Северный кавказ на перекрестке геополитических интересов мировых держав. Армения в структуре современных международных отношений кавказского региона аветисян, рафаел самвелович Развитие международных отношений на кавказе
После распада СССР на территории Закавказья образовалось три самостоятельных государства – Азербайджанская Республика, Республика Армения и Республика Грузия. Несмотря на географическое соседство, у каждой из них своя история, их отличает национальное своеобразие, они различны по природным богатствам и культуре, геополитической ориентации. До распада СССР закавказские республики по экономическому развитию находились на уровне среднеразвитых индустриально-аграрных стран. В постсоветской истории у них также много общего.
За годы независимости ни одной из закавказских республик не удалось избежать тотального спада производства, обнищания и миграции населения, военно-политических столкновений как между самими республиками (Армения – Азербайджан), так и внутри каждой из них (Грузия, Азербайджан). Сказались разрыв прежних экономических связей, социально-экономическая и политическая нестабильность, резкое расслоение населения по уровню и качеству жизни, коррумпированность и криминализация общества.
Россия заинтересована строить отношения с целостными и стабильными Азербайджаном, Арменией и Грузией. Ей выгодно, чтобы эти страны справились с социальными и экономическими неурядицами и встали на рельсы устойчивого развития. Закавказье географически, исторически, экономически и политически было и остается теснейшим образом связано с Россией. Главным фактором влияния России в регионе остаются экономические рычаги.
России придется решать с закавказскими государствами не только вопрос о русском языке, о положении русского и русскоязычного населения в этих государствах, но и проблемы многочисленных диаспор закавказских народов в Российской Федерации. Нельзя забывать и о том, что при всех возможных недоработках и трудностях миротворческая деятельность России сыграла и продолжает играть ключевую роль в разрешении конфликтов в Закавказье, в установлении относительно устойчивого мира в этом регионе.
Кратко остановимся на особенностях развития каждой из стран Закавказья и их взаимодействии с Россией.
Азербайджанская Республика
18 октября 1991 г. Верховный Совет Азербайджанской Республики принял Конституционный акт “О государственной независимости Азербайджанской Республики”. Первое постсоветское десятилетие стало для нового государства временем общественно-экономических и политических трансформаций и потрясений, самостоятельного выхода на мировую арену. Становление Азербайджанской Республики происходило в условиях глубокого этнополитического кризиса, вызванного карабахским конфликтом. В результате военного столкновения между Азербайджаном и Арменией Нагорный Карабах фактически вышел из состава Азербайджанской Республики.
В начале 90-х гг. XX в. в Азербайджане сложилась ситуация, близкая к политической и экономической анархии. Приход к власти в 1993 г. Г.А. Алиева, выступившего в качестве общенационального и авторитетного лидера Азербайджана, способствовал стабилизации, укреплению государственности, приостановлению тяжелейшего экономического кризиса.
С середины 90-х гг. в Азербайджане наблюдаются положительные тенденции к замедлению темпов негативных процессов в экономике, увеличению добычи нефти, укреплению национальной валюты. Развивается сельское хозяйство, в том числе традиционные для Азербайджана хлопководство, плодоводство и виноградарство.
У Азербайджана значительный транспортный потенциал, который может превратить республику в один из центров международной торговли и реэкспорта. Республика по объему иностранных инвестиций опережает большинство стран СНГ, львиная доля этих капиталовложений направлена в нефтедобычу. На официальном уровне заявлено о желании превратить Азербайджан в “новый Кувейт”, планируется довести нефтедобычу в 2010 г. до 60 млн т в год 7 .
Вместе с тем у Азербайджана остается немало экономических и социальных проблем. Торговля для многих азербайджанцев остается единственной сферой, где можно хоть что-то заработать. Велики миграционные процессы. По разным источникам, в настоящее время только в Российской Федерации насчитывается до 1,5 млн азербайджанцев; около 60% населения республики живет за счет средств, заработанных в России.
Во внешней политике Азербайджан следует принципу много-векторности, но при этом подчеркивает особые отношения с Турцией. Во время визита в феврале 1994 г. Г.А. Алиева в Турцию была использована формула “одна нация, два государства”. Очевидна тенденция к расширению военного сотрудничества между Баку и Анкарой, причем это сотрудничество во все большей мере принимает контуры геополитического военного союза.
Азербайджанское руководство развивает связи с ОБСЕ, Советом Европы и НАТО, активизирует отношения с США и западноевропейскими странами.
Российско-азербайджанские отношения в 90-х гг. XX в. складывались неровно, прежде всего из-за карабахской проблемы. В последние годы российско-азербайджанским связям удалось придать динамичный, прагматичный и взаимовыгодный характер. Большую роль в этих позитивных процессах сыграли визит Президента РФ В.В. Путина в Азербайджан и визит нового Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева в Москву. Азербайджано-российские отношения не беспроблемны, но это проблемы вполне решаемы, в том числе и те, которые касаются нефти, газа и их транспортировки, а также сотрудничества по Каспию.
Республика Армения
Республику Армению связывают с Российской Федерацией узы дружбы и стратегического партнерства. После распада СССР Армения пережила непростые времена. Произошел резкий спад производства, отмечается рост теневой экономики и безработицы. По подсчетам специалистов, за пореформенный период Армения лишилась около 90% своего экономического потенциала, объем ее ВВП сократился в 10 раз, в том числе объем промышленного производства на 80%. Наблюдалось массовое банкротство промышленных предприятий, свертывание наукоемких производств и научных исследований.
Положение усугубляется ограниченностью природных ресурсов Армении, а также ее транспортной блокадой в результате вооруженного конфликта с Азербайджаном. Страна не имеет выхода к морю, что изолирует ее от центров не только мирового, но и регионального развития. Кроме того, Республика вынуждена выделять значительные средства на ликвидацию последствий страшного землетрясения 1988 г. Тогда в северных районах Армении погибло 25 тыс. человек, десятки тысяч остались без крова.
В советские годы Армения характеризовалась высоким уровнем образования и культуры, значительным интеллектуальным потенциалом. Сейчас, в силу тяжелого экономического и социального положения страны, большая часть трудоспособного населения, в том числе высококвалифицированных специалистов, эмигрировала, что привело к трудновосполнимым потерям.
Создавая в сложных условиях новое государство, Армения, помимо прочего, опирается на мощный генетический потенциал и традиции своего народа, который на протяжении многих столетий упорно отстаивал свою национальную самобытность. Приняв в 301 г. христианство в качестве официальной государственной религии, Армения явилась передовым христианским форпостом, небезуспешно сопротивлявшимся исламизации. Она дала миру выдающихся просветителей, ученых, деятелей культуры. Сейчас это государство-нация с практически однородным в этническом, культурном и конфессиональном отношении народом. Большие, сравнительно богатые и влиятельные армянские диаспоры в США, во Франции, в странах Ближнего и Среднего Востока. Армянская диаспора в России, преимущественно в Москве и Краснодарском крае, насчитывает 2 млн человек 8 .
Что касается Нагорного Карабаха, то население Армении в своем абсолютном большинстве выступает за его вхождение в состав республики. Однако руководство страны (по крайней мере на словах) не ставит задачу присоединения Карабаха к Армении и высказывается за предоставление народу Карабаха права самому определять свою судьбу. Несмотря на подписанное в мае 1994 г. Соглашение о прекращении огня, которое в принципе соблюдается, серьезные противоречия между конфликтующими сторонами сохраняются.
В сложившейся геополитической обстановке Россия остается, по существу, единственной страной, способной оказывать Армении всестороннюю поддержку. На протяжении всего существования Армении как независимого государства в российско-армянских отношениях практически не было споров, в отличие от других закавказских республик, которые в силу различных причин зачастую демонстративно дистанцировались от России. В стране нет явно антироссийских настроений. В то же время в последние годы очевидна активизация политических сил, ориентирующихся на Запад. Развиваются отношения Армении с Грецией и Ираном.
Трагическая гибель 27 октября 1999 г. К. Демирчяна, Председателя Национального собрания, и В. Саркисяна, премьер-министра страны, которые придерживались пророссийской ориентации, не привела к ослаблению российских позиций в Армении. Визиты Президента РФ В.В. Путина в Армению в 2001 и 2005 гг. подтвердили стратегическое партнерство двух государств. Между Россией и Арменией укрепляются торгово-экономические связи и военно-техническое сотрудничество.
Ощутимо военное присутствие России в Армении. На военных базах расположены истребители-перехватчики МИГ-29, дивизион комплекса ПВО С-300В – самых мощных в мире зенитных ракет. Юридически оформлено пребывание российских пограничных войск на территории республики. Армянская армия вооружена российским оружием. Россия, по существу, взяла на себя обязательства гарантировать безопасность армянского народа и государства.
Имея тесные и многосторонние связи с Россией и странами Запада, обладая достаточно боеспособной и эффективной армией, Армения в состоянии оказывать влияние на обеспечение геополитической стабильности в регионе. В свою очередь Россия опирается на Армению для защиты своих стратегических интересов в Закавказском регионе.
Республика Грузия
Грузия – первая из бывших республик Советского Союза, где были проведены свободные парламентские (октябрь 1990 г.) и президентские (май 1991 г.) выборы, на которых победил З. Гамсахурдия. В период его пребывания у власти руководство Грузии взяло курс на разрыв отношений с Россией, а в национальном движении республики с самого начала верх взяли радикалы, борцы “с имперским злом и насилием”.
Патриотический допинг и поиски врагов заслонили главное – экономическое, социальное и государственное строительство. ВВП Грузии сократился многократно и составлял в начале XXI в. 1/4 валового продукта Краснодарского края. Грузия, еще недавно цветущая и богатая, ныне одна из самых бедных стран мира. Население Грузии уменьшилось, каждый четвертый житель страны выехал на постоянное жительство в Россию 9 .
Положение в стране серьезно обостряется конфликтами с Абхазией и Южной Осетией. Отличительная особенность событий, связанных с Абхазией, в том, что на путь независимости и создания собственного государства стал народ, составляющий менее пятой части населения Республики Грузии. На 1 января 1990 г. население Абхазии насчитывало 537 тыс. человек, из них 44% грузины, 17% абхазы, 16% русские, 15% армяне 10 . В ночь с 13 на 14 августа 1992 г. части национальной гвардии и регулярной армии Грузии вошли в Сухуми. Началась война, которую Грузия проиграла.
Национально-шовинистические силы Грузии подвигли южных осетин предпринять попытку отделиться, на что грузинский парламент немедленно отреагировал отменой южноосетинской автономии. В ответ на несогласие осетин в 1991 г. были использованы силовые методы. Осетины нанесли поражение грузинам. В июне 1993 г. объявлено перемирие и прекращение огня. Результат грузино-южноосетинского конфликта – более 1 тыс. убитых, свыше 90 сожженных деревень, десятки тысяч беженцев.
В правление Э. Шеварднадзе отношения Грузии с Россией отличались неровностью, противоречивыми заявлениями и действиями. С приходом к власти М. Саакашвили в сентябре 2003 г. появилась надежда, что наступит поворот к лучшему во взаимоотношениях двух стран. Поначалу изменилась риторика, наметился межгосударственный диалог. Но затем высказывания со стороны Грузии в отношении России стали звучать все резче и оскорбительнее.
М. Саакашвили как политик стремится играть на большом геополитическом поле. Он склонен считать себя этаким пророком “цветных” революций на постсоветском пространстве. На самом деле геополитические амбиции вождя “революции роз” явно не соответствуют его реальным возможностям.
Президент Грузии неоднократно выступал с необоснованными обвинениями в адрес России, в том числе на 61-й сессии ООН в сентябре 2006 г. В то же время он постоянно подчеркивает свою ориентацию на США, особые отношения с ними. Это подтверждается его стремлением.вступить в НАТО, ускорить процесс вывода российских военных баз с территории Грузии, укрепить и обучить вооруженные силы с помощью американцев.
Осуществляется постоянное давление на отделившиеся территории, не прекращаются провокации против российских миротворцев. Чашу терпения России переполнил демонстративный арест в Тбилиси нескольких российских офицеров, находившихся в Грузии на законных основаниях. Со стороны Российской Федерации последовали ответные действия, касающиеся экономических отношений, транспортного сообщения, незаконной миграции. По инициативе России в Совет Безопасности ООН осенью 2006 г. была внесена и единогласно им одобрена резолюция, в которой осуждаются воинственная риторика и неправомерные действия грузинской стороны в зоне грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликтов, продлевается мандат российских миротворческих сил.
Прецедент отделения Черногории от Сербии, очевидное противоречие между такими принципами международного права, как принцип территориальной целостности и право нации на самоопределение, курс, взятый руководством Грузии на решение территориальных проблем с помощью силы, – все это еше больше обостряет обстановку вокруг Абхазии и Южной Осетии, которые являются международно признанными зонами конфликта.
В 2006 г. Россия впервые официально признала правомерность стремления Южной Осетии к самоопределению. В заявлении официального представителя МИДа Российской Федерации отмечалось: “Мы с уважением относимся к принципу территориальной целостности. Но пока эта целостность применительно к Грузии скорее возможное состояние, чем политико-правовая реальность. И создать ее можно только в результате сложных переговоров, при которых исходная южноосетинская позиция, как мы понимаем, базируется на не менее признаваемом в международном сообществе принципе – праве на самоопределение” 11 .
Восстановление территориальной целостности Грузии в обозримом будущем представляется трудноразрешимой задачей. Российская сторона продолжает вести линию на сдержанность и осмотрительность в отношении грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликтов, подчеркивая, что будет действовать в соответствии с нормами международного права и волей народов. Россия не собирается включать в свой состав новые территории, у нее нет таких планов, подчеркнул Президент РФ В.В. Путин на встрече в Ново-Огареве с руководителями информагентств стран “восьмерки” и повторив это в телевизионных ответах на вопросы граждан России 25 октября 2006 г. Вместе с тем он отметил, что “не только жителям Южной Осетии или Абхазии трудно будет объяснить, почему албанцам в Косово можно отделиться от страны, в которой они формально сейчас находятся, а им нельзя” 12 .
Россия не уходит от ответственности, которую возлагают на нее посреднические и миротворческие обязанности. Российская Федерация выступает за территориальную целостность Грузии, но и подталкивать Абхазию и Южную Осетию к Тбилиси – значит поощрять государство, открыто противопоставляющее себя России в геополитическом плане. Кроме того, Россия не может не учитывать, что большая часть жителей Абхазии и Южной Осетии – российские граждане (процесс активного принятия российского гражданства пришелся на 2000–2004 гг.).
В конечном счете не в интересах Грузии обострять отношения с Россией. Можно согласиться с мнением тех, кто отмечает, что “Россия – первый торговый партнер Грузии, первый покупатель ее продукции, основной рынок сбыта ее рабочей силы, крупнейший источник ее валютных поступлений, главный поставщик газа и т. д.” 13 . Россия, безусловно, не заинтересована в нагнетании напряженности. Российскую Федерацию и Республику Грузию исторически, географически, экономически, культурно связывает несравнимо большее, чем то, что их пока разъединяет.
Объективно России и закавказским странам суждено жить рядом и вместе. Поэтому главная задача – найти оптимальные пути и формы сотрудничества во всех сферах, умело сопрягая и учитывая национальные и геополитические интересы Российской Федерации и постсоветских государств Закавказья.
«Международные отношения Кавказского региона XVI – XVII вв.»
Кавказский регион в период Ирано-Турецких войн
На протяжении XVI и XVII веков Кавказ являлся ареной борьбы между двумя сильнейшими державами Востока - Османской империей и Ираном. Еще в 1501 году сын турецкого султана Мехмед предпринял военную экспедицию против горцев, причем, кроме собственно турок в количестве 300 человек, в деле участвовали две сотни наемников-черкесов, служивших в турецкой армии, а также сын крымского хана и азовские казаки. Из дипломатической переписки между Москвой и Стамбулом известно, что поход Мехмеда окончился поражением османских сил, причем сын крымского хана едва спасся бегством.
Конечно, данная неудача не могла остановить османской экспансии, и попытки турок закрепиться на Северном Кавказе, опираясь на поддержку крымской конницы и используя внутренние кавказские противоречия, продолжились. В 1516 - 1519 годах османы начали сооружение крупной крепости в устье Кубани, причем в качестве гарнизона туда было направлено 8 тыс. татар. Следует отметить, что Крымское ханство в данный период само по себе, помимо союзнического участия в военных действиях Османской империи, находилось в состоянии постоянной войны с черкесами (т.е. с горскими народами), где боевые действия разворачивались каждое лето и затихали зимой. Иногда набеги на Северный Кавказ заканчивались для крымских татар весьма плачевно. Так, в 1519 году в Крым вернулась только треть отправившихся в поход воинов. Впрочем, военные столкновения не мешали сторонам иногда заключать союзы для общей выгоды. Например, в ходе дипломатической переписки крымский хан заручился поддержкой черкесов и союзных с ними татар из низовьев Терека для готовящегося похода против Астраханского ханства.
Многократные набеги принесли определенные результаты, и в 20-х годах XVI века Крымское ханство сумело взять под контроль некоторые черкесские селения на северо-западе Кавказа, но это не помешало династии Гиреев (правящая в Крыму ханская фамилия) породниться с горскими князьями, а также заключить с ними многочисленные военные союзы против также претендующего на контроль над Северным Кавказом Ирана. Используя в качестве базы территорию Азербайджана, шейх Хайдар еще в 1487 году организовал крупное военное вторжение на Северный Кавказ, иранцы прошли всю его территорию до Черного моря и только вблизи побережья были, наконец, разгромлены объединенными силами горских племен. Продолжил завоевательную политику шейха Хайдара его сын Исмаил (провозгласивший в 1502 г. себя шахом), который в 1507 году оккупировал Армению, в 1509 году захватил Ширван и Дербент, а в 1519 году подчинил себе Грузию с явным намерением этим не ограничиться и расширять иранские границы до тех пор, пока они не совпадут с границами Кавказа.
Подчинив себе Закавказье и создав тем самым плацдарм для дальнейшего продвижения на север, Исмаил умер, а трон и шахскую корону унаследовал Тахмасп I (1524-1576), продолживший практику набегов и военных экспедиций, в которых иранцам пришлось столкнуться с ширванцами и поддерживающими их отрядами из Дагестана. В результате военных действий Тахмаспу I удалось восстановить утраченный контроль над Ширванским ханством и над Дербентом. Дело в том, что хотя после первого похода на Ширван (1500-1501 гг.) иранцев-сефевидов разбитый в бою Ширван-шах Фаррух-Ясар погиб, а его владения достались шаху Исмаилу. Сын погибшего Ширван-шаха Шейх-шах отказался подчиняться Ирану, что потребовало от Исмаила нового похода в 1509 году. Сефевиды снова одержали победу, но и после нее Тахмасп I еще раз приводил Ширван к покорности. Аналогично развивались события и в Дербенте, где правители Яр-Ахмед и Ага Мухаммед-бек рассчитывали, что неприступные стены оградят их от иранского войска. Осада Дербента в 1510 году окончилась сдачей крепости, после чего шах Исмаил переселил сюда 500 иранских семей и назначил правителем своего ставленника Мансурбека.
Разумеется, успехи Исмаила не могли понравиться Османской империи, которая поспешила организовать на Кавказ собственное вторжение. Понимая, что главным противником османов является Иран, султан Селим I постарался для начала заручиться поддержкой или хотя бы нейтралитетом горских князей, с целью чего вступил с ними в дипломатические переговоры, а также занялся сбором разведывательной информации о будущем противнике. Потом султан нанес удар по подвластным ему Усульманам-шиитам, опасаясь, что в столкновении Ираном те поддержат своих иранских единоверцев. Обеспечив себе, таким образом, безопасность в тылу, Селим стянул к границам Ирана 200-тысячную армию и начал военные действия. Решительное сражение произошло на Чалдыранской равнине вблизи Маку 23 августа 1514 года и закончилось поражением иранцев-сефевидов, после чего Ширван и Дагестан немедленно прекратили выплату Ирану дани, как и прочие иранские владения на Северном Кавказе (Дербент, Табасаран и др.).
Конечно, иранский шах недолго мирился с подобным своеволием и, пользуясь тем, что армия султана Селима I оказалась занятой войной в Египте, вторгся на Кавказ. В 1517 году, сломив упорное сопротивление армий местных правителей, сефевиды снова подчинили себе Ширван и вторглись в Грузию, разоряя все на своем пути. Был взят и Дербент, правителем которого объявили зятя иранского шаха Музафар-султана. Временный успех иранцев не остановил боевых действий, и в начале 30-х годов XVI века Османская империя вновь предприняла попытки взять реванш. Этим не преминули воспользоваться жители Дербента, выгнавшие иранский гарнизон и в очередной раз прекратившие платить дань Ирану. На этом неприятности иранского шаха не закончились: в 1547 году подати в его казну перестал платить и Ширван, этот отказ сопровождался антииранским восстанием под руководством ширванского правителя Алкас-мирзы, приходившегося шаху родным братом. Дагестанцы с радостью поддержали мятежного родственника, а когда восстание все-таки было подавлено, помогли Алкас-мирзе бежать сначала в селение Хиналук, а потом к шамхалу Казику Мухскому.
Однако бегство мятежного брата шаха и назначение на его место другого наместника не сделали позиции Ирана в регионе более стабильными. Богатые торговые центры Кавказа не желали иметь над собой чужеземного правителя и делиться с ним своими доходами. И потому, едва между Ираном и турками снова вспыхнули столкновения, Ширван, Дербент и Кайтаг немедленно расправились с наместником шаха и вновь провозгласили свою независимость. На этот раз восстание возглавили Бурхан-мирза и кайтагский уцмий Халил-бек, весьма заинтересованные в положительном исходе восстания: им приходилось платить в шахскую казну особенно большие налоги. Иранский отряд, направленный на усмирение мятежа, был разбит в битве при Кулане, однако оттеснил повстанцев в горы. Возможно, на этот раз власть Ирана оказалась бы более прочной, но основным иранским силам пришлось покинуть район из-за активизации османских сил. Воспользовавшись этим, жители Кайтага в 1549 году заняли Ширван и убили очередного главу шахской администрации. На этот раз шах не смог прислать войска и наказать бунтовщиков: его силы были скованы Османской империей и грузинскими отрядами ЧаряЛаурсаба (1534-1538).
1554 год был ознаменован тем, что турецкий та Сулейман I Кануни вторгся в Азербайджан и занял Нахичевань. Первый военный успех нов не имел, однако, продолжения, поскольку турецкая армия, застряв в Нахичеване, начала испытывать трудности со снабжением продовольствием В результате Сулейман вынужден был начать мирные переговоры, нашедшие у иранского шаха, находящегося в невыигрышном положении, энергичную поддержку. Результатом переговоров в 1555 году в г. Амасьи стал мирный договор, по которому Османской империи отходили Имеретинское царство княжества Гурия и Мегрелия, западная часть Мес-хети (Грузия), а также области Васпуракан, Алащ-керт и Баязет (Армения), Иран же получал Восточную Грузию (Картли и Кахетию), Восточную Армению и весь Азербайджан. Ни та, ни другая сторона не были удовлетворены мирным договором, поэтому неудивительно, что условия его соблюдались недолго. Новый османский султан Мурад II (1574 - 1590) выступил против Ирана, причем перед началом военных действий он обратился к дагестанским князьям с посланием, в котором официально требовал их участия в войне на своей стороне.
Удача сопутствовала турецкой армии: после ряда выигранных боев в Азербайджане и Южном Дагестане османы организовали в Ширване и Дербенте беглербегство, оставили там гарнизоны и под предводительством Дала-паши вернулись в Анатолию. Узнав, что турки покинули пределы Кавказа, шах осадил Шемаху, однако султан вновь направил Дала-пашу с армией на помощь шемахскому гарнизону. Одновременно он повелел своему вассалу крымскому хану Мухаммед-Гирею присоединиться к военным действиям против Ирана. В устье Кубани крымские отряды прибыли в 1582 году на кораблях с тем, чтобы через Дагестан достичь Дербента. Эта дорога через Северный Кавказ заняла у крымчаков 80 дней. Они соединились с 200-тысячным корпусом Дала-паши и в мае 1583 года объединенными усилиями разгромили Сефевидов в битве на реке Самур. Следствием успешных действий османских войск стала попытка стамбульской администрации колонизировать отбитые у Ирана территории, однако процесс этот немедленно натолкнулся на активное противодействие со стороны местных жителей в Дагестане, Ширване и в Грузии. Избавившись от иранского присутствия, горцы не собирались мириться с османским диктатом.
Похожие работы:
Кавказ и русское государство XVI–XVII вв
Реферат >> ИсторияРусское государство вв» Еще в... государства отношения между Россией и кавказскими народами стали... политическая разведка региона , а также... в условиях сложной обстановки. В... пыталась колонизировать кавказские земли: в XVI и XVII веках...
Северный Кавказ в истории России (XVI-XIX вв.)
Дипломная работа >> ИсторияПо отношению к Северному Кавказу. Вопрос о присоединении Северного Кавказа к России появляется в XVI - XVII вв . Окрепшее...
Военно-дипломатический аспект деятельности России на Кавказе в контексте международных отношений в первой трети XIX века
Статья >> ИсторияВ отношении Кавказского региона . К... политика в Кавказском регионе ... XVIII – начало XIX вв ... Íàóêà, 1967.– Ò.1. 16 Ñìèðíîâ, Í.À. Ïîëèòèêà Ðîññèè íà Êàâêàçå â XVI -XIX âåêàõ/ Í.À. Ñìèðíîâ.– Ì.: Èçäàòåëüñòâî ñîöèàëüíî- ïîëèòè÷åñêîé ëèòåðàòóðû, 1958; ...
-
1. Проблемы и перспективы развития ЕС в начале XXI в.
2. Возвратная миграция в Россию из стран СНГ: проблемы и тенденции
3. Российско-китайское сотрудничество в постбиполярном мире: тенденции развития
4. Курдский вопрос в современных международных отношениях
5. Арктический регион в современных международных отношениях
6. Современный политический национализм в Западной Европе (на примере Франции и Великобритании)
7. Российско-чешские отношения в современной системе международных отношений
8. Куба в современной системе международных отношений
9. Закавказский регион в системе международных отношений
10. Противодействие международному экстремизму в современном мире
11. Эволюция внешней политики США в Закавказском регионе (1991-2016 гг.)
12. Территориальные споры как угроза безопасности в Юго-Восточной Азии
13. Палестино-израильский конфликт в XXI веке: перспективы урегулирования
14. Аргентина в современной системе международных отношений
15. Политика противодействия кибертерроризму в современной России
16. Российско-германские отношения в постбиполярной системе международных отношений
17. Европейское направление внешней политики Великобритании в конце XX-начале XXI вв.
18. Энергетический вопрос в российско-германских отношениях
19. Проблема непризнанных государств на постсоветском пространстве (на примере Приднестровской Молдавской республики и Автономной республики Абхазия)
20. Внешняя политика России на постсоветском пространстве: проблемы и перспективы
21. Современные конфликты в международных отношениях и пути их урегулирования
22. Проблемы национальной безопасности РФ в начале XXI века
23. Нагорно-Карабахский конфликт в современных международных отношениях: перспективы урегулирования
24. Германско-французское партнерство в политической структуре ЕС
25. Внешняя политика Российской Федерации в современной системе международных отношений
26. Взаимодействие России и США в современной системе международных отношений
27. Эволюция российско-американских отношений в постбиполярном мире
28. Миграционная политика Европейского союза в XXI веке: проблемы и перспективы
29. Эволюция внешней политики Франции в XX-XXIвв
30. Миграционные процессы в РФ в начале XXI века: проблемы и перспективы решения
31. Великобритания в европейском интеграционном процессе
32. Расширение ЕС как фактор развития современных международных отношений в Европе
33. Политика Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе
34. Российско-германские отношения в конце XX-начале XXI вв.
35. Российско-американские отношения в конце XX-начале XXI вв.
36. Террористическая организация «Исламское государство» как фактор развития современных международных отношений
37. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве
38. Бразилия в постбиполярной системе международных отношений
39. Европейское направление внешней политики КНР в XXI веке
40. Внешняя политика Исламской республики Иран в постбиполярной системе международных отношений
41. Современные конфликты в международных отношениях и пути их урегулирования
42. Террористические организации "Аль-Каида" и "ИГИЛ" как фактор развития международных отношений в XXI в.: сравнительный анализ
43. Внешняя политика СЩА в Латинской Америке в условиях постбиполярного мира
44. Миграционная политика стран Европейского союза в XXI в.
45. "Мягкая сила" как инструмент внешней политики СЩА в конце XX-начале XXI вв.
46. Непризнанные государства в Закавказье: сравнительный анализ
47. Европейское направление внешней политики Французской республики в конце XX-начале XXI вв.
48. Афганский вектор внешней политики США в XXI в
49. Концепция "мультикультурализма" в политике стран Европейского союза
50. Корейский вопрос в современных международных отношениях
51. Территориальный вопрос как фактор развития российско-японских отношений
52. Внешняя политика ФРГ в конце XX-начале XXIвв
53. КНР в современной системе международных отношений
Требования к ВКР установлены также в Положении о ВКР для студентов всех форм обучения по направлению подготовки «41.03.05 – Международные отношения».
Выбор темы ВКР
1. Выявить интересующую проблему в области международных отношений.
2. Проанализировать факторы и события, связанные с выбранной проблемой.
Тему необходимо сформулировать так, чтобы была понятна проблема исследования, используя эти слова. Перечень тем ВКР и руководители ВКР из числа работников университета утверждаются распорядительным актом университета не позднее чем за 6 месяцев до начала ГИА.
Этапы работы с научным руководителем
ВКР выполняется студентом самостоятельно под руководством квалифицированного специалиста.
Научный руководитель выпускной квалификационной работы:
- оказывает студенту помощь в формулировке темы исследования, разработке структуры исследования, подбору литературы, сборе практического материала для второй главы исследования;
- проводит предусмотренные расписанием консультации;
- контролирует этапы выполнения работы;
- дает рекомендации к предзащите;
- консультирует выпускников при подготовке к защите;
- готовит отзыв о работе.
Время, в целом отводимое на подготовку и защиту квалификационной работы, должно соответствовать требованиям ФГОС ВПО для выпускников по соответствующему направлению.
Кавказский регион – один из важнейших пунктов внешней политики Турции, которую министр иностранных дел Ахмет Давутоглу стремится построить на лозунге «стратегическая глубина» и на теориях мягкой силы и взаимозависимости. С точки зрения текущего политико-системного облика Кавказский регион приобретает качество истинной «пороховой бочки». Наряду с историческими, территориально-ирредентистскими, политическими и социокультурными проблемами, которые возникают между государствами региона, весь Кавказ вовлечен в борьбу мировых сил на евразийском пространстве в целом и в Черноморском бассейне - в частности, которые нацелены на сохранение или изменение дизайна международной системы. Такой облик Кавказа показывает, что нестабильность, распространяющаяся внутри региона, носит далеко не краткосрочный характер. В этой связи Турции, которая намерена стать влиятельной силой региона, необходимо внимательно отслеживать события на Кавказе и грамотно их интерпретировать.
Было бы справедливо рассмотреть две отдельных реалии, которые друг друга дополняют и отражают действительность Кавказа в сложившейся конъюнктуре. Политический облик, который представляет регион на сегодняшний день, подтверждает эти реалии. Оставшийся в границах России после распада СССР Северный Кавказ необходимо интерпретировать в рамках радикальных политических и культурных подходов, которые стремятся расплавить в собственном тигле присущее ему этнокультурное разнообразие и различные этнические группы, проживающие в регионе. Хотя и можно говорить о наличии в регионе существенного этнокультурного и религиозного разнообразия, внешняя демонстрация того, что регион можно объединить в рамках мусульманской сверхидентичности, стала причиной активизации сепаратистских политических движений под общим знаменателем «ислама», действующих против России. Так, в ходе чеченских войн в середине 1990-х и начале 2000-х годов борьба, основанная на этнической идентичности, по причине социального неравенства в регионе не обладала в достаточной степени консолидирующими принципами. Кроме того, попытки добиться сепаратизма, осуществляемые со ссылкой на мусульманскую идентичность, сопровождались тем, что некоторые богатые страны, взрастившие на исламе свою политическую легитимность, особенно - Саудовская Аравия и страны Персидского залива, под видом мусульманства оказывали поддержку лидерам и группировкам, вступившим в политическую борьбу на Северном Кавказе. На сегодняшний день в борьбу за политическую независимость на всем Северном Кавказе, и прежде всего - в Чечне и Дагестане, вступил Доку Умаров. Предпринимаемые им попытки согласовать легитимность своих властных намерений с исламом, а также усилия чеченских сепаратистов, связанные с наделением совершаемых ими терактов значениями салафизма и ваххабизма, необходимо рассматривать как следствие понимания того, что от радикальных элементов всего мира, прежде всего - из Саудовской Аравии и стран Персидского залива, может быть предоставлена поддержка.
Другая важная причина проблемы сепаратизма на Северном Кавказе связана не с тревогами культурного или территориального характера, а с системными предпочтениями и борьбой. Россия стала бросать вызов Евроатлантическому союзу, США и регулярно подчеркивать, что международная система должна трансформироваться в направлении многополярности. Все это мобилизовало мировых и региональных акторов, в первую очередь - США, не желающих, чтобы Россия стала «новым СССР». Именно эти акторы оказывают политическую, экономическую и военную поддержку сепаратистским попыткам на Северном Кавказе, который выходит на первый план как самое слабое место в сфере национальной безопасности России. В сущности, эти действия можно рассматривать как предпосылки реализации концепции по окружению России, как в период холодной войны. Однако мы видим, что стратегия окружения продвигается достаточно медленно. Важнейшая причина - в отсутствии единства в преследуемой глобальными и региональными силами политике, направленной против России, и в отсутствии поддержки политики Евроатлантического союза, прежде всего, со стороны Китая и Индии, которые преследуют собственные стратегии многополярности.
Что касается региона Южного Кавказа, то здесь на повестке дня особо остро стоят вопросы конфликтов и войн на этнокультурных и территориальных основаниях, которые подтолкнули образовавшиеся 3 новых республики к борьбе друг с другом. Хотя этот регион, окруженный такими важными акторами, как Россия, Турция и Иран, не представляет настолько беспорядочное этническое и религиозное разнообразие, как Северный Кавказ, он ассоциируется с энергетическими ресурсами, которыми владеет, а также проектами, нацеленными на то, чтобы эти ресурсы достигали Европы в обход России. Благодаря реализуемым (Баку–Тбилиси–Джейхан, Баку–Тбилиси–Эрзурум) и запланированным (Nabucco–Запад, Трансанатолийский газопровод, Транскаспийский газопровод) проектам энергетические ресурсы Каспия возможно транспортировать в Европу и таким образом достичь цели, преследуемой Евроатлантическим союзом и Турцией, относительно лишения России ее важнейшего оружия – зависимости других стран в энергетической сфере. Чтобы не потерять свое преимущество в энергетической сфере, которое обеспечивает важнейший вклад в процесс становления России глобальным актором, Москва оказывает давление как на региональные страны, так и на страны ЕС и Турцию, являющиеся зависимыми от России с точки зрения энергетических ресурсов. Будучи важнейшим актором по таким вопросам, как урегулирование ситуации вокруг Нагорного Карабаха, проблем Абхазии и Южной Осетии, раздел Каспийского моря, Россия использует эти вопросы по собственному желанию в соответствии с существующей конъюнктурой, демонстрирует свою силу в целом в Евразии и на Кавказе в частности. Основные принципы, которые обеспечивают отличие Южного Кавказа от Северного Кавказа, связаны с невозможностью образования религиозного и культурного партнерства, а также отличием системных предпочтений стран, образующих регион. Например, Грузия после «революции роз» отдала свое предпочтение в рамках международной системы в пользу США, Армения в силу исторических, политических, геополитических и экономических причин превратилась в крепость России на Южном Кавказе. Можно сказать, что Азербайджан не зависит от России по оси энергетических ресурсов и проектов и даже навязывает Москве скрытую конкуренцию в этой сфере. При этом Азербайджан стремится защищать баланс между Россией и евроатлантическим миром. Однако если принимать во внимание фактор Турции и экономические причины, то можно утверждать, что Азербайджан держится ближе к Евроатлантическому союзу.
Изображаемый в геополитических теориях, таких как теория «берега–пояса» Спайкмена и концепция «столкновения цивилизаций» Хантингтона, как существенная точка преломления, Кавказ неразрывно связан с регионом Евразия. На сегодняшний момент Кавказу отводится значительное место в системе международных отношений. В этой связи можно предположить, что политико-системное будущее региона будет формироваться в рамках «отношений силы» и элементов жесткой силы. Турция, которую можно назвать весьма важной региональной силой в Евразии, посредством потенциала и знаний, которыми она обладает, в контексте урегулирования политических и военных конфликтов, возможных в регионе, выйдет на передний план как влиятельный актор. В этой связи Турции необходимо сохранять мосты сотрудничества, установленные с Россией, принимать во внимание Иран в контексте отношений с Азербайджаном, действовать на основе политики взаимозависимости, которую Анкара сможет построить с опорой на собственную мягкую силу и определенные возможности для региональных стран.
Гектюрк Тюйсюзоглу, ("Uluslarası Politika Akademisi", Турция)
РАСПАД СССР охарактеризовал начало процесса геополитических изменений на всем постсоветском пространстве. Многие регионы стали сферами национальных интересов ведущих государств мира. Геополитическое значение Кавказского региона неоспоримо, и неслучайно. Подтверждением может служить тот факт, что Кавказ объявили зоной своих интересов более 30 государств.
Так как в новых геополитических условиях основной передел мира ведется за установление контроля над природными ресурсами, геостратегическими и военно-морскими путями, то главной стратегической целью крупных мировых держав является оттеснение России на северо-восток Евразии, подальше от одного из главных коммуникационных подступов к центру мировых ресурсов - Средиземноморско-Черноморского - Кавказско-Каспийского региона.
Северо-Кавказский регион всегда занимал особое место в политике России. В нынешних условиях роль и место региона на геополитической карте стали еще актуальней. Прежде всего это определяется приграничным положением, близостью к южному флангу НАТО, непосредственным соседством с зоной Закавказья и Центральной Азии, выходами к Каспийскому и Черному морям.
Именно Северный Кавказ с его внутренними и внешними противоречиями в течение последних лет выступает в качестве источника новых масштабных угроз национальным интересам и безопасности России.
В этом регионе произошли и продолжаются вооруженные конфликты, один из которых - война в Чечне с огромным числом жертв и разрушений.
Следует назвать также осетино-ингушское противостояние, острую социально-экономическую и политическую обстановку в Дагестане, этнополитическую нестабильность в Карачаево-Черкесии, проблемы Кабардино-Балкарии и Адыгеи и другие, менее масштабные, но тоже непростые проблемы.
Сюда же можно отнести вооруженный конфликт между Грузией и Осетией, напряженную обстановку в Абхазии. Совершенно очевидно, что все уже давно стало выходить далеко за рамки региональных проблем. Безусловно, это часть большой игры. В этой связи возникают вопросы. Почему именно этот небольшой по своей площади регион стал предметом пристального внимания мировых центров сил? В чем геополитическая привлекательность Кавказа и какова его роль в системе международных отношений?
Северный Кавказ как официальное название впервые упоминается в 1860 году. Это территория площадью 250 тыс. кв. километров, расположенная между Черным и Азовским морями на западе и Каспийским морем на востоке. Северная его граница проходит по Кумо-Манычской впадине, южная - по Главному Кавказскому хребту.
С точки зрения народонаселения этот регион уникален - там проживает около 55 коренных народов и до 120 этнических меньшинств, люди исповедуют все основные мировые религии. Порой отсутствие должной национальной политики становится причиной многих межнациональных конфликтов и проблем.
Внутриполитическая нестабильность на Северном Кавказе и в Закавказье в значительной мере выгодна целому ряду государственных и межгосударственных образований, преследующих исключительно свои национальные (политические и экономические) интересы. Они стараются не допустить возрождения России, подорвать ее влияние на постсоветском пространстве, сузить ее геостратегическое пространство до рамок собственных границ.
Исторически у России на Северном Кавказе всегда были геополитические противники, стремящиеся ослабить ее влияние в этом регионе. Еще в конце прошлого века известный российский историк П.Н.Милюков заявил: "Теперь выдвигается в более грубой и откровенной форме идея эксплуатации России как колонии, ради ее богатства и необходимости для Европы сырых материалов... и трудно найти причины, в силу которых западные страны вдруг отказались бы от своих вековечных намерений и желаний сегодня".
Одним из стратегических планов дестабилизации положения на Северном Кавказе, да и всего Юга России, стал небезызвестный британо-американский план "Шторм над Каспием", разработанный под руководством Массачусетского технологического института еще в середине 1990-х годов. Он предусматривает, в частности, "миротворческое" военное присутствие США и НАТО на Кавказе, в Прикаспии и на Каспии в случае дестабилизации обстановки в тех кавказских районах, где сосредоточена добыча нефти и газа, идущих на экспорт, или где проложены или прокладываются евроазиатские трубопроводы.
Сепаратистские действия на Северном Кавказе Запад рассматривает как один из путей осуществления своих планов. Особую активность по поддержке и стимулированию сепаратистских настроений Запад начал после провала операции грузинских войск на территории Южной Осетии. В целом ряде Северокавказских республик на протяжении последних месяцев наблюдается последовательная эскалация напряженности, которая проявляется в террористических актах с участием смертников.
Сегодня на территории почти 20 стран мира существуют организации, прямо или косвенно поддерживающие сепаратизм на Северном Кавказе. Под видом различных гуманитарных и правозащитных организаций в регионе действуют люди, прибывающие сюда с совершенно иными целями. Во время чеченской войны в регионе действовало около 50 спецслужб различных стран мира. Запад уже давно ведет против России сразу несколько войн "четвертого поколения" - нетрадиционно построенные конфликты низкой интенсивности с упором на диверсионно-террористические операции, провоцирование криминально-политического бандитизма с целью создания атмосферы страха у граждан и представителей власти, моральный и информационный террор против них. Главной особенностью такой войны является то, что непосредственными военными противниками России в них выступают не государства, а поощряемые извне вооруженные формирования экстремистов, а зачастую обыкновенных бандитов, прикрывающихся политическими или религиозными лозунгами. Задачей данных формирований является дестабилизация обстановки на Юге России.
США и Западная Европа пытаются влиять на ситуацию в регионе и контролировать ее. Они изучают причины затянувшейся операции в Чечне, перспективы возможных междоусобиц внутри Северокавказских республик. Ведется работа по изучению региональной элиты и контрэлиты с целью понять их интересы, мотивы и характер поведения лидеров.
Госдепартамент США уже объявил о том, что страны СНГ, за исключением России, являются зоной военной ответственности США. По плану военного ведомства США Центральное командование НАТО возьмет под контроль Прикаспийский регион, а европейское командование (войска США в Европе) должно обеспечить порядок на коммуникациях, связывающих Каспийский регион с Западом. На всем протяжении южных рубежей России будут размещены базы развертывания (американцы называют их "мобильными силами"), склады и все, что необходимо для ведения военных действий. То есть создается инфраструктура для быстрой доставки и развертывания военных контингентов.
Бывший премьер-министр Великобритании Мэйджор так цинично определил судьбу России и ее субъектов: "Задача России... - обеспечить ресурсами благополучные страны. Но для этого им нужно всего 50-60 миллионов человек". То есть планируется оставить всего одну треть населения нашей страны для обслуживания интересов Запада.
А по заявлению американского теоретика мондиализма С.Хантингтона, Россия является "страной, предназначенной для разрыва". Это означает, что ей предопределили стать ареной самых жестоких конфликтов и противоречий, которые должны привести к расчленению российского пространства и вхождению его различных компонентов в новые геополитические блоки.
По существу, мы имеем дело со стратегическим заговором против России со стороны ряда государств, которые намерены вытеснить Россию с Северного Кавказа и создать предпосылки и условия для развития дальнейших дезинтеграционных процессов в России. Строго говоря, ситуация в регионе определяет ближайшее и более отдаленное будущее не только Северного Кавказа, но в определенном смысле Российской Федерации в целом. Несмотря на усилия, предпринимаемые федеральным Центром, обстановка в регионе по-прежнему остается сложной и напряженной.
Количество терактов в Южном федеральном округе составляет 84% от общего по России. За последние полтора года в ЮФО задержано 1736 лидеров и активных участников незаконных бандформирований и выявлен 61 факт создания организационных преступных группировок, что составляет одну пятую выявленных по России.
Эксперты уверены, что резкая активизация сепаратистских настроений на Северном Кавказе, новая волна ухода кавказской молодежи "в лес" и воинственные заявления со стороны Грузии являются звеньями одной цепи, тянущейся с начала агрессии Грузии против Южной Осетии. "Это одна связка действий, которая подпитывается и финансируется со стороны Запада", - отметил в интервью газете "РБК daily" президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов.
В последние годы зоной западного внимания стал практически весь регион. Внимательно анализируются происходящие процессы, строятся прогнозы на будущее с учетом влияния на интересы США и ЕС тех или иных вариантов развития событий. Северный Кавказ все чаще рассматривается зоной будущего зарубежья России, где важно не упустить и возможную выгоду. Это подтверждается, в частности, активностью телекоммуникационных компаний США, Великобритании и Израиля на Кубани, в Грузии, Азербайджане и Армении.
События в Чечне, Южной Осетии, политика грузинского руководства, а также реакция западных стран, особенно США, свидетельствуют о том, что сегодня на Кавказе вновь проходят испытания на прочность государственности России. Проверяется ее способность быть мировой державой, отстаивать свои стратегические интересы, обеспечивать стабильность и порядок на своей территории. В таких условиях Россия уже не раз демонстрировала всему миру свою твердую позицию в регионе. Президент Д.Медведев заметил в своем первом Послании Федеральному Собранию: "Мы не отступим на Кавказе".
Среди факторов, влияющих на систему безопасности, оказывающих наиболее существенное влияние на содержание и характер общественной политической и социально-экономической ситуации на Северном Кавказе, следует выделить следующие:
- Геополитический фактор - международное соперничество за регион, напряженность вокруг абхазского и южноосетинского вопросов.
- Фрагментарность и непоследовательность национальной политики.
- Политическая нестабильность, борьба национальных элит за власть.
- Незаконные вооруженные формирования, чьи террористические акты и нападения стали одной из основных проблем Северного Кавказа.
- Полиэтничность и многоконфессиональность - этнонациональные конфликты.
- Размывание единого правового пространства. Стремление республик, краев и областей к увеличению объема полномочий и предметов ведения.
- Экономический кризис в условиях усилившейся социально-этнической дифференциации общества.
- Ухудшение криминогенной обстановки, рост коррумпированности власти.
- Неконтролируемые миграционные процессы и их влияние на социально-экономическую обстановку.
- Слабость информационной политики.
Таковы лишь основные конфликтогенные факторы, влияющие на обстановку на Северном Кавказе. Опасность текущей ситуации заключается еще и в том, что после грузинской агрессии против осетинского народа и признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии напряженность событий вокруг Кавказского региона резко усилилась. В регионе сохраняется угрожающая для безопасности страны военно-политическая обстановка. Хотя после событий в Южной Осетии Запад уже не может не считаться с интересами России, в решении региональных вопросов он уже не идет на прямую конфронтацию с РФ, однако от долгосрочных планов своих не отказывается.
Все это говорит о том, что большая битва за Кавказ не закончилась, а только начинается. В таких условиях России необходимо выработать новую парадигму национальной политики на Кавказе с учетом геополитической обстановки в регионе. Здесь можно выделить следующие основные направления:
- Определение основных принципов безопасности России на Северном Кавказе.
- Разработка международной правовой системы, обеспечивающей соблюдение интересов и прав России в регионе.
- Разработка эффективной региональной политики России для выравнивания экономического, социального, образовательного положения Северокавказских народов.
- Недопущение проявления сепаратизма, подавление любых попыток терроризма на Северном Кавказе.
В новых геополитических условиях, чтобы быть эффективной, российская политика на Юге страны должна опираться на ясно сознаваемые и отчетливо выраженные национальные российские интересы, преследовать четко определенные цели и иметь реалистическую стратегию их достижения. Для отстаивания своих интересов необходимо использовать все рычаги, как политические так и военные, как это было в Южной Осетии. Нельзя допустить милитаризацию Кавказа, чтобы он стал военно-политическим плацдармом НАТО. Северный Кавказ должен быть надежным буфером безопасности, мира и стабильности в регионе. От решения кавказской проблемы зависят не только ближайшие шаги в сфере практической политики, но и стратегические цели, определяющие место и значение России на геополитической карте мира.