Сколько весит самый тяжелый военный танк. Самый тяжелый танк в мире времен второй мировой войны
Речь в ней пойдет о безалкогольных напитках того времени. Что мы пили, где и как.
Детство у меня прочно ассоциируется с двумя напитками - лимонадом, когда я был постарше и виноградно-яблочным соком, когда я был совсем маленьким.
Помните - такая маленькая баночка (стандартная на то время майонезная), закрытая блестящей металлической крышкой с золотистой жидкостью внутри. Но самым завораживающим для меня в этой баночке была этикетка - длинная - во весь оборот белая этикетка с треугольником виноградной грозди и лисенком.
Этот сок я так и называл - сок с лисенком, отвечая на вопрос мамы что мне купить в гастрономе.
Тщетно я серфил несколько дней в интернете - фото этой баночки или хотя-бы этикетки я так и не нашел (возможно оно есть у кого либо из вас, меня читающих - буду благодарен).
Времена изменились. Сегодня мы идем в супермаркет, где перед нашими глазами бесконечные полки со всевозможными соками, напитками - газированными и без газа, холодными чаями и концентратами, колой и спрайтом в банках, десятки видов минерализованной и столовой воды. Толи дело в середине 80-х, которые я вспоминаю с такой ностальгией.
Практически каждая советская семья в середине лета начинала заниматься заготовкой "на зиму". Эпопея консервации традиционно начиналась с варений, джемов, соков и компотов. На дачах, в деревнях или городских квартирах субботне-воскресными днями и вечерами кипели огромные кастрюли с сиропами, компотом или стерилизовался свежевыжатый яблочный или сливовый сок. Двух и трехлитровые банки с вишневыми, абрикосовыми, яблочными и грушевыми компотами до зимы прятались в кладовки.
Зимой это будет вкусный напиток, а фрукты из банки - любимым десертом за семейным столом. Особой альтернативы ведь и не было. Кроме своего компота это мог быть сок в такой же трехлитровой банке из гастронома, заваренный краснодарский чай или сваренный хозяйкой компот из сухофруктов. Узвар другими словами.
Для этого дома всегда были запасы сухих яблок, груш, а иногда даже абрикосов (да-да - то, что сейчас мы покупаем под названием курага). Моя бабушка сушила все эти фрукты на огромных фанерных щитах в своем дворе, предварительно порезав опавшие яблоки и груши на дольки, а абрикосы разломив пополам и удалив косточку. Эти же фрукты часто зимой мы просто любили жевать, сидя перед телевизором.
В гастрономах, магазинах "Соки-воды", а также "Овощи-фрукты" как правило всегда можно было купить соки в трехлитровых банках - томатный, яблочный, сливовый, грушевый, абрикосовый и конечно же березовый. Но любой человек всегда мог прямо в магазине пропустить стаканчик своего любимого сока - помните, были такие отделы? Там стояли либо просто открытые банки, либо специальный перевернутые конусы с краником, куда сливали сок из банок, а большая тетка в белом халате и в колпаке наливала вам оттуда сок в стакан. И еще там обязательно стоял стакан с солью и чайной ложечкой. Это для томатного сока.. И ведь за различным соком стояла очередь... Небольшая, но стояла..
Альтернативой соку на разлив был конечно же автомат. Нет, не кофейный, как сейчас, а автомат с газированной водой. Я помню еще старые - красные автоматы. Позже - к середине 80-х в основном стояли синие автоматы. 1 копейку стоил стакан просто газированной воды, 3 - с сиропов. Пить нужно было из граненного стакана, который ополаскивался рядом с наполняющим сифоном в специальном прижимном поющем патроне. И все пили по очереди из одного стакана. А иногда мойка не работала. Многих это не останавливало все равно.
Пацанами мы умудрялись делать металлические обманки вместо трех копеек, или сверлили в монете отверстие, привязывали ее на крепкую леску и пытались обманывать автомат, вытаскивая монету обратно через монетоприемник. Удача нам улыбалась не всегда. Когда наша семья ехала отдыхать к морю (тогда я еще не жил в Севастополе), отец загодя начинал собирать 3-копеечные монеты, т.к. на юге их разменивать было очень проблемно и нужно было стоять в очереди на размен.
Старые авоматы. В левой части - сифон подачи напитка, в правой - моечный патрон.
Это уже из последних серий автоматов, которые я помню по СССР
Помимо соков на разлив и автоматов, конечно же все помнят бочки с квасом. В летние месяцы они стояли в жилых и рабочих районах, под магазинами и гастрономами - желтые бочки-прицепы на больших колесах. С обязательной толстой теткой в грязном халате. Она сидела на стуле, наливая квас с торца бочки. Тут же был моющий патрон для стаканов и бокалов. А в левой части рабочего пространства непременно лежали мятые влажные рубли и трешки, которыми платили за напиток. И тарелка с мелочью. Квас можно было купить в стакане или пол-литровом бокале с ручкой. Ну и конечно же многие приходили туда с бидонами, термосами или просто трехлитровыми банками. Сколько же бидонов кваса я перетаскал жаркими летними днями домой...
В школьной или рабочей столовой вам предлагали либо теплый чай из огромной кастрюли, либо один из нескольких видов сока, либо сухофруктовый компот в зимние месяцы. Никаких привычных сейчас пакетиков или бутылочек с соком. Чашка, часто надщербленная, а чаще просто стакан
Кстати, многие советские хозяйки изготавливали свой уникальный напиток - самодельный квас. Основных способа приготовления было два - с использованием квасных дрожжей и черного хлеба - по той же технологии, как и натуральный квас. И второй - квас из так называемого чайного гриба. Когда в банку наливалась воды, добавлялось немного сахара и постоянно подливалась некрепкая чайная заварка (как правило остатки из заварного чайника - привет чайным пакетикам), а сверху плавала хрень в виде медузы, постепенно увеличиваясь в размерах. По вкусу напиток и правда напоминал чем-то квас. Гриб, который плавал постепенно разростался, затем часть его отделалась и передавалась знакомым или родственникам со словами - "тааакой шикарный квас получается.."
Самое главное было не забыть накрыть банку марлей, потому что если этого не сделать - тут же заводились тысячи неприятных мушек-дрозофил, которых видимо очень привлекал процесс брожения.
Ну и конечно же не могу не написать о любимых напитках детей того времени - лимонаде. Под лимонадом мы понимали любой газированный сладкий напиток в бутылке с металлической пробкой. Названий их было очень много. Они продавались в стеклянных светлых, светло- или темно-зеленых бутылках. Имели две этикетки - основную прямоугольную в нижней части и лежачий полумесяц-ярлычок на горлышке. И конечно же металлическую пробку. Которую можно было открыть или открывашкой, или о любую выступающую металлическую часть с прямой гранью где угодно. Очень эффективно для этой цели использовалась верхняя гайка крепления руля на велосипеде).
Самым крутым напитком конечно же была пепси-кола. В крупных городах она не была чем-то удивительным, а вот жители маленьких городов, а особенно деревень видели ее редко. Я всегда очень радовался, когда отец собирался в командировку в Киев или Москву - ведь он обязательно привозил оттуда пять а то и больше бутылочек пепси-колы. Мы открывали на всех одну - 0,33 литровую, разливали по чашкам и смаковали... Приберегая остальные на завтра....
Очень круто было привезти пепси-колу с собой к бабушке в деревню. Это была настоящая валюта. За бутылочку пепси-колы можно было выменять классную пристрелянную рогатку. Или бамбуковую удочку с поплавком из пера и каленным крючком. Или три бутылки обычного лимонада из сельпо. И пол-килограмма конфет "барбарис" в довесок.
Но все же более привычными были другие газированные напитки - Лимонад, Ситро, Крем-Сода, Буратино, Саяны, Байкал, Тархун и многие другие...
Это основные лимонадные "бренды" того времени. О многих других можно судить по этикеткам ниже.
Наслаждайтесь.
Ностальгируйте.
Дополнение от собкора из Ростова-на-Дону oskanov
.
Добавлю о грузинских лимонадах
Араду. Напиток сильно напоминавший "фанту", но по цвету походивший на раствор фурацилина
Бахмаро. С каким-то кофейно-травяным вкусом. Мне нравился
Исинди. Тоже напиток на травах, как и русские "Байкал" и "Саяны". Тоже очень душевный напиток был.
Лесная ягода. Имел аромат земляники.
А ещё интересная байка - когда в Новороссийске запускали завод "Пепси-Колы", на торжественном открытии присутствовал Эдуард Шеварднадзе. Когда сошла первая бутылка с конвейера, то её откупорили и налили первый бокал выскопоставленному гостю. Эдуард Амвросьевич отхлебнул большой глоток, мечтательно зажмурился и с видом эксперта отпустил довольно сомнительный с точки зрения работников компании "Пепси Ко" комплимент: - Да, всё-таки какой хороший напиток - "Пепси-Кола"!..Почти как "Кока-Кола"!
В газированные напитки добавляли сахар и лимоны, а также экстракты различных трав и других растений. И никаких консервантов. Поэтому хранились они всего 7 дней. Вспомним, из чего делали самые популярные советские газированные напитки.
«Байкал»
Выпуск был начат в Советском Союзе в 1973 году. И напиток практически сразу завоевал бешеную популярность и стал ответом знаменитой американской коле.
Но состав «Байкала» выгодно отличал напиток от западной газировки: помимо традиционных воды, сахара, лимонной кислоты в него добавляли экстракт зверобоя, солодкового корня и элеутерококка. А также эфирные масла: эвкалиптовое, лимонное, лавра, пихтовое. Рецепт «Байкала» сохранен и сейчас, его даже выкупили известные западные компании.
«Саяны»
Рецепт этого лимонада разработали в середине 60-х годов.
«Саяны» сейчас менее популярны, чем «Байкал», найти напиток довольно сложно, так как вокруг него ведутся патентные споры. Но это не умаляет его полезности и замечательного вкуса, так как в лимонадную основу, газированную, конечно, добавляется экстракт горной травы левзеи. Он придает напитку полынную горьковатость и чуть сосновый аромат. Тонизирует и улучшает настроение.
«Тархун»
Рецепт «Тархуна» появился еще в XIX веке. Его придумал аптекарь Митрофан Лагидзе, живший в Тифлисе (современном Тбилиси).
Он первым догадался добавлять в подслащенную газированную воду эстракт знаменитого кавказского растения тархуна (эстрагона). В массовом производстве напиток появился в 1981 году. Вот только напиток из тархуна получается скорее желтым, чем зеленым. И в советское время в газировку добавляли краситель. Сейчас зеленый краситель считают вредным, поэтому производители, которые заботятся о здоровье потребителя, выпускают напиток в зеленых бутылках.
Иногда еще в него добавляют разрешенные красители Е, желтый и синий.
«Буратино»
Самый знаменитый советский лимонад. Детство практически каждого человека, родившегося в Советском Союзе, связано с «Буратино». Готовился он очень просто: вода, сахар, лимоны и апельсины. Все натуральное, поэтому, наверное, и такое вкусное.
В наши дни в «Буратино» добавляют красители и ароматизаторы.
«Дюшес»
Грушевый газированный напиток отлично заменял сладости и тортики советским детям. В обычную лимонадную основу добавлялся грушевый настой, картину дополняли лимоны, сахар и пузырьки углекислого газа… Такую газировку обожали как дети, так и взрослые.
Как обстояли дела за океаном
29 марта 1886 года в Атланте был создан рецепт знаменитого напитка - колы. Фармацевт Джон Пембертон пытался найти средство от головной боли.
С этой целью он сварил необычный сироп карамельного цвета. В рецептуру напитка входили отвар листьев коки, сахар и кофеин. В результате получился необыкновенно тонизирующий напиток. Хоть и тонизирующий, но не полезный. Особенно после того как в него начали добавлять консерванты, ароматизаторы и красители - ту химию, без которой в наши дни не обходится ни одна газировка.
Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram , чтобы быть в курсе самых интересных событий.
Не знаю как у вас, а у меня, да и у всех моих друзей, любимым напитком в детстве был лимонад. Именно так в те времена мы называли всю сладкую газированную воду. Видов её было масса - с разными вкусами. Самые популярные виды лимонада из детства я и хочу вспомнить сегодня
И начну я именно с "Лимонада" - напитка, название которого стало именем нарицательным. И по праву. Ведь его история ведётся с древности
История лимонада, как прохладительного напитка начинается с 500-600 годов до н. э. Именно с тех пор известны лимонные шербеты. Правда тогда напитки были ещё не газированными.
А газированным лимонный напиток впервые стал благорадаря виночерпию короля Людовике I. Легенда гласит, что придворный виночерпий, преподнося монарху бокал с благородным вином, перепутал бочонки с вином и соком. Обнаружив по дороге к королевскому столу страшную ошибку, виночерпий добавил в сок минеральную воду и, мысленно прощаясь с белым светом, подал новый напиток королю Людовику I. Смелый эксперимент подарил тем самым королевскому столу напиток, внешне весьма напоминающий легкое игристое вино. Наполнение бокала этим чудесным тонким напитком сопровождалось завораживающим звуком, напоминающим шум морского прибоя или великолепного водопада... По всей вероятности, именно эти факты и вдохновили незадачливого виночерпия и на удивленный вопрос короля: "Что это?", он, не задумываясь, ответил: "Шорле, Ваше Величество". Напиток явно пришелся его величеству по вкусу, и с тех пор Шорле стали именовать "королевским лимонадом".
Во Франции в XVII веке лимонад все также готовили из воды и лимонного сока либо лимонной настойки, но уже добавляя сахар. Часто основой для лимонада служили минеральные воды, которые привозились с лечебных источников. Но позволить себе такой вариант лимонного напитка могли только представители аристократии. Практически одновременно с Францией лимонад появился и в Италии. В этой стране было куда больше лимонных деревьев, а лимонад любили разнообразить различными ингредиентами - настойками из трав и других фруктов.
Искусственно газировать напитки стали после того, как в 1767 году английскому ученому Джозефу Пристли впервые удалось растворить углекислый газ в воде. Он сконструировал сатуратор - аппарат, который позволял с помощью насоса насыщать воду углекислыми пузырьками. Так появилась первая в мире газированная вода.
В Россию же рецептуру первого лимонада привез Петр I из своих европейских вояжей. Известный дипломат петровской эпохи П.А.Толстой писал, что за границей "больше употребляют в питьях лимонадов...". В отличие от всех прочих заграничных курьезов (курения, бритья бород, кофе и ряда других новостей, не пользовавшихся, несмотря на все усилия императора, особой популярностью), лимонад сразу пришелся ко двору. Как повелел Петр «на ассамблеях лимонад пить», так и поступило русское дворянство, за ним и купечество, а следом и другие сословия, имевшие возможность приготавливать этот недешевый в то время напиток.
В начале XX века к лимонаду применили технологии газирования, бутилирования, что и стало началом его масштабного производства. В советское время в нашей стране лимонад приобрел статус национального напитка. Тогда же и были разработаны рецептуры готовых газированных лимонадов, приготовленных на натуральных фруктовых основах, травяных экстрактах и сахаре. Помимо приятного вкуса, классические отечественные напитки обладали прекрасными тонизирующими и восстанавливающими свойствами
Следующим напитком хочется вспомнить "Ситро". Это до сих пор наверное мой самый любимый напиток из сладких шипучек
Есть версия, что Ситро попало в Россию после войны 1812 года, и что название напитка происходит от слова "citron" - "лимон".
В СССР напиток стал популярным благодаря слуху, что "настоящий Ситро" подают только в закрытых спецбуфетах и в Большом театре. С появлением такого мифа неудивительно, что некоторые граждане ходили в Большой театр, чтобы выпить стаканчик Ситро
Технология производства ситро держалась в строгом секрете, и даже сегодня она осталась без существенных изменений. Для изготовления ситро потребуются такие ингредиенты как сахар, газированная вода, ванилин, лимонная кислота, сироп из фруктов или цитрусовых, различные пищевые добавки, красители, стабилизаторы и натуральные консерванты.
Если напиток приготовлен согласно всем правилам, то он может принести организму человека существенную пользу. Дело в том, что в ситро сохраняется уникальный витаминно-минеральный состав исходного сырья. Особую ценность, среди всего многообразия элементов, для нас представляют минералы (кальций, железо, фтор, магний), а также витамин С
Ещё одна сладкая шипучка из детства - "Крем-сода"
Изобрели крем-соду почти полтора века назад. Изобретение приписывают ученику врача Митрофану Лагидзе. А уже в Советском Союзе этот напиток получил свое распространение благодаря Сталину, который очень любил смаковать этой десертной водичкой.
"Крем-Сода" — один из первых шипучих напитков, которые стали приготавливать на основе содовой (газированной) воды, изобретенной в конце XVIII века, и взбитых белков яиц, отсюда и происходит слово "крем" в названии напитка. В отличие от лимонада, в котором первичным является лимонная основа, а газированная составляющая пришла со временем, и исторически не является обязательной, в "Крем-Соде" вкусовая составляющая и газированная вода — необходимые и обязательные компоненты
Упомянув Митрофана Лагидзе, просто необходимо вспомнить ещё один популярный в те года напиток - "Тархун".
Чтобы узнать историю создания оригинального напитка Тархун необходимо перенестись на пару столетий назад в Грузию. Здесь в 1889 году молодой аптекарь и изобретатель Митрофан Лагидзе впервые приготовил напиток на основе газированной воды и натуральной эссенции из растительного сырья. Основной акцент в сладкой газировке был сделан на траву эстрагон, довольно популярное растение с пряным ароматом. В простонародье эту травку именуют просто - тархун, именно он и дал название всемирно известному в последствие напитку.
Еще до Первой мировой войны оригинальный напиток Тархун принес предпринимателю Лагидзе много наград и премий международного значения. Однако в Советском Союзе напиток Тархун стал популярным только годы спустя - массовое производство вкуснейшей газировки началось лишь в 1981 году. Опытная партия напитка, разлитая в стеклянные бутылки объемом 0.33 л, была выставлена на продажу в Главном ботаническом саду АН СССР и с восторгом принята посетителями. Еще пару лет спустя, в 1983 году тайный рецепт напитка Тархун был передан всем предприятиям, занимающимся выпуском и реализацией безалкогольных напитков на территории союзных республик. С тех пор газировка стала доступна всем жителям СССР
Газированная вода "Буратино" - самый распространенный безалкогольный прохладительный напиток в СССР
Напиток "Буратино" никогда не являлся дефицитным товаром. Производился "Буратино" во всех советских республиках по единой технологии.
В производстве напитка не применялись искусственные красители и консерванты. Настоящий "Буратино" имел срок хранения не больше семи суток. На дне бутылки мог выпадать естественный осадок.
Газировка разливалась в стеклянные бутылки емкостью 0,5 литра. Закупоривалась бутылка жестяной крышкой. На полукруглой этикетке, клеящейся на верхнюю часть бутылки, изображался сказочный персонаж Буратино.
"Буратино" имел прозрачный золотистый цвет, приятный сладковато-терпкий вкус, характерные шипучие качества. Напиток стоил 10 копеек без учета цены стеклотары
В 1973 году, как конкурентный аналог Колы был создан напиток "Байкал"
Это был наверное самый популярный и достаточно дефицитный газированный напиток в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века
Массово он стал продаваться перед московской Олимпиадой-80. Напиток практически сразу завоевал бешеную популярность. Состав "Байкала" выгодно отличал напиток от западных аналогов: помимо традиционных воды, сахара, лимонной кислоты, в него добавляли экстракт зверобоя, солодкового корня и элеутерококка. А также эфирные масла: эвкалиптовое, лимонное, лавра и пихтовое
Это конечно далеко не все лимонады тех лет. Были ещё "Саяны"
"Дюшес"
"Колокольчик", "Крюшон", "Яблочный", "Грушовый", "Апельсиновый", "Пчелка" и множество других вкусов
А ещё у нас в городе продавали замечательные грузинские лимонады
"Араду", "Тбилиси", "Бахмаро", "Исинди" и ещё какие-то, не помню уже.
Говоря о лимонадах, нельзя не упомянуть ещё два напитка, очень популярные в те времена. Это конечно же "Пепси"
Но так как тогда это был не просто дефицит, а Дефицит с большой буквы - большой конкуренции эти напитки не делали. "Пепси" хоть изредка к нам завозили - до сих пор помню. Прозрачная бутылка 0,33 по 45 копеек. Разлеталась в момент. А вот "Фанту" первый раз я попробовал во время поездки в Москву. Она до Кисловодска почему-то недоходила
Ну и вспомниая газировку, нельзя не упомянуть автоматы с газированной водой. Они тогда стояли повсюду.
За 1 копейку можно было попить чистой воды с газом, а за 3 копейки с каким-нибудь сиропом (в основном каким-нибудь из цитрусовых). Любители послаще жертвовали две трёшки - и наливали с двойным сиропом
Будучи в Москве, я тогда удивился, что оказывается автоматы у них наливали не только воду с сиропом, но были и наливающие "Тархун" и "Байкал". Правда стоило это дороже - "Тархун" 10 копеек, а "Байкал" то ли 15, то ли 20. Не помню уже
Источники
Максим Коломиец
СУПЕРТАНКИ СТАЛИНА ИС-7 И ДР
Сверхтяжелые танки СССР
Первый образец танка ИС-7 выпуска 1947 года, вид спереди. Хорошо видна форма передней части корпуса, люк механика-водителя и укладка буксирных тросов (АСКМ)
ВВЕДЕНИЕ
В истории танкостроения, и не только отечественного, можно найти огромное количество различных проектов и предложений боевых машин массой 100, 200 и даже 1000 тонн. Большая часть этих предложений носила авантюрный характер - танки, построенные по таким чертежам едва ли смогли бы передвигаться.
Тем не менее, сверхтяжелые танки строились в разных странах, причем не только в опытных образцах, но и выпускались серийно, пусть и небольшими партиями. Наиболее известной в этой области стала Германия - «сумеречный тевтонский гений» породил такие машины как 188-тонный «Маус» (самый тяжелый построенный в «металле» танк), 140-тонный Е-100 (так и не законченный изготовлением), 75-тонную самоходку «Ягдтигр» (выпускавшуюся серийно). Эти боевые машины известны всем любителям истории бронетехники.
Однако работы по сверхтяжелым танкам велись и в нашей стране, причем довольно активно. Причем в конструкции этих машин часто использовались весьма интересные инженерные решения. Но по ряду причин не все предполагавшиеся к постройке опытные образцы таких танков были изготовлены.
Предлагаемая читателю книга рассказывает об истории сверхтяжелых советских танков 1940-х годов. Термин «сверхтяжелые» в данном случае подразумевает танки массой свыше 50 тонн («за бортом» повествования остался КВ-2, так как ему была посвящена отдельная книга). В данной работе повествуется только от тех проектах, которые предполагалось реально воплотить в металле. Многочисленные варианты сверхтяжелых танков, присылаемые в Главное автобронетанковое управление Красной Армии как отдельными лицами, так и организациями, не рассматриваются, так как все эти проекты были нежизнеспособными (для их рассмотрения в ГАБТУ КА было создано специальное подразделение - отдел изобретений), хотя и могли содержать удачные решения отдельных узлов и агрегатов. В качестве иллюстраций книги используются не только фотографии, но и фрагменты заводских чертежей танков, о которых идет речь.
ОТ Т-150 К КВ-3
Несмотря на то, что к моменту принятия танка КВ на вооружение его броня не пробивалось ни одной противотанковой пушкой, уже весной 1940 года руководство Красной Армии обсуждало возможность создания еще более толстобронных машин. Этот вопрос несколько раз обсуждался и в главном автобронетанковом управлении Красной Армии (ГАБТУ КА), и в руководстве наркомата тяжелого машиностроения (в его состав входил Кировский завод, занимавшийся разработкой и производством танков КВ). Результаты обсуждений доложили «наверх», и 17 июня 1940 года Совет народных комиссаров СССР и Центральный комитет ВКП(б) приняли постановление № 1288-495сс в котором, в частности, говорилось:
«К 1 ноября 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 90 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан с Ижорского завода в конце октября, изготовление танка намечено закончить к 5 ноября. Второй корпус будет изготовлен в ноябре.
Танк КВ-1 выпуска декабря 1940 года (с 76-мм пушкой Л-11) во дворе Кировского завода. Несмотря на то, что к этому времени КВ был самым мощным танком в мире, в Советском Союзе начались работы над проектированием еще более толстобронных машин (АСКМ).
К 1 декабря 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 100 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан в конце октября, второй в ноябре».
Как видно из приведенного документа, предполагалось не только усилить броню, но и вооружение тяжелых танков путем установки пушки калибра 85-мм.
Разработкой последней занималось конструкторское бюро завода № 92 в Горьком. Руководил работами КБ В. Г. Грабин. Еще в 1938 году его конструкторское бюро получило от главного артиллерийского управления Красной Армии задание на проектирование новых танковых орудий калибра 76 и 95-мм. При этом предполагалось, что 76-мм орудие будет иметь баллистику зенитной пушки такого же калибра. К началу 1939 года был готов проект 76-мм танковой пушки под индексом Ф-27, но вскоре все работы по нему прекратили. Дело в том, что к этому времени на вооружение Красной Армии приняли более мощную 85-мм зенитку, разработанную на подмосковном заводе № 8.
Однако это не остановило Грабина и его инженеров - в кратчайшие сроки они создают танковую пушку Ф-30. От Ф-27 она отличалась новой, 85-мм трубой ствола и усиленными противооткатными приспособлениями. Весной 1939 года Ф-30 установили в башню танка Т-28 и провели ее краткосрочные испытания. Выяснилось, что артсистема нуждается в доработке - в результате ее «доводили до ума» до начала 1940 года, после чего пушка поступила на полигонные испытания. Именно этой 85-мм пушкой предполагалось вооружить новые толстобронные тяжелые танки, речь о которых шла в постановлении от 17 июля 1940 года. Правда, следует отметить, что к этому времени имелся всего один экземпляр Ф-30, который к тому же не завершил полный цикл испытаний.
Разработка новых тяжелых танков легла серьезным грузом на конструкторское бюро (СКБ-2) Кировского завода. Дело в том, что его коллектив был весьма малочисленным и молодым, к тому же имел небольшой опыт собственного проектирования (в активе у СКБ-2 были лишь СМК, КВ, проект танка поддержки пехоты «объект 211» и танкетка ППГ). К тому же летом 1940 года инженеры конструкторского бюро Кировского завода были очень сильно загружены работами по доведению танка КВ и обеспечению серийного производства новой боевой машины. Причем параллельно с этим велись и испытания серийных КВ, по результатам которых в конструкцию танков приходилось вносить изменения. Ситуация усложнялась тем, что тактико-технических требований на разработку новых тяжелых танков от заказчика - главного автобронетанкового управления - получено не было.
Испытание 85-мм пушки Ф-30, установленной в башне танка Т-28. 1939 год. Приведенное фото представляет собой коллаж из нескольких изображений этой машины, снятой с разных ракурсов (ГАНО).
Тем не менее, 32-летний начальник СКБ-2 Жозеф Яковлевич Котин и его подчиненные справились с новой работой в довольно сжатые сроки. К сентябрю 1940 года группа под руководством инженера Л.H. Переверзева подготовила проект танка с 90-мм броней, получившего обозначение Т-150 или «объект 150», а конструкторы под руководством Л.Е. Сычева - «объект 220» с броней в 100 мм. Чертежи корпуса и башни новых машин передали для изготовления на Ижорский завод, но последний не смог выполнить задание полностью - до конца 1940 года он сумел сдать лишь один корпус с башней из 90 м и один - из 100 мм брони. О причинах невыполнения руководство предприятия сообщало следующее:
«Изготовление опытных образцов для Кировского завода происходило в том же цехе № 2, где изготавливался основной объект КВ (речь идет о серийных танках. - Прим. автора ). В силу этого одной из причин неизготовления объектов КВ с броней 90 и 100 мм была перегрузка станочного оборудования, тем более что в производстве одновременно находилось четыре опытных образца КВ.
Современное развитие бронетанковых войск направлено на увеличение компактности и маневренности машин, то есть, на их облегчение. При их создании на первый план выходит высокая проходимость и подавляющая огневая мощь. Немаловажна также возможность быстрой замены повреждённых модулей. Но ещё относительно недавно конструкторы стремились создавать большие машины с толстой бронёй. В наследство от тех времён нам остался топ самых больших танков в мире.
10. «Объект 279»
Завершает десятку самых огромных танков в мире машина с таинственным названием «Объект 279», появившаяся в 1957 году со следующими характеристиками:
- длина 9,8 м;
- высота 3,6 м;
- боевой вес более 60 т.
Его корпус сделали сплюснутым, как у летающей тарелки. У танка была гидравлическая подвеска и двойные широкие гусеницы, благодаря чему снижалась нагрузка на грунт и повышалась проходимость машины. Но плохая маневренность стала непреодолимым препятствием для допуска танка к испытаниям.
9. TOG I
Это ещё один английский танк, который был создан чуть раньше - в 1940 году. Но при его разработке использовали устаревшие к тому моменту технологии, поэтому собранный единственный экземпляр TOG I для ведения боевых действий оказался бесполезным. Вот что он из себя представлял:
- длина 10,1 м;
- ширина 3,1 м;
- высота 3 м;
- снаряжённая масса 65 т.
Несмотря на свой солидный вес, этот танк обладал достаточно слабой бронёй.
8. Т-28 Turtle
Американцы задумали сделать свою «Черепаху» и также приступили к её разработке в 1943 году, ещё только готовясь активно ввязаться в боевые действия на западноевропейских фронтах. Габариты громадины должны были быть следующими:
Чтобы покорять природу, человек создаёт мегамашины - самые невероятные в мире техники, возможности и размеры которых поражают воображение. Их да...
- длина более 10 м;
- ширина 3,2 м;
- высота 2,8 м;
- снаряжённая масса 86 т.
Перед разработчиками стояла задача сделать такую лобовую броню танку, которая выдерживала бы выстрел немецких «Тигров» и «Пантер». Но и в США возможны бюрократические проволочки, из-за которых танк так и не добрался до реальной службы в американской армии, хотя по пути и сменил название на Т-95.
7. А-30 Tortoise
Следующим идёт британский танк А-30 Tortoise, что означает «черепаха». Его первый прототип появился в 1943 году и имел следующие параметры:
- длина 10 м;
- ширина 3,9 м;
- высота 3м;
- снаряжённая масса не более 78 т.
Этот танк был способен разгоняться всего до 19 км/ч. Медлительным был не только сам танк, но и его разработка, которая затянулась до окончания II мировой войны, а затем уже за ненужностью «Черепахи» она была и вовсе свёрнута.
6. Е-100
Тяжёлый немецкий танк Е-100 попал на шестую позицию. Кстати, его разработка оказалась наиболее продвинутой, но до испытаний дело всё-таки не дошло, поскольку Германия проиграла войну раньше. У Е-100 были следующие параметры:
- длина более 12 м;
- ширина 4 м;
- высота 3,2 м;
- снаряжённая масса 140 т;
- главное вооружение - орудие калибром 152 мм.
5. Maus
Далее следует немецкий танк периода II мировой войны, который получил ироничное название «Мышь». Его разработали по личному указанию фюрера, которому пришла в голову мысль усилить вермахт несколькими десятками стальных гигантов. Параметры танку и правда придали впечатляющие:
- длина 10,2 м;
- ширина 3,5 м;
- высота 3,6 м;
- масса в снаряжённом состоянии 180 т.
Красная армия в конце войны смогла захватить пару опытных образцов танка Maus и отправить их в Советский Союз. Впоследствии из них был собран один экземпляр, которая попала в экспозицию бронетанкового музея в Кубинке.
С древних времён люди странствовали по морям, постепенно совершенствуя свои суда. Современное кораблестроение очень развито, а ассортимент судов стал...
4. FCM F1
Это ещё один французский танк, который начали разрабатывать в 1939 году. Его снабдили сразу двумя башнями, находящимися на разных уровнях. Параметры этого монстра впечатляют:
- боевая масса 145 т;
- толщина лобовой брони 120 мм;
- длина свыше 12 м;
- ширина более 3,6 м.
В более высокой задней башне должна была стоять 105-миллиметровая пушка, а в передней - 47-миллиметровая противотанковая скорострельная пушка. Французы намеревались изготовить прототип этого танка в конце весны 1940 года, но стремительное наступление вермахта разрушило все эти планы. Осталась неизвестной дальнейшая судьба собранных наполовину прототипов.
3. Kolossal-wagen (K-Wagen)
На третье место попал этот немецкий танк, предназначенный для прорыва вражеских оборонительных линий. Его опытный образец был собран в 1918 году, но когда войска Антанты приблизились к заводским цехам, то немцы решили уничтожить новинку. Параметры его были таковы:
- длина 13 м;
- ширина 3 м;
- высота 3,5 м;
- боевой вес 150 т.
Как и все первые танки времён Великой войны, он был скорее похож на массивную стальную подвижную крепость. Даже если бы он пошел в серийное производство, то вряд ли смог бы существенно повлиять на ход боевых действий, скорее, отвлекал бы внимание и ресурсы самих немцев. Но, несмотря на это, K-Wagen стал заметной вехой в становлении мирового танкостроения и одним из крупнейших металлических танков.
2. Char 2C
Эта махина была уже французского производства, и именно она стала самым большим танком, запущенным в серийное производство. Весила она 75 тонн и по замыслам проектировщиков должна была с лёгкостью прорывать заградительные линии на передовой. Параметры у танка также были очень внушительными:
Формула 1 - это не просто самый дорогой и зрелищный вид спорта. Это новейшие технологии, это лучшие конструкторские и инженерные умы, это любая...
- длина 10,2 м;
- ширина 3 м;
- высота 4 м.
Но танк получился крайне неповоротливым, кроме того, он уничтожал невероятное количество топлива (на 100 км требовалось свыше 1000 л). Поэтому в 1940 году его сняли с вооружения. Характеристики Char 2C стали венцом развития концепции тяжёлого танка, способного прорывать позиционную оборону, но это было характерно для I мировой войны. Большой проблемой этих машин была огромная масса, делающая их очень медлительными. В случае позиционной войны, для которого этот танк и разрабатывался, это не было большой проблемой, но в начале 1930-х годов стала меняться военная тактика, где уже не было места стабильным линиям фронта. Пришло время маневренной войны, в которой сверхтяжёлые танки были бесполезны. Их было невозможно быстро перебросить на новый плацдарм, а тактическое применение требовало подготовленного тылового обеспечения.
1. «Царь-танк»
Создать такой танк решила Россия в разгар I мировой войны - в 1915 году. Как его только не называли: громко - «царь-танк», «мастодонт», «мамонт», либо скромно - «машина Лебеденко». Параметры крепости на колёсах впечатляют:
- длина 17,8 м;
- ширина 12 м;
- высота 9 м;
- боевой вес 60 т.
Такого монстра можно было заметить за несколько километров. Орудийная башня этого прототипа покоилась на лафете, поставленном на два огромных колеса. К созданию чертежей этой махины приложили руку знаменитые русские инженеры Стечкин и Микулин. Обслуживать танк должны были минимум 15 человек экипажа. По ровной дороге он мог бы двигаться со скоростью до 17 км/ч. Был выпущен всего один пробный экземпляр подобного танка, но он не прошёл первичных испытаний. Это сооружение трудно было использовать в тактической маневренной войне, скорее это была крепость на колёсах. Обнаруженные серьёзные недостатки поставили крест на всей задумке, в первую очередь они были обусловлены огромными габаритами машины. Поэтому «царь-танк» так и не пошёл в серию, а его пробный экземпляр ждала незавидная участь - в 1923 году его разобрали на металлолом.