Скелет человека. Осевой скелет
(опорно-двигательный аппарат или костно-мышечная система)- комплекс образований, придающий форму и дающий опору телу человека, обеспечивающий защиту внутренних органов и передвижение организма в пространстве. Система образована скелетом и .
Скелет человека составляет основу тела, определяет его размеры и форму и совместно с мышцами образует полости, в которых располагаются внутренние органы. Скелет состоит примерно из 200 костей . Кости выполняют функцию рычагов, приводимых а движение мышцами, и защищают органы от травм. Кости участвуют в обмене фосфора и кальция.
Скелет человека включает шесть отделов :
- позвоночник (осевой скелет),
- пояс верхних конечностей,
- пояс нижних конечностей,
- верхние конечности,
- нижние конечности.
Состав и строение костей.
В состав костной ткани входят неорганические и органические вещества. Живые кости человека содержат 22 % воды, 5 °% белка, 21,8 °% неорганических веществ и 15,7 °% жира. Органические вещества, входящие в состав костей (главным образом, оссеин и оссеомукоид), обеспечивают кости гибкость и упругость , а минеральные вещества (преимущественно карбонат и фосфат кальция) - твёрдость и прочность . С возрастом соотношение органических и минеральных веществ в кости меняется. Так, у детей в кости больше органических веществ, поэтому их скелет эластичен; кости пожилых людей, содержащие больше минеральных веществ, более твёрдые, но хрупкие, что повышает вероятность переломов в этом возрасте.
Снаружи кость сращена с надкостницей (обеспечивает рост кости в толщину), состоящей из плотной соединительной ткани и пронизанной большим количеством кровеносных, лимфатических сосудов и нервов. Она обеспечивает питание кости, а также рост кости в толщину. Кость содержит два вида костного вещества : снаружи - плотное компактное, а внутри - губчатое. Структурной единицей компактной костной ткани является остеон . Каждый остеон состоит из 5-20 цилиндрических костных пластинок, вставлённых одна в другую. В центре остеона проходит центральный (Гаверсов) канал , содержащий кровеносные, лимфатические сосуды и нервы. Губчатое веществ о кости состоит из сети тонких взаимно перекрещивающихся костных перекладин, между которыми находятся мелкие полости, заполненные красным костным мозгом. Расположение перекладин отражает направление наибольшего растяжения и сжатия кости. Распределение компактного и губчатого веществ в разных костях зависит от функции, которую эти кости выполняют в организме.
Различают трубчатые, губчатые, плоские и смешанные кости. Трубчатые кости (плечевая, бедренная) имеют вид трубки с полостью, заполненной желтым костным мозгом. Концы этих костей утолщены и заполнены губчатой тканью, содержащей красный костный мозг. Трубчатые кости способны выдерживать большие нагрузки. Плоские кости (лопатки, ребра, тазовые, черепные) состоят из двух пластинок плотного вещества и тонкой прослойки губчатого вещества между ними.
Типы соединения костей
Подвижное соединение костей обеспечивается суставами, которые образованы впадиной на конце одной из сочленяющихся костей и головкой на конце другой. Суставы укреплены внутрисуставными связками, а суставные поверхности покрыты хрящом и заключены в суставную сумку. Синовиальная жидкость, находящаяся внутри сустава, играет роль смазки, уменьшающей трение.
Полуподвижное соединение обеспечивается хрящевыми прослойками между костями. Например, между позвонками находятся хрящевые диски. Ребра с грудиной соединяются тоже посредством хряща. Эти соединения обеспечивают относительную подвижность.
Неподвижные соединения образуются благодаря срастанию костей и образованию костных швов (кости черепа ).
Скелет человека
В скелете человека различают следующие отделы: осевой скелет и скелет конечностей (верхних и нижних). Осевой скелет, в свою очередь, подразделяется на (позвоночник и грудная клетка).
Череп состоит из мозгового и лицевого отделов. Кости черепа (за исключением нижней челюсти) неподвижно сочленены между собой. У новорождённых детей пространство между костями заполнено соединительной тканью (роднички), благодаря чему череп очень эластичен. Формирование швов между костями завершается к 3-5 годам.
Позвоночник (позвоночный столб) - опора туловища, он состоит из 33-34 позвонков: 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых (срастающихся в единый крестец) и 4-5 копчиковых. Позвонок состоит из тела, дуги, замыкающей позвоночное отверстие, и семи отростков: остистого, двух поперечных, двух верхних суставных и двух нижних суставных.
Скелет грудной клетки образован грудиной, 12 парами рёбер и грудными позвонками. Рёбра — плоские, дугообразно изогнутые кости, спереди переходящие в хрящ. Сзади они сочленены с грудными позвонками. Спереди 7 пар верхних рёбер (истинные рёбра) непосредственно соединены грудиной - плоской костью, лежащей по средней линии груди. Три следующие пары (ложные рёбра) своими хрящами присоединяются к хрящам вышерасположенных рёбер. Две последние пары (колеблющиеся рёбра) не имеют хрящей и свободно располагаются в мышечной стенке туловища. Приподнимаясь и опускаясь, рёбра обеспечивают изменения объёма грудной клетки при дыхании.
Скелет верхних конечностей состоит из плечевого пояса и скелета свободных верхних конечностей (рук). В состав плечевого пояса входят две парные кости - лопатка и ключица. Лопатка - плоская кость треугольной формы, прилегающая к задней поверхности грудной клетки и сочленяющаяся с плечевой костью и ключицей. Ключица (тонкая изогнутая кость) одним концом соединена с грудиной, другим - с лопаткой. Скелет свободной верхней конечности состоит из плеча, предплечья и кисти. Плечевая кость, образующая плечо, соединена с лопаткой (плечевой сустав) и костями предплечья (локтевой сустав). Предплечье состоит из двух костей - локтевой и лучевой. В состав кисти входят 8 коротких костей запястья, 5 длинных костей пясти и фаланги пальцев (большой палец имеет две фаланги, все остальные - по три). Нижний конец лучевой кости с тремя верхними костями запястья образуют лучезапястный сустав.
Скелет нижних конечностей состоит из тазового пояса и скелета свободных нижних конечностей (ног). Тазовый пояс образован парой массивных тазовых костей, которые сзади неподвижно сочленены с крестцом, а спереди соединены между собой с помощью полусустава (лобковый симфиз). Каждая тазовая кость образована тремя сросшимися костями (подвздошной, седалищной и лобковой). По бокам тазовых костей расположены круглые впадины для сочленения с головками бедренных костей. Скелет свободной нижней конечности состоит из бедра, голени и стопы. Бедро образует крупная массивная бедренная кость, головка которой с тазовой костью образует тазобедренный сустав. В состав голени входят большеберцовая и малоберцовая кости. Большеберцовая кость сочленяется с бедренной, образуя коленный сустав. Спереди от коленного сустава, в толще сухожилий, расположен небольшой треугольный надколенник (коленная чашечка). Кости голени образуют с таранной костью предплюсны голеностопный сустав. Стопа состоит из 7 коротких костей предплюсны, 5 длинных костей плюсны и фаланг пяти пальцев (первый палец имеет две фаланги, остальные - по три). Стопа имеет вид свода.
Это конспект по теме «Опорно-двигательная система. Скелет» . Выберите дальнейшие действия:
- Перейти к следующему конспекту:
Тема урока
Скелет человека
Цели урока
Продолжать формировать представления школьников о строении скелета человека;
Закрепить знания учеников об опорно-двигательной системе человека;
Задачи урока
Продолжать углублять знания учеников по теме «Опорно-двигательная система»;
Акцентировать внимание детей на своеобразие строения скелета человека;
Закрепить полученные знания путем практического применения, используя справочные материалы и работая со схемами и таблицами;
Способствовать формированию рефлексивных качеств (самоанализ, самокоррекция);
Развивать коммуникативные умения учеников;
Благоприятствовать созданию психологически комфортной среды на уроках анатомии;
Воспитывать интерес школьников к урокам биологии.
Основные термины
Скелет с точки зрения биологии – это такая биологическая система, которая является надежной опорой человеческого организма.
Скелет человека в переводе звучит, как высохший, и обозначает совокупность твёрдых костей в организме, которые служат не только опорой тела, но и его отдельных частей, а также играет роль защитных функций организма от различных видов повреждений.
Кости являются составляющие скелета и его основными элементами.
Скелет человека
Даже не изучая анатомию, каждому из вас известно, что скелет человека складывается из разных костей, но в чем же его надобность... С этим мы и попробуем разобраться вместе.
Скелет нужен для того, чтобы поддерживать тело, защищать внутренние органы и держать форму тела. Кроме всего выше перечисленного, к скелету крепятся сильные мышцы.
Во-первых, благодаря скелету образуется прочная основа, в которых находятся уязвимые части тела. Он играет роль каркаса, который способен фиксировать разные части организма в определенном положении. Кости грудной клетки играют роль защитников легких и сердца, а при этом они имеют способность сужаться и расширяться в то время, когда мы дышим.
Во-вторых, скелет дает возможность живым существам передвигаться. Ведь природой было так устроено, что скелет состоит из разных костей, каждая из которых имеет свою определенную форму и выполняет в человеческом организме определенную роль. Подвижность и гибкость скелета нашему организму обеспечивают суставы, хрящи и связки.
О количестве костей в скелете человека можно дискутировать очень долго, так как у разных людей оно не одинаково. В основном у большинства взрослого поколения в теле насчитывается более 200 костей. Но следует учесть, что есть люди, которые являются обладателями лишней пары ребер, у других еще и наблюдаются отклонения в количестве позвонков, а скелет новорожденного ребенка насчитывает более 350 видов костей. Кроме этого, с возрастом некоторые кости имеют способность срастаться, и их количество уменьшается. Поэтому утверждать о каком-то конкретном количестве костей человека не имеет смысла, так как не представляется возможным произвести точный подсчет.
Задание:
1. Могут ли человеческие кости расти на протяжении жизни?
2. Почему кости иногда теряют свою прочность?
3. Что нужно предпринять, чтобы кости не лишились своей эластичности?
Организация скелета
Скелет человека, как и всех позвоночных, делится на осевой и добавочный скелет. К первому относятся все кости, которые расположены посредине и создают остов тела. К ним относятся все кости головы, шеи, позвоночник и ребра с грудиной. А к добавочному или периферическому скелету относятся кости лопатки, ключицы, а также кости верхних и нижних конечностей.
Осевой скелет
Теперь подробнее остановимся на рассмотрении осевого скелета человека.
Череп
Составляющими черепа являются костная основа головы, которая защищает головной мозг человека и его органы зрения, слуха и обоняния. Подразделяется череп на мозговой и лицевой отделы и состоит из плоских и неподвижных костей, за исключением костей нижней челюсти.
Чтобы увидеть из каких костей состоит мозговой и лицевой отделы, внимательно рассмотрите рисунок вверху.
А теперь посмотрите на соединение костей черепа:
Задание:
1. Назовите кости, которые образуют мозговой отдел?
2. Какие из костей скелета черепа относятся к непарным, а какие к парным костям?
3. Назовите наиболее крупные кости, которые расположены в лицевом отделе.
4. Назовите все кости, которые относятся к осевому скелету.
5. Какая кость черепа неподвижна?
Скелет туловища
Скелет туловища человека состоит из грудной клетки и позвоночного столба. Грудная клетка является костной основой груди, за которой спрятаны внутренние органы, и состоит она из грудины, двенадцати грудных позвонков и ребер.
Ребра человеческого скелета имеют вид плоских изогнутых дуг, задние концы которых соединяются с грудными позвонками, а передние при помощи хрящей соединены с грудиной. Подобное крепление ребер к скелету создает условия подвижности грудной клетки при дыхании человека.
Позвоночный столб - главная ось тела, которая предназначена для опоры человеческого скелета и является главной осью тела. Внутри позвоночника находится спинной мозг.
Позвоночный столб состоит из 33 – 34 позвонков, что составляет около сорока процентов длинны человеческого тела.
В роли амортизаторов позвоночника выступают четыре изгиба, которые предохраняющие внутренние органы и головной мозг, и смягчающие толчки во время ходьбы, бега и прыжков.
Периферический скелет
Добавочный скелет или, как его еще называют периферический, состоит из скелета конечностей и делится на скелет нижних и верхних конечностей. К верхнему отделу относится плечевой пояс и конечности, а к нижнему – тазовый пояс с его конечностями.
Так как свободные конечности надежно крепятся к костям пояса и обладают хорошей подвижностью, то они имеют возможность выдерживать немалые нагрузки.
Естественно, что верхние и нижние конечности обладают разными функциями. Верхние обеспечивают человека возможностью выполнять различные движения и операции, а нижние нужны для передвижения и опоры.
Пояс верхних конечностей
Верхний пояс состоит из лопаток и ключиц. А скелет верхних конечностей подразделяются на кости плеча, предплечья и кисти.
Пояс нижних конечностей
Тазовый пояс представляет собой три неподвижно соединенные между собой кости. В каждой такой кости расположена шаровидная впадина, в которую входит головка кости нижней конечности. Неподвижно соединенные кости пояса нижних конечностей, сросшиеся с крестцом, обеспечивают человеческому организму надежную защиту внутренних органов и позволяют выдерживать огромные физические нагрузки.
Скелет нижних конечностей
Если рассматривать скелет нижних конечностей, то можно увидеть, что он складывается из бедренной кости, костей голени и стопы. Бедренная кость и большая берцовая имеют спереди соединение в виде коленной чашечки, которая обеспечивает подвижность коленного сустава.
Домашнее задание
Посмотрите внимательно на рисунок скелета человека и подпишите его цифровые обозначения:
Дайте ответы на поставленные вопросы:
1. Назовите все отделы, из которых состоит скелет человека.
2. Назовите количество позвонков каждого из отделов позвоночника.
3. Из каких частей складывается позвоночник?
4. Какое значение для организма человека играют изгибы позвоночника?
Оборудование:
– тряпичная кукла,
– пластмассовая кукла,
– скелет человека,
– карточки с названиями частей скелета и отделов
позвоночника: череп, позвоночник, рёбра, кости
конечностей, тазовые кости, крестец, копчик,
– кости куриные для практической работы:
позвонки, рёбра, трубчатые кости,
Подготовительная работа:
– выбрать одного ученика, который во время урока будет исполнять роль Знайки, подготовить для него костюм (очки, галстук и т.д.),
– подготовить вопросы для проверки пройденного материала (можно это задание поручить кому-либо из детей),
– подготовить куриные кости (выварить курицу и выбрать кости),
– подготовить тексты сообщений для Знайки,
Ход урока:
1.Проверка пройденного материала.
Эта работа проводится в виде ответов на вопросы. Вопросы может задавать Знайка, сам вызывающий детей, могут задавать дети друг другу, могут быть использованы как “экзаменационные билеты” в ролевой игре и т. д.
Примерные вопросы:
– Почему человек – это организм?
– Назови другие организмы.
– Являются ли организмами Солнце, ветер, гадюка, жук-плавунец, осина, снег, гранит, автомобиль? Почему?
– Из каких частей состоит нервная система?
– За что отвечает головной мозг?
– Какова роль спинного мозга?
– Какая часть нервной системы доставляет команды головного мозга к мышцам, органам и т.д.?
2.Знакомство с темой урока.
Учитель предлагает детям поставить двух кукол: тряпичную и пластмассовую.
Это удаётся только с одной из кукол.
– Почему не удалось поставить тряпичную куклу? (Она мягкая. У неё нет опоры.)
Вывод: каркас – скелет обеспечивает положение тела в пространстве.
– Есть ли опора у человека? Об этом наш разговор сегодня.
3. Знакомство с частями скелета.
Учитель называет части скелета, показывает их на макете и составляет схему строения скелета на доске.
Скелет состоит из костей черепа, позвоночника, грудной клетки, конечностей и таза.
4. Изучение костей позвоночника.
– Позвоночник – основа скелета. Он появился у животных организмов около 500 млн. лет назад. Затем, всё, что изобретала природа, она прикрепляла к позвоночнику: хвостовые плавники рыб и китов; ноги-колонны динозавров, слонов; массивный череп бизона, бегемота. Позвоночник очень гибкий, как стальная пружина. Вспомните женщину-змею, которая выступает в цирке.
– Попробуйте совершить несколько движений. Легко ли вам удаётся наклониться?
Это происходит потому, что позвоночник состоит из отдельных позвонков.
Практическая работа.
Рассматривание позвонков на муляже и куриных позвонков на партах.
– Зачем у позвонков зубцы?
– Зачем внутри отверстие?
– Каково значение позвоночника?
Вывод: позвоночник защищает спинной мозг и придаёт телу вертикальное положение.
Учитель:
– Позвоночник состоит из 7 шейных,12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и
4-5 копчиковых позвонков.
– Интересно, что у жирафа, как и у человека, тоже 7 шейных позвонков.
– . Прощупайте у себя шейные позвонки, согнув голову. Первый верхний позвонок называется атлантом. Так зовут древнегреческого героя, который держал на своих плечах небесный свод. Вот как о нём написано в мифе:
“Согнулся он под тяжестью неба, его мускулы вздулись, как горы, пот покрыл всё его тело от напряжения, но нечеловеческие силы и помощь богини Афины дали ему возможность держать небесный свод.” (Подвиги Геракла. В переложении Н. Куна.
Двенадцатый подвиг)
– Подобно ему первый шейный позвонок – атлант держит голову человека. Этот позвонок весит 20-30 грамм, а вес черепа – 6 килограмм. Сосчитайте, во сколько раз вес черепа превышает вес атланта.(6000:20=300 раз)
5. Изучение костей черепа.
– Череп состоит из 24 костей. Они большей частью плоские и соединены неподвижно, образуя черепную коробку. Черепная коробка очень прочная. Почему?
– Есть ли подвижные кости черепа, покажите на муляже. Почему они двигаются?
Вывод: кости черепа защищают головной мозг, обеспечивают питание и речь.
6. Изучение костей грудной клетки.
Практическая работа.
Рассматривание рёбер на муляже и на парте.
– Какой формы? (Дугообразные, плоские.)
– К чему крепятся? (К позвоночнику и грудине.)
– Каково значение рёбер? (Защищают сердце, лёгкие.)
Прощупывание рёбер и грудины у себя.
Вывод: кости рёбер защищают внутренние органы.
7. Изучение костей конечностей.
Практическая работа.
Рассматривание трубчатых костей на муляже и на парте.
– Какой формы?
– Подвижны ли они? Почему?
– Каково их назначение?
Прощупывание у себя лопатки, ключицы, лучевых костей, костей пальцев.
Вывод: кости конечностей обеспечивают движение рук и ног.
– Интересно, что скелет руки состоит из 30 костей. Из них 26 костей образуют кисть.
8. Изучение костей таза.
Рассматривание костей на муляже.
Это сросшиеся между собой кости. Они позволяют сидеть и защищают внутренние органы.
9. Закрепление материала.
Работа в тетради.
Обозначение частей скелета человека. (Работа на странице 4)
Работа с учебником.
Чтение статьи на странице 9-10.
10. Подведение итога.
– Из каких отделов состоит скелет? Показать на муляже.
– Каково значение этих костей?
11. Домашнее задание.
Учебник страница 9-10 пересказывать, страница 11 – ответы на вопросы.
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
«Скелет и мышцы»
Цель: Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста об организме человека (скелет и мышцы).
Задачи :
1.Познакомить детей со строением скелета и мышц человека.
2.Совершенствовать знания детей о правилах профилактики переломов и вывихов.
3.Воспитывать чувство бережного отношения к своему организму.
Оборудование: Разрезные картинки, снимки - томография, картонные человечки, плакат «Скелет и мышцы человека».
Воспитатель:
Ребята все живые существа двигаются, бегают, бегают. Благодаря подвижному скелету и мышцам человек способен двигаться. Он может ходить. Садиться, брать в руки предметы, открывать, закрывать рот, есть, говорить и делать еще тысячу разных движений. Человеческий скелет состоит примерно из двухсот восьми костей. Наверняка вы видели как тянутся к солнцу стебли огурцов, цепляясь за опоры.Органы человеческого тела тоже нуждаются в опоре, ее создает скелет. Подвижно соединены кости ног, рук, и пальцев - это рычаги, и им тоже нужна твердая основа,а еще кости создают защиту для органов.
(воспитатель сопровождает рассказ показом иллюстраций «Скелет и мышцы»).
Воспитатель:
Череп защищает мозг человека.
(показ снимка - томографии).
Позвоночник составляет основу скелета и защищает спинной мозг.Ребра - это плоские выгнутые кости. Они защищают сердце и легкие. У человека 12 пар ребер.
(показ снимка - томографии).
Воспитатель:
Дети, а как вы думаете, какое бы было тело человека без скелета?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель:
Правильно, без скелета тело человека было бы бесформенным, а внутренние органы не имели бы защиты.
Стихотворение:
Если спортом заниматься
Постоянно много лет,
Значит. Будут укрепляться
Наши мышцы и скелет!
Пусть скелет всего лишь кости.
Нам опорой служит он.
Без него ни в лес, ни в гости
Ни пойдете нипочём!
Ведь скелет осанку держит,
Мышцы крепятся на нём.
Он для тела, словно стержень,
А мышцы придают оббьем.
В мышцах скрыта наша сила,
Мышцу - мускулом зовем.
Человек тогда красивый,
Когда строен и селён.
(Е. Цветкова).
Воспитатель:
Мышцы состоят из эластичной ткани, которая подобно резинке, может удлиняться и укорачиваться. В нашем теле насчитывается более 600 мышц. Они поддерживают скелет и заставляют его двигаться. А наш мозг отдает им приказы. Когда мы разгибаем руку мышца, сокращается и тянет за собой кость, и рука разгибается.
Физкультминутка
Мы хлопаем руками, (дети хлопают в ладоши)
Мы топаем ногами (2 раза), (дети топают ногами)
Качаем головой. (дети качают головой)
Мы руки поднимаем, (дети поднимают руки)
Мы руки опускаем. (дети опускают руки)
Мы ноги поднимаем, (дети поднимают ноги)
Затем их опускаем (2раза). (дети опускают ноги)
И весело мы скачем, (дети прыгают)
Качая головой. (дети качают головой)
Воспитатель:
Ребята, человек должен беречь свой скелет, как вы думаете, почему?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель:
Мы сегодня с вами должны составить правила, чтобы сохранить наш скелет и мышцы здоровыми и крепкими.
У каждого из вас на столах лежат разрезные картинки.
(картинки с изображением различных ситуаций, соответствующих правилам:
1.Соблюдать безопасность при катании на коньках.
2.Нельзя поднимать тяжести.
3.Нужно заниматься физкультурой и спортом.
4.Кушать больше продуктов, содержащих кальций.
5.Правильносидеть за столом.
6.Быть аккуратным, внимательным, чтобы не пораниться.
7.Нельзя прыгать с высоты.
8. Не толкать друг друга во время игры и др.)
Вы каждый собираете свою картинку и по картинке придумать правило:
(Каждый ребёнок составляет из частей картинку, и по картинке придумывает правило, затем каждый по очереди называют свое правило).
Воспитатель:
Скажите, ребята, что нового и интересного вы сегодня узнали на нашем занятии.
Дети: (ответы детей).
Воспитатель:
У вас у каждого на столе есть маленькие человечки. (из картона - силуэт человека).
Если вам понравилось занятие, и вы узнали много нового поместите своего человечка на спортивную площадку, а если не понравилось, и вам было не интересно и ничего нового вы не узнали, посадите человечка на скамеечку грустить.