Сочинение: Социальные проблемы молодежи и способы их решения. Социальное развитие и молодежь Механизмы реализации молодежной политики
Социальная характеристика молодежи. Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных параметров, особенностей социального положения и социально-психологических свойств. В разных странах, в различных социальных слоях точка зрения на процессы и показатели взросления личности неодинакова. В связи с этим возрастные границы молодости не являются строго однозначными и определяются разными исследователями в пределах от 14–16 лет до 25–30 или даже 35 лет. Как правило, этот период жизни человека связывают с началом самостоятельной трудовой деятельности, обретением материальной независимости от родителей, гражданских и политических прав. Некоторые ученые добавляют еще такие признаки, как вступление в брак и рождение первого ребенка.
Заметим, что возраст, с которого начинается молодость, не совпадает с возрастом окончания детства, продолжительность которого определена 18 годами и закреплена международными документами, такими как Декларация и Конвенция о правах ребенка. Паспорт же юноши и девушки в нашей стране получают в 16 лет, и это означает признание обществом их гражданской зрелости. Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека. В этот период появляется чувство своей неповторимости и индивидуальности. На основе осознания молодыми людьми своих возможностей и стремлений, осмысления предшествующего опыта формируется внутренняя позиция, идет поиск своего места в жизни.
В молодости у человека происходит целый ряд важных событий, влияющих на изменение его статуса. Это не только получение паспорта, но и окончание школы, служба в армии. В молодые годы многие люди находятся в активном поиске значимой для них профессии, завершают образование, утверждаются как специалисты, определяют тем самым свое новое положение в обществе. Молодость называют порой становления. Бытует мнение, что до 40 лет человек работает на авторитет, на имя, а после 40 лет уже скорее авторитет и имя работают на человека.
Формирование личности молодого человека осуществляется под влиянием семьи, школы, общественных организаций, неформальных объединений и групп, средств массовой информации, трудовых коллективов. В целом молодежь в наши дни значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинает самостоятельную взрослую жизнь. Это связано с усложнением трудовой деятельности, которое влечет за собой удлинение необходимых сроков обучения.
В плане социализации особое место занимает период ранней юности. К нему относят юношей и девушек, которым примерно 16–18 лет. Многие в этом возрасте вполне способны принимать ответственные решения, психологически готовы к этому (например, выбор друзей, учебного заведения и т.д.), хотя полная дееспособность наступает лишь в 18 лет.
Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет статус молодого человека и существенно расширяет диапазон его социальных ролей, которые претерпевают в юношеском возрасте значительные изменения. Если роли ребенка и подростка в основном связаны с семьей (сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка), школой (ученик/ученица), различными формами досуговой деятельности (участник спортивной секции, кружка по интересам), то в молодости появляются новые: работник, студент, муж, жена, мать, отец и др. Дружба, любовь, трудовой опыт помогают молодым людям впервые почувствовать себя действительно взрослыми, в идеале они формируют умение находиться с другим человеком в отношениях, основанных на доверии, поддержке и нежности. Однако сложности социализации молодых людей могут привести к психологическим срывам. Негативно сказывается прежде всего разрыв между желанием скорее всего достичь и неумением, нежеланием добиваться поставленных целей кропотливым трудом. Хорошо, если есть сила воли, трудолюбие, терпение, если человек не избалован.
Нередки случаи, когда современным молодым людям с одной стороны, хочется как можно дольше оставаться детьми, переложив заботы о себе, а то и о своей молодой семье на родителей, а с другой стороны – они требуют отношения к ним как к взрослым, добиваются невмешательства в их личную жизнь. Подобное поведение называют инфантильностью. Инфантилизм (от лат. infantilis – младенческий, детский) – это сохранение у взрослых физических и психических черт, свойственных детскому возрасту. Такими чертами являются эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, безответственность, капризность. Это состояние иногда бывает следствием заболеваний, перенесенных в раннем детском возрасте, или каких-то других причин, обусловивших чрезмерную опеку со стороны родителей или близких людей. Но если ты уже взрослый, то потрудись быть им на деле и в полной мере отвечай за себя.
Человек чувствует себя молодым до тех пор, пока он способен к творчеству, может менять, перестраивать себя и вместе с тем отвечать за все сделанное им. Есть люди, которые ощущают себя молодыми не только в зрелые годы, но и в весьма преклонном возрасте. Молодость продлевает занятие любимым делом, в котором присутствует интерес и творческая активность, а также здоровый образ жизни. Ощущение молодости проявляется как во внешности, как и в поведении человека. «Человеку столько лет, на сколько он себя ощущает», – говорится в известном афоризме.
Молодежная субкультура. Стремление общаться со своими сверстниками приводит к выработке специфически «молодежного» самосознания и стиля жизни – молодежной субкультуры. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, характеризующаяся общностью стиля жизни, манер поведения, групповых норм и стереотипов. Как особая субкультура она имеет свои собственные цели, ценности, идеалы, иллюзии, которые не всегда и не точно повторяют господствующие в обществе взрослых; ей присущ даже собственный язык.
Причинами формирования молодежной субкультуры являются стремление людей этого возраста обособиться, прежде всего, от старших, желание принадлежать к какой-либо общности сверстников, поиск своего пути во «взрослом мире». Складываются как формальные, так и неформальные молодежные группы. Формальные группы официально зарегистрированы, ими зачастую руководят взрослые. Мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению, различны. Это прежде всего желание обрести взаимопонимание и поддержку, почувствовать себя более сильными и защищенными; иногда это также стремление почувствовать власть над другими.
Существует множество разновидностей молодежных групп и объединений. Некоторые из них характеризуются агрессивной самодеятельностью, основанной на довольно сомнительных или даже асоциальных ценностных ориентациях. Примитивизм, кричащая наглядность самоутверждения тоже популярны среди части подростков и молодежи. Для отдельных молодых людей внешний эпатаж является часто наиболее доступной формой самоутверждения.
Некоторые группы активно противопоставляют себя миру взрослых. Вызов общественному мнению чаще всего выражается в особенностях одежды и модных дополнениях к ней. Иногда совершаются и прямые антиобщественные поступки (хулиганство, драки). В этом случае общество сталкивается с отклоняющимся поведением.
В молодежной субкультуре как в сложном и многомерном явлении, в свою очередь, выделяются более мелкие, но тем не менее жестко оформленные субкультуры (панки, рейверы, рокеры, скины, футбольные и музыкальные фаны и др.).
Вместе с тем в молодежной среде все более авторитетными становятся группы социальной самодеятельности, направленные на конструктивное решение конкретных общественных проблем. К ним относят экологические движения, деятельность по возрождению и сохранению культурно-исторического наследия, оказание взаимной поддержки (воины, воевавшие в «горячих точках», инвалиды и т.д.); важна также деятельность волонтеров, которые помогают людям, особенно остро нуждающимся в ней.
Социальная мобильность молодежи. Молодежь – это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения.
Социальной мобильностью называют переход людей из одних социальных групп в другие. При этом различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность – это переход человека в другую социальную группу без изменения социального статуса, например, развод и образование новой семьи, переход на работу в той же должности из одного предприятия на другое и т.д. Вертикальная мобильность связана с переходом вверх либо вниз по ступеням социальной лестницы. Это, например, повышение в должности или, наоборот, понижение, а то и вовсе лишение работы. Частный предприниматель может из мелкого собственника стать хозяином солидной фирмы, но может и разориться.
В современном обществе интенсивность протекания процессов горизонтальной и вертикальной мобильности резко возрастает. Причина этого – в динамизме общественной жизни, стремительных преобразованиях в экономике, появлении новых профессий и родов деятельности и свертывании, даже исчезновении многих старых, когда-то вполне респектабельных производств и соответствующих рабочих мест.
Сегодня молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен быть готов к тому, что ему, возможно, придется переучиваться, осваивать новые занятия, постоянно повышать квалификацию для того, чтобы быть востребованным на рынке труда. Многим молодым людям нужно будет обдумать варианты переезда в другой город или изменения профессии для работы в сельской местности. Дело в том, что молодежь часто проигрывает в конкуренции с квалифицированными и опытными работниками более старших возрастов, уже имеющими хорошую репутацию. Не случайно во многих странах уровень безработицы среди молодежи особенно высокий.
Вместе с тем на стороне молодежи – быстрота реакции на изменения, происходящие на рынке труда. Молодым людям легче осваивать новые профессии, порожденные научно-техническим прогрессом. Они легче, чем пожилые люди, принимают решения переселиться на новое место работы и жительства, заняться бизнесом, пройти переподготовку и т.д.
Ускорение темпов общественной жизни влечет за собой превращение молодежи в активного субъекта экономики, политики, культуры. Активность молодежи ярко проявляется и в сфере политики, поскольку все происходящие политические процессы прямо или косвенно сказываются на жизни молодежи, ее положении в обществе. Общество и его властные структуры ориентируются на молодежь как наиболее перспективную возрастную категорию в плане осуществления социальной и профессиональной карьеры.
Молодежь во многом такова, какой ее воспитало общество. Вместе с тем она, как правило, обладает собственным здравым смыслом, намерением получить качественное образование, желанием трудиться на пользу себе и людям.
Вопросы и задания.
1. Какие факторы влияют на определение возрастных границ молодости? Почему возраст, с которого начинается молодость, не совпадает с возрастом окончания детства?
2. В чем заключается противоречивость социализации молодых людей?
3. Существует множество различных классификаций молодежных групп и объединений. Так, по характеру мотивации самодеятельности их делят следующим образом:
· агрессивная самодеятельность, которая базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанной на культе лиц;
· эпатажная самодеятельность, которая состоит в «вызове» агрессии на себя для того, чтобы тебя «заметили»;
· альтернативная самодеятельность, состоящая в выработке моделей поведения, противоречащих общепринятым нормам;
· конструктивная социальная самодеятельность, направленная на решение конкретных социальных проблем.
Какие мотивы вступления в молодежные группы и объединения можно считать позитивными? Какие из названных видов самодеятельности, на ваш взгляд, социально приемлемы? Приведите конкретные примеры молодежных групп с такими типами самодеятельности.
4. В чем, на ваш взгляд, состоит роль молодежи в развитии современного общества?
5. Создайте словесный «портрет» типичного молодого человека нашей страны. Укажите его жизненные планы, освоенные социальные роли и т.д. Подумайте, каких качеств не хватает лично вам?
Учебные задания к теме 1
1. Профессор из Вашингтона Дэнис Болз (США) пишет:
«В средней школе я преподавал социологические предметы: историю, политические науки, психологию, социологию и международные отношения». В каком смысле здесь употреблено слово «социология»? Как определяется социология в настоящее время?
2. В зависимости от субъекта конфликты можно подразделить:
– на внутриличностные (между сознательными и бессознательными желаниями индивида, между требованиями совести и стремлениями к получению удовольствий, между инстинктивными позывами и нормами культуры и нравственности);
– межличностные (между двумя и более личностями, враждующими между собой вследствие конкуренции за обладание жизненно важными ресурсами в виде собственности, власти, должности, престижа и т.п.);
– внутригрупповые и межгрупповые (возникают как и внутри социальной группы, так и между разными группами вследствие борьбы отдельных индивидов и их общностей за лучшие условия и более высокую степень вознаграждения деятельности в группе - производственной, политической, спортивной и т.п.);
– этнонационалъные (возникают в тех случаях, когда интересы и жизненные установки одного этноса или нации ущемляются или подавляются государством, представителями других наций или другими социальными общностями);
– международные (возникают между народами из-за столкновения экономических, территориальных, идеологических интересов и т.д.).
По масштабам и распространенности в социологии выделяют конфликты локальные, региональные, в пределах одной страны, глобальные.
Приведите примеры названных видов конфликтов из истории, литературы, СМИ.
3. Давайте задумаемся, у представителей каких профессий в наибольшей степени должны быть развиты социологическое мышление и социологическое видение мира? Иначе говоря, кто больше всего нуждается в социологических знаниях? Для этого проанализируйте профессии (шофер, учитель, продавец, шахтер, менеджер, летчик, фермер, вахтер, официант, банкир, фокусник, журналист, пограничник, сантехник, повар, инженер) по двум критериям:
а) насколько часто их представителям приходится общаться с людьми по долгу службы;
б) у кого профессиональный или деловой успех в наибольшей мере зависит от знания психологии людей и умения решать социальные проблемы.
Для удобства разбейте профессии на три группы с сильной, средней и слабой выраженностью данных признаков.
4. Как вы понимаете высказывание Марка Твена: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел»?
Какие особенности молодого поколения могут быть проиллюстрированы этим высказыванием? Свой ответ обоснуйте.
5. Мужчины и женщины, вступая в межличностные отношения по поводу организации семьи и вступления в брак, проходят в них несколько этапов: предбрачные отношения между потенциальными супругами (любовь, сватовство, помолвка); вступление в брак ; стадию молодой семьи ; появления детей, формирования полной семьи ; стадию зрелой семьи (взросление детей, их социализация); а также стадию распада семьи (по причинам развода, либо гибели одного из родителей; старения, болезни и смерти; отделения детей от родителей и т.д.).
Обсудите эту схему со своими родителями. На каком этапе они видят свою семью? Какие радости и сложности пройденных этапов им запомнились больше всего? Как это связано с вами?
6. Согласны ли вы с мнением, что молодежь лучше приспособилась к условиям современной белорусской действительности, чем представители старших поколений? Приведите примеры.
7. Обсудите вопрос о том, какие из перечисленных критериев позволяют определить, достиг ли молодой человек статуса взрослого: экономическая независимость, проживание отдельно от родителей, вступление в брак, участие в выборах, рождение ребенка, способность отвечать перед законом. Подумайте, какие еще критерии вы могли бы назвать в качестве определяющих. Аргументируйте свой ответ.
8. В романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» очень тонко подмечено: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему». Как вы понимаете слова великого писателя?
9. Подберите близкие вам высказывания знаменитых людей о семье. Поясните свой выбор.
10. Известно, что у любого социального явления обязательно есть две стороны – положительная и отрицательная. Односторонних явлений не существует. Если вы обнаружили только негатив, то это значит, что вы упустили или пока не нашли позитив.
Например, «хиппи» рассматривались в 60-е гг. и у нас в стране, и за рубежом преимущественно как негативное явление. Но вот прошли годы, и выяснилось, что именно они пробудили в обществе экологическое сознание, которое изменило к лучшему наш мир.
Найдите положительные и отрицательные стороны следующих явлений:
Коллективизация 30-х гг.
Массовизация культуры
Горбачевская перестройка.
Переселение людей из деревни в город.
Распад СССР.
12. Сопоставьте два подхода к проблеме социального идеала.
А.В. Луначарский: «Смысл нашей социалистической работы заключается в построении такой жизни, которая дала бы возможность развернуть все таящиеся в человеке возможности, которая сделала бы человека в десятки раз умнее, счастливее, красивее и богаче, чем нынче».
Дж. Адамс: «Американская мечта – это не просто мечта об автомобилях и высокой зарплате, – это мечта о таком социальном порядке, при котором каждый мужчина и каждая женщина смогут расправиться во весь свой рост, к достижению которого они внутренне способны, и получить признание – в качестве таковых, каковы они есть, – от других людей, вне зависимости от случайных обстоятельств своего рождения и положения».
13. С позиции стратификационной теории общество рассматривается как система социальных слоев. Широко применима так называемая одноуровневая стратификация (при делении общества по одному признаку) и многоуровневая (при делении общества одновременно по двум и более признакам, например, по признакам престижа, профессиональному, уровню дохода, уровню образования, религиозной принадлежности и др.).
Постройте схему: «Социальная структура белорусского общества» в 20-ые (30-ые, 80-ые) гг. ХХ в. Охарактеризуйте на её основе динамику социальной структуры белорусского общества. Чем, на ваш взгляд, она была обусловлена?
14. По данным переписи населения 1999 г. из 10 045 000 жителей Беларуси 81% из них отнесли себя к титульной национальности – белорусам. 19% населения представляют более 140 национальностей и народностей, в том числе 11% (1 141 731 человек) назвали себя русскими; 3,9% (395 712 человек) – поляками; 2,4% (237 015 человек) – украинцами; 0,3% (27 798 человек) – евреями. На протяжении многовековой истории сохраняется устойчивое взаимодействие культуры титульной нации с культурой других национальных общностей, в первую очередь русских, украинцев, поляков, евреев, татар.
Сопоставьте данные переписи населения 1999 г с результатами предыдущих переписей. Для этого постройте сравнительную таблицу. Какие исторические события привели к выявленным вами изменениям. Приведите известные вам примеры взаимопомощи, сотрудничества разных национальностей в Беларуси.
15. Постройте структурную схему: «Виды социальных групп». Конкретизируйте её примерами.
Документы и материалы
1. П.Сорокин считает, что социальное пространство есть некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли. Там, где нет человеческих особей или же живет всего один человек, там нет социального пространства (или вселенной), поскольку одна особь не может иметь никакого отношения к другим. Она может находиться только в геометрическом, но не в социальном пространстве. Соответственно, определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие «точки отсчета». Сам же выбор «точек отсчета» зависит от нас: ими могут быть отдельные люди, группы или совокупности групп.
Чтобы определить социальное положение человека, необходимо знать его семейное положение, гражданство, национальность, отношение к религии, профессию, принадлежность к политическим партиям, экономический статус, его происхождение и т. д. Но и это еще не все. Поскольку внутри одной и той же группы существуют совершенно различные позиции (например, король и рядовой гражданин внутри одного государства), то необходимо также знать положение человека в пределах каждой из основных групп населения.
1) социальное пространство - это народонаселение Земли;
2) социальное положение - это совокупность его связей со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, то есть с ее членами;
3) положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей;
4) совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой из них, составляет систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида.
На основе характеристики П.Сорокина определите место Республики Беларусь в социальном пространстве. Каково положение вашей семьи в социальном пространстве?
2. Познакомьтесь с отрывком из работы немецкого социолога Р. Дарендорфа «Элементы теории социального конфликта».
Регулирование социальных конфликтов является решающим условием уменьшения насильственное почти всех видов конфликтов. Конфликты не исчезают посредством их разрешения; они не обязательно становятся сразу менее интенсивными, но в такой мере, в которой удается регулировать, они становятся контролируемыми, и их творческая сила ставится на службу постепенному развитию социальных структур...
Для этого нужно, чтобы конфликты вообще, а также данные отдельные противоречия признавались всеми участниками как неизбежные, и более того – как оправданные и целесообразные. Тому, кто не допускает конфликтов, рассматривает их как патологические отклонения от воображаемого нормального состояния, не удается совладать с ними. Покорного признания неизбежности конфликтов также недостаточно. Скорее, необходимо осознавать плодотворный творческий принцип конфликтов. Это означает, что любое вмешательство в конфликты должно ограничиваться регулированием их проявлений и что нужно отказаться от бесполезных попыток устранения их причин.
Как автор оценивает возможность регулирования конфликтов? На основе текстов параграфа и документа сформулируйте основные принципы компромиссного разрешения конфликта. Проиллюстрируйте их известными вам примерами. Как вы понимаете смысл последней фразы текста? Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания социального конфликта?
3. Познакомьтесь с рассуждениями И. С. Аксакова:
«Общество, по нашему мнению, есть та среда, в которой совершается сознательная, умственная деятельность известного народа, которая создается всеми духовными силами народными, разрабатывающими народное самосознание. Другими словами; общество есть... народ самосознающий.
Что же такое народ?.. Народ состоит из отдельных единиц, имеющих каждая свою личную разумную жизнь, деятельность и свободу; каждая из них, отдельно взятая, не есть народ, – но все вместе составляют то цельное явление, то новое лицо, которое называется народом и в котором исчезают все отдельные личности...
Общества еще нет, а уже возникает государство над народом – продолжающим жить жизнью непосредственной. Но не выражает ли государство народного самосознания? Нет, оно есть только внешнее определение, данное себе народом; деятельность его, т. е. государства, и сфера его деятельности – чисто внешние... И так мы имеем: с одной стороны – народ в его непосредственном бытии; с другой государство – как внешнее определение народа, заимствующее свою сипу от народа – усиливающееся за его счет при бездействии его внутренней жизни, при долговременном его пребывании в непосредственном бытии; наконец, между государством и народом – общество, т. е. тот же народ, но в высшем своем человеческом значении...»
Чем, по мнению И. С Аксакова, отличаются между собой государство, народ и общество? Почему государство не выражает народное самосознание?
4. Из работы современного американского социолога Э. Шилзе «Общество и общества: макросоциологический подход».
Что же входит в общества? Как уже говорили, наиболее дифференцированные из них состоят не только из семей и родственных групп, но также из ассоциаций, союзов, фирм и ферм, школ и университетов, армий, церквей и сект, партии и многочисленных других корпоративных органов или организаций, которые, в свою очередь, имеют границы, определяющие круг членов, над которыми соответствующие корпоративные власти – родители, управляющие, председатели и т. д. и т. п. – осуществляют известную меру контроля. Сюда входят также системы, формально и неформально организованные по территориальному принципу – общины, деревни, округа, города, районы, – причем все они тоже имеют некоторые черты общества. Далее, сюда входят неорганизованные совокупности людей внутри общества – социальные классы или слои, занятия и профессии, религии, языковые группы, – которые обладают культурой, присущей в большей степени тем, кто имеет определенный статус или занимает определенное положение, чем всем остальным.
Итак, мы убедились в том, что общество – это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.
Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество? Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них. Выделите из перечисленных компонентов те, которые являются социальными институтами. Опираясь на текст, докажите, что автор рассматривает общество как социальную систему.
5. Юлиан Саймон в своей книге «Базисные методы исследования в социальной науке» (Нью-Йорк, 1969) пишет:
«Студенты-психологи нередко думают, что лабораторный эксперимент, в ходе которого устанавливаются причинно-следственные связи между различными сторонами поведения животных или людей, исчерпывают все возможности социального исследования.
Многие из тех, кто занимается конкретной экономикой, до сих пор убеждены, что только статистический анализ, позволяющий дать объективную картину колебания цен и товарной массы, является самым надежным мерилом экономического поведения.
В отличие от них некоторые антропологи продолжают верить в то, что самым надежным способом познания остается включенное наблюдение, в результате которого мы изучаем повседневное взаимодействие людей, творящих тот социальный мир, в котором мы с вами живем.
В то же время психоаналитики убеждены в непогрешимости вживания или вчуствования во внутренний мир своего пациента как единственно достоверного метода изучения человеческого поведения, его интимных мотивов.
А специалисты по маркетингу не признают иных средств, кроме изучения того, каким образом устремления конкретного индивида связаны с его социальными характеристиками и потребительским поведением».
Действительно, в каждой науке, изучающей поведение людей, сложились свои научные традиции и накоплен соответствующий эмпирический опыт. И каждая из них, будучи одной из ветвей социальной науки, может быть определена в терминах того метода, которым она преимущественно пользуется. Хотя и не только таким образом. Науки различаются также кругом изучаемых проблем.
Каковы основные методы изучения людей? Что можно узнать о них с помощью наблюдения? Что такое эксперимент? Какие вычисления проводят при изучении поведения людей и их мнений? Какие методы исследования потребуются для того, чтобы определить: а) численность населения данной страны; б) готовность людей голосовать на предстоящих парламентских выборах; в) способы взаимодействия шахтеров во время забастовки; г) скорость распространения слухов?
6. Прочтите суждение одного из ведущих американских социологов Райта Миллса:
«Под институтом я понимаю общественную форму определенной совокупности социальных ролей. Институты классифицируются по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т. д.), образуют институциональный порядок. Комбинация институциональных порядков образует социальную структуру.
Общество – это конфигурация институтов, которые при своем функционировании ограничивают свободу действий людей. В современном обществе насчитываются пять институциональных порядков: 1) экономический – институты, организующие хозяйственную деятельность; 2) политический – институты власти; 3) семейный – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей; 4) военный - институты, организующие законное наследие; 5) религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов».
Какой важный институт не назван Р. Миллсом в перечне институциональных порядков?
7. Познакомьтесь со следующим суждением:
«Молодежь начинают бояться и ненавидеть, искусственно противопоставлять ее «взрослому» обществу. А это чревато серьезными социальными взрывами. Кризис в российском обществе породил острейший конфликт поколений, который не исчерпывается традиционным для любого общества расхождением «отцов» и «детей» во взглядах на одежду и прическу, во вкусах в музыке, танцах и манере поведения. В России он касается философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует. Социальные ценности, которыми жили «отцы», в новой исторической ситуации в подавляющем большинстве утратили практическое значение и в силу этого не наследуются «детьми», поскольку не пригодны им ни для настоящей, ни для будущей жизни. В российском обществе налицо разрыв поколений, отражающий перерыв постепенности, разрыв исторического развития, переход общества на рельсы принципиально иного строя».
О каком разрыве поколений и конфликте «отцов» и «детей» идет здесь речь? В чем заключается сущность данного явления? Аргументируйте свою позицию.
8. Е. Стариков в статье «Маргиналы, или Размышления на старую тему; «Что с нами происходит?», которая была опубликована в журнеле «Знамя» в 1985году, пишет:
…Маргинал, просто говоря, – «промежуточный» человек. Классическая фигура маргинала – человек, пришедший из села в город в поисках работы: уже не крестьянин, еще не рабочий; нормы деревенской субкультуры уже подорваны, городская субкультура еще не усвоена. У нас в стране нет безработицы, но есть деклассированные представители рабочих, колхозников, интеллигенции, управленческого аппарата. В чем выделяющий их признак? Прежде всего – в отсутствии своего рода профессионального кодекса чести. Физическая невозможность халтурить отличает кадрового рабочего-профессионала.
Только при устойчивых условиях – постоянное место жительства и работы, нормальная среда обитания, крепкая семья, сложившаяся система социальных связей, одним словом, «укорененность» личности позволяет выработать четкую иерархию ценностей, осознанные групповые нормы и интересы. Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери, «ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком». Рвать их – значит расчеловечивать человека, разрушать общество. Надо избегать всего, что ослабляет человеческие связи, ненужных запретов, массовых миграций, принудительных распределений, насильственных выселений, колючих заграждений – всего, чем мы по сей день так обременены.
Лишенное корней человеческое «я» расплывается: мотивы поведения начинают формироваться в отрыве от ценностей устойчивой группы, т. е. в значительной мере лишаются смысла. Мораль перестает править поступками, уступая место пользе, удобству, а иногда – физиологической потребности (в этом объяснение «немотивированной» жестокости, «бессмысленных» преступлений).
В недрах общества идут два разнонаправленных процесса. Часть маргиналов быстро превращается в люмпенов. Посмотрите, кто торгует квасом, пирожками, автобусными билетами; поинтересуйтесь, кто стремится в мясники, бармены, приемщики бутылок; не говорю уже о беззаконных ордах спекулянтов, фарцовщиков, проституток. Это в основном молодые люди. Путь на социальное дно, как правило, безвозвратен. Другой процесс – процесс укоренения в городах недавних сельских жителей – сам по себе в принципе даже прогрессивен. Если, переселяясь в город, человек может рассчитывать на достойную квалифицированную работу, то из маргинала он превращается а полноценного городского жителя.
Как бы вы определили социальную сущность маргиналов и источники пополнения их рядов? Что означает процесс укорененности и чем от него отличается лишенность социальных корней? Почему у человека меняется система ценностей, когда он попадает из устойчивой социальной среды в неустойчивую? Как вы поняли мысль о двух разнонаправленных процессах? Можно ли их уподобить восходящей и нисходящей социальной мобильности?
Из-за биологической способности человека к продолжению рода его физические способности используются для увеличения своих продовольственных ресурсов.
Народонаселение строго ограничено средствами существования.
Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию, или несчастьями (войны, эпидемии, голод).
Также Мальтус приходит к выводу, что народонаселение растет в геометрической прогрессии, а средства существования – в арифметической.
Что из взглядов Мальтуса оказалось пророческим? Как НТР может компенсировать ограниченность природных ресурсов?
10. Немецкий социолог Карл Манхейм (1893–1947) определил, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Молодёжь выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Молодёжь, по мысли Манхейма, ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она – потенция, готовая к любому начинанию.
Как вы понимаете слова Манхейма? Справедливо ли это в отношении современной молодежи?
11. Из работы российского социолога О. С. Осиновой «Девиантное поведение: благо или зло?».
Форма ответной реакции общества на тот или иной вид девиации должна зависеть от того, какие (по степени общности) социальные нормы нарушаются; общечеловеческие, расовые, классовые, групповые и т. д. Можно выделить следующие зависимости:
– Чем более высокий уровень (по степени общности) социальных норм и ценностей нарушается, тем более решительными должны быть действия государства. Самая высокая ценность – естественные права человека.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
ГОУ СПО «Увинский профессиональный колледж»
Реферат по обществознанию
На тему: Социальное развитие и молодежь.
Работу выполнила: Тюляндина Т.Н.
Студентка группы: 291
Руководитель: Филатова Л.В.,
Преподаватель обществознания
Проверил:____________________
Оценка:______________________
«______________________» 2010 г.
пос. Ува,
2010 г.
Содержание:
Введение……………………………………………… …………………………………..3
1. Социальное развитие человека…….………………………………………………… .4
2. Молодежь как социально- демографическая группа………………………............... .6
2.1. Молодежь (демографическая характеристика)……………………………………. 6
2.2 Молодежные субкультуры…………………… ……………………………...............7
2.3. Проблемы молодежи………………………………… ……………………………..12
Заключение…………………………………………………… ………………………....13
Литература…………………………………………………… ………………………….14
Введение.
Изменения, охватившие
все сферы общественной жизни в нашей
стране, пожалуй, наиболее остро проявляются
в социальной сфере. Их характер очень
сложен и противоречив.
Социализация человека - установление
связей между индивидуумами и освоение
социальных навыков. Социальные связи
человека различны в разные периоды его
жизни – от рождения до старости.
Молодость
как определённая фаза, этап жизненного
цикла биологически универсальна, но
её конкретные возрастные рамки, связанный
с ней социальный статус и социально-психологические
особенности имеют социально- историческую
природу. И зависят от общественного строя,
культуры и свойственных данному обществу
закономерностей
социализации
. Социологическое исследование
молодежи предполагает единство анализа
социально-классового деления общества
и системно-структурного подхода, прослеживающего
особенности положения и социальных функций
молодежи в ряду других возрастных групп
данного общества, на основе определенного
способа производства и более широкого
исторического анализа.
В
своей работе я хочу разобраться:
что же такое социальное развитие человека,
и рассмотреть молодежь с точки зрения
социологии и демографии. Также я рассмотрю,
с какими проблема она сталкивается.
1. Социальное развитие человека.
С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации - установление связей между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако, прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении всей жизни.
Этапы социализации:
Первое
детство.
Для образования связи между ребенком
и каждым из его родителей наибольшее
значение имеют первые мгновения его жизни.
В основе формирования этих связей лежат
взгляды, движения и особенно улыбки ребенка.
Cо второй недели жизни новорожденный
не только проявляет интерес к человеческому
лицу, но и отличает лицо своей матери.
Между 8 и 12 месяцем начинают четко проявляться
привязанности ребенка. Он разражается
криком и плачем, когда его забирают от
матери (или от лица, постоянно ухаживающего
за ним). Это - не страх перед незнакомым
человеком, а неузнавание в нем черт материнского.
Граница этого этапа имеет происхождение
в когнитивной сфере: именно в 7 месяцев
ребенок начинает активно искать исчезнувший
внезапно предмет, то есть формирует у
себя представление о постоянстве (перманентности)
предмета (до того, если закрыть игрушку
бумажкой, ребенок мгновенно о нем забывает).
Кроме того, именно постоянное присутствие
социального партнера приводит к формированию
у ребенка представления о собственной
перманентности.
Показано
также большое значение надежной социальной
привязанности (в первую очередь - присутствия
матери) для освоения ребенком незнакомых
мести налаживания социальных контактов
с другими детьми. В то же время, как уже
говорилось, эмоциональное общение ребенка
со взрослым - ведущая деятельность младенца.
Эта деятельность трудна для ребенка,
поэтому нельзя постоянно тискать младенца,
таскать его на руках и требовать его внимания,
как это часто делается.
Детство
и отрочество.
В преддошкольном возрасте (1 - 3 года)
формируется основной механизм социализации
и социального развития - речь, что позволяет:
·
включать социально-фиксированные
эталоны в персептивную деятельность
ребенка, то есть происходит переход к
опосредованности понятий;
·
включать произвольность
в память и другие формы поведения (то
есть идет переход "наблюдать - смотреть".
"Запоминать - выучивать" и т.д.); так
формируется волевое регулирование, являющееся,
кстати, основным показателем готовности
ребенка к школе.
В этом
же преддошкольном возрасте начинается
формирование собственного "я". Тем
не менее, к концу преддошкольного возраста
"я" ребенка представляет собою весьма
неустойчивый, элементарный, недифференцированный
комплекс, включающий представление о
своих простейших индивидных и социальных
характеристиках. Ребенок начинает называть
себя по имени, выделять себя как постоянное
целое из текущего потока изменяющихся
собственных действий и состояний. Так,
очень долго ребенок называет себя "он/она",
практически только к трем годам он начинает
говорить о себе "я". К трем годам
он может произвольно изменить поведение
и затормозить непосредственные импульсы
по словесному приказу взрослого.
Первый
этап социального
развития (3 - 6/7 лет) -
дошкольный возраст
.
Что может ребенок к 6/7 годам?
Природные формы психики приобретают
вербальность (связывает воспринимаемый
объект со словом), произвольность (поступает
не импульсно, а сознательно), опосредованность
(тормозит свои реакции; волевая регуляция).
Возникают нравственные оценки (хорошо
- плохо), хотя еще неадекватные и в общей
форме. Пример: на вопрос "что такое
доброта" дается либо конкретный пример,
либо общее понятие "это дядя хороший".
Ребенок усваивает нравственные оценки
как от общения со взрослыми, так и в непосредственной
практике детского коллектива; важно,
чтобы между этими каналами не было разрыва.
Появляется определенный социальный статус
ребенка в группе.
Обобщая,
можно сказать, что к концу
дошкольного периода у ребенка
формируется готовность к обучению.
Второй
этап социализации -
школьный возраст.
Социальные воздействия принимают систематизированную
форму. Формируются социальные характеристики
- характер, процесс целеполагания, мотивационно-потребностная
сфера и т.д. Здесь особенно большую роль
играют группы сверстников, особенно для
развития идентификации и формирования
установок. Показано, что подростки гораздо
легче идентифицируют себя с другими подростками,
чем со старшими (даже если последние относятся
к тому же полу, расе, религии и общине,
что и сам подросток). На этой стадии тесно
связаны дружба и сексуальность. Так, у
подростка "хороших друзей" обычно
меньше, чем в любом другом возрасте (не
более 5), но среди них больше представителей
другого пола
Зрелость.
Происходит развитие познавательной сферы,
освоение новых социальных ролей (субъекта
деятельности, родителя, начальника, пенсионера
и т.д.). Объем социальных контактов в это
время значительно варьирует. Так, обычно
больше всего друзей у молодых взрослых
людей, состоящих в браке (в среднем - 7
чел.). Они подбираются по сходству вкусов,
интересов и склада личности, взаимности
в помощи и обмене откровенностями, совместимости
на основе взаимного удовольствия, извлекаемого
из общества друг друга, удобству общения
в географическом отношении, взаимному
уважению. В расцвете зрелости приоритеты
отдаются деятельности, направленной
на достижение поставленных жизненных
целей; поддерживаются только самые прочные
связи. Число друзей снижается до 5 и менее.
В старческом возрасте баланс "социальное-биологическое»,
сдвигается в сторону биологического.
Нужно отметить все усиливающуюся ретардацию
старения – отодвигание собственно старческого
возраста, то есть сохранение продуктивного
периода вплоть до смерти. С приходом старости
и в связи с драматическими событиями,
дружеские связи укрепляются, особенно,
когда друзья оказываются в сходной ситуации.
Среднее число друзей у человека, ушедшего
на покой, составляет 6 чел.
2.
Молодежь как социально- демографическая
группа.
2.1. Молодежь (демографическая характеристика)
Нижняя
возрастная граница определяется, что
с 14 лет наступает физическая зрелость
и человек может заниматься трудовой деятельностью
(период выбора учиться или работать).
Верхняя граница определяется достижением
экономической самостоятельности, профессиональной
и личной стабильности (создание семьи,
рождение детей).
В
этот период человек проживает важный
этап семейной и внесемейной социализации.
Социализация
- это процесс становления личности,
обучения, усвоения ценностей, норм, установок
образцов поведения, принятых в данном
обществе. У молодежи есть особые черты,
которые характеризуют её как самостоятельную
социально-демографическую группу.
По
данным переписи населения 1989г. молодежи
от 14 до 30 лет в РФ насчитывается
34,4 млн. человек, или 23,4%. За 10 лет (с 1979г.)
численность молодежи сократилась на;.8 млн. человек и эта тенденция развивается.
С
1989 по 1999 годы численность продолжала
сокращаться. По современным данным
численность давно упала ниже
30 млн. человек, точных данных привести
невозможно, так как различные источники
указывают различные цифры.
Современную
численность молодежи покажет перепись
населения, которую собираются провести.
Падение
рождаемости в Российской Федерации
привело к "старению" молодежи:
увеличилась доля 25-29 летних.
Молодежь
составляет 41% населения России в
трудоспособном возрасте. В народном
хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых
людей. Однако доля молодежи среди занятых
в народном хозяйстве постоянно
снижается, особенно среди рабочих
промышленности, строительства и транспорта.
В связи со структурными изменениями,
происходящими в экономике, растет доля
молодежи в непроизводственной сфере.
А это требует внесения изменений в структуре
ее трудовой подготовки и переподготовки.
Численность молодежи на селе за 10 лет
сократилась на 25% и составляет лишь около
9% сельского населения России.
2.2. Молодежная субкультура.
Для
России таким источником субкультуры
стал Запад. Отечественные молодежные
субкультуры начиная со стиляг конструировали
«свой Запад» в соответствии с представлениями
и традициями российской культуры, являясь
сложным переплетением инновационных
элементов с элементами «своей» и «чужой»
культурных традиций. Например, субкультура
отечественных хиппи унаследовала традиции
странничества и анархопацифизм: толстовское
отрицание государства и «непротивление
злу насилием». Таким образом, многие отечественные
молодежные субкультуры - явление органическое,
а на привнесенное и заимствованное. Западные
образцы субкультурных стилей, ритуалы
и ценности во многих случаях переработаны
и переосмыслены в соответствии с особенностями
российской цивилизации и ментальности.
Особенность отечественных молодежных
субкультур состоит и в том, что большинство
из них ориентированы либо на проведение
досуга, либо на передачу и распространение
информации. Тогда как на Западе альтернативное
движение, выросшее из молодежных субкультур
60-70 гг., активно участвует в социальных
программах, помощи больным, инвалидам,
престарелым, наркоманам и т.д. Очевидно,
такое различие также связано с российской
спецификой, местом и ролью государства,
долгое время отучавшего граждан от самодеятельности
и спонтанной активности. Классификация
молодежных субкультур, разработанная
применительно к США, Канаде и Западной
Европе, в российских условиях должна
быть несколько модифицирована. С. А. Сергеевым
предложена следующая их типология: романтико-эскапистские
субкультуры (хиппи, индеанисты, толкинисты,
с известными оговорками - байкеры), гедонистическо-развлекательные
(мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.), криминальные
(«гопники», «люберы») и анархо-нигилистические
(панки, экстремистские политизированные
субкультуры «левого» и «правого» толков),
которых можно также назвать радикально-деструктивными.
Большинство
современных исследователей отечественных
молодежных субкультур обращены к ситуации
«субкультурного бума» конца 80-х - начала
90-х гг. Ситуация середины 90-х гг., когда
этот «бум» миновал, изучена меньше. Обращает
внимание и то обстоятельство, что преимущественно
изучаются субкультуры молодежи Москвы,
реже Санкт-Петербурга. Исследований молодежных
субкультур в регионах и республиках в
составе Российской Федерации меньше.
Это в известной мере оправданно, так как
субкультурные мода и стиль «западнического»
характера распространялись в первую
очередь среди молодежи столиц. Вместе
с тем изучение субкультурной ситуации
в российских регионах, региональных особенностей
представляется интересной и важной задачей,
учитывая увеличение значения регионов
в сегодняшней России.
Влияние
молодежных субкультур (хиппи) на территории
России стало проявляться во второй половине
60-х - начале 70-х гг. Но применительно к
указанному периоду нельзя говорить о
специфических региональных особенностях
этой и другой молодежных субкультур.
Мода на них приходила из столиц; ситуация
остается практически такой же до сих
пор, если говорить о группе молодежных
субкультур, названных С. А. Сергеевым
гедонистическо- развлекательными (рэпперы,
рэйверы). Положение, однако, меняется
с романтическо-эскапистскими молодежными
субкультурами. С начала 90 гг. Казань наряду
с Москвой, Санкт-Петербургом и Екатеринбургом
становится одним из центров распространения
толкинистской субкультуры (данный процесс
рассмотрен ниже). Нет необходимости напоминать,
что в 80-е гг. именно в Казани (а затем в
других городах Татарстана) появились
молодежные группировки или шайки, породившие
криминальную молодежную субкультуру.
Субкультура
хиппи
- одна из старейших молодежных
субкультур в России. Движение хиппи развивалось
«волнами»: первая волна относится к концу
60-х - началу 70-х гг., вторая - к 80-м гг.
Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад,
выражавшийся в резком уменьшении числа
приверженцев данной субкультуры. Однако
в середине 90-х гг. неожиданно заявила
о себе «третья волна» хиппи. Неофиты движения
молодых (15-18 лет) являются преимущественно
школьниками и студентами младших курсов.
Внешний
вид хиппи «третьей волны» достаточно
традиционен: длинные распущенные
волосы, джинсы или джинсовая куртка,
иногда балахон неопределенного цвета,
на шее - «ксивник» (небольшая кожаная
сумочка), украшенная бисером или вышивкой.
На руках - «фенички», т.е. самодельные
браслеты или бусы, чаще всего из бисера,
дерева или кожи. Данный элемент атрибутики
хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись
среди молодежи: «фенички» могут украшать
руки и школьницы, и преподавательницы
вуза. От «классических» хиппи «третью
волну» отличают такие атрибуты, как рюкзачок
и три-четыре колечка в ушах, реже в носу
(пирсинг). Субкультуру хиппи следует отнести
к субкультурам, которым свойственно стремление
к самопознанию.
Молодежной
субкультурой, относимой к числу
романтическо-эскапистских, являются
индеанисты. Они изучают культуры индейцев,
преимущественно североамериканских,
стремясь к точному воспроизведению их
обычаев и обрядов. По наблюдению Т. Щепанской,
индеанисты - нечто среднее между клубом
любителей американских индейцев и религиозно-мистическим
движением. При всей «этнографической»
атрибутике индеанистской субкультуры
ценности ее: коллективизм (общинность),
экологизм, космизм, - перекликаются с
традиционными российскими ценностями.
В 70-х - начале 80 гг. Казань была одним
из центров зарождавшихся индеанистского
движения и индеанистской субкультуры.
Позже инициатива перешла к более многочисленным
и энергичным группам индеанистов Ленинграда
и Москвы. Пик индеанистского движения
приходится на 1985-1990 гг.
В
молодежной культуре 80-х - 90-х гг.
появились толкинистское движение
и связанная с ним, порожденная им толкинистская
субкультура. Известный английский филолог
и писатель Дж. Р.Р. Толкин (на сленге толкинистов
- Профессор) родился в 1892 г., а умер в 1973
г. Его книги «Властелин колец», «Сильмариллион»
и другие относятся к жанру fantazy - сказочной
фантастики. Толкин - мастер особой, завораживающей
атмосферы повествования, так что читатель
начинает отождествлять себя с героями
книги. Это стало одним из факторов, вызвавших
к жизни неожиданный для самого автора
социокультурный феномен - ролевые игры
по книгам Толкина. Ролевая игра близка
к импровизированной театральной постановке.
Готовится реквизит (безопасное оружие,
одежда, соответствующая толкиновскому
условному средневековью). Мастера - режиссеры
игры - распределяют роли, игроки проходят
нечто вроде экзамена на знание фантастического
мира Толкина и предыстории своего персонажа,
намечается сюжетная линия.
Толкинистское
субкультурное движение стало частью
и продолжением российской романтико-эскапистской
традиции, находившей в разное время выражение
и в хиппизме, и в туристическом движении.
В начале 90-х гг. отечественные толкинисты
стремительно вовлекли в свою «сферу влияния»
и
ассимилировали часть представителей
других молодежных субкультур (хиппи,
рокеров и даже панков). Появляются продолжения
Толкина, написанные с иных мировоззренческих
позиций, издается обширная фэн-пресса.
есть странички толкинистов в Интернете.
Это существенно отличается от движения
западных почитателей Толкина: известно,
что там преобладают узость, изолированность,
деятельность толкинистов сводится к
компьютерным играм, переписке по Е-mail
и узкоакадемическим студиям.
В
1993-1994 гг. субкультура толкинистов
пережила кризис роста. Он был преодолен
путем расширения диапазона ролевых игр,
включившего произведения не только Толкина,
но и других писателей-фантастов, а также
исторические сюжеты. Организационно
отделилось движение ролевых игр, хотя
по атрибутике, ценностным ориентациям
ролевики близки к толкинистам. Впрочем,
организационное размежевание не было
абсолютным.
Можно
констатировать, что субкультура толкинистов
и ролевиков развивается в последние годы
наиболее активно и динамично.
С
определенными оговорками можно
отнести к романти- ческоэскапистским
субкультурам также байкеров и хакеров.
Традиционно их относят к субкультурам
соответственно спортивной и интеллектуальной
направленности. Вместе с тем гонки на
мотоциклах - особый, претендующий на
элитарность мир мужского братства, как
и уход в виртуальный мир, - можно рассматривать
как своеобразный эскапизм.
Байкеры
- мотоциклисты, которых у нас
часто именовали рокерами, что неточно:
рокеры - это любители рок-музыки. Отечественная
субкультура байкеров, как и хиппи, пережила
по крайней мере два подъема: один в конце
70-х - начале 80-х гг., другой - уже в 90-е
гг. Самые крупные в России байк-клубы
- московские «Ночные волки» и питерские
«Шоссейные монстры».
Хакеры
(компьютерные фанаты) - молодежная
субкультура, находящаяся в процессе формирования.
Численность хакеров пока незначительна,
хотя установить точно численность хакеров
затруднительно еще и потому, что общаются
они преимущественно посредством компьютерных
сетей. Кроме того, не все компьютерные
фанаты осознают себя некоей общностью
со своими ценностями, нормами, специфическим
стилем. Вероятно, это дело будущего.
Из
субкультур, названных гедонистическо- развлекательными,
подробнее охарактеризуем рэйверов и
роллеров. Обычно рэйверов относят к музыкантам,
а роллеров - к спортивным субкультурам,
однако общность базовых ценностей, лежащих
в основе этих субкультур: легкое, беззаботное
отношение к жизни, стремление жить сегодняшним
днем, быть одетым по последней моде, достаточное
основание для их сближения при типологизации.
Субкультура рэйва (англ. - бред, бессвязная
речь) возникает в 80 гг. в США и Великобритании.
В России распространяется с 1990-1991 гг.
В музыкальном отношении стиль рэйв -
преемник стилей техно и эйсид-хауса. Неотъемлемая
часть рэйверского стиля жизни - ночные
дискотеки с мощным звуком, компьютерной
графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов
характерны яркие краски и использование
искусственных материалов (винил, пластик).
Развитие субкультуры рэйва шло параллельно
с распространением наркотиков, в частности,
«экстази». Принятие галлюциногенов с
целью «расширения сознания» стало, к
сожалению, практически неотъемлемой
частью рэйверской субкультуры. Вместе
с тем многие деятели молодежной культуры,
в том числе ди-джеи - ключевые фигуры
рэйв-субкультуры, - высказывали и высказывают
крайне негативное отношение к приему
наркотиков.
Роллерами
называют любителей роликовых коньков.
Они предпочитают спортивную одежду ярких
расцветок: также их можно идентифицировать
по разноцветным нашлепкам на коленях.
В основном роллеры - школьники старших
классов (13-16 лет), но есть и студенты,
младшие школьники. Интересно, что роллерские
компании возглавляются девушками. Роллеры,
как правило, дети из обеспеченных семей.
Их численность - несколько десятков
человек, что обусловлено, вероятно, не
в последнюю очередь ценой роликов - от
50 до 150 долларов и выше.
Субкультуры,
относимые к анархо- нигилистическим
или радикально-деструктивным, в настоящее
время маргиналы среди молодежных субкультур.
Это относится, в частности, к панкам. Влияние
панковской субкультуры никогда не было
значительным. Многие из них поддерживали
тесные контакты с хиппи, входили в Систему,
как именовала себя общность хиппи. Подобная
субкультурная диффузия характерна для
молодежных субкультур российской провинции
80-х гг. В 90-х гг. субкультурная диффузия
охватывает субкультуры панков и металлистов
(музыка стиля хэви-металл или трэш-металл).
Среди рок-музыкантов и их слушателей
появляются люди, называющие себя панк-трэш-металлистами.
Деструктивный
и нигилистический характер носит
и субкультура сатанистов. Еще в конце
80-х гг. от субкультуры хэви-металлистов
отделилась группа «черных металлистов»,
сблизившаяся с приверженцами церкви
сатаны. К середине 90-х гг. уже можно говорить
о формировании в России сатанистской
субкультуры. Есть основания предполагать,
что одна или несколько групп сатанистов,
имеющие конспиративный характер, существуют
в Ростове-на-Дону. Время от времени в прессе
появляются интервью с лидерами сатанистов:
последние, разумеется, пытаются отрицать
или затушевать антиобщественный и античеловеческий
характер ритуалов и ценностей сатанизма.
В
рамках субкультур анархо-нигилистического
типа можно выделить также анархо-левацкую
и правоэкстремистскую субкультуры. Анархисты,
как известно, против любых выборов, якобы
подавляющих меньшинства, и предлагают
заменить выборы «консультациями». Тогда
как приверженцы правоэкстремистской
молодежной субкультуры бьют иностранцев.
Наконец,
криминальная молодежная субкультура
(«гопники», «группировочники», «мотальщики»).
Расцвет ее приходится на 80-е гг. В середине
90-х гг. появляется новое поколение «гопников»,
неконтролируемое организованной преступностью
или контролируемое в меньшей степени.
Они быстро проявили себя как «культурные
враги» большинства молодежных субкультур:
байкеров, рэйверов. роллеров и т.д. Любой
подросток, не только принадлежащий к
иной субкультуре, может быть избит, подвергнут
сексуальному насилию, ограблен.
Такова
пестрая картина разнообразных
молодежных движений и субкультур,
которые должны стать предметом
глубоких социологических исследований.
2.3. Десять проблем молодежи.
Опросив
1875 молодых людей и использовав
богатейшую базу исследований прошлых
лет, социологи Научно- исследовательского
центра при Институте молодежи выделили
десять главных проблем российской
молодежи. Это преступность, деньги,
безработица, образование, досуг, здоровье,
наркотики, проституция, права и родина…
Анализ проблем показывает, что они расположены
в нескольких основных «измерениях» и
сопряжены, в первую очередь, с возможностью
реализации молодежью своих прав: человека,
гражданина, члена общества. От реализации
этих прав зависят перспективы развития
и будущее России.
Первая
группа проблем связана непосредственно
с безопасностью – это жизнь
и здоровье молодого человека, физическое,
душевное и духовное. Большинство
молодых людей России (70%) обеспокоены
прямой угрозой жизни и здоровью. Причин
для этого множество. Многие не чувствуют
себя в безопасности на улицах, рост преступности
– один из доминирующих страхом молодежи,
они боятся войны, болезней, их беспокоит
экологическая ситуация, которая также
напрямую связана со здоровьем.
Другой
комплекс проблем - жизненные перспективы
молодого поколения. Молодой человек
должен иметь чувство жизненных
перспектив, а это, в первую очередь,
творческая самореализация, а значит,
образование, профессия, карьера, возможность
достигнуть определенного уровня благосостояния
и обеспечить свою будущую семью, которая
неожиданно, вопреки стереотипам, вышла
на роль ведущей ценности в глазах молодежи.
Третья группа проблем обозначена как
проблема «социального участия».
и т.д.................
Жегалова Кристина
Эссе ученицы раскрывает тему «Роль современной молодёжи в развитии гражданского общества».
Актуальность данной темы не вызывает сомнения, поскольку молодёжь чувствует свою причастность к тем событиям, которые происходят в нашей стране.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Эссе «Право на счастливое будущее»
Молодежь во все времена играла большую роль в формировании собственного будущего и в развитии цивилизованного гражданского общества.
Роль подрастающего поколения в обществе зависит как от государства, так и от самой молодежи, от их жизненной позиции. Молодежь сама планирует своё собственное будущее. Сначала обучение в школе, потом в высших учебных заведениях. Некоторые получают по два и ли три высших образования. Сейчас очень важно получить образование. Так как происходит бурное развитие современных технологий, очень важны знания и умения.
В получении образования так же помогает государство. Оно создает различные учебные заведения. Помогает молодежи найти своё место в обществе. В современной России построена специальная политика, которая направлении на решения проблем молодежи.
Так же государство создает различные культурные и социальные учреждения. Оно заинтересовано в развитии «молодежной сферы». Молодежь должна участвовать в создании культурных, экономических и социальных благ.
Подрастающее поколение вносит вклад в творческую деятельность, а так же создает различные инновации. С помощью своих творческих способностей, молодое поколение создает различные объединения и движения, в которые вступает современная молодёжь.
С помощью средств массовой информации у молодежи формируется свой и вкус, и свои взгляды в разных сферах общества, особенно в культуре. Взгляды молодежи оказывают большое влияние на власть имущих. Молодёжь чувствует интерес и свою причастность к решению проблем социально-экономического развития, независимости, демократизации и мира. Она демонстрирует желание и способности в укреплении международного взаимопонимания, участвует в движении за экологию планеты.
Я считаю, что в данный момент молодежь мало участвует в развитии гражданского цивилизованного общества. Так как только меньшая часть задействована в создании различных благ. К сожалению, многие молодые люди принимают наркотики и подвержены алкоголизму. Все это отражается на развитии общества. Становление молодого человека как личности происходит в очень жестких условиях ломки стереотипов. Молодому поколению иногда непросто приспособиться к ценностям общества.
Но я надеюсь, что не смотря на все это, в будущем молодежь станет неотъемлемой частью современного общества. Ведь не зря говорят - «Молодежь – это наше будущее».
Я уверена, что молодежь в будущем, благодаря своему образованию, навыкам и учениям внесет огромный вклад в развитие технологий, будет способствовать прогрессу. Благодаря молодежи сформируется крепкое и цивилизованное общество страны.
Подводя итоги, хочу сказать, что роль молодежи в развитии общества велика. Молодежь энергична, активна, умна. Она участвует в модернизации общества. Молодежь это важный фактор социальных перемен. И так будет всегда.
Тема урока: «Социальное развитие и молодежь».
«О молодость! Молодость!.. Может быть, вся тайна твоей прелести
состоит не в возможности все сделать,
а в возможности думать, что все сделаешь».
И. Тургенев
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник Л.Н.Боголюбова «Обществознание» 10 класс (базовый уровень)
Мультимедиа компоненты к уроку: - презентация "Социальное развитие и молодежь".
Цели урока:
1.Обучающая:
Рассмотреть молодежь как социальную группу
Сформировать представление о молодежной субкультуре
2. Развивающая :
Развитие навыков и умений применять полученные знания в повседневной жизни, умения делать выводы, анализировать и систематизировать полученные знания.
3.Воспитательная
Формирование и воспитание:
толерантности, ответственности, приверженности к общечеловеческим ценностям;
Развитие личности, ее духовно-нравственной культуры, повышение общественной и гражданской активности.
Структура урока:
1.Организация урока. - 2 мин.
2. Учитель:
План урока:
Вступление.
Понятие молодежи как социальной группы.
Современное российское общество и его требования к современной молодежи
Особенности социального положения молодежи.
Особенности социально – психологических качеств молодежи.
Неформальные группы.
Ценности и приоритеты современной молодежи.
Молодежная субкультура.
Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА.
Вступление
Учитель: Свой урок я хочу начать с цитат
Цитата первая.
«Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.»
Цитата вторая.
«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна»
Цитата третья.
«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек».
Цитата четвертая.
«Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».
Как вы думаете, какому времени принадлежат эти цитаты?
(ответы - предположения детей)
Выступая перед общим собранием Медицинского общества города Портмунда (Англия), доктор Рональд Гибсон начал свой доклад четырьмя цитатами.
После того, как часть аудитории разразилась аплодисментами, доктор Гибсон открыл имена авторов цитат. Первая заимствована у Сократа (470-399 гг. до н. э.); вторая у Гесиода (ок. 720 г. до н. э.); третье изречение принадлежит одному египетскому жрецу, жившему за 2000 лет до н. э.; четвертая обнаружена совсем недавно на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст этого горшка – свыше 3000 лет.
Подобные высказывания мы зачастую слышим и сейчас о нашем молодом поколении. Молодых часто обвиняют в инфантилизме - стремлении к иждивенчеству, требовании постоянной заботы других о себе, пониженной критичности по отношению к себе. Такие проявления не редкость, но общество в целом признает, что у молодежи достаточно развито чувство ответственности, способность принимать решения, руководствуясь не только личными интересами, но и гражданскими чувствами.
Учитель: Как вы думаете, о какой социальной группе сегодня пойдет речь на уроке?
(ответы детей)
Социальное развитие и молодежь
Учитель: в течение урока мы с вами попытаемся найти ответ на вопрос:
(вопрос появляется на доске и находится там в течение урока)
Учитель: Так какая она современная молодежь? Почему во все времена молодежь противостоит социуму и как она реагирует на это противостояние? Сегодня на уроке попробуем дать ответы на эти вопросы.
Так какая она молодежь? Постараемся составить ее портрет.
Понятие молодежи как социальной группы.
Учитель: Какие слова - ассоциации возникают у вас при слове молодежь?
Понятие «молодёжь» не столько возрастное, сколько социальное и историческое. В разное время и в разных обществах под эту категорию попадали молодые люди различного возраста. К примеру, те, кого мы сейчас называем молодёжью, столетие назад, вовсе таковой не считалась.
В современном мире к молодежи как к социальной группе принято относить людей в возрасте от 16 до 25 лет. Все большую значимость для человека этого возраста приобретают его внутренний мир, собственные мысли чувства, осознание своей неповторимости.
Обратимся к учебнику и посмотрим, какое определение дают молодежи социологи как социальной группы:
Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет (30), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.
Каковы особенности современной молодежи .
Вопросы исследования:
Существует ли сегодня проблема «отцов и детей»?
2. Почему старшее поколение критикует современную молодежь?
3. Есть ли у молодых людей вредные привычки? Какие они? Как с ними бороться? Почему они возникают?
4. Есть ли проблемы у молодежи?
5. «Потерянное поколение» – вы согласны с таким термином по отношению к молодежи?
6. Интересуются ли молодые люди политикой?
7. Насколько самостоятельны современные молодые люди?
8. Есть ли идеалы у современной молодежи?
9. Молодые люди: потребители или созидатели?
3. Учитель: как-то один из великих писателей Англии Уильям Шекспир сказал: «Вся жизнь театр, а люди в нем актеры». Мы все играем в своей жизни роли, но не простые, а социальные, хотя они мало отличаются от ролей не подмостках сцены, а какие роли играете вы, ведь вы как мы уже поняли, относитесь к категории молодежи? Чем характеризуются ваши социальные роли?
Предлагаю вам поработать в группах и охарактеризовать социальные роли, которые играет современная молодежь
(работа с учебником в группах)
4.Учитель: Легче всего решать свои проблемы, если их решать вместе. Необходимы объединения, организации, комсомол ушел и на его место пришли молодежные субкультуры.
Что такое субкультура?
5.Учитель: А теперь, ребята, я предлагаю вам определить место молодежи в современном мире (на доске – постеры, предложить детям встать, разделиться на две группы, аргументировать свою позицию)
6. Учитель: Ребята, помните, с чего мы начинали с вами занятие. Мы поставили перед собой вопрос: Есть ли у нас достаточные основания для того чтобы утверждать, что молодежь - обновляющая сила общества. И сейчас я предлагаю вам сменить знак вопроса, который мы поставили с вами в конце данного утверждения на восклицательный знак.
Подведение итогов урока. Д/З на карточках.
Молодежь является большой социально- демографической группой, которая объединяет в себе индивидов на основе социально- психологических, возрастных, экономических характеристик.
Молодежь в современном обществе
С психологической точки зрения молодость является периодом формирования самосознания, устойчивой системы ценностей, а также социального статуса. Молодежь представляет самую ценную, и одновременно самую проблематичную часть общества.
Ценность молодого поколения заключается в том, что как правило, его представители обладают повышенной целеустремленностью, способностью усваивать большие объемы информации, оригинальностью и критичностью мышления.
Однако эти достоинства порождают определенную проблематику реализации и существования молодежи в обществе. Так критичность мышления зачастую направлено не на поиск истины, а на безапелляционное отторжение уже существующих норм и догматов, которыми руководствуются другие члены общества.
Для современной молодежи также характерны новые негативные качества, которые отсутствовали у их предшественников, в частности, отрешенность от окружающего мира, нежелание работать, повышенный негативизм.
Молодежь как социальная группа
Зачастую под понятием «молодежь» подразумевают большую социальную группы, которая состоит из лиц от 16 до 25 лет. Границы молодежного возраста могут быть подвижными: так в развитых странах в молодежную группу входят люди в возрасте 14-30 лет.
На эту социальную группу оказывают влияние такие социальные институты как школа, ВУЗ, семья, трудовой коллектив, стихийные группы и средства массовой информации.
Развитие социальных ролей в юношеском возрасте
В юношеском возрасте каждый человек сталкивается с необходимостью смены социальной роли. Зачастую первая семена социальной роли происходит в момент окончания школы: школьник приобретает статус студента.
Следует отметить, что до этого времени школьник уже занимает определенные социальные позиции (дочь, сын сестра, брат). В дальнейшим при их сохранений, в юношеском возрасте приобретается статус работник.
Как показывает статистика, на сегодняшний день многие подростки приобретают статус работника раньше, нежели статус студента. Это является причиной нестабильной экономической ситуации.
Молодежная субкультура
Молодежная субкультура – часть культуры общества, члены которой отличаются своим поведением от подавляющего большинства, и как правило являются представителями молодежи.
Молодежная субкультура – широкое понятие, которое включает в себя множество культур, имеющих собственную систему ценностей манеры поведения. Молодежные субкультуры формируются под воздействием социально-экономических изменений.