Секретный миллионер симачев отзывы. Денис симачев
Имя участника: Симачев Денис Николаевич
Возраст (день рождения): 12.06.1974
Город: Москва
Образование: Московская государственная текстильная академия
Работа: модельер, дизайнер, художник
Семья: женат
Нашли неточность? Исправим анкету
С этой статьей читают:
Будущий российский модельер и именитый художник Денис Симачев родился 12 июня 1974 года в городе Москва в семье военных. Отец Николай Александрович был строг к сыну и даже говорил называть его не «папой», а «военным».
Все считали, что Денис будет генералом. Мать Людмила Георгиевна работал в школе учительницей английского языка. Рос послушным ребенком и ходил в разные творческие студии и кружки.
Долгий путь к успеху
В 1988 году поступил учиться в Колледж искусств и графического дизайна в столице. В 1991 году стал студентом испанской Академии. Через 3 года поступил учиться в Студию Юрия Грымова, откуда в 1994 году вышел с дипломом специалиста по рекламе.
Поступил в Московскую государственную текстильную академию в 1994 году. В 1999 году получил диплом «Дизайн одежды и обуви». Тогда же и последовали первые награды Дениса в качестве модельера.
Он был отмечен на международной выставке обуви «MosDhoes», занял первое место среди молодых дизайнеров на конкурсе «Шаг в будущее», премии «Молодежного подиума в столице» и вышел в финал именитого конкурса в Гонконге «Smirnoff International Fashion Awards». Там он представил свою коллекцию «Квазибудущная Вечность».
В 2001 году стал владельцем компании «Denis Simachёv», спустя год представил дебютную коллекцию в рамках «Fashion Week Pret-a-porter». В 2006 году был открыт первый бутик «Denis Simachёv» в Москве.
В 2006 году был признан «Лучшим дизайнером года» по версии журнала «GQ». Еще через год модельер стал сотрудничать с известными спортивными марками, разработал дизайн для сноуборда Atom DSS.
Модельер презентовал показ коллекции «Denis Simachёv» в РФ. В 2011 году стал вести программу «Модный приговор» , до этого принимал участие в телепроекте «Городские пижоны», занимая должность соведущего на Первом канале ночью.
Каждый год Симачев презентует свои коллекции на Неделях моды в Милане, акцентируя на советской символике и русских мотивах.
Тихая семейная жизнь и хобби модельера
Является владельцем бара для столичных тусовщиков. Организовал компанию непрофессиональных ди-джеев, является сам членом Low Budget.
Обожает пиццу. Предпочитает общаться с веселыми людьми, улыбчивыми, любит жизнь во всех ее проявлениях.
Денис Симачев женат на женщине по имени Наташа, супруги воспитывают дочь Соню. Симачев предпочитает держать информацию о своей семье под тысячами замков. Он считает, что публике не нужно знать о них ничего. Дома модельер чувствует себя безопасно и наполняется силами, позволяющими ему делать новые открытия на профессиональном поприще.
Участие в шоу «Секретный миллионер»
Денис Симачев принял участие в шоу «Секретный миллионер». Он должен был приехать в Таганрог и прикинуться бедным. Денис сыскал помощи у добрых людей, которых на 5 день участия в проекте должен был щедро наградить.
Только никто из них не дождался помощи. Российские зрители запомнили этот выпуск за то, что Симачев лишь раздал обещания, но выполнить их забыл
В итоге канал Пятница исполнил обещания модельера и раскрыл правду о нем: роскошная квартира, в которой снимали визитку Дениса снята в аренду посуточно и шикарный образ рухнул, как карточный домик.
Стало известно, что модельер банкрот и в реальной жизни , у него серьезные проблемы с финансами, а шоу на популярном телеканале должно было стать хорошим пиаром для Симачева.
Фото Дениса
В начале 2000-х Москва уже прекрасно знала бренд Denis Simachev, но никто не видел дизайнера. Такова была задумка автора - сохранять интригу как можно дольше.
Студент Московской текстильной академии, Симачев выиграл несколько конкурсов, включая международный Smirnoff International Fashion Awards в Гонконге. Денис раздумывал, не уехать ли за границу («Bikkembergs на тот момент был бог дизайна всех видов, и я хотел у него работать»), но вовремя ввязался в суровую кухонную дискуссию с другом, который был убежден, что сделать русский бренд, равный по уровню, скажем, Armani, невозможно. Идеальная мотивация для любой амбициозной персоны. Так в 1999-м Симачев основал бренд имени себя с командой из трех человек и по бизнес-плану намеревался в первую же пятилетку построить luxury-линию одежды, а в следующие три года - запустить вторую линию, более доступную, которая и обеспечила бы серьезную прибыль.
Пятилетку он выполнил в три года, но перевыполнение плана дало сбой в системе. Бум в лакшери-сегменте породил дешевые подделки, а собственной доступной коллекции так и не было. «На войну с китайскими подделками было впустую потрачено несколько лет. Выяснялось, например, что у нас в Шанхае якобы открыт двухэтажный шоу-рум». Если убытки составляли €40–45 млн в год, то прибыль - всего €10–15 млн. «Со временем мы все становимся очень умные. Если бы я смог оказаться в 2000 году, я бы себе, конечно, подсказал, что нужно не полагаться на план, а сразу выстраивать вторую линию одежды».
В баре Hooligan на Трехгорной мануфактуре Forbes Life обсудил с Симачевым его веселые старты, внимательно записал формулу бешеного успеха бренда в нулевых и расспросил, чем Симачев живет сейчас и куда катится весь этот модный мир.
Русский Versace
Итак, вы на спор начали гнуть свою линию одежды. На каких китах строился бренд?
Главный принцип «нет пророка в своем отечестве»: ни в коем случае здесь себя не показывать, делать бренд на Западе.
Второе - оставаться в тени до определенного времени, сохранять интригу. Все отечественные дизайнеры стремились к известности, всячески доказывали, что лучше остальных: фотографировались, давали интервью, знакомились... тогда появлялись клиенты, они начинали их обслуживать, а значит, скатывались в ателье. Ателье как развитие бренда я сразу вычеркнул - ни в коем случае и ни за какие деньги. Только массовое производство, только готовые размеры.
Следующий важный пункт - команда. Потому что дизайнер - я до сих пор в этом убежден - практически ничего не делает, он только ходит, раздувает щеки и всегда всем недоволен. Количество людей значения не имеет, может быть всего один человек в твоей команде, но он сделает все. У меня начиналось с трех. Женщин.
И последний пункт - взять за основу чей-то успех.
Я выбрал концепцию Джанни Версаче для построения своего бренда. Он его построил на визуальных достижениях Римской империи, практически присвоив все орнаменты и изображения. Они сейчас четко ассоциируются с Версаче, но ни в коем случае не с Древним миром. Я сделал то же самое: взял советскую и российскую символику, хохлому, гжель - все, что сейчас ассоциируется с Россией, что в то время было жутким лубком.
Меня все отговаривали: только не это, все что угодно, мы это все ненавидим, это все кошмар из прошлого. Я говорил: «Пройдет время, все будет по-другому, это единственное, что у нас осталось, и оно будет ассоциироваться с моим именем». И мы долго долбили в эту точку, но заявляя это всем, опять же, через Запад. Если бы я это делал в России, меня бы здесь и похоронили на старом Арбате - сидел бы я шапки продавал.
Вы говорили, что не собирались долго заниматься модой. Или когда в нулевых бизнес пошел, мысль уходить пропала?
Когда все стало развиваться, я начал понимать, что строить только бренд одежды - это утопия. Велик риск, что все провалится.
Нужно выстраивать не бренд, а стиль жизни. Как только ты выстраиваешь лайфстайл, клиенты начинают прощать тебе ошибки. А ошибки неизбежны в любом случае, даже если ты гений и все просчитал. Я всем своим видом и своим окружением показывал, что это не одежда - мы просто так живем. Хочешь так жить - будь с нами. Это рестораны, машины, музыка, места отдыха, спорт, развлечения, гаджеты, все, что тебя окружает. Это все фирменный стиль жизни «Дениса Симачева», жизни бренда, который больше чем бренд.
Тогда ты становишься непотопляем.
А бар на Столешке (Клуб Shop & Bar Denis Simachev в Столешниковом переулке в Москве. - Forbes Life ) появился только из-за того, что нужно было как-то хулиганить, придумывать что-то, чтобы притянуть к себе внимание. И хохлома появилась на Столешке тоже случайно, потому что Лужков категорически запретил свою любимую улицу портить черным фасадом. И мы закрыли его хохломой. И она настолько прижилась, что сейчас хохлому снимать нельзя - люди не поймут. Но если при открытии магазина мы бар воспринимали как некую дотационную организацию, которая позволяет затащить туда людей, то сейчас он приносит равную сумму с магазином, как это ни странно.
От хохломы до Путина в розочках
Как поменялся модный бизнес за последние годы?
Раньше дизайнер и конечный клиент находились на огромном расстоянии друг от друга - для подтверждения клиенту цены, а дизайнеру для возможности творчески самореализоваться. Между ними была прослойка профессионалов, что вело к огромным затратам. Сейчас все схлопнулось. Дизайнер и клиент хотят быть напрямую связаны, и это такими темпами развивается, что скоро дизайнер и клиент будет один и тот же человек.
Но где же тогда дизайн, мода, волшебство? Появится высокая мода, это будет действительно искусство в единичном экземпляре, сделанное для одного клиента за безумные деньги. И если в 2000-х мне было четко понятно, как строится luxury-бренд и как он потом зарабатывает, то сейчас все переходит в производство и в гонку за самой низкой ценой.
Все стало проще?
Стало выглядеть проще, а на самом деле сложнее. Идет битва производителей: кто даст лучшую цену на один и тот же товар. Из-за этого мода сильно упростилась, она стала однообразной, разница только в цене.
Но тогда речь не о моде, а просто об одежде?
Это тоже мода. Что такое мода? Это то, что потребляют, то, что люди хотят. Но сейчас это не то, что хотели 10 лет назад. Подростка не заставить надеть брендованные дорогие вещи, он просто не понимает зачем. Ему нужно как у всех, мы приходим к униформе. А как у всех - это одно большое производство, кроссовки однообразные за $7,60.
Что нужно делать для сохранения бренда, если у всех все одинаковое?
Два пути. Если очень далеко смотреть, то это либо построение гигантского полугосударственного производства с огромным штатом стилистов, с фактически состоявшимися дизайнерами, владеющими своими брендами. То есть ты становишься таким большим, что поглощаешь бренды в свой дизайнерский отдел. Очень скоро это все произойдет, не будет конкретного имени дизайнера на одном производстве, вот и все. Второй путь - сопротивляться, играть по старым правилам. Придумывать, делать свои коллекции, как правило, не справляться с необходимостью понижения цены производства и не получать того роста, который должен быть.
Вы за первый вариант? Расширение производства, масштабность?
Да, у меня есть проработки этой схемы. Опять же, взаимоотношения с инвесторами изменились. Это не так, что «я придумал, как сделать, а у тебя есть деньги». То, о чем я говорю, глобально, с этим проектом нельзя прийти в какую-то банковскую структуру или договориться с богатым человеком. Это государственная машина, и тогда можно выиграть. И в принципе у меня сейчас в эту сторону движение.
Но футболки-то будут?
Там будет все, что нужно человеку на потребу. Я же раньше тоже делал вещи, которые нужны были людям, а не то, что хотел внедрить искусственно. Я слышу: вот ты сделал какую-то надпись или Путина в розочках. Что ты имел в виду?
Ребята, я ничего не имел в виду, я сделал только то, о чем вы все вместе коллективно думали. Я как зеркало отразил, перенес в вещь, и вы хотите ее купить именно потому, что это ваша мысль, а не моя. Я как художник не имею права иметь своего политического взгляда на что-либо.
Я больше аккумулирую в себе ваши переживания, пытаюсь их прочувствовать и собрать, чтобы выдать тот товар, который вам нужен.
Симачев и его команда
По сути дела, у вас сейчас такое затишье перед бизнес-бурей.
Наверное. Обо мне говорят, что я делаю какие-то рестораны, что Симачев занимается интерьерами. Всех интерьеров в моем списке дел 3%, сами делайте выводы.
Вы сказали, что успех дизайнера - его команда. Сколько сейчас у вас человек?
Да. Если раньше у меня были только бренд «Денис Симачев» и команда, которая его делала, то сейчас у меня проекты в семи совершенно разных областях. Не могу сказать каких, но это скоро станет известным. Я уже три года занимаюсь построением системы градообразующих предприятий. Защитил кандидатскую и сейчас буду писать докторскую на эту тему. Это будущее - производство в глобальных масштабах.
Вы считаете себя олицетворением российского дизайна или мирового?
Трудный вопрос. Корни того, что я делаю, отечественные, а выстроено все по международному формату. Мой бренд с хорошими русскими корнями, но скорее западный.
Где та точка, в которой дизайн как творчество переходит в бизнес?
А дизайн - это творчество вообще? Например, живопись для меня творчество. Но если говорить про современную живопись - это дизайн. Творчество - это когда художник сидит в подвале, допивает последнюю бутылку портвейна, работы нет, ушла девушка... И он последними красками, которые почти засохли, что-то творит, потому что у него в душе что-то происходит. И он уверен, что завтра умрет. И уж точно не думает, как эту картину подороже продать. Художник в этом состоянии находится на лодочке в открытом океане, доплывет он или нет, неизвестно. А дизайн ведь что такое? Это математика, архитектура во всем. Чертеж, построение, бизнес-план. Ты отсекаешь лишнее. Там мало творчества.
Путин - это провокация? Это часть того самого бизнес-плана, чтобы как-то зацепить публику?
Провокация. Зачем нужны провокации? Если глобально про бренд, то за короткий срок нужно было о себе заявить, нужно было создавать информационный повод, чтобы обсуждали, печатали и говорили.
Но у меня не было расчета. Я скорее поймал в обществе это настроение вокруг человека, этого образа, придал ему некую загадочность в виде розочек в обрамлении, чтобы все-таки фига в кармане присутствовала и каждый смог найти свою идею в изображении, мысль, которая зреет, но вслух ее не говорят. То же было и с моими коллекциями. Они не соответствовали году выпуска, не были в тренде сезона среди дизайнеров. Поэтому коллекции, созданные 10 лет назад, до сих пор актуальны. И по-прежнему продаются в Столешниковом.
О вашем градообразующем проекте. Есть же примеры марок одежды, которые попытались стать тем самым российским производством, но у них как-то не получается. Это служит вам примером?
Да. Лучше учиться на ошибках других.
Например, чего не стоит делать?
Не не-сотрудничать с государством, например. То есть не вычеркивать государство из своих планов. Только так. Ни в коем случае не частными методами. Делать все самому, но с поддержкой государства.
Мы оставим это в интервью.
Правильно.
Кто не рискует, не пьет в Denis Simachev
Вот это пространство, «Хулиган», где мы сейчас находимся, это в первую очередь бар?
Это скорее дизайн-студия, которая закамуфлирована под клубное пространство.
Планировалось, что «Хулиган» станет сетью, но пока он выглядит как единственный в своем роде проект. Как это может быть тиражировано?
Это так же, как «Симачев-бар»: хотели растиражировать, даже бренд-бук сделали. Потом стало понятно, что это не «Макдоналдс», трудно уникальные творческие вещи перевести в серию.
Вы везде предпочитаете быть главным, все контролировать?
Я везде хочу быть на своем месте, так скажем. В любом партнерстве важен результат. Как он юридически выглядит, неважно. Если это работает на результат, тогда это можно назвать бизнесом. Когда начинается выяснение, кто больше, кто меньше, то будущее пропадает. Поэтому я стараюсь всегда договариваться со всеми моими партнерами так, чтобы был и контроль, и рост. Для меня вообще смысл скорее в росте, потому что деньги, если ты все правильно построил, тебя догонят, даже если ты бежать будешь. Если ты все правильно просчитал, то к тебе они сами придут, я думаю. Нельзя какую-то формулу своего процента высчитать. Все проекты разные, доля участия, интереса, перспектив. Как предугадывать риски? Скорее, надо доверять своей чуйке и рисковать. Потому что если не рисковать, то будешь всегда недоволен происходящим.
Сколько человек работает сейчас в «Симачев продакшн»?
Человек сорок, наверное. «Продакшн» - это то, что на свету. Разработка дизайн-концепций. Сейчас много обращений от государственных компаний, хотят просто подчистить то, что у них есть: все, что связано с визуализацией, концепцией, пиаром - то, что осталось со времен 1990-х.
Есть уже реализованные проекты?
Есть. И в последнее время предложений прибавилось. Я это делаю без упоминания бренда «Симачев». Так как имя дезориентирует общество.
Но вы для этих структур придумываете их бренд.
И бренд, и концепцию развития - на чем они могут заработать деньги.
А дизайн, например, дачи или дома?
За это не берусь. Это уже «ателье».
Если к вам придет человек из списка российского Forbes и скажет: я ресторан купил, хочу, чтобы ты мне его оформил. Сделаете?
Очень абстрактное предложение - человек из Forbes, ресторан. Я представляю этих людей, многих знаю. Очень странно, если бы я от них услышал что-то подобное. У меня были предложения - сделай дизайн, допустим, частных владений. Я отказывался. Я потрачу на это столько же времени, сколько на большой проект. Микроскопом гвозди заколачивать неправильно, он для другого придуман. Я порекомендую кого-то, кто это сделает хорошо.
Почему вы, зарабатывая сейчас на концепциях для больших структур, которые в 1990-е начинали и хотят сейчас себя обновить, не рассказываете про это сотрудничество?
Не рассказываю, потому что не хочу ассоциаций. Соглашаюсь - потому что это большие структуры, которые останутся в истории, и мне это интересно. Мне это интересно с исторической точки зрения, так скажем. Но в то же время не хочу, чтобы говорили, что Симачев - это тот, кто делает ребрендинги. Зачем мне это? У меня свои проекты.
Бар дизайнера Дениса Симачева, который когда-то первым додумался облачать модников в майки с президентом Путиным, отмечает день рождения - по словам юбиляра, дойдя до него практически в неизменно приподнятом состоянии.
«Лет пятнадцать назад в городе было мало заведений, где бы люди чувствовали себя комфортно,- Денис Симачев в голубой водолазке ковыряет вилкой в тарелке с помидорами.- Люди уже много попутешествовали, повидали, но у нас никто на такие проекты не решался. Им это дело казалось убыточным, говорили, в них никто не пойдет. Мы попробовали. К нам сразу пошли». Так модельер описывает лофт на заводе газгольдеров «Арма» - место с закрытыми светскими вечеринками и прародитель бара имени себя. Тогда в моде, напомним, были слухи о Романе Абрамовиче и Михаиле Прохорове как титульных спонсорах модельера, смс-приглашения в его лофт выглядели откровенной диковинкой, как и сам Симачев при входе, да еще под руку с расписанным под хохлому спортбайком. В 2007 году площадка фактически переместилась в Столешников переулок, в помещение кафе «Москва-Берлин», по дороге заметно омолодившись и приоткрывшись публике. Модельер признавался, что новый бар с «наивным интерьером будто с помойки» был поначалу рекламным приложением к магазину, но со временем торговля слегка ушла на второй план - точнее, скукожилась до уголка на третьем этаже, а все остальное пространство заняли тусовщики. Населился бар, правда, не сразу: первые месяцы посетителям даже доплачивали - по 50 руб. за каждую потраченную сотню. Схему оценили сотрудницы глянцевого издательского дома Conde Nast по соседству, пошел пересказ, дотации отменили. И понеслось.
На открытии площадки выступала Яна Жукова по кличке DJ Vobla, которая вспоминала, что именно Симачев «разнес по Москве» стиль алкогольного мэш-апа - «дискотеку пионерлагеря, весь этот алкотрэш». Титульным ди-джеем бара стал Федор Фомин, сводивший Ветлицкую с Земфирой, но способный врубать и беспримесный «Владимирский централ». Публика, уже привыкшая к хаусу и коктейльной электронике, первые вечера в оцепенении мялась по стенкам, но затем вошла во вкус, а после и вовсе переключилась в режим угара. Фомин вспоминал, что тут сработала общая усталость от «клубов, хауса, ненастоящих телок и олигархов в ложах». Денис Симачев счел, что публику привлекла подчеркнуто некоммерческая музыка - например, фанк. «Хотя я сам до сих пор не представляю, как под него танцевать»,- замечает он. К слову, маэстро и сам приложил руку к музыкальной начинке, возглавив под вывеской DJ Loser внутреннюю группировку своего бара Low Budget Family. Причем Симачев признается, что музицировать они поначалу планировали исключительно «дома», для чего была выставлена заградительная гастрольная цена в €10 тыс. и безумный райдер с лимузинами, полотенцами определенной ворсистости и шоколадным драже исключительно желтого цвета. Что, впрочем, не помогло.
Раскрепощению граждан в баре поспособствовала ориентация на замысловатые коктейли. «В 2000-х пили в основном чистое,- вспоминает модельер.- Непочатая бутылка виски на столе была крутизной. А коктейли считалось невнятной мурой - непонятно что туда нальют, еще отравят». Ажитации добавил и своеобразный для гламурной Москвы фейс-контроль: не пускали порой даже всероссийских селебритис вроде Филиппа Киркорова (не узнали) и Димы Билана (узнали) - что уж говорить о рядовых тусовщиках. На деле фейс-контролеру сверху была спущена особая инструкция, предписывающая пускать строго определенный процент фриков, богемы, иностранцев и бизнесменов - скажем, 5% и 20% в двух последних случаях. «Это чтобы никто из них не считал тусовку своей», - поясняет Денис Симачев, вспоминая, что формулу он выдумал случайно, но инструкция «прижилась», а наибольший процент в ней всегда занимали «перспективные студенты».
Вся эта смесь сформировала действительно чудный климат площадки. За ночь через бар запросто проходило тысячи по четыре гостей. Некоторые из них, вспоминает директор заведения Михаил Гречанников, потом путались и пытались «вернуться» в соседний магазин Hermes, по полчаса стучась в окна и двери. Ранее директор признавался, что вынужден менять двери в туалетах и трубы, в которые можно упереться, чуть не каждые выходные из-за страстных посетителей. Симачев более деликатен: по его словам, количество знакомств в баре с последующим построением полноценных семей плохо поддается учету. «Чтобы люди пришли и познакомились - по мне это и есть мировая культура вечеринок,- рассуждает модельер.- Мне нравилось смешивать людей разных социальных структур, которые иначе, может, и не встретились бы. Для этого место встреч должно быть демократичным и практически без правил». О градусе веселья всю прошедшую декаду и степени преданности гостей можно судить по двум показательным случаям. Во-первых, однажды у самого модельера умыкнули стоявший под окнами бара спортбайк: просмотр записей с камер показал, что прямо посреди вечеринки его незамеченным погрузили в подогнанный пикап. Во-вторых, временное закрытие площадки несколько лет назад (из-за трений с лендлордом, даже выставлявшего особняк на торги за 3 млн. руб. в месяц) вызвало столь массовый всплеск активности затосковавших в соцсетях клаберов, что впору было сколачивать партию «За Симачева». «Самое большое наше достижение - мы за десять лет не изменились совсем. И этот нонсенс для города»,- добавляет виновник торжества.
Гулянка по случаю юбилея площадки продлится три дня. Четверг отдадут проверенным резидентам вроде Марка Щедрина и DJ Orange, но самых звездных - Фомина и мастера оживления диско Виталия Козака - приберегут для субботы. Пятница же предназначается иностранцам, в том числе французу Бенжамину Боге, обычно подписывающему пластинки, как гангстер из фильма Джона Кассаветеса - Cosmo Vitelli. Музыкант долгое время упражнялся с хаусом в духе Air и Cassius, потом увлекся компотом из электро и диско, а сейчас порой склоняется к ископаемому эйсид-хаусу, разогнанному до приличных скоростей. Впрочем, в выходные тут будет не протолкнуться, даже если играть за пульты «поставят» диск или файл. Ведь и сам Симачев вспоминает дни рождения бара как самые запоминающиеся вечеринки в этих стенах. Кстати, о стенах: под хохломой они черные, но столь мрачный декор в историческом переулке не одобрил Юрий Лужков. Так что модельер смастерил эти расписные временные леса, ставший со временем визиткой бара, попросту назло бывшему столичному мэру.
Александр Воронов
Сегодня, 20 апреля, Simachev Shop & Bar начинает праздновать 10-летие: посетителей ожидается так много, что вместо одной вечеринки решено устроить сразу три. Перед тем как слиться с празднующей толпой, Денис Симачев рассказал сайт, с чего все начиналось, развенчал миф о суровом фейсконтроле и объяснил, почему дизайнеры больше не боги.
Наталия Туровникова , что вы задумали открыть собственный бар лет за пять до того, как появился Simachev Shop & Bar. Это правда?
Наверное, Наташа говорит о том, как на одной из тусовок в Копенгагене мы рассуждали о будущем. Я тогда был еще студентом, рассказывал ей о своих фантазиях, и они оказались пророческими. Туровникова это запомнила, а я выкинул из головы. Задумка совместить бар с магазином появилась позже.
А где вы тусили до того, как открыли свой бар?
В разных злачных местах по миру. А в Москве — в баре «30/7». Это было лучшее место в городе, где можно было почувствовать дух настоящего бара. Было круто, напоминало Лондон. До 2007-го у меня в студии на Курской проходили некоммерческие вечеринки. Наверное, там и зародилось мое клубно-барное направление, весь стиль жизни Denis Simachev.
В 2007-м барный бизнес был для вас новой сферой — почему вы не стали открывать бар в партнерстве с опытным ресторатором?
Мы хотели, но не получилось. Мы искали, кому из рестораторов и промоутеров можно это доверить, но все отказывались. Аркадий Новиков благословил меня на это дело, сказал, что, кроме меня самого, никто с этим не справится. Может быть, это к лучшему, потому что, если бы пришли профессионалы и по своей схеме построили этот бизнес, все пошло бы в другую сторону. Было непонятно, кого приглашать, — и мы стали привлекать всех своих друзей. В этом наша самая большая удача.
Сейчас центр Москвы сложно представить без вашего фасада под хохлому. Каким было это здание, когда вы его только нашли?
Это был маленький мещанский особнячок. Говорят, что когда-то здесь был полицейский участок, в котором Пушкин получал паспорт. Нам очень нравится этот слух. Все рестораторы, с которыми мы консультировались, отговаривали нас от этого помещения. Тогда переулок был закрытым и депрессивным: магазины пугали людей, продавцы высматривали и выхватывали прохожих, поэтому здесь мало кто ходил. Тяжелое было место. Добавить сюда веселья, оживить улицу было одной из моих задач.
Фасад здания мне не понравился, он совершенно не отражал всего пафоса и юмора, который мы вокруг себя придумали. Я захотел покрасить этот особнячок в черный цвет. Но согласовать такой проект не получилось. Тогда мы временно закрыли фасад строительными лесами, затянули баннером с хохломой. Так все и осталось: убрать хохлому уже невозможно, потому что люди ее воспринимают как часть московского архитектурного ландшафта.
Вы сами искали предметы декора. Какой предмет пришлось добывать с боем?
За прошедшие 10 лет вам ни разу не хотелось переделать интерьер?
Нет, как построили тогда, так все до сих пор и стоит. Здесь все сделано очень надежно. Я отказывался от фейковых материалов — никакого гипсокартона. Даже лепнина настоящая. Конечно, постоянно проводится мелкий ремонт. Бар работает 24 часа 7 дней в неделю — что-то постоянно ломают, разносят в пух и прах.
Одно время вы думали превратить Simachev в сеть баров. Почему не сложилось?
В первый же год бар имел большой успех, и мы планировали запустить сетевой проект — почему бы и нет? Но когда мы стали его описывать, собирать нормы и вбивать в брендбук, стало понятно, что все настолько индивидуально и спонтанно, что представить это в другом городе, в другом помещении невозможно. А главное — нельзя растиражировать команду, которая здесь работает. Это уникальное место.
Как появилась идея крутить в баре музыкальный алкотреш — Леонтьева, Ветлицкую?
На тот момент я говорил всем диджеям: «Здесь вы можете ставить то, что в других местах вам играть запрещают». Поэтому у нас звучали самые интересные направления: фанк, рэп, тот самый алкотреш. То, под что тогда в клубах не танцевали. Если эта музыка звучит только в такси, почему бы не поставить ее в баре, не вытащить людей на танцпол и не заставить отплясывать под нее?
До какого-то момента вы сами здесь тусовались каждый уик-энд, а потом — все реже и реже. Когда это произошло?
Тусовка первой волны активно проходила в 2007—2008 годах. Но печень не вечная, нужно понимать, что ты не можешь долгие годы плясать с утра до вечера каждые выходные. Сейчас к нам ходит уже четвертое поколение тусовщиков, создает ажиотаж. Нам остается все это только поддерживать. Но на день рождения мы гульнем!
Чем поразит день рождения бара на этот раз? Какие будут майки?
Раскрыть все карты пока не могу. Майки будут концептуальные, они понравятся тем, кто понимает, что это за бар, что здесь происходит, что такое мода. А фишки вечеринки будут появляться прямо в процессе. Когда нам стало понятно, сколько людей собираются посетить бар, мы разбили празднование на три дня, чтобы люди не чувствовали себя как селедки в бочке. Чтобы вместить всех гостей, мы задействуем веранду за баром, наш дворик. Конечно, все самое интересное будет в субботу. Придут все свои — кто вырос здесь, чьи воспоминания связаны с баром. Важно, чтобы всем было комфортно.
Ваш жесткий фейсконтроль — это реальность или городской миф?
Он кажется жестким, потому что четко отрабатывает поставленную задачу — пускать всех, но по чуть-чуть. Здесь не отказывают в проходе, не говорят, что эта вечеринка не для вас, а предлагают ждать возможности попасть внутрь. У нас собираются разные люди в определенной пропорции: студенчество, коммерсанты, фрики, экспаты, знаменитости и так далее. Если людей из твоего окружения слишком много, тебя могут не пустить. Надо подождать, пока кто-нибудь уйдет. Из-за этого складывается впечатление, что никого не пускают. На самом деле у нас все доброжелательно относятся друг к другу. Это место общения и любви.
Вам часто звонят едва знакомые люди и просят, чтобы их впустили в бар?
Постоянно. После полуночи я не отвечаю на телефон — много таких звонков. У меня есть договоренность с фейсконтролем, что я не могу на них влиять. Все решения они принимают самостоятельно. Даже если во время вечеринки я сам подойду и попрошу, чтобы кого-то пропустили, фейсконтроль может мне отказать. И я соглашаюсь.
Что должен сделать гость «Симачева», чтобы его больше никогда не впустили?
Есть несколько правил. Нельзя раздеваться, нельзя не платить по счетам — кому-то это до сих пор не очень понятно. Мужчинам нельзя забираться на барную стойку. Тут запрещены наркотики: если мы такое заметим, тут же попросим уйти.
В баре есть тайная красная комната. Зачем она вам понадобилась?
Эта тайная комната была задумана архитектурно. Предполагалось, что это будет секретное место, фишка бара. Но вскоре все пошло не так: комната практически сразу стала не тайной, а массово посещаемой. Все быстро нашли секретную кнопку, которая открывает дверь. Там начали курить, творились какие-то вакханалии, поэтому пришлось ее временно закрыть.
Из тайной комнаты перейдем к главному месту в любом баре — барной стойке. Какой ваш любимый коктейль?
Зависит от времени года. Летом мне нравится апероль, зимой — виски. Вообще любимого коктейля быть не должно. Ты должен просить бармена сделать что-то для тебя в зависимости от твоего сегодняшнего настроения, погоды, времени суток, музыки, которая сейчас играет, политической ситуации в стране — чего угодно. Сегодня люди стали понимать, что такое коктейль. Что прямые микс-дринки — это слишком просто. Алкоголь нужно употреблять с умом — правильно замиксовать, почувствовать оттенки вкуса. Все это в сочетании с музыкой и хорошей компанией должно сложиться, чтобы ты проникся барной культурой.
То есть барная культура продвинулась вперед. А какие изменения в моде, произошедшие за эти 10 лет, вам нравятся, а какие — нет?
Мне нравится, что больше нет жесткого модного приговора, который был раньше. Сейчас каждый имеет право опротестовать любое утверждение и не быть охаянным. Раньше такого права у тебя не было. Люди гнались за модой, платили за нее большие деньги. Я в то время с этим боролся. Поэтому вещи, которые я делал 10 лет назад, нравятся людям и сейчас, они до сих пор актуальны. Я их делал не модными, а качественными и честными.
В то же время сейчас появилось много псевдодизайнеров. Это как с диджеями: все вдруг начали играть, сама эта профессия перестала быть такой магической, какой была раньше. Тогда надо было что-то сделать, чтобы назвать себя диджеем, посвятить себя этому делу. А теперь и ты диджей, и твой сосед тоже диджей. Или дизайнер футболок. Это просто: рисуешь в фотошопе картинку, печатаешь ее на футболке — и ты дизайнер. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, потому что все по‑честному, ничто не мешает тебе самореализоваться. А плохо, потому что нет никаких цензоров, которые подсказали бы обывателю, что правильно, а что нет. Что просто распиарено, а что действительно стоит внимания и потраченных денег. Сейчас в моде наступила анархия — кто во что горазд. Мода поняла, что ей надо перестраиваться, но еще не поняла как. Поэтому все дергаются в разные стороны. А глаза обывателя разбегаются.
По-вашему, как должна перестроиться мода?
Она должна ужаться, перестать быть такой важной, какой ее сделали в 2000-х годах. Уйти в подполье. Для всего мирового населения одежда должна стать униформой — удобной, не отвлекающей внимания и не забирающей силы на подбор гардероба. Должна быть форма для работы, для спорта, для тусовки.
Похоже на Оруэлла…
Нет, это только звучит странно, но на самом деле мы к этому уже движемся. Все в моде идет к усреднению и упрощению. Все торговые марки становятся похожи друг на друга. Это дух времени. Невозможно быть неожиданным и дерзким, но при этом очень дешевым. Когда все конкурируют за каждый цент в себестоимости товара, тут не до экспериментов. Никакой менеджер не позволит дизайнеру поставить под удар экономическую составляющую марки. Сегодня дизайнер перестает быть богом, от которого зависит все. Его снимают с пьедестала и отправляют в цех, он становится таким же сотрудником, как технолог или швея. Сам дизайн перестает быть актуальным, ведь бренды гонятся за ценой. И потребители тоже.
Люди стараются выглядеть очень похоже, выделяться никто не хочет. Но человек не может быть совсем серым и незаметным, чем-то выделяться он должен. Вопрос — чем? Я считаю, что выделяться нужно не внешним видом и умением следить за трендами, а тем, что у тебя в голове.
Вы сами тоже предпочитаете не выделяться?
Я всегда старался быть незаметным. Мои коллекции были очень яркими, но сам я пытался не выделяться, чтобы спокойно наблюдать за происходящим и выдавать новые идеи.
Ходит слух, что вы планируете запустить линию масс-маркета…
Да, планирую. Сейчас все быстро меняется: представлял себе один срок запуска, но он перенесся. На Hooligan это похоже не будет, будет простая одежда на каждый день.
Ваши вещи часто подделывают. И хохлому наверняка используют все кому не лень. Как вы с этим боретесь?
Это больная история. Как с ней бороться, никто не знает. В Гуанчжоу есть целый магазин Denis Simachev — полностью фейковый. Надо не останавливаться, продолжать создавать что-то необычное, открывать новые проекты.
С хохломой сложнее. 13 лет назад я взял хохлому и перенес c лубка на раппортную композицию, которую можно печатать в рулонах. На это ушло полтора года, хохлома оказалась одним из сложнейших рисунков — непросчитываемых, негеометричных. Вскоре она появилась на фабриках в Италии, с которыми мы работали. Потом перекочевала в Китай — китайцы стали печатать ее на своих тканях. Потом она появилась в Сети — теперь ее можно скачать. Сейчас мою хохлому принимают за народную. Были случаи, когда британские дизайнерские бюро пользовались этой хохломой, бутылки ею оформляли. Искренне думали, что это русская народная хохлома.
Когда Bosco использовали завитушки в дизайне олимпийской формы, вы не почувствовали, что это плагиат? Их принт теперь тоже называют хохломой.
Это же русский народный рисунок, его любой может использовать. Его нельзя запатентовать. Мою хохлому — можно, но стоит повернуть листочек в другую сторону, и принт перестает быть патентоспособным.
Мода циклична — вы чувствуете, что 2000-е могут вернуться?
В модных кругах это уже происходит, выйдет ли это в массы, на улицу? Может быть, нет. Люди, далекие от течений, могут и не заметить интереса к 2000-м. 2000-е — это моя юность, в то время со мной происходило много хорошего. Поэтому их эстетика мне дорога как воспоминание.
Тогда напоследок вернемся в 2000-е. Осталась ли у вас давняя мечта, которую вы еще не успели реализовать?
Да, я хочу одеть 33% населения мира. (Улыбается.)
Почему именно столько?
Потому что 50% — это слишком нагло, а треть — вполне. А весь мир одеть невозможно.
Ресторатор Илья Лихтенфельд в последнее время был главным светским ньюсмейкером Москвы. Не успела столичная публикаобсудить разрыв 36-летнего бизнесмена с «Мисс-Одесса» Мариной Приемовой, как в кулуарах начали поговаривать о его неудачах не только в любовных, но и в рабочих делах: продаже и закрытии его успешных клубных проектов. Слухи о банкротстве щедрого плейбоя активно обсуждали за бокалом «Беллини» посетители некогда его же ресторанов, расценивая его отъезд в США как бегство от долгов и эмиграцию. С поднятой бровью судачили и о его новом увлечении —26-летней звезде реалити-шоу «Холостяк» Алене Орловской. В интервью SUPER Илья Лихтенфельд опроверг сплетни о своем плачевном финансовом положении, открестился от приписываемого романа и заявил, что завязывает с бизнесом в России.
В Москве активно обсуждают продажу ваших флагманских проектов: клубов Gipsy и Denis Simachev Shop&Bar. Многие утверждают, что на такие крайние меры вы решились из-за серьезных неудач в бизнесе и даже говорят о вашем банкротстве. Не могли бы вы прояснить ситуацию?
Банкротство — это, конечно, очень громкое слово. Есть из-за кризиса серьезные проблемы в бизнесе. Да, Gipsy продан, но Denis Simachev Bar — нет.
По последней информации, Вы недавно были замечены в Майами. Близкие к вам источники сообщали, что Вы решили прочно там обосноваться и сняли на длительный срок элитный пентхаус. Где Вы сейчас находитесь?
В основном я нахожусь в Нью-Йорке. Никаких пентхаусов не снимаю. Когда приезжаю в Майами, то останавливаюсь у своего друга.
Вы говорите, что у вас проблемы в бизнесе, однако сейчас находитесь в крупном мегаполисе США — не самое лучшее место проживания для человека, столкнувшегося с финансовыми проблемами. Почему не остались в Москве?
В знакомой вам сфере или будете пробовать что-то новое?
Есть несколько идей, я пока не могу сказать. Думаю, осенью это уже будет известно.
Вы сейчас в Нью-Йорке один? Ваше сердце свободно?
Да, я один. Любые отношения, которые мне сейчас приписывают, — выдумка.
В свете обсуждали, что Вы сходились со своей бывшей девушкой Мариной Приемовой, несмотря на измену с ее стороны.
Нет, мы не сходились и измен не было. Какой-то полный бред. Мы расстались в феврале. Наши отношения с Мариной закончились, просто закончились.
Как вы считаете, эти до мелочей «придуманные» истории ваших неудач, которые пересказывает некогда близкий вам круг людей, чей-то продуманный план вашей дискредитации?
Поскольку я медийный персонаж, понятное дело, что когда у меня есть проблемы в жизни и бизнесе, то все приукрашивают факты. Они вдруг обрастают какими-то невероятными подробностями.