Секреты аналитического мышления и его развития для всех. Ежедневный анализ как технология развития Как делать анализ поэмы
Вопрос о том, как делать анализ стихотворения, как правило, появляется у школьников. Особенно у тех, кому нужно сдавать ЕГЭ по литературе. Однако без анализа поэтического текста нельзя обойтись и обычному любителю поэзии, так как некоторые стихотворения без предварительного анализа понять практически невозможно.
Сложности анализа
Несмотря на то, что в школе и в институте предлагаются чёткие алгоритмы анализа стихотворений, жёсткой схемы анализа не существует. Это обусловлено тем, что стихотворный текст - живой и тускнеет, когда к нему подходят унифицировано, стараясь вогнать в заранее установленные рамки.
Стихотворение анализировать сложнее, чем прозу, потому что разрушить гармонию стиха проще простого. Тогда тонкая ткань смысла, который выражает самое сокровенное, может легко порваться.
Для восприятия лирических произведений характерна субъективность, поэтому анализ стихотворения - это настоящее искусство понимания поэта.
Кроме этого, уникальность каждого отдельного стихотворения значительно усложняет анализ. Ведь для одного произведения важен размер стиха, для другого - лирический сюжет. Разными могут быть и задачи поэта, который может выразить внутреннее состояние лирического героя, создать музыку стиха или выразить в форме образов философскую мысль.
Любая схема анализа поэтического текста условна. Поэтому свободный комментарий или исследовательский текст может начинаться с любого направления анализа. Всё зависит от логики рассуждений, которую диктует сам художественный текст.
Схема анализа
История и биография
Зачастую, чтобы понять стихотворение необходимо знать время его создания, историю публикации, некоторые факты биографии автора, связанные с лирическим сюжетом или имеющим какое-либо отношение к истории написания стихотворения.
Стихотворение в творчестве поэта
Определяя место стихотворения в творчестве поэта, нужно
- сначала отнести произведение к какому-либо из периодов творчества поэта;
- осмыслить контекст;
- выявить характерные или нетипичные черты стихотворения для конкретного поэтического этапа.
Основная тема
Основой любого художественного произведения является тема. Для того чтобы было проще определить тематику стихотворения и выделить его ведущую тему, разработана тематическая классификация лирических произведений. Выделяют следующие темы лирики:
- любовная (интимная),
- пейзажная,
- лирика дружбы,
- патриотическая и гражданская,
- медитативная или философская,
- тема поэзии и поэта.
Это условная классификация, но она помогает начать анализ стихотворения и служит его отправной точкой.
Чаще всего в стихотворении можно определить ведущую тему, определяя которую нужно соотнести тематическую классификацию с "вечными" темами рока, смерти, красоты, любви и так далее. Но любой поэтический текст представляет сложное переплетение мотивов и тем.
Мотив при этом отличается от темы своей словесной закреплённостью в тексте и устойчивостью формально-содержательного компонента. Так, для лирики Лермонтова характерен мотив изгнанничества, присутствующий в таких стихотворениях, как "Тучи", "Нет, я не Байрон, я другой...".
С помощью мотива проще понять подтекст стихотворения. Традиционными для поэзии являются мотивы встречи, одиночества, пути, тоски, разочарования, бегства, борьбы, возмездия и так далее.
Чтобы определить ведущий мотив, необходимо выделить лейтмотив произведения, под которым понимается преобладающее настроение, основная идея и эмоция всего произведения или творчества поэта, а также образ или оборот художественной речи, который постоянно повторяется и характеризует героя, ситуацию или переживание.
Сюжет лирического произведения
Сюжет неразрывно связан с событием. Импульсом лирического переживания или особого эмоционального состояния героя могут стать случайная встреча, созерцание природы, воспоминание, сюжетная сценка или мысль. Если в стихотворении есть развёрнутый сюжет, то произведение следует относить к лиро-эпическому жанру. В лирическом произведении сюжет может быть ослаблен.
Сложнее всего подобрать такие слова, которые смогли бы передать события, которые стали основой сюжета. При этом очень легко соблюсти точность и пересказать сюжет стихотворения, но суть стихотворения будет уничтожена.
Проблематика стихотворения
Для определения проблематики стихотворения нужно задать вопросы к тексту или подтексту произведения. Принципиальных отличий от проблематики других литературных родов в стихотворных произведениях нет. Поэты задают такие же социальные и этические вопросы и по-своему отвечают на "вечные проблемы". Чаще всего проблема вводится в подтекст произведения. Реже проблема формулируется в стихотворении напрямую. Анализ проблематики зависит от умения формулировать и видеть проблему, которая организует поэтическую мысль.
Композиция стихотворения
Стихотворение можно разделить на смысловые части. Благодаря этому можно проследить за тем, как развивается тема, заметить, как меняется настроение, ощутить композиционную стройность стихотворения и его гармонию, выделить поэтическую мысль. Иногда разделить текст на смысловые части невозможно, так как это не позволяет сделать миниатюрность или содержательная цельность стихотворения.
Лирический герой
Литературоведы до сих пор спорят о границах и содержании понятия "лирический герой", но без него трудно постичь образ поэта. Если драматический или эпический герой проявляет свой характер через поступки и взаимодействие с другими героями, то лирический герой проявляет себя через эмоциональные переживания.
Анализируя стихотворение, нужно учесть сложность соотнесённости автора и лирического героя. Между ними могут быть разные отношения. Лирический герой может оказаться "двойником" автора, тогда говорят о том, что лирическое "я" раскрывает авторское сознание.
Когда мир проходит сквозь призму выдуманного "я", то говорят о лирическом субъекте, а не о лирическом герое. Этот субъект порождает авторская фантазия, чтобы раскрыть чужое сознание.
Не всегда в стихотворении можно обнаружить лирического героя. Когда задачей поэта становится постановка философской проблемы, а не изображение внутренних переживаний человека, то говорить об образе лирического героя становится трудно.
Основное настроение и его изменение
В стихотворении конкретика может переплетаться с символикой и аллегорией. Тем не менее основой является эмоциональная составляющая, связанная с переживаниями героя.
При восприятии поэтического текста необходимо подключиться к настроению произведения, уметь чувствовать изменения душевных состояний героя и давать объяснение мотивам. Чувства лирических героев стихотворных произведений чаще всего предстают в динамике.
Но не во всех стихотворениях можно проследить перемены настроения, так как эмоции и чувства могут быть устойчивы и статичны.
Жанр стихотворения
Жанровая система лирики начала разрушаться в XIX веке. Причинами этого явления стали:
- подвижность границ между разными жанрами,
- творческая воля поэта,
- неопределённость признаков жанров.
Большинство стихотворений довольно сложно отнести к тому или иному жанру. Однако жанровое деление в лирике сохранилось, но имеет условный характер. Анализируя жанровую форму стихотворения, можно лучше понять содержание, заметить совмещение жанров или новаторские перемены традиционного жанра.
В процессе развития литературы некоторые жанры забывались. Такая судьба постигла мадригал (стихотворение о любви, которое построено на комплиментах возлюбленной) и дифирамб (гимн богу Дионису). Эти жанры в период Нового времени использовались лишь как подражания.
Главным жанром лирики остаётся лирическое стихотворение, представляющее собой небольшое произведение в стихах. Универсальным на сегодняшний день является понятие "стихотворение". Им обозначаются лирические произведения всех жанров. Но поэты в некоторых случаях конкретизируют жанр написанного стихотворения. Так, Пушкин стихотворение "Безумных лет угасшее веселье..." называет элегией.
Элегии древних греков писались строго определённым размером и были разнообразны по тематике. Римляне сузили этот жанр и изображали лишь любовные переживания. В новое время жанр элегии связывался с размышлениями о судьбе, созерцанием природы, любовными переживаниями, сопровождаемыми меланхолией, печалью и сожалением.
Элегия чаще всего писалась ямбом. Для этого жанра существовал определённый поэтический словарь. Со временем элегия утратила эти признаки, но сохранила в качестве основных жанровых признаков тональность и тематику.
Есть и такие жанры, которые обладают чёткими жанровыми признаками. За это их называют твёрдыми стихотворными формами. Таков, например, сонет, который состоит из 14 стихов, имеет строгую строфическую композицию и специфическую систему рифм.
По такой схеме вполне можно сделать анализ стихотворения. Конечно, можно углубиться и проанализировать поэтическую речь, синтаксис, фонетику. Главное, не забывать о цели, с которой анализируется поэтическое произведение. А она должна заключаться не в том, чтобы получить положительную оценку на экзамене, а в том, чтобы раскрыть все красоты стихотворения, глубже понять его смысл, окунуться в его контекст и обнаружить массу удивительного.
Инструкция
Начинайте анализ лирического произведения с определения даты написания и . Соберите материал по творческой истории стихотворения, т.к. фактическая сторона очень важна для понимания его темы. Укажите, кому оно посвящено, если у него есть адресат.
Определите тему произведения, т.е. о чем пишет : о природе, любви, взаимоотношениях лирического героя и общества, о философских категориях и т.д. Ответьте на вопрос, как тема стихотворения связана с его названием.
Проследите движение лирического сюжета: как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения, его отношение к тому, о чем автор рассказывает в . В этом вам помогут слова, выражающие чувства: грусть, восхищение, страсть, горечь, уныние и т.д.
Определите особенности композиции произведения, т.е. его построения. Найдите основной композиционный прием, используемый автором: повтор, контраст, сопоставление по ассоциации и т.д.
Найдите лейтмотивы произведения и опорные слова, их передающие. Определите общую тональность стихотворения (грусть, радость, восторг, тоска и т.д.). Дайте толкование жанра стиха (сонет, элегия, послание, эклога и т.д.).
Расскажите о лирическом герое произведения, который раскрывается через конкретное душевное состояние, переживание определенной жизненной ситуации в данный момент. Ответьте на вопрос, какую позицию занимает автор по отношению к своему лирическому герою. Учтите, что не всегда следует отождествлять поэта и его героя.
Рассмотрите изобразительные средства произведения на разных языковых уровнях: звукопись (фонетические средства выразительности), лексика (стилистически окрашенная, наличие синонимов, антонимов, паронимов), поэтический синтаксис.
Мы имеем дело с текстом, если предложения объединены единой темой и связаны друг с другом грамматически и по содержанию. Композиционное единство и относительная завершённость позволяют дать общий заголовок и выделить смысловые части. На уроках литературы требуется комплексный анализ текста, составлению которого и посвящена предлагаемая статья. В качестве примера будет рассмотрена притча «Об уставшем путнике».
Понятие
Целью анализа является развитие способностей осознания идейно-эстетической ценности произведений и объяснения истоков их выразительности. Благодаря им учащиеся смогут писать сочинения-размышления и иные тексты, пополняя словарный запас и пользуясь различными стилями речи. Что же такое анализ текста, как делать его правильно?
М. Гаспаров выделяет три уровня, которые необходимо освоить в исследовании произведения:
- Идейно-образный (впечатления и эмоции, авторские идеи и мотивы написания, основные персонажи и отношение к ним сочинителя).
- Стилистический (анализ синтаксиса и лексики).
- Фонический (строфика, ритмика, метрика), применяемый для лирических произведений.
Комплексный анализ текста требует определённой подготовки и знаний, на которых мы подробнее остановимся в следующем подзаголовке.
Алгоритм действий
Чаще всего литература имеет дело с художественными произведениями - мельчайшими единицами литературного творчества, где сказанное автором слово о его понимании жизни преломляется через восприятие читателя. Анализ художественного текста требует следующих действий:
- внимательного прочтения с выделением отдельных частей (глав, подзаголовков, абзацев);
- размышления над заглавием, несущим основную идею сочинения;
- составления плана текста;
- изучения лексики и выяснения значения незнакомых слов по словарю;
- сбора информации об авторе и его мировоззрении, исторической эпохе и особенностях создания произведения;
- знания теории литературы, раскрывающей, что такое жанр, композиция, хронотроп;
- владения навыками выделения художественных средств выразительности (эпитетов, метафор, гипербол).
План анализа
Для того чтобы рассмотреть произведение в единстве формы и содержания, план должен включать литературоведческий и лингвистический аспекты. Его схема должна предварять анализ текста. Как делать исследование художественного произведения? Предлагается следующий вариант плана:
- Тема, основная проблема и смысл заглавия.
- Авторская позиция.
- Микротемы.
- Части текста и средства связи между ними.
- Речь, стиль, жанр произведения.
- Используемые средства выразительности, их роль.
- Композиция текста.
- Читательское отношение к проблеме произведения, эмоциональное восприятие.
Анализ текста, пример которого будет рассмотрен в статье, основан на содержании литературного произведения. Небольшая притча «Об усталом путнике» повествует о группе людей, поднимающихся в гору. Все шли весело и легко, и лишь один отставал от остальных и жаловался на усталость. Сначала ему мешала тяжёлая поклажа, и друзья решили освободить его от ноши. Через некоторое время путник снова стал задерживать идущих и брюзжать, что у него болят ноги. Товарищи решили нести приятеля на руках, но услышали стоны о том, что он устаёт и тогда, когда его несут. Путника бережно опустили на землю, но недовольный вновь поведал о том, как ему тяжело лежать.
Господь услышал стоны и послал молодому человеку вечный покой. Смерть от лени испугала спутников, посчитавших такой конец жизни презренным. Для них умереть с честью - это умереть от работы, поднимая свою душу в Гору Жизни.
Анализ текста: как делать его на примере конкретного произведения
Тема притчи - это отношение к жизни как к деянию и постоянному труду, что и составляет суть человеческой жизни. Автора интересует проблема соотношения человека и общества, жизни и смерти, труда и бездействия. Его вывод: только труд ведёт личность к самосовершенствованию и душевной красоте. А значит, и к Богу.
В тексте выделяются четыре строфы, разворачивающие микротемы: уставший человек и путники, люди и Бог, моральный аспект, авторское заключение. Первые две строфы связаны цепной, а последующие - параллельной связью. Это помогает отразить последовательность и логичность событий и формирования авторской мысли.
Анализ текста, пример которого рассматривается в статье, позволяет определить произведение как притчу - рассказ, содержащий поучение. Это малая форма эпического произведения, в котором присутствует дидактическая идея. Действие не привязано к конкретному месту, но оно могло произойти в любую эпоху и в любом месте.
Стиль произведения - художественный. Разговорная речь переплетается с книжной, торжественной лексикой.
Завершение анализа
- Богатый синонимический ряд для центрального персонажа, что делает его образ более объёмным (уставший - один - путник - недовольный - горе-путник - утомлённый дорогой ).
- Повторы слов, помогающие подчеркнуть надоедливость главного героя.
- Парные антонимы, превращающие произведение в сплошную антитезу: все - один, весело - брюзжа, труд - лень, жизнь - смерть.
- Разнообразие лексики: от пафосных слов (презрен, прах ) до отрицательно-оценочных (брюзжал ), позволяющее передать иронию автора по отношению к путнику.
Производя анализ текста, как делать переход к композиции? Сначала следует определить, как развивается сюжет. В данном примере - линейно. Есть завязка - отставание уставшего путника и его диалог с товарищами. Кульминацией становится реплика, обращённая к Богу, что и «лежать он тоже устал». Развязка - это обретение вечного покоя.
Система образов выстроена в форме треугольника: путники - уставший - Бог. Всевышний не находится в состоянии взаимодействия с персонажами, он - над ними, выполняя, по сути, мечту страждущих.
Используемые фразеологизмы и заключительные размышления автора об уходе из жизни уставшего путника способствуют тому, что вместо негативного отношения к герою читатель испытывает сочувствие. Так неразумно и нелепо распорядился тот своей жизнью. Бог остаётся с теми, кто продолжает своё нелегкое восхождение на Гору Жизни.
Анализ текста по литературе не может обойтись без личного отношения к прочитанному, ибо любое художественное произведение призвано воздействовать на эмоции человека.
Инструкция
Укажите тему стихотворения. Спросите себя: «О чем говорит поэт в этом ?». Стихотворные произведения могут быть , патриотизме, политике. Некоторые описывают пейзажи и красоту природы, другие представляют собой размышления на философские темы.
Помимо темы, иногда требуется определить также идею или главную мысль произведения. Подумайте, что именно хотел донести поэт до читателя, какое «послание» кроется в его словах. Основная мысль отражает отношение поэта к написанному, она является ключевым фактором для истинного понимания литературного произведения. Если автор произведения затронул сразу несколько проблем, перечислите их и выделите одну в качестве главной проблемы.
Напишите, к каким художественным средствам и стилистическим приемам прибегал автор в данном произведении. Приведите конкретные из стихотворения. Укажите, с какой целью автор использовал тот или иной прием (стилистические фигуры, и т.п.), т.е. какой эффект был достигнут. Например, риторические вопросы и обращения повышают внимание читателя, а использование иронии говорит о насмешливом отношении автора и т.п.
Проведите анализ особенностей композиции стихотворения. Она состоит из трех частей. Это размер, рифма и ритм. Размер можно указать схематично, чтобы было видно, на какой слог падает ударение. Например, в четырехстопном ямбе ударение падает на каждый второй слог. Прочитайте одну строку из стихотворения вслух. Так вам будет проще понять, как падает ударение. Способ рифмовки обычно указывается с использованием обозначений «а» и «б», где «а» - один тип окончания строки стихотворения, а «б» - второй тип.
Каждый ученик задает вопрос: как делать анализ текста, когда приходит время выполнять такое задание. Первое, с чего стоит начать - составить план. А далее, следуя по шагам, проанализировать предложенный текст. На самом деле, ничего сложного.
Что такое анализ текста?
Итак, подробнее. Анализ - это метод краткого описания (краткий пересказ), чтобы лучше понять смысл. Анализировать можно все что угодно: стихотворение, текст, поступок, сказанные слова и так далее. Главное, соблюдать некоторые правила. Что же касается анализа текста по школьным предметам (литературе или русскому языку), то данное занятие помогает не просто читать книги, а читать осмысленно. Так, чтобы после прочтения можно было легко пересказать произведение и уловить мысль автора. Конечно на первых этапах ученик будет задавать себе вопрос, как делать анализ текста. Но впоследствии ему станет легче понимать произведения, когда они станут более сложными. Данный метод работы также помогает настраиваться на творческую работу и раскрывает личностное восприятие.
Комплексный анализ текста
Данное задание включает в себя множество параметров, по которым легче понять отрывок из произведения. Но четкой инструкции или схемы не существует, хотя придерживаться какого-то плана необходимо, чтобы составить текст анализа, где вывод будет вытекать из определенных фактов, подтверждающихся приведенными аргументами.
Стоит начать с того, что после прочтения, необходимо озаглавить текст. Так для себя можно определить тему и тематику и уже вначале ответить на вопрос: "что этим отрывком автор хотел сказать?".
Стоит помнить, что тема - это предмет рассуждения. А тематика - это совокупность тем, которые могут быть в предложенном отрывке.
В помощь при анализе могут быть использованы средства связи, разделяющиеся на лексические и морфологические. Т.е. необходимо определить, используются ли синонимы, повторы, союзы, глаголы и деепричастия.
Упомянуть нужно и о стиле текста, который может быть художественным, официально-деловым, научным или разговорным. А также следует уточнить, какой используется тип речи: повествование, рассуждение или описание.
Знание всех моментов несомненно поможет при разборе, и ученик уже не будет задавать вопрос: а как делать анализ текста. Он сразу по определенному плану начнет исследовать предложенное произведение, и в конце легко сможет сделать вывод с приведенными аргументами.
По русскому языку и литературе
И напоследок. Анализы текстов по русскому языку и литературе могут несколько отличаться друг от друга. Если он взят из какого-либо произведения, необходимо использовать несколько одинаковых шагов. По-порядку:
- - легенда, стихотворение, притча, воспоминание, очерк
- Тема текста - в любом произведении есть своя тема
- Какие использованы приемы построения текста - повторы, противопоставления, усиление, динамичность, созерцание
- Использование изобразительных средств
- Общее впечатление от прочитанного - если вдумчиво читать текст, то определенное впечатление обязательно останется, о нем и следует рассказать в самом конце анализа
Пример
Как делать анализ текста представленного отрывка? Ниже приведен пример:
Следует разобрать его по шагам, чтобы увидеть заложенный смысл.
- Мысль автора - показать и рассказать об участниках охоты, а с другой стороны продемонстрировать величие природы.
- Тип и стиль - это художественное произведение, а точнее повествование с элементами описания.
- Средства связи и художественные средства - союзы (и, но), наречия (долго, крепко, вдали). Основной прием - антитеза, т.е. когда идет противопоставление - глаголы (выскочишь, помчишься и осадишь, замирает), прилагательные (отчаянный, бешенный и мертвый). Также встречаются эпитеты, метафоры, градации.
- Синтаксические особенности - используются простые предложения, которые также входят в состав сложных, распространены определения и обстоятельства.
- Орфографические особенности - безударные гласные в корне (копыта, долина), чередующиеся гласные в корне (замирают, выскочишь).