Скиапарелли коллекции. Биография эльзы скиапарелли
Эльза Скиапарелли родилась в аристократической семье в Риме, в родовом дворце. Отец девочки - потомственный аристократ, заведовал библиотекой, поэтому девочка с детства очень много времени проводила в библиотеке, изучала книги. Эльза была не красавицей, но смышленой девочкой, а ее сестра была красивой и разумной. Девочка с детства комплексовала по этому поводу и до конца жизни пыталась скрывать свои недостатки.
Однажды Эльза даже начала сыпать на свое лицо, в нос и уши семена цветов в надежде, что они распустятся и она превратится в красавицу, при этом девочка чуть не умерла, ее спасли врачи. Чтобы не отставать от своей красавицы и умницы сестры она изучала языки и пыталась радовать своих родителей хорошими оценками. Несмотря на то, что Эльза была умным ребенком, она была очень пытлива и экспериментировала. Однажды она услышала о изобретении парашюта и уже через некоторое время соорудила свой собственный парашют из зонта. Со своей детской непосредственностью и оптимизмом она решила испробовать свой парашют и выпрыгнула со второго этажа из окна. Внизу была куча навоза и девочка не травмировалась.
В 13 лет отец девочки взял ее первый раз в путешествие в Тунис. Девочка понравилась местному богачу и он начал уделять ей особые знаки внимания, но тут вмешался отец и объяснил ее воздыхателю, что девочка еще мала для таких отношений. Со временем девочку отправила на учебу в Шведский пансионат с религиозным уклоном. После того как девушка объявила голодовку, отец забрал из пансиона и девушка начала жить дома. Будучи уже девушкой, родители решили выдать ее замуж, но Эльзе не нравились те ухажеры, которых ей находили родители и она крутила романы с творческими мужчинами. Родители всегда были против таких увлечений.
В скором времени ее подруга предложила подработать у нее гувернанткой в Лондоне. В возрасте 23 лет она переезжает в Лондон. В свободное от гувернантства время она гуляла по городу, изучала его, посещала выставки и однажды пришла на теософскую лекцию графа Уильяма де Вендта де Керлора . На следующий день граф и Эльза расписались, в этот раз родители не смогли предотвратить скорый брак дочери, ведь опоздали на церемонию бракосочетания.
Вскоре началась война и ее муж оказался не у дел, ведь во время войны теософией никто не интересовался. Что касается жизни супругов, то Уильям де Вендта де Керлор мало времени уделял своей молодой жене, жили они постоянно на сьемных квартирах, он изменял ей, а она оплачивала счета, приходящие ей из отелей и ресторанов. Вскоре пара переехала в Ниццу, где жили родственники мужа, Эльза с мужем поселилась в съемной квартире, муж по-прежнему не особо интересовался молодой женой, она в отместку начала играть в азартные игры в Монте-Карло. Она проиграла все деньги, вернулась без гроша и семья переехала в Америку. В Америке семейная жизнь Эльзы потерпела крах и она развелась с мужем, будучи беременной от него. Эльза осталась одна в незнакомой стране почти что без денег. С этого момента Эльза ясно уяснила для себя, что мужчинам не нельзя давать много власти над собой. С ребенком на руках она долго искала гостиницу, где бы могла поселится с дочерью. В это время она бралась за любую работу и чтобы прокормить дочь часто оставались сама голодной. Свою дочурку Эльза назвала Ивонной , но в 15 месяцев она заметила, что с девочкой что–то не так. Обратившись к врачу, стало ясно, что девочка больна параличом и нуждается в лечении. Врач, который лечил дочь Скиапарелли , устроил ее на работу, и в скором времени она смогла переехать с дочерью в Париж. Тут дочка Эльзы пошла на поправку и мать ее устроила на несколько лет в пансион.
Однажды, гуляя с подругой, она зашла в особняк Поля Пуаре известного парижского дизайнера. Подруга, у которой были деньги, решила приобрести себе некоторые вещи, а Эльза просто решила примерить на себя манто. Пуаре увидел Эльзу в этом манто и предложил ей приобрести его, но она сказала, что не может себе его позволить и он подарил ей его. С этого момента она подружилась с великим дизайнером.
После этой встречи Эльза решила устроиться на работу в модную индустрию, везде ей отказывали, но Скиапарелли не унывала и однажды ей подвернулся судьбоносный случай. К ней приехала подруга из Америки, на ней был простой, но очень элегантный свитер. Эльза поинтересовалась у подруги, откуда у нее этот свитер и та сказала, что его связала одна армянка. Скиапарелли пошла к этой армянке и заказала у нее вязаный свитер с бабочкой. Вскоре она пошла в нем на ужин, после чего такой свитер захотели иметь много ее подруг. Со временем все армяне Парижа вязали для Скиапарелли .
В скором времени Эльза решила заняться шитьем, но так как она в этом ничего не понимала, то она придумывала образ, а портные шили наряды . Скиапарелли позже открыла свой салон в котором собирались все модные женщины Парижа и не только. Однажды в салон к Эльзе пришла бедная актриса, Скиапарелли пожалела ее и бесплатно одела. Позже эта актриса стала очень известной. В 1935 году Эльза открыла свой бутик в Париже. В 1936 году Скиапарелли сделала разовый цвет модным. До войны Эльза была одним из самый известных французских дизайнеров. После того как немцы оккупировали Париж, она эммигрировала, но после окончания войны вновь вернулась, однакоо теперь модным балом правили Шанель и Диор, а Скиапарелли со своими образами была уже вчерашним днем.
В 1954 году она выпустила свою последнюю коллекцию и ушла из мира моды. Оставшуюся жизнь она прожила на Тунисе и в Париже, воспитывая своих двух внучек. Будучи на пенсии, она написала свою автобиографическую книгу, в которой подробно описывала, как добиться популярности и признания. Умерла эта женщина в 1973 году в возрасте 83 лет в кругу семьи в Париже. Свою коллекцию платьев она подарила музеям. Похоронили Эльзу Скиапарелли в ее любимой розовой пижаме.
Эльза Скиапарелли в отличие от совей соперницы Габриель Шанель создавала экстравагантную и в тоже время удобную одежду. Она не придерживалась никаких модных законов и творила, так как считала нужным. В 30-х годах ХХ столетия она была дизайнером №1 в мире, именно под ее влияем в коллекциях модных дизайнеров появились яркие цвета. Эльза все свои переживания воплощала в своих многочисленных коллекциях, она перенесла сюрреализм на одежду. В ее коллекциях искали вдохновение именитые дизайнеры. Самым ярым последователем ее стиля стал дизайнер Франко Москино .
Сегодня фамилия этой женщины звучит не слишком часто. Лишь ограниченный круг людей, занимающихся модой, знает, кто такая Эльза Скиапарелли. В 20-30-е годы прошлого века имя знаменитого мастера высокой моды не сходило с уст европейских женщин. Каждая коллекция модельера вызывала всеобщий восторг и восхищение.
Юная Эльза
В родовом дворце Корсини, что неподалёку от столицы Италии – Рима, родилась будущая звезда мировой моды. Десятого сентября 1890 года в семье директора Королевской библиотеки Италии появилась девочка. Родители решили назвать её Эльзой. С раннего возраста девочка была окружена любовью и заботой своих родителей.
Когда Эльза Скиапарелли подросла, любимым занятием юной модницы стало рассматривание книжных иллюстраций в библиотеке отца. Вообще книги в семействе Скиапарелли играли большую роль. Отец всё своё свободное время проводил за нумизматическими изданиями, являясь страстным коллекционером старинных монет. По неподтвержденным данным, он имел честь обмениваться монетами с самим королём Италии.
Эльза Скиапарелли: биография и родовые корни
Мать Эльзы родилась на Мальте, куда был направлен её прадед консулом Великобритании. В семье достаточно много интересных личностей, которые формировали элиту того времени. Дедушка будущей звезды мира моды по материнской линии, оставив пятерых детей, отправился в Египет устанавливать торговые связи с местными промышленниками.
Вскоре, имея незаурядный талант обольстителя женских сердец, он женился на дочери богатого местного торговца и дослужился до советника короля Египта. Известный итальянский астроном Джованни Вирджинио Скиапарелли приходится родным дядей, братом отца Эльзы. Ходит легенда, что, разглядев родинки на щеке племянницы, расположенные в виде Большой Медведицы, он посчитал это хорошим знаком и предрек девочке большое будущее. Однако Эльза Скиапарелли (фото см. ниже) не особо выделялась красотой, о чём всю жизнь сожалела.
Начало взрослой жизни
Оставаясь примерной дочерью, девушка воспитывалась в строгости. Отец не позволял юной Эльзе каких-либо излишеств. Кавалеры, которые стали проявлять внимание к молодой итальянке, моментально отвергались её отцом. Всё своё успердие девушка должна была концентрировать на учёбе.
Лишь в 1914 году Эльзе удалось вырваться из оков своего родителя. По приглашению давней подруги Эльза Скиапарелли впервые покидает отчий дом и отправляется в Лондон, где ей было предложено место гувернантки. По дороге к новой работе девушка сделала остановку в столице Франции, где встретила своего сокурсника по колледжу, который пригласил молодую итальянку на бал.
Из-за недостатка средств девушка на скорую руку соорудила себе вечерний наряд. К тёмно-синему крепдешиновому платью, купленному в галерее Лафайет, она прикрепила кусок оранжевого шёлка, а на голову соорудила незамысловатый чурбан. Времени на сшивание деталей одежды не было, поэтому все детали одежды были скреплены булавками.
Экстравагантный наряд итальянской девушки вызвал искренний интерес у местной публики. Вскоре после очередного тура вальса весь шикарный гарнитур рассыпался на месте. Девушка в слезах покинула вечеринку под недоуменными взглядами гостей праздника.
Лондонская жизнь будущего дизайнера
Добравшись до столицы Великобритании, Эльза Скиапарелли занялась своими обязанностями гувернантки. Особых трудностей в воспитании хозяйских детей у девушки не возникало, поэтому оставалось много времени на личную жизнь.
Повальным увлечением Европы того времени было изучение теософии, оккультного движения мистического познания Бога. Эльза решила не отставать от моды и записалась на лекции графа Уильяма де Вендта де Керлора. После очередного посещения лекционной аудитории между лектором и девушкой завязался тематический спор.
Беседа затянулась до утра, после чего они оказались помолвленными. Только лишь после бракосочетания дочь оповестила своих родителей о замужестве.
Семейная жизнь девушки из Рима
Молодые супруги устраивали свою совместную жизнь на съёмной квартире в пригороде Лондона. С первых дней семейная жизнь не задалась. Стабильного источника существования у мужа не было, и поэтому супруги переехали в Ниццу, где проживали его родители. Пытаясь каким-то образом улучшить материальное положение, Эльза Скиа в одиночестве отправляется в Монте-Карло испытать судьбу на зелёном сукне местных казино. Вернувшись без гроша в кармане, римлянка даёт себе слово больше не заниматься этим делом. Надеясь что-то изменить в своей судьбе, супруги решают отправиться за океан.
Жизнь в Нью-Йорке отличалась от привычного европейского уклада. Уильям окунулся в океан развлечений. Романы с богатыми американками, среди которых была и Айседора Дункан, заставили забыть супруга о цели их поездки в Америку. Долги за проживание в отеле росли с каждым месяцем, однако его это не волновало. Он продолжал кутить в местных элитных ресторанах, одаривая официантов щедрыми чаевыми. Муж появлялся в доме всё реже и реже, и весть о том, что Эльза ждёт ребёнка, он встретил равнодушно.
Так закаляется сталь
Ивонн - так молодая мама назвала свою дочь. Выйдя из родильного дома, Эльза была вынуждена искать новый приют для себя и своего новорожденного дитя. К тому времени хозяин отеля, где они проживали с Уильямом, лишил их номера за долги. Супруг не интересовался жизнью своего ребёнка, спустя шесть лет мужчина погибнет под колёсами автомобиля, находясь в пьяном угаре.
Первые шаги Ивонн сделала в корзине, привязанной к пожарной лестнице. Небольшая комнатушка в дешёвой гостинице находилась на самом верху, в башенке архитектурного строения. В таких условиях мама с маленькой дочкой жили два года. Эльза перебивалась случайными заработками, чтобы накормить ребёнка и расплатиться за жильё. Когда девочке исполнилось полтора года, мать обнаружила неестественную походку дочери.
После посещения врача был поставлен диагноз – детский паралич. В отчаянии будущий дизайнер Эльза Скиапарелли бросается от одного врача к другому в надежде помочь дочери. В одной из клиник, женщина познакомилась с Габриэль Пикабиа, женой французского художника-абстракциониста Ф. Пикабиа. Женщина предложила Эльзе Скиа продать партию коллекционной одежды из Парижа.
Возвращение во Францию
По совету врачей будущий модельер Эльза Скиапарелли возвращается во Францию, где устраивает свою дочь в пансион для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в Лозанне. Приобщиться к миру моды Эльзе помог случай. На одной из вечеринок она познакомилась с женщиной армянской национальности в элегантном свитере, связанном вручную. Заказав такой же наряд для себя и выйдя в свет, Эльза произвела впечатление на француженок.
Так, вскоре армянская диаспора стала поставлять Эльзе вязаную одежду для продажи местным модницам. Окрылённая успехом, Эльза стала задумываться о собственных разработках модной одежды. Имея неплохие способности в рисовании, будущий дизайнер арендует мансарду на улице Мира, 4, где вскоре появляется вывеска «Эльза Скиапарелли». Коллекции одежды от нового парижского модельера стали очень популярны у столичных женщин.
Хронология дальнейших событий
- 1930 год. Идея создания античных силуэтов с элементами драпировки и завышенной талии.
- 1935 год. В качестве почётного гостя французский дизайнер открывает Дом моды в Москве.
- 1935 год. Открытие собственного бутика в Париже.
- 1936 год. В мире моды стал популярен цвет розовой фуксии, идею которого воплотила Скиапарелли.
- 1938 год. В Париже представлена коллекция, объединённая темой цирка, где все элементы декора были расшиты стеклярусом.
В том же году родился удивительный тандем - Сальвадор Дали и Эльза Скиапарелли. Платье с лобстером, приправленным петрушкой, произвёло фурор в мире моды. После показа эту вещь приобрела Бесси Уоллис Симпсон, герцогиня Виндзорская.
- 1940 год. Дизайнер покидает оккупированный Париж и эмигрирует в США.
- 1946 год. По возвращении в Европу Скиапарелли запускает новую линию духов «Король-солнце». Дизайн флакона сделан по эскизам давнего друга – Сальвадора Дали.
- 1947 год. На Олимпе мировой моды появляется новое имя – Кристиан Диор. Для Эльзы Скиа наступают тяжёлые времена, постепенно интерес к сюрреалистическому направлению в моде теряет свою актуальность.
- 1954 год. Эльза Скиапарелли представляет свою последнюю коллекцию и объявляет о закрытии Дома мод.
Уйдя с подиума, без малого двадцать лет Эльза занималась воспитанием своих внучек – дочерей Ивонны – Марисой и Бери. Приобретя себе жилище в Тунисе, Эльза Скиа предалась воспоминаниям и написала книгу «Моя шокирующая жизнь».
Эльза Скиапарелли: цитаты из прошлой жизни
- "В сложные времена мода всегда становится эпатажной".
- "Если вы не видите своих копий, это значит, что вы стоите на месте".
- "Платье не имеет собственной жизни, если его носят".
- "Женщина должна выбирать свои туалеты в одиночку или в сопровождении мужчины".
- "Покупать лучше немного, и только самое дорогое".
- "Женщина должна оплачивать свои счета сама".
На Неделе высокой моды, которая сейчас проходит в Париже, одним из самых ожидаемых и, как оказалось, удачных показов стало шоу марки Schiaparelli. Возродить славу закрывшегося на целых шестьдесят лет модного дома взялся дизайнер Марко Занини, который до этого занимал должность креативного директора марки Rochas. «Моя главная миссия – сделать так, чтобы имя Эльзы Скиапарелли звучало и в настоящем, и в будущем», – прокомментировал модельер. После представленной первой коллекции нет сомнений в том, что у него это получится. А пока мы решили проследить за историей и развитием модного дома, созданного итальянской художницей и главной конкуренткой Коко Шанель Эльзой Скиапарелли.
Показ весенне-летней коллекции Schiaparelli на Paris Fashion Week, фото: bbc.co.uk
История
Эльза Скиапарелли родилась в Риме в 1890 году в семье итальянских аристократов, обедневших в годы Первой Мировой войны. Ее дядя – знаменитый астроном Джованни Скиапарелли, открывший «Марсианские каналы. С самого детства Скиапарелли много занималась живописью, изучала историю искусств, посещала театры.
Любовь к творчеству вылилась в переезд в более свободный Париж, который на тот момент можно было назвать сосредоточием сил искусств со всего мира. Там она вышла замуж и родила дочь: брак быстро распался, и Скиапарелли пришлось самостоятельно содержать семью. Она стала работать экскурсоводом; рассказывала состоятельным американкам историю города. Однажды к ней приехал друг из Америки. Скиапарелли заинтересовал дизайн его свитера, который выглядел одновременно просто и элегантно. Тогда она и решила начать создавать одежду: вместе с соседкой она выпускала необычные модели одежды. В их числе – черное платье с бантом в виде бабочки, ставшее впоследствии легендарным.
Эльза Скиапарелли
Сама Скиапарелли не умела шить, зато блестяще рисовала. Она считала, что все наряды непременно должны выглядеть архитектурно и незаурядно. «Восемьдесят процентов женщин опасаются выделяться и боятся, что скажут люди, поэтому покупают себе серьезный костюмчик. Лучше набраться смелости, чтобы отличаться от других», – говорила она. Даже такую простую вещь, как свитер, ей удавалось подать оригинально. Она украшала модели африканскими узорами, матросскими татуировками, рисунками омаров.
Жакет из "Языческой коллекции"
В 1934 году открылся ее бутик, расположенный в Париже на Вандомской площади. А через четыре года Скиапарелли представила коллекцию «Цирк». Жакеты украшали вышитые слоны и лошади, пуговицы были выполнены в виде гимнастов. Вещи из коллекции довольно быстро появились в американских магазинах.
Коллекция "Цирк", фото: desigandculturebyed.com
Каждая коллекция была посвящена определенной теме – насекомым, астрологии, космосу, язычеству, солнцу, музыке. Многие предметы гардероба были созданы совместно с деятелями искусства – Сальвадором Дали, Жаном Кокто, Луи Арагоном, Эльзой Триоле, Кеесом ван Донгеном. Так, в сотрудничестве с Дали были придуманы пальто со множеством карманов, черная шляпа в форме башмака с фетровым каблуком, украшения. В числе клиенток модного дома Schiaparelli – актрисы Кэтрин Хепберн, Марлен Дитрих, Мэй Уэст, Мишель Морган, герцогиня Виндзорская.
Эльза Скиапарелли и Сальвадор Дали
Платье-скелет
В начале Второй мировой войны Скиапарелли приостановила производство, после капитуляции Франции уехала в Америку (дела модного дома она передала менеджеру Беттини Бержери). После освобождения Франции в 1944 году она вернулась в Париж. В 1947 году с показом коллекции в стиле new look тогда еще никому неизвестного модельера Кристина Диора у марки Schiaparelli начались трудные времена. В 1954 году Скиапарелли представила последнюю коллекции, закрыла модный дом и посвятила все свободное время воспитанию внучек.
Черты стиля
Скиапарелли стремилась объединить высокое искусство и повседневность, поэтому созданные ею предметы одежды скорее напоминали замысловатые арт-объекты. Постоянный эксперимент и провокация. Одежду модного дома Schiaparelli нельзя спутать с вещами других марок. Введение в моду цвета фуксии, оформление флакона духов в виде торса, шляпа в форме туфли – эти изобретения приписывают Скиапарелли. К тому же, при пошиве коллекций использовались не так часто встречающиеся в то время искусственные ткани. Они стоили недорого и, по мнению модельера, помогали стереть различия между классами.
Коллекция "Космос"
Шляпа "Ресницы"
Перчатки Schiaparelli
Сегодня
В 2006 году закрытый модный дом Schiaparelli купил исполнительный директор и председатель группу Tod"s Диего Делла Валле. После этой новости в прессе появлялись сообщения о том, кто может занять место постоянного дизайнера. Многие ставили на эксцентричного дизайнера, бывшего креативного директора Dior Джона Гальяно, в чем-то близкому по духу самой Скиапарелли. Но владельцы не торопились с решением. Первую кутюрную коллекцию для перезапущенной марки разработал модельер Кристиан Лакруа и представил на Парижской неделе моды в прошлом году.
Кутюрная коллекция Schiaparelli, фото: parismodels.tv
В сентябре стало известно, что креативным директором Schiaparelli станет Марко Занини. Дизайнер дебютировал в качестве ассистента Доменико Дольче в Dolce & Gabbana, а после стал правой рукой Донателлы Версаче и возглавил женскую линии Versace. В 2007 году Марко был назначен креативным директором американской марки Halston, а в ноябре 2008 получил предложение стать дизайнером Rochas. «Я многому научился за последние пять лет, и чувствую себя счастливым, что был частью такого замечательного приключения», – признался сам Занини.
Schiaparelli Haute Couture, весна-лето 2014, фото: fashionlogie.com
На Парижской неделе моды в январе модельер представил дебютную весенне-летнюю коллекцию и полностью оправдал возложенные на него надежды. Ему удалось придумать романтичные образы, каждый из которых хочется разглядывать: невеста в брючном костюме, островитянка с похожим на домик из соломы головным убором, девушка с огненно-рыжими волосами в блестящем платье в пол. Коллекция снискала положительные отзывы критиков моды, которые с уверенностью заявили, что модный дом Schiaparelli наконец-то находится в надежных руках.
Сейчас имя этой женщины, оказавшей большое влияние на современную моду, редко упоминается, однако в 30-е годы прошлого века разрушающую стереотипы аристократку знали во всем мире, а каждая ее коллекция вызывала подлинное восхищение. Она перевернула привычные понятия о вкусе, но при этом никогда не переходила грань, за которой начинается пошлость. Легендарная, гениальная, дерзкая и незаслуженно забытая Эльза Скиапарелли шокировала публику сюрреалистическими творениями, эскизы к которым рисовал великий Сальвадор Дали.
Биография будущей звезды модного мира
Родилась будущая художница в Риме в 1890 году. Ее детство, которое вполне можно назвать счастливым, прошло в интеллигентной среде. Родители - обедневшие аристократы - воспитывали дочку в традициях высшего света. Девочка изучала историю искусств, живопись, обожала посещать театральные представления, где ее больше всего интересовали красочные костюмы героев.
В возрасте 30 лет она покидает Италию и уезжает в Париж. В самом романтичном городе она встречает свою любовь, выходит замуж и рожает ребенка, однако брак распадается, и итальянка остается одна. Денег катастрофически не хватает, и чтобы содержать себя и маленькую дочку, независимая Эльза Скиапарелли устраивается работать экскурсоводом. Частенько ее слушателями в туристических группах становятся жены разбогатевших американцев. Хорошо одетые дамы не интересовались архитектурными достопримечательностями столицы Франции, а спешили в модные магазины, скупая все вещи подряд. Эльзу поначалу возмущала такая позиция иностранцев, пренебрежительно относившихся к главным памятникам Парижа, но приобщавшихся к последней моде. Однажды ей приходит гениальная мысль: можно создать то, что мало кто купит, но каждый захочет увидеть своими глазами.
Первые работы
В 1927 году в гости к ней заглядывает знакомый американец, поразивший Эльзу свитером необычной вязки. Восхищенная элегантностью вещи, Скиапарелли узнает, что это работа рядом живущей армянской эмигрантки. Недолго думая, будущий модельер предлагает талантливой соседке сотрудничество, результатом которого стало появление в этом же году шерстяного платья темного цвета, украшенного необычным бантом.
Магазин спортивной одежды Strauss заинтересовался работами, выбивавшимися из общего ряда, и сделал крупный заказ дизайнеру, сотрудничавшему с женской частью армянской диаспоры. После окончания работ имя Эльзы прогремело на весь Париж, а она основала собственный дом моды Schiaparelli.
Шокирующие наряды
На первую брендовую коллекцию, состоявшую из свитеров, большое влияние оказало далекое от реальности творчество кубистов, заостряющих внимание на геометрических формах и острых углах. Все вещи были выполнены в африканском стиле. Не успела публика отойти от первоначального шока, как дерзкая Эльза Скиапарелли выпускает новые наряды, а вдохновение она черпает в мужских татуировках: пронзенные сердца, извивающиеся змеи, якоря смотрелись крайне необычно и экстравагантно.
Узнав о первом перелете через Атлантический океан, модельер создает коллекцию в стиле "пилот". Через несколько лет итальянка перестает заниматься спортивной одеждой и переключается на вечерние наряды. Изысканное черное платье Эльзы Скиапарелли в сочетании с белым жакетом произвело настоящий фурор и стало образцом безупречного стиля.
Новый бутик
В 1934 году талантливый мастер открывает новый бутик на прославленной Вандомской площади - излюбленном месте прогулок самых богатых людей Парижа. Надо сказать, что эта торговая точка, где продавали авторскую одежду небольшими партиями, - изобретение Эльзы, поскольку до нее ни один модельер не додумался создать личный фирменный магазин.
Эльза Скиапарелли: коллекции
Женщина, которая прежде всего причисляла себя к деятелям искусства, становится невероятно популярной, а новые шедевры сразу же возводятся в ранг сенсаций. Ее наряды вызывают невероятный интерес у покупательниц, не видевших никогда ничего подобного. Так, коллекция под названием "Остановись, смотри и слушай" запомнилась тем, что роскошные платья напоминали дождевики и украшенные узорами индийские сари, а пуговицы на них были выполнены в форме французской монеты. Впервые Эльза использовала молнию в качестве застежки нарядов, и это было настоящим революционным прорывом в мире моды, поскольку ранее эту деталь применяли исключительно для изготовления сумок.
Пожалуй, самой известной коллекцией модельера является "Цирк": одежда пестрела изображениями клоунов, слонов, разноцветных воздушных шариков. Все внимание публики было приковано и к необычным пуговицам, выполненным в форме гимнастов, выполняющих упражнения на трапециях. Перчатки прекрасных дам, ходивших по подиуму, напоминали гетры, а шляпы - перевернутые рожки мороженого. Это было не просто традиционное модное шоу, а настоящая феерия, неизменно вызывающая невероятный интерес у зрителей. Это еще одно изобретение итальянки, которое взяли на вооружение остальные дизайнеры.
В предвоенные годы Скиапарелли выпускает коллекцию "Астрология", состоявшую из парчовых пальто, украшенных ажурной вышивкой, которая выполнялась известной компанией "Лесаж". На нарядах красовались различные небесные тела и знаки Зодиака.
Сотрудничество с голливудскими актрисами
Эльза Скиапарелли сотрудничала со многими звездами кино того времени, а К. Хепбёрн даже обмолвилась, что ее карьера пошла в гору после того, как она приобрела вещи от Schiaparelli. Самые известные актрисы (М. Дитрих, Г. Гарбо, Д. Кроуфорд) создавали имидж при помощи шедевров Эльзы и покупали вещи не только для сцены, но и для обычной жизни. Известно, что многолетний контракт связал модного дизайнера и голливудское руководство.
Скиапарелли и Уэст
Однако только одна актриса принесла огромную известность и популярность новому бренду, и, как признавалась Скиапарелли, лучшей рекламы для ее дома мод нельзя было и придумать. Секс-символ 30-х годов прошлого столетия очаровательная блондинка Мэй Уэст обладала потрясающей фигурой и выдающимся умом, а на ее вызывающее поведение в обществе публика всегда обращала внимание. Актриса обожала сюрреалистические наряды, но не любила ездить на примерки, и однажды Эльза получила гипсовый слепок, в точности повторяющий фигуру красотки, стоящей в позе Венеры Милосской. Именно этой скульптурой и вдохновилась на создание флакона для своего первого аромата гениальная Эльза Скиапарелли. Духи, посвященные диве Голливуда, носили название Shoking.
Любопытно, что с тех пор все парфюмы модельера начинались с одной буквы - S. Например, оригинальный мужской аромат Suff был облачен во флакон в форме курительной трубки.
Решение покинуть модный мир
В 1940 году в Париже устанавливается оккупационный режим, и Эльза переезжает в США, где продолжает плодотворно работать. Через несколько лет она возвращается, однако стиль, в котором она творит, многие признают вчерашним днем. Во Франции боготворят Шанель и Кристиана Диора, выпускающих элегантные наряды, и после долгих раздумий решает навсегда покинуть мир гламура модельер Эльза Скиапарелли. Ее творчество не имело границ, а фантазия не знала пределов. Каждое произведение мастера, вызывающее шок, можно назвать настоящим шедевром, однако итальянка понимает, что ее время ушло, и уступает место другим талантам. В 1953 году состоялся последний показ коллекции с названием "Шокирующая элегантность". Модельер закрыла свой бутик и занялась воспитанием внучек.
Она скончалась в 1973 году в Париже и была похоронена в красивом розовом платье.
Смелость и оригинальность
Дом моды Скиапарелли, который Эльза называла сумасшедшим, прославился нарядами в сюрреалистическом стиле. Костюмы, надетые залом наперед, украшенные рентгеновскими снимками, вырезками из газет, мехом обезьяны, шокировали приличную публику. Звезда модного мира предлагала всем набраться смелости и наконец-то выделиться из общей серой массы. Многие модели не поступали в продажу, а предназначались конкретному человеку.
Одно из самых знаменитых платьев с рисунком в виде женских профилей, которые образуют цветочную вазу, было создано по эскизу художника Ж. Кокто. Самые интересные и необычные идеи подавал своей хорошей подруге Сальвадор Дали: с его легкой руки появились сумки-телефоны, карманы с ручками, как у выдвижных деревянных ящиков, платья с листиками петрушки, шляпы в виде чернильниц и даже бараньих отбивных. Главным украшением фирменного бутика Эльзы стал диван, в точности повторяющий форму пухлых губ Мэй Уэст.
Наряды-галлюцинации
Эльза Скиапарелли - модельер, увлеченный оптическими иллюзиями. Она выпускает пиджак с необычайно широкими плечами, ставший неотъемлемой частью элегантного образа Марлен Дитрих. Итальянка и сама любила похулиганить и одевала уникальные наряды с изображениями, видными лишь под определенным углом. Публика издалека наблюдала красивые рисунки, пыталась поближе их разглядеть, а они неожиданно пропадали. Платьями-галлюцинациями Эльза вводила зрителей в замешательство, и люди корили себя в том, что много выпили.
Талантливое трио, выпустившее коллекцию бижутерии
В 1932 году объединились трое художников с бурной фантазией: Кокто, Дали и Эльза Скиапарелли. Бижутерия, выпущенная талантливым трио, хоть и не сразу, но покорила сердца публики. Серьги-телефоны, браслеты из высушенных жуков, ожерелья с птичьими перьями, бусы из таблеток имели право на существование. Позднее дизайнер работала одна, но ее друзья всегда подкидывали любопытные идеи. Именно Эльза ввела в моду использование бижутерии, вызвав насмешки коллег, работавших с драгоценными камнями.
Модная дуэль двух див
Конечно, главной интригой того времени явилось противостояние двух королев моды - Скиапарелли и Шанель. Они создавали абсолютно разные наряды, но их объединял непохожий на остальные взгляд на предназначение моды. Коко, стремившаяся показать красоту человеческого тела, творила в рамках классического стиля, а Эльза, подчеркивающая духовную составляющую, - сюрреалистического. Шанель никого не провоцировала в своем творчестве, а итальянка постоянно шокировала публику.
За соперничеством модельеров пристально наблюдали, поскольку две темпераментные и не стесняющиеся в выражениях женщины открыто выясняли свои отношения. Однажды Шанель усадила итальянку на свежеокрашенный стул, а когда та нелицеприятно высказалась, Коко заметила, что краска на наряде только придаст ей нужную яркость и пойдет на пользу. Как-то журналисты спросили французскую икону стиля, не завидует ли она успехам соперницы. Шанель покачала головой и заметила, что Эльза - это никому не известная дама, которая просто шьет одежду. Однако именно Скиапарелли называли в 30-е годы прошлого века главной законодательницей моды, а ее наряды предпочитали все голливудские актрисы.
Незаслуженно забытая
К сожалению, сейчас мало кто помнит дизайнера номер один, а имя Шанель знает каждый обыватель. Но нельзя не признать огромный вклад Эльзы в развитие моды. Если оглянуться, то везде можно заметить открытия итальянского мастера: застежки-молнии, юбка-шорты, купальник из двух частей, флаконы духов в виде женского тела, меховые туфли, ботильоны. Надо признать, что почти сто лет назад Скиапарелли придумала современную моду.
Сейчас творчество незаслуженно забытого дизайнера изучают будущие модельеры и художники. Женщиной, попавшей на вершину пьедестала и с достоинством ее покинувшей, можно только восхищаться. Эльза Скиапарелли, биография которой может послужить основой интересного романа, оставила свое место для не менее великих кутюрье. В творчестве талантливого мастера, заставившего женщин почувствовать себя независимыми, и по сей день черпают вдохновение современные дизайнеры.
Возрождение модного дома
В 2014 году одним из самых удачных показов на Неделе высокой моды в Париже стало фееричное шоу возрожденного бренда Schiaparelli. Дизайнер Марко Занини, занимавший ранее должность креативного директора компании Rochas, признался, что выполнил свою миссию, поскольку имя гениальной Скиапарелли вновь зазвучало. Первая коллекция нарядов, выпущенная после продолжительного перерыва, чрезвычайно понравилась публике, а руководство бренда заявило, что модельер полностью оправдал их надежды. И даже известные критики моды признались, что сейчас фирма Schiaparelli наконец-то находится в надежных руках.
Совершившая революцию в мире моды Эльза оставила яркий след в истории, а вещи, созданные дизайнером, опередили свое время на несколько десятков лет.
Женщина-легенда, дизайнер, модельер одежды и обуви. Сегодня не каждый вспомнит имя этой талантливой и эксцентричной итальянки, но в 20-30-е года о ней знал каждый. Модельер с широкими взглядами и творческой изобретательностью буквально раздвинула границы моды и вписала своё имя в историю. Эльза родилась в Риме.
Эльза Скиапарелли: биография
Её родственники были просвещёнными, образованными, интеллигентными и обеспеченными людьми, поэтому судьба сулила девочке достойную жизнь. Эльза росла, обучалась хорошим манерам, различным наукам и была натурой очень творческой и тонкой. Она восхищалась классической музыкой, посещала спектакли, любила литературу и даже сама писала стихи. В родственниках Эльза не всегда находила поддержку и одобрение своих увлечений, поэтому, когда в 23 года её отправили в Лондон для помощи в открытии приюта для сирот, Эльза не сопротивлялась.
Молодая женщина продолжала заниматься своим образованием и начала посещать теософские курсы. Очаровательный докладчик граф Уильяму де Вендту де Керлору покорил наивную девушку, и она без памяти влюбилась в него. Изящные манеры, грамотная речь и хороший вкус не оставили равнодушным и графа. Поэтому вскоре было решено сыграть свадьбу. На молниеносное и необдуманно решение не смогли повлиять даже родители, которые были против женитьбы.
Безоблачная супружеская жизнь длилась совсем недолго. Приданное девушки быстро растратилось, а приличную работу муж найти не пытался, поэтому впервые в жизни девушка столкнулась с бедностью. Вскоре Эльзе пришлось терпеть ещё и измены. С началом войны пара переехала в Нью-Йорк, и там Уильям окончательно перестал замечать Эльзу и предоставил ей полную свободу. Тогда же у девушки родилась дочь, и Эльза занялась поисками работы.
Постепенно она познакомилась со многими творческими жителями Нью-Йорка, которые помогли ей перебраться в Париж. Во Франции Эльза знакомится с Шанель, Пикассо, Стравинскими и многими другими деятелями культуры, художниками и модельерами. Эльза быстра обросла знакомствами и связями, очень много времени она проводила за общением с людьми.
Как-то раз, на одном из своих знакомых Эльза увидела свитер, который поразил её своим неповторимым дизайном. Оказалось, что свитер мужчине связала одна армянка. Эльза разыскала её и предложила стать партнёрами в швейном ремесле. Вместе они разработали целую коллекцию потрясающей одежды и вскоре заказов стало так много, что на помощь пришлось звать чуть ли не всю армянскую диаспору Нью-Йорка.
Эльза Скиапарелли: звание кутюрье
Так к Эльзе пришли слава, деньги и звание «Кутюрье».
Вскоре из-под её руки стали появляться эскизы потрясающих вечерних платьев, которые постепенно приобретали реальную форму. Её трикотажное платье с украшением в виде пышного белого банта, похожего на бабочку, покорило сердца многих парижан.
Вскоре Эльзе доверил работу магазин «Strauss», который заказал целую партию свитеров. Известность и деньги, которые она получала от работ Эльза делила со своими первыми помощниками, и вскоре армянская семья смогла открыть собственную фабрику, а Эльза – магазин одежды для спорта. Этот небольшой бутик на Рю-де-ля-Пэ стал её первым Домом моды, в котором развивалось её творчество.
Её наряды славились необычными и экстравагантными принтами. На одежде можно было найти изображения змей, матросских узоров, сердечки, и даже омаров. А когда впечатлительная девушка увлекается авиацией, в её костюмах начинают проявляться воздушные мотивы, и она создаёт целую коллекцию, посвящённую авиации и знаменитому перелёту Чарлза Линдберга через Атлантику
Поработав несколько лет над моделированием одежды для спорта и свитеров, Эльза всерьёз задумывается о создании вечерник туалетов. Она разрабатывает массу эскизов, экспериментирует с тканями и украшениями и вскоре добивается успеха. Кутюрье интерпретируют её идеи в своих коллекциях, чем выказывают истинное восхищение.
Вскоре её талант признали все: от коллег и публики, до журналистов и критиков. Каждый показ её коллекций производил фурор, и заказов становилось всё больше.
В 1934 гоу Эльза перебирается на Вандомскую площадь, на которой в то время собиралась вся знать. Эльза не следует за модными тенденциями и не поклоняется работам коллег. Вместо этого она создаёт новое. Сначала великие модельеры не понимают, как можно заменить роскошные драгоценности обычный бижутерий, но вскоре осознают, что поклонников, которых у Эльзы становилось всё больше, ничего не смущает.
Со временем бутик становится одним из немногих мест, в котором продаются роскошные авторские модели.
Продолжая разрабатывать одежду, Эльза начинает заниматься ещё и головными уборами: шляпками. Но это не просто шляпки, каких в те годы было целое море. Это самые неожиданные и оригинальные дизайны в виде телефона или телескопа.
Эльза Скиапарелли: создание прет-а-порте
Сейчас мало кто знает, но именно Эльза Скиапарелли когда-то создала то, что сейчас называется прет-а-порте, именно она превратила скучный показ мод в феерическое шоу, каждое из которых сродни национальному празднику.
Эльза вводит в моду эклектику и начинает использовать грубые застёжки-молнии в элегантных вечерник платьях. Эти модные инновации находят поддержку у поклонников модельера. Эльза вводит в моду «форменные» пуговицы. В создании уникальных тканей модельеру помогают талантливейшие художники Парижа.
Журналисты говорили, что Эльза Скиапарелли - основная причина кризиса – имея в виду девальвацию.
Для Эльзы не существовало никаких границ. Она могла сделать бусы из таблеток аспирина и сочетать их с роскошным вечерним платьем из дорогой ткани.
Эльза Скиапарелли в Париже
Парижский модельер работает и в других странах. Она представляет свои коллекции в Германии. Модели Скиапарелли всегда напоминают героинь сюрреалистических картин. Она выпускает коллекцию «Зодиак», одежда которой расшита изображениями звёзд, Луны, Солнца и знаков Зодиака. А ещё более шокирующей для зрителей и критиков стала коллекция «Цирк».
На одежде изображались клоуны и воздушные гимнастки, а форменные пуговицы дополняли необычный дизайн. Сумки в виде воздушных шаров и шляпки, напоминающие рожок мороженого, - всё это можно было увидеть в салоне, который специально для показа декорировал Жан Мишель Франк – известный и талантливый дизайнер.
Эльза Скиапарелли любит сотрудничать с людьми искусства и в создании коллекция принимают участие Сальвадор Дали, Жан Кокто, Мэн Рей. Знакомство с Дали и другими художниками вызывают в Эльзе любовь к сюрреализму. Этим и объясняется появление шляпок в виде туфель, телефонов и бараньей отбивной.
Люди культуры любили и глубоко уважали как самого модельера, так и её творчество. Поэтому Сальвадор Дали изобрёл для Эльзы чёрную бархатную сумку в форме телефона. Жан Хуго создал пуговицы, напоминающие маленькие скульптуры, а Луи Арагон вместе с Эльзой собрали ожерелье из аспирина.
Скиапарелли одела многих звёзд сцены и кино. Кэтрин Хепберн уверяла, что её успех пришел к ней вместе с нарядами от Эльзы.
Позже Эльза Скиапарелли разрабатывает собственный аромат. Флакон для первого парфюма «Shoking» разработала Леонор Фини. Над дальнейшими флаконами работали другие мастера, среди которых был и постоянный помощник модельера – Дали.
Война настигла Париж внезапно и Эльза вынуждена сократить производство и перебраться обратно в США, в котором у неё остались друзья из прошлой жизни. Несколько лет она работает там, а в Париже её делом управляет заместитель. В конце 1944 года, когда Франция освободилась от оккупации, Эльза вернулась домой и вновь занялась своим бизнесом. Но, оказалось, что времена сильно изменились, и теперь миром моды правит Кристиан Диор, которым восхищаются, которому подражают и которого Эльзе уже не превзойти. Тогда Скиапарелли принимает важное решение в своей жизни: она решает оставить швейное дело.
Позже она заявляла, что искусство моделирования одежды – дело очень тяжёлое и неблагодарное, потому что как только эскиз превращается в настоящее платье с вышивкой и украшениями, складочками и оборочками – оно сразу становится вещью из прошлого.
До конца жизни Эльза Скиапарелли общалась с людьми искусства и наслаждалась жизнью. Эта сильная женщина была прекрасна и в годы популярности, и в годы заката её звезды. Она смогла с достоинством уйти, когда ей на смену пришли молодые таланты и осталась в истории моды как сильная и незаурядная личность с морем идей и неиссякаемой фантазией. Сегодня мало кто знает это имя, и только историки моды изучают ею скромную и шокирующую одновременно биографию. Но именно Эльза привнесла в мир моды открытия, которыми до сих пор пользуются многие модельеры.