Самые странные танки второй мировой войны. Необычные танки мира
Сегодня многие страны гордятся своей удивительной военной техникой, которую они производят. Однако существовали военные машины, не совсем соответствующие современному понятию - танк. Именно о них мы поговорим ниже.
Бронированный квадроцикл, Великобритания
Этот боевой самодвижущейся экипаж с двигателем внутреннего сгорания был изобретён Фредериком Симмсом в июне 1899 года и представлен публике в лондонском Ричмонд-парке. Аппарат имел одноцилиндровый 1,5-сильный мотор «Де Ди-он» и был оснащён пулемётом «Максим». Эта боевая машина по праву считается одним из первых сконструированных танков.
1К17 «Сжатие», Россия
Самодвижущийся лазерный спецкомплекс для противодействия оптико-электрическим устройствам врага. Другими словами, этот странный танк был изобретён для выведения из строя систем прицеливания самолётов, ракет и машин противника. Уникальный сохранившийся образец находится в Военно-техническом музее в селе Ивановское, Московская область.
Бронеавтомобиль Тортуга, Венесуэла
Тортуга уникальный бронеавтомобиль, разработан под руководством инженера Томаса Паканинса в 1934 году для того, чтобы устрашить соседнюю страну Колумбию, чтобы та не напала на Венесуэлу. Внешний вид бронемашины должен был напоминать полицейскую каску, но как бы сказали в XXI веке, он похож на каску Дарта Вейдера или на кусок…
Kugelpanzer, Германия
В переводе с немецкого языка Kugelpanzer означает «танк-шар». Один-единственный образец был захвачен в 1945 году русскими солдатами в Меньчжурии. Машина оснащена крохотным двухтактным двигателем и, вероятно, использовалась как передвижной наблюдательный пункт для корректировки огня артиллерии. Точное назначение этой техники до сих пор остаётся загадкой.
Танк Боба Сэмпла, Новая Зеландия
Во время Второй мировой войны у всех воюющих стран были боевые машины, и Новая Зеландия решила спроектировать свою. Не имея промышленных ресурсов, для создания полноценной военной машины, было принято решение взять трактор и обить его слоем металла. Танк Боба Сэмпла был оснащён семью пулемётами. Он никогда не принимал участия в боевых действиях, но общественную мораль в стране ему все, же поднять удалось.
Царь-танк, Россия
Царь-танк ещё известен под названиями Танк Лебеденко, Нетопырь. Передвижное боевое устройство было разработано инженером Николаем Лебеденко в России в 1914-1915 годах. Но при первом, же испытании было решено, что Царь-танк непригоден для условий ведения полноценного боя, так как он попросту застревал в грязи. Считается самой крупной бронированной сухопутной боевой машиной из всех когда-либо построенных.
Танк Кристи, США
Также известен под названием амфибия-танк. Он был изобретён американцем Джоном Уолтером Кристи в 1921 году. Машина предназначалась для высадок солдат на пляжи и для поддержки пехоты.
A7V, Германия
Тяжёлый немецкий танк, который был разработан в 1917-1918 годах, в ответ на британские боевые машины. Всего их было выпущено 20 штук. Данный странный танк был спроектирован на базе трактора Holt и включал 18 человек экипажа. Машина имела огромное количество недостатков, среди которых неповоротливость, огромный размер, невыносимая жара и загазованность внутри танка. Именно за эти недостатки немецкие солдаты называли A7V «тяжёлой походной кухней».
А-40 (Летающий танк), СССР
Шерман-Краб, США
Специальная модификация американского танка M4 «Шерман», который помимо прямой боевой задачи мог безопасно разминировать минные поля. На передней части танка находился специальный цилиндр, на который крепились цепи. При обнаружении минного поля цилиндр приводили в движение при помощи двигателя, что заставляло цепи, ударятся о землю, тем самым обнаруживая и безопасно взрывая мины. Танк M4 «Шерман» считается одной из самых влиятельных машин времён Второй мировой войны .
Поделится в соц. сетях
Размер, конечно, имеет значение, но не везде и не всегда. Особенно когда размер танка определяет размер раздутого эго, а не технологическая целесообразность. Сегодняшняя подборка экзотических танков и бронемашин тому наглядное доказательство.
Царь-танк
Сколько уж раз учила история царей русских, что слишком раздутое эго - это не к добру, ничего не помогает. Был Царь-колокол и рухнул, расколовшись. Была Царь-пушка, так и не выстрелила ни разу. Казалось бы, название Царь-танк и сама концепция гигантской машины смерти наводят на размышления. Ан нет, проект Николая Лебеденко получил одобрение во всех нужных инстанциях. Примечательный факт: самого Николая II конструктор убедил дать старт работам, просто подарив игрушечную модель, с которой они вдвоём битых полчаса «аки дети малые» ползали по полу.
При этом вполне очевидно, что задумка была провальная во всех отношениях. Огромные габариты делали невозможным скрытое передвижение и быструю переброску на фронт. Попадание шрапнели в спицу выводило ходовую часть из строя. А если пальнуть прямой наводкой в ступицу колеса, то вся махина заваливалась на бок. Добавить сюда стоит значительную дороговизну производства и эксплуатации Царь-танка. Серийное производство Царя исключительно ради психологического эффекта было явно не целесообразно и не под силу стране в состоянии глубокого кризиса. В итоге единственный боевой прототип был разобран. Сохранилась только уменьшенная модель в музее Лебеденко.
Сверхтяжелый танк Маус
«Мышонок» был самым крупным танком, выполненным в металле. Он должен был стать гордостью фашистской Германии, одним из символов её победоносного блицкрига. Танк прорыва с максимально возможной бронёй. Над ним трудились лучшие умы.
В отличие от многих своих собратьев по гигантским размерам, Маус вполне мог стать боевым танком. Его широкие гусеницы обеспечивали лишь немногим большее давление на грунт, чем у серийных тяжёлых танков. Однако масса в 180 тонн всё же создавала определённые проблемы. Например, он не мог ездить по мостам, а пересекать реки должен был по дну с помощью хитрой системы удалённого управления.
В 1943 году был построен первый прототип, а к апрелю 1945-го у немцев было два рабочих Мауса, прошедших испытания. Однако переломный момент в войне уже давно настал. И эти два гиганта не могли ничего изменить. При приближении Красной армии немцы взорвали оба танка, однако к счастью один уцелел. Проведя испытания восстановленного Мауса, из него было решено изъять всю «начинку», а устрашающий корпус выставить в музее. На сегодняшний день компания Wargaming занимается работами по полному восстановлению этой гигантской бронемыши. Большинство ее ходовых узлов не сохранилось. Они создаются штучно на заводах по всему миру в плотном сотрудничестве с опытными реставраторами военной техники. Полностью восстановленный Maus будет находиться в Бронетанковом музее в Кубинке, и каждый желающий сможет увидеть этот уникальный образец военной техники своими глазами.
Прыгающий танк
В то время как конструкторы предыдущих танков стремились решать вопросы проходимости и маневренности с помощью гигантских колёс, в этой чудо-машине создатели проявили не абы какую смекалку. Придумали его американцы, которые всегда были мастерами необычных решений. Так вот этот танк умел прыгать и преодолевать препятствия высотой аж до 125 сантиметров.
А если агрегат разогнать до его максимальной скорости 64км/ч, то мог перепрыгнуть противотанковый ров шириной до 14м. Достигалась чемпионская прыгучесть с помощью мощных пружин-поршней, которые срабатывали синхронно в нужный момент.
И всё бы хорошо, но на этом достоинства «прыгуна» заканчивались. Колёса делали танк уязвимым даже для пехоты с автоматическим оружием. Достаточно было уничтожить хотя бы одну из пружин, чтобы свести на нет весь прыгательный потенциал танка. Так и остался он весьма интересной конструкторской находкой, но ни разу не эффективной боевой единицей.
Танк-бегемот «LVTH6»
Что будет, если скрестить ужа с ежом? - выйдут три метра колючей проволоки. А если транспортный БТР увеличить в несколько раз, навешать тяжёлой брони и крупнокалиберную гаубицу, то получится американский танк-бегемот. Полная длина больше 9м, при высоте 4м и ширине более 3,5м. Минимальный экипаж составлял 7 человек, из которых двое подавали по цепочке снаряды, т.к. стрелку было за ними далеко бегать.
Изначально эта махина была предназначена для прикрытия высадки десанта на более легко бронированных БТРах. Ко всему прочему LVTH6 был амфибией, т.е. отлично справлялся с водными преградами. В итоге, не смотря на несколько странную конструкцию и монструозный вид, получилась довольно эффективная машина поддержки.
Бегемоты использовались во время вьетнамской войны как лёгкие плавающие танки и неплохо себя зарекомендовали. Тем не менее ни одна машина так и не приняла участия в полномасштабном военном десанте, для чего собственно изначально была создана, т.к. операций такого масштаба за время эксплуатации ни разу не проводилось. В настоящий момент распроданы по союзникам США, в том числе Филиппинам, где используются по сей день.
Т28/Т95
В поисках конструкции истинного танка-титана довольно близко к успеху подошли американские конструкторы. Лобовая броня составляла не много, не мало 305мм. На тот момент пробить её не мог практически никто кроме немецкой противотанковой пушки. Но и там пришлось стрелять бы практически в упор.
Одновременно с этим выстрелом из пушки калибра 105 эта махина уничтожала прицельным попаданием любой танк. Хоть немецкий, хоть британский, хоть советский.
И всё было бы хорошо, но у всего есть цена. Такие тактико-технические данные превратили Т28 в монстра весом 86 тонн. Как следствие медлительность, низкая надёжность ходовой части. А вдруг дождь или мягкий грунт? Танк мгновенно трансформируется в стационарную огневую точку, ибо замирает он намертво. И даже сдвоенные гусеницы не помогают.
Безусловно Т28, переименованный позднее в Т95 подошёл гораздо ближе к мечте об идеальном танке-монстре, чем его советский или итальянский «конкуренты». Но в конечном итоге судьба у него оказалась такая же. Его так и не приняли на вооружение армии США.
Chrysler TV-8
Если бы проект этого танка удалось довести до конца, он мог бы стать самым зловещим и устрашающим орудием американской армии. Атомный танк, стреляющий ядерными снарядами.
В конструкции было немало интересных и весьма новаторских идей. Например, экипаж и весь боекомплект должен был размещаться в качающейся башне. Экзотическая форма призвана сделать башню более устойчивой к прямому попаданию. Обзор для экипажа создавали специальные видеокамеры, потому что танкисты могли банально ослепнуть от ядерных вспышек.
В теории выглядело устрашающе, а на деле проект загубили две ключевых проблемы: безопасность экипажа. Облучение от ядерных микровзрывов убило бы состав быстрее противника. Но это ещё можно было решить. А вот создать настолько компактный ядерный реактор, который бы обеспечивал этого монстра энергией оказалось непосильной задачей. После долгих размышлений и с немалым сожалением проект был закрыт и не доведен даже до опытного образца. На фотографиях сохранились лишь макеты, созданные для презентации проекта.
Т анкетка Vickers-Carden-Loyd
Совершенно несуразная на первый взгляд конструкция весьма обманчива. В отличие от многих других участников нашего хит-парада Vickers-Carden-Loyd получила широкое распространение не только у себя на родине Великобритании, но также была лицензирована и использовалась во многих армиях мира, включая СССР.
Предназначена была махина для того, чтобы быстро перемещать с места на место крупнокалиберные пулемёты и оперативно прикрывать непрерывным огнём подразделения мотопехоты. Лобовая броня в значительной степени прикрывала стрелка, а гусеничный механизм позволял с лёгкостью перебрасывать огневую точку даже по пересечённой местности.
Помимо классического варианта существовал целый ряд модификаций, среди которых огнемётная танкетка, тягачи для пушек и гаубиц, прокладчики кабеля и транспортёры.
Иными словами, яркий пример того, что не размер имеет значение, а чёткое понимание целей создания и методов достижения цели.
Венесуэльский танк Tortuga
Нет, перед вами не НЛО на колёсиках, а творчество венесуэльских военных инженеров во главе с Томасом Паканинсом. После войны с Перу Венесуэлла остро нуждалась в новой технике. Тортуга поступила на вооружение вместе с закупленными в Италии танками Ansaldo CV 33. Название этого бронеавтомобиля переводится дословно как «черепаха», что в общем-то неудивительно.
Не смотря на устрашающий внешний вид у конструкции был целый ряд недостатков. Проблемы с обзором были как у механика-водителя, что приводило к плохой манёвренности, так и у стрелков. Не смотря на то, что внутри корпуса было довольно просторно, он плохо вентилировался, что делало пребывание в нём не самым комфортным.
Из вооружения у Тортуги был только 7-мм пулемёт. Под бронёй скрывалась основа от грузовика форд 1943г. выпуска.
Несмотря на экзотический внешний вид и ряд проблем, бронемашина попала в серийное производство и поступила на вооружение военных сил. В остальном мире конструкцию не оценили. И Тортуга осталась единственной в своём роде машиной с подобным внешним видом.
Гусеничная машина Беста, модель 75
История этого танка - это американская мечта, воплощённая в военной индустрии. В 1917г. свою первую модель изобрёл просто американский парень по фамилии Бест. Он оказался достаточно настойчив, чтобы его творение приобрела американская армия.
Технически танк представлял собой трактор Holt75, на который сверху прилепили бронекорпус и поставили крупнокалиберную пушку. Характерная форма корпуса предполагала использование танка для прорыва через проволочные и другие заграждения, а также для лучшей защиты от лобового обстрела. Достоверных данных о пулемётном боекомплекте не сохранилось, но наличие характерных бойниц по бокам башни говорит о том, что оно скорее всего предполагалось.
По одним источникам, благодаря экзотическому внешнему виду танк использовался как модель для военной пропаганды, но в реальных боях не участвовал. С его участием было сделано несколько устрашающего вида фото «армия в наступлении». Другие источники пишут, что было произведено как минимум 50 подобных танков.
***
Уничтожение себе подобных экзотическими способами всегда было любимой забавой человечества. Но увы и ах, это далеко не весь запас экзотики, придуманный военными инженерами. Продолжение следует.
- SEE — Striking Distance
- Sebastian Komor — Infrared Organism
- Adam A. Dearborn & James R. Norman — The End is Near
- John Pregler — Freakshow
- John Pregler & James Nichols — Fired Up
- Sebastian Komor — Target In Sight
- Sebastian Komor — Slave Of The Dark
- Sebastian Komor — Pleasure Or Pain
- Gothic Storm — Aggressive Strike
- Gothic Storm — Global Devastation
Вооружение, броневая защита и мобильность являются основными характеристиками любых современных танков. Способность уничтожить цель с максимального расстояния, быстро сменить позицию, а при необходимости выдержать вражеский удар считаются обязательными качествами для данного вида бронетехники. Тем не менее фантазия оружейных конструкторов не имеет границ. В результате их экспериментирования получаются необычные танки. С достаточно оригинальной конструкцией они не приспособлены к военным реалиям. Удивительные танки-монстры так и не были запущены в серийное производство. Каким чудаковатые концепты не имели дальнейшего развития? Какие бывают танки? С целью добиться консенсуса между подвижностью, защищенностью и вооружением, оружейниками многих стран были созданы свои уникальные образцы бронетехники. Обзор самых странных танков мира представлен в данной статье.
Тяжелый танк Н. Барыкова
Т-35 представляет собой разработку советских инженеров. Руководил процессом конструктор Н. Барыков. Проектировался в течение 1931-1932 гг. Как утверждают специалисты, с многобашенной компоновкой Т-35 - это первая советская бронемашина, которая относится к тяжелому классу. Конструктивно данная модель состояла из пяти башен, благодаря чему стало возможным производить стрельбу сразу из всех орудий. Пятибашенный танк оснастили тремя пушками (одной 76,2-миллиметровой и двумя калибра 45 мм) и шестью 7,62-миллиметровыми пулеметами. Управление вооружением осуществлялось одинадцатью солдатами. Однако, как утверждают специалисты, самые настоящие танки-монстры в годы Первой мировой имелись в распоряжении германской армии. Одним немецким А7V управляло 18 человек. Несмотря на свою уникальность, в советском танкостроительстве дальнейшее развитие Т-35 не последовало. Военные парады стали единственной сферой его применения. Как оказалось, этот необычный танк с многобашенной компоновкой абсолютно не подходил для реального боя. Причина заключалась в наличии следующих недостатков:
- Командир не мог одновременно координировать стрельбу из всех орудий.
- Из-за больших габаритов данный танк представлял легкую цель для врага.
- Ввиду слишком большой массы для Т-35 предусматривалась только тонкая противопульная броня.
- Танк развивал очень низкую скорость: в час мог преодолеть не более 10 км.
Т-35 - достаточно красивый и очень грозный образец, но совершенно бесперспективный. По этой причине советским руководством было принято решение не развивать идею многобашенной боевой бронетехники.
Stridsvagn 103
Данная модель - это полная противоположность танку Н. Барыкова. Спроектирована шведскими оружейными конструкторами. На вооружении состоял с 1966 года. В Strv.103 является единственным образцом основного боевого танка, не имеющего башни. Бронетехника оборудована 105-миллиметровой пушкой, местом для установки которой стал лобовой лист корпуса. Для наведения орудия по горизонтали, этот необычный танк поворачивали вокруг оси. Для наводки по вертикали имелась специальная электрогидравлическая система подвесок, с помощью которой осуществлялось поднятие или опускание кормы.
За счет столь необычной компоновки очень приземистый, с высотой не более 2150 мм, благодаря чему Strv.103 можно было надежно замаскировать и использовать для засад. Единственное слабое место танка - это его ходовая часть. При ее повреждении бронетехника становилась совершенно беспомощной: без наличия гусениц наводка орудия была невозможна. Несмотря на этот недостаток, Strv.103 использовался в качестве основного боевого танка вооруженными силами королевства до 1990-х. Сменен немецкими «Леопардами-2».
«Амфибия»
Данный образец бронетехники спроектировал американский изобретатель John Christie. Танк «Амфибия», как утверждают специалисты, в ходе тестирования переплыл Гудзон. Перевозить военные орудия или какой-либо другой груз по воде - считалось основным его предназначением. Специально для этой цели поверх гусениц с обеих сторон «Амфибию» оборудовали поплавками из бальзы. Сверху они прикрывались кожухами, для изготовления которых использовали тонкие листы стали. Танк оснастили 75-миллиметровым орудием. Стремясь исключить крен танка во время плавания, пушку установили на подвижную раму. С такой конструкцией орудие при необходимости можно было переместить вперед, распределив таким образом равномерно массу танка. Во время боя пушку сдвигали обратно назад. Общественности этот необычный танк продемонстрировали в июне 1921 г. Несмотря на оригинальность конструкции, Департамент США «Амфибия» не заинтересовала. Всего американской оружейной промышленностью был выпущен один-единственный экземпляр.
Chrysler TV-8
Данный образец разработали сотрудники компании Chrysler в 1955 г. Особенность танка заключается в следующем:
- TV-8 оснастили огромной неподвижной башней. Местом ее установки стали облегченные шасси.
- Башню оборудовали компактным атомным реактором, с помощью которого осуществлялось питание бронетехники.
- Башня танка со специальными телевизионными камерами. Это конструкторское решение было предпринято с целью предотвратить ослепление членов экипажа от взрыва атомных бомб.
TV-8 создавался для боев с использованием ядерного оружия. Планировалось установить на танк два 7,62-миллиметровые пулеметы и одну пушку Т208 калибра 90 мм. На армейское командование Соединенных Штатов проект произвел сильное впечатление. Однако идея создать небольшой атомный реактор оказалась трудновыполнимой. Кроме того, существовал риск, что в него может попасть вода. Это повлекло бы к плачевным последствиям, как для солдат в танке, так и для ближайших единиц бронетехники. Атомный танк был создан в единственном экземпляре. От дальнейшего проектирования пришлось отказаться.
Танк Tortuga 1934
Данная модель бронетехники была создана оружейными конструкторами Венесуэлы. Разработчики преследовали цель - устрашить своим творением соседнюю Колумбию. Однако, как утверждают эксперты, результат оказался сомнительным. Даже не содержит угрозы, а в переводе на испанский значит «черепаха». Tortuga с броней пирамидной формы, установленной на 6-колесном грузовике Ford. Башня оборудована одним 7-миллиметровым пулеметом Mark 4B. Всего изготовили 7 экземпляров этих боевых машин.
Русский «Царь-танк»
Автором данной модели стал советский инженер Николай Лебеденко. Его творение представляет собой колесную боевую машину. При создании ходовой части использовали 9-метровые передние колеса и задний валик диаметра 150 см. В центральной части танка отведено место для неподвижной пулеметной рубки, которая находится в подвешенном положении в 8 м от уровня земли. Ширина «Царь-танка» составляет 12 м. К 1915 году автором был готов новый проект, согласно которому танк планировали оснастить тремя пулеметами: два по бокам и один возле рубки. Идея была одобрена Николаем II и вскоре инженер приступил к реализации. Испытывали новый танк в лесу. Однако тестирование не прошло гладко: задний валик очень увяз и извлечь агрегат не получилось даже с помощью мощнейших трофейных двигателей «Майбах», которые использовались в подбитом немецком дирижабле. Бросив безуспешные попытки достать танк, его оставили ржаветь. В революционное время о данной модели никто не вспоминал, а в 1923 г. порезали на металл.
Об «Объекте 279» Ж. Котина
В период холодной войны между инженерами Советского Союза и Соединенных Штатов происходило соперничество по созданию тяжелого танка, способного эффективно выполнять боевые задачи в эпицентре ядерного взрыва. Однако у конструкторов обеих государств далее создания прототипов дело не продвинулось. В городе Ленинграде проектировочными работами руководил легендарный конструктор бронированной техники Жозеф Котин. В 1959 году под его началом был создан советский тяжелый танк «Объект 279»;. Его необычный вид заключается в следующем:
- Танк с корпусом криволинейной формы, вытянутым в виде эллипсоида. Такое конструкторское решение было предпринято с целью предотвратить переворачивание танка, образующейся при ядерном взрыве ударной волной.
- Ходовая часть состояла из четырех гусеничных лент, что до этого времени в танкостроительстве не практиковали. Данная конструкция ходовой позволяла использовать бронетехнику на самых труднопроходимых участках. Танк легко ездил в заболоченных и заснеженных местах. Такие армейские средства для посадки танков, как «ежи» и «пни», для «Объекта 279» не представляли опасность. Благодаря конструкции шасси при их преодолении посадка танка исключалась.
Несмотря на наличие неоспоримых достоинств, выпуск данной модели налажен так и не был. Танк оказался малоповоротливым. Кроме того, для его серийного производства требовались значительные финансовые вложения. Сложности могли возникнуть при обслуживании и ремонте «Объекта 279». Данный танк был изготовлен в единственном экземпляре. Сегодня его можно увидеть в Центральном музее танкового вооружения в Кубинке.
АМХ-13
Является самым скорострельным легким танком, разработанным французскими конструкторами в 1946-1949 гг. Для бронетехники характерна необычная конструкция. В танке применили качающуюся башню, для установки оружия в которой используются втулки-цапфы. Сама башня содержит две части: поворотную нижнюю и качающуюся верхнюю, которую и оснастили орудием. В отличие от традиционных конструкций танковых башен, качающаяся имеет преимущество - за счет ее неподвижности относительно орудия бронетехнику можно оснастить максимально простым заряжающим механизмом.
Снаряды в АМХ-13 подаются по «барабанной» схеме. За казенной частью орудия отведено место для двух барабанных магазинов, каждый из которых содержит по 6 боеприпасов. Вращение магазинов и освобождение очередного боеприпаса осуществляется за счет силы отката. При этом происходит скатывание снаряда на специальный лоток, который совпадает с осью ствольного орудийного канала. Стрельба осуществляется после того, как боеприпас очутится в стволе при закрытом затворе. Как утверждают специалисты, в течение одной минуты АМХ-13 может произвести до 12 выстрелов. Данный показатель скорострельности является достаточно высоким. Кроме того, благодаря использованию барабанной схемы в танковом экипаже не нужен заряжающий. Идея французским оружейников оказалась успешной. Производство данных танков было поставлено на поток. Количество выпущенных АМХ-13 составило 8 тыс. единиц. Сегодня данная модель используется армиями более десяти стран.
Skeleton Tank
Является опытным легким танком Соединенных Штатов, разработанным в годы Первой мировой. Как утверждают специалисты, в то время бронетехника этого класса из-за небольшой длины гусениц была не приспособлена для пересечения широких рвов. Увеличение длины влекло к утяжелению самого танка. Решением проблемы стало изобретение оригинальной конструкции, которая заключалась в следующем: для изготовления поддерживающего большие гусеницы каркаса решили использовать обычные трубы, а между гусеницами отвели место для боевого отделения. Скелетный танк США построили в 1918 г. Местом испытаний стал Абердинский полигон. В послевоенное время проектирование данного образца было прекращено. В годы холодной войны были предприняты попытки возобновить разработку танков и других образцов бронетехники со скелетной компоновкой.
Несмотря на то что образцы в рамках программы «Боевые системы будущего» успешно проходили полигонные испытания, на вооружение американской армии они так и не поступили. Также не было налажено их серийное производство. Дело ограничивалось только концептуализацией и проектированием. Одной из таких моделей стала роботизированная, дистанционно управляемая боевая машина RIPSAW (программа ARAS). Данная модель создавалась под стандартный боевой модуль «Кроуз». Также не исключалось использование пулеметного вооружения калибров 7,62 и 12,7 мм. Данный проект был начат в 2006 году и считается одним из самых перспективных. Работы ведутся американскими офицерами и учеными в Научно-исследовательском инженерном центре вооружения.
Fahrpanzer
Как утверждают специалисты, достаточно эффективными оказались легкие подвижные броневые колесные конструкции. В качестве вооружения используется малокалиберная артиллерия. Подобные модели названы броневыми каретками. Проектировались различные модификации. Также не ограничивался калибр артиллерии. Оружейные образцы называли еще «самоходными бронелафетами». Широко использовались в годы Первой мировой. Каретки преимущественно применялись для укреплений полевых позиций. Также их пытались эксплуатировать в качестве наступательного орудия. Одним из таких образцов стало изобретение германского инженера Максимильяна Шумана. Толщина броневого купола составила 2,5 см. Местом его установки стали станины лафета. Танк майора Шумана с корпусом прямоугольной формы и незначительным откатом орудия использовал прямую наводку. Боевой экипаж состоял из двух человек. Весило творение немецкого конструктора до 2200 кг. Широко использовалось в Первую мировую. Германия и Австро-Венгрия стали странами-производителями этого необычного танка. До 1947 года состояло на вооружении швейцарской армии.
А-40
Данная модель является гибридом танка и планера. В качестве базы использовался советский Т-60. Проектирование велось под руководством конструктора СССР Антонова. Создавался для доставки бронетехники к партизанам по воздуху. После приземления А-40 на землю, планер отсоединяли и А-40 становился стандартным Т-60. Ввиду того что боевая машина весила немало (почти 8 т), чтобы планер мог поднять ее в воздух, с Т-60 советским инженерам пришлось убрать все боеприпасы. Как утверждают специалисты, за счет этого конструкция становилась полностью бесполезной. А-40 совершил один-единственный полет в сентябре 1942 года. Собран этот танк был в одном экземпляре.
Tracklayer Best 75
Является гусеничной бронемашиной 1916 года выпуска. Как утверждают специалисты, Tracklayer Best 75 - это трактор, изготавливаемый сотрудниками компании Best. Технику оборудовали бронированным корпусом и башней, на которой имеется два пулемета и пушка.
Внешне творение имеет много общего с перевернутой лодкой. По причине слишком малого обзора, слабой брони и низкой управляемости этот необычный танк мог ездить только прямо. Военной комиссией в серийное производство машина "Беста" yt была допущена.
Никого не удивишь сегодня концепт-карами: они давно и надежно оккупировали самые престижные места на автосалонах. А как тебе концепт-танки? Никогда о таких не слышал? Ну еще бы! Ведь даже в нынешнем сугубо рыночном мире прототипы новых боевых машин военные прячут за высокими заборами с колючей проволокой, а на выставки вооружений попадает обкатанный, а потому не самый свежий товар. Все это объясняется секретностью. Но, может быть, дело в чем-то другом?
Возможно, разработчики особенно авангардных экземпляров слегка стесняются своих бронированных детищ? Ведь они порой бывают ну очень экстравагантными. Гражданскому человеку долго пришлось бы объяснять, зачем на такую штуку потрачены деньги налогоплательщиков. Как бы то ни было, сегодня у нас в программе концепт-танки - от Первой мировой до наших дней.
Но дело не только в деньгах налогоплательщиков. Престиж страны ведь тоже чего-то стоит! Калифорнийский инженер Кларенс Лео Бест, владевший фирмой по производству сельскохозяйственных тракторов под маркой Tracklayer, прекрасно это понимал. Ближе к победному для Антанты финалу Первой мировой войны он решил, что негоже родной Америке отставать от продвинутых европейских стран. Надо и в отечестве своем тоже танк придумать. Благо все предпосылки для этого налицо: его отец Дэниел Бест вместе с Бенджамином Холтом (они создали позднее знаменитую компанию Caterpillar) изобрели гусеничный движитель, а оснащенный им трактор CLB с 75-сильным бензиновым мотором в 1913 году стал первой машиной, выпущенной под брендом Tracklayer .
Оставалось только заинтересовать военных новым проектом, а потом получить от них деньги, на которые покрыть трактор броней и вооружить. В итоге смелых опытов Кларенса в 1917 году Североамериканские Соединенные Штаты пополнили боевой арсенал Национальной гвардии странной машиной, словно сошедшей со страниц фантастических романов Жюля Верна.
Вооруженный пулеметом танк весил 15 тонн и мог послужить прекрасным примером того, как не надо делать танки. В Европе к тому времени уже серийно строились существенно менее футуристические, но много более боеспособные конструкции.
Впрочем, бывают и настолько интересные задачи, что созданные для их решения монстры и монстрики выглядят необычно именно из-за специфики своего назначения.
Оправившаяся после потерь Версальского мира Германия очень хотела наказать своих обидчиков - Францию и Англию. И если против Франции имелся старый добрый план Шлиффена, то добраться до Британских островов в 1935-м было ничуть не легче, чем в 1915-м. То есть добраться-то было можно, но как высадиться на берег с тяжелой военной техникой? К 1940 году сумрачный германский гений материализовал в металле систему «плавающий тягач - плавающий прицеп», которую назвали Land-Wasser-Schlepper - «земноводный трактор».
«Ландвассершлеппер» тащил за собой по суше и воде понтон с загруженным в него танком или пушкой, экипаж сухопутной машины «плыл» на борту самого LWS. После выезда на берег танк выкатывался из понтона и шел в бой, а трактор отправлялся в следующий рейс.
Все бы ничего, но отсутствие брони делало систему уязвимой, а связка «буксир - баржа» имела очень плохую мореходность. Впрочем, проверить свою концепцию в полномасштабной морской операции против Англии немцам не довелось: почти все из 21 LWS отправились завоевывать СССР и закончили свои дни на Балтике и Черном море.
Пучок цепей с грузами вращался и со всей силы лупил по земле, нейтрализуя мины перед танкомПроблемы высадки танков на морские берега вставали не только перед немцами. Своеобразным способом решили проблему переправы танка англичане. Еще в начале 40-х годов конструктор Николас Штраусслер решил отказаться от применения надувных или складных понтонов, вместо них сделав танк частью брезентового «корабля» с бортами из раскладного водонепроницаемого экрана. Экран, крепившийся по периметру корпуса, разворачивался за счет надувавшихся сжатым воздухом резиновых трубок.
Систему назвали Duplex Drive («Двойное движение»), или просто DD, и оборудовали ею часть танков, участвовавших в высадке союзников на побережье Нормандии в 1944 году.
В числе прочих экраны из прорезиненного брезента получили и танки Sherman. «Шерманы ДД» оснащались гребным винтом с приводом от основного двигателя и могли вполне самостоятельно проплыть по морю расстояние от стоявшего на глубокой воде корабля до берега. Если, конечно, противник не успевал продырявить экран. После выхода на сушу гребные винты поворачивались вверх, чтобы не цеплять грунт, а экран складывался.
В годы Второй мировой войны большую опасность для танков представляли минные поля противника. Бороться с минами пробовали разными способами, но самым рациональным казалось научить танк прокладывать себе путь. Для этого начали придумывать минные тралы самых разных конструкций, в чем по степени экзотичности с большим отрывом лидировали американцы. Одним из самых занятных образцов стал T10 Sherman M4A2 .
Танк Sherman лишился гусениц, а взамен обзавелся мощными тяжелыми катками, которые могли давить и подрывать мины без риска для собственной стальной шкуры. Еще одним вариантом экспериментов с «Шерманами» стал трал системы «Краб» - закрепленный на валу в передней части танка пучок цепей с грузами, которые при движении боевой машины вращались и со всей силы лупили по земле перед ней. При этом поднимались живописные тучи пыли, ну и мины заодно подрывались тоже, добавляя зрелищу экспрессии.
Тяжелая бронедрезина охраняла железнодорожные перегоны от партизан и диверсантов
Поскольку танки научились худо-бедно уворачиваться от мин, следовало срочно научить мины гоняться за танками. Формулировка задачи звучит странно, однако немцы создали-таки миниатюрную (1,5 х 0,85 х 0,56 м) танкетку Sd.Kfz. 302 «Голиаф» , которая, по сути, и была самоходной миной. Весил этот микротанк всего 370 кг, из них 60–70 кг приходилось на взрывчатку.
В движение приводился парой электродвигателей Bosch мощностью по 2,5 кВт каждый. Электроэнергия к ним передавалась по волочившемуся за «Голиафом» кабелю, благодаря которому танкетка и управлялась оператором: уменьшая обороты мотора, перематывавшего одну из гусениц, можно было поворачивать.
Поздние модели снабжались уже маломощным бензиновым моторчиком. До конца войны в Германии построили 7564 «Голиафа» разных модификаций, но серьезного влияния на ход боевых действий они не оказали. Был ряд задач на фронте - вроде подрыва дотов и бункеров, для решения которых самоходные мины оказались весьма полезны, но уж очень много было у них отрицательных качеств.
Скорость всего 9–10 км/ч и посредственная проходимость не всегда позволяли догнать цель, тонкая броня и вовсе ничем не защищенный кабель управления делали танкетку весьма уязвимой для осколков снарядов и даже огня стрелкового оружия. К тому же стоимость одного «Голиафа» составляла от 1000 до 3000 рейхсмарок (в зависимости от модификации), в то время как полноценная 75-мм противотанковая пушка РАК-40 обходилась всего в 12 тысяч.
Сегодня большинство людей твердо уверены, что бронепоезд если и имеет право на существование, то разве только в качестве эмблемы «запасного пути». На самом деле эти странные составы, билет на которые невозможно купить даже по большому блату, до сих пор стоят на вооружении. Уж очень полезны они для обороны окрестностей железных дорог, особенно если других дорог почти и нет, а расстояния измеряются сотнями километров.
Нужно только следить, чтобы враг не повредил рельсы и мосты между местом базирования бронепоезда и тыловыми базами. Для этой роли хорошо бы иметь такие танки, которые могли бы ездить… по тем самым рельсам.
В годы Второй мировой пути отступления немецких бронепоездов прикрывали как раз такие «железнодорожные танки» - тяжелые бронедрезины. Далеко не все они были немецкого производства, активно использовали и трофеи. Так, большой популярностью пользовались польские бронедрезины Zuc , разработанные в 1936 году по заказу армии тогда еще вполне суверенной Польши чехословацкой фирмой Tatra. Бензиновый двигатель разгонял такой необычный «танк» до 45 км/ч, а запас топлива позволял проехать без дозаправки 700 км. Двух пулеметов во вращающейся башне вполне хватало для охраны железнодорожных перегонов от партизан и диверсионных групп.
Однако время не стоит на месте: реалии жизни к началу нашего XХI века изменились весьма существенно. Заокеанские и соседские враги уже не так страшны властям предержащим, как свои местные политические оппоненты. Потому и «броневой меч» некогда великой советской империи не грозит более американским базам в Европе, но рачительно перековывается в инструмент наведения порядка на митингах и демонстрациях. В результате миру являются танки и бронетранспортеры в психоделической окраске, переоборудованные для политического диалога с оппозицией на улицах городов.
Вот, например, «синяя птица счастья» из состава подразделения милиции особого назначения «Беркут» при областных УМВД Украины. В девичестве это был армейский БТР-80.
Свадебный танк-лимузин с шампанским, холодильником и сиденьями для восьми гостей
Фантазия менее воинственных представителей мирового сообщества подсказывает им и более миролюбивые варианты применения бронетехники. Вот британцы свой легкий танк демобилизовали и переделали в свадебный лимузин . Выкрашенные в белый цвет танки мы, положим, и прежде видели, но этот имеет внутри бар с шампанским, холодильник, восемь сидений для гостей и три - для экипажа.
В Великобритании арендовать бронированный по всем законам военной науки лимузин на гусеницах можно всего за 4000 фунтов стерлингов. Правда, еще придется заплатить за доставку танка к месту проведения торжества на специальном трейлере.
Парад ненужных вещей
Передвижная баррикада
Порождение отечественной военной мысли начала Первой мировой. Cтальной щит на колесах с бойницами позволял пятерым стрелкам относительно безопасно вести огонь по врагу, а вот перекатывать тяжеленную конструкцию по ухабистому полю боя было трудно. Да и броня оказалась слабоватой.
Его смастерили умельцы из так называемой Украинской повстанческой армии зимой 1943 года. По сути, это часть корпуса разбитого Т-26 с башней от него же, установленного на шасси трактора СТЗ-5. Если эта штуковина и могла стрелять, то как она не переворачивалась при таком нарушении пропорций?
Мыльный танк
Танк - символ мощи, напора, неудержимой атаки. Примерно так думали и устроители мыловаренной выставки в Германии в 1937 году. Во всяком случае, иных причин извести около 150 кг мыла на облицовку специально построенного фанерного макета французского танка Renault FT-17 придумать не удается.
Танк из сигар
На 11-й ежегодной сигарной выставке во Флориде подобные идеи выродились в сооружение макета танка из сигар. Компания Tampa использовала 38 000 настоящих сигар, чтобы сымитировать танк «Генерал Ли». На дворе февраль 1942 года, война на Тихом океане в самом разгаре.
Японский фанерный танк
Танк - штука хорошая. И очень печально, что противник это тоже понимает, потому изо всех сил старается твои танки изничтожить еще до того, как они проедут по его голове. Поэтому во все времена старались как-то и танки сохранить, и врагу дать пострелять - например, по фанерным макетам танков.
Надувной «Шерман»
Фанерные макеты-обманки - это так, на крайний случай. Привыкшие жить с размахом американцы дурачили немцев во время боев во Франции в 1944 году, применяя высокие технологии: пусть себе стреляют по надувным макетам танков, пока настоящие танки тихо-тихо заходят им в тыл.
Велосипедные танки Рейхсвера
В конце 20-х годов подчиненная требованиям Версальского договора Германия не имела права иметь в составе вооруженных сил танки. Поэтому для обучения бойцов использовались их фанерные силуэты с велосипедными колесами, которые толкали солдаты. Позже макеты установили на легковые автомобили.
Надувной «Центурион»
Вот еще один надувной танк, на этот раз британский и уже из послевоенного периода. Как видишь, макет легко переносится расчетом из семи человек личного состава маскировочной роты. Сделан танк из металлизированной резины, поэтому противник легко примет его за настоящий железный бронеобъект.
Соломенный танк
А это уже немецкие фальшивые танки-макеты для смущения англичан в Первую мировую войну. Материалов для их постройки на фронте почти не было, поэтому пришлось обойтись снопами соломы с ближайшего поля. Для убедительности на бортах нарисовали здоровенные немецкие кресты.
Учебный «танк» американских моряков
Этот огромный макет на шасси трактора был вполне безобиден и предназначался лишь для того, чтобы изображать танк в тренировочном лагере американской армии на Великих озерах. Несомненно, после знакомства с таким монстром настоящие танки казались солдатам не стоящей внимания мелочью.
Немецкий бронированный мотоцикл Type R (Pz-R)
Вообще-то это уменьшенный макет немецкого танка A7V времен Первой мировой. Но смотрится он весьма импозантно, хотя каждому ясно, что единственный торчащий из люка «танкист» при всем желании не сможет управляться и со смотрящей вперед «пушкой», и с парой бортовых «пулеметов».
Самоходный минный трал
Эта боевая бронированная машина была создана совместными усилиями немецких фирм «Крупп», «Даймлер-Бенц» и «Алкетт» зимой 1941/42 года. Предполагалось, что снабженный мощными стальными «башмаками» трал будет ехать по минному полю, подрывая без вреда для себя мины и прокладывая путь для идущих следом танков.
Fowler Coulter Plough
Это смонтированное на британском пехотном танке «Матильда-1» сооружение является вариантом минного трала. Все эти рычаги и колеса опускались при движении по минному полю и по идее должны были подрывать противотанковые мины перед боевой машиной без вреда для нее самой.
Renault FT Riot Control TankФранцузские Renault FT появились в годы Первой мировой и стали первыми в мире танками классической компоновки: с башней, отделением управления спереди и двигателем сзади. Этот конкретный экземпляр, оборудованный громкоговорителями на фирменной мачте, даже пережил Вторую мировую войну.
Непостижимы пути конструкторов. В погоне за своими идеалами, конструкторы создавали такие танки, которые просто поражали своими масштабами, идеями или предназначением. Давайте ненадолго окунемся в историю и почитаем и посмотрим на самые удивительные танки мира!
Прогрев-Т
Этот невообразимый монстр предназначался для траления и обнаружения мин на дорогах твердого покрытия. Танк сам по себе складывается из шасси Т-54. На нем установлен турбореактивный двигатель, а масса танка равна 37 тоннам.
Забетонированный Т-34
Основной танк, состоявший на вооружении СССР - Т-34. На фотографии вы можете видеть забетонированный вариант. По сути получилась тяжелоукрепленная боевая точка. Выглядит настолько грозно, что немецкие танкисты, наверно, были в шоке.
ЗРК S-125M «NEWA-S
Комбинация базы танка Т55 и зенитно-ракетного комплекса СИСТЕМА С-125 дала свои плоды - в итоге получился огромный, мощнейший и к тому же передвижной зенитно-ракетный комплекс.
Gruson 5.3cm L/24 Fahrpanzer
А вот этот, кхм, "танк" называется Gruson 5.3cm L/24 Fahrpanzer. По сути это лишь один из первых экспериментов, которые потом вылились в гигантскую гонку вооружений. Как вы видите, в это подобие танка мог вместиться один человек, который получал весомое преимущество благодаря бронированию этой, прямо скажем, повозке. Но не только бронирование было достоинством, врага огорчали и довольно мощной пушкой.
Chrysler TV-8
Без лишних слов - это один из самых необычных заказов, которые делала компания Крайслер для заказчика ТАСОМ в 1955 году, в мае. Танк должен был заменить уже устаревающий М48. Самая интересная особенность новой машины заключалась в том, что абсолютно все агрегаты и узлы танка, даже МТО, находились в большой, качающейся башне. В той же башне находились и четыре танкиста, которы обслуживали этого монстра. Шасси было облегчено.
Танк вооружался двумя 7,62мм пулеметами, а также 90мм орудием под названием Т208, которое находилось в чрезвычайно жесткой, безоткатной установке.
К сожалению, конструкторам удалось представить только макет машины (полноразмерный). Но все же прототип был отклонен из-за чрезвычайно высоких технических рисков. К тому же, машина не имела весомых преимуществ перед другими, более классическими танками.
LVTH6 - дитя Индии
Хоть данный танк и относится к высадочным средствам, он все же был вооружен мощной гаубицей калибром 105мм. Всего на вооружение было принято чуть больше двух сотен машин. Танк модифицировали в 1957 году - улучшили двигатель и выпускную систему.
Интересно то, что танк обслуживало довольно много людей - в башне находились наводчик, заряжающий и командир. В отделе управления расположились командир экипажа и механик-водитель. А вот два заряжающих были в боевом отделении, которое располагалось сзади башни.
Бронированный, немецкий мотоцикл
Танки - это не только классические машины - на фото вы можете увидеть самый настоящий бронированный мотоцикл, который, к тому же, был неплохо вооружен. Вот только создание не пошло дальше прототипа.
Самоходное орудие во время Первой мировой войны
Итальянские конструкторы тоже были не прочь поэкспериментировать с масштабами:). Только представьте - орудие калибра 305мм, которое ведет огонь снарядом, весящим 442 килограмма. Еще одна особенность - радиус обстрела: 17600 метров! Это орудие, предположительно, было применено при обстреле укреплений австрийцев в Альпах.
«Mine Eploder» - T10 Sherman M4A2
Этот необычный танк был создан компанией “Fisher Company”. База использована от М4А2. Танк тестировался в 1944 году, в июне в штате Мерилэнд. Каток войны - это не только популярное выражение, но и девиз этого танка - он использовался для обезвреживания минных полей, а его класс относится к средним танкам. Без сомнений - это один из самых необычных танков прошлого века.
Беста, модель 75 или гусеничная машина
Эта необычная машина была создана в 1917 году американским инженером по имени Брест. Командование положительно отнеслось к этому танку, который имел довольно малый вес 15 тонн. Процесс испытаний прошел успешно и в том же году танк был принят на вооружение армии. Раз месяц количество этих танков пополнялось на пятьдесят штук.
Пулеметная точка
Эта необычная передвижная огневая точка применялась во времена Финской войны. Главная особенность этой машины заключалась в абсолютном отсутствии разных механизмов, например, двигателя, трансмиссии и гусениц. Просто и надежно - идеальная машина для боевых действий.
Прыгающий танк
Эта необычная, восьмиколесная машина имела одну интересную особенность - она могла преодолевать препятствия до 125 сантиметров высотой. Также танк мог развить максимальную скорость (64км/час) и перепрыгнуть противотанковый ров до 14 метров шириной.
ТР-26Ц или танк-цистерна
Необычный танк, созданный в ленинграде в 1936 году. За цистерной были установлены два огнетушителя, а спереди можно увидеть насос, предназначенный для перекачки топлива.
Противоминный танк
Самая главная задача этой машины - уцелеть всеми правдами и неправдами на минном поле. Для выживания у этого танка нет каких-то необычный особенностей, у него просто ОЧЕНЬ много металла. Укрепленные гусеницы, толстое дно, толстые борта, цельные диски... Такому защищенному танку даже не стали устанавливать башню, ибо незачем.
Американский ковбой
Многие считают, что танки несут в себе частичку национального характера. И если посмотреть на это детище американских конструкторов, то так и есть - даже в очертаниях машины можно увидеть ковбойскую шляпу. А два револьвера, стреляющих ракетами, будут привносить хаос в сплоченные ряды врага.
Впрочем, танк так и не дошел до стадии серийного производства.
Царь-танк
Николай Лебеденко, русский инженер, создал по-настоящему необычную машину. В 1915 году был создан так называемый Царь-танк, который рушил все стандартны танкостроения.
Самое интересное заключалось в том, что новая машина передвигалась не на гусеницах, а на огромного размера колесах - передние колеса были шириной целых девять метров. Конструктор предполагал, что такой монструозный диаметр поможет танку легко преодолевать различные препятствия.
Вооружалась машина четырьмя пулеметами и одним орудием.
Вся эта конструкция была в длину 18,8 метров, в ширину 12,5 метров, а высота танка 9 метров. Скорость была не слишком большой, всего лишь 17 км/час. Хотя удивительно даже, как это чудовище могло вообще двинуться с места.
На данный момент именно Царь-танк держит пальму первенства среди самых огромных боевых машин прошлого века.
Впрочем, результаты испытаний оказались неутешительными и проект был навсегда закрыт. К слову, ту местность, на которой испытывали эту машину, местные жители нарекли "лес Танка".
Летающий танк Антонова
Летающий танк Антонова - это проект, объединивший в себе легкий танк Т-60 и планер. В качестве шасси использовалось шасси танка с разблокированными гусеницами.
В некоторых случаях танковым конструкторам изменяло чувство меры. Вот скажите, зачем бояться того, что враг может тебя уничтожить? Зачем уделять много внимания ходовой части, если не придется убегать? А чтобы этого прискорбного факта не случилось, танк должен иметь как минимум одну, большую пушку. Или две больших пушки. Так, на всякий случай.