Самые известные отшельники. Феномен современного отшельничества: Почему люди бегут от благ цивилизации
Банджи-джампинг - это прыжки с большой высоты, разумеется, со страховкой: человека привязывают к длинному резиновому канату, после чего экстремал, что называется, «шагает в пропасть» и получает несколько секунд свободного падения. При качественной страховке это развлечение совершенно безопасно, но незабываемые ощущения тому, кто рискнёт попробовать, обеспечены. В наши дни банджи-джампинг практикуется во всём мире. Предлагаем вам подборку самых интересных мест для подобных прыжков, которые вы, возможно, захотите посетить.
1. Башня Макао, Китай (223 м)
Телебашня Макао входит в десятку самых высоких зданий в мире, на 88-ми этажах расположены офисы телекомпаний, ресторан и бар, но для банджи-джамперов башня привлекательна совсем по другой причине. Её высота - 238 м (считая антенну), что делает её одной из лучших площадок для этого экстремального вида спорта. Почти на самой вершине башни Макао находится удобная смотровая площадка, где оборудован небольшой мостик - именно с него и совершаются прыжки. Благодаря эластичности каната после первого прыжка джампер «тормозит», затем его подбрасывает вверх, а потом свободное падение повторяется снова. Всего длительность свободного падения составляет около пяти секунд. Если вам кажется, что этого мало - всего-токаких-то пять секунд!-то вы ошибаетесь: этого времени вполне достаточно, чтобы перед глазами промелькнула вся жизнь.
Когда прыжок заканчивается, и канат больше не подбрасывает джампера вверх, его плавно спускают на воздушную подушку. Аттракцион доступен не только для профессиональных джамперов, но и для всех желающих получить острые ощущения. Правда, стоит это удовольствие не дёшево - почти $1 000.
2. Каньон Невис, Новая Зеландия (134 м)
Трамплин в каньоне Невис уникален тем, что совершённый с него прыжок не будет строго вертикальным: траектория полёта с этого трамплина будет напоминать дугу, благодаря чему ощущение свободного падения длится целых 8,5 с. Несмотря на то, что высота моста всего 134 м, джампер пролетает 300 м, поскольку после «торможения» некоторое время раскачивается.
А ещё с высоты видна потрясающей красоты долина и горная река, правда, все эти виды стоит рассмотреть до прыжка, потому что во время его будет не до этого. Но представьте: вы делаете шаг и летите навстречу чистейшей горной реке. Великолепно, правда?
3. Мост через водопад Виктория, Замбия (152 м)
На границе Замбии и Замбези, прямо над уникальным по своей красоте водопадом Виктория, раскинулся мост, по которому проходит граница между двумя странами. Мост также служит смотровой площадкой для туристов, а кроме того, с него совершают прыжки.
С моста открывается потрясающий вид: вода низвергается в ущелье с высоты 110 м, а чуть выше по течению видна непосредственно Виктория. Кстати, здесь находится знаменитая на весь мир Купель Дьявола - естественный водоём, расположенный у самого края водопада и отгороженный от ревущей пропасти только узкой полосой камней, но джамперов, разумеется, больше интересует другое. Длительность свободного падения составляет около трёх секунд. Это место необыкновенно популярно среди адреналиновых наркоманов всего мира, поскольку полёт в пропасть на фоне ревущего водопада - опыт незабываемый. Многие говорят, что не верили в благополучный исход, и от этого ощущения стали ещё острее.
4. Мост The Last Resort, Непал (160 м)
Ещё одна популярная площадка - непальский подвесной мост The Last Resort - это один из самых длинных подвесных мостов в мире, пересекающий красивейшее тропическое ущелье, по дну которого протекает река Бхоте-Коси.
Для начала инструкторы крепко привязывают экстремала к канату, закрепляют страховку и проверяют все карабины, затем подводят к краю моста. Перед прыжком стоит рассмотреть долину более внимательно - увидеть её снова, конечно, предстоит через несколько секунд, но только уже снизу. А потом нужно прыгнуть, но если не решитесь сами, то заботливые инструкторы «помогут».
Когда всё закончится, вас спустят вниз, на одну из речных отмелей, где другие инструкторы встретят вас, дадут попить водички, а потом покажут, куда идти, чтобы снова подняться наверх, если возникло такое желание, конечно.
5. Мост Bloukrans, Южная Африка (216 м)
Bloukrans - самый высокий в Африке арочный мост: по нему волнительно даже пройти, не то что прыгнуть. Как водится, мост соединяет стены ущелья, а по дну протекает река. В центральной точке высота моста составляет 272 м, но лететь придётся «всего» 216 м. Продолжительность свободно падения составляет семь секунд.
Мост используется для коммерческого банджи-джампинга более 50 лет: за это время совершить прыжок успели сотни людей, и примечательно то, что за всю историю здесь не произошло ни одного несчастного случая. Кстати, не менее удивительна и цена аттракциона - всего $5. Если сравнить с ценами по всему миру (включая Россию), то можно понять, что плата чисто символическая.
6. Мост Niouc, Швейцария (190 м)
Мост Niou - самая высокая площадка для банджи-джампинга в Европе. Кроме того, это самый высокий подвесной и пешеходный мост в Швейцарии: изначально он был построен для прокладки трубопровода, но в 1996-м году мосту потребовалась реконструкция, после чего было решено организовать здесь экстремальный аттракцион.
Прыжок будет длиться порядка четырёх секунд. Если вам этого покажется мало, то после (или до, кому как нравится) можно покачаться на качелях, прицепленных к мосту на высоте 190 м над ущельем.
7. Мост Навахо, Мраморный каньон, США (142 м)
Традиционно считается, что сезон для прыжков здесь наступает в конце сентября: прыгать можно и в любое другое время года, но в сентябре в этих местах природа особенно красива. Мост находится в Великом каньоне, по дну которого протекает река Колорадо. Сейчас мост используется только пешеходами, а всего в нескольких метрах от него построен «брат-близнец» для автомобилей.
Свободное падение длится около четырёх секунд. Только приготовьтесь терпеливо ждать своей очереди - поток желающих прыгнуть в сентябре здесь почти не иссякает.
8. Река Колорадо, Коста-Рика (85 м)
В Коста-Рике тоже есть река Колорадо, но с одноимённой рекой в США она не имеет ничего общего. Коста-рикская Колорадо - мутная горная река, с давних пор используемая любителями экстремальных сплавов и спортивной рыбалки. А прочные каменные мосты, соединяющие стены тропического ущелья, прекрасно подходят для банджи-джампинга.
Цены здесь относительно низкие, правда, и высота по сравнению с другими площадками не слишком большая - 85 м. Можно выбрать один из четырёх мостов для прыжка, с каждого из которых открывается свой вид на лес, красные скалы и реку.
9. Коринфский канал, Греция (79 м)
Мост над Коринфским каналом, соединяющий Грецию и Пелопоннес, для прыжков доступен только летом, поскольку в это время из-за падения уровня воды канал становится почти не пригодным для судоходства. Аттракцион организует местная туристическая фирма «Zulu Bungy»: расстояние, которое преодолевают джамперы, - 76 м, а лететь предстоит около трёх секунд.
Стены ущелья довольно узкие, так что при прыжке кажется, что летишь по вертикальному туннелю среди камня, а внизу поблескивает полоса чистой синей воды.
10. Висячий мост Royal Gorge, США (321 м)
Этот мост считается самой высокой площадкой для банджи-джампинга во всём мире: его высота - 321 м, и большинство людей боится даже пройти по нему. До 2003-го года этот мост считался самым высоким подвесным мостом в мире. Внизу бежит бурная река Колорадо, о которой мы уже говорили в одном из предыдущих пунктов - так уж получилось, что Великий каньон будто создан самой природой для подобных развлечений.
К сожалению, мост знаменит не только прыжками, но и смертями, не имеющими, правда, к банджи-джампингу никакого отношения: самоубийцы не раз сводили здесь счёты с жизнью. А вот прыгать с моста с верёвкой благодаря профессионализму инструкторов вполне безопасно - лететь предстоит шесть секунд. Кстати, именно с этого моста был сделан рекордный прыжок - 240 м.
Идеи о «возвращении к истокам», о жизни в гармонии с природой во все времена волновали умы людей. Они популярны и сегодня, когда цивилизация распространилась почти во всех уголках земли и многие от нее устали.
ЛЫКОВЫ
Семья староверов Лыковых отправилась жить в леса Хакасии в 1930-е годы. Они жили вдали от цивилизации более 40 лет. Лыковы построили деревянную избу вблизи небольшой горной реки. Добывали еду посредством охоты (с помощью ям и другими способами), ловили рыбу, а также находили грибы, орехи и другие дикорастущие растения. Кроме того, у Лыковых было приусадебное хозяйство: они сажали репу, картофель, горох, коноплю и так далее. Соли в рационе не было.
Огонь добывался с помощью кремня и кресала. Отшельники шили себе платья из конопли с помощью станка, который изготовили самостоятельно.
Хозяйство Лыковых было найдено геологами в конце 1970-х годов. Об этих необычных людях узнали не только советские граждане, но и остальной мир. В Советском Союзе о них были написаны серии статей и даже книги .
В 1981 году три человека из семьи Лыковых - Дмитрий, Савин и Наталия (они являлись детьми основателей семьи Карпа и Акулины Лыковых) - скончались от пневмонии в возрасте от 41 года до 54 лет. Врачи, исследовавшие семью, считают, что их организмы не были готовы к вирусным инфекциям из внешнего мира. Гости, пришедшие для того, чтобы изучить семью, заразили их бактериями, которые для неподготовленных людей оказались смертельными.
В результате в живых осталась только младшая из семьи, Агафья Лыкова, 1945 года рождения. Поскольку она является староверкой, Русская православная старообрядческая церковь официально приняла ее в свое лоно в 2011 году.
ВИКТОР АНТИПИН
Виктор Антипин (Марцинкевич) родился в Смоленске в семье чиновника и работника библиотеки. Виктор получил два высших образования, одно из которых геологическое. Он мечтал жить в тайге и постепенно пришел к мысли, что человек должен вернуться к истокам, жить в дикой среде, не отрываться от природы.
В связи с этим Виктор Марцинкевич отправился в Сибирь, он путешествовал по реке Лене и в одной из деревень остановился на ночь у Анны Антипиной. В результате Виктор остался жить у Анны, и вскоре она забеременела. Виктор предложил вместе отправиться в лес, чтобы жить вдали от цивилизации. При этом он взял фамилию своей жены, поскольку его собственная фамилия указывала на его нерусское происхождение и меньше подходила к образу настоящего таежника.
В 1983 году они ушли в тайгу и удалились от цивилизации примерно на 200 километров. Двое родившихся детей умерли из-за отсутствия медикаментов. Позже родился еще один ребенок. Девочка, появившаяся на свет в 1986 году, страдала от недоедания (у матери не было молока из-за голода).
Через некоторое время Виктор с женой и дочкой ушли в район реки Бирюсы, где было больше возможностей для добычи пищи. Виктор решил пойти работать на предприятие по заготовке леса. Предприятие выделило Антипиным небольшой участок в лесу и небольшую хижину для ночевки. Однако через несколько месяцев предприятие закрылось. В семье появилось еще три ребенка, и Виктору пришлось наниматься на временные работы в соседних населенных пунктах.
Как и Лыковы, Антипины занимались охотой, ставили ловушки на различных лесных зверей и птиц. Одежда также изготавливалась самостоятельно. Кроме того, родители занимались домашним обучением детей - они научили их писать, читать, рисовать и т. д.
Однако проблемы семьи со временем только усиливались, и в начале 2000-х годов Анна решила покинуть лес. Она попросила помощи у местного начальника, и он вывез Анну и детей из тайги. Виктор остался жить в своей хижине и через несколько месяцев умер от голода.
ФИЛИППЫЧ
Отшельник Владимир Филиппович Еменка родился в Коми в селе Датта. Филиппыч, как его называют сейчас, с детства был приспособлен к условиям тайги, он умел охотиться и разводить костер.
Будучи подростком, Владимир работал в рыбном колхозе. Затем служил в советской армии и возвратился в родное село, женился. Но семейная жизнь у Владимира Филипповича не заладилась, и супруги развелись.
Тогда Филиппыч переехал ближе к реке Уде, те места были богаты диким зверем. Он охотился на соболей, волков и других животных. Решив стать отшельником, Филиппыч ушел в лес, в район реки Таги, ближе к родному селу. Отшельник продолжает охотиться, он добывает пушных зверей и не пользуется ружьем, чтобы не повредить шкуру.
Филиппыч крайне редко покидает тайгу, но иногда к нему заходят местные охотники и приносят ему журналы и книги, поскольку он очень любит читать в свободное время.
ЖИТОМИРСКИЕ ОТШЕЛЬНИКИ
Житомирские отшельники - это семья из трех человек: Иван Сирык, его жена Виктория и их сын Степан. Они жили в Москве. Иван был успешным художником-оформителем, даже создал собственный бизнес. Однажды супруги с сыном посетили дольмен на Кавказе. Там, по их словам, духи предков поделились с Иваном своей мудростью: они посоветовали ему бросить все дела и существовать отшельниками.
Они живут не очень далеко от цивилизации, в нескольких километрах от села Подлесное (Житомирская область). В лесу они построили небольшой домик, разделили его на три комнаты. Пол этого жилища покрыт соломой, имеется обогревательная печка. Дом предназначен для проживания в холодное время года, летом семья спит на соломе в «мастерских», покрытых стеклянной крышей, для того чтобы обозревать ночное небо.
Сирыки не занимаются охотой, они едят только растительную пищу. Их сын Степан ходит в школу, но очень редко, не чаще раза в месяц. В основном он получает домашнее образование.
САМАРСКИЕ ОТШЕЛЬНИКИ
Самарские отшельники - это не семья, а целая группа граждан. Они ушли в лес по религиозным мотивам. К такому образу жизни людей склонил отец Константин, бывший православный священник.
Вместе с группой своих учеников из Самарской области Константин переселился в район озера Беллин-Холь (Тыва). Причем, чтобы добраться до этого места, пришлось нанять дорогостоящий вертолет.
Люди поселились в рыбацких домиках, которыми давно никто не пользовался, затем выстроили более удобные деревянные дома. По свидетельствам очевидцев и родственников отшельников, быт в этом поселении был организован достаточно хорошо, люди не страдали и не умирали. Тем не менее в конце 2000-х годов российские спасательные службы, узнав о происходящем, эвакуировали людей с озера и отвезли обратно в Самару.
Идеи о «возвращении к истокам», о жизни в гармонии с природой во все времена волновали умы людей. Они популярны и сегодня, когда цивилизация распространилась почти во всех уголках земли и многие от нее устали.
Лыковы
Семья староверов Лыковых отправилась жить в леса Хакасии в 1930-е годы. Они жили вдали от цивилизации более 40 лет. Лыковы построили деревянную избу вблизи небольшой горной реки. Добывали еду посредством охоты (с помощью ям и другими способами), ловили рыбу, а также находили грибы, орехи и другие дикорастущие растения. Кроме того, у Лыковых было приусадебное хозяйство: они сажали репу, картофель, горох, коноплю и так далее. Соли в рационе не было.
Огонь добывался с помощью кремня и кресала. Отшельники шили себе платья из конопли с помощью станка, который изготовили самостоятельно.
Хозяйство Лыковых было найдено геологами в конце 1970-х годов. Об этих необычных людях узнали не только советские граждане, но и остальной мир. В Советском Союзе о них были написаны серии статей и даже книги.
В 1981 году три человека из семьи Лыковых — Дмитрий, Савин и Наталия (они являлись детьми основателей семьи Карпа и Акулины Лыковых) — скончались от пневмонии в возрасте от 41 года до 54 лет. Врачи, исследовавшие семью, считают, что их организмы не были готовы к вирусным инфекциям из внешнего мира. Гости, пришедшие для того, чтобы изучить семью, заразили их бактериями, которые для неподготовленных людей оказались смертельными.
В результате в живых осталась только младшая из семьи, Агафья Лыкова, 1945 года рождения. Поскольку она является староверкой, Русская православная старообрядческая церковь официально приняла ее в свое лоно в 2011 году.
Виктор Антипин
Виктор Антипин (Марцинкевич) родился в Смоленске в семье чиновника и работника библиотеки. Виктор получил два высших образования, одно из которых геологическое. Он мечтал жить в тайге и постепенно пришел к мысли, что человек должен вернуться к истокам, жить в дикой среде, не отрываться от природы.
В связи с этим Виктор Марцинкевич отправился в Сибирь, он путешествовал по реке Лене и в одной из деревень остановился на ночь у Анны Антипиной. В результате Виктор остался жить у Анны, и вскоре она забеременела. Виктор предложил вместе отправиться в лес, чтобы жить вдали от цивилизации. При этом он взял фамилию своей жены, поскольку его собственная фамилия указывала на его нерусское происхождение и меньше подходила к образу настоящего таежника.
В 1983 году они ушли в тайгу и удалились от цивилизации примерно на 200 километров. Двое родившихся детей умерли из-за отсутствия медикаментов. Позже родился еще один ребенок. Девочка, появившаяся на свет в 1986 году, страдала от недоедания (у матери не было молока из-за голода).
Через некоторое время Виктор с женой и дочкой ушли в район реки Бирюсы, где было больше возможностей для добычи пищи. Виктор решил пойти работать на предприятие по заготовке леса. Предприятие выделило Антипиным небольшой участок в лесу и небольшую хижину для ночевки. Однако через несколько месяцев предприятие закрылось. В семье появилось еще три ребенка, и Виктору пришлось наниматься на временные работы в соседних населенных пунктах.
Как и Лыковы, Антипины занимались охотой, ставили ловушки на различных лесных зверей и птиц. Одежда также изготавливалась самостоятельно. Кроме того, родители занимались домашним обучением детей — они научили их писать, читать, рисовать и т. д.
Однако проблемы семьи со временем только усиливались, и в начале 2000-х годов Анна решила покинуть лес. Она попросила помощи у местного начальника, и он вывез Анну и детей из тайги. Виктор остался жить в своей хижине и через несколько месяцев умер от голода.
Филиппыч
Отшельник Владимир Филиппович Еменка родился в Коми в селе Датта. Филиппыч, как его называют сейчас, с детства был приспособлен к условиям тайги, он умел охотиться и разводить костер.
Будучи подростком, Владимир работал в рыбном колхозе. Затем служил в советской армии и возвратился в родное село, женился. Но семейная жизнь у Владимира Филипповича не заладилась, и супруги развелись.
Тогда Филиппыч переехал ближе к реке Уде, те места были богаты диким зверем. Он охотился на соболей, волков и других животных. Решив стать отшельником, Филиппыч ушел в лес, в район реки Таги, ближе к родному селу. Отшельник продолжает охотиться, он добывает пушных зверей и не пользуется ружьем, чтобы не повредить шкуру.
Филиппыч крайне редко покидает тайгу, но иногда к нему заходят местные охотники и приносят ему журналы и книги, поскольку он очень любит читать в свободное время.
Житомирские отшельники
Житомирские отшельники — это семья из трех человек: Иван Сирык, его жена Виктория и их сын Степан. Они жили в Москве. Иван был успешным художником-оформителем, даже создал собственный бизнес. Однажды супруги с сыном посетили дольмен на Кавказе. Там, по их словам, духи предков поделились с Иваном своей мудростью: они посоветовали ему бросить все дела и существовать отшельниками.
Они живут не очень далеко от цивилизации, в нескольких километрах от села Подлесное (Житомирская область). В лесу они построили небольшой домик, разделили его на три комнаты. Пол этого жилища покрыт соломой, имеется обогревательная печка. Дом предназначен для проживания в холодное время года, летом семья спит на соломе в «мастерских», покрытых стеклянной крышей, для того чтобы обозревать ночное небо.
Сирыки не занимаются охотой, они едят только растительную пищу. Их сын Степан ходит в школу, но очень редко, не чаще раза в месяц. В основном он получает домашнее образование.
Самарские отшельники
Самарские отшельники — это не семья, а целая группа граждан. Они ушли в лес по религиозным мотивам. К такому образу жизни людей склонил отец Константин, бывший православный священник.
Вместе с группой своих учеников из Самарской области Константин переселился в район озера Беллин-Холь (Тыва). Причем, чтобы добраться до этого места, пришлось нанять дорогостоящий вертолет.
Люди поселились в рыбацких домиках, которыми давно никто не пользовался, затем выстроили более удобные деревянные дома. По свидетельствам очевидцев и родственников отшельников, быт в этом поселении был организован достаточно хорошо, люди не страдали и не умирали. Тем не менее в конце 2000-х годов российские спасательные службы, узнав о происходящем, эвакуировали людей с озера и отвезли обратно в Самару.
Что заставляет человека бросить комфортную, благоустроенную жизнь, покинуть привычные места и поселиться где-то вдали от цивилизации? Кого-то толкают на это личные обстоятельства, кого-то - политические или религиозные соображения, а кто-то просто хочет жить в гармонии с природой… Сегодня мы поговорим о самых известных отшельниках наших дней.
Первое место в "рейтинге", конечно, занимают Лыковы , которые стали знамениты на всю страну благодаря публикациям в "Комсомольской правде". Семья староверов из Хакасии - Карп и Акулина Лыковы с детьми - еще в 30-е годы прошлого столетия ушли в тайгу. Лыковы построили неподалеку от берега горной реки деревянную избу. Пропитание стали добывать охотой, рыбной ловлей, собирали в лесу грибы и орехи. У избы развели огород, сажали картофель, репу, горох… Огонь получали по старинке - при помощи кремня и кресала, одежду шили из конопли на самодельном станке…
В конце 70-х на усадьбу отшельников наткнулись геологи. Так о них стало известно остальному миру. В 1981 году два брата и сестра Лыковы - Дмитрий, Савин и Наталия - скончались от пневмонии, вызванной вирусной инфекцией. Похоже, что вирусом их заразил кто-то из посещавших семьи исследователей. По-видимому, по причине изоляции организм не успел выработать иммунитет, и это стало для Лыковых роковым… В живых осталась лишь младшая сестра Агафья.
В какой-то степени судьбу Лыковых повторила чета Антипиных . Глава семьи, Виктор Марцинкевич, был родом из Смоленска, получил два высших образования и смолоду мечтал жить в тайге, наедине с дикой природой… Во время путешествия в Сибирь Виктор женился на местной жительнице - Анной Антипиной. Он решил взять фамилию жены - Антипин.
В 1983 году Виктору удалось уговорить супругу уйти в тайгу. Они поселились примерно за 200 километров от ближайшего населенного пункта. Двое родившихся у Антипиных детей умерли из-за отсутствия медикаментов. В 1986 году семья перебралась поближе к речке Бирюсе, где Виктор устроился на лесозаготовки. Лесозаготовочное предприятие выделило Антипиным небольшой лесной участок с хижиной. Но вскоре предприятие закрылось. К тому времени в семье появилось еще трое детей, и Антипину пришлось устраиваться на временные работы, чтобы кормить жену и чад…
Семья пыталась также добывать пищу и все необходимое для жизни самостоятельно. Антипины охотились, ставили ловушки на таежных птиц и зверей, сами изготавливали одежду… Детей родители сами обучали грамоте и прочим наукам. В начале 2000-х жизнь, полная лишений, наскучила Анне Антипиной, и она вместе с детьми вернулась к людям. Виктор отказался уйти вместе с ней и несколько месяцев умер от голода в своей хижине…
Владимир Филиппович Еменка родом из Коми, из села Датта. Тайгу он хорошо знал с детства. Жизнь парня сначала складывалась обычно: работа в рыбном колхозе, армия, женитьба… После развода с женой Еменка перебрался в район реки Уды, где было много дикого зверья, стал промышлять охотой, а потом ушел к реке Таге, поближе к родному селу. Сейчас он ведет отшельнический образ жизни, занимается в основном добычей пушных зверей. Изредка его навещают местные охотники, которые приносят отшельнику книги и журналы - Филиппыч (как они его называют) очень уж любит читать…
Самарскими отшельниками называют бывшего православного священника отца Константина и группу его последователей. По религиозным мотивам они переселились из Самарской области в Тыву, в район озера Беллин-Холь. Добрались туда на вертолете, поселились в заброшенных рыбацких домиках, потом построили деревянные дома… Хотя отшельникам удалось наладить быт и никто из них на новом месте не страдал от голода и болезней, в конце 2000-х спасательные службы эвакуировали их как "оказавшихся в опасной для жизни ситуации" и переправили назад в Самару…
Около села Подлесное в Житомирской области живёт необычная семья. Они полностью изменили свой образ жизни, они вышли из обыденного круга бытия и ушли к природе.
В трёхкомнатной саманной хате с соломенной крышей живут Сирыки: Иван (52 года), Виктория и Степан (12 лет).в центральной комнате горит печь, пол покрыт соломой, всей площади в камнатушках по паре квадратных метров.
По словам Виктории, семья в доме только зимует, основное время проводят в мастерских.
В качестве спальни выступает сеновал, над которым соорудили стеклянную крышу. Благодаря этому ноу-хау семья имеет возможность круглый год видеть звёздное небо. Для них стало открытием количество звёзд. Ведь и правда среди городских огней небо теряет своё богатство.
Так же они имеют возможность понаблюдать и за крылатыми соседями - птицами, мышами. От туалета тоже отказались, ведь рядом есть лес…
Идея уйти от жизни к истокам посетила успешных московских художников восемь лет назад.
Тогда Иван занимался съёмками клипов, иллюстрировал книги, делал фарфоровую мебель…. У них были идеи и перспективы. Но вот супруги решили посетить кавказские дольмены. В эту поездку даже сына восьмимесячного взяли. Вот после посещения этих мегалитических сооружений и было решено начать жить по правильному.
Они отказались от достижений века информационного. Перестали смотреть телевизор и пользователься телефоном и компьютером. Их не привлекает идея смотреть онлайн или скачать сериал или музыку. Хотя в чём-то семья напоминает героев сериала Американский папаша , разве что инопланетянина у них нет. Хотя проблемы есть весьма похожие…
Они начали с вегетарианства, потом перешли на потребление только овощей и фруктов, сыроедение. Далее планируют перейти на питание праной. Они верят, что это возможно. Виктория говорит о том, что уже сейчас ей удалось почти вырастить два зуба.
Их диета объясняется желанием потреблять живую пищу, которая остаётся до нагревания до 40 градусов. Очень много они употребляют грибов, в том числе и мухоморы. Грибы едят в любом виде - сырые, жаренные, сушёные и т.д.
У Виктории и Ивана двое сыновей - это Степан, живущий дома, и Тимофей (22 года) в квартире в Житомире.
Младший, Степашка - ходит в школу раз в месяц, уже в 4й класс.
Как оказалось, он не имеет друзей, потому что дети смеются над волосами мальчика, и вообще игнорируют ребёнка.…..Кстати, мальчик считает, что отец его научил очень многому.
В комментах Фтешагауд
говорит: "Если честно, то никогда таких людей толком не понимал".
На что ему Отшельник
отвечает: "Да нормальные они люди, 200 лет назад большинство населения так жило, вот и они так живут, а детям ихним и не нужна цивилизация, чтобы денег заработать и детей рожать, ведь раньше рожали и женились без городских понтов и благ. Просто мы живём в искуственном мире, а они как раз в настоящем.Это мы без магазина и интернета помрём, а они выживут.
Да и мы живём ради чего - никто не задумывался, есть ли у вас конкретная цель? (я не имею в виду цель заработать бабла, чтобы всем знакомым нос утереть, или крутую тачку, или загородный котедж).
И ещё одна пара городских отшельников: семья Шаховых.
Семья Шаховых живёт в Макеевке. Они познакомились однажды в 1986. Встретились на вечере встреч в Артёмовском муз. училище, разговорились на общие темы и…
Тонкость вся в том, что он уже имел опыт многочисленных походов в горы, встреч с НЛО, членства в астрономическом обществе, прочитанное море книг по философии, собственные стихи. Он был настройщиком и реставратором. Она была студенткой-пианисткой. Ему было 52, ей 19. Уфология связала их на 21 год.
Домик Шаховых увешан картинами, нечто разводистое. «Бесконечность», нарисованная не людьми, рукой водил Предначертатель, по их словам. В центре дома стоит рояль середины XIX века.
Родители Ларисы так и не смирились, хотя они ходят к детям, носят овощи, консервацию. Шаховы не верят предкам и проверяют на кошках продукты.
За продуктами ходят раз в месяц и тратят всю пенсию Анатолия. Едят очень мало, потому денег хватает.
Вообще существование этой необычной семьи открылось совершенно случайно - когда начался пожар и приехали пожарные. Тогда сгорела их обсерватория, пострадали иконы, библиотека.
А пожарных удивила пара с необычными волосами.
С волосами и гигиеной вообще получилась такая история. 10 лет назад пересох водопровод. Чинить не стали. Стали собирать дождевую воду, пить её, готовить на ней.
Вообще устроили режим жёсткой экономии воду, а потому и не купаются, не стирают и голову не моют. И не только не моют, но и не стригут. Анатолий бороду вокруг себя заматывает. Лариса перестала чесать косу на третьем метре. Теперь волосы — сплошной колтун.
Одежду кстати тоже не стирают, пока сама не сопреет, прямо так на теле. Что характерно, при этом ни о каких врачах и речи не идёт. Толи иммунитет выработался, толи здоровое питание, отсутствие вредных привычек…
Они считают, что все мы на Земле лишь гости из других мирозданий. Ими выстроена сложная система соотношений, переходов мирозданий. Они живут в своём мире, считая, что все бессмертны…