Советские актеры уехавшие за границу. Балетные диссиденты: как сбегали из ссср артисты большого
2 февраля 1653 года Нью-Амстердам получил городской статус. В 1664 году город стал называться Нью-Йорком. С этим городом многое в истории России XX века связано. Один только Брайтон Бич чего стоит? В этом городе осели многие известные люди: Бродский, Довлатов, Барышников.
Иосиф Бродский
Бродский у входа в свой дом на 44 Мортон стрит
Бродский прибыл в США в июле 72 года. В 1980 окончательно перебрался в Нью-Йорк. Все годы до переезда в «Большое яблоко» (как называют Нью-Йорк), как и последующие, Бродский преподаёт в качестве приглашённого поэта в университетах. В Нью-Йорке он селится в районе Гринвич-вилледж, пристанище творческой интеллигенции. Дом на время ему уступает друг, бывший профессором. Бродский, любивший море, просто обожал свой район. Его дом находился всего в паре кварталов от набережной.
Бродский с женой Марией, урождённой Соццани. Фото Михаила Барышникова
Другая любопытная часть биографии Бродского, связанная с Нью-Йорком, - это спасение ресторана «Русский самовар». Когда Бродский только получил Нобелевскую премию по литературе, к нему за помощью обратился другой эмигрант, Роман Каплан. Этот ресторан давно уже стал клубом, куда приходят и приезжают все, кто любит и знает русскую культуру. Когда ресторан оказался в затруднительном положении, Каплан позвонил Бродскому, а тот Барышникову. Деньги последних спасли место от закрытия.
Михаил Барышников
Барышников попал за границу, в Канаду, вместе с труппой Большого театра в 1974 году, да так и не вернулся. Получил приглашение от друга в труппу «Американского театра балета». Машина, на которой бежал Барышников, отвезла его на ферму, где, после подписания всех необходимых бумаг, Барышников выпил огромное количество спиртного - чтобы заглушить боль и тоску по тому, что осталось в Ленинграде - друзьям, пуделю Фоме, который много вечеров ждал его около входной двери…
Михаил Барышников и Жаклин Кеннеди
В Нью-Йорке талант Барышникова раскрылся в полную мощь. Роли в кино, балете, на Бродвее. Благодаря Леониду Лубяницкому, фотографу, публиковавшемуся в журналах «Vogue», «Time», «People», «The New York Times Magazine», Барышников начал заниматься фотографией.
Сергей Довлатов
![](https://i1.wp.com/image3.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2017/02/05/f4c1dfd3d3.jpg)
В августе 1978 года из-за преследования властей Довлатов эмигрировал из СССР, поселился в районе Форест-Хилс в Нью-Йорке, где стал главным редактором еженедельной газеты «Новый американец». Газета быстро завоевала популярность в эмигрантской среде. Одна за другой выходили книги его прозы.
![](https://i2.wp.com/image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2017/02/05/7da7c232b6.jpg)
Бродский и Довлатов
К середине 1980 годов добился большого читательского успеха, печатался в престижных журналах «Partisan Review» и «The New Yorker». За двенадцать лет эмиграции издал двенадцать книг в США и Европе. В СССР писателя знали по самиздату и авторской передаче на Радио «Свобода». В 2014 году в честь Сергея Довлатова назвали улицу в Нью-Йорке: Sergei Dovlatov Way.
June 14th, 2013
Их голоса знают миллионы, но немногие сегодня узнают их в лицо. Они создавали атмосферу советских фильмов, делали песни из них невероятно популярными, а за это их порой даже не включали в титры. Сегодня свой день рождения отмечает Аида Ведищева. Предлагаю в честь этого вспомнить ее и других "закадровых" певиц-эмигранток: как они жили, о чем пели, почему уезжали.
Аида Ведищева
Аида Вайс (в замужестве - Ведищева) родилась в музыкальной семье врачей. Она была из тех детей, которые петь и танцевать начинают едва ли не раньше, чем говорить и ходить. И хотя родители после школы направили дочь в иняз, это никак не повлияло на ее будущую карьеру. Ведищева пела в ансамблях Олега Лундстрема и Леонида Утесова. От последнего она даже ушла, чем несказанно обидела мэтра.
К Гайдаю на фильм Кавказская пленница певица попала как будто случайно. Ведищева вспоминала, что она и не поняла, что это пробы на фильм. Ее попросили спеть простенькую песенку, она и спела.
После этой песни она стала "первой советской миллионершей" - пластинка с записью разошлась семимиллионным тиражом. Певица стала всесоюзной знаменитостью - ее приглашали в фильмы, на концерты, она создала свое театрализованное музыкальное шоу "Поющие новеллы".
Но были и проблемы. Сама Ведищева уверена, что ее невзлюбила Фурцева, и в результате она попала в список "нежелательных" артисток. Ее пластинки размагничивали, ее фамилию не указывали в титрах фильмов, у нее отбирали музыкантов из шоу. С фильмом Бриллиантовая рука, в котором она исполнила знаменитую песню "Помоги мне" вообще произошла смешная история. После него ей писали письма из министерства культуры с требованием "прекратить это безобразие".
Ее как будто специально выживали. И выжили. Надо отметить, Ведищева уехала далеко не сразу, позже многих, только в 1980 году. В Америке у нее началась новая жизнь. Не легкая и счастливая, а, наоборот, сложная и полная трагических событий. Звездой там она не была, поэтому, сразу же забыв про "звездные амбиции" пошла учиться. В 40 лет. Здесь она снова достигла определенного успеха, в том числе поставила мюзикл на Бродвее.
Но здесь же в ее жизни произошли трагические истории. Самоубийство второго мужа. Неудачный брак с миллионером, закончившийся тяжелым бракоразводным процессом. И самый страшный удар - рак третьей степени. Но она устояла, выдержала, выжила и поборола болезнь. И сейчас певица, которой сегодня исполняется 72 года, продолжает выступать в образе Статуи Свободы и ни на секунду не теряет оптимизма и жизнелюбия.
В чем была ее проблема в Советском Союзе? Сама певица считает, что "не совпала по жанру". Ее тянуло к музыкально-театрализованным шоу вроде мюзиклов, а ничего подобного у нас тогда принято не было. И ведь действительно, Ведищева отличается удивительным артистизмом. Как иначе объяснить, что одна и та же женщина могла так искренне спеть страстную песню "Помоги мне!", веселую "Песенку про медведей" и нежную и трогательную композицию "Лесной олень". Но моя любимая песня Ведищевой, безусловно, вот эта.
А у вас?
Лариса Мондрус
В среде советских артистов отъезд за рубеж в шутку было принято называть "операция Лара" в честь Ларисы Мондрус. Певица уехала довольно рано - еще в 1973 году. Но давайте по порядку.
Лариса выросла в Риге. Уже в школе она с удовольствием пропускала уроки (особенно по математике) ради выступлений на различных праздниках и спортивных соревнованиях. Юная исполнительница быстро поняла, что едва ли не главный ее талант - вызывать в людях эмоции. "Когда я пела "Мадагаскар", люди плакали. И я вдруг осознала, что могу из любого текста, если в нем есть хоть капля чувства, сделать нечто важное и заставить зал слушать меня. Я никогда не начинала выступлений с песен типа "Эх, валенки, да валенки", а наоборот старалась сфокусировать внимание публики с заведомого "пьяно". И если ставила задачу поведать слушателям трогательную историю и заставить их уронить слезу, то мне это удавалось практически всегда", - вспоминала певица.
После школы встал вечный вопрос всех выпускников "кем работать мне тогда, чем мне заниматься". Отчим советовал идти на завод полупроводников, мама рекомендовала поступать в иняз. А Лариса… Лариса хотела и дальше петь, но не знала, что для этого нужно сделать.
По счастливой случайности ее пригласили на прослушивание в Рижскую филармонию, которое она с блеском прошла. Певицу быстро заметили и сначала позвали работать в оркестр Эдди Рознера, потом в Московский мюзик-холл, потом - в "Москонцерт".
Всесоюзной знаменитостью Лариса Мондрус стала благодаря "Голубым огонькам". А в 1965 году она снялась в роли певицы в фильме Дайте жалобную книгу.
Но моя любимая песня Мондрус - закадровая, из фильма Джентльмены удачи.
Как я уже говорила, Лариса выросла в Риге. А Советская Латвия - это все-таки было не совсем то же самое, чем "остальной" Советский Союз. Певица была воспитана в несколько иной творческой атмосфере, где вместо идеологических песен она распевала западные шлягеры. Даже выступление знаменитого оркестра Лундстрема ей показалось "слишком советским".
Может, именно поэтому у нее возникли проблемы. Считается, что чиновники "Москонцерта" настоятельно рекомендовали ей браться гражданские песни, а она отстаивала свою творческую свободу.
Ее песни называли слишком западными, саму певицу критиковали за мини-юбки и просили петь что-нибудь поскромнее. Певица вспоминала, что это слово "поскромнее" преследовало ее. Ее просили поскромнее вести себя на концертах, во время телеэфиров, поскромнее танцевать и так далее. Ее неохотно выпускали на гастроли за рубеж. В какой-то момент в "Москонцерте" начали говорить: "заявок на Мондрус нет", хотя ее приглашали концертные организации ГДР и Чехословакии. Певицу лишали сольных концертов и телеэфиров.
Кончилось все предсказуемо: не отпускаете на чуть-чуть - уеду навсегда. Под предлогом ухода за фиктивным больным дядей из Израиля певица с мужем покидают Родину.
Ее не простили и… убили. В прессе. В газетах проскочила история о том, что Лариса Мондрус просила вернуть ей советской гражданство, а после отказа покончила жизнь самоубийством. В советских СМИ о ней больше не говорили.
На самом деле, в Германии, куда переехала Лариса Мондрус с мужем, все сложилось очень неплохо. Она выступала, записывала пластинки на немецком и латышском языках. А потом у певицы родился долгожданный сын. Однажды, когда она вернулась домой после шестимесячных гастролей, малыш не узнал маму. В этот момент с музыкой было покончено. Лариса Мондрус посвятила себя сыну, а заодно создала собственный бизнес. Сейчас у нее есть обувной магазин где-то в Мюнхене. Буду там, надо будет найти.
Нина Бродская
Карьера Ларисы Мондрус кажется довольно стремительной. Но по сравнению с Ниной Бродской она медленно ползла на вершину, тогда как молодая певица туда без видимых усилий взлетела.
Уже в 16 лет(!) Нина Бродская поет в оркестре Эдди Рознера. В 17 - озвучивает свою первую песню к фильму - "Любовь - кольцо" для картины Женщины. Но самая ее известная песня из фильма, пожалуй, эта.
Ее голос мы слышали с детства - именно им были озвучены многие песни к фильму и пластинке Приключения Буратино. У нее были гастроли, концерты, участие в международных конкурсах. Чего же не хватало? Сама Нина Александровна рассказывает, что она стала "нежелательной" певицей. Ее убрали из теле- и радиоэфира. А однажды заставили вернуться с международного конкурса прямо перед выступлением.
Певица уехала в Америку в 1979 году. Там она начала писать песни, выпускать альбомы, выступать с концертами. После 90-х начала периодически ездить в Россию. Оказывается, здесь ее помнят и любят и приглашают участвовать в крупных концертах.
После моей статьи может создаться впечатление, что в Советском Союзе эстрадным исполнительницам вообще жить не давали, и эмиграция была единственным выходом. Конечно, это не так. Кто-то уехал, но гораздо больше музыкантов остались. О них мы обязательно расскажем в следующий раз.
А какие у вас любимые песни из советских фильмов? Какие вам нравятся исполнительницы, их спевшие?
На момент побега - худ. рук. Мариинского театра. Первый заслужил звание народного артиста Республики.
Когда
: в июне 1922 г. остался в США после гастролей (его импрессарио там был знаменитый Сол Юрок). В СССР его невозвращение приняли очень болезненно. В. Маяковский даже сочинил стихи: «Вернись теперь такой артист назад на русские рублики - я первый крикну: - Обратно катись, народный артист Республики!» В 1927 г. Ф. Шаляпина лишили гражданства СССР и отобрали звание.
Чего достиг
: много гастролировал, перечислял деньги в том числе в фонды помощи русским эмигрантам. В 1937 г. у него обнаружили лейкоз. Умер в 1938 г. в Париже. На Родину его прах вернулся лишь в 1984 г.
Рудольф Нуреев, балетный танцовщик, балетмейстер
Одна из ярчайших звёзд Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне - Мариинский театр).
Когда
: в 1961 г. во время гастролей Кировского театра в Париже отказался возвращаться в СССР.
Чего достиг
: сразу был принят в Королевский балет Лондона, звездой которого был 15 лет. Позже работал директором балетной труппы парижского Гранд-опера. В последние годы был дирижёром. Собрал роскошную коллекцию произведений искусства. Умер в 1993 г. от СПИДа в Париже. Его могила до сих пор является культовым местом для его поклонников.
, балетный танцовщик
В Большом театре этому танцовщику прочили великую карьеру.
Когда
: в 1979 г. во время гастролей Большого театра в Нью-Йорке обратился с просьбой о политическом убежище. В инцидент оказались вовлечены президент США Дж. Картер и генсек ЦК КПСС Л. Брежнев. По мотивам тех событий был снят фильм «Рейс 222».
Чего достиг
: танцевал у М. Барышникова в Американском театре балета. После скандала с М. Барышниковым в 1982 г. ушёл из труппы. Пытался делать сольную карьеру.
Женившись на голливудской актрисе Ж. Биссет, пробовал себя в кино. Его тело нашли через несколько дней после смерти в 1995 г. Прах А. Годунова развеян над Тихим океаном.
, кинорежиссёр
Когда
: в 1984 г. во время командировки в Стокгольм, где должен был обсуждать съёмки фильма «Жертвоприношение», прямо на пресс-конференции объявил, что на Родину не вернётся.
Чего достиг
: год провёл в Берлине и Швеции, начал съёмки фильма «Жертвоприношение». В конце 1985 г. у него диагностировали рак. Умер в 1986 г. Его третий сын родился уже после его смерти.
Наталия Макарова, балерина
Была ведущей солист-кой Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне - Мариинский театр).
Когда
: в 1970 г. во время гастролей театра им. С.М. Кирова в Великобритании попросила политического убежища.
Чего дости
гла:
с декабря 1970 г. - прима Американского театра балета, танцевала в лучших балетных труппах Европы. В 1989 г. вновь ступила на сцену Ленинградского театра. В данный момент работает как драматическая актриса, живёт в США.
Михаил Барышников, балетный танцовщик
Солист Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне - Мариинский театр).
Когда
: в феврале 1974 г. во время гастрольной поездки балета двух столиц (Большого и Кировского театров) по Канаде и США под конец гастролей попросил политическое убежище в Соединённых Штатах.
Чего достиг
: сразу получил приглашение от Джорджа Баланчина стать солистом Американского театра балета. Вскоре стал директором театра, а ещё чуть позже (и поныне) - миллионером. Сейчас работает и как драматический артист. Живёт в США. Является совладельцем знаменитого ресторана «Русский самовар» в Нью-Йорке.
Виктория Муллова, скрипачка
Победительница международных конкурсов (в том числе конкурса имени П.И. Чайковского).
Когда
: в 1983 г. во время гастролей в Финляндии вместе со своим гражданским мужем, дирижёром Вахтангом Жордания, сбежала на такси из Финляндии в Швецию, где два дня просидела, запершись в гостиничном номере, в ожидании, Когда откроется американское посольство. В своём номере в Финляндии В. Муллова оставила «заложницу» - драгоценную скрипку Страдивари. Она рассчитывала на то, что сотрудники КГБ, обнаружив скрипку, её саму уже искать не будут.
Чего достиг
ла:
сделала блестящую карьеру на Западе, некоторое время была замужем за известнейшим дирижёром Клаудио Аббадо.
, филолог
Дочь И. Сталина. Филолог, работала в Институте мировой литературы.
Когда
: в декабре 1966 г. С. Аллилуева улетела в Индию с прахом своего гражданского мужа Браджеша Сингха. Через несколько месяцев, в марте 1967 г., обратилась к послу СССР в Индии с просьбой не возвращаться в страну. Получив отказ, пошла в посольство США в Дели и попросила политического убежища.
Чего достиг
ла:
опубликовала в США книгу «Двадцать писем к другу» - об отце и кремлёвском окружении. Книга стала бестселлером и принесла С. Аллилуевой более 2,5 млн долл. В 1984 г. предприняла попытку вернуться в СССР, но неудачно - её родившаяся в Америке дочь не говорила по-русски, а оставшиеся в СССР дети от предыдущего брака встретили её прохладно. В Грузии С. Аллилуеву ждал такой же холодный приём, и она вернулась в Америку. Объехала весь мир. Умерла в 2011 г.
Уже в 1919 году начался исход русских из России. Страну покинуло несколько миллионов человек. Центрами русского рассеяния по миру были и Стамбул, и Прага, и Берлин, и Париж, и даже Харбин. Первая волна эмиграции оказалась чрезвычайно богата талантами. Еще бы – ведь, по сути, эмигрировал почти весь «серебряный век».
Кощунственно проводить параллели между судьбами тех, кто остался, и тех, кто уехал – кому, дескать, было тяжелее? Эмиграция – всегда несчастье. Поэт и критик Г.Адамович, размышляя над психологией эмиграции, приходил к выводу о том, что изгнанник не чувствует за собой народа, он обречен заполнять образовавшуюся пустоту собой, в одиночестве.
Отрадно, что многим хватило духовного потенциала и «золотых копей ностальгии». Деятели первой волны воспринимали себя «зарубежной Россией», ощущали кровную связь с оставленной Родиной. Они смогли дать даже больше, чем сами того ожидали.
«Уходили мы из Крыма…»
На чужбине оказались также певцы, музыканты и композиторы: Ф. Шаляпин, С. Прокофьев, С. Рахманинов, А. Вертинский, П. Лещенко. Мыслями и душой, конечно, они оставались там, в России, захваченной большевиками и коммунистической утопией.
Существует большое количество подделок под т.н. «белогвардейскую» песню. Одни более талантливы, другие – менее. Но вот настоящих стихотворений, ставших песнями, отразивших исход русских из России, всего несколько.
Автор одного из таких стихотворений – казачий поэт Николай Туроверов. Сама же песня родилась значительно позже, уже в постсоветское время. Группа «Любэ» исполняет её под названием «Мой конь» . Обратите внимание на кадры из фильма «Служили два товарища», которые служат своеобразной иллюстрацией к песне:
«Мы для них чужие – навсегда!»
Огромной в эмиграции была популярность Александра Вертинского. Отсутствие голоса компенсировалось своеобразной манерой исполнения, полетом рук, грассированием. На стихи погибшей в нацистском концлагере поэтессы Раисы Блох Вертинским написана песня «Здесь шумят чужие города» . Это самая что ни на есть настоящая и подлинная русская песня в изгнании. Она словно насквозь пропитана страшной ностальгией по России, оттого и воспринималась остро. Да и жанр Вертинский выбрал довольно своеобразный – это в ритме танго:
Пожалуй, Вертинский так и остался лучшим исполнителем песни, если не считать очень достойной современной интерпретации актера А.Домогарова.
«Только светлая не унимается грусть…»
Другая песня, известная по исполнению Аллы Баяновой, Петра Лещенко, Киры Смирновой, – «Я тоскую по Родине» . Стихи написаны в самом конце Второй мировой войны. Их автор – Георгий Храпак, будущий Заслуженный художник РСФСР. Парадоксально, что созданные им строки оказались так поразительно созвучны эмигрантской ностальгии.
В Румынии Храпак познакомился с Петром Лещенко, подарил ему свой текст, композитор Жорж Ипсиланти подобрал мелодию, и песня «выстрелила». Самого же Храпака ждали годы сталинского ГУЛАГа и поздняя реабилитация. К великому сожалению, именно в исполнении Петра Лещенко песня не сохранилась. Сегодня песню не дает забыть «серебряный голос России» – Олег Погудин:
Всё летят и летят журавли…
Не менее парадоксальная история произошла со стихотворением одного из создателей образа Козьмы Пруткова, поэта Алексея Жемчужникова – «Журавли» . Оно датируется аж 1871 годом. В переработанном варианте стихи стали песней в середине 1930-х гг. Солист т.н. «Джаза табачников» Николай Марков исполнял эту песню неоднократно, и в Советском Союзе она шла нарасхват благодаря гибким пластинкам «на костях». Народная молва упорно приписывала песню все тому же Петру Лещенко. Существуют «лагерные» и «дворовые» переделки текста. Передача «В нашу гавань заходили корабли» во многом подарила песню вторую жизнь.
«Сердца не стало, а память жива…»
Мало кому что-то скажет имя Юрия Борисова. А между тем, одна из самых пронзительных стилизаций под эмигрантскую лирику, под песни русского зарубежья принадлежит именно ему. Песня «Всё теперь против нас» , как и многие произведения подобного тематического ряда, написана как бы от «общего» имени – здесь нет узколичностного «я», только «мы». Песня известна в исполнении «светлого отрока» Максима Трошина:
Своеобразным памятником русской эмиграции можно считать стихотворение вполне благополучного советского поэта Роберта Рождественского «Кладбище Сент Женевьев де Буа» . Певец Александр Малинин часто исполнял песню на эти стихи в первые годы своей популярности:
Простым советским гражданам уехать за границу было очень непросто. Однако прецеденты всё же случались. В основном в эмиграцию отправлялись представители творческой интеллигенции. сайт вспомнила некоторых известных советских киноартистов, которые переехали из СССР в США
Простым советским гражданам уехать за границу было очень непросто. Однако прецеденты всё же случались. В основном в эмиграцию отправлялись представители творческой интеллигенции. сайт вспомнила некоторых известных советских киноартистов, которые переехали из СССР в США.
![](https://i2.wp.com/teleprogramma.pro/wp-content/uploads/2016/06/c2afac6a38705a8b8c5252099bef7d92.jpg)
Знаменитый советский кинокомик Савелий Крамаров покинул Родину в 1981 году. Его выпустили из СССР после того, как он написал письмо Рональду Рейгану. За океаном он не смог найти достойную работу - некоторое время он играл эпизодические роли во второсортных низкобюджетных американских фильмах, однако друзьям говорил, что у него всё в порядке и своей жизнью в Америке он очень доволен. Савелий Викторович после того, как в Советском Союзе началась «перестройка», получил возможность вернуться, но этого не случилось - артист ушёл из жизни в 1995 году в Сан-Франциско.
Елена Соловей
![](https://i2.wp.com/teleprogramma.pro/wp-content/uploads/2016/06/5bbebe056541045490f320175c17b536.jpg)
Актриса уехала в Америку, когда находилась на пике своей популярности, в 1991 году. Для многих режиссёров, которые очень любили Елену Соловей, эта новость стала полной неожиданностью. Дело в том, что в стране наступили смутные времена — Елена Соловей и её супруг, художник Юрий Пугач, приняли решение эмигрировать в США ради детей. Актриса по началу занималась исключительно домашними делами и воспитанием детей и внучки. Позже она стала преподавать актёрское мастерство в Университете Нью-Йорка и вести передачу на одной из русскоязычных радиостанций. В начале 2000-х Елена Соловей создала детскую студию для занятий искусством.
Илья Баскин
![](https://i2.wp.com/teleprogramma.pro/wp-content/uploads/2016/06/36549272e5a2d75d2edf54a1d63773b0.jpeg)
Самая знаменитая работа Баскина в советском кино - это роль одного из учеников Нестора Петровича Северова в многосерийном телефильме «Большая перемена». Баскин - один из немногих советских актёров, у которых сложилась профессиональная карьера в США. Он уехал в Америку в 1976 году. Поначалу ему пришлось поработать в ресторане, в страховой компании и в газете, но потом он добился своего - режиссёры стали приглашать его на съёмки. В фильмографии Ильи Баскина много успешных работ - актёр играл в таких картинах, как «Имя розы», «Тринадцать дней», «Человек-паук 2» и многих других. Он работал на съёмках со многими голливудскими знаменитостями. Савелий Викторович Крамаров смог уехать в США благодаря приглашению, которое ему выслал Баскин.
![](https://i0.wp.com/teleprogramma.pro/wp-content/uploads/2016/06/0de5c84854e658604dcd714aba86737c.jpg)
Легендарный Буба Касторский из «Неуловимых мстителей» покинул СССР в 1979. Уехать ему пришлось из-за уголовного дела о хищении госимущества, которое завели против артиста. Впоследствии Сичкина оправдали, но его репутация была подмочена. Он вместе с семьёй поселился в Нью-Йорке. Жил знаменитый артист очень тихо и скромно. В 1994 году, после развала СССР, он впервые после отъезда смог приехать на Родину. Артист ушёл из жизни в 2002.
Кадр из фильма
Известный и востребованный киноактёр Ильичёв в 90-х практически потерял работу, как и многие его коллеги в то трудное для страны время. Его супруга (она работала в театре балериной) получила от знакомых приглашение на должность преподавателя в школе балета и семья Ильичёвых уехала в США. За океаном у артиста карьера не сложилась - он так и не смог найти возможность реализовать своё дарование и применить колоссальный актёрский опыт. Он очень переживал из-за того, что его супруга зарабатывала гораздо больше денег, чем он. Виктор Ильичёв занимался домашними делами и воспитанием сына. Актёр ушёл из жизни в 2010 году.