Скачать трактат об азартных играх кардано. Биография
Кардано (Cardano) Джироламо (24 сентября 1501, Павия - 21 сентября 1576, Рим) - итальянский философ, математик, врач. Учился в университетах Павии и Падуи (1521 - 1526), где сдал экзамен на звание доктора медицины. Занимался врачебной практикой и начиная с 40-х гг. читал лекции по медицине в университетах Милана, Павии, Болоньи. В 1570 году был привлечен к суда инквизиции по обвинению в ереси. Несмотря на то, что Кардано был католиком, его философские сочинения «О бессмертии души» (De immortalite animae) и «О тонких материях» (De subtilitate, 1552) были внесены в Индекс запрещенных книг. Последние годы жизни провел в Риме как практикующий врач. Автор более 200 работ по философии, медицине, математике, физике, астрономии, астрологии. Как ученый отдавал предпочтение опытному знанию, а в теории - математико-логическому методу. Его сочинение «О разнообразии вещей» (De varietate rerum, 1557) - энциклопедия естественнонаучных и гуманитарных знаний. Этику и психологию Кардано связывал с анатомией и физиологией; считал, что счастье заключено в мудрости, которая достигается опытом и знанием.
Л. M. Брагина
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 216-217.
Джироламо Кардано. Типичным представителем итальянской натурфилософии был Джироламо Кардано (1501-1576). Человек поразительной разносторонности и энергии, он много странствовал и прожил бурную жизнь, полную разнообразных приключений. Его автобиография «О собственной жизни» является замечательным памятником общественной психологии XVI века. Добившись большой известности в качестве врача, Кардано очень гордился своими исцелениями, но ещё больше - своей мнимой способностью предсказывать будущее.
Бесспорны достижения Кардано в области математики. Он исследовал преобразования корней, изучал отрицательные корни в уравнениях, впервые ввёл в математику мнимые величины. Ему приписывается так называемая формула Кардано для решения кубических уравнений. Кардано занимался теорией рычагов и весов; «карданные механизмы», «карданные передачи» до сих пор связаны с его именем. И всё же этот выдающийся математик верил в пифагорейскую магию чисел, в «демона», способного внушить ему самые замечательные открытия.
Основная проблема философских взглядов Кардано - это проблема космоса; вселенная представляется ему единым целым, в котором всё связано между собой: земля и небо, природа и человек. Эта глубокая идея выступает у Кардано в самой фантастической форме. Вселенная для него божественна. Она сама есть бог, единый и вечный, но заключающий в себе начало всех противоречий бытия. Единство мира рождается в борьбе противоположностей. Смысл и содержание этого процесса состоит в развитии жизни, которая возникает из самой материи, точнее из её активного начала - небесного тепла. Вторым элементом мира, пассивным и более сложным, является влажность. Её проявления суть вода, воздух и земля. Кардано считает тепло связывающим и жизнетворным началом. Тепло является главным элементом мира: в соединении с сухим оно превращается в огонь, в соединении с влажным переходит в жизненное тепло, которое проникает собой вселенную и образует «мировую душу». Борьба тепла и холода, жизни и смерти лежит в основе развития мира.
Жизненное начало, присущее материи и представляющее её духовную сторону, создаёт «симпатию» всех вещей, стремление к всеобщей гармонии, полному единству противоречивых начал. Всё в природе испытывает притягательный порыв друг к другу. Подобное притягивается подобным. Собственно говоря, в природе нет ничего совершенно безжизненного, лишённого этой симпатической силы. Металлы и минералы суть только несовершенные соединения противоречивых элементов. Что касается растений, то у них можно заметить первые зародыши любви и ненависти. В мире животных всё это развивается уже в полной мере. Наиболее развитой силой жизни обладает человек, вершина природы, посредствующее звено между землёй и небом. Человеческий дух как высшее порождение космоса отражает его бесконечность и сам бесконечен. Посредством разума человек возвышается над прочими вещами в природе, при помощи своей руки он подчиняет их себе.
Легко заметить, что в этой поэтической картине мира есть верное материалистическое зерно, облечённое в самую странную, иногда мистическую форму. Вопрос о боге и бессмертии души Кардано решает в духе пантеистов, по отношению к догмам религии он занимает позицию, близкую к Помпонаццо . Хотя разум одинаково бессмертен во всех людях, немногие из них достигают такого уровня, при котором необходимы только внешняя осторожность и соблюдение установленных обычаев, а внутренняя жизнь остаётся свободной. Таким людям Кардано склонен приписывать божественность; правда, требования к ним особенно велики.
Этика Кардано основана на героическом порыве. Лучшее качество в человеке - стремление к добру. Но подлинное добро и соответствующее ему счастье могут быть достигнуты только в борьбе. Счастье лежит в несчастье, говорит Кардано, как каштан в колючей скорлупе. Забота, нужда и бедность ведут отдельного человека или целый народ (например, римлян) через борьбу к победе, моральному благу и политическому могуществу. Без борьбы человек живёт, как нищий, влача жалкое существование. Содержанием борьбы является достижение целесообразности, а высшая цель - это соответствие природе, ибо природа есть вечное начало, и к слиянию с вей должен стремиться человек. Кардано обращается к этическому принципу древних стоиков: «Следуй природе».
Но этой гармонии с мирозданием достигают лишь немногие мудрецы, а для большинства людей необходим внешний закон, необходимо и государство, охраняющее этот закон. Отсюда видно, что государство в глазах Кардано является результатом общественной немощи и морального несовершенства людей. Он примиряется с ним, но ненавидит худший вид государства - тиранию. Тирана нужно уговорить, а если этого сделать нельзя, то нужно уничтожить его любой ценой. Сами силы смерти - яд змей, смертоносный сок растений - созданы природой для того, чтобы уничтожать тиранов.
Таковы политические взгляды Кардано. Если он, подобно Помпонаццо и другим представителям позднего гуманизма, возводит в принцип своей общественной философии горькое одиночество духовно развитых людей, утративших свою связь с народом, то его призыв к борьбе против тирании свидетельствует о том, что этот одарённый человек, погружённый в свои фантастические теории, не остался равнодушным к поражению демократической партии в итальянских городах XVI века.
Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 139-141.
Далее читайте:
Философы, любители мудрости (биографический указатель).
Исторические лица Италии (биографический указатель).
Сочинения:
Opera omnia, 1.1 -10. Lugduni, 1663; в рус. пер.: О моей жизни. М., 1938.
Литература:
Гутер Р. С., Полунов Ю. Л. Джироламо Кардано. М., 1950;
Bellini A. Girolamo е il suo tempo. Mil., 1947;
Fieri М. Girolamo Cardano (1501-1576). Basel, 1977.
Кто из сегодняшних школьников, а тем более автомобилистов или автомобилестроителей, не знает, что такое карданный вал? Впрочем, это словосочетание на слуху у всех, даже далеких от автомобилестроения, ведь появление карданного механизма произвело революцию в технике.
В любой энциклопедии можно прочитать: "Карданный вал - конструкция, передающая крутящий момент от трансмиссии к приводу колес. Используется в различных средствах передвижения. Характерной особенностью является карданная передача, изобретенная Джироламо Кардано, которая позволяет передавать крутящий момент между непараллельными осями".
Прочесть-то можно, но мало кто знает о судьбе его изобретателя Джироламо Кардано (1501-1576). В свое время он был не только великим инженером, математиком, механиком, физиком и врачом, но и крупнейшим оккультистом. Чтобы понять это, достаточно упомянуть один только факт: все важные решения он принимал, основываясь на толковании собственных снов.
Джироламо Кардано был совершенно фантастическим человеком, энциклопедически образованным. Он стоит в одном ряду с такими фигурами, как Сен-Жермен, Калиостро, Сведенборг. С рождения и до гроба Кардано знался с потусторонним миром, слыл могучим магом, целителем и глубоким знатоком тайных наук.
Вообще-то способности его были поистине необъятны - и не только на оккультно-магическом поприще. Те, к примеру, кто причастен к разведывательным службам, причем неважно, какой страны, чтят его за разработку выдающейся шифровальной системы, которая и была названа в его честь "решеткой Кардано".
Этот же выдающийся человек изобрел знаменитый способ тайного вскрытия почты, то есть перлюстрации: конечному получателю и в голову не приходит, что до него адресованное ему послание уже было кем-то прочитано. Техника такого вскрытия очень необычна.
Тонкий стержень вставляется в конверт через щель в склейке и письмо аккуратно накручивается на него, затем вынимается через ту же щель и прочитывается.
После ознакомления с посланием его возвращают на место тем же способом. Многие знают этот метод: используя его, многие мошенники еще с советских времен вынимали деньги из банковских упаковок. Конечно, способ требует определенной ловкости и опыта, но любой опыт можно приобрести.
Джироламо Кардано был незаконным сыном миланского юриста Фацио Кардано. Фацио хорошо разбирался не только в праве, но и в медицине и математике.
Он даже консультировал по вопросам геометрии своего друга - великого Леонардо да Винчи. Как пишут современники, у отца и сына Кардано были личные духи (или демоны), помогавшие им в жизни. Они предупреждали их об опасностях. Чаще всего во сне.
Кардано утверждал, что сам он руководствовался снами в самых важных случаях своей жизни: при заключении брака и в своей медицинской практике. Как мужчина он был абсолютно несостоятелен аж до тридцати лет.
Во сне ему было сообщено, что он обретет мужскую силу, и даже была названа его будущая супруга, которой он до того времени ни разу не видел.
Сны подсказывали Кардано и методы лечения, которые лучше всего подходят для данной болезни и данного пациента. А людям казалось, что он лечит с помощью магии или нечистой силы.
Кроме умения толковать сновидения, Кардано обладал еще тремя замечательными способностями, помогавшими ему решать жизненные и научные проблемы.
Он впадал в транс в любой момент, когда того хотел. Он мог увидеть то, что ему требовалось, с помощью воображения. Он умел узнавать о грядущих событиях, рассматривая свои ногти.
В 1524 отец Джироламо Кардано умер, оставив ему дом и небольшое наследство. Молодой наследник решил, что игральные кости, шахматы и карты помогут ему быстро увеличить состояние.
Человек он был горячий, всегда носил с собой нож и, когда чувствовал, что противник мошенничает, не раздумывая, пускал его в ход. Его безудержная вспыльчивость и агрессивность доставили ему массу неприятностей.
Помимо этого его жизнь омрачал еще один момент: Кардано не принимали во врачебную корпорацию не только из-за его невыносимого характера, но и из-за того, что он был незаконнорожденным. Тем не менее, не имея разрешения на медицинскую практику, Кардано все же лечил - и очень удачно.
Так, в течение десяти лет Джон Гамильтон - архиепископ Шотландии - страдал от астмы. Лучшие врачи ничем не могли ему помочь и считали положение архиепископа полностью безнадежным. Между тем муки больного с каждым днем становились все более невыносимыми.
Тогда-то его окружение и вспомнило об итальянском докторе Кардано, которому, как говорили, была подвластна любая болезнь. Кардано же, никогда не отказывавшийся от возможности заработать большие деньги, немедленно отправился в путь.
В 1552 г. он прибыл в Эдинбург и сразу же осмотрел архиепископа. А через две недели Кардано уже покидал город, получив 2 тысячи золотых крон и много дорогих подарков.
К этому времени недуг его высокопоставленного пациента как рукой сняло. Этот факт зафиксирован в многочисленных документах. А ведь астма - это не та болезнь, которую можно вылечить в один день, это знает любой медик.
Слухи о чудесных исцелениях заставляли обращаться к Кардано состоятельных людей, и вскоре он приобрел многих влиятельных покровителей: среди них были кардиналы, сенаторы, патриции. В 1537 г. Кардано стал личным врачом сенатора Сфрондати.
Среди его пациентов были также сын сенатора - тихий и болезненный Никколо, будущий римский папа Григорий XIV. Слава Кардано быстро росла, его стали называть лучшим врачом в мире. Он получил приглашения поступить на постоянную службу от германского императора, французского короля, королевы Шотландии и Римского папы.
Кардано предлагали самые выгодные условия, но он отклонял все предложения, ценя превыше всего свою независимость. Свое время ученый-мистик тратил на преподавание, медицинскую практику, исследования и азартные игры.
Он писал обо всем на свете: о чудесных излечениях, о воде, воздухе, ядах, чуме, моче, зубах мудрости. Многие его книги становились бестселлерами.
В 1543 г. Кардано выпустил в свет высоко оцененный современниками трактат по астрологии. Между прочим, среди его астрологических предсказаний были пророчества о великих переменах, которые произойдут в христианском мире около 1800 г. Многие историки и оккультисты считают, что речь шла о грядущей Французской революции. Скорее всего, они правы, потому что ничего крупнее и значимее Французской революции в те годы на планете не случилось.
Вообще-то по астрологии Кардано написал немало книг. До сих пор не потеряли актуальности такое его труды, как "О восстановлении небесных времен и движений, также 47 гороскопов, замечательных из-за событий, которые они предсказывают" (первая крупная астрологическая работа Кардано), "О вопросах", "О годичных, месячных и дневных обращениях", "Примеры ста генитур", "Книга двенадцати генитур", комментарии в 4 книгах к "Тетрабиблосу" Птолемея, "Астрономические афоризмы в семи частях" и др.
Кардано составлял гороскопы самых известных своих современников - Петрарки, Дюрера, Везалия, Лютера. По отзывам, они были на удивление точными.
Свято веря в астрологию, он, тем не менее в сочинении Geniturarum exempla (1554) приводит примеры двенадцати неудачных гороскопов, чтобы показать, как легко астрологу впасть в ошибку.
Используя астрологию и магию в своей медицинской практике, Кардано разрабатывал астрологическую металлотерапию и систему октатопа (восьмичастная схема построения домов гороскопа). Был также родоначальником метопоскопии - системы гадания по линиям лба.
Кардано много писал о различных видах магии. Одни, считал этот гений, основаны на использовании скрытых сил вещей, другие на влиянии звезд, некоторые на отделении души от тела, на отношениях между человеком и природой и т.п.
Кардано создал оригинальную космологию, согласно которой первоматерия состоит из трех элементов - Воды, Воздуха и Земли, а Огонь - лишь форма существования всепроникающего небесного тепла.
Большой интерес представляет также проведенный Кардано астрологический анализ религий. Вслед за Помпонацци он объяснял возникновение, расцвет и упадок религий влиянием небесных тел.
Кроме этого Кардано специально занимался проблемой влияния звезд на драгоценные камни. Камни, как учил этот великий итальянец, обладают особыми силами, которых не имеют мягкие ткани растения или животного. Так, гиацинт, носимый человеком, пострадавшим от сглаза, бледнеет и теряет блеск.
Нет такого драгоценного камня, который не обладал бы великими достоинствами. Одни помогают продлить жизнь, другие обрести богатство, физическую силу, здоровье, любовь, удачу.
Однако камни могут делать человека ленивым, робким, печальным. Важно, при каком положении звезд изготовлено украшение с камнями, так как камень перенимает силу небесных светил. Любопытно, что все то, о чем говорил Кардано применительно к камням, подтверждается не только современными эзотериками, но и учеными.
У самого Кардано был чудесный изумруд, который охранял его, открыл ему многие тайны, однако в то же время не научил его, как помочь себе самому и своим сыновьям. Дело в том, что первенец Кардано был казнен, а младший отпрыск - Альдо, подобно отцу и деду, стал страстным игроком. Настолько страстным, что однажды проиграл все, что имел, включая одежду.
Чтобы расплатиться, он похитил у отца деньги и драгоценности. Много раз Альдо сидел в тюрьме, но Кардано всегда выручал своего наследника. Он знал, что другого у него не будет. Кардано был, так сказать, классической иллюстрацией выражения: "Сапожник без сапог".
Собственные беды Кардано связывал с тем, что слишком часто пользовался помощью духов. Они никогда не оказывают эту помощь бескорыстно, при этом плата за их услуги всегда неизмеримо больше, чем помощь. (Вот бы об этом помнили современные специалисты по магии и оккультизму!) Однако дар вступать в контакт с духами дается немногим людям, поэтому отказаться от помощи владык потустороннего мира практически никто не способен.
В 1570 г. Кардано, несмотря на свои обширные связи в Ватикане, был арестован по обвинению в ереси. Причиной тюремного заключения стало его неуемное научное любопытство. Ересь Кардано заключалась в том, что он составил гороскоп не кого-нибудь, а самого Иисуса Христа (а потом и Мухаммеда), и доказывал, будто все события их жизни определялись влиянием звезд.
Кардано провел в заточении только несколько месяцев, но в итоге серьезно пострадал: ему было запрещено занимать пост в университете и публиковать свои работы.
Тогда Кардано отправился в Рим, где на престоле святого Петра сидел его старый пациент Никколо Сфрондати, ныне - Папа Григорий XIV. Папа простил ученого, так как с детства знал, что он все делает искренне, следуя своему увлечению. Папа разрешил Кардано возобновить медицинскую практику и даже назначил ему небольшую пенсию.
Умер Джироламо Кардано 21 сентября 1576 г., за три дня до своего 75-летия, как он и предсказал в составленном собственноручно гороскопе.
В честь Кардано назван лунный кратер Cardanus.
Дата смерти:
21.09.1576
Наука: Математики , Философы
История: Астрологи
Место смерти:
Георафия жизни:
Италия, Шотландия
Род деятельности:
Математик, философ, врач, астролог
Кардано (Cardano, Cardan) , Джироламо (24.09.1501, Павия - 21.09.1576, Рим) - знаменитый итальянский математик, философ, врач, астролог и азартный карточный игрок, известный не только своей эрудицией и большой ученостью, но и необыкновенным самомнением, нелепыми причудами и эксцентричными выходками. Незаконнорожденный сын математически одаренного правоведа, бывшего другом великого Леонардо да Винчи, он поступил в 1520 г. в университет в Павии, а потом изучал медицину и математику в Падуе, Милане и Болонье. Обладая неуживчивым характером и отличаясь в жизни эксцентричным поведением, он почти не имел близких друзей и испытывал трудности в поисках места в жизни. В конце концов, он все-таки приобрел репутауцию искусного врача и его оценили при дворах знати. (Он посетил Шотландию в 1552 г., где ему удалось вылечить архиепископа собора Святого Андрея.) Как врач он впервые описал симптомы и течение брюшного тифа. Пользовался славой астролога и был сведущ в оккультных науках и магии. Однако в наши дни его имя связано главным образом с его достижениями в области алгебры. Он опубликовал формулы решения уравнений третьей и четвертой степени (т. н. формулы Кардано) в книге « Ars magna » (1545). Злые языки поговаривают, что формула решения кубического уравнения доверительно была сообщена ему математиком , который позднее уверял всех, что Кардано божился не использовать это в своих целях (вследствие этого Кардано впутался в тяжбу с Тартальей). Формулу решения уравнения четвертой степени получил ученик Кардано студент Лодовико Феррари (Lodovico Ferrari). К чести Кардано надо сказать, что в предисловии к своей книге он публично благодарит обоих. Он был первым, предложившим способ извлечения корней из отрицательных чисел. Кардано содержал себя тем, что был удачливым карточным игроком и неплохим шахматистом. Он написал книгу об игре случая - « Liber de ludo aleae » (опубл. только после его смерти, в 1663 г.), в которой содержится толкование понятия вероятности. Кардано изобрел несколько механических устройств, например, замок с цифровой или буквенной комбинацией, карданный вал - устройство, позволяющее вращательное движение трансформировать в движение поступательное (используется в движительных механизмах до сих пор). Он внес свой вклад в гидродинамику и уже в свое время заявлял, что «вечное движение невозможно», за исключением «движений небесных созданий». Кроме математических и медицинских трудов, ему принадлежат научно-популярные трактаты энциклопедического характера «О тонкости вещей» (« De Rerum Subtilitate » ) и «О разнообразных вещах» (« De Rerum Varietate » ), в которых, рассказывая о научных фактах и достижениях, снабжает читателя полезными советами по ведению домашнего хозяйства вперемежку с фантастическими сведениями о могущественных магах, алхимиках, прорицателях. Книги эти имели постоянный читательский успех и часто переиздавались, так как Кардано порой сознательно присочинял и пересказывал заведомые басни, стараясь читателя не только поучать, но и развлекать. Кардано вел беспокойную жизнь, а его семья пользовалась дурной репутацией. Его старший и любимый сын был казнен в 1560 г., обвиненный в отравлении неверной жены. Дочь Кардано, как утверждают, была проституткой и умерла от сифилиса, что подвигло отца написать медицинский трактат об этой болезни. Его младший сын был заядлым картежником и крал у отца деньги. Сам Кардано был обвинен в ереси (1570), когда рассчитал гороскоп Иисуса Христа, причем к инициации судебного преследования Кардано приложил руку его младший сын. Кардано был арестован и провел несколько месяцев в тюрьме, где его заставили отречься от гороскопа и отказаться от профессорской должности. Он переселился в Рим и последние годы жил в «вечном городе» на пенсию, которую выплачивали ему по распоряжению римского папы Григория XIII, и работал над собственным жизнеописанием, которое не успел завершить («Моя жизнь» , « De Vita propria » , есть рус. пер.). Он умер в день, который некогда предсказал, возможно, уморив себя голодом. Из высказываний Кардано: «Не доводите своего врага до мысли, что он может спасти себя не иначе, как погубив вас». «[Кардано] не стеснял себя никакими заповедями стоической добродетели. Он не щадит ни себя, ни мир: ведь и начался его жизненный путь с неудачной попытки матери вытравить плод. <…> Кардано признается, что был шулером, не раз желал мести, был глух ко всякому раскаянию, намеренно стремился причинить боль словом, - но он сознается во всем этом не с упрямством закоренелого злодея, не с благочестием кающегося грешника и не из соблазна порисоваться, но скорее из простого, объективного стремления к истине, свойственного естествоиспытателю. Но всего скандальнее ощущение счастья, которое этот семидесятишестилетний старец умудрился сохранить, несмотря на ужаснейшие испытания [например, казнь его старшего сына, отравившего свою неверную супругу], несмотря на утрату веры в людей: у него ведь остался еще внук, его сочинения пользуются славой, он обладает огромными знаниями, состоянием, высоким положением, почетом, могущественными друзьями, ключами к самым сокровенным тайнам и, что всего лучше: верой в Бога. Под конец он пересчитывает зубы у себя во рту: их еще пятнадцать» (Я. Буркхардт , «Культура Италии в эпоху Возрождения»). -- По мнению Джордано Бруно, «Кардано… уподобляется грубому и безумному сочинителю басен, хотя в тысячу раз более учен».
Карточка знаменитости | |
Кардано Джероламо | |
Родился | 24 сентября 1501 |
---|---|
Умер | 21 сентября 1576 |
Деятельность | итальянский медик, математик, философ, инженер и астролог |
Достижения | Внес огромный вклад в развитие различных отраслей медицины, в частности показал значение общего здорового состояния организма в терапии разных заболеваний, описал брюшной тиф, исследовал сифилис, гонорею и другие болезни |
Биография
Джероламо Кардано родился в итальянском городе Павии в Ломбардии. Он был побочным ребенком юриста Фачио Кардано. Джероламо в своей автобиографии утверждал, что его мать пыталась сделать аборт . Детство у мальчика было трудным, он очень часто болел.
В 1520 г. Кардано поступил в Павийский университет на факультет медицины вопреки желанию отца, который хотел, чтобы его сын изучал юриспруденцию. В связи с закрытием университета, Джероламо закончил обучение уже в университете Падуи (в 1526 г.). Из-за своего конфронтационного и эксцентричного характера, а также факта незаконного рождения, молодому медику было тяжело найти работу, но он сумел приобрести хорошую репутацию как врач. Кардано преподавал в Падуи и Павии. В 1535 г. получил звание профессора математики, а в 1539 г. его приняли в Миланскую коллегию медиков.
С 1562 г. преподавал медицину в Болонье, но занятие иными науками не прекратил. Кроме этого, Кардано составлял астрологические гороскопы и альманахи. За составление и опубликование гороскопа Иисуса Христа в 1570 году, ученого обвинили в ереси и поместили в тюрьму на несколько месяцев. Он вынужден был ехать в Рим, чтобы попросить у Папы Римского Пия V отпущения грехов. Согласно легенде, убежденный астролог Кардано предсказал дату своей смерти, поэтому покончил жизнь самоубийством.
Вклад в медицину
Кардано был пионером в области лечения аллергии . Когда к нему обратился Сент-Эндрюсский архиепископ Джон Гамильтон из Шотландии, который более 10 лет страдал астмой, врач более месяца наблюдал за пациентом и назначил ему лечение - диету, водные процедуры и перемену всей бытовой обстановки. Пуховая перина епископа была заменена шелковым матрацем, кожаная подушка – льняной, набитой мелкорубленой соломой. Гамильтон быстро почувствовал облегчение. Скорее всего, причиной болезни были куриные перья и пух.
Знаменитый медик излечил главу августинского ордена в Милане по имени Франческо Гадди от золотушной инфекции (туберкулоидной проказы). Кардано пришел выводу, что основной причиной недуга было пренебрежение всеми телесными потребностями. Медик предписал пациенту регулярные физические упражнения, полноценный сон, частое купание, ношение белья на голое тело (вместо мешковины) и диету из рыбы и вина. Через некоторое время Гадди полностью восстановил свое здоровье. Подобные методы Кардано успешно применил в отношении других больных, страдающих туберкулезом.
Кардано был первым, кто описал брюшной тиф. Врач установил, что это заболевание передается через блох и вшей. В области хирургии он разработал быстрый способ оперирования грыжи. Также медик изучал сифилис и гонорею , определил последовательность менструаций, открыл методы лечения подагры, установил различие между корью и петехиальной лихорадкой, разработал методику обучения слепых и глухонемых. Кроме этого, он занимался проблемами психиатрии, особенное внимание уделял эпилепсии.
Другие достижения
Хотя Кардано почти всю свою жизнь занимался медициной, он внес вклад во многие другие области науки. К примеру, ученый первым в Европе использовал алгебраические отрицательные корни уравнений, написал труд по теории вероятностей в азартных играх. В области механики Кардано описал множество разных механизмов, в т.ч. собственные изобретения – кодовый замок, карданный вал и др. Предложил несложную решетку для кодировки сообщений.
Знаменитые медики всех времён | ||
---|---|---|
Австрийские | Адлер Альфред Ауэнбруггер Леопольд Брёйер Йозеф Ван Свитен Гаен Антониус Селье Ганс Фрейд Зигмунд | |
Античные | Абу Али ибн Сина (Авиценна) Асклепий Гален Герофил Гиппократ | |
Британские | Браун Джон Гарвей Уильям Дженнер Эдвард Листер Джозеф Сиденгам Томас | |
Итальянские | Кардано Джероламо Ломброзо Чезаре | |
Немецкие | Бильрот Христиан Вирхов Рудольф Вундт Вильгельм Ганеманн Самуэль Гельмгольц Герман Гризингер Вильгельм Грэфенберг Эрнст Кох Роберт Крепелин Эмиль Петтенкофер Макс Эрлих Пауль Эсмарх Иоганн | |
Российские | Амосов Н. М. Бакулев А.Н. Бехтерев В.М. Боткин С.П. Бурденко Н.Н. Данилевский В.Я. Захарьин Г.А. Кандинский В.Х. Корсаков С.С. Мечников И.И. Мудров М.Я. Павлов И.П. Пирогов Н.И. Семашко Н.А. Сербский В.П. Сеченов И.М. Склифосовский Н.В. Фёдоров С.Н. Филатов В.П. | |
Французские |
-------
| сайт collection
|-------
| Юрий Полунов
| Рафаил Гутер
| Джироламо Кардано
-------
Этот исключительный гений поверг все будущие поколения в сомнения относительно него. Приходится верить, что величайший разум очень тесно связан с величайшим сумасбродством, или его характер останется неразрешимой загадкой.
Г. Э. Лессинг (1729–1781)
Его жизнь – одна из наиболее необычных, которые мы знаем. Впадая из одной крайности в другую, из противоречия в противоречие, он соединял возвышенную мудрость и невероятную нелепость.
Г. Морли (1822–1894)
Он весьма ученый философ и врач нашего времени, но в то же время он больше похож на больного, находящегося в бреду, чем на нормального человека.
Ф. Санхец (1552–1632)
Он переполнен таким количеством опрометчивых идей, что практически не в состоянии критически отнестись даже к одной сотой части их.
И. Кеплер (1571–1630)
Никого нет мудрее его, когда он прав, и никого безумней, когда неправ.
Г. Бургаве (1668–1738)
Мы не должны говорить о том, что его великий ум смешан с безумием, но напротив, что его безумие смешано с великим умом.
Г. Нодэ (1600–1653)
Кардано… уподобляется грубому и безумному сочинителю басен, хотя в тысячу раз более учен.
Д. Бруно (1548–1600)
Он в своих столь объемистых томах не передал потомству по этому вопросу ничего такого, что было бы достойно философа, а лишь некоторые сведения, взятые и списанные у других авторов или неудачно придуманные.
У. Гильберт (1564–1603)
Гений, но не характер.
М. Кантор (1829–1920)
Я обязуюсь найти у Кардано мысли каких угодно авторов.
Ш. Л. Монтескье (1689–1755)
Кардано рассматривает науку везде в связи со своей личностью, со своим образом жизни. Поэтому из его произведений обращается к нам естественность и живость, которая нас притягивает, возбуждает, освежает и заставляет действовать. Это не доктор в долгополом одеянии, который поучает нас с кафедры, а человек, который прогуливается рядом, делает замечания, удивляется, порой переполняется болью и радостью, а это все завораживает нас.
В. Гёте (1749–1835)
Не был он ровен ни в чем! Иногда он так скоро, бывало, ходит, как будто бежит от врага; иногда выступает важно, как будто несет он священную утварь Юноны!.. То о царях говорит и тетрархах высокие речи, то вдруг скажет: «Довольно с меня, был бы стол, хоть треногий, соли простая солонка, от холода грубая тога!»
Гораций.
«Сатиры»
Шестнадцатый век – Чинквеченто – последний век Возрождения, этой героической и возвышенной эпохи, когда, по словам историка, «человек дрожал, как натянутая струна, приведенная в движение смычком: он проявлял исключительную энергию, гениальную изобретательность, умопомрачительную фантазию и с неслыханной быстротой достигал высот чистейшего героизма». Возвращенная культура классической древности, высокие нравственные ценности дохристианской цивилизации, великие художественные творения античности, открывшиеся человеку, сняли пелену с его глаз, разорвали цепи гиганта, и он превратился в творца и созидателя, гуманиста, философа, ученого, поэта, художника, с непостижимой щедростью и безоглядной верой в свои силы создающего пантеон собственной славы.
Чинквеченто – это век Леонардо да Винчи, Тициана, Лудовико Ариосто, Торквато Тассо, Микеланджело Буонаротти, Николая Коперника, Эразма Роттердамского, Тихо Браге, Мартина Лютера, Фернана Магеллана, Андреаса Везалия, Франсуа Виета, Джордано Бруно и многих, многие других.
Это век, когда Земля была низвергнута с пьедестала и перенесена из центра Вселенной на орбиту, по которой она вращалась вокруг великого и неподвижного Светила. Этим был нанесен сокрушительный удар по религиозному антропоцентризму, ибо если Земля – рядовая планета, то и человек – не венец божественного творения. А еще раньше монах-августинец Мартин Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге лист со своими знаменитыми богословскими тезисами, положив тем самым начало конца религиозного монополизма католической церкви. Церковная реформация отторгла от папской власти целые страны и народы. Перед угрозой дальнейшего падения авторитета Римской церкви ее руководители приняли ряд энергичных мер, и во второй половине века религиозный либерализм Возрождения сменился жестокой ортодоксией, свойственной испанскому католицизму.
Темная ночь, опускавшаяся на Европу, захватила в первую очередь родину Возрождения, где, по выражению Макиавелли, власть папы была недостаточно сильной, чтобы объединить страну, но достаточно сильной, чтобы такому объединению воспрепятствовать. Государственно раздробленная, состоявшая из многочисленных мелких монархий и городских республик, Италия стала легкой добычей двух могущественных держав – Франции и Испании. Соперничество между ними привело к тому, что французы в конце концов были вытеснены из страны и большая ее часть оказалась под пятой испанских Габсбургов: по мирному договору 1559 г. Испания получила Ломбардию, южную часть страны и Сицилию. Так в Италии XVI века гнет религиозный соединился с гнетом чужеземного владычества, и этот двойной пресс, усиленный общим экономическим упадком в стране, в начале следующего века переместил родину Возрождения на второй план театра европейской истории.
В это трудное время в Италии жил великий итальянский математик, врач, философ, астролог, изобретатель и писатель Джироламо Кардано. Его долгая и бурная жизнь была полна взлетов и падений: он то становился аскетом, то предавался всевозможным излишествам;
он знал застенки инквизиции и дворцы вельмож; ему пришлось познать голод, нищету, унижения, обиды, но и приобрести репутацию лучшего врача Европы, советов которого домогались римские папы и государи, вкусить славы великого математика, известного литератора, автора многих десятков книг. Почти ровесник своего века, он усвоил и принял все его предрассудки и заблуждения: гениальные алгебраические открытия у него соседствовали со средневековыми представлениями о мире, описания хитроумных механизмов перемежались сообщениями о чудесах, различных пророчествах и чудищах. Бесстрашный философ, отрицавший бессмертие души, он приходил в трепет от любого дурного предчувствия и твердо верил в амулеты, признавал «вещие сны», другие предзнаменования, мистическую власть чисел.
Для нас, конечно, важны не заблуждения Кардано, столь характерные для его времени, а замечательные математические открытия и смелые философские построения. История навсегда сохранит его имя среди имен тех, кто, по выражению А. И. Герцена, «приготовил пропилеи новой науки»: «Во главе их (не по времени, а по мощи) – Джордано Бруно, потом Ванини, Кардан, Кампанелла, Телезий, Парацельс и другие. Главный характер этих великих деятелей состоит в живом, верном чувстве тесноты, неудовлетворенности в замкнутом кругу современной им науки, во всепоглощающем стремлении к истине, в каком-то даре предвидения ее».
Жизни и творчеству Джироламо Кардано посвящены сотни статей, около двух десятков биографий ученого выпущено в разное время в Италии, Англии, Франции, Германии, США. На русском языке публикации о нем сравнительно малочисленны, а сколько-нибудь подробная биография отсутствует. Предлагаемая читателю книга является попыткой восполнить этот пробел. При работе над ней мы использовали, прежде всего, автобиографическую книгу Кардано «О моей жизни», а также публикации отечественных и зарубежных авторов.
Первый вариант книги «Джироламо Кардано» вышел тридцать лет тому назад и получил благожелательные отзывы читателей. За прошедшие годы появилось много интересных данных о выдающемся итальянском ученом – так родилась новая книга, которую читатель держит в руках. К сожалению, ее не увидит Рафаил Самойлович Гутер (1918–1978) – обаятельный, энциклопедических знаний человек, мой учитель, друг и соавтор.
Ю. Л. Полунов
Сентябрьским днем 1501 года через городские ворота Милана по дороге, что вела в Павию, торопливо прошла молодая вдова, которую звали Клара Микери. Покидая город, она спасалась не только от чумы, унесшей множество жизней, но и от гнева Фацио Кардано: этот человек противился появлению на свет своего ребенка, которого Клара носила под сердцем…
Фацио было тогда пятьдесят шесть лет. Доктор права и медицины одновременно, «хорошо сведущий в математике», он пользовался в Милане известностью благодаря своей учености, вспыльчивости и далеко не добродушному юмору. Может быть, поэтому его дважды пытались отравить, но он поплатился только потерей всех зубов. У сгорбленного и косноязычного Фацио «лицо… было румяное, а глаза белесоватые и способные хорошо видеть в темноте». Как член городской коллегии юристов он носил красную суконную одежду, а голову постоянно прикрывал черной шапочкой, так как «некоторые части черепа были у него удалены вследствие полученной раны». К деньгам Фацио относился беззаботно и легко давал в долг; в кругу знакомых слыл любителем порассказать всякие загадочные истории, но друзей имел немного. Среди них он выделял сенатора Анджело Сельватико, своего бывшего ученика, и механика Галеаццо дель Россо, изготовлявшего замечательные мечи и небывалой крепости доспехи. Фацио Кардано верил в духов и демонов и превыше всего почитал великого геометра эллинов Евклида. На хлеб насущный он зарабатывал как юрист, а также как преподаватель гражданского права и математики; был близок кругу миланских ученых и инженеров, в который входили математик Лука Пачоли, архитектор Донато Браманте, члены инженерной коллегии Пьетро Монти, Джакомо Андреа Феррари и Леонардо да Винчи. Великий Леонардо неоднократно советовался с мессером Фацио по вопросам геометрии.
Однажды некий миланский издатель вознамерился опубликовать нечто полезное для ученых своего города. Он обратился к Фацио за советом и помощью, и тот охотно подготовил к печати рукопись по геометрической оптике «Perspectiva Communis», принадлежавшую перу архиепископа кентерберийского Джона Пекэма (12401292). Фацио Кардано не только исправил многочисленные ошибки архиепископа, но и снабдил трактат дополнениями и комментариями. Книга, вышедшая в свет в 1480 году, имела большой успех и была затем переиздана в Лейпциге, Венеции, Нюрнберге и Париже.
Таким при первом знакомстве предстает перед нами человек, гнева которого страшилась вдова Клара Микери.
Джироламо Кардано так писал о своем появлении на свет: «Я родился, а вернее был извлечен из чрева матери, с курчавыми черными волосами и без признаков жизни; меня привели в чувство лишь ванной теплого вина.» Это произошло в Павии, в доме Исидора деи Рести, богатого горожанина и знакомого Фацио, около семи часов вечера 24 сентября 1501 года. Позднее Джироламо отмечал: «Положение планет предвещало, что я непременно должен был родиться уродом, чего едва не произошло… [мне] будут присущи некоторая хитрость и отсутствие свободы духа, а вместе с тем склонность к опрометчивым и необдуманным решениям».
Гороскоп Джироламо Кардано, составленный им же
Родившись в Павии, Джироламо, однако, всегда считал себя миланцем. В этом городе и в его окрестностях в течение многих веков жили члены семьи Кардано: еще в 1189 году префектом Милана был Милоне Кардано, а спустя полтора столетия Франческо Кардано возглавил ополчение герцога Маттео Висконти. Кое-кто утверждал даже, что семья Кардано является ветвью знатного рода Кастильоне, давшего папу Целестина IV, понтификат (первосвященство) которого продолжался всего пять месяцев. Правда, сам Джироламо на этой версии особо не настаивал, хотя на титульных листах своих первых книг именовал себя «Джироламо Кастильоне Кардано, Миланец». Он любил Милан и гордился им.
Ломбардия – север Италии, плодороднейший район страны. В центре его, на перекрестке путей, соединяющих полуостров с Францией, Германией и Швейцарией, и расположился богатый и могущественный Милан. Сто семьдесят лет (1277–1447) городом владел талантливый и энергичный род плутократов Висконти. Три года в Милане была республика, затем власть захватил зять последнего Висконти кондотьер Франческо Сфорца, присвоивший себе титул герцога Миланского. Сфорца – идеал воина эпохи Возрождения: атлетически сложенный, красивый, храбрый. Никто не мог превзойти его в рукопашной схватке, верховой езде, фехтовании. Он разделял со своими солдатами трудности походной жизни, славился как прекрасный военачальник и дипломат.
Милан. Большая больница (Ospedale Maggiore)
По мнению большинства историков, правление первого Сфорца было таким же успешным, как и его походы. Он организовал общественные работы, укрепил ирригационную систему Ломбардии, под его покровительством архитектор и скульптор Антонио Филарете построил Ospedale Maggiore – Большую больницу. Он поощрял науки, искусства и ремесла; пригласил в Милан известных гуманистов, побудил Винченцо Фоппа открыть в городе знаменитую впоследствии художественную школу; при нем на всю Европу гремела слава миланских оружейников. По приказу герцога архитектор Аристотель Фиораванти, будущий строитель Успенского собора в Московском Кремле, начал сооружать Castello Sforzzesco – Миланский замок, высокие и толстые стены которого, укрепленные частыми контрфорсами, тянулись на шесть с половиной миль.
Милан. Кастелло Сфорцеско (Castello Sforzzesco)
После смерти Франческо в 1466 году власть перешла к его сыну Галеаццо Марии пьянице, развратнику и убийце, который в 1476 году был заколот тремя юношами в миланской церкви Св. Стефана. Наследнику второго Сфорца было в то время всего семь лет, и вместо него начал править его дядя Лодовико, четвертый сын Франческо, прозванный Моро за то, что был черноволос и темноглаз. Лодовико – один из образованнейших людей Италии того времени, хитроумный дипломат, покровитель искусств и наук. При нем могущество Милана достигло наивысшего уровня, но сам Моро стал жертвой собственных политических интриг, способствовавших началу так называемых «итальянских войн», и умер в 1508 году пленником во Франции. В 1494–1535 годах Милан превратился в арену боевых действий между французами и испанцами. Герцоги Сфорца переходили то на одну, то на другую сторону и, в конце концов, потеряли город, который был присоединен к владениям Карла V. Отныне судьбой миланцев распоряжались вице-короли – правители, которых назначал испанский император.
Но Милан – это не только могущество и богатство, это еще и красота. Этот город всегда славился своей архитектурой: в конце XV века Пьетро Антонио Солари и Джованни Антонио Амадео украшали его здания пленительными мраморными и терракотовыми рельефами, во второй половине XVI века здесь творил гениальный Браманте. Великий француз Анри Бейль, больше известный под своим литературным именем Стендаль, писал «о естественности в обращении, доброте и величайшем искусстве быть счастливым, которое здесь столь широко распространено». Влюбленный в этот город, он пожелал в собственной эпитафии назвать себя «Арриго Бейлем, Миланцем».
Считалось, что младенцу, выжившему при тяжелых родах, суждена долгая жизнь. К тому же все Кардано и Микери отличались долголетием. Но Джироламо как будто не желал следовать этому обычаю. Ему не исполнилось и месяца, как от чумы умерла его первая кормилица, а у самого младенца на лице появились пять нарывов, которые затем превратились в оспины. Пока подыскивали новую кормилицу, мальчика взяла к себе мать, продолжавшая жить в доме деи Рести. Тридцатичетырехлетняя Клара, дочь математика Джакомо Микери, «была вспыльчива, обладала хорошей памятью и даровитостью, была невысокого роста, скорее тучная, и отличалась благочестием», что, как мы видим, не помешало ей иметь внебрачного ребенка. Когда Джироламо было чуть больше месяца, дети Клары от брака с неким Антонио Альберио – два сына и дочь – умерли от чумы в Милане.
Новая кормилица была найдена в Мойраго, местечке, расположенном в семи милях от Милана. Чтобы обезопасить мальчика от «черной смерти», его искупали в уксусе и еще мокрого после ванны увезли из города. Но в Мойраго он стал быстро худеть, животик его вздулся и стал твердым, как барабан. Мальчика передали следующей кормилице. Там он прижился и провел несколько лет – ребенка отняли от груди лишь на третьем году жизни. Когда Джироламо исполнилось четыре года, мать забрала его в Милан. Здесь она поселилась с сыном и сестрой Маргеритой в доме на Песчаной улице, который снял для них престарелый Фацио, не пожелавший, однако, обвенчаться с Кларой и жить с ними. Джироламо не раз слышал жалобы матери на горькую судьбу. Да и сам он, noto, незаконнорожденный, значительно чаще встречался в детстве с розгой, чем с лаской. Его часто и без причины пороли – и мать, для которой он был обузой и позором, и отец, который, хотя и не жил с семьей, но считал своим долгом принимать участие в наказаниях сына, и тетка, которая, как писал потом Кардано, «казалось, совсем была лишена желчного пузыря», ибо всю свою желчь изливала на несчастного ребенка. После побоев Джироламо обычно заболевал, и первые годы сознательной жизни остались в его памяти временем страха и боли.
Когда мальчику исполнилось семь лет, родители отказались от телесных наказаний. Может быть, они приняли такое решение по совету доктора Лаццаро Санчино, в дом которого на улице Майнов Фацио перевез семью. В доме Санчино мальчик обрел, наконец, некоторую видимость семейного очага, так как Фацио решил поселиться под одной крышей с Кларой, впрочем, так и не вступив с ней в брак.
Одна из старейших построек Милана – базилика Св. Лаврентия
Однако жизнь с отцом не стала для мальчика благом, хотя его больше не пороли – даже тогда, когда он, казалось, вполне этого заслуживал. Старику нужен был famulus, слуга, который сопровождал бы его повсюду, неся сумку с бумагами, книгами и всем прочим, что требовалось юристу, обходящему своих клиентов. Эту заботу взвалили на хрупкие плечи семилетнего Джироламо. Целыми днями он мотался за отцом по городу, таща слабыми ручонками тяжелую сумку и слушая язвительные замечания, которые острые на язык миланцы отпускали в адрес Фацио и Клары. Ежедневное «усиленное и почти беспрерывное движение» очень утомляло мальчика. Он глубоко страдал от того, что ни мать, ни тетка никогда не высказывали ему сочувствия, не жалели и не заступались за него перед Фацио. По ночам усталость и дневные обиды нередко оборачивались фантастическими сновидениями, от которых мальчик просыпался возбужденный, с сильно колотящимся сердечком.
Но несмотря на равнодушное, если не сказать жестокое, отношение родителей Джироламо впоследствии никогда не отзывался о них непочтительно. Он лишь замечал: «.они были мало постоянны в своей любви к сыну. Отец казался более добрым ко мне и более нежно любил меня, чем мать». А вся-то любовь Фацио проявлялась в том, что он иногда разрешал сыну понежиться утром в постели. Вспоминая в старости свое безрадостное детство, Кардано об этих утренних минутах говорил как о самых счастливых. Лежа в постели, он предавался грезам, одно видение сменялось другим, «появлялись замки, дома, животные, всадники, растения, деревья, музыкальные инструменты, театры, люди, одетые в разнообразные одежды и разного вида, главным образом трубачи, как будто игравшие на трубах, но не издавая при этом никакого звука; затем видел я воинов, толпы народа, поля… луга, леса и множество других вещей… Я с большим увлечением предавался этому созерцанию».
Джироламо часто и подолгу хворал. Однажды – это случилось на восьмом году жизни – он заболел так сильно, что домашние смирились: мальчик не жилец на этом свете. Но, проболев семь или восемь месяцев, он вопреки молчаливому приговору окружающих поправился (Фацио был убежден, что тут не обошлось без вмешательства св. Иеронима, которого он просил о помощи, убедившись в бессилии врачей). Кардано запомнил этот день, потому что тогда «французы, победив на берегах Адды венецианские войска, устроили по случаю победы празднество». Из окна своей комнаты худой рыжеволосый мальчик, очень бледный и очень серьезный, смотрел на сверкающие под лучами майского солнца доспехи французских солдат, маршировавших по миланским улицам, слышал ржание лошадей и военную музыку.
Французы пришли в Италию уже в третий раз. В августе 1494 года король Карл VIII перевалил через Альпы с огромным по тому времени войском и артиллерией и прошел страну с севера на юг, грабя и разрушая все на своем пути. Так начались итальянские войны, длившиеся шестьдесят пять лет. Италия, не имевшая тогда централизованной власти, представляла собой неустойчивый конгломерат небольших государств: Венецианской Республики (основные города – Венеция, Падуя, Верона, Брешия), герцогства Милан (Милан, Павия, Кремона), Папской области (Рим, Равенна, Болонья), Флорентийской республики, Неаполитанского королевства и других. Такая политическая раздробленность страны явилась решающим обстоятельством, определившим ход итальянских войн.
В конце концов французы были вытеснены из страны, но не итальянцами, а испанцами, которых возглавлял император Священной Римской империи Карл V. В 1527 году его огромная армия, состоявшая из испанских солдат и немецких наемников, опустошив большую часть Италии, захватила и разграбила Рим. И хотя боевые действия продолжались еще около тридцати лет, хозяевами положения в стране стали испанцы.
Болезнь на время избавила Джироламо от роли слуги, но, едва окрепнув, ему опять пришлось таскать тяжелую отцовскую сумку. Правда, Фацио стал немного снисходительнее к сыну. Беседуя с ним во время хождений по Милану, он не мог не заметить смышлености мальчика, его тяги к знаниям и той легкости, с какой тот усваивал все новое. И старик стал смотреть на мальчика иными глазами: теперь он видел в нем формирующуюся личность, а не просто некое существо о двух ногах, пригодное лишь для того, чтобы безропотно волочить за ним пожитки. Фацио обучил сына чтению и письму, затем познакомил с началами арифметики и астрологии, а когда мальчику стукнуло двенадцать лет, заставил изучать первые шесть книг Евклида. Он теперь много говорил с сыном, рассказывая ему всякие истории, преимущественно о разных чудесах. Эти рассказы необычайно нравились Джироламо и оставили в его душе неизгладимый след, хотя, конечно, такое воспитание и образование «на ходу» скорее тревожило воображение Джироламо, чем давало ему прочные основы знаний. Кое-как он пополнял их, с жадностью читая отцовы книги, не все, разумеется, в них понимая.
Переменив несколько домов, Фацио поселился с семьей у своего родственника Алессандро Кардано и взял к себе в услужение двух племянников. Джироламо стало легче – теперь он сопровождал отца вместе с одним из своих двоюродных братьев.