Семья винчестеров история. Дом Винчестеров – абсурдный, полный мистики и непригодный для жизни
1857 год. Оливер Винчестер создал изобретение, перевернувшее не только его судьбу, но и судьбы многих других людей, множество среди которых оборвались из-за его изобретения. Оливер сконструировал винтовку, в которой использовался рычаговый механизм для загрузки пуль в казенную часть.
Новое оружие обладало уникальной по тем временам способностью производить один выстрел каждые три секунды, став первой магазинной винтовкой, долгое время не знавшей себе равных. Винтовка Винчестер была революцией в оружестроении, позже ее назвали «Винтовка покорившая Запад». Винчестер организовал фирму по производству винтовок и вскоре стал обладателем огромного состояния благодаря правительственному контракту на поставку оружия.
В сентябре 1862 года, сын Оливера Винчестера, Уильям, унаследовавший все состояние гениального отца, женился на прекрасной девушке из Нью-Йорка – Саре Парди. В июле 1866 года у Сары родилась дочь Энни.Но счастье Винчестеров было не долгим. Вскоре Энни тяжело заболела и умерла. Горе матери не знало границ: она в течение семи дней ничего не ела и ни с кем не разговаривала, сидя над телом своего умершего ребенка. Женщина впала в глубокую депрессию и провела в больнице несколько лет, по-прежнему храня молчание. Уильям и Сара никогда больше не имели детей.
Постепенно Сара приходила в себя и пыталась вернуться к нормальной жизни. Но вскоре на семью обрушилось новое несчастье – Уильям заболел туберкулезом и в марте 1881 года умер. Сара оказалась обладательницей двадцатимиллионного состояния, которое по тем временам было сказочным. Кроме того, вдова владела 50% акций компании, производящей стрелковое оружие, приносивших доход около тысячи долларов в день.
Несмотря на огромное богатство, безутешная наследница чувствовала себя самым несчастным человеком на свете. Она винила себя в гибели близких для нее людей. Один из друзей посоветовал Саре обратиться к медиуму, который, как говорили, обладал способностью связываться с духами умерших. Женщина была очень набожна и сначала наотрез отказывалась обращаться к мистическим силам, но в конце концов решилась на рискованный шаг. Спиритизм был чрезвычайно популярен в США в те годы. Медиум поведал, что дух Винчестера сообщил ему – на семье лежит проклятье, явившееся причиной смерти Энни и Вильяма. Проклятье – результат изобретения и производства Оливером Винчестером смертоносного оружия. Десятки тысяч людей в разных концах Земли погибли от пуль, выпущенных из винтовки, и их души жаждут отмщенья. Саре дух умершего супруга велел продать всю недвижимость в Коннектикуте и двинуться в сторону заходящего солнца. Муж будет гидом в этом путешествии, и когда она достигнет места своего нового пристанища, Уильям даст знать. Вдова должна построить жилище для себя и для духов Вильяма и всех кто следует за ними. Дух предупредил о том, что никогда нельзя заканчивать строительство этого дома, иначе Сару тотчас настигнет смерть.
Наследница Винчестеров последовала совету, продала имущество и отправилась в Калифорнию, искренне веря, что всеми ее действиями руководит дух супруга. Сара остановилась в Санта-Кларе в 1884 году, где ей приглянулся небольшой дом из шести комнат, принадлежавший доктору Кэлдвеллу. Площадь усадьбы составляла 166 акров и Кэлдвелл не собирался продавать недвижимость, но миссис Винчестер предложила такую нереальную сумму, от которой он не смог отказаться. Сара наняла рабочих, чтобы снести старый дом, и начала строительство нового. Она намеревалась никогда не заканчивать строительство, как и велел ей мертвый супруг.
И работа не прекращалась ни на минуту! Нанятые двадцать два плотника работали круглый год, двадцать четыре часа в сутки.
Сара каждое утро встречалась с инженером, руководившим строительством, и давала указания, что следует сделать за день. Сооружение дома не велось по определенному плану, как это обычно делается, а носило совершенно беспорядочный, хаотичный характер. Комнаты пристраивались к комнатам, постепенно превращаясь в очередное крыло здания, неуклюже соединенное с остальной частью дома. В доме Винчестеров была специальная комната, в которой миссис Винчестер-Парди регулярно консультировалась с духами о продолжении строительства дома. Усадьба изобилиловала дверьми, за которыми часто находилась глухая стена, бесчисленными лестницами ведущими в никуда, длинными изогнутыми коридорами, бесконечными анфиладами помещений. Внутри дома были сооружены лифты, на крышу выходили люки, открывавшиеся прямо из комнат. Ложные трубы украшали крышу. Как считала Сара, таким образом можно обмануть привидения, ведь именно через трубы, по поверьям, последние проникают в дома. К наружным стенам были пристроены десятки пожарных лестниц.
Год за годом, этаж надстраивался над этажом, крыло присоединялось к крылу, всё выглядело совершенно нелепо, различные части дома имели разное число этажей, от одного до семи.
Сара буквально помешалась на числе 13. Окна имели 13 стекол, паркетные полы содержали 13 секций, стены состояли из 13 панелей, лестничные пролеты насчитывали 13 ступеней, крышу здания венчали 13 куполов. Вдова верила, что таким образом отпугивает духов зла и лишает силы людей, намеревающихся причинить зло. Хозяйка лабиринта целыми днями бродила по дому, где легко было заблудиться, а бессонными ночами играла на фортепьяно. Казалось, Сара снова обрела покой, смыслом жизни стало строительство ее дома. К 1906 году дом вырос до шести этажей. Но случилось землетрясение, и три верхних этажа обвалились. Хозяйка, боясь преследований нечистой силы, каждую ночь спала на новом месте, и после землетрясения слуги, не знавшие, где она находилась в этот раз, не сразу нашли ее под завалами. Сара истолковала случившееся, как вторжение духов в переднюю часть дома. 30 неотделанных комнат были заперты и заколочены, строительство продолжилось. Неудачные фрагменты разрушались, на их месте строились новые.
Внутри дома и даже снаружи крепилось множество зеркал, хозяйка полагала, что привидения и духи зла боятся своего отражения. Она приказала соорудить в доме потайные ходы, так, чтобы иметь возможность незаметно исчезать в одной комнате и неожиданно появляться в другой на противоположном конце здания. Кроме того, матрона имела привычку надевать сразу несколько платьев, одно на другое, чтобы быстро менять облик. Все эти ухищрения преследовали одну цель – обмануть силы зла.
Остаток жизни, до самой своей смерти, наступившей 4 сентября 1922 года, когда она тихо скончалась в возрасте 83 лет, Сара посвятила Винчестер-Хаусу. Миссис Винчестер оставила все имущество племяннице Френсис. Марриотт Френсис полагала, что где-то в доме находится сейф, наполненный золотом, принадлежавшим семье Винчестеров, но найти его так и не удалось. Банковский счет оказался не так велик, как был когда-то, Сара слишком много денег потратила на строительство и благоустройство усадьбы.
Со временем наследники продали дом группе предпринимателей, желавших превратить строение в туристический аттракцион. Они хотели составить план здания, но это оказалось не так просто сделать. Сначала в доме насчитали 148 комнат, но при каждой новой попытке выяснить точное количество помещений их число оказывалось новым. Это объяснялось главным образом различной высотой этажей в разных частях здания, коридоры, лестницы и комнаты имели настолько сложную планировку, что даже инженер и архитектор, принимавшие участие в строительстве, терялись иногда и с трудом отыскивали выход.
Теперь этот дом объявили исторической достопримечательностью: туристы и посетители постоянно приходят сюда, чтобы посмотреть на это безумное чудо архитектуры.
Сейчас «Винчестер-хаус» трехэтажный. В нем примерно 160 комнат. В комнатах 2000 дверей, 450 дверных проемов, 10000 окон, 47 каминов.
Ходят слухи о том, что после смерти Сары уже ее призрак начал бродить по дому-лабиринту, построенному ею самой. Также часто смотрители говорят о том, что ночами слышат игру на фортепиано, хотя музыкальный инструмент так и не был найден.
Еще немного особенностей Винчестер-Хаус:
– в усадьбе 40 лестниц, некоторые из которых не ведут никуда и упираются в потолок
– некоторые лестницы имеют 13 ступеней
– в одной из комнат дома окно находится в полу
– две двери в туалет открываются в глухую стену
– среди 47 каминов есть 4, вытяжные трубы которых никуда не ведут и упираются в стену
Как то раз в интернете я наткнулась на заметку о десяти самых страшных местах Мира. Прочитав, что одно из них, а именно "Дом Винчестеров", находится в Калифорнии, я загорелась идеей обязательно туда съездить. Недавно, мы с подружкой это осуществили, и надо сказать, я была дико разочарована.
Согласно легенде, вдова сына Оливера Винчестера, который изобрел знаменитую винтовку, приобрела и продолжала достраивать и перестраивать дом на Западном побережье Калифорнии, дабы скрываться от призраков. В те годы спиритизм был очень популярен в США и многие прибегали к советам медиумов.
Однажды один медиум сказал Саре Винчестер, что на семье ее якобы лежит проклятие погибших от винтовки, а так как она уже потеряла к тому времени мужа и дочь, то естественно, что бедная вдова стала свято верить в это проклятие. Сара Винчестер сама лично проектировала новые пристройки к дому. Строительство не прекращалось ни на минуту, и она постоянно меняла спальни, дабы призраки запутались и не могли ее найти.Звучит мистически волшебно, да? Все это время я себе представляла некий, покрытый тайной мрака особняк, в котором пахнет страхом... Мы ехали в Сан-Хосе с диким энтузиазмом, который пропал сразу же, как только мы подъехали к особняку. Яркий и красочный фасад дома сражу возвестил о полном отсутствии страха:
// terehovich.livejournal.com
На первом этаже расположился сувенирный магазин и толпы туристов. Во взгляде друг на друга читалось "это не то, что мы ожидали". Ну раз уж приехали, то решили идти, хотя цена на обзорный тур в 40$ с человека никак не облегчала решения. Мы обе понимали, что это деньги на ветер. Дорого, даже для того, чтобы узнать, что это того не стоит.В группе с нами было много детей, тех то не обманешь, вот даже у них не было страха на лице ни на секунду. В доме много дверей, ведущих в стены, или со второго этажа на улицу, 13 окон во многих комнатах, 13 ступенек на некоторых лестницах, но все это как то за уши притянуто к мистике. У меня лично, осталось мнение, что у Сары Винчестер просто не хватало архитектурного образования. Тому служат например такие примеры, как то, что она могла купить баснословно красивую стеклянную мозаичную витрину и вставить ее в окно комнаты, куда никогда не попадал солнечный свет. Так что и двери, ведущие в никуда,могли быть простой ошибкой:
// terehovich.livejournal.com
Представляю вашему вниманию несколько фотографий внутринних комнат дома:
// terehovich.livejournal.com
// terehovich.livejournal.com
// terehovich.livejournal.com
// terehovich.livejournal.com
Естественно, я не ждала от дома встречи с призраками, но все же надеялась получить какой то более интересный, мистический тур.
Дом Винчестеров - дом № 525 на Винчестер-бульваре в городе Сан-Хосе - место, которое хотят посетить многие туристы гостящие в Калифорнии. Строение насчитывает 160 комнат, 40 лестниц, 2000 дверей, 10000 окон, 6 кухонь, 47 каминов. В 1884 году дом был приобретён Сарой Винчестер, вдовой Уильяма Винчестера, сына Оливера Винчестера, изобретателя легендарной винтовки.
Женщина по имени Сара Винчестер потеряла свою дочь практически сразу после её рождения. Чуть позже она потеряла своего любимого мужа. После смерти супруга Сара была на приёме у медиума в Бостоне, который с помощью спиритического сеанса смог установить связь с духом её покойного возлюбленного. Дух усопшего сообщил, что все трагические событии Сары связаны с местью погибших от винтовки, созданной его отцом.
Чтобы избежать дальнейших проблем, вдова должна строить особый дом, в котором духи не смогут навредить ей. Прекращение ремонта грозило ей смертью. Следуя совету медиума, Сара и приобрела старинный особняк на западном побережье Калифорнии.
Строительство было начато без отлагательств. Сара лично составляла все планы ремонтных и реставрационных работ. Реализацией её странных задумок занималась профессиональная команда строителей. С каждым разом появлялись новые помещения, потайные ходы, окошки в соседние комнаты и лестницы, зачастую ведущие в потолок.
Главной идеей женщины было запутать призраков, желающих мести. За 38 лет строительства особняк стал напоминать лабиринт. В свой дом хозяйка никогда не звала гостей - они бы не выдержали таких ужасов. Чего только стоят настоящие окна, сделанные в полу...
Вначале дом имел 6 этажей, но после землетрясения 1906 года половина этажей рухнула. С тех пор и по сей день у дома всего 3 этажа. Перед вами редкое фото шестиэтажного варианта постройки.
Сара Винчестер умерла в сентябре 1922 года, в возрасте 85 лет. В сейфе хозяйки не нашли никаких денег, только 2 пряди волос - её покойных мужа и дочери. Всё состояние было вложено в необычный дом.
После её смерти в доме стали происходить необъяснимые явления: сами по себе хлопали двери, перемещались вещи, погасал свет. Специалисты по паранормальным явлениям, считают что некоторые рассерженные призраки в долгих поисках Сары стали вечными пленниками особняка-лабиринта. Вдобавок, духи разозлены тем, что так и не смогли совершить месть и вдова Винчестер умерла естественной смертью. По слухам, мистические аномалии происходят в доме и в наши дни.
Видео – зловещий дом Винчестеров
Возможно вам будет интересно.
Вид на дом с южной стороны (примерно 1906 год)
В 2015 году новым старшим смотрителем Дома Винчестеров, расположенном на Винчестер-бульваре в городе Сан-Хосе (штат Калифорния, США), стал Уолтер Магнусон. Когда он приехал осмотреть этот знаменитый, своеобразный особняк, он попросил экскурсоводов показать ему всё. «Я хотел увидеть то, что находилось за закрытыми дверями, я хотел увидеть коридоры, в которых было темно. Я начал обо всё расспрашивать, - говорит Магнусон. - Мне сказали: “Видите ли, многие из этих комнат можно открыть только отмычками, ключи имеются лишь у одного экскурсовода”».
В конечном счёте, он получил доступ к тайным комнатам, и то, что он обнаружил, было поразительным и соответствовало эксцентричной репутации дома. В одних помещениях отсутствовали половицы, другим был нанесён серьёзный ущерб в результате землетрясения 1906 года, и они были закрыты. Были и восхитительные находки. Магнусон видел обои, которые, словно драгоценный камень, рассеивали солнечный свет в крошечные сферы, ряды витражей, по какой-то причине установленных на уровне пояса, и секретные балконы, предлагавшие вид на остроконечные крыши. «Дом открывал всё новые и новые тайны, - говорит Магнусон, который ранее занимал руководящую должность в «Диснейленде». - Некоторые из помещений вызывали кучу вопросов: каково было назначение комнаты? Кто здесь останавливался? О чём думала Сара?»
Магнусон хотел сделать эти комнаты доступными для общественности, однако персонал, работавший здесь очень давно, попросил ряд из них оставить закрытыми. «Одни поддерживали меня, - поясняет Магнусон. - Другим нравилась идея, что о некоторых помещениях знали только сотрудники». Тем не менее, видение Магнусона победило. Он принял решение восстановить переднее крыло дома и сделать его открытым для посещения.
Внутри башни в северном крыле
Одна из первых вещей, которые тут же бросаются в глаза, когда вы приближаетесь к Дому Винчестеров - это входная дверь, которая не выровнена с пиком крыши над ней; она слегка смещена вправо. Возможно, кому-то это покажется незначительной деталью, однако она намекает на тот беспорядок, который царит внутри. Проект этой архитектурной странности со 160 комнатами был придуман Сарой Винчестер, вдовой оружейного магната Уильяма Винчестера. Сара была скрытной и эксцентричной женщиной. Этот особняк на калифорнийской земле строили более 30 лет. Легенда гласит, что Сара сделала это, чтобы успокоить или сбить с толку души людей, убитых винтовками «Винчестер». Осмотр дома странным образом похож на знакомство с женщиной, построившей его - и никакие страшилки не нужны, ведь её креативность и амбиции и без них поражают.
Сара Винчестер унаследовала 20 миллионов долларов после смерти своего мужа в 1881 году. Вскоре после этого она переехала из Нью-Хейвена (штат Коннектикут) в восьмикомнатный фермерский дом с фруктовым садом в долине Санта-Клара. Она практически сразу приступила к строительным работам. Преданная бригада плотников не стала составлять чертежи и тут же принялась за строительство новых комнат. Сама Сара, не колеблясь, принимала неортодоксальные строительные решения - лестница, ведущая к стене, шкаф глубиной около дюйма, дверь, ведущая в никуда. После смерти Сары в 1922 году дом арендовал бизнесмен Джон Браун, он окрестил его туристической достопримечательностью и спустя некоторое время полностью выкупил. С тех пор особняк стал любимым местом любопытных американцев. Его посетило более 12 миллионов человек.
Кроме слуг, мало кто видел интерьер дома при жизни Сары Винчестер. Она пыталась отойти от смерти мужа и дочери Энни, которая умерла от болезни в младенческом возрасте. По большей части, никому не разрешали даже фотографировать его. «Согласно одной истории, Теодор Рузвельт, будучи проездом в Сан-Хосе, захотел встретиться с вдовой Винчестер, - говорит Магнусон. - Он постучался во входную дверь, но никто его не впустил». Эксцентричность Сары, которая вела обособленный образ жизни, и россказни о призраках не могли не сказаться на истории дома. Однако больше всего поражает экстраординарная художественная свобода, которую она проявила при создании дома, а также то, на что готовы сегодня пойти сотрудники, лишь бы сохранить таинственный особняк в нетронутом виде.
Вид на дом с воздуха
В течение десятилетий посетители следовали одним и тем же экскурсионным маршрутом, проходившим через сотню комнат. Он начинался во дворе, далее туристы исследовали прихожую и такие помещения, как Венецианская Столовая с деревянными панелями и Большой Бальный Зал, где Сара Винчестер установила витражи с зашифрованными цитатами из произведений Шекспира «Троил и Крессида» и «Ричард II».
Магнусон счёл хорошей идеей открыть новые помещения для посетителей. Его план реставрации начали претворять в жизнь в августе 2016 года. После десяти месяцев напряжённой работы, в мае 2017 года, 40 тайных комнат, включая те, которые редко видели даже сотрудники, были открыты для публики.
По словам Майкла Таффа, руководителя команды по эксплуатации и обслуживанию дома, работы были направлены, прежде всего, на то, чтобы сделать новые помещения безопасными. «В действительности мы произвели множество изменений, - говорит он. - У нас было сырое красное дерево; его пришлось обработать и заделать штукатуркой». Ржавые гвозди заменили, повреждения после землетрясения устранили, а недостающие половицы добавили.
Приёмная
Больше всего усилий пришлось приложить к восстановлению одного чердака, как утверждает давний историк дома Джанан Беме, помогавшая с планами реставрации. «По сути, там была только платформа с дырками. У лестниц отсутствовали перила. В общем, о безопасности не было и речи, - говорит она. - Вы запросто могли провалиться в одну из дырок». Команде по эксплуатации и обслуживанию дома пришлось сооружать деревянный помост.
Вся эта работа была необходимой - отчасти потому, что после землетрясения Сара Винчестер почти полностью забросила переднее крыло дома. «Она просто прервала строительство в этом месте, - говорит Тафф. - Нельзя точно определить, как выглядели комнаты до землетрясения». Однако нам помогли разные подсказки - кусочек глянцевой плитки тут, часть обоев там. Одно из восстановленных помещений, столовая, оснащена старинной мебелью и оклеена обоями, которые когда-то были популярны среди состоятельных викторианцев. Землетрясение сильно повредило обои, поэтому рабочим пришлось восстанавливать их по уцелевшим образцам. (Столовая не была включена в новый экскурсионный маршрут, однако она доступна для специальных мероприятий.)
Повреждения, вызванные землетрясением 1906 года
После реставрации остались некоторые интригующие детали. Возле входной двери есть комната с голыми стенами, внутри которой находится кладовая. «Сара часто вырезала небольшие пространства из того, что уже существовало», - поясняет Беме. Недалеко от входа также располагается пустой очаг. После землетрясения Винчестер убрала полки над каминами и заключила кирпичные дымоходы в металл - вероятно, чтобы они не рассыпались в случае очередной катастрофы.
Парадная лестница ведёт к витражу в стиле Тиффани, который когда-то, несомненно, заливал пространство разноцветными лучами. Однако позднее его полностью закрыла новая внешняя стена, построенная, по всей видимости, по просьбе Сары Винчестер.
И хотя дом имеет репутацию «тусклого лабиринта», в нём насчитывается 10 тысяч оконных стёкол, что говорит о желании Сары заполнить его естественным светом.
Хрустальная Спальня
Лестничная площадка открывает вид на ряд готовых и незаконченных комнат, включая Хрустальную Спальню с бледно-жёлтыми обоями. Одна из причин, по которым эта комната была закрыта в течение многих лет - обеспокоенность по поводу того, что солнечный свет может испортить обои. Поэтому есть вероятность, что её снова опечатают.
В комнате висит старая фотография дома, на которой запечатлён молочно-белый призрак в переднем окне. Персонал даёт расплывчатые объяснения на тему привидений, однако с готовностью делится опытом других. «Есть люди, которые очень любят паранормальные явления. Они слышали много историй об этом месте и хотят проверить их правдивость на собственном опыте, - говорит Магнусон. - Они могут чувствовать лёгкие похлопывания по плечу или что-то в этом роде. Один из слуг Сары, Клайд, видимо, по-прежнему продолжает здесь работать; некоторые посетители время от времени видят его с тачкой».
Тафф говорит: «Когда вы в доме, вам кажется, что вы здесь не одни».
«Но, по крайней мере, они дружелюбны», - добавляет Беме.
«Да, я никогда не испытываю страх», - соглашается Тафф.
Коридор
Сообщения о призраках, мифы о самой Саре Винчестер и энтузиазм персонала - всё это создаёт атмосферу внушаемости. Новый фильм о Саре Винчестер также играет на этой идее, равно как и ряд изменений, произведённых в доме. Тафф, который раньше работал в тематическом парке, хорошо разбирается в такого рода театральности. Он и его команда недавно усовершенствовали звуковую запись, которая воспроизводит звуки землетрясения, обрушившегося на дом в 1906 году. Оно разрушило башню и в течение нескольких часов держало Сару в ловушке в Маргаритковой Спальне. «Вот она, - говорит Беме. - Полнометражная». Из динамика в соседней спальне раздаётся громкий рёв, и пол начинает дрожать. Слышатся звуки бьющихся стёкол и посуды, которые перемежаются с грохотом. Нестабильность присутствует постоянно.
В Маргаритковой Спальне (она включена в оригинальный тур) Сара Винчестер позвонила в колокольчик, чтобы вызвать слуг, которые не могли её найти в этом хаосе. Здесь по сей день остаются нетронутыми потрескавшиеся стены и ободранные обои, а также панели из витражных цветов, которые дали комнате такое название. «Как бы вы себя чувствовали, если бы внезапно вас разбудило землетрясение? - спрашивает Беме. - Вам кажется, будто вокруг вас рушится весь мир». После того как Сара была, наконец, спасена, она покинула особняк и некоторое время жила в плавучем доме в заливе Сан-Франциско. Возможно, это помогло ей преодолеть собственные страхи.
Ведьмин Колпак в Южной Башне
Остатки семиэтажной башни, разрушенной во время землетрясения 1906 года - декоративные элементы, перила и отделка - хранятся на чердаке. Чтобы посетители смогли их увидеть, команда Таффа оборудовала его множеством поручней и стабилизирующих планок. Далее путь ведёт к Ведьминому Колпаку в Южной Башне - это изюминка нового тура. Чтобы добраться до него, вы должны пройти через узкий коридор, высота которого едва достигает 1,5 метров. В нём есть случайные окошки, через которые проникает свет, однако посетителям всё равно трудно ориентироваться в пространстве, поскольку стены расположены слишком близко друг к другу.
Ведьмин Колпак представляет собой незаконченную круглую комнату с балками из красного дерева. Если вы будете стоять в самом центре башни, ваш голос будет странным образом отскакивать от стен. Беме говорит, что один экстрасенс описал комнату как отличное место для проведения сеансов. И, как сообщается, именно это привлекло Гарри Гудини в дом в 1924 году, однако он не был заинтересован в общении с мёртвыми, он лишь хотел доказать, что эта практика была чушью. Никто не знает, что произошло, однако Гудини счёл визит весьма запоминающимся и прислал об этом вырезку из газеты владелице дома.
Вход в подвал
Есть предположения, что Винчестер действительно проявляла интерес к сверхъестественному. Об этом свидетельствуют витражные паутины и дань числу 13 (окна с 13 стёклами, потолки с 13 панелями и лестницы с 13 ступенями). Подобные воззрения не были чем-то необычным в то время. В конце XIX и начале ХХ веков по всей стране наблюдался всплеск спиритизма. «Гражданская война послужила тому хорошим поводом, - говорит Беме. - Все эти женщины, они потеряли своих мужей, сыновей, братьев, отцов. Они были в печали и отчаянии». Винчестер также столкнулась с потерей всей своей семьи.
Однако основная легенда, связанная с домом - о том, что его преследуют призраки людей, убитых из винтовки «Винчестер» - была придумана не столько Сарой, сколько первыми промоутерами дома и экстрасенсом Сьюзи Смит, написавшей в 1967 году книгу под названием «Известные американские призраки». Беме считает, что легенда не в силах объяснить необычные строительные идеи Сары Винчестер. «В то время на оружие смотрели по-другому. Оно было жизненной необходимостью, - говорит она. - О Саре ходило немало историй в те дни. Она на самом деле не хотела иметь дел с прессой, потому что они писали о ней много плохих вещей». Возможно, именно её молчание подпитывало различные слухи.
Могила семьи Винчестеров в Коннектикуте
Беме рассматривает особняк Винчестеров больше как результат художественной работы, нежели попытку успокоить призраков. Краевед Мэри Джо Игноффо соглашается с ней. «Эта концепция вины за производство оружия возникла из прогрессивных социальных идеалов, превалирующих на рубеже ХХ века, - пишет она в «Пленнице лабиринта», первой полной биографии Сары Винчестер. - Маловероятно, чтобы Сара Винчестер чувствовала ответственность или вину за изготовление огнестрельного оружия, которое убивало людей».
Однако промоутеры дома и Голливуд хорошо понимают, что трагедия - настоящей Леди Макбет, желавшей стереть кровавое пятно со своего рода - продаётся лучше. Тем не менее, это также помогло сохранить дом. «Без этих легенд, я думаю, что дома уже не было бы на том месте, - говорит Тафф. - Его снесли бы».
Сара Винчестер в карете
Однако эти истории в какой-то степени скрывают то, кем на самом деле была Сара Винчестер. Хотя она и не любила публичность, она была больше привязана к реальному миру, а не духовному. По общему мнению персонала дома, она была творческой добродетельницей, переживавшей глубокую личную потерю. «Сара вкладывала деньги в то, что ей было дорого, - говорит Беме. - Она платила своим работникам больше стандартной зарплаты и держала их в течение многих лет отчасти потому, что хотела обеспечить им средства к существованию». Игноффо предполагает, что она с головой погрузилась в строительный проект, чтобы почувствовать себя ближе к покойному мужу - архитектура была одним из давних страстных увлечений Уильяма Винчестера.
Команда плотников
Дом Винчестеров был "magnum opus" или продуктом беспокойного ума? Или, возможно, и тем, и другим? Как бы там ни было, то, что когда-то строилось для глаз одного человека, теперь стало достоянием общественности. «Большая часть внимания прикована к самым эксцентричным качествам Сары и тайнам, окружающим её, - говорит Магнусон. - Я думаю, это необходимо для того, чтобы понять, насколько замечательной женщиной она была».
Как только вы покинете ухоженную территорию дома, вы тут же наткнётесь на полированный фасад фешенебельного торгового центра, построенного через дорогу. И вы поймёте, что в лабиринтах и скрытых комнатах дома есть некий комфорт, в его странностях присутствует свобода, а в абстракциях - величие. Кроме того, охватывает трепет при осознании того, что Сара Винчестер настолько хорошо спрятала некоторые комнаты, что никто не видел их более ста лет. «Возможно, есть ещё помещения, которые мы пока не обнаружили, поскольку у нас нет чертежей», - говорит Магнусон. Есть немного утешения в том, что в Силиконовой Долине, всё ещё есть секреты - и много вопросов, которые на самом деле не нуждаются в ответах.
Эта история началась в сентябре 1839 с появлением на свет дочери Леонарда и Сары Парди. Ребенок родился в небольшом городке Нью-Хейвен, Штата Коннектикут, и был назван по имени матери - Сара. Достигнув зрелости, Сара стала первой красавицей города и была желанным гостем на всех приемах в городе, благодаря необыкновенному личному обаянию, прекрасной игре на фортепиано и беглому владению четырьмя иностранными языками. Хотя она была миниатюрной и ростом не превышала четырх футов, десяти дюймов (примерно 150 см), недостаток роста она вполне восполняла индивидуальностью, очарованием, и пользовалась популярностью у молодых людьей города.
В то же самое время, когда Сара росла и хорошела, в другой видной семье Нью-Хейвена подрастал интересный и видный собой молодой человек по имени Уильям Вирт Винчестер. Он был сыном бизнесмена Оливера Винчестера, производителя мужской одежды, который в 1855 г. приобрел оружейную фирму Смита-Вессона. Финансовые успехи позволили ему в 1857 году купить нью-хевенскую компанию "Волкэник рипитинг армс", успешно реорганизованную им в "Нью-Хевенскую Оружейную компанию", и в 1867 году, в компанию "Самозарядное оружие Винчестера. С 1857 сын Оливера Уильям Вирт Винчестер стал одним из руководителей компании, реорганизовал ее, применил технические новинки, и стал выпускать те самые карабины и винтовки, что “покорили запад”, а именно Винчестеры со скобой Генри. Это оружие оказалось наиболее скорострельным и популярным в Армии Севера во время Гражданской войны, так что семья Винчестеров процветала.
Ухаживания солидного и признанного обществом жениха были приняты Сарой Парди благосклонно. Ей было 25, когда она 30 сентября 1862, в разгар Гражданской войны, вышла замуж за Вильяма, сына «того самого» Оливера Винчестера, чья многозарядная продукция, как будут говорить позже, решила исход Гражданской войны в Штатах. Уильям Вирт Винчестер и Сара Парди заключили брак при стечении множества гостей в исключительно торжественной обстановке в Нью-Хейвене. Семья стремительно богатела на военных заказах, молодожены жили в любви и достатке. Все обещало паре долгую и счастливую жизнь.
Четыре года спустя, 15 июля 1866, Сара родила дочь по имени Энни Парди Винчестер. Однако вскоре выяснилось, что ребенок тяжело и неизлечимо болен. Девочка умерла 24 июля. От горя Сара была на грани безумия, и только через десять лет, как говорят, пришла в себя. Других детей у четы Винчестер не было. А вскоре Сару настигло новое горе. Уильям, теперь наследник Винчестерской империи, заболел легочным туберкулезом и умер 7 марта 1881. Сара унаследовала 20 миллионов долларов, невероятную сумму, особенно в те дни (ей досталась половина доходов фирмы), и она получала доход приблизительно 1000 $ в день, который к тому же до 1913 не облагался никаким налогом. Однако Миссис Винчестер была безутешна.
Пытаясь понять, за что ее так жестоко наказывает судьба, она съездила в Бостон к медиуму. Медиум устроил спиритический сеанс, во время которого, по его словам, определил, что дух Уильяма находится в том же помещении. Медиум довольно подробно описал, как выглядел муж Сары при жизни, и этим вызвал доверие со стороны Сары. Далее медиум передал Саре послание от духа Уильяма Винчестера. Дух сообщил, что на семье лежит проклятие тысяч тех, кто погиб от ужасного оружия фирмы Винчестер. Что жизни Сары тоже угрожает опасность. Дух сказал, что для спасения собственной жизни Сара должна продать собственность в Нью-Хейвене и двигаться на запад, к закату, и в том месте, которое ей будет указано, остановиться и начать строить дом. В ее поисках ею будет руководить дух мужа, и когда она найдет нужное место, то сразу это почувствует. "Вы должны начать новую жизнь," сказал медиум, передавая вдове послание от духа, "и построить дом для вас непосредственно и для духов тех, кто погиб от этого ужасного оружия также. Вы не должны прекращать строительство. Пока Вы будете продолжать строить, Вы будете жить. Остановится строительство, и Вы умрете."
Вскоре после сеанса, Сара продала ее дом в Нью-Хейвене и отправилась на запад в Калифорнию. В 1884 году она достигла Долины Санта-Клары (Сан-Хосе), где, по ее уверениям, дух мужа велел ей остановиться. На указанном духом месте располагался шестикомнатный дом, принадлежавший доктору Колдвеллу. Сара вступала с ним в переговоры и вскоре убедила его продать ей дом и 162 акра, на которых дом располагался. Сразу же после покупки Сара Винчестер принялась за перестройку и расширение дома и этим занималась 38 лет подряд, не прибегая к услугам профессиональных архитекторов. Местные рабочие и мастера строили, перестраивали, уничтожали и восстанавливали одну секцию дома за другой. 22 плотника круглый год, 24 часа в день стучали молотками без остановки.
Дом быстро рос и расширялся, хотя Сара по ее утверждениям не имела никакого плана строительства, и каждое утро обсуждала с диспетчером рабочие планы работы дня, делая рукописные наброски. Планы часто были хаотическими, но демонстрировали реальный талант вдовы к строительству. Иногда они были сделаны с ошибкой, но Сара всегда находила быстрое решение, как ошибку исправить.
Пролетали дни, недели, месяцы, дом продолжал расти. Комнаты добавлялись к комнатам, затем превращались в крылья здания; к дверям присоединялись окна, уровни превратились в башни и пики, и в конечном счете дом был отстроен на семи уровнях. В доме были установлены три лифта, 47 каминов. И это не считая бесчисленных лестниц, которые не вели никуда; слепого дымохода, который резко обрывается перед потолком; туалетов, двери которых открываются к глухим стенам; двойных-обратных прихожих; окон в крыше, одно над другим; дверей, из которых выпадаешь непосредственно на лужайку значительно ниже уровня двери; и множества других причуд. Даже все стойки перил были установлены вверх тормашками, а многие из ванных имели стеклянные двери на входе.
Очевидно также, что Сара была заинтригована числом "13". Почти все окна содержали 13 оконных стекол; на стенах располагалось по 13 стенных панелей; оранжерея имела 13 куполов; многие из деревянных этажей содержали 13 секций; некоторые из комнат имели 13 окон и все лестницы, за исключением одной, имеют по 13 ступенек. Это исключение уникально в по своему, это - вьющаяся лестница с 42 ступеньками, располагающимися там, где по идее должно было бы быть всего 3 ступеньки. Однако ступеньки уникальной лестницы по высоте не превышают двух дюймов (5 см.), что в целом составляет около девяти футов (3 метров).
В то время как все это строительство для обычного человека выглядит безумием, для Сары оно имело смысл. Она считала, что таким образом сможет запутать духов злых или мстительных людей, если те попробуют до нее добраться. Вдруг бандиты при жизни, убитые Винчестерскими винтовками, захотят нанести ущерб жизни Сары? Дом был превращен в лабиринт, чтобы воспрепятствовать злым духам в их планах по нанесению вреда хозяйке. Известно, что Сара не спала в одной и той же спальне две ночи подряд. Это был тактический маневр - таким образом она скрывалась от злых сил. Этой же цели служили окна и двери, открывающиеся в глухую стену. И лестницы, которые ведут к потолку. Дороги-ловушки. Помещения часто перестраивались и переделывались. Иногда по нескольку раз в день. Сара не вела светской жизни. Из живых людей общалась только со своими рабочими и помощниками. Охотно занималась благотворительностью. Иногда музицировала - в доме есть небольшое пианино. Однажды сам президент Теодор Рузвельт пожелал навестить удивительную женщину, но Сара отказалась его принять. Президент не обиделся. Дом продолжал расти и к 1906 достиг высоты семи этажей. Сара продолжала строительство и расширение дома, живя в полном одиночестве, окружаемая только служащими и рабочими а ночью еще и духами. Каждую полночь звучал гонг, и хозяйка уединялась в особой комнате для спиритического сеанса. В этой же комнате в гардеробе висели 13 халатов, в которые хозяйка переодевалась к приему гостей. Ночью. Слуги слышали в эти часы звуки органа, на котором больная артритом хозяйка играть не могла.
Трагедия произошла во время Большого Землетрясения в Сан-Франциско в 1906. Тогда Винчестерский Особняк серьезно пострадал, лучшие три этажа дома разрушились, и никогда после уже не были восстанавлены. Кроме того рухнул камин, расположенный в комнате, где госпожа Винчестер спала в ночь землетрясения, и превратил комнату в своего рода ловушку. Хозяйка, боясь преследований нечистой силы, каждую ночь спала на новом месте, и после землетрясения слуги, не знавшие, где она находилась в этот раз, не сразу нашли ее под завалами. Сара истолковала случившееся как вторжение злых духов в переднюю часть дома и своего рода предупреждение ей по поводу того, что она почти закончила дом. 30 неотделанных комнат были заперты и заколочены так, чтобы была очевидна незавершенность здания, а также чтобы похоронить в этой забитой части, как в ловушке, тех духов, которые могли туда попасть.
В течение следующих нескольких месяцев рабочие трудились, чтобы восстановить повреждения, нанесенные зданию землетрясением, хотя фактически гигантский дом пострадал куда меньше, нежели соседние строения. Только нескольким из комнат был нанесен существенный ущерб, также упали самые высокие этажи и несколько куполов и башен.
Но перестройка и расширение доме началось еще раз. Число спален увеличилось от 15 до 20 и затем к 25. Дымоходы и камины были установлены повсеместно, хотя их строительство было совершенно бесцельным и бессмысленным. Возможно они были добавлены, только потому что старые истории говорят, что призраки любят появляться и исчезать через них. Других гостей тут не ждали. Кстати, известно, что во всем огромном доме было установлено только 2 зеркала.... Сара полагала, что призраки боятся собственного отражения.
4 сентября 1922, после сеанса общения в духами, Сара умерла в ее сне в возрасте 83 лет. Она оставила все свое имущество племяннице, Франциске Маррайот, которая управляла делами Сары в течение длительного времени. Немного знали, что к этому времени большой счет Сары в банке истощился значительно. По слухам в доме находился сейф, в котором хранились драгоценности хозяйки и отлитый из чистого золота столовый сервиз, который Сара использовала для ее призрачных гостей. Родственники Сары нашли и вскрыли множество сейфов, но в них были обнаружены только старые удочки, носки, газетные сообщения о смерти ее дочери и смерти мужа, медальон с волосами ребенка, и комплект шерстяного нижнего белья. Никакого золотого столового сервиза обнаружено не было.
Обстановка, личное имущество и неиспользованные строительные материалы были вывезены из дома, а сам дом продан группе инвесторов, которые планировали использовать дом как достопримечательность. Первоначально считалось, что в доме имеется 148 комнат, но невероятная запутанность плана дома привела к тому, что колличество комнат пересчитывалось еще много раз. Пять лет спустя цифру 148 поменяли на 160. Но и сейчас нет полной уверенности в этой цифре.
Сейчас «Винчестер-хаус» имеет три этажа. В нем примерно 160 комнат, 13 ванных, 6 кухонь, 40 лестниц. В комнатах 2000 дверей, 450 дверных проемов, 10000 окон, 47 каминов. Дом был построен так, чтобы запутать духов, поэтому двери тут открываются в стены, а лестницы упираются в потолки. Коридоры узки и извилисты, как петли. Некоторые двери верхних этажей открываются наружу, так что невнимательный гость выпадет прямо во двор, в кусты; другие устроены так, что, миновав пролет, гость должен свалиться в кухонную раковину этажом ниже или проломить окно, устроенное в полу нижнего этажа. Двери многих ванных комнат прозрачны. В стенах открываются потайные дверцы и окошки, через которые можно незаметно наблюдать за происходящим в соседних комнатах.
Все в доме подогнано по меркам давно ушедшей хозяйки. Ступени низки, чтобы по ним без труда могла взбираться старая женщина. Чтоб опереться на перила, следует нагнуться - Сара, напомню, была низкоросла. Коридоры и пролеты очень узки - Сара была худа.