Штурмовой танк брумберг. Штурмовое орудие iv "бруммбер"
Мы с вами обсуждали казалось бы . Однако он действительно был создан и воевал на фронтах. Немцы вообще сумели наделать много чего экспериментального и интересного. До сих пор не понимаю, как у Третьего Рейха это получалось в таком количестве.
Вот посмотрите на еще одно творение "злого гения".
Фото 1.
Sturmpanzer IV Brummbär (руссифицированный вариант – «Бруммбер» или «Бруммбар») (Sd.Kfz. 166) – немецкая средняя штурмовая самоходно-артиллерийская установка времен второй половины Второй мировой войны. В переводе с немецкого Brummbär обозначает «медведь-гризли» или «медведь-ворчун». Официально в немецких военных изданиях обозначалась как Sturmpanzer IV (в русской транскрипции – Штурмпанцер IV), а иногда и – Sturmpanzer 43). В немецких ведомственных рубрикаторах машина обозначалась как Sd.Kfz. 166. Ее название – Brummbär не было популярным среди немецких солдат, поэтому они ее называли StuPa («Штупа»), что являлось сокращением от Sturmpanzer. В некоторых советских и российских источниках данная САУ значится как «Медведь».
Фото 2.
Поскольку в первые дни Великой Отечественной войны большинство немецких САУ использовались как истребители танков, пехоте порой не хватало огневой поддержки самоходных артиллерийских средств. Более всего это проявилось в ходе Сталинградской битвы, когда мощи существующих в тот период штурмовых орудий Вермахта порой не хватало для того чтобы пробивать стены домов и других укреплений противника. Немецкая САУ StuIG 33 B на шасси танка Pz.Kpfw. III, вооруженная 150-миллиметровой устаревшей гаубицей SIG 33.StuG III, была не в состаянии справиться с задачами по разрушению укреплений противника. Поэтому было принято решение, на шасси Panzerkampfwagen IV создать новую штурмовую самоходно-артиллерийскую установку с более мощным модернизированным вооружением.
В феврале 1943 года фирма «Шкода» представила Гитлеру деревяную модель такой САУ, а уже в марте того же года были собраны первые шесть экземпляров САУ, которые получили сначала обозначение Sd.Kfz. 166, а потом и Sturmpanzer IV Brummbär. После приемки правительственной комиссией, машина была запущена в серию в начале лета 1943 года.
Фото 3.
САУ Sturmpanzer IV Brummbär была скомпонована, как и средний танк Pz.Kpfw. IV, на шасси которого разрабатывалась. Схема компоновки была классической для немецкого танкостроения того времени. Моторное отделение находилось в задней части корпуса САУ. В передней части корпуса размещалось отделение управления, которое сопрягалось с трансмиссионным. Боевое отделение распространялось на среднюю часть корпуса и броневую рубку.
Фото 4.
Экипаж САУ «Бруммбер» состоял из четырех человек, в ряде случав и из пяти. Место механика-водителя размещалось ближе к передней части корпуса, а справа от него располагался радист (если в экипаже было пять человек). Командир танка, наводчик и заряжающий располагались в броневой рубке и центральной части корпуса.
Для посадки в САУ и высадки из нее экипаж использовал два прямоугольных люка в правой части крыши броневой рубки (позднее его заменили одним широким двухстворчатым прямоугольным люком) и один круглый люк в крыше командирской башенки. При подбитии САУ для механика-водителя выбраться из горящей машины было делом весьма проблематичным, не решал этой проблемы и днищевый люк, до котрого также было трудно добратися.
Фото 5.
Бронезащита немецкой средней САУ Sturmpanzer IV Brummbär была разработана по дифференцированному противоснарядному принципу и являлась весьма существенной по сравнению с предыдущими САУ Вермахта. Она должна была защитить основные узлы САУ и его экипаж от поражения снарядами средних калибров на средних и дальних дистанциях в основных противоснарядных направлениях.
Фото 6.
Корпус САУ Sturmpanzer IV Brummbär имел сложную коробчатую форму и собирался путем сварки броневых листов между собой и каркасом. Лобовая часть корпуса имела толщину бронирования, в зависимости от периодов выпуска САУ, от 50 до 100 миллиметров при рациональных уграх наклона к вертикальной нормали от 20 до 40 градусов. Борта корпуса имели толщину бронирования от 30 миллиметров в нижней части до 50 – в верхней без улов наклона к вертикали. В машинах более позднего периода выпуска бронирование бортов, как корпуса, так и рубки усиливалось за счет стальных броневых экранов толщиной до 20 миллиметров. Корма корпуса формировалась из бронелистов толщиной в 45, а крыша и днище – в 10 миллиметров.
Фото 7.
Броневая рубка САУ Sturmpanzer IV Brummbär имела сложную трапецевидную форму и собиралась из стальних катаных броневых листов путем их сваривания между собой. Толщина броневого листа, формировавшего лобовую часть рубки, составляла 100 миллиметров, по бортах – 50, в кормовой части – 30 и крыши – 20 миллиметров.
Фото 8.
В качестве основного вооружения немецкой средней штурмовой САУ Sturmpanzer IV Brummbär использовалась 150-миллиметровая гаубица StuH 43 с длиной ствола в 380 миллиметров. Боекомплект к гаубице состоял из 38 выстрелов раздельного заряжания, которые укладывались по бортам и корме броневой рубки.
САУ Sturmpanzer IV Brummbär первоначально не имела пулеметного вооружения, что делало ее довольно уязвимой при близком боевом соприкосновении с пехотой противника. На машинах более поздних серий начали устанавливать пулемет калибра 7,92 миллиметров MG-34 в наплыве рубки слева от орудия. В боевых условиях из пулемета могли вести огонь как командир танка, так и заряжающий, а иногда и радист. Боекомплект к пулемету состоял из 3000-3500 патронов, которые снаряжались в ленты.
Экипаж САУ также для личной защиты вооружался пистолетами и пистолетами-пулеметами, из которых также мог вести огонь через амбразуры в боковой и кормовой частях броневой рубки.
Фото 9.
В качестве силовой установки для САУ Sturmpanzer IV Brummbär использовался V-образный карбюраторный двенадцатицилиндровый двигатель фирмы «Майбах» с жидкостным охлаждением модели Maybach HL 120TRM, развивавший мощность до 265 лошадиных сил. Это позволяло САУ развивать максимальную скорость при движении по шоссе до 30-35 километров в час, в зависимости от модификации и серии выпуска. Двигатель устанавливался в моторном отделении в кормовой части корпуса.
Фото 10.
Трансмиссия средней штурмовой САУ «Бруммбер» состояла из следующих узлов и агрегатов:
ступенчатого карданного вала;
главного (основного) трехдискового фрикциона, работавшего по принципу сухого трения;
трехвальной механической шестиступенчатой коробки передач модели SSG77 (с формулой 6+1), оснащенной дисковыми пружинными синхронизаторами;
планетарного поворотного механизма;
двух бортовых передач;
бортовых ленточных тормозов.
Ходовая часть немецкой САУ Sturmpanzer IV Brummbär, как и у среднего танка Pz.KpfW. IV, применительно по каждому борту включала в себя восемь обрезиненных опорных сдвоенных катков с диаметром в 470 миллиметров, три сдвоенных поддерживающих катка, которые обрезинивались бандажами на начальних этапах выпуска САУ (в последствии катки выпускались без бандажей), ленивец и ведущее колесо переднего расположения. Блокирование опорных катков производилось попарно на балансиры с подвеской с листовыми четвертьэллиптическими стальными рессорами.
Гусеничные цепи САУ «Бруммбер» практически всех серий выпуска машины собирались из 99 одногребневых стальных либо литых, либо штампованных траков с цевочным зацеплением, при этом ширина трака составляла 400 миллиметров.
Фото 11.
Всего за период серийного выпуска с 1943 года и практически до капитуляции Германии во Второй мировой войне было произведено 298 машин различных модификаций средней штурмовой САУ Sturmpanzer IV Brummbär. Начиная с лета 1943 года, «Бруммберы» достаточно широко применялись Вермахтом в боях практически на всех фронтах. Фактический дебют «Бруммбера» состоялся в период боев на Курской Дуге, где они себя показали не только как штурмовое орудия поддержки пехоты, но и в ряде случаев как истребители танков. После боев в районе Харькова были потеряны последние машины первых серий выпуска. В 1944 году «Бруммберы» поступили на вооружение в качестве огневой поддержки тяжелого танкового батальона Stu.Pz.Abt 219.
Фото 12.
В его составе они вступили в бои с частями РККА в районе Будапешта, а потом и в районе озера Балатон. В этих боях несколько САУ этого типа были уничтожены вследствие самопроизвольного взрыва динамита в гильзе снаряда при загрузке ее в казенник орудия. После проведенных расследований оказалось, что данные происшествия стали результатом саботажа на заводах-производителях боеприпасов. По сводкам РККА последняя подбитая САУ «Бруммбер» была захвачена бойцами наступающих частей в средине апреля 1945 года в Австрии (вероятнее всего, это одна их двух САУ этого типа, экспонируемых в музее Кубинки в настоящее время). «Бруммберы» применялись Вермахтом и на Западном фронте, однако информации об этом в источниках практически нет. Известно, что они принимали участие в боях в Италии и в Северной Франции.
Фото 13.
В настоящее время штурмовые танки "Sturmpanzer" IV "Brummbar" можно увидеть во французском танковом музее в Сомюре, в германском танковом музее в Мюнстере, в американском музее Абердинского полигона и в подмосковной Кубинке.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16.
Фото 17.
Фото 18.
Фото 19.
Фото 20.
источники
|
Несмотря на свою отличную репутацию, штурмовые орудия StuG III к 1943 году стали считаться слишком легкими для этой роли, нужна была новая тяжелая штурмовая АУ. Имеющиеся 150-мм САУ slG 33 имели недостаточное бронирование для ближнего боя; поэтому, с постепенной заменой танка PzKpfw IV «Пантерами» и «Тиграми», появилась реальная возможность создать такую установку на базе последних моделей танка PzKpfw IV.
Опытные образцы появились в 1943 году под названием штурмовая гаубица IV «Брюммбэр» («Медведь гризли»). Они представляли коробчатую конструкцию, образуемую опускающимися к земле броневыми листами, закрывающими переднюю часть танка PzKpfw IV со снятой башней. На ее место в шаровой опоре на передней броневой плите устанавливалась модифицированная гаубица. Она представляла собой 150-мм slG 33 с укороченным до 1,8 м стволом. Броневая обшивка была круговой (фронтальная – 100 мм), что полностью защищало расчет из пяти человек. Позднее была добавлена накладная боковая броня; большинство установок также получили покрытие из пластиковой пасты циммерит, предотвращающее прилипание магнитных зарядов, которые в ближнем бою успевали устанавливать на танковую броню группы истребителей танков. На передней плите корпуса монтировался пулемет как оружие для самозащиты установки в скоротечных огневых контактах.
Просторный боевой отсек «Брюммбэр» вмещал до 38 снарядов калибра 150 мм. Командир сидел в его задней части, пользуясь для выбора целей перископом. Два бойца обслуживали орудие и подавали снаряды; один выполнял функции наводчика. Водитель обычно оставался на своем штатном месте, впереди слева. Большинство целей требовали огня прямой наводкой, однако можно было вести и навесной огонь.
До окончания войны промышленность успела выпустить 313 установок «Брюммбэр», большинство из которых обеспечивали прямую огневую поддержку танковых и пехотных частей. Установки двигались вперед вместе с первыми волнами наступающих войск, подавляя укрепленные пункты и разрушая бункеры противника. Пехота при этом должна была держаться поближе к «Брюммбэр», чтобы группы истребителей танков не смогли скрытно подобраться к уязвимой для стреляющего с близкого расстояния противотанкового оружия САУ, бортовая броня которой была всего 30 мм.
Обычно эти САУ действовали парами, деля между собой полосу наступления. Они были не очень эффективны в качестве оборонительного орудия: короткоствольная гаубица не могла справиться с танковой броней при стрельбе прямой наводкой. Основным же ее назначением была навесная стрельба фугасными снарядами. Сильнее всего ограничивала мобильность «Брюммбэр» ее относительно небольшая масса, которая снижала сцепление с грунтом. «Брюммбэр» очень ценили в армии, так как она оказывала отличную огневую поддержку пехотным батальонам. С другой стороны, «Брюммбэр» была довольно тяжелой и габаритной, а ранние модели были недостаточно защищены от атаки с близкого расстояния.
Sturmpanzer IV Brummbär (руссифицированный вариант – «Бруммбер» или «Бруммбар») (Sd.Kfz. 166) – немецкая средняя штурмовая самоходно-артиллерийская установка времен второй половины Второй мировой войны. В переводе с немецкого Brummbär обозначает «медведь-гризли» или «медведь-ворчун». Официально в немецких военных изданиях обозначалась как Sturmpanzer IV (в русской транскрипции – Штурмпанцер IV), а иногда и – Sturmpanzer 43). В немецких ведомственных рубрикаторах машина обозначалась как Sd.Kfz. 166. Ее название – Brummbär не было популярным среди немецких солдат, поэтому они ее называли StuPa («Штупа»), что являлось сокращением от Sturmpanzer. В некоторых советских и российских источниках данная САУ значится как «Медведь».
История и предпосылки создания.
Поскольку в первые дни Советско-германской войны большинство немецких САУ использовались как истребители танков, пехоте порой не хватало огневой поддержки самоходных артиллерийских средств. Более всего это проявилось в ходе Сталинградской битвы, когда мощи существующих в тот период штурмовых орудий Вермахта порой не хватало для того чтобы пробивать стены домов и других укреплений противника. Немецкая САУ StuIG 33 B на шасси танка , вооруженная 150-миллиметровой устаревшей гаубицей SIG 33.StuG III, была не в состаянии справиться с задачами по разрушению укреплений противника. Поэтому было принято решение, на шасси создать новую штурмовую самоходно-артиллерийскую установку с более мощным модернизированным вооружением. В феврале 1943 года фирма «Шкода» представила Гитлеру деревяную модель такой САУ, а уже в марте того же года были собраны первые шесть экземпляров САУ, которые получили сначала обозначение Sd.Kfz. 166, а потом и Sturmpanzer IV Brummbär. После приемки правительственной комиссией, машина была запущена в серию в начале лета 1943 года.
Немецкие техники пытаются транспортировать поврежденную САУ Sturmpanzer IV Brummbär, район Харькова, 1943 год
Компоновка.
САУ Sturmpanzer IV Brummbär была скомпонована, как и средний танк , на шасси которого разрабатывалась. Схема компоновки была классической для немецкого танкостроения того времени. Моторное отделение находилось в задней части корпуса САУ. В передней части корпуса размещалось отделение управления, которое сопрягалось с трансмиссионным. Боевое отделение распространялось на среднюю часть корпуса и броневую рубку.
Экипаж САУ «Бруммбер» состоял из четырех человек, в ряде случав и из пяти. Место механика-водителя размещалось ближе к передней части корпуса, а справа от него располагался радист (если в экипаже было пять человек). Командир танка, наводчик и заряжающий располагались в броневой рубке и центральной части корпуса.
Для посадки в САУ и высадки из нее экипаж использовал два прямоугольных люка в правой части крыши броневой рубки (позднее его заменили одним широким двухстворчатым прямоугольным люком) и один круглый люк в крыше командирской башенки. При подбитии САУ для механика-водителя выбраться из горящей машины было делом весьма проблематичным, не решал этой проблемы и днищевый люк, до котрого также было трудно добратися.
Бронезащита корпуса и рубки.
Бронезащита немецкой средней САУ Sturmpanzer IV Brummbär была разработана по дифференцированному противоснарядному принципу и являлась весьма существенной по сравнению с предыдущими САУ Вермахта. Она должна была защитить основные узлы САУ и его экипаж от поражения снарядами средних калибров на средних и дальних дистанциях в основных противоснарядных направлениях.
Корпус САУ Sturmpanzer IV Brummbär имел сложную коробчатую форму и собирался путем сварки броневых листов между собой и каркасом. Лобовая часть корпуса имела толщину бронирования, в зависимости от периодов выпуска САУ, от 50 до 100 миллиметров при рациональных уграх наклона к вертикальной нормали от 20 до 40 градусов. Борта корпуса имели толщину бронирования от 30 миллиметров в нижней части до 50 – в верхней без улов наклона к вертикали. В машинах более позднего периода выпуска бронирование бортов, как корпуса, так и рубки усиливалось за счет стальных броневых экранов толщиной до 20 миллиметров. Корма корпуса формировалась из бронелистов толщиной в 45, а крыша и днище – в 10 миллиметров.
Броневая рубка САУ Sturmpanzer IV Brummbär имела сложную трапецевидную форму и собиралась из стальних катаных броневых листов путем их сваривания между собой. Толщина броневого листа, формировавшего лобовую часть рубки, составляла 100 миллиметров, по бортах – 50, в кормовой части – 30 и крыши – 20 миллиметров.
Вооружение.
В качестве основного вооружения немецкой средней штурмовой САУ Sturmpanzer IV Brummbär использовалась 150-миллиметровая гаубица StuH 43 с длиной ствола в 380 миллиметров. Боекомплект к гаубице состоял из 38 выстрелов раздельного заряжания, которые укладывались по бортам и корме броневой рубки.
САУ Sturmpanzer IV Brummbär первоначально не имела пулеметного вооружения, что делало ее довольно уязвимой при близком боевом соприкосновении с пехотой противника. На машинах более поздних серий начали устанавливать пулемет калибра 7,92 миллиметров MG-34 в наплыве рубки слева от орудия. В боевых условиях из пулемета могли вести огонь как командир танка, так и заряжающий, а иногда и радист. Боекомплект к пулемету состоял из 3000-3500 патронов, которые снаряжались в ленты.
Экипаж САУ также для личной защиты вооружался пистолетами и пистолетами-пулеметами, из которых также мог вести огонь через амбразуры в боковой и кормовой частях броневой рубки.
Ходовая часть, двигатель и трансмиссия .
В качестве силовой установки для САУ Sturmpanzer IV Brummbär использовался V-образный карбюраторный двенадцатицилиндровый двигатель фирмы «Майбах» с жидкостным охлаждением модели Maybach HL 120TRM, развивавший мощность до 265 лошадиных сил. Это позволяло САУ развивать максимальную скорость при движении по шоссе до 30-35 километров в час, в зависимости от модификации и серии выпуска. Двигатель устанавливался в моторном отделении в кормовой части корпуса.
Трансмиссия средней штурмовой САУ «Бруммбер» состояла из следующих узлов и агрегатов:
ступенчатого карданного вала;
главного (основного) трехдискового фрикциона, работавшего по принципу сухого трения;
трехвальной механической шестиступенчатой коробки передач модели SSG77 (с формулой 6+1), оснащенной дисковыми пружинными синхронизаторами;
планетарного поворотного механизма;
двух бортовых передач;
бортовых ленточных тормозов.
Ходовая часть немецкой САУ Sturmpanzer IV Brummbär, как и у среднего танка , применительно по каждому борту включала в себя восемь обрезиненных опорных сдвоенных катков с диаметром в 470 миллиметров, три сдвоенных поддерживающих катка, которые обрезинивались бандажами на начальних этапах выпуска САУ (в последствии катки выпускались без бандажей), ленивец и ведущее колесо переднего расположения. Блокирование опорных катков производилось попарно на балансиры с подвеской с листовыми четвертьэллиптическими стальными рессорами.
Гусеничные цепи САУ «Бруммбер» практически всех серий выпуска машины собирались из 99 одногребневых стальных либо литых, либо штампованных траков с цевочным зацеплением, при этом ширина трака составляла 400 миллиметров.
Боевое применение.
Всего за период серийного выпуска с 1943 года и практически до капитуляции Германии во Второй мировой войне было произведено 298 машин различных модификаций средней штурмовой САУ Sturmpanzer IV Brummbär. Начиная с лета 1943 года, «Бруммберы» достаточно широко применялись Вермахтом в боях практически на всех фронтах. Фактический дебют «Бруммбера» состоялся в период боев на Курской Дуге, где они себя показали не только как штурмовое орудия поддержки пехоты, но и в ряде случаев как истребители танков. После боев в районе Харькова были потеряны последние машины первых серий выпуска. В 1944 году «Бруммберы» поступили на вооружение в качестве огневой поддержки тяжелого танкового батальона Stu.Pz.Abt 219. В его составе они вступили в бои с частями РККА в районе Будапешта, а потом и в районе озера Балатон. В этих боях несколько САУ этого типа были уничтожены вследствие самопроизвольного взрыва динамита в гильзе снаряда при загрузке ее в казенник орудия. После проведенных расследований оказалось, что данные происшествия стали результатом саботажа на заводах-производителях боеприпасов. По сводкам РККА последняя подбитая САУ «Бруммбер» была захвачена бойцами наступающих частей в средине апреля 1945 года в Австрии (вероятнее всего, это одна их двух САУ этого типа, экспонируемых в музее Кубинки в настоящее время). «Бруммберы» применялись Вермахтом и на Западном фронте, однако информации об этом в источниках практически нет. Известно, что они принимали участие в боях в Италии и в Северной Франции.
Итак, к рассмотрению предлагается...
Sturmpanzer IV «Brummbär»
Sd. Kfz. 166, Sturmgeschutz IV mit 15cm StuH 43
Для начала обычные статистические данные: Вес - 28,2 тонны, Экипаж 5 человек, запас хода 210 км (по дороге) и 130 (бездорожье), максимальная скорость 40 км/ч, вооружение 150мм StuH 43 L/12, плюс 1 x 7,92мм MG34. Боезапас - 150мм - 38 выстрелов, 7,92мм - 600 выстрелов. Броня: лобовая 100 мм, бортовая 50 мм, корма 30 мм, верх 20 мм.
Можно сразу сказать, что «Brummbär» - дитя Альберта Шпеера, занявшего пост рейхсминистра вооружений и боеприпасов после смерти доктора Тодта в 1942 году. В связи с жалобами фронтовиков на предыдущие штурмовые орудия (недостаточная мощность вооружения и относительно слабое бронирование) Шпеер дает задание фирме "Алкетт" (совместно с "Крупп") подготовить проект нового Штурмпанцера на хорошо зарекомендовавшем себя шасси Pz-IV.
Рейхсминистр А. Шпеер слева, в центре Гроссадмирал Карл Дениц, справа генерал-оберст А. Йодль:
2 октября 1942 года инженеры "Алкетт" предоставляют Шпееру чертежи машины, и уже 14 октября проект «Brummbär» был утвержден Гитлером.
Братский чешский народ по мере сил принял участие в осуществлении проекта. Вооружался "Гризли" 150мм. орудием StuH 43 L/12 (разработанным на основе орудия sIG 33 компанией "Шкода"), и так же на заводах "Шкода" были собраны первые образцы - в марте 1943 года 6 штук, в апреле 40, в мае - 14. Как мы видим, от подписания проекта до запуска в серию прошло всего 5 месяцев. Затем серийное производство "Гризли" было перенесено на заводы "Нибелунгенверкен" в Санкт-Валентине и производства в Капфенберге. Некоторые машины собирались на базе поврежденных в ходе боевых действий "четверочек". В конце концов, большинство из построенных машин действительно имели восстановленное шасси, но некоторые получили и совершенно новые (не более 10% от производства).
Ранние Sturmpanzer IV оказались, вследствие большой массы орудия, слишком тяжелыми для шасси Panzer IV, отчего возникали проблемы с ходовой частью. В добавок машина оказалось недостаточно энерговооруженной и потребляла чудовищное количество топлива - на сорок (!) процентов больше, чем обычная "четверочка". На первых Sturmpanzer IV не предусматривалась установка стационарного пулемета, вследствие чего они были легкой целью для истребительных пехотных подразделений. Вместо этого один пулемет имелся внутри корпуса и использовался экипажем по мере необходимости. Ранние «Brummbär» обслуживались экипажем из 4-х человек (вместо 5-ти), где заряжающий был параллельно еще и радистом.
Большинство ранних "Гризли" было потеряно в боях под Курском и, позже, в битве за Харьков и Днепрострой. В октябре 1943 года было решено провести некоторую модернизацию корпуса и орудия (с целью уменьшения веса). В декабре 1943 года новая облегченная версия орудия была разработана и поступила в производство под обозначением 150mm StuH 43/1 L/12. В январе 1944 года Sturmpanzer IV официально получил наименование «Brummbär», но в войсках оно прижилось плохо - обычно машину называли просто StuPa/Штупа - сокращенное от "Штурмпанцер".
На поздних моделях в передней бронеплите, на шарообразном шарнире, устанавливался пулемет MG34 (адаптированный с Tiger-I). Манжета орудия и верхняя передняя часть надстройки тоже были изменены (для уменьшения веса). Также поздние модели оснащались бронеюбками и обрабатывались пастой Zimmerit (о которой никто толком ничего не знает:). На модернизированной командирской башенке теперь появилась возможность устанавливать зенитный пулемет.
На следующих двух снимках - поздний вариант "Гризли":
И теперь о некоторых заблуждениях относительно данной машины. Немецкие источники уверяют: "Seinen ersten Einsatz hatte der Sturmpanzer in den Häuserschluchten von Stalingrad im Spätherbst 1942. Dort erwies er sich als ausgezeichneter Gebäudeknacker und konnte auch Erfolge im Kampf gegen leichte Bunker erzielen".
Одно непонятно: откуда «Brummbär» мог появиться в Сталинграде поздней осенью 1942 года, когда первая машина сошла с конвейера "Шкоды" только в марте 1943? Видимо, авторы перепутали "Гризли" с Stug-III, действительно широко использовавшихся в Сталинграде.
Дополнение от уважаемого dr_guillotin : В Сталинграде были StuG33(Sturminfanteriegeschütz 33, Sd.Kfz. 138/1) на шасси "тройки" с тем же 150-мм орудием. Их сделали 24 штуки на Алкетте, из которых 12 попали в Сталинград.
В действительности боевое крещение Sturmpanzer IV получил в составе 216-го Sturmpanzerabteilung (батальон 656-го полка Panzerjager под командованием подполковника Юнгфельда на Курской Дуге. После Курской битвы Юнгфельф был награжден Рыцарским Крестом, а после битвы за Харьков - произведен в полковники. Позже было сформировано еще три штурмовых танковых батальона - 217-й, 218-й и 219-й, которые воевали на Восточном и Западном фронтах. Каждое подразделение имело на вооружении по 46 Sturmpanzer IV. Они оставались в строю до самого конца войны. "Гризли" также входили в состав штурмовой танковой роты специального назначения - Sturmpanzer-Kompanie z.b.V. 218, которая принимала участие в подавлении Варшавского Восстания в 1944 году.
Кроме того, не смотря на название "Штурмовой танк", «Brummbär» никаким танком не был - хотя бы за отсутствием башни: орудие помещается в надстройке. Основная специфика машины - поддержка пехоты во время городских боев, а так же во время взятия укрепленных позиций. Так же "Гризли" показали очень высокую эффективность в обороне (Западный фронт). "Гризли" совместно со "Штурмтигерами" участвовали в подавлении Варшавского восстания - они могли полностью снести здание с 2-3 выстрелов.
Главный недостаток этой, в общем-то надежной и хорошо бронированной машины - весьма стесненные условия для экипажа, и как следствие малый боезапас. При нормальном снабжении 38 выстрелов для 150 мм. орудия - вполне достаточно, но в условиях конца войны в 1944-1945 годах много машин было попросту брошено экипажами.
Всего было произведено 298 экземпляров данного Штурмпанцера, на сегодняшний день сохранились три "Гризли" (о которых мне известно).
1. Музей в Кубинке. Ранний вариант:
2. Музей в Абердине (США). Ранний вариант. Машина хранится в безобразных условиях под открытым небом (как и многие другие раритеты, увы):
3. Танковый музей в Мюнстере (ФРГ). Поздняя версия. Условия хранения идеальны, машина на ходу:
4. Та же самая машина на транспортере:
Подробности о немецком "Гризли" здесь (много фото, текст на немецком языке).
Официальное обозначение: Sturmpanzer IV (Sd.Kfz.166)
Альтернативное обозначение: “Brummbär”, StuG mit 15cm Stu43
Год начала работ: октябрь 1942 г.
Год постройки первого прототипа: 1943 г.
Стадия завершения работ: построено 308 единиц использовавшихся на Восточном и Западном фронте до мая 1945 г.
В рамках широкой программы использования шасси танка Pz.Kpfw.IV для постройки самоходных орудий различного назначения во второй половине 1942 года было рассмотрено предложение установить на него крупнокалиберное орудие, которое было бы способно эффективно бороться с полевыми укреплениями. Подобная штурмовая САУ создавалась для поддержки пехотных соединений, но впоследствии к неё прибавилась функция ведения боя в городских условиях.
Из нескольких вариантов была выбрана 150-мм пушка с длиной ствола всего 12 калибров, которая устанавливалась в полностью бронированной рубке. По замыслу создателей самоходки большая длина ствола была ни к чему, поскольку фугасному снаряду не требовалась высокая скорость. Проект был продемонстрирован А.Гитлеру 20-го октября 1942 года, одобривший концепцию и распорядившийся построить 40-50 машин в самые кратчайшие сроки. Окончательное решение было принято на совещании 7 февраля 1943 года – фирме Alkett поставили задачу собрать 40 самоходок и предоставить их заказчику не позднее 12 мая, а затем собрать вторую партию из 20 машин. К великому удовлетворению фирмы глобальных переделок для серийного производства не потребовалось, поэтому весь заказ был выполнен с небольшими задержками. Самоходное орудие получило официальное обозначение Sturmpanzer IV (Sd.Kfz.166) , но в послевоенный период более распространенным стало название “Brummbär” .
От танка Pz.Kpfw.IV полностью заимствовалась ходовая часть, имевшая на один борт четыре тележки с двумя обрезиненными катками каждая и подвеской на листовых рессорах, четыре поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, а также мелкозвенчатую гусеницу из стальных траков.
Корпус собирался из листов катаной броневой стали толщиной 10, 20, 30 и 80 мм. Боевая рубка имела более мощную защиту, собиралась из бронелистов толщиной 10, 20, 30, 50 и 100 мм соответственно. Основное вооружение, состоявшее из короткоствольного орудия 15cm StuH 43 L/12, устанавливалось в лобовом листе рубки. Углы горизонтального наведения составляли по 10° в каждую сторону, вертикального – от -5° до +20°.; На всех “Brummbär” устанавливался телескопический прицел Sfl ZF. Боекомплект состоял из 38 выстрелов раздельного заряжания.
На самоходке устанавливался карбюраторный 12-цилиндровый двигатель HL120TRM 12-цилиндровый, мощностью 300 л.с. при 3000 об\мин и трансмиссия механического типа, обеспечивавшей 6 передч переднего хода и 1 передачу заднего хода.
Для сборки первых партий использовалось шасси от серийных танков разных модификаций: для 52 самоходок использовали шасси от Pz.Kpfw.IV Ausf.G, а другие 8 строились на базе Ausf.E и Ausf.F. Эти машины также оснащались дополнительными бронеплитами толщиной 50 мм. Вторая серия самоходок, выпуск которых производился с декабря 1943-го до марта 1944-го года, строились на шасси более новых танков Pz.Kpfw.IV Ausf.H. Эти машины отличались установкой вытяжного вентилятора и двумя передними катками с резиновыми бандажами. Всего было собрано 60 таких машин.
Третья серия, строившаяся в мае-июне 1944 года, получила перископ вместо наблюдательного прибора Fahrersehklappe 80, а также орудие StuH 43/1, которое весило почти на 800 кг меньше оригинальной версии. На четвертой серии изменили конструкцию рубки, использовали шасси от танка Pz.Kpfw.IV Ausf.J и установили двигатель HL120TRM112. Начиная с апреля 1944 года справа от орудия появилась шаровая установка пулемета MG-34 и прицелом Kg ZF 2 (боекомплект 600 патронов), имевшем горизонтальный сектор обстрела 30° и вертикальный от -7° до +20°.; Согласно отчетам выпуск самоходок “Brummbär” распределился по годам следующим образом: 1943 г. – 66, 1944 г. – 215, 1945 г. – 17.
Первые серийные “Brummbär” получил 216-й батальон штурмовых орудий (Sturmpanzer-Abteilung 216), формирование которого было завершено в апреле 1943 года. Материальная часть была получена в Амьене, а всего удалось полностью оснастить 3 роты по 14 машин в каждой. Затем батальон был направлен на Восточный фронт, где с 10-го июне участвовал в операции «Zitadelle» под Курском. После начала советского контрнаступления оставшиеся машины перебросили на линию Днепропетровск-Запорожье, но уже в октябре им снова пришлось отступать до Никополя. В декабре 1943 года остатки батальона вернулись в Германию и отправлены на Западный фронта, где в феврале 1944 года “Brummbär” участвовали в отражении высадки под Анцио. На тот момент батальон располагал 28 машинами – впоследствии количество “Brummbär” удалось довести до 42, причем они оставались в Италии вплоть до конца войны.
В конце апреля 1944 года был сформирован 217-й батальон (Sturmpanzer-Abteilung 217), получивший 19 “Brummbär” в мае и в скором времени отправившийся в Нормандию. Первые потери батальон понес ещё в пути, поскольку железнодорожные пути постоянно подвергались ударам с воздуха. Впервые “Brummbär” удалось ввести в бой 7-го августа под Каеном, а по состоянию на 19-е августа в строю числилось 17 машин и ещё 14 находились в ремонте. После ожесточенных боёв в Фалезском котле количество самоходок сократилось до 22 и в октябре часть экипаже отправили в Panzer-Ersatz Abteilung 18. Впоследствии батальон принял участие в сражении при Булже, а завершилась его боевая карьера в Рурском «котле» в апреле 1945 года.
Самоходками “Brummbär” также планировалось оснастить 218-й батальон (Sturmpanzer-Abteilung 218) в составе трех рот по 15 машин в каждой. Формирование началось в начале января 1945-го года, но завершить этот процесс не успели и в итоге это соединение оснастили самоходками StuG III.
Ещё одним соединением на “Brummbär” должен был стать 219-й батальон (Sturmpanzer-Abteilung 219), который создавался на основе 914-й бригады штурмовых орудий (Sturmgeschutz-Brigade 914) в сентябре 1944 года. В октябре, получил всего 10 машин, батальон был отправлен под Будапешт, где впоследствии участвовал в боях с советскими войсками.
До настоящего времени сохранилось всего четыре “Brummbär”, которые находятся в музеях разных стран: Musee des Blindes (Самюр, Франция), Deutsches Panzermuseum (Мюнстер, Германия), Музей БТТ (Кубинка, Россия) и Fort Sill Field Artillery Museum (Форт Силл, США).
Источники:
П.Чемберлен, Х.Дойл «Энциклопедия немецких танков 2-й Мировой войны». АСТ\Астрель. Москва, 2004
Thomas L.Jentz «Sturmgeschuetz: s.Pak to Sturmmoerser» («Panzer Tracts» No.8). Darlington Productions. ISBN 1-892848-04-X. 1999
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШТУРМОВОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ
“Brummbär” образца 1943 г.
БОЕВАЯ МАССА | 28200 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | 5 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | 5930 |
Ширина, мм | 2880 |
Высота, мм | 2520 |
Клиренс, мм | 400 |
ВООРУЖЕНИЕ | одна 150-мм пушка 15cm Stuh 43 L/12 и один 7,92-мм пулемет MG-34 |
БОЕКОМПЛЕКТ | 38 выстрелов и 1500 патронов |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | телескопические прицелы Sfl ZF и Kg ZF 2 |
БРОНИРОВАНИЕ | лоб корпуса — 80 мм борт корпуса — 30 мм корма корпуса — 20 мм крыша корпуса — 10 мм лоб рубки — 100 мм борт рубки — 50 мм корма рубки — 30 мм крыша рубки — 20 мм днище — 10 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | Maybach HL120TRМ, карбюраторный, 12-цилиндровый, мощностью 300 л.с. при 3000 об\мин. |
ТРАНСМИССИЯ | механического типа с 6-скоростной КПП (6+1) |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | (на один борт) 8 сдвоенных опорных катков блокированных попарно в 4 тележки с подвеской на литовых рессорах, 4 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками |
СКОРОСТЬ | 40 км\ч по шоссе 24 км\ч по местности |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | 200 км по шоссе 130 км по местности |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Угол подъёма, град. | 30° |
Высота стенки, м | 0,60 |
Глубина брода, м | 1,00 |
Ширина рва, м | 2,20 |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | радиостанции FuG5 и FuG2 |