Систематическое положение человека в номенклатуре живых существ. Урок онлайн
Вопрос 1. Охарактеризуйте систематическое положение человека в животном мире.
Человек относится к типу Хордовых, подтипу Позвоночных, классу Млекопитающих, подклассу Плацентарных, отряду Приматов, подотряду Человекоподобных (антропоиды-Высшие обезьяны) приматов, надсемейству Высших узконосых обезьян, семейству Гоминид (Людей),единственному роду Человек (Homo) с единственным видом Человек разумный (Homo Sapiens).
Кроме подотряда антропоидов, к приматам относят еще лемуров и долгопятов.
Вопрос 2. Укажите признаки человека как представителя класса млекопитающих.
Человека можно отнести к классу Млекопитающие по следующим признакам:
семь шейных позвонков;
волосяной покров, потовые и сальные железы кожи;
хорошо развитые губы и мускулистые щеки;
диафрагма и альвеолярные легкие;
ушная раковина и три слуховые косточки среднего уха;
одна дуга аорты (левая) и безъядерные эритроциты;
теплокровность;
молочные железы, забота о потомстве;
сходство в развитии зародыша.
Вопрос 3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?
Человека с человекообразными обезьянами (понгидами) роднят большая величина тела, отсутствие хвоста и защечных мешков, хорошее развитие мимической мускулатуры, сходная структура черепа и скелета вообще. Кроме того, общими у людей и человекообразных обезьян являются группы крови и резус-фактор, сходство хромосом (из 23 хромосом 13 сходны с шимпанзе), различные заболевания, длительный срок беременности и продолжительный препубертатный (дорепродуктивный) период. Объединяет их и высокий уровень развития высшей нервной деятельности, способность к быстрому обучению, способность использовать орудия, хорошая память, богатые эмоции. В качестве примера можно привести эксперименты по обучению человекообразных обезьян языку глухонемых, в ходе которых гориллы и шимпанзе усваивали до 200-300 слов-жестов. Геном человека и шимпанзе совпадает на 98,5%.
Вопрос 4. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.
Существуют отличия человека от животных.
Человек - социальное существо, производящее орудия труда, использующее их для воздействия на природу. Человек имеет высокоразвитый мозг, обладает сознанием, мышлением, членораздельной речью и рядом анатомических особенностей, возникших в связи с трудовой деятельностью, свойственной только человеку. Отличия связаны с направлением эволюции. Человек и человекообразные обезьяны - две ветви отряда приматов, которые в сравнительно недавнее время отделились от общего родословного ствола.
Для человека характерно:
1. Приспособление к прямохождению. Позвоночник приобрел S-образную изогнутость, стопа имеет куполообразную форму. Это главные приспособления, обеспечивающие амортизацию ударов и сотрясений тела при ходьбе, прыжках, что важно для защиты головного мозга. Большой палец ноги выполняет функцию опоры. Таз шире, он принимает на себя давление органов в вертикальном положении. Грудная клетка плоская, сжата с боков, в связи с давлением, которое внутренние органы оказывают на ребра, вследствие горизонтального положения туловища при ходьбе. Мозговая часть черепа увеличилась и преобладает над лицевой. Отсутствуют надбровные дуги. Челюсти и жевательная мускулатура развиты слабее. В нижнем отделе тела особенно развиты ягодичные, четырехглавая, икроножная, камбаловидная мышцы. Последствия прямохождения связаны с ограничением быстроты передвижения, гипертонией, неподвижным крестцом, расширением вен на ногах, остеохондрозом.
2. Наличие гибкой кисти руки - органа труда, приспособленного к сложным движениям. Кисть человека специализирована как хватательный орган, хорошо подвижен большой палец. У человека руки короче ног.
3. Хорошо развит мозг. У человека сильно развиты височные, лобные и теменные доли, где находятся главнейшие центры высшей нервной деятельности. Поверхность мозга - 1250 см2. Поверхность коры в лобном отделе вдвое больше, чем у высших обезьян. Характерно появление речи, отвлеченное мышление, сознание.
4. Кожа, лишенная шерсти, стала гигантским рецепторным полем, способным приносить в мозг ополнительную информацию. Это послужило фактором интенсивного развития мозга. "Полысение" кожи - последняя биологическая предпосылка для становления человека как творческого социального существа.
Вопрос 5. Какое
Увеличение размера и усложнение структуры мозга обеспечили человеку возможность развития множества функций, таких как высокоорганизованная нервная деятельность, способность к обучению, наличие большого объема памяти и сложных эмоций, речи. Также они способствовали возникновению абстрактного мышления и способности к труду. Центры, связанные с органами чувств, обеспечивают тончайший анализ зрительной и слуховой информации, что позволяет нам воспринимать и понимать мимику и речь. Двигательные центры мозга осуществляют чрезвычайно точное и оперативное управление мышцами пальцев, голосовых связок и т. д. Во многом именно развитие мозга позволило человеку достичь той высокой ступени эволюционного развития, кото-рую он сейчас занимает.
Вопрос 1. Охарактеризуйте систематическое положение человека в животном мире.
Вид Homo sapiens (Человек разумный) относится к царству Животные, подцарству Многоклеточные, типу Хордовые, подтипу Позвоночные, отряду Приматы, подотряду Человекоподобные (антропоиды), секции Узконосые обезьяны, семейству Гоминиды. В семейство Гоминиды входит только один род Homo, а в этот род — только один вид Homo sapiens. Кроме подотряда антропоидов, к приматам относят еще лемуров и долгопятов.
Вопрос 2. Укажите признаки человека как представителя класса млекопитающих.
Человека можно отнести к классу Млекопитающие по следующим признакам:
семь шейных позвонков;
волосяной покров, потовые и сальные железы кожи;
хорошо развитые губы и мускулистые щеки;
диафрагма и альвеолярные легкие;
ушная раковина и три слуховые косточки среднего уха;
одна дуга аорты (левая) и безъядерные эритроциты;
теплокровность;
молочные железы, забота о потомстве.Вопрос 3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?
Человека с человекообразными обезьянами (понгидами) роднят большая величина тела, отсутствие хвоста и защечных мешков, хорошее развитие мимической мускулатуры, сходная структура черепа и скелета вообще.
Кроме того, общими у людей и человекообразных обезьян являются группы крови и резус-фактор, различные заболевания, длительный срок беременности и продолжительный препубертатный (дорепродуктивный) период. Объединяет их и высокий уровень развития высшей нервной деятельности, способность к быстрому обучению, хорошая память, богатые эмоции. В качестве примера можно привести эксперименты по обучению человекообразных обезьян языку глухонемых, в ходе которых гориллы и шимпанзе усваивали до 200-300 слов-жестов. Геном человека и шимпанзе совпадает на 98,5%.
Вопрос 4. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.
Человека отличает от человекообразных обезьян целый ряд признаков:
настоящее прямохождение и, как следствие, развитие длинных и мощных ног, сводчатой стопы, широкого таза, S-образного позвоночника;
гибкая кисть и чрезвычайно подвижные пальцы;
сложно устроенный головной мозг объемом около 1350 см 3 (у гориллы — 400 см 3);
развитые структуры гортани, которые обеспечивают способность к членораздельной речи;
наличие сознания, речи, сложного абстрактного мышления, способности к общественному труду.
Вопрос 5. Какое значение в антропогенезе имело увеличение объема мозга?
Увеличение размера и усложнение структуры мозга обеспечили человеку возможность развития множества функций, таких как высокоорганизованная нервная деятельность, способность к обучению, наличие большого объема памяти и сложных эмоций, речи. Также они способствовали возникновению абстрактного мышления и способности к труду. Центры, связанные с органами чувств, обеспечивают тончайший анализ зрительной и слуховой информации, что позволяет нам воспринимать и понимать мимику и речь. Двигательные центры мозга осуществляют чрезвычайно точное и оперативное управление мышцами пальцев, голосовых связок и т. д. Во многом именно развитие мозга позволило человеку достичь той высокой ступени эволюционного развития, которую он сейчас занимает.
Вопрос 1. Охарактеризуйте систематическое положение человека в животном мире.
Вид Homo sapiens (Человек разумный) от-носится к царству Животные, подцарству Многоклеточные, типу Хордовые, подтипу По-звоночные, отряду Приматы, подотряду Чело-векоподобные (антропоиды), секции Узконо-сые обезьяны, семейству Гоминиды. В семей-ство Гоминиды входит только один род Homo, а в этот род — только один вид Homo sapiens. Кроме подотряда антропоидов, к приматам от-носят еще лемуров и долгопятов.
Вопрос 2. Укажите признаки человека как представителя класса млекопитающих.
Человека можно отнести к классу Млеко-питающие по следующим признакам:
- семь шейных позвонков;
- волосяной покров, потовые и сальные же-лезы кожи;
- хорошо развитые губы и мускулистые щеки;
- диафрагма и альвеолярные легкие;
- ушная раковина и три слуховые косточки среднего уха;
- одна дуга аорты (левая) и безъядерные эритроциты;
- теплокровность;
- молочные железы, забота о потомстве.
Вопрос 3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?
Человека с человекообразными обезьяна-ми (понгидами) роднят большая величина те-ла, отсутствие хвоста и защечных мешков, хо-рошее развитие мимической мускулатуры, сходная структура черепа и скелета вообще.
Кроме того, общими у людей и человекообраз-ных обезьян являются группы крови и ре-зус-фактор, различные заболевания, длитель-ный срок беременности и продолжительный препубертатный (дорепродуктивный) период. Объединяет их и высокий уровень развития высшей нервной деятельности, способность к быстрому обучению, хорошая память, богатые эмоции. В качестве примера можно привести эксперименты по обучению человекообразных обезьян языку глухонемых, в ходе которых гориллы и шимпанзе усваивали до 200-300 слов-жестов. Геном человека и шимпанзе сов-падает на 98,5%.
Вопрос 4. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.
Человека отличает от человекообразных обезьян целый ряд признаков:
- настоящее прямохождение и, как следст-вие, развитие длинных и мощных ног, сводча-той стопы, широкого таза, S-образного позво-ночника;
- гибкая кисть и чрезвычайно подвижные пальцы;
- сложно устроенный головной мозг объ-емом около 1350 см 3 (у гориллы — 400 см 3);
- развитые структуры гортани, которые обеспечивают способность к членораздельной речи;
- наличие сознания, речи, сложного абст-рактного мышления, способности к общест-венному труду. Материал с сайта
Вопрос 5. Какое значение в антропогенезе име-ло увеличение объема мозга?
Увеличение размера и усложнение структу-ры мозга обеспечили человеку возможность развития множества функций, таких как высокоорганизованная нервная деятельность, способность к обучению, наличие большого объема памяти и сложных эмоций, речи. Так-же они способствовали возникновению абст-рактного мышления и способности к труду. Центры, связанные с органами чувств, обеспе-чивают тончайший анализ зрительной и слу-ховой информации, что позволяет нам воспри-нимать и понимать мимику и речь. Двигатель-ные центры мозга осуществляют чрезвычайно точное и оперативное управление мышцами пальцев, голосовых связок и т. д. Во многом именно развитие мозга позволило человеку до-стичь той высокой ступени эволюционного развития, которую он сейчас занимает.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- укажите признаки относящие человека к млекопитающим
- какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян
- положение человека в системе животного мира кратко
- признаки относящие человека к млекопитающим
- укажите признаки,относящие человека к млекопитающим
Положение человека в системе животного мира
1. К какому виду относят современного человека?
2. Что такое рудименты и атавизмы?
Развитие взглядов на происхождение человека.
История взглядов на происхождение человека гораздо древнее самой науки о происхождении человека - антропологии, которая возникла на рубеже XVIII- XIX вв. Ученые античного мира обсуждали вопросы появления человека и его места в природе. Например, Аристотель признавал предками человека животных . Он создал первую классификацию животных, основанную на их внешнем виде, строении тела и некоторых особенностях поведения, и разделил животных на «кровяных» и «бескровных», отнеся человека к группе «кровяных». Между животными и человеком Аристотель поместил обезьян. Гален также признавал близость человека к животным, делая этот вывод на основе изучения анатомического строения.
К. Линней пошел намного дальше по сравнению со своими предшественниками. В 1735 г. в своей книге «Система природы» он выделил род людей с одним видом - Человек разумный (Homo sapiens L.) и поместил его в отряд приматов вместе с низшими и высшими обезьянами. В 1760г. К.Линней даже опубликовал работу «Родственники человека», в которой подчеркивал внешнее и внутреннее сходство человека и обезьян.
Жан Батист Ламарк в своем труде «Философия зоологии » (1809 г.) указывал на родство человека с обезьянами и предполагал, что человек произошел от древних человекообразных обезьян в результате перехода к прямохождению, причем стадный образ жизни первобытных людей способствовал развитию речи.
Значительный вклад в решение проблемы антропогенеза внес Ч.Дарвин. В своих трудах «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) и «Выражение эмоций у человека и животных» (1872 г.) он на большом фактологическом материале показал поразительное сходство человека с животными и особенно с человекообразными обезьянами, На основании этого он пришел к выводу о наличии у обезьян и человека общего предка, обратив внимание на влияние социальных факторов в эволюции человека.
Доказательства происхождения человека от животных.
В основе современных научных представлений о происхождении человека лежит концепция, в соответствии с которой человек вышел из мира животных.
Данные сравнительной эмбриологии и анатомии ясно показывают черты сходства в строении и развитии тела человека с животными.
Для человека характерны основные черты, присущие типу Хордовые и подтипу Позвоночные. У человека (как и у всех хордовых) на ранних этапах эмбрионального развития внутренний скелет представлен хордой, нервная трубка закладывается на спинной стороне, тело имеет двустороннюю симметрию. По мере развития эмбриона хорда заменяется на позвоночный столб, формируются череп, пять отделов головного мозга. Сердце располагается на брюшной стороне, появляется скелет парных свободных конечностей.
Для человека характерны основные черты класса Млекопитающие.
Позвоночник человека разделен на пять отделов, кожа покрыта волосами и содержит потовые и сальные железы. Как и для других млекопитающих, для человека характерно живорождение, наличие диафрагмы, молочных желез и вскармливание детенышей молоком, четырехкамерное сердце, теплокровность.
Для человека характерны основные черты подкласса Плацентарные. Мать вынашивает плод внутри своего тела, и питание плода происходит через плаценту.
Для человека характерны основные черты отряда Приматы. К ним можно отнести конечности хватательного типа, наличие ногтей, расположение глаз в одной плоскости (что обеспечивает объемное зрение), замена молочных зубов на постоянные и др.
Много общих признаков у человека и с человекообразными обезьянами: сходная структура мозгового и лицевого отделов черепа, хорошо развитые лобные доли головного мозга, большое число извилин коры больших полушарий, исчезновение хвостового отдела позвоночника, развитие мимической мускулатуры и др. (рис. 104).
Кроме морфологических признаков о сходстве человека и человекообразных обезьян, свидетельствует и ряд других данных: сходные резус-факторы, антигены групп крови (АВО); наличие менструального периода и беременности длительностью 9 месяцев, как у шимпанзе и гориллы; сходная чувствительность к возбудителям одних и тех же болезней и т. д.
В последнее время широко применяются методы определения эволюционного родства организмов путем сравнения их хромосом и белков. Родство между видами тем больше, чем больше сходство между белками. Исследования показали, что белки человека и шимпанзе сходны на 99%.
О родстве человека с животными свидетельствует также наличие у человека атавизмов (наружный хвост, многососковость, обильный волосяной покров на лице и др.) и рудиментов (аппендикс, ушные мышцы, третье веко и др.) (рис. 105).
Систематическое положение современного человека .
Царство Животные, подцарство Многоклеточные, тип Хордовые, подтип Позвоночные (Черепные), класс Млекопитающие, подкласс Плацентарные, отряд Приматы, подотряд Человекообразные, семейство Люди (Гоминиды), род Человек (Homo), вид Человек разумный (Homo sapiens), подвид Homo sapiens sapiens.
Поскольку в настоящее время к виду Человек разумный также относят вымерший подвид Человек разумный неандертальский, то полное название современного человека - Человек разумный разумный (Homo sapiens sapiens).
Как писал Ч. Дарвин, «...животные - наши братья по боли, болезням, смерти, страданию и голоду, наши рабы в самой тяжелой работе, наши товарищи в наших удовольствиях - все они ведут, может быть, свое происхождение от одного общего с нами предка - нас всех можно было бы слить вместе.
Отличия человека от животных.
Однако между человеком и животными существуют коренные отличия. Только для человека характерно истинное прямохождение. В связи с этим в строении скелета человека произошли характерные изменения: позвоночник приобрел в-образную форму, появилась сводчатость стопы, большой палец нижних конечностей приблизился к остальным и принял на себя функцию опоры, тазовые кости стали более широкими, произошло уплощение грудной клетки в переднезаднем направлении.
Освободившиеся верхние конечности с гибкими кистями и противопоставленным большим пальцем превратились в органы труда.
В черепе человека мозговой отдел преобладает над лицевым. Средняя масса мозга человека составляет 1350-1500 г, тогда как гориллы и шимпанзе - всего лишь 460-600 г.
Человек обладает сознанием и абстрактным мышлением, способен общаться с помощью речи (вторая сигнальная система) и абстрактных символов (письмо), а также передавать и воспринимать знания, накопленные предыдущими поколениями. Он создал искусство и науку. Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических факторов и приобрела социальный характер.
Антропология. Человек разумный разумный (Homo sapiens sapiens).
1. Какая концепция лежит в основе современных научных представлений о происхождении человека?
2. Какие данные указывают на связь человека с животными?
3. Каково систематическое положение современного человека?
4. Какие коренные отличия существуют между человеком и животными? Чем их можно объяснить?
Каменский А. А., Криксунов Е. В., Пасечник В. В. Биология 10 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта
Человек является единственным ныне живущим на Землевидом из семейства людей. В основе современных представлений о происхождении человека лежит концепция о животном его происхождении. Поэтому, по всем общим морфофизиологическим признакам определено место человека в системе животного мира.
1. Наличие в процессе эмбриогенеза осевого скелета - хорды, полой нервной трубки, жаберных щелей в полости глотки, двухсторонней симметрии тела - признаки, характерные для типа Хордовые.
2. Развитие позвоночного столба, наличие развитого головного мозга, двух пар конечностей, сердца на брюшной стороне тела, формирование черепа и челюстного аппарата - признаки подтипа Позвоночные.
3. Наличие диафрагмы, млечных желез, дифференцированных зубов, слуховых косточек в среднем ухе, ушных раковин, покрытой волосами кожи, содержащие потовые и сальные железы, теплокровности, четырехкамерного сердца - признаки класса Млекопитающие.
4. Внутриутробное развитие плода, наличие матки и плаценты- признакиподкласса Плацентарные.
Передние конечности хватательного типа, первый палец противопоставлен остальным, наличие ногтей, одна пара сосков молочных желез, расположение глаз в одной плоскости (объемное зрение) смена молочных зубов на постоянные и др. - признаки отряда Приматы.
6. Отряд приматы делится на несколько семейств, в том числе низших широконосых и высших узконосых обезьян и семейство Людей.
На основании этих и других данных определено систематическое положение человека:
Тип: Хордовые (Chordata),
Подтип: Позвоночные(Vertebrata),
Класс: Млекопитающие (Mammalia),
Подкласс: Плацентарные (Placentalia),
Отряд: Приматы (Primates),
Подотряд: Узконосые обезьяны (Catarrini),
Семейство: Люди (Hominidae),
Род: Человек (Homo),
Вид: Человек разумный (Homo sapiens).
Возрастные особенности и конституциональные варианты у человека.
Каждый человек морфологически уникален, так как неповторима наследственная программа, реализованная в его онтогенезе, специфичны и условия среды, контролирующие реализацию генотипа (совокупности всех генов у индивида) в фенотип (совокупность всех признаков у индивида). Среди морфологических индивидуальностей могут быть выделены по принципу сходства определенные типы, т.е. обобщенные варианты изменчивости.
Изменчивость строения тела устанавливается при межпопуляционных, внутрипопуляционных и индивидуальных сопоставлениях. Она имеет как географическую, так и историческую обусловленность. Вариабельность структур, особенно размеров тела, зависит от генотипических особенностей, возникающих при миграциях и смешении населения, и от изменения экологических условий. Различия в размерах и телосложении, в цвете кожи и других признаках между обитателями различных континентов земного шара достаточно хорошо известны и привлекали внимание антропологов еще в конце XVIII века. В последние десятилетия иммунологические, биохимические и генетические исследования позволили значительно расширить наши знания в этой области.
Люди отличаются друг от друга в самых разных аспектах и образуют весьма разнообразные группы, рассеянные по всему земному шару. Кроме того, люди говорят на разных языках, подчиняются разным законам, имеют разные обычаи и верования и весьма сильно отличаются по характеру и профессиональной деятельности. Различия социального характера могут быть столь же важными, как и биологические.
Особенности культуры передаются из поколения в поколение благодаря обучению и условиям жизни в определенной социальной среде, а не по законам биологической наследственности. Они могут изменяться гораздо быстрее признаков, закодированных в геноме и регулируемых естественным отбором. Тем не менее способность овладеть языком или культурным наследием общества, несомненно, зависит и от особенностей мозга, и от высшей нервной деятельности, развивающихся по биологическим законам.
Рост и развитие организма – результат многих метаболических процессов и размножения клеток, увеличения их размеров, процессов дифференцировки, формообразования и др. Существует два вида морфологических исследований процесса роста у человека: продольные и поперечные. При продольных исследованиях (индивидуализирующий метод) в течение ряда лет измеряют ежегодно или несколько раз в год одних и тех же детей. При поперечных исследованиях (генерализующий метод) за короткий промежуток времени обследуются дети разных возрастов. Тем самым создается усредненная картина процессов роста для данной группы, устанавливаются нормы для каждого возраста.
В понятие онтогенеза (индивидуального развития) входит вся совокупность последовательных изменений организма от стадии оплодотворенной яйцеклетки до старости и смерти. Весь полный цикл индивидуального развития делят на два периода: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (внеутробный). Пренатальный период делят на два: эмбриональный и фетальный (плодный). В постнатальном развитии выделяют три периода: ювенильный (с рождения до полового созревания), зрелый (взрослое половозрелое состояние) и период старости, заканчивающийся естественной смертью (табл. 2).
Таблица 2. Схема периодизации онтогенеза человека
Деление онтогенеза на возрастные периоды у детей отражает этапы созревания ряда систем: костной, нервной, половой. Человек отличается от других видов, в том числе и от приматов, относительно более длинным периодом детства. В этот период происходит не только физическое развитие организма, но и становление личности: в условиях коллектива осуществляются различные пути социального наследования.
Процесс роста протекает неравномерно, периоды быстрого роста сменяются периодами его замедления. Самый интенсивный рост наблюдается на первом году жизни, когда длина тела ребенка увеличивается на 23-25 см. Второй скачок роста происходит с 11-12 лет у девочек и 13-14 лет у мальчиков до 16-17 лет. Прирост длины тела составляет 7-8 см в год. С такой же закономерностью происходит увеличение массы тела.
За последние 100-150 лет во многих европейских популяциях, в монголоидных группах, у негров США, в некоторых южно-африканских странах наблюдается ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков (акселерация – от лат. acceleratio - ускорение). Акселерация проявляется уже на стадии внутриутробного развития (увеличение длины и массы тела новорожденных). В более раннем возрасте прорезываются молочные зубы, средняя длина тела людей значительно увеличилась за последние 100 лет. По основным критериям морфологической зрелости - скелетному и зубному возрасту, соматическому и половому созреванию – опережение достигает до12 лет. Длина тела у новорожденных возросла в среднем на 0,5 – 1,0 см, у дошкольников – на 10 – 12 см, у школьников – на 10 – 15 см. Половое развитие стало завершаться примерно на 2 года быстрее, смена зубов происходит на 1-2 года раньше. Раньше происходит пубертатный скачок роста, но раньше и заканчивается. Стабилизация длины и пропорций тела сейчас обычно наступает уже к 16-17 годам у женщин и 18-19 годам у мужчин, тогда как ранее это отмечалось в 20-22 года и 22-25 лет соответственно.
Акселерация в целом гетерогенный по этиологии и не вполне однозначный по своим проявлениям процесс, имеющий как положительные, так и некоторые отрицательные стороны. В их числе и сложности становления личности из-за несоответствия темпов биологического и социального развития.
К числу наиболее значимых явлений в индивидуальном развитии современного человечества относится также удлинение во многих странах средней продолжительности жизни и связанное с ним перераспределение возрастного состава популяций. Возрастает число людей пожилого и старческого возраста. Показатель уровня «демографической старости», т.е. доля лиц старше 60 лет, почти во всех экономически развитых странах превышает ныне 12%. Этот феномен представляет важную биологическую, медицинскую и социально-экономическую проблему.
Старение – универсальный и закономерный биологический процесс, характеризующийся постепенностью, разновременностью и неуклонным прогрессированием, ведущий к понижению адаптационных возможностей, жизнеспособности индивида и в конечном итоге определяющий продолжительность жизни.
Проявления старения многообразны и затрагивают все уровни организации: от молекулярного до систем саморегуляции целостного организма. Определение биологического возраста при старении необходимо для решения социально-гигиенических, клинических, экспериментально-геронтологических задач, при оценке эффективности мероприятий по продлению активного долголетия.
Половые различия в длительности жизни в определенной мере зависят от надежной работы генетического аппарата. Женщины живут дольше, чем мужчины, но «чемпионами» долгожительства чаще являются мужчины. Индивидуальная продолжительность жизни является результирующей сложного взаимодействия множества факторов.
Старение – результат естественного отбора. Максимальная длительность жизни за последние 100 тыс. лет возросла в среднем на 14 лет, скорость старения снизилась на 20%. Возможно, что определенную роль в этом сыграло повышение гетерозиготности в результате смешения разных популяций. В современную эпоху наибольшее значение приобретает проблема «отодвигания» основных заболеваний, влияющих на старение и продолжительность жизни, замедление процессов биологической, психологической и социальной инволюции, т.е. продление активного долголетия.
При описании основных морфологических особенностей человека в различные возрастные периоды используют, как правило, средние показатели. Однако существуют, как сказано выше индивидуальные колебания процессов роста и развития, что послужило основанием для введения понятия «биологический возраст». У значительной части детей биологический и хронологический (календарный) возраст совпадают. Однако встречаются дети и подростки, у которых биологический возраст опережает хронологический или отстает от него.
В качестве критериев биологического возраста могут быть использованы различные морфологические, физиолого-биохимические, иммунологические, молекулярно-генетические, в меньшей степени психологические показатели. Основными критериями биологического возраста считаются: 1) зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных половых признаков; 2) скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета); 3) зубная зрелость (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов).
В последнее время для оценки биологического возраста используют показатели зрелости отдельных физиологических систем организма, а также возрастные изменения микроструктур различных органов.
Оценка биологического возраста производится путем сопоставления соответствующих показателей развития обследуемого индивида со стандартами, характерными для данной возрастной, половой и этнической группы. Как правило, используют несколько показателей в их сочетании.
Несмотря на общую схему строения люди существенно различаются также по телосложению, т.е. по своей конституции. Учение о конституции человека имеет многовековую историю (Гиппократ, Гален). В настоящее время в понятие конституции включаются не только морфологические, но и физиологические особенности организма, его реактивность, сопротивляемость болезнетворным факторам, особенности обменных процессов, связанные с влиянием нервной и эндокринной систем. Наиболее широкая и глубокая разработка учения о конституции человека проводилась в первой половине ХХ века (Крылов В.П., Сиго, Кречмер Э., Павлов И.П., Рогинский Я.Я., Акинщикова, Шевкуненко В.Н. и Геселевич А.М., Черноруцкий М.В., Богомолец А.А., Бунак В.В., Шелдон У. и др.). В мировой конституционологии выделяют несколько подходов к определению конституции: соматопсихологический, физиологический, генетический, смешанный.
Согласно современным представлениям, конституция – это совокупность морфологических и функциональных особенностей организма, которая сложилась на основе наследственной программы под влиянием модифицирующих факторов среды и определяет его реактивность.
В медицине чаще используется классификация, предложенная М.В. Черноруцким, включающая три типа:
1) гиперстенический – массивные, хорошо упитанные люди, характеризщующиеся относительно длинным туловищем и короткими конечностями;
2) нормостенический – с нормальным средним развитием костной и мышечной системы, умеренным жироотложением;
3) астенический – с узкой грудной клеткой, слабым жироотложением, слабой мускулатурой, узкими костями.
Американский антрополог У. Шелдон (1940) в основу классификации положил теорию о развитии всех систем организма из трех зародышевых листков. Соответственно этому он выделил три тканевых компонента конституции: эктоморфный, мезоморфный и эндоморфный. Эктоморфный компонент составляют органы, развивающиеся из эктодермы (кожный эпителий, нервная система, и др.). Мезоморфный компонент – костная ткань, скелетная мускулатура, соединительная ткань и др. Эндоморфный компонент составляют органы, развивающиеся из энтодермы (эпителий пищеварительного канала, печень, поджелудочная железа и др.).
Развитие каждого компонента оценивается в баллах от 1 до 7. Сумма баллов может варьировать от 9 до 13, набор трех цифр – соматический тип (соматотип) человека. Балл 1 соответствует наименьшей выраженности компонента, балл 7 – максимальной выраженности.
Крайний эндоморфный вариант (7-1-1) характеризуется округлошарообразными формами, тенденцией к ожирению, относительным превалированием передне-задних размеров тела (включая грудную клетку и таз) над поперечными. У него относительно крупные печень, селезенка и кишки.
Крайний мезоморфный вариант (1-7-1) соответствует описанию мышечного или нормостенического типа.
Крайний эктоморфный вариант (1-1-7) соответствует описанию астенического типа.
По определению У. Шелдона, соматотип остается постоянным в течение всей жизни: меняются внешний вид, размеры тела, но не соматотип. При определении соматотипа лучше исследовать людей в возрасте 20-25 лет при нормальном питании. Оценка баллов проводится антропоскопически по специально изготовленным фотографиям и может дополняться измерениями диаметров и продольных размеров тела.
Выдвинутая Э. Кречмером идея о связи телосложения и темперамента получила свое дальнейшее развитие в работе У. Шелдона. Он выделил три компонента при описании темперамента, соответствующие трем компонентам конституции.
Эндоморфному компоненту соответствует висцеротония: природная расслабленность осанки, легкость в общении и выражении чувств (экстраверсия), тяга к людям в тяжелые периоды жизни, плавные смены настроения.
Эктоморфный компонент характеризуется скованностью осанки, эмоциональной сдержанностью, скрытностью, большой устойчивостью к действию алкоголя и других депрессантов, тяга к одиночеству в тяжелые периоды жизни.
Мезоморфному компоненту соответствует соматотония: уверенность в движениях и осанке, экстраверсия, алкоголь может приводить к агрессивным проявлениям, тяга к действию в тяжелую минуту.
Однако, нельзя любое из психических свойств личности соотносить с телесными особенностями. В индивидуально-психических свойствах личности различают две стороны: динамическую и содержательную. Содержательная сторона формируется на основе индивидуального опыта личности, на основе воспитания, усвоения морально-этических ценностей общества, традиций, обычаев, научных сведений. Эта сторона личности не связана с типом конституции.
Динамическая же сторона в значительной степени связана с врожденными индивидуально-типологическими особенностями высшей нервной деятельности.
Были высказаны различные гипотезы, объясняющие наличие определенной связи между конституцией и темпераментом. Согласно генетической теории, гены, которые определяют особенности телосложения, имеют плейотропное (т.е. множественное) действие, оказывая влияние на развитие эндокринных желез и нервной системы, определяющих биологические особенности темперамента. Важное значение имеет и внешняя среда, в том числе и социальная, особенно на ранних стадиях развития, когда ребенок осознает свои природные возможности по сравнению со сверстниками и в дальнейшем реализует их.
Медики давно отмечали, что конституциональные особенности имеют определенное значение в предрасположенности людей к различным заболеваниям. Например, у людей с выраженным эктоморфным компонентом и относительно низкой массой чаще наблюдается туберкулез и более тяжелое его течение. У астеников относительно больший риск заболевания язвой желудка и двенадцатиперстной кишки, вегето-сосудистой дистонией.
Данные антропологии необходимо учитывать в ориентации выбора спортивной специализации, особенно детей. Особенности определенной конституциональной предрасположенности темперамента, эмоциональной сферы необходимо учитывать при профессиональной ориентации для наиболее эффективного использования склонностей к определенному виду деятельности.