26 июня 1940 г. С окончанием Французской кампании большинство Не-111 было передислоцировано на аэродромы северной Франции, Голландии и Бельгии. На 13 августа 1940, день начала Битвы за Британию, в люфтваффе имелось 463 Не-111 (124 Не-111Р и 339 Не-111Н), которые были задействованы в «Налете орлов». В небе Англии быстро выявились слабые места Не-111: низкая скорость и неудовлетворительное оборонительное вооружение. Не-111 не могли противостоять «Харрикейнам» и «Спитфайрам». В августе потери в Не-111 составили 60 самолетов. В сентябре люфтваффе были вынуждены перейти от дневных налетов к ночным. Ночью бомбардировщики были менее уязвимы от британской ПВО, но точность бомбометания резко падала. Несколько Не-111, оснащенных радиотехническими системами наведения, использовались в качестве лидировщиков. Обычно использовалась система X-Gerate, позже применялась система Y-Gerate. Между тем, потери люфтваффе в бомбардировщиков продолжали расти. За первые три месяца 1941 г. было потеряно порядка 150 Не-111.
В ходе «ночного блитца», с сентября 1940 г. по май 1941 г., немецкая авиация бомбила Лондон, Ковентри и другие города Великобритании. В преддверии кампании на Востоке, большинство бомбардировщиков люфтваффе передислоцировали на восточные аэродромы, а Не-111 из числа оставшихся на Западе стали привлекаться для борьбы с судоходством противника. Позже Не-111 в этой роли сменили более современные Ju-88 и Do-217.
В декабре 1940 г. 76 бомбардировщиков Не-111 трех групп было переброшено из Норвегии на Сицилию. Отсюда с января 1941 г. самолеты начали совершать налеты на Мальту. Несколько доработанных в торпедоносцы Не-111 охотились за кораблями и судами союзников на Средиземном море. Налеты на Мальту и борьба с судоходством противника продолжалась в 1942 г. Не-111 добились определенных успехов ценой тяжелых потерь. С конца 1941 г. Не-111 действовали в Северной Африке в интересах войск Роммеля, однако такие полеты носили эпизодический характер.
Одна группа Не-111 принимала участия в кампании на Балканах - оккупации Югославии и Греции. Бомбардировщики наносили удары по скоплениям живой силы и техники, аэродромам, коммуникационным линиям. Кампания завершилась успешно для немцев в мае 1941 г.
В операции «Барбаросса» люфтваффе задействовали 212 Не-111Н и два Не-111P из 13 бомбардировочных групп. 11 Не-111 имелось в трех эскадрильях разведки погоды, развернутых на Восточном фронте. Вскоре после 22 июня на Восток с Запада перебросили еще два вооруженных Не-111 гешвадера. Не-111 составили основную часть ударных сил люфтваффе, бомбивших Москву и Ленинград летом и осенью 1941 г.
По мере продвижения германских войск вглубь территории Советского Союза удлинялись пути снабжения. Ужасающие русские дороги сильно затрудняли доставку всего необходимого для ведения войны, в том числе и запасных частей к бомбардировщикам Не-111. Качество аэродромов на Восточном фронте мягко говоря оставляло желать лучшего. В результате поломки стоек шасси на Не-111 стали обычным делом. В целях снижения вероятности поломок стоек пришлось пойти на снижение бомбовой нагрузки и запасов топлива на самолетах.
В начале 1942 г. Не-111 в основном выполняли транспортные перевозки по снабжению окруженных германских частей. Летом 1942 г. Не-111 из KG-100 успешно бомбили крепость Севастополь, используя 1700-кг и 2500-кг бомбы. В ноябре 1942 г. в котел под Сталинградом попала 6-я армия Паулюса - началась очередная кампания по снабжению окруженных войск. Командование люфтваффе выделило для снабжения армии Паулюса примерно 300 Не-111. Воздушного моста не получилось. Причиной неудачи стала плохая погода, удаленность аэродромов от Сталинграда и советская ПВО. Потери росли по мере того как Красная Армия сжимала кольцо окружения. Последний аэродром внутри обороняемого 6-й армией периметра был потерян 22 января 1943 г. Теперь германские самолеты лишились возможности садится внутри котла и грузы доставлялись только на парашютах, а об эвакуации раненых речь уже не шла. К моменту капитуляции 6-й армии, свершившейся 2 февраля 1943 г., люфтваффе лишилась под Сталинградом 490 самолетов, в том числе 165 Не-111.
Не-111 доминировал среди бомбардировщиков люфтваффе на Восточном фронте и в 1943 г. Хейнкели без особого успеха пытались бомбить промышленные центры, расположенные в глубоком тылу, а в июле 1943 г. принимали участие в битве на Курской дуге. Резкое увеличение количества и качества советских истребителей привело к росту потерь среди бомбардировщиков люфтваффе. В конце 1943 г. вооруженные Не-111 части отвели с фронта в Польшу на отдых и доукомплектование.
В 1944 г. Не-111 все чаще использовались не как бомбардировщики, а как транспортные и буксировщики планеров, сменив в этой роли устаревшие Ju-52/3m. На бомбежку Не-111 летали только ночью, поскольку люфтваффе утратили господство в воздухе. Одной из редких удач стал ночной налет 22 июня 1944 г. на аэродром Полтава, где базировались американские бомбардировщики В-17. Было уничтожено порядка 40 «Летающих Крепостей», приземлившихся на Украине после челночного налета на Германию.
На конец 1944 г. люфтваффе имело на Восточном фронте 440 Не-11 (лишь 260 из них числилось боеспособными). До конца войны Не-111 применялись в основном как транспортные. В декабре 1944 г. - феврале 1945 г. Не-111 выполняли полеты в Будапешт, туда самолеты доставляли грузы, обратно - эвакуировали раненых. В начале 1945 г. такие же полеты выполнялись в окруженный советскими войсками Бреслау. Последние девять боеспособных Не-111 были выведены из строя своими экипажами на аэродроме в Баварии 8 мая 1945 г.
Не-111Е-1 (V4+AB) – один из немногих ранних Не-111, оставшихся в составе люфтваффе к началу Второй мировой войны. В сентябре 1939 г. бомбардировщик в составе I/KG-1 “Hindenburg" принимал участие в польской кампании.
Не-111Р-2 (F) из KG-55 “Greif" Франция, конец 1940 г. Нижние и боковые поверхности самолета перекрашены в черный цвет. Вдоль борта фюзеляжа нанесены «рыбообразные» отметки о 80 боевых вылетах.
Не-111Н-6 (1H+HN) из l/KG-26 “Lowengeschwader”, свастика на вертикальном оперении по непонятным причинам закрашена. В период битвы за Британию 1-й стаффель 26-й эскадры действовал с аэродрома Ставангер-Сола в Норвегии.
Катастрофа
Хейнкель 111 из эскадры дальних разведчиков разбился 16 декабря 1944 г из-за погодных условий.
Вёз диверсионную группу. Бортовой № 81-7 D7+GP из группы метеоразведки Westa 6.
Самолет остался лежать на месте, его потихоньку курочили местные жители.
Диверсионная группа
В самолёте находились:
- Uffz. Hubert Rauch (F) Killed
- Oblt. Wilhelm Schauen (B) Killed
- Uffz. Hermann Preindl (Bf) Killed
- Fw. Friedrich Windhorst (Bm) Killed
- Sonderfuhrer Alexander Althausen Killed
- to sovjetiske agenter som begge Killed (два советских агента)
Зондерфюрер Александр Альтхаузен (Sonderfuhrer Alexander Althausen) являлся начальником абвергруппы 164.
Абвергруппа 164 была создана в мае 1944 года в гор. Николайкене (Восточная Пруссия) и придана 20-й немецкой горной армии, действовавшей на территории Финляндии. Полевая почта № 17668. Начальником Абвергруппы 164 был зондерфюрер Альтхаузен.
До сентября 1944 года группа размещалась в 9 км от гор. Рованиеми, в 200 - 300 м от дороги, идущей на гор. Рануа, в стандартных немецких бараках.
Группа вела разведывательную работу против частей Карельского фронта, засылала агентуру, подготовленную в Варшавской, Петсенской и других школах немецкой разведки, действовавших на территории Прибалтики.
В отдельных случаях агентуру вербовали из советских военнопленных в лагерях на территории Финляндии, в частности, в гор. Рованиеми.
В группе агенты были обмундированы в форму немецких солдат без погон. Проходили подготовку применительно к условиям севера. Они изучали топографию, разведывательное дело, структуру и вооружение частей Красной Армии, стрелковое и радиодело, усиленно занимались лыжной подготовкой.
В сентябре 1944 года группа передислоцировалась в гор. Инари, в октябре 1944 года - в мест. Альте (Норвегия), а затем в гор. Нарвик.
Откуда летел самолет набитый немцами, в немецкой же форме и агентами абвера? Ведь летел он из глубины советской не оккупированной территории. Куда - известно: аэродром Банак в Северной Норвегии, нынешний Лаксельв, где и базировался. И тут всплывают истории про тайные аэродромы, метеостанции и базы немцев в Архангельской области и на Новой Земле. Они выглядят слишком фантастично, чтобы безоговорочно им верить, но и других версий нет.
ТТХ He.111 H-16 (именно эта модификация в Хибинах) такие полеты вполне допускают: практическая дальность - 2500 км при нагрузке 3000 кг. По прямой от Лаксельва до губы Белушьей - меньше тысячи км, примерно столько же - до восточных окраин Архангельской области. Т.е., в идеальных условиях вполне мог слетать туда-сюда даже без дозаправки. В этом случае можно объяснить, почему он пытался пролететь над Хибинами - Мурманск и Кандалакша были прикрыты ПВО и истребительной авиацией.
Обнаружение
По первой версии самолёт найден геологами. Трупы (кости и черепа) похоронили в низине реки.
По второй версии найден местными детьми. Первая публикация об этом самолете была в "Дважды два" в 90-х. Там было интервью с апатитчанкой, которая одной из первых оказалась у разбившегося Хейнкеля, она и сейчас жива и, надеюсь, здорова, зовут ее Таисия Константиновна Мосолова.
Самыми первыми подобрались к месту катастрофы поселковые (из п. Железнодорожный около ст.Апатиты) пацаны. Среди них был её родной брат Юрий. Ребята приволокли в посёлок пистолеты, которые нашли у экипажа. Т.К. Мосолова неохотно и нервно вспоминала об этой истории. Но категорически утверждала, что на месте аварии не было трупов в советской военной форме и говорила, что это вздор. По её воспоминаниям самолёт был развален на три крупных части. Трупов было пять-шесть, уже разлагающихся. А это не стыкуется с количеством указанным в источниках, где говорится об 4 членах экипажа, командире разведшколы Альтхаузене и "двух агентах", и уж тем более эта история кажется загадочней, если принять во внимание информацию газетной статьи "Через Абвер домой" в Мурманском вестнике, где сообщается о двух разведгруппах, помимо А.Альтхаузена, на борту этого "рейса" - из 3-х и 2-х парашютистов.
Все говорит за то, что Гитлер выиграл свою первую бескровную битву в 1938 году именно благодаря Люфтваффе. Огромные и многолетние денежные вливания сделали свое дело - Германия стала к 1938 году достаточно сильным государством, чтобы позволить себе разорвать Версальский пакт. На волне успеха аншлюса Австрии Гитлер поставил перед Европой очередную проблему в виде претензии на Судеты - часть Чехословакии, граничащую с Германией, спровоцировав в сентябре 1938 года Мюнхенский кризис, известный у нас больше под названием Мюнхенского сговора.
В это время сам III Рейх стоял на пороге политического и экономического кризиса и в случае войны Германия не продержалась бы больше нескольких недель. До войны в 1938 году дело не дошло, поскольку европейские правительства были парализованы страхом перед Люфтваффе и в первую очередь перед немецкими бомбардировщиками. По мнению союзников удара немецких бомбардировщиков не могли бы выдержать ни одно ведущее государство Европы, а тем более "какая-то там" Чехословакия.
В момент Мюнхенского сговора Люфтваффе располагало 3200 самолетами, в том числе 1235 бомбардировщиками. Основу немецкой бомбардировочной авиации составляли 570 Не 111, которыми были вооружены восемь бомбардировочных полков: KG 152, 154, 155, 157, 253. 254, 257 и 355. KG 154 "Boelcke" (бывший KG 157) летал на Не 111 с зимы 1936 года. Если же сравнить силы Люфтваффе с силами ВВС союзников, то сравнение вышло бы не в пользу Германии. Ведь Франция располагала 3650 самолетами. Англия - 3300. а Чехословакия 1500. Из этой воздушной армады союзников на 1-й линии находилось 4050 самолетов, в том числе 1850 бомбардировщиков. Конечно, самолеты союзников были уже устаревшими, но численный перевес все же был на их стороне.
Но правительства Франции и Англии были сломлены опытом войны в Испании и предостережениями советников. Начальник штаба RAF Шолто Дуглас (Douglas) с каждым днем все больше и больше боялся немецких Хейнкелей, а командир французских AdA генерал Вуйемен (Vuillemin) внушил своему премьеру, что французская авиация перестанет существовать уже через несколько дней войны. Но их обоих переплюнул полковник Чарльз Линдберг (Lindbergh) (Линдберг был американцем с пронацистскими взглядами и горячим приверженцем теории Дуэ . Для фашистской Германии его деятельность осенью 1938 года была бесценной), который при каждом удобном случае сражал наповал своих собеседников выдуманными фактами о мощи Люфтваффе, которое, по его словам, могло не просто разделаться с ВВС Англии и Франции, но и превратить в пепелища столицы обеих стран и разрушить их государственность. Зашантажированные министры, устрашенные видениями, в которых затмевающие небо полчища немецких бомбовозов методично стирали с лица земли Лондон и Париж, сломались и отдали Гитлеру Чехословакию.
Если бы у фюрера была хоть капля чести, он должен был озолотить Эрнста Хейнкеля и братьев Гюнтер за то, что их бомбардировщики выиграли эту политическую битву (Свою славу Не 111 приобрел, главным образом во время гражданской войны в Испании. Для общественности этот самолет стал символом бойни, устроенной в Гернике и Барселоне (3300 убитых среди гражданского населения). Потому когда в то время говорили о немецких бомбардировщиках, то имели в виду прежде всего именно Не 111.
Гидросамолет для подводной лодки
В отсутствии радиолокатора подводная лодка имела настоятельную необходимость иметь свой собственный разведывательный самолет.
Авиационный заводик Карла Каспара. Совещание трех компаньонов - Каспара, Христиансена и Хейнкеля - длилось уже не один час. Обсуждали, что должен проектировать Хейнкель. Взвесили все «за» и «против». Доводы Христиансена убедили. Решили строить два экземпляра самолета для американского флота. Но у заокеанских моряков были особые требования - самолет должен размещаться в разобранном виде в небольшом цилиндрическом контейнере на подводной лодке. Его диаметр только полтора метра, а длина -шесть метров. Тут было над чем подумать Хейнкелю и его молодым помощникам. Конечно, самолет должен быть маленьким, одноместным.
Легкоразъемный гидроплан U1 для американского флота
Но было еще одно очень важное требование заказчика - самолет должен разбираться и собираться за минимальное время. Поэтому бипланная коробка крыльев с ее стойками и расчалками была отвергнута сразу. У Хейнкеля был уже собственный прототип. В 1917 году он спроектировал и построил легко разборную летающую лодку для перевозки в герметичном контейнере подводной лодки. У нее нижнее укороченное крыло уже было свободнонесущим.
Общий вид гидросамолета U2 и его размещение в контейнере подводной лодки
И только верхнее дополнительно крепилось двумя боковыми подкосами. Сейчас чертежи лодки W 20 были в его распоряжении, но Хейнкель пошел дальше. Чтобы еще снизить потребное для разборки и сборки время, он впервые решился на биплан без подкосов. Верхнее крыло крепилось несколькими болтами к фюзеляжу сверху, а нижнее - снизу. Изгибная прочность крыльев проверялась простым способом. Закрепленная консоль выдерживала вес одиннадцати взгромоздившихся на нее мужчин.
Пятицилиндровая звезда «Сименс» мощностью всего в 50 л.с. была легкой и обеспечивала самолету скорость 120 км/ч. Для укладки в разобранном виде в цилиндрическом контейнере лучше подходила схема гидросамолета на двух поплавках, которые крепились защелкивающимися замками. Оказалось, что четыре механика после нескольких тренировок могли разобрать самолет для укладки в контейнер за двадцать две секунды, а собрать его - за тридцать одну. Таким родился U 1. Американские представители были в восторге, и два самолета уплыли за океан.
К слову сказать, в то время не один только Хейнкель строил самолет для подводной лодки. Попытка японцев построить подобный самолет для подлодки окончилась полным провалом, японский гидросамолет "собирался" в боевой самолет непозволительно долго.
Японцы не без помощи Христиансена прослышали про американский заказ чудесного легкоразборного гидросамолета Хейнкеля и просили за любые деньги построить и для них два таких же, но с дополнительным оборудованием. Заказчики согласились на увеличенные габариты контейнера. И с тем же мотором «японский» гидросамолет U2 получился даже легче на 60 кг. Он тоже хорошо летал, и два его экземпляра были благополучно проданы и доставлены в Японию.
Впоследствии на деньги - валюту, вырученные от продажи самолетов, Хейнкель смог организовать свою собственную фирму, уйдя от Каспера.
составлена по материалам книги Леонида Анцеловича "Неизвестный Хейнкель - предтеча реактивной эры"
Статьи
Заметьте, именно немецкие "армады" бомбардировщиков пугали Европу и вынуждали идти на политические уступки Гитлеру. В этих условиях попытка создания в СССР своей бомбардировочной "армады" (см. страницу по ТБ-4) вряд ли следует рассматривать, как угроза безопасности Европы.
И опять же, обратите внимание, американские "баксы" позволили Хейнкелю создать свою фирму и впоследствии создать He 111, так напугавший Европу...
Германская авиатранспортная компания «Люфтганза» в начале 30-х г. заказала фирме «Хейнкель» скоростной пассажирский самолет, способный перевозить кроме экипажа десять человек со скоростью порядка 320-350 км/ч. Особые требования предъявлялись к безопасности полета, в частности, при выходе из строя одного из двигателей самолет тем не менее должен был долететь до места назначения.
Понимая, что стоимость контракта с Люфтганзой вряд ли окупит расходы на разработку и постройку самолета, конструкторы фирмы «Юнкерс», братья Зигфрид и Вальтер Понтеры, под руководством Карла Шверцлера создали новый авиалайнер Не-111 с учетом его использования и в качестве бомбардировщика. Эта предусмотрительность оказалась вовсе не лишней - Люфтганза закупила всего 6 (шесть!) самолетов. А Люфтваффе - 7300. Кроме того, в Испании по лицензии было изготовлено 236 бомбардировщиков Не-111Н.
Опытный самолет Хейнкель Не-111 VI поднялся в первый раз в воздух 25 февраля 1935 г.. а уже в конце этого же года фирма «Юнкере» получила от Люфтваффе заказ на серию из 10 самолетов в варианте бомбардировщика для проведения летных испытаний.
Первая серийная модификация бомбардировщика получила обозначение Не-111В-1 и была запущена в производство на специально построенном заводе в городе Ораниенбург. В конце 1936 г. первые Не-111В-1 поступили в бомбардировочные эскадры, а к маю 1937 г. темп выпуска Не-111В составил 100 машин в месяц.
Как и для многих образцов германской военной техники тех лет, главным испытательным полигоном для Не-111 стала охваченная гражданской войной Испания. В составе Германского легиона «Кондор» использовались первая серийная модификация Не-111В-1 и появившаяся в апреле 1937 г. модификация Не-111В-2 с 950-сильными двигателями DB 600CG с непосредственным впрыском топлива в цилиндры.
На основании боевого опыта в конструкцию самолета были внесены радикальные изменения. Прежде всего в носовой части фюзеляжа была размещена так называемая «кабина кругового обзора». В этой не выступающей из обводов фюзеляжа и имеющей большую площадь остекления кабине находились места штурмана-бомбардира и пилота. В передней части кабины был расположен пост, занимаемый штурманом-бомбардиром во время воздушного боя и бомбометания, Кроме прицельных приборов, здесь был установлен 7,92-мм пулемет MG 15. В полете штурман-бомбардир располагался на сиденье, установленном справа от сиденья пилота, не заслоняя ему обзор вперед.
Кабина верхнего стрелка вместо козырька была снабжена сдвижным прозрачным колпаком, почти полностью закрывающим стрелка в полете. Вместо подфюзеляжной стрелковой установки, которой во время боев в Испании экипажи Не 111 старались не пользоваться, так как она создавала высокое аэродинамическое сопротивление, была смонтирована обтекаемая гондола с 7,92-мм пулеметом MG 15. На более поздних модификациях еще два таких пулемета были установлены по бокам фюзеляжа.
Стрелок-радист (верхний стрелок) был защищен сзади вертикальной стальной плитой толщиной 8 мм, установленной в плоскости шпангоута в верхней части фюзеляжа. Стрелки бортовых стрелковых установок защищались вертикально установленными около каждого пулемета 3-мм плитами F-образного поперечного сечения. Каждая из таких плит устанавливалась с таким расчетом, чтобы обеспечить защиту головы и туловища стрелка от поражений из той части заднего сектора, в которую направлен его пулемет.
Стрелок подфюзеляжной установки в боевом положении находился в пулеметной гондоле, пол и боковые стенки которой были выложены 6-мм броневыми плитами. Кроме того, он защищался 8-мм откидным броневым щитком и 8-мм стационарной плитой, установленными перед ним. Таким образом, в совокупности обеспечивалась защита этого стрелка сзади в конусе примерно ±30° от продольной оси самолета.
Выпускавшиеся в более чем 70 вариантах бомбардировщики Не-111 состояли на вооружении боевых эскадр Люфтваффе с первого до последнего дня войны. И хотя они неизменно пользовались популярностью среди немецких летчиков за отличный обзор из кабины, надежность, хорошую устойчивость и управляемость на всех режимах полета, эффективность боевого использования этих самолетов неуклонно снижалась. Это можно объяснить своеобразным застоем в развитии летно-тактических характеристик Не-111 на фоне общего бурного прогресса авиатехники в годы войны. Если перед второй мировой войной и в начальный ее период характеристики Не-111 были вполне сопоставимы с характеристиками аналогичных самолетов ведущих авиационных держав мира, то во второй период войны, несмотря на установку на самолете все более мощных двигателей, улучшения характеристик практически не происходило. С одной стороны, почти весь прирост мощности двигателей «съедало» непрерывно усиливающееся оборонительное вооружение и дополнительное бронирование, а с другой стороны, начали сказываться особенности конструкции самолета - крыло большой площади, сконструированное в сущности для пассажирского самолета, создавало слишком большое аэродинамическое сопротивление.
Сохранение Не-111 в производстве вплоть до конца 1944 г. было, очевидно, обусловлено стремлением командования Люфтваффе не допустить падения выпуска боевых самолетов, неизбежного при переходе на производство самолета нового типа. Кроме того, помимо использования по прямому назначению, бомбардировщики Не 111 выполняли широкий круг других задач - от буксировки планеров и высадки воздушных десантов до транспортировки и запуска самолетов-снарядов VI и планирующих бомб Hs 293. Здесь высокая скорость и маневренность не требовались.
Технические данные Хейнкель He-111Н-16
- Экипаж: 5 человек
- Максимальная взлетная масса: 11 400 кг
- Размеры: длина х высота х размах крыла: 16,40 х 4,00 х 22,60 м
- Силовая установка: количество двигателей х мощность: 2 х 1350 л. с.
- Максимальная скорость полета; на высоте 6000 м.: 435 км/ч
- Скороподъемность: 2,4 м/с
- Практический потолок: 8500 м
- Дальность полета: 1950 км
- Вооружение: 1 х 20-мм пушка MG FF, 1 х 13-мм пулемет MG 131, 6 х 7,92-мм пулеметов MG 15, MG 81
Особенности конструкции He-111
- Классическое свободнонесущее хвостовое оперение, все плоскости эллиптической формы, рули снабжены триммерами;
- Цельнометаллический фюзеляж типа полумонокок имел овальное поперечное сечение, обшивка выполнена из гладкого листового дюралюминия;
- Подфюзеляжная стрелковая установка вооружена двумя 792-мм пулеметами MG15, их обслуживал нижний стрелок;
- Кабина верхнего стрелка защищена прозрачным козырьком, здесь установлен 792-мм пулемет MG15
- Металлическое двухлонжеронное крыло с работающей обшивкой состоят из прямоугольного центроплана, составлявшего одно целое с фюзеляжем, и двух съемных консолей;
- Не выступающая из обводов фюзеляжа кабина пилотов имела большую площадь остекления, здесь установлены все необходимые навигационные и прицельные приборы, а также радиоаппаратура.
- Двигатель Jumo 211 мощностью 1350 л. с. винт трехлопастный, изменяемого в полете шага;
- Основные стойки колесного шасси в полете убирались в отсеки мотогондол, широкопрофильные пневматики низкого давления позволяли эксплуатировать самолет на грунтовых аэродромах;
Модификации He-111
До конца 1944 г., когда выпуск Не 111 был прекращен, были разработаны и серийно производились следующие основные модификации и их варианты:
Не 111А - партия из 10 самолетов с 660-сильными двигателями BMW VI60 Z, проходившая в 1936 г. испытания в Рехлине.
Не 111В - первая серийная модификация, выпускавшаяся с 1936 г. Основные варианты:
Не 111В -1 - бомбардировщик c двигателями DB 600Аа, затем с DB 600С. Максимальный взлетный вес 9323 кг, бомбовая нагрузка 1500 кг.
Не 111В -2 - бомбардировщик с двигателями DB 600CG, максимальный взлетный вес - 10 008 кг, бомбовая нагрузка - 1500 кг.
Не 111С - пассажирский самолет, шесть машин передано авиакомпании «Люфтганза», две - разведывательной авиагруппе Ровеля для проведения секретных разведывательных операций.
Не 111 D - разработанный в 1937 г. Бомбардировщик c двигателями DB 600Ga и с крылом несколько измененной конструкции.
Не 111 E - дальнейшее развитие модификации «D» с двигателями Jumo 211А-1 (1000 л. с). В 1938 г. выпускались варианты Е-1, 3,4 с увеличенной до 1600-2000-кг бомбовой нагрузкой. Вариант Е-5 имел дополнительный внутрифюзеляжный топливный бак.
Не 111 F - разработанный в 1938 г. бомбардировщик с крылом от Не 111G и с двигателями Jumo 211А-3, бомбовая нагрузка составляла 2000 кг. Имелись варианты:
Н е 111 F -1 - экспортный вариант, 24 бомбардировщика Не 111F-1 были поставлены в Турцию.
Н е 111 F -4 - вариант для Люфтваффе, изготовлено 40 самолетов.
Не 111 G - военно-транспортные самолеты, переоборудованные из авиалайнеров компании «Люфтганза». На самолетах установлено новое крыло упрощенной конструкции.
Не 111 H - значительно отличающийся от предыдущих модификаций бомбардировщик с двигателями Jumo 211А мощностью 1100 л. с. Выпускались следующие варианты:
Не 111Н-1 - первый серийный вариант модификации «Н».
Не 111Н-2 - появившийся в 1939 г. вариант с двигателями Jumo 211А-3 и усиленным оборонительным вооружением.
Не 111Н-3 - выпускавшийся крупносерийно бомбардировщик для борьбы с кораблями противника, усилена бронезащита и установлены 20-мм пушка в подфюзеляжной гондоле и два 7,92-мм пулемета в боковых окнах в средней части фюзеляжа, силовая установка состояла из двух двигателей Jumo 211D-1 (1200 л. с).
Не 111Н-4 - варианте подфюзеляжными бомбодержателями для наружной подвески бомб и торпед.
Н е 111Н-5 - аналог Н-4, но с дополнительным фюзеляжным топливным баком.
Н е 111Н-6 - выпускавшийся с конца 1941 г. крупносерийно бомбардировщик с усиленной броневой защитой, в частности, расположенные над двигателями маслорадиаторы были защищены сверху 5-мм броневыми плитами, а сзади - 8-мм плитой, являвшейся одновременно заслонкой маслорадиатора. Водорадиаторы были защищены 5-мм плитами, установленными вертикально сзади радиаторов. Общий вес установленной на самолете брони был доведен до 315 кг.
Не 111 H -7, 9 - аналогичные Н-6 варианты, отличающиеся лишь некоторыми деталями оборудования.
Не 111Н-8 - это обозначение получили бомбардировщики вариантов Н-3 и Н-5 после установки на них V-образных ограждений для защиты планера и винтов при столкновениях с тросами аэростатов заграждения. Это устройство себя не оправдало, и бомбардировщики Н-8 были переоборудованы в буксировщики планеров и мишеней H-8/R2.
Не 111Н-10 - ночной бомбардировщик на базе Н-6, дополнительно установлены броневая защита и устройство для преодоления аэростатных заграждений.
Не 111Н-11 - бомбардировщик образца 1942 г. с измененной по сравнению с Н-6 схемой бронирования: у верхнего стрелка над пулеметом и с боков его установлено пулестойкое стекло, вмонтированное в каркас экрана, а броневая перегородка увеличена за счет установки с левого борта от него 8-мм плиты, являющейся продолжением верхней полукруглой плиты. На самолете были установлены форсированные двигатели Jumo 211F-2 (1340 л. с). Для того чтобы обеспечить возможность боевого применения Не 111 в дневное время, оборонительное вооружение увеличено до семи единиц оружия. Бомбовая нагрузка 2000 кг.
Не 111Н-12,15 - выпускавшийся в 1943 г. бомбардировщик, оборудованный для запуска трех планирующих авиабомб Hs 293 для борьбы с кораблями союзников в Средиземном море и Бискайском заливе. Специальное оборудование состояло из радиолокаторов FuG 230b и FuG 203b.
Н е 111Н-14 - разработанный в 1944 г. самолет-лидер для наведения бомбардировщиков на цель представлял собой дальнейшее развитие варианта Н-10.
Не 111Н-16 - выпускавшийся крупносерийно с 1943 г. бомбардировщик, подвижное оборонительное вооружение состояло из одной 20-мм пушки, одного 13-мм пулемета и шести 7,92-мм пулеметов. Кроме того, в хвостовой части фюзеляжа был установлен неподвижный 7,92-мм пулемет. Бомбовая нагрузка составляла 2500 кг, при использовании стартовых пороховых ускорителей она могла быть доведена до 3250 кг. Имелись исполнения: Не 111 H -16/ R 1 с вращающейся подфюзеляжной турелью, Не 111 H -16/ R 2 -буксировщик планеров и Н е 111 H -16/ R 3 - самолет наведения.
Не 111Н-18 -дальнейшее развитие Не 111Н-16/R3, ночной самолет наведения с пламягасителями на выхлопных трубах.
Не 111Н-20 - выпускавшийся с 1943 г. многоцелевой самолет, имелись исполнения: транспортно-десантный самолет.
Не 111 H -20/ R 1 , ночные бомбардировщики и буксировщики планеров Не 111 H -20/ R 2, 3 , оборудованный системой форсирования двигателей GM-1 бомбардировщик с бомбодержателями для наружной подвески двадцати 50-кг бомб Не 111 H -20/ R 4 .
Не 111Н-21 - дальнейшее развитие Не 111H-20/R3 с двигателями Jumo 213Е-1 (1750 л. с.) с двухступенчатыми компрессорами. Максимальная скорость полета составляла 477 км/час, бомбовая нагрузка 3000 кг. Выпускались в исполнении, аналогичном Н-20.
Не 111H-22 - разработанный в 1944 г. самолет-носитель самолетов-снарядов Фау-1 (V-1 или Fi 103).
Н е 111Н-23 - аналог Не 111H-20/R1 с двигателями Jumo 213 (1776 л. с).
Не 111 J - выпущенная в 1938 г. серия из 90 бомбардировщиков-торпедоносцев с двигателями DB 600CG.
Боевое использование Хейнкель Хе-111
Поставки He-111В в строевые части люфтваффе начались в первые месяцы 1937 г. Практически одновременно, в середине февраля 1937 г., первые 4 таких самолета прибыли в Испанию. К маю в легионе «Кондор» воевало уже два отряда, вооруженных He-111В. В общей сложности в Испанию было направлено 95 He-111В-1/В-2 и 35 He-111Е-1, сделавших существенный вклад в победу франкистов.
Поставки в Испанию не отразились на планах перевооружения люфтваффе - к времени Мюнхенского кризиса в 1938 г. насчитывалось 13 групп, вооруженных He-111 (570 самолетов) - этот тип стал самым массовым бомбардировщиком люфтваффе. К 1 сентября 1939 г. это количество достигло 808 самолетов (в т.ч. 749 новых He-111Р и Н). Ими были вооружены в общей сложности 23 группы. Подавляющее большинство их было брошено против Польши. Первыми целями «хейнкелей» стали аэродромы, затем внимание переключилось на другие военные цели и объекты инфраструктуры, а с 16 сентября He-111 участвовали в площадных бомбардировках Варшавы. Наиболее интенсивными были налеты 24 и 25 сентября, в которых участвовало в общей сложности 400 самолетов. Потери He-111 за Польскую кампанию составили около 30 машин.
На Западе с 26 сентября 1939 г. He-111 привлекались для эпизодических налетов на британские корабли, а с января 1940 г. развернули систематические атаки против судоходства в Ла-Манше. Самое активное участие принятии He-111 в операции «Везерюбунг» по захвату Дании и Норвегии - для неё изначально выделили 7 групп с такими самолетами (около 200 машин - примерно в равной пропорции He-111Р и He-111Н). С первых часов операции часть самолетов перебазировалась на захваченные аэродромы в Норвегии, развернув операции против британского флота. «Везерюбунг» стоил люфтваффе 61 потерянного He-111, но задание было выполнено - Германия прочно укрепилась в Скандинавии.
Для блицкрига на Западе люфтваффе выделили 1120 двухмоторных бомбардировщиков, 688 из которых составляли He-111. По уже отработанной схеме в первую очередь ударам подверглись аэродромы противника. В частности, эскадра KG 4 бомбила голландские аэродромы, а группа II/LG 1 вывела из строя на земле добрую половину бельгийской авиации. Труднее пришлось группам, действовавшим по целям во Франции - здесь они встретили сильное противодействие истребителей противника, понеся ощутимые потеря (10 мая было сбито 20 He-111). 14 мая более 50 He-111 из KG 54 нанесли удар по Роттердаму, после чего действовали исключительно по целям на территории Франции. С 27 мая по 4 июня «хейнкели» из KG 1, KG 4 и KG 54 бомбили Дюнкерк. 1 июня самолеты KG 53 и KG 55 на пределе радиуса нанесли удар по Марселю. С 3 июня в рамках операции «Паула» главные усилия бомбардировщиков сосредоточились на аэродромах противника вокруг Парижа. В общей сложности люфтваффе за время блицкрига на Западе потеряли примерно 350 He-111 - половину первоначального состава (средний уровень потерь для самолетов всех типов был примерно вдвое ниже).
Уже в 1940 г. началась постепенная замена Heinkel He-111 более современными . Тем не менее, в следующей крупной операции люфтваффе - налетах на Англию, известных как «битва за Британию» - He-111 продолжал оставаться одним из основных типов. Постепенно наращивая усилия, к началу сентября 1940 г. на этом направлении было сосредоточено 18 групп «хейнкелей». Помимо бомбардировок, они привлекались и к другим операциям - так, с 8 по 12 августа самолеты He-111Р из KG 4 вели массовую постановку мин в устье Темзы и у целого ряда британских портов. Но главными целями оставались британские аэродромы и авиазаводы. Действуя над Британскими о-вами He-111 выходили за предел радиуса своих истребителей, что вело к существенным потерям - за август люфтваффе лишились 98 «хейнкелей». Поэтому уже с середины месяца группы He-111 стали переводить на ночные налеты. С 7 сентября усилия люфтваффе переключились на британские города. Наиболее массированным был налет 14 ноября 1940 г. на Ковентри, в котором участвовало 450 бомбардировщиков различных типов. В качестве целеуказателей были задействованы 18 He-111Н-3 из группы KGr 100, оборудованных радионавигационной аппаратурой. Последние крупные налеты состоялись в начале января 1941 г. В частности, 3 января 111 Не-111H бомбили Кардифф.
В Балканской кампании в апреле 1941 г. участие «хейнкелей» было минимальным - задействовали лишь группу II/KG 4 с 30 He-111Р-4. После разгрома Югославии и Греции её самолеты ставили мины у Александрии. Ещё с февраля 1941 г. на Сицилии базировалась группа II/KG 26, вооруженная He-111Н, приспособленными для подвески торпед. Её самолеты действовали над Средиземным морем, а в мае 1941 г. вместе с II/KG 4 участвовали в операции по захвату Крита. 7 He-111Н-6 из отряда 4./KG 4 во второй половине мая действовали в Ираке, поддерживая мятеж Рашида Али.
К моменту нападения на СССР на первых ролях в бомбардировочных эскадрах люфтваффе уже был Ju-88. В составе сил, выделенных для операции «Барбаросса», было три эскадры He-111Н (около 270 самолетов): KG 53 действовала в полосе группы армий «Север», a KG 27 и KG 55 - «Юг», а кроме того - группа II/KG 4, в первые недели войны занимавшаяся минированием портов Черного моря. «Хейнкели» действовали днем, с истребительным прикрытием, нанося удары по аэродромам, железнодорожным узлам и другим объектам. В конце июля на Восточном фронте сосредоточили эскадру KG 4 в полном составе, перебросили ещё 3 группы He-111Н из других эскадр. Но интенсивная боевая работа привела к быстрому сокращению парка самолетов - к 16 августа 1941 г. на Восточном фронте осталось всего 135 исправных He-111Н. С 22 июля «хейнкели» участвовали в налетах на Москву (самолеты KGr 100 действовали как целеуказатели, a KG 4, KG 53 и KG 55 бомбили). Осенью 1941 г. небольшие группы He-111Н наносили удары по промышленным объектам в городах на Волге (5 ноября 11 самолетов бомбили Горький, впоследствии налетам подверглись Ярославль и Рыбинск).
Весной 1942 г. в Северную Норвегию перебросили группы I и II/KG 26, вооруженные торпедоносцами He-111Н. Их главной задачей стали налеты на морские конвои, следовавшие в СССР. 26-27 мая они совместно с другими самолетами и кораблями потопили 4 судна из конвоя PQ-16, в начале июля участвовали в разгроме PQ-17, а в сентябре причинили значительные потери PQ-18.
На Восточном фронте He-111Н применялись и для решения ряда специфических задач. В частности, в 1942-1943 гг. несколько самолетов применялись в ночных истребительных звеньях для перехватов транспортных самолетов, летающих в немецкий тыл. Также с 1942 г. He-111Н эксплуатировались в «противожелезнодорожных» отрядах, охотившихся за поездами -14(eis)./KG 27, 14(eis)./KG 3 и ещё двух других.
С лета 1942 г. большинство частей He-111Н действовали на южном фланге Восточного фронта, нанося удары по отступающим советским войскам, аэродромам, железнодорожным узлам. Затем главной целью стал Сталинград. После окружения 6-й армии под Сталинградом главной задачей He-111Н стало снабжение войск в «котле». С конца ноября 1942 г. до конца января 1943 г. было потеряно 165 «хейнкелей» - более половины самолетов этого типа, привлекавшихся для снабжения окруженных войск. В дальнейшем транспортные задачи занимали заметное место в боевой работе частей He-111, но привлекались они и для бомбардировочных налетов. В частности, в июне 1943 г. они четыре раза бомбили Горьковский автозавод и дважды - Ярославский шинный.
Крупный ударный кулак сосредоточили люфтваффе для участия в операции «Цитадель» - Курской битве. В его состав вошли, в частности, 9 групп «хейнкелей», полностью вооруженных новыми He-111Н-16. Несмотря на то, что к середине 1943 г. самолет считался пригодным лишь для ночных налетов, «хейнкели» под надежным истребительным прикрытием действовали днем, нанося удары по передовым позициям советских войск.
Из бомбардировочных налетов, предпринятых в 1944 г., заслуживает упоминания удар в ночь на 22 июня по аэродрому Полтавы, где приземлились после «челночного» рейда американские бомбардировщики. В налете участвовало до 200 He-111Н из KG 53 и KG 55, выведенных на объект самолетами-целеуказателями He-111H-16/R3 из III/KG 4. В результате удара было уничтожено 44 и 5 других самолетов, ещё 28 В-17 и 28 других машин получили повреждения. Удалось также уничтожить значительные запасы авиабензина.
С июля 1944 г. модифицированные He-111Н-22 начали применяться для пусков самолетов-снарядов Fi 103 (V-1) по британским городам. Первый боевой вылет был совершен 8 июля, когда выпустили несколько ракет по Саутгемптону, а до конца лета было запущено свыше 400 ракет (3/4 - по Лондону). Первоначально в этих операциях была задействована одна группа, а к концу года это количество довели до трех (полная эскадра KG 53). Потери были весьма значительными, главным образом - из-за взрывов самолетов-снарядов. Располагая к началу января 1945 г. 101 He-111Н-22, в течение нескольких недель эскадра KG 53 лишилась 77 машин, из них лишь 16 -в результате действий противника. До конца войны уцелевшие He-111Н применялись, главным образом, как транспортные.
6 самолетов He-111А-0, забракованных люфтваффе из-за слишком низких летных данных, в середине 1936 г. были проданы Китаю. В составе 19-й бомбардировочной АЭ они эксплуатировались примерно до конца 1937 г., участвуя в боях с японцами в районе Шанхая.
Испания после завершения гражданской войны эксплуатировала 58 He-111 различных модификаций, а с 1948 г. начались поставки лицензионных CASA 2.111. В Турции, получившей в 1938 г. 24 He-111F-1 и 4 транспортных He-111G эти самолеты эксплуатировались до 1944 г.
Румыния в 1940 г. получила 32 самолета He-111Н - машины старых выпусков, доведенные до стандарта Н-3. Ими вооружили 5-ю бомбардировочную авиагруппу, с 22 июня 1941 г. участвовавшую в боевых действиях против СССР. В 1942 г. в группу поступили 30 собранных по лицензии He-111Н-6, что позволило компенсировать понесенные потери. По некоторым данным, из Германии было поставлено ещё 10 He-111Е-3 и 10 He-111Н-6. После перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции в августе 1944 г. в строю оставалось 7 He-111Н, применявшихся в боях против вермахта.
Венгрия в 1940-1944 гг. получила в общей сложности 16 He-111Р, использовавшихся только как транспортные и дальние разведчики. Также в качестве транспортных служили 2 He-111Н-16, полученных в 1943 г. Болгарией.
Словакия в 1943 г. получила 5 He-111Н, три из которых в составе 41-й бомбардировочной АЭ летом 1943 г. участвовали в боях на Кубани. Несколько He-111Н, оставшихся на чешских и словацких аэродромах, после войны использовались ВВС Чехословакии под обозначением LB-77.
В странах антигитлеровской коалиции трофейные He-111 применялись, главным образом, для испытаний. В СССР такими самолетами в апреле 1943 г. вооружили 132-й БАП, но в боевых действиях они не участвовали.
«Madhen fur Allen» - «девушка для всего», или «прислуга на все руки» - так прозвали Хейнкель He-111 в люфтваффе. Действительно, этот самолет показал удивительную способность адаптироваться к меняющимся условиям ведения боевых действий. Начав Вторую мировую войну как основной дневной бомбардировщик люфтваффе, он с успехом применялся и в качестве ночного бомбардировщика, торпедоносца, постановщика мин, «охотника» за поездами, ракетоносца. Наряду с этим, он стал одним из основных типов транспортных самолетов. Будучи примерно равным по летным данным и британскому , он превосходил первого из них по составу связного и навигационного оборудования, уступая «британцу» в грузоподъемности и эффективности оборонительного вооружения.